Роль богов и героев в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея. Герои илиады

Время и место создания «Илиады» и «Одиссеи»

Всё это указывает на родовой характер гомеровского общества, которое находится на грани разложения и перехода к рабовладельческому строю. В поэмах «Илиада» и «Одиссея» уже налицо имущественное и социальное неравенство, разделение на «лучших» и «худых»; уже существует рабство, которое, правда, сохраняет патриархальный характер: рабы – в основном пастухи и домашние слуги, среди которых есть привилегированные: такова Евриклея, няня Одиссея; таков пастух Евмей, который действует вполне самостоятельно, скорее, как друг Одиссея, чем как раб его.

Торговля в обществе «Илиады» и «Одиссеи» уже существует, хотя она еще мало занимает мысли автора.

Следовательно, создатель поэм (олицетворенный в личности легендарного Гомера) – представитель греческого общества VIII–VII вв. до н. э., находящегося на грани перехода от родоплеменного быта к государственному.

Материальная культура, описанная в «Илиаде» и «Одиссее», убеждает нас в том же: автор хорошо знаком с употреблением железа, хотя, стремясь к архаизации (особенно в «Илиаде»), указывает на бронзовое вооружение воинов.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» написаны в основном на ионийском диалекте, с примесью эолийских форм. Это означает, что местом создания их была Иония – острова Эгейского моря или Малая Азия. Отсутствие же в поэмах упоминаний о городах Малой Азии свидетельствует об архаизаторских стремлениях Гомера, воспевающего древнюю Трою.

Композиция «Илиады» и «Одиссеи»

Гомер сочувствует в поэме «Илиаде» воинам обеих враждующих сторон, но агрессивность и грабительские стремления греков вызывают у него осуждение. Во II книге «Илиады» поэт вкладывает в уста воина Терсита речи, клеймящие алчность военачальников. Хотя описание внешности Терсита указывает на стремление Гомера выразить свое осуждение его речам, однако речи эти весьма убедительны и по существу в поэме не опровергнуты, значит, мы можем предполагать, что они созвучны мыслям поэта. Это тем более вероятно, что упреки, брошенные Терситом Агамемнону , почти аналогичны тяжким обвинениям, которые предъявляет ему же Ахилл (ст. 121 сл.), а тот факт, что Гомер сочувствует словам Ахилла, сомнения не вызывает.

Осуждение в «Илиаде» войны, как мы видели, звучит не только в устах Терсита. Сам доблестный Ахилл, собираясь вернуться в войско, чтобы отомстить за Патрокла, говорит:

«О, да погибнет вражда от богов и от смертных, и с нею
Гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит!»
(Ил., кн. XVIII , ст. 107–108).

Очевидно, что если бы прославление войны и мести было целью Гомера, то действие «Илиады» завершилось бы убиением Гектора, как это было в одной из «киклических» поэм. Но для Гомера важно не торжество победы Ахилла, а моральное разрешение его гнева.

Жизнь в представлении поэм «Илиада» и «Одиссея» настолько привлекательна, что Ахилл, встреченный Одиссеем в царстве мертвых, говорит, что он предпочел бы тяжелую жизнь поденщика царствованию над душами умерших в преисподней.

В то же время, когда нужно действовать во имя славы родины или ради близких людей, герои Гомера презирают смерть. Сознавая свою неправоту в том, что он уклонился от участия в боях, Ахилл говорит:

«Праздный, сижу пред судами, земли бесполезное бремя»
(Ил., кн. XVIII, ст. 104).

Гуманизм Гомера, сострадание человеческому горю, восхищение внутренними достоинствами человека, мужеством, верностью патриотическому долгу и взаимной привязанностью людей достигает ярчайшего выражения в сцене прощания Гектора с Андромахой (Ил., кн. VI , ст. 390–496).

Художественные особенности «Илиады» и «Одиссеи»

Образы гомеровских героев до некоторой степени статичны, т. е. характеры их освещены несколько односторонне и остаются неизменными от начала и до конца действия поэм «Илиада» и «Одиссея», хотя каждый персонаж имеет свое лицо, отличное от других: в Одиссее подчеркивается изворотливость ума, в Агамемноне – надменность и властолюбие, в Парисе – изнеженность, в Елене – красота, в Пенелопе – мудрость и постоянство жены, в Гекторе – мужество защитника своего города и настроение обреченности, так как должен погибнуть и он, и его отец, и его сын, и сама Троя.

Односторонность в изображении героев обусловлена тем, что большинство из них предстает перед нами только в одной обстановке – в бою, где не могут проявиться все черты их характеров. Некоторое исключение составляет Ахилл, так как он показан в отношениях с другом, и в битве с врагом, и в ссоре с Агамемноном, и в разговоре со старцем Приамом, и в других ситуациях.

Что касается развития характера, то оно еще недоступно «Илиаде» и «Одиссее» и вообще литературе доклассического периода Древней Греции. Попытки такого изображения мы находим лишь в конце V в. до н. э. в трагедиях Еврипида .

Что же касается изображения психологии героев «Илиады» и «Одиссеи», их внутренних импульсов, то о них мы узнаем из их поведения и из их слов; кроме того, для изображения движений души Гомер использует весьма своеобразный прием: вмешательство богов. Например, в I книге «Илиады», когда Ахилл, будучи не в силах стерпеть оскорбление, вынимает меч, чтобы напасть на Агамемнона, кто-то сзади вдруг хватает его за волосы. Оглянувшись, он видит Афину, покровительницу треков, которая не допускает убийства.

Подробность, детальность описаний, характерные для «Илиады» и «Одиссеи», особенно проявляются в таком часто употребляемом поэтическом приеме, как сравнение: гомеровские сравнения иногда настолько развернуты, что превращаются как бы в самостоятельные рассказы, оторванные от основного повествования. Материалом для сравнения в поэмах служат чаще всего природные явления: животный и растительный мир, ветер, дождь, снег и т. п.:

«Он устремился как лев горожитель, алкающий долго
Мяса и крови, который, душою отважной стремимый,
Хочет на гибель овец, в их загон огражденный ворваться;
И, хотя перед оградою пастырей сельских находит,
С бодрыми псами и копьями стадо свое стерегущих,
Он, не изведавши прежде, не мыслит бежать из ограды;
Прянув во двор, похищает овцу, либо сам под ударом
Падает первый, копьем прободенный из длани могучей.
Так устремляла душа Сарпедона, подобного богу»
(Ил., кн. XII , ст. 299–307).

Иногда эпические сравнения поэм «Илиады» и «Одиссеи» призваны создать эффект ретардации , т. е. замедления хода повествования путем художественного отступления и отвлечения внимания слушателей от основной темы.

«Илиаду» и «Одиссею» роднят с фольклором и гиперболы: в XII книге «Илиады» Гектор, атакуя ворота, швыряет в них такой камень, который и два сильнейших мужа с трудом приподняли бы рычагами. Голос Ахилла, бегущего вызволить тело Патрокла, звучит, как медная труба, и т. п.

О песенно-народном происхождении поэм Гомера свидетельствуют также так называемые эпические повторы: отдельные стихи повторяются полностью или с небольшими отклонениями, и таких стихов в «Илиаде» и «Одиссее» насчитывается 9253; таким образом, они составляют третью часть всего эпоса. Повторы широко применяются в устном народном творчестве потому, что они облегчают певцу импровизацию. В то же время повторы – моменты отдыха и ослабления внимания для слушателей. Повторы облегчают и восприятие слышимого. Например, стих из «Одиссеи»:

«Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос»
(пер. В. А. Жуковского).

