Какие виды живописи бывают. Старые и новые жанры. Религиозный и мифологический жанр

Введение…………………………………………………………………….3

1.Живопись как вид искусства…………………………………………….4

2.Вид изобразительного искусства – графика……………………………4

3.Древний вид искусства – скульптура…………………………………...6

4.Архитектура - искусство проектировать и строить……………………7

5.Основные направления и приемы современного искусства…………..9

6.Кинетическое искусство………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………….16

Список используемой литературы……………………………………...17

Введение

Понятие «искусство» - это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности.

В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и тому подобное.

Эстетика рассматривает искусство как форму общественного сознания, специфический род духовно-практического усвоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого общения, в узком смысле – изобразительное искусство, высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.

Основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, литература, кино, театр.

Рассмотрим основные понятия некоторых видов, направлений и приемов современного изобразительного искусства.

1. Живопись как вид искусства

Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей до новейших течений живописи XI в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития.

В конце XIX-XX вв. развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские течения завоевывают себе право на существование.

Появляется абстрактная живопись (авангардизм, абстракционизм, андеграунд), которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.

В XX в. продолжался поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что несомненно привело к появлению новых стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых любимых техник художников.

2. Вид изобразительного искусства - графика

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.

Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах - эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.

Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В других случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособления печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое.

Термин "графика" первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX - начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.

Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета.

Границы между графикой и живописью очень подвижны, например, технику акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства, в зависимости от того, в какой степени используется цвет, что преобладает в произведении - линия или пятно, каково его назначение.

Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом, а не на снежном поле.

Художественно выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

В этой связи не только тщательно прорисованные графические листы, но и беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность.

Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.

.3. Древний вид искусства - скульптура

Скульптура - один из самых древних видов искусства. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезать, высекать, ваяние, пластика) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи, бюсты, рельефы, и тому подобное) также называют скульптурой.

Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф и горельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Скульптура бывает по своему назначению станковой, монументальной, монументально-декоративной. Отдельно выделяется скульптура малых форм. По жанрам скульптура разделяется на портретную, бытовую (жанровую), анималистическую, историческую и другое. Скульптурными средствами могут быть воссозданы пейзаж и натюрморт. Но главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощен в разнообразных формах (голова, бюст, статуя, скульптурная группа).

Технология изготовления скульптуры обычно сложная и многоэтапная, сопряжена с большим физическим трудом. Скульптор вырезает или высекает свое произведение из твердого материала (камня, дерева и др.) путем удаления лишней массы. Другой процесс создания объема за счет прибавления пластической массы (пластилина, глины, воска и другое) называется лепкой (пластикой). Скульптуры создают также свое произведение с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния в твердое (различных материалов, гипса, бетона, пластмассы и тому подобное). Нерасплавленный металл для создания скульптуры обрабатывается путем ковки, чеканки, сварки и резки.

В XX в. возникают новые возможности развития скульптуры. Так, в абстрактной скульптуре используются нетрадиционные методы и материалы (проволока, надувные фигуры, зеркала и др.). Художники многих модернистских течений провозглашают обыденные предметы произведениями скульптуры.

Цвет, издавна применяемый в скульптуре (античность, средние века, Возрождение), активно используется для повышения художественной выразительности станковой скульптуры и в наши дни. Обращение к полихромии в скульптуре или отказ от нее, возвращение к естественному цвету материала (камня, дерева, бронзы и др.) связаны с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху

Большинство живописных произведений, которые вы видите - это предметы станковой . Этот термин , что картины были написаны на специальном станке - мольберте. Их можно установить в раму, повесить на стену или преподнести в качестве подарка. Другими словами, станковая - это картина, написанная на плоском фоне: бумаге, доске. В этом виде живописи преобладают работы, написанные маслом, но также картины, в которых применяются другие материалы - гуашь и акварель, пастель, тушь, уголь, акриловые краски, цветные карандаши и т.д.
Одним из прикладных видов станковой живописи является театрально-декорационная живопись - эскизы костюмов героев и мизансцен.

Монументальная живопись - роспись зданий

Монументальная живопись не может существовать отдельно от того места, где ее выполняют. Этот вид живописи был очень популярен в 16-19 веках, когда строились величественные храмы, и лучшие художники расписывали их своды. Самый распространенный вид - это фреска, роспись водными красками по сырой штукатурке.

Также была распространена живопись на сухой штукатурке - секко, но такие произведения хуже сохранились до наших времен. Наиболее известный монументальной живописи - это масштабная роспись Сикстинской капеллы, в которой принял участие Микеланджело. По оценкам критиков, фрески капеллы могут быть приравнены к Восьмому чуду света.

Самые древние произведения монументальной живописи - это наскальные росписи первых людей.

Декоративная живопись - прикладное искусство

Декоративная живопись тесно сближается с декоративно-прикладным искусством. Она играет скорее вспомогательную роль в украшении различных предметов. Декоративная живопись - это разнообразные узоры и орнаменты, украшающие предметы быта, мебель, архитектуру. Авторы этого вида живописи могут быть неизвестны - нехитрые росписи крестьянских домов и мебели также относятся к этому виду.

Миниатюрная живопись - милые мелочи

Изначально миниатюрная живопись представляла собой оформления книг. Старинные книги делались с большой тщательностью и были очень дороги. Для их украшения нанимали специальных мастеров, которые красиво оформляли заглавные , обложки и заставки между главами. Такие издания были настоящим произведением искусства. Существовало несколько школ, придерживающихся строгих канонов миниатюрной живописи.

Позже миниатюрой стали называть любые живописные произведения малого масштаба. Они использовались в качестве сувениров и памятных подарков. Несмотря на малые размеры, этот вид живописи требовал большой точности и мастерства. Самыми популярными материалами для сувенирных миниатюр были , кость, камень и металлические пластинки.

