Феномен антикультуры. Аксиологический подход к понятию культура. Культура и антикультура Культура и антикультура в современном мире

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Фэндом и возникновение молодежных субкультур. Примеры субкультур: музыкальные и арт-субкультуры. Интернет-сообщество и интернет-культуры. Индустриальные и спортивные субкультуры. Контркультуры, взаимоотношения субкультур. Панки, эмо, хиппи, риветхед.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Понятие "субкультура" как набор символов, убеждений, ценностей, норм поведения, отличающие сообщества. Неформальные молодежные движения. Хиппи, панки, металлисты, экстремалы, скинхеды и фенсы.

    реферат , добавлен 17.04.2009

    Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Специфическая система норм и ценностей каждой социокультурной общности. Культура сословий и современных социальных групп. Определение и сущность маргинальной культуры, субкультуры, контркультуры.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Характерные особенности молодёжной субкультуры "Панки". Вульгарная манера поведения на сцене. Связующие звенья между движением панков и предыдущим поколением битников. Внешний вид панков. Родственные субкультуры и субкультуры, вышедшие из панка.

    презентация , добавлен 15.03.2015

    Характерные черты и субъект "субкультуры", ее виды (этнические, корпоративные, религиозные, возрастные). Понятие контркультуры как совокупности социально-культурных установок, противостоящих ценностям господствующей культуры. Её основные элементы.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2013

    Культура определенного молодого поколения. Взаимосвязь современных молодежных культуры, субкультуры и музыки. Байкеры, готы, металлисты, рокеры, панки, растаманы, ролевики, рэйверы, рэперы, скинхэды, хиппи и альтернативщики. Футбольные болельщики.

    реферат , добавлен 08.03.2009

    Различные определения культуры. Фэндом (фанатство) и возникновение субкультур. История и характеристики термина. Распространенные и крупные субкультуры. Появление и принцип образования контркультуры. Взаимоотношения и генетические связи субкультур.

    реферат , добавлен 13.01.2012

    История возникновения массовой культуры. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Подходы к определению массовой культуры. Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии. Виды культуры и признаки субкультуры.

    Культура любой эпохи обладает относительной целостностью, но сама по себе она неоднородна. Немецкий культурфилософ В. Виндельбанд отмечал, что культура столь бесконечна сложна, многообразна и полна противоречий, что человек не в состоянии полностью воспринять ее. Внутри конкретной культуры, по Виндельбандту, городская среда отличается от деревенской, официальная культура – от народной, аристократическая – от демократической, христианская – от языческой, взрослая – от детской. Обществу, следовательно, грозит опасность разбиться на группы и атомы.

    Даже в античной культуре Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал. В культурной эпохе Средневековья, новое христианское начало не овладело полностью старым, языческим миросозерцанием.

    Многосоставной в культурном отношении оказалась и следующая за Средневековьем – эпоха Возрождения. Виднейший исследователь этой эпохи М.М.Бахтин отмечал, что в эпоху Возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял официальной и серьезной культуре церковного и феодального средневековья.

    Таким образом, в каждой культурной эпохе можно выделить разновекторные тенденции: эзотерическое и профанное, элитарное и массовое, официальное и народное, языческое и христианское, научное и мистическое.

    В этом смысле важно провести различие между понятиями «контркультура» и «субкультура», посредством которых можно понять механизмы социокультурной динамики.

    Под субкультурными областями культуры понимают особый кодекс правил и моральных норм поведения внутри определенной социальной группы или этноса, обладающих определенной автономностью, закрытостью, но, в то же время не претендующих на то, чтобы заменить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Примером субкультурной этнической группы являются цыгане (не считающие зазорным воровать у чужих и считающие преступлением воровать у своих), кавказцы (обладающие особым кодексом почтения к старшему человеку).

    Субкультурной социальной группой являются заключенные, говорящие на особом жаргоне и подчиняющиеся своеобразным стандартам поведения криминальной среды. Субкультура, следовательно, призвана держать свои особые социокультурные признаки в определенной изоляции от официальной культуры. Субкультура не претендует на всеобщность их жизненных и практических установок, а напротив, заинтересована в сохранении законов своей среды в противовес господствующим в культуре.

    Существование субкультур связано с тем, что практически каждое конкретное сообщество внутренне неоднородно, включает помимо основного этнического и социального ядра группы со специфическими этнографическими, сословными, конфессиональными, функциональными и иными признаками.

    Немецкий ученый Э. Фукс в трехтомной «Иллюстрированной истории нравов» приводит многочисленные исторические примеры субкультурных феноменов. Описывая нравы аристократии эпохи Ренессанса, автор подчеркивает своеобразие крестьянской и монашеской жизни. Характеризуя галантный век (ХVIII в.) и нравы эпохи абсолютизма, он в то же время противопоставляет ему культурные привычки и нормы мещанства.