переключал внимание аудитории рапсода на события следующего дня, означая, что наступило утро.

Часто повторяемая в «Илиаде» картина падения воина на поле битвы нередко выливается в формулу с трудом валимого дровосеками дерева:

«Пал он, как падает дуб или тополь серебрянолистный»
(пер. Н. Гнедича).

Иногда словесная формула призвана вызывать представление о громе, который возникает при падении облаченного в металлические доспехи тела:

«С шумом на землю он пал, и взгремели на мертвом доспехи»
(пер. Н. Гнедича).

Когда боги в поэмах Гомера спорят между собой, бывает, что один говорит другому:

«Что за слова у тебя из ограды зубов излетели!»
(пер. Н. Гнедича).

Повествование ведется в эпически бесстрастном тоне: в нем нет признаков личного интереса Гомера; благодаря этому создается впечатление объективности изложения событий.

Обилие в «Илиаде» и «Одиссее» бытовых деталей создает впечатление реалистичности описываемых картин, но это так называемый стихийный, примитивный реализм.

Приведенные выше цитаты из поэм «Илиада» и «Одиссея» могут дать представление о звучании гекзаметра – поэтического размера, придающего несколько приподнятый торжественный стиль эпическому повествованию.

Переводы «Илиады» и «Одиссеи» на русский язык

В России интерес к Гомеру начал понемногу проявляться одновременно с усвоением византийской культуры и особенно возрос в XVIII в., в эпоху русского классицизма.

Первые переводы «Илиады» и «Одиссеи» на русский язык появились во времена Екатерины II : это были либо прозаические переводы, либо стихотворные, но не гекзаметрические. В 1811 г. были опубликованы первые шесть книг «Илиады» в переводе Е. Кострова александрийским стихом, который считался обязательной формой эпоса в поэтике французского классицизма, господствовавшего в то время в русской литературе.

Полный перевод «Илиады» на русский язык размером подлинника был сделан Н. И. Гнедичем (1829), «Одиссеи» – В. А. Жуковским (1849).

Гнедичу удалось передать и героический характер повествования Гомера, и некоторый его юмор, но его перевод изобилует славянизмами, так что уже к концу XIX в. он стал казаться слишком архаичным. Поэтому опыты перевода «Илиады» возобновились; в 1896 г. вышел новый перевод этой поэмы, сделанный Н. И. Минским на основе более современного русского языка, а в 1949 г.– перевод В. В. Вересаева, еще более упрощенным языком.

Сочинение

Сюжет «Илиады» проистекает из цикла героических сказаний о Троянской войне». Действие поэмы представляет только эпизод войны, на 10-м году; действующие лица подразумеваются уже известными. Поэтому, рассуждая о персонажах «Илиады», необходимо соотноситься не только с текстом поэмы, но и со всем циклом сказаний.

Ахилл. Центральная фигура поэмы – Ахилл, храбрейший из ахейских воинов - сын фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды. Он «кратковечен», ему суждена великая слава и «скорая смерть». Ахилл изображается настолько могучим героем, что враги-троянцы боятся выходить из стен города. Ахилл разгневан, что у него отбирают пленницу Брисеиду и отказывается участвовать в военных действиях. В детстве мать, богиня Фетида, старалась сделать тело Ахилла неуязвимым, и только в пятку можно было ранить его. По предсказанию жреца Каланта, поход на Трою был обречён на неудачу без участия Ахилла, и ахейцы во главе с Одиссеем призывают его на войну. В «Илиаде» мотив неуязвимости Ахилла не имеет большого значения; непобедимость Ахилла исходит из его внутренних качеств. Ахилл стремится проявить себя героем, зная, что ему суждена короткая жизнь. Столкновение с Агамемноном из-за Брисеиды едва не приводит к кровопролитию в стане ахейцев. Конец гневу Ахилла приходит только, когда он узнаёт о гибели друга Патрокла от рук троянского героя Гектора. Получив от Гефеста новые доспехи, он устремляется в бой, поражает бегущих троянцев и в решающей схватке побеждает Гектора. Однако смерть Гектора предвещает скорую гибель самого Ахилла. Тело Гектора Ахилл выдаёт троянскому царю Приаму за большой выкуп. О дальнейшей судьбе Ахилла повествует несохранившийся эпос «Эфиопиада».

Агамемнон – верховный вождь ахейцев, сын Атрея и Аэропы. «Илиада» описывает Агамемнона доблестным воином, однако не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти качества предводителя являются причиной многих бедствий для греков. Хвастовство удачным выстрелом на охоте вызывает гнев богини Артемиды, и она лишает греческий флот попутного ветра. Захватив в набегах на окрестности трои Хрисеиду, он отказываетсч вернуть её за выкуп Хрису, жрецу Аполлона, за что бог насылает на греков моровую язву. В ответ на требование Ахилла вернуть дочь отцу он отбирает у Ахилла пленницу Брисеиду, чем навлекает гнев героя. Этот эпизод составляет завязку «Илиады». Агамемнон остроумным способом испытывает верность войска: предлагает всем вернуться домой, и только после этого приступает к боевым действиям. В других источниках повествуется, что после взятия Трои Агамемнон с большой добычей и Кассандрой возвращается на родину, где его ждёт гибель.

Патрокл – соратник Ахилла. Хотя он и является одним из женихов Елены, участие его в войне больше объясняется дружбой с Ахиллом. Когда Ахилл отстранился от участия в боях и положение греков стало критическим, Патрокл убедил Ахилла разрешить ему сражаться. Облачённый в доспехи своего друга, на его колеснице, запряжённой бессмертными конями, Патрокл обратил троянцев в бегство и сразил свыше 20 троянских воинов, в том числе, знаменитого героя Сарпедона. Увлечённый боем, Патрокл забыл завет Ахилла, приказавшего ему вернуться, как только противник будет оттеснён от ахейского лагеря. Патрокл преследовал троянцев до самых стен Трои и там погиб от руки Гектора, которому помог Аполлон. В завязавшейся схватке над убитым Патроклом Гектору удалось совлечь с него доспехи, тело же Патрокла ахейцы, возглавляемые Менелаем и Аяксами, отбили и унесли в лагерь. Здесь Ахилл устроил Патроклу торжественные похороны: над погребальным костром в жертву герою было принесено 12 пленных троянских юношей.

Менелай – брат Агамемнона, спартанский царь, муж Елены. Менелай и Елена прожили безмятежно около десяти лет, после чего Елену похитил троянский царевич Парис. Тогда Менелай собрал всех бывших женихов Елены, давших клятву оберегать её честь, и отправился в поход. В единоборстве с Парисом Менелай явно берёт верх, и только вмешательство богини Афродиты спасает Париса. Вскоре Менелай был ранен Пандаром стрелой. Ещё раз Менелай проявляет доблесть, обороняя от Троянцев тело убитого Патрокла. Менелай входит в число греческих воинов, укрывавшихся в деревянном коне, и в ночь падения Трои убил троянского царевича Деифоба, ставшего мужем Елены после смерти Париса.

