Как правильно рисовать масляными красками на бумаге. Основы рисования масляными красками. Что требуется от художника

Приветствую вас, дорогие читатели!
В этой статье будем говорить про основы работы масляными красками. Безусловно это самая популярная техника в мире. Величайшие мастера живописи на протяжении веков изучали, улучшали и творили масляными красками.

Кстати, а знаете ли вы, когда появились первые краски на масле? Вероятнее всего вы подумали о 14-15 веке и… ошиблись. Так думают многие. Но вот совсем недавно ученые сделали … Откройте и вы эту новость!

Детализация картины тонким лайнером

Вполне логично, если и вы хотите начать свое творчество именно с масляных красок. И если раньше вы никогда этим не занимались, но очень хотите начать, стоит сначала узнать, что должно быть под рукой у начинающего художника и как начать рисовать масляными красками.

Как создать свой собственный набор художника?

  • Покупаем необходимые краски

Мой главный совет начинающим художникам: покупайте качественные краски сразу , не пытайтесь сэкономить! От дешевых красок польза не велика, зато головной боли будет уйма. Когда вы будете постоянно практиковаться, то сможете оценить качество ваших работ, которые напрямую будут зависеть от качества красок.

Совершенно не обязательно покупать большой набор, так как всегда остаются цвета, которые никогда не используются. Чтобы начать писать масляными красками, достаточно ограничиться несколькими отдельными тюбиками. Для выработки навыка, начинающему художнику рекомендуется иметь такую палитру:


Вообще же, палитра красок состоит из 3-ех основных (первичных) , из которых путем смешивания получаются все остальные цвета (вторичные и третичные) И когда вы научитесь смешивать их, то поймете, как и из чего получается. Все вокруг нас, состоит только из красного, синего и желтого… Удивительно, не правда ли?

  • Выбираем кисти

Второй важный совет художникам- новичкам: будьте внимательными при покупке кистей! Осмотрите их, чтобы соединение (зажим) между ворсом и ручкой был максимально плотный. Поверьте, мало приятного в том, когда вылезает ворс из кисти и его все время приходиться снимать с влажного холста!

По опыту скажу, что хорошие кисти прослужат вам не один год , если они качественные и вы с ними правильно обращались.

Начинающим рисовать масляными красками я рекомендую начать с плоских и полукруглых плоских кистей. Достаточно приобрести 4-6 разных размера. Также нужны и круглые кисти для детализации предметов в картине

Качественные кисти зачастую становятся любимыми

Со временем можно добавить в коллекцию ретушные, веерные кисти и лайнеры. В другой статье- подсказке вы можете подробнее узнать, какие кисти бывают по размеру, форме и

  • Подбираем разбавители и растворители

Чтобы разбавлять (разжижать) масляную краску до нужной консистенции, необходимо специальные жидкие вещества: в основном терпентин или очищенное льняное масло. Также многие художники пользуются «Двойниками» и « Тройниками» — вспомогательными средствами для разведения краски. На рынке иностранных производителей имеются различные медиумы, которыми пользуюсь и я. В принципе, это те же тройники в нашем понимании.

Важные вещи для каждого художника

Не рекомендуется для разбавки использовать растворители в чистом виде (уайт-спирит, скипидар), потому что они ломают структуру масляной краски и «крадут» ее блеск. Но растворитель вам все равно будет нужен для очистки кистей и других инструментов, а также запачканные руки от краски.

  • Покупаем палитру

Невозможно представить работающего художника над картиной, без палитры в руках! Эта полезная вещь выполняет несколько функций: на ней размещают краски, на ней смешивают краски, на нее крепятся масленки (специальные емкости) с разбавителями масляных красок.

Поэтому, чтобы правильно рисовать масляными красками и создавать множество оттенков, рекомендую обзавестись подходящей палитрой. Деревянной или пластиковой, большой или маленькой, квадратной или круглой.… Тут выбор за вами.

  • Готовим холст

В качестве основы для масляной живописи, чаще всего используют холст. К счастью, современный художник может купить готовый грунтованный холст на подрамнике.

Практически в каждом художественном магазине в продаже есть холсты разных размеров и из разных материалов: натуральные (лен, хлопок) и синтетика. Я же советую натуральные материалы, они более плотные и не сильно провисают со временем.

Если у вас есть желание подготовить холст самостоятельно, то для этого нужно подготовить подрамник и очень туго натянуть на нее ткань. Потом необходимо загрунтовать ткань, чтобы получился холст. Провисания холста обычное явление, поэтому после грунтовки нужно перетянуть холст чуть плотнее. Подробнее о том, как сделать холст своими руками

Готовим холст сами

Примечание: самой лучшая основа для холста – лен. Он бывает мелкозернистый, среднезернистый и крупнозернистый. От зернистости холста зависит мазок на поверхности. О выборе холста

  • Приобретаем мольберт

Конечно, научиться рисовать масляными красками можно и без мольберта, прикрепив холст к любой поверхности. Но все же с мольбертом намного удобнее: он устанавливается под нужным углом на уровне глаз и дает лучший обзор картины.

