Радиотехнические войска вкс рф. День радиотехнических войск Радиотехнические войска рф

День радиотехнических войск Военно-воздушных сил отмечают 15 декабря. Дата празднования совпадает с днем создания радиотехнических войск в России - постановление Совета Министров СССР об их формировании было подписано 15 декабря 1951 года. Радиотехнические войска могут похвастаться высокотехнологичным оборудованием и новейшей техникой, позволяющей осуществлять непрерывное сопровождение воздушной техники в любой точке страны.

Военнослужащие радиотехнических войск отмечают свой профессиональный праздник на службе, находясь в состоянии постоянной боевой готовности. Иначе и быть не может - ведь от них зависит безопасность страны и каждого гражданина.

Охранять небесные дороги
Выпадает честь совсем не многим.
Каждый год мы отмечаем в декабре
Праздник наших славных РТВ.

Вновь и вновь мы будем поздравлять
Вас, и командиры и солдаты.
Вам родное небо охранять
Родина доверила, ребята.

Пусть же праздник будет озарять
Все подразделения и части.
Мы хотим вам мира пожелать,
Радости, любви, здоровья, счастья!

Радиотехники, вам поздравление!
Пускай ждет на службе вас только успех,
А также в карьере вверх продвижение,
Не знайте ни бед, ни забот, ни помех!

Желаем навеки в отличной быть форме,
Огромной энергии, бодрости, сил!
Пусть ваше здоровье всегда будет в норме,
Чтоб радость вам каждый день приносил!

Поздравляя вас, скажу
Я слова лирические.
Нам без войск совсем нельзя
Радиотехнических.

Всем, кто службу здесь несет
Я добра желаю.
На посту, в гражданской сфере
Жить не унывая.

Спокойно спит страна, пока
В строю радиотехников войска.
В страну не проберутся провокаторы,
Ведут дозор радиолокаторы.

Пусть не нарушит враг воздушное пространство,
И процветает наше государство.
И дружная семья Вас встретит дома,
Почет и уважение среди коллег, знакомых.

Служишь ты в РТВ? Тебя я поздравляю
И защитнику Отчизны от души желаю
Быть здоровым, стойким, смелым,
Ну а с техникой - умелым.

Лови все сигналы бесперебойно,
Чтоб родина наша спала спокойно.
Пускай над тобой, дорогой мой солдат,
Всегда только мирные волны летят!

Радиотехническое войско ВВС,
Это гордость, это слава, и технический прогресс,
Чтобы мир был и покой, в нашем небе синем,
Днем и ночью на посту соколы России!
Пусть не надеются на чудо шпионы, провокаторы,
Запеленгуют в один миг их, радиолокаторы!
А вам, служивым этих войск, наше поздравление,
Пусть вам сопутствует удача и в делах везение,
Пусть вас обходят стороной, и беда, и горе,
Радости вам океан, любви и счастья море!

Радиотехнических войск праздник наступил.
Я тебе желаю новых встреч, улыбок, сил.
Пусть прекрасный праздник принесет тебе успех.
Чтоб ты стал везучей и удачливее всех!

Пусть, подобно долгой радиоволне,
Счастье, смех и радость прилетит к тебе.
Собирай скорее близких всех друзей.
Праздник отмечай свой ярче, веселей!

Оповестят о скором приближении врага
Радиотехнические славные войска.
Несут бессменное дежурство боевое,
На небе, на земле покой храня.

Локаторы - их зоркие глаза.
Ушами служат станции слежения.
Противнику их обмануть нельзя.
И мы гордимся ими, без сомнения!

Различные приборы разведки и слежения,
Воздушное пространство охраняют от вторжения.
В любое время суток, в любое время года,
Всё держат под контролем - не взирая на погоду.

Военной электронике и мастерству ребят,
Воздушные границы можно смело доверять.
Почёт и уважение - всем специалистам,
Пусть будет небо мирным, пусть будет небо чистым!

В мире сложных современных технологий
Есть ВКС - ведь двадцать первый век!
Да, техники новейшей высокоточной много,
Но техникой сегодня - управляет человек.

Чтоб обнаружить самолёт противника,
И выдать достоверно информацию -
Работают посты технической разведки,
Станции слежения, радиолокации.

Поздравлений: 28 в стихах, 5 в прозе.


На фото: боец РТВ ПВО доблестно имитирует боевое дежурство для дембельского альбома.

«Два солдата из стройбата заменяют экскаватор. А один из ВДВ заменят их вдвойне. А один из ПВО заменяет хоть кого» (мудрость неизвестного философа из войск ПВО).

Каждое второе воскресение апреля по особому отмечался во всех частях радиотехнических войск ПВО страны. Ибо. Почему именно второе воскресение апреля было отдано под этот день? А шут его знает. Мне неведомо.

В этот день солдаты и офицеры одевались в парадную форму одежды. Правда так было только в учебке, в которой я начинал свой героический путь в войсках противовоздушной обороны. В боевых частях в парадках не ходили за неимением оных. Это, кстати, было очень удивительно. Поскольку каждому солдату полагается парадка. Но как-то так получалось, что парадки вечно улетучивались и испарялись и только дедушки имели оные, бережно оберегая их от злых взглядов, пряча в дальних нычках и заботливо обшивая их галунами и прочей дребеденью в ожидании дембеля.

В РТВ ПВО я попал в точном соответствии со своей гражданской специальностью, которую должен был бы получить в институте, если бы его окончил. Но поскольку затруднительно было окончить институт за один год учёбы, а второго года учёбы Министерство обороны мне предоставить категорически отказалось, я убыл. Для прохождения. И попал в учебку для получения специальность «Оператор АСУ». Ни много, ни мало.

Вообще говоря, если бы мне в самом деле удалось послужить по этой специальности, то это было бы довольно интересно. Ибо служить по идее я должен был бы в «кабине ЭВМ», входящёй в комплекс управления батальона РТВ ПВО. В этой кабине реально была ЭВМ. Вернее, даже две - одна резервная. Правда выглядели они совсем не так, как выглядит домашний персональный компьютер. ЭВМ в моей кабине представляли из себя несколько металлических шкафов с цветными лампочками и кнопочками. В боевой части цветные лампочки дембеля откручивали, чтобы использовать их при изготовлении модели взлетающего истребителя-перехватчика. Истребитель взлетал с куска ВПП, изготовленной из прозрачного плексигласа. А лампочки шли по обе стороны полосы, как на настоящем аэродроме. В целом красиво. Но нарушало обороноспособность государства, ибо без этих лампочек (вернее, их цветных прозрачных колпачков), определять что происходит с ЭВМ было затруднительно. В итоге кобмат однажды сдеалл заявление, что если все лампочки не окажутся на своих местах, то никто на дембель не уедет. Это возымело.

Кстати, о лампочках. Видели вы когда-нибудь ночную работу аэродрома, на котором базируются истребители-перехватчики? Это, доложу я вам, очень красиво. Днём этот аэродром представляет из себя довольно унылую картину из комбинации бетонной полосы, рядом с которой стоят полузакопанные ангары и всё это окружено несколькими рядами колючки. Но зато ночью… Ночью это всё горит разноцветными огнями, а сами перехватчики, то взлетающие, то садящиеся на полосу, представляют из себя довольно-таки футуристическую картину. Одно загляденье, короче.

Но была одна закавыка. В читинской радиотехнической бригаде, в которую я попал по распределению за антисоветскую деятельность, АСУ не использовалось. Сам батальонный комплекс был, но он как бы это сказать, был скорее для проформы. А вся работа шла по старинке. То есть комплекс включался каждое утро, а вечером выключался. И никто никаких боевых дежурств на нём не нёс. Он был, так сказать, для резерва. Лишь иногда, по боевым тревогам, все офицеры прибегали, садились за АРМы и делали вид. Боевых тревог, правда, было не так уж и мало. Поскольку рядом - по ту сторону советско-китайской границы - была расположен китайский военный аэродром Цицикар. И как только там что-нибудь взлетало, у нас тут же врубали боевую тревогу. К чести китайцев, летали они не очень часто, иначе можно было бы повеситься. Ибо боевая тревога - это вам не учебная. Там всё по настоящему.

Поскольку комплекс боевого управления РТ-батальоном, собственно, в нашем батальоне никакой полезной функции не выполнял, операторы АСУ в батальоне были не так чтобы очень нужны. Зато в батальоне был острый дефицит на планшетистов, радистов и кодировщиков. Планшетистом меня сделать не пытались, поскольку в нашем батальоне это был чем-то вроде семейного подряда узбеков. Радистом меня делать было поздно, поскольку радиста надо обучать несколько месяцев. Оставалась специальность кодировщика. Кодировщик в РТВ ПВО никакого отношения к программированию не имел. Кодировщик на КП - это такой солдат, который на КП сидит рядом с дежурным офицером и по специальному секретному шифр-блокноту расшифровывает или зашифровывает всю информацию, которая проходит через дежурного. Например, из подчинённой роты прислали по рации сообщение об изменении курса самолёта. Это сообщение приходит в виде колонки цифры. Которую принимает радист, записывает на бумажку и на рысях приносит кодировщику. Кодировщик должен взять шифр-блокнот и при его помощи эту последовательность цифр расшифровать в осмысленный текст. Который уже идёт офицеру.

