Что есть истина. Илья ефимович репин - биография и картины

Удивительно, но ни в Российской империи, ни в СССР памятников Репину не было долгое время. В 1956 году появился первый памятник в виде бюста Репину в СССР, который был установлен на родине художника в городе Чугуеве Харьковской области. На Болотной площади в Москве памятник Илье Ефимовичу был открыт 29 сентября 1958 года. Это был первый памятник Репину в СССР, где великий русский художник изображен во весь рост. На постаменте памятника картуш с надписью: "Великому русскому художнику Илье Ефимовичу Репину от правительства Советского Союза".

Решение об установке первых двух памятников Репину было принято на высоком уровне - Советом народных комиссаров СССР. Произошло это 5 августа 1944 года в день столетия со дня рождения живописца. Эти памятники должны были появиться в Чугуеве и Санкт-Петербурге. Но решения Совнаркома никто не спешил исполнять. Может сказывалось отношение к художнику, который волею судьбы и мировых исторических катаклизмов оказался в другой стране после распада Российской империи, никуда не выезжая при этом со своей дачи в посёлке Куоккала, находившийся в составе Финляндии с 1917 по 1939 год. С 1948 года посёлок переименован в Репино.

После 1917 года Илья Ефимович ни разу не бывал в советской России. Когда в Петрограде в здании Зимнего дворца с 13 апреля по 29 июня 1919 года проводилась Первая государственная свободная выставка произведений искусства, то на ней экспонировались 1826 произведений 299 художников, в том числе Ильи Ефимовича Репина и его сына Юрия Ильича. Репин хотел поехать на выставку, но ему не дали визу. У Ильи Ефимовича на тот момент был паспорт несуществующей страны - Российской империи. Русским, покинувших родину после революции и гражданской войны, с 1922 года стал выдаваться так называемый нансеновский паспорт. Для получения которого необходимо было выполнение двух условий: первое: наличии документов, удостоверяющих личность человека, которому выдают паспорт; второе: наличие документа, подтверждающего, что человек является эмигрантом. За гуманистическую деятельность Фритьоф Нансен получил Нобелевскую премию мира в 1922 году, а Нансеновская международная организация по делам беженцев, созданная после смерти Нансена, за усилия по распространению паспорта, получила такую же премию в 1938 году. Всего было выдано 450 000 нансеновских паспортов. Уничтожающую оценку дал этому документу Владимир Набоков в своём романе "Другие берега": "Бледно-зеленый несчастный нансенский паспорт был хуже волчьего билета; переезд из одной страны в другую был сопряжен с фантастическими затруднениями и задержками. Английские, немецкие, французские власти где-то, в мутной глубине своих гланд, хранили интересную идейку, что, как бы, дескать, плоха ни была исходная страна (в данном случае советская Россия), всякий беглец из своей страны должен априори считаться презренным и подозрительным, ибо он существует вне какой-либо национальной администрации. Не все русские эмигранты, конечно, кротко соглашались быть изгоями и привидениями. Некоторым из нас сладко вспоминать, как мы осаживали или обманывали всяких высших чиновников, гнусных крыс, в разных министерствах, префектурах и полицейпрезидиумах."

Вот такой паспорт получил великий русский художник И.Е.Репин, оставшийся на старости лет без гражданства. Его друг Корней Иванович Чуковский звал Репина переехать в СССР, к Репину приезжала делегация советских художников, писал личные письма К.Е.Ворошилов. В 1924 году вопрос переезда Репина обсуждался на Политбюро и за разрешение вернуться проголосовали Сталин, Троцкий, Бухарин, Каменев и Томский. Но Репин предпочёл остаться в своей усадьбе "Пенаты" вплоть до своей смерти в 1930 году.

Возможно по этой причине затягивались сроки организационных работ по созданию и установке памятников. Хотя бюст Репину был отлит на Харьковской Государственной скульптурной фабрике, но он был отправлен по ошибке не в Чугуев Харьковской области, а в Чугуево Иркутской области. А бюст Репина для Ленинграда был отлит в 1951 году в Ленинграде, но ему не могли долго найти место для установки и установили лишь в 1999 году в Румянцевском саду. Между решением Совнаркома и установкой бюста прошло 55 лет, город поменял название, развалился СССР. Головотяпство или мистика....

Московский памятник Репину установлен на Болотной площади лицом к Третьяковской галерее. До 1994 года не было через Водоотводный канал моста и канал отделял Лаврушинский переулок, ведущий к Третьяковке от канала. Выбор места для установки обосновывался тем, что в Третьяковской галерее хранятся многие картины художника и он как бы присматривает за ними. А если продолжить конспирологическую или, если будет угодно, мистическую тему, то не зря между галереей и памятником находится водная преграда. В своё время владелец галереи Павел Михайлович Третьяков велел швейцарам не пускать Репина, если у него в руках будет мольберт и кисти по одной простой причине: Репин любил подправлять свои картины, даже после того, как они были у него куплены и выставлены. Ведь у памятника, если обратите внимание, в левой руке мольберт и кисти. Всё бы это выглядело смешным, если бы не было грустным, а порою и трагическим.

