Эрмитаж шокировал посетителей выставкой с мертвыми животными на крюках. Ни одно животное не пострадало: скандал вокруг выставки Яна Фабра в Эрмитаже Эрмитаж ян фабр животные

Выставка бельгийского художника Яна Фабра в Эрмитаже вызвала шок и неодобрение многих петербуржцев, в том числе и тех, кто не успел её посетить. Музей обвиняют в пропаганде живодёрства из-за экспозиции с чучелами животных, официальную группу музея «ВКонтакте» заполнили возмущённые комментарии, Эрмитажу пришлось публиковать на сайте дополнительные пояснения.

Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты», которая 21 октября открылась в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вызвала волну критики и неодобрения. Посетителей музея и зоозащитников возмутила экспозиция с чучелами животных, многие ещё не посетили выставку, но высказываются в социальных сетях.

Группу Эрмитажа «ВКонтакте» заполонили возмущённые комментарии, блогеры сравнивают бельгийского художника с , обвинёнными в жестоком убийстве не менее 15 животных и птиц.


Многих возмутило также, что выставка Фабра, включающая помимо экспозиции с животными картины и скульптуры, разместилась не только в Главном штабе, где обычно выставляют современное искусство, но и в Зимнем дворце. В статье с пояснениями, которую музею пришлось выпустить в ответ на возмущения, объясняется, что идею соседства современного искусства с классическим представители Эрмитажа почерпнули после визита в Лувр.

Идея представить Фабра в Эрмитаже, в диалоге с фламандскими мастерами XVII века, возникла семь лет назад, когда директор музея, Михаил Борисович Пиотровский, и Дмитрий Озерков, заведующий Отделом Современного искусства (куратор выставки Фабра, - прим. Medialeaks), побывали на выставке Яна Фабра в Лувре, где инсталляция художника соседствовала с шедеврами Рубенса. - Государственный Эрмитаж

Что касается обвинений в пропаганде жестокости к животным, представители Эрмитажа объясняют, что бельгийский художник специально давал пресс-конференцию к открытию выставки, где объяснял свой посыл в работах с чучелами.

Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях, – это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть. «Многие мои работы посвящены жизни после смерти. Смерть – это часть жизни, я уважаю смерть», – говорит знаменитый бельгиец. Мёртвый пёс в инсталляции Фабра – это метафора, своеобразный автопортрет художника. Фабр утверждает: «Художник – это бродячая собака». - Государственный Эрмитаж

В официальном комментарии Эрмитажа подчёркивается, что художник, напротив, призывает бережно относиться к животным.

Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания. Представляя чучела домашних животных, Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к ним. - Государственный Эрмитаж

Но эти объяснения многих не удовлетворили и вызвали новую волну возмущений.


В сентябре в Москве разгорелся скандал вокруг выставки «Джок Стёрджес. Без смущения», на которой были показаны . Её раскритиковали сенатор Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова, назвав «детской порнографией». А на следующий день представители организации «Офицеры России», о которой Medialeaks, заблокировали вход в Центр фотографии имени братьев Люмьер, где проходила выставка, и добились её закрытия.

Но в итоге глава «Офицеров России» Антон Цветков и представители Центра фотографии возложили всю Лену Миро, которая первой потребовала закрыть выставку и опубликовала откровенные снимки детей.

Он и художник, и скульптор, и сценарист, и даже режиссёр театра. Фабр родился в Бельгии в 1958 году и сейчас считается одним из важных современных художников. Свои работы в области изобразительного искусства он делает из рисунков, фильмов и инсталляций. За такую сборную солянку его и ценят.

Зачем он выставляет в Эрмитаже чучела животных?

Собаки и кошки в инсталляциях Фабра - бездомные животные, погибшие на дорогах. По мнению художника, он таким образом даёт им новую жизнь в искусстве и побеждает смерть. Фабр считает, что сегодня отношение человека к животным потребительское: кошек и собак часто оставляют на дачах или выгоняют из дома. И Фабр хочет показать, что нельзя избавляться от животного, если оно заболело или состарилось. А также художник считает, что, если он демонстрирует чучела попугаев в пасти собачьих скелетов и подвешивает за шкирку чучела кошек, то публика подольше задерживается в залах.

- Почему он не использует искусственные материалы вместо чучел?

По словам Фабра, для него очень важна чувственная составляющая. На все претензии он вспоминает, что фламандские художники для изготовления красок использовали кровь и измельчённые человеческие кости.

