Значение автора в романе евгений онегин. Подготовка к урокам литературы(Все сочинения приведены для примера)

Александр Сергеевич Пушкин… Наверное, нет человека в России, который бы не знал этого имени. Он входит еще в детстве в нашу жизнь и остается в ней до конца: для кого-то - друг, для кого-то - учитель. Каким человеком был Пушкин? Он всегда стремился к справедливости и свободе, осуждал произвол помещиков, мстительность, эгоизм. Самым известным произведением поэта, безусловно, является роман «Евгений Онегин». По окончании его написания Александр Сергеевич о самом себе воскликнул: «Ай да Пушкин!» Автор понял, что создал шедевр. И правда, произведение получилось изящным, легким, но в то же время безгранично глубоким и многогранным. «Евгений Онегин» отразил всю российскую горькую действительность «золотого века». Роману до сих пор нет равных ни в отечественной, ни во всей мировой литературе.

Создание «энциклопедии русской жизни»

Произведение в целом писалось более восьми лет. Пушкин начал его еще в молодости, когда находился в южной ссылке - это были годы декабристского восстания. В процессе написания романа «Евгений Онегин» поэт потерял многих своих друзей. Завершил он его в Болдино, когда после разгрома декабристов царила обстановка строгого режима Николая Первого. Именно в это время у Александра Сергеевича наблюдался небывалый творческий подъем. Известный критик Белинский назвал «Онегина» наиболее задушевным произведением Пушкина. С этим трудно не согласиться, ведь в своем творении поэт воплотил не только собственные рассуждения о жизни, чувства и мысли, но и себя в целом. Образ автора в романе в стихах «Евгений Онегин», пожалуй, можно назвать одним из центральных.

Пушкин как герой произведения

Творя особый мир, Александр Сергеевич и сам выступает в нем действующим лицом. Он - не только сочинитель и повествователь, но и герой произведения. Насколько важен сей персонаж? Образ автора и его роль в романе Пушкина «Евгений Онегин» трудно переоценить. За счет постоянного присутствия поэта на страницах книги описываемым событиям придается необыкновенная достоверность и особенный лиризм. Александр Сергеевич в своем произведении - полнокровный живой персонаж, имеющий свой характер, свое мироощущение, свои идеалы. Вместе с тем образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» не превалирует над остальными, его вторжение в ход повествования вполне оправдано и органично. Субъективный взгляд поэта на те или иные вещи позволяет читателю глубже осмыслить происходящие события, понять, как автор оценивает многие исторические факты и явления действительности, характерные для того времени.

Пушкин и Онегин: различия

Образ автора в романе «Евгений Онегин» прослеживается уже с начала произведения. Так, Александр Сергеевич, говоря о типичности полученного главным героем образования, и себя относит к этой социальной среде. Он пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» В то же время поэт подчеркивает разницу между собой и Онегиным. Они противопоставляются в отношении к театральному искусству: Пушкин называет театр «волшебным краем», а Евгений в нем видит только развлечение. По-разному они относятся и к природе: автор любит ее, а Онегин считает одним из звеньев перемены занятий. Нет у них схожести и в отношении к любви: главный герой говорит, что это «наука страсти нежной», а Александр Сергеевич отмечает, что «все поэты - любви мечтательной друзья». Иначе они относятся к литературе - создатель произведения пишет о Евгении: «не мог он ямб от хорея… отличить».

Пушкин и Онегин: сходство

И все-таки образ автора в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» перекликается с образом главного героя. Их объединяет и предпочтение Татьяны Ольге, и снисхождение к Ленскому, и оценка дома Лариных. В начале произведения настроение поэта ветреное, игривое, переменчивое. Уподобляясь Онегину, познавшему «науку страсти нежной», Александр Сергеевич поклоняется женским ножкам, воздавая дань забавам юношества. Здесь автор предстает легкомысленным, завсегдатаем столичных балов и типичным представителем пустого аристократического сообщества. Но в тексте тут же следует опровержение, позволяющее читателю понять, что хоть поэт и не идеален, поскольку издержки среды, в которой он воспитывался, наложили на него отпечаток, но вместе с тем его характер достаточно сложен, неоднозначен, и ему - наряду со светской бесцеремонностью - присущи утонченность и глубина чувств.

