Правовой статус спортсмена курсовая работа. Правовой статус спортсменов и тренеров Правовой статус спортсменов и тренеров

Сенькин Вячеслав Юрьевич

Магистрант 2 курса юридического факультета ГУАП

Правовой статус спортсмена

Аннотация: Целью статьи является определение правового статуса спортсмена на основе правового анализа существующей спортивной практики в условиях коммерциализации и профессионализации спорта

Ключевые слова: Любительский спорт, профессиональный спорт, Федеральный закон, Трудовой Кодекс

Annotation: Amateur sports, professional sports, Federal Law, the Labour Code

Keywords: The purpose of this article is the definition of the legal status of the athlete on the basis of a legal analysis of the existing sport practices in the commercialization and professionalization of sports

В XX веке, несмотря на негативные оценки некоторых социологов и философов, предрекавших постепенный закат спорта высших достижений в связи с отдельными тенденциями, сопровождавшими его развитие, спортивное движение в мире непрерывно расширялось. В нашей стране, после кризиса 90-х годов, спорт вновь возрождается, становится более и более массовым. К международным соревнованиям привлекаются всё больше так называемых спортсменов-любителей, иными словами тех, кто не занимается спортом на профессиональной основе.

Цель настоящей статьи - на основе правового анализа сложившейся в данный момент спортивной практики, в условиях профессионализации и коммерциализации спорта, определить правовой статус спортсмена, его права и обязанности при участии в соревнованиях, правовые основы государственной поддержки и финансового обеспечения.

В настоящее время специалисты почти исключили такое понятие как "любитель", при этом не заменив его другим, характеризующим спортсменов, стремящихся к высоким достижениям в разном возрасте и на разных уровнях мастерства. Студенты-спортсмены участвуют во всевозможных универсиадах, уровень ряда студенческих игровых команд и спортивных достижений в индивидуальных видах достаточно высок. Каков статус этих спортсменов? Участники чемпионатов мира среди старших юношей и юниоров, в том числе участники прошедших в Москве "Всемирных юношеских игр" (1998 г.), работающие на производстве инвалиды – участники паралимпийских игр не являются профессионалами, но многие из них получают помощь и стипендии, в том числе и от МОК, но все они не относятся к категории спорта высших достижений.

Так кем же они являются? Любителями, полулюбителями или полупрофессионалами? Определенного ответа на этот вопрос на данный момент не существует.

Спортсмены-военнослужащие, имеющие высочайшие спортивные достижения, по правовому статусу не соответствуют понятию "профессионал".

Наконец, среди спортсменов, имеющих высшие спортивные достижения, встречаются заключившие мизерные с финансовой точки зрения контракты со своей федерацией, но участвующие в крупнейших официальных и коммерческих соревнованиях на основе контракта лишь со своими менеджерами. Доходы таких спортсменов связаны только с участием в соревнованиях. Эти спортсмены также не соответствуют требованиям, предъявляемым к статусу спортсмена-профессионала.

На всем протяжении эволюции спорта высших достижений решающее значение имели подготовка и участие спортсменов-любителей в Олимпийских играх, чемпионатах мира и страны. Основной целью их подготовки являлось участие в этих соревнованиях. Сейчас многие спортсмены-профессионалы также строят свою карьеру с акцентом на успешное выступлении на Олимпийских играх, чемпионатах мира, континентов, что повышает рейтинг спортсменов, а, следовательно, и финансовые доходы.

При этом ряд спортсменов-профессионалов ставят перед собой задачи, заключающиеся только в успешном выступлении в серии соревнований, следующих одно за другим, что связано с материальным вознаграждением за каждый старт в соответствии со стоимостью атлета на "спортивном рынке". В связи с этим многие профессионалы не задаются целью успешно выступить на Олимпийских играх и чемпионатах мира, однако их заработки могут быть выше, чем заработки победителей Олимпиад и чемпионатов мира, так как по своему мастерству они не уступают спортсменам-олимпийцам.

Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" среди спортсменов по критерию профессионального мастерства выделяет:

1) спортсмены - это те, кто занимается одним или несколькими видами спорта и выступает на соревнованиях (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ);

2) спортсмены высокого класса - имеющие спортивные звания и выступающие на соревнованиях с целью достижения высоких результатов (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ).

Специфика трудовой функции данной категории работников, состоящая для спортсменов в подготовке к соревнованиям и участии в них, а для тренеров - в учебно-тренировочной работе, стала главной причиной включения в Трудовой Кодекс РФ новой главы 54.1, посвященной регулированию их труда.

Здесь же нужно отметить, что трудовая деятельность тренеров в отдельных ее аспектах схожа с трудовой деятельностью спортсменов, что послужило основанием для распространения отдельных особенностей правового регулирования трудовых отношений спортсменов также и на тренеров.

