Смерть евгения петрова. А был ли конвертик? Литературно-исторические заметки юного техника

Евге́ний Петро́в (псевдоним Евге́ния Петро́вича Ката́ева , 1903—1942) — русский советский писатель, соавтор .

Брат писателя Валентина Катаева. Отец кинооператора Петра Катаева и композитора Ильи Катаева. Жена — Валентина Леонтьевна Грюнзайд, из обрусевших немцев.

Евгений Петрович Петров (настоящая фамилия Катаев) родился в Одессе в семье учителя истории. В Одессе Катаевы жили на Канатной улице.

В 1920 году окончил 5-ю одесскую классическую гимназию. Во время учёбы его одноклассником был , написавший впоследствии приключенческую повесть « », прототипом главного героя которой — Володи Патрикеева — стал Евгений Петров .

Работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства.

В течение трёх лет служил инспектором одесского уголовного розыска (в автобиографии Ильфа и Петрова (1929 год) об этом периоде жизни сказано: «Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины»).

В 1922 году во время погони с перестрелкой лично задержал своего друга Александра Козачинского, возглавлявшего банду налётчиков. Впоследствии добился пересмотра его уголовного дела и замены А. Козачинскому высшей меры социальной защиты — расстрела — на заключение в лагере.

В 1923 году Петров приехал в Москву, где стал сотрудником журнала «Красный перец». В 1926 году пришёл работать в газету «Гудок», куда устроил в качестве журналиста, освобождённого к тому времени по амнистии, А. Козачинского.

Значительное влияние на Евгения Петрова оказал его брат Валентин Катаев. Жена Валентина Катаева вспоминала:

Я никогда не видела такой привязанности между братьями, как у Вали с Женей. Собственно, Валя и заставил брата писать. Каждое утро он начинал со звонка ему — Женя вставал поздно, принимался ругаться, что его разбудили… «Ладно, ругайся дальше», — говорил Валя и вешал трубку.

В 1927 году совместной работой над романом « » началось творческое содружество Евгения Петрова и Ильи Ильфа (который также работал в газете «Гудок»).

Роман «Двенадцать стульев» (1928);
роман « » (1931);
новеллы « » (1928);
фантастическая повесть « » (экранизирована)
новеллы « » (1929);
документальная повесть « » (1937).

В 1932—1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газеты «Правда». В 1935—1936 годы они совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка» (1937). Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались.

В 1938 году Петров уговорил своего друга А. Козачинского написать повесть «Зелёный фургон».В 1939 году вступил в ВКП(б).

Петров прилагал много усилий для публикации записных книжек Ильфа, задумал большое произведение «Мой друг Ильф». В 1939—1942 годы Петров работал над романом «Путешествие в страну коммунизма», в котором описывал СССР в 1963 году (отрывки опубликованы посмертно в 1965 году).

Во время Великой Отечественной войны Петров стал фронтовым корреспондентом.

Евге́ний Петро́в погиб 2 июля 1942 года — самолёт, на котором он возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково. На месте падения самолета установлен памятник.

Евгений Петрович Катаев, он же Евгений Петров

Писатель-сатирик Евгений Петров (псевдоним Евгения Петровича Катаева) родился 13 декабря 1902 года в Одессе, в семье учителя истории. Его старшим братом был писатель В.П. Катаев.

В Одессе Катаевы жили на Канатной улице, и Евгений к 1920 году закончил 5-ю одесскую классическую гимназию. Во время учебы его одноклассником был Александр Козачинский, по отцу дворянин, написавший впоследствии приключенческую повесть «Зеленый фургон», прототипом главного героя которой - начальника уездного отделения милиции Одессы Володи Патрикеева - стал Евгений Петров. Саша и Женя были друзьями и судьба сводила двух друзей по жизни причудливым образом.