    В наше время специфика субкультурных признаков может быть порождена изолированным от основного ядра проживанием определенной группы этносов (например, народы Крайнего Севера), особым вероисповеданием (старообрядцы), особыми социально-профессиональными функциями (казаки) и т.д.

    Однако в истории культуры складывались такие ситуации, когда локальные субкультурные комплексы ценностей выходили за рамки собственной культурной среды и начинали претендовать на универсальность. Такие явления в культуре квалифицируются как контркультурные тенденции. Например, в европейской культурной традиции вплоть до Возрождения подростки воспринимались господствующей культурой как маленькие взрослые. Им шили точно такие же кафтаны, надевали такую же обувь, как и для родителей. Так было и во времена Шекспира. Мысль о том, что мир ребенка радикально отличается от мира взрослых, еще не родилась. В последующем детей как бы отделяли от зрелых людей. Так появилась своеобразная субкультура, которая сохраняла и воспроизводила определенные культурные циклы, обусловленные сменой поколений. Однако, по мнению немецкого социолога К.Мангейма, субкультурные искания молодых выражают некое преходящее отклонение от магистрального пути, которое неизбежно в силу возрастного брожения и является эпизодом на пути приобщения к господствующей культуре.

    В современной культурологии понятие контркультуры имеет, по крайней мере, два значения. Во-первых, оно используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре.

    Во-вторых, контркультура отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг. ХХ века, отражающей критическое отношение к современной культуре и отвергающей ее, как и «культуру отцов».

    Термин «контркультура» принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку (1960г.), который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры в некий относительно целостный феномен.

    Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных установок следует рассматривать как процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Так, рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен. Первые ученики Христа были простыми людьми, принадлежали к низшим слоям общества. Сам Господь Иисус был просто учителем из Назарета, не имел никаких влиятельных лиц в своем окружении. Не случайно в Римской империи разыгрались страшные драмы, когда произошло первое столкновение молодой, нарождающейся христианской церкви с великой и властной Римской империей.

    В той же мере отход от христианской культуры к последующему светскому восприятию мира предполагал длительный период контркультурного противостояния традиционным ценностям религии.

    Канадский исследователь Э. Тирьякян увидел в контркультурных феноменах мощные катализаторы культурно-исторического творчества. Это понимание контркультуры как ядра будущих культурных парадигм становится ныне в западной культурологии общепринятым.

    Лекция 7 Семиотика: язык и символы культуры, культурные коды

    Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никак не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фа­шизм, проституция, войны, алкоголизм - все это ис­кусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить это к сфере культуры?

    Многие ученые и деятели искусства считают, что, оценивая результаты человеческой деятельности, нельзя игнорировать, какие потребности она удовлетворяет. И то, что ведет к разрушению личности, обращено к низменным инстинктам, не способствует духовному развитию человека, не может быть названо культурой. К культуре относится только то, что имеет гуманистическое содержание. Культура создается человеком для созидания, а не для разрушения, для возвышения, а не уничтожения. И сейчас, когда в жизни появилось много негативного, когда под угрозой находится жизнь людей, сама культура нуждается в защите. Возникла проблема не только экологии природы, но и экологии культуры.

    Понятие «экология кулътуры» введено в научный оборот Д.С. Лихачевым. Он, а также Ч. Айтматов, а еще раньше А. Швейцер и многие другие считают, что культура - это вершина человеческой деятелъности, лучшее в создаваемом человечеством мире.

    Какой же из подходов правилънее? Как преодолеть это противоречие? Решение этой проблемы видится в следующем.

    Определяя бытие культуры, ее онтологический статус, к культуре следует отнести все созданное и создаваемое человечеством. Это позволяет понять многообразие культурно-исторического процесса в прошлом и настоящем. Но такой подход явно недостаточен. Объективно он сводится к констатации того, что происходило и происходит.

    Человек и человечество, оглядываясь на свое прошлое, а тем более всматриваясь в современную жизнь, оценивают совершенное и происходящее. История расставляет акценты в прошлом, человек определяет свое место в обществе, исходя из воззрений, сформированных культурой. И знак равенства, поставленный между всеми деяниями человека и человечества, неизбежно лишает людей этических и эстетических ориентиров.