Теперь попробуем обратиться к правовому решению конкретной проблемы: спортсмен-любитель, занятый на производстве, привлекается к участию в международных соревнованиях в составе команды спортсменов-профессионалов.

По законодательству вырисовывается неоднозначная ситуация: в части 1 статьи 23 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" содержатся права спортсмена-любителя (физкультурника), в том числе:

Право бесплатно пользоваться государственными и муниципальными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд;

Право получать денежную компенсацию по основному месту работы, службы, учебы, если это предусмотрено законами или иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

Право пользоваться иными льготами и гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Но реализация перечисленных прав в основном регламентирована иными федеральными законами и в первую очередь Конституцией Российской Федерации, Гражданским, Трудовым, Налоговым Кодексами Российской Федерации и т.д. Эта статья имеет особенности. Так, как уже отмечено, подпунктами 2 и 3 части 1 комментируемой статьи субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно устанавливать права на получение денежной компенсации по основному месту работы, службы спортсменам-любителям (физкультурникам). Такое право затрагивает трудовые правоотношения граждан и может касаться не только непосредственного получения денежной компенсации, но и порядка, размера, условий выдачи или ограничения на выдачу денежной компенсации. Указанное положение вызывает сомнение в том, что органы местного самоуправления вправе регламентировать подобные правоотношения, по крайней мере, это противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации, принятому несколько позже комментируемого Федерального закона.

В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Работникам предоставляются гарантии и компенсации в ряде случаев, в том числе при исполнении государственных или общественных обязанностей (например, участие в благотворительном спортивном марафоне, или в нашем случае -в спортивных соревнованиях). При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности, производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей. Но Трудовой кодекс не обязывает работодателя сохранять при этом работнику средний заработок.

В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами, эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо решением соответствующего общественного объединения.

Таким образом, если изложить алгоритм действий – он будет выглядеть примерно так: на основном месте работы спортсмен-любитель должен написать заявление, чтобы на основании ст.164 и 165 ТК его отпустили на соревнования с сохранением места работы. Дальше работодателя должен оформить приказ о командировании на соревнования и тогда работнику-спортсмену выплачиваются обычные командировочные. Это является правом работодателя, в противном случае придется ограничиться приказом о том, что спортсмен-любитель привлекается на основании ст.164 и 165 ТК к выполнению общественной обязанности в виде соревнований и на его основании работодатель табелирует его на полный рабочий день, заработок при этом не сохраняя. Дальше спортсмен-любитель может обратиться к тому юридическому лицу, к которому прикреплены спортсмены-профессионалы из его команды и требовать на основании этого приказа, ссылаясь на статью 170 Трудового Кодекса РФ, оформления временного гражданско-правовой договора на оказание услуг по участию в соревнованиях и на его основании и на основании статьи 170 Трудового Кодекса РФ выплаты производились также как и остальным спортсменам в команде.

В настоящее время похожие ситуации могут возникать всё чаще. Проблемы детальной проработки норм, регулирующих труд указанной категории работников, приобрели особую актуальность и значимость в контексте получения Российской Федерацией права на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи и других значимых соревнований мирового масштаба.

Список использованной литературы

1. Федеральный Закон от 4.12.2007 № 329 –ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.06.2016, N 0001201606020021

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: ИНФРА * М - НОРМА, 1997.

4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта - М.: 4-й филиал Воениздата, 1997.

5. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон РФ /Российская газета, 1999, 6 мая.

6. Переверзин И.И. Спортивный менеджмент: Учеб. пос.- М.: ФОН, 2001.

7. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. - М.: ФиС, 1974.

8. Теория и методика спорта. Учеб. пос. для УОР // Под ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова, В.П. Филина. - М.: 4-й филиал Воениздата, 1997.

Права и обязанности спортсменалюбителя (физкультурника) 1. Спортсмен-любитель (физкультурник), представляющий на спортивных соревнованиях физкультурно-спортивную организацию, в соответствии с законодательством имеет право: 1) бесплатно пользоваться государственными и муниципальными физкультурнооздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд; 2) получать денежную компенсацию по основному месту работы, службы, учебы, если это предусмотрено законами или иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; 3) пользоваться иными льготами и гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2. Спортсмен-любитель (физкультурник) обязан: 1) достойно представлять физкультурно-спортивные организации на местных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях; 2) заботиться о своих морально-волевых качествах, проявлять высокую гражданственность, изучать основы гигиены, овладевать знаниями о физической культуре и спорте, об олимпийском и о международном спортивном движении; 3) выступать активным популяризатором физической культуры и спорта; 4) не употреблять медицинские препараты и не принимать запрещенные в спорте процедуры.