В Третьяковской галерее находится много картин Репина, в том числе одна из самых известных, за которой тянется целый шлейф трагических событий и различных домыслов - "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", написанная в 1883- 1885 годах и более известная широкой публике как "Иван Грозный убивает своего сына". Толчком к написанию картины стало странное творческое переплетение в голове художника разных, не связанных между собой событий. Первым стала гибель императора Александра II в марте 1881 году от бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Иоахимовичем Гриневицким. Вторым услышанная 15 августа 1882 году на Всероссийской художественной выставке в Москве симфоническая сюита "Антар" композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, которая написана по мотивам красивой сказки Осипа-Юлиана Ивановича Сенковского (Барона Брамбеуса), рассказывающей о трёх сладостях жизни - мщении, власти и любви. Во второй части сюиты звучит музыкальная картина кровавой мести главного героя. Третьим событием стала увиденная по время европейского путешествия 1883 года кровавая коррида в Испании.

Написание картины про Ивана Грозного стало идефиксом для Репина, он стал одержим. Ходил по городским улицам, делал различные наброски и этюды. Долго у художника не получалось изобразить "живую" кровь на картине, сочащуюся сквозь пальцы отца-убийцы, чтобы она выглядела как настоящая, а не как мазок краски. При этом он не особо заморачивался, когда видел возможность запечатлеть кровь, бегущую из раны. У дочки Веры долго не останавливали кровь из носа после падения с высоты, чтобы её папа мог поподробнее изучить как струится кровь. Когда на улице Репин увидел смерть женщины, попавшей под пролётку, он не замедлил побыстрее добраться до своей мастерской и запечатлеть увиденную "живую" кровь. Русский писатель Даниил Леонидович Андреев в своем мистическом сочинении "Роза Мира" писал: "Когда кровь людей и животных вытекает из организма, то в первые минуты этого процесса она выделяет жгучее излучение особой силы." Не зря в человеческой истории сохранилось так так много упоминаний о кровавых жертвоприношениях богам и силам природы.

Написанная картина стала центром скандала. Реакция на неё была бурной и неоднозначной. Художник Иван Николаевич Крамской восторгался: "Как написано, Боже, как написано! В самом деле, вообразите, - тьма крови, а Вы о ней и не думаете, и она на Вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе и его громкий крик, а в руках у него сын - сын, которого он убил!" . Против показа картины широкой публике единым фронтом выступили Академия художеств и Святейшего синод в лице обер-прокурора Константина Петровича Победоносцева. Впервые картина экспонировалась на Тринадцатой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге с 10 февраля по 17 марта 1885 года, затем выставка переехала в Москву, где проходила в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества с 28 марта по 21 апреля 1885 года. Но в апреле картины "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" на выставке не было, её показ был запрещен лично российским императором Александром III. Павлу Михайловичу Третьякову, который приобрёл картину, запрещалось показывать картину "в помещениях, доступных публике". Только 11 июля 1885 года запрет на показ картины был снят. Новый показ картины в Третьяковской галерее произвёл фурор, люди шли в галерею только для того, чтобы взглянуть на бывшую запретную картину. Для пущего эффекта в помещении, где размещалась картина, был постелен кроваво-красный ковёр, усиливающий эффект от увиденного.

Некоторые из посетителей после просмотра картины приходили в неистовство, а некоторые теряли сознание.

Современный психиатр Александр Олимпиевич Бухановский (1944 -2013) известен широкой публике как эксперт по серийным убийцам, в частности в этом качестве он выступал в деле маньяка Чикатило. В одном из своих интервью он подчеркнул, что уверен: "картины сами по себе не вызывают психическое расстройство. Но могут смоделировать или усилить психологическое состояние, в котором находится человек. Например, если он в депрессии, то картина может ее усилить." Когда художник создаёт картину, то в зависимости от настроения и мыслей он формирует энергетику художественного полотна. Если сюжет картины неприкрыто агрессивного содержания, то это вызывает агрессию и у зрителя. Поверим специалистам...

16 января 1913 года душевнобольной сын мебельного фабриканта Абрам Балашов, родившийся за год до создания картины, нанёс по ней три удара ножом. Репин считал, что это было сделана специально в желании угодить императорской семье в преддверие празднования 300-летия дома Романовых. Мол не смогли запретить показ, так пусть картина будет уничтожена. Наш известный бард Александр Моисеевич Городницкий так написал об этом в стихотворении "Иван Грозный убивает сына Ивана" (1994):

"Я слышал однажды: как нерв напряжён,
Безлюдной вечерней порою,
Безумец ударил картину ножом
И крикнул: «Достаточно крови!».
И там, где отметина эта видна.
Где лезвие холст разрезало,
Всё капает, капает кровь с полотна
На плинтус музейного зала."

Будущий попечитель Третьяковской галереи, живописец и реставратор Игорь Эммануилович Грабарь (1871 - 1960) так описал повреждения: " Из трех ударов один пришелся на лицо Грозного - от середины виска, пересекая ухо, до плеча, - второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев щеку Грозного и уничтожив весь очерк носа царевича, наконец третий повредил пальцы правой руки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного." Приехавший специально из Куоккалы Репин посчитал, что картина испорчена окончательно и бесповоротно. Восстанавливать картину художник не стал, но, из любви к переделкам своих картин, поверх старого лица царя Ивана Грозного нарисовал новое, в своей тогдашней манере, зелеными красками. С чувством выполненного долга удалился восвояси. Спасать картину пришлось Грабарю вместе с приглашенными из Эрмитажа реставраторами Дмитрием Федоровичем Богословским(1870 -1939), кстати уроженцем города Вольска Саратовской области, и И.И.Васильевым. Зелёную голову царя стёрли, холст был дублирован, и зиявшие белые места порезов были по увеличенным фотографиям записаны акварелью и покрыты лаком.

Душевнобольного, порезавшего картину Репина, отправили в дурдом, но дело по резке картин ножом его живёт и процветает. Через год была порезана картина Веласкеса "Венера с зеркалом", в 1975 году "Ночной дозор" Рембрандта. Правда это было уже в других странах, а не в России.

