Где находятся автоматы с айфонами. История советских игровых автоматов. Как играть через специальные команды USSD

Биография советских игровых автоматов берет начало в 70-х годах прошлого века. Тогда выпуском первых моделей озадачились совершенно непрофильные заводы — предприятия оборонно-военного комплекса, поскольку в их распоряжении были самые мощные и передовые технологии. Всего насчитывалось 23 производителя, которые систематически радовали советских граждан новыми развлечениями.

Для этого работали лучшие разработчики, инженеры и специалисты в сфере электроники. Финансового кризиса не наблюдалось и денег на это не жалели. Средняя цена аппарата колебалась в пределах 2-4 тысяч рублей.

За период существования СССР успели выпустить около 70 развлекательных автоматов, но в 90-х наступил крах, 15 копеек, которыми обычно расплачивались посетители, окончательно обесценились, содержать парки стало дорого и устройства тех времен просто доживали свое.

Технически советские игровые автоматы можно разделить на две группы: механические (или электромеханические) и электронные (на базе дискретной логики или микропроцессоров). Последние обычно использовали ТВ-экран для отображения игрового сюжета, то есть являются типичными аркадными игровыми машинами. Как правило, это достаточно оригинальные конструкции, хотя и с возможным заимствованием зарубежных идей, но реализованные на советской технической базе.

Советскими аркадными игровыми автоматами (АИА) называются аркады, выпускаемые и распространяемые на территории республик бывшего СССР. Устанавливались они обычно в фойе театров, цирков, кинотеатров, Дворцов Культуры, в парках аттракционов и тому подобных общественных местах. Иногда автоматы «собирали» в самостоятельные специализированные «Игротеки», «Игровые залы» или «Залы игровых автоматов» (не путать с современными залами, в которых установлены автоматы и слот-машины для азартных игр). Конкуренция у них отсутствовала, так как западные образцы на советском рынке представлены не были.

Как и любые другие аркады, советские АИА предназначались только для развлечения, не предусматривая иных призов, кроме так называемой «призовой игры» за удачные действия игрока. Или, в других случаях, сувениров и мелочей типа жевательной резинки, шоколадки, мягкой игрушки, брелка и т.д. В автоматах типа «Кран» периодически появлялись «сувениры», вроде небольших бутылочек алкоголя (чаще всего — коньяка) и юбилейных монет, вкладываемых для более активного привлечения игроков. Часть автоматов (в основном, с незначительными изменениями) была без особых затей «содрана» с западных образцов. Но были у нас и свои, оригинальные разработки.

Никакого возрастного ценза игра на автоматах не предусматривала. Единственным ограничением мог стать рост игрока. Хотя и самые маленькие находили способ поиграть, подкладывая под ноги деревянные лотки или ящики из-под бутылок, чтобы достать до кнопок управления.

Активировался автомат путем опускания в монетоприемник 15-копеечной монеты, игрок получал возможность, в зависимости от типа автомата, либо поиграть определенное (обычно очень небольшое 1-3 минуты) время, либо сделать определенное количество игровых попыток (например, выстрелов). После чего игра прекращалась до следующей оплаты, если не была выиграна призовая игра, дававшая игроку дополнительное бесплатное время или несколько поощрительных попыток.

Позже в связи с заменой советских монет на российские рубли (либо иные денежные единицы, имеющие хождение в республиках бывшего СССР) монетоприемники были модифицированы под новые монеты, либо в них использовались жетоны, аналогичные по габаритам старым 15 копейкам, но имевшим иную стоимость. Нередко монетоприемники просто запаивались или забивались, а автомат игроку после оплаты включал оператор.

Будучи детьми, мы чаще всего начинали игру с просовывания пальцев в окошко возврата монет, надеясь обнаружить там позабытую предшественником монетку.

Люди среднего и старшего возраста наверняка помнят манящие к себе огнями и звуковыми эффектами автоматы «Морской бой», «Меткий стрелок», «Ралли», «Подводная лодка», «Воздушный бой» и другие. Сколько карманных денег, сбереженных на школьных завтраках, перетаскали туда дети!

Большая часть советских аркад не обладала замысловатым геймплеем и была достаточно простой (хотя эта простота и не подразумевала легкости игры), но с середины 80-х годов прошлого века появляются отечественные полноценные аркады, с меняющимися игровыми экранами. Одним из примеров таких аркад может служить игра «Конек-Горбунок», прозванная на Западе «Русской Зельдой» (Zelda). Правда, сложно сказать, комплимент ли это разработчикам или упрек во вторичности. В любом случае, эти игры запомнились, их любили, и игравшие в них люди с удовольствием вспоминают «те времена» до сих пор.

Пик расцвета игровых автоматов в СССР пришелся на 70-80 годы прошлого века и закончился с началом перестройки. Отечественные игровые автоматы были вытеснены более зрелищными западными аналогами, «однорукими бандитами», компьютерными салонами и домашними игровыми компьютерами и приставками. А старые автоматы практически повсеместно перекочевали на склады, были уничтожены либо просто выброшены на свалку.

