Облик бетховена наиболее яркие черты его характера. Людвиг ван Бетховен. Один против судьбы. Из биографии великого композитора

БЕТХОВЕН (Beethoven) ЛЮДВИГ ВАН (1770-1827), немецкий композитор, творчество которого признается одной из вершин в истории мирового искусства. Представитель венской классической школы.
«Ты необъятен, словно море,Никто не знал такой судьбы...» С. Нерпе. «Бетховен»

«Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий». (Людвиг ван Бетховен)

«...Нельзя не отметить, что склонность к уединению, к одиночеству была врожденным качеством характера Бетховена. Биографы Бетховена рисуют его молчаливым задумчивым ребенком, предпочитающим одиночество обществу сверстников; по их словам, он был способен по целым часам сидеть неподвижно, глядя в одну точку, всецело погруженный в свои думы. В значительной мере влиянию тех же факторов, которыми могут быть объяснены явления псевдоаутизма, могут быть приписаны и те странности характера, которые наблюдались у Бетховена с молодых лет и отмечаются в воспоминаниях всех лиц, знавших Бетховена. Поведение Бетховена носило часто настолько экстраординарный характер, что делало общение с ним крайне затруднительным, почти невозможным и давало повод к ссорам, иногда оканчивавшимся продолжительным прекращением сношений даже с лицами наиболее преданными самому Бетховену, лицами, которых он сам особенно ценил, считая своими наиболее близкими друзьями». (Юрман, 1927, с. 75.)
«Его сумасбродства граничили с умопомешательством. Был рассеянным и непрактичным. Имел сутяжный и беспокойный характер». (Nisbet, 1891,с. 167.)
«Мнительность постоянно поддерживала в нем боязнь наследственного туберкулеза. "К этому присоединяется еще меланхолия, которая является для меня почти таким же большим бедствием, как и сама болезнь..."

Вот как описывает дирижер Зейфрид комнату Бетховена: "...В его доме царит поистине удивительный беспорядок. Книги и ноты разбросаны по углам, так же как и остатки холодной пищи, запечатанные или наполовину осушенные бутылки; на конторке беглый набросок нового квартета, и здесь же остатки завтрака..." Бетховен плохо разбирался в денежных вопросах, часто бывал подозрителен и склонен ни в чем не повинных людей обвинять в обмане. Раздражительность иногда толкала Бетховена на несправедливые поступки». (Альшванг, 1971, с. 44, 245.)

Глухота Бетховена дает нам ключ к пониманию характера композитора: глубокая духовная угнетенность глуховатого, носящегося с мыслью о самоубийстве. Меланхолия, болезненная недоверчивость, раздражительность -это все известные картины болезни для ушного врача». (Фейс, 1911, с. 43.)
«...Бетховен в это время был уже физически подавлен депрессивным настроением, так как его ученик Шиндлер указывал позже на то, что Бетховен своим "Largo e mesto" в такой веселой сонате D-dur (op. 10) хотел отразить мрачное предчувствие приближающейся неизбежной судьбы... Внутренняя борьба со своей судьбой, несомненно, определила и характерные качества Бетховена, это прежде всего растущее недоверие, его болезненная чувствительность и сварливость, было бы неверно все эти отрицательные качества в поведении Бетховена стараться объяснить исключительно нарастающей глухотой, так как многие особенности его характера проявлялись уже в юности. Самая существенная причина его повышенной раздражительности, его сварливости и властности, граничащей с надменностью, заключалась в необычайно интенсивном стиле работы, когда он внешней концентрацией пытался обуздать свои представления и идеи и величайшими усилиями сжимал творческие замыслы. Такой мучительный изнуряющий стиль работы постоянно держал мозг и нервную систему на грани возможного, в состоянии напряжения. Это стремление к лучшему, а иногда и к недостижимому, выражалось и в том, что он безо всякой надобности, задерживал заказанные сочинения, нисколько не заботясь об установленных сроках». Ноймайр, 1997, т. 1, с. 248, 252-253,

