Правило по русскому языку спряжение глаголов исключения. Спряжение

    Глаголы 1 спряжения в русском языке оканчиваются на -ять, -еть, -ыть, -оть, -ать, -уть, -ть за исключением 11-ти следующих, которые для запоминания складывали в подобие считалочки: гнать, держать, вертеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, да еще дышать, смотреть. Ее озвучил герой фильма Плюмбум или Опасная игра:

    Глаголы, оканчивающиеся на -ат, -ят, -ишь, -им, -ит, -ите - относятся ко второму спряжению.

    Бежать . В третьем лице множественного числа этот глагол имеет окончание 1 спряжения (бегут). Все остальные его формы относятся ко второму спряжению.

    Хотеть . Формы множественного число этого глагола относятся ко 2 спряжению, формы единственного - к первому.

    Брезжить . У этого глагола всего две формы. К первому спряжению относится множественное число (брезжут), ко второму - третье лицо единственного числа (брезжит).

    Чтить . Третье лицо единственного числа этого глагола - 1 спряжение. Все остальные - второго.

    Спряжение это видоизменение формы (окончания) глагола по лицам и числам: я пою, ты поешь, он поет, мы поем, вы поете, они поют.

    Зная спряжения, вы будете грамотно писать безударные окончания глаголов с буквами Е или И. Например, видИшь или пишЕшь.

    Нужно запомнить, что в русском языке глаголы имеют два спряжения: I и II. Но помимо этого существуют разноспрягаемые глаголы.

    Существует два способа определения спряжения глагола:

    • Спрягаем глагол в настоящем или будущем времени. Если ударение при спряжении падает на личное окончание, определяем спряжение по окончанию. Личное окончание это окончание глагола при изменении его по лицам.

    Глаголы при изменении по лицам и числам имеют личные окончания:

    Первое спряжение -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). В окончаниях пишем буквы Е, У, Ю

    Второе спряжение -у(-ю),-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). В окончаниях пишем буквы И, А, Я.

    Например

    Лить: я лью, ты льешь, он льет, мы льем, вы льете, они льют - I спряжение;

    Сидеть: я сижу, ты сидишь, он сидит, вы сидите, они сидят - II спряжение.

    При спряжении глаголов с приставкой вы возникают затруднения, так как приставка вы перетягивает на себя ударение. Например: вЫстричь, вЫговорить. В этих случаях нужно отбросить приставку и проспрягать глагол без нее. Например: вЫстричь - стричь, я стригу, ты стрижешь, он стрижет, мы стрижем - I спряжение.

    Или: вЫговорить - говорить, я говорю, ты говоришь, они говорят - II спряжение.

    • Если у глагола безударное личное окончание, ставим глагол в неопределенную форму (отвечаем на вопрос что делать?) и по окончанию будет понятно, какое это спряжение.

    Второе спряжение это глаголы с безударным личным и окончанием на ить (-иться) в неопределенной форме (ездить, строить, кружиться, пениться и т.п.), кроме глаголов-исключений: стелить и брить, зыбиться и зиждиться (эти четыре глагола относятся I спряжению).

    Второе спряжение это 7 глаголов с окончанием -еть: обидеть, терпеть, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, смотреть.

    Второе спряжение это 4 глагола с окончанием на -ать: дышать, слышать, держать, гнать.

    Первое спряжение это все глаголы с безударным личным окончанием и окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ти, -ть и т.д. в неопределенной форме.

    Первое спряжение это глаголы-исключения: стелить и брить, зыбиться и зиждиться.

    • Разноспрягаемые глаголы это глаголы, которые в единственном числе имеют личное окончание I спряжения, а во множественном числе II спряжения. Например, брезжить, бежать, хотеть: я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят.
  • Спряжение определяет изменение глагола по числам и лицам . Спряжение глаголов - одна из самых трудных тем в изучении русского языка. Но разобраться в этой теме совершенно необходимо, иначе писать правильно будет невозможно.

    Первым шагом определения спряжение глагола, является понимание, ударное ли у него окончание. В том случае, если ударение на окончании глагола, спряжение определяют по гласной в е сильной позиции. Глаголы в первом спряжении имеют окончания -ем, ет, -ете, -ут(-ют), -у (-ю) или ешь, к примеру, в словах ведшь, зовешь. Глаголы второго спряжения имеют окончания -им, -ишь, -ит, -ите, -ат, -ят, к примеру, в словах спят, горишь.

    Если у глагола нет ударения в личном окончании, то определяют его спряжение по инфинитиву, то есть по начальной, безличной форме. Если инфинитив кончается на ить, значит, перед вами глагол второго спряжения. Следующие глаголы являются исключениями: стелить, брить, зиждиться и зыбиться.

    К 2му спряжению относятся также следующие глаголы с окончаниями на еть и -ать: гнать, смотреть, видеть, терпеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, вертеть, слышать, держать, дышать. Этот список нужно просто запомнить, чтобы при написании не делать ошибки. Остальные же глаголы, не имеющие ударения в личном окончании являются глаголами первого спряжения.

    Кроме глаголов первого и второго спряжения есть ещ разноспрягаемые глаголы. Одни их формы образуются в соответствии с первым спряжением, другие же - соответственно второму. Среди разноспрягаемых есть такие глаголы, как чтить, хотеть, брезжить, бежать. Например, глагол хотеть единственного числа образуют по правилам первого спряжения, а во множественном числе по образцу второго спряжения.

    Спряжение глагола - это одна из его грамматических категорий, с помощью которой определяется его изменение по числам и лицам. В зависимости от спряжения действуют те или иные правила написания в русском языке, поэтому правильность определения спряжения очень важна.

    Вот простая инструкция по определения спряжения глаголов в русском языке:

    Спряжение глагола определяют в школе. В жизни это знание не очень понадобиться, если Вы не филолог или педагог русского языка. Правило: спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.

    Существует четкий алгоритм, благодаря которому можно верно определить спряжение глагола. Также важно запомнить ряд исключений, заучить все глаголы, склоняемые по-разному.Если окончание глагола находится под ударением, нужно поставить глагол в форму множественно числа третьего лица. Гласные в окончании слова сигнализируют о принадлежности глагола к 1 или 2 спряжению.Глаголы 1 спряжения имеют окончания ут (-ют), 2 спряжения -ат (-ят).Например, к 1 спряжению относятся глаголы читают, поют, цветут, а ко 2 висят, горят, лежат.Очень важно запомнить: определить спряжение по окончанию глагола множественного числа третьего лица можно только в том случае, если на окончание падает ударение.Если на окончание глагола ударение не падает, слово нужно перевести в неопределнную форму. Например: дышат дышать. Начальная форма отвечает на вопрос что делать, не имеет основных категорий. Она сохраняет только признак вида, а также по ней определяют возвратный ли глагол, переходный он или непереходный. Начальную (неопределнную) форму принято называть инфинитивом.Глаголы, имеющие безударное окончание в начальной форме ить, относятся ко 2 спряжению.Остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Также нужно запомнить ряд глаголов, являющихся исключениями из правил.К глаголам 1 спряжения относятся следующие слова-исключения: бить, брить, вить, гнить, жить, зиждиться, зыбить, лить, пить, почить, стелить, шить, -шибить (ушибить, ошибиться), а также все глаголы, которые от них образованы.Ещ в школе все познакомились с лгкой считалкой, позволяющей быстро запомнить 11 глаголов, которые являются наиболее распространнными словами-исключениями из правила. Они не оканчиваются на ить, но тоже относятся ко 2 спряжению. В данном случае они перечислены по алфавиту: вертеть, видеть, гнать, держать, дышать, зависеть, ненавидеть, обидеть, слышать, смотреть, терпеть. Эти слова необходимо запомнить

    Это правило в школе постоянно вылетало у меня из головы. А определить на самом деле спряжение глагола не так сложно. Приводим глагол в начальную форму, т.е. инфинитив и определяем. (инфинитив отвечает на вопрос что делать?. Если окончание слова на ить и оно безударное, то слово относится ко второму спряжению. Ко второму спряжению относят 11 глаголов - исключений. Их надо запомнить.

    У нас стишок был немного другой и запомнить их так не трудно:

    Слышать, видеть и обидеть, гнать держать и ненавидеть. И дышать, смотреть, вертеть. И зависеть и терпеть.

    🙂 Остальное все 1 спряжение.

    Чтобы правильно написать личные окончания глаголов, нужно правильно определить спряжения глагола, для многих школьников эта тема трудная, запутанная, но приходитс все равно учить, запоминать правила и исключения. Имеется два спряжения глагола -первое и второе.

    В современном русском языке существует два спряжения глаголов: I и II .

    Напомню, что под термином глагол в данном контексте понимается часть речи , отвечающая на вопросы что делать? , что сделать? (и производным, типа, что будем делать? и т.д.). Глаголы обозначают действие, состояние, отношение. Глагол может иметь следующие признаки:

    • залог (действительный или актив, страдательный или пассив. *Современные лингвисты выделяют ещ средневозвратный залог*),
    • вид (совершенный, несовершенный),
    • лицо (первое, второе и третье),
    • число (единственное, множественное),
    • время (настоящее, прошедшее, будущее),
    • наклонение (изъявительное, условное или сослагательное, повелительное) и
    • род (мужской, женский, средний).

    Глагол также может иметь такие морфологические признаки, как переходность/непереходность (я пишу ответ - переходный, я иду - непереходный), возвратность/невозвратность (он долго извинялся - возвратный, мы читали - невозвратный).

    Под спряжением глаголов - понимают изменение глаголов по лицам (я, ты, он и т.д.) и числам (единственное и множественное). У лингвистов также есть понятие спряжения глаголов в широком смысле слова, под которым они понимают изменение глагола по наклонениям, временам, лицам и числам.

    Чтобы определить спряжение глагола, нужно :

    • перевести его в начальную форму (по другому называется неопределенная форма, инфинитив). Начальная форма глагола сохраняет только признаки вида, переходности/непереходности, возвратности/невозвратности. Например, от глагола послушайте начальная форма - послушать, вдохнм - вдыхать, шл - идти, завертятся - завертеть и т.д.
    • посмотреть, падает ли ударение на окончание глагола ?
    • все глаголы с безударным окончанием на -ить относятся ко 2-му спряжению .
    • также ко 2-му спряжению относятся - 11 глаголов-исключений , которые нужно запомнить.

    В свое время меня в школе заставляли выучить наизусть считалочку:

    гнать, держать, дышать, зависеть ,

    видеть, слышать и обидеть ,

    а ещ терпеть, вертеть,

    ненавидеть и смотреть .

    Следует заметить, что все производные от этих глаголы также будут относиться ко 2-му спряжению.

    • все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению (за небольшим исключением).

    Особо следует сказать о некоторых глаголах на -ить, в которых ударение приходится на конец слова: брить, стелить, почить, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, а также глаголы на -шибить (ушибить, ошибиться). Они относятся к 1-му спряжению.

    К 1-му спряжению принято относить такие редкие глаголы, как зиждиться, зыбиться.

    Знание, к какому спряжению относиться глагол, позволяет правильно писать окончания при спряжении глагола (*в первом лице единственного числа глаголы как I, так и II спряжения имеют окончание -у (-ю)*):

    P.S. *В русском языке есть несколько разноспрягаемых глаголов (с ударными окончаниями), которые имеют часть форм 1-спряжения, часть 2-го, например: бежать, хотеть*.

    В русском языке есть два спряжения, которые различаются по окончаниям. Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют, относятся к первому спряжению, а глаголы, которые имеют окончания -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят, - ко второму спряжению.

    Есть еще исключения, для запоминания которых еще со школьных времен помню рифмовку:

    Слышать, видеть и обидеть,

    Гнать дышать и ненавидеть,

    Смотреть, держать, вертеть

    И зависеть и терпеть.

    Это глаголы второго спряжения

    Очень интересный вопрос Вы задали, потому что много существует спорных и запутанных вопросов по определению спряжения глаголов в рус. языке.

    Как показывает практика, многие затрудняются определять спряжение глагола.

    Основы изучения глагольных категорий закладываются обычно в начал-ых классах. И именно здесь, при формировании умения определять спряжение глагола, учителя подстерегает I ошибка.

    Вы, вероятно, заметили, что в учебниках по рус. яз. для нач. школы при изучении темы Спряжение глагола вначале предлагаются упраж-ия, в которые включены глаг. с ударными личными окончаниями в одной из личных форм.

    Интересно заметить, что на I взгляд, определить спряжение у такой формы глагола достаточно просто:

    выделил ударное личн. окончание и назвал спряжение.

    К сожалению, в учебниках не отмечается 1 важная особенность разноспрягаемых глаголов (бежать, хотеть) и глаголов с архаичным спряжением (дать, есть), а именно:

    в части своих личных форм они также имеют ударные окончания (бегут, хотят, дадут, едят).

    Вас удивит, когда Вы узнаете, что ещ 1 проблема состоит в том, что уже в 4-ом классе при морфологическом разборе глагола встречаются не только личн. формы, но и формы в прошед. врем. или в повелительном наклонении. В этом случае принято ставить глаг. в 3-е лицо мн. ч., но при этом следует учитывать, что у безличных глаголов из личн. форм есть только форма 3-го лица ед. ч. (светает, вечереет, спится).

    1) спряжение в качестве языкового задания при морфолог-ком разборе глагола как части речи;

    2) спряжение как орфографическая необходимость.

    Лгкость определения спряжения по ударным личным оконч-ям, к сожалению, приводит к тому, что учитель сосредоточивается на отработке спряжения только у глаголов с безударн. личными оконч-ями (работа на орфографическую необходимость), тем самым вольно или невольно формируя у детей навык ставить любой гл. в начал. форму, не проверяя, есть ли у этого глагола формы с ударн. личн. оконч-ями.

    Такое упрощение, как правило, продолжается и в среднем звене. Представьте себе, какое чувство Вы бы испытали, если бы учительница по рус. яз. поставила бы Вашему ребнку 2 только за то, что тот начал определять спряжение с поиска у глагола ударн. личного окончания?

    Итак, что отвечают большинство выпускников школ на вопрос:

    Многие ответят:

    Такой ответ свидетельствует, что в их сознании не сформирован I этап, требующий выявления ударн. личного окончания .

    Кроме этого, существует ещ 1 сложность определение спряжения у приставочных образований от глаголов исключений. Конечно, в школьных учебных пособиях имеется информация о том, что приставка не влияет на спряж. глагола, однако систематического подхода к формированию навыка определения спряжения у такого рода глаголов нет из-за отсутствия универсального алгоритма и специально подобранных упражнений.

    Традиционно определение спряжения глагола включает в себя 2 этапа:

    1) Личн. окончания глаг. 1-го и 2-го спряжения чтко определяются только под ударением. Для этого нужно установить, явл-ся ли личн. окончание глаг. ударным или нет.

    2) Если ударение на личн. окончание не падает, тогда спряжение определяем по инфинитиву, предварительно отделив глаголы-исключения.

    Вам хотелось бы узнать, что предлагают некоторые исследователи этой темы? Они считают, что при определении спряж-я необходимо обращать внимание не только на:

    • глаголы-исключения;
    • разноспрягаемые глаголы;
    • глаголы с архаичным спряжением.

    Но необходимо ещ обращать внимание и на их приставочные и постфиксальные варианты.

    При определении спряжения также нужно быть внимательным к глаголам с ударным префиксом вы-, потому что, чаще всего, в формах таких глаг. ударение сохраняется на приставке, в то время как в бесприставочном аналоге оно может переместиться на окончание:

    Высидеть высидят; ср. сидят

    Выбежать выбегут; ср. бегут

    Выдать выдадут; ср. дадут

    Таким образом, алгоритм определения спряж. глаг. должен выглядеть так:

    Определить, в какой форме глагол.

    • Если глаг. имеет удар. личн. окончание (кроме 1-го лица), отделить (если это возможно) приставку и постфикс и убедиться, что бесприставочная форма не входит в группу разноспрягаемых глаг. с ударными личн. окончаниями (бегут, хотят) и глаголов с архаичным спряжением (едят, дадут).

    Опред-ть спряжение.

    • Глагол в прошед. врем., повелител. или условном наклонении, а также в начал. форме поставить в 3-е л. мн. ч., потому что, к примеру, инфинитив кричать, сидеть (ср. кричат, сидят) многие сразу же, не задумываясь, ошибочно относят к 1-му спряж..

    Если глаг. имеет ударн. личн. окончание, см. п. 1.

    • У гл. с безудар. личным окончанием отбросить приставку вы-, если такая есть, и проверить окончание. Если окончание ударное, см. п. 1.

    Остальные глаг. с безударным личн. окончанием поставить в начал. форму.

    • Отделить (если возможно) приставку и постфикс (-ся) и опред-ть, явл-ся ли этот глаг. исключ. или нет.
    • Опред-ть спряжение гл., который исключением не является, в зависимости от того, на какой гласный оканчивается основа инфинитива.

    Хотелось бы обратить внимание на то, что на послед. этапе определения спряж. глаг. применяется также и такой прим:

    • найти, на что оканчивается глагол.

    Но этот прим менее удачен, потому что может привести к смешению 2-х понятий:

    • аффикс инфинитива (-ть);
    • то, на что оканчивается инфинитив (-ать, -еть, -ить и др.). Результатом этого является неумение правильно выделять аффикс инфинитива.

    Примеры:

    Из сырого, пахнущего тающим снегом осинника деревенские ребятишки веслой стайкой дружно перебежали на согретую весенним солнцем полянку.

    Определяем спряж. гл..

    1. Перебежали гл. в форме прошед. времени, мн. ч..
    2. Перебегут 3-е л. мн. ч. Личное окончание ударное. Форма без приставки: бегут.

    Бегут форма разноспрягаемого глагола бежать .

    Вывод: перебежали форма разноспрягаемого глагола.

    Брат задержался на работе.

    Определ. спряж. гл..

    1. Задержался гл. в форме прошед. вр. ед. ч., мужс. рода.
    2. Задержатся 3-е л. мн.ч. Личн. окончание безударное.
    3. Ставим гл. в начал. форму задержаться .
    4. Отделяем приставку и постфикс держать .

    Глагол держать глагол-исключение 2-го спр..

    Вывод: задержался форма гл. 2-го спр. (исключение).

    Заучите этот отрывок наизусть.

    Определяем спр. гл..

    1. Заучите глагол в форме повелител. наклонения мн. ч..
    2. Заучат 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
    3. Начал. форма заучить .
    4. Отделяем приставку учить . Гл. учить исключением не является.
    5. Основа инфинитива оканчивается на -и. Гл. 2-го спр..

    Вывод: заучите форма гл. 2-го спряжения.

    Итак, как Вы заметили, предлагается:

    1) привлекать языковые упражнения не только с бесприставочными гл. в форме наст. или простого будущ. времени, но и с другими формами глаг., осложннными приставками и постфиксами;

    2) отрабатывать навык выделения основы инфинитива, чтобы у глаг. с безударн. личн. окончаниями определять спряжение с помощью конечного гласного основы.

    Тема в русском языке по спряжению глаголов является одной из самых затруднительных и запутанных, даже для заядлых отличников. Верному определению спряжения глагола способствует понятный алгоритм его выявления, изображнный на схеме:

    Для усвоения сложной темы в русском языке достаточно выучить слова,составляющие исключения и простое для визуального и умственного восприятия правило. Верно определение спряжения глагола позволяет в дальнейшем писать все окончания глаголов правильно, без ошибок.

    Наиболее простым способом выявления спряжения глаголов является разграничение слов по окончаниям:

    • I спряжение: окончание -ую/-ют
    • II спряжение: окончание -ат/ят

    Более подробным определением спряжения в русском языке является запоминание следующих правил, подсказывающие, какой тип спряжения используется, I-й или II-й:

    1. Ударение в словах I спряжения падает на окончание, чаще всего на -ут/-ют (нервничают, погибают, бегут, скажут),

    а ударение в словах II спряжения падает на -ат/ят (манят, дарят, лежат)

    1. Если ударение не падает на окончание: найти форму инфинитива (в безличной форме - ить, II спряжение глагола: возить, сшить). Исключения составляют: брить, тселить, зиждиться, зыбиться (I спряжение)
    2. На окончание не падает ударение, в форме инфинитива глагол заканчивается на -еть/-ать (I спряжение глагола).

    Глаголы-исключения: смотреть, зависеть, ненавидеть, вертеть, обидеть, дышать, гнать (II спряжение)

    Родной русский язык поражает сложностью правил. Вот спряжение глагола относится к таким.

    Глаголы имеют всего два спряжения - первое и второе. как правило, глагол связан с каким-то местоимением и лицом - я, ты, он, она, они, мы, вы. И как мы видим, глагол, точнее, его окончание, будет меняться, если его употреблять с разными местоимениями: я ушел, она ушла, вы ушли.

    Таким образом, можно сделать вывод, что спряжение глагола - это изменение его по лицам и числам. А далее смотрим на окончание глагола. При этом глагол должен быть в неопределенной форме, то есть в такой, при которой непонятно, какому лицу он принадлежит:

    вижу - видеть, слышишь - слышать, поете - петь.

    Вторые слова в данных примерах - неопределенная форма глагола. Теперь смотрим на ударение в окончаниях. Если окончание -ить (любить, дразнить) под ударением, то этот глагол относится к первому спряжению, а если без ударения - то это глагол второго спряжения. И вообще ко второму спряжению относятся глаголы с безударным личным личным окончанием (клеить, ездить и т.д.) и еще одиннадцать глаголов - исключений из правил (они приведены в ответах авторов на вопрос).

    К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у, -ю, -ешь, -еть, -ем, -ете, -ут, -ют.

    Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у,-ю,-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

    Путаницу могут внести разноспрягаемые глаголы, у которых могут быть окончания и первого, и второго спряжения при изменении формы глагола: сидеть - первое спряжение, сидите - второе спряжение.

    Если окончание у глагола безударное,то надо поставить в неопределенную форму(что делать? что сделать?).Если заканчивается на -ить(кроме брить,стелить,зиждиться),то 2 спряжения,если не на -ить(кроме терпеть,вертеть,обидеть,зависеть,ненавидеть смотреть,видеть,слышать,дышать,держать,гнать),то 1 спряжения.Если же окончание ударное,то по окончанию:если в окончании буква Е в ед.числе,то 1 спр.,а если -И,то 2.(например,летИт-2 спр., поЕт-1спр)

    Спряжение - это грамматическая категория глагола,с помощью которой, определяя его изменение по лицам и числам,может подсказать человеку, какую букву писать в словах с окончанием которых он сомневается. В русском языке есть 2 два спряжения глагола: первое и второе. Это нам известно со школы. В зависимости от того, к какому из них глагол относится, и происходит выбор буквы, которую необходимо писать в его окончании. Немного проще с глаголами прошедшего времени,они не имеют спряжения. а как разобраться со спряжением глаголов в русском языке,в этом может помочь такая не очень сложная схема и стишок,который в пятом классе дают детям на уроках русского языка

    Определить спряжение глагола легко. Для этого нужно поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть, на что они оканчиваются. Итак, ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ить, исключения - брить, стелить (они относятся соответственно к 1 спряжению). Все остальные глаголы, которые оканчиваются на -еть, -уть, -ать, -ыть, -ять и так далее относятся к 1 спряжению. Но есть 11 глаголов- исключений (терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, смотреть, видеть, держать, гнать, слышать, дышать, которые относятся соответственно к 1 спряжению).

    А еще необходимо помнить, что в русском языке есть разноспрягаемые глаголы. Такие глаголы могут иметь окончания как первого, так и второго спряжения.

    1) Для начала необходимо определить, является ли ударным окончание глагола.

    Если в окончании глагола находится ударная гласная:

    • у глаголов 1-го спряжения будут следующие окончания: -ет, -ем, -ете, -ут(-ют), -у (-ю), ешь.
    • у глаголов 2-го спряжения будут следующие окончания: -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят.

    2) Если же в окончании глагола гласная не являтся ударной, то спряжение следует определять по инфинитиву. Если глагол в форме инфинитива оканчивается на ить, то это глагол 2-го спряжения. Исключения : стелить, брить, зыбиться и зиждиться.

    Так же стоит запомнить 11 глаголов 2-го спряжения с окончаниями еть и ать: зависеть, видеть, ненавидеть, терпеть, слышать, вертеть, обидеть, дышать, гнать, держать, смотреть.

    Все остальные глаголы, у которых в окончания гласная является безударной - 1-го спряжения.

Спряжение – основная категория глагола как части речи. В языкознании существует два понимания термина «спряжение глаголов». Спряжением глагола в широком смысле является его изменение по числам, лицам, наклонениям и временам. Спряжение в узком смысле – изменения глагола по лицам и числам. Необходимо уметь правильно определять спряжение каждого глагола, поскольку от этого напрямую зависит уровень грамотности. Нередко нужно точно выяснить тип спряжения глагола, чтобы правильно написать слово в конкретной форме.


Существует четкий алгоритм, благодаря которому можно верно определить спряжение глагола. Также важно запомнить ряд исключений, заучить все глаголы, склоняемые по-разному.

Если окончание глагола находится под ударением, нужно поставить глагол в форму множественно числа третьего лица. Гласные в окончании слова сигнализируют о принадлежности глагола к 1 или 2 спряжению.

Глаголы 1 спряжения имеют окончания –ут (-ют), 2 спряжения – -ат (-ят).

Например, к 1 спряжению относятся глаголы читают, поют, цветут, а ко 2 – висят, горят, лежат.

Очень важно запомнить: определить спряжение по окончанию глагола множественного числа третьего лица можно только в том случае, если на окончание падает ударение.

Если на окончание глагола ударение не падает, слово нужно перевести в неопределённую форму. Например: дышат – дышать. Начальная форма отвечает на вопрос «что делать», не имеет основных категорий. Она сохраняет только признак вида, а также по ней определяют возвратный ли глагол, переходный он или непереходный. Начальную (неопределённую) форму принято называть инфинитивом.

Глаголы, имеющие безударное окончание в начальной форме –ить, относятся ко 2 спряжению.

Остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Также нужно запомнить ряд глаголов, являющихся исключениями из правил.

К глаголам 1 спряжения относятся следующие слова-исключения: бить, брить, вить, гнить, жить, зиждиться, зыбить, лить, пить, почить, стелить, шить, -шибить (ушибить, ошибиться), а также все глаголы, которые от них образованы.

Ещё в школе все познакомились с лёгкой считалкой, позволяющей быстро запомнить 11 глаголов, которые являются наиболее распространёнными словами-исключениями из правила. Они не оканчиваются на –ить, но тоже относятся ко 2 спряжению. В данном случае они перечислены по алфавиту: вертеть, видеть, гнать, держать, дышать, зависеть, ненавидеть, обидеть, слышать, смотреть, терпеть. Эти слова необходимо запомнить

Глаголы, имеющие ударную приставку «вы» требуют особого внимания. Для точного определения спряжения, приставку нужно отбросить. В тех случаях, когда окончания оказываются под ударением, по ним выясняют спряжение. Если окончание безударно, глагол ставят в неопределённую форму. Безусловно, приставку отбрасывают только тогда, когда слово употребляется без неё.

Существует группа разноспрягаемых глаголов смешанного типа: бежать, хотеть, чтить и все производные формы от данных слов. Они спрягаются по разным моделям, это необходимо запомнить.

Глаголы «бежать», «чтить», находящиеся в форме первого, второго лица, единственного числа нужно склонять как глаголы 2 спряжения. По модели 1 спряжения данные глаголы спрягаются в форме множественного числа, третьего лица. Возможны альтернативные формы чтут и чтят.

По модели 2 спряжения надо склонять глагол «хотеть» во множественном числе, а в единственном числе – как глагол 1 спряжения.

Архаичные окончания у глаголов «дать» и «есть».

Достаточно запомнить правила и выучить все слова-исключения, чтобы правильно определить спряжение глагола и грамотно излагать свои мысли, не допуская ошибок.

Правило про спряжение глаголов в русском языке – один из необходимых атрибутов грамотной письменной речи.

Только зная и умея применять его на практике, можно понять, как правильно написать глагольные окончания.

Что такое спряжение глаголов

Термин «спряжение» впервые появился в русском языке в семнадцатом веке. Образовался он от слова «спрягать», в устаревшем значении «присоединять, приближать», с латыни — «наклоняться», «склоняться».

В лингвистике ему придаётся значение: «соединение различных отглагольных форм». В старинном учебнике Иоанна Дамаскина этот термин характеризуется такими словами как «супружество», «соединение».

Спряжением в современной лингвистике принято обозначать изменение глаголов в лице и числе. В русском языке их только два: первое и второе.

Как определить спряжение глагола по личным окончаниям

Личными называются окончания слов, обозначающих действия предметов, в первом, втором и третьем лицах («-у», «-ю», «-ешь», «-ёшь», «-ишь», «-ет», «-ёт», «-им», «-ем», «-ём», «-им», «-ете», «-ёте», «-ите», «-ут», «-ют», «-ат», «-ят») единственного и множественного числа.

Чтобы определить спряжение, сначала нужно выделить ударный слог в слове и посмотреть, падает ли ударение на окончание или нет.

Например, в слове «бороться» ударение падает на второй слог, т. е. личное окончание является безударным. А в слове «бежать» ударение падает на «-ать», т. е. оно является ударным.

Спряжение в ударных окончаниях

По ударному окончанию слова, обозначающего действие предмета, определить спряжение очень легко, для этого достаточно знать только окончания для I и II спряжения.

Обычно ко второму спряжению относят глаголы на «-ить», а к первому все остальные (в том числе и на «–ть», как в словах «жить», «есть», «-ти» для слова «идти» и т. д.).

Примеры:

  • «полоть» заканчивается на «-ть» — 1 спряжение;
  • «стоять» — окончание «-ять» — 1 спряжение;
  • «дремать» — на конце «-ать» — 1 спряжение.

Однако существует множество глаголов-исключений, о которых речь пойдет далее.

Спряжение глаголов в русском языке на примерах в таблице

Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям

Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.

Примеры:

  • «поднимает» — глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение;
  • «тает» — глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
  • «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению;
  • «борешься» — «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.

Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.

Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».

Первое спряжение:

  1. я поднимаю, мы поднимаем;
  2. ты поднимаешь, вы поднимаете;
  3. он поднимает, они поднимают.

А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:

  • я клею, мы клеим;
  • ты клеишь, вы клеите;
  • он клеит, они клеят.

Подводя итоги, отметим — для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:

  • Первый способ — поставить глагол в третье лицо множественного числа.

Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».

Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».

  • Второй способ — определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву (т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».

Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» — «строит».

Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».

Исключения 1 и 2 спряжения

Важно помнить все исключения, которые относятся к этому правилу. Исключения необходимо выучить, так как от них во многом зависит написание слов, обозначающих действия предметов.

Заключение

Как можно увидеть, определить спряжения глагола несложно, недаром это правило ученики проходят ещё в начальной школе. Зато эти знания позволят правильно писать личные глагольные окончания, что просто необходимо для человека, желающего обладать грамотной письменной речью.

Наибольшие трудности при изучении курса морфологии у учащихся вызывают 1 и 2 спряжения. Их очень часто путают друг с другом, забывают немаленький список исключений. Как же быстро и качественно изучить эту тему? Попробуем разобраться далее.

Глагол как часть речи

Прежде чем приступить изучению окончания необходимо разобраться в некоторых тонкостях.

Что заставляет нашу речь «двигаться», оживлять неодушевленные предметы, быть динамичной? Конечно же,

Без него наш язык просто невозможно представить. Трудно бы нам пришлось, если бы вдруг исчезла эта часть речи. Даже описывая статичный предмет, мы все равно ее используем. В художественной литературе глаголы используют как действенное средство художественной образности и выразительности.

Например, олицетворение, оживляющее предметы, никогда не обходится без глагола. Сравним: Стрелка часов перемещается по кругу. Часы идут. В каком случае начинает играть наше воображение? Несомненно, во втором. Язык становится более «живым», ярким. Конечно, у часов нет ног, но, тем не менее, именно на сходстве движения и построено олицетворение. Сюда же можно отнести примеры: река несется, ветер воет, гроза бушует .

Именно благодаря глаголам создается такое образное, выразительное ощущение.

Спряжение- это…

Приступая к изучению окончания глаголов 1 и 2 спряжения, нам необходимо выяснить, что означает этот термин.

Почти каждая часть речи по-своему умеет изменяться. Существительные, к примеру, - по падежам и числам. Прилагательные же, помимо этого, еще меняются и по родам. Как же обстоит дело с глаголом? Его можно менять по лицам, а также числам. Именно это и называется спряжением. Каждое из них имеет свой набор Зачастую их путают между собой. А мы выясним, как качественно запомнить эти нюансы и больше не совершать письменных и устных ошибок.

Стоит напомнить еще одно важное правило, к которому относится спряжение глаголов. 1, 2, 3 - бывает только склонение! А спряжений у глагола всего два. О них и поговорим подробнее.

1 спряжение

Самое большое количество вопросов в курсе изучения частей речи вызывают окончания спряжений глаголов. Определять их следует по инфинитиву. К первому принято относить такие, которые в начальной форме оканчиваются на -оть (пороть), -ать (ломать), -еть (болеть), -ять(гулять) и другие.

Но, как в любом правиле, существуют глаголы-исключения 1 2 спряжения.

Так, к первому также относят еще два слова, оканчивающиеся на -ить: брить и стелить . Это объясняется историческими изменениями этих форм.

Как мы будем определять спряжение? Очень просто: ставим слово в начальную форму. Она отвечает на вопрос «что делать?».

Например: Учащиеся делают уроки. Глагол делают приводим к начальной форме - делать. Смотрим, на что он заканчивается. В данном случае, это -ать . Соответственно, такое слово мы отнесем к первому спряжению.

2 спряжение

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения очень сходны между собой. Но если знать, как правильно их отличать, трудностей не возникнет.

Ко второму спряжению принято относить такие, которые оканчиваются на -ить: говорить, строить, приходить. Как уже было сказано выше, к этому списку не относятся слова брить, а также стелить .

В данном случае исключений гораздо больше, чем в первом спряжении. Ко второму мы отнесем еще целых одиннадцать слов-исключений.

Это семь глаголов на -еть: обидеть (котенка), вертеть (мяч), зависеть (от обстоятельств), видеть (красоту), ненавидеть (наглость), смотреть (фильм), терпеть (издевательства). Также сюда отнесем четыре слова на -ать: гнать (в шею), держать (в руках), дышать (быстро), слышать (песню) .

Определяя окончания глаголов 1 и 2 спряжения, необходимо заранее знать список исключений.

Выяснить, к какому из них относится слово, несложно.

Пример: Младенец очень зависит от матери.

Глагол зависит ставим в начальную форму - зависеть . Казалось бы, все просто, он оканчивается на -еть , а потому должен быть 1 спр. Но, вспомнив исключения, мы изменим свою точку зрения: он, как раз-таки, состоит в этом списке и относится ко 2 спр.

Еще один пример: Рабочие строят новый дом.

В начальной форме глагол строить оканчивается на -ить . Он не является исключением, и поэтому мы смело отнесем его ко второму спряжению. Поэтому будьте внимательны, приступая к заданию.

Лучше поможет запомнить 1, 2 спряжение глаголов таблица.

С ее помощью информация становится более структурированной и лучше запоминается.

Изменение по лицам

Теперь мы знаем, Личные окончания глаголов - следующий этап, который необходимо изучить.

Как мы уже отмечали, эта часть речи имеет способность изменяться по лицам.

Напомним: что для того, чтобы определить, к 1-му, 2-му или 3-му лицу относится глагол, необходимо подставлять к нему соответствующие местоимения.

К первому лицу слово я (ед.ч.) или мы (мн.ч.): спрашиваю, пишем.

Ко второму нужно подставить ты (ед.ч.) или вы (мн.ч.): говоришь, посмотрите.

К третьему же - он(оно или она) либо они (мн.ч.).: светит, думают.

Те окончания, которые получились в результате такого и называют личными.

Спряжение глаголов по ударному окончанию

Далеко не во всех случаях мы будем сомневаться, как правильно писать заданное нам слово. Если в глаголе ударение падает на окончание, мы, не раздумывая, употребим его верно.

Например: говорЯт, летЯт, придЕшь.

В данной ситуации окончания находятся в сильной позиции, что не вызывает никаких трудностей.

Будьте осторожны, если слово стоит в инфинитиве. Иногда ударение может только ввести в заблуждение. Например, глагол «жить». Он оканчивается на -ить , которое является ударным. Но при этом в личной форме во мн.числе слово имеет окончание -ут (живут). А это означает, что его нужно отнести к первому спряжению. Поэтому следите за тем, чтобы ударение падало на окончание только тогда, когда слово находится только в личной форме.

Сложные случаи

А что делать, когда окончание является безударным? На такой случай существует специальный набор личных окончаний, по которым мы и узнаем о спряжении.

У первого спряжения в един.числе всегда присутствует буква «е»: стараЕшься, исчезаЕшь, болтаЕшь. Во множественном всегда окончания либо -ут , либо -ют : борЮТся, покажУТся.

Их трудно определить в безударной позиции, но в таком случае придет на помощь инфинитив.

2 спряжения отличаются: в единственном мы напишем букву «и»: зависИт, гонИт . Во множественном необходимо употреблять окончания -ат или -ят : строЯТ, держАТ.

Помните, что в безударной позиции окончание более уязвимо и вызывает трудности на письме. По этой причине необходимо ставить слово в начальную форму и по ней определять, к 1 или 2 спр. оно относится.

Вывод

Нам удалось справиться с трудной задачей и указать на тонкости определения окончаний у глаголов. Не торопитесь, когда какое-либо слово вызывает у вас трудности. Вспомните, что в инфинитиве 1 спр.имеет концовку -оть, -еть, -ять и др., а во втором только -ить . К этому правилу еще прибавьте немаленький список исключений. Для того, чтобы запомнить все эти слова, существует множество стихотворений, состоящих только из них.

Личные окончания просто выучите, это совсем несложно. Тогда вы не будете испытывать проблем в их правописании. В случае затруднений вы всегда сможете обратиться к нашей статье, чтобы освежить свои знания по этому вопросу.

Знать написание окончаний глаголов без ударения – одно из трудных правил русского языка. Зависит от того, как будет меняться эта часть речи. Спрягать, то есть изменять по лицам и числам – это и есть «спряжение».

Спряжений немного, их два, у каждого существует своё правописание. Имеются слова, которые пишутся не по правилу, требующие необходимого заучивания. Сначала нужно запомнить слова, относящиеся к 1, а потом ко 2 спряжению.

Спряжение – один из постоянных признаков. Закон действует только для окончаний без ударений. Когда эта грамматическая часть слова ударная, то правило, о котором далее будет идти речь, не поможет.

Если правописание определяется по окончаниям, на которые не падает ударение , то следует знать, что ударная буква «е» характерна для первого, а буква «и» – для 2 -го. Это можно представить таким образом:

  • свистеть – свистишь, свистите – свистят (2 спр.);
  • бить – бьёшь, бьёт, бьют (1 спр.).

Можно проспрягать слово «расти» и пронаблюдать за всем происходящим по таблице:

Из этого примера видно: в конце слов наблюдаются такие сочетания: -у – -ю; -ешь – -ёшь; -ете – -ёте; -ем – -ём; -ут – -ют.

Для определения формы, поглядим на окончание. Нельзя оставлять ударение без внимания!

Окончания

Нахождение решения возможно в том случае, если личные окончания безударные .Тогда используется нехитрый закон орфографии. Схема обязательных действий:

  1. Вначале необходимо образовать инфинитив, не нарушая видовую принадлежность (что делаешь? = что делать? что с делаем? = что с делать?).
  2. Определить, что находится перед окончанием неопределённой формы –ть.
  3. К 1 спряжению относятся слова с гласной буквой «е», но есть семь слов исключений (о них будет сказано позже).
  4. Сюда же следует отнести слова с гласной «а» (имеются четыре исключения). (Они будут представлены в рифмованных строчках, облегчающих запоминание).
  5. Три глагола с буквой «и»: зиждиться, брить и стелить.
  6. Остальные глаголы, оканчивающиеся на -уть, -оть, -ять, -ыть и так далее.

К 2 спряжению относятся :

Чтобы запомнить 2 спряжение, очень кстати будут такие строчки в рифму:

Ко второму спряжению

Отнесем мы, без стеснения,

Глаголы, с окончанием на –ить,

Исключая брить, стелить,

А еще: смотреть, обидеть,

слышать, ненавидеть, видеть,

гнать, держать, дышать, терпеть,

а ещё зависеть и вертеть.

Глаголы разноспрягаемые

К таким «двуличным» следует отнести те части речи, которые имеют в одной или нескольких формах частично окончания первого и второго спряжения . Таких слов немного, запомнить их не составит большого труда: хотеть, бежать и чтить.

Уже можно подводить итоги сказанному. Чтобы определить, к какому спряжению относится искомая значимая часть речи, и какую гласную нужно написать в окончании, необходимо определить, на какую часть слова падает ударение. Если ударная буква находится в окончании, она в сильной позиции. Эта гласная диктует свои условия, и сомнений тут никаких не будет. Но, если окончание в безударном положении, тогда следует применять все свои знания: таблицу спряжений, стихи с исключениями, всё, что известно о глаголах.

Дополнительные рифмовки

В качестве примера можно привести ещё несколько стихотворений.

Глаголы на -ить отнесём ко второму,

а к первому на -ять и остальные вместе с ними по орфографии закону.

Не забудем исключенья , их запомним, без сомненья.

А ещё есть хорошая детская песенка про мечту и хорошую жизнь.

Очень хочется на мир смотреть

Всё вокруг зеленым видеть ,

Страх и слезы ненавидеть .

Научиться многое терпеть ,

Чтоб не смог никто обидеть ,

Чтоб от сильных мира не зависеть ,

Чтоб беззащитным не вертеть .

Как приятно все слышать,

Птицу синицу в руках держать,

Чистым воздухом вокруг дышать,

Весь мир красивым видеть…

Не спешите мысли гнать,

Надо лишь исключения знать!

При использовании рифмованных строк, заучиваются слова, которые разрозненно трудно запомнить. Контекст любого стихотворного произведения понятен и доступен детям. Ведь именно в детстве (начальные и 5-6 классы) школьники знакомятся с категориями и особенностями различных частей речи русского языка.

Полная таблица для запоминания правила

Таблица спряжений глаголов в виде схемы содержит в сокращённом виде то, о чём говорилось выше.