Морской бой

Наверное, самый известный отечественный игровой автомат, без которого не обходился ни одни уважающий себя игровой зал. И, видимо, первый. Аналог американского игрового аппарата Sea Devil.

Автомат имитировал торпедную атаку с подводной лодки по надводным целям.

Игрок смотрел в перископ, в котором перед ним открывалась морская панорама с периодически появляющимися на горизонте кораблями противника. Необходимо было сделать поправку на скорость движения корабля и нажать кнопку «Огонь», находившуюся на одной из рукояток перископа. Далее оставалось следить за торпедой, путь которой подсвечивался под поверхностью «воды». При попадании игрок слышал звук и видел вспышку взрыва, и корабль «тонул», либо после вспышки разворачивался и следовал в обратном направлении. При промахе — продолжал свое движение. Всего за одну игру можно было сделать 10 пусков торпед. При поражении ими 10 кораблей игрок получал право на призовую игру — 3 бесплатных пуска. Существенным минусом автомата было то, что при должной сноровке топить корабли не составляло никакого труда.

Визуальная глубина создавалась при помощи зеркал, и то, что игрок видел корабль далеко на горизонте, было всего лишь иллюзией. На самом деле механизм движения кораблей находился едва ли не вплотную к игроку, где-то на уровне его колен.

Воздушный бой

На экране автомата игрок видел силуэты трех вражеских самолетов и перекрестье прицела. Управляя джойстиком, нужно было стараться поймать врага на «мушку». Сложность игры была в том, что неприятельское звено никак не хотело быть сбитым и постоянно выскальзывало из прицела. При попадании силуэт пораженного самолета пропадал с экрана. Для победы нужно было сбить все три самолета в отведенное на игру время — 2 минуты.

Охота

Электронный тир со световой (или электромеханической) винтовкой, существовавший во множестве модификаций: «Зимняя охота», «Удачный выстрел», «Сафари», «Меткий стрелок» и т.д.

Например, в «Зимней охоте» игрок должен был с некоторого расстояния поражать подвижные мишени (зверей и птиц), мерцающие на экране, с изображенным на нем пейзажем зимнего леса.

В самой «Охоте» экрана не было, а были декорации леса, из-за которых появлялись фигурки животных. «Болотный» вариант игры назывался «Ни пуха, ни пера!»

Снайпер

Электронный тир, где игроку нужно было поразить из винтовки двадцать неподвижных мишеней в течение минуты. После удачного попадания подсветка соответствующей мишени гасла. При хорошей стрельбе игроку полагалась призовая игра.

Интересно, что система, контролирующая попадания, располагалась в подставке ружья автомата. Там же находилась «обратная связь» — электромагнит, при выстреле имитировавший отдачу.

Вираж

Аналог знаменитой настольной домашней игры «За рулем». Автомат имитировал движение автомобиля по кольцевой трассе с препятствиями виде эстакад и попутных автомобилей. Для получения призовой игры игроку необходимо было проехать без столкновений определенное количество «километров», учитывающихся на счетчике. Интересно, что при опускании в автомат одной 15-копеечной монеты игроку полагалась только одна призовая игра. А при двух монетах — целых три.

Пенальти

Настенная вариация пинбола со всеми присущими пинболу элементами — шариком, рукояткой для удара, и игрового поля с препятствиями и призовыми зонами.

С помощью рычага шарик подбрасывался вверх, игроку необходимо было рассчитать силу удара таким образом, чтобы скатываясь обратно, шарик поразил ворота и не угодил в штрафную зону.

Городки

Управляя битой при помощи джойстика, игроку необходимо было поражать движущиеся по экрану стандартные городошные мишени. На прицеливание перед каждым броском игроку отводилось 5 секунд, по истечении которых бита вылетала автоматически. При выбивании всех 15 фигур игроку, затратившему на это не более 24 бит, полагались 40 призовых бросков.

Скачки

Точная копия Steeplechas"а с Атари. Одновременно могли играть до 6 человек. При одиночной игре игрок соревновался с компьютером. Но интереснее было играть против других людей. Забавно, что игра была черно-белой, а «разноцветность» дорожкам придавали наклеенные на экран цветные полоски.

Конек-Горбунок

Игра выпускалась на базе платформы ТИА МЦ-1 и была первой полноценной аркадной игрой для советских АИА. Всего в игре было 16 экранов-уровней, при прохождении которых главному герою необходимо было преодолевать препятствия и сражаться с врагами.

Кран

Управляя механической рукой, необходимо было попытаться достать из прозрачного корпуса автомата приз. Обычно им были мягкие игрушки, жвачки, шоколад и прочие мелочи. Управлялась рука двумя кнопками, отвечающими за движения «руки» вперед и вбок. При нажатии кнопки «рука» двигалась до тех пор, пока кнопка не была отпущена (или до упора). «Заднего хода» не было и нужно было точно рассчитать момент, когда отпустить кнопку. При отпускании кнопки, отвечающей за боковое перемещение, «рука» автоматически опускалась и пыталась захватить приз, над которым она была. При удачном захвате «рука» раскрывалась над лотком призоприемника, и везунчик мог достать из него свою награду.