Елена – супруга Менелая, спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отец её Зевс, а мать – Немесида. Слух о красоте Елены распртостраняется настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собираются герои всей Эллады. Мужем выбирается Менелай. Но Парис похищает Елену и бежит с ней в Трою, захватив с ней большие сокровища и много рабов. Елена в «Илиаде» явно тяготится своим положением, в ночь взятия Трои симпатия Елены на стороне греков. После падения Трои Менелай хотел убить её, но при виде жены он выпускает меч из рук и прощает её. Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, увидев её, отказывается от этой мысли.

Одиссей – царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, умный, хитрый, ловкий и практичный герой. Благодаря его изобретению – деревянному коню,- погибла Троя. Он – носитель практической разумности, неустанной энергии, дальновидной способности ориентироваться в сложных обстоятельствах, умения красноречиво и убедительно говорить, искусства обхождения с людьми. Одиссей побеждает не только оружием, но словом и умом. Он отправляется вместе с Диомедом к лагерю троянцев. Одиссей бьёт и выставляет на посмешище Терсита, соблазняющего воинов, а затем произносит вдохновенную речь, возбуждающую боевой пыл войск. Он отправляется послом к Ахиллу, выступает в совете, и слова льются из его уст как снежная вьюга, так, что с ним не может состязаться ни один из смертных. Одиссей «славен копьём», «велик душой и сердцем». В стрельбе из лука его превосходит только Филоктет. Подчёркивается его «безупречность». Однако он сам признаётся царю Алкиною, что славен хитрыми измышлениями среди людей. Афина подтверждает, что в хитростях, измышлении и коварстве с Одиссеем трудно состязаться даже богу. Возвращению Одиссея на родину посвящена «Одиссея».

Аяксы –два воина в армии ахейцев. В сражении они часто находятся рядом. Аякс Оилид, царь Локриды – искусный копьеметатель и прекрасный бегун. Во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой у алтаря Афины и навлёк немилость богов и гнев войска, его корабль разбился, возвращаясь из Трои, и Аякс погиб. Аякс Теламонид – двоюродный брат Ахилла, доблестный воин огромного роста и могучего телосложения. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага. Троянцы в страхе разбегаются перед ним. Когда убит Патрокл, Аякс помогает унести с поля боя его тело. Также он защищает тело убитого Ахилла и претендует унаследовать его доспехи. Когда доспехи достаются Одиссею, оскорблённый Аякс пытается перебить ночью ахейских вождей, но Афина насылает на него безумие. Когда к Аяксу возвращается рассудок, он кончает с собой.

Гектор –сын Приама и Гекубы, главный участник войны на стороне троянцев. Он возглавляет боевые действия, сам отличаясь силой и геройством. Дважды сражается с Аяксом Теламонидом. Под руководством Гектора троянцы врываются в укреплённый лагерь ахейцев, подступают к ахейским кораблям и успеваюдт поджечь один из них. Гектору также удаётся сразить перед самыми воротами Трои Патрокла и совлечь с него доспехи Ахилла. После вступления Ахилла в бой Гектор, не взирая на мольбы родителей, остаётся с ним в поле одщин на один и погибает в поединке у Скейских ворот, предсказывая близкую гибель самому Ахиллу. Ахилл, одержимый жаждой мести за Патрокла, привязывает тело Гектора к колеснице и объезжает вокруг Трои, волоча труп сражённого противника. Но мёртвого Ахилла защищает бог Аполлон, и его не трогают птицы и звери. Боги вынуждают Ахилла выдать тело Гектора отцу Приаму, который устраивает пышные похороны.

Парис – сын Приама и Гекубы. Согласно предсказанию, он должен был стать виновником гибели Трои, и родители бросили его на горе Иде на съедение зверям. Но ребёнок уцелел и был воспитан пастухом. Богиня Афродита присудила ему стать обладателем самой красивой женщины. Парис вернулся в Трою, где был узнан сестрой – пророчицей Кассандрой и признан родителями. Он снова отправился в грецию, гостил у царя Менелая и стал виновником троянской войны, похитив жену царя Елену. Во время боевых действий Парис погиб от стрелы Филоктета.

В «Илиаде» множество других значимых персонажей, выступающих в эпизодах или на протяжении всего действия: Диомед, Эней, Пандар, Андромаха. Кроме того, события параллельно разворачиваются на Олимпе, стреди богов: в действие учавствуют Зевс, Афина, Аполлон, Гера и другие.

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались.

Ахи́ллес - является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Сын Пелея и Фетиды. Главный герой «Илиады». Высокомерный и обидчивый, который по любому поводу бежит поплакаться матери. Его боятся не только враги, но и свои.

Гера́кл - герой, сынЗевса и Алкмены. При рождении был назван Алкидом. Подвиги: Удушение Немейского льва, Убийство Лернейской гидры, Истребление Стимфалийских птиц, Поимка Керинейской лани, Укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами, Очистка авгиевых конюшен, Укрощение критского быка, Победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням), Похищение пояса Ипполиты, Похищение коров трёхголового великана Гериона, Похищение золотых яблок из сада Гесперид, Укрощение стража Аида - пса Кербера.

Одиссей - царь Итаки, прославившийся как участник Троянской войны, умный и изворотливый оратор. Один из ключевых персонажей «Илиады», главный герой поэмы «Одиссея», повествующей о долгих годах скитаний и возвращении Одиссея на родину. Одиссей отличался не только отвагой, но и хитрым, изворотливым умом.

Персе́й – сын Зевса и Данаи. Победитель чудовища горгоны Медузы, спаситель царевны Андромеды.

Тесе́й - сын афинского царя Эгея и Эфры, царь Афин. Центральная фигура аттической мифологии и один из самых известных персонажей всей греческой мифологии. Убил разбойников: Перифета (убивавшего путников медной палицей), Синиса (расправлявшегося с путниками, привязывая их к двум согнутым соснам), Кроммионскую свинью, Скирона (заставлявшего путников мыть ему ноги у обрыва и сбрасывающего их пинком в пропасть, где несчастных съедала гигантская черепаха), Керкиона (заставлявшего путников бороться насмерть), Дамаста. Участвовал б борьбе с кентаврами. Жена – амазонка Антиопа. Участвовал в войне с амазонками. Ясо́н - сын царя Эсона и Полимеды. Герой, участник Калидонской охоты, предводитель аргонавтов, отправившихся на корабле «Арго» в Колхиду за золотым руном. Это задание ему дал единоутробный брат его отца, Пелий, чтобы погубить его.

Гектор - храбрейший вождь троянского войска, главный троянский герой в «Илиаде», сын Приама и Гекубы. Муж Андромахи. Был огромного роста. Носил волосы длинные сзади и короткие спереди. Убил Патрокла, друга Ахилла, и сам был убит Ахиллом, который несколько раз протащил его тело своей колесницей вокруг стен Трои и затем за выкуп выдал Приаму.



5/6. «Илиада» и «Одиссея». Историческая и мифологическая основа. Современное состояние гомеровского вопроса.

Авторство Гомера не доказано, как не доказано и его существование. Он становится легендой уже в античности. Почти все полисы спорят о праве считать себя его родиной. Эпическая поэзия возникла в 10 веке до н. э., поэзия Гомера – рубеж 9 и 8 вв . Это первые письменные творения, с которых началась европейская литература. Для античности не характерно обычное определение «эпоса». «Эпос» появляется как форма бытового рассказа о важном для истории племени или рода событии. Предмет изображения – история народа на базе мифологического восприятия. Герои эпосов олицетворяют собой целые народы (Ахилл, Одиссей). Герой всегда силен силой своего народа, олицетворяет как лучшее, так и худшее в своем народе.