С мольбертом удобно не только писать, но и находить недочеты в работе, и сразу жеисправлять их. Мольберт- надежная подставка для вашей будущей картины! Они бывают разные по высоте и удобству, а также настольные мини- мольберты для маленьких размеров холстов.

  • Запасаемся вспомогательными аксессуарами

Вы уже подумали, где будут стоять ваши кисти? А где вы их будете мыть? Чем будете оттирать краску с рук и других принадлежностей? Обязательно запаситесь баночками, в которых будете мыть кисти, бумажными салфетками, старыми газетами и несколькими хлопчатобумажными тряпочками.

Эти важные мелочи всегда должны быть у вас под рукой, чтобы вы могли спокойно работать и сосредоточить свое внимание на картине, а не на материалах. Все это будет вам незаменимо в работе, чтобы очистить кисть или мастихин, или, например, снять с холста лишнюю краску и вытереть испачканные руки.

  • Другие важные материалы и принадлежности

Незаменимый инструмент для работы с маслом - мастихин! С его помощью удобно снимать излишек краски с холста и переносить его на палитру. А еще он оставляет восхитительно объемные мазки! В принципе, достаточно одного мастихина.

Но если вы решили научиться хорошо рисовать масляными красками и посвятить этому занятию много времени, лучше приобрести несколько таких инструментов разных форм и размеров.

Этюдник – специальный ящик для транспортировки красок и принадлежностей для живописи. Очень понадобится вам, если вы решите выйти писать маслом на природу или пленэр, как это еще называют (от французского Plain air – на открытом воздухе, на свежем воздухе)

Масленки — маленькие емкости с зажимом, с помощью которых они прикрепляются к палитре. Бывает двух видов: простая и двойная.

Еще один важный элемент - защитный лак. Готовую картину обычно покрывают лаком через 6-8 месяцев после завершения работы. Лак защищает картину от ультрафиолета, влаги и потемнения…. Ну, и еще ряд причин, зачем покрывать картину лаком. Кроме того, лак делает краски насыщеннее и ярче, придавая интенсивности красочному слою. Как покрыть картину лаком можно

Как начать правильно писать масляными красками, когда набор художника собран?

Итак, вы собрали все необходимое, грунтованный холст закрепили. Что же делать дальше? Начинайте писать!

Я знаю, что у многих начинающих художников возникает страх перед белым холстом , что то может пойти не так и все будет испорчено. Не бойтесь, ведь главное, просто начать! А вот как перестать бояться и начать писать картины, .

Можно начать с незамысловатого сюжета, что в голову придет… Например, мозаичный рисунок выбранными яркими красками, который состоит из разных фигур, форм и символов. Ну, как древнеегипетские, помните? А можно взять готовое изображение, и попытаться его скопировать на холст…

Начните рисовать — почувствуйте силу цвета!

Существуют . Самые распространенные их них - и . В них написано большинство самых знаменитых полотен, хотя есть и множество других техник.

Для тех, кто только начинает путь художника, сейчас главное начать, чтобы просто почувствовать структуру масляной краски, как она ложится на холст, как получается красочный слой.

Кстати, знаете ли вы, что творческие люди обладают Почитайте, может вы от природы творческая личность, просто об этом не догадывались!

Вот еще несколько советов:

  • Обустройте уголок для рисования в квартире. Света должно быть достаточно, чтобы работать днем без дополнительной подсветки. Именно в месте наилучшего естественного освещения ставим мольберт. Если естественного освещения недостаточно, воспользуйтесь дополнительным освещением, чтобы на мольберт хорошо падал свет.
  • Старайтесь наносить масляные краски ровно, добейтесь равномерности на холсте. Если очень хочется нанести второй слой, не торопитесь; иногда нужно дать время для того, чтобы первый слой просох.
  • Смешивайте краски! Экспериментируйте с оттенками. Помните, что белый делает любой цвет светлее, а черный - темнее, с их помощью легко добиться нужного оттенка теней и бликов. Но сильно не увлекайтесь черным и белым, так как белила титановые, например, делают некоторые цвета мутными, а черным цветом вообще редко пользуются в классической живописи. Хоть в продаже у каждого производителя имеется несколько черных оттенков. Альтернатива черному цвету может стать темный индиго… он мягче и нежнее на вид.

« Живопись - самое доступное и удобное из искусств» - Иоганн Гете, немецкий поэт, философ и мыслитель

Этих маленьких хитростей достаточно, чтобы начать рисовать масляными красками. Если вам понравится Арт-процесс и вы захотите вникнуть в него глубже, на более современном уровне, я с удовольствием поделюсь с вами своим опытом

Дополнительные Видео- советы:

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайтеваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Для тех, кто никогда не занимался музыкой, вечер в компании музыкантов, использующих профессиональные термины, может стать настоящим водоворотом запутанного, красивого языка. Подобная ситуация может возникнуть при разговоре с художниками, которые рисуют маслом: в один миг беседа переходит на обсуждение преимуществ холста из того или иного материала, тонкостей пигментов, рекомендации в выборе кисти для рисования и анализ метода окраски по влажному слою.

