Что такое иммерсивный театр? Спектакли с погружением Спектакль где ходят по дому

Теперь уже официально: в Москве бум иммерсивного театра. С привычной для всего модного избыточностью в городе появляются места, где можно не только смотреть, но и участвовать в спектаклях, которые теперь проходят на улицах, в квартирах и даже торговых центрах. Объясняем, как и где это делается.

Покататься в кузове грузовика

Главная иммерсивная премьера этого лета. Полсотни человек садятся в грузовик, за рулем - настоящие дальнобойщики, которые 90 минут катают аудиторию по России: от Москвы до самых Петушков Магадана. Авторы проекта - театральные новаторы Rimini Protokoll, которые на этот раз предлагают зрителям ощутить, каково это - все время куда-то ехать, пересекать государственные границы, спать в машине, скучать по домашней еде и выслушивать истории незнакомцев.

Погулять по городу

Уже третье лето по городу бродят группы людей в наушниках, выполняя разные странные задания неизвестного наставника. Нынешний сезон - последняя возможность поучаствовать в московской версии хита все той же немецкой театральной компании Rimini Protokoll. Это спектакль-променад, который идет в десятках городов по всему миру от Берлина до Тайбэя. Зрители двигаются по заданному маршруту, случайные прохожие выполняют роль актеров, городская среда - декорации.

Поспать

Спектакль-мечта: нужно прийти, надеть пижаму, лечь в кровать и уснуть. Тем, кому уснуть не удастся, проведут мастер-класс по засыпанию. Строго рекомендуется перевозбужденным жителям большого города. На этот раз никакой гигантомании - вас ждет час с академиком зевоты и магистром храпа, после которого останется только поскорее добраться до дома.

Поимпровизировать

«Неявные воздействия» - спектакль-интервенция со сверхзадачей космической важности: родить новую теорию «мировых причинно-следственных связей». Режиссер Всеволод Лисовский исследует эффект бабочки: то, как кто угодно может влиять на кого угодно, находясь при этом где угодно. Это самый панковский и эмоциональный из театральных променадов, доступных в Москве. Заранее неизвестно, в каком порядке, в каких обстоятельствах и какие тексты произнесут актеры, как поведут себя перепуганные прохожие и не закончится ли все в отделении полиции.

Изучить томских пришельцев

«Музей инопланетного вторжения» - это, с одной стороны, инсталляция, имитирующая хранилище экспонатов, с другой - театр взаимных действий. Посетители, ведомые гидами, изучают псевдонаучную историю высадки пришельцев в забытой деревне под Томском и пытаются понять метафору создателей о затерянности человека в российской истории. Мы уже рассказывали о проекте подробно вот .

Пооткровенничать в кругу незнакомых людей

Выбрать себе сказку

Постановка Кирилла Серебренникова иммерсивна в том смысле, что вы не сидите в зале, а передвигаетесь по пространству театра, в котором одновременно играется 12 маленьких спектаклей. Самовольно бродить, правда, не позволяют: зрителей здесь делят на три группы, которые следуют по заданному маршруту от «Колобка» и «Марьи Моревны» к другим сказкам Александра Афанасьева.

Вглядеться в другого

Незамысловатый перформанс швейцарской театральной компании Magic Garden, переведенный на русский язык. Никаких актеров здесь нет, только зрители, которых рассаживают в два ряда напротив друг друга. Цель постановки - присмотреться к незнакомцу и попробовать угадать, чем он живет. А он будет всматриваться и угадывать про вас.

Стать жертвой или свидетелем

«Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит»

Место: Театр на Таганке

Адрес: ул. Земляной Вал, 76/21

Билеты : в новом сезоне

Первый в России иммерсивный музыкальный спектакль по известному сюжету о любви и мести. Вовлечься предстоит в готическую атмосферу старого Лондона, загадочные убийства будут происходить прямо между рядами, а зрители запросто могут оказаться жертвами кровавого маньяка.

