Муж гундаревой. Вдовец гундаревой с новой женой просят помощи у монахини

"Разорились мы с тобой, Морденко". Эту фразу очень много раз повторял герою телесериала "Петербургские тайны" ростовщику Осипу Морденко, которого блестяще воплотил на экране Михаил Филиппов, его попугай. Персонаж был довольно неординарный — одновременно и жертва, и палач своим обидчикам. Когда-то его заставили страдать, потому что он осмелился полюбить женщину не своего круга. С того момента его любовь переродилась в ненависть и желание отомстить. Все чувства с этого мгновения застегнуты на большие пуговицы. И настолько жаждет он справедливого отмщения, что даже к единственному сыну не испытывает отеческих чувств.

Первые шаги

Народный артист России Михаил Филиппов появился на свет в столице Советского Союза — Москве — в теплый 15-й августовский день 1947 года.

В школе он учился довольно неплохо, и после получения аттестата молодой человек поступает в МГУ на филологический факультет. Во время учебы он играет в студенческой студии «Наш дом». Этот же театр стал творческим домом для Хазанова, Арканова, Филиппенко, Фарады и еще многих звезд кино и театральной сцены. Теперь он настолько уверен, что его судьба на всю жизнь — сцена, что, отучившись четыре года в университете, Миша переводится в ГИТИС. В 1973 году он получает диплом об окончании именно этого учебного заведения.

Вся наша жизнь — театр

Михаил Филиппов - актер потрясающе талантливый, имеющий своеобразную и очень яркую индивидуальность. Поскольку по своей первой профессии он является филологом, то природу каждого сказанного на сцене слова он ощущает и понимает достаточно тонко. На протяжении трех десятилетий его служения в у него было не так уж и много главных ролей. Но даже роли второстепенного плана и значимости были им воплощены так, что становились порой интереснее главных.

Да, многих ролей, которые были словно предназначены ему небесами, Михаил Филиппов, артистогромной самобытности, к сожалению, не сыграл. Театральная судьба его оказалась не особо звездной. Путь был долгий и трудоемкий. Но Михаил Иванович преодолевал все препятствия с неимоверной силой терпения и огромным чувством собственного достоинства. Прошло очень много лет, прежде чем Михаил Филиппов, биографиякоторого перечитывается современниками бесчисленное количество раз, получил магистральную в его творческой биографии роль Наполеона (спектакль «Наполеон Первый»).

От Фуке до Иринархова

Первая кинематографическая роль, которую сыграл Михаил Филиппов, была в очень известном и любимом телезрителями фильме Сергея Герасимова «Красное и черное». Дебют стал более чем удачным. Но почему-то отношения с кинематографом потерпели некоторую неудачу. Теперь своим талантом он мог одаривать только театралов. Лишь иногда выходили на широкий экран фильмы-спектакли, в которых он играл.

Все изменилось, когда актер был уже в зрелом возрасте. Тогда-то он и смог воплотить перед камерами много интересных и полюбившихся зрителям персонажей, характеры, настроение, социальное положение и образование которых были очень разноми. За период конца 80-х и начала 90-х годов его приглашали во многие картины, ставшие классикой советского кинематографа: Груздев в «Артистке из Грибова», Чаадаев в «Деле Сухово-Кобылина», Вася в трагикомедии «Небеса обетованные», Константин Сергеевич в «Альфонсе», следователь Матюхин в «Змеином источнике», Гаранский в «Лихой парочке».

И в фильме какого бы жанра ни сыграл Михаил Филиппов, актер каждый раз отдавал персонажу частичку своей души. У него очень красивый, замечательно поставленный голос, интонациями которого он с легкостью приводит зал (если это театр) или зрителей у экранов телевизоров в чувство восторга и восхищения. Обладая красивыми горящими глазами, которые просто притягивают в себе внимание, он с легкостью может заворожить окружающих по обе стороны голубых экранов.

Новым, современным кинематографистам его талант тоже пришелся по душе. Одна из интересных ролей в комедии «Дзисай», где Михаил Филиппов, биографиякоторого всегда вызывала интерес у поклонников, перевоплотился в бизнесмена Дудыпина. Вне всякого сомнения, картина удалась, особенно если вспомнить, что партнером Филиппова был Александр Лыков.