    Поэтому, определяя культуру, нельзя ограничиваться ее онтологическим статусом. Необходима оценка человеческой деятельности - аксиологический подход к культуре. Если при онтологическом определении культуры только констатируется, что культура - это все создаваемое людьми, то аксиологический подход выявляет те ее виды и формы, тот ее уровень, которые способствуют сохранению, развитию и совершенствованию самого человека, т. е. служат во благо человеку и природе, носят созидательный характер.


    Аксиологический аспект в определении культуры имеет теоретическое и, особенно, практическое значение. Он уводит от констатации противоречивости человеческой деятельности к активному приятию только тех ее видов, форм и результатов, того уровня, которые способствуют развитию и совершенствованию человека и общества.

    То, что ведет к разрушению личности, обращено к низменным инстинктам, не способствует духовному развитию человека, улучшению нравов, не может быть отнесено к культуре. Это - антикультура.

    Культура - это и система ценностей, выработанных человечеством в процессе исторического развития. К культуре может быть отнесено то, что имеет гуманистическое содержание.

    Понятие «антикультура», наличие антикультуры наряду с культурой как раз и отражает противоречивость культурно-исторического процесса, помогает пониманию и оценке прошлого, дает ориентиры в современном мире.

    Различие культуры и антикультуры проявляется в характере их восприятия и результатах воздействия на человека. Приобщение к культуре - длительный и сложный процесс духовной деятелыюсти. Антикультура примитивна и доступна, а для ее восприятия не нужды усилия.

    Приобщение к кулътуре, делая человека духовно тоньше, душевно богаче, формирует понимание того, что в культуре могут быть разные подходы и возможны разные оценки. Оно формирует толерантность: терпимость по отношению к другому, отличающемуся от тебя. Антикультура агрессивна, ее оценки однозначны и категоричны.

    Главное, что различает культуру и антикультуру, - это вектор развития: в результате приобщения к культуре человек поднимается к свету, становится лучше, стремится к добру и творит его. Истина, добро и красота становятся для него критерием оценки действительности. Но если верх берут низменные инстинкты, если пошлость воспринимается как норма, а сама культура как излишество, нечто второстепенное - это результат, сформированный антикультурой.

    12 января в Петербурге состоялась конференция Собора православной интеллигенции «Культура и антикультура». Сегодня публикуем доклад о.Алексия Мороза, прозвучавший на конференции.

    Современное общество является ареной жесткой и непримиримой борьбы духовных и антидуховных, нравственных и безнравственных сил. Массовая культура, являясь порождением гедонистической идеологии, активно участвует в формировании человека потребителя, целиком живущего плотскими и отчасти душевными интересами. Идеальная модель такого общества, это по сути дела, тот же материальный «рай», где все, и в том числе низменные инстинкты падшей человеческой природы, получают возможность своего удовлетворения. Естественными проявлениями такой массовой культуры в области искусства и является направление постмодерна. Где патологические черты искаженного грехом человеческого естества, такие как агрессия, насилие, культ смерти, извращенный секс и прочее, возводятся в ранг социально приемлемых, а значит, и в какой-то степени поощряемых обществом.

    Характерным примером подобного «массового искусства» является выставка братьев Чепмен «Конец веселья», устроенная в декабре 2012 года в государственном Эрмитаже. Эта выставка, по мнению независимых экспертов, стоит по своему художественному уровню в одном ряду с «шедеврами» Марата Гельмана или кощунниц из Pussy Riot, содержит глумление над христианскими символами, и оскорбляет чувства верующих, а так же ветеранов Великой Отечественной войны. Представляется не случайным, что выставка была открыта именно в дни рождественского поста и продолжалась до окончания рождественских праздников. Утверждение что «выставка антифашисткая» и что «речь идет о страшном суде» не выдерживает объективной критики. Во-первых, ад и Страшный Суд не одно и то же, а во-вторых, если инсталляции братьев Чепмен изображают мучения фашистов во время Страшного Суда, то почему центральным образом выступает священный христианский символ - Крест, оскверненный прибитыми клоуном и распятой тушей свиньи? И почему Страшный Суд в этой инсталляции вершат некие рогатые персонажи и скелеты в фашистских касках?

    Безудержная пропаганда насилия, агрессии, уродства, извращенного секса, издевательство над христианскими символами и, особенно над крестом - вот суть и направленность данного действа. Задача его смешать и исказить в сознании людей понятий и категорий добра и зла. Объявить порочность и нечистоту достижением искусства, а значит, и поставить эту мерзость в ранг поощряемых обществом явлений. Подобное вызывает подобное и зло, сосредоточенное в экспонатах данной выставки, будет будить в неустоявшихся в христианской вере людях агрессию, злобу ненависть, грязный разврат... Тем более, теперь они уже могут реализовываться под благовидным предлогом: "Это искусство, это предлагают нам в главном музее страны - Эрмитаже».