С одной стороны работа - не бей лежащего. С другой - сидеть целые сутки с дежурным офицером, тупо глядя, как перед тобой словно обезьяны мечутся планшетисты, отмечая на прозрачных планшетах курсы самолётов, как-то не очень. Быть оператором АСУ и сидеть в укрытой бетонным куполом кабине ЭВМ куда как вольготнее и приятнее.

Кстати, по боевому предписанию в этой самой батальонной систему управления предусматривалось три расчёта. На случай применения ОМП. То есть кинул противник ядерную бомбу - вокруг всё смертельно радиофицировалось. Но это не причина, по которой работа РТВ ПВО должна остановиться. Ибо помехи от взрыва проходят гораздо быстрее, чем снижается смертельная доза радиации. Поэтому на дежурство заступает первый расчёт. Доблестно воюет положенное время, потому от радиации умирает. После чего заступает второй расчёт. Ну а к времени работы третьего расчёта, вроде как, доза облучения должна уже снизиться до приемлемого уровня, чтобы умереть уже спустя полгода-год. Всё продумано, короче.

Вообще, в РТВ ПВО всё продумано до мелочей. Например, несмотря на современные виды дальномеров и высотомеров, по боевому предписанию в случае боевой тревоги выделялся специальный солдатик на пост аудиовизуального наблюдения. Солдатику выдавался бинколь. Его задача была - зырить в бинокль небо и слушать ушами звуки. И докладывать. Ну типа, увидел или услышал самолёт - доложи. Очень мудро. Ибо доблестные солдатами за «очками» (ударение на первое О) могут и прозевать. Наверное эта штатная должность в случае боевой тревоги осталась ещё со времён Второй мировой войны. А поскольку её никто не отменил, то такой наблюдатель исправно выставлялся.

Старослужащие любили шутить над молодым пополнением. Это, бывает всегда и всюду. В столовых бывалые повара заставляют пополнение из калинарного техникума продувать макароны, старые морские волки требуют, чтобы салаги зачищали напильниками жало якорей, ну а в РТВ ПВО молодых бойцов отправляли разгонять помехи. Как это? Ну это значит надо бегать перед локатором и шваброй или веником, насаженным на палку, «разгонять помехи» от улавливающей антенны. Милая такая шутка. Особенно если учесть, что излучатель вблизи - это не самая полезная для организма штуковина.

Ну и конечно ПВО страны вообще и их составная часть - РТВ - наряду с пограничниками, ракетчиками и подводниками несли в мирно время боевые дежурства. Что накладывало. Впрочем, особо и не мешало. Например, во время моей службы один из наших батальонов прозевала АН-24, который злодей второй пилот угнал в Китай. Для чего он его туда угнал - загадка. Ибо китайцы посадили злодея в свою китайскую тюрьму. Ну а личный состав роты и батальона отымели во все щели. Это, правда, уже не китайцы, а наше командование. Вы спросите: как можно прозевать самолёт, малейшее изменение траектории движения которого видно на экране радара? Попробую объяснить. Схема не детальная, но примерное представление даёт.

Как я уже сказал, в нашей бригаде работали по схеме, разработанной при царе Горохе. Эта схема предусматривает следующее. Где-нибудь в глуши на искусственном возвышении стоит локатор (РЛС). Рядом, на точно таком же возвышении стоит высотомер. Два этих устройства дают информацию о точном положении любой цели в трёхмерном мире. Локатор даёт координаты X-Y, высотомер - Z (высоту цели). Информация об этом выдаётся на специальные круглые (или прямоугольные) экраны - «очки». Солдатики, которые за ними сидят, по сетке снимают координаты. Пока всё чудесно.

Далее эти координаты надо передать на вышестоящий пункт - на КП батальона. Это обычно делалось по т.н. радиорелейным каналам связи или, попросту, при помощи рации. Радист роты передавал радисту батальона координаты цели. Радист батальона принимал координаты и (при помощи кодировщика) сообщал их дежурному по КП. Дежурный батальона передавал эти координаты батальону ЗРВ, в ИА и на вышестоящий КП (бригаду). Схема красивая. Если что-то там куда-то уклонилось, то в течении очень короткого времени это должно быть известно и зенитчиками, и перехватчикам, и вышестоящему командованию - командованию корпуса ПВО. Это командование уже должно принять решение о том, что делать дальше - сбивать цель, перехватывать или просто следить за ней. Всё чудесно.

Но вот вопрос: а что если, какой-нибудь радист передаст не те координаты, которые реальные, а какие-то другие? В этом случае в каком-то участке цепи возникнет ложное представление о том, где в данный момент находится цель. Вопрос: а с какой такой стати радисту передавать ложные координаты, если он не диверсант или шпион? Попробую ответить и на этот вопрос.

Вот представьте себе батальон РТВ ПВО. Кто служил в сухопутных войсках, тот под словом «батальон» понимает толпу народа, что-нибудь там такое в полтысячу человек численностью. В учебке, кстати, в которой я обучался первые полгода службы, учебный батальон был именно такой толпой. Тем с большим изумлением я узнал, что реальный батальон РТВ - это несколько десятков человек. А рота, она же «точка», - это и вовсе десяток человек и пара офицеров. Таковы реалии. По непонятным причинам в войска РТВ в большом количестве сгоняют детей овечьих пастухов и тому подобные романтические натуры, которые по-русски-то говорят с трудом, а уж в тонкости радаров и раций вникать категорически отказываются, предпочитая нести вахту на кухне и свинарниках. Народу вечно не хватает. А нести боевые дежурства надо круглосуточно.

Вот поставьте себя на место командира батальона, которому на командном пункте требуется как минимум три радиста (по одному для связи с каждой «точкой»), а в батальоне радистов всего человек пять. На боевое дежурство заступают на сутки. И спать, вообще говоря, в это время затруднительно, кроме нескольких часов ночью (попеременно). Что делать? А ничего тут не сделаешь, кроме как ставить радистов (а, впрочем, и планшетистов с кодировщиками), не на сутки, а практически несменяемо. Это может показаться каким-то абсурдом. Ну как можно заставить человека целый месяц спать не более 2-3 часов в сутки? Но реалии таковы, что, оказывается, можно. Радисты нашего батальона могли спать в любом положении. Смешнее всего было смотреть на них во время идиотизмом, под названием «комсомолькое собрание». Всего-то полчаса свободного времени, а радисты только сели - уже спят. Их поставили - они прислонились к стене и снова спят.

Ну а теперь уже поставьте себя на место радиста, несущего боевое дежурство. О чём вы думаете постоянно? О защите рубежей горячо любимой родины? Ха-ха и хи-хи. Вы думаете только о том, как бы вырвать себе хотя бы лишних минут 15 сна. Постоянно. Только о сне и больше ни о чём. Днём выкроить себе лишние минуты сна нереально в принципе - слишком напряжённая воздушная обстановка. Зато ночью напряжение спадает, воздух очищается. Можно хоть чуть-чуть поспать. Но есть засада - ночные гражданские рёйсы. То есть вроде всё равно радист не должен спать и сидеть в наушниках, ожидая, вдруг от роты придёт информация об изменении курса самолёта. А если хорошо подумать?

А если хорошо подумать, то окажется, что один и тот же рейс всегда проходит через одни и те же точки в одно и тоже время. Поэтому, если в какой-то ночной час ничего, кроме этого рейса, в зоне ответственности не летит, можно, в принципе, не ожидать информации от роты, а просто, не слушая эфир, в одно и тоже время приносить дежурному одни и те же координаты, что и накануне. И ведь никто всё равно ничего не узнает, ибо по идее переданные с роты координаты совпадают с тем, что только что отнесено дежурному. А между этими точками можно поспать лишние дорогие минуты.

Ну а если самолёт отклонился от курса? Радист некоторое время ещё носит дежурному координаты стандартного курса, а самолёт-то уже тю-тю - мчится в сторону китайской границы.

Понятно, что всё равно это обнаруживается относительно быстро. Просто так потерять самолёт невозможно. Но пока там наверху сориентируются, почему это вдруг самолёт совершил немыслимый прыжок в пространстве и оказался совсем не там, где ожидался, пока примут решение, пока поднимут перехватчики - это всё время самолёт летит и летит к границе. А потом он уже оказывается так близко к границе, что уже и перехватчики ничего толком сделать не успевают, кроме как сбить. Но как сбить свой гражданский самолёт? Да ещё возле самой границы - а вдруг он упадёт по ту сторону? Кстати, когда АН-24 уже перелетел в Китай, то тамошние службы вели себя так, что мне кажется, что китайское ПВО было ещё более мужественным в плане несения службы, чем наше.

В общем, вот примерно при таких обстоятельствах 19 декабря 1985 года самолёт АН-24 Якутского управления гражданской авиации, бортовой номер 42845, совершавший рейс 101/435 по маршруту Якутск-Тахтамыгда-Чита-Иркутск улетел в Китай.