Совет 2: Какие бывают виды мольбертов: основные и популярные

Рисование – это одно из самых интересных направлений в творчестве. Но для того чтобы написать картину, нужно правильно выбрать не только кисти и краски, но и мольберт.

Для некоторых людей занятие творчеством, а именно рисованием, является неотъемлемой частью жизни в виде хобби или профессиональной деятельности. Художники и любители придают особое значение именно материалам и приспособлениям, с которыми они работают. Так мольберты являются неотъемлемой частью творческого процесса, поэтому есть необходимость рассмотреть эти вспомогательные предметы более подробно.

Итак, в данный момент имеется три основных вида , это: мольберты-треноги, мольберты вертикальной панели (стационарные), а также этюдники. Каждый из видов мольбертов обладает характерными особенностями. К примеру, треноги очень удобны в сборке и эксплуатации. Такой мольберт всегда можно разобрать, при этом в сложенном виде это приспособление занимает совсем немного места.

В то же время мольберты вертикальной панели очень удобны, имея функции регулирования высоты и угла наклона, однако они занимают много места за счет своей стационарности. Принцип крепления бумаги или натянутого холста в этих типах мольбертов практически неизменен. Внизу имеется небольшая панель для расположения расходных материалов: карандашей, красок, кистей и прочего.

Этюдники могут быть использованы на природе для с натуры. При этом в собранном виде это приспособление превращается в небольшой чемоданчик, с которым можно совершать длительные переезды до места написания полотна.

Наиболее популярные мольберты

Наибольшей популярностью пользуются именно мольберты-треноги. Это обусловлено их удобством и компактностью. Кроме того, такой мольберт можно изготовить и самостоятельно, если вы не желаете тратить деньги на его покупку.

Для работы в студии или на дому часто используются и мольберты-столы, то есть мольберты с вертикальной панелью. Этот вид удобен при работе на одном месте, так как транспортировка его затрудняется невозможностью разобрать предмет на более мелкие детали с последующей сборкой. При этом каждый тип мольбертов предназначен для определенного целевого использования, однако наиболее универсальным можно по праву считать треногу, так как ее можно применять как для постоянной работы в студии, так и для работы с натуры на природе, разумеется, если она не слишком велика.

Источники:

  • Классификация мольбертов

Искусство декорирования поверхностей красками и кистью называют художественной росписью. Само понятие росписи серьезно отличается от живописи, так как является частью задуманного художником пространства.

Художественную роспись изначально наносили на любые демократичные и легкодобываемые материалы: кожу, дерево, натуральные ткани, глину и . Умения передавались из поколения в поколение мастерами, появлялись специфические художественные приемы, которые помогали изделия. Со временем избиралось наиболее содержательное и выразительное нанесение орнамента. В архитектуре росписью декорировали потолки, своды, стены, балки, а в быту декор наносился на предметы быта.

Систематизация различных видов росписи впервые была начата еще в 1876 году профессором А.А. Исаевым в его двухтомнике под названием «Промыслы Московской губернии». Предприятия художественной росписи и в настоящее время развивают свое дело, чтобы отвечать спросу на рынках России и за рубежом.

Хохломская роспись

В богатом растительном орнаменте нашло применение мастерство тонкой кисти, пришедшее из монастырей. Оттуда же был выведен секрет, как красить посуду в золотой цвет без применения золота. Роспись не изменилась до настоящего времени и процесс с давних времен до наших дней происходит одинаково. Заготовку посуды вытачивают из дерева на токарном станке, затем грунтуют специально подготовленным раствором глины или используют искусственные грунтовки. Посуду покрывают краской на основе олова или серебра, реже - алюминия. Расписывают по задуманному мотиву и сушат в печи, затем лакируют и снова делают горячую сушку.

Так как изделие несколько раз проходит интенсивную термическую обработку, краски были выбраны из тех, на чью яркость высокие температуры не влияли. Это черный, золото и киноварь.

Гжельский фарфор

Гжель уникальна, так как каждый художник, используя классические и всем знакомые мотивы, создает технику индивидуально. Главная роль принадлежит опытности мастера и движению его кисти. При этом на белизне от одного мазка возникают гармоничные переходы от темно-синего до нежно-голубого. Краска используется только одна, кобальт, и рисунок делается очень быстро, с первого раза.

Матрешка

Эти фигурки разного размера, вкладывающиеся одна в другую, ведут свой род из Японии. Большую популярность эти куклы приобрели в 1900 году, после выставки в Париже. Основное производство шло в селе Полховский Майдан, которое славилось и росписью, и токарями - ведь форму матрешки нужно было еще выточить.

Полховская имеет отличительные черты, по которым ее можно узнать среди прочих. У нее написанное мелкими мазками лицо, а в области лба цветок розы-дикуши. Цвет платка контрастирует с цветом сарафана, а со спины матрешка на 2/3 алая или зеленая. Фартук овальный и проходит от шеи до земли.

Самая сложная в обработке, инкрустированная соломой матрешка из Вятки.

Почти каждая девушка, если ее свободное время не перегружено учебой или свиданиями, имеет одно или несколько увлечений. Некоторые из них захватывают ее своей оригинальностью ненадолго, другие являются спутниками на всю жизнь.

Инструкция

Самым распространенным видом женского хобби можно назвать все виды рукоделия: и крючком, макраме, шитье, вышивание. Такое увлечение зарождается не на пустом месте, оно традиционно переходит от мам и бабушек, которые занимаются ими в присутствии дочерей и внучек. Маленькой девочке становится интересно, и она просит взрослых показать ей, петли, узелки, строчку или тамбурный шов. Вначале не получается, и она может даже забросить на время свое новое увлечение, но через несколько лет природа возьмет свое, и вот уже девушка-подросток сошьет свои первые джинсы или свяжет берет.

