Пенаты этимология. К родным пенатам или в родные пенаты

Di Penates, Penates ) - в древнеримской мифологии боги-хранители и покровители домашнего очага (dii familiares ), а затем и всего римского народа (Penates Publici Populi Romani ). Каждая семья имела обычно двух Пенатов, изображения которых, изготовленные из дерева, глины или камня, хранились в закрытом шкафчике возле очага, где собирались все члены семьи .

Государственным культом Пенатов - как представителей общественного благополучия - ведал верховный жрец , приносивший им жертвы в храме Весты . Оба культа были взаимосвязаны; не только у латинов , но вообще у всех италиков каждый город имел свою Весту и своих Пенатов. В Элее находился храм Пенатов, по легенде, привезённых Энеем из Трои ; его украшали статуи двух юношей с копьями .

Считается, что слово penates происходит от penus (кладовой), где хранились съестные припасы. Цицерон писал, что оно «произведено либо от penus - ведь так называют все, чем питаются люди, либо от того, что они обитают внутри (penitus ), и по этой причине поэты называют их также Penetrales (Проникающие)» . Фест указывал, что слово penus обозначает «скрытое место в храме Весты, окружённое занавесями» . Различные мнения римских авторов о Пенатах приводятся в труде «Против язычников» Арнобия и в «Сатурналиях» Макробия . Некоторые из них предполагали, что «Пенаты являются теми богами, благодаря которым мы можем дышать, благодаря которым мы имеем тело, благодаря которым мы обладаем разумной душой».

В метафоричном значении «вернуться домой, к домашнему очагу, родному дому» используется выражение «вернуться к своим пенатам».

Существует мнение об ошибочности употребления предлога «в» в выражении «вернуться в пенаты», поскольку в языке заимствования слово penates означает «бога, истукана, идола». Также существует мнение о допустимости употребления предлога «в» в выражении «вернуться в пенаты», поскольку его значение употребляется в форме метафоры, наследуя склонения. Кроме того, значение «вернуться в пенаты» более аутентично этимологическому значению penates от penus «кладовая».

Изначально пенаты - это доримские божества, охраняющие дом, а точнее, стоящие на страже съестных припасов семьи, потому что penus переводится как "кладовая", и многие предполагают, что название небесных хранителей произошло именно от этого слова. Позднее в Римской мифологии уже появился культ Пенатов, к которым относят всех покровителей дома. Обычно на страже древнеримской семьи стояли двое Пенатов. Так обожествляли предков.

Этимология слова

Как и в большинстве случаев, точной трактовки происхождения термина нет. Цицерон допускал образование названия от слова penitus - живущий внутри. Поэтому в отличие от российских, у которых данный термин тоже был невероятно популярен, но уже в другой трактовке, часто называли эти божества Penetrales, или «проникающие». Пенаты - это домашние божества, входящие в свиту богини Весты - хранительницы очага. По преданию второй царь Рима выстроил в городе первый храм Сокровенная центральная его часть называется Пен (от penetralia - внутреннее потайное отделение дома или храма). В ней поддерживался и хранились государственные Пенаты. Вполне допустима теория о происхождении названия богов именно от сердца храма Весты.

Хранители империи

Так или иначе, но в Древнем Риме Пенаты - это не только домашние божки, но и хранители государства и всего римского народа. В латинском варианте эта мысль выглядела следующим образом: Penates Publici Populi Romani.

История возникновения государственных Пенатов в Древнем Риме доподлинно не известна. Непосвященные о них вообще мало что знали, их хранение было окутано тайной. Считалось, что их привез Эней из Трои. И что они собой представляли, знали только жрецы и весталки - служительницы культа Весты. Но считалось, что государственные Пенаты - это главнейшие святыни Рима. Они охраняли империю и служили залогом благоденствия и мира всего народа.

Милые, родные, домашние…

Но и на бытовом уровне домашние божки были любимы и почитаемы. Глиняные и деревянные их изображения хранились в отдельном шкафчике, расположенном у очага. Уже отмечалось, что культ Пенатов отождествлялся с обожествлением предков. Домашние хранители, пекущиеся о благополучии семьи, были они умершими родителями или просто изготовленными идолами, все объединялись под понятным названием «родные Пенаты». И для всех поколений было естественным и желанным возвращаться к ним, как бы далеко ни находился человек. Родной дом, кров, очаг всегда были для большинства людей путеводной звездой на жизненном пути.