    Мощным средством внедрения в сознание нашего современника установок массовой культуры являются и российские СМИ. Элементарный анализ содержания телевизионных передач разнообразных каналов показывает, что пропаганда агрессии, насилия, садизма, различных сексуальных извращений, недостойного поведения, а также скрытая пропаганда алкоголизма, табакокурения, наркомании и других страстей, является неотъемлемой функцией современного телевидения. Кроме того, ряд каналов (например, 3 мистический) специализируется на внедрении оккультных установок в психику нашей молодежи. В демонстрируемых фильмах, магия, колдовство являются не только «естественным» и приемлемым фактором бытия, но и интересной и даже позитивной областью самореализации. Например, небезызвестный Гарри Потер, при помощи сверхъестественных оккультных способностей, развитых в результате обучения магии, героически сражается со злом. Чем не пример для современных детей? Передача «Битва экстрасенсов», несчастных бесоодержимых людей, выставляет некими героями-провидцами, привлекает к ним новых клиентов и побуждает телезрителей к погружению в бездну темной мистики.

    О печальных последствиях такой «культурной политики» свидетельствуют печальные статистические данные. Россия на одном из первых мест в мире по детским и взрослым самоубийствам, наркомании, алкоголизму и т.п.

    Ко мне как к священнику и как к доктору психологии обращается все больше и больше людей с тяжелыми духовными и психическими поражениями. Участились случаи и явной одержимости, в том числе и детской. Я уже не говорю о том, что стрессы, депрессии, разнообразные фобии, стали главными болезнями нашего века. Из числа всех существующих заболеваний, болезни именно по психосоматическим причинам вышли на первое место.

    По данным д.п.н. Петракова Т.И. современные научные исследования отмечают изменение психологии учащихся. Так в их среде отмечены такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм - на фоне ниспровержения недавних авторитетов, разрушения сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения . Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование отодвигаются на периферию их ценностных ориентации.

    Ярким проявлением этого стала молодежная культура, в которой выражена тенденция к разрушению, протест против благообразия во всем: в способах общения, одежде, поведении, во всем внешнем облике подростка, юноши, девушки. Научные исследования свидетельствуют об изменениях, происходящих на уровне сознания, которые проявляются в утилитарности и примитивности мышления, усилении рассудочного компонента, в наличии «странных духовных образований» (Г. Л. Смирнов), когда в голове одного человека уживаются элементы несовместимых типов мировоззрений: атеистического, православного, языческого, «восточного» и т. п.

    В настоящее время мы наблюдаем явную культурную деградацию большей части нашей молодежи. Которая все меньше читает, меньше интересуется высоким искусством, меньше руководствуется высокими идеалами в своей жизни. Меньше вступает в брак и меньше рождает. На мой взгляд, это результат воздействия именно массовой культуры, творящей человека потребителя по заданному стандарту.

    На мой взгляд, насущной задачей русской национальной интеллигенции является установка мощного культурного заслона разрушительным явлениям массовой культуры. Не допущение разрыва нашей молодежи с исторической культурной и религиозной традицией. Для этого должна быть выстроена четкая ценностная ориентация, основанная на традиционных христианских ценностях. Наша интеллигенция должна разрабатывать, отстаивать и внедрять высококачественные культурные продукты во всех областях своей интеллектуальной и творческой деятельности. При этом надо принципиально противостоять разрушительным явлениям со стороны массовой культуры, не допускать их внедрения в качестве нормы в жизнь современного общества.

    В этом плане очень важно разобраться в самом семантическом понимании слова «культура». В латинском языке слово имеет несколько значений:

    Возделывание, обрабатывание, уход (agri Lcr, C etc.); разведение (vitis C);

    Воспитание, образование, развитие (animi C; culturae patientem commodare aurem H);

    Поклонение, почитание (potentis amici H).

    Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» - выработка правил поведения, «culture lingual» - совершенствование языка и т. д.

    В современном мире существует более 350 определений термина «культура». Приведем только несколько из них:

    Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.).

    Позитивный опыт и знания - это опыт и знания, которые несут выгоду для их носителя и вследствие этого им используются.

    «Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль - все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур - Культура Египта началась в храме, и первыми её творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».

    По мнению академика Никитина В.А именно «культ является сущностью религии, совокупностью обрядов, молитвословий и таинств, благодаря которым верующие люди воздают честь, поклоняются и славят Бога. Воплощаясь в тех или иных исторических формах человеческой деятельности, культ является ядром культуры (о. Павел Флоренский). Культ и культура, особенно национальная культура, органически взаимосвязаны. Отрываясь от культа, культура деградирует. Задача Церкви, не отождествляя себя с культурой, нести о ней материнское попечение. Отсюда так называемая инкультурация - воплощение христианства в той или иной конкретной культуре, внутренне очищающее и преобразующее саму культуру».