Язык «Илиады» и «Одиссеи»» - искусственный поддиалект, на котором в жизни никогда не говорили.

Художественные особенности, композиция, структура «Илиады»

Тема поэмы объявлена в первом же стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына».

«Илиада» охватывает в качестве событий всего 50 дней последнего года войны. Гнев Ахилла и его последствия. «Илиада» - военно-героическая эпопея, где центральное место занимает рассказ о событиях. Аристотель писал, что Гомер гениально выбрал сюжет. Ахилл – особый герой, он заменяет собой целое войско. Задача Гомера – описать всех героев и быт, но Ахилл затмевает их. Ахилл велик, но смертен. Героизм – осознанный выбор Ахилла. Эпическая доблесть Ахилла: храбрый, сильный, бесстрашный, воинственный клич, быстрый бег.

Действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом - под Троей и божественном - на Олимпе. Троянская война разделила и богов на два лагеря, между которыми постоянно происходят грубые пререкания. В земном плане все определяется последствиями гнева Ахилла, в небесном – волей Зевса. Но его воля не всеобъемлюща. Зевс не может распорядиться судьбами греков и троянцев. Он использует золотые весы судьбы.

Композиция: чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер показывает, что родовая коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни. События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно. Боевые картины «Илиады» чередуются с трогательными сценами в стенах осажденной Трои и несколько комическими пререканиями на Олимпе.

Длинным перечнем кораблей, племен и вождей греческого войска («каталог кораблей»), а также троянских сил, выступающих из города под предводительством своего храбрейшего витязя Гектора, сына царя Приама, заканчивается II книга.

3-я книга знакомит с виновниками войны - Парисом, Менелаем, Еленой. Парис «перед началом сражения вызывает храбрейшего из ахейцев на единоборство, но в страхе отступает перед оскорбленным мужем Елены; лишь упреки Гектора заставляют его вернуться обратно; В единоборстве Менелай уже почти оказывается победителем, но Афродита похищает Париса с поля сражения. Смотр со стены.

Центральное место в описании первого дня боя занимает 5-я книга, «подвиги Диомеда». Диомед убивает Пандара и ранит покровительствующих троянцам богов Ареса и Афродиту. Эта книга имеет архаический характер и заключает в себе ряд сказочных» черт, обычно чуждых повествованию. Боги и люди представлены здесь сражающимися как равные.

Совершенно иной характер имеет 6-я книга, действие которой развертывается главным образом в стенах осажденной Трои. Обреченность города показана в двух сценах: шествие Троянских женщин к храму Афины-градодержицы с мольбой о спасении. Вторая - прощание Гектора с его женой Андромахой и сыном. Безрезультатным единоборством Аякса и Гектора кончается первый день боя.

С 8-й книги вступает в силу решение Зевса помогать троянцам, и они начинают одолевать ахейцев. Тогда Агамемнон снаряжает посольство к Ахиллу.

10-я книга - рассказ о ночной экспедиции Одиссея и Диомеда в троянский строй, три которой они захватывают в плен троянского лазутчика и производят резню в лагере Реса.

Книга 11-я и последующие - новые успехи троянцев. Описание боя разбито на ряд эпизодов, посвященных «подвигам» различных ахейских героев, и перемежается с действием в «олимпийском» плане, где дружественные ахейцам боги пытаются помочь им, обманув бдительность Зевса. Особенно интересна сцена «обольщениям Зевса» в 14-й книге: Гера отвлекает Зевса с помощью любовных чар и усыпляет его. Проснувшись, Зевс заставляет богов прекратить всякую помощь ахейцам. К концу 15-й книги положение греков почти безнадежно: они оттеснены к берегу моря, и Гектор уже готовится зажечь их корабли и отрезать таким образом путь к возвращению домой. С 16-й книги начинается поворот в ходе событий. Ахилл дает согласие на то, чтобы его друг Патрокл одел его доспехи и отразил непосредственную опасность. Обезоруженный Аполлоном, он гибнет от руки Гектора. Вокруг тела Патрокла возгорается ожесточенный бой, но Гектор уже завладел доспехами, и ахейцы, не надеясь отстоять тело, посылают к Ахиллу сообщить о случившемся (кн. 17). Ахилл потрясен гибелью друга; гнев сменяется жаждой мести. 19-я книга - Ахилл возвращается к военным действиям. Наибольшей напряженности повествование достигает в 22-й книге («умерщвление Гектора»). 23-я книга посвящена похоронам Патрокла. Душа Патрокла является к Ахиллу в виде призрачной тени и требует скорейшего погребения. Описывается погребальный обряд и состязания, устроенные по этому случаю Ахиллом. Примиряющую ноту вносит в поэму последняя, 24-я книга. Приам у ног Ахилла, и Ахилл, держа Приама за руку, - оба плачут о горестях человеческого существования. Ахилл соглашается принять выкуп и вернуть тело. Описанием погребения Гектора заканчивается «Илиада»

Художественные особенности, композиция, структура «Одиссеи»

В плане фабулы «Одиссея» соответствует «Илиаде». Но она повествует не о военных событиях, а о странствиях. На первый план выходит судьба Одиссея – прославление ума и силы воли. «Одиссея» соответствует мифологии позднего героизма. Посвящена последним 40 дням возвращения Одиссея на родину. О том, что центром является возвращение, свидетельствует самое начало.

В композиции три сюжетных линии: 1) боги-олимпийцы. Но у Одиссея есть цель и никто не может ему помешать. Одиссей выпутывается из всего сам. 2) собственно возвращение – тяжкие приключения. 3) Итака: события сватовства и тема поисков Телемахом отца.

Впервые появляется женский образ, равный мужскому – Пенелопа, многомудрая супруга Одиссея. Поэма сложнее не только по композиции, но и сточки зрения психологической мотивации поступков. Основной сюжет «Одиссеи» относится к широко распространенному в мировом фольклоре типу сказаний о возвращении мужа к моменту, когда его жена уже готова выйти замуж за другого, и муж расстраивает новую свадьбу. Действие поэмы отнесено уже к 10-му году после падения Трои. Все важнейшие герои греческого стана «Илиады», живые и мертвые, выведены и в «Одиссее». Как и «Илиада», «Одиссея» была разбита античными учеными на 24 книги.

Поэма открывается после обычного обращения к Музе, краткой характеристикой ситуации: все участники троянского похода, избегшие гибели, благополучно вернулись уже домой, один Одиссей томится в разлуке с домашними, насильно удерживаемый нимфой Калипсо. Дальнейшие подробности вложены в уста богов, обсуждающих вопрос об Одиссее на своем совете. Покровительствующая Одиссею Афина предлагает послать к Калипсо вестника богов Гермеса с приказом отпустить Одиссея, а сама отправляется на Итаку, к сыну Одиссея Телемаху. На Итаке в это время женихи, сватающиеся к Пенелопе. Афина побуждает Телемаха отправиться к вернувшимся из-под Трои Нестору и Менелаю разузнать об отце и подготовиться к отмщению женихам. 2-я книга дает картину народного собрания итакийцев. Телемах жалуется на женихов, но народ бессилен против знатной молодежи. Женихи требуют, чтобы Пенелопа остановила на ком-либо выбор. Попутно встает образ «разумной» Пенелопы, при помощи хитростей затягивающей согласие на брак. С помощью Афины Телемах снаряжает корабль и тайно уезжает из Итаки в Пилос к Нестору. Нестор сообщает Телемаху о возвращении ахейцев из-под Трои и о гибели Агамемнона, но за дальнейшими вестями направляет его в Спарту к Менелаю, возвратившемуся домой позже других ахейских вождей.