Баскетбол

Автомат был рассчитан на игру вдвоем. Задачей игрока было за отведенное время «набросать» мячей в корзину соперника больше, чем успеет тот. При счете «30-30» и больше игроки поощрялись призовой игрой.

Игровое поле было накрыто прозрачным куполом и разбито на лунки с пружинами, в одну из которых попадал мячик. Нажатием кнопки игрок «выстреливал» мяч из лунки, стараясь поразить корзину соперника или не дать в свою очередь бросить ему (каждая лунка управлялась обоими игроками).

Футбол

Игра, больше известная у нас в стране под названием «шашлык» (и носящая на Западе название «фуссбол»), предназначенная для двух-четырех игроков. Удары и пасы осуществлялись вращением рукояток стрежней, на которых были «насажены» фигурки футболистов (отсюда и название — «шашлык»). При этом фигурки футболистов на стержне меняли свой угол наклона, что позволяло наносить удары по шарику-мячу. Также стержни можно было перемещать вперед-назад, меняя горизонтальное расположение игроков. Поразив ворота соперника точным ударом, игрок получал очко.

Хоккей

Игра, мало чем отличавшаяся от своей «домашней» версии, получить которую на день рождения мечтали много советские дети. Основными отличиями были габариты и наличие стеклянного колпака, накрывающего поле и предохраняющего шайбу от вылета за его пределы, а фигурки игроков — от любопытных детских рук.

Астропилот

Первая попытка создать аппарат с космической тематикой. Игроку предстояло управлять космическим кораблем, стараясь не врезаться в элементы пейзажа и успешно осуществить посадку. Использовался джойстик, в итоге начислялись очки.

Танкодром

Вождение очень маневренной и шустрой модельки танка по полосе препятствий, имитируя атаку и поражение неподвижных мишеней, рассредоточенных по периметру игрового поля.

Игровая культура в Советском Союзе появилась неожиданно, быстро развивалась и так же быстро пошла на спад. К сожалению, а может, и к счастью, советская публика освоила игровые автоматы только спустя 100 лет после их появления. Чтобы узнать, как и с чего всё начиналось, корреспондент «Ридуса» отправился в Музей советских игровых автоматов, расположенный в самом центре Москвы.


Расположен музей в самом центре столицы в пяти минутах ходьбы от станции метро «Кузнецкий мост». Вход в музей платный - 450 рублей с человека. В стоимость билета входит ознакомительная экскурсия и 15 жетонов. В коллекции музея представлены несколько десятков различных моделей автоматов - от классического пинбола до виртуального бильярда.

Немного истории

Первые игровые автоматы появились в США. Одним из первопроходцев был всем известный пинбол, который является родителем своей электронной версии в операционной системе Windows. В советской вариации он назывался «Цирк», но принцип работы был абсолютно тот же.


Чуть позже появились и другие автоматы, носившие в себе уже долю азарта, - классические «однорукие бандиты». Автомат представлял собой короб с ручкой, на экране которого вращались изображения. И если у игрока выпадало три одинаковые картинки, то он получал приз. У первых таких автоматов не было монетоприёмника, поэтому в виде награды игрок получал сладости или напитки, а не джекпот в виде горы монет. Отсюда и пошли классические изображения фруктов и ягод на барабанах.


До СССР подобная техника добралась только спустя сто лет после создания первого игрового автомата. В 1971 году в московском парке культуры и отдыха имени Горького проходила выставка под названием «Аттракцион-71». Там-то советская неискушённая публика и познакомилась с игровыми автоматами. Ежедневно выставку посещали более десяти тысяч человек, и на волне этого ажиотажа Министерство культуры СССР приняло решение выкупить все игровые автоматы с данного мероприятия. Изучив технологию и немного её модернизировав, советские инженеры выпустили первые игровые автоматы собственного производства.


Первые игровые автоматы

Одним из таких аттракционов был игровой автомат «Репка». Это аналог классического американского силомера, с помощью которого любой желающий мог проверить свои физические способности, ударив кулаком по боксёрской груше или молотом по пружине. Советская же версия силомера была устроена так, чтобы во время самого процесса не было никаких признаков агрессии. Поэтому вместо типичного «бей-толкай» человек должен был тянуть пружинное устройство, напоминающее репку из одноимённой русской сказки. Примечательно, что самый высокий уровень можно было получить, потянув за репку с силой в 200 килограммов. Неизвестно, смог ли кто-то достигнуть такого результата, так как в среднем здоровый взрослый мужчина выбивает на этом автомате около 80 килограммов.


Одно из главных отличий между советскими игровыми автоматами и зарубежными заключалось в их сроке службы. Большинство автоматов, сделанных в СССР, работают до сих пор и при бережном обращении прослужат ещё минимум 50 лет. Причина этому довольна проста - все советские автоматы производились на территории одного из 22 военных заводов из самых качественных и дорогих материалов. Тем временем найти американский или японский игровой автомат 80-х годов - задача практически невыполнимая.

В среднем цена производства одного игрового автомата в СССР составляла 4000 рублей - по тем временам космические деньги. И по планам советских маркетологов такой автомат должен был окупить себя ровно за 365 дней, то есть каждый день приносить прибыль 8 рублей 10 копеек. Если через год аттракцион не окупал себя, то его переставали выпускать.


