Пианист Денис Мацуев: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото. Екатерина шипулина: мы не видим той грани, когда надо остановиться Сложно, когда родители балетные

Екатерина Шипулина родилась 14 ноября 1979 года в городе Пермь. Выросла в семье артистов балета. Мать, Людмила Валентиновна Шипулина, выступала в Пермском театре имени П.И. Чайковского. Будущая балерина воспитывалась в строгости и бескомпромиссности.

С 1989 по 1994 года училась в Пермском государственном хореографическом училище, в 1994 году перевелась в Московской государственной академии хореографии. Выпускалась по классу педагога Людмилы Сергеевны Литавкиной.

В 1998 году Шипулину приняли в балетную труппу Государственного академического Большого театра. В театре сначала занималась под руководством педагогов-репетиторов М. Кондратьевой и Т. Голиковой, затем перешла к Надежде Грачевой.

В 2001 и 2003 годах участвовала в Международном фестивале классического балета имени Р. Нуреева, проходящем в городе Казань, Республика Татарстан. Танцевала Повелительницу дриад в балете «Дон Кихот».

Екатерина Шипулина в 2012 году, в рамках XII фестиваля классического балета имени А. Шелест исполнила партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» с труппой Самарского академического театра оперы и балета. Через два года исполнила заглавную партию в балете «Анна Каренина» на музыку П. Чайковского в постановке Б. Эйфмана с Санкт-Петербургским государственным академическим театром балета Бориса Эйфмана.

Репертуар балерины в Большом театре включает партии Ундины «Герой нашего времени» И. Демуцкого, Главной пары в балете «Вариации на тему Франка Бриджа» на музыку Б. Бриттена, Манон Леско в «Даме с камелиями» на музыку Ф. Шопена, Маркиза Сампьетри в «Марко Спада» на музыку Д. Обера, Флер де Лис в «Эсмеральде» Ц. Пуни и многие другие.

Репертуар Екатерины Шипулиной

1998
Гран-па, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
Вальс - Апофеоз, «Щелкунчик», хореография Ю. Григоровича
1999
Подруга Жизели, «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж.-Ж. Перро, М. Петипа в редакции В. Васильева
Кобылица, «Конек-Горбунок» Р. Щедрина в постановке Н. Андросова
Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина
Царица бала, «Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта в постановке М. Лавровского
Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева
Царь-девица, «Конек-Горбунок» Р. Щедрина в постановке Н. Андросова
2000
Две пары, III часть «Симфонии до мажор», музыка Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина
Жена Наследника, «Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера в постановке Б. Эйфмана
Фея Золота, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
Река Конго и Жена рыбака, «Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта
Фея Сирени, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
2-я вариация в картине «Грёзы Раймонды», «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
2-я вариация в картине «Тени», «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
2001
Мирта, «Жизель» - балеты в редакциях Ю. Григоровича и В. Васильева
Польская невеста, Три лебедя, «Лебединое озеро» П. Чайковского во 2-й редакции Ю. Григоровича
Гамзатти, «Баядерка», хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
2002
Одетта и Одиллия, «Лебединое озеро» П. Чайковского во 2-й редакции Ю. Григоровича
2003
Классическая танцовщица, «Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского
Генриетта, «Раймонда», хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
Эсмеральда, «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети
Седьмой вальс и Прелюд, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина
2004
Китри, «Дон Кихот»
Па-де-де, «Агон» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина
Солистка IV части, «Симфония до мажор», музыка Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина
Ведущая солистка, «Магриттомания»
Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича
2005
Гермия, «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мадельсона-Бартольди и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера
Действие, «Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина
Солистка, «Игра в карты» И. Стравинского в постановке А. Ратманского
2006
Золушка, «Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, реж. Ю. Борисов
2007
Солистка, «В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп
Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича
Гюльнара, «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки
Солистка, «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера
2008
Солистка, Misericordes на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона
Солистка I части, «Симфонии до мажор»)
Жанна и Мирей де Пуатье, «Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена
Вариация, Гран-па из балета «Пахита», хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки
2009
Медора, «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки (дебютировала на гастролях театра в США)
2010
Солистка, «Рубины» на музыку И. Стравинского, II часть балета «Драгоценности», хореография Дж. Баланчина
Солистка, «Серенада» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина
2011
Флёр де Лис, «Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева
Флорина, «Утраченные иллюзии» Л. Десятникова в постановке А. Ратманского
Солистка, Chroma Дж. Тэлбота и Дж. Уайта, хореография У. Макгрегор
2012
Солистка, «Изумруды» на музыку Г. Форе, I часть балета «Драгоценности», хореография Дж. Баланчина
Солистка, Dream of Dream на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло
2013
Жизель, «Жизель» А. Адана в редакции Ю. Григоровича
Маркиза Сампьетри «Марко Спада» на музыку Д. Обера, хореография П. Лакотта по сценарию Ж. Мазилье
2014
Манон Леско, «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера
2015
Ундина, «Герой нашего времени» И. Демуцкого, часть «Тамань», хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников
2016
Главная пара, «Вариации на тему Франка Бриджа» на музыку Б. Бриттена, хореография Х. ван Манена