Путешествуя по страницам произведения, читатель понимает, что образ автора в романе «Евгений Онегин» вовсе не такой, каким кажется вначале. Поэт выше поверхностных увлечений и слабостей, его внутренний мир многообразен и богат. Пушкин преодолел зависимость от аристократической среды, возвысился над ней, освободившись от пустоты и пошлости светской жизни, и сошелся на этой почве с Онегиным. Автора и главного героя объединяет протест против бездуховности, критическое восприятие реальности, стремление к самореализации, поиск общественных идеалов.

Отношение поэта к Лариной и Ленскому

Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин» вырисовывается в оценках героев произведения и их поступков. Александр Сергеевич симпатизирует всем персонажам, но главным образом Татьяне Лариной. Не случайно он пишет: «Я так люблю Татьяну милую мою!» У автора с ней много общего - это отношение к свободе, к природе… Поэту близка задумчивая мечтательность Татьяны, глубина ее чувств, душевная напряженность. Для духовно повзрослевшего Пушкина она - идеал женщины и даже муза.

Доброжелательно относится Александр Сергеевич и к Ленскому - свободолюбивому и романтически восторженному молодому человеку, который верит в силу настоящей дружбы. Автор и сам таким же был в юности, но уже давно пережил увлечение романтизмом - теперь это он иронично называет высокопарным и оторванным от действительности. Хотя к иронии подмешивается и горечь того, что ушедшее время уже не вернуть.

Авторские отступления и образ автора

В романе «Евгений Онегин» много лирических отступлений, в которых Пушкин или возвращается в свою юность, или говорит о волнующих его проблемах общества. Поэт много внимания уделяет Москве - городу, который он очень любит. Кому не известны его строки: «Москва! Как много вэтом звуке…»!

Но больше всего образ автора в романе «Евгений Онегин» раскрывается, когда Александр Сергеевич пишет о любви, рассказывает, как следует относиться к женщинам. Ведь именно в этом произведении Пушкиным сделан вывод: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», которому в наши дни стараются следовать все мужчины.

В лирических отступлениях поэт вспоминает о прожитых годах, главных событиях своей жизни, радостных и грустных. Под пером глубокого мыслителя и тонкого лирика оживает все пережитое им в Царскосельском лицее, в Михайловском, в Петербурге.

Роман о молодежи

В произведении Александр Сергеевич показал жизнь разных слоев общества: и деревни, и города, и провинции, и столицы. Особенно ярко он рассказал о российской молодежи того времени. В романе все герои - молодые люди, полные жизни, чувств, надежд, страстей. Пушкин жалеет о том, что его юность быстро прошла, и призывает читателя дольше оставаться молодым, не поддаваться лени и хандре.

Вообще нельзя не сказать о том, как поэт относится к читателю. Он для автора - лучший друг, готовый понять и выслушать. «Мои друзья», «милые мои», «мой читатель» - так Александр Сергеевич обращается к своим адресатам. Конечно, с самого начала повествования это располагает читателей к Пушкину. Вместе с тем поэт то приближает их к себе, то отдаляет. Для автора читатель - критик, с которым он делится своими планами.

Чему учит произведение

Образ автора в романе «Евгений Онегин» способствует расширению границ произведения. Повествование ведется как бы от нескольких перебивающих друг друга лиц, одни из которых непосредственно сами вовлечены в текст, другие - знакомы с героями романа, а третьи находятся вне событий. Все они соединяются в авторе, составляют гамму его всевозможных проявлений, и оттого появляется ощущение богатства и сложности личности поэта. Произведение написано в тоне светлой печали, грусти, но в то же время оно наполнено верой человека в будущее. Роман отвергает крепостничество, учит ненавидеть бессодержательную и пустую жизнь, самовлюбленность, эгоизм, черствость сердца.