Профессиональный спорт 1. Организационная структура профессионального спорта определяется спецификой каждого вида спорта. Она может состоять из профессиональных спортивных лиг, ассоциаций, союзов, входящих в официально признанную федерацию по какому-либо виду спорта, профессиональных спортивных клубов, а также спортивных команд и спортсменов-профессионалов, заключающих контракты в установленном порядке с указанными профессиональными физкультурно-спортивными объединениями. 2. Для представительства и зашиты своих прав и законных интересов спортсмены-профессионалы, тренеры могут в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" объединяться в профессиональные союзы. 3. Деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденными профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта

Контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства Российской федерации, представляет собой соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом-профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно-спортивной организации, в том числе профессионального спортивного клуба и команды, и подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спора, если спортсмен входит в состав сборной команды Российской Федерации. Контракт о спортивной деятельности должен содержать обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения такого контракта. Контракт о спортивной деятельности может содержать и другие условия и обязательства Физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Переход спортсменов в другие физкультурно-спортивные организации Спортсмен имеет право перехода из одной физкультурно-спортивной организации (спортивного клуба) в другую физкультурно-спортивную организацию (спортивный клуб) или иностранную физкультурноспортивную организацию (иностранный спортивный клуб) после окончания срока контракта о спортивной деятельности и выполнения указанных в таком контракте обязательств. В случае, если переход спортсмена в другую физкультурно-спортивную организацию (спортивный клуб) происходит до истечения срока контракта о спортивной деятельности или невыполнения предусмотренных в таком контракте обязательств (если такие условия указаны в контракте о спортивной деятельности), такой переход спортсмена возможен только по взаимному согласию физкультурноспортивных организаций (спортивных клубов). Переход спортсменов осуществляется в порядке и в сроки, которые согласованы соответственно федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта.

Работники физкультурно-спортивных организаций 1. Работниками физкультурно-спортивных организаций считаются лица, занимающиеся физкультурнооздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию. Перечень должностей таких работников устанавливается Правительством Российской Федерации. 2. В зависимости от образования, стажа работы, уровня профессиональной подготовки работникам физкультурноспортивных организаций устанавливаются квалификационные категории, порядок присвоения которых регулируется нормативными актами Правительства Российской Федерации. 3. Работники физкультурно-спортивных организаций в своей деятельности: 1) приобщают граждан независимо от возраста к занятиям физической культурой и спортом, способствуют увеличению количества физкультурно-оздоровительных и спортивных групп, спортивных команд и секций, организуют конкретную физкультурно-оздоровительную и спортивно-педагогическую работу, выступают инициаторами внедрения производственной гимнастики в режим труда; 2) обеспечивают подготовку спортсменов высокого класса, формируют у граждан, занимающихся физической культурой, спортсменов такие качества, как нравственная гражданская позиция, патриотизм, умение трудиться, соблюдать дисциплину и правила спортивных соревнований; 3) постоянно повышают свою профессиональную квалификацию, на высоком уровне ведут воспитательную работу со спортсменами, выступают активными пропагандистами физической культуры и спорта, здорового образа жизни. 4. За многолетнюю и плодотворную деятельность в области физической культуры и спорта работники физкультурно -спортивных организаций имеют право на поощрение - награждение знаками и присвоение почетных званий, в том числе присвоение звания "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации". За выдающиеся достижения в профессиональной физкультурно-спортивной деятельности работники физкультурноспортивных организаций могут быть представлены к государственным наградам и иным формам поощрения. Работники физкультурно-спортивных организаций могут награждаться знаками и отмечаться почетными званиями, которые учреждены соответственно федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийским комитетом России.

Профессиональная педагогическая деятельность в области физической культуры и спорта и профессиональная деятельность в области лечебной физической культуры 1. К профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документы установленного образца о профессиональном образовании по специальности "физическая культура и спорт", выданные образовательными учреждениями, или разрешения, выданные в установленном порядке соответственно федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта. 2. В области лечебной физической культуры к профессиональной деятельности допускаются лица, имеющие документы установленного образца об образовании по специальности "физическая культура и спорта или о медицинском образовании.

Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта 1. Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. 2. Государство содействует укреплению в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта материально-технической базы, включающей в себя комплекс физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивнотехнических сооружений для учебных целей, типовой набор оборудования, специализированные спортивные сооружения для подготовки специалистов в области физической культуры и спорта различного профиля, а также обеспечению бесплатной спортивной формой и обувью обучающихся в образовательных учреждениях и преподавателей спортивных дисциплин в соответствии с нормативами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. 3. Финансирование образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта, созданных органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе расходов на укрепление и развитие материальнотехнической базы, может осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.

Повышение квалификации работников физкультурно-спортивных организаций, а также работников государственных научных организаций и государственных образовательных учреждений в области физической культуры и спорта 1. Государство создает условия для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет работников органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, работников физкультурно-спортивных организаций, а также работников государственных научных организаций, работников государственных образовательных учреждений и организаций, выделяет на эти цели средства за счет федерального бюджета, внебюджетных источников. 2. Повышение квалификации работников физкультурноспортивных организаций, а также работников государственных научных организаций и работников государственных образовательных учреждений может осуществляться также на основании договоров, заключенных физическими и (или) юридическими лицами с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями за счет средств физических и (или) юридических лиц.