Поразительно, что случаем вандализма воспользовались коллеги Репина для борьбы со старым искусством - реализмом. 12 февраля 1913 года состоялся диспут художественной группы "Бубновый валет", на котором выступил с докладом "Иван Грозный и сын его Иван" Максимилиан Александрович Волошин (1877--1931) Ловко жонглируя словами Волошин подвёл публику к выводу, что не Балашов виноват в содеянном варварстве, а Репин виновен перед Балашовым и Репина надо судить за созданную картину.

Как часто бывает в жизни, что сказанное в шутку слово, начинает обрастать зловещими подробностями и люди начинают смотреть на вещи и события совершенно по другому. В начале прошлого века в российской творческой среде были модны мистические идеи. Верил в мистические тайны молодой писатель Корней Чуковский. Он поведал своему другу детства, журналисту Владимиру Евгеньевичу Жаботинскому (1880-1940) историю: "... как-то прогуливаясь по набережной Невы, Чуковский увидел, что под ногами что-то блестит. Остановился, наклонился и… стал обладателем монетки с непонятным портретом, выбитым на ней. Позднее он показал ее оценщику и узнал, что это римская монетка, которую можно продать коллекционерам, выручив немало денег. Но продавать ее Корней Иванович не стал, потому как заметил, что она приносит ему удачу. Когда монета лежала в кармане, и стихи писались лучше, и встречи с редакторами проходили удачно, и деньги всегда водились, и в любви везло. Именно тогда Чуковский решил, что монета - его талисман, и не расставался с ней никогда в жизни."

Именно Корней Чуковский в начале прошлого века бросил шутливый упрёк Илье Репину, что мол после изображения человека на картине Репина тот сразу умирает. Присутствующие при этом мило поулыбались, но каждый начал судорожно подсчитывать подобные случаи. И оказалось, что "проклятых" картин, после написания которых натурщики умирали или их постигали различные несчастья, у Репина неожиданно много, гораздо более, чем у других. Так с лёгкой руки писателя, склонного к мистике, создалась легенда о проклятости картин Репина.

В скорбный список попала и картина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", хотя череда "странных" смертей началась по мнению современников после картины ""Бурлаки на Волге", написанной в 1873 году. Якобы многие из изображенных на картине мужиков скоропостижно поумирали. Но почему-то не называлось ни одно имя, а ведь бурлаков только на картине 11 и этюдов за три года написания картины было сделано множество, число натурщиков никто даже и не считал. Репин дважды выезжал на Волгу, чтобы изучить их образ жизни и заменяя один образ на другой более выразительный.

Следующей "жертвой" художника стал поэт Федор Иванович Тютчев, который скончался как только Репин якобы начал писать его портрет. Только вот портрета Тютчева кисти Репина не существует. В начале декабря 1872 года Тютчев серьёзно заболел, 1 января 1873 года случился удар и у поэта была парализована левая часть тела. 15 июля 1873 года он скончался. С Репиным в это время он не виделся. У П.М.Третьякова была задумка создать для своей галереи серию портретов выдающихся писателей, композиторов и ученых. В своём письме от 6 февраля 1873 года Третьяков предлагает Репину создать портрет Тютчева с натуры. Но встречи двух великих людей не состоялось, весной 1873 года Репин уехал за границу, успев посмотреть лишь две фотографии поэта, предоставленные родственниками.

"Проклятый" портрет Писемского был написан в 1880 году, а в 1881 году писатель умер. Неспроста говорили люди - ведь Репин его портрет нарисовал. При этом люди как-то забывали о пристрастии Писемского к алкоголю и о том, что после самоубийства одного сына в начале семидесятых годов позапрошлого века тоскливое настроение владело Писемским. Летом 1880 года сошел с ума второй сын через несколько месяцев резко ухудшилось здоровье писателя.

Портрет Мусоргского был написан Репиным в течение 4 дней, со 2 по 4 марта 1881 года,а умер композитор 16 марта 1881 года через несколько дней после написания "проклятой" картины. Снова Репин виноват... Вот только художник приехал в Николаевский военный госпиталь после того, как узнал в феврале 1881 года о смертельной болезни друга и успел написать портрет до его смерти. Следствие здесь явно спутано с причиной.

А вот картину "Смерть Федора Васильевича Чижова", написанную в 1877 году, к числу проклятых у Репина не относят. Хотя эта картина была написана в тот день, когда русский промышленник и общественный деятель Федор Васильевич Чижов (1811-1877) умер. Вот что об этом писали: "Вскоре пришел и Илья Ефимович Репин. Художник был настолько поражен представшим его взору видом маститого старца, как бы на время уснувшего после тяжких трудов и забот, что неуловимость этого мистического, пограничного состояния между сном и смертью он тотчас запечатлел в одном из лучших своих карандашных рисунков "Смерть Чижова". Впоследствии эта мастерски сделанная зарисовка послужила эскизом для одноименной картины, подаренной Репиным Савве Ивановичу Мамонтову."

Портрет Н.И.Пирогова был написан в мае 1881 года в гостинице "Дрезден" в Москве за полгода до смерти знаменитого хирурга.

Следующей "проклятой" картиной стала "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Образы царя и царевича были сформированы как наложение нескольких личностей. Сначала в качестве натуры для создания царя были использованы старик из Царского Села и чернорабочий с Лиговского рынка. А вот для головы царя позировали художник Григорий Григорьевич Мясоедов (1834 -1911)и композитор Павел Иванович Бларамберг (1841-1907).