Многообразие языка, идущего бок о бок с искусством рисования маслом, поначалу может показаться ошеломительным, но если вы потратите время, чтобы ознакомиться с его условиями и передовыми методами, то с лёгкостью сможете использовать все эти понятия. Если вы новичок, не стоит ожидать, что реалистичность Старых Мастеров снизойдёт к вам сразу. Потребуется некоторое время, чтобы изучить специфические свойства масляной краски, особенно время на высыхание и строгие правила для наслаивания.

Как и в любой среде, лучше всего избавить себя от больших ожиданий и позволить себе место для экспериментов и открытий. Чтобы помочь ярким художникам, желающим попробовать масло, мы поговорили с двумя художниками и преподавателями живописи. В результате мы получили пять советов для начинающих.

1. Безопасность прежде всего

Прежде чем вы начнете, очень важно определить, где вы будете рисовать. Многие вещества, например скипидар, выделяют токсичные пары, которые могут вызвать головокружение, обморок и со временем проблемы с дыханием. Скипидар также очень легко воспламеняется, и даже тряпки, которые впитывают его, могут само воспламеняться, если их неправильно утилизировать.

Крайне важно, чтобы вы работали в проветриваемом помещении, имеющем доступ к безопасному способу утилизации. Если у вас нет возможности работать в таком пространстве, попробуйте красить акриловыми красками, которые с лёгкостью могут перенять некоторые свойства масляных красок при помощи специальных сред.

Пигменты в масляной краске часто содержат опасные химические вещества, которые могут впитываться через кожу, поэтому вы должны носить защитные перчатки и одежду. Вы можете приобрести что-то новое для этих целей, либо использовать старую одежду для своего студийного гардероба. Кроме того, художники обычно покупают латексные перчатки оптом; если у вас аллергия на латекс, замените их на перчатки из нитрила. Наконец, если вы работаете с сыпучими пигментами, обязательно надевайте респиратор.

Эти шаги могут показаться очевидными, но они могут предотвратить хроническое воздействие токсичных материалов и проблемы со здоровьем на протяжении всей жизни.

2. Уделите время изучению своих материалов

После всех мер безопасности можете начать медленно выяснять, какие материалы и инструменты вам больше всего нравятся. Как правило, художник, только начинающий работать с масляной краской, захочет собрать набор кистей, тряпок, палитры, поверхностей для рисования, грунтовки, скипидара и несколько тюбиков красок.

Для Марго Валенджин – художницы, преподающей по всей Великобритании – самым важным инструментом является кисть. “Если вы будете заботиться о своих кистях, то они прослужат вам всю жизнь”. Начните с самых разных видов, ищите вариации в форме и материале. Валенджин советует покупать их в магазине самостоятельно, а не в Интернете. Так вы сможете физически понять и прочувствовать все свойства и различия кистей.

Что касается красок, Валенджин рекомендует инвестировать в менее дорогие краски, если вы новичок. Тюбик профессиональной краски может стоить порядка 40 долларов, поэтому лучше покупать более дешёвые краски, пока вы все еще практикуетесь и экспериментируете. По мере успехов вы начнёте выяснять, какие бренды и краски вам нравятся. “Например, окажется, что вам нравится красный цвет у этого производителя, а синий – у другого. Как только вы узнаете немного больше о цветах, тогда вы можете тратить на покупку подходящих вам пигментов”.

В дополнение к кисточкам и краскам обязательно купить шпатель, чтобы смешивать краски – если вместо этого вы используете свою кисть, то щетина придёт в негодность раньше срока. Многие начинающие также считают долгом потратиться на палитру, но Валенджин отмечает: это совершенно необязательно. Найдите кусок стекла у себя дома, обмотайте края клейкой лентой – и всё, ваша палитра для красок готова.

Для грунтовки холста многие художники используют акриловый гессо – густую белую грунтовку – но можно использовать и кроличий клей. Вам также понадобится растворитель – скипидар, например – и несколько видов маслосодержащих веществ. Например, использование льняного масла позволит краскам сохнуть быстрее, а олифа продлит этот срок.

Масляная краска сохнет очень медленно , и даже если поверхность кажется сухой, краска под ней все еще может быть влажной. При использовании масляной краски вы всегда должны помнить о двух правилах:

  1. “От тонкого к толстому”. Начинайте с небольших мазков краски и по мере продвижения добавляйте меньше скипидара; в противном случае слои краски будут высыхать неравномерно, и со временем поверхность вашего изображения будет трескаться.
  2. Если вы не хотите, чтобы ваша краска растрескивалась, всегда наносите масло поверх акрила.

