Андрес Сеговия Торрес: Возрождение гитары. Андрес Сеговия Торрес: Возрождение гитары Биография А. Сеговии

Андрес Сеговия (Andres Segovia) (1893-1987) – выдающийся испанский гитарист и педагог. В детстве обучался игре на фортепиано, скрипке и виолончели, одновременно с этим самостоятельно изучал игру на гитаре. Помогало ему слушание народной музыки, игра фламенко и изучение нотной литературы. В 1909 году состоялся первый концерт Сеговии, но мировая слава пришла к нему в 1924 году, после концерта в Париже. Игра А. Сеговии отмечена исключительным виртуозным мастерством, глубиной интерпретаций; он расширил технические и выразительные возможности гитары, ввёл в репертуар классическую и современную музыку (многие произведения в собственных обработках), поднял гитарное исполнительство на высокий художественный уровень. Для Сеговии написаны и посвящены ему сочинения Х. Турины, Х. де Манена, А. Русселя, М. Кастельнуово-Тедеско, С. Скотта, Э. Вила Лобоса, А. Тансмана и др.

Сеговия – один из немногих концертантов, в игре которого критики не могли обнаружить недостатков. Наоборот, каждое последующее выступление артиста выявляло новые достоинства его игры, что связывается как с его выдающимся талантом, так и с напряженной ежедневной работой по совершенствованию своего мастерства.

Андрес Сеговия четырежды (в 1926, 1927, 1930 и 1936 годах) приезжал в СССР и с неизменным успехом давал концерты в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. Сеговия выступал не только с концертами, но и встречался с местными гитаристами, слушал их игру, проводил методические беседы и открытые уроки. Это сказалось и на развитии гитарного искусства в Советском Союзе: после гастролей многие музыканты-профессионалы стали смотреть на гитару как на инструмент, достойный серьезного изучения. Следствием было открытие классов гитары в музыкальных училищах (тогда техникумах), а также в отдельных музыкальных вузах. Горячим приверженцем Сеговии был П.С. Агафошин , который первым в СССР создал "Школу игры на шестиструнной гитаре", основываясь на методических установках выдающегося гитариста. Таким образом, Андрес Сеговия был не только артистом, но и деятельным пропагандистом своего инструмента.

Находясь в СССР, А. Сеговия проявлял интерес и к юным гитаристам, проводил с ними открытые уроки. 27 марта 1927 года он дал концерт специально для юных ленинградцев – учеников П.И. Исакова. Общение Сеговии с юными гитаристами продолжались и в 1936 году во время его приезда в Ленинград, о чем свидетельствуют фотографии, запечатлевшие испанского артиста с учениками В. И. Яшнева.

Сеговия воспитал блестящую плеяду гитаристов – Д. Вильямс , Джулиан Брим (Великобритания), Алирио Диас (Венесуэла), Хосе Томас (Испания), К. Паркенинг (США), М. Гасбаррони (Италия) и другие. Деятельность Андреса Сеговии приобрела такой размах потому, что уже в самом начале своей музыкальной карьеры он рассматривал гитару как один из компонентов всей музыкальной культуры в целом. С его помощью возродилась старая и родилась новая литература для гитары, он заинтересовал гитарой профессиональных музыкантов и композиторов, что повлекло за собой подъем интереса к искусству игры на классической гитаре. Его музыкальная деятельность рассматривается и оценивается как выдающееся событие ХХ века. В Венеции Сеговии была присуждена самая почетная премия – "Жизнь, отданная искусству".

Активная деятельность концертирующего артиста не мешала Сеговии вести курсы обучения игре на гитаре в Сантьяго-де-Компостела, в Музыкальной академии Киджана в Сиене, в Университете Берклея. Одновременно с этим он обогащает репертуар гитарными транскрипциями произведений знаменитых композиторов, а также пьес для лютни и виуэлы.

Особой заслугой Сеговии в области репертуара считается тот факт, что ему удалось убедить многих композиторов отказаться от устоявшихся негативных стереотипов во взглядах на гитару и обратить их к написанию сочинений для этого инструмента.

Формулируя цели своего творчества, Сеговия писал: "Я посвятил свою жизнь четырем главным задачам: 1. отделение гитары от бездумных увеселений фольклорного типа; 2. обеспечение ее репертуаром высокого качества, составленного из сочинений, имеющих большое значение в музыке и вышедших из-под пера композиторов, обычно пишущих для оркестра, фортепиано, скрипки и т.д.; 3. донесению красоты звучания гитары до филармонической публики всего мира; 4. влиянию и воздействию на авторитеты в консерваториях, академиях и университетах с целью включения обучения игре на гитаре в программы этих учебных заведений на тех же правах, что и скрипке, виолончели, фортепиано и т.д."

* * *

"Все мое существо было охвачено неописуемым счастьем, когда я начал играть на гитаре, потому что звук в басах был глубок и сладок, а в верхах трепетным и дрожащим. И ее акцент, ее душа в ее голосе выражались твердо и убедительно. Я позабыл обо всем на свете, кроме гитары".