А. Козачинский, человек авантюрного склада и огромного обаяния, с 19 лет, бросив сыскную работу в большевистском уголовном розыске, возглавил банду налетчиков, действовавшую в Одессе и окрестностях. По иронии судьбы в 1922 году арестовал его именно Евгений Катаев, тогда сотрудник одесского уголовного розыска. Козачинский после погони с перестрелкой спрятался на чердаке одного из домов, где и был обнаружен однокашником. Впоследствии Евгений добился пересмотра уголовного дела и замены А. Козачинскому исключительной меры наказания, расстрела - на заключение в лагере. Более того, осенью 1925 года Козачинский был амнистирован. У выхода из тюрьмы его встречали мать и верный друг, Евгений Катаев.Журналист издания «Совершенно секретно» Вадим Лебедев завершает свой очерк «Зеленый фургон» удивляющими нас фактами, подчеркивающими необъяснимость, сверхъестественность связи, существовавшей между этими людьми: «1941 г. разлучил их. Петров уходит на фронт военным корреспондентом. Козачинского по состоянию здоровья отправляют в эвакуацию в Сибирь. Осенью 1942 г., получив известие о гибели друга, Козачинский слег, и через несколько месяцев, 9 января 1943 г., в газете "Советская Сибирь” появился скромный некролог: "Умер советский писатель Александр Козачинский” . В 1938 году Е. Петров уговорил Козачинского, с которым они когда-то в детстве зачитывались Майн Ридом, написать приключенческую повесть «Зеленый фургон»

Из написанной совместно с Ильей Ильфом "Двойной биографий" узнаем, что Е. Петров "...в 1920 году окончил классическую гимназию. В том же году стал корреспондентом Украинского телеграфного агентства. После этого в течение трех лет служил инспектором уголовного розыска. Первым его "литературным произведением" был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины. В 1923 году Петров приехал в Москву, где продолжил образование, а также стал сотрудником журнала «Красный перец». Существенное влияние на Евгения оказал его старший брат писатель Валентин Катаев (1897-1986 гг.). Жена Катаева вспоминала: «Я никогда не видела такой привязанности между братьями, как у Вали с Женей. Собственно, Валя и заставил брата писать. Каждое утро он начинал со звонка ему - Женя вставал поздно, принимался ругаться, что его разбудили… «Ладно, ругайся дальше», - говорил Валя и вешал трубку».


Литературное содружество Ильфа и Петрова продолжалось всего десять лет. С 1927 года ими написаны многочисленные фельетоны, романы "Двенадцать стульев", "Золотой теленок", повесть "Светлая личность", цикл новелл о городе Колоколамске и сказки Новой Шахерезады. Очерки о пребывании в 1935 году в США составили книгу "Одноэтажная Америка". Американские впечатления дали Ильфу и Петрову материал еще для одного произведения - большого рассказа "Тоня".


Ильф и Петров писали увлеченно, после завершения рабочего дня в редакции, возвращались домой в два часа ночи. Роман «Двенадцать стульев» вышел в свет в 1928 году - сначала в журнале, а потом отдельной книгой. И сразу стал необычайно популярен. История о похождениях обаятельного авантюриста и мошенника Остапа Бендера и его спутника, бывшего предводителя дворянства Кисы Воробьянинова, захватывала блестящими диалогами, яркими персонажами, тонкой сатирой на советскую действительность и обывательщину. Смех был оружием авторов против пошлости, глупости и идиотического пафоса. Книга быстро разошлась на цитаты:

  • «Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице»,
  • «Дуся, я человек, измученный нарзаном»,
  • «Знойная женщина, - мечта поэта»,
  • «Торг здесь неуместен»,
  • «Утром деньги - вечером стулья»,
  • «Кому и кобыла невеста»,
  • «Быстро только кошки родятся»,
  • «Гигант мысли, отец русской демократии»
и многие, многие другие. Незабываем и словарь Эллочки-людоедки с ее вошедшими в нашу жизнь словечками-междометиями и иными репликами - «мрак!», «жуть!», «толстый и красивый», «парниша», «хамите», «у вас вся спина белая!», «не учите меня жить!», «хо-хо». В сущности, можно без натяжек утверждать, что вся книга о Бендере состоит из бессмертных афоризмов, постоянно цитируемых читателями и кинозрителями. В Одессе есть памятник Стулу, памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (в Городском саду).


Одесса, памятник Ильфу и Петрову открыт в Саду скульптур Литературного музея.