Сейчас конечно существует сильно иная версия, устаканившаяся за долгие месяцы следствия и последующие «журналистские расследования». Эта версия всех устраивает. Мол командир АН-24 сразу сообщил на землю о том, что второй пилот приказа изменить курс, мол доблестные ПВО сразу отреагировали, а потом, мол, когда АН-24 был уже в Китае, с ним стали играть и наши, и китайские пвошники с тем, чтобы самолёт израсходовал всё топливо и рухнул, погребя под останками «страшную тайну» угона. Мол в этом был заинтересован и СССР, и Китай. Более идиотской версии мне слышать не приходилось. Впрочем, немало найдётся тех, кто поверит именно в такую историю. Ну что же, мне, собственно, без разницы. Я же рассказал эту историю как есть, как знали её бойцы доблестной читинской бригады РТВ ПВО, которая в декабре 1985 года и отвечала за этот рейс. Но понятно, что то, что было известно каждому солдату и офицеру нашей бригады, категорически не устраивало начальство. Ибо в случае обнародования реальных фактов доблестной защиты воздушных рубежей, много важных людей в фуражках лишились бы своих должностей. Так что…

Впрочем, дедушку Колдунова (как мы по доброму называли командующего ПВО) это не сильно спасло. Всего через полтора года после угона АН-24, он таки распрощался с должностью из-за инцидента с полётом Матиаса Руста.

Вообще, конечно, про доблестные РТВ ПВО можно много чего навспоминать. И хорошего, и плохого. Но в целом - я лично не жалею, что отслужил в этих войсках вообще и в их забайкальском, так сказать, отделении, в частности. Так что всех, кто служил в РТВ ПВО - поздравляю. Мы ведь, едрёна-матрёна, всё-таки не по детски Родину защищали. Может временами и кривовато это получалось. Но мы ведь зато от всей души.