Не столь затратным по времени, оставляющим вечера свободными и для других занятий, является цветоводство. Все женщины любят цветы, а уж выращенные собственными представляют наибольший интерес. Слежение за появлением отростков, их увеличением в размерах и последующим цветением сродни материнству, поэтому и доставляет удовольствие многим представительницам прекрасного пола. Если терпения ухаживать за розами и фиалками нет, можно начать с хлорофитума, или простых кактусов.

К самым ранним видам хобби, которые возникают у маленького ребенка, относятся рисование и движение под музыку. Если к ним есть талант, то начинания не пропадут, а разовьются в умение отображать внешний и внутренний миры посредством живописи и танцевать. Если таланта нет, но душа настойчиво требует выражения всех ее порывов, то девушка становится неплохим фотографом. На ее снимках чаще всего фигурируют родственники и подруги, знаменательные места и захватившие воображение уголки природы.

Другим методом реализовать свой потенциал является изготовление поделок из различных материалов. Это лепка из глины и мыловарение, карвинг и дизайн. Последние могут превратиться в профессию и стать неплохим способом заработка. А карвинг можно назвать разновидностью распространенного, но далеко не всеохватывающего хобби – готовки. Сварить простейшую кашу и суп, испечь пиццу из всего, что есть в холодильнике, способна почти всякая девушка, но лишь некоторые из них обладают искусством приготовления оригинальных блюд.

И наконец, поголовное увлечение женщин всех возрастов и социальных категорий – это гадание. Чаще всего на картах, но для достижения результата используются также , кофейная гуща, хиромантия и другие методы ворожбы. Узнавание прошлого и будущего не может наскучить, а специализация на отдельном виде может превратить девушку в настоящего мастера.

Круглые и плоские, с деревянной ручкой и пластмассовой, куница и пони. Разнообразие форм и видов кистей помогает художнику в создании шедевров на полотне или бумаге. Так, например, беличья кисть применяется в основном для работы с акварельной краской, а кисть линейной формы используется для нанесения надписей.

Формы кистей

Одна из самых распространенных и универсальных форм кистей – круглая. Пучок такой кисти закреплен в круглую обойму, как правило, металлическую. Кисти могут быть разных размеров. Маленький пучок используется для создания миниатюр, а большой – для крупных пейзажей. Круглая кисть обеспечивает однородную линию одинаковой толщины, хотя умелый художник может ее варьировать.

Плоскими кистями хорошо прорабатывать крупные участки композиции, они удерживают в себе много краски. Мазки такой кистью получаются ровными и широкими.

Кисть под названием «кошачий глаз» имеет овальную или куполообразную форму. Такая кисть очень индивидуальна в использовании и может применяться аналогично круглой и плоской.

Подвид плоских кистей – контурные, они обладают схожей формой, но пучок короче и, соответственно, более упругий. Такие кисти используются для техники масляной живописи, ими легко делать плоские мазки и четкие контуры.

Шрифтовые кисти имеют круглый длинный пучок с тонким острым кончиком, что позволяет делать надписи и наносить контуры. Такие кисти используются с жидкими красками.

Ретушные кисти также относятся к разновидности плоских кистей, их особенность заключается в подрезанном под углом кончике. Такие кисти применяются для создания очень тонких мазков и плавного и точного перехода одного цвета в другой. Это создается благодаря тонкому и острому кончику.

Линейные кисти, также как и шрифтовые имеют круглую длинную форму пучка и используются для нанесения надписей и создания длинных ровных линий. Линейные кисти короче шрифтовых, но длиннее и тоньше круглых.

Кисти флейц помимо живописи, используются при нанесении макияжа, а именно, пудры или румян. Это мягкие кисти предназначены для свободной живописи акварельными красками. Они удерживают много воды, поэтому ими можно проводить длинные сплошные однородные линии без прерывания.

Веерные кисти имеют негустой пучок в форме веера. Они используются для создания утонченной цветовой растяжки, перехода цветов и контрастов.

Виды кистей

Помимо форм и размеров существует значимое различие кистей по видам, а именно, из какого волоса сделан пучок. Самый распространенный вид кистей – белка. Такие кисти изготавливают из обработанных волосков хвоста белки, так как именно в хвосте самые длинный ворс. Беличьи кисти очень мягкие и нежные, поэтому требуют особого ухода. Их используют для работы с акварельной краской или другой краской на водной основе.

Колонковые кисти изготавливают из обработанного ворса хвоста колонка. Эти кисти достаточно мягкие и в то же время, упругие. Поэтому их используют

Живопись - едва ли не самый древний вид искусства. Еще в первобытную эпоху на стенах пещер наши предки делали изображения людей и животных. Это первые примеры живописи. С тех пор данный вид искусства неизменно оставался спутником человеческой жизни. Примеры живописи на сегодняшний день многочисленны и разнообразны. Мы попытаемся максимально охватить этот вид искусства, рассказать об основных жанрах, стилях, направлениях и техниках в нем.

Техники живописи

Рассмотрим для начала основные техники живописи. Одной из самых распространенных является масло . Это техника, в которой применяются краски, созданные на масляной основе. Эти краски наносятся мазками. С помощью них можно создать многообразие различных оттенков, а также передать с максимальным реализмом необходимые образы.

Темпера - еще одна популярная техника. О ней идет речь, когда применяются краски-эмульсии. Связующим веществом в этих красках является яйцо или вода.

Гуашь - техника, широко используемая в графике. Краска гуашь делается на клеевой основе. Ее можно использовать для работы на картоне, бумаге, кости или шелке. Изображение долговечно, а линии получаются четкими. Пастель - это техника рисования сухими карандашами, при этом поверхность должна быть шероховатой. И, конечно, стоит сказать и об акварели. Эту краску обычно разводят водой. Мягкий и тонкий красочный слой получается при использовании этой техники. Особенно популярны Конечно, мы перечислили лишь основные техники, которые используются в живописи чаще всего. Есть и другие.