Испания словно веками собирала силы, чтобы создать такого гиганта, как Сеговия. Сеговия не мог бы родиться вне Испании, ведь именно здесь родилась гитара. На вопрос: "Когда вы начали играть на гитаре?" – Сеговия ответил: "До того, как я родился".

Андрес Сеговия родился в Андалусии, в городе Линарес, 21 февраля 1893 года, а через несколько недель семья пере-ехала в Хаэн. Замечательное искусство импровизации на-родных гитаристов Андалусии и самобытная культура этой древней земли очень повлияли на его мироощущение.

В автобиографии Сеговия описал встречу со своим первым гитарным учителем:

"Однажды в наш дом пришел гитарист фламенко. При первом сильном расгеадо я соскочил со стула и упал. Но когда он начал играть красивые народные мелодии, я был захвачен. – Хочешь научиться играть? – спросил он. Я кивнул в знак согласия".

В 1910 году в "Артистическом центре" Гранады состоялся первый публичный концерт А. Сеговии, организованый его друзьями.

"По дороге на сцену (гитару нес мой друг) ко мне подошел старый флейтист:

– Вы знакомы с гитаристом, который будет сейчас играть? Я улыбнулся и сказал: – Хорошо знакомы: мы близкие друзья. – Он талантлив? – Вовсе нет. Сейчас Вы сами услышите. Он был удивлен моей недоброй характеристикой близкого друга и спросил: – Вы завидуете ему? – И с неприязнью отвернувшись от меня, он вошел в зал. Но после концерта флейтист пришел обнять меня и сказал: – Действительно, Ваш друг заслуживает одновременно и мои поздравления, и Вашу зависть".

Первый значительный успех Сеговии был связан с Севильей. Окрыленный успехом, он стал мечтать о концерте в столице, однако, первое выступление не принесло желаемого успеха.

В 1915 году Сеговия познакомился с гитаристом Мигелем Льобетом , благодаря которому ему удалось дать концерт в Барселоне в январе 1916 года. Однако, гитару не стремились впускать в большие залы. Она не была популярным инструментом, и все считали, что сила ее звука недостаточна, и ее просто не будет слышно в большом помещении.

Поворотом в судьбе гитары стал концерт во Дворце камерной музыки "Палау" в Барселоне, где Андрес Сеговия, наконец, получил разрешение выступить. Красота звучания акустической гитары буквально околдовала слушателей.

Дальнейшим успехам Сеговии способствовала атмосфера Ренасимьенто, движения за возрождение народных традиций в музыке и культуре Испании. В течение последующих шести лет гитарист завоевал признание своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но и в других городах Испании. К этому нужно добавить успех двух гастрольных поездок в Южную Америку в 1919 и 1921 годах.

Основная проблема, которую стремится решить Сеговия - это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам. Мануэль де Фалья , откликнувшись на его просьбу, написал пьесу "Памяти Дебюсси". Федерико Морено Торроба - танцы, ноктюрны, пьесы, прелюды, "Кастильскую сюиту", "Кастильский концерт". В 1919 году Сеговия сделал транскрипцию фортепьянной пьесы Альбениса "Легенда", которую ожидало действительно легендарное будущее.

20-е годы стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Сеговии. Каждое выступление Сеговии воспринималось как чудо, как открытие нового. Он стремился преодолеть стереотипы и утвердить гитару в качестве солирующего инструмента.

Андрес Сеговия и гитара покоряют Париж, Лондон, Буэнос-Айрес. В 1928 году, в день, когда должен был состояться седьмой концерт в Буэнос-Айресе, в тот же час напротив давал концерт всемирно известный пианист Артур Рубинштейн, на всех предыдущих выступлениях которого, как и на концертах Сеговии, залы были переполнены. Но опасения по поводу "дуэли" гитары с фортепьяно были напрасны: постоянно висящие таблички у залов, где выступали Рубинштейн и Сеговия, сообщали: "свободных мест нет".

Если в 20-е годы имя великого гитариста связывали с рождением нового искусства, то в 30-е его можно было с полным основанием назвать создателем гитарного искусства ХХ века. Его благородной целью было возвысить гитару, а достойное место гитаре мог обеспечить только высокохудожественный профессиональный репертуар. Сеговия не прекращал поиски новых сочинений, обращаясь к разным композиторам. На его просьбы откликнулись Морено Торроба, Пабло Казальс, Хоакин Родриго, Федерико Момпу, Гаспар Кассадо, Мануэль Понсе, Вила-Лобос и многие другие композиторы Европы и Америки. Многие до встречи с Сеговией не сочиняли для гитары. Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С 1955 года он занимался с учениками в живописном итальянском городе Сиене, а затем преподавал в Сантьяго-де-Компостела, средневековом городе в Испании (в Галисии), где для развлечения богатых туристов с 1958 года стали устраиваться двухнедельные фестивали, названные "Музыка в Компостела", основной целью которых была пропаганда испанской старинной и современной музыки. Организаторы фестиваля привлекли к участию в них и Сеговию, который стал проводить здесь занятия с учениками. Помещение, где они проводились, – большой зал с каменными сводами, – напоминало церковь или монастырь. Тишина, суровая архитектура феодального замка с его внутренними двориками, благоухающими розами, стенами, покрытыми вьющимся виноградом. В этой обстановке каждое указание авторитетного музыканта воспринималось с почти религиозным трепетом, а занятия запоминались на всю жизнь.