Еще одним ярчайшим пятном в фильмографии актера стали две интереснейшие роли в сериалах конца девяностых - Виталий Иринархов из «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского» и ростовщик Осип Морденко из «Петербургских тайн». После выхода на широкий экран популярность как актеров, так и самих сериалов просто зашкаливала, а рейтинги поднялись на практически недосягаемую высоту.

Бесцеремонное любопытство

В актерской жизни случаются казусы, из-за которых даже огромный творческий успех и обожание зрителей всей страны не являются залогом счастья в семейной жизни и единственного брачного союза. Большая редкость в актерской среде (да и не только здесь) - люди, создавшие семью в юности, остающиеся вместе до седых волос. Сейчас мало кого можно удивить разводами (порой достаточно громкими и тяжелыми) между людьми, которые имеют отношение к творческим профессиям.

Именно так случилось и с нашим героем. И развод, и смерть супруги пережил Михаил Филиппов. Личная жизньактера, несмотря на его почтенный возраст, является объектом внимания и интереса как поклонников его таланта, так праздных обывателей.

Любови, семьи, дети

За спиной этого несколько тяжеловесного и даже немного грозного мужчины с удивительными глазами три брака.

Свою первую семью он создал с дочкой тогдашнего Генсека Ириной Андроповой. Отношения у супругов были далеки от совершенства, поэтому пара рассталась сразу после смерти Юрия Андропова.

Через некоторое время Михаил Филипповзаключил брак сактрисой своего театра Натальей Георгиевной Гундаревой. В этом союзе было все, о чем можно только мечтать: любовь и нежность, доверие и уважение, преданность и взаимопонимание. Они прожили вместе 19 счастливых лет. К сожалению, болезнь и смерть Натальи Георгиевны завершили эту красивую сказку.

«Наташа»

Одна из самых красивейших женщин советского кинематографа болела несколько лет, и все это время супруг не отходил от нее, пытаясь помочь всем, чем можно, охраняя ее покой от слишком любопытных людей и нагловатых журналистов.

Спустя два года после ее ухода Михаилом Ивановичем была выпущена книга под названием «Наташа» о главной в его жизни женщине - скончавшейся жене. Это была своеобразная книга воспоминаний и впечатлений об их семейной жизни, в которую вошли рисунки Натальи, стихотворения Михаила, их записочки о любви друг другу.

В ожидании чуда

Целых четыре года актер оставался безутешным вдовцом. Но, в конце концов, боль немного утихла, отпустила. Ему повезло: он встретил свою половинку. Несмотря на то что Михаил Филиппов, фото которого часто можно увидеть на страницах бульварных изданий, был старше избранницы (она - артистка театра Наталья Васильева) на целых двадцать лет, свадьба имела место быть. Их коллеги рассказывали, что чувство к будущему мужу зародилось у Наташи еще в 1993 году, когда она пришла в труппу. В то время никто не мог предполагать, что через несколько лет грянет беда. Поэтому девушка восхищалась Михаилом лишь издали, не надеясь ни на что. Говорили, что именно из-за этого чувства любви она до 40 лет не выходила замуж, отклоняя все предложения влюбленных в нее мужчин.

Немолоды, но любимы

О чувствах своей будущей третьей жены Михаил узнал только после смерти второй. Понемногу он начал обращать на нее внимание. Не было долгих ухаживаний, просто тихая роспись. Единственным условием Натальи стало венчание, потому что вопросы веры имели для нее колоссальное значение.

В этой семье царят любовь и взаимопонимание. Поскольку супругам уже не по двадцать, то особых страстей нет, но их отношения очень трепетные. Наталья нередко балует супруга выпечкой, к которой у него особая слабость. А Михаил всегда оберегает молодую супругу.