На чем обычно пишутся картины? Наиболее популярна живопись на холсте. Его натягивают на раму или клеят на картон. Отметим, что в прошлом довольно часто использовались деревянные доски. Сегодня популярна не только живопись на холсте, могут применяться для создания изображения и любые другие плоские материалы.

Типы живописи

Можно выделить 2 основных ее типа: станковая и монументальная живопись. Последняя связана с архитектурой. К этому типу относятся росписи потолков и стен зданий, украшение их выполненными из мозаики или других материалов изображениями, витражи и прочее. Станковая живопись с конкретным зданием не связана. Ее можно перенести с места на место. В станковой живописи выделяется множество разновидностей (иначе их называют жанрами). Остановимся на них подробнее.

Жанры живописи

Слово "жанр" по происхождению французское. Оно переводится как "род", "вид". То есть под именем жанра выступает содержание некоторого рода, и, произнося его название, мы понимаем, о чем же картина, что мы найдем в ней: человека, природу, животное, предметы и т.д.

Портрет

Наиболее древним жанром живописи является портрет. Это изображение человека, который похож лишь на самого себя и больше ни на кого. Другими словами, портрет - изображение в живописи индивидуального облика, так как индивидуальным лицом обладает каждый из нас. Этот жанр живописи имеет свои разновидности. Портрет может быть в рост, погрудный или же пишут только одно лицо. Отметим, что не любое изображение человека является портретом, так как художник может создать, например, "человека вообще", не списывая его ни с кого. Однако когда он изображает конкретного представителя человеческого рода, то работает именно над портретом. Стоит ли говорить о том, что примеры живописи этого жанра многочисленны. Но представленный ниже портрет знает практически каждый житель нашей страны. Речь идет об изображении А. С. Пушкина, созданном в 1827 году Кипренским.

К этому жанру можно добавить также автопортрет. В этом случае художник изображает самого себя. Существует парный портрет, когда на картине - люди в паре; и групповой портрет, когда изображается группа лиц. Можно отметить также парадный портрет, разновидность которого - конный, один из наиболее торжественных. Он был очень популярен в прошлом, но сейчас редко встречаются такие работы. Однако следующий жанр, о котором мы поговорим, актуален в любое время. О чем же идет речь? Об этом можно догадаться, перебрав жанры, которые мы еще не назвали, характеризуя живопись. Натюрморт - один из них. Именно о нем мы сейчас поговорим, продолжая рассматривать живопись.

Натюрморт

Это слово также имеет французское происхождение, означает оно "мертвая натура", хотя по смыслу точнее будет "неживая натура". Натюрморт - изображение неодушевленных предметов. Они отличаются большим разнообразием. Отметим, что натюрморты могут изображать также и "живую натуру": затихших на лепестках бабочек, прекрасные цветы, птиц, а иногда среди даров природы можно заметить и человека. Однако это все-таки будет натюрморт, поскольку изображение живого - не самое важное для художника в этом случае.

Пейзаж

Пейзаж - еще одно французское слово, означающее в переводе "вид страны". Оно аналогично немецкому понятию "ландшафт". Пейзаж - это изображение природы в ее разнообразии. К этому жанру присоединяются следующие разновидности: архитектурный пейзаж и весьма популярный морской пейзаж, который называют чаще одним словом "марина", а работающие в нем художники именуются маринистами. Многочисленные примеры живописи в жанре морского пейзажа можно найти в творчестве И. К. Айвазовского. Один из них - "Радуга" 1873 года.

Эта картина написана маслом и сложна в исполнении. А вот пейзажи акварелью создавать совсем несложно, поэтому в школе на уроках рисования это задание давалось каждому из нас.

Анималистический жанр

Следующий жанр - анималистический. Здесь все просто - это изображение птиц и животных в природе, в естественной среде.

Бытовой жанр

Бытовой жанр представляет собой изображение сцен из жизни, быта, забавных "происшествий", домашней жизни и историй обыкновенных людей в обыкновенной среде. А можно обойтись и без историй - просто запечатлевать будничные занятия и дела. Такие картины иногда именуют жанровой живописью. В качестве примера приведем представленную выше работу Ван Гога "Едоки картофеля" (1885 год).

Исторический жанр

Темы живописи разнообразны, однако отдельно выделяется исторический жанр. Это изображение исторических героев и событий. Батальный жанр примыкает к нему, в нем представлены эпизоды войны, битвы.

Религиозный и мифологический жанр

В мифологическом жанре написаны произведения живописи на темы старинных и древних сказаний о богах и героях. Нужно отметить, что изображение носит светский характер, и этим оно отличается от изображений божеств, представленных на иконе. К слову сказать, религиозная живопись - это не только иконы. Она объединяет различные работы, написанные на религиозные сюжеты.

Столкновение жанров

Чем богаче содержание жанра, тем больше возникает его "спутников". Жанры могут сливаться, поэтому существует живопись, которую вообще нельзя уложить в рамки какого-либо из них. В искусстве есть как общее (техники, жанры, стили), так и индивидуальное (взятое в отдельности конкретное произведение). Отдельная картина несет в себе и нечто общее. Поэтому у многих художников может быть один жанр, но написанные в нем картины никогда не похожи. Такие особенности имеет культура живописи.

Стиль

Стиль в является аспектом визуального восприятия картин. В него можно объединять работы одного художника либо работы художников определенного периода, направления, школы, местности.