Награды Екатерины Шипулиной

1999 - II премия и серебряная медаль Международного конкурса артистов балета в Люксембурге.
2001 - II премия и серебряная медаль IX Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве.
2002 - молодёжная поощрительная премия «Триумф».
2004 - «Душа танца», премия журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда».
2005 - победитель конкурса «Золотая лира» в номинации «Женское лицо года. Творческая элита Москвы».
2009 - Заслуженная артистка Российской Федерации
2014 - премия Олега Янковского «Творческое открытие» (учреждена оргкомитетом фестиваля «Черешневый лес»)

11.11.2018

Ольга Шаблинская, «АиФ»:​ «Каждое утро тело разваливается» — это слова вашей коллеги...

Екатерина Шипулина : Это правда! Если у тебя ничего не болит, значит, ты уже умер — так шутят в балете. «Chroma» Макгрегора , «Герой нашего времени» Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова — суперсовременные балеты, после которых тело тебе не принадлежит. Но утром заходишь в театр, начинаешь разогреваться... Наверное, нас можно назвать беспечными: мы не видим той грани, когда надо остановиться и пойти к врачу.

Моя подруга недавно напросилась на репетицию спектакля «Легенда о любви»Юрия Григоровича , где я танцую главную партию — Мехмене Бану . Потом сказала: «Я в шоке! Вы по сто раз повторяете одно и то же движение». Зритель видит конечный результат и думает: да каждый сможет так подпрыгнуть, пробежаться, сделать вращения! И это большой комплимент артисту: если всё выглядит легко, значит, тяжелейшая работа в зале была проведена успешно.

Солистка балета Большого театра Екатерина Шипулина Фото: РИА Новости / Илья Питалев

— Катя, я знаю, что из-за тяжёлой травмы вы больше года не выходили на сцену...

— Шла репетиция «Русских сезонов»Алексея Ратманского . После прыжка я неудачно приземлилась. Отёк колена, огромная гематома... Вердикт врачей: «Надрыв мениска». 4 месяца меня лечили уколами. Становилось только хуже. Я обратилась к другому доктору, сделали повторный снимок... И выяснилось, что диагноз мне поставили неправильно — на самом деле была оторвана связка.

Друзья посоветовали врача в Австрии, который буквально «собирает» футболистов и лыжников. Операция длилась около 4 часов.

А уже через 5 часов после операции ко мне зашла медсестра и сказала: «Сейчас мы пойдём гулять». Я была крайне удивлена! В моём представлении люди после такой операции неделю лежат и не шевелятся. И я на костылях пошла «погулять». И так каждый день. С физиотерапевтом начали потихоньку разрабатывать колено. Несмотря на то что я с детства привыкла терпеть боль, в какой-то момент наступило отчаяние... Ты прикладываешь максимум усилий, а нога не шевелится. Ты плачешь, понимаешь, что всё пропало, жизнь закончена... Да я ещё и поправилась на 8 кг, появились щёчки, которые обычно у меня впалые.

Но я старалась найти позитив даже в этом своём положении. Посетила все музеи Вены, сходила в Венскую оперу на три спектакля. По возвращении в Москву — по две тренировки в день в спортзале, физиопроцедуры, плавание. Делала всё максимально возможное, чтобы как можно быстрее вернуться в строй. В общей сложности я не выходила на сцену 13 месяцев...

— Какую роль вы исполнили первой после операции?

