Изъявительное и повелительное наклонение глагола. Категория наклонения глагола

Наклонением глагола называется непостоянный грамматический признак, который показывает оценку действия говорящим. Различные его виды указывают, как говорящий оценивает действие: то ли он считает его возможным при каком-то условии, то ли желательным, то ли реальным.

Они могут быть трех видов:

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола; второй урок – . Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.

Наклонение глагола.

    изучение нового материала;

    развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;

    воспитание любви к русскому языку и интереса к его изучению.

    Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;

    Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;

    Коммуникативные: умение выразить мысль;

    Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:


Комбинированный

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:

    А) Повторение орфограммы «Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа» ; объяснительный диктант.

    Идёшь по лесу, оглядываешься вокруг и вдруг увидишь то там, то здесь семейки грибов: растут в тени, спрятались от грибников. Пока собираешь их, несколько раз обходишь каждую полянку. Почувствуешь усталость – где-нибудь присядешь на пенёк и отдыхаешь. Замечаешь вблизи колокольчик. Кажется, задень его – и зазвенит!

    Б) морфологический разбор глаголов из 1-го предложения (повторение настоящего, будущего и прошедшего времени глагола, вида, переходности, возвратности).

    В) Создание проблемной ситуации: охарактеризуйте глагол ЗАДЕНЬ из последнего предложения; можем ли мы определить время этого глагола? В чём его необычность?

    Изучение нового материала.

    А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.

    Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 524): в каком предложении сообщается о реальном действии, в каком – о возможном, в каком – о желательном, необходимом?

    Мы к маскараду готовимся. Не бойся, пойдём с нами. Мы тебя и не взяли бы.

    В) Чтение теоретического материала в учебнике, подготовка устного ответа по таблице (работа в парах):

    Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время).

    Например: ловил, ловит, будет ловить .

    Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

    Например: ловил бы, лови.

    Г) Упр. 525: выписать из текста глаголы, указать их время и вид.

    Бросил – прошедшее, совершенный;

    прячутся – настоящее, несовершенный;

    добрались – прошедшее, совершенный;

    полетела – прошедшее, совершенный;

    отдохну – будущее, совершенный;

    кончится – будущее, совершенный;

    буду оплакивать – будущее, несовершенный.

    отличительная особенность глаголов изъявительного наклонения в том, что они имеют формы времени.

    Д) Объясним смысл фразы:

    «Точка отсчёта для времени глагола – это момент речи, то есть момент, когда мы говорим».

    Что она означает? (На примере глаголов рисовал, рисую, буду рисовать ). Учащиеся объясняют, составляют предложения, рассказывают, какими рисунками проиллюстрировали бы эти предложения.

    Е) Анализ материалов таблицы упр. 527:

    глаголы какого вида имеют формы всех трёх времён?

    Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Опираясь на материалы таблицы, рассказать о том, как связаны вид и время глагола.

    (Глагол совершенного вида обозначает действие, имеющее предел, результат, а в настоящем времени действие происходит, результата ещё нет, поэтому глаголы совершенного вида не могут стоять в настоящем времени).

    Ж) Образовать от глаголов в упр. 528 формы прошедшего времени единственного числа мужского рода:

    вязать, поднять, укрыть, пилить, слушать, кинуть, верить, заметить, замечать, управлять, заледенеть, улыбаться, бороться, молчать.

    Обозначить суффиксы и окончания. Сделать вывод о том, как образуется форма прошедшего времени глагола. (От основы инфинитива с помощью суффикса Л).

    З) Изменение текста: записать фрагмент текста, ставя глаголы в форму прошедшего времени. Как изменится смысл текста? (Текст на экране или предварительно записан на доске).

    Метель воет и свистит на полях. Она гонит тучи снега по небу, наметает сугробы на земле. Метель заносит тропинки и дорожки и торопит домой запоздалого путника. Она гудит в проводах, барабанит в окна. Везде метель. Она гудит и ревёт на разные голоса.

    Проверка, подведение итогов, оценивание.

    Рефлексия: что нового узнали о глаголе? Какие существуют наклонения? С каким наклонением работали сегодня на уроке? В чём его отличительная особенность?

    Что было самым интересным на уроке? Какой вид работы больше всего понравился? Что оказалось трудным, что нужно будет повторить?

