Жанр произведения "Герой нашего времени". Психологический роман Михаила Юрьевича Лермонтова. «Герой нашего времени» - социально-психологический роман

В предисловии к роману главный герой - Печорин – характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Таким образом, автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени. Но автор не снимает с героя ответственности за его поступки. Лермонтов указал на «болезнь» века, лечение которой – в преодолении индивидуализма, пораженного безверием, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих. Всё в романе подчинено главной задаче – как можно глубже и подробнее показать состояние души героя. Хронология его жизни нарушена, но строго выстроена хронология повествования. Мы постигаем мир героя от первоначальной характеристики, которую даёт Максим Максимович через авторскую характеристику к исповеди в «Журнале Печорина».
Печорин – романтик по характеру и поведению, человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к себе. Дневник его это саморазоблачение «во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин. Каковы причины этой раздвоенности он сам отвечает: «я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...». Так он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.
Но Печорин не лишён добрых порывов, наделен горячим сердцем способным глубоко чувствовать (например: смерть Белы, свидание с Верой и последнее свидание с Мэри) Рискуя жизнью он первый бросается в хату убийцы Вулича. Печорин не скрывает своего сочувствия угнетённым, именно о декабристах сосланных на Кавказ он говорит, что «под нумерованной пуговицей скрывается пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум» но беда Печорина в том, что душевные порывы он скрывает под маской равнодушия. Это самозащита. Он сильный человек, но все его силы несут не положительный, а отрицательный заряд. Вся деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. Духовная пустота высшего общества, социально политическая реакция исказили и заглушили возможности Печорина. Вот почему Белинский назвал роман «воплем страдания» и «грустной думой».
Практически все второстепенные персонажи произведения становятся жертвами героя. Из-за него лишается крова и умирает Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом контрабандисты. Косвенно он виновен в гибели Вулича. Грушницкий помогает автору спасти Печорина от насмешек читателей и пародий, потому что является его отражением в кривом зеркале.
Печорин понял, что в условиях самодержавия осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило свойственный ему скептицизм и пессимизм, убеждение что «жить скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось всего два убеждения: рожденье – несчастье, а смерть неизбежна. Недовольный своей бесцельной жизнью, жаждущий идеала, но не видящий его Печорин спрашивает: «зачем я жил? Для какой цели я родился?».
«Наполеоновская проблема» - центральная нравственно-психологичечкая проблема романа, это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла.
Насыщенная гордость – так определено Печориным человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает как пищу, поддерживающую его душевные силы. В главе «Фаталист» Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное – систему нравственных ценностей, мораль, идею духовного равенства. Уважение к миру и людям начинается с самоуважения, унижая других, он возвышает сам себя; торжествуя над другими, он чувствует себя сильнее. Зло порождает зло. Первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого, рассуждает сам Печорин. Трагедия Печорина в том, что он обвиняет мир, людей и время в своём духовном рабстве и не видит причин неполноценности своей души. Истиной свободы он не знает, ищет её в одиночестве, в скитаниях. То есть во внешних признаках, поэтому он везде оказывается лишним.
Лермонтов, покоряя психологической правдой, ярко показал исторически конкретного героя с чёткой мотивировкой его поведения. Мне кажется что он первым в русской литературе сумел возможно точно раскрыть все противоречия, сложности и всю глубину человеческой души.

Лермонтов создал свой роман в очень непростое время. Именно поэтому главный герой романа получился разочарованным в жизни, одиноким эгоистом. Печорин – личность поистине уникальная. Он умен, решителен, расчетлив. Исходя из этого сложно осмелиться назвать Печорина героем. На его совести есть поступки, несвойственные героям. Достаточно вспомнить как он поступил с Мэри. Он влюбил в себя девушку, а затем бросил. Ему было все равно на страдания девушки. Мэри эта ситуация помогла стать духовнее. А Печорин показал своим поступком неуважение к женщинам.