    Подводя итоги вышесказанного, культурой, на наш взгляд, можно называть только позитивные результаты деятельности человека, только то, что благотворно воздействует на его духовную, моральную, нравственную и физическую сферу. Именно созидательная деятельность является культурной. То, что разрушает человеческую личность, связывает его с мистическим миром зла, должно носить название - антикультура.

    Четкое разделение понятий и областей культуры и антикультуры, позволит вести осмысленную и принципиальную культурную политику, работающую на благо общества и каждого его члена в отдельности.

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:


    Валентин Арсентьевич Никитин, доктор философии, академик РАЕН, член Союза писателей России Культ и культура в формировании и сохранении межнационального согласия в России17.03.2011 (сайт Русская народная Линия)

    Если культура – не все, что угодно, не вся жизнь человека и общества, хотя она и может быть связанной со всем, воплощаться чуть ли не во всем. Значит, во-первых, в жизни есть что-то, что не является культурой, в чем не воплощается культура. Во-вторых, тогда очевидно есть явления, направленные на разрушение культуры и ее ценностей, на уничтожение культуры, или, по меньшей мере, на сведение ее к низшему уровню. По-видимому, бывают такие явления, которые представляют собой фактически антикультуру. Не обязательно в чистом виде. И то и другое, и культура и антикультура в жизни сосуществуют, порой будучи взаимосвязанными моментами и повседневности, и сознания, и поведения людей, и действий социальных групп, социальных институтов, государств.

    Но что же такое эти антикультурные явления, антикультурное в жизни людей?

    Опять-таки, если.

    Если культура – это духовный опыт человечества (разумеется, позитивный и реализуемый), то антикультурные явления и процессы направлены против духовности.

    Если культура, вместе с тем, - совокупность духовных ценностей, ценностных смыслов (выраженных в знаковой форме), значит антикультура – то, что направлено на обесценивание, ведет к утрате духовных ценностей.

    Если культура, к тому же, - содержательная форма, форма человечности, то антикультура – то, что направлено к исчезновению содержания – формализация человеческих действий и отношений. Или то, что направлено прямо на разрушение человеческой формы – к бесчеловечности, к превращению человека в зверя, скота или бездушный механизм, автомат.

    Но в чем же особенно ярко проявляется антикультура? Каковы антикультурные явления и моменты жизни человека и общества?

    Прежде всего, поскольку культура принципиально духовна, ей враждебна бездуховность. Основанием бездуховности является приоритет значимостей, ценностей оппозиционных духу. Ведущим в жизни при этом оказываются материальные блага, сама по себе власть, удовольствия, сомнительные с точки зрения культурных людей, псевдоэстетические ценности. Характерными становятся вещизм, потребительство, отношение к другому человеку как к вещи, товару. Бездуховная или малодуховная среда действуют так, что культурному, или стремящемуся к культуре, человеку в такой среде быть трудно и даже опасно. Английский эстетик Х1Х века У.Моррис как-то отметил, что вещи нехудожественные чрезвычайно воинственны. Они не дают развиваться эстетическому и художественному вкусу или портят вкус. Активно воинственны вещизм и потребительство, что сейчас отчетливо выражено в так называемом массовом потреблении.



    Но и в духовности самой по себе может воплощаться антикультура. Вопрос всегда в том, какова духовность? Духовность, ориентированная на физическое, социальное и духовное же порабощение другой нации, другой личности – антикультурна. Геббельс, один из вождей национал-социализма в фашистской Германии, при слове «культура» хватался за пистолет. Некоторые из фашистов были прекрасно образованы, любили классическое искусство. Но их духовность вполне сочеталась с уничтожением ценностей духа, памятников чужой, да и своей (немецкой) культуры, миллионов людей.

    Конечно, все это связано с отношением к ценностям культуры. И недаром, когда мы обозначаем эти ценности, им противопоставлено то, что называют антиценностями. Добро существует в оппозиции злу, красота – безобразию или уродству. Любовь к ненависти, свобода к рабству, совесть к бессовестности, порядочность к подлости, истина ко лжи. И так далее.