Академическая живопись и реализм

Живопись академическая - это особое направление, формирование которого связано с деятельностью академий художеств Европы. Оно появилось в 16 веке в Болонской академии, выходцы из которой стремились подражать мастерам Возрождения. С 16 века методы обучения живописи стали основываться на строгом соблюдении правил и норм, следовании формальным образцам. художеств в Париже считалась одной из наиболее влиятельных в Европе. Она пропагандировала эстетику классицизма, господствовавшего во Франции в 17 веке. Парижская академия? способствовав систематизации образования, постепенно превратила правила классического направления в догму. Так академическая живопись стала особым направлением. В 19 веке одними из самых видных проявлений академизма стали работы Ж. Л. Жерома, Александра Кабаннеля, Ж. Энгра. Классические каноны только на рубеже 19-20 веков были заменены реалистическими. Именно реализм становится в начале 20 века базовым методом обучения в академиях, превращается в догматическую систему.

Барокко

Барокко - стиль и эпоха искусства, для которых характерна аристократичность, контрастность, динамичность образов, простые детали при изображении изобилия, напряжения, драмы, роскошь, слияние реальности и иллюзии. Этот стиль появился в Италии в 1600 году и распространился по всей Европе. Караваджо и Рубенс являются самыми яркими его представителями. Барокко нередко сравнивают с экспрессионизмом, однако, в отличие от последнего, ему не присущи слишком отталкивающие эффекты. Произведения живописи этого стиля сегодня характеризуются сложностью линий и изобилием орнаментов.

Кубизм

Кубизм - это зародившееся в 20 веке авангардное направление искусства. Создателем его является Пабло Пикассо. Кубизм произвел настоящую революцию в скульптуре и живописи Европы, вдохновив на создание похожих направлений в архитектуре, литературе, музыке. Художественная живопись в этом стиле характеризуется перекомбинированными, ломанными предметами, имеющими абстрактную форму. При их изображении используется множество точек зрения.

Экспрессионизм

Экспрессионизм - еще одно важное направление современного искусства, появившееся в Германии в первой половине 20 в. Сначала оно охватывало только поэзию и живопись, а затем распространилось и на другие области искусства.

Экспрессионисты изображают мир субъективно, искажая реальность для создания большего эмоционального эффекта. Их цель - заставить задуматься зрителя. Выражение в экспрессионизме преобладает над изображением. Можно отметить, что для многих работ характерны мотивы мучений, боли, страданий, крика (работа Эдварда Мунка, представленная выше, так и называется - "Крик"). Художников-экспрессионистов совсем не интересует материальная реальность, их картины наполнены глубоким смыслом и эмоциональными переживаниями.

Импрессионизм

Импрессионизм - направление живописи, нацеленное в основном на работу на пленэре (открытом воздухе), а не в студии. Оно обязано своим названием картине "Впечатление, Восход солнца" Клода Моне, которая представлена на фото ниже.

Слово "впечатление" на английском языке - impression. Импрессионистические картины передают в первую очередь световое ощущение художника. Основные особенности живописи в этом стиле следующие: еле видимые, тонкие мазки; изменение освещения, точно переданное (внимание зачастую акцентировано на эффекте течения времени); открытая композиция; простая общая цель; движение как ключевой элемент опыта и восприятия человека. Самыми яркими представителями такого направления, как импрессионизм, являются Эдгар Дега, Клод Моне, Пьер Ренуар.

Модернизм

Следующее направление - модернизм, зародившийся как совокупность тенденций в различных сферах искусства в конце 19 и начале 20 в. Парижский "Салон отверженных" был открыт в 1863 году. Здесь выставлялись художники, картины которых не допускались в официальный салон. Эту дату можно считать датой возникновения модернизма как отдельного направления в искусстве. Иначе модернизм называют иногда "иным искусством". Его цель - создание уникальных картин, не похожих на другие. Главная черта работ - особенное видение мира автором.

Художники в своем творчестве восстали против ценностей реализма. Самосознание является яркой характеристикой данного направления. Это часто приводит к экспериментам с формой, а также к склонности к абстракции. Используемым материалам и процессу работы представители модернизма уделяют особое внимание. Одними из самых ярких его представителей считаются Генри Матисс (его работа "Красная комната" 1908 года представлена выше) и Пабло Пикассо.

Неоклассицизм

Неоклассицизм - главное направление живописи в Северной Европе с середины 18 века и до конца 19-го. Для него характерно возвращение к особенностям античного Возрождения и даже времен классицизма. В архитектурном, артистическом и культурном смыслах неоклассицизм появился как ответ рококо, воспринимавшемуся как неглубокий и вычурный стиль искусства. Художники-неоклассицисты, благодаря хорошим знаниям церковных законов, старались вводить каноны в свои работы. Однако они избегали простого воспроизведения классических мотивов и тем. Художники-неоклассицисты пытались поместить свою картину в рамки традиции и продемонстрировать таким образом мастерство владения жанром. Неоклассицизм в этом отношении прямо противопоставлен модернизму, где достоинствами считаются импровизация и самовыражение. К самым известным его представителям относятся Николя Пуссен, Рафаэль.

Поп-арт

Последнее направление, которое мы рассмотрим, - поп-арт. Он появился в Британии в середине 50-х годов прошлого века, а в конце 50-х - и в Америке. Поп-арт, как считается, зародился как реакция на идеи абстрактного экспрессионизма, доминировавшие в то время. Говоря об этом направлении, невозможно не упомянуть В 2009 году "Восемь Элвисов", одна из его картин, была продана за 100 млн долларов.

Живопись — один из наиболее распространенных видов искусства, с помощью которого художники — живописцы передают свое видение мира зрителям.

Таким образом, живопись представляет собой отдельный и весьма популярный вид изобразительного искусства, в котором зрительные образы передаются мастером посредством нанесения красок на поверхность картины.


И. И. Шишкин. Пейзаж » Корабельная роща» (1898 год).

Все существующие на сегодняшний день живописные произведения можно разделить на несколько отдельных жанров, которые имеют свои особенности в тематике и технике изображения. Рассмотрим основные из них, чтобы иметь правильное представление о структуре живописных полотен.