Организаторы, ведущие на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта 1. Организаторы, ведущие на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта, - физкультурные организаторы, инструкторы по видам спорта, инструкторы производственной гимнастики, туризма и альпинизма, спортивные судьи, члены советов коллективов физической культуры и члены правлений физкультурно-спортивных организаций, спортивных клубов, члены бюро секций по различным видам спорта и иные организаторы, ведущие на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта. 2. Подготовка лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, их переподготовка и аттестация осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. 3. К судейству спортивных соревнований допускаются спортивные судьи, прошедшие специальную подготовку и аттестацию в физкультурно-спортивных организациях.

Социальная защита спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций 1. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийский комитет России, общероссийские физкультурно-спортивные объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, физкультурно-спортивные объединения субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выплачивать за счет собственных бюджетов и внебюджетных средств, а также иных не запрещенных законом источников ежемесячное денежное содержание выдающимся спортсменам - олимпийским чемпионам, чемпионам мира и Европы, имеющим звания "Заслуженный мастер спорта СССР", "Заслуженный мастер спорта России", "Мастер спорта СССР международного класса", "Мастер спорта России международного класса", входившим или входящим в состав сборных команд Российской Федерации либо сборных команд СССР по различным видам спорта, их тренерам, имеющим звания "Заслуженный тренер России", "Заслуженный тренер РСФСР" или звание "Заслуженный тренер СССР". 2. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийский комитет России, общероссийские физкультурно-спортивные объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта могут выплачивать за счет соответствующих бюджетов или внебюджетных средств, а также средств организаций независимо от форм собственности и иных не запрещенных законом источников ежемесячное денежное содержание спортсменам, входящим в состав сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, их тренерам, а также спортсменам, выступающим в составах команд по игровым видам спорта на чемпионатах России, их тренерам и руководителям клубных команд. 3. В соответствии с пенсионным законодательством могут устанавливаться льготы по пенсионному обеспечению: 1) спортсменам, входившим в состав сборных команд Российской Федерации или сборных команд СССР по различным видам спорта, добившимся высоких спортивных результатов, завоевавшим звания олимпийских чемпионов; 2) спортсменам, входившим в состав сборных команд Российской Федерации или сборных команд СССР по различным видам спорта, неоднократно занимавшим вторые и третьи места на Олимпийских играх, первые, вторые и третьи места на чемпионатах мира, чемпионатах Европы, имеющим общий трудовой стаж не менее чем двадцать лет; 3) спортсменам, завоевавшим звания олимпийских чемпионов, занявшим вторые и третьи места на Олимпийских играх, занявшим первые, вторые и третьи места на чемпионатах мира и Европы, могут предусматриваться также за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законом источников обеспечение жильем нуждающихся спортсменов по месту их жительства, медицинское и санаторно-курортное лечение, а также бесплатное обучение в высших учебных заведениях с ежемесячной выплатой повышенных стипендий, установленных Правительством Российской Федерации, спортсменам, окончившим спортивные выступления и не имеющим высшего образования

4. Выдающимся спортсменам, входившим в состав сборных команд Российской Федерации или сборных команд СССР по различным видам спорта, имеющим общий трудовой стаж не менее чем двадцать лет и большие заслуги перед Российской Федерацией, неоднократно завоевывавшим звания олимпийских чемпионов или чемпионов мира и чемпионов Европы, имеющим звание "Заслуженный мастер спорта России" или звание "Заслуженный мастер спорта СССР", их тренерам, имеющим звание "Заслуженный тренер России" или звание "Заслуженный тренер РСФСР" либо звание "Заслуженный тренер СССР", а также работникам физкультурно-спортивных организаций и организаторам, ведущим на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта, имеющим государственные награды и звание "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации" и иные особые заслуги перед государством в развитии физкультурного (физкультурно-спортивного) движения и олимпийского движения, спорта высших достижений, может по представлению федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийского комитета России устанавливаться за счет средств федерального бюджета дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, предусмотренное законодательством Российской Федерации. На них распространяются также льготы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. 5. Работникам физкультурно-спортивных организаций, обеспечивающим (или обеспечивавшим) на протяжении не менее чем двадцать лет высокий уровень физкультурнооздоровительной и (или) спортивной работы с различными категориями населения и успешное выступление спортсменов сборных команд Российской Федерации или сборных команд СССР по различным видам спорта на Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях, награжденным орденами и медалями Российской Федерации и (или) орденами и медалями СССР либо имеющим почетные звания Российской Федерации, звание "Заслуженный тренер России" или звание "Заслуженный тренер РСФСР" либо звание "Заслуженный тренер СССР", могут предусматриваться за счет средств бюджетов и внебюджетных источников, а также иных не запрещенных законом источников дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, льготное медицинское и санаторно-курортное обслуживание, бесплатное пользование общественным транспортом, бесплатное обеспечение жильем в соответствии с законодательством. 6. На работников физкультурно-спортивных организаций, работающих и проживающих в сельских муниципальных образованиях, распространяются льготы, установленные в законодательном порядке для учителей сельских образовательных учреждений и медицинских работников.