В заключение

Александр Пушкин в «Евгении Онегине» старался уйти от шаблонных художественных приемов, избежать условностей. Поэтому он намеренно соединил мир автора и героев, специально нарушил сюжетные линии и ввел в роман черты современного ему быта. Это позволило поэту создать поистине реалистичное произведение, настоящую «энциклопедию русской жизни».

“Евгений Онегин” - первый реалистический русский роман. В нем изображено светское общество с его мыслями, действиями, законами. И хотя Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна - вымышленные герои, они предстают пред нами как живые. Пушкин сделал своих героев, их характеры типичными для той эпохи, и именно эта типичность позволяет нам воспринимать их как настоящих, когда-то существовавших людей. Кроме того, Пушкин вводит своих героев в круг реальных людей. Так, Татьяна на балу встречается с Вяземским, а среди друзей Онегина - Чаадаев, Каверин и сам Пушкин.
Пушкин выступает рядом с героями не только как рассказчик, но как действующее лицо романа. Он - друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, “свято бережет” ее письмо к Онегину. У него на случай сохранились стихи Ленского.
Рассказывая о своих друзьях и знакомых, Пушкин не равнодушно, спокойно созерцает события их жизни, а принимает живейшее участие в их судьбе, понимает их, откликается на их переживания с любовью, участием, иногда иронизирует, подшучивает над ними, а то и строго осуждает их поступки. Так, например, Пушкину не нравится, что Онегин принял.вызов Ленского:

Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце...

Онегин - друг Пушкина, которому “нравились его черты”. Но Онегин и Пушкин - не одно и то же. До Пушкина поэты и писатели наделяли своих героев собственными качествами, они показывали собственный внутренний мир, только под чужой маской. Пример этому - творчество Байрона. Но “всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”, - писал Пушкин. Действительно, Онегин и Пушкин - совершенно разные люди. Онегин разочарован в жизни:

Рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели...

Когда Онегин приехал в деревню, красота русской природы не тронула его, хотя

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок.

Насколько Пушкин восхищается красотой родной страны, настолько же она безразлична Онегину.
В романе часты лирические отступления от главной темы. Но они не заставляют читателя забыть о сюжете произведения. В этих отступлениях Пушкин уже выступает как главное действующее лицо. Он вспоминает о своих лицейских годах, ссылке, жизни в деревне, делится с читателями мыслями, планами о будущем творчестве, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, театре. Сам любитель и знаток театра, Пушкин дает краткие, но выразительные характеристики драматургам, чьи пьесы ставились в то время на сцене. В отступлениях также отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм. Но образ поэта предстает перед нами не только в лирических отступлениях. Он отражен самим тоном повествования, оценкой явлений жизни.
Во времена Пушкина в русской и западной литературе господствовали сентиментализм и романтизм. Сам поэт отрицал все эти течения за их односторонность по отношению к действительности. Пушкин стремился к реалистическому изображению, к созданию осмысленных, типических образов. Это ему полностью удалось в романе “Евгений Онегин”.
Критическое отношение к крепостному строю, сатирическое изображение дворянства, осуждение дворянской интеллигенции за ее отрыв от народных масс - во всем этом виден Пушкин - единомышленник декабристов, Пушкин - представитель просвещенного дворянства, сумевший высоко подняться над эгоистическими интересами своего класса. Авторский образ, образ Пушкина, с наибольшей полнотой и силой воплощает те духовные переживания, которые владели передовыми людьми страны.

Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: "Как я провел лето?"

А. С. Пушкин

Образ автора в романе "Евгений Онегин"

Примерный текст сочинения

Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" относится к числу произведений, которые составляют целую эпоху в истории не только русской, но и мировой литературы. Белинский назвал пушкинский роман "энциклопедией русской жизни", потому что в нем с удивительной полнотой отразились все сферы жизни России 20-х годов XIX века, самые характерные тенденции современного Пушкину общества. Огромную роль в этом играет образ автора, так как именно он с наибольшей глубиной и полнотой воплощает в себе те мысли и переживания, которые волновали передовое русское дворянство тех лет.