Выпить и посмотреть на оргию

Самый близкий к первопроходцам современного иммерсивного театра спектакль. Здесь, как и в Sleep no More, зритель может свободно блуждать по четырем этажам особняка позапрошлого века, нет никаких заданных маршрутов, делений на группы и прочих ограничений. Зато есть бар и уже ставшая известной сцена оргии, которую, как утверждают очевидцы, ну никак нельзя пропустить.

Что-нибудь купить

Спектакль-аукцион Юрия Квятковского, режиссера «Норманска», одного из первых иммерсивных проектов в Москве. Тогда действие объединило пять этажей Центра Мейерхольда, а сейчас - камерное пространство бара и по совместительству антикварного салона. «мыДым» основан на текстах обэриутов: молодым актерам «Мастерской Дмитрия Брусникина» с забеленными лицами подыгрывают старинная мебель и предметы интерьера, которые, как надеются создатели, помнят еще Хармса и Введенского.

Выжить в постапокалиптической Москве

Масштабная и детально проработанная то ли игра, то ли спектакль, придуманные и поставленные учеником Кирилла Серебренникова Александром Созоновым. Заданные обстоятельства - зараженная радиацией постапокалиптическая Москва с мутантами, борьбой за выживание и проверкой на прочность ваших моральных качеств.

Посидеть на званом ужине

Премьера «Вани» состоится 13 сентября, пока про постановку известно мало, кроме того, что она по Чехову. Это первый спектакль проекта «Театр вне театра», который описывает себя как «создателя театральной машины снов, переносящей гостей в самое сердце истории». Уже сейчас это звучит как устаревший маркетинговый ход: теперь мало позволить зрителю просто поприсутствовать на званом ужине в доме Серебрякова.

Сломать голову

Рассказывать что-то об этом спектакле совершенно нельзя, потому что именно на недосказанностях и загадках выстраивается весь иммерсивный каркас. Однако если вас всегда зачаровывали сцены в красной комнате из «Твин Пикса», то это - правильный выбор.

«Твоя_игра»

Место: Experience Space

Адрес: ул. Пушечная, 4, стр. 2

Не двигаться и не видеть

На Smile off вас полностью отключат от внешнего мира и предложат полчаса пожить одними лишь тактильно-аудиальными ощущениями. Речь идет о полной депривации движения и зрения - со связанными руками и повязкой на глазах зрителей прикуют к креслу-каталке. Пытать, по заверениям организаторов, не будут.

Приготовиться к тоталитаризму

Название проекта «Театр живого действия» говорит само за себя: иммерсивные спектакли - их специализация. Новая постановка «1984» - это художественная игра по мотивам романа Оруэлла про феномен власти и тоталитарного насилия. Пусть реальность за окном уже и так напоминает антиутопию, режиссер Анастасия Киреева все равно призывает зрителей 2,5 часа «покорять действительность», на время спектакля став сотрудником специального отдела управления прошлым министерства правды.

«1984»

Место: КЦ «Хитровка»

Адрес: Подколокольный пер., 8, стр. 2

Фотографии: Обложка, 2 – Remote Moscow, 1 – Андрей Стекачёв, 3 – Сергей Петров/Центр драматургии и режиссуры на Беговой, 4 – Театр.doc , 5 – Марина Меркулова, 6 – Центр имени Мейерхольда, 7, 8 – «Гоголь-центр», 9 – Театр на Таганке, 10 – Journey Lab, 11 – «Антикварный Boutique & Bar», 12 – МСК 2048, 13 – «Студия на Поварской»

Феномен иммерсивности (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения») – один из основных трендов современной индустрии развлечений. Сегодня иммерсивным стало буквально все: уже перестала казаться чем-то из области научной фантастики дополненная и виртуальная реальность; про компьютерные игры все и так понятно; иммерсивным медленно, но верно становится жанр кино (будете в Лондоне – обязательно загляните на Secret Cinema); уже появились первые иммерсивные книжки; все популярнее становятся городские квесты. Иммерсивный театр стал закономерным итогом нескольких тенденций – как в актуальной режиссуре, так и в области городского досуга.

Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель – полноправный участник происходящего. В любой момент актеры могут начать прямое взаимодействие со зрителем – например, могут завязать зрителю глаза и отвести за руку в другую комнату и оставить там, могут обнять или поцеловать, а могут просто долго смотреть глаза в глаза.

Помните знаменитую формулу Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры»? В иммерсивном театре нет зрительного зала в традиционном смысле этого слова, а значит, нет и так называемой «четвертой стены», отделяющий актеров от зрителей. Действие театра-променада развивается одновременно в разных локациях. Режиссеры, в свою очередь, предлагают публике новые поведенческие сценарии, давая ей более активную роль: зрители спектаклей-бродилок могут сами выбирать свой маршрут – ту или иную линию сюжета – и переходить от одной локации к другой, а где-то даже влиять на происходящее. Такой спектакль складывается из разных сюжетов подобно тому, как кусочки складываются в мозаику.

Иммерсивный театр в мире

Sleep No More – обезличенный «тотальный» спектакль

Законодателями жанра иммерсивного театра принято считать лондонскую группу PunchDrunk, знаменитую тем, что она погружает зрителя в пространство, похожее по атмосфере на загадочные картины легендарных кинорежиссеров Стенли Кубрика, Альфреда Хичкока и Дэвида Линча.

Один из самых известных спектаклей жанра иммерсивного театра – знаменитая постановка Sleep No More, которая вот уже не один год захватывает воображение зрителей Нью-Йорка. В основе шоу лежит «Макбет» Уильяма Шекспира. Спектакль идет в огромном заброшенном пятиэтажном отеле McKittrick, который порой напоминает бесконечный лабиринт из вдруг материализовавшихся ночных кошмаров. При входе всех пришедших просят надеть белую венецианскую маску, которую они обязуются не снимать в течение всей постановки. Зрители оказываются предоставлены сами себе в обстановке психиатрического отделения, кладбища и отеля 30-х годов, где перформанс и инсталляция встречаются с site-specific-хореографией.

Многослойное действие завораживает: в Sleep No More можно легко почувствовать себя вуайеристом и увидеть, как похожие на призраков герои занимаются любовью, убивают друг друга, смывают кровь в ванной. Здесь можно все то, что строго запрещено в традиционном театре – трогать руками декорации и вступать в контакт с «реквизитом», но нужно быть готовым к тому, что и жители заброшенного отеля могут вступить с вами в контакт.

Then She Fell – камерное индивидуальное приключение


Актуальный иммерсивный театр нельзя представить без постановок креативной продюсерской команды Third Rail Projects, известной своими экспериментальными спектаклями в необычных локациях с соединением элементов театра, танца, звуковых и арт-инсталляций и необычной хореографии.

Один из наиболее амбициозных спектаклей этой команды – Then She Fell, действие которого происходит в заброшенной психиатрической больнице в Бруклине в Нью-Йорке. В отличие от Sleep No More, где около 300 обезличенных зрителей оказываются предоставлены сами себе, в Then She Fell обстановка гораздо более интимная и камерная. В этом спектакле, поставленном по «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, задействовано 8 актеров и всего 15 зрителей, которые разделены на маленькие группы, чьи маршруты продуманы и выверены режиссерами. Взаимодействие со зрителем здесь самое что ни на есть буквальное: зрители спектакля могут легко оказаться один на один с актером, скажем, причесывая актрису, играющую Алису.

Продюсерская команда Third Rail Projects недавно представила публике свой новый иммерсивный спектакль в Нью Йорке – Grand Paradise – постановку о семье, отправляющейся на каникулы на курорт, где с ними происходят разные метаморфозы.

А что иммерсивного есть в Москве?

Если вы пока не знакомы с театром вовлечения, то резонный вопрос: как выбрать постановку для первой пробы, чтобы не разочароваться? Вот четыре лучших иммерсивных спектакля, которые сейчас идут в столице.

