Открытые занятия по вокалу детьми. Конспект занятия по вокалу (методические рекомендации для педагога)

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Григорьева Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, руководитель вокальной студии «Максимум» МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Аткарск Саратовской области. Открытое занятие вокального кружка 1-3 года обучения, тема: «Ритм»

Тема занятия: «Ритм»

Цель занятия: создание радостной, доброжелательной атмосферы занятия, которая способствует успешному знакомству с элементами нотной грамоты: звукоряд, ритм.

Задачи занятия:

    развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение попевок, песен, игры на музыкальных инструментах;

    в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

    формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре;

    воспитывать патриотизм, доброе отношений друг к другу и к окружающим.

Предварительная работа.

    Разучивание скороговорок, упражнений на дыхание, дикцию, звукообразование.

    Индивидуальная работа с детьми по разучиванию песен, попевок.

    Слушание музыки р.н.п. «Камаринская».

Мотивация: учитель обращается к учащимся с просьбой вернуть ноты.

Оформление зала: на стене изображение скрипичного ключа и нотоносца с нотами; «Музыкальная гусеница».

Оборудование: раздаточный материал, аудио записи, магнитофон, ноты, ударные музыкальные инструменты (ложки, барабан).

Слушание: песня «До, ре, ми» группа «Домисолька» сл. В. Ключникова,

муз. О. Юдахина., «Песенка про песенку», «Россия», р.н.п. «Камаринская».

Ход урока.

    Организационный момент.

Построение перед залом.

Вход под музыку: Звучит песня «До, ре, ми».

Музыкальное приветствие : «Домисолька» сл. В Ключникова,

муз. О.Юдахина.

    Вступительное слово педагога.

Я очень рада новой встрече с вами.

Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться, к познанию и трудолюбив. Изъясняться в этом мире принято на особом языке – музыкальном, которым вам, ребята, предстоит овладеть.

Что должен знать композитор, чтобы записывать музыку или исполнитель, чтобы ее исполнить? (Ноты, нотную грамоту). Сегодня на занятии с помощью музыки мы постараемся создать радостную, доброжелательную атмосферу и познакомиться с элементами нотной грамоты.

Мы отправляемся в страну Музыка, где нас уже ждут друзья - Веселые нотки. А записываются ноты на линейках.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «нотный стан».

И на нем все ноты – точки

Разместились по местам.

Ребята, посмотрите на нотный стан. Только сегодня утром там были ноты, но вдруг исчезли. Мы обязательно должны вернуть их. Ну что ж тогда в путь.

    Работа по теме урока.

Ребята, а на чем можно путешествовать?

Одна нота хочет вернуться в свой домик. До

Мы с вами тоже распоемся.

Повторить правила пения (спросить детей)

Если хочешь сидя петь

Не садись ты как медведь

Спину выпрями скорей

Ноги в пол упри смелей

    Распевание

    1. «От топота копыт», - работа над дикцией и динамикой:

    Четкая дикция;

    Штрихи

    Работа над динамикой;

      «До, ре, ми, фа, соль» сл. З.Петровой, муз. А.Островского

    Работа над дыханием;

    Построение трезвучия

    Пение по руке

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием и вернули ноту ре.

Какое у вас настроение? А в музыке бывает настроение? Давайте пожелаем всем: Хорошего настроения! И постараемся точно передать настроение этой песни «Песенка про песенку» . Какое оно?

Исполнение песни «Песенка про песенку» (1,2,3 год обучения дети)

Нота прикрепляется на нотный стан. Ми

Наше путешествие продолжается. А сейчас – новое задание.

    Изучение нового материала. Ритм

1) Я несколько раз прохлопаю, а вы повторите то, что я покажу. Приготовьте ладошки. Только сначала слушайте внимательно. А хлопать надо по моей команде и не громко.