Все советские автоматы были исключительно аркадные и не носили никакого азартного характера. Максимум, что вы могли выиграть в любом аттракционе, - это дополнительное игровое время. Единственным автоматом, который выдавал хоть какие-то призы, был классический «автомат-кран». Игрок с помощью механической руки мог вытащить из коробки приз в виде жвачки или конфеты.


Конец эпохи

Но ближе к 90-м годам все советские автоматы оказались либо на свалках, либо в пунктах приёма металлолома. Причиной всему этому стало появление компьютерных видеоигр. Ребёнку больше не нужно было бежать в парк, чтобы поиграть в «морской бой», а достаточно было купить игровую приставку один раз и наслаждаться любимыми играми дома в любое удобное для него время.

Советские игровые автоматы - такая же достопримечательность времени, как мороженое в бумажных стаканчиках, значки с изображением и легендарная газировка с сиропом. «Сафари», «Настольный хоккей», «Морской бой» - у человека, детство которого прошло в 80-е, только эти названия сразу вызывают приятную ностальгию.

Экскурс в историю

История советских игровых автоматов началась в 70-х годах прошлого века. Именно тогда было решено наладить их выпуск и создать совершенно новую индустрию в стране, пригласив лучших американских и японских производителей. Импортные разработки были представлены на выставках игровых машин. Американцы хотели захватить данный рынок и иметь возможность продавать свои игровые автоматы. Партия СССР не могла допустить такого. В итоге пошли совершенно иным путем - сначала просто купили все выставочные экспонаты, а потом озадачили 23 военных завода. Так стало налаживаться производство игровых автоматов, которые были похожи на аналогичные машины в Японии и Америке.

Игровые автоматы СССР успешно просуществовали до самого распада Советского Союза, и причина их исчезновения вовсе не в частых поломках. Большинство из них могли развлекать детей и взрослых еще много лет. Все дело в том, что оплачивать игру надо было 15-копеечными монетами, а они в начале 90-х вышли из обращения. Проблема эта была вполне разрешима, и попытки вдохнуть в игровые автоматы СССР вторую жизнь все же предпринимались. Монетки достоинством в 15 копеек красили в черный цвет и продавали в качестве жетонов или выбивали на них аббревиатуры клубов, где стояли автоматы. Но такой нехитрый способ недолго просуществовал. Подобные жетоны мог подделать каждый уважающий себя школьник.

В игровые автоматы были почти в каждом крупном городе. Так куда же надо было отправиться, чтобы поиграть? Как правило, они стояли в парках и Домах культуры, кинотеатрах, на вокзалах и даже в Дворцах пионеров. Такого массового распространения, как современные платежные терминалы, они не получили и не стояли на каждом шагу. Игровые автоматы СССР в Москве было можно ставить в местах наибольшего скопления народа, порой даже открывались отдельные игровые залы. Иногда, чтобы сыграть, нужно было отстоять немалую очередь.

"Морской бой"

Это самый популярный игровой автомат в СССР среди детей и взрослых всех поколений. В морской бой не так уж просто выиграть. Чтобы потопить крейсеры и подлодки противника, надо запускать торпеды по вражеским кораблям. Но до цели они долетают не мгновенно, а с небольшой задержкой, так что стрелять приходится на опережение. Если глядеть во вращающий перископ, то кажется, что субмарины движутся далеко на горизонте. Эта иллюзия глубины создавалась при помощи зеркал, а на самом деле механизм передвижения крейсеров и лодок находился на уровне колен игрока. Почему был так популярен игровой автомат «Морской бой»? СССР был милитаризированным государством, и даже игры отображали суть политики страны.

"Воздушный бой"

Почти в каждом кинотеатре того времени стоял "Воздушный бой". Игровой автомат СССР создавал образ защитника Родины, а каждый школьник мечтал стать космонавтом или летчиком. Ручка управления имитирует штурвал, а яркий дизайн кабины, свето- и звуковые спецэффекты давали возможность очутиться в небе. При помощи прицела необходимо было сбивать вражеские истребители и набирать очки. Игра достаточно сложная, приходилось долго оттачивать мастерство, чтобы победить.

"Снайпер"

Самый известный стрелковый автомат, который напоминал знакомый каждому советскому гражданину тир. Стрельба производится при помощи игрового ружья, и имитация выстрела происходит за счет электромагнита. Любимый автомат мальчишек, ведь каждый хотел доказать свою меткость. Была и более усовершенствованная и сложная модификация данной игры с подвижными мишенями, а после набора максимального количества очков разыгрывался дополнительный тур.

"Сафари"

Еще одна не менее популярная «стрелялка» того времени. Но стрелять уже приходилось не просто по безликим мишеням, а по движущимся по просторах пустыни африканским животным. Игрок управлял наездником и должен был перескакивать через препятствия и отстреливать диких животных, которые перемещались по трех уровнях. Несмотря на примитивность графики, игра пользовалась огромным спросом у геймеров всех возрастов.