  1. Домашнее задание:

    Устный рассказ о наклонениях глагола на основе таблицы упр. 524, подобрать свои примеры.

    Упр. 529 по аналогии с последним заданием: записать текст, заменив глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

    Школьники ставят палатки, идут собирать хворост для костра. Возле вожатого остаются несколько человек. Они чистят картошку, приносят воду из ручья. Девочки собирают ветки и устилают ими палатки, сверху на ветки укладывают спальные мешки. Так дети готовят ужин и ночлег. Быстро темнеет. Всё вокруг стихает и засыпает.

Каждая часть речи обладает какими-то своими морфологическими признаками, характеризующими её грамматические свойства. Знание этих отличительных особенностей позволит не только грамотно использовать словоформы, но и правильно их писать. Характеристики влияют, например, на выбор суффиксов причастий и деепричастий и личных окончаний у существительных. Для описания глагола используются вид (совершенный и несовершенный), возвратность, переходность, время, число, лицо, род и наклонение. Последняя характеристика помогает определить другие непостоянные свойства этой части речи и даёт возможность узнать, можно ли образовать ту или иную форму глагола. Что же такое сослагательное, повелительное и изъявительное наклонение? Какова их роль?

Определение

Во-первых, нужно разобраться в том, что такое наклонение. Если верить словарям, то это грамматическая категория, обозначающая отношение действия к действительности. В русском языке существует три, как уже говорилось выше, наклонения. Сложноватая формулировка, не так ли? Попробуем проще.

Каждое из трёх наклонений отвечает за какую-то конкретную ситуацию. Например, для описания возможности, нереального, гипотетического действия используется сослагательное наклонение ("я пошёл бы", "читала бы", "нарисовал бы"), узнать которое можно по частице «бы». Для того чтобы приказать что-то, существует повелительное наклонение ("расскажи", "уйдите", "дыши"). Изъявительное наклонение глагола позволяет сообщить о любом действии, произошедшем в прошлом, настоящем и будущем - именно в этом выгодное отличие данного вида наклонения от других.

Ещё немножко теории

Идём дальше, к временам. Как уже говорилось чуть выше, изъявительное наклонение может существовать в любом времени русского языка, от этого будет меняться только форма глагола ("читал - читает - будет читать", "записала - запишет"). Но здесь есть одно уточнение, заметное уже в примерах: для глаголов несовершенного вида доступны и прошедшее, и настоящее, и будущее время, тогда как совершенный вид образует формы только прошедшего и будущего. Попробуйте образовать настоящее время для глагола «проговорить». И убедитесь, что сделать это получится только тогда, когда изменится его вид. Таким образом, форма изъявительного наклонения позволяет понять, какой вид имеет данный глагол (проще сказать, отвечает он на вопрос «что делать?» или «что сделать?»).

Другие наклонения

Полезное уточнение: не только изъявительное наклонение позволяет говорить о времени глагола. В случае сослагательного (его, кстати, ещё называют условным) всё просто: исключительно прошедшее, образующееся с помощью суффикса «л» ("читал бы", "зашёл бы", "отдохнула бы", "вязала бы"). Следовательно, слова имеют только число и род, никакого лица. Частица «бы», которая служит своеобразным маячком этого типа наклонения, может стоять как до, так и после глагола, да и в принципе - находиться в любой части предложения.

Изъявительное и повелительное наклонение имеют лицо и число, но в случае последнего нельзя говорить о роде: для «приказов» доступно только второе лицо ("ты/вы") в единственном и множественном числе ("откажи/откажите", "налей/налейте", "оставь/оставьте"). Кстати, здесь есть одна оговорка: с помощью частицы «пусть» или «да» можно перевести любой глагол в третьем лице ("он, она, оно, они") в повелительное наклонение ("пусть вернётся", "да здравствуют").

Нюансы

Иногда случается, что изъявительное наклонение глагола может употребляться в значении повелительного. Некоторые исследователи отмечают, что говорить о переходе одного наклонения в другое можно в том случае, когда выражается приказ, не терпящий возражений ("сходишь", "скажешь"), или же для обозначения побуждения к совместному действию ("начнём", "поедем"). В последнем случае используются ещё и частицы «давай»/«давайте» и интонационное выделение глагола, поясняющее его значение в контексте. Сравните: «Завтра мы поедем в горы» и «Давай поедем кататься!» - одно и то же слово, но оттенки значения разные.