Царевича Репин писал с художника Владимира Карловича Менка (1856-1920)и писателя Всеволода Михайловича Гаршина (1855 - 1888).

И если с Бларамбергом и Менком ничего не случилось, то в жизни Мясоедова и Гаршина произошли трагические события после того, как они выступили в качестве натурщиков для картины.Рассказывают уже более века, что после позирования Репину у Гаршина, бывшего душевнобольным, обострился приступ болезни и он сиганул в лестничный пролёт и разбился. Убедительный рассказ, если только не сравнить пару дат. Портрет Гаршина, ставший своеобразным эскизом для картины про Ивана Грозного, написан в 1884 году, сама картина завершена в 1885 году, а умер Гаршин в 1888 году. 4 этажа пролететь за 4 года -долгое падение...

А Григорий Мясоедов мол чуть не убил своего малолетнего сына, которого звали Иваном. Красивая и жуткая одновременно аналогия вырисовывается. Если снова взглянуть на даты, то всё не так просто. У молодой художницы Ксении Ивановой в 1881 году родился сын Иван, она клятвенно клялась Григорию Мясоедову, что это его сын. Григорий не поверил и не признал Ивана сыном, а усыновил его как усыновляют любого другого чужого ребёнка. Затем отправил ребёнка в Москву к своему другу художнику -пейзажисту Киселёву Александру Александровичу (1838-1911), о котором Репин хорошо отзывался, говоря, что Киселёв: "с одинаковой любовью, восторженно поёт красками и мимо движущуюся речку между камышами самой скромной местности, и роскошный Кавказ, и ледники, везде он правдив и производит освежающее впечатление самой природы". В 1888 году Мясоедов забрал Ивана в своё имение под Полтавой и, будучи натурой вспыльчивой, давал Ивану тумаки без раздумий и не соразмеряя силу удара. В какой-то из таких моментов ему показалось, что он убил сына. Лишь в 18 лет лет Мясоедов сообщил сыну, что тот не приёмыш, а родной сын. После этого сын перестал общаться с отцом. Когда отец умер, то всё его имущество Иван распродал и, покидая родной дом в 1919 году, уничтожил всё наследие отца: переписку, эскизы, наброски и рисунки.

Следующей "жертвой" Репина стала графиня Луиза Мерси д"Аржанто (1837-1890), чей портрет был написан в 1890 году. Этот портрет Репин написал, когда пианистка француженка, первая познакомившая заграничную публику с музыкой молодой русской школы, тяжело болела и даже не могла позировать сидя. Кстати. многие писавшие про "проклятый" портрет д"Аржанто почему-то считают французскую пианистку итальянским актёром.

Из натурщиков картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1891),если быть точнее из первой версии картины, "пострадало" несколько человек.Первый "пострадавший" - командующий войсками Киевского военного округа Михаил Иванович Драгомиров (1830 -1905), позировавший для образа атамана казаков Ивана Сирко.

Рассказывают, что вскоре после этого два младших сына покончили жизнь самоубийством, а дочь сошла с ума. Я прекрасно отношусь к Валентину Пикулю и, видимо, из его рассказа "Пень генерала Драгомирова" взяты сведения об ужастиках, случившихся с семьей Драгомилова: " Однажды тут раздались два выстрела – и выросли две могилы на хуторе. Сыновья Драгомирова покончили с собой, не в силах выносить отцовской деспотии. Всем известны портреты обаятельной дочери генерала Софьи (по мужу Лукомской): ее писали акварелью Серов и Репин. Особенно значителен серовский портрет. Видный французский психиатр, как только глянул на него, сразу предсказал – лишь по глазам Софьи Михайловны! – точное развитие душевной болезни этой красивой женщины, на которой отразился суровый гнет отцовской натуры". Но истина не всегда отыскивается в художественных книгах. Софья Михайловна Лукомская Драгомирова) (1871 -1953) прожила долгую жизнь и умерла в США, похоронена на кладбище при Успенском женском монастыре в Ново-Дивееве (штат Нью-Йорк). Да и с двумя сыновьями неувязочка получается, было у Михаила Михайловича 5 сыновей, три из них пережили отца, а самый младший Александр Михайлович (1878-1926) дослужился до чина полковника, участвуя в Белом движении. И нет единой даты смерти у сыновей.

Второй "пострадавший" - историк и фольклорист Дмитрий Иванович Яворницкий (1855-1940), на картине изображен в виде писаря. Его якобы в 1881 году по доносу признали неблагонадёжным и сослали в Ташкент. Всё замечательно, только вот даты не пляшут. С 1881 по 1885 год Яворницкий работал в Харьковском университете. В 1891 году был уволен уже из Петербургского университета и лишен права преподавать в учебных заведениях, а 1892 году отправился в Ташкент.

Третий "пострадавший" - собиратель украинских древностей и меценат Василий Васильевич Тарновский (младший; 1837 - 1899), отображен на картине в образе мрачного казака. Он якобы умер до завершения картины Репиным, успев разориться и и продать имение Качановка, в которой в 1880 году великий художник, работая над будущей картиной, целое лето писал казацкие реликвии, портреты хозяев усадьбы и пейзажи. И опять даты... Излишнее увлечение благотворительностью (пожертвования на создание памятников, библиотек и издание печатных изданий) поставило Тарновского на грань разорения и в 1897 году он был вынужден за миллион рублей продать Парафиевскую экономию вместе с Качановкой миллионеру-сахарозаводчику Павлу Харитоненко. Да и умер только в 1899 году.