    Как и ценности культуры, антиценности реализуются в жизни людей, в их взаимоотношениях. Ни то, ни другое не реализуется абсолютно. В действительности нет абсолютного добра или абсолютного зла, абсолютной любви или абсолютной ненависти. Но зло, как и добро, ненависть, как и любовь, - реальны. Антиценности случаются, бывают проявлены, выражены, означены, оформлены. Хотя обычно не так явно, как ценности. Дело в том, что устойчивость любого общества связана с наличием ценностей. Откровенные проявления бесчеловечности, ненависти, лжи, бессовестности чаще всего блокируются и осуждаются. Поэтому их стараются прикрыть, замаскировать, оправдать (скажем, жестокость необходимостью). Нравственное поведение оформляется в виде правил, заповедей, этикета. Безнравственное, антикультурное – может быть и не оформленным специально. Но как-то выражено, и действенно. В чем именно?

    К примеру, что очевидно, в разных формах и видах насилия. Теоретики различают применение силы и осуществление насилия. Сила может применяться со злыми и добрыми намерениями. И насилие не в каждом случае, не в каждой жизненной ситуации – бесчеловечно, антикультурно. Антикультурная суть насилия бывает проявлена в том и тогда, в чем и когда оно «ориентировано на унижение, подавление личностного начала в человеке и человеческого начала в обществе.

    Оно глубинно, сущностно антигуманно.». В.А.Микляев далее отмечает, что у такого насилия нет подлинно духовного оправдания. На его стороне ложь, цинизм, моральная и политическая демагогия, в попытках его оправдания обычно через необходимость и якобы достигаемую с его помощью благую цель. Насилие в этом своем виде может быть и физическим и социально-экономическим и духовным, следствием коего может быть физическое, социально-экономическое и духовное рабство. Ясна поэтому антисвободная суть такого насилия.

    Насилие связано с весьма значимым явлением человеческой жизни, истории человечества – войнами. Войны исторически и регионально разнообразны. И в них очень сложно проявляются взаимоотношения культурного и антикультурного. Авторы книги «Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры» отметили, что: «Война была ужасна с самого начала – еще тогда, когда основным оружием были копье, кинжал, булава, праща и лук. Кровавая схватка, в которой противника закалывали или рубили насмерть, очаровывала одних и вызывала внутреннее опустошение и отвращение у других. Часто после битвы ужасы войны продолжались, например, в массовых убийствах стариков, женщин и детей. Затем, по пятам войны, следовали голод и болезни, которые часто сводили в могилу больше людей, чем сама война.»

    Войны в цивилизованных обществах не стали менее кровавыми. Зато стали более масштабными по размаху причиняемых бедствий. Достаточно вспомнить первую и вторую мировые войны. Да и более мелкие, в сравнении с ними, вооруженные конфликты ХХ и начала ХХ1 веков, вызывали у нормальных людей чувства ужаса и отвращения. Ну, а исходя из того, что под культурой мы понимаем нечто позитивное, представляется очевидной антикультурность войны. И впрямь, война непосредственно связана с убийствами людей людьми, разрушениями их жилищ и памятников культуры.

    Война – не милосердна. В процессах войн творятся зверства. Войны иногда пытаются оправдать через их неизбежность и даже будто бы необходимость. Война ведь это и то, «что создавало империи, расширяло цивилизации».В истории человечества нередки попытки «облагородить» военные столкновения. По возможности исключить из них мирное население, ввести правила честной, рыцарской войны. Хотя из этого мало что получалось. Война всегда провоцирует на нарушение всяких правил. Слишком велика цена побед и поражений.

    В военном деле, в армейской жизни видели известную красоту, которой можно наслаждаться. Пушкин любил «воинственную живость потешных марсовых полей, пехотных ратей и коней однообразную красивость». Правда, это он писал о параде. А война – не парад. И хотя в изображениях войны до немецких экспрессионистов доминировала именно красивость, потом, и в живописи, и в кино стали отражать реальное безобразие войны, связанное со всяческой грязью, нечеловеческими условиями военной жизни, и самой этой жизни.

    Однако, при этом постоянно твердили, что война (служба в армии) как ничто другое закаляет тело и дух, развивает мужество и стойкость. Кроме того, обращали внимание и на то, что ведь не все войны захватнические, несправедливые нравственно не обоснованные. Есть ведь и справедливые, освободительные, оборонительные и даже «священные» войны. Когда речь идет о защите не только своей «хаты» но Родины, народа, ценностей культуры. И именно поэтому служба в армии в некоторых странах рассматривается не только как профессия, а как долг, почетная обязанность гражданина.

    И, конечно, в таких войнах действительно проявляется дух свободы, благородное стремление к спасению отчизны, человечества, и культуры в том числе. Война может обретать характер «народной». И в таких войнах нередки проявления жертвенности, когда одни люди гибнут, чтобы другие жили. В России это было в войне с Наполеоном в 1812 году, в ходе Великой отечественной войны.