Итак, среди современных жанров живописи можно назвать следующие:

  • Портрет
  • Пейзаж
  • Марина
  • Историческая живопись
  • Батальная живопись
  • Натюрморт
  • Жанровая живопись
  • Архитектурная живопись
  • Религиозная живопись
  • Анималистическая живопись
  • Декоративная живопись

Схематически разделение жанров живописного искусства будет выглядеть следующим образом:


Портрет

Многим из нас знаком такой жанр живописи, как портрет. Это один из самых древнейших видов изобразительного живописного творчества, и его можно встретить также в скульптуре и графике. Раньше не было фотографий, поэтому каждый богатый или знаменитый человек считал необходимым увековечить свое лицо и фигуру для потомков — и в этом на помощь ему приходили художники — портретисты.

Причем, на портрете могут изображаться как реальные люди, так и литературные или мифические герои. Кроме того, может быть создан как портрет человека, жившего в прошедшие времена, так и нашего современника, существующего на сегодняшний день.

Четких границ у портретного жанра нет, поэтому в одном произведении портрет может сочетаться с элементами других жанров живописи — пейзажем, натюрмортом и так далее.

Виды портретов

Среди наиболее распространенных видов портретной живописи можно выделить следующие:

  • Исторический портрет
  • Ретроспективный портрет
  • Портрет — картина
  • Типовой портрет
  • Автопортрет
  • Донаторский портрет
  • Парадный портрет
  • Полупарадный портрет
  • Камерный портрет
  • Интимный портрет
  • Малоформатный портрет
  • Портрет — миниатюра

Каждый из видов портретной живописи имеет свои характерные особенности и отличия в технике выполнения. Рассмотрим их более подробно.

А. М. Матвеев. Портрет Петра Великого (1724 — 1725 годы). Холст, масло.
  • Ретроспективный портрет — посмертное изображение жившего в прошлом человека, которое создано по описаниям очевидцев или по прижизненному изображению. Однако возможны также случаи полного сочинения портрета мастером.
Владислав Рожнев » Женский портрет» (1973 год). Холст, масло.
  • Картина — портрет — человек изображается в сюжетной взаимосвязи с окружающим миром, природой, на фоне архитектурных построек или деятельности других людей. В портретных картинах как раз наиболее ярко прослеживается расплывчатость границ и соединение различных жанров — пейзажа, исторической и батальной живописи и так далее.
Борис Кустодиев. Картина — портрет Ф. И. Шаляпина (1922 год). Холст, масло. Ф. В. Сычков » Портрет крестьянки».
  • Портрет костюмированный — изображенный человек представлен перед зрителем в виде литературного или театрального персонажа, исторического деятеля или мифологического героя. Подобные портреты представляют особый интерес для изучения костюмов других эпох.
  • Автопортрет — особый вид портретного живописного произведения, на котором художник изображает сам себя. То есть, он хочет передать и донести до зрителей свою внутреннюю сущность.
  • Донаторский портрет — одна из устаревших форм портретной живописи. На такой картине с религиозной тематикой изображался человек, сделавший крупные пожертвования церкви. Он представал перед зрителями в окружении святых, рядом с Мадонной или на одной из створок алтаря в коленопреклоненном виде. Состоятельные люди в те времена видели в создании донаторского портрета особый смысл, потому что такие картины всегда воспринимались позитивно и почитались наравне с .

Пинтуриккьо. » Воскресение Христа» с коленопреклоненным папой Александром VI.

По характеру и способу изображения фигуры человека все портреты делятся на следующие типы:

  • Парадный портрет — показывает человек в положении стоя в полный рост. При этом все детали внешности и фигуры выписываются очень четко.
  • Полупарадный портрет — человек изображается по пояс, до колен или в положении сидя, когда нижняя часть ног не видна. В подобном произведении портретной живописи огромную роль играет изображение окружающей обстановки или аксессуаров.
Рокотов Ф. С. » Коронационный портрет Екатерины II» (1763 год).
  • Камерный портрет — фигура человека выполняется на нейтральном фоне, причем используется сокращенный вариант изображения фигуры человека — до пояса, до груди или даже до уровня плеч. В этом случае мастер особенно четко и тщательно выписывает черты лица человека.
  • Интимный портрет — используется крайне редко и представляет собой одну из разновидностей камерного портрета благодаря выполнению на нейтральном фоне. В основе создания интимного портрета лежат глубокие чувства художника к изображаемому человеку или доверительные отношения между ними.

Эдуард Мане » Девушка в испанском костюме» (1862 — 1863 годы).
  • Малоформатный портрет — живописное произведение небольшого размера. выполняемое, как правило, тушью, карандашом, пастелью или акварельными красками.
  • Портрет — миниатюра — один из самых узнаваемых и сложных в отношении техники выполнения видов портретной живописи. Для миниатюры характерен небольшой формат изображения (от 1,5 до 20 см), а также необычайная тонкость письма и тщательная, практически ювелирная прорисовка всех линий. Миниатюрные портреты вставляли в медальоны, украшали ими часы, браслеты, броши, перстни и табакерки.

Жак Августин » Вакханка» — миниатюрный портрет (1799 год). Кость, акварель, гуашь. Размер 8 см (круг).

Пейзаж

Пейзаж представляет собой отдельный жанр живописи, основным объектом изображения которого является природа в первозданном виде или несколько измененная в процессе деятельности человека.


Константин Крыжицкий » Дорога» (1899 год).

Жанр пейзажной живописи известен с древнейших времен. Однако в средние века он несколько теряет свою актуальность. Но уже в эпоху Ренессанса пейзаж возрождается и приобретает значение одного из важнейших жанров в живописном искусстве.


Жан — Франсуа Милле » Весна».