3. Ограничьте свою палитру

Когда вы пойдете покупать краску, вас, скорее всего, встретит радуга во всю стену. Но вместо того, чтобы купить все, остановитесь на нескольких цветах – тщательно выберите тюбики. “Самый продуктивный метод для начала – ограничить вашу палитру”, говорит Седрик Чисом , художник и преподаватель в Вирджинии. “Лучший выбор для начала – кадмиевый оранжевый и ультрамариновый синий”. Когда вы работаете с двумя противоположными цветами, такими как синий и оранжевый, это заставляет вас сосредоточиться на ценности – насколько светло или темно выглядит ваш цвет – а не на интенсивности или насыщенности.

Если вы добавите еще один цвет в свою палитру – желтый кадмий (бледно-желтый) или ализарин малиновый (пурпурный цвет) – то увидите, как немного цветов вам нужно, чтобы создать любой другой оттенок. “В магазине можно купить все виды зелёной краски, которую можно также сделать самостоятельно из смешения жёлтой и голубой. Создание собственных оттенков – отличное упражнение для начинающих”, – добавляет Валенджин.

Если вы не сильны в теории цвета, создайте таблицу собственных экспериментов. Расчертите лист и в каждую ячейку добавьте по одному цвету. Затем добавьте аналогичное количество одного другого цвета и рассмотрите все комбинации.

4. Попробуйте рисовать шпателем

Первое упражнение, которое Чисом рекомендует своим студентам, это рисование картины шпателем вместо кистей. “Одна из основных проблем связана с предположением, что навыки рисования карандашом переходят к живописи. Студенты зацикливаются на рисовании и быстро наталкиваются на опасения, связанные с масляной краской: материал не сухой, этот цвет может структурировать изображение лучше, чем линия, что успех картины наполовину зависит от выбранной поверхности”.

Использование шпателя заставляет вас отказаться от идей точности и линии, а также сосредоточиться на том, как растяжение цвета и формы может создавать изображение. Чисом рекомендует работать на поверхности форматом не менее А4, так как большее пространство может побудить вас сделать более уверенные мазки.

5. Рисуйте один и тот же объект снова и снова

Когда я впервые изучал масляную живопись в Купер Юнион, меня дико раздражало то, что нам приходилось рисовать один и тот же натюрморт снова и снова в течение трех месяцев. Но, оглядываясь назад, насколько важно при освоении технических аспектов живописи иметь постоянный предмет.

Если вы продолжаете рисовать одну и ту же тему в течение длительного периода времени, вы уходите от давления, которое связано с выбором предмета для вашей картины. Вместо этого ваша креативность будет полностью расходоваться на наложение краски на холст. Если ваше внимание сосредоточено на технике масляной живописи, вы можете начать уделять особое внимание каждому мазку: что он означает, насколько он толстый или тонкий, как он направляет свет. «Когда мы смотрим на картину, мы можем видеть следы от кисти, мы можем видеть, какие кисти используют художник. Порой художники стараются убрать следы. Некоторые используют тряпки, – говорит Валенджин. – Уникальность картине придают мазки художника».

Стиль художника может быть столь же концептуально сложным, как предмет, который они рисуют. Особенно актуально это в случае работы “по влажному” – когда следующий слой краски наносится на ещё не высохший предыдущий. Когда вы работаете в этом стиле, сложно нанести краску так, чтобы создать иллюзию реалистичной картины, поэтому осязаемость и текучесть краски становятся центральной идеей. Или порой, как в живописи цветового поля, произведение использует большие плоскости цвета для создания эмоционального или атмосферного эффекта.

Порой вместо рассказанной истории картины рассказывают историю именно так.

А вы мечтали когда-нибудь написать красивую, выразительную картину маслом? В этой статье вы найдете несколько советов, которые помогут вам погрузиться в прекрасный мир масляных красок. Как только овладеете основами работы с масляными красками, холст станет вашим миром воплощения фантазий!

Шаги

Часть 1

Начало работы

    Выберите краски. Сами понимаете, прежде чем нарисовать картину маслом, нужно приобрести масляные краски. Конечно, выбор красок в наши дни более чем широк, однако не стоит покупать дешевые краски. Да, вы сэкономите, однако дешевые краски, как правило, обладают качеством ниже среднего, из-за чего ваш художественный опыт будет… не самым приятным. Потратьте больше денег, но купите одну баночку качественных красок, а не 2–3 дешевых.

    Запаситесь всем остальным. Начинающие художники зачастую поддаются демону экономии и не покупают нужное. В принципе, это не так плохо, как кажется, однако есть кое-что, без чего рисование маслом будет не таким уж приятным и простым опытом!