"Танкодром"

Еще один популярный автомат всех советских мальчишек, который давал возможность определить лучшего танкиста. На то время "Танкодром" был достаточно продвинутой игрой, а спецэффекты переносили игрока на поле танковой битвы. По сценарию необходимо вырваться из кольца окружения и при этом уничтожить все вражеские танки. За две минуты сеанса непросто было выиграть, а минные заграждения еще больше подогревали обстановку. В качестве награды геймер получал дополнительный бой и еще одну возможность доказать свое мастерство. Звуковое оформление игры вызывало восторг у мужчин и мальчишек - взрывы и канонады, рокот и стрельба пушек.

"Магистраль"

Советские разработчики были уверены, что игровые автоматы должны не просто развлекать, но и приносить пользу. Например, популярная игра «Магистраль» должна развивать внимание, скорость реакции и логическое мышление. В распоряжении игроков были разные трассы - учебная для новичков, а ночная дорога и езда в условиях гололеда покорялись только опытным гонщикам.

"Городки"

Пожалуй, это одна из собственных разработок страны. Действо отображалось на телевизионном экране. Многие дети хорошо знали эту забаву и играли в нее со своими сверстниками во дворах. По правилам, необходимо было разбить 15 движущихся фигур за 5 секунд времени на прицел. Такая игра развивала ловкость и реакцию школьников и не имела аналогов за рубежом.

Азарт и выигрыш

Игровые автоматы СССР никогда не имели ничего общего со стандартными азартными играми и никаких денежных призов они не выдавали. К тому же 15 копеек, которые тратил игрок, были совсем несущественной сумой и никаких инцидентов, связанных с крупными проигрышами, не происходило. Иногда, конечно, случалось, что в залах с игровыми автоматами школьники спускали все деньги, которые родители давали им на завтраки. Но это, скорее, исключение.

Единственным призом была призовая игра. Если игрок хорошо поиграл, запускался дополнительный тур. Например, менялась трасса, или выдавались дополнительные торпеды. Некоторые игровые автоматы выдавали мелкие подарки в виде значков. В аппарате «Пенальти» игрок мог получить в награду значок с символикой футбольной команды.

Но это быстро прекратилось, и автоматы начали стремительно сдавать свои позиции. На смену им пришли совсем другие игры, а сами они превратились в музейные экспонаты.

Музей в Питере

СССР в СПб являет собой просторное светлое помещение с более чем пятью десятками моделей игровых машин. Он предлагает посетителям не только полюбоваться своими любимыми автоматами, но поучаствовать в авторалли или сделать несколько метких выстрелов по мишеням. Начало этой частной коллекции было положено совершенно случайно. Создание музея началось с разговора товарищей, которые хотели поставить «Морской бой» у себя дома.

Создатели этого музея находили игровые автоматы СССР в самых неожиданных местах. Например, один из них был обнаружен на свалке в Московском парке. Он не работал, но его удалось отремонтировать, и он обрел вторую жизнь в музее. Экспонаты прибывают сюда со всей страны.

Один из автоматов, «Репка», а точнее, его половина, находилась в одной из подмосковных музыкальных школ.

Музей в Москве

Здесь сотрудники расскажут историю создания каждого автомата и проведут подробный инструктаж. В музее находится много интересного, позволяющего окунуться в прошлое и прочувствовать дух ушедшей эпохи. Кроме игровых автоматов, здесь представлены автоматы для приготовления легендарного лимонада и молочных коктейлей, для размена монет и другие чудеса советской электроники.

Также музей автоматов в Москве обставлен предметами декора прошлого, а старые печатные издания, диафильмы и ретро-магнитофоны создают особый настрой.

Как и в предыдущем музее, здесь можно поиграть и даже провести детский праздник.

Век советских игровых автоматов начался с 70-х годов прошлого века. Выпуском таких автоматов занимались абсолютно непрофильные заводы, которые зачастую входили в оборонно-военный комплекс, потому что там имелись свободные мощности и передовые для того времени технологии. Так, на всей территории СССР нашлось целых 22 оборонных завода, которые помимо всего прочего посвятили себя работе на радость советских жителей. По причине того, что все планы выпуска гражданской продукции у военных были финансовыми, те, кто разрабатывал модели, и инженеры пытались начинить игровой автомат наиболее современной электроникой. Отсюда и получалась огромная цена за аппараты: от 2, 5 до 4 тысяч рублей, почти целые «Жигули». Как следствие, не было такого предприятия, занимающегося выпуском игровых автоматов, которое бы стало таким мощным гигантом, как Sega. (Справка: компания SEGA, основанная в 1940 году, обеспечивала услугами американских предпринимателей, занимающихся развлекательными автоматами. В 1951 году она сменила дислокацию на Токио под названием «SErvice GAmes of Japan». Самый первый игровой автомат был симулятором подводной лодки “Periscope”, его выпустили в 1966 году, и он немедленно приобрел статус хита по всему миру. На сегодняшний день Sega – компания, у которой есть представительства как в США, так и в Европе, а также большое число дистрибьюторов, разбросанных по всей планете).

