Образ и характеристика костылева в пьесе на дне горького сочинение. Люди дна - характеры и судьбы М. Горький На дне

Пьесу М.Горького «На дне» можно считать новаторским литературным произведением. В центре сюжета находятся не столько судьбы людей, сколько борьба между идеями, споры о смысле жизни и о человеке. Серединой таких споров считается основная проблема лжи и правды, восприятие жизни такой, какая она на самом деле есть, со всей своей правдой и безысходностью для героев этой пьесы. В пьесе М.Горького, которая была написана в 1902 году, читателям впервые удалось увидеть неизведанный мир отверженных людей. Такая суровая и беспощадная правда о жизни низших слоев общества описана в этой драматической пьесе.
Хозяин ночлежки Костылев, в пьесе появлялся уже с первого акта. И первая же его реплика смогла внушить к нему отвращение и неприязнь. Костылев — ужасный персонаж. Писатель, чтобы хоть как-нибудь подчеркнуть это, давал ему возможность подумать о доброте. В словах, которые звучали из уст Костылева, можно было услышать лишь сатиру. Практически все обитатели ночлежки, существующие на самом «дне» жизни в моральном плане показались намного достойнее и выше самого жадного старика. Даже во всех «босяках» можно отыскать какие-нибудь хорошие качества, пусть даже немного искаженные не людскими условиями проживания. В Костылеве же читателям не удастся отыскать ни одного положительного качества. Он слишком неприятный человек. Показательным в плане «хозяев жизни» является и образ Василисы, супруги Костылева. У данной женщины не имеется никаких моральных устоев. Замуж она вышла за старика только ради социального статуса и денег. Именно этим она и показала свою жизненную позицию, которая негативна.
В этом страшном мире, где живут эти люди, истины никогда не найти. Они не знают, что такое настоящая жизнь, в чем ее смысл. Жизнь Костылевых полностью лишена смысла.

«Хозяевами» в пьесе Горького «На дне» можно считать Костылева и его жену, «бой- бабу» Василису.

Знакомство читателей и зрителей с хозяином ночлежки Костылевым начинается в первом акте драмы. Он разыскивает свою жену Василису. Она встречается с Васькой Пеплом. Костылеву прекрасно об этом известно, но есть одно «но». Он, при всей своей грубости и бесчеловечности, труслив. Другой мужчина давно бы, раз и навсегда, покончил с этой унизительной для всякого мужа ситуацией, поставил бы на место любовника своей супруги. Но вот парадокс: Костылев боится застать их вместе. И не потому, что ему будет больно увидеть любимую в объятиях другого (о любви здесь и речи нет), а оттого, что ему придется (дабы его не сочли трусом) драться с оскорбителем. Но Костылев боится отчаянного Ваську. Вот он и делает вид, что ему ничего неизвестно о любовной связи жены.

Ярко иллюстрирует трусливость этого человека такой эпизод: Пепел встряхивает Костылева, разгневавшись, что он потревожил его покой. И что же Костылев? Он напоминает перепуганного зайчонка: «Да… мне – ничего…я уйду…»

Костылева в ночлежке ненавидят. Да к нему и нельзя относиться по-другому. Он хитер, жаден, а свою жадность прикрывает высокими словами о доброте. Смысл его слов сводится к тому, что доброта превыше всех благ, поэтому он, как хороший человек, не может равнять доброту с деньгами. Доброта – одно дело, денежный долг – другое: «Разве доброту сердца можно с деньгами равнять?»

Костылев – человек набожный. Но, как мне показалось, не из любви к Богу, а опять- таки из чувства страха, страха перед тем, что Бог его покарает. Так, беря полтинник с Клеща, он подчеркивает, что на эти деньги он маслице в лампадку купит, то есть употребит их на Бога, не для своих нужд: «А я на тебя полтинку накину, - маслица в лампадку куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть…И на меня жертва пойдет, и воздаяние грехов моих, и за тебя тоже».

Костылев говорит о любви к ближнему: «А я вас всех люблю…Я понимаю, братия вы моя ненаглядная, никудышная, пропащая…». Какие высокие слова, какие красивые, но грош им цена! Он чем-то напоминает Иудушку Головлева, героя Салтыкова–Щедрина…

Костылев по отношению к людям – лютый зверь.