- И Эрмитаж разрешил ему показывать ТАКОЕ?

– Ага. И, кстати, проектов, подобных по масштабу, в Эрмитаже до сих пор не удостаивался ни один современный автор. В музее настаивают, что выставку Фабра следует воспринимать как особую форму диалога с наследием Рубенса и Ван Дейка. Чучела как раз соседствуют с их полотнами и напоминают, что художник никому не причинил вреда.

- Общественность-то возмутилась! Выставку закроют?

Да, в Эрмитаж стали поступать многочисленные жалобы, в том числе и от зоозащитников. Посетители музея не поленились оставить в книге отзывов: "На фоне картин висят на крюках чучела животных. На окнах - чучела убитых кошек, царапающих стёкла с соответствующим звучанием. Собака подвешена за кожу на крюках. Люди ходили любоваться картинами, а натолкнулись на ужас... Не спали всю ночь... У детей шок от увиденного... В Москве закрыли выставку педофила, а в центре культурной Северной столицы садисты вывешивают трупы убитых животных на крюках".

В Сети негодующие люди пишут свои мнения об эпатажной выставке под хештегом #позорэрмитажу. Но не у всех получается правдоподобно играть в зоозащитников:

В свою очередь, руководство Эрмитажа заявило, что не намерено закрывать выставку и продлится она до апреля 2017 года.

- Это только нам так повезло или другие музеи мира тоже выставляли его работы?

Восемь лет назад у Фабра была выставка в Лувре. В зале парадных портретов он разложил надгробные плиты, среди которых ползал гигантский червяк с человеческой головой. В другом зале его экспонатами стали железная кровать и гроб, инкрустированные жуками-златками. К слову, были там и чучела животных.

- Какими ещё выкрутасами он знаменит?

Ну, например, в 1978 году он написал серию картин собственной кровью "Моё тело, моя кровь, мой пейзаж", при этом устроив из создания картин перформанс. В следующем году Фабр снова обратил на себя внимание перформансом "Деньги". Он собрал у посетителей выставки бумажные банкноты, после чего начал их мять, резать, ходить по ним ногами и всё в таком же духе. В конце перформанса он сжёг купюры и написал слово Money, используя пепел.

Выставка скандально известного бельгийского художника Яна Фабра в санкт-петербургском Эрмитаже спровоцировала волну возмущения среди россиян, сообщает Libération. Наибольший шок у посетителей вызвали чучела животных: из-за них многие начали клеймить Эрмитаж позором и требовать закрытия выставки. В ответ на критику директор музея отметил, что современное искусство должно бросать вызов и заставлять людей задуматься.


Выставка скандально известного бельгийского художника Яна Фабра в санкт-петербургском Эрмитаже вызвала волну возмущения среди российских интернет-пользователей, которых шокировал вид чучел животных, пишет Libération.

«Посетители пришли полюбоваться картинами и наткнулись на этот ужас. Дети были в шоке. Только садисты могут подвесить трупы животных», - возмущается одна посетительница. «Мертвые животные - это не искусство. Позор Эрмитажу», - вторит ей другая.

Депутат Виталий Милонов, активно защищающий моральные ценности в российском обществе, также выступил за закрытие выставки Фабра, назвав произведения художника «гадостью», сообщает Libération. Представители музея, со своей стороны, написали на странице официального сайта музея, что в инсталляциях бельгийца используются чучела животных, которые погибли на дороге.

«Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть», - объяснили в Эрмитаже. «Современное искусство — вызов, оно заставляет людей задуматься. Если кому-то такое искусство не нравится или не все его понимают - это нормально», - полагает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Более 200 произведений фламандского художника Яна Фабра - мозаики из панцирей жуков-скарабеев, чучела животных, рисунки, выполненные шариковой ручкой, - будут выставлены до апреля следующего года в залах Эрмитажа вместе с классическими произведениями европейского искусства, напоминает Libération. В то время как почитатели Фабра хвалят его за «радикальное обновление современной сцены», его противники регулярно обвиняют художника в провокациях. Так, на Фабра обрушились с критикой в 2012 году из-за перформанса в Антверпене, во время которого участники подбрасывали котов.

источник Libération Франция Европа теги
  • 17:33

    Сборная России заняла первое место в командном зачёте чемпионата Европы по художественной гимнастике в Баку.

  • 17:31

    В СК по Саратовской области сообщили, что полицейский, подозреваемый в совершении ДТП, в результате которого погиб 14-летний подросток, был пьян в момент инцидента.