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ВОЙСК
Предпосылки формирования системы наблюдения за небосклоном и опознавания воз-душных целей в русской армии (1913 -1914 гг.)
В1913 году в России при организации воздушной обороны русским авиаконструктором А.А. Пороховщиковым было предложено создать специальную сеть наблюдательных постов с целью ор-ганизованного ввода в бой сил воздушного флота вместе с имеющейся полевой и крепостной артил-лерией. Для этого вдоль южного побережья Финского залива по линии Петербург - Рига предлагалось создать сеть так называемых "воздушных станций", расположив их в две линии: одна - Петербург - Виндава, другая - Петербург - Сувалки. Назначение этих станций состояло в том, чтобы следить за появлением летательных аппаратов в зоне ответственности станции, размеры которой определялись дальностью обзора воздушного пространства с помощью оптических приборов, выделять среди них чужие и сообщать о факте их пролета и его направлении заинтересованным командирам. Также высказывалась мысль о возможности оказания помощи своим летчикам в отыскании нарушителей воздушного пространства.
Это было не что иное, как предложение об организации в России службы воздушного наблюдения появившейся немного позднее. В то время зарождались основы боевого применения будущих подразделений и частей ВНОС и радиотехнических войск.
Так, предполагаемые станции должны были быть удалены на расстояние до 150 верст одна от другой, снабжены средствами наземной связи и обеспечены транспортом. Руководящими документами по борьбе с воздушной разведкой определяется личный состав, специально выделяемый для наблюдения за появлением самолетов и дирижаблей против- ника в частях и подразделениях.
Наблюдение в боевых условиях должно было вестись повсеместно и непрерывно, независимо от погоды и времени суток. Обнаружив воздушный объект, наблюдатель должен был оповестить командование и весь личный состав об этом.
Порядок оповещения вырабатывался в частях, для него иcпользовались доступные средства сигнализации. Подавать сигнал тревоги должен был первый же наблюдатель, обнаруживший воздушного разведчика.
В связи с тем, что с 1 января 1913 г. вступил в силу закон о суверенитете воздушного пространства Российской империи, появилась объективная необходимость нанесения знака государственной принадлежности на воздушные суда.
Для обозначения государственной принадлежности и опознавания воздухоплавательных снарядов и аэропланов России накануне первой мировой войны Военным советом была утверждена Инструкция, в соответствии, с которой на русских самолетах по бокам фюзеляжа или гондолы, а также на рулях направления наносились концентрические круги из цветов государственного флага России - белого, синего и красного. Эти обозначения использовались наблюдателями для опознавания своих воздушных судов.
Начало создания структурных подразделений воздушной обороны наблюдения и оповещения за воздушной обстановкой (1914-1918 гг.)
При создании осенью 1914 года воздушной обороны Петрограда и Императорской резиденции в Царском Селе особое внимание было уделено постам наблюдения за небосклоном, которые формировались в частях и подразделениях 6-й армии, в соответствии с "Инструкцией по воздухоплаванию", введенной в действие приказом главнокомандующего армией.
Дальние посты воздушного наблюдения располагались вдоль западной границы Финляндии и по берегу Ботнического залива Балтийского моря. Задача обнаружения воздушного противника на территории Финляндии и оповещения о нем Штабу воздушной обороны Петрограда возлагалась на пограничную стражу.
Ближняя линия воздушного наблюдения была развернута на базе артиллерийского укрепленного района вокруг российской столицы и на кораблях Балтийского флота.
Для установления быстроты связи между постами воздушного наблюдения, обеспечения возможности немедленной передачи донесений от них в Петроград, начальнику воздушной обороны Петрограда было вменено в обязанность - организовать непосредственную связь постов и избранным им центральным пунктом, а также связь между центральным пунктом и артиллерией, аэропланами и командами, назначенными для отражения воздушного нападения противника.
12 мая 1915 года главнокомандующий 6-й армией издал специальную Инструкцию №1 "Постам из нижних чинов для наблюдения за небосклоном". В ней были определены: состав формируемых постов; районы наблюдения; должностные обязанности нижних чинов постов; порядок несения боевого дежурства и оповещения в случае появления в небе воздухоплавательных аппаратов противника.
Впервые для оперативности передачи информации о воздушном противнике по линии связи Инструкцией вводился термин "Воздух", который и по настоящее время используется в ходе боевого дежурства под- разделений противовоздушной обороны.
На постах наблюдения за небосклоном Инструкцией вводились специальные рабочие журналы, ставшие прообразом современных журналов несения боевого дежурства.
Приказанием войскам 27-го армейского корпуса от 23 января 1915 года № 13 организована воздушная оборона г. Варшавы. Для борьбы с воздушным флотом противника были
сформированы авиационные отряды общее руководство ко- торыми было возложено на ко- мандира 2-й авиационной роты подполковника Генейко. Од- новременно в этом районе дей- ствовал первый в русской ар- мии истребительный авиацион- ный отряд старшего лейтенанта Н.А. Яцука. Для своевременного оповещения частей воздушной обороны была установлена сеть наблюдательных постов, определено взаимодействие с противо-аэропланной артил- лерией Варшавской крепости, на-ходящейся в распоряжении начальника Варшавской кре- постной артиллерии полковни- ка П.Н.Глазкова.
В период 1915-1917 годов для организации воздушной обороны крупных военно-по- литиче-ских, административных центров страны: Могилева, Двинска, Минска, Пскова, Одес- сы, Николаева и т.д. формиру- ется структура воздушного наб- людения и оповещения, входя- щая составной частью в орга- низацию обороны от воздушно- го нападения германской и австро-венгерской авиации. Так, в 1917 году вокруг Петро- града и Одессы было уже вы- ставлено по 60 наблюдатель- ных постов, све-денных в роты наблюдателей и укомплекто- ванных кадровыми офицерами и солдатами. В дальней-шем вокруг Петрограда количество таких постов увеличилось до 83. Для приема донесений от пос- тов также было создано вокруг российской столицы 15 теле- фонных и телеграфных станций.
20 марта 1917 года приказом Начальника штаба Верховного Главнокомандующего № 370 оп-ределено создание воздухо- обороны в границах Одесского военного округа. Воздушную оборону округа возглавил гене- рал-майор ИАФедоров.
Этим же приказом введен штат и Положение о Штабе воздушной обороны Одесского воен-ного округа. Начальником штаба воздушной обороны на- значен капитан Покровский (ко- мандир ба-тальона обороны). Начальнику воздушной оборо- ны подчинены: ...части артиллерии, пуле- метные и авиационные для обороны от воздушного напа- де-ния... Наблюдательные пос- ты формировались двумя ро- тами наблюдателей. Для ночных дейст-вий имелось 4 прожекторных команды. Те- леграфно-телефонная команда обеспечивала связь час-тей воз- душной обороны и Штаба воз- душной обороны округа.
К сентябрю 1917 года сфор- мированы службы воздушной обороны в Петрограде и Одес- ском военном округе, объединившие все имевшиеся силы и средства воздушной обороны, в том чис-ле организационно сформировавшуюся службу на- блюдения за воздухом.
Руководство службой воз- душной обороны осуществляли командующие войсками воен- ных округов через начальников воздушной обороны, которым подчинялись все части истреби- тельной авиации, противосамолетной артиллерии, воздушного наблюдения.
Общее руководство служба- ми воздушной обороны осуществляла Ставка Верховного Главнокомандующего (через службы генерал-квартирмейстера и дежурного генерала).
Начальники штабов воздушной обороны г. Петрограда и Одесского военного округа одновременно являлись коман- дирами батальонов воздушных наблюдателей. Постоянная боевая готов-ность частей воздухообороны поддерживалась ежедневным назначением во всех истребительных авиаотрядах и противосамолетных бата- реях дежурных частей и постоянной деятельностью наблюдательных постов.
Таким образом, служба наблюдения за небосклоном получила свое рождение и развитие в годы первой мировой вой- ны и входила составной частью в формируемые системы воздушной обороны важных воен- но-политических, административных центров, военных округов, группировок войск и сил флота России.
Основные этапы развития системы наблюдения, оповещения и связи в Красной (Советской) Армии (1918-1945 гг.)
В дальнейшем развитие системы наблюдения и оповещения в составе отечественной воздушной обороны можно разделить на следующие этапы:
Первый этап (1918-1925 гг.) Формирование службы наблюдения и оповещения только вокруг важнейших военно-политиxеских и административных центров страны на время непосредственной опасности воздушного нападения противника.
Несмотря на изменение политической обстановки в стране, связанные с Октябрьским событиями и сменой государственной власти и строя в России, в Петрограде продолжал функционировать Штаб воздушной обороны под руководством генерал-майора В.Г.Бурмана (начальник воздушной обороны 1914-1918 гг.) и штабс-капитана П.Д.Вотинцева (начальник штаба 1917-1918 гг.). Для обеспечения надежного прикрытия столицы государства и своевременного оповещения о возможном налете неприятельской авиации вокруг Петрограда продолжали выполнять боевую задачу посты наблюдения за небосклоном. Об этом говорит и тот факт, что распределение сил и средств воздушной обороны Петрограда, организацию оповещения о появлении воздушного противника осуществлял Революционный Комитет по обороне города Петрограда под руководством Н.И. Подвойского, в ведении которого и находился Штаб воздушной обороны.
В апреле 1918 года в связи с переездом Советского правительства в Москву в приказе военного руководителя Московского района № 1 от 25.04.1918 г. формируется воздушная оборона города Москвы. На под- ступах к городу разворачивают- ся сигнальные пункты - посты воздушного наблюдения.
В июле того же года при вновь сформированном Управлении заведующем формированием зенитных батарей было начато обучение младшего комсостава для зенитных батарей и специали-стов, в т.ч. наблюда- телей телефонистов для воздушной обороны.
В период февраля - мая 1919 года приказами по оператив- ной части было определено расположение наблюдатель- ных вахт за небосклоном в Сестрорецке, Дибуны, Станки, Токсово, Осиновце, Ораниенбауме, Стрельне. В октябре - ноябре того же года были разработаны и введены в действие Инструкции дежурному начальнику свя- зи, наблюдательным вахтам.
1 сентября 1922 года, в соответствии с приказом Реввоенсовета Республики были введены положения и штат учебного электротехнического батальона, штаты отдельной прожекторной роты и отдельной элект- ротехнической станции (мирного времени).
Второй этап (1926 -1932 гг.) Формирование в приграничной зоне и вокруг главных экономических и административных центров страны постоянной сети визуальных постов наблюдения, комплектуемых в основном за счет сил местной милиции.
30 июня 1927 года приказом Реввоенсовета СССР было введено в действие Наставление по службе постов воздушной связи и наблюдения. Посты создавались в частях (подраз- делениях) свя-зи корпусов, ди- визий, полков, в частях воз- душно-химической обороны и авиапарках Военно-воздушных
сил. Посты подчинялись во всех отношениях начальникам связи всех уровней руководства.
31 января 1928 года Реввоенсовет СССР принял решение узаконить термин "противовоз- душная оборона" и "служба воз- душного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС)". Эти термины нашли применение в утвержденных Народным комиссаром по военным и морским делам и председателем РВС СССР основополагающих документах по организации ПВО страны, а именно в Положении по противовоздушной обороне Союза ССР (мирного времени) и первом Временном положении по противовоздушной обороне СССР (на военное время).
11 июля 1928 года постанов- лением Распорядительного Заседания Совета Труда и Оборо- ны впервые утвержден пере- чень важнейших пунктов, подлежащих противовоздушной обороне (всего 48), определено развертывание службы ВНОС по линии гражданских наркома- тов.
28 января 1930 года Реввоенсовет СССР обсудил вопрос о Плане противовоздушной оборо-ны и признал необходи- мым объединить зенитные артиллерийские, пулеметные, прожекторные, воздухоплава- тельные, химические и наблю- дательные части ПВО тыла в дивизионы, полки, бри-гады и дивизии ПВО.
11 декабря 1930 года поста- новлениями Реввоенсовета СССР "О противовоздушной обороне действующей армии и объектов военного значения" и "О противовоздушной обороне тыла" опреде-лены меры по усилению зенитных средств, ис- требительной авиации, развер- тыванию постов службы ВНОС на обороне объектов ПВО.
7 февраля 1931 года вышла в свет совместная директива Штаба РККА и Главного управ- ле-ния милиции о создании при органах милиции главных и на- блюдательных постов ВНОС. Дирек-тивно определялись пункты дислокации главных постов (ГП) и количество наб- людательных постов (НП) по областям (краям) и автоном- ным республикам, вводились штаты ГП и НП ВНОС.
Третий этап (1932-1938 гг.) Передача всех функций службы ВНОС специально созданным в войсках противовоздушной обороны воинским частям ВНОС. В этот период создаются первые радиолокационные средства обнаружения воздушных целей.
11 апреля 1932 года при- казом Реввоенсовета СССР № 0019 введено в действие По- ложе-ние о частях: ВНОС ПВО территории страны.
В июне 1933 года наркому обороны СССР К.Е.Ворошилову была представлена докладная за-писка инженера-конструктора П.К.Ощепкова с изложением идеи использования радиоволн для об-наружения самолетов и принципов использования приборов радиообнаружения в си- стеме ПВО.
В январе 1934 года группа сотрудников Центральной ра- дио лаборатории во главе с Ю.К. Ко-ровиным провела первый эксперимент по обнаруже- нию воздушной цели с по- мощью радиоволн. Отражен- ные от самолета радиосигналы были зафиксированы на рас- стоянии 70 километров. 14 ян- варя 1934 года в Академии наук СССР состоялось специальное совещание, одобрившее идею ра-диолокации.
10-11 июля 1934 года под Ле- нинградом проведены первые в мировой практике испытания аппаратуры радиообнаружения самолетов "Рапид" (изготовле- на Ленинградским электрофи- зиче-ским институтом по заявке Управления ПВО РККА), кото- рая могла обнаруживать само- леты на рас-стоянии до 3 км. 22 октября 1934 года был заклю- чен договор с промышленно- стью об изготовлении шести та- ких станций обнаружения. Испытанная аппаратура послужи- ла прототипом для разработ-ки первой системы радиообна- ружения самолетов "Ревень" (РУС-1).
11 июля 1934 года - день рождения отечественной ра- диолокационной техники для службы ВНОС.
20 июня 1937 года директивой НКО СССР № 34990сс на территории страны установ- лены в отношении ПВО закры- тая приграничная полоса и особо охраняемые зоны. Вся служба ВНОС, за ис-ключением пунктов ПВО, была подчинена командующим ВВС военных округов.
Четвертый этап (1938 - июнь 1941 гг.). Период всестороннего укрепления войск ВНОС поднятия их боевой готовности до уровня, отвечающего требованиям начавшейся второй мировой войны, период первого бое- вого освоения новой радиолокационной техники, период формирования первых радиолокационных подразделений.
Проведенные исследова- тельские и опытные работы в области радиолокации позволили советским ученым к 1938 году создать первую в мире ра- диолокационную станцию "РУС-1" (радио-улавливатель самолетов - первый), которая получила боевое крещение в войне с Финляндией в 1939-1940 годах. Осенью 1939 года была создана более совершенная станция "РУС-2" (шифр "Редут"), принятая на вооружение в июле 1940 года и широко применявшаяся в годы Великой Отечест-венной войны для обна- ружения самолетов противника и наведения на них советских истребителей.
4 декабря 1938 года постановлением Главного Военного совета РККА № 10200сс определено подчинение службы ВНОС начальнику Управления ПВО РККА, а в военных округах-помощникам командующих войсками по ПВО.
7 октября 1940 года вышло постановление СНК СССР "О противовоздушной обороне СС СР", которое определило изме- нения по руководству местной противовоздушной обороной. За Наркома-том обороны СССР оставались функции руководства и организации службы воз- душного наблюде-ния, авиазе- нитной обороны территории и пунктов ПВО, борьба с воздуш- ным противником.
25 января 1941 года вышло постановление СНК СССР № 198-97сс "Об организации про- ти-вовоздушной обороны". Орга- низация ПВО предусматрива- лась в угрожаемой по воздуш- ным напа-дениям зоне на глуби- ну 1200 км от госграницы. В со- ответствии с данным постанов- лением 14 февраля издан при- каз НКО СССР № 0015 "О раз- делении территории страны СССР на зоны, рай-оны и пункты ПВО". Приказ опреде- лил сформировать в пригранич- ных и некоторых внутренних во- енных округах зоны ПВО (всего 13), в т.ч. в составе частей и подразделений ВНОС.
Пятый этап (июнь 1941 - сентябрь 1945 гг.). Активное применение войск ВНОС в боевых действиях, обеспечение боевой работы огневых средств ПВО, организация наземной обороны. Резкий количественный рост войск ВНОС и их качественное усовершенствование.
К началу Великой Отечественной войны (на 21 июня 1941 года) противовоздушная оборона страны в составе 13 зон ПВО включала в себя, в том числе: 6 полков, 35 отдельных батальонов и 5 отдельных рот ВНОС.
В периоде 21 по 23 сентября 1941 года впервые в истории войн с помощью первых отече- ственных радиолокаторов (РУС -2) и последующих действий ис- требительной авиации, зенит- ной артиллерии и других средств ПВО Ленинграда и Бал- тийского флота сорван план во- енного коман-дования Герма- нии уничтожить флот СССР в Финском заливе путем прове- дения трехдневной воз-душной операции своих военно-воздуш- ных сил. Налеты вражеских са- молетов отражались силами истребительной авиации, зе- нитными батареями и кора- бельной зенитной артилле- рией. В ходе воздушной опера- ции ВВС противника было предпринято 12 массирован- ных налетов и несколько уда- ров мелких групп с общим числом до 500 самолетов-бом- бардировщиков.
Все налеты были вскрыты расчетами РЛС 72-го орб ВНОС. Действиями истребите- лей 7-го авиакорпуса ПВО, ВВС Ленинградского фронта и авиа- ции Балтийского флота, огнем зенитной ар-тиллерии 25 враже- ских самолетов уничтожено, большое количество поврежде- но, замысел против-ника по уничтожению кораблей Балтий- ского флота и подавлению во- енно-морской базы Кронштадт был сорван.
21 мая 1943 года в соответст- вии с приказом НКО СССР № 0087 о реорганизации управле-ния системой противовоздуш- ной обороны Москвы впервые вРККА в составе Московского фронта ПВО сформировались дивизии ВНОС (на базе соот- ветствующих полков фронта ПВО). Такие формирования бы- ли проведены в Войсках про- тивовоздушной обороны страны впер-вые.
Радиотехнические войска ПВО (1952-1954-1998 гг.)
Шестой этап (сентябрь 1945 г.-1952-1954 гг.). Коренное перевооружение войск ВНОС на новую, в том числе радиолокационную технику, совершенст- вование их организационной структуры и всесторонняя подготовка к созданию нового рода войск - радиотехнических войск ПВО страны. Этот период ознаменовался окончательным переходом из войск ВНОС к созданию нового рода войск противовоздушной обороны страны.
15 апреля 1946 года в составе Штаба войск ПВО страны создана служба начальника ВНОС войск ПВО страны.
10 июля 1946 года Совет Ми- нистров СССР принял развер- нутое постановление "Вопросы радиолокации", определившее работы по развитию радиоло- кационной техники, как важней- шую го-сударственную задачу.
27 августа 1947 года служба начальника ВНОС войск ПВО страны в составе Штаба войск ПВО страны переформирована в управление начальника войск ВНОС Главного штаба Войск ПВО стра-ны.
15 декабря 1951 года поста- новлением СМ СССР Военному министерству поставлена зада- ча: создать надежную службу обнаружения, оповещения и наведения, для чего органи- зовать единую радиолокаци- онную систему. Непосредст- венная ответственность за об- наружение и уничтожение авиа- ции противника в районах (при- граничных, приморских, ПВО страны) была возложена на ко-мандующих войсками райо- нов.
15 января 1952 года была подписана директива Военного Министра СССР, определившая меры по выполнению постанов- ления Совета Министров СССР от 15.12.1951 года: по созданию внешней полосы обнаружения и наведения в странах народ- ной демократии; по созданию пригра-ничной полосы обнару- жения и наведения вдоль гос- границы СССР, а также полосы в районах Войск ПВО страны. Все наземные радиолокацион- ные средства обнаружения и наведения, находив-шиеся в частях и соединениях истреби- тельной авиации, объединя- лись со средствами службы ВНОС и на этой базе соз- давались радиотехнические войска (РТВ) ВНОС.
30 июня 1954 года - вводится должность начальника радио- технических войск ВНОС. Этой датой завершено соз- дание радиотехнических войск (РТВ) как рода войск ПВО.
К концу 1954 года посты визуального наблюдения, имевшиеся в штатах частей ВНОС вдоль государственной границы, были заменены ра- диолокационными подразде- лениями.
Седьмой этап (1954 г. - февраль 1998 г.). Развитие и совершенствование радиотехнических войск ПВО страны.
17 марта 1956 года постанов- лением ЦК КПСС и СМ СССР утвержден План развития и ор- ганизационной перестройки существующей радиолокационной системы ПВО страны, разрабо- танной Штабом Войск ПВО страны.
17 апреля 1956 года Минист- ром обороны СССР утверждена организация центрального ап-парата Войск ПВО страны. Введена должность начальника радиотехнических войск ПВО страны.
14 января 1994 года издан Указ Президента Российской Федерации о создании Федеральной системы разведки и контроля воздушного про- странства (ФСР и КВП). Она предусматривала объединение радиолокационных систем и средств Войск ПВО, Департа- мента воздушного транспор-та, ВВС и ВМФ через систему ав- томатизации. Руководство Фе- деральной системы разведки и кон-троля воздушного простран- ства было возложено на глав- нокомандующего Войсками ПВО через ко-мандующих зона- ми противовоздушной обороны.
Радиотехнические войска Военно-воздушных сил (с 1998 г. по настоящее время)
Восьмой этап (с марта 1998 г.). Развитие и совершенствование Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства в составе нового вида Вооруженных Сил Российской Федерации - Военно-воздушных сил.
16 июля 1997 года Президентом Российской Федерации подписан Указ "О первоочеред- ных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствова- нию их структуры" (введен в действие приказом Министра обороны Российской Федера- ции от 3 августа 1997 года), определивший создание на ба- зе существующих Войск ПВО и ВВС нового вида Воору-женных Сил Российской Федерации - Военно-воздушных сил.
1 марта 1998 года в соответ- ствии с указом Президента Рос- сийской Федерации года в со- ставе Управления Главноко- мандующего ВВС (в н/в - Глав- ном командовании ВВС) сфор- мировано управление началь- ника Федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного про- странства (ФСРИКВП) Воен- но-воздушных сил. Осенью 1999 года оно переименовы- вается в управление началь- ника радиотехнических войск Военно-воздушных сил.