Повторение

Теперь попробуем закрепить информацию обо всех типах наклонения.

Сослагательное (оно же условное) - гипотетическое действие, возможная ситуация. Образуется прибавлением к глаголу прошедшего времени частицы «бы» («б»), не имеет лица, изменяется только по числам и родам: "произнёс бы", "выпила бы", "бросил бы".

Повелительное - приказ или указание. Используются глаголы второго лица единственного и множественного числа, но иногда допускается и третье лицо с частицей «пускай»: "говори", "откажите", "пускай поёт", "да здравствуют".

Изъявительное наклонение - описание события, происходившего в любой момент. Существует в прошедшем, настоящем и будущем времени, во всех лицах, числах и родах (для глаголов несовершенного вида, для совершенного - только в прошедшем и будущем времени). При определённых условиях может переходить в другие типы наклонения. Для повторения воспользуемся таблицей, в которой показаны все формы глагола «читать».

Прошедшее

Настоящее

Будущее

Как видите, всё очень просто. На самом деле наклонение глаголов - одна из простейших тем русского языка, поэтому запомнить все её нюансы будет совсем не сложно.

Достаточно простой вопрос, хотя у многих он вызывает определенные затруднения. На самом деле, все намного проще, чем кажется на первый взгляд.

Что это?

Прежде чем вдаваться в правила, касающиеся наклонений, нужно разобраться с тем, что это вообще такое. Это особая грамматическая указывающая на связь между действием и реальностью. То есть это не самостоятельная часть речи, а форма глагола, показывающая уже существующее или возможное в будущем действие.

Виды и формы наклонений глаголов

В лингвистике различают следующие виды данной категории:

  • Изъявительное.
  • Сослагательное.
  • Повелительное.
  • Желательное наклонение (среднее между сослагательным и повелительным).
  • Позволительное.
  • Предлагательное.
  • Намерительное наклонение (выражающее намерение).
  • Отрицательно-просительное (выражение просьбы о том, чтобы действие не осуществилось).
  • Ирреальное (характерно для индейских и тихоокеанских языков; оно характеризует действие, которое почти свершилось).
  • Пересказательное (применяется в латышском языке; существует для переложения прямой речи в косвенную).

Первые три из приведенных наклонений будут разобраны более подробно, потому что именно они имеются у глаголов в русском языке. Однако так как всего видов целое множество, то в русском языке каждый из имеющихся обладает различными характеристиками модальности, то есть совмещет в себе несколько наклонений.

Изъявительное, сослагательное и повелительное наклонение - особенности

Изъявительное наклонение или индикатив - категория, выражающая процесс в любом времени. Морфологического показателя этот вид не имеет, вместо этого используются морфемы времени и лица глагола.

Дополнительные модальные характеристики данного подвида категории - решимость, готовность, угроза и другие интонационные моменты.

Повелительное наклонение или императив - категория, отвечающая за выражение просьбы, приказа или побуждения к действию. Его также называют побудительным наклонением. У данной категориии нет форм времени, зато можно выделить формы 2 лица единственного и множественного числа и 1 лица множественного числа, то есть такой глагол сочетается с местоимением «ты», «вы» и «мы», соответственно.

Дополнительные модальные характеристики данного подвида категории - желательность, допущение, долженствование и другие.

Сослагательное наклонение или субъюнктив - категория, обозначающая желаемый, предполагаемый или возможный процесс. У этого вида нет форм времени, но оно изменяется по числам и родам. Особенностью этого подвида является наличие частицы "бы", то есть вопрос к глаголу звучит не "что (с)делать?", а "что бы (с)делать?". Поэтому данное наклонение так же называется условным.

Другие модальные характеристики этого данного подвида категории - желание, совет, сожаление.

Таблица с примерами

Приведем примеры на каждый вид наклонения глаголов в таблице.

Индикатив (изъявительное)

Субъюнктив (сослагательное)

Императив (повелительное)

Я пишу/писал/буду писать

Я бы написал(а)

Ты пишешь/писал/будешь писать

Он/она пишет/писал(а)/будет писать

Он/она бы написал(а)

Мы пишем/писали/будем писать

Мы пишем!

