Бунин кавказ характеристика героев. Анализ рассказа Бунина "Кавказ". Художественные особенности

Нет сомнения в том, что цикл рассказов Ивана Бунина "Темные аллеи" создан, чтобы раскрыть разные грани такого светлого чувства, как любовь, подчеркнуть ее значимость в жизни человека, превознести. Если говорить о рассказе "Кавказ", анализ которого мы сейчас проведем, в нем Иван Алексеевич Бунин показывает силу любви, что она должна стать смыслом жизни, ее основой.

Очень коротко сюжет рассказа "Кавказ" и детали анализа

Сюжет рассказа можно пересказать очень коротко: любовный треугольник - муж, жена и любовник. Жена решает бросить мужа, уехав на Кавказ с любовником. Муж отправляется на поиски супруги, но не найдя ее ни на одном курорте, кончает с жизнью, застрелившись из револьверов.

Надо сказать, что у героини "Кавказа" очень четкое представление о том, какое место занимает любовь в ее жизни. Она считает, что лучше умереть, чем проживать дни без любимого. Однако с собой покончил ее супруг, который на диване застрелился.

Правда, делая анализ рассказа "Кавказ", надо учесть, что герой погибает раньше, и речь идет о его духовной гибели. Рассмотрим подробнее этот момент. Бунин описывает состояние природы, соотнося природный характер с состоянием души своих героев. Говоря о "темном и отвратительном вечере", автор показывает, что творится внутри всех троих героев, оказавшихся на пероне в тот момент, когда решается их судьба. Один из них - возлюбленный героини - размышлял о том, что она могла опоздать или ее не отпустил вдруг муж в последний момент, а муж-офицер уже догадался, что больше жена к нему не вернется. Когда он осознал это, смысл жизни был потерян.

Как сам автор относится к героям рассказа "Кавказ", анализ которого мы проводим? По крайней мере о супруге главной героини он высказался однозначно - его характер жесток и самолюбив. У них никогда не было настоящей любви и духовно они не были близки. Конечно, офицер мог бы убить любовника жены, а не сводить счеты с собственной жизнью, но он проявил благородство, отступив перед тем, кого полюбила его жена. Однако честь свою он решил спасти таким образом, как описано выше.

Человеческая трагедия в рассказе разыгрывается в курортном городе Сочи. Обманутый муж после безрезультатных поисков своей жены стреляет в виски в гостиничном номере.

Но об этом Бунин говорит не сразу. В основной части рассказа описываются любовники. Замужняя женщина уезжает из Москвы на юг якобы одна, но в поезде соединяется с любовником. Они рассчитывают прятаться в течение месяца, это не окончательный побег – только хотят провести время вместе, вдали от ее очень ревнивого и подозрительного мужа.

Бунин описывает их чувства («воровски остановился в незаметных номерах», «жил томительно, затворником», у нее «голос срывался», она была «взволнованная», это потрясало его «жалостью и восторгом»), мучения обмана (в поезде он немедля опускает занавеску, запирает дверь, он боится даже выглянуть в окно, а когда видит ее мужа «отшатнулся от окна, упал в угол дивана», она «совсем не могла обедать»), ненависть и отвращение к ее мужу, страхи («я должна быть страшно осторожна», «был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги холода»).

А потом романтические переживания их совместной жизни в хижине у моря, где все кажется им восхитительной негой, раем («горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно», «часть моря…лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте», «слышался…горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни», «раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома»).

Героиня даже плачет, когда вспоминает, что это должно закончиться.

В то же время сильный контраст этому Бунин создал в конце, показав через какой ад должно быть прошел ее муж, когда не смог вынести бесчестия, моральных мук, оскорбления, убедившись в измене жены.

Для меня трагедия заключается в том, что героиня, любя «чужого» человека, настолько далека от собственного мужа, что совсем не понимает его, не догадывается, что он может убить не их, а себя. Она считает его жестоким, самолюбивым, думает, что он подбирал ключи к ее столу и угрожал ей.

Но следует обратить внимание и на то, что Бунин столь мало уделил внимания обманутому мужу: говорится только с каким внешним спокойствием и четкостью он проживает последний день – он очень прост и понятен, он не испытывает оттенков чувств.