Обычно роль автора ограничивается повествованием о событиях, происходящих в романе. Но Пушкин решительно отходит от этой традиции. Иногда он выступает как очевидец и собеседник, иногда даже действует наряду со своими героями. Например, представляя Онегина читателю, он называет его "добрый мой приятель", затем упоминает о тех местах, где они вместе гуляли.

Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

Здесь содержится намек на то, что он не по своей воле покинул берега Невы, то есть был отправлен в ссылку. Нигде в романе не говорится о том, как царское правительство преследовало инакомыслящих. Значит, этот намек на обстоятельства биографии автора расширяет пространственные и временные рамки произведения. Автор вводит в ткань романа реально живущих в то время людей. Например, он говорит о том, что Онегин обедает в модном ресторане с Кавериным, называя фамилию офицера лейб-гусарского полка, с которым Пушкин сблизился еще в лицейские годы.

Или во время пребывания Татьяны Лариной в Москве "к ней как-то Вяземский подсел и душу ей занять успел". То, что талантливый поэт, современник Пушкина, нашел удовольствие в беседе с его героиней, говорит о ее уме, образованности, самобытности. Непринужденное общение реальных людей с вымышленными персонажами делает естественными прямые обращения к читателю, который начинает ощущать себя свидетелем и участником событий.

Роман искрится неповторимым пушкинским остроумием, меткими, точными замечаниями, убийственными сатирическими характеристиками, прелестными пейзажными зарисовками, мудрыми жизненными наблюдениями. Таким образом, несмотря на то, что Пушкин как реально действующее лицо остается за рамками сюжета, читатель имеет возможность убедиться в высоком интеллектуальном уровне автора, в широте его интересов, в его неравнодушии к жизни и к людям, в щедром и добром таланте. Когда читаешь роман, в представлении возникает удивительно добрый, остроумный, очень эмоциональный, живой, обаятельный образ рассказчика.

Кроме того, автор помогает нам понять героев, оценить их поступки, определить свое отношение к ним. Пушкин публично признается в любви к Татьяне: "Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою!" Автору особенно близки и дороги ее любовь к природе, связь с национальными, народными корнями, ее благородство, честность, ее пытливый ум. О характере человека очень много говорит то, что он ценит в людях. Поэтому отношение Пушкина к своей героине позволяет представить нравственный облик автора.

Но, пожалуй, особенно рельефно вырисовывается он при сопоставлении с Онегиным. Здесь нет полной ясности в отношении автора к герою. Говоря о нем, Пушкин почти всегда иронизирует то над его "ученостью", то над глубиной экономических или литературных познаний.

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.

Но в то же время поэту "нравились его черты, мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум". Однако здесь же Пушкин указывает на разницу между ними: "Я был озлоблен, он угрюм". Озлобленность - это временное состояние, которое возникает из-за какой-то причины. А угрюмость - постоянное настроение, в котором пребывал Онегин. Понимая Евгения и сочувствуя ему, автор расходится с ним по многим вопросам. Это различие особенно ярко выступает в эпизоде посещения Онегиным театра. Для Пушкина театр - это "волшебный край", где царствует "Фонвизин, друг свободы", талантливая трагическая актриса Семенова, блистательная балерина Истомина, знаменитый постановщик балетов Дидло. А для Онегина театр - это царство скуки, где он занят только лорнированием "незнакомых дам".

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

В ходе действия романа все более усиливается различие в восприятии жизни автором и его героем. Онегин - скучающий, разочарованный человек, в котором рано "остыли" чувства. Он холоден к людям, равнодушен к их горестям и радостям. В авторе, наоборот, живут глубокие и сильные чувства. Он любит людей, сопереживает им. Он горячо и вдохновенно любит природу, которая наполняет его душу радостью и покоем, будит творческое воображение.

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.