В 1937 году от туберкулеза скончался Илья Ильф. Смерть И. Ильфа была для Е. Петрова глубокой травмой: и личной, и творческой. С потерей друга он так и не примирился до последнего дня жизни. Но творческий кризис преодолевал с упорством и настойчивостью человека большой души и большого таланта.Он прилагал много усилий для публикации записных книжек друга, задумал большое произведение «Мой друг Ильф». В 1939-1942 годах работал над романом «Путешествие в страну коммунизма», в котором описывал СССР в недалеком будущем, в 1963 году (отрывки опубликованы посмертно в 1965 году)

Заканчивать в одиночку начатое вместе с Ильфом оказалось невозможным, хотя незадолго до смерти Ильфа, соавторы уже попробовали работать врозь - над "Одноэтажной Америкой". Но тогда, работая в разных концах Москвы и даже видясь не каждый день, писатели продолжали жить общей творческой жизнью. Каждая мысль была плодом взаимных споров и обсуждений, каждому образу, каждой реплике предстояло пройти суд товарища. Со смертью Ильфа писателя "Ильф и Петров" не стало.

Е. Петров в книге "Мой друг Ильф". намеревался рассказать о времени и о себе. О себе - в данном случае означало бы: об Ильфе и о себе. Замысел его далеко выходил за пределы личного. Здесь должна была заново, в иных чертах и с привлечением другого материала, отразиться эпоха, уже запечатленная в их совместных произведениях. Раздумья о литературе, о законах творчества, о юморе и сатире. Из статей, которые были им опубликованы под названием "Из воспоминаний об Ильфе", а также из планов и набросков, найденных в его архиве, видно, что книга была бы щедро насыщена юмором. Фактический материал, которым изобилует эта только еще начатая работа, чрезвычайно богат.

Как корреспонденту "Правды", Е. Петрову приходилось много ездить по стране. В 1937 году он был на Дальнем Востоке. Впечатления от этой поездки отразились в очерках "Молодые патриотки", "Старый фельдшер". В это время Петров пишет и литературно-критические статьи, занимается и большой организаторской работой. Он был заместителем редактора "Литературной газеты", в 1940 году стал редактором журнала "Огонек" и в свою редакторскую работу вносил подлинную творческую страстность.

В 1940-1941 гг. Е. Петров обращается к жанру кинокомедии. Им было написано пять сценариев: "Воздушный извозчик", "Тиха украинская ночь", "Беспокойный человек", "Музыкальная история" и "Антон Иванович сердится" - три последних в соавторстве с Г. Мунблитом.

"Музыкальная история", "Антон Иванович сердится" и "Воздушный извозчик" были экранизированы.

С первых дней Великой Отечественной войны Е. Петров стал корреспондентом Совинформбюро. Его фронтовые очерки появлялись в "Правде", "Известиях", "Огоньке", "Красной звезде". Он посылал телеграфные корреспонденции в США. Хорошо знавший Америку, умевший говорить с рядовыми американцами, он немало сделал в годы войны, чтобы донести до американского народа правду о героическом подвиге советских людей.

Осенью 1941 года это были очерки о защитниках Москвы. Е. Петров бывал на передовой, появлялся в освобожденных селах, когда там еще дымились пепелища, разговаривал с пленными.

Когда фашистов отогнали от Москвы, Е. Петров отправился на Карельский фронт. В своих корреспонденциях он рассказал о героизме и мужестве защитников советского Заполярья.

Разрешения поехать в осажденный Севастополь Е. Петров добился с трудом. Город был блокирован с воздуха и с моря. Но туда ходили наши корабли и летали самолеты, доставляя боеприпасы, вывозя раненых и жителей. Лидер эсминцев "Ташкент" (его называли "голубым крейсером"), на котором находился Е. Петров, успешно достиг цели, когда на обратном пути в него попала немецкая бомба. И все время, пока подошедшие на помощь корабли снимали раненых, детей и женщин, "Ташкент" был под обстрелом.

1942 год, Е. Петров на лидере «Ташкент» прорвался в осажденный Севастополь. Слева направо - Е. Петров и командир «Ташкента» В. Н. Ерошенко

Петров отказался покинуть корабль. Он оставался с экипажем до прихода в порт, находясь все время на палубе и помогая бороться за сохранение корабля. "Когда в день отлета я вошел утром на веранду, на которой спал Петров, - рассказывал адмирал И.С. Исаков, - вся веранда и вся мебель на ней были устланы исписанными листиками бумаги. Каждый был аккуратно придавлен камешком. Это сушились записи Евгения Петрова, вместе с его полевой сумкой попавшие в воду во время боя". Здесь был и его последний, неоконченный очерк "Прорыв блокады".

Возвращаясь с фронта, 2 июля 1942 года, самолет, на котором фронтовой журналист Е. Петров возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково. Ему не исполнилось и 40 лет.

Памяти Евгения Петрова Константин Симонов посвятил стихотворение "Неправда, друг не умирает..."