    Подготовьте рабочее место. Так как для рисования вам понадобится много всего и почти что сразу, вам нужно много места. Мольберт или стол надо поставить там, где вам никто не будет мешать. Желательно, помимо всего прочего, работать в хорошо освещаемом естественным светом месте. Еще неплохо будет подстелить на пол что-нибудь вроде покрывала, чтобы не испачкать пол каплями краски.

    Часть 2

    Оценка рисунка
    1. Сначала сделайте набросок будущей картины карандашом на холсте. Это поможет до начала работы с красками построить композицию, мелкие детали, ровные линии и так далее. Сделав эскиз, вы сможете легко внести в него изменения. Сначала - эскиз карандашом, а потом - живопись красками (конечно, если вы не планируете нарисовать что-то абстрактно случайное). Не забывайте про композицию и негативное пространство.

      • Композиция - положение объектов на рисунке. Композиция должна быть такой, чтобы взгляд притягивал рисунок целиком, а не какая-то его часть.
      • Негативное пространство, в свою очередь, это пространство вокруг объекта на рисунке. Если, скажем, вы зарисовываете какой-то реальный объект, то нарисовать сложные места можно без особых проблем, если смотреть не на сам предмет, а на пространство вокруг него. Подумайте, чем вы заполните негативное пространство на рисунке, чтобы объект все же выделялся, а не терялся на фоне.
      • Учитывайте пересекающиеся и накладывающиеся друг на друга фигуры, используйте их, чтобы добавить вашему рисунку глубины. Если композиция такова, что ничего нигде не пересекается, то пришла пора изменить композицию. Глубина сделает ваш рисунок более реалистичным.
    2. Найдите источник света. Чтобы рисунок вышел реалистичным, вам не обойтись без изображения затемненных и освещенных участков на картине. Посмотрите на объект и подумайте, под каким углом на него падает свет, где будет располагаться тень, полутень и блик.

      • Если есть источник света, то будет и тень - факт. Впрочем, если свет падает сверху, то тень может быть сложно заметить. Попробуйте передвинуть источник света или сам объект, чтобы сделать затемненные и освещенные области более явными.
      • Возможно, у вас не будет тьмы, что темнее сумерек, и сияния, что ярче рассвета. Что уж там, скорее всего, у вас тень и нетень будут отличаться от силы на полутон-тон. Если ваш источник света не дает четкой границы «свет-тень», то не переживайте. Это нормально.
    3. Выберите цвета. Начинающим порой бывает очень сложно сопоставить цвет объекта с цветом краски (особенно в том случае, когда краски надо смешивать, чтобы получить искомый цвет). Все потому, что мозг «видит» цвета довольно идеализированно - вы можете начать смешивать краску для рисования синего неба, а потом понять, что ваша краска куда ярче и синее, чем нужно. Как справиться с этим? Попробуйте отойти от тех символов, что использует ваш мозг, и изучить непосредственно используемые цвета. Это изменит яркость ваших красок.

      • Объект, зарисованный ночью, будет темнее и насыщеннее цветом. Объект, зарисованный днем, будет ярче.
      • Проверьте цвет источника света. В яркий солнечный день ваш объект должен быть золотисто-желтым. В пасмурный день, соответственно, свет, рассеивающийся через облака, окрасит объект в сероватый цвет. Свет может быть даже цветным - неоновые лампы тому пример, и это точно также изменит цвет объекта.
    4. Посмотрите на движение объекта. К слову, движется ли ваш зарисовываемый объект? Или движется, да еще как? Может, движется даже не только сам объект, но и все вокруг? Учтите это движение, оно пригодится на этапе планирования дальнейшей работы кистью. На реалистично выглядящих картинах мазки кисти передают движение (впрочем, верно и обратное).

    Часть 3

    Создание шедевра

      Смешайте краски. Масляные краски в этом смысле готовы «простить» почти любые ошибки - они очень медленно сохнут. Впрочем, стоит помнить, что смешать две краски в один и тот же цвет дважды почти что нереально. Какой из этого можно усвоить урок? Правильно, смешивать краски надо «оптом», с запасом, чтобы и на следующий день вам было чем рисовать.

      • Воспользуйтесь цветовой гаммой, чтобы проще было смешивать цвета. С помощью гаммы вы увидите основной, вторичный и третичный цвета, а также поймете, как их сделать.
      • Чистые цвета - это те, которые не смешивались ни с белым, ни с черным. При смешении основных цветов получаются вторичные.
      • Светлая окраска получается за счет добавления к цвету белого цвета.
      • Тень, соответственно, получается за счет добавления черного.
      • Чтобы сделать тон, добавьте белый в тень (цвет + черный цвет). Тоны используются весьма широко, они изображают большинство цветов из, так сказать, повседневной жизни.
    1. Начните рисовать. Рисовать можно любым удобным для вас способом и техникой, хоть отрисовывая частями, хоть слоями, хоть как. Впрочем, раз вы работаете с масляной краской, то стоит помнить великое правило: густое на жидком. Иными словами, сначала нужно красить разведенными, жидкими красками, и только потом поверх них - густыми.