    Все это так. Но вместе с тем, любая, даже самая справедливая война – это неизбежное зло, неизбежное организованное убийство и разрушение. Люди, вольно или невольно участвующие в войнах, так или иначе, калечатся, и не только физически. У части из них, наряду с тем же мужеством, появляется отношение к вооруженному насилию и убийству как к возможным, оправданным действиям. Таким, при которых нажимать спусковой крючок или кнопку, за чем последуют чьи-то смерти, в общем, дело привычное, обычное. У некоторых возникает даже удовольствие от стрельбы по живым мишеням.

    Если же на войну попадает человек культурно развитый, война калечит его по-другому. Он на ней должен делать то, что против совести. Что не оправдывается ссылкой на неизбежность и справедливость войны, в которой он участвует. Тогда война – личная трагедия человека, который убивал. И трагедия не заканчивается с окончанием войны. Всю жизнь может давить тяжкая ноша греха, взятого на душу.

    Это тем более так, потому что воюют не люди друг с другом, а их сообщества, государства. И отдельным человеческим жизням (каждая из которых представляет собой уникальную ценность) – в мясорубке войны цена – копейка. Очень часто в условиях войн звучит приказ: взять высоту, укрепление «любой ценой».

    Войны пока что, к сожалению, неизбежны. Они и есть неизбежное зло, даже если воевать приходится, даже если за родину, за будущее человечества. В целом война, какая бы она ни была, - антикультурна в сущности. В ее ходе проявляются не только мужество и стойкость, и жертвенность, но и масса жестокостей, низостей, предательств. И трусость тоже. Именно на этом фоне ярче, чем в обычной жизни проявляются и героизм, и самоотречение, и милосердие, - вопреки сути войны.

    Убийства совершаются не только на войне. И не только убийства. Жестокое физическое насилие, мучительство. Причем, характерное именно для людей и их сообществ. Животные крайне редко убивают представителей своего вида. И уж конечно намеренно не мучают. Пытки – человеческое изобретение. Среди животных возможны и даже обычны столкновения, выяснение отношений с целью утвердить чье-то доминирование. Но, как правило, эти столкновения проводятся по определенному сценарию и, чаще всего, не до смерти.

    В человеческих сообществах, наряду с бесцельными убийствами, выгодными убийствами и мучительствами с эгоистическими целями, тоже бытовали формы ритуальных убийств разного рода. Появлялись и формы убийств, применения оружия и силы, и даже самоубийств, осуществлявшихся по специальным правилам. И если вообще убийства и мучительства очевидно античеловечны и антикультурны (недаром в Библии есть заповедь «не убий»), то с убийствами, например, на дуэли дело сложнее.

    В определенных слоях общества в определенное время честь как ценность оказалась выше, чем жизнь (своя и чужая). И дуэль какое-то время могла быть элементом культуры такого социального слоя как дворянство. Тем не менее, хотя честь и сейчас остается ценностью жизни и культуры, дуэль постепенно стала восприниматься как неразумный и антигуманный способ ее отстоять Честь надо беречь и отстаивать, но современному культурному человеку не обязательно убивать или умирать из-за кем-то затронутой чести.

    Преступные виды насилия: разбой, грабеж, убийство с целью наживы, воровство – не только противоправны, но и антикультурны. «Порядочные преступники», благородные разбойники появляются в фольклоре, в художественной литературе (Робин-Гуд, Дубровский), а в жизни – только в совершенно исключительных случаях. Как правило, преступники обирают людей, отнимая не только кошелек, но и унижая человеческое достоинство своих жертв, если последние остаются в живых. Преступления совершаются и непосредственно против культуры путем уничтожения или кражи произведений искусства, вандализма в храмах и на кладбищах.

    Государства, имеющие не простые отношения с культурой, пытаются, если не искоренить преступность, то хотя бы существенно снизить ее уровень. В том числе и что касается охраны ее ценностей, памятников, раритетов. Любое государство заинтересовано в культуре прежде всего в плане ее использования. И коммерческого, так как произведения искусства, кино, театры, музеи могут приносить доходы. И престижного. Наличие достижений культуры обеспечивает высокое реноме этого государства в международном масштабе. И в остальном государство утилитарно относится к сфере культуры, которая, как у нас, в России, финансируется по остаточному принципу. Для государства культура хороша, когда она полезна, удобна в плане содействия устойчивости самого же государства, утверждению в сознании людей его ценностей, введению поведения людей в достаточно четкие рамки, внедрению государственной идеологии.