Как это восприятие природы отличается от онегинского, которому лишь "два дня казались новы уединенные поля, прохлада сумрачной дубровы, журчанье тихого ручья". Евгений равнодушен к красоте "прелестного уголка" так же, как и к окружающим людям. В ответ на любовное признание Татьяны он читает ей нравоучительную проповедь. Ради минутного раздражения разбивает веру Ленского в дружбу и любовь. По-моему, попытка Онегина заняться литературным творчеством потерпела неудачу прежде всего из-за того, что он равнодушен к людям. Ведь чтобы писать о человеческой жизни, нужно любить и понимать их. А этой способности Евгений лишен так же, как и привычки к труду А для автора труд - это основа и источник жизни, ее смысл и наслаждение.

Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум,
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум!

В образе автора проступают лучшие черты другого героя - Ленского. Это вера в людей, стремление к свободе, гуманность, искренность и эмоциональность. Но нельзя отождествлять образы героя и автора. Ленский - романтик, мечтатель, идеалист, который далек от реальной действительности. Пушкинская же вера в людей основывается на глубоком знании и понимании жизни.

Значит, образ автора вобрал в себя лучшие черты своих героев: искренность и пылкость Ленского, трезвый критический ум Онегина, глубину чувств Татьяны. Но в образе автора есть еще и необыкновенная широта взгляда на жизнь, которой нет у его героев. И, конечно же, изумительный поэтический талант! Поэтому в романе самым ярким, интересным и глубоким стал образ автора.

Одним из главных в романе становится образ автора. Образ автора и биографический автор – сам Пушкин – полностью никогда не совпадают, реальный Пушкин не абсолютно тождествен Пушкину романному. Пушкин в романе – такое же создание Пушкина реального, как и любой герой произведения: это личность, обладающая определенной биографией, системой ценностей и взглядов на мир. Автор в романе – это и герой, и одновременно создатель романа, время от времени посвящающий нас в сам процесс своего творчества. Автор открыто выражает свое отношение к героям: он любит Татьяну («Я так люблю Татьяну милую мою»), признается, что именно в этом образе воплотил свой идеал; сочувственно, иногда критически, иногда с иронией, но всегда заинтересованно автор говорит об Онегине, призывает читателей без предубеждения относиться к поступкам главного героя, не спешить с заключениями и приговорами.

Неповторимость мира автора в романе «Евгений Онегин» ощущается прежде всего при сопоставлении с миром главного героя. В начале романа Пушкин и Онегин – люди одного типа мировосприятия, одного поколения и социального круга. Автор связан с героями узами дружбы: называет Онегина «добрым приятелем», хранит стихи Ленского, письма Онегина и Татьяны. Автор начала романа включен в мир Онегина, поэтому так часто появляется объединяющее местоимение «мы»: «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», «игру страстей мы знали оба», «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». У автора и Онегина общий круг знакомых – Каверин и Чаадаев например. Автор признается, говоря об Онегине:

Мне нравились его черты:

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Однако уже в первой главе чувствуется различие между автором и Онегиным, и не только в том, что один – поэт, а другой «ямба от хорея отличить не мог». Пушкин жил гораздо труднее, чем Онегин, он уже познал горечь южной ссылки, о которой упоминает на страницах романа:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я,

Но вреден север для меня.

Однако поэт умел радоваться жизни, умел быть счастливым даже тогда, когда это, казалось бы, невозможно. Онегин в совершенстве постиг «науку страсти нежной» - для Пушкина любовь никогда не была «наукой», она всегда оставалась особой духовной энергией, обогащающей и преображающей жизнь. Для Онегина театр лишь скучная часть скучного дня – для автора это «волшебный край». Онегин не чувствует очарования деревенской природы – автор восклицает:

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

И тут же с мягкой улыбкой добавляет:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

Пушкинский оптимизм, привязанность к жизни наполняют строки романа светлой энергией очарования - в отличие от онегинского разочарования. Спасает от скуки только душевная заполненность, богатство внутреннего мира, умение чувствовать жизнь и радоваться ей – все это есть в мире автора.