Радушно принятый Менелаем и Еленой, Телемах узнает, что Одиссей в плену у Калипсо. Женихи, испуганные отъездом Телемаха, устраивают засаду, чтобы погубить его на возвратном пути. Вся эта часть поэмы богата бытовыми зарисовками: изображаются пиры, праздники, песнопения, застольные беседы. «Герои» предстают пред нами в мирной домашней обстановке. Начинается новая линия ведения рассказа. Следующая часть поэмы переносит нас в область сказочного и чудесного.

В 5-й книге боги посылают Гермеса к Калипсо, остров которой изображен чертами, напоминающими греческие представления о царстве смерти. Калипсо отпускает Одиссея. Спасшись, благодаря богине Левкофеи от бури, выплывает на берег о. Схерии, где живет счастливый народ - феаки, мореплаватели, обладающие сказочными кораблями, не нуждающимися в руле и понимающими мысли своих корабельщиков. Алкиной, со своей женой Аретой, принимает странника в роскошном дворце и устраивает в его честь игры и пир, где слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея. Рассказ Одиссея о приключениях содержит ряд фольклерных сюжетов. Первое приключение еще вполне реалистично: Одиссей со своими спутниками грабит город киконов во Фракии, но затем буря в течение многих дней носит его корабли по волнам, и он попадает в отдаленные, чудесные страны. Сначала это - страна мирных «пожирателей лотоса», вкусив лотос, человек забывает о родине и навсегда остается собирателем лотоса. Потом Одиссей попадает в землю циклопов, одноглазых чудовищ, где Одиссей ослепляет великана-людоеда Полифема. Бог ветров Эол вручил Одиссею мех с завязанными в нем неблагоприятными ветрами, но уже недалеко от родных берегов спутники Одиссея развязали мех, снова их в море. Затем они опять оказываются в стране великанов-людоедов, которые уничтожили все корабли Одиссея, кроме 1, который затем пристал к острову волшебницы Цирцеи (Кирки). Она живет в темном лесу, превращает спутников Одиссея в свиней, но герой с помощью чудесного растения (Гермес помог), преодолевает чары и в течение года наслаждается любовью Цирцеи. По ее указанию он направляется в царство мертвых, для того чтобы вопросить душу знаменитого фиванского прорицателя Тиресия. Одиссей беседует со своей матерью, с боевыми товарищами, Агамемноном, Ахиллом, видит различных героев и героинь прошлого. Возвращаясь из царства мертвых. Одиссей снова посещает Цирцею, плывет со своим кораблем мимо смертоносных Сирен, мимо Скиллы и Харибды. Заключительный эпизод повествования Одиссея рисует жестокость богов и их презрение к людскому горю. На о.Тринакрии, где паслись стада Гелиоса, Одиссей и его спутники вынуждены были задержаться из-за ветров, закончилась еда. Одиссей заснул, спутники убили священных животных, Зевс погубил корабли. Спасся Одиссей, выброшенный волнами на о. Огигию. Феаки, богато одарив Одиссея, отвозят его на Итаку. Одиссей, превращенный Афиной в нищего старика, отправляется к верному свинопасу Эвмею. Неузнаваемость» героя - постоянный мотив в сюжете о «возвращении мужа». Неузнанность использована для введения многочисленных эпизодических фигур и бытовых картин. Перед слушателем проходит вереница образов, друзей и врагов Одиссея, причем и те и другие изверились в возможности его возвращения.

Пребывание у Эвмея - идиллическая картинка; преданный раб, честный и гостеприимный, но искушённый тяжелым жизненным опытом и несколько недоверчивый, изображен с большой любовью, хотя и не без легкой иронии. Здесь Одиссей встречается со своим сыном Телемахом. В виде нищего бродяги является Одиссей в свой дом. «Узнание» Одиссея неоднократно подготовляется и вновь отодвигается. Лишь старая няня Эвриклея узнает Одиссея по рубцу на ноге. С 21-й книги начинается развязка. Пенелопа обещает свою руку тому, кто, согнув лук Одиссея, пропустит стрелу через двенадцать колец. Одиссей открывается женихам и с помощью Телемаха и Афины убивает их. После этого происходит «узнание» Одиссея Пенелопой. Завершает поэму сцена прибытия душ женихов в преисподнюю, свидание Одиссея с его отцом Лаэртом и заключение мира между Одиссеем и родственниками убитых.

Записаны поэмы Гомера были впервые только во второй половине VI века до н.э.,следовательно, отражают они еще более древние периоды греческой или, может быть, даже догреческой истории.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки, населявшие Балканский полуостров, в течение многих лет вели в Малой Азии войны.Одна такая война, именно с Троей, особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений и, в частности, несколько специальных поэм. В них рассказывалось о троянской войне, о причинах ее вызвавших, о взятии Трои и о возвращении победителей - греков на родину. Ближайшим же поводом к войне было то, что Парис, сын троянского Приама, похитил Елену, супругу спартанского царя Менелая. Чтобы отомстить за это похищение и вернуть Елену обратно, брат Менелая и царь соседней со Спарты Арголиды Агамемнон советует Менелаю собрать всех греческих царей с их дружинами и начать войну с Троей. Среди привлеченных греческих царей особенно выделяются - поражающий своей мощью Ахилл, царь Фтии, и Одиссей, царь острова Итаки.Все греческие племена посылают свои войска и своих вождей в Авлиду, откуда общегреческое воинство движется через Эгейское море и высаживается около Трои, которая отстояла от берега на несколько километров. Верховным вождем всего греческого воинства избирается Агамемнон.Война ведется с переменным успехом в течение 10 лет. И только по истечении 10 лет грекам удается пробраться в самый город, сжечь его, перебить мужчин, а женщин забрать в плен.

В "Илиаде" и "Одиссее" разбросаны только намеки на войну в целом. Но в поэмах нет специального повествования ни о причинах войны,ни о первых ее 9 годах,ни о взятии Трои. Обе поэмы посвящены каждая специальному сюжету, а именно, "Илиада" - одному эпизоду их десятого года войны, и "Одиссея" - сказаниям о возвращении Одиссея после войны на родину. .Действие "Илиады" отнесено к 10-му году Троянской войны, но ни причины,ни ход ее в поэме не излагаются. Содержанием поэмы является лишь один эпизод, в пределах которого сконцентрирован огромный исторический и мифологический материал и выведено большое количество троянских и греческих героев. Изображенная у Гомера культура в общем является микенской культурой(бесформенный кожаный щит, бронзовое оружие при нападении; мотивы быка и льва,перешедшие в гомеровские сравнения,возможно, из микенского изобразительного искусства; различного рода художественная промышленность, вроде кубка Нестора, серег Пенелопы, перевязи Геракла и.т.д.). Но Гомеру известна и более поздняя культура: обрабатывается у него не только бронза, но и железо. Дворцы у него не только роскошные микенские, но и довольно простые.