Над младшей сестрой своей жены, двадцатилетней Наташей, он в открытую измывается: заставляет прислуживать себе, словно она крепостная, унижает словами «нищая», «дармоедка», «свинья»… И попрекает каждым куском хлеба.

Костылев за копейку продаст человека…Копейка- это как бы красная цена Костылеву-человеку, точнее - его человечности.

Жене Костылева, Василисе, двадцать шесть лет. Она очень молода, муж вдвое старше ее. Василиса появляется в ночлежке с руганью и бранью в адрес обитателей. Но мне показалось, что эта суровая, грубая женщина на самом деле очень несчастна.

В семейной жизни она глубоко несчастливая. «Он в меня, как клоп, впился, четыре года сосет!» - говорит она о супруге. Конечно, эта неудавшаяся женская судьба привела к желанию найти душевное тепло на стороне. Так и появился в ее жизни Васька Пепел. Но и этот человек счастья ей не принес. Он предпочел чистую, честную Наташу…

Да и Василиса не то чтобы любила Ваську, она любила в нем скорее свою надежду. С Васькой Василиса связывала свою надежду выбраться из опостылевшего ей омута, освободиться от ненавистного мужа: « И, может, я не тебя, Вася, любила…а надежду мою, думу эту любила в тебе… Понимаешь? Ждала я, что вытащишь ты меня…».

Желание Василисы вырваться из грязного мира, стремление уйти оттуда, где царят разврат, не смолкает ругань, нельзя осуждать. Но она не мечтает о чем-то высоком, как, например, тот же Васька, ее мечты пошлые, приземленные…

Женщина – олицетворение женственности, красоты, любви, семейного уюта, материнства…Но только не Василиса. Она мечтает о том, чтобы убить ненавистного супруга не столько ради освобождения от унижений и побоев Костылева. Немалую роль в принятии этого решения сыграли деньги, которыми владеет супруг. Эта хладнокровная женщина подговаривает любовника на убийство. Она калечит собственную сестру, обварив ей кипятком ноги. Нет, Василиса не любит Ваську, но задето ее самолюбие.

И какую меткую характеристику дал ей Васька Пепел: «…души в тебе нет, баба…В женщине – душа должна быть…Мы – звери… нам надо…надо нас – приучать…»

И вот Васька убил Костылева. И эта страшная женщина кричит: «Убили! Мужа моего…вот кто убил! Васька убил! Я - видела! Голубчики – я видела! Что - Вася? Полиция!».

Василиса хочет вырваться со дна жизни, завладев деньгами мужа, и жить на них безбедно. Но ведь это грязные деньги, нажитые на страданиях обездоленных людей…

Таковы хозяева в пьесе «На дне»: грубые, жестокие, бесчеловечные…

Молодым свойственно строить "воздушные замки", мечтать о чем-либо. Мало кому в юности приходят в голову мысли о том, что он так ничего и не добьется в жизни, будет влачить жалкое существование или вовсе - опустится на самое "дно" жизни. Чаще всего люди мечтают о вечной любви, славе, безбедной жизни, служении народу и о простом человеческом счастье. Пьеса М. Горького "На дне" как раз таки о таких людях, людях, которые оказались "на дне".

Изначально пьеса имела другое не менее говорящее название "Без солнца". Затем это название трансформировалось в "Ночлежку". Но и этот вариант был отброшен автором. После долгих раздумий утверждается новый вариант - "На дне жизни". Перед самым выходом пьесы в свет - в 1902 году - название сократилось на одно слово. В окончательном варианте название оказалось наиболее подходящим из всех ранее озвученных. В пьесе нашли свое отражение многие противоречия начала ХХ века. Здесь отражен и социальный, и философский конфликт. Есть место и любовной драме. Действие пьесы разворачивается в ночлежке Костылевых, где "все некрашеное и грязное", "каменные своды...с отвалившейся штукатуркой". Обитатели «дна» - жители костылевской ночлежки - оказались выброшены обществом из своих рядов. «Дно» грозит споткнувшимся, слабым, выбившимся из колеи людям нравственной или физической гибелью. Здесь оказались люди с различными характерами, судьбами и различным социальным происхождением: рабочий и вор, разорившийся барон и спившийся актер, женщина легкого поведения и праведница. При первой встрече с обитателями ночлежки видно, что перед нами предстают страдающие и очень одинокие люди. Горький намеренно не дает полной биографии героев. Ее мы можем выстроить лишь по отдельным репликам. Итак, что мы можем сказать о каждом герое?