Изменение значения термина

Постепенно то, что было дорого в отчем доме, то, что хранило и оберегало человека с детства, заменил образ самого семейного очага. И выражение «родные пенаты» перестало олицетворять богов-хранителей. Оно стало синонимом отчего дома. И не каждый понял бы ситуацию правильно, если бы ему показали фигурку-оберег и назвали ее Пенатом. Надо было бы рассказывать предысторию. Сейчас есть и агентство недвижимости под названием «Родные пенаты». Ну, конечно же, авторы наименования подразумевали уютные квартиры, способные стать отчим домом, а не каких-то божков. Пенаты-хранители принадлежат другому времени, другой культуре. Но сквозь годы прошло все то теплое и родное, что связано с очагом, возле которого собиралась семья, где было уютно и надежно, потому что тебя охраняли домашние боги. Как рассказывал на смертном одре Мцыри: «…И вспомнил я наш отчий дом, перед вечерним очагом рассказы долгие о том, как жили люди прежних дней…» Все это - близкое и любимое, связанное с местом рождения и счастливого детства, подразумевает словосочетание «родные пенаты».

Идея родового гнезда

Нет ничего удивительного в том, что гениальный русский художник, представитель реалистической школы живописи Илья Ефимович Репин, задумав строить усадьбу, которая стала бы родовым гнездом, назвал ее именем древнеримских богов-хранителей и изобразил их фигурки на воротах имения. В 1899 году, будучи уже знаменитым живописцем, И. Репин покупает в 50 км от Санкт-Петербурга участок земли, возводит дом и тщательно обустраивает территорию. Выбор пал на поселок Куоккала потому, что с 1898 года Илья Ефимович Репин занимал должность ректора Академии, обязанностей у него было предостаточно. Добираться из поселка до места службы было довольно удобно благодаря железнодорожной ветке, а место само по себе было уединенным и тихим.

Заслуженное название

Все получилось, как задумывалось: кров, куда тебя всегда тянет вернуться, где много любящих родных и друзей, где тебе всегда сопутствует успех. Вскоре после обоснования семьи хозяин получил звание профессора и руководителя мастерской в Академии художеств. Усадьба Репина «Пенаты» полностью оправдала свое название. 30 счастливых лет прожил здесь великий живописец.

Это был настоящий дом художника, он любил здесь каждый уголок, и каждый уголок имел свое название. И. Репин дожил здесь до самой своей смерти, которая случилась 29 сентября 1930 года. Ему было 86 лет. Согласно его просьбе он был похоронен здесь же, в имении, рядом с домом и Чугуевой горкой. Поселок Куоккала был переименован в Репино, и сейчас там находится известный каждому россиянину музей «Пенаты», который был основан в 1940 году.

Скромность и демократичность нравов усадьбы

К сожалению, во время войны дом выгорел полностью, пострадало все имение. Остался дуб, посаженный сразу после похорон. После войны усадьба была полностью отреставрирована, и новый музей открылся в 1964 году. Сейчас он является федеральным памятником архитектуры. О нем можно рассказывать очень долго. Все самые знаменитые и лучшие люди того времени побывали в усадьбе художника.

Принимал И. Репин по средам, в остальные дни он работал. Репинские среды были известны обеим столицам, гости съезжались в имение после 3-х часов. Репин был уникальным человеком, уникальна и его усадьба «Пенаты». На ее территории существовали свои законы. Слуг художник не держал принципиально, а две женщины, помогающие по дому, жили здесь на равных правах с хозяевами, ели все за одним столом. Обслуживание кого-либо строго запрещалось. Для нарушавших установленный порядок предусматривалось наказание в виде публичного выступления с осуждением своего поступка.