Как было указано в параграфе «Особенности регулирования труда в сфере физической культуры и спорта», на спортсменов и тренеров в полной мере распространяется трудовое законодательство, поэтому их правовой статус мы будем рассматривать с позиции трудового права.

В науке трудового права понятие статуса конструируется в основном исходя из соответствующих общетеоретических наработок. Так, В. Н. Толкунова, К. Н. Гусов, О. В. Смирнов и другие авторы пришли к выводу, что содержание правового статуса субъекта трудового права определяется: 1) его трудовой правосубъектностью; 2) основными правами и обязанностями; 3) юридическими гарантиями трудовых прав и обязанностей; 4) ответственностью за нарушение трудовых обязанностей 1 .

Представляется, что определить трудоправовой статус спортсмена, тренера невозможно без выявления его социальной роли. Как отмечается в литературе, в правовом статусе работника должна закрепляться не просто специальная, а правовая роль его личности . Сегодня спорт пронизывает все уровни современного социума, оказывает широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, политику, бизнес, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. Поэтому спортсмен или тренер, будучи наемным работником, не только удовлетворяет личные потребности, но и помогает решению важнейших задач, стоящих перед государством и обществом в целом. Одной из главных качественных характеристик статуса спортсмена и тренера становится его социальная, политическая и экономическая связь с государством. В этом отношении интересны выводы М. Ф. Орзиха, который исследует правовой статус работника с точки зрения персонификации его правового положения и правореализации . На наш взгляд, здесь заложена верная идея о полиструктурности правового положения личности.

Представляется, что особенностью юридического статуса спортсмена и тренера является то, что трудоправовой статус спортсмена и тренера, законодательно определяемый органами публичной власти, дополняется его внеправовым нормативно-трудовым статусом, определяемым документами нормативного саморегулирования спортивных организаций. Сложным образом взаимодействуя, указанные сегменты и образуют комплексный трудоправовой статус спортсмена и тренера.

Трудоправовой статус спортсмена, тренера необходимо различать в зависимости от его вовлечения в следующие этапы спортивной подготовки: спортивную специализацию; совершенствование спортивного мастерства; высшее спортивное мастерство. На этапе спортивной специализации и совершенствования спортивного мастерства на спортсмена в полной мере распространяются положения гл. 54.1 ТК РФ. На этапе высшего спортивного мастерства у него возникает специальный правовой статус - спортсмен является работником и членом сборной команды одновременно.

Некоторые юридические классификации спортсменов имеют значение в первую очередь для юридической науки и, как правило, опосредованно влияют на законодательство и практику его применения. К таким классификациям можно отнести подразделение на спортсменов-люби- телей и профессионалов, спортсменов индивидуальных и командных видов спорта. Другие типологии созданы законодателем. Например, в ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» выделяются спортсмен и спортсмен высокого класса. Эта классификация влечет важные юридические последствия, так как федеральный законодатель устанавливает особый статус членов спортивных сборных команд. Вполне вероятно, что возможны и другие классификации.

Но для целей нашего исследования более важен анализ основных элементов содержания правового статуса.

Правосубъектность - самостоятельный элемент в содержании трудового статуса спортсмена, тренера. В трудоправовой науке общепризнанным является положение о нераздельности категорий трудовой правоспособности и трудовой дееспособности. Минимальный возраст для занятия конкретным видом спорта определен в федеральных стандартах спортивной подготовки, которые разработаны в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ». Возможность заключения трудового договора со спортсменами, не достигшими 14 лет, вполне согласуется со ст. 37 Конституции РФ. Гарантии реализации их трудовых прав закреплены в гл. 42 ТК РФ, устанавливающей особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

Необходимо отметить, что труд несовершеннолетних возможен только для спортсменов, для тренеров недопустим, так как согласно ст. 348.1 ТК РФ для тренера существует обязательный образовательный ценз.