«Между 1796 и 1800 гг. глухота начала свою страшную, разрушительную работу. Даже ночью в ушах у него стоял непрерывный шум... Слух постепенно ослабевал». (Роллан, 1954, с. 19.)
«Предполагают, что он вообще не знал женщин, хотя многократно влюблялся, и остался на всю жизнь девственником». (Юрман, 1927, с. 78.)
«Меланхолия, более жестокая, чем все его недуги... К тяжелым страданиям присоединялись огорчения совсем иного порядка. Вегелер рассказывает, что он не помнит Бетховена иначе, как в состоянии страстной влюбленности. Он без конца влюблялся до безумия, без конца предавался мечтам о счастье, затем очень скоро наступало разочарование, и он переживал горькие муки. И вот в этих-то чередованиях - любви, гордости, возмущения - надо искать наиболее плодотворные источники бетховенских вдохновений вплоть до того времени, когда "природная буря его чувства затихает в грустной покорности судьбе"». (Роллан, 1954, с. 15, 22.) «...Временами его снова и снова охватывало глухое отчаяние, пока депрессия не достигла своей высшей точки в мысли о самоубийстве, выраженной в Гейлигенштадтском завещании летом 1802 года. Этот потрясающий документ, как своего рода прощальное письмо обоим братьям, дает возможность понять всю массу его душевных мук...» (Ноймайр, 1997, т. 1, с. 255.)
«Тяжелый психопат». (Nisbet, 1891, с. 56.)
«Он мог от внезапной вспышки гнева бросить стул вслед своей домоправительнице, а однажды в трактире кельнер принес ему не то блюдо, и когда он ответил ему грубым тоном, Бетховен без обиняков вылил тому тарелку на голову...» (Ноймайр, 1997, т 1, с. 297.)
«В течение своей жизни Бетхов перенес много соматических заболеваний. Приведем только их перечень: оспа, ревматизм, порок сердца, стенокардия, подагра с продолжительными головными болями, близорукость, цирроз печени в результате либо алкоголизма, либо сифилиса, т. к.
на вскрытии был обнаружен "сифилитический узел в пораженной циррозом печени"» (Muller, 1939, с. 336.)
Особенности творчества
«С 1816 г., когда глухота стала полной, стиль музыки Бетховена изменился. Впервые это обнаруживается в сонате, ор. 101». (Роллан, 1954, с. 37.)
«Или Бетховен, когда находил он свой марш похоронный, / Брал из себя

этот ряд раздирающих сердце аккордов, /Плач неутешной души над

погибшей великою мыслью, / Рушенье светлых миров в безнадежную бездну

хаоса? / Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве,

/ Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья». (Толстой А. К., 1856.)

«Нередко в глубочайшем неглиже становился он к умывальнику, выливал на руки один кувшин за другим, при этом то бормотал, то выл что-то (петь он не мог), не замечая, что стоит уже, как утка в воде, прохаживался затем несколько раз по комнате со страшно вращающимися глазами или совершенно остановившимся взглядом и, по-видимому, бессмысленным лицом, - подходил по временам к письменному столу, чтобы сделать заметки, и потом продолжал умывание с вытьем дальше.

Как ни смешны были всегда эти сцены, но никто не должен был замечать их, еще менее мешать ему в этом мокром вдохновении, потому что это были моменты или, вернее, часы глубочайшего размышления».(Фейс, МП с 54) «По свидетельству его друзей - во время работы "выл" как зверь и метался по комнате, напоминая своим истерзанным видом буйного помешанного». (Грузенберг, 1924, с. 191.)
«Хозяин к ушам прижимает испуганно руки, / Учтивостью жертвуя, лишь бы не резали звуки; / Мальчишка от хохота рот до ушей разевает, - / Бетховен не видит, Бетховен не слышит- играет!» (Шенгели Г. «Бетховен».)

«Именно в произведениях этого периода (1802-1803 гг.), когда особенно сильно прогрессировала его болезнь, наметился переход к новому бетховенскому стилю. Во 2-1 симфонии, в фортепианных сонатах ор. 31, в фортепианных вариациях ор. 35, в "Крейцеровой сонате", в песнях на тексты Геллерта Бетховен обнаруживает небывалую силу драматурга и эмоциональную глубину. Вообще период с 1803 по 1812 г. отличается поразительной творческой продуктивностью... Много прекрасных произведений, которые Бетховен оставил в наследство человечеству, посвящены женщинам и являлись Плодом его страстной, но, чаще всего, безответной любви». (Демьянчук, 2001, Рукопись.)
«Бетховен - прекрасный пример компенсации: проявление здоровой творческой силы в качестве противоположности к собственной болезненности» - (Lange-Eichbaum, Kulih, 1967,с. 330) »

Людвиг ван Бетховен для очень многих людей является настоящим воплощением классической музыки XIX века. Действительно, этот человек сумел сделать удивительно много, изменив отношение общества к самому понятию «музыка».

Поразительно, что сделать это он смог, довольно рано лишившись самого главного инструмента музыканта - слуха.

Отец и дед Людвига ван Бетховена были профессиональными певцами. Так что музыкальная карьера была ему предрешена. Первый раз он выступил перед публикой в марте 1778 года, когда ему исполнилось всего 7 лет. А в 12 лет он написал свое первое произведение - вариации на тему марша Дресслера. Однако, несмотря на то что Людвиг демонстрировал неплохие успехи в игре на скрипке и фортепиано, его интересы не ограничивались одной лишь музыкой. Он тянулся ко всем наукам, казавшимся ему интересными. Может быть, из-за этой разносторонности его прогресс в музыке был чуть медленнее, чем мог бы быть.

Сумрачный гений

Бетховен всегда отличался тем, что не желал идти проторенными путями, а пытался развивать собственные идеи, отталкиваясь от фундаментальных принципов музыки. Он стал первооткрывателем многих принципов композиции и использования музыкальных инструментов. Когда в 1787 году его впервые услышал Моцарт, великий австриец воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!» И не ошибся.

В конце XVIII века вся Европа рукоплескала пианисту-виртуозу Бетховену. Но мало кто при этом любил Бетхове-на-человека. Еще с юности он отличался не самым легким нравом.