В истории Испании не было артиста, который бы так активно пропагандировал испанскую музыку по всему миру. Как-то раз, объясняя, почему гитара – любимый инструмент в Испании, Андрес Сеговия сказал, что один испанец – это уже целое общество, как и одна гитара – целый оркестр!

ИСПАНИЯ!!!Родина великих мореплавателей, древних рыцарских романов, плутовской литературы.Земля Сервантеса, Веласкеса, Гойи…Страна неугасимого темперамента, открытости и Чести. Где еще встретишь такую жизнерадостность?! Для испанцавечер – не подготовка ко сну, а начало разгульного веселья! Песни, танцы, фламенко…Многие верят, что музыка Испании лучшая в мире. Здесь и только здесь могла родиться гитара!

Мы расскажем Тебе о великом испанском гитаристе Андресе Сеговия Торресе (1893-1987гг.), человеке-легенде. Ему посчастливилось родиться в Испании, в небольшом андалузском городке Линаресе, впитать в себя богатую историю, культуру, традиции этой страны. Почтисто лет он прожил с Испанией в своем сердце и со всем человечеством в душе, служа одной госпоже – Гитаре. Он возродил Гитару и возвеличил её, придал ей академическое звучание.

Андрес Сеговия с самого детства, сразу после того, как подружился с гитарой, узнал от старых испанских гитаристов печальную историю угасанияжизни этого прекрасного инструмента, снижения роли шестиструнной в симфонической жизни планеты. Голосгитары всё слабее звучал на музыкальном Олимпе, уступая звукам фортепиано, скрипки, виолончели… В концертные залы Испании гитару перестали приглашать…

Мысль о возрождении любимого инструмента полностью овладела юным Андресом и стала для него путеводной звездой на всю жизнь.

Подвиг Андреса Сегивии состоял в том, что решать эту сверхсложную задачу ему было предначертано, пожалуй, на одном из самых драматичных этапов жизни Испании.

Андресу было суждено родиться за пять лет до жестокого поражения Испании в войне с США. Его родина потеряла свои заморские колонии, утратила статус морской державы. Андрес Сеговия вместе со своей страной пережил падение и возрождение королевской власти. Через его душу окровавленными сапогами прошлапервая война человечества с фашизмом, вспыхнувшаяв Испании за три года до начала Второй мировой войны. Тогда, в 1936 году, на испанской земле фашизм (испанский, немецкий и итальянский) схлестнулся с испанскими республиканцами, которых поддержали оружием и интернациональными бригадами Россия, Франция, Польша, США. На стороне республиканцевбыли Эрнест Хэмингуэй, Антуан де Сент-Экзюпери, Михаил Кольцов, Илья Эренбург, Джордж Оруэлл (был ранен снайпером в горло) и многие другие. Андрес Сеговияпережил страшную гибель Герники, победу фашистов, огромные человеческие жертвы. Гражданская война в Испании унесла 600 тысяч жизней. Более миллиона противников режима, антифашистов оказались в тюрьмах, лагерях. Десятки тысяч испанских детей из семей проигравших республиканцев, спасая свои жизни, покинули родину. Уехали в Россию, Францию, Бельгию, Англию, Голландию… Среди приехавших в Москву испанских детей, ваших сверстников, была девочка, которая, повзрослев, стала мамой легендарногороссийского хоккеистаВалерия Харламова.

Музыка в эти страшные годы стонала, задыхалась. Она выжила в Испании не столько в нотах, сколько в душах безоружных защитников культуры, таких какСеговия.

Музыка для маленького Андреса началась после решения его родителей (отец –Бонифасио Сеговия Монторо,мать – Роза Торрес Крус) отдать сына в семью дяди дона Эдуарда и тети Марии, у которых своих детей не было. Дядя любил музыку. В его доме бывали музыканты. По инициативе дона Эдуарда, Андрес в пятилетнем возрасте начал учиться играть на купленной ему скрипке, стал осваивать фортепиано и виолончель. Однако, первый приглашенный учитель оказался плохим педагогом. Он был недобрым, нечутким и, возможно, даже жестокимучителем. Вскоре это понял даже дядя. Занятия были прекращены.

