Чи корея джаз живой концерт. Чик кориа. Творческие дуэты и сольные альбомы

Знаменитый джазовый пианист о культуре России, Большом зале консерватории и селфи на сцене.

15 мая в Москве выступил знаменитый джазовый пианист Чик Кориа, являющийся рекордсменом по количеству полученных «Грэмми».

Вместе с басистом Эдди Гомесом и ударником Брайаном Блейдом они поставили яркую точку в гастрольном туре трио, сыграв под занавес знаменитую композицию «Spain», - аудитория зала имени Чайковского подпела музыкантам хором.

После концерта 75-летний Чик Кориа рассказал Евгению Коноплеву о том, как живется джазовому классику во времена YouTube.

В последний раз вы выступали в Москве в 2012 году. Многое произошло с тех пор - в нашей стране, в вашей стране, в мире. Вы почувствовали изменения во время нынешнего визита или, по вашим ощущениям, это все та же Россия?

В этом мире неизбежна одна вещь - изменения. Все меняется - и, по-моему, меняется все быстрее и быстрее. Но это тема для социолога, а не для музыканта.

Что же до меня, то мой инструмент познания культуры и мира - это аудитория, которую я вижу перед собой. Это живые люди, они пришли, и вот они здесь. Сегодняшний концерт был очень теплый, аудитория была очень восприимчивая, и я получил огромное удовольствие. Вот это и будет то, что я запомню для себя как ответ на вопрос: «Как вам нынешняя Москва?»

Очень много сошлось для меня в сегодняшнем концерте. У нашего трио были очень успешные, прекрасные гастроли, и сегодняшний вечер стал их завершением.

Концерты во время этого тура были все лучше и лучше, группа становилась все более и более единой. Сегодня мы поставили точку. И мой концерт в Санкт-Петербурге уже будет сольным - фортепианным.

Много лет назад вы участвовали в концерте, сборы от которого пошли на ремонт и восстановление Большого зала консерватории, легендарной московской площадки. И вы вписали свое имя в историю этого зала.

О, мне нравится эта идея! Этот зал имеет огромное значение для меня - это место, где был записан величайший концерт Владимира Горовица, когда он уже в годах приезжал сюда, ему было 83 года.

Я смотрел его много раз на DVD, потому что я большой фанат этого пианиста.

Для вас Россия - это страна Рахманинова или Игоря Бутмана и других джазовых музыкантов, которых вы упоминали в интервью?

Россия для меня - это все вместе. Невозможно отбросить историю России, потому что эта история дала такие сокровища культуры - в музыке, в балете, во всех направлениях. А вот с 50-60-х годов прошлого века здесь возник такой большой интерес к джазу. Сначала подпольный, а теперь свободный.

Вы знаете, мне сегодня одну вещь показали… пластинку. И я очень горжусь тем фактом, что после выхода в 1972 году моего альбома «Return to Forever» он уже через несколько лет был выпущен на фирме грамзаписи «Мелодия» и стал то ли первой, то ли одной из первых джазовых пластинок, изданных в России официально.

В общем, я не разделяю культуру России на «старую» и «новую». Для меня это все один поток.

Музыканты сходятся во мнении, что ваша техника игры запредельна. А значит, вы готовы к исполнению сложнейшей музыки. Часто ли вы ощущаете, что, хотя вам и хотелось бы показать что-то совершенно новое и сложное, публика может быть просто не в состоянии воспринять эти вещи?

Я думаю, что это вопрос баланса. Ведь можно сделать так, чтобы аудитории было комфортно в моем зале, в моем пространстве. Я считаю - и мой опыт убеждает меня в этом, - что если аудитория чувствует себя комфортно, я могу показывать ей вещи разной сложности.

Если вы заметили, во время сегодняшнего концерта были некоторые части, когда звучала очень и очень тонкая музыка, и слушатели были к ней очень и очень восприимчивы.

Мне нравится, когда аудитория понимает посыл и идею. Поэтому я стараюсь создать атмосферу, в которой слушатель сможет понимать самые разные идеи и я смогу показывать что-то, чего люди никогда не слышали, и комбинировать это с вещами, с которыми они уже знакомы… и так продолжать качественный диалог.

- А как вы ощущаете «новую аудиторию»? Сложно ли джазовому музыканту доносить свою музыку в век YouTube?

Да, вокруг столько всего разного, и мир такой разный. Каждые пять лет общество и культура кардинально меняются… Но я считаю, что искать способы общения, взаимодействовать с публикой - это все-таки ответственность артиста.

И у вас, надо сказать, весьма живо получается искать новые способы общения. Сегодня аудиторию очень повеселили и ваша съемка со сцены на мобильный телефон, и селфи, которое вы с музыкантами сделали во время финальных аплодисментов.

Ну, это просто мне на память. И жене показать. Но еще я думаю, что это позволяет и зрителям чувствовать себя чуть более расслабленно, не так формально. Не люблю слишком формальные концерты.


Чик Кориа. Фото – Ольга Карпова

Вы видели много периодов развития музыки. У вас нет ощущения, что сегодня она в целом теряет свое значение? Некоторые люди считают, что сегодня и рок-звездой, и рэпером быть менее престижно, чем пару десятилетий назад. Что намного круче податься в инвестбанкиры или в IT-предприниматели.

Это кто так считает? Я так не считаю. Вы знаете, люди настолько индивидуальны - в каждой семье, городе, культуре, возрастной группе…

Человечество такое разное. Так что невозможно сказать, что «они» думают «вот это». Они думают разные вещи. И для меня путь к настоящей коммуникации, к настоящей командной работе, к настоящему созиданию лежит именно через признание людей как индивидуальностей.

Да ведь в одной семье может быть и пять, и десять человек - и каждый будет непохожим на другого. Так что не надо обобщать. Я думаю, что только так и можно искать истину и строить отношения.

Не могу не задать вопрос вам как обладателю 22 статуэток «Грэмми». Сколько их должно быть, чтобы вы сказали: «Все, мне достаточно»?

- (Смеется.) Это не от меня зависит! Не я же выбираю. Это групповая работа. Мы записываем диск, и потом эксперты «Грэмми» за него голосуют. И каждый раз это новый альбом и новая музыка.

Награды придают уверенности, но и подталкивают вперед, потому что обязывают каждый раз выдавать что-то еще лучше. У меня просто нет права записывать и выпускать все время одну и ту же музыку.

Редакция Colta.ru благодарит устроителей московского концерта, компанию «Рам Мьюзик», за организацию интервью.

Чик Кориа не имел музыкального образования, что не помешало стать ему всемирно известным джазовым пианистом

Сегодня речь пойдет об одной из наиболее знаковых фигур среди джазовых пианистов последних десятилетий – Армандо Энтони «Чик» Кориа. Американского музыканта (фортепиано, клавишные, ударные) и композитора называют основоположником джаз-рока, чьи музыкальные эксперименты не знают границ.