Евгений Петров награжден орденом Ленина и медалью. В Одессе, где родились и начали творческий путь писатели- сатирики, есть улица Ильфа и Петрова.

У писателя Е. Петрова выросли два замечательных сына. Нам известен кинооператор Петр Катаев (1930-1986 гг.), снимавший главные фильмы Т. Лиозновой. Это хорошо известные нам «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Мы, нижеподписавшиеся», «Карнавал», А с композитором Ильей Катаевым (1939-2009 гг.) мы знакомы по пьесе «Стою на полустаночке» из советского телесериала «День за днем». И. Катаев -автор музыки к фильмам С. Герасимова «У озера» и «Любить человека».

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Петров Евгений (настоящие имя и фамилия Евгений Петрович Катаев) (1903-1942), писатель, журналист.

Родился 13 декабря 1903 г. в Одессе в семье учителя истории. В 1919 г. окончил классическую гимназию. Работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства.

В июне 1921 г. поступил в Одесское отделение уголовного розыска. За успешную борьбу с бандитами был награждён часами. Работа в милиции оказалась лишь эпизодом в биографии Евгения Петрова.

В 1923 г. он переехал в Москву и стал журналистом. Работал выпускающим редактором в журнале «Красный перец», сотрудничал в газете «Гудок». В столице познакомился с Ильёй Ильфом. Вместе они написали романы «Двенадцать стульев» (1928 г.) и «Золотой телёнок» (1931 г.).

Эти произведения стали своеобразной энциклопедией советского общества конца 30-х - начала 40-х гг. Приключениями неунывающего Остапа Бендера упивалось не одно поколение читателей. Работа в одесской милиции принесла Евгению Петрову неоценимую пользу при создании образа «великого комбинатора».

Ильф и Петров совместно создали также повесть «Светлая личность» (1928 г.), «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» и «1001 день, или Новая Шахерезада» (оба 1929 г.).

В 1940-1941 гг. писатель возглавлял журнал «Огонёк». В годы Великой Отечественной войны он служил военным корреспондентом Совинформбюро. Был награждён орденом Ленина.

В мае 1942 г. на эсминце «Ташкент» Петров прибыл в осаждённый Севастополь. Самолёт, на котором писатель возвращался в Москву, 2 июля 1942 г. потерпел катастрофу.

Долгое время произведения Ильфа и Петрова не переиздавались. Только в 1961 г. вышло пятитомное собрание их сочинений. В течение 60-70-х гг. романы соавторов переиздавались более 20 раз.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Евгений Петров (псевдоним Евгения Петровича Катаева, 1902-1942) - русский советский писатель, соавтор Ильи Ильфа.

Евгений Петрович Петров (настоящая фамилия Катаев) родился в Одессе в семье учителя истории.

В Одессе Катаевы жили на Канатной улице.

В 1920 году окончил 5-ю одесскую классическую гимназию. Во время учёбы его одноклассником был Александр Козачинский, написавший впоследствии приключенческую повесть «Зелёный фургон», прототипом главного героя которой - Володи Патрикеева - стал Евгений Петров.

Работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства.

В течение трёх лет служил инспектором одесского уголовного розыска (в «двойной автобиографии» Ильфа и Петрова (1929 год) об этом периоде жизни сказано:
«Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины»).

В 1922 году во время погони с перестрелкой лично задержал своего друга Александра Козачинского, возглавлявшего банду налётчиков. Впоследствии добился пересмотра его уголовного дела и замены А. Козачинскому высшей меры социальной защиты - расстрела - заключением в лагере. Эта история позднее легла в основу повести Козачинского «Зелёный фургон», по которой в 1959 и 1983 годах были сняты одноимённые фильмы.

В 1923 году Петров приехал в Москву, где стал сотрудником журнала «Красный перец».

В 1926 году пришёл работать в газету «Гудок», куда устроил в качестве журналиста освобождённого к тому времени по амнистии А. Козачинского.

В 1927 году совместной работой над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Евгения Петрова и Ильи Ильфа (который также работал в газете «Гудок»).

Роман «Двенадцать стульев» (1928);
роман «Золотой телёнок» (1931);
новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928);
фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована);
новеллы «Тысяча и один день, или Новая Шахерезада» (1929);
повесть «Одноэтажная Америка» (1937).

В 1932-1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газеты «Правда».