Примеры ритмических диктантов

1.«Калинка»,

2. « Во поле береза стояла»

3. « Маленькой ёлочке»

запись ритмического рисунка на доске

Вы обратили внимание на то, что в каждой фразе, которую вы повторяли за мной, хлопая в ладоши, встречались короткие и длинные звуки? Чередование длинных и коротких звуков в музыке называется? ритмом. Запомните это новое слово. Повторите его.

Ритм конкретной мелодии – это ритмический рисунок, т.е. элемент ритма. Из каких длительностей состоит ритмический рисунок? ( Четвертных, Восьмых, Шестнадцатых )

Длительность

Ритмический рисунок состоит из коротких и долгих длительностей

Ритмические звуки связаны друг с другом, они могут быть ровные, плавные, а могут звучать отрывисто. Пример: ритмично бьется сердце, тикают часы, меняется время года. (пример детей)

Приходим к выводу, что порядок создают? (Ровные шаги. Четкий рисунок. Равномерное чередование ударов.)

2) Задание усложняется.

Прохлопать ритм: длинные звуки – удары по коленям, а короткие – в ладоши.

Любой ритм в музыке можно записать специальными обозначениями. Сегодня мы попробуем использовать знаки и исполнить ритм.

3) Задание «Музыкальная гусеница»

На доске изображена гусеница с большими и маленькими кружочками. Дети хлопают ритм.

4) Упражнение «Хор часов»

В зависимости от ритма меняется характер музыки. Я предлагаю такое упражнение «Хор часов»

Вам нужно изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизированном двухголосии. 1 группа произносит низким голосом «бом-бом», а 2 группа- высоким голосом «тики-тики»

Нота прикрепляется на нотный стан. Фа

Никакие музыкальные инструменты не подчеркивают ритм произведения как ударные инструменты. Какие ударные инструменты вы знаете?

4)Музицирование на музыкальных инструментах.

Р.н.п. «Камаринская»

Какой характер? (задорный, веселый, озорной)

Что можно сказать о мелодии (Мелодия изменяется, повторяется несколько раз)

Какие инструменты вы услышали?

В русских деревенских плясках есть не только состязание между танцорами, но и состязание между инструментами. Произведение, которое вы прослушали, называется «Камаринская».

На чем раньше играли русские пляски?

Вот и мы будем играть на муз. инструментах. Сначала давайте выучим ритмический рисунок.

в исполнении учителя и учащихся на ударных инструментах «Камаринская».

Замечательно исполнили произведение.

Нота прикрепляется на нотный стан. Соль

А сейчас нам пора прогуляться по сказочному лесу.

    Физминутка.

«Похлопаем, потопаем»

Как вы замечательно двигались,

А движение - это здоровье!

Нота прикрепляется на нотный стан. Ля

Какое замечательное путешествие получилось у нас с вами по музыкальному царству-государству. Но самая лучшая страна для любого человека та, где он родился и вырос, его Родина. Как называется страна, где мы живем?

Исполнение песни «Россия»

С каким настроением исполняется эта песня? Какие чувства здесь передает автор?

Нота прикрепляется на нотный стан. Си

Ребята, посмотрите на нотный стан.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Эти ноты все подряд образуют звукоряд.

Вот и все ноты вернулись домой. Снова мы с вами будем петь и танцевать, играть на музыкальных инструментах.

  1. Итог. Наше путешествие подошло к концу.

С какими элементами нотной грамоты мы познакомились? (ритм, длительность, звукоряд).

Ритм- чередование длинных и коротких звуков в музыке.

Длительность – продолжительность удара от удара до удара.

Звукоряд - это определенный порядок музыкальных звуков, которые применяются в музыке. Нотный стан с нотами.

Что интересного вы узнали? Что особенно ярко запомнилось? (Узнали, что такое ритм, играли на ударных инструментах, пели солистами и т.д.).

VIII . Рефлексия.

Педагог: Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».

Дети дают оценку своей работе.

Расстаться с музыкой нельзя.