Всего в СССР выпустили около 70 видов автоматов, предназначенных для развлечения, активного отдыха, а также развития глазомера и реакции у игроков. Но, как и во многих других сферах, кризис 90-х эффектно завершил изготовление советского оборудования, точнее игровых автоматов, о которых речь пойдет ниже. Естественно, тому послужило большое количество причин. Перекройка экономики, всеобщая гнетущая обстановка в стране просто приводили к закрытию игровых залов, потому что они не были в состоянии содержать себя. Были, конечно, разнообразные парки, где тоже можно было найти значительное число автоматов, выходили на новый уровень, развивались, как следствие, уделяя основное внимание оборудованию и технике крупного калибра. Кризисное время не прошло мимо и всяческих мест отдыха и проживания детей, куда крупные предприятия и заводы устанавливали свои аппараты, и те функционировали бесплатно.

То время, как и многие принадлежащие ему события и вещи, стало историей. Как звучит: игровые аппараты времён СССР. Стоит уделить внимание каждому!

Безусловно, первым в списке становится любимый всеми без исключения как тогда, так и сейчас «Морской бой». Создан он был в 1973 году, и за всю историю своего выпуска никогда не сдавал позиции как самый популярный и запоминающийся автомат. По сути, он является имитацией торпедной атаки подводной лодки по движущейся морской надводной цели с сопровождением световых и звуковых эффектов. Безусловно, в то время устройство этого аппарата не представляла из себя чего-то сложного, что нельзя сказать о современных, тем более, иностранных аналогах, как например - изготовленный американцами «SEA WOLF».

Наша модель «Морского боя» строилась на принципе зеркального отображения панорамы «боевых» действий, надводных целей, представленных силуэтами кораблей и движущейся торпеды. Панорама «боевых» действий стоит вертикально, но зеркало, расположенное под углом 45°, отражает ее горизонтально. Рисунок моря для его правдивой имитации нанесли на стекло. Под стеклом находилось восемь лучей траектории запуска торпеды с десятью лампочками в каждом луче. Это значительно примитизировало конструкцию модели. Однако в США в 1970 году усовершенствовали этот аппарат, названный «Sea Devil», создав перемещаемую траекторию торпеды.

Игрок запускает торпеду при помощи кнопки «Пуск», расположенной на правой рукоятке перископа, смотря в который, человек мог окидывать взглядом все панораму «боевых» действий. Поворачивая перископ, можно было выбрать какую-либо из 8 возможных трасс запуска торпеды. Так получается, что трасса торпеды фиксируется и подобный принцип становился залогом технической надежности аппарата, однако, пуск торпеды переставал быть предсказуемым для игрока. Всего можно было запустить 10 торпед, но в случае абсолютного выигрыша игрок получал возможность призовой игры. Стоит отметить, что в те времена было огромное количество ценителей «Морского боя», и эти уже опытные ребята находили способы приобретения постоянных бонусов. Например, если повернуть «перископ» в крайне правое (при движении кораблей справа налево) и крайнее левое (при обратном движении кораблей) положение и пустить торпеду в момент появления корабля из-за ширмы-укрытия, гарантия попадания была стопроцентной.

Кажется смешным, но первая ассоциация у тех, кто любил эту игру, - это запах «перископа». Неописуемые ощущения детства возвращаются каждый раз, когда вспоминаешь, что маленький рост порой не позволял даже дотянуться до него. Но на этот случай имелась специальная выдвижная подставка.

Биография советских игровых автоматов берет начало в 70-х годах прошлого века. Тогда выпуском первых моделей озадачились совершенно непрофильные заводы — предприятия оборонно-военного комплекса, поскольку в их распоряжении были самые мощные и передовые технологии. Всего насчитывалось 23 производителя, которые систематически радовали советских граждан новыми развлечениями.


Для этого работали лучшие разработчики, инженеры и специалисты в сфере электроники. Финансового кризиса не наблюдалось и денег на это не жалели. Средняя цена аппарата колебалась в пределах 2-4 тысяч рублей.

За период существования СССР успели выпустить около 70 развлекательных автоматов, но в 90-х наступил крах, 15 копеек, которыми обычно расплачивались посетители, окончательно обесценились, содержать парки стало дорого и устройства тех времен просто доживали свое.

Технически советские игровые автоматы можно разделить на две группы: механические (или электромеханические) и электронные (на базе дискретной логики или микропроцессоров). Последние обычно использовали ТВ-экран для отображения игрового сюжета, то есть являются типичными аркадными игровыми машинами. Как правило, это достаточно оригинальные конструкции, хотя и с возможным заимствованием зарубежных идей, но реализованные на советской технической базе.

Советскими аркадными игровыми автоматами (АИА) называются аркады, выпускаемые и распространяемые на территории республик бывшего СССР. Устанавливались они обычно в фойе театров, цирков, кинотеатров, Дворцов Культуры, в парках аттракционов и тому подобных общественных местах. Иногда автоматы «собирали» в самостоятельные специализированные «Игротеки», «Игровые залы» или «Залы игровых автоматов» (не путать с современными залами, в которых установлены автоматы и слот-машины для азартных игр). Конкуренция у них отсутствовала, так как западные образцы на советском рынке представлены не были.