  • 17:29

    Голкипер московского ЦСКА Игорь Акинфеев стал первым истории клуба игроком, принявшим участие в 600 матчах.

  • 17:19

    Папа Римский Франциск в рамках встречи с представителями Ассоциации иностранной печати в Ватикане призвал журналистов и владельцев аккаунтов в социальных сетях к смирению, ответственности и сдержанности.

  • 17:16

    Сборная России одержала победу над командой Латвии со счётом 3:1 в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 17:12

    Депутат Госсовета Республики Крым Владислав Ганжара в беседе с RT оценил заявление избранного президента Украины Владимира Зеленского о том, что Украина вернёт себе Крым.

  • 17:10

    «Уфа» потерпела поражение от «Оренбурга» в матче 29-го тура Российской премьер-лиги (РПЛ).

  • 17:02

    Главный тренер сборной России по хоккею Илья Воробьёв прокомментировал удаление Никиты Задорова и эпизод с жёсткой игрой Дмитрия Орлова в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года с национальной командой Латвии.

  • 17:01

    Саудовская Аравия и несколько других стран Персидского залива дали США своё разрешение на размещение американских войск на территории и в водах своих государств.

  • 16:56

    Айк Алумян, адвокат экс-президента Армении Роберта Кочаряна заявил, что прокуратура страны не может обжаловать решение суда об освобождении политика.

  • 16:54

    Главный тренер сборной России по хоккею Илья Воробьёв прокомментировал победу над национальной командой Латвии в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 16:50

    Военный совет Судана заявил о готовности вернуться к переговорному процессу с протестующими в воскресенье, 19 мая.

  • 16:40

    Защитник сборной России Никита Гусев прокомментировал победу над национальной командой Латвии в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 16:40

    Депутат Верховной рады Евгений Мураев рассказал о злобности и активности «зелеботов» - сторонников избранного президента Украины Владимира Зеленского.

  • 16:38

    Защитник сборной России Никита Задоров прокомментировал эпизод со своим удалением в матче с национальной командой Латвии в рамках группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 16:33

    Заместитель генерального директора концерна «Техмаш» (входит в «Ростех») Александр Кочкин в беседе с РИА Новости рассказал, что опытный образец авиационной управляемой ракеты нового поколения «Монолит» появится в России в 2021-2022 годах.

  • 16:29

    Американские власти предупредили коммерческие авиалинии об опасности полётов над Персидским заливом из-за риска «оказаться неправильно опознанными» в воздушном пространстве на фоне напряжённости в регионе.

  • 16:25

    Защитник сборной России Никита Задоров прокомментировал победу над национальной командой Латвии в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 16:25

    В центре Киева националисты сломали забор, установленный на аллее так называемых героев «небесной сотни».

  • 16:19

    Главный тренер сборной России по хоккею Илья Воробьёв объявил имя голкипера, который займёт место в воротах команды в матче чемпионата мира со Швейцарией.

  • 16:18

    Глава Национальной нефтяной компании Ливии Мустафа Саналла заявил, что страна может почти полностью остановить нефтедобычу из-за вооружённых нападений на нефтедобывающую инфраструктуру.

  • 16:10

    Президент Молдавии Игорь Додон в Кишинёве принял участие в марше в поддержку традиционных семейных ценностей.

  • 16:07

    Сборная России за два матча до завершения группового этапа обеспечила себе выход в плей-офф чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 15:59

    Нападающий Никита Кучеров по итогам пяти матчей возглавляет список лучших бомбардиров чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 15:57

    Бывший лидер Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер заявила, что намерена баллотироваться в вице-президенты страны. Об этом информирует ТАСС со ссылкой на видеозапись, опубликованную в соцсетях политика.

  • 15:48

    Защитник Дмитрий Орлов признан лучшим игроком сборной России в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года с национальной командой Латвии.

  • 15:41

    Сборная США одержала победу над национальной командой Дании в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 15:38

    Американский музыкант Мэрилин Мэнсон и обладательница «Золотого глобуса» актриса Шэрон Стоун примут участие в съёмках продолжения телесериала «Молодой папа» итальянского режиссёра Паоло Соррентино.

  • 15:36

    Сборная России одержала волевую победу над национальной командой Латвии в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 15:34

    Главный тренер мадридского «Реала» Зинедин Зидан ответил на вопрос о будущем голкипера Кейлора Наваса в команде.