Армандо Энтони «Чик» Кориа родился 12 июня 1941 года в Челси, штат Массачусетс, в семье итальянского происхождения. Его отец был джазовым музыкантом и научил сына игре на фортепиано в возрасте четырех лет, а с восьми лет – на ударных инструментах. Несмотря на то, что Чик Кориа не получил специального музыкального образования, он продолжал занятия музыкой и дебютировал в бэнде своего отца, затем играл в оркестрах Билли Мэя и Уоррена Ковингтона.

В 1962 году, в 22 года, Чик Кориа перебрался в Нью-Йорк, где начал профессиональную карьеру в оркестре Монго Сантамарии, исполняющих музыку в латиноамериканском стиле. В середине 1960-х Кориа знакомится с трубачом Блю Митчеллом, флейтистом Херби Манном, саксофонистом Стэном Гетцем и сотрудничает с ними вплоть до 1968 года. С ними же он сделал первые профессиональные записи. Первый успех Кориа приносит пластинка Tones For Joan’s Bones , записанная в стиле «хард-боп» в 1966 году. Еще большую известность в 1968 году получил альбом «Now He Sings, Now He Sobs», записанный в составе трио с Мирославом Витусом и Роем Хейнсом. Сегодня он расценивается музыкальными критиками как мировая джазовая классика.

В конце 1968 года Кориа присоединяется группе Майлза Дэвиса, с которой записаны пластинки Filles De Kilimanjaro, In A Silent Way, Bitches Brew, Live-Evil . В этот период Кориа использует электронное пианино, что открывает свежее звучание и рождается новое направление в джазе. В 1970 году Кориа стал лидером группы, которая выступила перед 600-тысячной аудиторией на музыкальном фестивале в Англии.

Cirkle

В поисках нового звучания Чик Кореа с Дэйвом Холландом и Барри Альтшулем создали фри-джазовое трио Circle

Вскоре после успешного выступления на фестивале, Кориа вместе с басистом Дэйвом Холландом покинули группу Дэвиса в поисках собственного авангардного звучания. С барабанщиком Барри Альтшулем они организовали фри-джазовое трио Circle , к которому позже присоединился саксофонист Энтони Брэкстон. Новая группа стала играть авангардный акустический джаз и много гастролировала по Европе и США. Несмотря на то, что группа Circle просуществовала недолго, музыканты выпустили три пластинки, лучшей из которых называют Paris Concert (1971). Вскоре Чик Кориа сменил направление в сторону сольных фортепианных импровизаций и уже в апреле 1971 года записал на лейбле ЕСМ несколько композиций, предугадав тем самым популярность современной фортепианной музыки.

Return to Forever

В конце 1971 года Кориа собирается группу Return to Forever, в состав которой вошли басист Стэнли Кларк, саксофонист и флейтист Джо Фаррел, барабанщик и перкуссионист Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Таким составом в феврале 1972 года они записали дебютный альбом для лейбла ECM, в который вошла очень известная композиция Кориа «La Fiesta». Уже в марте были записаны очередные хиты – “500 Miles High,” “Captain Marvel”. Группу не покидало вдохновение. Эта блестящая команда создавала классические и легкие джазовые мелодии с бразильскими ритмами. Они стали лучшими в 1970-е годы в стиле «фьюжн».

В начале 1973 года в группу вошли электрогитарист Билл Коннорс и барабанщик Ленни Уайт, с которыми группа нашла новое электронное звучание. Родилась новая музыкальная волна, когда рок и джазовые импровизации слились в едином звуке. Именно в этом году Кориа был назван «композитором номер один» в журнале Down Beat, а с 1975 года был лучшим исполнителем на электропианино.

В 1974 году на смену гитаристу Коннорсу пришел 19-летний безудержный и скоростной Эл ДиМеола. Он вдохнул энергичное, роковое и смелое звучание. С ним группа покорила новую публику и набрала толпы поклонников рока. Складывается впечатление, что Кориа отдает дань моде. Но он идет дальше, дополняя группу струнными и духовыми инструментами, а также используя приемы классической музыки.

Начиная с 1972 года Кориа и Return to Forever записывают по альбому в год- Light As A Feather (1972), Return To Forever (1973), Hymn Of The Seventh Galaxy (1973), Where Have I Known You Before (1974), No Mystery (1975), The Leprechaun (1976), My Spanish Heart (1976), The Mad Hutter (1977), Music Magic (1977). С 1976-1977 группа находится на вершине успеха и завоевала три премии Grammy.

Творческие дуэты и сольные альбомы

В 1978 году Чик Кориа находит вдохновение в дуэте с Херби Хенкоком, при этом продолжая работу с Return to Forever (RTF). Чик и Херби играют исключительно на акустическом пианино и вместе получили блестящий результат: были сделаны записи в 1978 Corea / Hancock, 1980-х Вечер с Херби Хэнкоком и Чик Кориа.

Также Кориа сотрудничает с Майклом Бреккером, Китом Джарретом. Весной 1981 году Кориа посетил Москву и Санкт-Петербург вместе с Гэри Бертоном. Это не были гастроли в обычном смысле этого слова, он приехал в Советский Союз, движимый любопытством к советской жизни, и дал несколько выступлений в узком кругу посвященных.

Помимо творческих союзов, Кориа записывает сольные и классические альбомы. Так, в 1984 году вышел “Концерт для двух клавиров” Моцарта.

Elektric Band

В новый бэнд вошли басист Джон Патитучи, гитарист Фрэнк Гембэйл, саксофонист Эрик Мариентал, барабанщик Дейв Уикл.

В 1985 году Чик Кориа открыл новый проект – «Elektric Band», в стиле фьюжн. В новый бэнд вошли басист Джон Патитучи, гитарист Фрэнк Гембэйл, саксофонист Эрик Мариентал, барабанщик Дейв Уикл. Вместе они записали пять альбомов: Elektric Band (1986), Light Years (1987), Eye of the Beholder (1988), Inside Out (1990) и Beneath the Mask (1991).

Через несколько лет он собрал «Акустическое трио» с Уиклом и Патитучи. В 1993 году Кориа записывает множество фортепианных джазовых импровизаций и следующие годы много гастролирует.

Музыка Чика Кориа виртуозна и непредсказуема, полна живых чувств и страсти. Кориа – универсальный пианист, который безупречен в любом жанре. Его заслуга в том, что он не остановился только на джазе – он постоянно выходит за рамки и открывает новое. Он стоит у истоков направления джаз-рока.

Кориа всецело посвятил себя музыке, много и плодотворно работает, зачастую занимаясь несколько проектами одновременно. Сегодня он известен как виртуозный пианист и композитор, чьи джазовые стандарты стали классическими, а стиль всегда узнаваем.