Привлекательность репинских сред

Эти демократические отношения, без барственности, делали репинские «Пенаты» особенно привлекательными. Атмосфера была очень приятной. Простота и скромность хозяина, который совершенно не кичился заслугами и положением кумира своего времени, отсутствие вычурности в обстановке - все способствовало установлению товарищеских отношений между хозяевами и гостями усадьбы. Надо отметить, что, находясь под впечатлением от речей А. Н. Бекетова и Льва Толстого, бывавших здесь гостями, о питании безубойной пищей, в имении господствовало вегетарианство. Многое из обстановки делалось по эскизам художника. Вот и стол для гостей был двухъярусным и вращающимся. На первый ярус ставились блюда, и каждый из гостей поворотом ручки мог приблизить к себе желаемое яство. Лишь в 1918 году, когда возникла напряженность с продуктами, к столу стали подавать обычную пищу. В это же время граница с Финляндией закрылась, «Пенаты» стали для самого Репина и многих русских в этой стране кусочком Родины. Завещал свою легендарную усадьбу художник родной Академии. Благодаря великому живописцу название его усадьбы обрело собственную жизнь. Когда говорят или пишут в кавычках и с заглавной буквы слово «Пенаты», становится понятным, что речь идет именно об усадьбе Ильи Репина.

Сейчас музей-усадьба, находящийся по адресу: 197738, Санкт-Петербург, посёлок Репино, Приморское шоссе, 411 - принимает посетителей ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10 утра. Обслуживание только экскурсионное.

Значение слова Пенаты по Ефремовой:
Пенаты - Домашний очаг, родной дом.

Значение слова Пенаты по Ожегову:
Пенаты - Родной дом, родной кров [от имени пенатов - древнеримских богов, покровителей д омашнего очага]

Пенаты в Энциклопедическом словаре:
Пенаты - у римлян боги-хранители, покровители домашнего очага, семьи,затем всего римского народа. В переносном смысле - домашний очаг, роднойдом (""вернуться к своим пенатам"").

Музей-усадьба художника И. Е. Репина в пос. Репино (б.Куоккала), близ Санкт-Петербурга. В ""Пенатах"", где Репин жил в 1899-1930,дом, парк с могилой художника, парковые постройки. Музей открыт в 1940(сгорел в 1944), восстановлен и вновь открыт в 1962.

Значение слова Пенаты по словарю Ушакова:
ПЕНАТЫ
пенатов, ед. нет (книжн. поэт. устар.). Родной дом, домашний очаг, символизируемый в образе древнеримских богов покровителей домашнего очага. Отечески пенаты, о пестуны мои! Батюшков. К диффаматору ворвались в квартиру, и он, в виду домашних пенатов, подвергнут был исправительному наказанию. Салтыков-Щедрин. Сипягин раза два с достоинством повертел головой, как бы осматривая свои пенаты. Тургенев. вернуться к пенатам или к своим пенатам (вернуться домой). Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил соседа памятник смиренный. Пушкин. (От латин. мн. ч. Penates - домашние боги, отчий дом.)

Значение слова Пенаты по словарю Брокгауза и Ефрона:
Пенаты (Penates) - y древних римлян боги домашнего продовольствия или кладовой (penus = съестные припасы). Они почитались у очага и близко стояли к культу Весты. Поскольку Веста была олицетворением духовного семейного начала, постольку П. олицетворяли собой материальную сторону семейной жизни. Они заботились о насущном хлебе для семьи, о том, чтобы домашний очаг доставлял семье обильную пищу, и потому тесно были связаны с семьей и почитались как dei Penates (лары не имели названия dei). Свои заботы о семье они разделяли с ларами (см.): участвовали во всех домашних огорчениях, радостях, несчастьях, покровительствовали всей семье и каждому ее члену в отдельности, особенно охраняли семейное спокойствие и довольство. Как боги питания, они почитались начатками пищи перед каждым приемом ее; перед их изображениями ставили солонки и тарелочки с небольшими дозами кушаний. Домашние П. (Penates familiares, privati, minores) сохраняли свое значение до последних времен язычества и даже перешли в область христианских религиозных представлений. Кроме частных П., были еще общественные (Penates publici, maiores), представители общественного благополучия, также стоявшие в связи с культом Весты. Каждый город имел свою Весту и своих П., не только у латинян, но вообще у всех италиков. Равным образом были П. у целых союзов: так, П. латинского союза имели святилище в городе Лавинии, куда сходились на поклонение им жители всех союзных городов. Каждый год консулы, преторы, диктаторы до вступления в должность и по сложении ее приносили здесь жертву перед изображениями П.; сюда приходили также для принесения жертв жрецы и военные начальники, отправлявшиеся в провинции. По преданию, П. Лавинии - те самые, которые были унесены Энеем из Трои. Храм П. существовал и в Риме; первое упоминание о нем относится к 167 г. до Р. Х. Колонии зажигали огонь своего общественного очага у очага своей метрополии и переносили с собой на новое поселение старых Пенатов. П. были чисто римскими божествами; на это указывает их отвлеченно-символический, безличный характер. Хотя у греков был культ гестий, соответствовавший культу Весты, но греческая мифология не создала божеств, подобных П. У греков были боги-покровители семьи, города, племени, но это были герои или личные боги, имевшие определенную физиономию. Число П. (как и ларов) на каждом очаге было два; они изображались в виде сидящих юношей с копьями в руках. Ср. Jer. M ü ller, "De diis Romanorum Laribus et Penatibus" (1811); Jaekel, "De diis domesticis priscorum Italorum" (Берлин, 1830); Klausen, "Aeneas und die Penaten"; Hertzberg, "De diis Romanorum patriis sive de Larum atque Penatium religione et cultu" (Галле, 1840). Н. О.