В 1935-1936 годы они совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка» (1937). Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались.

Во время Великой Отечественной войны Петров стал фронтовым корреспондентом. Погиб 2 июля 1942 года - самолёт, на котором он возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково. На месте падения самолёта установлен памятник

Как долго смерть гонялась за Евгением Петровым (Катаевым)?

Под утро 2 июля 1942 года в последние часы героической обороны Севастополя адмирал Иван Степанович Исаков обратился к своему давнему знакомому известному писателю Евгению Петрову: «Евгений Петрович, в полдень на Москву летит «Дуглас». В нём будет местечко и для вас. Всё, что вы хотели увидеть в осаждённом городе – вы уже увидели. Советские люди должны знать, как мы здесь сражаемся». Петров ответил не сразу, он вообще к любому предложению всегда относился крайне осторожно. Он молча посмотрел в сторону моря, где всё было охвачено заревом пожара, прислушался к грохоту канонады, и, наконец, произнёс чуть слышно:
«Я подумаю. А сейчас надо уже расходиться, поздно уже».

От судьбы не уйдёшь?

Они встретились, когда солнце было уже высоко. Петров находился в прекрасном расположении духа, видно было, что часы сна пошли ему на пользу. Впрочем, заснул он не сразу – на столе беседки лежало несколько исписанных листков, придавленных камешками, чтобы не разлетелись от ветра.

– Вы знаете, три или четыре дня я вообще не мог сомкнуть глаз, – улыбнулся писатель адмиралу. – А тут хотя и не сразу, но заснул. Правда, спал как убитый, даже снов не видел… Я согласен: в Москву, так в Москву. На аэродром они поехали вместе. Иван Степанович устало глядел в маленькую чёрную точку, которая отдалялась в пространстве, и думал о том, что может быть, это хорошо, что Петров не увидит собственными глазами, как наши войска покинут Севастополь. Да, он знает, что положение критическое, но даже не представляет, как безнадёжна ситуация. Не сегодня-завтра всё будет кончено. И кто его знает, удастся ли вырваться из этой мясорубки. А так, самолётом, надежнее…

Исаков почувствовал огромное облегчение из-за того, что уговорил одного из авторов «Двенадцати стульев» покинуть город. Он уже корил себя за то, что ему не удалось сделать это тремя днями раньше, когда в Новороссийск возвращался эсминец «Ташкент», на котором Петров прибыл в Севастополь. Тогда Евгений Петрович наотрез отказался убыть обратно… Но кто мог предположить, что судьба уготовила Петрову самую, что ни на есть, шахматную вилку? И выбора у него не было: если бы он отправился на «Ташкенте», его бы ожидала неминуемая гибель: именно 2 июля фашистская авиация совершила массированный налёт на новороссийскую военно-морскую базу и несколько бомб обрушились на «Ташкент», потопив его у самого пирса, как только он вернулся из Севастополя.

Через три с лишним часа, около четырёх часов пополудни, 2 июля, адмирала Исакова подозвали к специальному телефону. Здесь лучше предоставить слово самому адмиралу: «– Вы адмирал Исаков? – Да, я! – Вы отправили утром «Дуглас» с писателем Евгением Петровым? – Да, я! – К сожалению, мы должны известить вас, что Петров разбился... – Кто со мной говорит? – крикнул я, ещё на что-то надеясь. – Уполномоченный НКВД из Чертково».

Смерть гонялась за ним по пятам?

Была ли эта смерть случайной? Трудно сказать, на войне всё случается, как на передовой, так и в относительном тылу. Но старший брат Петрова – писатель Валентин Катаев, узнав о гибели младшего, первым дело воскликнул: «Эта катастрофа была подстроена!». Его кинулись успокаивать. И в самом деле, кто был заинтересован в смерти именно Петрова? Вроде бы, никто, писателя очень любили. Просто роковая случайность. Но Катаев упрямо твердил: «Смерть гонялась за ним по пятам, и по-другому случиться не могло!». Возможно, это были эмоции. Но спустя много лет, Валентин Петрович написал следующее: «…Ему страшно не везло.
Смерть ходила за ним по пятам. Он наглотался в гимназической лаборатории сероводорода, и его насилу откачали на свежем воздухе, на газоне в гимназическом садике, под голубой ёлкой. В Милане возле знаменитого собора его сбил велосипедист, и он чуть не попал под машину. Во время финской войны снаряд попал в угол дома, где он ночевал. Под Москвой он попал под миномётный огонь немцев. Тогда же, на Волоколамском шоссе, ему прищемило пальцы дверью фронтовой «эмки», выкрашенной белой защитной краской зимнего камуфляжа: на них налетела немецкая авиация, и надо было бежать из машины в кювет.