1. «Твоя игра »


Этим летом бельгийская театральная команда Ontroerend Goed и импресарио Федор Елютин (ранее привезший в Москву спектакль-променад по городу Remote) представили Москве новый индивидуальный интерактивный опыт для одного человека «Твоя игра». Длится спектакль порядка 30–35 минут и идет в универмаге «Цветной». A Game of You – так спектакль называется в оригинале – уже был сыгран на театральных фестивалях в Эдинбурге и Авиньоне, но российская версия отличается тем, что дело происходит не в арт-кластере или здании театра, а в оживленном торговом центре.

«Самый волнительный спектакль сезона… это вы», – гласит сайт проекта. И действительно, вряд ли можно придумать более быстрый способ взглянуть на себя глазами другого человека и понять, каким вы кажетесь окружающим.

2. «Черный русский »


В сентябре этого года один из главных театральных ньюсмейкеров последнего времени Максим Диденко и театральная компания Ecstàtic представили Москве первый иммерсивный мюзикл по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский». Пространство старинного московского особняка Спиридонова превратилось в дом Троекурова, где появились свой бальный зал, столовая, cпальня, купальня, кабинет, хлев и даже лес. Всех зрителей в начале спектакля делят на три группы, которые следуют разными маршрутами за героями спектакля, и выдают соответствующие маски – сов, оленей и лис.

По словам создателей спектакля, «Черный русский» – это прежде всего спектакль ощущений, воздействующий на зрителя на уровне всех органов чувств. Так, в хлеву пахнет свежескошенным сеном, на кухне – блинами и мясом, в спальне Маши Троекуровой – цветами. Зрителей угощают черными пельменями, травяными настойками и прочими яствами.

3. «Москва-2048 »


«МСК 2048» – это новая масштабная игра в реальности от знаменитой сети квестов «Клаустрофобия» и режиссера «Гоголь-центра» Александра Созонова. «МСК 2048» развивает концепцию иммерсивного променад-театра, соединяющего в себе ролевую игру, театр-променад и квест. Сюжет разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, все игроки – беженцы, желающие поскорее перебраться из радиоактивных пустошей в Большую Москву. Для прохода в город необходима виза, получить которую можно в пропускном пункте убежища.

Трудно придумать лучший способ ощутить себя героем видеоигры «в реале»! «МСК 2048» полностью стирает барьеры между актерами и зрителями, сценой и зрительным залом, игровыми условностями и реальной жизнью. Игроки становятся главными действующими лицами собственных уникальных историй, выполняя задания актеров, – исход игры зависит от каждого.

4. «Русские сказки »


«Русские сказки» – спектакль-променад от Александра Созонова и Ильи Шагалова, поставленный по русским народным сказкам из знаменитого собрания Афанасьева. Идут «Сказки» в «Гоголь-Центре». Больше года артисты провели в экспедиции по стране, чтобы посмотреть, чем живет Русь, и послушать живой народный язык. В результате получился живой иммерсивный спектакль-променад, соединяющий в себе разные жанры – этюды, наблюдения, фантазии молодого актерского поколения на тему русских сказок, философские притчи, баллады, серенады, романсы, бардовские песни, рок и рок-н-ролл.

«Русские сказки» идут по всему театру одновременно. Перед началом спектакля зрители выбирают свою дорогу из предложенных трех – есть три группы зрителей, три выверенных пути и три разных впечатления от просмотра. В финале все соединяются в большом зале, эпилог у «Русских сказок» единый.

Два года назад Москву захлестнула волна променад-спектаклей, в которых зрителям предлагается покинуть места в привычном зрительном зале и отправиться в путешествие по лабиринту комнат, коридоров, лестниц, а иногда улиц. Как только не называют это популярное нынче направление: променад-театр, спектакль-квест, site-specific театр. В народе такие спектакли нередко именуют «бродилками», по аналогии с соответствующим жанром компьютерных игр.