В целом, всех обитателей ночлежки можно разделить на три группы. Первые - это те, кто примирился с существующим положением вещей. Найдя спасительную мечту, лживую и неосуществимую по своей сути, они нашли себе оправдание в отказе от активной жизненной позиции. Вторые - это те люди, которые хотели бы начать новую жизнь, выбраться со "дна". И третьим, последним образом является Сатин, взятый отдельно от других. Рассмотрим теперь каждую группу по-отдельности.

Представителями первой группы являются Бубнов, Настя, Барон, Актер и Анна. О Бубнове мы узнаем по его рассказам: некогда он был владельцем красильной мастерской. Его жена скоро сошлась с мастером, и Бубнов, опасаясь за свою жизнь, предпочел просто уйти. По его теории сама среда, в которую помещен человек, формирует последнего, ставит его в полную зависимость перед собой. Правда Бубнова - правда внешних обстоятельств, в которой человеку отказано в личной инициативе. Здесь мы наблюдаем истинного приверженца фатализма. Среда, которая его окружает - подлая и грязная. Здесь нет добрых людей, а следовательно и самому нечего себя "раскрашивать".

Настя - девушка легкого поведения. Несмотря на всю жестокость, унижения и оскорбления, она не отчаялась, не стала жестокой и бездушной. Напротив, она искренне мечтает о большой и светлой любви. Но в реальной, окружающей ее действительности нет места чистой любви, кроме ее номинальной стоимости на бумажках. Не желая трезво смотреть на действительность, она сотворила себе прошлое, в котором якобы "жила" большая и чистая любовь. Свой сотворенный мир она выдает за реальный.

Барон - также как и Настя живет прошлым, но в отличие от нее действительно имевшем место. Время от времени, вспоминая свое былое состояние, свой знаменитый род, Барон не в силах бороться с тяжелой действительностью. Спасение от воспоминаний и горечи потерь он находит на дне стакана. Авторское отношение к такому герою выражено следующей фразой: "В карете прошлого далеко не уедешь". Так оно и есть: стоит на месте "карета" Барона, да и он сам не предпринимает никаких шагов по изменению своей жизни.

Актер - еще один обитатель ночлежки. Настоящее имя героя не известно. В прошлом он - представитель творческой интеллигенции, а сейчас это просто человек "без имени". Вспоминая былую славу, он с каждым разом расцвечивает ее в более яркие цвета, нежели она была на самом деле. Спасается от горькой "правды жизни" также как и предыдущий герой - пьянством.

Самым жалким и трагичным персонажем, на мой взгляд, является Анна. Ей тяжелее всех: она больна и угасает с каждым днем. Горьковская Анна - это собирательный образ обычной женщины начала ХХ века. Свою жизнь она описывает следующим образом: "Не помню, когда я сыта была…Над каждым куском хлеба тряслась…Всю жизнь мою дрожала…Мучилась…как бы больше других не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила…всю мою несчастную жизнь». Скорее всего она родилась в обычной бедной семье. Потом вышла замуж, скорее не столько по любви, сколько по необходимости. Образ Анны является скорее нейтральным, характеризующим общую массу серых людей: не творящих в жизни зла, но и не являющими собой светлый образ. Она полностью смирилась с окружающей действительностью, уповая лишь на счастье в загробном мире.

Все эти люди, опустившись на самое «дно» после многих лишений, стали безжалостны и к себе, и к другим. В ответ на свои жалобы они получают только смех и издевательства со стороны окружающих. Барона, живущего за счет Насти, забавляют ее фантазии и слезы. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая тех, кому может быть тоже нужна помощь.

Единственный, кто верит в возможность спастись, вырваться со "дна" - это Клещ - представитель второй группы. Да, он озлоблен на людей, порой жесток с Анной - своей женой. Но единственный кто видит спасение в изнурительном, тяжелом, но честном труде: "Я - рабочий человек...мне глядеть на них стыдно... Я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу".