Настоящее имя выдающегося композитора и исполнителя - Armando Anthony "Chick" Corea (Армандо Энтони Кориа). Он родился в Челси (штат Массачусетс) летом 1941 года в семье итальянских иммигрантов, живших в традиционном для того времени городке по соседству с выходцами из России и Восточной Европы. Отец «Чика» - сапожник, в свободное время увлекающийся джазом. Именно он начал учить сына музыке, едва тому исполнилось 4 года. К слову, все 13 детей в этой семье имели музыкальный слух и умели играть на том или ином инструменте. Сам Армондо Энтони владел искусством игры на пианино, ударных, перкуссии, трубе.

Более основательный музыкальный опыт «Чик» получает, играя в оркестрах Mongo Santamaria, Willie Bobo (1962-63), с Блу Митчелом (1964-66), Херби Манном и Стэном Гетцем. В качестве лидера собственной группы в 1966 году он записывает альбом «Tones for Joan"s Bones». А спустя пару лет свет увидела пластинка «Now He Sings, Now He Sobs», записанная в трио, с Мирославом Витусом и Роем Хенсом. Сегодня эти композиции относятся к мировой джазовой классике. Недолгий период сотрудничества с Сарой Вон сменяется плодотворной работой (1968-70гг) в составе оркестра Майлза Дэвиса, где Кориа заменил Хенкока. В это время были созданы такие известные проекты как «Filles de Kilimanjaro», «In s Silent Way», «Bitches Brew».

Сразу после своего ухода от Дэвиса, талантливый музыкант меняет свои пристрастия и начинает исполнять авангардный акустический джаз в составе группы «Circle», куда его пригласил Энтони Брекстон, Дейв Холланд и Бери Элтлуч. Но в конце 1971 года «Чик» снова меняет направление: вначале недолго сотрудничает со Stan Getz, а потом создает собственный коллектив «Return to Forever». В состав группы вошли Стэнли Кларк, Джо Фарелл, Флора Пурим, дебютировавшая в бразильской джазовой традиции. На протяжении следующего года Кориа и его музыканты старались исполнять исключительно высокоэнергетический фьюжн. Надо сказать, что к тому времени (1974 год), в мире царило роковое и электронное звучание, но даже под ними с легкостью угадывались джазовые импровизации.

За эти и другие творческие метания, непоследовательность, Кориа не жаловали музыкальные критики. По их словам, он чаще прочих менял стили, направления, инструменты, пытаясь совместить несовместимое, выступая в один вечер с параллельными программами. На сегодняшний день на счету композитора более 70 самых разных альбомов, записанных в сотрудничестве с такими музыкантами как Диззи Гиллеспи, Лайонел Хемптон, Бобби МакФеррин, Белла Флек и другими. С 1992 года «Чик» владеет фирмой грамзаписи «Stretch Records» и студией «Mad Hatter» в Лос-Анджелесе, приносящими неплохой доход. Но спокойная «сытая» жизнь не лишила его любви к авантюризму и жажды создавать что-то новое, желанию удивлять слушателей и критиков. Он обладает энциклопедическими знаниями, знает, как применить свои многочисленные таланты в самых разных сферах. За свою карьеру (данные на 2015 год) музыкант тридцать три раза был номинирован на «Гремми» и 22 раза эту самую престижную американскую премию, а также дважды стал обладателем Latin Grammy Awards.

Кориа посещал СССР в 80-х годах, при этом его визиты были продиктованы не только желанием дать концерты, но вблизи познакомиться с настоящей жизнью в Советском Союзе. В 2001 он снова вернулся, чтобы выступить в Большом зале Консерватории, собрать деньги на ремонт этого помещения с уникальной акустикой. В 2007 состоялся его концерт в КЗ им.Чайковского, где он выступал вместе с Беллой Флеко (банджо), а четыре года спустя «Чик» играл с Гарри Бартоном (вибрафон) в Светлановском зале Международного дома Музыки.

______________________________________________________

Чик Корея 75 лет // Эссе Михаила Альперина

Чик вдохновил не одно поколение музыкантов искать собственный голос, в этом мире подражаний. Я был одним из тех,кто сразу влюбился в его "голос".

"Children song"solo piano альбом я считаю до сих пор,уникальным примером слияния импровизационной музыки и композиторской мысли.

Я даже написал как-то много лет назад,пародию на Николая Левиновского,под названием "Латино-американские березы или Письмо к маме Чик Корея"

Да, я был борцом за собственный оригинальный голос в Москве,где все отечественное в те годы было экзотикой,а псевдоамериканский джаз Козлова и Левиновского воспринимался как "фирма",типа джинс и Кока Колы.

В то время мой собственный путь только начинался,но внутренний голос протестовал против подделок в любой области жизни.Так я думаю и сейчас.

Чик Корея меня удивлял своим талантом по началу,и я потерял к нему интерес достаточно быстро от того,что он не эволюционировал как музыкант за эти годы,а наоборот

поддался американскому менталитету развлекать,и не более.Он для нас всех пример того,как музыкальный рынок поглощает таланты,а доллар становится религией.

Не согласиться с обществом могут единицы.

Я - один из меньшенства.

Всегда публика и история музыки помнит не успех музыкантов а послание, которое через звуки обязан передать по-своему каждый художник звуками, или словом.

Музыка - есть не развлечение,а целительное средство для духовного воспитания человека.

Человек нуждается в исцелении и трансмедитативном погружении в звук,для постоянного опыта общения с тонкими мирами.

Когда же музыкант, как великий Чик Корея нацелен на развлечение и танец,как единственное средство отдыха после тяжелой работы "простого человека",я хочу спросить у Чика, неужели вы уверены, что все так устают после работы, что готовы только пританцовывать под звуки латино-американского джаза?

Вы публику явно не дооцениваете,как и себя,я думаю.

Чик уверен,что мы-музыканты,в этом "тяжелом мире" призваны отвлекать человека от грустных мыслей.

Видите, как примитивно думает мастер?

Это-старая школа разделения, на серьезное и несерьезное искусство скоро должна исчезнуть.

Без осознания этих процессов каждым человеком в отдельности,будет это сделать непросто.