Мы влюблены в нее с рожденья

И мы не скажем ей: «Прощай»,

А просто: До свиданья! Выходят из класса под музыку.

МБОУ ДО Дом детского творчества

Конспект занятия во вокалу

для детей 1 года обучения

Подготовила:

Мець Татьяна Валентиновна

Педагог дополнительного

образования

Новый Уренгой

2015

Тема: «Работа над певческим дыханием, развитие чувства ритма».

Цель: Формирование певческих навыков средствами вокала.

Задачи:

1.Развивать певческое дыхание, ощущение опоры.

2.Формировать метроритмические навыки учащихся и закреплять

их при помощи упражнений;

3.Развивать музыкальный слух, вырабатывать чистоту интонирования;

4.Воспитать культурные навыки песенного исполнительства.

Оборудование:

Фортепиано, музыкальный центр.

Дидактический материал:

Карточки с упражнениями, смайлики.

Форма: групповое занятие

Ход занятия:

Вступительное слово:

Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжим работать над певческим дыханием, поговорим о пульсе в музыке, о ритме, отработаем ритмический рисунок в песне «Спасибо мамы».

Певческая установка – положение, которое должен принять певец перед началом пения: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки.

Разминка

1.Массаж лица, брови нахмурить, расслабить, приподнять, улыбнуться. 2.Повороты и вращения головы

3.Вращение плечами

4.Упражнение «Марионетки» (для снятия напряжения)

Дыхательная гимнастика:

1. Спокойный вдох – спокойный выдох (нюхаем цветок)

2.Короткий бесшумный вдох - длинный выдох (надуваем шар)

3. Короткий бесшумный вдох - на длинном выдохе произносим любой звук, выдох ровный, без толчков.

4.Короткий бесшумный вдох - на длинном выдохе четкий, активный счет до 10 (счет постепенно увеличиваем)

5. Короткий бесшумный вдох – на выдохе произносим короткий звук с-с-с-с.

6.Короткий бесшумный вдох – выдох в 3 точки: 1-ладошка, 2 - на расстоянии 1метра, 3- как можно дальше.

7.Игра «Кто дольше?» (прожужжит пчелой, прозвенит комаром).

Артикуляция: Постоянно контролировать выполнение детьми вокально – артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык правильного выполнения того или иного упражнения.

1.Часики

2.Укольчики

3.Улыбка Буратино

4.Активная артикуляция при произношении звуков И-У-А-У

5.Опускание челюсти

6.Цокание языком в определенном ритмическом рисунке (Большая лошадка (forte ) - маленькая лошадка (piano ).

Вокальные упражнения: Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспонируя его по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу (legato - staccato , мягкая атака - твердая атака звука, piano - forte).

Чтобы добиться слитного стройного пения в коллективе, ребенок учится слышать в ансамбле не только свой голос, но и голоса других детей. Очень эффективные приемы, для формирования навыков ансамбля и строя : пение «цепочкой», «песенки - эхо», игра «ручеек», «пение про себя», пение с закрытым ухом.

1.Мычим, выстраивая унисон, игра «Пчелки».

2.Ма - ма, па - па - я (ма-мэ-ми-мо-му) - на одном звуке и на одном дыхании, выстраивание унисона.

3.»Моторчик» - воспроизвести губами «Бр-р-р-р-р» на двух соседних звуках.

4. «Ле-ли-ле-ли-ле» пропеть слоги по нотам «до-ре-ми-ре-до» в медленном темпе, и «до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до» в быстром темпе.

5. «Ходит зайка по саду, по саду» (чередование legato и staccato).

6. «Курочки и кукушки», пение слогов Ко-ко-ко и ку-ку-ку по трезвучию staccato, (высокая позиция, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона).

7. «В лесу» Ау-Ау - пропевание интервала квинта (твердая, мягкая атака звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона).

Ритмические упражнения, ритмические игры

Когда мы слушаем музыку - всегда возникает желание похлопать рукой или потопать ногой в такт музыки. При этом внутри нас происходит определенный счет - мы отсчитываем равные доли (пропеть песню, упражнение, скороговорку, посчитать или прохлопать).