      • Попробуйте нарисовать простые объекты. Все фигуры состоят из нескольких простых форм: куба, конуса, цилиндра и кольца. Нарисуйте их сначала как реальные объекты (скажем, ящик апельсинов) или как плоские формы самих себя.
      • Как сделать краску не такой густой? Возьмите скипидар или льняное масло, смешайте его с краской и, в общем-то, на этом все. Добавляйте разжижающее вещество малыми дозами, потихоньку, чтобы получить ровно ту консистенцию, которая вам нужна.
      • Слой краски лишь через три дня высохнет настолько, чтобы по нему можно было рисовать второй слой, так что не торопитесь и дайте краске подсохнуть.
    2. Попробуйте разные техники рисования. Таких техник есть десятки, однако если вы, новичок, начнете их все учить, то голова ваша пойдет кругом весьма быстро. Вам лучше выбрать пару-тройку техник и сосредоточиться на них.

    Часть 4

    Финальные штрихи

      Исправьте все ошибки. У вас будет что-то около трех дней, пока краски еще влажные, и в этом время вы можете как исправить ошибки, так и полностью стереть их влажной тряпкой. Учтите, не надо торопиться с тем, чтобы объявлять рисунок готовым - сначала надо критически его оценить и подумать, нельзя ли что-то улучшить.

      Сохраните оставшуюся краску. Если вы смешали столько краски, что бо́льшая часть вам не пригодилась, сохраните ее до следующего раза. Положите краску в небольшие емкости, закройте их пищевой пленкой.

      Почистите кисти. Если масляная краска засохнет на кисти, то кисть будет проще выкинуть, так что не откладывайте дело очистки кистей в долгий ящик. Берите скипидар, старую тряпку и вперед - оттирайте краску и споласкивайте кисть под проточной водой, пока та, стекая с кисти, не станет прозрачной. Проверьте потом щетину рукой, чтобы убедиться в том, что вся краска вымыта. Поставьте чистые кисти в банку - щетиной вверх, а не вниз! Убедитесь, что в помещении, где стоят сохнущие кисти, нормальная циркуляция воздуха. Лучше всего просто поставить банку с кистями на открытое место, скажем, на полку или стол, а не в шкаф или ящик письменного стола.

      Ждите. Когда масляная краска высохнет полностью? На это может уйти до 3 месяцев, а то и больше, если картина состоит из множества слоев краски. Поставьте свое творение туда, где его никто не потревожит, и пусть воздух сделает свое иссушающее дело.

      • Чтобы масляные краски высохли быстрее, храните их в хорошо освещаемой, сухой и теплой комнате. Кроме того, при выборе красок отдавайте предпочтение тем, что сохнут быстрее.
    1. Покройте картину лаком. Когда краска совсем высохнет, надо ее защитить, а для этого вам потребуется лак. Лаком же вы еще и цвета защитите от выгорания (в той или иной степени). Когда же высохнет и лак, то можете поздравить себя - ваша картинка готова, повесьте ее куда-нибудь на видное место!

      СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

      Келли Медфорд - американская художница, живущая в Риме, Италия. Изучала классическую живопись, рисование и графику в США и в Италии. Работает преимущественно на пленэре на улицах Рима, а также совершает поездки для частных коллекционеров. Является создательницей художественных туров по Риму Sketching Rome Tours, во время которых учит гостей Вечного города создавать путевые зарисовки.

      Художница, работающая на пленэре

      Покрывать картину лаком следует только после того, как высохнет краска - не раньше. Келли Медфорд - художница, работающая на пленэре, говорит: «Различные виды краски сохнут разное время - от этого и зависит то, когда их следует покрывать лаком. Масляные краски сохнут сверху вниз , и может пройти от шести месяцев до года, прежде чем краска высохнет и вы сможете защитить ее лаком. Лак не дает краске дышать и препятствует окончательному высыханию, так что если нанести его слишком рано, картину просто можно испортить».

    • Цвет «черная слоновая кость» очень долго сохнет - старайтесь не использовать его для фоновых покрытий.
    • Не используйте льняное масло для разведения светлых красок - они быстро пожелтеют.
    • Чтобы смыть масляные краски с рук, используйте детское или оливковое масло. Нанесите немного масла на тряпку или салфетку и протрите ею руки. Не мойте руки, пока не ототрете краску, иначе этот метод окажется бесполезным. Масляная краска легко сходит с рук, если вышибать клин клином - другим маслом. Когда ототрете краску с рук, помойте их водой с мылом.
    • Чтобы палитра с красками не высыхала, поместите ее в воду или положите в холодильник.
    • Не кладите палитру в воду слишком надолго, иначе та станет масляной от краски.
    • Чтобы не испачкать руки, надевайте латексные перчатки.
    • Прежде чем использовать новую краску, тщательно промойте кисть в теплой воде.
    • Чтобы сделать изображение объемным, делайте штрихи вокруг объекта. К примеру, если вы рисуете пол, используйте горизонтальные штрихи.