О характере Бетховена ходили легенды. Однажды он выступал на некоем светском мероприятии, и один из кавалеров принялся разговаривать с дамой, отвлекшись от музыки. Бетховен резко оборвал игру, захлопнул крышку фортепиано и во всеуслышание заявил: «Таким свиньям я играть не буду!» При этом для него не существовало ни званий, ни сословий. Бетховен выражал презрение к светским условностям как своим поведением, так и внешним видом. В сияющем и напудренном XVIII веке он позволял себе ходить небрежно одетым, со взлохмаченными волосами. Это вызывало массу конфузов и вопросов у высшего света. Однако ценители таланта композитора, среди которых были самые высокопоставленные персоны, считали, что гению позволено все. Рудольф, эрцгерцог Австрийский, который брал у Бетховена уроки игры на фортепиано, вполне официально объявил, что любые правила светского этикета не распространяются на его эксцентричного наставника.

Звон в ушах

Резкий и вспыльчивый характер Бетховена в значительной степени объяснялся состоянием его здоровья. С юных лет он страдал от сильных болей в животе, которые никак не проходили, несмотря на все усилия врачей. Но с этим еще можно было смириться. Куда более серьезной бедой стали проблемы со слухом, которые начались у Людвига в 1796 году. В результате воспаления внутреннего уха у него развилась сложная форма тиннитуса - «звона в ушах». Обычно это заболевание развивается у людей в возрасте старше 55 лет, но Бетховен начал страдать от него уже в 26.

До сих пор точно не установлено, что стало причиной воспаления, давшего такое осложнение. Среди вариантов называют сифилис, тиф, красную волчанку, однако достоверно не известно, болел ли композитор хоть одним из этих заболеваний. Зато прекрасно известно о его привычке работать по ночам и периодически окунать голову в таз с ледяной водой, чтобы отогнать сон. Возможно, именно переохлаждение дало толчок к развитию заболевания.

Постоянный звон в ушах мешал Бетховену заниматься музыкой. Чтобы победить болезнь, он надолго уединился в городке Хайлигенштадт под Веной. Но никакие рекомендации врачей не приносили облегчения. Как признавался Бетховен в письмах друзьям, отчаяние от постепенной утраты слуха не раз приводило его к мыслям о самоубийстве. Однако вера в то, что музыкальный талант дан ему свыше, позволила ему отогнать эти мрачные идеи.

Считается, что Бетховен полностью утратил слух в 1814 году. Однако уже задолго до этого он был вынужден полностью перестроить свою жизнь. Композитор пользовался набором специальных слуховых трубок, которые позволяли ему слышать музыку и речь. Однако в быту предпочитал, чтобы собеседники писали свои реплики в тетрадях. Сам он отвечал либо вслух, либо записывая свой ответ там же. Таких «разговорных тетрадей» существовало около 400, однако до нашего времени сохранилось чуть больше половины.

Глубокое понимание теории музыки и способность чувствовать мелодию «внутренним слухом» позволяли Бетховену знакомиться с музыкальными новинками, просто читая партитуру. Именно так, не слыша ни звука, он ознакомился с операми Вебера и Россини, а также песнями Шуберта.

Последний аккорд

Самое удивительное, что, потеряв слух, Бетховен не прекратил сочинять музыку. Уже утратив звуковую связь с миром, он сочинил свои самые известные произведения: сонаты, симфонии и единственную оперу «Фиделио». В своем внутреннем мире он слышал ноты и гармонии с той же отчетливостью, что и раньше. Хуже обстояло дело с выступлениями. Здесь внутренних ощущений не хватало, нужен был «внешний» слух, чтобы понимать эмоции публики. В 1811 году Бетховен был вынужден прервать исполнение своего фортепианного концерта №5 и с тех пор уже никогда не играл публично.

Глухой композитор оставался героем и кумиром для всех любителей музыки. В 1824 году на премьере его последней симфонии (Девятая симфония ре-минор) публика устроила такую бурную овацию, что полицейские чиновники потребовали прекратить аплодисменты, сочтя, что так бурно приветствовать можно лишь императора. Увы, сам Бетховен, дирижировавший оркестром и стоявший спиной к залу, не слышал этих бурных рукоплесканий. Тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к восторженной публике. Увидев рукоплещущую толпу, композитор расплакался, не в силах сдержать свои эмоции - радостные и печальные одновременно.

Болезнь сделала характер Бетховена еще более жестким, чем раньше. Он не стеснялся высказывать самую категоричную критику в адрес властей и лично императора Франца I. Считается, что многие из его «разговорных тетрадей» были сожжены друзьями, чтобы скрыть крамольные высказывания великого композитора. Существует легенда, что однажды Бетховен, прогуливаясь в компании знаменитого писателя Иоганна Вольфганга фон Гете по чешскому курорту Теплице, встретил отдыхавшего там же императора в сопровождении придворных. Гёте почтительно отступил на обочину и замер в поклоне. Бетховен же невозмутимо прошел сквозь толпу придворных, лишь слегка коснувшись рукой шляпы. То, что любому другому стоило бы головы, сошло гениальному смутьяну с рук.

Последние месяцы жизни Бетховен сильно болел и был прикован к постели. Его жизнь оборвалась 26 марта 1827 года. Он умер во время сильной грозы, и его последними словами, по некоторым сведениям, были: «На небесах я буду слышать».