Применительно к спорту возникает вопрос, может ли лицо, ограниченное судом в дееспособности либо признанное судом недееспособным, быть субъектом спортивных отношений? Эта проблема имеет не только теоретическую, но и сугубо практическую значимость. Подпадает ли под действие федерального закона о спорте и Трудового кодекса РФ тренировочная и соревновательная деятельность инвалидов, лишенных дееспособности, следует ли заключать с ними трудовой договор? Полагаем, что да. Но этот тезис продолжает оставаться дискуссионным 1 . Мы солидарны с мнением тех ученых-трудовиков, которые полагают, что современный механизм правового регулирования труда не предусматривает особого порядка лишения человека трудовой дееспособности, в результате чего в трудовом законодательстве и отсутствуют нормы, регламентирующие порядок признания трудового договора недействительным (ничтожным) . В российском законодательстве, как и в нормах соответствующих международных актов, лица с психическими расстройствами отнесены к группе граждан с ограниченными возможностями. Для таких лиц предусмотрены специальные правовые механизмы социальной адаптации. Граждан, страдающих психическими расстройствами, законодатель наделяет специальной правоспособностью, специфика которой формирует их специальный правовой статус, их правосубъектность. Специфика правосубъектности граждан, страдающих психическими расстройствами, заключается в возможности ограничения их прав и свобод в связи с установлением факта психического расстройства лишь в случаях, предусмотренных законами РФ. Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений и изъятий для указанной категории лиц. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов , Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г. закрепляют положение о том, что умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди. В РФ развитием специального олимпийского движения занимается Специальная Олимпиада России - общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью. В ст. 31 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями закреплены специальные права. Для них организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья. Письмом Росспорта 1 определены этапы подготовки и объем такой тренировочной нагрузки. Все изложенное позволяет допустить, что спортсмены, ограниченные судом в дееспособности либо признанные судом недееспособными, могут являться специальными субъектами трудовых отношений.

Остановимся на еще одной особенности правового статуса спортсмена, а именно на возможности реализовать трудовое отношение через представителя (агента). Относительно несовершеннолетних спортсменов этот вопрос прямо урегулирован ст. 63 ТК РФ. Но при этом спорной остается практика деятельности агентов спортсменов, получила широкое распространение. В науке трудового права на возможности осуществления работником своих прав через представителя в свое время обратил внимание Б. К. Бегичев . Исследуя проблему правосубъектности в трудовом праве, он выделил группу прав, «которые не требуют обязательного личного участия управомоченного и которые могут осуществляться через представителя» . К ним он отнес право на получение заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью работника, право на обращение за защитой нарушенных трудовых прав и интересов и др. Много позже В. М. Лебедев справедливо отмечал, что возможность или необходимость передачи части своих правомочий у субъектов трудового права возникает в тех случаях, когда они вступают или уже находятся в отношениях: а) имущественного характера, б) процедурных, в) процессуальных . В этих случаях закон действительно не всегда требует обязательного личного участия субъекта в реализации прав. Вместе с тем ст. 15 и 56 ТК РФ предусматривают личное участие работника в трудовых отношениях и не допускают возможности заключения им трудового договора через своего представителя. Кроме того, Россия до сих пор не ратифицировала Конвенцию МОТ № 181 «О частных агентствах занятости». И хотя, как отмечал Ю. П. Орловский 1 , в КЗоТ РСФСР 1922 г. имелась специальная статья о фактическом представительстве (ст. 32 предусматривала, что ответственность в случаях фактического представительства возлагается на работодателя), мы полагаем, что в современном трудовом праве нет сколько-нибудь серьезных оснований для становления и развития института представительства, как, например, в гражданском праве, поскольку трудовое правоотношение не допускает возможности замены субъектов. Личный характер труда - основа трудовых отношений. Таким образом, участие в трудовом отношении агентов спортсменов весьма спорно. Отдельные спортивные федерации уже предприняли попытку ограничить участие агентов в спорте .

Заслуживает обсуждения вопрос о значении в правовом статусе спортсмена его личных неимущественных прав. Свобода труда включает в себя неограниченное количество возможностей для реализации индивидуальных способностей гражданина к труду, в том числе путем вступления в трудовые отношения, и, таким образом, представляет собой «проявление автономии воли» , способствует обеспечению самостоятельности субъекта, индивидуализации личности, оценки его достоинств обществом . В спорте довольно распространенной стала передача спортсменом своих имиджевых прав в пользу клуба либо общероссийской спортивной федерации на основании трудового договора. При этом понятие и содержание имиджевых прав в российском законодательстве не закреплены. Согласно принципам европейского континентального права, в том числе российского, личные неимущественные права неотчуждаемы от личности ни при каких условиях (п. 1 ст. 1265 ГК РФ). Статья 152.1 ГК РФ охраняет изображение гражданина. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Наряду с этим некоторые громкие дела зарубежных спортсменов подталкивают российские спортивные клубы к включению соответствующих условий в договор со спортсменом. У всех на слуху дело по поводу имени Марка Месье, права на которое хоккеист передал компании. При этом третье лицо выпустило клюшки с его именем. Суд удовлетворил требования компании. Однако такой пример не показателен для России. Во-первых, речь идет о Североамериканской хоккейной лиге (то есть о территории США и Канады, где действует англосаксонская система права, в рамках которой большое значение играет прецедент). Во-вторых, в деле Мерсье, возможно, имелось в виду право на использование специального наименования товара (но не право на имя автора в смысле авторского права). Ведь М. Мерсье разрешает использовать свое имя на определенном товаре. Полагаем, что трудовая деятельность любого российского спортсмена, как и творчество писателя или артиста, есть способ его самовыражения в рамках трудовой функции, но не услуга. Услуги оказывают клуб, организатор спортивного соревнования, но не сам спортсмен. Спортсмен является работником по трудовому договору, то есть выполняет определенную функцию - тренируется и участвует в соревнованиях. Поэтому право на использование работодателем имиджевых прав спортсмена не может повлечь запрета на использование спортсменом своего имени, образа, изображения самостоятельно.