— Это был балет «Спартак» Юрия Григоровича. Партия предводительницы куртизанок Эгины считается одной из самых сложных в нашем репертуаре: огромное количество прыжков. На тот момент ещё была жива мой педагог Татьяна Николаевна Голикова — очень сильная, волевая женщина. Её уговаривали в театре: «Зачем Шипулиной выходить в сложном спектакле? Давайте дадим ей сначала небольшие вариации». Но мы с Голиковой решили танцевать именно в «Спартаке». Иначе можно всю жизнь потом после травмы пробояться и считать, что к сложному балету ещё не готова...

Екатерина Шипулина. Фото: РИА Новости / Валерий Левитин

/stat.aif.ru/img/topic_tr_red.gif" target="_blank">http://stat.aif.ru/img/topic_tr_red.gif); background-attachment: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-color: initial; overflow-x: hidden; overflow-y: hidden; font-family: Roboto, sans-serif; background-position: 0% 4px; background-repeat: no-repeat no-repeat; "> И мороженое!

— А что звезда балета делает вне сцены для поддержания идеальной формы?

— Ничего особенного. Я человек абсолютно простой, без каких-то звёздных закидонов. Но все настолько привыкли меня видеть на сцене Большого «королевишной», что думают: Шипулина холодная, надменная... Не знаю, может быть, это из-за того, что черты лица у меня такие острые?.. Но, когда ближе меня узнают, говорят: «Господи, мы думали, что ты такая стерва, а оказывается — ласковый человек с ангельским характером!»

Вся звёздность пропадает, как только человек сходит со сцены. После работы можно расслабиться. И поесть в том числе: у нас такие физические нагрузки, что всё сгорает.

Я, например, обожаю узбекский плов. Ем шоколад, мороженое в любых количествах. И сама люблю готовить. Недавно приготовила в первый раз лагман — правда, под диктовку подруги.

— В нашем прошлом интервью вы сказали, что не хотите затягивать с материнством...

— Конечно. Но здесь как Бог даст. Не боюсь ли выпасть из-за беременности из рабочей колеи? Нет, абсолютно не страшно. У меня перед глазами моя мама-балерина, которая родила двух дочерей и вернулась на сцену.

Екатерина Шипулина родилась в 1979 г. в Перми, в балетной семье. Ее мать, заслуженная артистка РСФСР Людмила Шипулина, с 1973 по 1990 г. работала в Пермском театре оперы и балета, а с 1991 г. она и ее муж танцевали в Москве, в Музыкальном театре им. Станиставского и Немировича-Данченко.

С 1989 г. Екатерина Шипулина (вместе ее сестрой-близнецом Анной, позднее отказавшейся от балета) училась в Пермском государственном хореографическом училище, в 1994 г. продолжила учебу в Московской государственной академии хореографии, которую окончила с отличием в 1998 г. по классу педагога Л. Литавкиной. На выпускном концерте она станцевала па-де-де из балета "Корсар" в паре с Русланом Скворцовым. По окончании училища Шипулина была принята в Большой театр. Педагогом-репетитором Шипулиной в театре является М.В. Кондратьева.

Весной 1999 г. Екатерина Шипулина завоевала серебряную медаль на Международном конкурсе артистов балета в Люксембурге.

Вскоре после конкурса Шипулина станцевала партию Царицы бала в "Фантазии на тему Казановы" и Мазурку в "Шопениане".

В мае 1999 г. Шипулина станцевала в гран па в балете "Сильфида".

В июле 1999 г. в Большом театре состоялась премьера балета "Дон Кихот" в версии Алексея Фадеечева, в котором Шипулина станцевала вариацию.

В сентябре 1999 г. Шипулина впервые станцевала партию Царь-девицы в балете "Конек-Горбунок".

В феврале 2000 г. в Большом театре состоялась премьера балета Бориса Эйфмана "Русский Гамлет". В первом составе партию Императрицы исполнила Анастасия Волочкова, Наследника - Константин Иванов, Жены Наследника - Екатерина Шипулина.

12 марта 2000 г. Шипулина впервые исполнила партию Повелительницы дриад в балете "Дон Кихот".

В апреле 2000 г. в Большом театре состоялся праздничный концерт, посвященный юбилею Владимира Васильева. В этом концерте Екатерина Шипулина, Константин Иванов и Дмитрий Белоголовцев исполнили отрывок из "Лебединого озера" в версии юбиляра.

В мае 2000 г. Большой театр показал премьеру балета "Дочь фараона", поставленного французким балетмейстером Пьером Лакоттом (Pierre Lacotte) по мотивам одноименного спектакля Мариуса Петипа специально для труппы Большого театра. На премьере 5 мая Екатерина Шипулина станцевала партию реки Конго, а на втором представлении 7 мая - партию Жены Рыбака.