Уже в наше время были проведены исследования сохранившихся образцов волос Бетховена. Оказалось, что содержание свинца в них очень высоко. Исходя из этого, была построена версия, что врач Андреас Ваврух, лечивший Бетховена от болей в животе, многократно прокалывал ему брюшину, чтобы вывести жидкость, а затем накладывал свинцовые примочки. Не исключено, что именно отравление свинцом спровоцировало как потерю слуха у композитора, так и его раннюю смерть в возрасте 56 лет.

Людвиг Бетховен родился в 1770 году в немецком городке Бонне. В домике с тремя комнатами на чердаке. В одной из комнат с узким слуховым окном, почти не пропускавшим света, часто хлопотала его матушка, его добрая, нежная, кроткая матушка, которую он обожал. Она умерла от чахотки, когда Людвигу едва исполнилось 16, и ее смерть стала первым сильнейшим потрясением в его жизни. Но всегда, когда он вспоминал о маме, его душу наполнял нежный теплый свет, словно ее касались руки ангела. «Ты была так добра ко мне, так достойна любви, ты была моим самым лучшим другом! О! Кто был счастливее меня, когда я еще мог произнести сладостное имя - мать, и оно было услышано! Кому я могу сказать его теперь?..»

Отец Людвига, бедный придворный музыкант, играл на скрипке и клавесине и имел очень красивый голос, но страдал самомнением и, опьяненный легкими успехами, пропадал в кабаках, вел весьма скандальную жизнь. Обнаружив у сына музыкальные способности, он задался целью во что бы то ни стало сделать из него виртуоза, второго Моцарта, дабы решить материальные проблемы семьи. Он заставлял пятилетнего Людвига по пять-шесть часов в день повторять скучные упражнения и нередко, придя домой пьяным, будил его даже ночью и полусонного, плачущего усаживал за клавесин. Но вопреки всему Людвиг любил отца, любил и жалел.

Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, в его жизни произошло очень важное событие - должно быть, сама судьба послала в Бонн Христиана Готлиба Нефе, придворного органиста, композитора, дирижера. Этот незаурядный человек, один из самых передовых и образованных людей того времени, сразу угадал в мальчике гениального музыканта и стал бесплатно учить его. Нефе познакомил Людвига с творчеством великих: Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта. Он называл себя «врагом церемониала и этикета» и «ненавистником льстецов», эти черты потом ярко проявились и в характере Бетховена. Во время частых прогулок мальчик жадно впитывал слова учителя, который декламировал произведения Гёте и Шиллера, рассказывал о Вольтере, Руссо, Монтескьё, об идеях свободы, равенства, братства, которыми жила в то время вольнолюбивая Франция. Идеи и мысли своего учителя Бетховен пронес через всю жизнь: «Дарование - это еще не всё, оно может погибнуть, если человек не обладает дьявольским упорством. Потерпишь неудачу, начни снова. Сто раз потерпишь неудачу, сто раз начни снова. Человек может одолеть любое препятствие. Дарования и щепотки достаточно, а упорства нужен океан. А кроме дарования и упорства нужна еще уверенность в себе, но не гордыня. Храни тебя Бог от нее».

Спустя много лет Людвиг в письме поблагодарит Нефе за мудрые советы, которые помогли ему в изучении музыки, этого «божественного искусства». На что тот скромно ответит: «Учителем Людвига Бетховена был сам Людвиг Бетховен».

Людвиг мечтал поехать в Вену, чтобы познакомиться с Моцартом, чью музыку он боготворил. В 16 лет его мечта осуществилась. Однако Моцарт отнесся к юноше с недоверием, решив, что тот исполнил для него пьесу, хорошо разученную. Тогда Людвиг попросил дать ему тему для свободной фантазии. Так вдохновенно он еще никогда не импровизировал! Моцарт был поражен. Он воскликнул, повернувшись к друзьям: «Обратите внимание на этого юношу, он заставит заговорить о себе весь мир!» К сожалению, больше они не встретились. Людвиг был вынужден вернуться в Бонн, к нежно любимой больной маме, а когда позже вернулся в Вену, то Моцарта уже не было в живых.

Вскоре отец Бетховена окончательно спился, и на плечи 17-летнего юноши легла забота о двух младших братьях. К счастью, судьба протянула ему руку помощи: у него появились друзья, у которых он нашел поддержку и утешение, - Елена фон Брейнинг заменила Людвигу мать, а брат и сестра Элеонора и Стефан стали его первыми друзьями. Только в их доме он чувствовал себя спокойно. Именно здесь Людвиг научился ценить людей и уважать человеческое достоинство. Здесь он узнал и на всю жизнь полюбил эпических героев «Одиссеи» и «Илиады», героев Шекспира и Плутарха. Здесь он встретился с Вегелером, будущим мужем Элеоноры Брейнинг, который стал его лучшим другом, другом на всю жизнь.