В это время в их доме оказался странствующий гитарист. Он стал исполнять страстную, зажигательную, экспрессивную мелодию фламенко! Как вспоминал в своей автобиографии сам Андрес, « при первом сильном расгеато (дрожащий звук, быстрое чередование аккордов) я соскочил со стула и упал. А когда он начал играть красивые народные мелодии, я был пленен звуками гитары». Когда стихли последние аккорды, Андрес услышал, возможно, самые желанные, самые значимые в его жизни слова: «Хочешь научиться играть?» Сил у мальчикахватило только на то, чтобы кивнуть головой в знак согласия.

Учеба продлилась недолго: всего два месяца. Смышленый, талантливый, горящий желанием учиться мальчик страстно впитывал в себя науку игры на гитаре. Андрес вспоминал: «Всё моё существо было охвачено неописуемым счастьем, когда я начал играть на гитаре… Я позабыл обо всём на свете, кроме гитары». Было ему шесть лет…

Уже в зрелые годы на вопрос «Когда он начал играть на гитаре?» Сеговия ответил: «До того, как я родился».

Итак, едва начавшись, уроки игры на любимом инструменте, завершились. Как ни странно, на пути между Андресом и его новым другом – гитарой встал сам дядя. Отражая бытовавшие в те годы настроения, суждения о «несерьезности», «немодности» гитары, невхожести её в престижные концертные залы, дон Эдуард хотел помешать новому увлечению племянника.

Андресу помог друг. Он помог купить простенькую гитару. Осваивать любимый инструмент Сеговия тайком бегал к соседям. Оттуда дядя не мог услышать звуки гитары.

Самообучение игре на гитаре шло параллельно с осмыслением и решением другой сверхзадачи: повышения престижа шестиструнной. Не отказываясь полностью от народной музыки, он постепенно стал осваивать классические произведения великих композиторов, написанные для других, доминантных в то время музыкальных инструментов.

Надо было доказать, что шесть струн способны полноценно отразить красоту и глубину практически всех шедевров мировой музыкальной классики. Начал работать над расширением выразительных и технических возможностей гитары. Хотел доказать, что в умелых руках она способна быть сольным концертным инструментом. Шли годы упорного труда музыканта – новатора.

Андрес с 14 лет начал выступать на концертах в Гранаде, Кордове, Севильи и других испанских городах. И наконец, в шестнадцатилетнем возрасте он выступил в столице страны Мадриде. Публика настороженно встретила молодого музыканта с его новой, необычной техникой исполнения, непривычным репертуаром. Он, в частности, стал исполнять в собственной обработке произведения Иоганна Себастьяна Баха. Сидевших в заленасторожила и одновременно поразила глубина исполнительского мастерства юного гитариста. Он усилил голос гитары, извлекая звуки не только традиционным путем (кончиками, подушечками пальцев правой руки), но также используяногти в качестве медиатора.

Впоследствии Андрес довел до совершенства применявшиеся им приемы апойяндо, тирандо, арпеджио и др. По-своему использовал прием барре, полубарре, пиччикато.

Вспоминая свой первый концерт, Сеговия признался, что «ужасно волновался, чувствовал, как трясутся поджилки».

На одном из первых концертов проявились такие его черты характера, как самокритичность, скромность. На вопрос, заданный ему перед выходом на сцену, «талантлив ли он?», ответил: «Вовсе нет. Сейчас вы сами услышите».

От концерта к концерту росло его мастерство (сказался талант к самосовершенствованию) и одновременно постепенно стали меняться стереотипы, предубеждения публики в оценке возможностей гитары.

Усилия Андреса Сеговии по возвеличиванию гитары подкреплялись новой тенденцией в политической и культурной жизни страны. В самом конце XIX – начале XX века стало набирать силу движение за возрождение культурных традиций Испании. Начавшись под лозунгом «Por nuestra musica»(«за нашу музыку»), это явление получило впоследствии название «Ренасимьенто»(Renacimiento – Возрождение). Это движение возникло как реакция испанского общества на сокрушительное поражение, которое Испания потерпела в 1898 году в войне сСША.

Большинство музыкальных экспертов полагает, что Андрес Сеговия Торрес смог окончательно покорить Испанию своей музыкой, когда ему исполнилось 22 года. Именно к этому времени, благодаря его усилиям (при активнейшей роли испанского композитора и гитариста-исполнителя Ф. Тарреги) удалось возродить гитару. Андрес научил ее солировать (он был первым в мире гитаристом, который выступил с симфоническим оркестром), исполнять самую сложную классическую (Гендель, Моцарт, Бетховен) и современную музыку.Ему удалось привлечь к обогащению репертуара гитары таких известных композиторов, как Моррено Торроба, Пабло Казальс, Хоакин Родриго, Мануэль де Фалья и многих других селебритис.Со временем Андрес довел свой репертуар до 500 произведений.

Сеговия поразил Испанию своим виртуозным исполнительским мастерством. Критики не могли обнаружить в его игре никаких изъянов. Восхищала глубина и органичность интерпретаций.