Кажется, автор считает жизнь любовников более важной. Они идут на риск, чтобы недолго побыть друг с другом («лучше смерть, чем эти муки…»). Им даже все равно, что будет после, и они полностью отдаются своей в их понимании настоящей любви. Вместе с тем ее муж хоть и является высоконравственным человеком (по-видимому, он убивает себя, потому что не может найти негодяя и вызвать на дуэль) не понимает божественной цельности жизни с ее положительными и отрицательными моментами. Он не может пережить свою человеческую трагедию и совершает большой грех.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Цели:

развивающая:

  • формировать исследовательские навыки учащихся;
  • развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;
  • развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

обучающая:

  • познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина;
  • раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Кавказ”;
  • совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;

воспитательная:

  • вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;
  • воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, презентация , акустическая система.


Всеволод Рождественский

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

1. Эмоциональная настрой.

Видеоряд с музыкальным сопровождением. (1мин.)

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке? (О любви)

Есть ли другое мнение?

Что же такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, поэты и обычные люди.

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?

У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. Если бы нам предложили “раскрасить любовь”, какие бы цвета вы использовали?

Спасибо, мне было интересно ваше мнение. Я вижу, что у вас это слово ассоциируется с яркими, светлыми красками.

2. Целеполагание.

А мы посвящаем наш урок теме любви в рассказе Бунина “Кавказ”.

(Появляется тема урока на доске) “..... любовь в рассказе И.А.Бунина “Кавказ”.

Прочитайте тему. Что вас удивило?

Одно слово в теме пропущено. Его мы попытаемся восстановить в конце нашего занятия. Определите цель нашего урока, используя слова из формулировки темы.

Расширить знания о И.А.Бунине.

Выяснить, какую любовь изобразил Бунин на страницах рассказа “Кавказ” и с помощью каких средств воплощается авторский замысел.

3. Знакомство с личностью Бунина. Видеоролик.

А что вы уже знаете о Бунине? Что он за человек? (Ответы уч-ся)

Посмотрите фрагмент из фильма о Бунине, который делали мои ученики, и ответьте на вопросы:

1) Каким предстал перед вами И.А.Бунин? (I вариант)

2) Почему его сборник рассказов о любви называется “Тёмные аллеи”? (II вариант)

Произнесите словосочетание “темные аллеи”. Какие ассоциации оно вызывает? (Трагическая любовь, боль, трудная судьба, мука, безысходность, любовь, полная драматизма...)

Обобщение учителя. “Темные аллеи” здесь вовсе не значит “тенистые” – это темные, трагические, запутанные лабиринты любви. “Эта книга, - писал Бунин, - говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое оригинальное, что я написал в жизни”.

II. Исследовательская работа в парах.

А рассказ “Кавказ” открывает знаменитый бунинский цикл, следуя там непосредственно за новеллой “Тёмные аллеи”.

Сюжет рассказа прост. У героя и героини тайный роман. Они вынуждены скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои совершают дерзкий побег на Кавказ. А в финале мы узнаём: “Он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое бельё, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрёзом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов”.

Перед нами “любовный треугольник”. Встречались ли вы с подобной ситуацией в произведениях русской классики? (А.П.Чехов “О любви”).

В рассказе Бунина нет имён, потому что автора больше интересуют не герои, а ситуация, её нравственный аспект. Смогут ли впоследствии эти люди быть счастливыми?

Чтобы ответить на вопрос, поставленный вами в начале урока, заглянем в творческую лабораторию Ивана Алексеевича Бунина и проведём исследование.

Ребята, есть ли среди вас любители литературы? Те, кто много читает? Для вас у меня приготовлено особое задание.

У всех остальных задание уже на партах. Работать вы будете в парах, а свои наблюдения вносить в специальные карты. (10 минут)

Задача вашей группы – дать характеристику герою (героине).

Порядок работы.

1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения.

2. Составьте выступление по опорному тексту, вставляя необходимые слова на месте пропуска.

3. Выразительно прочитайте.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы идёте по тёмной аллее. Посмотрите направо....