1.Прохлопать «РАЗ - два-три-четыре, РАЗ - два-три-четыре»

При этом на долю «РАЗ» приходится акцент. Называется этот акцент сильной долей! Остальные доли - слабые! Их чередование образует музыкальный метр - определенный «пульс» музыкального произведения. Итак, метр - это чередование сильных и слабых долей во времени.

2. Протопать ногой счет «Раз-два-три-четыре», и одновременно на «Раз» хлопок в ладоши.

3. Хлопки «Раз-два-три-четыре» выполняет 1ряд детей, хлопки «Раз» - 2ряд.

А сейчас я исполню песню хлопками, послушайте, что вы заметите? (хлопки разной длины)

Правильно, такое сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмом, ритмическим рисунком. У каждой мелодии есть свой ритмический рисунок.

4. Игра «Узнай песню по ритму» («Ходит зайка по саду, по саду», «Жили у бабуси, 2 веселых гуся», «Паровоз-букашка»)

5.Игра «Эхо» (повторить несложный ритмический рисунок)

6.Игра «Поймай хлопок»

Работа над дикцией:

1. От топота копыт пыль по полю летит

2.Мы перебегали берега.

3.Пропевание слогов «Бра-брэ- бри-бро-бру», «вра-врэ- ври- вро- вру»,

Скороговорки пропеть от медленного темпа до быстрого, закончить в медленном темпе, от активного шепота до уверенного, четкого звука.

Работа над произведением:

Закрепление текста:

1.проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом.

2.беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание.

Работа над качеством исполнения:

1.пение эхом, когда фразу поет педагог, а затем повторяют дети.

2.пропевание сложных элементов со словами или вокализации.

3.пение по фразам.

4 пение под фонограмму + и –

Подведение итогов занятия.

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

(Сегодня мы поработали над певческим дыханием, учились слушать друг друга, петь в унисон, познакомились с новыми понятиями: метр и ритм, уделили много внимания ритмическим упражнениям.)

Когда вы услышите любую музыку, постарайтесь услышать и почувствовать ее пульс и ритмический рисунок. А свое настроение, впечатления от занятия вы можете выразить смайликом.

Занятие окончено. До свидания.

МБУ ДО «Дом детского творчества №4»

Адрес: ул. Мориса, 82а, г. Новокузнецк, Кемеровская область

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВОКАЛУ

Певческая установка. «Волшебные правила пения»

Разработчик:

Арышева Светлана Ивановна,

педагог дополнительного образования,

вокально-эстрадная студия «Орфей»

г. Новокузнецк

Направленность: художественная.

Тема занятия: Певческая установка. «Волшебные правила пения».

Цель: Формирование представлений о понятии «Певческая установка» и практическое применение на занятиях вокалом.

Задачи:

    Познакомить учащихся с понятием «Певческая установка».

    Познакомить с правилами певческой установки.

    Развивать у детей музыкальное восприятие, вокальный аппарат, слух:

    Развивать память, внимание, мышление, усидчивость.

    Воспитывать интерес к вокальному искусству.

Форма проведения: занятие-репетиция.

Оборудование занятия:

    Фортепиано;

    Музыкальная аппаратура;

    Наглядные пособия;

    Сборник нот;

    Фонограммы.

Способ организации деятельности учащихся: групповой.

Ход занятия

    Организационный момент, введение в тему:

Музыкальное приветствие.

(Педагог поёт: «Здравствуйте, ребята!», дети поют: «Здравствуйте, Светлана Ивановна!»)

Педагог: Сегодня мы займемся очень важным делом - познакомимся с «волшебными правилами пения», без которых нельзя обойтись. Если вы будете их соблюдать, то обязательно научитесь красиво петь. Но сначала я расскажу вам о певческой установке. Ребята, как вы думаете, что это такое?

Дети: это прямая спина, расправленные плечи, хорошее настроение и т.д.

Педагог: Правильно.

    Основная часть

Певческая установка - это правильное положение корпуса (туловища) при пении. Чтобы голос звучал свободно и легко, ему ничего не должно мешать: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать). От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно.

Правильная певческая установка это и есть «волшебные правила пения», и этих правил много. Давайте посчитаем сколько их. Я буду их называть, а вы считайте (педагог показывает наглядное пособие, на котором изображено правильное положение при пении стоя и сидя).

1. Главное правило – при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно: нужно сохранять ощущение внутренней и внешней подтянутости.

2. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад, не вытягивать шею.

3. Стоять твердо на обеих ногах, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги.

4. При пении в сидячем положении руки должны свободно лежать на коленях.

5. Нельзя сидеть, положив нога на ногу, потому что такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

7. Широко, вертикально открывать рот.

8. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Сколько насчитали правил?

Дети: 8 правил

Педагог: Молодцы, правильно посчитали. Теперь мы знаем, что есть 8 волшебных правил, однако у меня есть еще один вопрос. Почему эти правила называются волшебными?

Дети: Потому что, если соблюдать эти правила, голос будет звучать красиво и легко.

Педагог: Правильно. А теперь давайте споем знакомую вам распевку про сову, соблюдая эти правила. Сядем ровно, руки положим на колени, выпрямим спинки.

Распевка про сову:

Сова на дереве сидела,

И песню свою пела У-У-У,

Что за странные слова,

Это ухает сова!

Ребята, сегодня мы распелись по новому, соблюдая волшебные правила. Как вы считаете, помогли они нам? Стали мы петь свободно и красиво?

Дети: да!

Педагог: Очень хорошо. Теперь давайте повторим песню, которую мы разучивали на прошлом занятии.

Вокально-хоровая работа над песней «Далеко от мамы», разучивание второго куплета.

3. Итог занятия. Рефлексия

Педагог : Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Что нового мы сегодня узнали?

Дети : Мы познакомились с волшебными правилами пения.

Педагог : Сколько всего этих правил? Расскажите мне их?

Молодцы сегодня вы хорошо поработали. Давайте попрощаемся. До свидания! (в музыкальной форме).

(Педагог поёт: «До свидания!», дети поют: «До свидания!»).

Используемые Интернет-ресурсы:

http://vocalmuzshcola.ru-ресурсы:

Используемая литература:

М. А. Михайлова Развитие музыкальных способностей у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития, 1997.

Комплексные конспекты

Конспект открытого занятия по развитию
певческих навыков на тему «Сочетание интонационной
выразительности с чистотой и правильностью речи в пении»
для детей подготовительной к школе группы

Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.

Задачи:

  1. Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.
  2. Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
  3. Воспитывать у детей интерес к пению.

Методическое обеспечение:

Дидактические средства: сшитый из ткани нотный стан, нотки-бусинки разного цвета (7 штук) , коробочка с кусочками фольги.

Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыки П. Грейджера «Загородные сады».

Мотивация: музыкальный руководитель обращается к детям с просьбой помочь ему собрать рассыпавшиеся нотки-бусинки (мотив личной заинтересованности) .

План занятия:

  1. Вход детей в зал. Музыкальное приветствие «Добрый день», музыка К. Андреаса.
  2. Работа над дыханием. Упражнения «Холодный ветер», «Греем ручки», «Ладошки» с музыкальным сопровождением.
  3. Артикуляционная гимнастика: «окошко», «обезьянки», «конфетка», «часы», «лошадки» («Загородные сады», муз. П. Грейджер) .
  4. Вокально-интонационные упражнения: «паровоз» - вибрация губ, «мотор ревет» - «р»(до-ре-ми-фа-соль) . Упражнения транспонируются по полутонам вверх и вниз.
  5. Вокальная скороговорка «Тридцать три трубача трубят тревогу», муз. Т. Зебряк. Пение в разных темпах (Lento, Moderato, Allegro, Precto) .
  6. Песенка «Паучина», м. д. фольклор.
  7. Попевочка «Светлячок» д. ф.
  8. «Украл котик клубочек», р. н. к.
  9. Разучивание песни «До чего же грустно», муз. С. Соснина.
  10. Исполнение песни «Сказка, сказка, приходи!», муз. Е. Соколовой.