От службы наблюдения за небосклоном до федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства

В 1912 г. по Военному ведомству России был издан приказ № 397, согласно которому вводился в действие штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. А уже 1 января 1913 г. вступил в силу закон о суверенитете воздушного пространства Российской империи, утвержденный Советом министров 16 ноября 1912 г. Для реализации данного закона появилась необходимость организации воздушной обороны воздушного пространства Российской империи. Как следствие возникла необходимость организованного наблюдения за воздушной обстановкой.

Это привело в 1913 г. к первым шагам по организации воздушного наблюдения. Русский авиаконструктор А. А. Пороховщиков предложил проект создания специальной сети наблюдательных постов с целью организованного ввода в бой сил воздушного флота вместе с имеющейся полевой и крепостной артиллерией. Для этого вдоль южного побережья Финского залива по линии Петербург – Рига предлагалось создать сеть так называемых воздушных станций, расположив их в две линии: одна – Петербург – Виндава, другая – Петербург – Сувалки. Назначение этих станций состояло в том, чтобы следить за появлением летательных аппаратов в зоне ответственности станции, размеры которой определялись дальностью обзора воздушного пространства с помощью оптических приборов, выделять среди них чужие и сообщать о факте их пролета и его направлении заинтересованным командирам. Также высказывалась мысль о возможности оказания помощи своим летчикам в отыскании нарушителей воздушного пространства. Так, предполагаемые станции должны были быть удалены на расстояние до 150 верст одна от другой, снабжены средствами наземной связи и обеспечены транспортом.

Первыми военными кадрами, решавшими задачи воздушного наблюдения и оповещения, стали офицеры и унтер-офицеры действовавших пехотных, кавалерийских и артиллерийских частей.

В руководящих документах по борьбе против воздушной разведки того времени определялось, чтобы в каждой отдельной части назначались офицеры и по одному унтер-офицеру от каждого батальона, эскадрона, сотни и батареи специально для наблюдения за появлением самолетов и дирижаблей противника.

Мобильный многодиапазонный комплекс 55Ж6М «Небо-М» представляет собой систему взаимосвязанных блочно-модульных элементов, размещенных на четырехосных шасси повышенной проходимости.
Фото: Михаил Жердев

Были разработаны первые указания по ведению воздушного наблюдения. В боевых условиях воздушное наблюдение должно было вестись повсеместно и непрерывно, независимо от погоды и времени суток. Обнаружив воздушный объект, наблюдатель должен был оповестить командование и весь личный состав об этом.

Порядок оповещения вырабатывался в частях, для него использовались доступные средства сигнализации. Подавать сигнал тревоги должен был первый же наблюдатель, обнаруживший воздушного разведчика.

Появилась очередная проблема – распознавание наблюдаемых воздушных объектов. Так, для обозначения государственной принадлежности воздухоплавательных средств и аэропланов России накануне Первой мировой войны были приняты соответствующие меры. Военным советом 8 августа 1913 г. утверждена инструкция, в соответствии с которой на русских самолетах по бокам фюзеляжа или гондолы, а также на рулях направления наносились концентрические круги из цветов государственного флага России – белого, синего и красного. На дирижаблях опознавательным знаком служил флаг с изображением красного гюйса в левом верхнем углу и красного якоря – в правом нижнем. Но для лучшего распознавания вскоре и на их оболочках стали рисовать трехцветные круги, хорошо заметные и с земли, и с воздуха. Эти обозначения использовались наблюдателями для опознавания своих воздушных судов.