Как и любые другие аркады, советские АИА предназначались только для развлечения, не предусматривая иных призов, кроме так называемой «призовой игры» за удачные действия игрока. Или, в других случаях, сувениров и мелочей типа жевательной резинки, шоколадки, мягкой игрушки, брелка и т.д. В автоматах типа «Кран» периодически появлялись «сувениры», вроде небольших бутылочек алкоголя (чаще всего — коньяка) и юбилейных монет, вкладываемых для более активного привлечения игроков. Часть автоматов (в основном, с незначительными изменениями) была без особых затей «содрана» с западных образцов. Но были у нас и свои, оригинальные разработки.

Никакого возрастного ценза игра на автоматах не предусматривала. Единственным ограничением мог стать рост игрока. Хотя и самые маленькие находили способ поиграть, подкладывая под ноги деревянные лотки или ящики из-под бутылок, чтобы достать до кнопок управления.

Активировался автомат путем опускания в монетоприемник 15-копеечной монеты, игрок получал возможность, в зависимости от типа автомата, либо поиграть определенное (обычно очень небольшое 1-3 минуты) время, либо сделать определенное количество игровых попыток (например, выстрелов). После чего игра прекращалась до следующей оплаты, если не была выиграна призовая игра, дававшая игроку дополнительное бесплатное время или несколько поощрительных попыток.

Позже в связи с заменой советских монет на российские рубли (либо иные денежные единицы, имеющие хождение в республиках бывшего СССР) монетоприемники были модифицированы под новые монеты, либо в них использовались жетоны, аналогичные по габаритам старым 15 копейкам, но имевшим иную стоимость. Нередко монетоприемники просто запаивались или забивались, а автомат игроку после оплаты включал оператор.

Будучи детьми, мы чаще всего начинали игру с просовывания пальцев в окошко возврата монет, надеясь обнаружить там позабытую предшественником монетку.

Люди среднего и старшего возраста наверняка помнят манящие к себе огнями и звуковыми эффектами автоматы «Морской бой», «Меткий стрелок», «Ралли», «Подводная лодка», «Воздушный бой» и другие. Сколько карманных денег, сбереженных на школьных завтраках, перетаскали туда дети!

Большая часть советских аркад не обладала замысловатым геймплеем и была достаточно простой (хотя эта простота и не подразумевала легкости игры), но с середины 80-х годов прошлого века появляются отечественные полноценные аркады, с меняющимися игровыми экранами. Одним из примеров таких аркад может служить игра «Конек-Горбунок», прозванная на Западе «Русской Зельдой» (Zelda). Правда, сложно сказать, комплимент ли это разработчикам или упрек во вторичности. В любом случае, эти игры запомнились, их любили, и игравшие в них люди с удовольствием вспоминают «те времена» до сих пор.

Пик расцвета игровых автоматов в СССР пришелся на 70-80 годы прошлого века и закончился с началом перестройки. Отечественные игровые автоматы были вытеснены более зрелищными западными аналогами, «однорукими бандитами», компьютерными салонами и домашними игровыми компьютерами и приставками. А старые автоматы практически повсеместно перекочевали на склады, были уничтожены либо просто выброшены на свалку.

Морской бой

Наверное, самый известный отечественный игровой автомат, без которого не обходился ни одни уважающий себя игровой зал. И, видимо, первый. Аналог американского игрового аппарата Sea Devil.

Автомат имитировал торпедную атаку с подводной лодки по надводным целям.

Игрок смотрел в перископ, в котором перед ним открывалась морская панорама с периодически появляющимися на горизонте кораблями противника. Необходимо было сделать поправку на скорость движения корабля и нажать кнопку «Огонь», находившуюся на одной из рукояток перископа. Далее оставалось следить за торпедой, путь которой подсвечивался под поверхностью «воды». При попадании игрок слышал звук и видел вспышку взрыва, и корабль «тонул», либо после вспышки разворачивался и следовал в обратном направлении. При промахе — продолжал свое движение. Всего за одну игру можно было сделать 10 пусков торпед. При поражении ими 10 кораблей игрок получал право на призовую игру — 3 бесплатных пуска. Существенным минусом автомата было то, что при должной сноровке топить корабли не составляло никакого труда.

Визуальная глубина создавалась при помощи зеркал, и то, что игрок видел корабль далеко на горизонте, было всего лишь иллюзией. На самом деле механизм движения кораблей находился едва ли не вплотную к игроку, где-то на уровне его колен.

Воздушный бой

На экране автомата игрок видел силуэты трех вражеских самолетов и перекрестье прицела. Управляя джойстиком, нужно было стараться поймать врага на «мушку». Сложность игры была в том, что неприятельское звено никак не хотело быть сбитым и постоянно выскальзывало из прицела. При попадании силуэт пораженного самолета пропадал с экрана. Для победы нужно было сбить все три самолета в отведенное на игру время — 2 минуты.

Охота

Электронный тир со световой (или электромеханической) винтовкой, существовавший во множестве модификаций: «Зимняя охота», «Удачный выстрел», «Сафари», «Меткий стрелок» и т.д.