Однако есть в романе ситуация, которая более резко разводит Онегина и автора, - ситуация дуэли. Не просто дуэли (мы знаем, что и сам Пушкин несколько раз принимал участие в дуэлях), а дуэли двух друзей, которые из-за ничтожного повода вдруг стали врагами. Авторский голос четко отделён от мыслей самого Онегина:

Евгений, всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Роман Пушкина уникален еще и тем, что дает возможность ощутить не только духовное преображение главного героя, но и эволюцию авторского взгляда на мир. Онегин расстается с хандрой – автор теряет романтические иллюзии, однако ни тот ни другой не утрачивают надежды. В судьбах главных героев романа выявилась вера Пушкина в человека, в его духовные возможности.

Пушкин совершает очень важную перемену в художественном творчестве: он, как отметил Ю. М. Лотман, разрушает автономность художественного текста, размещая в одной эстетической плоскости и автора, и героя, и читателя. Такая слитность очевидна уже во второй строфе первой главы:

«Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель»). На страницах своего произведения образ автора занимает не просто важное место. Пушкинский автор рассказывает о себе, о своих творческих и иных пристрастиях; его «я» сказывается бесконечно разнообразным, как различны и формы авторского присутствия в тексте. Автор «Евгения Онегина» — творец, демиург, который создает особый художественный мир, созерцает, анализирует и комментирует его. В его отношении переплетаются легкая ирония и любовь к героям. Для него характерна органичная связь со своим творением и определенная дистанцированность от него. Автор выступает как действующее лицо романа в стихах. Он предстает как поэт, живущий в определенную эпоху, он современник Онегина, погруженный в то же культурное окружение, что и главный герой. И он, кроме того, просто «приятель» Онегина; их сближают образ жизни, бытовые привычки, душевные пристрастия, литературные вкусы. Каждый из этих авторских ликов подвижен, не раскрыт изначально во всем его объеме, содержит в себе потенциал духовного изменения. Степень авторского непосредственного присутствия в тексте непостоянна, она максимальна в первой главе. Именно здесь автор больше всего говорит о себе. Это и буквальное слово о фактах своей жизни, и определенное стилевое самовыражение. В авторе, говорящем вначале об Онегине, а затем о себе, мы узнаем романтического поэта, но это, кроме того, русский поэт первой четверти XIX века.

В его восторженных словах о театре, об актрисах («моих богинях») — то возвышение театра, которое было характерной чертой эпохи. «Литературные и театральные воспоминания» С. Т. Аксакова, созданные позже, но описывающие именно первые десятилетия XIX века, запечатлели атмосферу почти всеобщего театрального энтузиазма. В «Евгении Онегине» театр — «волшебный край», и духовно-творческая биография автора от него неотделима. В романе в стихах авторское слово сближает имена, нередко предполагавшие полемику, означавшие различные тенденции в русской культуре. Но благодаря тому что автор в романе пребывает и внутри изображаемого мира, и одновременно чуть приподнимается над ним, он может увидеть, что противоборство и даже противоположность преходящи; культуре равно необходимы и Фонвизин, и Княжнин, и Озеров, и Катенин, и «колкий Шаховской» (I, XVIII). Он принимает разные традиции, не противопоставляя их друг другу, не располагая в иерархическом порядке. Автор дает знать, что современный ему русский театр — живое воплощение явлений отечественной культуры рубежа ХVIII—XIX веков.

«Мои богини» — это женщины, актрисы, вызывающие восхищение, но это и богини, творящие особый игровой мир, где каждому дана возможность довоплотиться, реализовать скрытую часть своего «я». Это уже создает определенную почву для того, чтобы понять Онегина, скрывающегося за своеобразными масками. Одна из них — «театра злой законодатель», «почетный гражданин кулис». В тексте все время обнаруживаются потенциальные точки сближения автора и героя. Еще до того как автор скажет о своей симпатии к Онегину, читатель может догадаться, что они вышли из единого культурно-бытового контекста, оба принадлежат к светской «золотой молодежи»; это не предопределяет духовную родственность, но создает предпосылки для понимания. И тогда мы можем допустить, что строфы, повествующие об Онегине в театре, несут некую двойственность, их нельзя воспринять как ироническую характеристику героя. Онегин, наводящий «двойной лорнет» «на ложи незнакомых дам», «в большом рассеянье» взглянувший на сцену, покидающий театр, не дожидаясь конца спектакля, вовсе не сводим к светскому денди, скучающему везде и всегда. Можно вспомнить более раннюю строку:

Онегин полетел к театру...