2. Отчёт о проделанной работе.

а) Выступление 1-го ряда.

ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ЧТОБЫ ПРОЗВУЧАЛА ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ И ЕЁ ВСЕ УСЛЫШАЛИ.

Он молод и, конечно, очень влюблён, так как согласен был жить затворником от свидания до свидания с Нею. Странное чувство, которое потрясало его жалостью и восторгом при встрече с Нею, подтолкнуло героя на осуществление плана, план был дерзок. Желание уехать с Нею на Кавказ было велико, но сердце героя замирало от тревоги и холода. Способность переживать за судьбу другого человека особенно проявилась в сцене “На вокзале”: Он пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу... И даже похолодел от страха. Он ведёт себя так, словно украл что-то. Отшатнулся от окна, чтобы его не заметили. Самая выразительная деталь, характеризующая Его как человека чувствительного, наблюдательного, крайне взволнованного всем происходящим, - “ледяная рука”.

Бунин представил портрет человека, испытывающего муки любви.

б) Выступление 2-го ряда.

Наша задача – дать характеристику герою ОНА. В рассказе Бунина “Кавказ” мы нашли достаточно слов и словосочетаний, которые помогли нам представить её портрет.

Она была бледна прекрасной бледностью любящей женщины – так представляет её автор читателю. Мы сразу представили женщину тонкую, хрупкую, красивую. При встрече с героем

(Им) Она волновалась, голос у неё срывался. Она боялась мужа, поэтому считала, что должна быть осторожна. Улыбается жалостно. Ей трудно играть эту страшную роль до конца. Она даже готова принять смерть, чем терпеть такие муки. Чувства, которые Она переживает,– очень сложные, поэтому часто плачет, закрываясь газовым шарфом. Но находясь рядом с Ним, она плакала радостно.

Тайный роман тяготит героиню и одновременно делает её счастливой. Бунин явно ставит свою героиню в безвыходное положение.

в) Выступление 3-го ряда.

Составить характеристику героя Мужа из рассказа Бунина “Кавказ” нам помогли слова и словосочетания, взятые из текста автора.

Сначала читатель узнаёт о Муже и уст жены. Он что-то подозревает, прочитал письмо, подобрал ключ к столу. Все эти действия выдают в Муже человека ревнивого. Ревнивый человек при жестоком, самолюбивом характере способен на многое. Он не остановится ни перед чем, защищая свою честь, честь мужа и офицера. Любит ли он свою жену – не ясно, но он привлекателен тем, что провожает её на вокзал, смотрит, хорошо ли устроил её носильщик, целуясь с ней и крестя её. Делает все по-хозяйски.

Измены жены он не вынес – выстрелил себе в виски из двух револьверов.

Этот поступок вызывает сочувствие к мужу.

В финале рассказа происходит подлинная трагедия, трагедия обманутого мужа. Не потому ли этот финал отделён от основного повествования чертой – последней чертой (последней в буквальном и метафорическом смысле...).

В произведении Бунина есть ещё один главный герой. Читая рассказ, вы обратили внимание, что в нём много пейзажных зарисовок. Какую роль играют картины природы?

Я предоставляю слово экспертам, у которых было индивидуальное задание.

Пейзаж в рассказе “Кавказ”

Эпизоды рассказа Описания природы (ключевые фразы) Чувства и настроение героев
Вечер в Москве накануне отъезда на юг. Холодные дожди, грязно, сумрачно, улицы мокро и чёрно блестели; тёмный, отвратительный вечер; холодно. Волнение, ощущение страха, тревоги и опасности...
Место, которое нашли герои для отдыха. Солнечно, душно; место первобытное... цветущий кустарник; горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно; душистый туман; предвечная белизна снежных гор; часть моря... имела цвет фиалки и лежала ровно, мирно... Природа ассоциируется с райским садом, а герои счастливы, испытывают блаженство, безмятежное счастье... Но: ещё две-три недели - и опять Москва!
Южная ночь. На закате громоздились... удивительные облака; они пылали великолепно; ночи теплы и непроглядны; сверкали, светили топазовым светом огненные мухи; колокольчиками звенели лягушки; выступали звёзды;

НО: страшные тучи, злобная буря; гробовая чернота лесов; раскалывались... удары грома...