Дискография Чика Кориа (на 2016 год)

As leader or co-leader:

  • Tones for Joan"s Bones (1966)
  • Bliss! (1968), first released as Turkish Women at the Bath (1967) under Pete La Roca"s name
  • Now He Sings, Now He Sobs (1968)
  • Is (1969)
  • Sundance (1969)
  • The Song of Singing (1970)
  • Circulus (1970)
  • A.R.C. (1971)
  • Paris Concert (1971)
  • Piano Improvisations Vol. 1 (1971)
  • Piano Improvisations Vol. 2 (1972)
  • Return to Forever (1972, ECM)
  • Inner Space (1972)
  • Crystal Silence (1973, with Gary Burton)
  • Chick Corea (1975)
  • The Leprechaun (1976)
  • My Spanish Heart (1976)
  • The Mad Hatter (1978)
  • An Evening with Herbie Hancock & Chick Corea: In Concert (1978)
  • Secret Agent (1978)
  • Friends (1978)
  • Delphi I (1979)
  • CoreaHancock (1979)
  • Duet (1979, with Gary Burton)
  • Chick Corea & Lionel Hampton in Concert (1980, with Lionel Hampton)
  • In Concert, Zürich, October 28, 1979 (1980, with Gary Burton)
  • Delphi II & III (1980)
  • Tap Step (1980)
  • Greatest Hits of 1790 (1980, with Philharmonia Virtuosi of New York, conducted by Richard Kapp. Featured piano soloist on Mozart: "Elvira Madigan" and Beethoven: "Für Elise")
  • Live in Montreux (1981)
  • Three Quartets (1981)
  • Trio Music (1981)
  • Touchstone (1982)
  • Lyric Suite for Sextet (1982, with Gary Burton)
  • Again and Again (1983)
  • On Two Pianos (1983, with Nicolas Economou)
  • The Meeting (1983, with Friedrich Gulda)
  • Children"s Songs (1984)
  • Fantasy for Two Pianos with Friedrich Gulda (1984)
  • Voyage - with Steve Kujala (1984)
  • Septet (1985)
  • The Chick Corea Elektric Band (1986)
  • Light Years (1987, with Elektric Band)
  • Trio Music Live in Europe (1987)
  • Summer Night - live (1987, with Akoustic Band)
  • Chick Corea Featuring Lionel Hampton (1988)
  • Eye of the Beholder (1988, with Elektric Band)
  • Chick Corea Akoustic Band (1989)
  • Happy Anniversary, Charlie Brown (1989)
  • Inside Out (1990, with Elektric Band)
  • Beneath the Mask (1991, with Elektric Band)
  • Alive (1991, with Akoustic Band)
  • Play (1992, with Bobby McFerrin)
  • Elektric Band II: Paint the World (1993)
  • Seabreeze (1993)
  • Expressions (1993)
  • Time Warp (1995)
  • The Mozart Sessions (1996, with Bobby McFerrin)
  • Live from Elario"s (First Gig) (1996, with Elektric Band)
  • Live from Blue Note Tokyo (1996)
  • Live from the Country Club (1996)
  • From Nothing (1996)
  • Remembering Bud Powell (1997)
  • Native Sense - The New Duets (1997, with Gary Burton)
  • Live at the Blue Note (1998, with Origin)
  • A Week at the Blue Note (1998, with Origin)
  • Like Minds (1998, with Gary Burton, Pat Metheny, Roy Haynes , Dave Holland)
  • Change (1999, with Origin)
  • Corea Concerto – Spain for Sextet & Orchestra – Piano Concerto No. 1 (1999, with Origin)
  • Corea Concerto (1999)
  • Solo Piano - Originals (2000)
  • Solo Piano - Standards (2000)
  • New Trio: Past, Present & Futures (2001)
  • Rendezvous in New York (2003)
  • To the Stars (2004, with Elektric Band)
  • Rhumba Flamenco (2005)
  • The Ultimate Adventure (2006)
  • Super Trio (2006, with Steve Gadd and Christian McBride)
  • The Enchantment (2007, with Béla Fleck)
  • 5trios - 1. Dr. Joe (2007, with Antonio Sanchez, John Patitucci)
  • 5trios - 2. From Miles (2007, with Eddie Gómez, Jack DeJohnette)
  • 5trios - 3. Chillin" in Chelan (2007, with Christian McBride, Jeff Ballard)
  • 5trios - 4. The Boston Three Party (2007, with Eddie Gomez, Airto Moreira)
  • 5trios - 5. Brooklyn , Paris to Clearwater (2007, with Hadrien Feraud, Richie Barshay)
  • The New Crystal Silence (2008, with Gary Burton)
  • Five Peace Band Live (2009, with John McLaughlin)
  • Duet (2009, with Hiromi Uehara)
  • Orvieto (ECM, 2011) with Stefano Bollani
  • Forever (2011)
  • Further Explorations (2012) with Eddie Gomez and Paul Motian
  • Hot House (2012) with Gary Burton
  • The Vigil (2013) with Hadrien Feraud, Marcus Gilmore, Tim Garland and Charles Altura
  • Trilogy (2013) (Universal, 3CD live)
  • Solo Piano - Portraits (2014)
  • Two (with Béla Fleck)(2015)
  • Circling In (1970)
  • Circulus (1970)
  • Circle 1: Live in Germany Concert (1970)
  • Paris Concert (1971)
  • Circle 2: Gathering (1971)

With Return to Forever

  • Return to Forever (1972)
  • Light as a Feather (1972)
  • Hymn of the Seventh Galaxy (1973)
  • Where Have I Known You Before (1974)
  • No Mystery (1975)
  • Romantic Warrior (1976)
  • Musicmagic (1977)
  • Live (1977)
  • Return to Forever - Returns (2009)
  • Return to Forever Returns: Live at Montreux (DVD)(2009)
  • The Mothership Returns (2012) with Jean-Luc Ponty

With Anthony Braxton

  • The Complete Braxton 1971 (Freedom, 1977)

With Marion Brown

  • Afternoon of a Georgia Faun (ECM, 1970)

With Donald Byrd

  • The Creeper (Blue Note, 1967)

With Stanley Clarke

  • Children of Forever (Polydor, 1973)
  • Journey to Love (Nemperor Records, 1975)
  • Rocks, Pebbles and Sand (Epic, 1980)

Spaces (Vanguard, 1970)

With Miles Davis

  • Water Babies (Columbia 1976, recorded 1967-68)
  • Filles de Kilimanjaro (Columbia, 1969)
  • In a Silent Way (Columbia, 1969)
  • Live in Europe 1969: The Bootleg Series Vol. 2 (Columbia Legacy released 2013)
  • Bitches Brew (Columbia, 1970)
  • A Tribute to Jack Johnson (Columbia, 1970)
  • Black Beauty: Live at the Fillmore West (Columbia, 1977, recorded 1970)
  • Miles Davis at Fillmore: Live at the Fillmore East (Columbia, 1970)
  • Miles at the Fillmore - Miles Davis 1970: The Bootleg Series Vol. 3 (Columbia Legacy released 2014)
  • Circle in the Round (Columbia, 1979, recorded 1955-70)
  • Live-Evil (Columbia, 1971)
  • On the Corner (Columbia, 1972)
  • Big Fun (Columbia, 1974)

With Richard Davis

  • The Philosophy of the Spiritual (Cobblestone, 1971)

With Joe Farrell

  • Joe Farrell Quartet (1970)
  • Outback (CTI, 1971)
  • Skate Board Park (1979)
  • Sweet Rain (Verve, 1969)
  • Captain Marvel (Verve, 1972)

With Herbie Hancock

  • Gershwin"s World (Verve,1998)

With Joe Henderson

  • Relaxin" at Camarillo (Contemporary, 1979)
  • Mirror Mirror (Pausa, 1980)
  • Big Band (Verve, 1996)

With Elvin Jones

  • Merry-Go-Round (1971)
  • Echoes of an Era (1982)
  • To Hear Is to See! (Prestige, 1969)
  • Consciousness! (Prestige, 1970)
  • Going to the Rainbow (1971)

With Pete La Roca

  • Turkish Women at the Bath (1967), reissued under Corea"s name as Bliss (1973)

With Hubert Laws

  • The Laws of Jazz (Atlantic, 1964)
  • Flute By-Laws (Atlantic, 1966)
  • Laws" Cause (Atlantic, 1968)
  • Wild Flower (Atlantic, 1972)

With Herbie Mann

  • Herbie Mann Plays The Roar of the Greasepaint – The Smell of the Crowd (Atlantic, 1965)
  • Monday Night at the Village Gate (Atlantic, 1965 )
  • Latin Mann (Columbia, 1965)
  • Standing Ovation at Newport (Atlantic, 1965)

With Blue Mitchell

  • The Thing to Do (1964)
  • Down with It! (Blue Note, 1965)
  • Boss Horn (Blue Note, 1966)

With Tete Montoliu

  • Lunch in L.A. (Contemporary, 1980)

With Airto Moreira

  • Free (CTI, 1972)
  • Manhattan Latin (Decca, 1964)

With Wayne Shorter

  • Moto Grosso Feio (Blue Note, 1970)

With Sonny Stitt

  • Stitt Goes Latin (Roost, 1963)

With John Surman

  • Conflagration (Dawn, 1971)

With Gábor Szabó

  • Femme Fatale (Pepita, 1979)
  • Soul Burst (Verve, 1966)

With Miroslav Vitous

  • Universal Syncopations (ECM, 2003)

With Sadao Watanabe

  • Round Trip (1974)
  • 1976: Chick Corea/Herbie Hancock/Keith Jarret/McCoy Tyner (Atlantic)
  • 1987: Chick Corea Compact Jazz (Polydor)
  • 1993: Best of Chick Corea (Blue Note)
  • 2002: Selected Recordings (ECM)
  • 2002: The Complete "Is" Sessions (Blue Note)
  • 2004: Very Best of Chick Corea (Universal)
  • 2007: Herbie Mann-Chick Corea: The Complete Latin Band Sessions

Chick Corea с программой "Solo Piano" в Московской Филармонии


12 июня празднует 75-летний юбилей Чик Кориа - один из наиболее влиятельных и авторитетных джазовых музыкантов мира, обладатель более чем двух десятков премий Grammy (точнее, на настоящий момент - 22) и более 40 номинаций на эту престижнейшую награду в области звукозаписи, а также множества других международных премий.

В 2012 г. престижную премию международной Ассоциации джазовых журналистов Jazz Award-2012 в категории «Лучшее фото года» получил постоянный автор «Джаз.Ру», публикующийся у нас с 1998 года - мастер российской джазовой фотографии Павел Корбут. Премии была удостоена его работа 2011 года «Пианист Чик Кориа», послужившая основой для обложки журнала «Джаз.Ру» №2-2011.


Вручение премии состоялось в августе 2012 на сцене московского фестиваля «Джаз в саду Эрмитаж».


Антонио Армандо Кориа (Чик - «Цыпа» - его музыкантское прозвище) родился 12 июня 1941 в Челси, штат Массачусетс (пригород Бостона). До 1958-го он жил с родителями в доме № 149 на Честнат-Стрит, которая в 2001 г. была в честь своего знаменитого уроженца переименована в Chick Corea Street . В 1956-м, когда Кориа учился в девятом классе, он был избран «президентом» своего класса и, согласно школьной характеристике, проявил себя «самым устремлённым к успеху, самым открытым для сотрудничества и самым музыкальным». Согласно той же характеристике, он тогда, в 15-летнем возрасте, хотел «стать джазовым музыкантом и писать песни». Его бывшие одноклассники вспоминают, что он был очень скромным, что его папа руководил любительским ансамблем, который играл на всех школьных мероприятиях (для тех мест это было необычно - во всех окрестных школах просто заводили пластинки), а сам Чик играл в школьном оркестре на трубе и аккомпанировал школьному хору на рояле.

Большая джазовая карьера Чика Кориа началась в Нью-Йорке в первой половине 1960-х гг. в составе джазовых коллективов, которыми руководили Монго Сантамария, Уилли Бобо, Хэрби Мэнн и Стэн Гетц . Тогда же он сделал первые сольные записи.

Важнейшим этапом в жизни музыканта стало приглашение в ансамбль великого революционера джаза - трубача Майлза Дэйвиса , в сотрудничестве с которым были записаны важные альбомы Майлза конца 60-х: «Filles de Kilimanjaro », «In A Silent Way », «Bitches Brew ».

ВИДЕО: 29 августа 1970, Майлз Дэйвис играет на рок-фестивале на острове Уайт (Великобритания) 38-минутную импровизацию, позже названную им «Call It Anything».
В составе: Чик Кориа и Кит Джарретт - клавишные, Гэри Бартц - саксофоны, Дейв Холланд - бас-гитара, Аирто Морейра - перкуссия, Джек ДеДжонетт - барабаны.

С тех пор Чик Кориа неоднократно обращался к самым разным стилевым направлениям - от авангардного акустического джаза до фьюжн и пост-бопа. В конце 80-х и в 90-х годах Чик Кориа увлекся крупными концертными формами, им был создан фортепианный концерт с симфоническим оркестром (записан с Лондонским филармоническим оркестром), а также джазовые версии концертов В.А.Моцарта и другие крупные формы в манере crossover (на стыке джаза и академической музыки).

В разные годы Чик Кориа работал с самыми разными собственными составами - Circle , Return To Forever, Elektric Band, New Trio и др.

ВИДЕО: Чик Кориа со своей группой Return To Forever, 1973

На счету Чика Кориа - выступления на всех крупнейших и престижнейших концертных сценах Америки, Европы и Азии, участие в важнейших фестивалях и сотрудничество с прославленными музыкантами (Бобби Макферрин, Джон Маклафлин, Пако де Лусия, Хёрби Хэнкок, Эл ДиМеола, Джон Патитуччи, Бэла Флек и др). Чик Кориа выпустил более 100 альбомов.


Особую роль в жизни Чика Кориа сыграло сотрудничество с вибрафонистом Гэри Бёртоном . В далёком 1972 году на мало кому ещё известном европейском лейбле Editions for Contemporary Music («Издательство современной музыки»), ныне всем известном просто как ECM , был записан альбом дуэта Чика Кориа и Гэри Бёртона, озаглавленный «Кристальная тишина», «Crystal Silence ». Идея тишины вообще изрядно занимала бессменного главу и продюсера ECM Манфреда Айхера, недаром творческий девиз его фирмы грамзаписи переводится на русский как «Самый красивый звук, после тишины». Чик и Гэри случайно пересеклись в 1971 году в Мюнхене, где расположена штаб-квартира фирмы, на джазовом фестивале, и внезапно обнаружили, что на фестивальный джем-сешн после концерта пришли только они двое. Они попробовали играть вместе, и - что называется, «щёлкнуло». Так начался этот дуэт. Интересно, что двумя годами ранее, когда Чик ещё играл у Майлза Дэйвиса, а у Гэри уже был собственный джаз-роковый квартет, они уже пытались поиграть вместе, но - в квартете, и тогда «не щёлкнуло»: активная ритм-секция оказалась избыточной для их совместной игры.