  • 15:21

    Украинский лидер Пётр Порошенко в ходе выступления в Киеве по случаю Дня Европы призвал избранного президента Украины Владимира Зеленского усиливать санкционное давление западных стран на Россию.

  • 15:19

    Футболисты каталонской «Барселоны» выступают против трансфера французского форварда «Атлетико» Антуана Гризманна.

  • 15:11

    Суд в Ереване освободил бывшего президента Армении Роберта Кочаряна из-под стражи, передаёт РИА Новости.

  • 15:07

    Главный тренер московского ЦСКА Димитрис Итудис накануне финала Евролиги с «Анадолу Эфес» рассказал о травме форварда Уилла Клайберна.

  • 14:54

    Британская авиакомпания British Airways с 3 октября прекратит полёты из Лондона в Санкт-Петербург и Киев. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на авиалинии.

  • 14:52

    Главный тренер мадридского «Реала» Зинедин Зидан прокомментировал информацию о том, что его сын Лука в следующем сезоне может стать вторым вратарём основного состава команды.

Эрмитажная выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния - воин красоты» привела к скандалу федерального размаха. Не только петербуржцы, но и жители других городов возмутились выставленными чучелами собак, кошек и зайцев и запустили в Instagram марафон с хэштегом #позорэрмитажу. В ответ музей придумал контрхэштег #кошкизафабра, а куратор обсуждаемой выставки Дмитрий Озерков неоднократно публично объяснял, почему работы бельгийского художника на самом деле призывают к защите животных.

«Бумага» публикует фрагменты лекции Дмитрия Озеркова «Современное искусство и проблема защиты животных», которая прошла в кафе Social Club.

Дмитрий Озерков

Куратор выставки Яна Фабра
и руководитель проекта «Эрмитаж 20/21»

Как человек, заваривший эту кашу не только в качестве куратора выставки, но и в качестве заведующего отделом «Эрмитажа 20/21», я считаю должным объяснить, кто мы и что мы вообще делаем. Изначально Эрмитаж показывал старое искусство и до 2003–2004 года некоторые проекты современного. Была выставка Уорхола, его автомобиль; выставка Джексона Поллока из одной картины и девяти графических работ. Это были точечные вливания. Тогда это было здорово. Потом же мы стали понимать, что это уже бессмысленно: все это видели - и появилась необходимость делать «Энди Уорхол и…», «Энди Уорхол в контексте…», «Энди Уорхол о…» и прочее.

«Эрмитаж 20/21» - это проект о западном и европейском искусстве послереволюционного времени, которого, как вы догадываетесь, нет в коллекции музея. Изначально мы были созданы как проект, который должен был заполнить эту пустоту, занимаясь показом специально созданных для нас работ современных художников.

«Эрмитаж 20/21» никогда не стремился сгладить углы: нам кажется важным, чтобы город говорил о современном искусстве

Когда мы начали это делать, некоторые выставки вызывали определенный общественный резонанс. Например, выставка братьев Чепмен (более ста человек усмотрели экстремизм в работах английских художников - прим. «Бумаги» ). «Эрмитаж 20/21» никогда не стремился сгладить углы: нам кажется важным, чтобы город говорил о современном искусстве. В случае с Яном Фабром точно такая же история: его выставка сложная и многосоставная.

Петербург сейчас разделился на два лагеря: один состоит из людей, которые были на выставке и имеют свое мнение, другой - из людей, не бывавших на выставке, но тем не менее имеющих свое мнение. Одни говорят: какая прекрасная выставка Яна Фабра в Эрмитаже, удивительная история, удивительный диалог с коллекцией. А другие: как вы можете издеваться над трупами животных, это невозможно, антигуманно и так далее.

Подвешенные чучела собак и кошек в Главном штабе

На самом же деле, одна из глав выставки Яна Фабра, как раз и вызвавшая весь этот резонанс, была историей о бродячих животных. Будучи еще молодым художником, Ян Фабр, проезжая по автотрассе Бельгии, увидел множество тел сбитых животных. И он, близкий к теме домашних питомцев (у него дома всегда было очень много собачек, кошек и попугаев), стал узнавать, в чем же дело.

Оказалось, что людям малосостоятельным слишком дорого лечить своего больного питомца, поэтому они, обходя европейские законы, просто высаживают своего любимца на автотрассе, чтобы его сбили. И со спокойной душой заводят себе нового. Тогда Ян понял, что здесь налицо социальное двуличие: когда, с одной стороны, люди говорят о том, какие милые и классные их животные, а с другой, тела этих же животных бесхозно валяются по автостраде. Молодой художник взял некоторые тела этих животных, отнес к таксидермисту, чтобы тот сделал из них чучела, и стал создавать из этого выставку.