Но в жизни героя появляется женщина, благодаря которой он понимает, что способен на сильные и глубокие чувства. А когда Печорин понимает, что может потерять любимую, его переполняют чувства. Он осознает – Вера ему дороже собственной жизни. Даже безумно любя эту женщину он разбивает ей сердце.

По какой-то странной закономерности Печорин приносят людям несчастья. Из-за него гибнут люди, женщины страдают.

Рассмотрим его дуэль с Грушницким. В начале дуэли Печорин пытается помириться с оппонентом. Но тот не обращает никакого внимания на все попытки Печорина и стреляет первым. Пуля задевает колено. Печорин стреляет в ответ, уже не думая о пощаде. Никакой радости поражение противника нашему герою не приносит. На мой взгляд, в этой дуэли не было никакого смысла и ее можно было избежать.

Хочется отметить умение Печорина критиковать не только окружающих, но и себя. И сам себя ненавидит он за свой эгоизм. Про себя Печорин рассказывает, что в молодости он был совсем другим: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешек, я хоронил в глубине сердца, они там и умерли…». Исходя из его слов становится понятно, что в черствости и эгоизме героя виновато окружающее его общество. Как личность наш герой формировался в высшем свете и это наложило отпечаток на него.

В «Дневнике Печорина» мы видим полный психологический анализ. Лермонтов показывает все особенности души героя, его переживания, мотивы. Через анализ характера и чувств Печорина мы видим все социальные проблемы того времени. Довольно жесткому психологическому анализу автор подвергает всю эпоху.

В романе раскрыты основные проблемы человечества – любовные неурядицы, самовлюбленность и эгоистичность человека, конфликт разных культур. Проблема культур очень глубоко описана. Никто не мог предположить к каким последствиям приведет увлеченность Печорина дочерью горца. А последствия оказались весьма трагичны.

Роман «Герой нашего времени» – это зеркало, в котором отображается все поколение той эпохи.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» увидел свет в 1840 году. Писатель сочинял главное произведение своей жизни в течение двух лет, публикуя его на страницах популярного журнала «Отечественные записки». Это сочинение стало знаковым не только в его творчестве, но и в русской литературе в целом, ведь данная книга стала первым смелым и одновременно удачным опытом подробного психологического анализа главного персонажа. Необычной была и сама композиция повествования, которая оказалась разорванной. Все эти особенности произведения привлекли к нему внимание критиков, читателей, а также сделали его эталоном в своем жанре.

Замысел

Роман Лермонтова не возник на пустом месте. Автор опирался как на зарубежные, так и на отечественные источники, которые вдохновили его на создание неоднозначного персонажа и необычного сюжета. Книга Михаила Юрьевича по своей задумке очень похожа на «Евгения Онегина» Пушкина, хотя и написана в более драматичном стиле. Кроме того, писатель опирался на иностранный опыт в создании внутреннего мира героя. Психологический роман уже был известен в Европе. "Герой нашего времени" можно определить как психологический роман за счет пристального внимания автора к поведению и настроению Печорина.

Особенно ярко такие черты проявились в творчестве французского просветителя Руссо. Также можно провести параллели между сочинением автора и произведениями Байрона, Бестужева-Марлинского. Создавая свое оригинальное сочинение, автор ориентировался в первую очередь на реалии своего времени, что и отразилось в названии. По словам самого писателя, он стремился создать общий портрет своего поколения - молодых интеллигентных людей, которые не могут ничем себя занять и тратят свои силы на бесполезные занятия, которые вредят, как им самим, так и окружающим.

Особенности композиции

Роман Лермонтова имеет необычное построение по сравнению с другими произведениями аналогичного рода. Во-первых, в нем нарушена хронологическая последовательность происходящих событий; во-вторых, повествование ведется от нескольких действующих лиц, в том числе, и от самого главного героя. Такой прием выбран автором не случайно. Он намеренно начал рассказ с середины жизни Печорина. Читатель получает о нем представление со слов постороннего человека, его бывшего сослуживца Максима Максимыча. Затем писатель показывает его глазами рассказчика, который видел его мельком, но тем не менее успел составить о нем в целом правильное представление.