Определение слова «Пенаты» по БСЭ:
Пенаты - у древних римлян боги - хранители и покровители домашнего очага, а затем и всего римского народа. Каждая семья имела обычно двух П., их изображения помещались около очага. Государственным культом П. ведал верховный жрец, приносивший им жертвы в храме Весты. В переносном смысле П.- домашний очаг, родной дом (отсюда выражение «вернуться к своим пенатам»).

«Пенаты»,
музей-усадьба И. Е. Репина в поселке Репино (бывший Куоккала), вблизи Ленинграда. Филиал Ленинградского научно-исследовательского. музея АХ СССР. В «П.» художник жил в 1899-1930; здесь бывали М. Горький, В. Г. Короленко, А. И. Куприн, В. В. Маяковский, В. В. Стасов, К. И. Чуковский и др. Музей
«П.» (открыт в 1940; сгорел в 1944; после Великой Отечественной войны 1941-45 восстановлен и заново открыт в 1962) включает в себя дом художника, парковые сооружения (с 1900) и парк, где находится могила И. Е. Репина. В экспозиции «П.»
материалы о жизни и творчестве Репина, более 100 его произведений, а также работы Б. М. Кустодиева, Ф. А. Малявина и др.
Лит.: «Пенаты». Музей-усадьба Репина. [Путеводитель. Текст Е. Г. Левенфиш, Л., 1973].


..
. Пенаты Penates, от penus, penetralia - внутренняя, потайная часть жилища, храма - в римской мифологии божества, хранители дома, семьи и государства. Пенаты всегда существовали во множественном числе. Они охраняли очаг, домашние припасы, кладовые, все то, что находилось внутри дома. Поэтому в переносном смысле слово «пенаты» употребляется для обозначения жилья, дома, родины. Фигурки пенат хранились у домашнего очага в специальных ларцах, которые открывались в торжественных случаях. Им приносили дары, при переезде на новое место их забирали с собой. Считалось также, что они охраняют единетво и целостность семьи. Общественные пенаты опекали благополучие и целостность Римского государства. Центр их почитания находился в потайное святилище Пен в храме богини Весты на Форуме Это место считалось «государственным очагом». Император Август соорудил позже новое святилище для пенат. В разное время римляне почитали в качестве пенат разных богов. В 1 веке до н. э. это были Веста, Юпитер , Вулкан , Венера , Диоскуры . Пенаты государственные, Пенаты римского народа считались одной из главных святынь Рима, залогом его непобедимости и вечности. В торжественных клятвах Пенаты. призывались вместе с Юпитером . Считалось, что они были привезены Энеем из Трои сначала в город Лавиний, а потом были помещены в Риме во внутренней части храма Весты. Имена Пенатов и их изображения хранились в тайне от непосвящённых, приближаться к ним могли только жрецы и весталки (Serv. Verg. Aen. III 12), что породило самые различные толкования сущности и происхождения Пенатов. Считалось, что это деревянные или мраморные фигурки великих богов самофракийских мистерий, некогда полученные родоначальником троянцев Дарданом от Афины (вместе с палладием, также хранившимся в храме Весты). Для служения им Дардан создал коллегию салиев. Нигидий Некоторые причисляли к Пенатам Весту, поскольку полководцы, отправляясь в провинции, а магистраты, слагая свою должность, приносили им общую трапезу в Лавиний, другие - великих богов, от которых всё произошло (небо и земля), или Юпитера, Юнону , Минерву (как дающих людям тело, дыхание и разум) и Меркурия (как бога речи), которых соединил Тарквиний Древний, посвящённый в самофракийские мистерии. Этруски считали Пенаты Цереру , Палее и Фортуну (Macrob. Sat. I 10, 16; III 4, 11; III 14, 6-13; Serv. Verg. Aen. II 296; VIII 679). Отождествляли с Пенатоами Диоскуров , также почитавшихся на Самофракии и изображавшихся в общедоступном храме у Форума в виде двух вооружённых копьями сидящих юношей (Dion. Halic. I 68; Liv. XIV 16, 5). Согласно греческому историку 3 в. до н. э. Тимею, Пенаты - два бронзовых кадуцея и троянский глиняный сосуд (Dion. Halic. I 67); перевезённые в Рим, они дважды возвращались в храм Лавиний и поразили молнией одну из двух спавших там девушек, которая не была целомудренной (Serv. Verg. Aen. III 12). В надписях П. упоминаются редко.