Когда Кориа начал играть в дуэте с Бёртоном, он только что создал собственный фьюжн-проект, Return to Forever , которому было суждено стать одной из самых известных групп классического джаз-рока 70-х годов. Но на первом совместном альбоме с Бёртоном не было ни фри-джаза (как в более раннем проекте Кориа Circle ), ни джаз-рока. Была действительно кристально ясная, светлая музыка невероятно острой ритмической природы, поскольку оба музыканта использовали свои инструменты, рояль и вибрафон соответственно, подчёркивая острую перкуссивность, ударность их звучания. Но всё это, как обычно в звуковой эстетике фирмы ECM , звучало очень сдержанно и романтично.

ВИДЕО: концерт Чика Кориа и Гэри Бёртона в Токио, 1981

Альбом имел успех, и дуэт гастролировал почти каждый год, когда Чик отправлял свою джаз-рок-группу в отпуск. В жарком июле 1982 года Чик Кориа и Гэри Бёртон впервые приехали в Москву, но то был один из самых напряжённых моментов холодной войны, отношения между Советским Союзом и Соединёнными Штатами Америки были как никогда враждебными, и публичного концерта не было. Кое-кто смог попасть на их закрытое выступление в Спасо-Хаузе, резиденции американского посла, а на следующий день был джем-сешн в зале Союза Композиторов - где советские джазмены, как говорят многочисленные свидетели, несколько перестарались, пытаясь произвести впечатление на заморских «суперстаров».


Кориа и Бёртон слушают джем в Москве, 1982 (среди окружающей публики – А.Е.Петров, А.Градский, Н.Левиновский, В.Фейертаг и др.) Фото Александра Забрина из книги «Советский джаз», 1987

Впоследствии и Чик, и Гэри неоднократно приезжали уже в постоветскую Россию, каждый со своими сольными проектами.


Так, Чик Кориа выступал в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля, посвящённого 100-летию прославленной концертной площадки, в апреле 2001. Ансамбль, с которым он тогда приехал - The Chick Corea New Trio , то есть он сам, контрабасист Авишай Коэн из Израиля и барабанщик Джефф Баллард , фактически представлял собой ритм-секцию тогдашнего большого ансамбля Кориа, The Origin . Тогда же в БЗК прозвучало и симфоническое произведение Кориа - «Концерт №1», исполненный маэстро вместе с трио и с симфоническим оркестром Большого зала консерватории (в основе своей - студенческим). Дирижировал руководитель оркестра Юрий Ботнарь.


ВИДЕО: Чик Кориа и его «Новое трио» в эфире программы «Антропология» на НТВ, ведущий Дмитрий Дибров (2001).
Интервью и уникальная живая запись трио с Авишаем Коэном и Джеффом Баллардом в концертной студии.

Дуэт с Бёртоном вновь появился на московской сцене только в 2006 году, когда отмечал 35-летие своего первого совместного альбома мировым турне. Два года спустя на ЕСМ вышел их альбом «The New Crystal Silence », в очередной раз отмеченный премией «Грэмми».


И в апреле 2011 в ходе нового мирового тура дуэта Чик Кориа - Гэри Бёртон два прославленных музыканта выступили в России в третий раз.

ВИДЕО: Chick Corea & Gary Burton «La Fiesta»
Выступление на фестивале Jazzwoche Burghausen , 2011

«Джаз.Ру» очень много писал о творчестве и выступлениях Чика Кориа - по крайней мере, обо всех его приездах, начиная с концертов в БЗК 2001 г. и заканчивая выступлением в дуэте с вокалистом Бобби Макферрином в 2012. Но в день 75-летия прославленного пианиста мы решили воспроизвести тексты двух его интервью: первое взял у него наш ереванский корреспондент Армен Манукян за кулисами Ереванского джаз-фестиваля 2000 г., а второе взял у него по телефону перед выступлениями в Москве 2001 г. музыкальный журналист Андрей Соловьёв , впоследствии - многолетний соавтор нашего джазового подкаста «Слушать здесь».


Чик Кориа: «Мое предназначение - развлекать людей» (2000)

Текст эксклюзивного интервью, которое великий пианист дал ереванскому журналисту Армену Манукяну за кулисами Ереванского джаз-фестиваля (больше за весь свой визит в Армению в начале июня 2000 он не дал ни одного интервью).

Сейчас многие пытаются предсказать дальнейший путь развития джаза. Одни видят его в союзе с электроникой, другие - в симбиозе с фольклором или классикой. Каково ваше мнение?


Меня часто спрашивают о будущем джаза, и это очень хороший и нужный вопрос, мы действительно должны задать его себе сейчас. Так вот, для меня не столь важно, будет ли джаз внешне больше похож на симфоническую музыку, или фольклорную, или же будет больше или меньше внимания уделяться импровизации. Для меня самым главным является ситуация, в которой рождается и исполняется музыка. Настоящая музыка может существовать лишь в спокойной, мирной атмосфере. Если же ситуация в стране напряжённая, люди запуганы, то страдает в первую очередь искусство, и музыка в том числе. Потому что музыка - это в первую очередь музыканты, а музыканты - это люди, которые живут в стране. Так, что если мы хотим, чтобы наша музыка процветала, мы должны создать спокойную обстановку, дать музыкантам свободу творчества, одним словом, счастливую жизнь. Это очень трудная задача, но мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы выполнить её. А вот в какой форме найдет своё выражение творчество музыканта - уже не столь важно.

Существует мнение, что джаз в последнее время утратил свое первоначальное предназначение - развлекать и веселить людей. Став музыкой профессионалов, джаз ушёл из клубов и баров, переместившись в филармонические залы. Джаз стал слишком сложным, элитарным искусством.

Любая музыка, становясь слишком серьёзной, лишается души, эмоциональности, наконец, теряет своих слушателей. И это не только джаз. Подобная проблема свойственна любому другому виду искусства. У каждого жанра есть свои профессионалы и любители, и джаз в этом смысле - не исключение. Джаз лишь тогда может считаться настоящим джазом, когда он хорошего качества, когда его понимают люди, когда они его чувствуют, получают удовольствие. Сегодня на концерте в Ереване мы смогли доставить удовольствие слушателям, хотя наша музыка не такая уж простая. Я не думаю, что вопрос в сложности или простоте музыки. Дело в том, что для достижения успеха должен установиться духовный контакт между исполнителем и слушателем. И главным исполнителем этой задачи является музыкант, а не публика. Он должен создать атмосферу взаимопонимания и доверительности, только тогда он сможет быть понятым людьми.


Вы много выступаете и записываетесь. Чего следует ожидать вашим поклонникам в ближайшем будущем?

У меня много разных идей. В настоящее время я увлечён проектом со своим секстетом Origin - мы много выступаем в самых разных странах мира. Я также довольно-таки часто выступаю со своими сольными проектами, и только что выпустил два альбома, записанных во время моих сольных выступлений в Японии и Европе. Я сотрудничаю с Лондонским филармоническим оркестром, исполняя свои фортепианные концерты. Ну и, конечно, я много экспериментирую и работаю с электроникой у себя в студии. Вряд ли из этого получится что-либо путное, но зато в результате подобных экспериментов могут родиться новые идеи.

Вы часто меняете свои пристрастия - играли и электронную музыку, и акустическую, и классическую. Какой их периодов своего творчества вы любите больше всего?

Дело не в стиле музыки, которую я исполняю. Я музыкант, и моё предназначение - развлекать людей, и естественно, что я не хочу без конца повторяться. Если бы я был актёром, то каждый сезон менял бы своё амплуа - трагик, комик. Делал бы что-нибудь авангардное для узкого круга зрителей, развлекательное для широкой публики. То же я делаю, будучи музыкантом. Я все время стараюсь создать что-нибудь новенькое, чтобы доставить людям радость и удовольствие.

Мы очень хорошо знаем Кориа-музыканта и в то же время почти ничего не знаем о его жизни вне музыки.

У меня двое детей. Хотя они уже давно не дети. Мой сын, Фабиус, играет на ударных инструментах, пишет музыку. У него своя группа, и совсем недавно они выступали в Лас-Вегасе в шоу под названием Blue Men Group . Он женат на прекрасной девушке по имени Трейси. Она - танцовщица и хореограф, часто выступает в бродвейских мюзиклах. Моя дочь Лиана, прекрасная пианистка, очень любит свой инструмент, часто выступает со своими друзьями, играя джаз. Она любит и предпочитает старый джаз 40-50-х годов. Мой отец скончался 12 лет тому назад, и именно ему я посвятил свое произведение «Armando’s Rhumba » и совсем недавно - «Armando’s Tango ». Он тоже был музыкант, у него была своя группа, они часто собирались у нас дома, играли, так что я вырос в музыкальной среде. У отца была огромная коллекция старых пластинок на 78 оборотов, я часто слушал их. Первое моё знакомство с джазом произошло через эти пластинки. Это была музыка Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Бада Пауэлла. Я рос среди музыкантов и окружавшей меня джазовой музыки.

ВИДЕО: сольное выступление Чика Кориа на фестивале Jazz à Vienne, Франция, 2012

Чик Кориа: «Мне не стыдно учиться» (2001)

Накануне приезда Чика Кориа в Россию в 2001 г. журналист Андрей Соловьёв связался с ним по телефону и задал несколько вопросов. Первым делом, конечно же, попросил пианиста прокомментировать сам факт его выступления в цитадели русской академической музыки - Большом зале Московской Консерватории .
Неужели классика интересует вас теперь больше, чем джаз?

Когда я выступаю или записываюсь с каким-то ансамблем или оркестром, я стараюсь не думать слишком много о стиле и его границах. Мне гораздо важнее понять музыкантов, с которыми я работаю. От того, как складываются отношения между исполнителями, зависит результат. Здесь все дело не в стиле или направлении, а в том, как удаётся нащупать какой-то определённый звук. Я меньше всего думаю о категориях - классическая это музыка, джазовая или какая-то другая, я отталкиваюсь прежде всего от звучания. С этой точки зрения академическая музыка - будь то камерный или симфонический оркестр - отличатся особыми звуковыми красками и возможностями. Я определил для себя поле деятельности и могу сказать: всё, что я делал в последнее время, внутренне связано, во всех моих работах много общего. Я просто пользуюсь разными средствами для того, чтобы воплотить свои замыслы.


За последние 30 лет вы неоднократно возвращались к идее синтеза джаза с академической музыкой - это связано с каким-то жизненным ритмом, внутренним ощущением потока времени?

Не думаю. Когда я размышляю о музыке или что-то читаю о ней - мне часто кажется, что конструкции и схемы, связанные со временем, с процессом истории, содержат в себе слишком большую вероятность ошибки. Мне кажется, что дело обстоит проще. Я работаю с классическими составами тогда, когда мне это интересно, и когда есть благоприятная возможность.

Одна из ваших известных записей («Mad Hatter ») представляет собой звуковую параллель сказки об Алисе в Стране чудес. Есть ли какая-нибудь литературная основа у других работ?

Мне кажется, что «Mad Hatter » - это скорее исключение из правил, и я не старался буквально следовать сюжетным линиям, заимствованным у Льюиса Кэрролла. То же самое можно сказать и об альбоме «My Spanish Heart », в котором часто пытаются найти тот или иной программный замысел. Здесь нет буквальных параллелей с литературными произведениями, но я всегда интересовался испанской культурой - поэзией, живописью - и всё это могло повлиять на мою работу.

Все знают вас как одного из пионеров в области синтеза джаза и рока. Как вы относитесь к тому, что происходит в рок-, поп- и танцевальной музыке сегодня?

Я по-прежнему с интересом слежу за тем, что происходит в этой области. Здесь, как всегда, сосредоточено очень много творческих людей, которые все время изобретают что-то необычное. Мне не стыдно учиться у них, я всегда пытаюсь понять, что они хотят сказать, и благодарен за свежие идеи тем, кто записывает сегодня электронную музыку для танцев. К сожалению, джазмены нередко ведут себя высокомерно и считают поп-музыку искусством второго сорта. Это вредит только им самим. Обмен идеями и внимательное отношение к тому, что делают «соседи», не приносит музыкантам ничего, кроме пользы.

В первой половине 80-х годов вы уже выступали в России в дуэте с вибрафонистом Гэри Бёртоном. Какие впечатления оставила эта поездка, кто из наших музыкантов вам тогда запомнился?

Да, конечно, я помню эти гастроли, было много разных впечатлений. Из русских музыкантов мне особенно понравился тогда пианист Николай Левиновский , я играл с ним на джем-сешн и познакомился с его семьёй. В Санкт-Петербурге я встретился также с Игорем Бутманом и ещё с несколькими прекрасными музыкантами - к сожалению, я не запомнил их имён. Но вообще-то мне больше знакомы те русские, которые постоянно живут в Нью-Йорке или часто приезжают в Америку. А в самой России мня больше поразили не музыканты, а слушатели, потому что интерес к моим выступлениям был очень высок. Русские, как мне показалось, очень любят джаз.

Все знают вас как одного из самых техничных виртуозов в современном джазе. Как вы относитесь к тем музыкантам, которые технически хуже подготовлены, но тем не менее пытаются проложить свой путь в искусстве?