Наконец, самолёт, на котором он летел из осаждённого Севастополя, уходя от «мессершмитов», врезался в курган где-то посреди бескрайней донской степи, и он навсегда остался лежать в этой сухой, чуждой ему земле…»

И тут же многие люди, знавшие Евгения Петрова, тут же начали нагромождать вокруг писателя рассказы один страшнее другого. Как, например, Илья Эренбург, который, как говорится, слышал звон, да не знает где он. Вот что можно прочитать у него в воспоминаниях о Петрове: «…Несколько дней спустя он пробрался в Севастополь. Там он попал под отчаянную бомбёжку. Он возвращался на эсминце «Ташкент», и немецкая бомба попала в судно, было много жертв. Петров добрался до Новороссийска. Там он ехал в машине; произошла авария, и снова Евгений Петрович остался невредимым. Он начал писать очерк о Севастополе, торопился в Москву.
Самолёт летел низко, как летали тогда в прифронтовой полосе, и ударился о верхушку холма. Смерть долго гонялась за Петровым, наконец, его настигла…»

Слухами земля полнится...

Сравним два рассказа, и мы поймём, что только одна деталь является общей – смерть в авиакатастрофе. Но автомобильная авария по мнению Катаева произошла в Милане, а по Эренбургу – в Новороссийске. По Катаеву и Исакову, который провожал Петрова на аэродроме, писатель летел из Севастополя, тогда как по Эренбургу выходит, что из Новороссийска. Загипнотизированные словами двух мэтров и остальные знакомые Петрова начали выискивать в его судьбе мистические совпадения.
«Я твёрдо знал, что очень скоро должен погибнуть, что не могу не погибнуть», – приводят они выдержки из дневника Петрова за несколько лет до 1942 года. Или ещё один: «До сих пор я жил так: я считал, что жить мне осталось дня три, четыре, ну максимум неделя. Привык к этой мысли и никогда не строил никаких планов.
Я не сомневался, что <…> должен погибнуть для счастья будущих поколений. <…> Я твёрдо знал, что очень скоро должен погибнуть, что не могу не погибнуть» – это в набросках Петрова к книге об Ильфе. Остаётся добавить, что в то время Евгений Петрович служил в уголовном розыске и по его собственным словам «...переступал через трупы умерших от голода людей и производил дознания по поводу 17 убийств. Я вёл следствия, так как следователей судебных не было. Дела сразу шли в трибунал». Но разве служба в уголовном розыске не представляет определённый риск? И разве не могла оборваться от выстрела из бандитского обреза?
Но, как видим, его пуля так и не была отлита…

За себя и за того парня...

Одно ясно: Петров не искал смерти, как может кому-то показаться, и не боялся её. Он просто жил такой же фронтовой жизнью, как другие военные корреспонденты той поры, тот же Константин Симонов или Семён Гузенко, ставший Героем Советского Союза. Так что сказать, что смерть персонально «гонялась» за Евгением Петровичем, – значит, погрешить против истины… Кому-то везло, а кому-то не очень. Разве можно сказать, что отделался «лёгким испугом» тот же Иван Степанович Исаков? Спустя три месяца, 4 октября 1942 года он был тяжело ранен под Туапсе, ему ампутировали ногу. Три месяца продолжалась борьба за его жизнь… А потом он начал жить за двоих: за себя и Петрова. В морских журналах и отдельными изданиями печатались его труды-исследования опыта второй мировой войны, которых вышло более 60! Да, Петрова невозможно было вернуть, но его в чем-то заменил Исаков… Да и по большому счёту – у писателей смерти нет. Они живут в своих произведениях…

Российский писатель-сатирик Евгений Петрович Петров (настоящая фамилия — Катаев) родился 13 декабря (30 ноября по старому стилю) 1903 года (по некоторым данным — в 1902 году) в Одессе.

Его отец — Петр Васильевич Катаев был сыном священника из города Вятки, преподавателем епархиального и юнкерского училищ города Одессы. Мать — Евгения — украинка из Полтавы, в девичестве носившая фамилию Бачей, умерла вскоре после рождения второго сына. Старший брат — Валентин Катаев, будущий писатель.