"Одиссея" в известной мере является продолжением "Илиады"; действие поэмы отнесено уже к 10-му году после падения Трои, но в рассказах действующих лиц упоминаются те эпизоды,время которых приурочивалось к периоду между действием "Илиады" и действием "Одиссеи".Все важнейшие герои греческого стана "Илиады",живые и мертвые, выведены в "Одиссее". Полис у Гомера ставится превыше всего.Человек вне полиса, внегосударственный, внегражданственный, вызывает только сожаление и презрение. В "Одиссее" незнакомцу всегда задается вопрос: "Где твой город и где твои родители? " К этому нужно прибавить еще и острое чувство родины,которым пронизаны обе поэмы.

Гомеровский вопрос, совокупность проблем, относящихся к личности Гомера и авторству приписываемых ему древнегреческих эпических поэм «Илиада» и «Одиссея»; шире - совокупность проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса. Уже в древности высказывалось предположение, что Гомер жил в бесписьменное время и его поэмы передавались устно; с этим связывались сообщения о том, что в 6 в. до н. э. афинский тиран Писистрат поручил выработать официальный текст гомеровских поэм. Немецкий филолог Ф. А. Вольф в своём «Введении к Гомеру» пришёл к выводу, что «Илиада» и «Одиссея» - собрания отдельных песен, а немецкий критик Ф. Шлегель прямо признал гомеровский эпос плодом коллективного творчества народных поэтов. Последователи Вольфа, так называемые «аналитики», стремились, исходя из сюжетных противоречий и стилистических различий внутри поэм, выделить в самом тексте его составные части. Однако все такие предположения оказывались субъективными и произвольными.

7. Эпические герои «Илиады». Способы их изображения.

Образы воинов отличались многообразием. У Гомера еще не было представления о характере, но, тем не менее, у него нет двух одинаковых воинов. Считалось, что человек уже рождается с определенными качествами, и в течение жизни ничего измениться не может. Удивительная нравственная цельность гомеровского человека. У них нет рефлексии или раздвоенности – это в духе гомеровского времени. Судьба – это доля. Поэтому обреченности нет. Поступки героев не связаны с божественным влиянием. Но существует закон двойной мотивации событий. Рождение чувств легче всего объяснить это божественным вмешательством. Образ Елены в «Илиаде» - демонический. В «Одиссее» же она домохозяйка. Описывается не ее внешность. А реакция старцев на нее. О ее чувствах мы знаем очень мало. В «Одиссее» она другая – ничего таинственного нет. Набор качеств у каждого воина одинаков, но образы уникальны. Каждое из действующих лиц выражает какую-нибудь одну сторону национального греческого духа. В поэме есть типы: старцы, жены и т.д. Центральное место занимает образ Ахилл а. Он велик, но смертен. Гомер хотел изобразить поэтический апофеоз героической Греции. Героизм – осознанный выбор Ахилла. Эпическая доблесть Ахилла: храбрый, сильный, бесстрашный, воинственный клич, быстрый бег. Чтобы герои были разные, количество различных качеств разное – индивидуальная характеристика. Ахилл обладает импульсивностью и безмерностью. Характеристика Гомера: он умеет слагать песни и поет их. Второй по силе воин – Аякс Большой . У него чрезмерно много честолюбия. Ахилл быстроног, Аякс неповоротлив, медлителен. Третий – Диомед . Главное – полное бескорыстие, поэтому Диомеду даруется победа над богами. Эпитеты: у Ахилла и Одиссея более 40. В битве Диомед не забывает о хозяйстве. Предводители похода изображены в противоречии с эпическими законами. Авторы эпоса пишут объективно. Но у Гомера много эпитетов у любимых героев. У Атридов эпитетов мало. Диомед упрекает Агамемнона «Доблести ж не дал тебе (Зевс)». Другое отношение к Нестору, Гектору и Одиссею. Гектор – один из любимых героев Гомера, он разумен и миролюбив. Гектор и Одиссей не надеются на богов, поэтому Гектору присущ страх, но этот страх не влияет на его поступки, так как Гектор обладает эпической доблестью, включающей в себя эпический стыд. Он чувствует ответственность перед защищаемым народом.

Старцы: Приам и Нестор . Нестор пережил три поколения людей по тридцать лет. Новая мудрость: интеллект Одиссея. Это не опыт, а гибкость ума. Еще Одиссея отличает: все герои стремятся к бессмертию – ему оно дважды предлагается, но он меняет его на родину.

Гомер впервые дает нам опыт сравнительной характеристики. 3 песнь «Илиады»: Елена рассказывает о героях. Сравниваются Менелай и Одиссей. + конспект

Перед нами в поэмах проходит множество образов героев. У каждого из них свой неповторимый характер, каждый из к-х многогранен. Переживания героев пока не сложны, они раскрываются через внешние реакции, т.е. герой краснеет, гневается, хватается за меч. Все чувства наружу. Характеры не даются в развитии, они постоянно статичны. Но они развертываются. Многое в поведении героев объясняется вмешательством богом: внезапные решения и поступки, резкая перемена настроения. Автор использует различные приемы характеристики героев. Ни разу не описывается красота Елены, она раскрывается через восприятие троянских старцев. С помощью Елены дается характеристика героям. Иногда автор умеет в первой строке показать переживания героев. Все образы поэм отражают народные идеалы той эпохи. Так, основная идея “Иллиады” – это прославление воинской доблести, героизма, патриотизма. Все герои открываются с военной точки зрения. Идеальным воином является Ахилл – мужетсво, физическая сила, отвага, ловкость, быстрота его безграничны. Его боевой клич вселяет ужас. Верность в дружбе: месть за Патрокла. Но хотя Ахиллес и идеальный воин, у него немало слабостей, он их осознает и осуждает. Параллельным образу Ахилла является образ Гектора, троянского вождя. Гектор – идеальный воин, отважный, талантливый полководец, патриот, который ради родины жертвует жизнь. Чувство долга и воинской чести. Вместе с тем Гектор прекрасный семьянин: любящий муж и отец, прекрасный муж. Поэт с большой симпатией рисует Гектора. Образ Агамемнон а не совсем положительный – царь несправедливый, бездушный. Ахилл называет его “царь-пожиратель народа”. К врагам он относится с удивительной жестокостью. В “Одиссеи” основная идейная задача – прославление житейской мудрости, опытности, важных правил житейской морали. Идеальный герой – Одиссей, многогранный, яркий характер: умен, хитроумен, красноречив, многотерпелив, обладает умением найти выход из любого безвыходного положения, найти подход к любому человеку, оптимизмом, стойкостью, он не падает духом никогда. Эти качества Одиссея . Типические для той эпохи, когда человек отрывается от своего племени, отправляется в путешествие. Автор не осуждает хитрость Одиссея, т.к. это ложь во спасение. В трагедиях Еврипида Одиссей превратился в отрицательного героя. Прекрасное качество Одиссея – любовь к родине, патриотизм, он отказывается променять родину даже на вечную молодость и бессмертие. Прекрасный семьянин, благочестив. Все образы поэмы отражают гуманность автора. Характеристика для всех героев – страстная любовь к жизни при сознании ее тягот и краткости, каждый из них старается прожить ее достойно и оставить след. Чувство локтя, взаимной поддержки, все герои свято чтут закон гостеприимства.