В начале Первой мировой войны задачи по обнаружению самолетов и обеспечению боевых действий зенитной артиллерии и истребительной авиации решали посты обнаружения воздушного противника и прожектора. Сплошной полосы постов вдоль линии фронта не было. Система постов обнаружения воздушного противника разворачивалась непосредственно у прикрываемых объектов.

Все посты обнаружения воздушного противника были укомплектованы кадровыми офицерами и солдатами. Организационно расчеты постов сводились в роты наблюдателей. Пост состоял из 5–7 человек, в распоряжении которых имелись бинокль, компас, часы и топографическая карта. Своих средств связи посты не имели и располагались по возможности у железных дорог, на станциях, разъездах, при почтово-телеграфных конторах – там, где имелись средства связи.

При создании осенью 1914 г. воздушной обороны Петрограда и императорской резиденции в Царском Селе особое внимание было уделено постам наблюдения за небосклоном, которые формировались в частях и подразделениях 6-й армии в соответствии с инструкцией по воздухоплаванию, введенной в действие приказом главнокомандующего армией (№ 90 от 30 ноября 1914 г.).


Радиолокационная станция «Каста-2Е1» предназначена для обнаружения, измерения дальности, азимута и определения государственной принадлежности воздушных объектов – самолетов, летящих и зависающих вертолетов, дистанционно пилотируемых аппаратов и крылатых ракет, в том числе действующих на малых и предельно малых высотах. Фото: Георгий Данилов

Дальние посты воздушного наблюдения располагались вдоль западной границы Финляндии и по берегу Ботнического залива Балтийского моря. Задача обнаружения воздушного противника на территории Финляндии и оповещения о нем Штабу воздушной обороны Петрограда возлагалась на пограничную стражу.

Ближняя линия воздушного наблюдения была развернута на базе артиллерийского укрепленного района вокруг российской столицы и на кораблях Балтийского флота.

Для установления быстроты связи между постами воздушного наблюдения, обеспечения возможности немедленной передачи донесений от них в Петроград начальнику воздушной обороны Петрограда было вменено в обязанность организовать непосредственную связь постов и избранного им центрального пункта, а также между центральным пунктом и артиллерией, аэропланами и командами, назначенными для отражения воздушного нападения противника.

В декабре 1915 г. были сформированы первые задачи организованного наблюдения за воздушной обстановкой. Службе наблюдения за небосклоном вменялось в обязанность обнаружение летательных аппаратов, наблюдение за их действиями, оповещение средств воздушной обороны и гражданского населения о воздушной опасности.

Эти задачи стали первыми, определенными для сил и средств, решающих задачи воздушного наблюдения.

12 мая 1915 г. главнокомандующий 6-й армией издал специальную инструкцию № 1 «Постам из нижних чинов для наблюдения за небосклоном».

В ней были определены состав формируемых постов, районы наблюдения, должностные обязанности нижних чинов постов, порядок несения боевого дежурства и оповещения в случае появления в небе воздухоплавательных аппаратов противника.

Впервые для оперативности передачи информации о воздушном противнике по линии связи инструкцией вводился термин «воздух», который и по настоящее время используется в ходе боевого дежурства подразделений радиотехнических войск.

На постах наблюдения за небосклоном инструкцией вводились специальные рабочие журналы, ставшие прообразом современных журналов несения боевого дежурства.

1916 г. стал особым в организации воздушного наблюдения. К этому году во всех воюющих странах начали появляться службы воздушного наблюдения и предупреждения.

В Германии действовала служба воздушного наблюдения и предупреждения. В Австрии наблюдательные посты назывались «Авиационная стража». Посты «Авиационная стража» соединялись по 10–12 в так называемые информационные пункты, а 5–6 информационных пунктов объединялись в центральные пункты воздушных донесений. В России такая служба называлась Служба наблюдения за небосклоном. Она и легла в основу создания войск ВНОС, а также стала прародительницей сегодняшних радиотехнических войск.

В период 1915–1917 гг. для организации воздушной обороны крупных военно-политических, административных центров страны – Могилева, Двинска, Минска, Пскова, Одессы, Николаева формируется структура воздушного наблюдения и оповещения, входящая составной частью в организацию обороны от воздушного нападения германской и австро-венгерской авиации. Так, в 1917 г. вокруг Петрограда и Одессы было уже выставлено по 60 наблюдательных постов, сведенных в роты наблюдателей и укомплектованных кадровыми офицерами и солдатами. В дальнейшем вокруг Петрограда количество таких постов увеличилось до 83. Для приема донесений от постов также было создано вокруг российской столицы 15 телефонных и телеграфных станций.

20 марта 1917 г. приказом начальника штаба Верховного главнокомандующего № 370 определено создание воздухообороны в границах Одесского военного округа. Воздушную оборону округа возглавил генерал-майор И. А. Федоров.

Этим же приказом введены штат и Положение о Штабе воздушной обороны Одесского военного округа. Начальником Штаба воздушной обороны назначен капитан Покровский (командир батальона обороны). Начальнику воздушной обороны подчинены части артиллерии, пулеметные и авиационные части для обороны от воздушного нападения. Наблюдательные посты формировались двумя ротами наблюдателей. Для ночных действий имелось 4 прожекторные команды. Телеграфно-телефонная команда обеспечивала связь частей воздушной обороны и Штаба воздушной обороны округа.

К сентябрю 1917 г. сформированы службы воздушной обороны в Петрограде и Одесском военном округе, объединившие все имевшиеся силы и средства воздушной обороны, в том числе организационно сформировавшуюся службу наблюдения за воздухом.

Руководство службой воздушной обороны осуществляли командующие войсками военных округов через начальников воздушной обороны, которым подчинялись все части истребительной авиации, противосамолетной артиллерии, воздушного наблюдения.

Общее руководство службами воздушной обороны осуществляла Ставка Верховного главнокомандующего (через службы генерал-квартирмейстера и дежурного генерала). Начальники штабов воздушной обороны г. Петрограда и Одесского военного округа одновременно являлись командирами батальонов воздушных наблюдателей. Постоянная боевая готовность частей воздухообороны поддерживалась ежедневным назначением во всех истребительных авиаотрядах и противосамолетных батареях дежурных частей и постоянной деятельностью наблюдательных постов.

Радиолокационная станция «Небо-У» предназначена для автоматического обнаружения, измерения координат и сопровождения широкого класса современных воздушных целей, малоразмерных и малозаметных целей, выполненных по технологии «стелс». Фото: Михаил Жердев

Основным результатом создания службы наблюдения за небосклоном стало то, что в ходе Первой мировой войны воздушные тревоги в Петрограде объявлялись несколько раз, но благодаря информации оповещения ни один летательный аппарат противника не достиг даже ближних подступов к Петрограду.

Таким образом, служба наблюдения за небосклоном получила свое рождение и развитие в годы Первой мировой войны и входила составной частью в формируемые системы воздушной обороны важных военно-политических, административных центров, военных округов, группировок войск и сил флота России.

В дальнейшем развитие системы наблюдения и оповещения можно разделить на следующие этапы.

Первый этап (1918–1925 гг.). Формирование службы наблюдения и оповещения только вокруг важнейших военно-политических и административных центров страны на время непосредственной опасности воздушного нападения противника.

Несмотря на изменение политической обстановки в стране, связанные с октябрьскими событиями и сменой государственной власти и строя в России, в Петрограде продолжал функционировать Штаб воздушной обороны под руководством генерал-майора В. Г. Бурмана (начальник воздушной обороны в 1914–1918 гг.) и штабс-капитана П. Д. Вотинцева (начальник штаба в 1917–1918 гг.).

Для обеспечения надежного прикрытия столицы государства и своевременного оповещения о возможном налете неприятельской авиации вокруг Петрограда продолжали выполнять боевую задачу посты наблюдения за небосклоном. Об этом говорит и тот факт, что распределение сил и средств воздушной обороны Петрограда, организацию оповещения о появлении воздушного противника осуществлял Революционный комитет по обороне города Петрограда под руководством Н. И. Подвойского, в ведении которого и находился Штаб воздушной обороны.

В апреле 1918 г. в связи с переездом советского правительства в Москву в приказе военного руководителя Московского района № 1 от 25.04.1918 г. формируется воздушная оборона города Москвы. На подступах к городу разворачиваются сигнальные пункты – посты воздушного наблюдения.

В период февраля – мая 1919 г. приказами по оперативной части было определено расположение наблюдательных вахт за небосклоном в Сестрорецке, Дибунах, Станках, Токсово, Осиновце, Ораниенбауме, Стрельне. В октябре-ноябре того же года были разработаны и введены в действие инструкции дежурному начальнику связи, наблюдательным вахтам.

Второй этап (1926–1932 гг.). Формирование в приграничной зоне и вокруг главных экономических и административных центров страны постоянной сети визуальных постов наблюдения, комплектуемых в основном за счет сил местной милиции.

30 июня 1927 г. приказом Реввоенсовета СССР было введено в действие Наставление по службе постов воздушной связи и наблюдения. Посты создавались в частях (подразделениях) связи корпусов, дивизий, полков, в частях воздушно-химической обороны и авиапарках Военно-воздушных сил. Посты подчинялись во всех отношениях начальникам связи всех уровней руководства.

31 января 1928 г. Реввоенсовет СССР принял решение узаконить термины «противовоздушная оборона» и «служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС)». Эти термины нашли применение в утвержденных народным комиссаром по военным и морским делам и председателем РВС СССР основополагающих документах по организации ПВО страны, а именно в Положении по противовоздушной обороне Союза ССР (мирного времени) и первом временном положении по противовоздушной обороне СССР (на военное время).