Четвёртый "пострадавший" - русский музыковед и фольклорист Александр Иванович Рубец (1837-1913) , земляк Репина,изображающий на картине Тараса Бульбу,
тяжело заболел и ослеп. Что было, то было: В 1895 году у А. И. Рубца развилась катаракта, в связи с чем он 21 марта был прооперирован. Однако после операции А. И. Рубец слишком рано нарушил строгий режим, чтобы присутствовать на экзамене своего класса в консерватории. Это стало причиной сильнейшего воспаления глаз и полной потери зрения в июне того же года.

Картина "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея" написана в 1903 году.Тож е считается "проклятой", мол после революции 1905 года многие чиновники, изображенные на картине, потеряли должности, а иные и жизни. Как, например, московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович (1857 - 1905), погибший от бомбы революционера Каляева, министр внутренних дел Вячеслав Константинович фон Плеве (1846 -1904), убитый эсером Егором Созоновым и генерал-губернатор Финляндии и командующий войсками Финляндского военного округа Николай Иванович Бобриков (1839-1904), смертельно раненный выстрелом из револьвера в здании Финляндского сената сыном финляндского сенатора Эйгеном Шауманом.

Вот только Репина никак нельзя посчитать организатором революции, а во времена перемен многие лишаются должностей. Почему-то не упоминается изображенный на этой картине Пётр Иванович Саломон (1819-1905), который "Скончался от воспаления легких и старческой дряхлости". Разброс дат смерти изображенных на картине 81 персоны довольно-таки приличен: от 1901 года, ведь Владимир Михайлович Маркус (1826 -1901) умер еще до завершения картины, до 1944 года, когда умер последний из изображенных на картине Александр Григорьевич Тимрот (полное имя Александр Рейнгольд Карл Лионель, 1865 - 1944).

Интересный факт: Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин кроме кисти также пользовался фотоаппаратом. Помогали в создании полотна художники Борис Михайлович Кустодиев (1878 - 1927), отвечавший за фигуры правой части картины и Иван Семёнович Куликов (1875 -1941), отвечавший за фигуры левой части картины. Кстати, Бобрикова нарисовал Кустодиев.

Пал жертвой Репина премьер-министр Пётр Аркадьевич Столыпин (1862- 1911). В 1910 году - портрет, а в 1911 году -смерть.

Якобы после написания портрета Репиным умерла вторая его жена Наталья Борисовна Нордман-Северова (1863 - 1914). Но существует несколько её портретов, написанных задолго до её смерти. Как, например,созданный в 1905 году.

Получается, что если внимательно разобраться в том, почему многие модели Репина умирали после создания их портретов, то нет никакой мистики. Любил художник писать картины больных и даже умирающих людей, а также на темы смерти. Помимо картин из этого материала можно припомнить: "Воскрешение дочери Иаира" (1871), "Историк Николай Иванович Костомаров в гробу" (1885), "Дуэль" (1896)", "Отказ от исповеди перед казнью" (1885).

Когда по заказу хозяина гостиницы "Славянский базар" Александра Александровича Пороховщикова (1833-1918) в 1872 году Репин создал картину "Собрание русских, польских и чешских композиторов", то картина получила много комплиментов, а её автор - массу похвал и поздравлений. А вот Иван Сергеевич Тургенев назвал её "холодным винегретом живых и мёртвых - натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова-Пороховщикова." Дело в том, что на картине присутствовали как живые на тот момент люди, так и мёртвые. При чём на самом деле они вместе не собирались.

Когда Павел Михайлович Третьяков только начинал создавать свою коллекцию картин, то ему говорили старые коллекционеры: "Картина - весьма мистический образ. Иная сама тебе силы даст, а другая и все твои из тебя вынет". Поэтому он долгое время сопротивлялся желанию Репина запечатлеть образ Третьякова на живописном полотне.

У Анны Ахматовой есть такие строчки, написанные в 1940 году:

"Когда человек умирает,
Изменяются его портреты.
По-другому глаза глядят, и губы
Улыбаются другой улыбкой.
Я заметила это, вернувшись
С похорон одного поэта.
И с тех пор проверяла часто,
И моя догадка подтвердилась."

Жил когда-то на свете Агриппа Неттесгеймский (1486–1535) – ученый, алхимик, писатель, врач, философ, астролог. В своём трактате "О несоответствии наук" он писал писал: "Бойтесь кисти живописца - его портрет может оказаться более живым, чем оригинал".

Когда Чуковский перебаламутил умы художников, то в их среде поползли мистические догадки: "Репин обладает необычайной способностью переплавлять в краски живую плоть и кровь. У него реализм становится жуткой реальностью".

Уже в наши дни с помощью термографии ученые сделали интересное открытие. Оказывается, во время работы над полотном в мозг художника поступает огромное количество энергии. При этом у некоторых натурщиков биопотенциалы мозга резко снижаются. Но ведь энергия может быть как положительной так и отрицательной. Видимо не случайное совпадение, что после работы над картиной "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" у Репина отнялась правая рука и ему пришлось учиться писать картины левой рукой. При этом друзья художника опасались за его психическое состояние. Ведь подобная ситуация уже была чуть ранее, в 1877 году, когда Репин на свой родине в Чугуеве написал картину "Мужик с дурным глазом".
Натурщиком для портрета выступил мастер золотых дел Иван Радов. По словам Репина: "Он приходится дальним родственником нашей семье, и действительно имеет дурную репутацию колдуна.Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды." После создания этого портрета художник долго отходил, хотя внешне это было похоже на лихорадку.