8. Образ Одиссея и новое в концепции героя по сравнению с «Илиадой»

Одиссей - самая яркая фигура ионийского эпоса. Это не просто дипломат и практик, и уж совсем не просто хитрец, лицемер. Практическая и деловая склонность его натуры приобретает свое настоящее значение только в связи с его самоотверженной любовью к родному очагу и ждущей его жене, а также его постоянно тяжелая участь, заставляющая его непрерывно страдать и проливать слезы вдали от своей родины. Одиссей - это по преимуществу страдалец. Его постоянный эпитет в "Одиссее" "многострадальный". О его постоянных страданиях Афина с большим чувством говорит Зевсу. На него постоянно злится Посейдон, и он об этом прерасно знает. Если не Посейдон, то Зевс и Гелиос разбивают его корабль и оставляют его одного среди моря. Его няня удивляется, за что на него постоянно негодуют боги при его постоянном благочестии и покорности воле богов. Его дед дал ему имя именно как "человеку божеского гнева". В "Илиаде" в 10 песне прославляется Одиссей на войне. В "Илиаде" он храбро сражается и даже получает ранение, но Диомед пытается удержать его от бегства и укоряет в трусости. Хитрость, фантастика хитрости. То он выбирается из пещеры под брюхом барана, схватившись за его шерсть, и тем обманывает бдительность слепого Полифема. То он опаивает циклопа и людоеда и выкалывает у него единственный глаз. То он проскакивает мимо сирен, где никто и никогда не проезжал живым и здоровым, то он пробирается в собственный дворец и им овладевает. Он сам говорит о своей тонкой хитрости, да и Полифем догадался, что его погубила не сила, но хитрость Одиссея. Одиссей - сплошная авантюра, изворотливость. Он лжет даже тогда, когда в этом нет никакой надобности, но за это покровительствующая Афина его хвалит: Представляясь Ахиллесу, он сам о себе докладывает: Я - Одиссей Лаэртид. Измышленьями хитрыми славен Я между всеми людьми. До небес моя слава доходит. Все восхваляют любовь Одиссея к Пенелопе. Был он и супругом Калипсо, и притом не менее семи лет, и супругом Кирки, а по другим источникам, даже имел от них детей. Однако бессмертью он предпочитает возвращение к родному очагу. Ночи он проводил с Калипсо, а днем плакал на берегу моря. Одиссей еще любит принимать вид купца и предпренимателя: он очень расчетливый хозяин.Прибывши на Итаку, он прежде всего бросается считать подарки, которые были оставлены для него феаками. Наконец, прибавим ко всему сказанному зверскую жестокость, которую проявляет этот гуманный и чувствительный человек. Выслеживая женихов, он выбирает удобный момент, чтобы расправится с ними и их трупами наполняет целый дворец. Жертвогадатель Леод пытается просить его о помиловании, но тот сносит ему голову. Мелантия разрубили на куски и отдали на съедение собакам, неверных служанок Телемах по приказу отца повесил на канате. После этой дикой расправы Одиссей как ни в чем не бывало обнимается со служанками и даже проливает слезы, а затем - счастливая встреча с супругой.

Одиссей у Гомера - глубочайшицй патриот, храбрейший воин, страдалец, дипломат, купец, предприниматель, изворотливый авантюрист, женолюб, прекрасный семьянин и жестокий палач.

Как известно, «Одиссея» относится к жанру эпической поэзии. В ней более 12 тыс. стихов. Ученые утверждают, что за несколько веков до начала новой эры филологи из Александрии разделили ее на 24 книги, в соответствии с количеством букв греческого алфавита. Таким образом, античная книга представляла собой фрагмент до 1000 строк, которые помещались на одном свитке из папируса. Современные историки обнаружили порядка 250 папирусов, а которых запечатлены части из «Одиссеи».

Известно также, что Гомер писал свои стихи, ориентируясь на то, что их будут декламировать певцы-рапсоды, которые выступали обычно на всяческих народных гуляниях. Вообще «Одиссею» вместе с «Иллиадой» следует считать памятником эпохи, когда общество переходило от одного строя к другому, изживая общинно-родовой и зарождая рабовладельческий.

Анализ произведения

«Одиссея» посвящена рассказу о том, как греческий царь возвращается с войны домой. Благодаря ему умениям и стараниям была взята Троя (вспомните знаменитого троянского коня). Возвращение было долгим - целое десятилетие, однако особое внимание уделено самым последним испытаниям на пути главного героя к острову Итаке, где ждут его жена Пенелопа и сын Телемак. Примечательно, что женщине приходится противостоять нахальным женихам, которые пытаются убедить ее в смерти царя и заставить выбрать нового мужа. Добравшийся до места назначения муж мстит тем, кто посягал на его жену и царство.

Помимо этого, в «Одиссее» много лирических отступлений - воспоминаний главного героя о Трое, рассказ о приключениях, которые выпали на долю завоевателей за все годы, проведенные в походах. Если смотреть широко, то в поэме описываются событиях двух десятков лет. Если сравнивать это произведение с другим гомеровским творением - «Иллиадой» - то можно заметить, что в рассматриваемом произведении больше внимания уделяется описаниям бытовой жизни, а также приключениям главных героев.

Герои поэмы

В «Одиссеи» много героев: это и боги, и мифологические существа, и люди. Например, среди покровителей Одиссея выделяется богиня мудрости Афина. Антагонистом и гонителем главного героя выступает Посейдон, бог морей. На протяжении своих странствий греческий царь общается с Гермесом, попадает в плен к Цирцее, поддается на чары нимфы Калипсо, спускается в царство мертвых к Аиду.

Сам образ Одиссея выписан максимально подробно. В поэме он предстает как настоящий герой, который совершает подвиги. При этом главные его достижения видны не на поле битвы, а среди искушений - волшебников и сказочных врагов. Он часто бывает изворотливым и хитрым, и эти качества ему нужны не меньше, чем честность или порядочность.

Пенелопа — жена Одиссея. Чтобы сохранить любовь к супругу и верность ему во время его длительного отсутствия, она также выдерживает героическую борьбу. Гомер ясно показывает, что Пенелопа на свой женский лад столь же умна и изобретательна, как и ее муж.

В «Одиссеи» перемешаны реальность и вымысел. Очень часто мифология вмешивается в реальность. При этом поэма максимально реалистична, там даже присутствуют социальные эпизоды - например, когда Одиссей выступает как хозяин, который заботится о том, что ему принадлежит. На первый план в поэме выходят конфликты между частным и общественным, желанием и долгом.

В заключении, можно сказать, что «Одиссея» отражает не только реальное путешествие главного героя в пространстве, сколько его передвижение внутри себя, решение различных этичных и моральных задач.

Сюжет «Илиады» проистекает из цикла героических сказаний о Троянской войне». Действие поэмы представляет только эпизод войны, на 10-м году; действующие лица подразумеваются уже известными. Поэтому, рассуждая о персонажах «Илиады», необходимо соотноситься не только с текстом поэмы, но и со всем циклом сказаний.