В 1789 году тяга к познанию привела Бетховена в Боннский университет на философский факультет. В этот же год во Франции случилась революция, и вести о ней быстро долетели до Бонна. Людвиг вместе с друзьями слушал лекции профессора литературы Евлогия Шнейдера, который вдохновенно читал студентам свои стихи, посвященные революции: «Сокрушать глупость на троне, сражаться за права человечества… О, на это не способен ни один из лакеев монархии. Это под силу только свободным душам, которые предпочитают смерть - лести, нищету - рабству». Людвиг был в числе горячих поклонников Шнейдера. Полный светлых надежд, чувствуя в себе огромные силы, юноша вновь отправился в Вену. О, если бы друзья встретили его в то время, они не узнали бы его: Бетховен напоминал салонного льва! «Взгляд прямой и недоверчивый, словно искоса наблюдает за тем, какое впечатление он производит на окружающих. Бетховен танцует (о, грация в высшей степени скрытая), катается верхом (несчастная лошадь!), Бетховен, у которого хорошее расположение духа (смех во всю глотку)». (О, если бы старые друзья встретили его в то время, они не узнали бы его: Бетховен напоминал салонного льва! Он был весел, жизнерадостен, танцевал, катался верхом и искоса наблюдал за тем, какое впечатление производил на окружающих.) Иногда Людвиг бывал пугающе мрачен, и только близкие друзья знали, сколько доброты пряталось за внешней горделивостью. Стоило улыбке озарить его лицо, и оно освещалось такой детской чистотой, что в эти мгновения было нельзя не любить не только его, но и весь мир!

В это же время были изданы его первые фортепианные сочинения. Успех издания оказался грандиозным: на него подписались больше 100 любителей музыки. Особенно страстно ждали его фортепианных сонат молодые музыканты. Будущий известный пианист Игнац Мошелес, к примеру, тайком покупал и разбирал «Патетическую» сонату Бетховена, на которую его профессора наложили запрет. Позже Мошелес стал одним из любимых учеников маэстро. Слушатели, затаив дыхание, упивались его импровизациями на фортепиано, многих они трогали до слез: «Он вызывает духов и из глубин, и с высот». Но творил Бетховен не для денег и не для признания: «Что за бессмыслица! Я никогда не думал писать для известности или для славы. Нужно дать выход тому, что у меня накопилось на сердце, - вот почему я пишу».

Он был еще молод, и критерием собственной значимости для него являлось ощущение силы. Он не терпел слабости и невежества, относился свысока как к простому народу, так и к аристократии, даже к тем милым людям, которые любили его и им восхищались. С царской щедростью он помогал друзьям, когда они нуждались в этом, но в гневе бывал к ним безжалостным. В нем сталкивались огромная любовь и такой же силы презрение. Но вопреки всему в сердце Людвига, словно маяк, жила сильная, искренняя потребность быть нужным людям: «Никогда, с самого детства не ослабевало во мне рвение служить страдающему человечеству. Никогда я не взимал за это никакого вознаграждения. Мне не нужно ничего, кроме чувства довольства, которое всегда сопровождает доброе дело».

Юности свойственны подобные крайности, потому что она ищет выхода для своих внутренних сил. И рано или поздно человек оказывается перед выбором: куда направить эти силы, какой путь избрать? Бетховену сделать выбор помогла судьба, хотя ее способ может казаться слишком жестоким… Болезнь подступала к Людвигу постепенно, в течение шести лет, и обрушилась на него между 30 и 32 годами. Она поразила его в самое чувствительное место, в его гордость, силу - в его слух! Полная глухота отрезала Людвига ото всего, что ему было так дорого: от друзей, от общества, от любви и, самое страшное, от искусства!.. Но именно с этого момента он начал по-новому осознавать свой путь, с этого момента начал рождаться новый Бетховен.

Людвиг уехал в Гейлигенштадт, поместье близ Вены, и поселился в бедном крестьянском доме. Он оказался на грани жизни и смерти - крику отчаяния подобны слова его завещания, написанного 6 октября 1802 года: «О люди, вы, считающие меня бессердечным, упрямым, эгоистичным, - о, как вы несправедливы ко мне! Вы не знаете сокровенной причины того, что вам только кажется! С самого раннего детства мое сердце было склонно к нежному чувству любви и доброжелательству; но подумайте, что уже шесть лет я страдаю неизлечимым недугом, доведенным неумелыми врачами до ужасной степени… При моем горячем, живом темпераменте, при моей любви к общению с людьми, я должен был рано уединиться, проводить мою жизнь одиноко... Для меня не существует отдыха среди людей, ни общения с ними, ни дружеских бесед. Я должен жить как изгнанник. Если иногда, увлеченный моей врожденной общительностью, я поддавался искушению, то какое унижение испытывал я, когда кто-нибудь рядом со мною слышал издали флейту, а я не слышал!.. Такие случаи повергали меня в страшное отчаяние, и мысль покончить с собою нередко приходила в голову. Только искусство удержало меня от этого; мне казалось, что я не имею права умереть, пока не совершу всего, к чему я чувствую себя призванным... И я решил ждать, пока неумолимым паркам угодно будет порвать нить моей жизни... Я на все готов; на 28-м году я должен был сделаться философом. Это не так легко, а для художника труднее, чем для кого-нибудь. О божество, ты видишь мою душу, ты знаешь ее, знаешь, сколько в ней любви к людям и стремления делать добро. О, люди, если вы когда-нибудь это прочтете, то вспомните, что были несправедливы ко мне; и пусть всякий, кто несчастен, утешится тем, что есть ему подобный, который, вопреки всем препятствиям, сделал все, что только мог, чтобы быть принятым в число достойных художников и людей».