Изображение героя

Поскольку психологический роман предполагает подробный анализ внутреннего мира персонажа, то последние две части написаны от имени самого Печорина в виде дневниковых записей. Таким образом, читатель видит персонажа в разные моменты его жизни, которые внешне как будто никак не связаны между собой. Так Лермонтов добивался эффекта разорванности времени, стремясь показать бесцельность существования своего персонажа, который в разные периоды своей жизни демонстрирует себя не с самых лучших сторон.

Сравнение с Онегиным

Жанр произведения «Герой нашего времени» - роман психологической направленности. Это сочинение, как уже было сказано выше, стало первым опытом в русской литературе в создании нового типа персонажа - так называемого лишнего человека. Впрочем, и до Лермонтова некоторые писатели создали персонажа, который не вписывался в устоявшиеся социально-политические рамки российской действительности первой половины 19 века. Самый яркий пример - Евгений Онегин, который так же, как и Печорин, был дворянином и так же безуспешно пытался найти хотя бы некоторое применение своим силам и способностям. Однако если Пушкин изобразил своего персонажа с добродушным юмором, то Лермонтов сделал акцент на драматическую составляющую. Психологический роман Михаила Юрьевича стал одним из самых значимых произведений того времени.

Особенность образа Печорина

Устами своего героя он зло критикует пороки современного ему общества, желчно высмеивает недостатки окружающего мира. В этом состоит характерная особенность образа Печорина - он не проводит праздно время, как Онегин в деревне, его отношение к жизни довольно активно, он не только критикует отрицательные стороны того общества, где вращается, но и действует, подвергая окружающих своеобразным психологическим испытаниям.

Первая часть

Жанр произведения «Герой нашего времени» определил и особенность построения текста романа. Автор задался целью переломить традицию русской литературы, заложенную Бестужевым-Марлинским, предполагавшую авантюрный сюжет и динамичное повествование. Лермонтов сделал акцент на детальный анализ внутреннего состояния своего героя. В первую очередь его интересовало объяснение причин странного, необычного, противоречивого поведения Печорина. Первую попытку разъяснить характер молодого офицера предпринял Максим Максимыч, командир кавказской крепости, где Печорин проходил службу.

Добрый капитан искренно пытался дать хотя бы какое-то объяснение эксцентричным поступкам своего сослуживца: похищению Бэлы, его любовь к ней и быстрое охлаждение чувств, его видимое, кажущееся безразличие к ее ужасной смерти. Однако Максим Максимыч, человек очень простой и бесхитростный, так и не смог понять причину душевных метаний Печорина. Рассказчику он только говорит о том, что последний представлялся ему человеком очень странным, поскольку с его появлением последовала целая цепь странных и трагических событий.

Портрет

На школьных уроках по литературе очень важно, чтобы ученики поняли жанр произведения «Герой нашего времени». Эта книга представляет собой психологический портрет Печорина, который, в свою очередь, является коллективным портретом современного писателю молодого поколения. Вторая часть произведения интересна тем, что в ней читатель видит Печорина глазами человека одного с ним социального положения, возраста, образования и воспитания. Поэтому описание, данное рассказчиком этому персонажу, заслуживает особенного внимания, потому что оно, несмотря на беглость осмотра и краткость встречи, более верно, чем объяснения капитана. Важен тот факт, что повествователь описывает не только внешность, но и старается угадать душевное состояние Печорина, и это ему отчасти удается. Именно это объясняет тот факт, почему роман «Герой нашего времени» назван психологическим. Рассказчик подмечает в характере Печорина такие черты, как задумчивость, расслабленность и усталость. Причем он отмечает, что это был не физический, а душевный упадок. Особое внимание автор уделяет выражению его глаз, которые блестели каким-то фосфорическим светом и не улыбались, когда он сам смеялся.