В них и правда много схожего: ты как участник существуешь в рамках определенного художественного мира с заданным сюжетом, но обладаешь свободой действий и перемещений. Сегодня все чаще можно услышать, как подобные постановки называют иммерсивными, от английского to immerse — «погружать». Именно так характеризуют свои спектакли члены британской театральной компании Punchdrunk, которых считают пионерами жанра. Свою первую постановку они сделали по «Войцеку» Георга Бюхнера в 2000 году, а на весь мир прославились в 2009-м спектаклем «Sleep no more» — интерпретацией «Макбета» в стилистике триллеров Хичкока.

«Sleep No More»

Разумеется, Punchdrunk не были первыми, кто заставил зрителя подняться на ноги и переместил их в центр действия. Можно вспомнить хотя бы легендарный спектакль «Неистовый Роланд», поставленный Лукой Ронкони в 1969 году, в котором актеры играли на подвижных сценических площадках в противоположных углах помещения церкви, а зрители могли свободно перемещаться между ними, выбирая разные сюжетные линии. Однако именно британцы сделали иммерсивность основным принципом своих постановок, где размывается грань между сценой и залом, актером и зрителем, созерцанием и действием.

Сохраняется только граница между внешним, привычным миром и игровым художественным пространством. Переступив ее, ты оказываешься погружен в иную реальность, где тебя захватывает продуманная до мелочей атмосфера, время движется циклично, и невозможно предугадать, что ждет за поворотом. Нужно следовать правилам этого пространства: скрыть лицо за маской, не произносить ни звука, но разрешено активно исследовать окружающие интерьеры и предметы в них и, если повезет, даже принимать участие в перформансах с актерами — при условии, что вас пригласят это сделать. Впрочем, никто не принуждает к прямому контакту: можно остаться и в роли пассивного наблюдателя, хотя это гораздо менее интересно.

«Remote Moscow» группы Rimini Protokoll

В России первым променад-спектаклем называют «День Леопольда Блума» — хэппенинг-читку «Улисса», развернувшуюся одновременно во всех помещениях Школы драматического искусства 16 июня 2004 года — в день столетия легендарного дня из романа Джойса. С тех пор количество «бродилок» в истории российского театра уже перевалило за два десятка, а их характер значительно разнообразился. Москва видела и постановки, где совсем нет актеров, каковы, например, спектакли-прогулки («Remote Moscow» группы Rimini Protokoll) или спектакли-экскурсии («Радио Таганка» режиссера Семена Александровского), и постановку, сделанную для одного зрителя («Твоя игра» бельгийской команды Ontroerend Goed). Были и есть многочисленные спектакли, где разные эпизоды играются в разных пространствах, а зрители последовательно переходят от одного к другому: самый яркий пример, пожалуй, «Шекспир. Лабиринт» в Театре Наций, где каждый эпизод был самостоятельным спектаклем на шекспировскую тему, отличным от других по жанру и замыслу. Из идущих в этом сезоне спектаклей здесь можно отметить «Декалог на Сретенке» Театра им. Маяковского — постановку, оригинально совместившую жанры променад и вербатим.

«Шекспир. Лабиринт» в Театре Наций

Отдельно существуют собственно иммерсивные постановки, к которым, помимо свежих премьер, можно отнести квест «Москва 2048» и спектакль «Норманск», созданный режиссером Юрием Квятковским и объединением Le Cirque de Charles la Tannes в Центре им. Мейерхольда (по кние братьев Стругацких «Гадкие лебеди»). Пять этажей центра превращались на несколько дней показов в Норманск — постапокалиптический город будущего, в 17-ти локациях которого, наряду с обычными людьми, можно было встретить «мокрецов», пораженных странной генетической болезнью. Там более десятка сюжетных линий — даже посмотрев спектакль трижды, вы бы не смогли увидеть все его эпизоды. Что выгодно отличает «Норманск» от других иммерсивных произведений — при всей устремленности создателей погрузить зрителей в мрачную атмосферу антиутопии, постановка Квятковского оставалась событием, прежде всего, театральным: со сложной драматургией, яркими актерскими работами и внятным режиссерским размышлением о тоталитарном обществе.