Как вы знаете, эта инсталляция разделена на две части: одна, где висят собаки, и другая, где висят кошки. Часть с собаками сделана цветными лентами, там лежит масло для собак. С кошками - белыми, там есть молоко в мисочках. Собаки и кошки, мужское и женское, верность и предательство - эти темы, по мнению Яна Фабра, необходимо вскрывать. Необходимо объяснять детям, что если вы берете питомца, то за него нужно нести ответственность. Иногда даже уметь сказать ребенку, что животное умерло, что животные смертны. Второе - это сложный теологический момент. Воспитанный в семье католички и протестанта, Ян Фабр рассуждает: «Есть ли у животных души?» и «Куда уходят животные после смерти?».

Чучела зайцев и птиц в зале Снейдерса

Вторая часть диптиха Фабра расположена в зале Снейдерса, где висят картины, изображающие пять больших охот и пять лавок. Для него это не про фрукты и не про рыбу, даже не об изобилии, а о тщете бытия: всё приходящее, всё умрет. Именно поэтому в экспозиции присутствуют черепа, оформленные панцирями жуков. В зубах у этих черепов - зайцы, белки, птички.

Помимо всей тщеты бытия, в этих работах есть момент, говорящий о двуличии и плохом понимании всего происходящего. Момент, когда мы говорим, что любим старых мастеров и любуемся их холстами, но не любим мертвых животных. Ян Фабр говорит: «Вот представьте себе картину старого мастера, холст маслом. Чем она написана? Масляными красками. А чем они наносятся на картину? Кисточками. А из чего эти самые кисточки сделаны? Эти самые кисточки как раз сделаны из тех же самых колонков, белок, зайцев. Когда мы любуемся старой живописью, мы не хотим знать, как она появилась. Это то же самое, когда мы носим шубы и едим мясо, но боремся за права животных».

Панцири насекомых в многочисленных работах в Эрмитаже

Жуки же, панцири которых представлены на «зеленой» части выставки, живут в Азии. Из них делают сувениры и даже едят. Их Фабр использовал, чтобы рассказать о колониальной политике Бельгии в Конго. Когда Африка отделилась, самая слабая в Европе Бельгия получила в свое владение Конго, на территории которого позже было обнаружено золото (чего, конечно, никто не ожидал). На эти деньги, собственно, и был построен Брюссель. Логично вытекающие из этого темы: эмигранты, террор в Брюсселе, мусульманское население, колониализм.

Изначально Фабр искал способ передать проблему колониализма в Бельгии, тянущейся еще с тех пор. У Яна Фабра был договор с одним рестораном, который поставлял ему панцири съеденных жуков. Их он термически обрабатывал, чтобы избавиться от органики.

В Эрмитаже открывается выставка бельгийского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния - воин красоты». Чучела животных и черепа, видео с живым рыцарем в Рыцарском зале и нарисованные ручкой Bic картины - «Бумага» рассказывает, что привезли в Зимний дворец и Главный штаб, что такое карнавал «в стиле Фабра», который пройдет в музее в декабре, и какими провокационными работами прославился бельгиец.

Мы прекрасно знали, что возможен такой исход, при котором начнется агрессивная волна. На самом деле, о сути выставки всё прекрасно прописано в буклетах и на сайте. Проблема здесь в истерии общества. Человеку показывают картинку, и он взрывается, кричит, не пытаясь вникнуть в суть, а через несколько минут забывает, о чем же кричал.

Это из серии, когда человек выходит из церкви и кидает монетку бездомному. И будто решает все проблемы мира. Тем не менее мы рады, что так случилось. Репутацию такого музея, как Эрмитаж, практически невозможно подмочить, а наша цель достигнута: люди говорят о защите животных.

Я, может, скажу страшную вещь, но музей не должен ориентироваться на общество. Если пойдем за обществом, то мы перейдем к тому, что будем сидеть в каком-нибудь унылом помещении и листать свои телефоны. Общество должно идти за нами. Мы показываем что-то, что на шаг впереди, чего нет в России. И если люди хотят вникать, слушать, то пускай идут за нами; если не хотят - мы не имеем права навязывать. Но можем предложить.

За помощь в подготовке материала «Бумага» благодарит культурно-образовательный проект «