Например, в «Зимней охоте» игрок должен был с некоторого расстояния поражать подвижные мишени (зверей и птиц), мерцающие на экране, с изображенным на нем пейзажем зимнего леса.

В самой «Охоте» экрана не было, а были декорации леса, из-за которых появлялись фигурки животных. «Болотный» вариант игры назывался «Ни пуха, ни пера!»

Снайпер

Электронный тир, где игроку нужно было поразить из винтовки двадцать неподвижных мишеней в течение минуты. После удачного попадания подсветка соответствующей мишени гасла. При хорошей стрельбе игроку полагалась призовая игра.

Интересно, что система, контролирующая попадания, располагалась в подставке ружья автомата. Там же находилась «обратная связь» — электромагнит, при выстреле имитировавший отдачу.

Вираж

Аналог знаменитой настольной домашней игры «За рулем». Автомат имитировал движение автомобиля по кольцевой трассе с препятствиями виде эстакад и попутных автомобилей. Для получения призовой игры игроку необходимо было проехать без столкновений определенное количество «километров», учитывающихся на счетчике. Интересно, что при опускании в автомат одной 15-копеечной монеты игроку полагалась только одна призовая игра. А при двух монетах — целых три.

Пенальти

Настенная вариация пинбола со всеми присущими пинболу элементами — шариком, рукояткой для удара, и игрового поля с препятствиями и призовыми зонами.

С помощью рычага шарик подбрасывался вверх, игроку необходимо было рассчитать силу удара таким образом, чтобы скатываясь обратно, шарик поразил ворота и не угодил в штрафную зону.

Городки

Управляя битой при помощи джойстика, игроку необходимо было поражать движущиеся по экрану стандартные городошные мишени. На прицеливание перед каждым броском игроку отводилось 5 секунд, по истечении которых бита вылетала автоматически. При выбивании всех 15 фигур игроку, затратившему на это не более 24 бит, полагались 40 призовых бросков.

Скачки

Точная копия Steeplechas"а с Атари. Одновременно могли играть до 6 человек. При одиночной игре игрок соревновался с компьютером. Но интереснее было играть против других людей. Забавно, что игра была черно-белой, а «разноцветность» дорожкам придавали наклеенные на экран цветные полоски.

Конек-Горбунок

Игра выпускалась на базе платформы ТИА МЦ-1 и была первой полноценной аркадной игрой для советских АИА. Всего в игре было 16 экранов-уровней, при прохождении которых главному герою необходимо было преодолевать препятствия и сражаться с врагами.

Кран

Управляя механической рукой, необходимо было попытаться достать из прозрачного корпуса автомата приз. Обычно им были мягкие игрушки, жвачки, шоколад и прочие мелочи. Управлялась рука двумя кнопками, отвечающими за движения «руки» вперед и вбок. При нажатии кнопки «рука» двигалась до тех пор, пока кнопка не была отпущена (или до упора). «Заднего хода» не было и нужно было точно рассчитать момент, когда отпустить кнопку. При отпускании кнопки, отвечающей за боковое перемещение, «рука» автоматически опускалась и пыталась захватить приз, над которым она была. При удачном захвате «рука» раскрывалась над лотком призоприемника, и везунчик мог достать из него свою награду.

Баскетбол

Автомат был рассчитан на игру вдвоем. Задачей игрока было за отведенное время «набросать» мячей в корзину соперника больше, чем успеет тот. При счете «30-30» и больше игроки поощрялись призовой игрой.

Игровое поле было накрыто прозрачным куполом и разбито на лунки с пружинами, в одну из которых попадал мячик. Нажатием кнопки игрок «выстреливал» мяч из лунки, стараясь поразить корзину соперника или не дать в свою очередь бросить ему (каждая лунка управлялась обоими игроками).

Футбол

Игра, больше известная у нас в стране под названием «шашлык» (и носящая на Западе название «фуссбол»), предназначенная для двух-четырех игроков. Удары и пасы осуществлялись вращением рукояток стрежней, на которых были «насажены» фигурки футболистов (отсюда и название — «шашлык»). При этом фигурки футболистов на стержне меняли свой угол наклона, что позволяло наносить удары по шарику-мячу. Также стержни можно было перемещать вперед-назад, меняя горизонтальное расположение игроков. Поразив ворота соперника точным ударом, игрок получал очко.

Хоккей

Игра, мало чем отличавшаяся от своей «домашней» версии, получить которую на день рождения мечтали много советские дети. Основными отличиями были габариты и наличие стеклянного колпака, накрывающего поле и предохраняющего шайбу от вылета за его пределы, а фигурки игроков — от любопытных детских рук.

Астропилот

Первая попытка создать аппарат с космической тематикой. Игроку предстояло управлять космическим кораблем, стараясь не врезаться в элементы пейзажа и успешно осуществить посадку. Использовался джойстик, в итоге начислялись очки.

Танкодром

Вождение очень маневренной и шустрой модельки танка по полосе препятствий, имитируя атаку и поражение неподвижных мишеней, рассредоточенных по периметру игрового поля.