Не знаю, к сожалению или к счастью, но меня очень многое интересует. Более того, я понял, что музыкантам не так часто удаётся совершить прорыв, необходимый для того, чтобы музыка стала по-настоящему свободной. И зависит это не от техники и не от образования. Стать свидетелем такого события всегда интересно и волнительно. Но времени на их поиски, к сожалению, не хватает.


А удаётся ли найти время на реализацию новых проектов и замыслов?

К сожалению, это не только вопрос времени. Многое зависит от денег. Музыкантам нужно платить, большие расходы связаны с гастролями, с приглашением артистов из разных стран. Я не свободен в решении этих проблем - не пишу музыку к фильмам (многие хорошо зарабатывают на этом), не раскручиваю коммерческих проектов. Поэтому всякий замысел, особенно если его воплощение предполагает участие большого числа людей, требует финансовой поддержки, а сам я не располагаю достаточными средствами. Чем больше ансамбль - тем дороже удовольствие с ним работать.

Что вас больше привлекает в музыке в первую очередь - возможность говорить о серьёзных вещах, отражать возвышенные стороны жизни или наоборот - остроумие и ирония?

Мне кажется, что не стоит заострять внимание на выборе между этими состояниями. Ирония, как и серьёзное отношение к жизни - это скорее следствие большой работы, результат. Всякое эмоциональное состояние (а музыка может выразить очень широкий спектр человеческих переживаний) зависит от того, насколько искренне общаются музыканты. Контакт с аудиторий тоже очень важен, порой весьма непросто его наладить. Если дух общения царит на концерте - музыка может глубоко повлиять и на слушателей, и на самих исполнителей.

А что вам сегодня дороже - творческая свобода или дисциплина, порядок?

Я не думаю, что «свободу» и «порядок» вообще следует рассматривать как пару противоположностей. Отсутствие «свободы» означает, скорее, «рабство», а «порядку», в свою очередь, противостоит «хаос». Свобода и дисциплина никогда не мешают друг другу. Быть свободным - значит обладать способностью самостоятельно и ответственно принимать решения, выбирать. Чтобы добиться этого, часто приходится заставлять себя и делать что-то против желания.

Вы были одним из тех, кто впервые ввёл синтезаторы и другую электронику в джазовый обиход. Однако последнее время вы чаще выступаете с акустическими программами, хотя техника стала намного совершенней, чем во времена Return To Forever . Значит ли это, что вы разочаровались в электронике и считаете её непригодной для джазовой музыки?

Нет, я ничего не имею против электроники, просто мне кажется, что вся эта техника гораздо полезнее дома, чем на сцене. Я пользуюсь многими устройствами и приборами - они облегчают мне работу с партитурой, но на сцену я беру разве что Fender piano. Не потому, что мне неинтересно - просто это влечёт за собой слишком много дополнительных технических сложностей, прежде всего с отстройкой звука и координацией исполнителей.

ВИДЕО: Чик Кориа с новым составом группы Return to Forever на фестивале в Монтрё, Швейцария, 2008 - «Hymn of the Seventh Galaxy»
Чик Кориа - электронные клавишные, Эл ДиМеола - гитара, Стэнли Кларк - бас-гитара, Ленни Уайт - барабаны

Чик Кориа - одна из наиболее знаковых фигур среди джазменов последних десятилетий. Никогда не удовлетворяясь достигнутыми результатами, Кориа всегда всецело увлечен сразу несколькими музыкальными проектами, и его музыкальная любознательность никогда не знает предела. Виртуозный пианист, который вместе с Хэрби Хэнкоком и Китом Джарретом был одним из самых топовых стилистов, появившихся после Билла Эванса и МакКой Тайнера, Кориа - также и один из немногих «электро-клавишников», имеющих оригинальный и узнаваемый стиль исполнения. Помимо этого, он - автор нескольких классических джазовых стандартов, таких как «Spain,» «La Fiesta» и «Windows.»

Кориа начал играть на фортепиано, когда ему было всего 4 года, и в период формирования его музыкальных пристрастий наибольшее влияние на него оказали Хорас Силвер и Бад Пауэлл. А серьезный музыкальный опыт он приобрёл, играя в составе оркестров Монго Сантамария и Вилли Бобо, Блу Митчелом, Херби Мэнном и Стэном Гетцем.

Его дебютной записью в качестве лидера группы был альбом «Tones For Joan’s Bones» в 1966 году, а альбом «Now He Sings, Now He Sobs», записанный в составе трио с Мирославом Витусом и Роем Хейнсом в 1968 году, расценивается музыкальными критиками как мировая джазовая классика.

После короткого периода работы с Сарой Вон, Кориа присоединился к Майлзу Дэвису, заменив в оркестре Хэнкока, и оставался с Майлзом в течение очень важного переходного периода 1968-70 годов. Он участвовал в таких внушительных работах Майлза, как «Filles De Kilimanjaro», «In A Silent Way, «Bitches Brew».

В составе группы «Circle» с Энтони Брэкстоном, Дэйвом Холландом и Бэрри Элтчулом он начал играть авангардный акустический джаз после того, как ушел от Дэвиса. А в конце 1971 опять сменил направление.

Оставив проект «Circle», Кориа недолгое время играл со Стэном Гетцем и затем сформировал группу «Return To Forever» со Стенли Кларком, Джо Фаррелом, Аирто и Флорой Пурим, которая дебютировала в духе бразильской мелодической традиции. В течение года Кориа с Кларком, Биллом Коннорсом и Ленни Вайтом пытался преобразовать Return To Forever в ведущий высокоэнергетический фьюжн бэнд; в 1974 году место Коннорса занял Эл ДиМеола. В то время, когда музыка была ориентирована на рок и использовала джазовые импровизации, Кориа оставался вполне узнаваемым даже под завесой электронного звучания.

После распада группы в конце 70-ых годов, Кориа и Кларк играли в различных оркестрах, придавая этим коллективам особую значимость. В течение нескольких следующих лет Кориа, в основном, ориентировался на акустическое звучание и появлялся на широкой публике то с дуэтом Гари Бартона и Херби Хэнкока, то в квартете Майкла Брекера, даже исполнял классическую академическую музыку.

В 1985 году Чик Кориа создал новую фьюжн группу «Elektric Band», которая в конечном варианте включала басиста Джона Патитучи, гитариста Фрэнка Гембэйла, саксофониста Эрика Мариентала и барабанщика Дейва Уикла. Через несколько лет он инициировал свое «Акустическое трио» с Патитучи и Уиклом.

В течение 1996-97 годов Кориа гастролировал в составе «звездного» квинтета, включающего Кенни Гаррета и Вэллэси Рони, который исполнял современные версии композиций Бада Пауэлла и Теллониуса Монка.

В настоящее время он играет музыку, в которой виртуозно переплеты сложные пассажи аранжировок с сольными партиями в стиле фьюжн. Он возвращает былую силу джазу, и каждая фаза его творческого развития прекрасно представлена его дисками.