Марина

Марина (от латинского слова » marinus» — » морской») — особый жанр живописи, в котором все изображаемые события, виды человеческой деятельности и картины природы посвящены морю. Зачастую на полотнах изображены морские пейзажи в разное время года и при различном освещении.


И. К. Айвазовский » Девятый вал» (1850 год).

Художников, рисующих морские просторы в различных их проявлениях, называют » маринистами». Одним из известнейших маринистов является Иван Айвазовский, создавший свыше 6 тысяч картин на морскую тематику.


Иван Айвазовский » Радуга» (1873 год).

Историческая живопись

Жанр исторической живописи зародился в эпоху Возрождения, когда художники стремились отразить в своих полотнах сцены из жизни общества в различные периоды истории.

Однако на исторических полотнах могли изображаться не только картины из жизни реальных людей, но и мифологические сюжеты, а также иллюстрированное переосмысление библейских и евангелийских историй.


Доменико Беккафуми » Воздержание Сцилиона Африканского» (около 1525 года).

Историческая живопись служит для отображения событий прошлого, наиболее важных для конкретного народа или всего человечества в целом.


Франциско Прадилья » Крещение принца Хуана, сына Фердинанда и Изабеллы» (1910 год).

Батальная живопись

Одной из разновидностей исторического жанра является батальная живопись, тематика изображений которой посвящена главным образом военным событиям, знаменитым сражениям на суше и на море, а также военным походам. Батальный жанр охватывает историю военных столкновений за всю историю существования человеческой цивилизации.

При этом батальные полотна отличаются большим количеством и многообразием изображенных фигур, а также достаточно точными картинами местности и особенностей того или иного региона.


Франсуа Эдуар Пико » Осада Кале» (1838 год).

Перед художником — баталистом стоит несколько сложнейших задач:

  1. Показать героику войны и показать поведение наиболее отважных воинов.
  2. Запечатлеть особо важный или переломный момент сражения.
  3. Раскрыть в своем произведении полный исторический смысл военных событий.
  4. Точно и четко выразить поведение и переживания каждого из участников битвы — как знаменитых полководцев, так и рядовых солдат.

Жан — Батист Дебре » Наполеон выступает перед баварскими войсками в Абенсберге 20 апреля 1809 года.

Следует отметить, что жанр батальной живописи считается одним из самых сложных, поэтому подобные полотна создаются мастерами длительное время — порой по десятку лет. От художника требуется не только отличное знание подробной истории изображаемого сражения, но и умение создавать многофигурные полотна с большим количеством вспомогательных деталей. Это и картины природы, и элементы архитектуры, и изображение оружия или военных механизмов. Поэтому батальный жанр занимает особое место и стоит отдельно от исторической живописи.


Натюрморт

Натюрмортом называется создание на полотнах композиций из неодушевленных предметов в различных их сочетаниях. Наиболее популярными являются изображения посуды, вазонов с букетами цветов и фруктов на блюде.


Сезанн » Угол стола» (1895 — 1900 годы).

Изначально тематика изображений в жанре натюрморта возникла на рубеже XV — XVI столетий, но окончательное оформление жанра в отдельное направление живописи произошло в XVII веке. Первыми создателями натюрмортов были голландские и фламандские художники. Позднее натюрморт занял важное место и в творчестве русских художников.


Тематика изображений в натюрмортах может быть весьма богатой и многообразной, и не ограничивается исключительно бытовыми предметами. Это могут быть книги, журналы и газеты, бутылки, статуэтки, глобус и многие другие объекты.


Давид Тенирс Младший. Натюрморт (1645 — 1650 годы).

Главной идеей композиций в жанре Vanitas является мысль о конечности земного бытия и смирении перед неизбежностью перехода в мир иной. Наибольшую популярность натюрморты с изображением черепа в центре композиции приобрели в XVI — XVII столетиях во Фландрии и Нидерландах. Чуть позже к нему стали обращаться французские и испанские художники.


Питер Клас » Натюрморт с черепом».

Жанровая живопись

В изобразительном искусстве жанровая живопись считается частью бытового жанра. С древнейших времен художники изображали сцены бытовой жизни простых людей — крестьян, ремесленников, торговцев, а также слуг знатных придворных в процессе трудовой деятельности или в повседневной жизни их семей.

Габриель Метсю » Продавец птиц» (1662 год).

Первые образцы жанровых картин в современном понимании появились в эпоху Средневековья, и впоследствии получили повсеместное распространение и популярность. Тематика жанровых полотен характеризуется завидным разнообразием, чем и вызывает интерес зрителей.


Бернардо Строцци » Кухарка» (1625 год).

Архитектурная живопись

Архитектурная живопись — особенный живописный жанр, тематика которого посвящена изображению зданий, сооружений и различных памятников архитектуры , а также наиболее интересных решений в историческом аспекте. Имеется в виду изображение внутреннего оформления дворцов, театральных и концертных залов и так далее.

Благодаря подобным картинам зритель имеет возможность воочию увидеть памятники архитектуры в первозданном виде глазами самого художника. Произведения архитектурной живописи также помогают в изучении архитектурного ландшафта городов ушедших времен.


Луи Дагер » Туман и снег, видимые сквозь разрушенную готическую колоннаду» (1826 год).

Анималистическая живопись

Анималистический жанр — отдельный жанр живописного искусства, который специализируется главным образом на изображении животного мира нашей планеты. На картинах данного жанра мы можем видеть животных, птиц, рыб, а также представителей многих других видов в естественной среде их обитания.


Джордж Стаббс » Спящий леопард» (1777 год).

Однако это не значит, что темой изображения анималистического жанра являются только дикие животные. Напротив, художники очень часто пишут картины, посвященные домашним любимцам — кошкам, собакам, лошадям и так далее.