Родилось новое явление, названное «сегоевская тишина», когда ошеломленная блестящей игрой публика, переводя дух от услышанного, осмысливая произведенный на неё эффект, не сразу взрывается овациями. Возникает феномен затянувшейся тишины. Обнаружить и осознать эту кажущуюся всем зрителям естественной паузу можно только просматривая видео- или аудиозапись концерта.

Ещё совсем молодым Андрес Сеговия начал гастролировать по странам мира. Южная Америка, США, Европа, Австралия, Азия… В общей сложности он выступил с концертами в 70-ти странах мира. Он не только приносил людям радость и наслаждение. Одновременно Сеговия популяризировал классическую испанскую гитару, воздействовал на музыкальную образовательную политику разных стран. Благодаря ему во многих консерваториях и музыкальных школах мира были введены классы гитары.

Хотел бы задать Тебе, юный музыкант, следующий вопрос: как Ты считаешь, мог ли Андрес Сеговия оказать непосредственное влияние на рождение и жизнь российских музыкальных школ, ив частности,музыкальной школы, носящей имя Александра Михайловича Иванова-Крамского?

Некоторые ответили бы, что такого быть не может. Где Москва, а где Испания! Да и жил Сеговия в прошлом и даже позапрошлом веке! А Моя школа совсем новая, молодая.

Постараемся внести ясность в этот вопрос. Начнем с того, что великий испанский гитарист, действительно,и в нашей стране тоже популяризировал новые возможности классической гитары. С этой целью он четыре раза приезжал к нам: в 1926, 1927, 1930 и 1936гг. Выступал с концертами в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе.

Организовал несколько встреч с юными, а также с уже состоявшимися, зрелыми музыкантами. На этих встречах он не только проводил мастер-классы, но также слушал игру наших гитаристов, анализировал её,консультировал музыкантов. Проводил методические занятия, открытые уроки.

С целью развития и совершенствования отечественной системы музыкального образования Андрес Сеговия встречался с представителями музыкальных кругов (элитой и чиновниками), влияющими на формирование музыкальной стратегии страны.

Как мы указали выше, последний визит испанского музыканта – миссионера состоялся в 1936г. В последующие годы, с приходом в Испании к власти фашистов, отношения между двумя странами резко ухудшились. Поездки прекратились, культурные связи были заморожены. А в нашей стране по упомянутым политическим, а так же по «идеологическим» причинамстала расти предвзятость к гитаре как «чуждому элементу западной культуры». Период искреннего интереса к этому музыкальному инструменту в нашей стране сменился в середине 30-х годов ХХ века «холодной войной» против гитары. На многие годы обучение игре на гитаре было практически свернуто.
Растопить эту «холодную войну», вернуть полноценное преподавание по классу гитары удалось Александру Михайловичу Иванову-Крамскому, имя которого с гордостью носит наша музыкальная школа.

Иванова-Крамского вдохновил на сложную и опасную борьбу за судьбу гитары ни кто иной, как испанский гений Андрес Сеговия! Дело в том, что в 1926 году 14-летнему Александру Иванову-Крамскому (в то время он учился игре на скрипке) очень повезло. Ему довелось увидеть и услышать испанского корифея. Это случилось на концерте Мастера в Большом зале Московской консерватории. Впечатление от музыки было настолько сильным, что юный Александр решился на радикальные меры: стал осваивать совершенно новый для него музыкальный инструмент.

А.М. Иванову-Крамскому многому удалось добиться благодаря своему трудолюбию, таланту и глубокой вере в классическую гитару. Он прославился как выдающийся классический гитарист, композитор, дирижер, педагог. Был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР».

Так иногда переплетаются судьбы великих людей!

Итак, получается, что учеба в этой музыкальной школе стала возможной благодаря совместной героической борьбе двух подвижников, безгранично любивших гитару.

У Тебя появились большие возможности, перспективы, раздвинулись горизонты. Ты можешь участвовать в ежегодном Всероссийском конкурсе юных исполнителей на классической гитаре имени А.М. Иванова-Крамского. Подготовить к конкурсу Тебя смогут такие профессионалы-гитаристы. как Н.А Иванова-Крамская (дочь великого гитариста), Д.В. Бородаев, заведующий отделом гитары А.М.Фильченков и другие. А если будешь учиться подобно Сеговии и Иванову-Крамскому, то рано или поздно тебя будут приветствовать на международных конкурсах, в том числе в Испании.

Слова благодарности за возможность заниматься музыкой мы адресуем нашим учителям, а также учителям наших учителей.