Подводя итог правовому положению спортсмена, следует выделить следующие особенности его статуса:

  • 1. Существенный личностный фактор как следствие персонификации спортивного результата работника.
  • 2. Специфические особенности профессиональной деятельности (спортивного результата) спортсмена, проявляемые индивидуально или в составе коллектива (спортивной команды, сборной команды).

Спортивный успех - важнейший параметр спортивного результата спортсмена и спортивной команды и критерий качества труда. Данное положение в полной мере согласуется со ст. 191 ТК РФ. Ведь спортивный успех - это общественное признание.

Кроме того, качество спортивного выступления определяется его техничностью, зрелищностью, красотой. Понятно, что для разных видов спорта эти характеристики будут иметь разные особенности. Качество также определяется длящейся непредсказуемостью результата (бой боксеров не будет воспринят как зрелищный, если в первом же раунде один соперник победит другого).

В отличие от гражданского права, где четко разделяются процесс и результат деятельности, в трудовом праве превалирует именно процесс. При этом применительно к сфере спорта в рамках отраслевой дифференциации уместно говорить о результате труда, который непосредственно вытекает из процесса трудовой деятельности и пересекается с ней.

3. Существенные риски ущерба здоровью спортсмена и ущерб его здоровью, систематически наносимый на протяжении всей его спортивной деятельности.

Ущерб здоровью - неотъемлемая часть спортивной деятельности (как тренировок, так и соревнований). Он может выражаться в виде последствий спортивных травм, в том числе микротравм, профессиональных заболеваний спортсменов, последствий спортивной диеты или воздействия спортивной медицины и др.

4. Специфика условий труда спортсменов. Здесь можно выделить следующие факторы.

Ненормированность рабочего дня (выступления и тренировки по вечерам, в выходные и праздничные дни) и существенная переработка по общему объему часов в неделю (спортсмены, как правило, работают более сорока часов в неделю в пиковые периоды своей спортивной деятельности - определенные месяцы в течение спортивного сезона).

Сезонный и (или) цикличный характер реализации спортсменом своей трудовой деятельности, прежде всего из-за ее привязки к международным или национальным спортивным мероприятиям.

Относительная краткосрочность карьеры.

Возможность перехода для спортсмена в другой спортивный клуб исключительно в «трансферные окна».

5. Дополнительные обязанности спортсменов, существенно отличающиеся от стандартных для других сфер общественных отношений.

Спортсмен, являясь работником на основании трудового договора, должен осуществлять все виды спортивной деятельности именно в организации, которая выступает для него в качестве работодатель. Когда спортсмен участвует в командных видах спорта, он может выполнять свои функции исключительно вместе с командой, и эффективность его трудовой деятельности напрямую зависит от того, насколько эффективно работают другие игроки, насколько слаженно и эффективно действует вся команда.

В обязанности спортсменов в рамках трудовых правоотношений обычно входит участие в запланированных спортивных тренировках и спортивных мероприятиях (выступления, игры, сборы и т. д.), содержание в надлежащем состоянии используемого спортивного оборудования или снаряжения, обеспечение наилучшей физической формы, следование стратегическим и тактическим инструкциям тренеров и иного персонала, выполнение правил соответствующих видов спорта при участии в спортивных играх или соревнованиях.

На личную свободу спортсмена распространяется система ограничений. Спортивный клуб - работодатель спортсмена определяет время, место и способ осуществления им трудовой деятельности, время и условия его отдыха. Спортсмен при этом ограничен в личных (семейных) отношениях, употреблении определенной пищи, напитков, медикаментов и т. д.

6. Особенности перевода спортсмена на другую работу. Если говорить об особенностях механизма трансфера спортивных игроков в командных видах спорта, то правила осуществления такого трансфера не соответствуют обычной трудовой практике, поскольку устанавливают ограничения трудовой мобильности (свободы) спортсменов (спортивных игроков) - их возможности переходить от одного работодателя к другому. При этом правилами о спортивных трансферах может устанавливаться (устанавливается на практике) система денежных выплат за трансферы. Специфика связана здесь и с наличием так называемых трансферных окон - ограниченных периодов времени, когда допускаются переходы игроков спортивных клубов.