У Катаевых была обширная семейная библиотека, но классическая литература не привлекала Евгения. Он зачитывался книгами Гюстава Эмара, Роберта Льюиса Стивенсона и др. Мечтал стать сыщиком, его манили приключения.

В 1920 году Евгений Катаев окончил пятую одесскую классическую гимназию. Работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства, потом инспектором уголовного розыска в Одессе.

В 1923 году переехал в Москву , где продолжил образование и занялся журналистикой.

В 1924 году в сатирическом журнале "Красный перец" появились первые фельетоны и рассказы под псевдонимом Петров, также под именем гоголевского "Иностранца Федорова". Использовал сатирик и другие псевдонимы. Он не хотел, чтобы появился еще один писатель с фамилией Катаев.

До начала сотрудничества с Ильей Ильфом Евгений Петров опубликовал более полусотни юмористических и сатирических рассказов в различных периодических изданиях и выпустил три самостоятельных сборника.

В 1926 году, работая в газете "Гудок", Евгений Петров познакомился с Ильей Ильфом. Началась их совместная работа: обрабатывались материалы для газеты "Гудок", сочинялись темы для рисунков и фельетонов в журнале "Смехач".

Летом 1927 года Ильф и Петров совершили поездку в Крым и на Кавказ, посетили Одессу. Они вели совместный дневник путешествия. Позднее некоторые впечатления от этой поездки вошли в роман "Двенадцать стульев", который был опубликован в 1928 году в ежемесячном литературном журнале "30 дней". Роман имел большой успех у читателей, но был довольно холодно встречен литературными критиками. Еще до первой публикации цензура сильно сократила его. Вскоре роман стали переводить на многие европейские языки, и он был издан во многих странах Европы.

Следующим их романом стал "Золотой теленок" (1931). Изначально он печатался частями в ежемесячнике "30 дней".

В сентябре 1931 года Илья Ильф и Евгений Петров были командированы на учения Красной армии в белорусском военном округе, по материалам поездки в журнале "30 дней" был опубликован очерк "Трудная тема".

С 1932 года Ильф и Петров начали печататься в газете "Правда".

В 1935-1936 годах писатели совершили путешествие по США, результатом которого стала книга "Одноэтажная Америка" (1937).

В соавторстве с Ильей Ильфом были написаны новеллы "Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска" (1928-1929), фантастическая повесть "Светлая личность" (1928), новеллы "1001 день, или Новая Шахерезада" (1929) и др.

Смерть Ильфа в 1937 году прервала творческое сотрудничество писателей.

Петров многое сделал для увековечивания памяти своего друга. В 1939 году он издал "Записные книжки" Ильи Ильфа, а позже задумал написать роман под названием "Мой друг Ильф". Роман не был закончен, сохранились лишь отдельные наброски и развернутые варианты плана.

Перу Евгения Петрова принадлежит ряд киносценариев . В соавторстве с Ильей Ильфом были созданы "Черный барак" (1933), "Однажды летом" (1936), в соавторстве с Георгием Мунблитом — "Музыкальная история" (1940), "Антон Иванович сердится" (1941) и др. Самостоятельно Петровым были написаны сценарии к фильмам "Тиха украинская ночь" и "Воздушный извозчик". Он работал над сценарием фильма "Цирк", но в конце концов потребовал снять свою фамилию из титров.

В 1941 году Петров стал военным корреспондентом "Правды" и Совинформбюро. Часто и подолгу он бывал на фронте.

2 июля 1942 года Евгений Петров погиб, возвращаясь самолетом из осажденного Севастополя в Москву. Писатель был похоронен в Ростовской области в селе Маньково-Калитвенская.

По произведениям Ильфа и Петрова поставлены многие фильмы: "Золотой теленок" (1968), "Двенадцать стульев" (1971), "Ехали в трамвае Ильф и Петров" (1972) и др. По мотивам пьесы Евгения Петрова "Остров мира" (опубликована в 1947 году) снят мультфильм "Мистер Уолк" (1950).

Евгений Петров был награжден орденом Ленина и медалью.

Супругой писателя была Валентина Грюнзайд. Их дети : Петр Катаев (1930-1986) — известный кинооператор, снявший почти все фильмы Татьяны Лиозновой; Илья Катаев (1939-2009) — композитор, автор ряда популярных песен и музыки к кинофильмам.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников