Александр васильевич историк моды. Александр Васильев - биография, творчество и личная жизнь. Сколько лет Александру Васильеву

Биография и личная жизнь историка моды Александра Васильева, безусловно, волнует всех его поклонников. Не меньшего внимания заслуживает и творческая жизнь Васильева – столько о женском костюме, сколько этот человек, пожалуй, не знает никто. Его богатейшие знания востребованы и в учебных заведениях, где он читает лекции, и на ТВ, где он ведет популярную передачу и консультирует создателей многих модных программ.

Историк моды Александр Васильев сегодня знаком даже тем, кто далек от моды. Деликатно и корректно он говорит о недостатках гардеробов известных персон, изящно и доходчиво рассказывает о моде прошлых веков, искусно и восторженно проводит занятия в Академии моды.

Мода, как известно, дама разносторонняя, капризная и переменчивая. История моды – это история мирового искусства и быта, по истории моды можно проследить, как менялись представления о женской красоте и идеалах. Очевидно, поэтому моде, этой непостоянной даме, так нравится внимание мужчин.

Родители и личная жизнь историка моды Александра Васильева

Один из тех, кто посвятил себя искусству моды, является Александр Васильев, один из известнейших сегодня в России людей. К своему увлечению Александр пришел еще в юности, ведь вокруг него с детства была атмосфера творчества.

Родители историка моды Александра Васильева – люди искусства. Отец создавал театральные декорации и костюмы, имел звание народного художника СССР, а мама была драматической актрисой. Александр уже в детстве пытался шить костюмы для кукол и выстраивал декорации для собственного кукольного театра.

«Чтобы родить ребеночка, нужны две любящие половинки. Я уехал из России во Францию за любимой девушкой. Чтобы быть с ней рядом, мне даже пришлось жениться на француженке - ради визы. А моя любимая так и не стала моей женой. Детей я очень хотел, но Бог не дал», - рассказывает Александр Васильев. В итоге он прожил в Париже 20 лет.

Карьера Александра Васильева и видео из архивов историка моды

Увлечение театром привело Александра Васильева в Школу-студию МХАТ, постановочный факультет которой он окончил в 1980 году.

Его карьера началась в театре на Малой Бронной, где он проработал два года. Затем Александр уезжает в Париж, где сотрудничает с известнейшими французскими театрами, включая Студию Оперы Бастилии и Королевскую Оперу Версаля.

Репутация великолепного декоратора и знатока модных течений стала для Александра хорошей рекомендацией в мире искусства.

В начале двадцать первого века творческая биография историка моды Александра Васильева продолжается в России.

С 2002 года он начинает работать на телеканале «Культура», где ведет передачу «Дуновение века», автором которой является.

А с 2003 года Александр начал свой новый проект; в этом году открывается его дизайн-студия, дизайнеры которой совмещают богатые традиции русской духовности с парижской изысканностью.

Сейчас Александр ведет активную жизнь: он читает лекции в различных залах, работает в Московском Государственном Университете, проводит со слушателями собственной школы поездки в культурные столицы Европы – Рим и Лондон, Париж и Вену, Мадрид и Вильнюс.

В 2009 году Александр Васильев стал руководителем Академии моды, которая была организована при Институте Телевидения и Радиовещания «Останкино». Александр Васильев является ведущим передачи «Модный приговор» на Первом канале.

Посмотрите видео историка моды Александра Васильева из его личного архива:

Искусствовед, историк моды, телеведущий - и это все он, Александр Васильев, приобретший бешеную популярность после того, как стал ведущим передачи «Модный приговор». О Васильеве стали судачить, подражать, приглашать на различные шоу, а вездесущие журналисты - брать интервью. На вопросы историк моды всегда отвечает снисходительно и откровенно, изначально зная, что ничто не может вывести его из себя.

В настоящее время Александр Васильев (историк моды) является почетным членом Российской академии художеств, трудится как театральный декоратор, сотрудничая по всему миру, экспонирует собственную коллекцию исторического костюма, а также читает лекции по истории моды.

Биография

Именитый историк моды Александр Васильев родился 8 декабря в 1958 году в Москве. Родители - исключительно интеллигентные люди. Александр Павлович Васильев - отец Александра-младшего, был театральным художником и модельером. В середине пятидесятых годов он получил Гран-при на Всемирной Брюссельской выставке, а также заслужил звание «Народный художник России». До сих пор в Театре имени Чехова и Большом театре хранятся произведения Александра Павловича.

Мама, Татьяна Ильинична Васильева-Гуревич - женщина с великолепной внешностью и артистическим талантом, не мыслила себя в молодые годы вне сцены. Прослужив достаточно долго в Мельпомене, она перешла к преподавательской деятельности в такие вузы, как Школа-студия МХАТ и хореографическое училище Большого театра.

Культурная обстановка не могла не повлиять на юного Александра и на его старшую сестру Наташу. С раннего детства он мечтал стать актером, увлекся историческим костюмом и помогал отцу в пошиве декораций, а свои первые эксклюзивные костюмы и декорации Александр Васильев изобрел в пятилетнем возрасте.

Впервые на съемках

Мама привела его на Шаболовку 37, где он впервые принял участие в увлекательной передаче «Будильник», ведущей которого тогда была популярная актриса Надежда Румянцева. Будучи подростком, он снимался в детской программе «Театр Колокольчик», в двенадцать лет стал декоратором спектакля для детей «Волшебник Изумрудного города».

Вся эта бурная жизнь повлияла на будущую биографию Александра Васильева.


Окончив среднюю школу, он поступает в Школу-студию МХАТ на постановочный факультет, после которой начинает работать художником по костюмом в Театре на Малой Бронной.

Личная жизнь Александра Васильева

Дальнейшая судьба молодого человека во многом изменилась благодаря его первой любви. Маша, так звали его пассию, уехала жить в Париж после того, как ее мама вышла замуж за гражданина Франции. Мечта девушки сбылась, а вот для Александра наступили тяжелые дни.

В то время было немыслимо просто так взять и уехать из Советского Союза. Нужны были веские основания, и Александр Александрович-младший задумался о фиктивном браке. Судьба улыбнулась ему в лице молодой француженки, приехавшей в Россию учить язык.

Фиктивный брак

Анна, став фиктивной женой Александра Васильева, прожила несколько лет с ним в браке. Ожидания будущего историка моды, связанные с любимой девушкой, не оправдались. Маша была замужем и ждала ребенка. Свое поведение она объяснила тем, что отец будущего малыша - француз. Этим было сказано все.

Вернуться на родину Васильев не смог - его ждала служба в Афганистане, кроме того, согласно законам СССР, он не имел права в течение пятнадцати лет покидать место жительства. Пришлось оформлять себе вид на жительство во Франции, став «невозвращенцем».

Жизнь Александра Васильева во Франции

Первое время жизнь в незнакомой среде оказалась не сладкой. Молодой Александр вынужден был снимать квартиру, скудно питаться, экономить.


Это закалило его характер. Труднее всего была разлука с близкими, особенно с мамой. Тогда никто не мог предугадать будущее -перестройку режима и так далее. Казалось, что на чужбине придется жить до конца дней. Французская жена Александра Васильева, будучи женщиной расчетливой, упорхнула к очередной пассии, а сам Александр больше не оформлял официального брака.

Благодаря таланту и трудолюбию, Александр Васильев, фото которого размещено в статье, быстро нашел себе применение. Он стал оформлять уличные фестивали, спектакли во французских театрах. Любовь к истории привела его в школу Лувра, которую он окончил, получив специальность дизайнера дворцовых интерьеров.

Европа

Творческая и трудовая копилка Александра Васильева (фото есть в статье) стала расширяться. Параллельно он стал преподавать историю моды студентам Русской театральной школы и знаменитой школы моды в Париже. Слава о талантливом декораторе просочилась за пределы Франции. Из Лондона ему поступило предложение о сотрудничестве с Национальным Лондонским театром и с Шотландским балетом в Глазго.

О нем узнали в Испании, Турции и Японии, и везде Александр Александрович успевал составлять долгосрочный контракт, наслаждаясь работой, изучая языки и быт Европы. Сегодня наш любимый телеведущий в совершенстве владеет испанским, французским и итальянским языками. Начиная с 1994 года, получив гражданство Франции, он стал читать лекции по истории моды в этих странах на их родном языке.

«Модный приговор»

Перестройка и распад Советского Союза позволили популярному историку моды и дизайнеру вернуться в Россию.


Желая просветить родной народ в области дизайна, моды и эстетики, Александр Васильев открывает фестиваль моды «Поволжские сезоны» в Самаре.

Через два года, в 2002 году, он становится ведущим телепроекта «Дуновение века» на канале «Культура». К нему многие записываются на частные лекции, в МГУ преподает студентам историю моды, организует выездную школу моды в культурные столицы мира. Можно бесконечно перечислять бурную деятельность мэтра моды и дизайна, но несмотря на это многие впервые через телепередачу «Модный приговор» узнали о Васильеве.

Заменив Вячеслава Зайцева на съемках популярного шоу, Александр Александрович стал неизменным любимчиком женщин. Ни одна из участниц ни разу не обиделась на ведущего за критику своего внешнего вида. Он с улыбкой журит приглашенную гостью и с той же улыбкой и вкрадчивым, мягким тоном дает советы. Известно множество фраз телеведущего, ставших крылатыми: «Да, вы не Анджелина Джоли, но и она выйдет из моды», «Мини можно носить до 99 лет, только показывать никому не нужно», «Вы напоминаете героиню комедии Маяковского «Клоп» или Красную Шапочку на пенсии» и так далее.

Тяжкий труд ведущего шоу

В день проходят съемки четырех-пяти выпусков "Модного приговора". Александр Васильев является "судьей" в шоу, Эвелине Хромченко досталась роль «прокурора» а Надежде Бабкиной - "адвоката". В течение передачи им приходилось несколько раз переодеваться. И это лишь начало. Иногда в студию приходят люди с неадекватным поведением и закатывают скандалы, но это скорее исключение.

Любимой моделью Александра Васильева в «Модном приговоре» стала доярка из Республики Марий Эл Зинаида Енова, имевшая в собственном гардеробе рабочий халат, в котором она доила около тридцати коров, и выходной наряд в виде национального платья.


После того как ее переодели в современный костюм и надели туфли на каблуках - зрители, сидящие в зале и за экраном телевизора просто ахнули. Женщина постбальзаковского возраста поразила своей элегантностью, простотой и уверенностью.

Интересы приглашенных гостей, помимо Надежды Бабкиной, защищают и другие известные личности, например, Арина Шарапова, Дарья Донцова, Лариса Вербицкая, Анжелика Варум, Рената Литвинова и другие. Во многом рейтинг программы держится благодаря шуткам и искрометности Александра Васильева-младшего.

Радио «Маяк»

С 2012 года Васильев ведет на радио "Маяк" цикл передач «Портреты великих модников», в которых рассказывает об известных модельерах, актерах и актрисах, людях, чьи имена так или иначе связаны с модой. Длится программа около 30-40 минут. Актерский и незаурядный талант ведущего, его интонации создают яркий, выпуклый образ тех, о ком ведется разговор. Это делает передачу интересной, слушается на одном дыхании.

В 2011 году историк моды учреждает свой вариант «Мишленовской звезды» - керамическую лилию, которую вручает тем, чей дизайн интерьера наиболее удачный. Преимущественно это открытые для публики общественные места: кафе, вокзалы, галереи и так далее. Каждая изготовленная лилия имеет свой номер, с помощью которого можно определить ее подлинность, и изготовляется вручную.

Книги

Но это еще не вся деятельность Александра Васильева. Детей у него, к сожалению, нет, но есть крестницы, которым он безусловно оставит часть наследства. Одним из главных наследий мэтра являются его книги.

Не всем удастся попасть на лекции Александра Александровичи и далеко не всем посчастливится увидеть его выездные коллекции костюмов. А вот почитать книги - намного легче, ведь богатый опыт в истории моды должен быть передан потомкам.

В настоящее время издано более тридцати книг. Они преимущественно посвящены стилю русских эмигрантов, начала XX века. Книга «Красота в изгнании» издавалась шесть раз. Он также хочет написать книгу, посвященную мемуарам Татьяны Лесковой - правнучки Николая Лескова, известного писателя конца XIX и начала XX веков.


На протяжении всех лет Александр Васильев ведет дневник, куда записывает значительные или волнующие его события, происходящие как лично с ним, так и со страной, людьми.

Мэтр моды шоу «Модный приговор» открывает цитатой Бернарда Шоу «Следовать за модой - смешно, а не следовать - глупо». Вот эта грань между «смешно» и «глупо» и есть стиль. На чувство стиля и на биографию Александра Васильева повлияли родители и жизнь во Франции. В отличие от русских, французы говорят детям: «Красиво или некрасиво», тогда как русские - «Хорошо или плохо». В семье, где родители, родители родителей были людьми модными и стильными, есть огромная вероятность того, что и будущее поколение будет иметь вкус и стиль.

Советы Александра Васильева можно записать в тетрадку или блокнот. Они станут путеводной звездой в хаотичном мире моды. Итак, по словам историка моды следует, что:

  1. Осветлять волосы разрешается женщинам лишь со светлой кожей и с глазами цвета незабудки, а также с зелеными и серыми глазами. Желательно окрашивать волосы с помощью мелирования, то есть не полностью.
  2. В доме обязательно должно быть зеркало, показывающее фигуру в полный рост, для того чтобы реально определить тип фигуры, а также ее недостатки и достоинства.
  3. Меховые изделия не стоит носить, если приходится пользоваться общественным транспортом. Цвет меха лучше подбирать под цвет волос.
  4. Необходимо всегда и везде соблюдать хороший тон, быть вежливым.
  5. Бриллианты (хотя они и лучшие «друзья» девушек) незамужним носить не рекомендуется. К тому же носить украшения с этим дорогим камнем следует лишь вечером, идя в гости или на другое мероприятия.
  6. Нельзя выставлять бренды напоказ. В Европе это считается дурным тоном.
  7. Не стоит окрашивать волосы в кричащие ненатуральные цвета, естественный цвет волос делает образ дороже. Одежда также должна быть скромного покроя, но качественная.
  8. Нельзя превращаться в неряшливую домохозяйку. Одежда для носки дома должна быть ухоженной, чистой и приятно пахнуть. Женщины не должны скупиться на качественную косметику и приятные яркие ароматы.

Главное пожелание любимого и популярного историка моды для женщин: «Старайтесь быть всегда красивыми, всегда на высоте!».

Александр Васильев (историк моды)

Александр Александрович Васильев. Родился 8 декабря 1958 года в Москве. Русский и французский историк моды, искусствовед, коллекционер, декоратор интерьеров, театральный художник, телеведущий.

Отец - Александр Павлович Васильев (1911-1990), театральный художник, Народный художник РСФСР, создатель декораций и костюмов.

Мать - Татьяна Ильинична Васильева-Гулевич (1924-2003), драматическая актриса, профессор, одна из первых выпускниц Школы-студии МХАТ.

Вырос в театральной атмосфере. Большое влияние на него оказало творчество отца, который создал декорации и костюмы к более чем 300 постановкам на отечественной и зарубежной сцене.

С ранних лет увлекался созданием костюмов и декораций. Сперва он делал их для спектаклей в кукольном театре, позже - для своего собственного спектакля «Волшебник Изумрудного города», который поставил в двенадцатилетнем возрасте.

Принимал участие в съёмках детских передач на советском телевидении «Театр Колокольчик» и «Будильник».

Александр Васильев в детстве в программе "Будильник"

Учился в английской спецшколе № 29, откуда был отчислен по причине плохой успеваемости. Далее учился в школе рабочей молодёжи № 127.

В 1981 году Васильев окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ. Работал художником по костюмам в Московском театре на Малой Бронной вместе с отцом, оформлял спектакли.

В начале 1980-х после фиктивного брака с француженкой уехал в Париж. Там работал декоратором для различных французских театров и фестивалей, таких как Ронд Пуант (Théâtre du Rond-Point) на Елисейских Полях, Студия оперы Бастилии, Люсернер (Théâtre du Lucernaire), Картушери (Théâtres de la Cartoucherie), Авиньонский фестиваль, Бале дю Нор, Молодой балет Франции и Королевская опера Версаля.

С 1994 года Александр Васильев стал читать курсы лекций и демонстрировать мастер-классы в различных университетах и колледжах мира. Владеет семью иностранными языками (английский, французский, испанский, итальянский, польский, сербскохорватский, турецкий), и читает лекции на трёх из них - английском, французском и испанском.

С 2000 года под его руководством в Самаре проходит Фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева».

В 2003 году открыл дизайн-студию «Интерьеры Александра Васильева» .

В России читает лекции по курсу «Менеджмент и теория моды» в Московском государственном университете, в лекционных залах различных городов России. В 2005 году начала работу выездная школа Александра Васильева, в рамках которой со слушателями совершаются поездки в различные культурные столицы, среди которых - Париж, Лондон, Венеция, Рим, Марокко, Камбоджа, Мадрид, Стамбул, Рига, Вильнюс.

С 2005 года в Русско-британском институте управления в Челябинске работает Музей истории моды XX века. Идею создания музея подарил институту Васильев.

Театральные работы Александра Васильева

Александр Васильев является создателем декораций для опер, театральных постановок, фильмов и балетов. Оформлял балеты «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Анна Каренина» - всего более 100 постановок в 25 странах мира.

Васильев работал над сценическим оформлением и костюмами спектакля Театра имени Пушкина «И вдруг...», который идет в пушкинском фойе театра, с Национальным театром в Лондоне, Шотландским балетом в Глазго, Королевским балетом во Фландрии, а также с балетами Японии, США, Чили и другими.

В России постановки, оформленные Александром Васильевым, шли в Московском театре оперетты, Академическом Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, оперных театрах Новосибирска, Самары, Ростова-на-Дону.

В 2012 году в Самарском академическом театре оперы и балета осуществил капитальное возобновление одноактного балета «Павильон Армиды» на музыку Н. Черепнина. Дирижёр-постановщик - Евгений Хохлов.

С 2002 года Александр Васильев стал работать на телеканале «Культура» в качестве автора и ведущего передачи «Дуновение века». С 23 ноября 2009 года Александр Васильев - постоянный ведущий заседаний модного суда в программе «Модный приговор» вместо Вячеслава Зайцева.

В 2009-2012 годах - научный руководитель Московской академии моды при Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино», где вел мастер-классы. В 2012-2013 годах - мастер курса на факультете «Дизайн и мода» в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино».

С 2012 года сотрудничает с «Радио Маяк». В 2013 году - ведущий цикла программ «Портреты великих модников» на «Радио Маяк».

В 2016 году снялся в небольшой роли в фильме «Герой».

Александр Васильев в фильме "Герой"

Коллекция Александра Васильева

Владеет частной коллекцией моды и костюма, предметы из которой выставлялись в Австралии, странах Европы, Азии и Америки. Коллекция, хранящаяся во Франции, пополняется на протяжении уже 30 лет и состоит из более чем 50 тысяч экспонатов от XVII века до современности, среди которых - шедевры высокой моды, созданные лучшими ателье своей эпохи. Значительную часть коллекции составляют фотографии и живопись, связанные с историей моды, и, в особенности - с историей Русского зарубежья.

В коллекции есть костюмы, принадлежавшие в прошлом княжне Марии Щербатовой, баронессе Галине Дельвиг, графине Жаклин де Богурдон, графине Ольге фон Крейц. Кроме того, в дар были получены предметы гардероба таких российских звёзд театра и кино как , Наталья Дурова, Ольга Лепешинская, Галина Уланова, .

Балерина передала в коллекцию несколько уникальных предметов из своего гардероба, в их числе:

Ансамбль, состоящий из хитона и комбинезона. Дом моды «Пьер Карден». Париж. 1973 год;
- Ансамбль из набивного шёлка, отделанный воланами. Дом моды «Пьер Карден». Париж. Конец 1980-х годов;
- Костюм из двухслойного стёганного шёлка «космос», подаренный балерине лично Коко Шанель.

Эти фрагменты гардероба стали экспонатами выставки «Мода за железным занавесом. Из гардероба звёзд советской эпохи», а также попали в одноимённый иллюстрированный каталог (ISBN 978-5-9903435-1-1), составителем которого стал Александр Васильев.

В планах Васильева - создание в России Музея исторического костюма, в котором его коллекция была бы открыта для постоянного публичного доступа.

В 2011 году Александр Васильев учредил первую международную премию за интерьер «Лилии Александра Васильева» . Лауреатами премии становятся заведения в России и за рубежом, отвечающие его высоким представлениям о стиле. Победителям вручается фирменный знак - керамическая лилия ручной работы. Каждая лилия обладает индивидуальным номером и паспортом оригинала, что гарантирует её подлинность. Лилии за интерьер, атмосферу, свет, музыкальное сопровождение и детали оформления уже получили заведения России, Италии, Франции, Латвии, Литвы и других европейских стран.

Награждён негосударственными наградами - медалью С. П. Дягилева за пропаганду русского искусства, медалью В. Нижинского, орденом «Меценат», Золотой медалью Академии художеств России. Дважды является лауреатом премии «Тобаб» в Турции. Был представлен в номинации «Легенда моды» на World Fashion Awards в 2010 году. В 2011 году жители Самарской области присудили Васильеву региональную премию «Народное признание». В том же году Васильев стал почетным членом Российской академии художеств.

Автор трёх десятков книг. Его книга «Красота в изгнании», вышедшая в издательстве Слово/Slovo, с 1998 по 2008 год выдержала шесть переизданий на русском языке, а в 2000 году была издана в Нью-Йорке на английском языке. Васильев - автор книги «Русская мода. 150 лет в фотографиях» (также издательство Слово/Slovo, 2004), в которой представлено свыше 2000 фотографий по истории русской, советской и постсоветской моды c середины XIX века до начала XXI века.

Большинство книг иллюстрированы фотографиями из коллекции автора.

На страницах книги «Русские интерьеры» Васильев воссоздал убранства российских дворцов, дворянских усадеб, купеческих и мещанских домов, общественные интерьеры Царской России.

Состояние Александра Васильева

Александр Васильев - достаточно состоятельный человек. Он владеет домами во Франции, Турции и Литве.

Ему принадлежит недвижимость в Европе и России. Во всех квартирах звезды живет прислуга, есть садовники, а обставлены помещения антикварной мебелью. Его имущество и недвижимость оценивается, по некоторым данным, в полтора миллиона евро.

Александру Васильеву принадлежит дом в центральной части Франции, провинции Овернь, дом в Литве, квартиры в Анталье, Москве и Калининграде, на Куршской косе. Кроме этого, на условиях пожизненной ренты он владеет апартаментами в Париже, которые стоят полмиллиона евро.

«В Париже у меня трехкомнатная квартира. Но ценна не она сама по себе, а то, что в ней находится. Я, моя собачка, коллекции», - рассказывал историк моды. За то, что собрано в парижских апартаментах Васильева, готовы биться музеи мира. Там все – ценные экспонаты: люстры, подсвечники, картины в позолоченных рамах, серебряные кубки, кровать из красного дерева, дубовый стол.

В имении в Оверне, состоящем из трех домов, Васильев, как правило, проводит лето.

Дом в Литве достался телеведущему от деда. Главная ценность поместья в Прибалтике – старинная библиотека, ванна девятнадцатого века и роскошный сад. «Дом был построен в 1912 году. На верхнем этаже живут мои кузен и кузина. У них три комнаты с отдельным входом. У меня семь комнат внизу. В доме сохранилась мебель, старинная печка, много старых вещей. Я все это обожаю. Все реставрировал сам», - рассказывал Александр Васильев.

О квартире в Анталье историк моды говорил, что она была передана ему в качестве гонорара.

В каждом жилище Александра Васильева есть антиквариат: «У меня много живописи, две тысячи полотен восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого века. Я умею купить дешево. У меня есть дар сбить цену, объяснить людям, что это ерунда. Я не миллионер, я – Васильев», - делился он.

Александр Васильев. Наедине со всеми

Личная жизнь Александра Васильева:

В 1982 году женился на француженке. Брак был фиктивным, с целью уехать во Францию. Продлился пять лет.

Своих детей у него официально нет. По словам Александра Васильева, у него есть три крестных дочери. Постоянное общение он поддерживает лишь с одной из них - Марфой Миловидовой. Крестным папой девушки он стал по просьбе ее мамы, одноклассницы и давней подруги.

Сама Марфа говорила: «Я всем рассказываю, что Александр Васильев - мой крестный папа, потому что очень им горжусь. Он – невероятный человек, он – мой мотиватор по жизни. Александр часто дарит мне модную одежду. У меня три брата, и в детстве я им часто подражала, носила брюки, а крестный научил меня одеваться женственно».

По словам Александра, он уже составил завещание. Часть его имущества будет принадлежать фонду, которым он руководит. Также упомянута в документе и крестная дочь Марфа Миловидова.

По слухам, у Александра Васильева есть внебрачный ребенок. Косвенно это подтверждается его . «Вы все узнаете из моих воспоминаний, не все можно рассказывать публично», - отрезал Васильев.

Александр Васильев. Секрет на миллион

Фильмография Александра Васильева:

1990 - Русский балет без России (документальный)
2007 - Красота по-советски. Судьба манекенщицы (документальный)
2008 - Фильм о фильме. Собака на сене. Не советская история (документальный)
2009 - Алла Ларионова. Сказка о советском ангеле (документальный)
2012 - Людмила Гурченко. Как я стала богиней (документальный)
2012 - Богини социализма (документальный)
2013 - Список Лапина. Запрещённая эстрада (документальный)
2016 - Герой - историк моды

Библиография Александра Васильева:

1998 - Красота в изгнании
2004 - Русская мода. 150 лет в фотографиях
2006 - Европейская мода. Три века. Из коллекции А. Васильева
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 1. Русские красавицы
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 2. Костюмы «Русских сезонов» Дягилева
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 3. Костюмы русского императорского дома
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 4. Звезды мирового немого кино
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 5. Мода и путешествия
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 6. Пляжная мода
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 7. Свадебная мода
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 8. Русские красавицы-2
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 9. Рождественская мода
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 10. Детский маскарад
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 11. Русские денди
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 12. Звезды сталинской эпохи
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 13. Наши питомцы
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 14. Кристиан Диор
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 15. Меха и мода
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 16. Дамские шляпки
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 17. Костюмы русского театра XIX-XX веков
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 18. Парижская мода 1910-х
2007 - Этюды о моде и стиле
2008 - Я сегодня в моде...
2009 - Судьбы моды
2010 - Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки (в соавторстве с Ксенией Триполитовой)
2010 - Русский Голливуд
2013 - Детская мода Российской империи
2013 - Париж-Москва: долгое возвращение

Александр Васильев является популярным человеком. Он занимается историей русской и европейской моды, коллекционирует различные предметы, которые собирает буквально по мелочам на блошиных рынках по всему миру.

Наш сегодняшний герой занимается преподавательской деятельностью, пишет книги и статьи, в которых рассказывает о модных тенденциях современного мира. Лекции читаются Александром Александровичем по всему миру.

В течение 8 лет популярный искусствовед работал в «Модном приговоре», в котором делился с телезрителями своими знаниями по этому вопросу.

Судьба и биография нашего сегодняшнего героя привлекают многих людей, которые интересуются миром моды. Они хотят знать о нём всё, в том числе какой рост, вес, возраст. Сколько лет Александру Васильеву тоже интересно. Он обладает ростом в 177 см. Искусствовед ведёт здоровый образ жизни, следит за своим питанием, что благоприятно сказывается на его весе. Он равен 78 кг.

В следующем году Александр Александрович Васильев отметит свой 60-летний юбилей. Недавно он заявил, что это будет нечто грандиозное с большим количеством приглашённых гостей. Знаток мира моды желает в преддверии этого события подготовить телепередачу о себе и своей судьбе. Он говорит, что многие не знают его лично, а это порождает много слухов и сплетен.

Совсем недавно Александр Васильев: фото в молодости и сейчас разместил на своей страничке в Инстаграм. Поклонники его таланта отметили, что он совсем не изменился за это время. Только стал несколько брутальным и экстравагантным за последние годы.

Биография Александра Васильева (Модный приговор)

Александр Васильев родился в декабре 1958 года в Москве незадолго до наступления Нового года. Его отец – Александр Павлович работал в одном из Московских театров, где занимал должность художника. Мать – Татьяна Ильинична была драматической актрисой. Всё это привело к тому, что мальчик стал интересоваться искусством и миром моды, а в будущем решил связать с этой деятельностью свою жизнь.

В два годика мальчик был помощником отца, работал над эскизами костюмов. В 5-летнем возрасте он создал коллекцию одежды, которая была представлена на одном из модных показов, проходивших в столице Советского Союза. В это время о нём заговорили, как о начинающем модельере. С этого же возраста Александр Александрович принимает участие в съёмках хорошо известных советским телевизионным зрителям телепередач.

Начинает он декорировать детские театральные спектакли уже с двенадцатилетнего возраста. Хотя Александр Васильев был неимоверно занят разработкой костюмов, это никоим образом не сказалось отрицательно на его учёбе. Он отлично постигал различные науки. В особенности ему нравилась литература, история и математика.

После окончания школы решает связать свою профессиональную деятельность с модой и искусством. С первой попытки поступил Александр Васильев в школу-студию МХАТ, в котором учится на факультете постановок. В течение студенческих лет знаток мира моды показал отличные знания, получив диплом с отличием. Молодого человека с удовольствием пригласили работать в Театре в качестве художника по костюмам.

Биография Александра Васильева (Модный приговор) в это время приобретает романтические очертания. Молодого модельера сразила в самое сердце любовь. Но вскоре молодые влюблённые расстались. Возлюбленная Александра Васильева вместе с мамой переезжает на постоянное место жительства во Францию. Наш герой страдает, он рвётся в Париж, но в те времена выехать за пределы Советского Союза было очень сложно. Вскоре Васильеву представился удобный случай: он познакомился с девушкой, которая приехала в страну, чтобы постигать тонкости русского языка. Декоратор заключил брак с этой девушкой. Между ними не было никакой любви. Отношения были фиктивные. Александр радовался как ребёнок, он стремился к своей любимой. В этот момент модельер не представлял, что оставляет свою Родину на длительное время.

Во Франции оказалось, что любимая девушка его не дождалась. Она связала свою судьбу с другим мужчиной.
Александр прожил в Париже несколько лет, после чего получил уведомление, предписывающее модельеру вернуться в Советский Союз. В это время политическая обстановка в родной стране была щекотливой: советские войска были введены в Афганистан. Иностранные государства выступили против этого. Страна оказалась на краю изоляции. Все граждане, проживающие вне СССР, должны были вернуться назад. Александр принял решение не возвращаться в Советский Союз, он подаёт документы на разрешение ему остаться в Париже. Французские власти оформляют ему гражданство в течение короткого срока.

Васильев трудится над оформлением театральных спектаклей и фестивалей. Он саморазвивается в декораторском искусстве. Кроме того, молодой человек учится в школе Лувра, после обучения получив диплом профессионала дизайнерского мастерства дворцового интерьера.
В это же время он работает с Рондом Пуантом, Королевской Оперой, Студии Оперы де Бастия и другими. Кроме того, преподаёт в Русской театральной школе и различных школах моды.

Всего через несколько лет Васильев начинает работать с британскими, исландскими, турецкими театральными труппами. Хотя Александр Александрович был очень занят, это не помешало ему отлично выучить французский, испанский и итальянский языки к уже знакомому ему английскому языку. Выучив эти языки, знаток моды занимался переводами и чтением своих лекций по всему миру.

После распада великой страны (Советского Союза) Васильев принимает решение возвратиться на Родину. Через несколько лет он начинает вести передачу, посвящённую моде. Она называлась «Дуновением Века». Занимается активно преподаванием и преподаванием истории моды для студентов различных ВУЗов и школ мод. С 2009 года ведёт телевизионную шоу-программу «Модный приговор», которую до него вёл Вячеслав Зайцев. Известный историк моды занимается и написаем книг, число которых в настоящее время приближается к пятидесяти. Васильев является и коллекционером. Он занимается собиранием шейных платков и шарфов, число которых приближается к 250.

Знаток моды принимает участие в подготовке декораций для различных кинофильмов и театральных спектаклей. К примеру, он работал в фильме Роберто Энрико.

Недавно всем известный декоратор и искусствовед оставил программу «Модный приговор». В настоящее время он занимается открытием музейной экспозиции, которая будет помимо столицы Российской Федерации ещё в Париже, Лондоне и Риме. Музеи в этих европейских столицах будут постоянно пополняться, рассказывая об истории моды.

Личная жизнь Александра Васильева

Многие поклонники деятельности знаменитого историка моды не знают почти ничего об его личной жизни. Известно, что в молодости Васильев влюбился в девушку, которая вскоре уехала во Францию. Оформив фиктивный брак, будущей звезде истории моды удалось уехать вслед за ней. С этого времени личная жизнь Александра Васильева скрыта под покровом тайны. По некоторым данным со своей фиктивной женой он прожил в течение 5 лет. С бывшей возлюбленной отношения не удались, хотя он несколько раз пытался.

В конце 80-х годов у историка российской и мировой моды состоялся краткосрочный роман с исландкой Стефанией. Но всего через 2 месяца им пришлось расстаться, так как Александр не хотел оставаться в Исландии, а его возлюбленная не желала переезжать в Париж.

В последние годы про Васильева некоторые говорят, что он имеет нетрадиционную ориентацию, поэтому не может ужиться не с одной представительницей прекрасного пола. На все сплетни и наговоры звезда мира моды не обращает внимания, предпочитая держать своё мнение при себе.

Семья Александра Васильева

Семья Александра Васильева была интеллигентной. Всё своё внимание родители уделяли единственному сыну. Отец и мать нашего героя оказали большое влияние на его профессиональный выбор. В течение многих лет отец проработал в качестве театрального художника и модельера одного из Московских театров. Папа Васильева каждый год проводил презентацию разработанной им одежды. С его мнением считались многие признанные модельеры страны. Васильев-старший награждён большим количеством различных наград. Александр Васильев-младший гордится тем, что отцу было присвоено звание - Народный Художник России. Государственный музей имени Александра Сергеевича Пушкина хранит некоторые из работ знаменитого театрального художника.

Мама популярного декоратора была актрисой. Спектакли, в которых играла женщина, пользовались популярностью. В 80-е годы она стала преподавать в театральных столичных институтах. Её бывшие студенты до сих пор вспоминают её уроки сценической речи как школу мастерства.
В настоящее время своей семьёй Васильев в шутку называет собаку Пальму, которая живёт в его квартире.

Дети Александра Васильева

Александр Александрович не любит отвечать на вопросы по поводу детей. Известно, что у популярного знатока моды своих детей нет. Но он
крестил троих детей у своих друзей. Крёстные дети Александра Васильева в настоящее время проживают в трёх европейских государствах.

Общается он только с Марфой Миловидной, которая проживает в Российской Федерации. они созваниваются очень часто. Александр Александрович часто бывает у неё в гостях, а также дарит небольшие презенты-сюрпризы после посещения других стран.

В своих интервью декоратор и искусствовед заявляет, что многие женщины предлагают ему родить ребёнка. Но наш герой считает, что фиктивного ребёнка ему не надо.

Бывшая жена Александра Васильева – Анна

Впервые Александр увидел будущую жену в середине 70-х годов. Она приехала в Советский Союз, чтобы совершенствовать знания в русском языке. Девушка поступила в Московский Государственный университет имени М.В.Ломоносова. Она была дочкой русских эмигрантов.

Александр Васильев в это время искал пути отъезда из страны. Он предложил Анне заключить фиктивный брак. После непродолжительного раздумья девушка согласилась. Молодые люди поженились и уехали в Париж. Но брак так и остался фиктивным, хотя и продлился около 5 лет.

Бывшая жена Александра Васильева – Анна после развода с бывшим мужем не поддерживает никаких отношений. Они не встречаются и не общаются. В настоящее время, по признанию самого декоратора, абсолютно не имеет представления, что делает сейчас его бывшая жена.

Инстаграм и Википедия Александра Васильева

Васильев следует современным традициям, он имеет странички во всемирной паутине. Но активнее всего он работает на страничке в Инстаграм. И Википедия Александра Васильева содержит большое количество информации об его жизненном пути и родителях. На страничке в Инстаграм содержится большое количество снимков популярного искусствоведа, начиная с повседневно-бытовых и заканчивая фото в роли ведущего «Модного приговора».

Здесь же Александр Александрович анонсирует свои будущие выступления, имеющие отношение к моде и её истории. К примеру, вскоре Васильев в очередной раз выступит перед аудиторией в городе Риме.

Количество подписчиков страницы постоянно растёт. Сейчас оно приблизилось к 5 миллионам активных пользователей социальных сетей, интересующихся модными тенденциями и новинками.

«Я не многого прошу, но не хочется связывать свою жизнь с той, которой придется объяснять, чем отличаются Гоголь от Гегеля, Гегель от Бабеля, а Бабель от кабеля.»
Впервые на французскую землю ведущий программы «Модный приговор» Александр Васильев ступил почти 30 лет назад. Тогда у него не было ни денег, ни связей, ни конкретных планов. Но именно в Париже начался сумасшедший взлет карьеры будущего историка моды. Здесь хранится его уникальная коллекция старинных костюмов и находится квартира, в которой, как признается сам хозяин, «душа поет». В парижском доме телеведущего побывали Алла Занимонец и Андрей Федечко.

Александр Васильев
Когда и где родился: 8 декабря 1958 года в Москве
Знак зодиака: Стрелец
Семья: сестра — Наталья Толкунова, преподаватель Академии моды; племянник — Дмитрий (35 лет), продюсер; крестные дочери — Марфа (18 лет, живет в Москве), Настя (21 год, живет в Германии), Марина (17 лет, живет в Париже)
Образование: окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ
Карьера: автор 29 книг, из них 6 бестселлеров. Книга «Красота в изгнании» в 1998 году в 25 странах мира была названа лучшей иллюстрированной книгой года. В 2002 году на телеканале Культура создал цикл передач «Дуновение века». С 2009 года — руководитель Московской академии моды, ведущий программы «Модный приговор»
Вкусы: еда — блюда французской, итальянской и азиатской кухни; напиток — шампанское.

— «Ты должен приехать ко мне туда — в этот самый прекрасный город на земле!» — она плакала.
Мне был 21 год, моей подруге Маше Лавровой — 19. Мы вместе учились в Москве, в школе рабочей молодежи № 127, и у нас случился бурный роман. Но Машина мама вышла замуж за француза и теперь вместе с Машей переезжала в Париж.
Прижимаю ее к себе. «Ну пожалуйста, не плачь. Я приеду. Обязательно!» Хотя сам даже понятия не имел, как смогу оказаться в Париже. Через пару лет способ нашелся сам: я женился на француженке. Анна приехала в МГУ совершенствовать русский язык…

Да на что он годен?

В свою квартиру на бульваре Лефевр — недалеко от Версальских ворот — Васильев наведывается четыре раза в год, каждый сезон. И каждый раз ему приходится разбирать посылки, приходящие сюда со всего света. Это купленные Александром на аукционах экспонаты для коллекции старинных костюмов, которую он собирает уже почти четыре десятка лет: платья, украшения, обувь, портреты, отображающие моду прошлого… Васильев сортирует их, нумерует, описывает в каталогах и отправляет в просторное хранилище, расположенное неподалеку от парижского аэропорта Орли. А в квартире, больше походящей на музей, а не на жилое помещение, остаются особо полюбившиеся ему вещицы. Мы застали Александра в приподнятом настроении: его коллекция в этот день «потяжелела» на 150 кг нарядов конца XVIII века. На счастье историка моды, Бруклинский музей в Нью-Йорке устроил в эти дни распродажу.
Хозяин дома встретил нас радушно. Запретил снимать обувь: «Хозяева иногда любят свой паркет больше, чем гостей, ну, а я люблю гостей, и у меня не мечеть!»

Васильев усадил нас в старинные кресла, расставил на столе раритетные фарфоровые чашки, разлил чай.
— Александр, а что же Маша, ваша первая любовь? Здесь, в Париже, вам удалось увидеться с ней?
— Конечно. Правда, когда мы встретились, она призналась, что влюблена в одного француза, и я… почувствовал облегчение. К тому времени понял, что мои честолюбивые помыслы оказались сильнее любовных переживаний. Женись я на Маше, скорее всего, осел бы на месте, играл вечерами с детьми — и прощай, дерзкие мечты! Маша и теперь живет в Париже. Она вышла за того самого парня замуж, родила ребенка. Мы остались друзьями, она часто забегает в гости — в эту самую квартиру. Сделала карьеру в современной живописи, став прекрасным художником-абстракционистом. И я до сих пор финансово ей помогаю, дарю деньги… У нас с ней невидимая миру связь: если бы не эта женщина, мои мечты о Париже не стали бы такими четкими…
В Москве, еще до отъезда, мне частенько приходилось слышать о себе: «Да на что он годен? Если бы не отец, и шагу не ступил бы!» Да, мой папа, Александр Васильев, народный художник России, известный живописец, оформлял постановки Большого, Малого и Художественного театров. Но за его спиной я никогда не прятался. В 16 лет работал бутафором в «Современнике». В 22 года, поступив на службу в Московский театр на Малой Бронной, готовил костюмы для спектакля «Волки и овцы». Мою работу все хвалили.
Пересмотри взгляды на жизнь!

— А как сложились ваши отношения с Анной — женщиной, которая стала вашей женой?
— Никто не уличит нас в фальши — брак был настоящим. Если вы хотите знать, спали ли мы в одной постели — спали, был ли у нас секс — был. Мы делали все, что положено молодоженам. Потом Анна уехала домой, во Францию, а я подал документы на выезд, чтобы увидеться с женой. Мы поселились на курорте Аркашон, на вилле ее родителей. Это юг Франции и берег Атлантического океана. В то солнечное утро мы с Анной, как обычно, завтракали на террасе. Я вдыхал морской воздух, рассеянно следил за чайками, лениво размышлял, пойдем ли мы с женой купаться или сначала покатаемся на велосипедах. И вдруг, наливая в чашку только что сваренный кофе, Анна сказала: «Знаешь, милый, Франция — это страна чиновников, и хорошо бы тебе пересмотреть свои взгляды на жизнь. Иди-ка ты лучше работать учителем русского языка в лицей — это постоянный заработок, не то что твои работы над костюмами».
Должность госчиновника для многих во Франции — это заветная мечта: 13 зарплат в год плюс социальные льготы…
Я поразился: «Анна, стать учителем — не совсем то, ради чего я пролетел тысячи километров, расстался со своей страной, языком, родителями». Она усмехнулась: «Ну тогда я тебе помочь не смогу». — «Что ж, я надеюсь найти свой путь сам», — ответил я.

В метро подают плохо

Французские театры, в которых я мог бы работать декоратором, иноземцев с распростертыми объятиями не принимали… И поначалу мне даже пришлось петь в парижском метро на пару со знакомым словацким музыкантом, прекрасно говорившим по-русски. Дебют выглядел так: доехали до станции «George V», выходящей на Елисейские Поля, встали у стеночки и затянули: «Дорогой длинною…» Стыдно не было: когда в кармане гуляет ветер, согласитесь, смущаться ни к чему… Другое дело, что в метро, как выяснилось, подают очень плохо. И мы решили попытать счастья у роскошных кафе. Лето, столики вынесены на улицу, народу полным-полно. Наше творчество понравилось, посетители кафе не скупились: за три песни мы получали по теперешним масштабам примерно 100 евро. Еще я какое-то время распространял театральные афиши. Заходил в кафе, галереи, рестораны и просил разрешения повесить плакат. За одну пристроенную афишу мне платили 1 франк.
Я тогда весь Париж исходил пешком, до сих пор прекрасно ориентируюсь, знаю все улицы и проходные дворы.
— А с женой удалось найти общий язык?
— Нет, разногласия остались. И вскоре я переселился, договорившись с Анной о процедуре развода (через три года мы официально развелись). Впоследствии Анна вышла замуж за своего давнего любовника, родила троих детей. Мы перезваниваемся. Правда, встречаться со мной она уже много лет упорно не хочет. Заявляет: «Я растолстела, не хочу, чтобы ты на меня смотрел…»

Я владею искусством лести

— Как-то в Париже, на ужине у графини де Богурдон, меня, 27-летнего, представили Майе Михайловне Плисецкой. За десертом разговорились, я показал альбом со своими эскизами, она внимательно его просмотрела и предложила: «Сашенька, мне кажется, вам надо попробовать себя в балете. Сделайте три эскиза костюмов к моему балету „Чайка“, я хочу посмотреть». Я загорелся, нарисовал их в ту же ночь и в скором времени показал ей. Она оценила: «Молодец!»
Та встреча оказалась не просто приятным эпизодом моей биографии… В то время я преподавал в Бельгийской Королевской академии искусств. Художник, читающий курс по истории театрального костюма, румын Николай Иванеану, предложил познакомить меня с директором Королевского балета в Антверпене Валерием Пановым и повез в гости. У подъезда — новенький «мерседес», собаки огромные бегают, в кабинете запах дорогущих духов. Думаю: «Куда я попал?!» Панов, деловой человек, пожал мне руку и спрашивает: «Ну и что ты умеешь?» Я и говорю: «Да вот, Майя Плисецкая похвалила мои эскизы, заказала костюмы…» Имя балерины оказалось ключиком к заветной двери. Мой собеседник сразу оживился: «Показывай-показывай свои работы!»
Я стал дизайнером Королевского балета. Позже с помощью Панова я получил работу в Японии, Турции, Южной Америке… А потом мы отправились с ним и его женой, балериной Галиной Пановой, в Чили. Работали в Театре оперы и балета города Сантьяго над постановкой «Идиота», а когда контракт кончился, Пановы уехали, а мне там предложили поработать еще… В общем, в Чили я задержался еще на десять лет. Не так чтобы безвылазно, но времени проводил там очень много. Я видел закат хунты, когда на каждом углу стояли пулеметчики.
Моя первая постановка была еще при Пиночете, в 1989 году. К слову сказать, одна из его дочерей, уж не помню, как ее звали, училась у меня на курсе по истории моды.
Кстати, в квартире, где мы сейчас с вами сидим, чтоб вы знали, почти вся мебель из Чили. Знаете, что меня особенно там поразило? Люди в Южной Америке живут эмоциями. Первое, о чем они спрашивают при знакомстве: «Что у вас на сердце?» У них слезятся глаза от симпатии к вам. Барометр чувств для них гораздо важнее, чем для европейцев.
Испанский, кстати, я выучил очень быстро, практически за неделю. Поначалу лекции в школе моды читал на французском языке с синхронным переводом на испанский. Говорю пару предложений и жду, пока барышня переведет. День проходит, два… Через неделю предлагаю ей: «Можно попробую сам?» И пошло-поехало! Языки мне вообще легко даются. Работая в Оперном театре Флоренции, выучил итальянский: другого языка там не признают. А в Турции, в Национальной опере Анкары и Стамбула, не говорили ни по-английски, ни по-французски, ни по-немецки. И пришлось осваивать турецкий. Я не могу читать на нем лекции, но фразы на бытовом уровне — «Отрежьте мне десять метров красного бархата и принесите сюда прожектор» — произнесу свободно. Я оформил там 18 постановок, дважды получил премию «Лучший турецкий декоратор» из рук президента страны. И научился не только языку, но еще и искусству лести. Знаете, как говорят? Лестью змею из логова можно выманить. В России так не умеют. В Турции первое обращение к людям: мой любимый, моя любимая… Это правильно, человек сразу к тебе расположен.
А сколько тульских самоваров я купил в Анкаре в свою коллекцию — не счесть! Сколько ковров… Личный ассистент Рудольфа Нуриева как-то попросил: «Поедешь в Турцию — привези Рудику два килима (безворсовый ковер), хорошо?» Я нашел прекрасные варианты с насыщенным восточным рисунком. Привез и продал, можно сказать, по дешевке: всего в десять раз дороже. На аукционе в Лондоне стартовая цена таких ковров выше закупочной в пятьдесят раз.

Из-за эмиграции я потерял семью

— Вы не думали о том, чтобы вернуться в СССР? Ведь в Москве остались пожилые родители.
— Может, и вернулся бы, но меня здорово напугали службой в Афганистане. Когда я отправился продлевать визу, мне сказали: «Вам пора на родину — пришла повестка из военкомата». Я — к консулу. Он смотрит на меня, худющего, и говорит: «Наверное, вас отправят в Афганистан» (тогда война была в самом разгаре). Я спрашиваю: «Вы меня что, пугаете?» — «Я вас предупреждаю. На вашем месте я бы остался здесь». Я понял. И стал оформлять французский паспорт.
При всех заслугах папы их с мамой не выпускали ко мне до 1990 года, а меня не впускали к ним. Встретились мы только через восемь лет. Да, из-за эмиграции я потерял семью, это была моя боль и грусть. Но лучше сына, чем я, представить нельзя. Мы постоянно были на связи: письма, посылки, разговоры по телефону. Нас соединяла большая дружба и огромная любовь. Благодарю Бога за то, что успел увидеться с отцом, ведь его не стало в том же 1990 году… Потом мама каждый год приезжала ко мне в Париж, жила в этой квартире. Мы вместе объездили всю Европу…
— Вы никогда не сомневались в себе? Согласитесь, покорить Запад удается немногим… — Ни один человек, достигший чего-то в жизни, не страдает излишней скромностью. С самого начала надо понимать: если вы не можете себя продать, не ждите, что за вас это сделает кто-то другой.

Плохое настроение скрывать сложно

— Вы появились в программе «Модный при говор» с легкой руки Вячеслава Зайцева. Он сообщил, что уезжает в отпуск и оставляет программу в надежных руках. — У Зайцева в то время была сумасшедшая нагрузка. Он так переутомился, что заболело сердце. Вячеслав Михайлович — друг моего папы и нашего дома с 1955 года. Именно он, кстати, делал свадебное платье моей сестре Наташе.
Когда меня спрашивают, счастлив ли я в «Модном приговоре», отвечаю: да, счастлив, хотя прекрасно понимаю, что все свои знания там не использую. Конечно, мне хочется сказать больше, но я знаю, что люди просто хотят увидеть сказку. Пришла лягушка, а вышла царевна. Поэтому если удается во время этих превращений еще и добавить что-то об истории моды — уже хорошо. Но если честно, мечтаю иметь собственную передачу, желательно на Первом канале. И мой маленький мизинчик подсказывает, что это когда-нибудь случится!
— Благодаря «Модному приговору» вы стали еще более известным человеком. Каково для вас быть знаменитым?
— В любом случае звездная болезнь мне не грозит. Я еще в детстве, в 1960-е годы, вел передачи «Будильник» и «Театр «Колокольчик». Сам факт, что тебя узнают все: билетерши, таксисты, бабушки на рынке, — это испытание. Вывод я сделал такой: придется всегда быть в форме, тщательно выбритым, хорошо одетым. Куда сложнее скрывать плохое настроение, которое бывает, как и у любого живого человека. Зрители привыкли видеть мою улыбку.

Пару раз в год хожу к гадалкам

— Вы родились, когда вашему отцу было 49 лет. Вам самому сейчас 52, а детей у вас пока нет. Кому собираетесь оставлять свои сокровища? — Пару раз в год я хожу к гадалкам — правда, не в России, там, где меня не знают. Незадолго до нынешнего Нового года одна из них сказала, что наступивший год — Железного Кролика — всем холостякам принесет пару. Я надеюсь, это случится!
— Как-то в интервью я читала ваши требования к избраннице: хороший генофонд, знание иностранных языков
— Обязательно! И еще это должен быть человек, который любит искусство. Если женщина интересуется «мерседесами» или отдыхом у бассейна — не пойдет дело.

У женщины, которая сможет меня привлечь, должны быть интересные хобби, профессиональные достижения. Ей может быть лет около сорока — молоденькие не нужны. Я не хочу ту, которая рассчитывает на наследство… И, что очень важно, она не должна быть истеричкой.
Я не многого прошу, но не хочется связывать свою жизнь с той, которой придется объяснять, чем отличаются Гоголь от Гегеля, Гегель от Бабеля, а Бабель от кабеля.
— Ну да, как в том анекдоте: «А поговорить?»
— Не только. Любой успешный брак — это содружество. Страсть остынет, а содружество — это спайка на всю жизнь. Кроватный роман длится года полтора, у очень активных — два. А дальше — холодная ванна, и не знаешь, как оттуда выбраться.
И если не найду женщину, от которой захочу иметь детей, что же… У меня есть три крестные дочери.
С Хромченко обмениваюсь СМС
— Здесь, в Париже, вы ведете семинары для женщин, приезжающих к вам из разных городов, мечтающих повысить свой культурный уровень: водите их по городу, по музеям и, что сразу замечаешь, уделяете внимание каждой… — В моих школах занимаются дамы от 17 до 70 лет, и действительно все хотят моего внимания. Каждая по очереди пройдет со мной под ручку, что-то расскажет о себе, иногда попросит: «Ой, Васильев, подскажите…» или начнет спрашивать: «А какие Бабкина и Хромченко в жизни?» И я с удовольствием рассказываю о том, что Надежда — по-настоящему красивая и умная женщина. И украшения на ней подлинные — бриллианты, жемчуга и аметисты. Это и на меня, кстати, сразу произвело впечатление. С удовольствием рассказываю и об Эвелине, умнейшей женщине. Нам с ней потребовалось время, чтобы найти точки соприкосновения, зато теперь отношения настолько нежные, что каждые два дня шлем друг другу СМС.
Из-за того, что на экране появляюсь каждый день, совершенно забросил писать книги — нет времени! Но я рад, что есть Московская академия моды, созданная при Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино», куда со всей страны слетаются желающие учиться лично у меня. Одна из учениц вообще приезжает из Риги! Вы представляете, какой сейчас интерес к истории моды?! Вот поэтому наше учебное заведение вновь объявило набор слушателей, весной буду знако миться с новыми жаждущими знаний. Очень люблю приезжать в академию: там царит особая атмосфера. Мы расположились в уникальном здании — усадьбе Строгановых на Яузе, где во время Отечественной войны 1812 года была ставка Наполеона. Здесь все пропитано историей, высоким стилем. Уверен, что на моих занятиях слушатели получают уникальную информацию: я всегда сопровождаю рассказ демонстрацией слайдов, модных журналов разных эпох. Конечно, во многом помогает мне и моя коллекция. Таким образом, в наших аудиториях будто оживает мода прошлого. Многие мои слушатели, уверен, станут настоящими профессионалами. Летиция Краэ, например, стала первой ассистенткой Карла Лагерфельда, делает аксессуары в Доме Chanel. Наши ученики работают в Домах Patou, Loewe, Hermes. Свои коллекции создает литовский дизайнер Йозас Статкявичюс, Кирилл Гасилин вошел в десятку лучших дизайнеров России.
Я мечтаю о том, чтобы написать еще книг двадцать, оформить еще много спектаклей и, наконец, открыть в России музей моды. Это собирался сделать Валентин Юдашкин, даже заручился поддержкой Лужкова, но времена изменились. Я же всегда рассчитываю только на собственные силы. Я страшный трудоголик, катаюсь по миру, как савраска без узды, но мечтаю стать еще больше востребованным — как Ростропович, например, или Нуриев, Дягилев. Для меня работа — высшая степень самовыражения. Если же обстоятельства оказываются сильнее, говорю себе: «Значит, будет что-то другое, еще лучше!» Я, знаете ли, фаталист и верю: случается только то, чему суждено…