25 мая 2000 г. Екатерина Шипулина дебютировала в партии Феи Сирени в балете "Спящая красавица".

18 ноября 2000 г. Большой театр и Региональный общественный благотворительный фонд поддержки малоимущих граждан "Помощь" при участии Московского Правительства провели благотворительную акцию "Дети независимой России". Был показан балет "Конек-Горбунок", главные партии в котором исполнили Екатерина Шипулина (Царь-девица) и Ренат Арифулин (Иван).

8 декабря 2000 г. Шипулина впервые станцевала вторую вариацию в картине "Тени" в балете "Баядерка".

12 декабря 2000 г. Российский Фонд культуры совместно с Большим театром провел гала-концерт I международного фестиваля балета "В честь Галины Улановой". Первое отделение концерта составили концертные номера в исполнении известных танцовщиков из разных стран, а во втором отделении была показана картина "Тени" из "Баядерки", где главные партии исполнили Галина Степаненко и Николай Цискаридзе, а Екатерина Шипулина станцевала 2-ю тень.

В начале апреля 2001 г. в австралийских городах Мельбурне, Сиднее и Брисбене состоялись торжественные презентации будущих балетных школ Большого театра, в которых участвовали Екатерина Шипулина и Руслан Скворцов.

В мае 2001 г. в Казани проходил XV Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева. На фестивале Екатерина Шипулина станцевала Повелительницу дриад в спектакле "Дон Кихот".

В июне 2001 г. на сцене Большого театра проходил IX Международный конкурс артистов балета и хореографов. Екатерина Шипулина участвовала в конкурсе в старшей возрастной группе (дуэты). Шипулина и ее партнер, солист Большого театра Руслан Скворцов, станцевали па-де-де из "Корсара", па-де-де из "Эсмеральды" и современный номер "Пробуждение" в хореографии С. Боброва. В итоге Шипулина разделила вторую премию с Барбосой Робертой Маркеш из Бразилии.

В декабре 2001 г. труппа Большого театра гастролировала в Италии. Шипулина участвовала в гастролях и танцевала Фею Сирени в балете "Спящая красавица".

29 марта 2002 г. Екатерина Шипулина впервые станцевала Одетту-Одилию в балете "Лебединое озеро". Ее партнером был Владимир Непорожний.

С 30 мая по 4 июня 2002 г. труппа Большого театра выступала на балетном фестивале в финском городе Савонлинне, показав два "Лебединых озера" и три "Дон Кихота". Екатерина Шипулина станцевала Одетту-Одиллию в первом "Лебедином Озере" в паре с Сергеем Филиным, а также Повелительницу дриад в "Дон Кихоте".

С 24 по 26 июля 2002 г. труппа Большого театра дала три представления "Жизели" на Кипре. Екатерина Шипулина выступила в партии Мирты.

С 21 сентября по 10 октября 2002 г. балет и оркестр Большого театра гастролировали в Японии. В Токио, Осаке, Фукуоке, Нагоя и других городах были показаны балеты "Спящая красавица" и "Спартак". Екатерина Шипулина участвовала в гастролях.

18 октября 2002 г. в Большом театре прошел гала-концерт, посвященный 200-летию Министерства экономического развития и торговли. Концерт завершился гран па из балета "Дон Кихот", в котором главные партии танцевали Анастасия Волочкова и Евгений Иванченко, а вариации - Мария Александрова и Екатерина Шипулина.

С конца октября по середину декабря 2002 г. балетная труппа Большого театра гастролировала в городах США - Сиэттле, Детройте, Вашингтоне и др. с балетами "Баядерка", "Лебединое озеро" и, под конец гастролей, "Щелкунчик". Екатерина Шипулина участвовала в гастролях, танцевала вариацию Тени в "Баядерке" и Польскую Невесту в "Лебедином озере".

Екатерина Шипулина стала обладательницей молодежной поощрительной премии "Триумф" за 2002 год.

В марте 2003 г. на сцене Кеннеди-Центра в Вашингтоне проходил балетный фестиваль. В первой части фестиваля (4-9 марта) была несколько раз показана программа из коротких произведений в исполнении артистов Датского королевского балета, Большого театра и Американского Балетного театра. Было показано па-де-де из "Дон Кихота" с Анастасией Волочковой, Евгением Иванченко (главные партии), Екатериной Шипулиной и Ириной Федотовой (вариации).