Страннное слово „лессировка""" на самом деле не такое уж загадочное. Этот термин обозначает весьма простую технику живописи. Лессировку используют для обогащения колорита картины и передачи рельефа.

По своей сути, техника рельефной лессировки это работа пастообразной,густой краской по холсту на котором уже есть слоя краски. Они должны в последствии просвечиваться сквозь верхний (лессирующий) слой.

Наносят лессирующий слой мастихином либо кистью на любую зернистую поверхность -бумага,холст. Краска использующаяся для лессировки должна быть очень густой, разбавление лессирующей краски пиненом не допускается. Краска высокого качества, с пониженным содержанием масла и повышенной плотностью - вот на эти параметры следует обращать внимание при выборе краски для рельефной лессировки. Этот вид лессировки иногда называют лакирующей.

Существует другой способ лессировки. В нем для работы используют матовые и полуматовые краски. В результате достигается другой эффект и нижний цвет меняет свой оттенок. Что бы в итоге нижние слоя картины небыли полностью скрыты новой краской, художник должен работать сухой кистью.

Это пример рельефной лессировки. Технику лессировки тонкими слоями мы будем изучать чуть позже.

Лессировка мастихином и кистью


1. Нижней кромкой мастихина берем краску и слегка наклоняем инструмент. Делаем легкий мазок по холсту. Должны получится толстые и неровные мазки. Они отлично контрастируют с нижним тонким слоем.

2. Когда художнику требуется более равномерная фактура, он работает большой плоской кистью из свиной щетины. Краска не разводится и наносится плоской частью волосяного пучка.