Однако Бетховен не сдался! И не успел он дописать завещание, как в его душе, словно небесное напутствие, словно благословение судьбы, родилась Третья симфония - симфония, не похожая ни на одну из существовавших раньше. Именно ее он любил больше других своих творений. Людвиг посвятил эту симфонию Бонапарту, которого сравнивал с римским консулом и считал одним из величайших людей нового времени. Но, впоследствии узнав о его коронации, пришел в ярость и разорвал посвящение. С тех пор 3-я симфония носит название «Героическая».

После всего произошедшего с ним Бетховен понял, осознал самое главное - свою миссию: «Все, что есть жизнь, да будет посвящено великому и пусть будет святилищем искусства! Это твоя обязанность перед людьми и перед Ним, Всемогущим. Только так ты еще раз можешь явить то, что скрыто в тебе». Звездным дождем пролились на него идеи новых произведений - в это время родились соната для фортепиано «Аппассионата», отрывки из оперы «Фиделио», фрагменты Симфонии № 5, наброски многочисленных вариаций, багателей, маршей, месс, «Крейцеровой сонаты». Окончательно выбрав свой жизненный путь, маэстро словно получил новые силы. Так, с 1802 по 1805 годы на свет появились произведения, посвященные светлой радости: «Пасторальная симфония», фортепианная соната «Аврора», «Веселая симфония»…

Часто, сам этого не осознавая, Бетховен становился чистым родником, в котором люди черпали силу и утешение. Вот что вспоминает ученица Бетховена, баронесса Эртман: «Когда у меня умер последний ребенок, Бетховен долгое время не мог решиться прийти к нам. Наконец, однажды он позвал меня к себе, и, когда я вошла, он сел за фортепиано и сказал только: „Мы будем говорить с вами музыкой“, после чего стал играть. Он все мне сказал, и я ушла от него облегченная». В другой раз Бетховен сделал все, чтобы помочь дочери великого Баха, после смерти отца оказавшейся на грани нищеты. Он часто любил повторять: «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».

Теперь внутренний бог был единственным постоянным собеседником Бетховена. Никогда еще Людвиг не ощущал такую близость к Нему: «…ты уже не можешь жить для себя, ты должен жить только для других, нет больше счастья для тебя нигде, кроме как в искусстве твоем. О, Господи, помоги мне одолеть самого себя!» В его душе постоянно звучали два голоса, иногда они спорили и враждовали, но один из них всегда был голосом Владыки. Эти два голоса явственно слышны, например, в первой части «Патетической сонаты», в «Аппассионате», в симфонии № 5, во второй части Четвертого фортепианного концерта.

Когда идея внезапно озаряла Людвига во время прогулки или разговора, с ним случался, как он говорил, «восторженный столбняк». В этот миг он забывал самого себя и принадлежал только музыкальной идее, и он не отпускал ее до тех пор, пока целиком не овладевал ею. Так рождалось новое дерзкое, бунтарское искусство, не признававшее правила, «которого нельзя было бы нарушить ради более прекрасного». Бетховен отказывался верить канонам, провозглашенным учебниками гармонии, он верил только тому, что сам попробовал и испытал. Но им руководило не пустое тщеславие - он был вестником нового времени и нового искусства, и самым новым в этом искусстве был человек! Человек, отважившийся бросить вызов не только общепринятым стереотипам, но в первую очередь собственным ограничениям.

Людвиг отнюдь не гордился собой, он постоянно искал, неустанно изучал шедевры прошлого: творения Баха, Генделя, Глюка, Моцарта. Их портреты висели в его комнате, и он часто говорил, что они помогают ему преодолевать страдания. Бетховен зачитывался произведениями Софокла и Еврипида, своих современников Шиллера и Гетё. Одному Богу известно, сколько дней и бессонных ночей провел он, постигая великие истины. И даже незадолго до смерти он говорил: «Я начинаю познавать».

Но как же новую музыку принимала публика? Исполненная в первый раз перед избранными слушателями «Героическая симфония» была осуждена за «божественные длинноты». На открытом исполнении кто-то из зала произнес приговор: «Дам крейцер, чтобы кончили все это!» Журналисты и музыкальные критики не уставали наставлять Бетховена: «Произведение удручает, оно бесконечно и расшито». И маэстро, доведенный до отчаяния, обещал написать для них симфонию, которая будет длиться больше часа, чтобы они нашли короткой его «Героическую». И он напишет ее спустя 20 лет, а сейчас Людвиг взялся за сочинение оперы «Леонора», которую позже переименовал в «Фиделио». Среди всех его творений она занимает исключительное место: «Из всех моих детей она стоила мне наибольших мук при рождении, она же доставила мне наибольшие огорчения, - потому-то она мне дороже других». Он трижды переписал оперу заново, снабдил четырьмя увертюрами, каждая из которых была по-своему шедевром, написал пятую, но все не был доволен. Это был неимоверный труд: кусочек арии или начало какой-нибудь сцены Бетховен переписывал 18 раз и все 18 по-разному. Для 22 строчек вокальной музыки - 16 пробных страниц! Едва «Фиделио» появилась на свет, как ее показали публике, но в зрительном зале температура была «ниже нуля», опера выдержала только три представления… Почему же Бетховен так отчаянно сражался за жизнь этого творения? В основу сюжета оперы легла история, произошедшая во время Французской революции, ее главными героями стали любовь и супружеская верность - те идеалы, которыми всегда жило сердце Людвига. Как и любой человек, он мечтал о семейном счастье, о домашнем уюте. Он, который постоянно преодолевал болезни и недуги, как никто другой, нуждался в заботе любящего сердца. Друзья не помнили Бетховена иначе, как страстно влюбленным, но его увлечения всегда отличались необыкновенной чистотой. Он не мог творить, не испытывая любви, любовь была его святыней.

Автограф партитуры "Лунной сонаты"

Несколько лет Людвиг был очень дружен с семьей Брунсвик. Сестры Жозефина и Тереза очень тепло относились к нему и заботились о нем, но кто из них стала той, которую он в своем письме назвал своим «всё», своим «ангелом»? Пусть это останется тайной Бетховена. Плодом же его небесной любви стали Четвертая симфония, Четвертый фортепианный концерт, квартеты, посвященные русскому князю Разумовскому, цикл песен «К далекой возлюбленной». До конца своих дней Бетховен нежно и трепетно хранил в своем сердце образ «бессмертной возлюбленной».

1822–1824 годы стали особенно трудными для маэстро. Он неустанно работал над Девятой симфонией, но нищета и голод заставляли его писать издателям унизительные записки. Он собственноручно рассылал письма «главным европейским дворам», тем, кто когда-то оказывал ему внимание. Но почти все его письма остались без ответа. Даже несмотря на феерический успех Девятой симфонии, сборы от нее оказались очень маленькими. И всю свою надежду композитор возложил на «великодушных англичан», не раз выказывавших ему свои восторги. Он написал письмо в Лондон и вскоре получил от «Филармонического общества» 100 фунтов стерлингов в счет устраивавшейся в его пользу академии. «Это было душераздирающее зрелище, - вспоминал один из его друзей, - когда он, получив письмо, сжал руки и зарыдал от радости и благодарности… Он хотел еще раз продиктовать благодарственное письмо, он обещал посвятить им одно из своих произведений - Десятую симфонию или увертюру, одним словом, что они только пожелают». Несмотря на такое положение, Бетховен продолжал сочинять. Последними его произведениями стали струнные квартеты, опус 132, третий из них с его божественным адажио он озаглавил «Благодарственная песнь Божеству от выздоравливающего».

Людвиг словно предчувствовал близкую смерть - он переписал изречение из храма египетской богини Нейт: «Я - то, что есть. Я - всё, что было, что есть и что будет. Ни один смертный не поднимал моего покрова. - Он один происходит от самого себя, и этому единственному обязано бытием все существующее» - и любил перечитывать его.

В декабре 1826 года Бетховен поехал по делам своего племянника Карла к брату Иоганну. Эта поездка оказалась для него роковой: давнишнее заболевание печени осложнилось водянкой. Три месяца болезнь тяжко мучила его, а он говорил о новых произведениях: «Я хочу еще много написать, я хотел бы сочинить Десятую симфонию… музыку к „Фаусту“… Да, и школу фортепианной игры. Я мыслю ее себе совсем по-иному, чем это теперь принято…» Он до последней минуты не терял чувства юмора и сочинил канон «Доктор, закройте ворота, чтобы не пришла смерть». Преодолевая неимоверную боль, нашел в себе силы утешить старого друга, композитора Гуммеля, который разрыдался, видя его страдания. Когда Бетховена оперировали в четвертый раз и при прокалывании из его живота хлынула вода, он воскликнул со смехом, что доктор представляется ему Моисеем, ударившим жезлом в скалу, и тут же, в утешение себе, прибавил: «Лучше вода из живота, чем из-под пера».

26 марта 1827 года часы в виде пирамиды, стоявшие на рабочем столе Бетховена, внезапно остановились, это всегда предвещало грозу. В пять часов дня разразилась настоящая буря с ливнем и градом. Яркая молния осветила комнату, раздался страшный удар грома - и всё было кончено… Весенним утром 29 марта проводить маэстро пришли 20 000 человек. Как жаль, что люди часто забывают о тех, кто рядом, пока они живы, и вспоминают и восхищаются ими только после их смерти.