Вы пишете/писали/будете писать

Вы пишите!

Они пишут/писали/будут писать

Они бы написали

особенности - не имеются

особенности - нет форм времени и лиц

особенности - нет форм времени, не все формы лиц

Как определить наклонение глагола?

Определить описываемую грамматическую категорию бывает довольно сложно. Но решить эту задачу вам поможет таблица наклонений глаголов, которую мы предлагаем вашему вниманию. Нужно задать вопросы из первой колонки и найти ответы в колонках справа. Можно воспринимать это алгоритмом, объясняющим, как определить наклонение глагола.

Индикатив

Субъюнктив

Императив

Что обозначает

действие, которое было, есть или будет

действие, которое могло бы быть

приказ, просьба, побуждение к действию

В какой форме употребляется

все формы лица, числа, времени и рода

только формы числа и рода, всегда в прошедшем времени

нет форм рода, времени, только формы 2 л. ед. и мн. числа и 1 л. мн. число

Пример для наглядности

Я кушаю/кушал/буду кушать сегодня вечером

Он бы покушал сегодня вечером

Покушай сегодня вечером!

Есть еще один простой способ. Чтобы определить наклонение глагола, нужно сначала задать себе вопрос, несет ли слово в себе приказ или побуждение? Таким образом, отсеется императив. Далее нужно найти частицу «бы». Если ее нет, то субъюнктив тоже уберется из возможных вариантов. Вообще изъявительное наклонение является самым часто употребимым среди остальных подвидов категории, но иногда это все же не мешает проверить.

Как видите, тема наклонений в русском языке далеко не самая простая, но и не самая сложная. Чтобы правильно определять принадлежность глалола к данной категории, нужно просто понимать, какой смысл он несет, и обращать внимание на окружающие глагол слова. Зачастую именно это и помогает сделать правильные выводы.

Категория наклонения глагола

Наклонение — это словоизменительная грамматическая категория глагола, обозначающая отношение процесса к действительности. Значение это выражается в формах изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений.

Изъявительное наклонение представляет процесс как реальный в прошлом, настоящем или будущем (читал — читаю — буду читать ). В отличие от повелительного и сослагательного наклонений изъявительное наклонение не имеет особого морфологического показателя наклонения: в этом качестве используются морфемы времени и лица.

Значение реально осуществляемого процесса может быть совмещено с дополнительными модальными характеристиками — решимости, готовности, угрозы и другими, привнесенными лексической семантикой, синтаксисом и интонацией: Пойду-ка я домой!; Она обязательно придет; Вот я ему задам!

Повелительное наклонение выражает волеизъявление говорящего — просьбу, приказ или побуждение к действию: Принеси документы; Отдайте билеты; Пойдемте в театр. Повелительное наклонение не имеет форм времени. В систему форм повелительного наклонения входят формы 2 л. ед. и мн.ч. и 1 л. мн.ч. (формы совместного действия). Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего времени глаголов совершенного и несовершенного вида.

Форма 2 л. ед.ч. образуется с помощью окончания или нулевого окончания. При этом конечная парно-твердая согласная основы чередуется с соответствующей мягкой. Для правильного образования формы необходимо знать место ударения в форме 1 л. ед.ч. настоящего или будущего времени изъявительного наклонения. Если ударение падает на окончание, то форма 2 л. ед.ч. образуется, как правило, с помощью окончания -и: пишу — пиши , иду — иди , учусь — учись.

В глаголах бить , вить , лить , пить , шить , а также в глаголах с основой настоящего или будущего простого времени на [j ] и инфинитивом не на -ить форма 2 л. ед.ч. образуется посредством нулевого окончания: бью — бей , вью — вей , лью — лей , пью — пей , шью — шей (при одновременном чередовании нуля звука в производящей основе и гласной е в форме повелительного наклонения), а также стоять стою стой , петь пою пой , жевать жую жуй.

Если ударение в форме 1 л. ед.ч. настоящего или будущего простого времени падает на основу, то форма повелительного наклонения образуется с помощью нулевого окончания и равна основе (орфографически в форме повелительного наклонения й после гласной, ь после мягкой и шипящей): читать читаю читай , сесть сяду сядь , резать режу режь .