Что нужно для масляной живописи
Начинающему художнику трудно понять, какие конкретно материалы для живописи наверняка пригодятся в процессе работы. Вот список необходимых вещей для масляной живописи:
1. Холст
Основой для будущего шедевра может служить не только обычная бумага. Живопись маслом интересна тем, что в качестве холста можно легко использовать доски, фанеру, стекло и даже металл. Если говорить о классических основах, то, безусловно, это самые разнообразные фактуры тканей. Как правило, начинающему художнику советуют льняное полотно средней или мелкой зернистости. Оно прочное и долговечное. Известно, что большинство выдающихся живописцев в России выбирали именно такой вариант. Покупая холст, обратите внимание на его поверхность. Ткань должна быть ровной, без узелков и других выпуклых фрагментов. Важно, чтобы на материи не было пропусков нитей, а их толщина всюду была однородной.
2. Подрамник
Любой специализированный магазин для художников предлагает готовые холсты, натянутые на подрамник из липы, сосны или березы. Приобретая такой, оцените качество древесины. Бруски должны быть сухими и гладкими. Если Вы заметили сучки, гниль или червоточины, лучше смастерить подрамник самостоятельно или присмотреть другой. Важным моментом является метод крепления ткани к дереву. Покупая приклеенную основу, убедитесь, что она прочная и не пересушенная. А вот те холсты, на которых материя закреплена винтами, нужно проверять особым способом. Переверните основу горизонтально и посмотрите, не провисает ли ткань, нет ли на ней каких-то пятен или складок.
3. Грунт
Грунтовка основы является ключевой в подготовке холста. Масляные краски быстро впитываются, высыхают и темнеют, если ткань предварительно не подвергать обработке. Именно для этого нужен хороший грунт. Проще всего купить полностью готовый холст, заранее пропитанный и высушенный. Однако прежде поинтересуйтесь, каким методом была выполнена данная процедура. Ведь от этого зависит долговечность, свежесть и насыщенность оттенков будущей картины.
Грунт бывает клеевой, масляный и эмульсионный. Первый представляет собой слой раствора из клея и мела. Второй – создается из нескольких прослоек тонкотертой масляной краски цинковых или свинцовых белил поверх клеевого покрытия. Третий – смесь эмульсии и сухих порошков того же белила.
Любой тип грунта требует просушки. Масляный, например, имеет довольно длительный срок: от шести месяцев до года. Поэтому в большинстве своем, холсты обрабатывают эмульсией или клеем.
Так или иначе, покрытие ткани должно быть ровным, гладким и прочным. Шероховатость говорит о том, что раствор для основы был плохо размешан или пересушен.
4. Масляные краски
Для живописи маслом начинающему художнику понадобится набор максимум из 8-10 основных цветов. Выполняя последующие работы, Вы сможете понять, какие оттенки расходуются быстрее. Написать картину можно используя всего пару тюбиков, поэтому не торопитесь приобретать сразу большую гамму. Лучше уделить внимание качеству красок, их производной составляющей. Так, например, существуют масляные краски их семян льна, мака, подсолнечника, ореха и конопли. Чаще всего используют масло льна, так как оно образует стойкую и прочную пленку при высыхании. Краски на основе орехового масла хороши тем, что при высыхании практически не темнеют. Маковые масла на много прозрачнее и сохнут медленно, поэтому их применяют реже. А вот масло подсолнечника или конопли, не смотря на длительный срок высыхания и зеленовато-желтый оттенок, не растекается и в конечном результате превращается в хорошую защитную пленку.
Подбирая материалы для живописи, подумайте, что Вы будете писать и какого масштаба. Это поможет выбрать не только цветовую гамму, но и значительно сократит Ваши расходы.
5. Кисти
Выбирать кисти для рисования нужно, опираясь на тонкость будущей работы и на технику ее исполнения. Можно один и тот же пейзаж написать несчетное количество раз самыми разными методами, как узкими и аккуратными штрихами, так и хаотичными грубыми мазками. В среднем, для живописи маслом понадобится не более 4-5 разных по размеру и форме кистей. Обязательно купите одну крупную плоскую кисть, одну среднюю круглую и несколько тонких для «ювелирных» деталей.
Любая кисть имеет свой номер, который идентифицируется с ее размером. Эту цифру Вы можете найти на деревянной ручке или металлическом ободке у основы. Когда со временем у Вас выработается свой стиль, Вы поймете, какие кисточки применяете чаще всего и сможете без труда различать товары для художника по наименованиям, номерам и артикулам.
6. Мольберт
Для того чтобы написать картину, не обязательно иметь мольберт. Так считают те, кто боятся отойти в сторону и объективно оценить свою живопись со стороны, взглядом незнакомого зрителя. Мольберт помогает установить холст в надежном положении, на удобной для Вашего роста высоте. Кроме этого, оставляя картину в закрепленном положении на уровне глаз, Вы сможете хорошо рассмотреть детали и недоработки. Некоторые художники свои готовые работы не снимают с мольберта определенное время, так как по истечению срока и частого созерцания свежей работы, возникает желание и потребность что-то изменить, исправить, подкорректировать.
Мольберты бывают разной формы, высоты и размера. Единственное на что следует обратить внимание при покупке, это прочность всех креплений и длина ножек.
7. Этюдник
Это так называемый «портфель» для живописи маслом вне зоны мастерской. Если Вы любите природу или хотите передать красоту архитектуры города, этюдник – незаменимая вещь! В него компактно и аккуратно можно поместить все принадлежности: кисти, холсты и краски. Чаще всего его изготовляют из дерева или фанеры квадратной или прямоугольной формы. По бокам этюдника есть ремни, которые позволяют легко переносить его, а специальные держатели – устанавливать на пленэре в любой местности. Напольные этюдники хороши тем, что снабжены специальными ножками, высоту которых Вы можете регулировать самостоятельно для удобства работы.
Прежде чем приобретать этюдник, убедитесь, что в нем есть множество разъемов для инструментов нормальной величины, а вышеупомянутые ножки имеют надежное крепление.
8. Лаки
Рассматривая товары для художника, Вы наверняка заметите художественные лаки. Это специальный раствор смолы в скипидаре, спирте или масле. Он помогает улучшить живописные свойства готовой картины, а так же способствует длительному ее хранению.
Покрывать работу лаком не обязательно. Однако нанеся на рисунок это покрытие, Вы будете удивлены насыщенностью красок и оттенками, а так же уверенными в том, что холст не потускнеет со временем. Высохший защитный слой лака позволит легко вытирать картину от пыли.
Так называемые «живописные» лаки созданы из мягкий видов смол. Некоторые из них пригодны для разжижения масляных красок. На первых порах мы не советуем экспериментировать с лаками самостоятельно без предварительной консультации с опытными художниками. Иначе Вы можете ненароком испортить свою работу.
9. Мастихины
Для живописи маслом эти инструменты нужны Вам обязательно! Мастихины предназначены для того, чтобы наносить и снимать краски с холста, а так же переносить их на палитре. Достаточно иметь мастихин в одном экземпляре. Но при этом, каждый раз Вы будете вынуждены вытирать их от красок. Поэтому не скупитесь приобрести несколько штук разных размеров и форм.
10. Палитра
В качестве палитры можно использовать дерево, стекло или кафель. Профессиональная палитра из тонкого листа дерева хороша тем, что в ней есть специальное отверстие для пальца и она на порядок легче любого стеклянного или кафельного квадрата. С ней Ваша рука не будет уставать в процессе длительной работы. Кроме этого, широкая палитра помещает все нужные оттенки. Даже если Вы решите отложить занятие на короткое время, по его истечению инструмент напомнит об используемых цветах и гаммах. Выбирая палитру в магазине, примеряйте ее на своей ладони.
Надеюсь, эти маленькие нехитрые советы помогут Вам при выборе необходимых материалов для живописи маслом. Имея полный набор перечисленных инструментов, Вам непременно будет легко написать свою первую серьезную картину!