Все проходит. Солнца тоже умирают. Но тысячелетиями продолжают нести свой свет среди мрака. И тысячелетиями мы получаем свет этих угасших солнц. Спасибо вам, великий маэстро, за пример достойных побед, за того, что показали, как можно учиться слышать голос сердца и следовать за ним. Каждый человек стремится найти счастье, каждый преодолевает трудности и жаждет понять смысл своих усилий и побед. И может быть, ваша жизнь, то, как вы искали и преодолевали, поможет обрести надежду ищущим и страдающим. И в их сердце загорится огонек веры в то, что они не одиноки, что все беды можно преодолеть, если ты не отчаиваешься и отдаешь все самое лучшее, что в тебе есть. Может, подобно вам, кто-то выберет служение и помощь другим. И, подобно вам, обретет в этом счастье, даже если путь к нему будет вести через страдания и слезы.

на журнал "Человек без границ"

Дата добавления: март 2006г.

Детство Бетховена было короче, чем у его сверстников. Не потому только, что житейские заботы рано обременили его. В самом его характере не по годам рано проявилась удивительная задумчивость. Людвиг любил подолгу созерцать природу. В десять лет он известен в своем родном городе Бонне как искусный органист и клавесинист. Среди любителей музыки славится его поразительный дар импровизации. Наравне со взрослыми музыкантами играет Людвиг на скрипке в Боннском придворном оркестре. Он отличается не по возрасту сильной волей, умением ставить перед собой цель и достигать ее. Когда взбалмошный отец запретил ему посещать школу, Людвиг твердо решил собственным трудом завершить свое образование. Поэтому юного Бетховена влекло в Вену, город великих музыкальных традиций, царство музыки.

В Вене живет Моцарт. Это от него Людвиг унаследовал в музыке драматизм внезапных переходов от скорби к счастливой, безмятежной веселости. Слушая импровизации Людвига, Моцарт ощутил в этом гениальном юноше будущее музыки. В Вене Бетховен всесторонне жадно занимается своим музыкальным образованием, маэстро Гайдн дает ему уроки музыкального сочинения. В своем мастерстве он достигает совершенства. Первые три фортепианные сонаты Бетховен посвещяет Гайдну, несмотря на разность их взглядов. Свою Восьмую фортепианную сонату Бетховен назвал“ Большой патетической”, в которой отражается борьба разнообразных чувств. В первой части музыка кипит как гневный поток. Вторая часть певучая, это-спокойное раздумье. Бетховен написал тридцать две фортепианные сонаты. В них можно услышать мелодии, выросшие из народных немецких и славянских песен и танцев.

В апреле 1800 года в своем первом открытом концерте в Венском театре Людвиг Ван Бетховен выступает с Первой симфонией. Истинные музыканты хвалят его за мастерство, новизну и богатство идей. Сонату-фантазию, названную“Лунной”он посвящает Джульетте Гвиччарди, своей ученице. Однако именно в расцвет славы Бетховен стремительно теряет слух. Бетховен переживает глубокий душевный кризис, ему кажется, что жить глухим–музыканту невозможно. Однако, преодолев глубокое отчаяние силой своего духа композитор пишет Третью симфонию“Героическую”. Тогда же написаны всемирно известные “Крейцерова соната”, опера “Фиделио”, “Аппассионата”. Из-за глухоты Бетховен больше не выступает в концертах как пианист и дирижер. Но глухота не мешает ему создавать музыку. Его внутренний слух не поврежден, В воображении он отчетливо представляет себе музыку. Последняя, Девятая симфония-музыкальное завещание Бетховена. Это песнь свободы, пламенный призыв к потомкам

«Понятие личности» - Задание «Разбери по буквам». Субъект. Структура индивида: (Ананьев Б.Г.) – свойства человека как индивида: «Личность есть вершинный уровень развития человека. «Психология личности». Индивидуальность отстаивают». Личностью становятся. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «индивидуальность», «личность».

«Развитие личности» - Модель структуры личности по К. К. Платонову: Ведущий принцип школьного обучения: Непрерывное развитие всей совокупности качеств личности. Гармонично развитая личность. Развитие личности учащихся общеобразовательной школы. Схема доклада: Уровень темперамента личности. Принципы и формы работы, направленные на развитие личности ребенка.

«Винсент ван Гог» - В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом. 1 октября 1864 года ван Гог уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20 км от родного дома. Ван Гог почти не играл с другими детьми. Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей... Винсенту хорошо даются языки - французский, английский, немецкий.

«Биография личности» - Содержание программы по изучению биографического материала. Страницы биографии – знакомство с наиболее яркими, нравственно значимыми для современных учащихся периодами жизни автора. Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое. 5-6 класс – период «наивного реализма» Интересуют чаще всего отдельные яркие эпизоды биографии писателя.

«Биография Бетховена» - С 13-летнего возраста органист Боннской придворной капеллы. В 1800 была исполнена 1-я симфония Бетховена. О композиторе. С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Бетховена в духе немецкого просветительства. БЕТХОВЕН Людвиг Ван (1770-1827) - немецкий композитор, пианист, дирижёр. Великий и всегда известный.

«Структура личности» - В.Н.Мясищев. Таким образом, В.Н.Мясищев характеризует единство личности динамикой нервнопсихической реактивности. 3. Фрейд. структура личности 3. Фрейда. К.Г. Юнг (1875-1961). 3. «Блочная» стратегия изучения структуры личности. 2. «Факторная» стратегия изучения черт личности. Структура личности и подходы к вопросу о сочетании биологического и социального.