Если в дальнейшие планы работодателя не входит продолжение сотрудничества с конкретным спортсменом, то в абсолютном большинстве случаев этот спортсмен не имеет возможности претендовать и быть принятым на другую должность у этого же работодателя.

7. Особенности трудового договора спортсмена. При рассмотрении вопроса о пригодности спортсмена и соответственно возможности заключения с ним трудового договора зачастую принимаются во внимание и, более того, позиционируются в виде его деловых качеств рост, вес, пол и возраст, что в любых иных сферах трудовых отношений считалось бы дискриминацией.

Рассмотрим и правовое положение спортивного тренера. Согласно п. 24 ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» тренер - это физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.

Однако о каком специальном образовании идет речь в Законе, является ли тренер педагогическим работником? Если деятельность тренера признавать педагогической, то к работнику-тренеру применимы нормы о сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 333 ТК РФ), удлиненном и длительном отпуске (ст. 334,335 ТК РФ), дополнительных основаниях прекращения трудового договора (ст. 336 ТК РФ).

Частично ответ на этот вопрос дан в диссертации А. Е. Базыкина

Спортивные федерации – это субъекты спортивного движения в России, а значит являются частью социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения – т.е. целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта. Сам факт наличия спортивных федераций в жизни общества является показателем того, что спорт не только имеет весомое значение сам по себе, поддерживается государством, которое создает условия для функционирования объединений граждан и организаций, в целях реализации конституционных прав на здоровье и отдых.

Согласно Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы» к 2015 году на территории РФ планируется увеличить число действующих физкультурно-спортивных организаций до 30 на сто тысяч населения, что, безусловно, требует более тщательного подхода к вопросам организации деятельности и вопросам правового статуса данных организаций. Большое количество новых и уже действующих спортивных организаций будет способствовать расширению численности членов в спортивных объединениях – федерациях, союзах, ассоциациях, что требует более серьезного подхода к вопросам организации и деятельности этих общественных объединений.

Тема данной дипломной работы обозначена как «Правовой статус спортивных федераций», что подразумевает рассмотрение совокупности прав и обязанностей, особенностей правового регулирования данного субъекта в гражданско-правовых и отношениях. Актуальность рассмотрения правового статуса спортивной федерации определяется следующими факторами:

Во-первых, будучи членами международных спортивных федераций, федерации России становятся участниками международных отношений, соответственно должны отвечать требованиям, предъявляемым к участникам МСФ по всем параметрам. В чем заключаются эти параметры, какими являются спортивные федерации за рубежом и в чем специфика российских спортивных федераций – наша задача определить.

Во-вторых, экономические и социальные процессы, протекающие в тех сферах общественной жизни, в которых участвуют спортивные организации, заметно опережают процессы формирования законодательной базы профессионального спорта. Несогласованность экономических действий (экономической деятельности организаций) и правовых основ для их легальной реализации порождает правовой вакуум, а также конфликты между сторонами правовых отношений в профессиональном спорте. Поэтому важно выделить нормативные акты, на которых основывают свою деятельность национальные спортивные организации, и возможные пути их совершенствования.

В-третьих, спортивная федерация есть негосударственная саморегулирующаяся организация, поэтому небезынтересным является изучение правовых основ ее деятельности, учредительных документов, иных факторов, влияющих на деятельность спортивной федерации.

Актуальным также является изучение отношение государственных и негосударственных национальных спортивных организаций с международными организациями, особенно в части выработки совместных соглашений по важнейшим вопросам мирового спорта.

Таким образом, для достижения цели работы мы ставим перед собой следующие задачи:

Рассмотреть международно-правовой статус спортивных федераций и их объединений;

Исследовать историю появления и развития физкультурно-спортивных объединений в России;

Дать определение современным российским спортивным федерациям, определить особенности их правового регулирования;

Выделить основные направления совершенствования законодательства деятельности спортивных федераций в РФ;

В заключение подвести итоги проделанному исследованию.

Надо отметить, что источников по теме нашей работы очень немного. Исследователи классически обходят рассмотрение статуса именно объединений спортивных организаций. Это оправдывается тем, что статус физкультурно-спортивной федерации сводится к статусу некоммерческой организации – общественному объединению, и более подробно рассматривать его не представлялось ученым необходимым. Тем не менее, работы С.В.Алексеева, А.О.Романова, С.Н.Братановкого, Е.А.Злобиной, а также материалы периодических изданий «Тренер», «Спорт для всех» послужили теоретической основой для исследования.

В работе используются тексты уставов современных национальных, зарубежных и международных спортивных объединений.


Постановление Правительства РФ от 11 января 2006г. №7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации - 16 января 2006 г. - №3 - Ст. 304.