30 марта 2003 г. в Большом театре прошел вечер балета, посвященный 50-летию творческой деятельности Марины Кондратьевой. На вечере ученица Кондратьевой Екатерина Шипулина и Константин Иванов станцевали па-де-де черного лебедя из балета "Лебединое озеро".

В апреле 2003 г. на Новой сцене Большого театра состоялась премьера балета «Светлый ручей», поставленного Алексеем Ратманским специально для труппы Большого театра. На третьем спектакле 22 апреля партии Классической танцовщицы и Классического танцовщика исполнили Екатерина Шипулина и Руслан Скворцов.

В мае 2003 г. в Большом театре состоялось премьера обновленной хореографической и сценической редакции балета "Раймонда" в постановке Ю. Григоровича. На премьере 10 мая Шипулина станцевала партию Генриетты, подруги Раймонды.

21 мая 2003 г. Екатерина Шипулина впервые станцевала роль Эсмеральды в балете "Собор Парижской богоматери". Ее партнерами были Дмитрий Белоголовцев (Квазимодо), Руслан Скворцов (Фролло), Александр Волчков (Феб).

26 мая 2003 г. в Большом театре прошел вечер балета, посвященный 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности Николая Фадеечева. На вечере Екатерина Шипулина станцевала 2-ю вариацию в картине "Тени" из балета "Баядерка" и 2-ю вариацию в 3-м акте из балета "Дон Кихот".

В конце мая 2003 г. в Казани прошел фестиваль им. Р. Нуриева. На фестивале Екатерина Шипулина станцевала Повелительницу Дриад в балете "Дон Кихот".

В июне 2003 г. на сцене Большого театра прошли гастроли Английского Королевского балета. Гастроли завершились 29 июня гала-концертом с участием звезд Английского Королевского балета и балета Большого театра. В концерте Шипулина станцевала 2-ю вариацию в гран па из балета "Дон Кихот" (главные партии исполнили Андрей Уваров и Марианела Нуньес).

16 октября 2003 г. Екатерина Шипулина впервые станцевала главную партию (Седьмой вальс и Прелюд) в "Шопениане".

27, 29 и 31 октября 2003 г. в Большом театре прошли представления балета "Дочь фараона", которые были засняты на видео французской компанией Bel Air для последующего выпуска DVD-версии балета. Екатерина Шипулина станцевала партию реки Конго.

22 ноября 2003 г. в Большом театре прошло представление "Дон Кихота", посвященное столетию со дня рождения Асафа Мессерера. Шипулина танцевала Повелительницу дриад.

В январе 2004 г. Большой театр гастролировал в Париже. С 7 по 24 января на сцене Пале Гарнье были показаны балеты "Лебединое озеро", "Дочь фараона" и "Светлый ручей". Шипулина танцевала Польскую невесту в "Лебедином озере", Жену Рыбака и Реку Конго в "Дочери фараона", Классическую танцовщицу в "Светлом ручье".

Награды:

1999 г - серебряная медаль на Международном конкурсе артистов балета в Люксембурге.

2001 г. - вторая премия на IX международном конкурсе артистов балета и хореографов в Москве.

2002 г. - молодежная поощрительная премия "Триумф".

Репертуар:

Одна из подруг Жизели, "Жизель" (Ж. Перро, Ж. Коралли, постановка В. Васильева).

Фея Сапфиров, "Спящая красавица" (М. Петипа, постановка Ю. Григоровича).

Мазурка, "Шопениана" (М. Фокин), 1999.

Царица бала, "Фантазия на тему Казановы" (М. Лавровский), 1999.

Гран па, "Сильфида" (А. Бурнонвиль, Э.-М. фон Розен), 1999.

Вариация в гран па, "Дон Кихот" (М.И. Петипа, А.А. Горский, постановка А. Фадеечева), 1999.

Царь-Девица, "Конек-Горбунок", 1999.

Повелительница дриад, "Дон Кихот" (М.И. Петипа, А.А. Горский, постановка А. Фадеечева), 2000.

Фея Сирени, "Спящая красавица" (М. Петипа, постановка Ю. Григоровича), 2000.

Вторая вариация в картине "Тени", "Баядерка" (М.Петипа, постановка Ю. Григоровича), 2000.

Жена Наследника, "Русский Гамлет" (Б. Эйфман), 2000.

Магнолия, "Чиполлино" (Г. Майоров), 2000.