От этого правила отступают глаголы, основа которых заканчивается несколькими согласными, а также глаголы с ударной приставкой вы- (соотносительный глагол без приставки вы- имеет ударение на окончании): помнить помню помни , морщить —морщу морщи , вынести вынесу вынеси , выгнать выгоню выгони. В некоторых случаях возможны вариантные образования, причем формы с нулевым окончанием чаще употребляются в разговорной речи: чистить чищу чисти и чисть , выставить выставлю выстави и выставь. Наконец, некоторые глаголы образуют форму 2 л. ед.ч. от основы, отличающейся от основы настоящего времени: -давать- — -давай , вставать — вставай , создавать — создавай , -знавать — знавай , дать — дай , создать — создай , есть — ешь , ехать — поезжай.

Форма 2 л. ед.ч. используется для побуждения к действию собеседника, адресата речи: Алла, напиши письмо. В разговорной речи, в командах возможно употребление формы 2 л. ед.ч. с вторичным значением для побуждения к действию некоего множества собеседников или адресатов речи: Все наверх! Слушать команду! Ставь фор-бом-брам-сели! (А. Н. Толстой).

Форма 2 л. мн.ч. образуется с помощью постфикса -те , присоединяемого к форме 2 л. ед.ч. (хвали хвалите , отрежь отрежьте , вставай вставайте ). Эта форма используется для побуждения к действию нескольких лиц, адресатов речи (Пассажиры , будьте бдительны ) или одного лица в случае вежливого обращения на "Вы" (Владимир Николаевич , проходите в комнату ).

Формы 1 л. мн.ч. (формы совместного действия) могут быть синтетическими и аналитическими. Синтетическая форма совместного действия внешне совпадает с формой 1 л. мн.ч. изъявительного наклонения у глаголов совершенного вида и несовершенного вида, обозначающих однонаправленное движение, но отличается от них особой интонацией побуждения: идем , бежим , летим.

К этой форме при вежливом побуждении может присоединяться постфикс -те: Поспоримте , пожалуйста , о чем-нибудь (А. Герцен). Аналитическая форма совместного действия образуется сочетанием частицы давай (те ) с инфинитивом глагола несовершенного вида: Давайте работать до седьмого пота над поднятием количества , над улучшением качества (В. Маяковский). Форма совместного действия используется для побуждения к такому действию, в котором предполагает принять участие и говорящий.

Побуждение к действию может иметь различные оттенки значения. Для выражения приказа или категорического требования чаще употребляются формы глаголов совершенного вида (сядь, купи , встань ). Формы глаголов несовершенного вида обозначают самое широкое приглашение к действию — просьбу, совет и т.д. (садись , покупай , вставай ). При употреблении с отрицанием повелительное наклонение глаголов несовершенного вида выражает, как правило, запрещение (Не ставь вещи в угол ). Для выражения предостережения с отрицанием употребляются глаголы совершенного вида, обозначающие такие процессы, которые нежелательны и осуществляются помимо воли носителя процессуального признака: заблудиться , заболеть , заразиться , испачкаться , простудиться и т.п. {На улице ветрено , не простудись; Будь осторожен , не оступись ). В разговорной речи в таких конструкциях для усиления значения предостережения нередко употребляется семантически опустошенная форма смотри: Смотри , не опоздай; Смотри , не проговорись. Различные оттенки побуждения морфологически не выражены, они создаются интонацией и лексическим значением глагола: одна и та же форма, произнесенная с разной интонацией, может обозначать и приказ, и требование, и совет, и мольбу, и вежливое приглашение к действию.

Форма 2 л. ед.ч. может быть адресована не только собеседнику, но и самому говорящему или третьемулицу, а также употреблена в обобщенно-личном значении: Брат нашалит , а я держи ответ;

Что за житье никогда не солги (И. Гончаров); Нас с тобой , будь мы хоть статские советники , ни за что не пустят (А. Чехов). При этом выражается не собственно побуждение во всех его разновидностях, а желательность, допущение, долженствование.