    Государство через политические институты следит за состоянием и характером культуры населения. Через идеологию, цензуру, ангажированную критику воздействует на то, что происходит в культуре и с культурой. Но любая культура, помимо преемственного, традиционного, непременно предполагает появление нового. Культура тяготеет к свободе, которая может реализоваться как одна из высших ценностей той же культуры. Культура не поддерживает устойчивости ни общества, ни государства, ради устойчивости, порядка. И отношения государства с культурой частенько – конфликтны. Для государства ценность отдельного живого человека, его духовного мира никогда не бывает высшей в отношении к важности сохранения и укрепления власти, эффективности управления.

    Любопытно, что государству труднее всего иметь дело с культурой, с ее деятелями, творцами, тогда, когда они не прямо оппозиционны ему, а как-то не укладываются в стандарты государственные, понятные и доступные чиновникам разного ранга. Так, советскому государству очень сложно было с поэтом Иосифом Бродским, с Владимиром Высоцким, которые никогда не были антисоветчиками. Но и «советскими» по государственным (партийным) меркам – тоже не были. Выдающиеся деятели культуры нередко объективно выступают в роли не столько граждан этого государства, сколько в качестве «граждан мира». Последнее существенно. Культура, в какой бы стране, в каком бы регионе она ни бывала, - содержательно общечеловечна. Государство третирующее такую содержательность культуры, встает в антикультрную позицию, хотя в государственных документах, в отношении к «послушной, идеологически удобной культуре, оно представляет себя защитником культуры.

    Поскольку культура содержательно общечеловечна, антикультурны по своей сути расовая, национальная, религиозная, социальная враждебность, ненависть, тлеющая в обычных условиях в качестве, скажем, бытового антисемитизма, и вырывающаяся на простор в межнациональных конфликтах, братоубийственных гражданских войнах.

    Антикультура порождается и выявляется не только в ужасах столкновений людей с людьми, обществ с обществами, но и во всем «прогрессивном» движении человечества. Ведь прогресс (движение вперед) в одних отношениях автоматически не ведет к прогрессу во всем. Более того, прогрессивное в одних отношениях может приводить к регрессу (движению вспять) в других.

    Цивилизационный прогресс все более и более явно начал включать в себя то, что С.Кьеркегор, К.Маркс и другие мыслители описывали в качестве ситуации отчуждения. Человечество в своем развитии порождает искусственное, не природное, которое становится чуждым, враждебным ему же, человечеству, и человеку. В ходе истории порождаются отношения между людьми не объединяющие их, не сплачивающие, а отчуждающие друг от друга. Другое видится в качестве чуждого и враждебного на новом уровне (в первобытности это уже было: чужой как враг, как опасность). Развивая технику, человек в ряде отношений начинает быть ее рабом. Двигаясь к социальной упорядоченности, - становится рабом им же создаваемых порядков. Творя все новые и новые блага, вещи, человек попадает в зависимость от них и от неизбежности дальнейшего ускоренного увеличения их количества и качества. Потребление всего производимого усиливает тенденции к растущему потребительству. И это касается не только сферы быта, но и сферы духа, сферы культуры. Постепенно порождается феномен так называемой массовой (или потребительской) культуры.

    В этих условиях, с помощью самой совершенной техники, идут процессы массового оболванивания людей, застаивания культуры большой части населения на низшем ее уровне. Замечательное достижение человечества современная информационная техника может содействовать, конечно, невиданному расцвету культуры, обеспечивая доступность ее ценностей, преимущества быстродействия и широту охвата культурного контактирования, и т.д, и т.п. Но эта же техника, во всяком случае, пока что – во многом содействует стандартизации, обезличиванию человеческих отношений.

    Помимо всего этого, в обычной жизни существует множество антикультурных тенденций и явлений. Таких, как элементарное хамство, наркотизация, алкоголизация. Безразличие и жестокость в отношении слабых, инвалидов, детей и стариков. И, наконец, антикультурное отношения к окружающей нас среде, разрушение природы, порождающее экологические проблемы.

    Культура и антикультура существуют не порознь. Ведь даже в одном человеке порой уживаются противоположные движения души: и к культуре и от нее. В обществе сосуществуют наслоения прошлого культуры и антикультуры и их настоящего. То и дело мы сталкиваемся с мнимыми и действительными кризисными для культуры явлениями. И это настолько мощно, что иногда говорят о близкой гибели человеческих цивилизации и культуры.

    И люди все более осознают остроту проблем сохранения, развития, воспитания, трансляции культуры.

    Но, чтобы решать эти проблемы, чтобы верно оценивать состояние культурных и антикультурных тенденций в современности, надо представлять себе особенности нынешней культуры, которые связываются многими исследователями с развитием не только информационного общества, промышленности, науки и техники, но и так называемой постмодернистской реальности и мировых глобализационных процессов.