Река Конго, "Дочь фараона" (М. Петипа, П.Лакотт), 2000.

Жена Рыбака, "Дочь фараона" (М. Петипа, П.Лакотт), 2000.

Мирта, "Жизель" (Ж. Перро, Ж. Коралли, постановка В. Васильева), 2001.

Гамзатти, "Баядерка" (М. Петипа, В. Чабукиани, постановка Ю. Григоровича).

Одетта-Одилия, "Лебединое озеро" (М.Петипа, Л. Иванов, постановка Ю.Григоровича), 2002.

Польская невеста, "Лебединое озеро" (М.Петипа, Л. Иванов, постановка Ю.Григоровича).

Классическая танцовщица, "Светлый ручей" (А. Ратманский), 2003.

Генриетта, подруга Раймонды, "Раймонда" (М. Петипа, постановка Ю. Григоровича), 2003.

Эсмеральда, "Собор Парижской богоматери" (Р. Пети), 2003.

Седьмой вальс и Прелюд, "Шопениана" (М. Фокин), 2003.

Источники:

1. Буклет, выпущенный к IX Международному конкурсу артистов балета и хореографов в 2001 г. в Москве.

2. Программки Большого театра.

3. В. Гаевский. Война алой и белой розы. "Линия", июль-август 2000.

4. И. Удянская. Аристократка из балетной сказки. "Линия", октябрь 2001.

5. А. Виташ-Витковская. Екатерина Шипулина: "Люблю Большой, и он отвечает мне взаимностью". "Линия" #5/2002.

6. А. Галайда. Екатерина Шипулина. "Большой театр" №6 2000/2001.

Очередным звездным гостем передачи Ивана Урганта стал известный пианист Денис Мацуев. Музыкант умудрился найти лазейку в своем напряженном графике, чтобы прийти на шоу "Вечерний Ургант" и свободно поговорить о работе и личной жизни.

ПО ТЕМЕ

Иван поздравил Дениса с отцовством и задал несколько вопросов о ребенке. Обычно Мацуев крайне уклончиво говорил на эту тему с журналистами, но теперь наконец перестал скрывать подробности. Так, выяснилось, что дочь, которую ему подарила балерина Екатерина Шипулина, было решено назвать Анной. По признанию Дениса, не взирая на большую занятость, ему удается совмещать работу и личную жизнь. Более того, он всегда спешит домой, где его ждут любимая женщина и дочка.

"У меня есть приход к тебе, и есть час на то, чтобы увидеть Анну Денисовну", – отметил Мацуев, дав понять Ивану Урганту, в каком тяжелейшем графике он живет. Как рассказал пианист, дочка уже научилась различать различные музыкальные произведения, ведь он старается привить наследнице вкус к хорошей музыке, а также развивать ее слух.

Мацуев рассказал о предпочтениях малышки. "Ее любимое произведение – "Петрушка" Стравинского. Ей очень не нравится второй концерт Листа", – сообщил пианист. После этого Мацуев показал, как дочка реагирует на его музыку, внезапно вскрикнув.

По признанию музыканта, если бы у него родился сын, он бы его назвал Спартаком. Денис является болельщиком одноименного футбольного клуба, тщательно следящим за всеми событиями, которые происходят в жизни команды. Можно только предположить, как Мацуев радовался победе "Спартака", который стал Чемпионом России. По словам Дениса, он полюбил футбол благодаря... бабушке.

Напомним, еще в сентябре 2016 года в Сети появилась информация, что прима-балерина Большого театра Екатерина Шипулина ждет ребенка от Дениса Мацуева. Однако ни пианист, ни танцовщица никак не отреагировали на сообщения. По некоторым данным, девочка родилась в конце октября. Шипулина быстро вернулась в форму и уже вовсю репетирует, о чем свидетельствуют ее фотографии в социальной сети Instagram. При этом свою частную жизнь Екатерина Предпочитает не афишировать.

В «Спартаке» вы исполняете предводительницу куртизанок Эгину. Мужчины после спектакля откровенничали: «Шипулина ТАК танцует сцену соблазнения воинов! Хочется выбежать на сцену и немедленно заняться с нею сексом».

- Григорович ставил балет таким образом, что зрители сами должны обо всём догадаться. Это ведь не стриптиз-клуб - здесь нельзя допустить пошлости, вульгарности, балерина не должна переходить дозволенную грань. Раз мужчины так отзывались о моей Эгине, значит, мысль хорео-графа я до публики донесла. (Улыбается.)