Встреча

Кульминацией этой части является описание встречи Печорина со штабс-капитаном. Последний жаждал этой встречи, он спешил к молодому офицеру как к старому другу, однако встретил довольно прохладный прием. Старый капитан был очень обижен. Однако автор, который впоследствии опубликовал дневниковые записи Печорина, отметил, что после их прочтения многое понял в характере персонажа, подробно проанализировавшего собственные поступки и недостатки. Именно это позволяет понять, почему роман «Герой нашего времени» назван психологическим. Однако в сцене встречи с Максимом Максимычем читатель может удивиться и даже укорить персонажа за подобное равнодушие. В данном эпизоде симпатии всецело на стороне старого капитана.

Повесть «Тамань»

Это произведение открывает начало дневниковых записей Печорина. В ней молодой офицер не только повествует об эксцентричном приключении в маленьком морском городке, но и анализирует свое поведение. Он сам удивляется своей неуемной жажде жизни, отмечая, что бесцельно и бессмысленно вмешался в жизнь контрабандистов.

Стремление персонажа участвовать в жизни окружающих людей, пусть даже помимо их воли, - вот в данном случае основная тема. «Герой нашего времени» - это роман, который акцентирует внимание не столько на описании внешних событий, сколько на подробном анализе внутреннего состояния действующих лиц. Во второй части Печорин становится свидетелем махинаций контрабандистов и довольно неосторожно выдает свою тайну. В результате его чуть не утопили, а шайка была вынуждена бежать с насиженного места. Таким образом, попытка Печориным понять собственное неуместное поведение - это во второй части основная тема. «Герой нашего времени» интересен тем, что последовательно раскрывает образ персонажа с самых разных и неожиданных сторон.

«Княжна Мери»

Это, пожалуй, самая главная и интересная часть в произведении. Именно в данной части персонаж раскрывается в полной мере. Действие происходит на лечебных кавказских водах.

Молодой офицер, чтобы подразнить своего приятеля Грушницкого, влюбляет в себя молодую княжну Мери. Несмотря на то что и сам к ней неравнодушен, тем не менее он не способен полюбить ее по-настоящему. Печорин в романе «Герой нашего времени» именно в данной повести показывает себя с самой невыгодной стороны. Он не только обманывает девушку, но и убивает на дуэли Грушницкого. Вместе с тем именно в этой части Григорий Александрович самым беспощадным образом обличает свои недостатки. Здесь же он объясняет свой характер: по его словам, бесцельное времяпрепровождение, отсутствие друзей, сочувствия и понимания привели к тому, что он стал желчен, злобен и нелюдим. При этом он заключает, что «странно сердце человеческое вообще». Он относит свое высказывание не только к окружающим, но и к себе.

Печорин в романе «Герой нашего времени» именно в этой повести раскрывается в полной мере. Наиболее интересна его запись размышления накануне дуэли с Грушницким, в которой он подводит итог своей жизни. Молодой офицер утверждает, что его жизнь, несомненно, имела смысл, но что он так и не сумел его понять.

Любовная линия

Лучше понять героя помогают его отношения с женщинами. В романе присутствуют три любовных сюжета, каждый из которых раскрывает личность молодого офицера с разных сторон. Первый из них связан с линией Белы. По своей натуре она была девушкой свободолюбивой, так как выросла в горах среди кавказских племен.

Поэтому быстрое охлаждение к ней Печорина фактически убило ее. Роман «Герой нашего времени», женские герои которого позволяют лучше понять психологический портрет персонажа, посвящен детальному объяснению поведения молодого офицера. Во второй части также присутствует любовная линия, однако она носит довольно поверхностный характер.

Тем не менее именно этот сюжет послужил основой интриги во второй повести. Сам герой не знает, как оценивать собственные действия: «Глупец я или злодей, не знаю», - говорит он о себе. Читатель видит, что Печорин прекрасно разбирается в психологии окружающих людей: он сразу угадывает характер незнакомки. Вместе с тем он склонен к авантюрным приключениям, в чем сам признается, что привело к странной развязке.