Все о богах Древней Греции и Рима

Мифы Греции и Рима

(Penates Publici Populi Romani ). Каждая семья имела обычно двух Пенатов, изображения которых, изготовленные из дерева, глины или камня, хранились в закрытом шкафчике возле очага, где собирались все члены семьи .

Государственным культом Пенатов - как представителей общественного благополучия - ведал верховный жрец , приносивший им жертвы в храме Весты . Оба культа были взаимосвязаны; не только у латинов , но вообще у всех италиков каждый город имел свою Весту и своих Пенатов. В Элее находился храм Пенатов, по легенде, привезённых Энеем из Трои ; его украшали статуи двух юношей с копьями .

Считается, что слово penates происходит от penus (кладовой), где хранились съестные припасы. Цицерон писал, что оно «произведено либо от penus - ведь так называют все, чем питаются люди, либо от того, что они обитают внутри (penitus ), и по этой причине поэты называют их также Penetrales (Проникающие)» . Фест указывал, что слово penus обозначает «скрытое место в храме Весты, окружённое занавесями» . Различные мнения римских авторов о Пенатах приводятся в труде «Против язычников» Арнобия и в «Сатурналиях» Макробия . Некоторые из них предполагали, что «Пенаты являются теми богами, благодаря которым мы можем дышать, благодаря которым мы имеем тело, благодаря которым мы обладаем разумной душой».

В значении «вернуться домой, к домашнему очагу, родному дому» используется выражение «вернуться к своим пенатам». Ошибочно употреблять выражение «вернуться в пенаты».

См. также

Напишите отзыв о статье "Пенаты"

Примечания

Отрывок, характеризующий Пенаты

Он сел верхом и поехал к Семеновскому.
В медленно расходившемся пороховом дыме по всему тому пространству, по которому ехал Наполеон, – в лужах крови лежали лошади и люди, поодиночке и кучами. Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов. Гул орудий, не перестававший десять часов сряду и измучивший ухо, придавал особенную значительность зрелищу (как музыка при живых картинах). Наполеон выехал на высоту Семеновского и сквозь дым увидал ряды людей в мундирах цветов, непривычных для его глаз. Это были русские.
Русские плотными рядами стояли позади Семеновского и кургана, и их орудия не переставая гудели и дымили по их линии. Сражения уже не было. Было продолжавшееся убийство, которое ни к чему не могло повести ни русских, ни французов. Наполеон остановил лошадь и впал опять в ту задумчивость, из которой вывел его Бертье; он не мог остановить того дела, которое делалось перед ним и вокруг него и которое считалось руководимым им и зависящим от него, и дело это ему в первый раз, вследствие неуспеха, представлялось ненужным и ужасным.
Один из генералов, подъехавших к Наполеону, позволил себе предложить ему ввести в дело старую гвардию. Ней и Бертье, стоявшие подле Наполеона, переглянулись между собой и презрительно улыбнулись на бессмысленное предложение этого генерала.
Наполеон опустил голову и долго молчал.
– A huit cent lieux de France je ne ferai pas demolir ma garde, [За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию.] – сказал он и, повернув лошадь, поехал назад, к Шевардину.

Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.