- Хореограф Фокин говорил: «речь» тела балерины должна быть наполнена смыслом. А если вариация маленькая, попробуй-ка успеть «сказать»!

- В маленькую вариацию действительно нужно вложить много души, сил. К примеру, балет «Пахита». У каждой балерины - только минута-полторы, чтобы показать, на что она способна. А большие роли - отдельный разговор. В период подготовки ходишь как зомбированная, всё время продумываешь образ, движения, чтобы на сцене это были не пустые жесты… Даже взмах ресниц балерины неслучаен.

- Ваша мама, заслуженная артистка России Людмила Шипулина, была ведущей балериной. Сейчас она известный педагог…

- Иногда мне кажется, что моя мама больше мама её ученицам, чем мне. Говорит: «У моих девочек премьера, мне надо купить подарочки». - «Мама, кто твоя дочь?!» Со мной она бывает чаще учительницей. Строгая, волевая, никаких компромиссов. Самая ужасная критика исходит именно от мамы. Она говорит: если всегда хвалить, никакого прогресса не будет.

- Сейчас балерины практически делают вертикальный шпагат. Майя Плисецкая писала в своей книге, что в её время это считалось пошлым.

- Эстетика балета тогда была совсем другой. Педагог, балерина Большого Марина Семёнова ненавидела, когда кто-то из её учениц высоко поднимал ногу. Подходила и била по лодыжке. Тогда не крутили столько пируэтов, как сейчас, не так высоко прыгали. Мне кажется, этот прогресс связан с определёнными артистами. У кого-то от природы невероятный шаг. Такой артистке начали подражать. А потом уже пошло - кто выше, кто дальше, кто быстрее.

- Слышала от балерин: они не помнят дня, чтобы не болело тело...

- Балетные говорят: если у тебя что-то болит, значит, всё нормально, ты жив и надо идти работать. У меня был момент, когда безумно болело бедро. Чтобы с утра встать с кровати, я перекладывала ногу руками. Не могла ею пошевелить, сильно хромала. Кто меня видел, был в шоке: «Катя, ты что, пойдёшь работать в таком состоянии?» - «Да, сейчас выпью таблетку, расхожусь и к вечеру буду танцевать». Меня недавно проверяли профессора. Выяснилось, что в моих коленках рефлексов нет. Они бьют молоточком, а нога не дёргается. (Смеётся.) Есть современные балеты, где со всего размаху на коленку падаешь. Но, когда в раж входишь, не замечаешь боли. У многих из нас так называемый «привычный вывих». Подворачиваешь ногу, побрызгаешь лекарством, проглотишь таблетку - и вперёд.

Когда я только пришла в театр, была как пионерка. Температура 38°, а я иду танцевать. Оглядываюсь назад и понимаю: сейчас в таком состоянии я бы ни за что не вышла на сцену. А раньше был страх: что подумают, вдруг не поверят? Наверное, только с возрастом начинаешь беречь здоровье.

«Могу есть 24 часа в сутки»

- Я по себе знаю: если натрёшь ногу, настроение испорчено. А для балерины сценическая обувь - отдельная тема…

- Я сейчас танцую в американских туфлях. Они из пластмассы. Их можно стирать в стиральной машине. И по 3 месяца танцевать в одной паре.

- Спортсмены держат строгий режим - в питании, в распорядке дня. Что нельзя балерине?

- Не пойду с парашютом прыгать, если вечером спектакль. А вообще я эстремальный человек. Катаюсь и на водных лыжах, на коньках. У меня в багажнике - теннисные ракетки, футбольный мяч, коньки, кроссовки для фитнес-клуба, купальник для бассейна. Что касается еды, то мне повезло: пошла конституцией в маму. Могу есть 24 часа в сутки, и с весом всё нормально.

- Слышала, вы влюблены...

- Я уверена, что чувство влюблённости очень помогает. Когда человек любит, у него горят глаза, он с позитивным настроем идёт на работу, у него всё лучше получается.

Сейчас многие балерины спокойно рожают детей, а потом снова выходят на работу. Я с ребёнком тоже затягивать не собираюсь…

Досье

Екатерина Шипулина родилась в 1979 г. в Перми в балетной семье. Вместе с сестрой-близнецом Анной училась в Пермском государственном хореографическом училище. С отличием окончила Московскую государственную академию хореографии. Ведущая солистка Большого театра.