Произведение «Герой нашего времени», женские герои которого интересны тем, что так или иначе повлияли на судьбу Печорина, завершается последней любовной линией офицера и княжны. Последняя заинтересовалась оригинальным характером Печорина, однако не сумела до конца его понять. В этой же повести присутствует описание отношений Григория Александровича с княгиней Верой, которая лучше всех остальных поняла его характер. Итак, первым психологическим романом в отечественной литературе стало произведение «Герой нашего времени». Цитаты главного персонажа показывают его как сложного и неоднозначного человека.

Вслед за ними в литературе появляется целая галерея героев своего времени: тургеневский Базаров, натура совершенно противоположная Онегину и Печорину, Андрей Болконский и Пьер Безухов - лучшие представители передового дворянства из романа Л. Толстого "Война и мир". Почему же до сих пор споры об Онегине и Печорине очень злободневны, хотя образ жизни в настоящее время совершенно другой. Все другое: идеалы, цели, мысли, мечты. Ответ на этот вопрос прост: смысл человеческого существования волнует всех, независимо от того, в какое время мы живем, о чем думаем и мечтаем.

В романе Лермонтова впервые в русской литературе появляется беспощадное обнажение героем своей личности. Особенно углубленным психологическим анализом характеризуется центральная часть романа - "Дневник Печорина". Переживания героя анализируются им со "строгостью судьи и гражданина". Печорин говорит: "Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипят в груди моей". Привычка к самоанализу дополняется навыками беспрестанного наблюдения за окружающими. В сущности все отношения Печорина с людьми являются своеобразными психологическими экспериментами, которые интересуют героя своей сложностью и на время развлекают удачей. Такова история с Бэлой, история победы над Мери. Похожей была психологическая "игра" с Грушницким, которого Печорин дурачит, заявляя, что Мери он небезразличен, чтобы потом доказать его плачевную ошибку. Печорин рассуждает о том, что "честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а счастье - всего лишь напыщенная гордость".

Если А.С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе. Его роман отличается глубиной анализа психологического восприятия мира. Изображая свою эпоху, Лермонтов подвергает ее глубокому критическому анализу, не поддаваясь никаким иллюзиям и обольщениям. Лермонтов показывает все самые слабые стороны своего поколения: холодность сердец, эгоизм, бесплодность деятельности. Мятежная натура Печорина отказывается от радостей и душевного спокойствия. Этот герой вечно "просит бури". Его натура слишком богата страстями и мыслями, слишком свободна, чтобы довольствоваться малым и не требовать от мира больших чувств, событий, ощущений.

Отсутствие убеждений - настоящая трагедия для героя и его поколения. В "Журнале Печорина" открывается живая, сложная, богатая, аналитическая работа разума. Это доказывает нам не только то, что главный герой - фигура типичная, но и то, что в России существует молодежь, которая трагически одинока. Печорин причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений.

Он говорит: "Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья". Эта же мысль повторяется и у Лермонтова в стихотворении "Дума":

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Решая нравственную проблему цели жизни, главный герой – Печорин не смог найти применения своим способностям. "Зачем я жил? Для какой цели я родился… А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные", - пишет он. В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, поэтому он, не задумываясь, коверкает чужие судьбы. Пушкин писал о таких молодых людях: "Двуногих тварей миллионы, для них название одно". Пользуясь пушкинскими словами, о Печорине можно сказать, что в его взглядах на жизнь "отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой". Таким увидел свое поколение Лермонтов.

Реализм "Героя нашего времени" во многом отличен от реализма пушкинского романа. Отодвигая в сторону бытовые элементы, историю жизни героев, Лермонтов сосредотачивает внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы, побудившие того или иного героя на какие-либо поступки. Автор изображает всевозможные переливы чувств с такой глубиной, проникновенностью и детализированностью, которой еще не знала литература его времени. Многие считали Лермонтова предшественником Льва Толстого. И ведь именно у Лермонтова Толстой учился приемам раскрытия внутреннего мира персонажей, портретному мастерству и речевому стилю. Из творческого опыта Лермонтова исходил и Достоевский, однако раздумья Лермонтова о роли страданий в духовной жизни человека, о раздвоении сознания, о крахе индивидуализма сильной личности превратились у Достоевского в изображение болезненной напряженности и мучительных страданий героев его произведений.