Методика проведения :

Дети заходят в зал.

Музыкальное приветствие «Добрый день», муз. К. Андреаса.

Музыкальный руководитель приглашает детей подойти к столу, на нем нотный стан с нотками-бусинками.

М. Р. : Ребята, посмотрите!

На волшебных ниточках

Бусинки висят.

Не простые бусинки –

Все они звучат.

Ожерелье славное –

Нотное оно.

Мной для вас припасено!

Из этих нот-бусинок складываются разные песенки. Вот эту Песенку я вам спою.

М. р. берет «ноты» - они падают на стол.

М. Р. : Ой! Бусинки рассыпались прямо на столе. .

И наверно музыки больше не звучать.

Помогите мне бусинки нотные собрать?!

Ответы детей.

М. Р. : Но чтобы нотки-бусинки «запели» надо выполнить определенные упражнения. Немножко старания – разовьешь дыхание.

Упражнения на дыхание.

Почувствуйте холод на своих ладошках.

Словно волшебник – мороз

На окна узоры нанес.

Упражнение «Холодный ветер».

Мы погреемся немножко

Согревай свои ладошки.

Упражнение «Греем ручки».

Вот ладошка, вот кулак.

Ты умеешь делать так?

Упражнение «Ладошки».

А сейчас, молчок, пусть попляшет язычок.

Артикуляционная гимнастика.

«Окошко», «обезьянки», «конфетка», «часы», «лошадки».

Вокально-интонационные упражнения.

Нас веселый паровозик в путешествие увозит.

«Паровоз» - вибрация губ.

Словно пес мотор рычит: «Остановка» - говорит.

«Мотор рычит» - вибрация звука «Р».

Звучит труба (фонограмма).

М. Р. : Трубачи трубят тревогу – все скорее на подмогу.

Медленно, не зная страха, поет нам черепаха.

Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Lento.

Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок.

Т. Зебряк «Тридцать три трубача»- в темпе Moderato.

Услышал тревогу и мотылек.

Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Allegro.

Самый торопливый – муравей, еще быстрей.

Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Precto.

После исполнения скороговорки раздается звук.

М. Р. : Это одна бусинка хочет вернуться в свой домик.

М. р. прикрепляет одну бусинку на нотный стан.

М. Р. : А вот перед нами (по мелодии дети угадывают песенку) Паучок плетет свою паутину.

Песенка «Паучина» - пение с работой кистей рук (удар третьего пальца о пятый) в медленном темпе.

Звучит еще один звук – дети угадывают: «Сколько?».

Бусинка прикрепляется на нотный стан.

М. Р. : В кулачке моем спряталась загадка:

Огонек его не ярок, но в ночи он как подарок.

Станет капельку светлей этой ночью на земле.

Удивительный жучок – свет нам дарит. (светлячок) .

Давайте представим, как вспыхивают и гаснут светлячки в темноте.

М. Р. подбрасывает кусочки фольги вверх, они опускаются на пол.

М. Р. : Выберите себе светлячка и попросим его, чтобы он вновь зажег свой фонарик.

Пение песенки «Светлячок» д. ф. в разных тональностях.

Звучат два звука – дети угадывают.

Две бусинки возвращаются в домик.

М. Р. : Бусинка одна катилась да в клубочек превратилась.

В этой сказке хитрый кот. Кто нам песенку споет?

Работа над песенкой «Украл котик клубочек».

Звучит один звук. Прикрепляется еще одна бусинка.