Тревога, приближение беды

г) Выступление 4-й группы.

Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно найти соответствия счастливому состоянию героев.

Место, которое нашли герои для отдыха, великолепное. Бунин назвал его первобытное. Уединённость так необходима влюблённым! Вокруг цветущий кустарник. Днём горячее солнце было сильно, чисто и радостно. Утром поднимался душистый туман, а вечером их восхищала белизна снежных гор. А главное – это море! Оно имело цвет фиалки и лежало ровно, мирно. Для влюблённых это место – райский сад, где они счастливы, и счастье их безмятежно.

Казалось бы, план удался, влюблённые скрылись, ничто им не угрожает, счастье так возможно, так близко... НО согласятся ли с нами....... Можно ли сказать, что ничто не мешает переживать полное блаженство и счастье?

д) Выступление 5-й группы.

Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно почувствовать приближение беды, которая ожидает героев.

Первую пейзажную зарисовку можно назвать “Вечер в Москве накануне отъезда на юг”. Идут холодные дожди, грязно и сумрачно. Улицы мокро и чёрно блестели. Бунин называет этот вечер тёмным и отвратительным. Герои, собравшиеся на юг, в этот вечер чувствуют страх, тревогу.

Вторую пейзажную зарисовку назовём “Южная ночь. Приближение грозы”: Бунин пишет о страшных тучах, злобной буре, гробовой черноте лесов. Во всём предчувствие катастрофы.

Вывод: с помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и “нестерпимое сухое” солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.

Пейзаж в рассказе помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг неё – реальность, грозящая катастрофой.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Обобщение.

Ребята, а какого “цвета любовь” у Бунина? (Ответы учащихся)

Теперь, я думаю, вы сможете ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока: “Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа”? Какой эпитет должен стоять в названии темы нашего урока на месте пропуска? (Трагическая)

- “Трагическая хвала сущему” - так охарактеризовал творчество Ивана Алексеевича Бунина один из выдающихся русских философов Федор Степун, друг писателя в эмиграции.

Наш урок подходит к концу. Мне с вами было интересно работать. Было ли интересно вам? Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?

2. Творческая работа.

Я согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь.........., потому что........

Я не согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь.........., потому что........

А кто-то, может, даст своё определение любви, продолжив одну из фраз:

  • “Любовь – это...”,
  • “Любить – это...”,
  • “С любви начинается...”.

Дорогие ребята! Вы ещё молоды, у вас всё впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы “аллеи” вашей любви были самыми светлыми, красивыми и чистыми.

Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».

У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И этот побег им удается.

С помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и «нестерпимое сухое» солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.

Но подлинная трагедия происходит не здесь. Это трагедия третьего – обманутого мужа. О нем известно немного. Со слов героини, у него «жестокий, самовлюбленный характер». Он как-то сказал ей: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Затем герой встречает его на вокзале, где он провожает свою жену. У него высокая фигура, широкий шаг, он заботливо устраивает жену в вагоне. Наконец короткими, бесстрастными словами автор описывает, как он искал жену и, не найдя ее нигде, застрелился в номере гостиницы.

Создается резкий контраст между чувствами счастливых влюбленных, описанием красоты природы, южной ночи – и почти хроникой действий третьего героя, чье страдание только угадывается за скупыми строчками. У него «жестокий, самолюбивый характер»? Но права ли была его легкомысленная жена, видя в нем только помеху своему роману? Он сказал о том, что защитит свою честь – но это характеризует его как решительного и смелого человека. Особенно резкий контраст между уверенным его поведением на вокзале и трусливой осторожностью героя, который прячется в купе. Так за строками рассказа Бунина виден сильный и мужественный человек, страдающий, потому что его обманули, предали. Особенно впечатляет одновременность событий: влюбленные плачут от счастья, а в это время разыгрывается трагедия, в которой они повинны.

И.А. Бунин рисует читателям трагедию любви как неповторимый художник самых тонких чувств и человеческих переживаний.