И, наконец, третья, последняя группа. Ее единственным представителем является Константин Сатин. Почему он особняком выделяется среди прочих? Он является носителем философии правды жизни в споре с Лукой. По его мнению не стоит опускать руки, необходимо открыто смотреть на неприятности и пытаться их решать. О нем мы знаем лишь то, что в настоящем он карточный шулер. Ранее он работал телеграфистом, но после преступления, совершенного им, оказался на "дне". Во многом он выделяется на фоне общей массы "серых" ночлежников: своими репликами, образованностью и интеллигентностью. В споре с Лукой их объединяет то, что оба стоят на позициях уважения человека. Но только каждый по-своему видит это. Сатин в своем пламенном монологе утверждает, что "ложь - религия рабов и хозяев. Правда - Бог свободного человека". Он также против любого сострадания к человеку: "Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью". А потому, видимо, он и раскрывает всем глаза на обман Луки: Актера уверяет в том, что нет бесплатных лечебниц для алкоголиков, Ваську Пепла шуткой подталкивает к преступлению. И к чему в итоге привела такая правда? К смерти Актера и ссылке Пепла в Сибирь. Вот и вся правда Константина Сатина.
Убогими и жалкими предстают перед нами ночлежники. Ни один из них так и не смог вылезти со "дна", не смог ничего в себе изменить. Так и остались все они доживать свой короткий век "на дне".

Небольшое произведение М. Горького «На дне» рисует широкую картину жизни самых обездоленных слоев населения России. Вниманию читателя представляются разные судьбы, противоречивые характеры обитателей ночлежного дома. Особняком стоят образы хозяев жизни, собственников приюта бездомных супругов Костылевых.

Первое знакомство

Пятидесятилетний мужчина — хозяин ночлежки, сырого темного подвала, где находят приют нищие бездомные бродяги. Костылев наживается на несчастье попавших в беду людей. Под стать мужу двадцатипятилетняя супруга Василиса Карповна, беспринципная жадная женщина, изменяющая мужу с Васькой Пеплом.

Отношение окружающих

Хозяин ночлежки ненавистен постояльцам. Громкий визгливый голос, скандальный характер вызывают раздражение, неприязнь, страх.

Актер называет его пройдохой. Сатин — нечистой силой. Васька Пепел брезгует марать об него руки. Молодая жена сравнивает супруга с ядовитым клопом.

Характеристика

Костылев — натура лживая, двуличная. Выставляя себя честным человеком, скупает краденые вещи. Чтобы избежать наказания, предает подельника Ваську Пепла. Религиозность ограничивается страхом неотвратимой божьей кары.

Жадный, трусливый хозяин жизни избивает жену, но боится связываться с ее любовником. Собственная безопасность ценится им дороже честного имени.

Доброе отношение, забота о ближнем — пустые слова, прикрывающие жестокость, бесчеловечность Он издевается над беззащитной Наташей, младшей сестрой Василисы. Заставляет выполнять тяжелую работу, попрекает куском хлеба. Выбивает последние гроши из постояльцев.

Деньги для Костылева — главная ценность. Ради них он готов совершать подлости, становиться предателем, обманывать, унижаться. Гибель хозяина воспринимается как заслуженная кара. Ночлежники жалеют убийцу, Ваську Пепла, а не жертву.

Среди многочисленных персонажей пьесы нет положительного героя. Автор наделяет каждого обитателя ночлежки недостатками и достоинствами. Михаил Иванович Костылев — резко отрицательный персонаж, в котором отсутствуют положительные качества характера.

Драматургия Горького очень интересна своей проблематикой, силой философских размышлений. Определенного совершенства в этом плане достигла пьеса «На дне», представляющая совокупность социально-философских воззрений писателя.

В экспозиции с помощью обширной авторской ремарки и высказываний персонажей обрисован «подвал, похожий на пещеру», в котором живут, дерутся, умирают воры, шулера, проститутки, бывшие работники: слесарь Клещ, картузник Бубнов, телеграфист Сатин, Актер, Барон. Их положение мало чем отличается друг от друга, несмотря на то, что одни, как Клещ, надеются «вырваться», другие, как Сатин, хотят «забыть о человеческой жизни». Все они находятся на разных ступенях падения «на дно», но тем не менее, они освобождены от социальных признаков, различий, оставшись голыми.

Такая характеристика персонажей дает возможность с необычной точки зрения показать общественный конфликт. Здесь тоже есть хозяева, но они действуют в микроскопическом масштабе. Итак, «хозяева жизни» в произведении представлены содержателем ночлежки Костылевым, лицемерным, трусливым, отвратительным старикашкой, выжимающим прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв, и его женой Василисой, жестокой, жадной хищницы, прокладывающей себе путь преступлениями.

Костылев, хозяин ночлежки, появляется в пьесе в первом акте. И первая же его фраза способна внушить к нему неприязнь. Старик входит в подвал в тот момент, когда Актер пытается вывести умирающую Анну в сени подышать свежим воздухом. Увидев их, Костылев заявляет: «Ах, и хороша парочка, баран да ярочка». Сразу становится понятным, что в этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия. Чуть позже хозяин ночлежки обещает Клещу накинуть на того еще «полтинничек» на его основную плату. На это Клещ отвечает ему: «Ты петлю на меня накинь да задави… Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь…» Костылев отвратительный персонаж, Горький, дабы подчеркнуть это, дает ему возможность рассуждать над добротой. Какая сатира!.. «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта – она превыше всех благ». И эти слова мы слышим от человека, буквально давящего нечеловеческими условиями своих жителей, о которых сам потом говорит: «А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…». Стоящие в социальном плане ниже, в моральном плане обитатели подвала кажутся гораздо человечнее этого «хозяина жизни». Практически в каждом из подвальных «босяков» можно найти какие-либо хорошие качества, пусть извратившиеся из-за подобной бесчеловечной жизни, но они есть. В Костылеве же мы не можем найти ни одной положительной черты.

Показателен в плане «хозяев жизни» и образ жены Костылева Василисы. У этой женщины нет никаких моральных устоев. Выйдя замуж за старика ради денег и определенного социального статуса, она показала свою жизненную позицию. Она «умная баба», умеет приспосабливаться к любой обстановке.

Изначально мы узнаем о Василисе лишь то, что она является любовницей вора Васьки Пепла. Но что это? Настоящие чувства, эмоции или снова холодный расчет, поиск постоянной выгоды? Скорее второе. Конечно, при старом муже иметь молодого любовника хорошо, а если еще от любовника есть и другая, денежная выгода… Василиса знает, что Васька зависит от нее, понимает, что может сдать его полицейским в любой момент и заставляет его воровать. Как долго это длилось – неизвестно, Горький подводит нас к тому моменту, когда Пепел решил взбунтоваться: «Красивая ты, Васка… а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой и все… а никогда ты не нравилась мне…» Выясняется, что Васька Пепел любит младшую сестру Василисы. А хозяйку ночлежки любить невозможно, потому что это красиво сложенное чудовище. За красивой внешностью стоит страшная, уродливая сущность. Сам Пепел говорит о ней очень точно: «души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила?..». Но и в этой ситуации Василиса не теряется, а предлагает Василию отдать свою младшую сестру Наташу, за что тот должен будет убить Костылева. Нам сразу же становится понятно, что никаких светлых эмоций у Василисы к Пеплу не было. Желая одним махом расправится со всеми, она подбивает Ваську на преступление. В противном случае она обещает окончательно замучить свою младшую сестру. И вышло все именно так, как задумала Василиса. Увидев беседующих Ваську и Наташу, она загоняет сестру домой, запирается с ней в комнате и начинает ту жестоко избивать. Горький не показывает нам эту сцену, но, уже зная, на что способна эта чудовищная женщина, становится страшно.

Сцену драки можно назвать кульминацией социального конфликта драмы. По неосторожности Пепел все-таки убивает Костылева. Теперь ему грозит тюрьма или каторга. Василиса сделала свое страшное дело, одним махом она избавилась сразу же от троих: мужа, любовника и сестры. И ничего страшного, что ее забирают в участок вместе с Васькой. Она «умная баба», всегда сможет выкрутиться. Именно такие люди и способны жить в подобных жизненных условиях. Ее вряд ли что-то сможет когда-нибудь свалить, она слишком хитра и изворотлива для этого. А если говорить о разрешении социального конфликта, убийство Костылева было совершенно бессмысленным. Оно не разрешило социальных противоречий. Обитатели ночлежки вернулись к своим занятиям. А в качестве хозяйки подвала станет, скорее всего, выступать Василиса, и легко себе представить, что жизнь под ее гнетом станет для «босяков» совершенно невыносимой.

Таким образом, Горький через образы Костылева и Василисы показал моральный уровень «хозяев жизни» дна. В этом плане они упали еще ниже обитателей ночлежки, ибо в них не осталось ничего человеческого.