11 июля 1928 г. постановлением Распорядительного заседания Совета труда и обороны впервые утвержден перечень важнейших пунктов, подлежащих противовоздушной обороне (всего 48), определено развертывание службы ВНОС по линии гражданских наркоматов.

7 февраля 1931 г. вышла в свет совместная директива Штаба РККА и Главного управления милиции о создании при органах милиции главных и наблюдательных постов ВНОС. Директивно определялись пункты дислокации главных постов (ГП) и количество наблюдательных постов (НП) по областям (краям) и автономным республикам, вводились штаты ГП и НП ВНОС.

Третий этап (1932–1938 гг.). Передача всех функций службы ВНОС специально созданным в войсках противовоздушной обороны воинским частям ВНОС. В этот период создаются первые радиолокационные средства обнаружения воздушных целей.

11 апреля 1932 г. приказом Реввоенсовета СССР № 0019 введено в действие Положение о частях ВНОС ПВО территории страны.

В июне 1933 г. наркому обороны СССР К. Е. Ворошилову была представлена докладная записка инженера-конструктора П. К. Ощепкова с изложением идеи использования радиоволн для обнаружения самолетов и принципов использования приборов радиообнаружения в системе ПВО.

В январе 1934 г. группа сотрудников Центральной радиолаборатории во главе с Ю. К. Коровиным провела первый эксперимент по обнаружению воздушной цели с помощью радиоволн. Отраженные от самолета радиосигналы были зафиксированы на расстоянии 70 км.

14 января 1934 г. в Академии наук СССР состоялось специальное совещание, одобрившее идею радиолокации.

10–11 июля 1934 г. под Ленинградом проведены первые в мировой практике испытания аппаратуры радиообнаружения самолетов «Рапид» (изготовлена Ленинградским электрофизическим институтом по заявке Управления ПВО РККА), которая могла обнаруживать самолеты на расстоянии до 3 км.

20 июня 1937 г. директивой НКО СССР № 34990сс на территории страны установлены в отношении ПВО закрытая приграничная полоса и особо охраняемые зоны. Вся служба ВНОС, за исключением пунктов ПВО, была подчинена командующим ВВС военных округов.

Четвертый этап (1938 г. – июнь 1941 г.). Всестороннее укрепление войск ВНОС, поднятие их боевой готовности до уровня, отвечающего требованиям начавшейся Второй мировой войны, период первого боевого освоения новой радиолокационной техники, период формирования первых радиолокационных подразделений.

Проведенные исследовательские и опытные работы в области радиолокации позволили советским ученым к 1938 году создать первую в мире радиолокационную станцию «РУС-1» (радиоулавливатель самолетов – первый), которая получила боевое крещение в войне с Финляндией в 1939–1940 гг.

Осенью 1939 г. была создана более совершенная станция «РУС-2» (шифр «Редут»), принятая на вооружение в июле 1940 г. и широко применявшаяся в годы Великой Отечественной войны для обнаружения самолетов противника и наведения на них советских истребителей.

4 декабря 1938 г. постановлением Главного военного совета РККА № 10200сс определено подчинение службы ВНОС начальнику Управления ПВО РККА, а в военных округах – помощникам командующих войсками по ПВО.

7 октября 1940 г. вышло постановление СНК СССР «О противовоздушной обороне СССР», которое определило изменения по руководству местной противовоздушной обороной. За Наркоматом обороны СССР оставались функции руководства и организации службы воздушного наблюдения, авиазенитной обороны территории и пунктов ПВО, борьба с воздушным противником.

25 января 1941 г. вышло постановление СНК СССР № 198-97сс «Об организации противовоздушной обороны». Организация ПВО предусматривалась в угрожаемой по воздушным нападениям зоне на глубину 1200 км от госграницы.

Пятый этап (июнь 1941 г. – сентябрь 1945 г.). Активное применение войск ВНОС в боевых действиях, обеспечение боевой работы огневых средств ПВО, организация наземной обороны. Резкий количественный рост войск ВНОС и их качественное усовершенствование.

К началу Великой Отечественной войны (на 21 июня 1941 г.) противовоздушная оборона страны в составе 13 зон ПВО включала в себя в том числе 6 полков, 35 отдельных батальонов и 5 отдельных рот ВНОС.

В 3 часа 5 минут 22 июня наблюдательный пост ВНОС, расположенный у маяка на м. Херсонес, услышал шум моторов большой группы самолетов, направлявшихся к Севастополю. Самолеты шли низко и наблюдатели заметили, что у них не было опознавательных знаков. Однако судя по характерному шуму моторов и силуэтам, можно было сделать вывод, что самолеты немецкие. Вносовцы немедленно доложили об этом полете по команде. Из дальнейшего наблюдения за вражескими самолетами было установлено, что они начали минирование Севастопольской бухты. Через некоторое время над постом пролетела вторая группа немецких самолетов, направлявшихся в сторону Севастополя. Но благодаря бдительности вносовских наблюдателей Черноморский флот уже был поднят по боевой тревоге и дал достойный отпор врагу.

Этот факт можно отнести к тому, что именно войска ВНОС первыми вскрыли факт начала нападения на нашу страну немецких войск 22 июня 1941 г.

В 4 часа 30 минут 22 июня на главный пост ВНОС Московской зоны ПВО поступили донесения от постов 11-го отдельного батальона ВНОС о нарушении государственной границы СССР двумя эскадрильями немецких самолетов и о бомбардировке Бреста. Донесения передал майор Жук. Одновременно поступили данные о налетах на Вильнюс и Каунас. Через 15 минут посты ВНОС донесли о бомбардировке немецкой авиацией наших аэродромов и промышленных объектов в Киеве, Риге, Одессе. Началась Великая Отечественная война.

В периоде с 21 по 23 сентября 1941 г. впервые в истории войн с помощью первых отечественных радиолокаторов («РУС-2») и последующих действий истребительной авиации, зенитной артиллерии и других средств ПВО Ленинграда и Балтийского флота сорван план военного командования Германии уничтожить флот СССР в Финском заливе путем проведения трехдневной воздушной операции своих военно-воздушных сил. Налеты вражеских самолетов отражались силами истребительной авиации, зенитными батареями и корабельной зенитной артиллерией. В ходе воздушной операции ВВС противника было предпринято 12 массированных налетов и несколько ударов мелких групп с общим числом до 500 самолетов-бомбардировщиков.

Все налеты были вскрыты расчетами РЛС 72-го орб ВНОС. Действиями истребителей 7-го авиакорпуса ПВО, ВВС Ленинградского фронта и авиации Балтийского флота огнем зенитной артиллерии 25 вражеских самолетов уничтожено, большое количество повреждено, замысел противника по уничтожению кораблей Балтийского флота и подавлению военно-морской базы Кронштадт был сорван.

21 мая 1943 г. в соответствии с приказом НКО СССР № 0087 о реорганизации управления системой противовоздушной обороны Москвы впервые в РККА в составе Московского фронта ПВО сформировались дивизии ВНОС (на базе соответствующих полков фронта ПВО). Такие формирования были проведены в Войсках противовоздушной обороны страны впервые.

Шестой этап (сентябрь 1945 г. – 1952–1954 гг.). Коренное перевооружение ВНОС на новую, в том числе радиолокационную технику, совершенствование их организационной структуры и всесторонняя подготовка к созданию нового рода войск – радиотехнических войск ПВО страны.

Этот период ознаменовался окончательным переходом из войск ВНОС к созданию нового рода войск противовоздушной обороны страны. 15 апреля 1946 г. в составе Штаба войск ПВО страны создана служба начальника ВНОС Войск ПВО страны.

15 декабря 1951 г. постановлением СМ СССР Военному министерству поставлена задача создать надежную службу обнаружения, оповещения и наведения, для чего организовать единую радиолокационную систему.

Непосредственная ответственность за обнаружение и уничтожение авиации противника в районах (приграничных, приморских, ПВО страны) была возложена на командующих войсками районов.

15 января 1952 г. была подписана директива военного министра СССР, определившая меры по выполнению постановления Совета министров СССР от 15 декабря 1951 г. по созданию внешней полосы обнаружения и наведения в странах народной демократии, по созданию приграничной полосы обнаружения и наведения вдоль государственной границы СССР, а также полосы в районах Войск ПВО страны. Все наземные радиолокационные средства обнаружения и наведения, находившиеся в частях и соединениях истребительной авиации, объединялись со средствами службы ВНОС и на этой базе создавались радиотехнические войска (РТВ) ВНОС.

30 июня 1954 г. вводится должность начальника радиотехнических войск ВНОС. Этой датой завершено создание радиотехнических войск (РТВ) как рода Войск ПВО. К концу 1954 г. посты визуального наблюдения, имевшиеся в штатах частей ВНОС вдоль государственной границы, были заменены радиолокационными подразделениями.

Седьмой этап (1954 г. – февраль 1998 г.). Развитие и совершенствование радиотехнических Войск ПВО страны.

17 марта 1956 г. постановлением ЦК КПСС и СМ СССР утвержден План развития и организационной перестройки существующей радиолокационной системы ПВО страны, разработанной Штабом Войск ПВО страны.