    • “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
    • Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель и поэт конца 19 – начала 20 века. Особое место в его творчестве занимает описание родной природы, красоты русского края, ее броскость, яркость, с одной стороны, и скромность, печаль – с другой. Эту прекрасную бурю эмоций Бунин передал в своем рассказе “Антоновские яблоки”. Данное произведение является одним из самых лирических и поэтических произведений Бунина, которое обладает неопределенным жанром. Если оценивать произведение по объему, то это рассказ, но с […]
    • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
    • Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
    • Рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году, - один из любимых рассказов автора. И.А. Бунин излагает события далекого прошлого от лица рассказчика - молодого состоятельного человека без особых занятий. Герой влюблен, и героиня, какой он ее видит, про­изводит на читателя странное впечатление. Она хороша собой, любит роскошь, комфорт, дорогие рестораны и в то же время ходит «скром­ной курсисткой», завтракает в вегетарианской столовой на Арбате. У нее очень критичное отношение ко многим модным произведениям […]
    • Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - результат размышлений писателя над вопросами смысла человеческого бытия, существования цивилизации, судьбой России в годы Первой мировой войны. Рассказ появился в печати в 1915 г. когда уже совершалась всемирная катастрофа. Сюжет и поэтика рассказа Бунин описывает последний месяц жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Европу. За Европой должны были последовать Ближний Восток и […]
    • Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
    • После революции 1905 года Бунин одним из первых почувствовал наступившие изменения в жизни России, а именно настроения послереволюционного села, и отразил их в своих рассказах и повестях, особенно в повести «Деревня», которая вышла в свет в 1910 году. На страницах повести «Деревня» автор рисует ужасающую картину нищеты русского народа. Бунин писал, что этой повестью было положено «начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда […]
    • Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении. Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных. Рассказ «Чистый понедельник» […]
    • Цикл рассказов Бунина «Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. Этот цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Бунин писал о вечной любви и силе чувств в то время, как от самой кровопролитной войны в известной ему истории рушился мир. Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и причислял к высшим своим достижениям. Это книга-воспоминание. В рассказах […]
    • Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет он писал лирико-романтические рассказы, в которых кроме описания юношеских порывов души уже наметилась и социальная проблематика. Процессу распада дворянских гнезд в творчестве Бунина посвящены рассказ «Антоновские яблоки» и повесть «Суходол». Бунин хорошо знал жизнь русской деревни. Детство и юность он провел на хуторе […]
    • В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими […]
    • Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина. Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в […]
    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе. Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни: Грустно видеть, как много страданья, И тоски, и нужды на Руси! С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, […]
    • Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит: Но не льщусь, чтоб в […]
    • Н. В. Гоголь писал о замысле своей комедии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Это определило жанр произведения ─ социально‑политическая комедия. В ней рассматриваются не любовные интриги, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения ― переполох среди чиновников, […]
    • Произведение "Аня в стране чудес" - это перевод с английского языка известной сказки Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес", выполненный Владимиром Набоковым. Своим переводом автор приблизил русского читателя к нюансам английского литературного стиля, взяв за основу особенности русского мышления и юмора. Это история о маленькой девочке, которой приснилась удивительная история о волшебном мире и его обитателях. События, происходящие в произведении нереальны, но главная героиня принимает их как должное. […]
    • Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
    • Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира. Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества. Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать […]
  • Одним из произведений, вошедших в цикл «Темные аллеи» И. Бунина, является «Кавказ». Этот рассказ - яркий пример необыкновенного художественного дара писателя. Удивительно, как в столь небольшом по объему произведении автор смог передать внутренний мир и душевное состояние совершенно разных людей. Познать настоящее мастерство русского художественного слова можно, совершив анализ рассказа Бунина «Кавказ» или любого другого творения из этого сборника.

    Образ героя

    Повествование ведется от первого лица, но имени главного героя читатель не знает. О нем, вообще говоря, почти ничего не известно. Кем является герой Бунина? Нет ни имени, ни других сведений. Понятно лишь, что он приезжает в Москву, где встречается с женщиной, с которой собирается отправиться на Кавказ.