«Норманск» в Центре им. Мейерхольда

Постановщики «Норманска» были ограничены и скоромным бюджетом, и необходимостью при каждом показе заново встраивать масштабное художественное пространство в помещения ЦИМа — в результате спектакль был показан всего 13 раз. За рубежом иммерсивный театр с самого начала создавался в помещениях старых фабрик, ангаров и особняков, ведь только пустое пространство допускает полную свободу художника-постановщика. Но это требует финансовых вложений, которых жанр терпеливо ждал. И дождался — год назад сеть «Клаустрофобия», специализирующаяся на игровых квестах, пригласила для сотрудничества режиссера Александра Созонова.

Вместе они запустили проект «Москва 2048» — историю на стыке театра, квеста и ролевой игры, в которой помимо 40 игроков участвуют 12 актеров. В одном из корпусов завода «Кристалл» художники создали мир после атомной войны, где по сюжету участники должны выбраться из фильтрационного лагеря для беженцев и прорваться в столицу. Здесь можно выбрать «путь покорности» или же стать бунтарем и разрушить систему. Несмотря на чисто развлекательную оболочку проекта, он дает шанс пережить опыт существования в тоталитарной системе, а его сюжет весьма прозрачно отсылает к действительности. И то, и другое после завершения квеста заставляет задуматься.

Проект «Москва 2048»

Для постановки «Черного русского» по мотивам Дубровского продюсерами были приглашены театральные звезды — режиссер Максим Диденко, хореограф Евгений Кулагин, художник Мария Трегубова и телезвезда Равшана Куркова. На премьере в особняке Спиридонова в Малом Гнездиковском переулке собрался чуть ли не весь московский бомонд. Возможно, именно этим объясняется столь высокая цена на билеты: от 5 000 рублей (для сравнения — на «Норманск» можно было попасть всего за 700 р.). Выдавая маски, зрителям назначают определенный маршрут: «совы» бегают за Троекуровым, «лисы» — за Машей, «олени» — за Дубровским.

«Черный русский»

Привычно для себя Диденко отказался от большого количества текста в пользу пластических и вокальных этюдов, а также всевозможных «аттракционов» для зрителей: здесь вам предложат и погладить живого петуха, и покормить актера пельменями, и выпить черной водки с черной колбасой. Все очень эстетично и увлекательно — но, увы, режиссерское высказывание теряется в атмосфере светского безумия, творящегося в доме Троекурова.

В отличие от «Черного русского» проект «Вернувшиеся» по «Привидениям» Ибсена, сочиненный американскими режиссерами Виктором Карина и Мией Занетти, спектаклем не притворяется — создатели позиционируют его как «мистическое шоу». Особняк в Дашковом переулке художники превратили в усадьбу Альвингов, проработав пространство до мелочей — вплоть до аутентичных книг XIX века на полках.

«Вернувшиеся»

Зрителям предоставлена полная свобода действий: как и в «Норманске», каждый смотрит свой спектакль, свободно перемещаясь по четырем этажам здания. Можно засесть в одной локации, можно исследовать их по очереди, а можно «прицепиться» к главным героям и преследовать их. Последний, пожалуй, самый скучный вариант: так вы увидите почти традиционный драматический спектакль. Однако эта магистральная линия необходима с точки зрения драматургии: ведь яркие пластические и контактные этюды (чего стоит только оргия служанок в прачечной!) хоть и разворачиваются в стороне от сюжетных сцен, но основаны именно на подтексте пьесы. Общий совет — старайтесь попасть на сеансы в 18:00 и в 18:30, так вы сможете увидеть большее количество эпизодов.

В «Вернувшихся» иммерсивный жанр достиг, вероятно, своего самого точного воплощения: в шоу-спектакле соблюдены все заветы прародителя Punchdrunk. В какую сторону жанр пойдет в будущем — пока неясно. Но было бы крайне любопытно увидеть, например, иммерсивные постановки для детей — с одной стороны, сейчас явственно видна тенденция к все большей интерактивности в детском театре, с другой — развиваются красочные интерактивные выставки, где детям разрешается трогать экспонаты и лазить везде, где вздумается. Ведь попадая в атмосферу иммерсивного пространства, полного загадок и аттракционов, даже взрослый становится немного ребенком — готовым исследовать неизвестный мир и удивляться его явлениям.