В 1892 году Репин покупает имение Здравнево под Витебском, здесь он проводит восемь летних сезонов (1892-1900 годы) и пишет более 40 холстов, эскизов и рисунков. Именно здесь правая рука постепенно начала его слушаться. Есть предание, что помогли ему в этом белорусские колдуны.

Вот такие мистические истории связаны с Репиным и его картинами. Не зря поставили, выходит, ему памятник невдалеке от Третьяковки. Никто больше в обморок не падает при виде его картин.

И. Е. Репин родился в г. Чугуеве, расположенном на территории Харьковской губернии, в 1844 году. И никому тогда в голову не могло даже прийти, что этот обычный мальчишка из бедной семьи станет великим русским художником. Мать первая заметила его способности в то время, когда он помогал ей, готовясь к Пасхе, расписывать яйца. Как ни радовалась мать такому таланту, на его развитие денег у нее не было.

Илья стал посещать уроки местной школы, где учились топографии, после закрытия которой поступил к иконописцу Н. Бунакову, в его мастерскую. Получив в мастерской необходимые навыки в рисовании, пятнадцатилетний Репин стал частым участником росписи многочисленных церквей в селах. Так продолжалось четыре года, после чего с накопленными ста рублями будущий художник отправился в , где собрался поступить в Академию художеств.

Провалив вступительные экзамены, он стал слушателем подготовительной художественной школы при Обществе поощрения художеств. Среди первых его преподавателей в школе был , который еще долго был верным наставником Репина. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию, где он стал писать работы академические, а заодно и несколько произведений написал по собственному желанию.

Академию повзрослевший Репин закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил Золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира». Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств. Еще будучи юношей, Репин начал уделять внимание портретам, написал в 1869 году портрет молодой В. А. Шевцовой, которая спустя три года стала его женой.

Но широко известным великий художник стал в 1871 году, после написания группового портрета «Славянские композиторы». Среди 22 изображенных на картине фигур изображены композиторы России, Польши и Чехии. В 1873 году во время путешествия в художник познакомился с французским искусством импрессионизма, от которого не пришел в восторг. Через три года, вернувшись вновь в Россию, он сразу же отправляется в родной Чугуев, а осенью 1877 года уже становится жителем Москвы.

В это время он познакомился с семьей Мамонтовых, проводя время, общаясь с другими молодыми дарованиями в их мастерской. Тогда и началась работа над известной картиной , завершившаяся в 1891 году. Работ, которые на сегодняшний день достаточно известны, было написано еще немало, среди них и многочисленные портреты выдающихся личностей: химика Менделеева, М. И. Глинки, дочери своего знакомого Третьякова А. П. Боткиной и многих других. Имеется множество работ и с изображением Л. Н. Толстого.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшилось здоровье художника.

С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет, он представляет готовое полотно . Эта работа, имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.

Женился Репин второй раз в 1899 году, выбрав спутницей Н. Б. Нордман-Северову, с которой они переехали в местечко Куоккала и прожили там три десятка лет. В 1918 году из-за войны с белофиннами он потерял возможность посещать Россию, но в 1926 году получает правительственное приглашение, от которого отказался по состоянию здоровья. В сентябре 1930 года, 29 числа, художника Ильи Ефимовича Репина не стало.

5 августа 1844 года на свет появился выдающийся художник Илья Ефимович Репин. В честь дня рождения мастера, «Дилетант» публикует его биографию и интересные факты из жизни.

Биография


Автопортрет, 1878 г.

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.

А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.

Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

Репина называют мистическим художником


Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.

1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.

Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Творчество Репина



Николай Мирликийский спасает трех невинно осужденных на казнь, 1889 г.

Репин — один из немногих русских художников XIX века, в творчестве которых нашел свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.


Садко в подводном царстве, 1876 г.

Способность заметить робкие ростки нового явления, вернее, даже почувствовать их, определить неясные, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем течении событий — все это особенно ясно сказалось в линии творчества Репина, посвященной кровавому русскому революционному движению.

Иконописец Балашов порезал ножом картину «Иван Грозный и его сын»


Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.

Под конвоем. По грязной дороге, 1876 г.

В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.



Арест пропагандиста, 1880−1882 гг.


Арест пропагандиста, 1878 г.

О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.



Бурлаки на Волге, 1870−1873 гг.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.



Крестный ход в Курской губернии, 1880−1883 гг.

Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.

Все натурщики Репина после написания полотна умирали

1880-е годы — пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.

Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья.

Репин — выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий — простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников — своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи — П. М. Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.

Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры — «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади — «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.



Стрекоза, 1884 г.


Осенний букет, 1892 г.



На солнце, 1900 г.


Отдых, 1882 г.

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Историческое предание о том, как запорожцы — вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878−1891 гг.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.



Гопак. Танец запорожских казаков, 1927 г.

В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М. П. Мусоргского.

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. Вашему вниманию представляются пять необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.

Первый факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране


Третий факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

Четвертый факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Пятый факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.

Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».

Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.

Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну, а открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.

Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали от него художницкие принадлежности. Однако, это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.

Источники

  1. http://allpainters.ru/
  2. http://www.artariya.ru

О Льве Толстом кто-то сказал однажды: «Толстой — это целый мир». С тем же правом мы можем сказать и о Репине — картины Репина это целые миры, пережившие их создателя и живущие своей самостоятельной жизнью, в сердцах и умах миллионов. Но что мы знаем о самом художнике?

Сайт сайт собрал 10 самых интересных фактов из жизни художника, раскрывающих внутренний мир Ильи Ефимовича, его образ жизни с самых разных сторон.