Ахилл. Центральная фигура поэмы – Ахилл, храбрейший из ахейских воинов - сын фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды. Он «кратковечен», ему суждена великая слава и «скорая смерть». Ахилл изображается настолько могучим героем, что враги-троянцы боятся выходить из стен города. Ахилл разгневан, что у него отбирают пленницу Брисеиду и отказывается участвовать в военных действиях. В детстве мать, богиня Фетида, старалась сделать тело Ахилла неуязвимым, и только в пятку можно было ранить его. По предсказанию жреца Каланта, поход на Трою был обречён на неудачу без участия Ахилла, и ахейцы во главе с Одиссеем призывают его на войну. В «Илиаде» мотив неуязвимости Ахилла не имеет большого значения; непобедимость Ахилла исходит из его внутренних качеств. Ахилл стремится проявить себя героем, зная, что ему суждена короткая жизнь. Столкновение с Агамемноном из-за Брисеиды едва не приводит к кровопролитию в стане ахейцев. Конец гневу Ахилла приходит только, когда он узнаёт о гибели друга Патрокла от рук троянского героя Гектора. Получив от Гефеста новые доспехи, он устремляется в бой, поражает бегущих троянцев и в решающей схватке побеждает Гектора. Однако смерть Гектора предвещает скорую гибель самого Ахилла. Тело Гектора Ахилл выдаёт троянскому царю Приаму за большой выкуп. О дальнейшей судьбе Ахилла повествует несохранившийся эпос «Эфиопиада».

Агамемнон – верховный вождь ахейцев, сын Атрея и Аэропы. «Илиада» описывает Агамемнона доблестным воином, однако не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти качества предводителя являются причиной многих бедствий для греков. Хвастовство удачным выстрелом на охоте вызывает гнев богини Артемиды, и она лишает греческий флот попутного ветра. Захватив в набегах на окрестности трои Хрисеиду, он отказываетсч вернуть её за выкуп Хрису, жрецу Аполлона, за что бог насылает на греков моровую язву. В ответ на требование Ахилла вернуть дочь отцу он отбирает у Ахилла пленницу Брисеиду, чем навлекает гнев героя. Этот эпизод составляет завязку «Илиады». Агамемнон остроумным способом испытывает верность войска: предлагает всем вернуться домой, и только после этого приступает к боевым действиям. В других источниках повествуется, что после взятия Трои Агамемнон с большой добычей и Кассандрой возвращается на родину, где его ждёт гибель.

Патрокл – соратник Ахилла. Хотя он и является одним из женихов Елены, участие его в войне больше объясняется дружбой с Ахиллом. Когда Ахилл отстранился от участия в боях и положение греков стало критическим, Патрокл убедил Ахилла разрешить ему сражаться. Облачённый в доспехи своего друга, на его колеснице, запряжённой бессмертными конями, Патрокл обратил троянцев в бегство и сразил свыше 20 троянских воинов, в том числе, знаменитого героя Сарпедона. Увлечённый боем, Патрокл забыл завет Ахилла, приказавшего ему вернуться, как только противник будет оттеснён от ахейского лагеря. Патрокл преследовал троянцев до самых стен Трои и там погиб от руки Гектора, которому помог Аполлон. В завязавшейся схватке над убитым Патроклом Гектору удалось совлечь с него доспехи, тело же Патрокла ахейцы, возглавляемые Менелаем и Аяксами, отбили и унесли в лагерь. Здесь Ахилл устроил Патроклу торжественные похороны: над погребальным костром в жертву герою было принесено 12 пленных троянских юношей.

Менелай – брат Агамемнона, спартанский царь, муж Елены. Менелай и Елена прожили безмятежно около десяти лет, после чего Елену похитил троянский царевич Парис. Тогда Менелай собрал всех бывших женихов Елены, давших клятву оберегать её честь, и отправился в поход. В единоборстве с Парисом Менелай явно берёт верх, и только вмешательство богини Афродиты спасает Париса. Вскоре Менелай был ранен Пандаром стрелой. Ещё раз Менелай проявляет доблесть, обороняя от Троянцев тело убитого Патрокла. Менелай входит в число греческих воинов, укрывавшихся в деревянном коне, и в ночь падения Трои убил троянского царевича Деифоба, ставшего мужем Елены после смерти Париса.

Елена – супруга Менелая, спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отец её Зевс, а мать – Немесида. Слух о красоте Елены распртостраняется настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собираются герои всей Эллады. Мужем выбирается Менелай. Но Парис похищает Елену и бежит с ней в Трою, захватив с ней большие сокровища и много рабов. Елена в «Илиаде» явно тяготится своим положением, в ночь взятия Трои симпатия Елены на стороне греков. После падения Трои Менелай хотел убить её, но при виде жены он выпускает меч из рук и прощает её. Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, увидев её, отказывается от этой мысли.

Одиссей – царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, умный, хитрый, ловкий и практичный герой. Благодаря его изобретению – деревянному коню,- погибла Троя. Он – носитель практической разумности, неустанной энергии, дальновидной способности ориентироваться в сложных обстоятельствах, умения красноречиво и убедительно говорить, искусства обхождения с людьми. Одиссей побеждает не только оружием, но словом и умом. Он отправляется вместе с Диомедом к лагерю троянцев. Одиссей бьёт и выставляет на посмешище Терсита, соблазняющего воинов, а затем произносит вдохновенную речь, возбуждающую боевой пыл войск. Он отправляется послом к Ахиллу, выступает в совете, и слова льются из его уст как снежная вьюга, так, что с ним не может состязаться ни один из смертных. Одиссей «славен копьём», «велик душой и сердцем». В стрельбе из лука его превосходит только Филоктет. Подчёркивается его «безупречность». Однако он сам признаётся царю Алкиною, что славен хитрыми измышлениями среди людей. Афина подтверждает, что в хитростях, измышлении и коварстве с Одиссеем трудно состязаться даже богу. Возвращению Одиссея на родину посвящена «Одиссея».

Аяксы –два воина в армии ахейцев. В сражении они часто находятся рядом. Аякс Оилид, царь Локриды – искусный копьеметатель и прекрасный бегун. Во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой у алтаря Афины и навлёк немилость богов и гнев войска, его корабль разбился, возвращаясь из Трои, и Аякс погиб. Аякс Теламонид – двоюродный брат Ахилла, доблестный воин огромного роста и могучего телосложения. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага. Троянцы в страхе разбегаются перед ним. Когда убит Патрокл, Аякс помогает унести с поля боя его тело. Также он защищает тело убитого Ахилла и претендует унаследовать его доспехи. Когда доспехи достаются Одиссею, оскорблённый Аякс пытается перебить ночью ахейских вождей, но Афина насылает на него безумие. Когда к Аяксу возвращается рассудок, он кончает с собой.

Гектор –сын Приама и Гекубы, главный участник войны на стороне троянцев. Он возглавляет боевые действия, сам отличаясь силой и геройством. Дважды сражается с Аяксом Теламонидом. Под руководством Гектора троянцы врываются в укреплённый лагерь ахейцев, подступают к ахейским кораблям и успеваюдт поджечь один из них. Гектору также удаётся сразить перед самыми воротами Трои Патрокла и совлечь с него доспехи Ахилла. После вступления Ахилла в бой Гектор, не взирая на мольбы родителей, остаётся с ним в поле одщин на один и погибает в поединке у Скейских ворот, предсказывая близкую гибель самому Ахиллу. Ахилл, одержимый жаждой мести за Патрокла, привязывает тело Гектора к колеснице и объезжает вокруг Трои, волоча труп сражённого противника. Но мёртвого Ахилла защищает бог Аполлон, и его не трогают птицы и звери. Боги вынуждают Ахилла выдать тело Гектора отцу Приаму, который устраивает пышные похороны.

Парис – сын Приама и Гекубы. Согласно предсказанию, он должен был стать виновником гибели Трои, и родители бросили его на горе Иде на съедение зверям. Но ребёнок уцелел и был воспитан пастухом.


Страница: [ 1 ]