Автор на страницах романа не только театрал, но также (и прежде всего) поэт. Пушкин счел возможным включить в текст некоторые отсылки к своему биографическому опыту. Такова и строфа первой главы, где поэт признается в своей тоске по свободе, в желании покинуть родные края, ассоциирующиеся со «скучным брегом». Первая глава романа пишется на юге, в Кишиневе, где Пушкин находится в ссылке; он действительно вынашивал в это время план бегства за границу. И все же текст не замыкается только на личном опыте поэта. Автор в первой главе «Евгения Онегине» — это и романтический поэт как таковой: поиск свободы, бегство, оборачивающееся скитальчеством, воспоминание о прежней безумной любви, охлаждение души — устойчивые романтические мотивы. А вместе с тем автор — живой, непосредственный, иронизирующий, не склонный к серьезной исповедальности человек. Он легко переходит от искреннего серьезного слова к самоиронии, но и ее смягчает, побуждая читателя не доверяться целиком и безоглядно чужому мнению, чужой оценке.

Уже в первой главе за видимым пластом авторского сознания есть другой, скрытый, и он достаточно глубок. Автор не закрывает от него потаенных смыслов своего видения жизни, не оскорбляет читателя недоверием и высокомерием. Он просто не считает возможным и нужным все рассказывать, целиком обнажать свой жизненный и творческий запас. Последние строфы главы дают знать, что перед нами не столько одаренный романтический поэт, каких, в сущности, немало, а поэт особый. Он, конечно, может быть, как «все поэты, Любви мечтательной друзья», он также испытал «любви безумную тревогу», но отношения любви и вдохновения, жизни и творчества у него более сложны, непредсказуемы и в силу этого более полны, неумещаемы в каноны романтической эстетики.

Прошла любовь, явилась муза,

И прояснился темный ум,

Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум...

На первый взгляд любовь и свобода последовательно и однозначно сменяют друг друга. Но связь между ними не жесткая, а факультативная.

В первой главе «Онегина» не столько намечена эволюция автора-поэта, преодолевающего романтическое умонастроение, сколько обозначена духовная самостоятельность его пути, бесконечно развивающегося, открытого для обновления и в то же время не означающего отречения от прежних ценностей и творческих настроений.

В последней строфе находим строки:

Пересмотрел все это строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

Здесь сформулирован творческий принцип, чрезвычайно важный для Пушкина. Соединив в первой главе многообразие стилей и многообразие жизненных явлений (об этом можно прочитать в работах С. Г. Бочарова, Г. А. Гуковского, Ю. М. Лотмана), автор романа в стихах привносит в поэтический текст принцип противоречий, замеченный им в действительности. Он придает тексту открытость, которую нашел в самой жизни. Возникает определенное уподобление бесконечно развивающейся поэзии неостановимости бытия; это делает поэта независимым от конкретной реальности: он руководствуется своими творческими интересами, исходит из своего духовного развития, из собственных открытий. Освоив противоречия и многоликость бытия, автор уже не хочет, как прежде, посвящать себе многие строфы своего романа. В последующих главах он уступает романное пространство своим персонажам, хотя это и не означает, что автор уходит из текста: меняются формы его присутствия.

Говоривший сначала довольно много о себе, автор, начиная со второй главы, как бы скрывается, «прячется» за своими героями, давая им свободу самопроявления. Течение самой жизни и постижение ее для него, Поэта, представляет большую ценность, чем самокомментарий. И все же автор не вовсе уходит из текста. Мы найдем немало строф, где он по-прежнему говорит о себе; однако можно заметить, что это размышления уже не столько о его частной (биографической) жизни, включающей в себя и культурные привычки и пристрастия, сколько о творчестве.