1. Картина Репина «Приплыли»

Картина Репина «Приплыли»

Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее.

2. «Слишком много крови»


Репин И. «Иван Грозный убивает своего сына»

В январе 1913 года на одну их картин Репина – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» – было совершено настоящее вооруженное нападение. Иконописец Абрам Балашов бросился на нее с сапожным ножом с криками «Довольно крови, слишком много крови!» и нанес полотну три ранения. Картина сильно пострадала. Восстановить полотно Репину помог его ученик – известный художник и реставратор Игорь Грабарь, который заполнил потерянные места акварелью, покрыв их потом лаком.

3. Деньгам знал счет

Несмотря на то что он был вполне обеспеченным человеком, художник не позволял себе никаких значительных трат. Так, узнав, что по утрам билеты в петербургских трамваях стоят пятачок, а не гривенник, старался приезжать в столицу спозаранок. Когда его дочь Вера нуждалась в услугах массажиста, Репин предложил: «Ты возьми на один сеанс массажистку, заметь ее приемы и делай сама себе массаж!» При этом художник был завален заказами, и все знаменитости хотели, чтобы их портрет писал «сам Репин».

4. Бегство Ивана Бунина

В жестокую стужу Илья Ефимович заставлял всю семью спать вместе с ним на морозе - в том числе и малолетних детей. Для них сшили длинные мешки, и они каждый вечер отправлялись спать в комнату с открытыми окнами. «В холодной, - вспоминала его дочь, - спали и папа, и мама, и наутро у папы замерзали усы, а снежок сыпался в окно прямо нам на лица».

Жена Репина Вера Алексеевна, ярая пропагандистка вегетарианской еды, кормила всю семью и гостей каким-то отваром из трав. Зная это, приезжающие к Илье Ефимовичу тайно привозили с собой мясо, а потом съедали припасы в своей комнате, прислушиваясь, не идет ли кто-нибудь. Однажды Репин пригласил Ивана Бунина - чтобы написать портрет знаменитого писателя. Но, в отличие от художника, Бунин был гурманом, любителем отличной еды и дорогих напитков.

Впоследствии он описал этот случай так: «Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь - быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме - окна настежь.

Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит:

«Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже ваш проклятый табак скоро бросите».

Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал - страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче…»

5. Как Маяковский Репина рисовал

В 1915 году стихи Маяковского произвели большое впечатление на живописца Илью Репина .

— Я напишу ваш портрет! — сказал великий художник, для любого это была большая честь.

— А я — ваш! — ответил Маяковский и быстро тут же, в мастерской, сделал с Репина несколько карикатур, которые вызвали большое одобрение художника. Один из рисунков особенно привлек внимание художника.

Несмотря на свой карикатурный характер и то, что в своем рисунке Маяковский слишком резко подчеркнул и усилил признаки старческой немощи, которые в то время наметились в облике Репина, этот рисунок вызвал жаркое одобрение художника.

— Какое сходство! И какой — не сердитесь на меня — реализм! — заключил Репин.

6. Что Вы наделали, Маяковский?

Несмотря творческую дружбу с Владимиром Маяковским, Репин так и не написал портрет поэта, хотя желал этого с первой встречи. Когда в назначенный час Маяковский явился к нему, Репин разочарованно вскрикнул: «Что вы наделали!.. О!» Оказалось, что Маяковский, идя на сеанс, нарочно зашел в парикмахерскую и обрил себе голову, чтобы и следа не осталось от тех «вдохновенных» волос, которые Репин считал наиболее характерной особенностью его творческого облика и хотел запечатлеть. «Я хотел изобразить вас народным трибуном, а вы…»

И вместо большого холста Репин взял маленький и стал неохотно писать безволосую голову, приговаривая: «Какая жалость! И что это вас угораздило!» Маяковский утешал его: «Ничего, Илья Ефимович, вырастут!»

7. Репин в роли дворника

5 февраля 1910 года в «Новом театре», в Петербурге, состоялся спектакль литераторов, играли комедию госпожи Нордман-Северовой (вторая жена И. Е. Репина) «Ласточка права», в которой в качестве актера выступил и сам знаменитый художник. Репин играл роль дворника - одного из людей народа, которого главная героиня пьесы - эмансипированная девушка, увлеченная идеями равенства и конституционализма, приглашает в гости на чашку чая в попытке преодолеть консерватизм своего жениха.

Вот что об этом писала газета «Русское слово»: на «спектакле литераторов» в Петербурге привлек к себе всеобщее внимание знаменитый передвижник И.Е.Репин своим гримом и своей игрой в роли дворника. Шла пьеса Северовой «Ласточка права». Публика устроила И.Е.Репину овацию.

8. Репин+Айвазовский=Пушкин

«Прощание Пушкина с морем» (1887) — эта картина была создана Репиным в сотрудничестве с И. К. Айвазовским. Считается, что Айвазовский знал свою слабость в портрете, и сам пригласил Репина написать Пушкина в совместной картине. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: «Дивное море написал Айвазовский. И я удостоился намалевать там фигурку». Картина была написана в год 50-летия со дня гибели Пушкина, она хранится во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге.

9. Репин и мистика

Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

А позже художник придумал оригинальный способ — придумал подвесную палитру и более не держал ее в руках. Изготовленное по его просьбе и проекту изобретение крепилось на поясе при помощи ремней, тем самым освобождая руки для работы. Знаменитая подвесная палитра Ильи Ефимовича до сих пор сохранилась в музее-усадьбе «Пенаты».

10. Богатство в простоте

Несмотря на богатство и известность, Репин, при жизни ставший классиком русского искусства, всегда тянулся к простоте.