С близким значением желательности, допущения, долженствования часто употребляются и сочетания частицы пусть (пускай ) с формами 3 л. ед. и мн.ч. изъявительного наклонения (пусть читает , пускай войдет ). Такие сочетания иногда включают в парадигму повелительного наклонения в качестве аналитических форм 3 л. ед. и мн.ч. Частица пусть (пускай ) может сочетаться с формами 1 и 2 л. изъявительного наклонения: Пусть вы будете рассказчиком; Пусть мы будем на высоте. Близость таких сочетаний к свободным синтаксическим конструкциям, не позволяет включать их в парадигму повелительного наклонения в качестве полноправных членов.

Сослагательное наклонение обозначает предполагаемый, возможный или желаемый процесс: Сказал бы ты это вовремя. , ничего бы не случилось; Почитал бы он книгу. Особенностью сослагательного наклонения является отсутствие форм времени и лица. Формы сослагательного наклонения аналитические, они образуются сочетанием глагольной формы на -л, совпадающей с формой прошедшего времени, и частицы бы и изменяются по числам и родам (в ед.ч.): светило бы , светила бы , светило бы , светили бы. Частица бы может быть отделена от формы на -л другими словами, а также входить в состав союзов чтобы , дабы , если бы , как если бы и некоторых других. В том случае, если частице предшествует оканчивающееся на гласный звук слово, частица может выступать в виде б: Когда б не смутное влеченье / Чего-то жаждущей души , / Я здесь остался б наслажденье / Вкушать в неведомой тиши: / Забыл бы всех желании трепет. / Мечтою б целый мир назвал (А. Пушкин).

Формы сослагательного наклонения могут также употребляться для выражения желания или совета: Хорошо бы он пришел сегодня; Ехал бы ты в деревню. В сложноподчиненных предложениях формы сослагательного наклонения используются с уступительным значением, обычно в сочетании с союзами и союзными словами: Что бы ни было , мы неразлучимы перед вечностью (Ю. Бондарев).

Сфера употребления частицы бы в русском языке очень широка. Эта частица и без сочетания с формой глагола на -л может выражать присущие сослагательному наклонению значения: Ну и жара , кваску бы; Поспать бы немного; Узнай бы я об этом , ему несдобровать. Как довольно редкую можно отметить возможность сочетания частицы бы с причастием: Человек , обретший бы уверенность , с большим оптимизмом смотрит в будушее. Однако все эти случаи не входят в морфологическое сослагательное наклонение.

Формы наклонений могут выражать самые разнообразные значения и употребляться в переносных значениях, т.е. в функции других наклонений.

Например, для выражения побуждения наряду с формами повелительного наклонения в русском языке широко используются формы изъявительного и сослагательного наклонений. Такое употребление характерно для форм 2 л. ед. и мн.ч. изъявительного наклонения, причем важную роль при этом играет побудительная интонация: Сейчас же пойдешь домой и принесешь мне книгу!; Вы немедленно возвращаетесь к себе в часть и обо всем докладываете командиру! С побудительным значением встречаются и формы прошедшего времени глаголов начать , кончить , пойти , поехать , полететь , взять , взяться и др.: Ну , вместе , дружно начали !; Пошел вон отсюда вот что я тебе говорю. Использование форм изъявительного наклонения с побудительным значением усиливает категоричность побуждения: говорящий таким образом подчеркивает уверенность в выполнении выраженного им волеизъявления. Вместе с тем в конструкциях с частицей не формы изъявительного наклонения могут выражать и смягченное побуждение, просьбу:

Не расскажете ли нам что-нибудь , Иван Федорович? С таким же значением ослабленного побуждения употребляются и формы сослагательного наклонения: Сергей , шел бы ты домой. Но если в конструкции есть частица чтоб , побуждение, выраженное формой сослагательного наклонения, имеет весьма категорический характер: Чтоб немедленно вернул мне книгу!

Точно так же значение предполагаемого или возможного процесса может быть выражено не только сослагательным наклонением, но и формами изъявительного и повелительного наклонений. Формы прошедшего времени изъявительного наклонения употребляются для обозначения возможного, легко осуществимого действия: Не канатом он с Ермилом-то связан , бросил да пошел (А. Островский). С условным или уступительным значением нередко употребляются и формы повелительного наклонения: Об этом и слова не скажи ; За что ни возьмись , все из рук валится; Приди ты раньше , все было бы хорошо; Ей волю дай , и тебя из избы выгонит.