М. Р. исполняет вступление к песне «До чего же грустно!» - дети угадывают.

Работа над песней «До чего же грустно!».

  1. Проговаривание текста в ритме музыки шепотом.
  2. С 17 такта - пропевание в медленном темпе.
  3. Работа над интонацией с 29 такта.
  4. Исполнение с самого начала.

Звучат два звука – дети отгадывают, бусинки прикрепляются на нотный стан.

М. Р. : И вот теперь получилась песня. Вот какая!

Звучат семь нот – это начало песни «Сказка, сказка, приходи!».

Исполнение песни «Сказка, сказка, приходи!» (с солистами) .

М. Р. : Вот и все бусинки вернулись домой.

Трудно нам без музыки петь и танцевать

Мы сложили бусинки в нотную тетрадь.

Снова чудной музыки рады все друзья

И терять те бусинки больше нам нельзя.

М. Р. : Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».

Дети дают оценку своей работе. Поют «До свидания!», выходят из зала.

Конспект музыкального занятия «Вокально-певческая деятельность»

Музыкальный руководитель

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108»

г. Сыктывкара Юрлова Светлана Михайловна,

Тема: «Необычное приглашение» - итоговое занятие конца первого квартала для детей 5-6 лет

Образовательные:

  1. 1.Закрепить знания детей о правильном дыхании, звукообразовании (формируем естественный звук, тянем только гласные звуки), чёткой артикуляции, ритмичности в пении;
  2. 2.Закрепить понятие «концерт».

Развивающие:

  1. 1.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение различать правильное и неправильное звучание (высокие и низкие звуки, длительность, высоту, направление мелодии);
  2. 2.Развивать голос, формируя естественный звук, расширять диапазон;
  3. 3.Развивать творческие способности, самостоятельно исполнять песенный репертуар.

Воспитательные:

  1. 1.Воспитывать любовь к ближнему, Родине, природе, любовь к музыке, пению, выступлению для зрителя;
  2. 2.Формировать у детей правильные певческие умения и навыки, способствующие выразительному исполнению;
  3. 3.Учить исполнять песню с помощью взрослого и самостоятельно в сопровождении инструмента и акопелла.

Оборудование: музыкальный центр, микрофонная система, мультимедийное оборудование, презентация, партитура песни «Поверь в сказку» слова и музыка Л. А. Старченко, легкие пластиковые снежинки на леске по количеству детей, диски с записями песен «Детский сад – это домик для ребят», «Мама - одно есть слово на планете. Мама!» слова и музыка А. Петряшевой.

Ход занятия:

Дети заходят в зал. Здороваются с гостями. Музыкальный руководитель просит подойти к экрану, обращает их внимание на экран и конверт.

Муз. рук.: Ребята, к нам пришло необычное приглашение. Для того, чтобы узнать куда мы приглашены, мы должны открыть это слово, все буквы которого спрятались за звёзды. Но открыть и узнать мы сможем, только выполнив задания.

Посмотрим, какое 1- задание. (Предлагается несколько упражнений из комплекса «Дыхательная гимнастика» Стрельниковой А.Н.: «Ладошки», «Насос», «Обними плечи», «Повороты головы»).

(Музыкальный руководитель просит подойти к стульчикам и встать каждому ребёнку около своего стульчика; после выполнения упражнений первого задания, открываем на экране 1- ю букву – К, называем ее хором).

Муз. рук.: Ребята, чтобы открылась еще одна буква, нам нужно выполнить второе задание. Давайте заглянем в конверт и узнаем, какое. А тут написано – работа над дыханием. Чтобы выполнить это задание нам помогут снежинки. Возьмите каждый себе снежинку за ниточку в правую руку (показ), чтобы снежинка находилась перед ртом. Ротики закрытые, берём дыхание носиком (бесшумно, спокойно, легко).

(2 задание – работа над дыханием. Задание для детей: во время звучания мелодии знакомой песни «Поверь в сказку», дети, взяв дыхание в начале каждой фразы, дуют на снежинку. Данная мелодия исполняется на фортепиано).