Андресу Сеговии Торресу принадлежат следующие слова: «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты, подобно островам, разбросаны в океане. Мой остров – гитара». Благодаря музыкальному подвигу великого испанца его остров превратился в большой архипелаг, судьба которого теперь в Твоих руках…


Андалузия. Город Линарес. Улица Хосе Антонио. Дом, в котором родился Сеговия, не сохранился. На его месте построено большое четырёхэтажное здание. На прикреплённой к нему мраморной доске читаем: «В этом доме 21 февраля 1893 года родился гениальный гитарист Андрес Сеговия Торрес, выдающийся сын города Линарес, 1968».
Через несколько недель семья переехала в Хаэн. Замечательное искусство импровизации народных гитаристов Андалузии и самобытная культура этой древней земли очень повлияли на его мироощущение.
В 1915 году Сеговия познакомился с гитаристом Мигелем Льобетом, благодаря которому ему удалось дать концерт в Барселоне в январе 1916 года. Однако, гитару не стремились впускать в большие залы. Она не была популярным инструментом, и все считали, что сила ее звука недостаточна, и ее просто не будет слышно в большом помещении.
Поворотом в судьбе гитары стал концерт во Дворце камерной музыки "Палау" в Барселоне, где Сеговия, наконец, получил разрешение выступить. Красота звучания акустической гитары буквально околдовала слушателей.
Дальнейшим успехам Сеговии способствовала атмосфера Ренасимьенто, движения за возрождение народных традиций в музыке и культуре Испании. В течение последующих шести лет гитарист завоевал признание своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но и в других городах Испании. К этому нужно добавить успех двух гастрольных поездок в Южную Америку в 1919 и 1921 годах.
Основная проблема, которую стремится решить Сеговия - это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам. Мануэль де Фалья, откликнувшись на его просьбу, написал пьесу "Памяти Дебюсси". Федерико Морено Торроба - танцы, ноктюрны, пьесы, прелюды, "Кастильскую сюиту", "Кастильский концерт". В 1919 году Сеговия сделал транскрипцию фортепьянной пьесы Альбениса "Легенда", которую ожидало действительно легендарное будущее.
20-е годы стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Сеговии. Каждое выступление Сеговии воспринималось как чудо, как открытие нового. Он стремился преодолеть стереотипы и утвердить гитару в качестве солирующего инструмента.
Андрес Сеговия и гитара покоряют Париж, Лондон, Буэнос-Айрес. В 1928 году, в день, когда должен был состояться седьмой концерт в Буэнос-Айресе, в тот же час напротив давал концерт всемирно известный пианист Артур Рубинштейн, на всех предыдущих выступлениях которого, как и на концертах Сеговии, залы были переполнены. Но опасения по поводу "дуэли" гитары с фортепьяно были напрасны: постоянно висящие таблички у залов, где выступали Рубинштейн и Сеговия, сообщали: "свободных мест нет".
Если в 20-е годы имя великого гитариста связывали с рождением нового искусства, то в 30-е его можно было с полным основанием назвать создателем гитарного искусства ХХ века. Его благородной целью было возвысить гитару, а достойное место гитаре мог обеспечить только высокохудожественный профессиональный репертуар. Сеговия не прекращал поиски новых сочинений, обращаясь к разным композиторам. На его просьбы откликнулись Морено Торроба, Пабло Казальс, Хоакин Родриго, Федерико Момпу, Гаспар Кассадо, Мануэль Понсе, Вила Лобос и многие другие композиторы Европы и Америки. Многие до встречи с Сеговией не сочиняли для гитары.
Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С 1955 года он занимался с учениками в живописном итальянском городе Сиене, а затем преподавал в Сантьяго-де-Компостела, средневековом городе в Испании (в Галисии), где для развлечения богатых туристов с 1958 года стали устраиваться двухнедельные фестивали, названные "Музыка в Компостела", основной целью которых была пропаганда испанской старинной и современной музыки. Организаторы фестиваля привлекли к участию в них и Сеговию, который стал проводить здесь занятия с учениками. Помещение, где они проводились, - большой зал с каменными сводами, - напоминало церковь или монастырь. Тишина, суровая архитектура феодального замка с его внутренними двориками, благоухающими розами, стенами, покрытыми вьющимся виноградом. В этой обстановке каждое указание авторитетного музыканта воспринималось с почти религиозным трепетом, а занятия запоминались на всю жизнь.

Андрес Сеговия (Andres Segovia) (1893-1987) – выдающийся испанский гитарист и педагог. В детстве обучался игре на фортепиано, скрипке и виолончели, одновременно с этим самостоятельно изучал игру на гитаре. Помогало ему слушание народной музыки, игра фламенко и изучение нотной литературы. В 1909 году состоялся первый концерт Сеговии, но мировая слава пришла к нему в 1924 году, после концерта в Париже. Игра А. Сеговии отмечена исключительным виртуозным мастерством, глубиной интерпретаций; он расширил технические и выразительные возможности гитары, ввёл в репертуар классическую и современную музыку (многие произведения в собственных обработках), поднял гитарное исполнительство на высокий художественный уровень. Для Сеговии написаны и посвящены ему сочинения Х. Турины, Х. де Манена, А. Русселя, М. Кастельнуово-Тедеско, С. Скотта, Э. Вила Лобоса, А. Тансмана и др.