Особый случай представляет употребление формы 2 л. ед.ч. повелительного наклонения для обозначения неожиданного действия, всегда в сочетании с и , да и: Ведь узнала барыня Матрену и меня узнала , старая , да жалобу на меня и подай (И. Тургенев); А я и вспомни о вашем предложении. Для усиления значения внезапности, неподготовленности действия в таких конструкциях часто употребляется форма возьми: А он возьми да и скажи это вслух. Осуществление названного глаголом действия (подай, вспомни , скажи ) никак не связано с волеизъявлением говорящего. Такое употребление формы дает возможность говорящему лишь квалифицировать действие как неожиданное, неподготовленное. Форма 2 л. ед.ч. повелительного наклонения в таком употреблении по значению очень близка форме прошедшего времени глаголов совершенного вида.


Глаголы изменяются по наклонениям. Форма наклонения показывает, как действие относится к действительности: является ли действие реальным (имеющим место в дей­ствительности), или нереальным (желаемым, требуемым, возможным при определённых условиях).

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле в определённом времени (на­стоящем, прошедшем или будущем). Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам: занимаюсь (настоящее время), занимался (прошедшее время), буду за­ниматься (будущее время).

Глаголы в условном наклонении обозначают не реальные действия, а желаемые, возможные. Формы условного наклонения образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени) с помощью суффикса -л- (за которым следует окончание со значением числа и в единственном числе - рода) и частицы бы (б) (которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него). Например: Если б я была поэтом, я жила бы как щеглёнок и не в клетке бы свистела, а на ветке на заре (Ю. Мо-риц).

В условном наклонении глаголы изменяются по числам и родам (в этом наклонении нет времени и лица): прошёл бы, прошла бы, прошло бы, прошли бы.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое. В повелительном наклонении глаголы изменяются по числам и лицам (времени в этом наклонении также нет).

Наиболее употребительными являются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выража­ют побуждение к действию собеседника (собеседников).

Форма 2 лица ед. числа образуется от основы настоящего/простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего/ простого будущего времени): говори, смотри, пиши, держи, работай (основа настоящего времени - pa6omaj-ym), от­дыхай (отдыха)-ут), запоминай (запоминаj-ут), режь (режут), встань (встанут).

Форма 2 лица мн. числа образуется от формы 2 лица ед. числа с помощью окончания -те: говори-тё , держи-тё , за- поминай-те и т. д.

Формы 3 лица ед. и мн. числа выражают побуждение к действию того или тех, кто не участвует в диалоге. Они образуются с помощью частиц пусть, пускай, да + формы 3 лица ед. или мн. числа изъявительного наклонения: пусть уходит, пусть уходят, да здравствует, да здрав­ствуют и т. д.: Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу (А. Пушкин).

Форма 1 лица мн. числа выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Она образуется с помощью частиц давай, да­вайте + инфинитив глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, танцевать, играть) или 4- форма 1 лица мн. числа изъявительного наклонения глаголов совершен­ного вида (давай, давайте + споём, станцуем, сыграем): Давайте говорить друг другу комплименты... (Б. Окуд­жава); Давай ронять слова, как сад - янтарь и цедру... (Б. Пастернак); Товарищ жизнь, давай быстрей прото­паем, протопаем по пятилетке дней остаток... (В. Ма­яковский).

Формы наклонений могут употребляться не только в своём прямом значении, но и в переносном значении, то есть в значении, свойственном другому наклонению.

Например, форма повелительного наклонения может; иметь значения условного наклонения (1) и изъявительно­го (2): 1) Не будь на то господня воля, не отдали б Моск­вы (М. Лермонтов); 2) Раз он ему и скажи: «Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь» (М. Лер­монтов).

Глагол в форме изъявительного наклонения может употребляться в значении повелительного: Однако в поле уж темно; скорей! пошёл, пошёл, Андрюшка! (А. Пушкин); Комендант обошёл своё войско, говоря солдатам: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку-государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные» (А. Пушкин).

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Папаша, вы поговорили бы с Александрой, она ведёт себя отчаянно (М. Горький).