В конце ноября-начале декабря в Ельцин Центре прошел фестиваль «Территория», на котором екатеринбуржцы могли познакомиться с новейшими тенденциями в современном театре. В рамках образовательной программы фестиваля театральные критики Роман Должанский и Алексей Киселев рассказали о новых театральных терминах и особое внимание уделили иммерсивному театру. Рассказываем, что они имели в виду.

Как сразу отметил Роман Должанский в своей лекции «Новые театральные термины», иммерсивные спектакли сегодня находятся на пике своей популярности. Именно их ставят на первое место сегодняшние театралы.

«Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки. Зритель становится частью происходящего. Такой театр еще называют «театром квестом», «театром-променад» или «театром-бродилкой»

Сегодня такой вид действа захватил все театральные сцены, предлагая зрителям покинуть привычные места в зале и отправиться в путешествие по миру книжных героев. «Вы приходите в театр или галерею и становитесь участником этого искусства - вы должны потрогать что-то на экспозиции, чтобы на ней что-то появилось, вы должны куда-то пойти, чтобы часть спектакля началась. Это искусство, которое оперирует и другими органами чувств помимо зрения. Меняется форма, значит меняется и ощущение. Другими словами, без вас это искусство не существует», - говорит Алексей Киселев. Этот жанр театра он соотносит с компьютерными играми, где игроку предоставляется возможность встать на место главного героя.

С английского словосочетание «immersive theatre» переводится, как «театр вовлечения». Это и передает его главную суть - актер в любой момент может вовлечь зрителя в постановку. Поцеловать, дотронуться, вступить с ним в диалог. Первой иммерсивной постановкой считается шоу «Sleep No More» британского коллектива «Punchdrunk», в основе которого лежала линия «Макбета» Шекспира, но помещенная в 30-е годы 20 века. Спектакль проходил на площадке пятиэтажного отеля, где актеры и зрители бегали в белых масках по кабинетам и барам, не разговаривая и не снимая маски. Постановка произвела изрядный фурор в 2000-е, но в России распространения не получила. Только спустя десять лет в Москве был выпущен спектакль «Норманск», в котором зрители ходили по городу, населенному детьми индиго и «мокрецами» (так авторы обозначили «внутренне независимых людей с не зарытым в землю талантом»).

В Екатеринбурге критики не нашли таких «театров-бродилок». «Может быть они и есть, но просто не получили большого распространения. Конечно, у вас есть большое количество квестов, которые многие приравнивают к театру-променаду. Безусловно, они очень яркие, интересные, и зрители там тоже встают на место персонажей и бродят по предоставленной локации. Главное их отличие в том, что в иммерсивном спектакле со зрителем играют профессиональные актеры, задача у которых - не запутать их, не напугать, как в большинстве квестов сегодня, а именно погрузить в необходимый сюжет», - подчеркнул Алексей Киселев.

Среди знаковых для России иммерсивных спекталей Должанский и Кислев выделили спектакль-бродилку «S.T.A.L.K.E.R», поставленный «Гоголь-центром» по одноименной компьютерной игре. А она, в свою очередь, сделана по мотивам книги братьев Стругацких. Зрители надевают наушники, защитный костюм и идут по стопам персонажей игры. Главная задача - «впитать» пластику компьютерного героя.

В «Кристине» Кэти Митчелл режиссер делает второстепенную героиню пьесы «Фрекен Жюли» Августа Стриндберга главной, что дает эффект неопределенности сюжета. Зритель не может увидеть всей картины, потому что путешествует по миру второстепенного персонажа. За стенками слышны звуки других героев, но это лишь иллюзия. Зритель видит глазами второстепенной героини, а то, что происходит за стенкой является симультанным действием.