Сеговия – один из немногих концертантов, в игре которого критики не могли обнаружить недостатков. Наоборот, каждое последующее выступление артиста выявляло новые достоинства его игры, что связывается как с его выдающимся талантом, так и с напряженной ежедневной работой по совершенствованию своего мастерства.

Андрес Сеговия четырежды (в 1926, 1927, 1930 и 1936 годах) приезжал в СССР и с неизменным успехом давал концерты в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. Сеговия выступал не только с концертами, но и встречался с местными гитаристами, слушал их игру, проводил методические беседы и открытые уроки. Это сказалось и на развитии гитарного искусства в Советском Союзе: после гастролей многие музыканты-профессионалы стали смотреть на гитару как на инструмент, достойный серьезного изучения. Следствием было открытие классов гитары в музыкальных училищах (тогда техникумах), а также в отдельных музыкальных вузах. Горячим приверженцем Сеговии был П.С. Агафошин , который первым в СССР создал "Школу игры на шестиструнной гитаре", основываясь на методических установках выдающегося гитариста. Таким образом, Андрес Сеговия был не только артистом, но и деятельным пропагандистом своего инструмента.

Находясь в СССР, А. Сеговия проявлял интерес и к юным гитаристам, проводил с ними открытые уроки. 27 марта 1927 года он дал концерт специально для юных ленинградцев – учеников П.И. Исакова. Общение Сеговии с юными гитаристами продолжались и в 1936 году во время его приезда в Ленинград, о чем свидетельствуют фотографии, запечатлевшие испанского артиста с учениками В. И. Яшнева.

Сеговия воспитал блестящую плеяду гитаристов – Д. Вильямс , Джулиан Брим (Великобритания), Алирио Диас (Венесуэла), Хосе Томас (Испания), К. Паркенинг (США), М. Гасбаррони (Италия) и другие. Деятельность Андреса Сеговии приобрела такой размах потому, что уже в самом начале своей музыкальной карьеры он рассматривал гитару как один из компонентов всей музыкальной культуры в целом. С его помощью возродилась старая и родилась новая литература для гитары, он заинтересовал гитарой профессиональных музыкантов и композиторов, что повлекло за собой подъем интереса к искусству игры на классической гитаре. Его музыкальная деятельность рассматривается и оценивается как выдающееся событие ХХ века. В Венеции Сеговии была присуждена самая почетная премия – "Жизнь, отданная искусству".

Активная деятельность концертирующего артиста не мешала Сеговии вести курсы обучения игре на гитаре в Сантьяго-де-Компостела, в Музыкальной академии Киджана в Сиене, в Университете Берклея. Одновременно с этим он обогащает репертуар гитарными транскрипциями произведений знаменитых композиторов, а также пьес для лютни и виуэлы.

Особой заслугой Сеговии в области репертуара считается тот факт, что ему удалось убедить многих композиторов отказаться от устоявшихся негативных стереотипов во взглядах на гитару и обратить их к написанию сочинений для этого инструмента.

Формулируя цели своего творчества, Сеговия писал: "Я посвятил свою жизнь четырем главным задачам: 1. отделение гитары от бездумных увеселений фольклорного типа; 2. обеспечение ее репертуаром высокого качества, составленного из сочинений, имеющих большое значение в музыке и вышедших из-под пера композиторов, обычно пишущих для оркестра, фортепиано, скрипки и т.д.; 3. донесению красоты звучания гитары до филармонической публики всего мира; 4. влиянию и воздействию на авторитеты в консерваториях, академиях и университетах с целью включения обучения игре на гитаре в программы этих учебных заведений на тех же правах, что и скрипке, виолончели, фортепиано и т.д."

* * *

"Все мое существо было охвачено неописуемым счастьем, когда я начал играть на гитаре, потому что звук в басах был глубок и сладок, а в верхах трепетным и дрожащим. И ее акцент, ее душа в ее голосе выражались твердо и убедительно. Я позабыл обо всем на свете, кроме гитары".

Испания словно веками собирала силы, чтобы создать такого гиганта, как Сеговия. Сеговия не мог бы родиться вне Испании, ведь именно здесь родилась гитара. На вопрос: "Когда вы начали играть на гитаре?" – Сеговия ответил: "До того, как я родился".

Андрес Сеговия родился в Андалусии, в городе Линарес, 21 февраля 1893 года, а через несколько недель семья пере-ехала в Хаэн. Замечательное искусство импровизации на-родных гитаристов Андалусии и самобытная культура этой древней земли очень повлияли на его мироощущение.

В автобиографии Сеговия описал встречу со своим первым гитарным учителем:

"Однажды в наш дом пришел гитарист фламенко. При первом сильном расгеадо я соскочил со стула и упал. Но когда он начал играть красивые народные мелодии, я был захвачен. – Хочешь научиться играть? – спросил он. Я кивнул в знак согласия".