Единственным грустным моментом в их союзе оставался вопрос о совместных детях. «Это меня очень сильно волнует», - поделился однажды Михаил Филиппов. Актер стал отцом (у него есть сын), будучи в первом браке, Михаил сейчас уже дедушка. Во втором браке детей не было. Несколько лет в прессе появлялись сообщения о беременности Натальи, но однажды ей не удалось выносить ребенка, а все остальные стати были «утками». Удастся ли им воплотить в жизнь свою мечту, пока неизвестно, во всяком случае, никакой информации в печатных изданиях не появлялось. Остается только пожелать им здоровья, счастья и удачи.

Михаил Филиппов еще в детстве понял, что сцена - это его призвание. И хотя после окончания школы он отправился изучать филологию, судьба все равно вернула его на творческую стезю. Сейчас Филиппов относится к числу тех артистов, которым удается гармонично сочетать работу на съемочной площадке и в театре.

Детство и юность

Михаил Филиппов родился 15 августа 1947 года. Актер признается, что с детства мечтал работать в театре, правда, не в обычном, а в кукольном. Однако после окончания школы молодой человек не стал подавать документы в театральное, а поступил в МГУ на филологический факультет.

Михаил Филиппов

Занятия проходили в корпусе, расположенном на улице Моховой. Здесь же прямо через дорогу располагался Дом культуры гуманитарных факультетов, в котором бок о бок сосуществовали два театра. Первым, студенческим, руководил ; у руля второго театра, студии «Наш дом», стояли , Илья Рутберг и Альберт Аксельрод.

Однокурсницы Филиппова, работавшие в «Нашем доме» костюмерами, уговорили юношу сходить на прослушивание. Он благополучно прошел вступительные испытания и оказался в кругу молодых талантов. Многие из них впоследствии стали всенародными любимцами. , - вот только несколько выходцев из стен этой студии.


Репетиции и выступления полностью захватили Михаила, да и не только его - участники «Нашего дома» уезжали домой на последней электричке, а на следующий день после работы или учебы спешили снова оказаться в кругу единомышленников. Счастье длилось до 1969 года, когда студию закрыли из-за прогремевших на всю Москву спектаклей и сатирических вечеров. Из безобидных студенческих капустников постановки «Нашего дома» мало-помалу превратились в нечто более острое и злободневное, и театр предпочли упразднить.

В то время Филиппов учился на 4-м курсе филфака. Он уже не мыслил жизни без сцены, поэтому в очередную приемную кампанию направился в ГИТИС. Юноше повезло: его приняли сразу на второй курс. В 1973 году молодой артист выпустился с красным дипломом и сразу же попал в труппу Московского театра им. .

Фильмы

В 1975 году Михаил впервые оказался на съемочной площадке. Дебютом в большом кино стала роль Фуке в экранизации романа «Красное и черное». Партнерами молодого актера стали , - одним словом, начинающему свой творческий путь артисту было у кого поучиться.


К сожалению, после первого появления на экране Филиппов надолго «выпал из обоймы», в последующие годы его снимали только в фильмах-спектаклях и короткометражках. Театральная карьера тоже складывалась трудно - первую знаковую роль артист получил только в 1992 году - это была работа в спектакле «Наполеон Первый».

В 80-е годы Михаил снялся только в нескольких фильмах, таких как «Артистка из Грибова», «Женщины, которым повезло», «Процесс». Зато в последнее десятилетие XX века на Филиппова обрушилась масса работы. Творческая биография актера пополнилась ролями в «Деле Сухово-Кобылина», графа Панина в историческом фильме «Русский бунт».


Артист остался востребованным и в «нулевые». Среди заметных проектов с его участием - сериалы «Саломея», «Дети Арбата». Также его фильмография пополнилась картинами «Дзисай», «Багровый цвет снегопада», «Шпион» и многими другими.

Филиппов является обладателем целого ряда наград и премий. В основном они театральные - «Три сестры» (1999), «Хрустальная Турандот» (2010), международная премия им. Станиславского (2011), «ЖЖивой театр» (2013). Также в 2013 году ему был вручен орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 1984 году Михаил удостоился звания Заслуженного артиста РСФСР. С 1996-го Филиппов - Народный артист России.

Личная жизнь

Первой избранницей актера стала Ирина Андропова, отцом которой был Генеральный секретарь ЦК КПСС . У них с Филипповым родился сын, которого назвали Дмитрием. Однако его появление не спасло брак - отношения супругов стремительно ухудшались и в итоге закончились разводом.