«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» – первый в русской литературе «аналитический» роман, в центре которого стоит не биография человека, а его личность, то есть душевная и умственная жизнь как процесс. Этот художественный психологизм можно считать следствием эпохи, так как время, когда жил Лермонтов, - это время глубоких общественных потрясений и разочарований вызванных неудавшимся восстанием декабристов и наступившей за ним эпохой реакций. Лермонтов подчёркивает, что время героических деятелей прошло, человек стремится замкнуться в собственном мире и погружается в самоанализ. А раз самоанализ становится приметой времени, то и литература должна обратиться к рассмотрению внутреннего мира людей.

В предисловии к роману главный герой - Печорин – характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Таким образом, автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени. Но автор не снимает с героя ответственности за его поступки. Лермонтов указал на «болезнь» века, лечение которой – в преодолении индивидуализма, пораженного безверием, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих. Всё в романе подчинено главной задаче – как можно глубже и подробнее показать состояние души героя. Хронология его жизни нарушена, но строго выстроена хронология повествования. Мы постигаем мир героя от первоначальной характеристики, которую даёт Максим Максимович через авторскую характеристику к исповеди в «Журнале Печорина».

Печорин – романтик по характеру и поведению, человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к себе. Дневник его это саморазоблачение «во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин. Каковы причины этой раздвоенности он сам отвечает: «я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...». Так он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.

Но Печорин не лишён добрых порывов, наделен горячим сердцем способным глубоко чувствовать (например: смерть Белы, свидание с Верой и последнее свидание с Мэри) Рискуя жизнью он первый бросается в хату убийцы Вулича. Печорин не скрывает своего сочувствия угнетённым, именно о декабристах сосланных на Кавказ он говорит, что «под нумерованной пуговицей скрывается пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум» но беда Печорина в том, что душевные порывы он скрывает под маской равнодушия. Это самозащита. Он сильный человек, но все его силы несут не положительный, а отрицательный заряд. Вся деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. Духовная пустота высшего общества, социально политическая реакция исказили и заглушили возможности Печорина. Вот почему Белинский назвал роман «воплем страдания» и «грустной думой».

Практически все второстепенные персонажи произведения становятся жертвами героя. Из-за него лишается крова и умирает Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом контрабандисты. Косвенно он виновен в гибели Вулича. Грушницкий помогает автору спасти Печорина от насмешек читателей и пародий, потому что является его отражением в кривом зеркале.

Печорин понял, что в условиях самодержавия осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило свойственный ему скептицизм и пессимизм, убеждение что «жить скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось всего два убеждения: рожденье – несчастье, а смерть неизбежна. Недовольный своей бесцельной жизнью, жаждущий идеала, но не видящий его Печорин спрашивает: «зачем я жил? Для какой цели я родился?».

«Наполеоновская проблема» - центральная нравственно-психологичечкая проблема романа, это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла.

Насыщенная гордость – так определено Печориным человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает как пищу, поддерживающую его душевные силы. В главе «Фаталист» Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное – систему нравственных ценностей, мораль, идею духовного равенства. Уважение к миру и людям начинается с самоуважения, унижая других, он возвышает сам себя; торжествуя над другими, он чувствует себя сильнее. Зло порождает зло. Первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого, рассуждает сам Печорин. Трагедия Печорина в том, что он обвиняет мир, людей и время в своём духовном рабстве и не видит причин неполноценности своей души. Истиной свободы он не знает, ищет её в одиночестве, в скитаниях. То есть во внешних признаках, поэтому он везде оказывается лишним.

Лермонтов, покоряя психологической правдой, ярко показал исторически конкретного героя с чёткой мотивировкой его поведения. Мне кажется что он первым в русской литературе сумел возможно точно раскрыть все противоречия, сложности и всю глубину человеческой души.