17 апреля 1956 г. министром обороны СССР утверждена организация центрального аппарата Войск ПВО страны. Введена должность начальника радиотехнических войск ПВО страны.

К концу 1955 г. завершился процесс замены постов визуального обнаружения на радиотехнические подразделения с РЛС различного типа.

Во второй половине 1950-х гг. в Войсках ПВО страны закончилось формирование трех родов войск: авиации ПВО, зенитных ракетных и радиотехнических войск.

14 января 1994 г. издан Указ президента Российской Федерации о создании Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства (ФСР и КВП). Она предусматривала объединение радиолокационных систем и средств Войск ПВО, Департамента воздушного транспорта, ВВС и ВМФ через систему автоматизации. Руководство Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства было возложено на главнокомандующего Войсками ПВО через командующих зонами противовоздушной обороны.

Восьмой этап (с марта 1998 г.). Развитие и совершенствование Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства в составе нового вида Вооруженных Сил Российской Федерации – Военно-воздушных сил.

16 июля 1997 г. президентом Российской Федерации подписан указ «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры» (введен в действие приказом министра обороны Российской Федерации от 3 августа 1997 г.), определивший создание на базе существующих Войск ПВО и ВВС нового вида Вооруженных Сил Российской Федерации – Военно-воздушных сил.

1 марта 1998 г. в соответствии с указом президента Российской Федерации в составе Управления главнокомандующего ВВС сформировано Управление начальника Федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространства (ФСРИКВП) Военно-воздушных сил. Осенью 1999 г. оно переименовывается в Управление начальника радиотехнических войск Военно-воздушных сил.

Взгляд на историю и развитие радиотехнических войск показывает, что эти войска в своем становлении прошли большой и трудный путь. Сто лет минуло от первого предложения по созданию сети воздушных станций до создания радиотехнических войск как одной из составляющих системы воздушно-космической обороны.

Части и подразделения радиотехнических войск, которые были награждены орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды.

Орденом Красного Знамени:

  • 6-й отдельный батальон ВНОС (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 г.), 334-й радиотехнический полк (г. Петрозаводск);
  • 72-й отдельный радиобатальон ВНОС (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года), 335-й радиотехнический полк (г. Ярославль).

Орденом Красной Звезды:

  • 1-я отдельная рота ВНОС (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1945 г.). Объявлен приказом наркома обороны № 096 1945 г.;
  • 73-я отдельная армейская рота ВНОС (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1945 г.). Объявлен приказом наркома обороны № 097 1945 г.;
  • 35-я отдельная армейская рота ВНОС (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1945 г.). Объявлен приказом Наркома обороны № 0120 1945 г.;
  • 29-й отдельный радиобатальон ВНОС (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1945 г.);
  • войсковая часть 26708: 2-я дивизия ВНОС, 6-й полк ВНОС, 6-й радиотехнический полк ПВО, 52-я радиотехническая бригада ПВО, Мытищи (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 г.);
  • 27-й радиотехнический полк ПВО, войсковая часть 23369, г. Батуми, (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 г.);
  • 339-й радиотехнический полк (г. Астрахань).

Много важных событий произошло в истории создания системы воздушного наблюдения и оповещения на пути превращения ее в систему радиолокационной разведки. На этом славная история радиотехнических войск не заканчивается. Славные традиции по защите нашей Родины в воздушном пространстве, заложенные не одним поколением, будут продолжены.

15 декабря ежегодно в Вооруженных силах России отмечается День образования радиотехнических войск Воздушно-космических сил (ВКС) России. Дата празднования выбрана в связи с выходом 15 декабря 1951 года постановления Совета министров СССР "О создании службы раннего обнаружения самолетов воздушного противника".

Радиолокационный комплекс обнаружения аэродинамических и баллистических объектов на средних и больших высотах "Небо-М"


Мобильная радиолокационная станция дециметрового диапазона волн "Противник-ГЕ"


Мобильная РЛС малых высот межвидового применения "Подлет-К1"


Маловысотная радиолокационная станция кругового обзора "Каста"

Радиотехнические войска (РТВ) предназначены для радиолокационной разведки воздушного противника, выдачи радиолокационной информации о воздушной обстановке органами управления ВКС, а также других видов и родов войск ВС России. В мирное время РТВ несут боевое дежурство по противовоздушной обороне и выполняют задачи по охране государственной границы РФ в воздушном пространстве.

Организационно войска состоят из радиотехнических полков, входящих в состав объединений ВВС и ПВО и других частей, подчиненных Главному командованию ВКС. Начальник РТВ - генерал-майор Андрей Кобан.

Войска оснащены современными техническими средствами, способными обнаруживать воздушные цели на высотах от нескольких метров до десятков километров, в их числе:

радиолокационные комплексы (РЛК) средних и больших высот "Небо-М";

РЛС средних и больших высот "Противник-Г1М", "Сопка-2";

РЛК малых высот "Подлет-К1" и "Подлет-М";

РЛС малых высот "Каста-2-2".

Также войска получают новейший комплекс автоматизированных средств управления "Фундамент-М", в том числе и в мобильном варианте исполнения.

Осенью 2016 года объединение ВВС и ПВО Западного военного округа получило пять РЛС "Небо-У", способных обнаруживать самолеты и крылатые ракеты на дальностях до 600 км. По информации замглавкома ВКС РФ генерал-лейтенанта Виктора Гуменного, к апрелю 2016-го доля современных вооружений в радиотехнических войсках составила 45%. С 2014 года ведется работа по развертыванию радиотехнических подразделений в российской части Арктики.

Об войск

Предшественницей радиотехнических войск в СССР была Служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), первоначально развернутая в 1928 году по линии гражданских наркоматов в рамках организации системы противовоздушной обороны (ПВО) Советского Союза.

В 1932 году функции службы ВНОС были переданы созданным в войсках ПВО воинским частям ВНОС, подчинявшимся командующим Военно-воздушных сил (ВВС) военных округов, а с 1938 года - начальнику Управления ПВО Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).

11 июля 1934 года под Ленинградом (ныне - Санкт-Петербург) были проведены первые в СССР испытания аппаратуры радиообнаружения самолетов "Рапид". Эта станция воздушной разведки, способная засекать воздушные суда на расстоянии до 3 км, стала прототипом более продвинутых систем, в дальнейшем поступивших на вооружение войск ВНОС.

В ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов войска ВНОС обеспечивали работу огневых средств ПВО. Для обнаружения самолетов противника и наведения на них советских истребителей использовался радиолокатор РУС-2 (шифр "Редут"), принятый на вооружение в 1940 году. С 1944-го применялись радиолокационные станции П-3 и П-3а ("автомобильная"), способные обнаруживать цели на удалении 35 км на высоте 1 тыс. м и на удалении около 100 км на высоте более 8 тыс. м.

15 апреля 1946 года в составе штаба войск ВНОС была создана служба начальника ВНОС войск ПВО СССР.

15 декабря 1951 года Совмин СССР поставил перед военным ведомством задачу создать надежную "службу обнаружения оповещения и наведения", для чего предписывалось организовать единую радиолокационную систему в масштабах страны.

В 1952 году началась работа по созданию приграничной полосы обнаружения и наведения вдоль государственной границы СССР. Наземные радиолокационные средства в частях и соединениях истребительной авиации были объединены со средствами службы ВНОС, на этой базе созданы радиотехнические войска ВНОС. К концу 1954-го все посты визуального наблюдения ВНОС вдоль советской государственной границы были заменены радиолокационными подразделениями.

Во второй половине 1950-х в войсках ПВО были сформированы три рода войск: авиация ПВО, зенитные ракетные и радиотехнические войска. РТВ были обеспечены новыми радиолокационными, радионавигационными и телевизионными средствами ведения разведки и обеспечения боевых действий. В 1960-х было разработано и принято на вооружение более десяти типов радиолокационных систем (РЛС) и наземных высотомеров.

1 мая 1960 года специалисты РТВ засекли пересечение советской воздушной границы юго-восточнее Кировабада (Таджикская ССР, ныне - Пяндж, Таджикистан) американским разведывательным самолетом Lockheed U-2 ("Локхид Ю-2") пилота Фрэнсиса Гэри Пауэрса и сопровождали его над территорией СССР вплоть до сбития силами ПВО в районе Свердловска (ныне - Екатеринбург).

С начала 1960-х радиотехнические войска принимают участие в обеспечении приземления отечественных космических аппаратов.
После распада Советского Союза и формирования в 1992 году ВС РФ радиотехнические войска остались в составе войск ПВО.

14 января 1994 года указом президента РФ Бориса Ельцина была создана Федеральная система разведки и контроля воздушного пространства. Она объединила радиолокационные системы и средства войск ПВО, Департамента воздушного транспорта, Военно-воздушных сил (ВВС) и Военно-морского флота России. Руководство системой было возложено на главнокомандующего войсками ПВО.

В 1998 году войска ПВО были включены в состав ВВС. В составе Управления главнокомандующего ВВС было создано Управление начальника Федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространства ВВС (с 1999 года - Управление начальника радиотехнических войск ВВС).
1 августа 2015 года ВВС вошли в состав ВКС России.

По данным Минобороны РФ, военнослужащие РТВ выполняли интернациональный долг в Китае, Северной Корее, Вьетнаме, Египте, Сирии, Анголе, на Кубе, в Афганистане и ряде других стран.