Круглый год художник спал на балконе, из-за необычной формы носившем название «Аэроплан». Летом живописец просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти.

Регулярно Илья Ефимович устраивал праздники, на которые приглашал местных жителей. Самый шумный из них состоялся в «Пенатах» 19 февраля 1911 года. В торжественной обстановке художник отметил 50-летие отмены крепостного права. По средам двери дома художника открывались для всех желающих.

Для своих гостей Репин устраивал вегетарианские обеды. На них неоднократно бывали Горький и Шаляпин, а также живший по соседству Корней Чуковский.

Описывая в мемуарах свою жизнь в 1916 году, Владимир Маяковский отметил, что денег у него тогда не было совсем и выжил он исключительно благодаря «репинским средам».

Атмосфера на этих встречах была удивительно демократичная. Репин запросто мог сесть за один стол с самыми простыми людьми. Слуги же и вовсе обедали с ним постоянно, что было удивительно для России того времени. Илья Ефимович считал, что хорошее отношение и вегетарианская пища способны сделать людей добрее, и всегда старался помочь ближнему.

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища.

Место для собственной могилы Репин также выбирал сам. Илья Ефимович долго колебался между несколькими вариантами и в конце концов остановился на маленьком холмике под соснами. Достаточно часто он приходил туда, чтобы работать. По просьбе художника знакомый фотограф несколько раз запечатлел его на фоне будущей могилы.

Сердце Ильи Ефимовича остановилось 29 сентября 1930 года. Неделю спустя его похоронили в маленьком склепе, возведенном на том самом холмике. По воле гениального живописца в его память был установлен самый простой деревянный крест. Впрочем, настоящий памятник себе Илья Ефимович создал еще при жизни, написав множество гениальных картин.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

По материалам журнала МИРОВОЕ ИСКУССТВО. Интриги, скандалы и расследования в живописи. СПб: ООО «СЗКЭО», 2008.

Иван Грозный и его сын Иван. Историческая правда и вымысел

Хотя в исторических документах XIV века не было и намёка на сыноубийство, Илья Репин не сомневался, что именно Иван Грозный был повинен в гибели сына. Ведь об этом писал в своих сочинениях Н.М.Карамзин. Авторитет историка считался непререкаемым.

Однако существовала и другая версия событий. Согласно ей, царевич Иоанн был отравлен, а слух о его убийстве отцом пустил монах – иезуит Антоний Поссевин. Он приехал в Москву в 1581 году, чтобы, повлияв на Грозного, расширить на Руси влияние папского престола. Когда эта миссия с треском провалилась, Поссевин из чувств мести оклеветал царя. Доверчивый Карамзин принял записи монаха за историческое свидетельство.

В 1877 году Репин писал портрет известного историка и археолога И.Забелина. Хороший рассказчик, тот во время позирования в красках описал художнику, как могло произойти убийство царевича Ивана.«Жезлом в висок…» – повторял про себя Репин запомнившуюся фразу Забелина…

И.Е.Репин. Картина “Иван Грозный и его сын Иван”

Работа над полотном началась в 1884 году. Для пущей достоверности Репин делал эскизы и даже выкройки костюмов эпохи Грозного, а его домочадцы вышивали узорные орнаменты на сапогах и платьях. Для образа царя Репину позировал Григорий Мясоедов. Он вспоминал, что художник: «…ерошил мои волосы, красил лицо киноварью, имитируя пятна крови, муштровал в выражении лица, принуждая делать «сумасшедшие глаза».

Царевича Ивана Репин писал с Всеволода Михайловича Гаршина, который с детства был человеком нервным и впечатлительным. Он принадлежал к старинному дворянскому роду. После ранения на войне с турками Гаршин занялся литературной деятельностью и многие помнят его сказку «Лягушка-путешественница». Большинство его рассказов было посвящено протесту против насилия. В 1880 году казнь молодого революционера спровоцировала психическое расстройство и Гаршина ненадолго поместили в клинику для душевнобольных.

Репин считал, что лучшего кандидата на роль для убитого Ивана в картине ему не найти. «Задумав картину, – вспоминал Репин, – я всегда искалв жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины. В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича».

Через три года после окончания работы над полотном Гаршин прыгнул в пятого этажа в пролёт лестницы. Онразбился насмерть.

Полотно “Иван Грозный и его сын Иван”. Реставрация

Вскоре после окончания работы у художника начала сохнуть правая рука. Реставраторы вызвали его в Москву телеграммой после того, как душевнобольной Абрам Балашов нанёс три удара по картине кривым ножом. Орудие Балашов достал из сапога. Четвёртый удар ему помешал сделать служитель музей. Сам Репин никогда не верил, что Балашов является психопатом – одиночкой. Илья Ефимович подозревал, что безумца подговорили совершить злодеяние художники так называемого «нового искусства». Среди них были футуристы и приверженцы авангарда. Они призывали «сбросить с парохода современности Пушкина, Достоевского и прочую всяческую мертвечину». Репин считал, что покушение на его картину – результат заговора футуристов против художников-реалистов, представителем которых он являлся.

В стремлении помочь реставраторам в восстановлении полотна, Репин переписал голову царя Ивана. Однако новый вариант приобрёл явно карикатурные черты. Когда этот кусок новой репинской живописи увидел тогдашний директор ГТГ Игорь Грабарь, он насухо стёр положенные Ильёй Ефимовичем краски. Затем записал по-своему потерянные места и покрыл их лаком. При очередном посещении галерей Репин это заметил, но мудро промолчал.