Муз.рук.: Молодцы! Мы выполнили второе задание и можно открыть следующую букву на экране. (Открываем 2-ю букву Т).

Дети садятся на свои места.

Муз. рук.: Давайте, ребята. Посмотрим, какое следующее задание. И нам снова поможет конверт. А следующее задание – поможет нам научиться четко произносить слова в песнях.

(Детям предлагаются сказка «Приключения язычка» из артикуляционной гимнастики В. Емельяновой).

Муз. рук.: Вот и открылась третья буква из необычного слова – буква Е.

Посмотрим следующее задание – чтобы правильно соединять звуки в пении, красиво их тянуть мы поиграем в «Страшную сказку»

(Дети, сидя на стульчиках, выполняют фонетическое упражнение В. Емельяновой «Страшная сказка»)

Муз. рук.: Вот открылась буква. Как она называется? – буква О.

Заглянем в конверт, что же там еще? А там – игра «Зум-зум».

(С детьми проводится игра «Зум-зум».

Цель игры: развитие ритма, слаженности, внимания.

Ход игры: музыкальный руководитель произносит слова игры – дети повторяют слова, сопровождая их движениями.

Зум, зум, зум, зум - (по коленям обеими руками)

Здесь спор и шум.

Кто взял ключи от буфета, на полке, которой лежали конфеты? – (попеременно по коленям то правой, то левой рукой)

Муз. рук.: Саша?(ребенок встает)

Дети: Саша взял? (отстукивая слова ритмично).

Саша: -Кто? Я? (бьёт кулаками по груди, возмущённо)

Дети: - Да ты! (хлопки в ладоши)

Саша: - Я не брал! (топая ногами)

Дети: - А кто? (хлопают).

(игра продолжается другими детьми)

Все: - Здесь нет ключей от буфета! (по коленям обеими руками).

А мыши на полке доели конфеты.

Зум -4 раза (щелчки пальцами, можно добавить бубен, треугольник)

Стих спор и шум (по коленям обеими руками).

Бу-----------м! (хлопок).

Бу------м! (хлопок)

Муз рук.: Молодцы! Открываем букву. Как она называется? – Н. Осталось две звезды – две буквы. В конверте – два задания. Одно из них – распевка.

(Дети исполняют знакомую распевку «Эхо»

Цель: распевание в большом диапазоне, развитие динамики звука.

  1. 1)Сначала спеть всем вместе.
  2. 2)Индивидуально – 2-3х детей спросить.

Муз рук.: Давайте откроем букву. Буква - Р.

Вот у нас уже и складывается слово. Выполнив последнее задание, мы прочитаем слово.

(Используется песня «Поверь в сказку».

  1. 1.Работа над фразами и ритмом (кубики) (в медленном темпе прохлопываем и в ритме песни).
  2. 2.Пропевание по фразам, по- очереди, индивидуально).

Муз.рук.: Открываем 7- ю букву - Ц. Что получилось? Какое слово? (Дети читают хором).

КОНЦЕРТ - а что такое концерт? (отвечают).

Муз. рук.: Концерт - это публичное исполнение музыкальных произведений в сочетании с вокальными, хореографическими, и другими номерами по определённой, заранее составленной программе.

Ребята, скажите, так куда мы были с вами приглашены?

Муз.рук.: на концерт, в котором мы сами участвуем и выступаем – исполним песни для наших гостей.

Дети исполняют три песни:

  1. 1.«Поверь в сказку» (синтезатор)
  2. 2.«Детский сад» (с солистами с микрофонами).
  3. 3.«Мама - одно есть слово на планете. Мама!»

Муз.рук.: Концерт окончен, музыка вдруг смолкла.

Но так ли это?

Кажется, сейчас она звучит……и будет долго, долго

Ещё звучать для каждого из нас.

(Дети прощаются и покидают музыкальный зал).