Декоративная живопись

Жанр декоративной живописи можно условно разделить на несколько видов, имеющих свои отличия:

  • Монументальная живопись
  • Театральная декорационная живопись
  • Декоративная роспись

Видовое разнообразие декоративного жанра объясняется тем, что художники во все времена старались украсить каждый объект окружающего мира.

  • Монументальная живопись — жанр монументального искусства, произведения которого имеют достаточно масштабный характер и используются в качестве декоративного оформления зданий и сооружений светского и культового характера различного назначения ( и церквей, офисных зданий и культурных сооружений, архитектурных памятников и жилых домов).

  • Театральные декорации — это весьма востребованный вид декоративного жанра, который включает в себя создание декораций и эскизов костюмов для персонажей театральных постановок и героев кинофильмов, а также зарисовки отдельных мизансцен. Художники — декораторы в театре и на съемочной площадке порой создают настоящие шедевры, которые впоследствии входят в число лучших декораций театра и кино.

  • Декоративная роспись — представляет собой сюжетные композиции или орнаментальный декор, созданный на различных частях зданий и сооружений, а также на образцах декоративно — прикладного искусства, берущего свои истоки в народных художественных промыслах. Основными видами расписываемых изделий была посуда, предметы быта, мебель и так далее.

Готика (от итал. gotico - непривычный, варварский) - период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Шедеврами готического стиля стали знаменитые европейские соборы, которые так любят фотографировать в мельчайших деталях туристы. В оформлении интерьеров готических соборов важная роль отводилась цветовым решениям. В наружном и внутреннем убранстве царило обилие позолоты, светоносность интерьера, ажурность стен, кристаллическая расчлененность пространства. Материя была лишена тяжеловесности и непроницаемости, она была, как бы одухотворена.

Огромные поверхности окон заполняли витражи с композициями, воспроизводившими исторические события, апокрифические сказания, литературные и религиозные сюжеты, изображения бытовых сцен из жизни простых крестьян и ремесленников, которые явили собой уникальную энциклопедию уклада жизни в период средневековья. Кона сверху донизу заполнялись фигурными композициями, которые были заключены в медальоны. Сочетание светового и цветового начала живописи в технике витража придавало повышенную эмоциональность художественным композициям. Использовались самые разные стекла: густо-алые, огненные, красные, цвета граната, зеленые, желтые, темно-синие, голубые, ультрамариновые, вырезанные по контуру рисунка… Окна грели подобно драгоценным самоцветам, пронизанные наружным светом, - они преображали весь интерьер храма и настраивали его посетителей на возвышенный лад.

Благодаря готическому цветовому стеклу зародились новые эстетические ценности, а краски приобрели высочайшую звучность сияющего цвета. Чистый цвет порождал атмосферу воздушной среды, крашенной в различные тона благодаря игре света на колоннах, полу, витражах. Цвет превратился в источник света, углублявший перспективу. Толстые стекла, зачастую неодинаковые, были наполнены не совсем прозрачными пузырьками, усиливавшими художественный эффект от витража. Свет, проходя через неравномерную толщу стекол, дробился и начинал играть.

Лучшие образцы подлинных готических витражей открыты обозрению в соборах Шартра, Буржа и Парижа (например, «Богоматерь с младенцем»). Наполнена не меньшим великолепием, а также «Огненные колеса» и «Мечущие молнии» в соборе Шартра.

С середины 1-ого столетия в красочную гамму начали вводить сложные цвета, получаемые при помощи дублирования стекол. Такие необыкновенные витражи в готическом стиле сохранились в Сент-Шапель (1250г.). коричневой эмалевой краской наносились контуры по стеклу, а формы при этом обладали плоскостным характером.

Готическая эпоха стала временем расцвета искусства миниатюрной книги, а также художественной миниатюры. Усилению светских тенденций в культуре только усилило их развитие. Иллюстрации с многофигурными композициями на религиозную тематику включали различные реалистические детали: изображения птиц, зверей, бабочек, орнаменты растительных мотивов, бытовых сценок. Особым поэтическим очарованием наполнены работы французского миниатюриста Жана Пюсселя.

В развитии французской готической миниатюры 13-14-го столетий ведущее место было занято парижской школой. Псалтырь святого Людовика изобилует многофигурными композициями, обрамленными одним мотивом готической архитектуры, отчего повествование приобретает необычайную стройность (Лувр, Париж, 1270г.). фигуры дам и рыцарей грациозны, их формы отличаются струящимися линиями, что создает иллюзию движения. Сочность и густота красок, а также декоративная архитектура рисунка превращают данные миниатюры в уникальные произведения искусства и драгоценные украшения страниц.

Стиль готической книги отличают заостренные формы, угловатый ритм, беспокойность, филигранность ажурного узора и топкость извилистых линий. Стоит отметить, что в 14-15-ом столетии светские рукописи также иллюстрировались. Часословы, научные трактаты, сборники любовных песен и хроники наполнены великолепными миниатюрами. В миниатюре, иллюстрировавшей произведения куртуазной литературы, воплотился идеал рыцарской любви, а также сцены из обычной окружающей жизни. Подобное творение – рукопись Манес (1320г.).

Со временем в готике усилилась повествовательность. «Большие французские хроники» кона 14-го столетия наглядно демонстрирую стремление художника проникнуть в смысл изображаемого им события. Наряду с этим книгам придавалась декоративная нарядность путем использования изысканных виньеток и рамок причудливых форм.

Готическая миниатюра оказала большое влияние на живопись и внесла живую струю в искусство Средневековья. Готика стала не просто стилем, а важным звеном в общем культурном развитии общества. Мастера стиля с невероятной точностью смогли воспроизвести образ своего современника в предметной и природной среде. Величавые и одухотворенные готические произведения окружены аурой неповторимого эстетического обаяния. Готика породила новое понимание синтеза искусств, а ее реалистические завоевания подготовили почву для перехода к искусству эпохи Возрождения.