В 1910 году в "Артистическом центре" Гранады состоялся первый публичный концерт А. Сеговии, организованый его друзьями.

"По дороге на сцену (гитару нес мой друг) ко мне подошел старый флейтист:

– Вы знакомы с гитаристом, который будет сейчас играть? Я улыбнулся и сказал: – Хорошо знакомы: мы близкие друзья. – Он талантлив? – Вовсе нет. Сейчас Вы сами услышите. Он был удивлен моей недоброй характеристикой близкого друга и спросил: – Вы завидуете ему? – И с неприязнью отвернувшись от меня, он вошел в зал. Но после концерта флейтист пришел обнять меня и сказал: – Действительно, Ваш друг заслуживает одновременно и мои поздравления, и Вашу зависть".

Первый значительный успех Сеговии был связан с Севильей. Окрыленный успехом, он стал мечтать о концерте в столице, однако, первое выступление не принесло желаемого успеха.

В 1915 году Сеговия познакомился с гитаристом Мигелем Льобетом , благодаря которому ему удалось дать концерт в Барселоне в январе 1916 года. Однако, гитару не стремились впускать в большие залы. Она не была популярным инструментом, и все считали, что сила ее звука недостаточна, и ее просто не будет слышно в большом помещении.

Поворотом в судьбе гитары стал концерт во Дворце камерной музыки "Палау" в Барселоне, где Андрес Сеговия, наконец, получил разрешение выступить. Красота звучания акустической гитары буквально околдовала слушателей.

Дальнейшим успехам Сеговии способствовала атмосфера Ренасимьенто, движения за возрождение народных традиций в музыке и культуре Испании. В течение последующих шести лет гитарист завоевал признание своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но и в других городах Испании. К этому нужно добавить успех двух гастрольных поездок в Южную Америку в 1919 и 1921 годах.

Основная проблема, которую стремится решить Сеговия - это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам. Мануэль де Фалья , откликнувшись на его просьбу, написал пьесу "Памяти Дебюсси". Федерико Морено Торроба - танцы, ноктюрны, пьесы, прелюды, "Кастильскую сюиту", "Кастильский концерт". В 1919 году Сеговия сделал транскрипцию фортепьянной пьесы Альбениса "Легенда", которую ожидало действительно легендарное будущее.

20-е годы стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Сеговии. Каждое выступление Сеговии воспринималось как чудо, как открытие нового. Он стремился преодолеть стереотипы и утвердить гитару в качестве солирующего инструмента.

Андрес Сеговия и гитара покоряют Париж, Лондон, Буэнос-Айрес. В 1928 году, в день, когда должен был состояться седьмой концерт в Буэнос-Айресе, в тот же час напротив давал концерт всемирно известный пианист Артур Рубинштейн, на всех предыдущих выступлениях которого, как и на концертах Сеговии, залы были переполнены. Но опасения по поводу "дуэли" гитары с фортепьяно были напрасны: постоянно висящие таблички у залов, где выступали Рубинштейн и Сеговия, сообщали: "свободных мест нет".

Если в 20-е годы имя великого гитариста связывали с рождением нового искусства, то в 30-е его можно было с полным основанием назвать создателем гитарного искусства ХХ века. Его благородной целью было возвысить гитару, а достойное место гитаре мог обеспечить только высокохудожественный профессиональный репертуар. Сеговия не прекращал поиски новых сочинений, обращаясь к разным композиторам. На его просьбы откликнулись Морено Торроба, Пабло Казальс, Хоакин Родриго, Федерико Момпу, Гаспар Кассадо, Мануэль Понсе, Вила-Лобос и многие другие композиторы Европы и Америки. Многие до встречи с Сеговией не сочиняли для гитары. Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С 1955 года он занимался с учениками в живописном итальянском городе Сиене, а затем преподавал в Сантьяго-де-Компостела, средневековом городе в Испании (в Галисии), где для развлечения богатых туристов с 1958 года стали устраиваться двухнедельные фестивали, названные "Музыка в Компостела", основной целью которых была пропаганда испанской старинной и современной музыки. Организаторы фестиваля привлекли к участию в них и Сеговию, который стал проводить здесь занятия с учениками. Помещение, где они проводились, – большой зал с каменными сводами, – напоминало церковь или монастырь. Тишина, суровая архитектура феодального замка с его внутренними двориками, благоухающими розами, стенами, покрытыми вьющимся виноградом. В этой обстановке каждое указание авторитетного музыканта воспринималось с почти религиозным трепетом, а занятия запоминались на всю жизнь.

В истории Испании не было артиста, который бы так активно пропагандировал испанскую музыку по всему миру. Как-то раз, объясняя, почему гитара – любимый инструмент в Испании, Андрес Сеговия сказал, что один испанец – это уже целое общество, как и одна гитара – целый оркестр!