    Является обязательным на уроке литературы анализ рассказа Бунина «Кавказ». 8 класс - этап в школьной программе, когда ученик уже должен обладать определенными навыками и владеть основными понятиями, такими как композиция, сюжет, фабула. Однако стиль этого писателя и его манера изложения сложны для восприятия ученика. Анализ рассказа Бунина «Кавказ» в 8 классе включает характеристику персонажей, определение композиции и художественных средств. Но если в произведениях других представителей русского реализма сделать это относительно просто, то проза этого писателя создает в этом смысле определенные сложности.

    На первом плане в рассказах Бунина - чувства, эмоции героев, страсти, которые движут их поступками. Эта темы была некогда заимствована русским писателем в творчестве немецкого автора Томаса Манна, но позже, проработанная в необыкновенном художественном стиле, приобрела неповторимые формы. Персонаж Бунина - человек, охваченный страстью. Пребывая в страхе быть обнаруженным, он останавливается в номерах незаметных гостиниц. Его действиями руководят чувства, но он не способен нести ответственность за свои поступки.

    Героиня

    Анализ рассказа Бунина «Кавказ» - это прежде всего характеристика всех его персонажей. О героине известно, что она бледна и взволнованна. Такой видит ее возлюбленный. Она посещает его тайно, и страх перед обманутым супругом отравляет ее счастье. Но, упоминая в разговоре мужа, она беспокоится лишь об одном - о возможной мести человека, который «ни перед чем не остановится, защищая свою честь». Только в последнем абзаце произведения становится ясен смысл этих слов, как и главная характерная черта героини, а именно эгоизм. Женщину не волнуют душевные переживания мужа, он для нее лишь препятствие ее любви и счастью.

    Москва

    Делая анализ рассказа Бунина «Кавказ», следует обратить внимание на пейзаж. Вначале это Москва. На столичных улицах льют холодные дожди; грязно, сумрачно и темно от черных раскрытых зонтов. Погода в Москве созвучна с внутренним состоянием героя. Он в предвкушении счастья, которое они вместе испытают вдалеке от мрачного на солнечном морском берегу. Но влюбленный опасается, что в последнюю минуту все планы расстроятся, обманутый муж узнает обо всем и не пустит ее. Рай на побережье пока слишком далек.

    Сочи

    Морской пейзаж описан автором более богатым в художественном смысле языком. Это следует учесть, делая анализ рассказа Бунина «Кавказ». Здесь и чинаровые деревья, и цветущие кустарники, и Писатель в ярких сочных тонах передает животный и растительный мир Сочи. Герои словно оказались в раю. Они проводят вместе время, наслаждаясь видом южного пейзажа. Они счастливы, что наконец вдвоем. Единственное, что может огорчить их, - это мысль о скором возвращении в Москву.

    Антитеза

    Эти два пейзажа создают четкое противопоставление. В Москве - холод и слякоть, в Сочи - солнце и тепло. Следует делать анализ рассказа Бунина «Кавказ» по плану:

    • характеристика героя;
    • образ героини;
    • Москва и Сочи;
    • гибель третьего персонажа.

    Необходимо обратить внимание также на художественный язык. Москву автор изображает сухо, не прибегая к излишним описаниям. На сочинскую картину он не жалеет красок. И особенно яркая антитеза присутствует между рассказом главного героя и последним абзацем, в котором повествование ведется уже от третьего лица.

    Он

    Обманутый муж изображен сухо, вкратце: высокая фигура, офицерский картуз, узкая шинель. Таким видит его главный герой. Затем лишь местоимение «он». Ни слова о его душевных терзаниях и муках ревности. Только несколько строк о том, как он искал свою жену и, не найдя, купался в море, завтракал, пил шампанское, а потом... выстрелил себе в висок из двух револьверов. Сдержанный стиль, в котором Бунин изобразил последние минуты жизни этого человека, помогает в создании портрета. Обманутый муж - офицер. Все в жизни он совершает взвешенно и четко. И даже узнав об измене, он не предается безумию, не предпринимает попыток найти ее и расправиться. Он покончил с собой, но прежде побрился, надел чистое белье и белоснежный китель. Все это дает представление о человеке решительном и смелом, который является противоположностью главного героя.