«Вернувшиеся» проходят в особняке начала 19 века в центре Москвы. В доме 4 этажа и около 50 комнат, в каждой из которых разыгрывается завораживающее действие. В основе постановки лежит пьеса Генрика Ибсена «Призраки». Долгое время она была запрещена, как в России, так и в Европе, поэтому такой интерес к спектаклю сегодня вполне понятен.

Самой необычной иммерсивной постановкой Алексей Киселев назвал «Майскую ночь» Московского театра кукол. Этот спектакль невозможно увидеть - на глазах зрителей повязка. Постановка познается зрителями через тактильные и вкусовые ощущения, запахи, звуки: актеры воссоздают плеск воды, шум ветра и даже кормят пришедших.

Роман Должанский и Алексей Киселев уверенны, что театр вовлечения сегодня находится на пике своей популярности и на него еще долго будет спрос. Ведь попадая в атмосферу иммерсивного спектакля, зрители ненадолго выпадают из реальной жизни. И пусть они понимают, что это все иллюзия, они хотят возвращаться в новый неизведанный мир снова и снова.

Фотография: DR

Действие иммерсивного спектакля, поставленного по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения», будет происходить сразу на четырех уровнях старинного особняка XIX века в центре Москвы. Современное иммерсивное представление подразумевает полное вовлечение зрителя - каждый из них словно очутится в мире фильмов Дэвида Линча и Гильермо дель Торо, в котором на расстоянии вытянутой руки развернется мистическое действо, полное намеков и чувственных соблазнов.

Во время шоу зрители в масках, сохраняющих их анонимность, погрузятся в драматическую историю загадочных семейных отношений, где каждый из героев хранит тяжелую тайну прошлого. В каждой из 50 комнат будет разыгрываться действие, в котором два десятка актеров умело смешают энергетику современного театра и невероятную хореографию, визуальную эстетику кино и впечатляющие спецэффекты.

«Вернувшиеся» стали результатом творческого и профессионального союза режиссеров Виктора Карины и Мии Занетти из нью-йоркской театральной компании Journey Lab и российских продюсеров Вячеслава Дусмухаметова и Мигеля, режиссера и наставника шоу «ТАНЦЫ» на ТНТ.

«Иммерсивное представление такого уровня в России будет поставлено впервые. В работе над созданием шоу была чрезвычайно важна не только отдача и профессионализм команды, но и новейшие технологии работы с аудиторией и опыт моих американских коллег», - рассказывает продюсер шоу Мигель.

За музыкальное оформление шоу отвечает лидер Therr Maitz Антон Беляев, а speakeasy-бар шоу получит специальную музыкальную программу с участием российских и зарубежных артистов.

«Призраки» или «Привидения» - пьеса норвежского классика Генрика Ибсена, написанная ровно 135 лет назад, в 1881 году. Сюжет критики часто сравнивают с паутиной загадок. Некий дом готовится к большому событию - на средства вдовы почтенного капитана Альвинга должен открыться приют в память о её муже. По этому поводу собираются родственники и старые друзья, но странные события и призраки, будто вернувшиеся из прошлого, трагично меняют судьбы всех героев.

Чтобы передать атмосферу пьесы Ибсена в наше время, команда художников, декораторов и костюмеров шоу воссоздала в историческом особняке XIX века интерьер, впитавший в себя дух нордических стран.

Московская премьера сразу вызвала огромный интерес не только среди зрителей, но и у профессионального сообщества. «Вернувшиеся» стали хедлайнерами программы одного из самых престижных театральных смотров столицы - фестиваля Нового европейского театра NET.

«Одной из тем фестиваля стал иммерсивный театр - как быстро набирающий зрительскую аудиторию жанр, вчера ещё казавшийся маргинальной экзотикой. Поэтому проект, который должен стать этапным для развития этого жанра, привлёк наше внимание», - говорит арт-директор фестиваля Роман Должанский.

Адрес: Дашков переулок, дом 5 (метро «Парк культуры»)

Стоимость билета – 5000/30000 рублей

Возрастное ограничение: 18+

Официальный сайт проекта: www.dashkov5.ru