В 1986 году Михаил женился на актрисе . Они познакомились в театре им. Маяковского, и поначалу коллег связывала лишь дружба, но потом они поняли - им необходимо жить вместе. Брак оказался прочным: Филиппов и Гундарева прожили вдвоем 19 счастливых лет. Разлучила их смерть Натальи Георгиевны.

В 2007 году артист выпустил книгу воспоминаний «Наташа». В ней рассказана история их взаимоотношений, полная любви и светлой грусти. Повествование сопровождают фото и рисунки, записки, стихотворения, автором которых является сам муж Гундаревой.


Свои дети у пары так и не появились, однако в книге Филиппов упомянул об Ирине Дегтевой - давней поклоннице Натальи, которая много сделала для супругов и отчасти заменила им дочь.

Третьей женой Филиппова стала актриса театра им. Маяковского Наталья Васильева. Несмотря на разницу в возрасте супругов (Наталья младше мужа на два десятка лет), в семье царит тепло и взаимопонимание. Несколько раз прессу «взрывали» известия о том, что Михаил Иванович снова станет отцом, однако эти слухи оказались ложными.

Михаил Филиппов сейчас

Актер продолжает играть в кино и на театральной сцене. Сейчас в производстве находится по меньшей мере один сериал с его участием под названием «Скажи правду». Это российская адаптация британского проекта «Доктор Фостер» (2015). В центре сюжета - история женщины, которая, однажды заподозрив мужа в измене, постепенно становится одержимой этой идеей.


В поисках доказательств неверности супруга она, сама того не замечая, рушит свою карьеру и отношения с близкими людьми. Помимо Филиппова, в сериале снимаются , . На экраны «Скажи правду» выйдет в 2019 году.

Личная жизнь Михаила складывается благополучно. Он живет в Москве вместе с женой Натальей. Супруги работают в театре им. Маяковского, правда, сыграть друг с другом в одном спектакле им пока так и не довелось.

Фильмография

  • 1976 - «Красное и черное»
  • 1988 - «Артистка из Грибова»
  • 1991 - «Дело Сухово-Кобылина»
  • 1994 - «Петербургские тайны»
  • 2000 - «Русский бунт»
  • 2003 - «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант»
  • 2004 - «Дети Арбата»
  • 2004 - «Дзисай»
  • 2009 - «Иван Грозный»
  • 2010 - «Багровый цвет снегопада»
  • 2019 - «Скажи правду»

Михаил Иванович Филиппов. Родился 15 августа 1947 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации (1996).

С детства увлекался театром. Как рассказывал актер, он был подростком-театралом, такими же были и его друзья. "Мы бегали по театрам, в том числе на спектакли «Маяковки». Я видел здесь работы Бабановой, смотрел спектакли «Комеди Франсез», которые привозили в Москву. Здесь, кстати, я почему-то посмотрел один из первых любимовских спектаклей. Не могу сказать, что «Маяковка» врезалась в мою память. Но ходил я по театрам много", - вспоминал он.

После школы поступил на филологический факультет Московского государственного университета. Во время учёбы в МГУ играл в студенческой студии «Наш дом».

После четвёртого курса ушел из МГУ в ГИТИС, где попал на курс народного артиста РСФСР профессора Григория Конского.

Окончил вуз в 1973 и стал актером Московского театра имени Маяковского.

Театральные работы Михаила Филиппова:

«Беседы с Сократом» Э. Радзинского − 1-й ученик Сократа;
«Плоды просвещения» Л. Н. Толстого - профессор Кругосветлов;
«Да здравствует королева, виват!» Р. Болта − испанский посол Де Квадра;
«Смотрите, кто пришел!» В. Арро − Роберт;
«Виктория?..» Т. Реттигана − Минтоу;
«Закат» И. Бабеля − от Автора, Боярский;
«Наполеон Первый» Ф. Брукнера - Наполеон;
«Загадочные вариации» Э. Шмитта - Абель Знорко;
«Женитьба» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Сергей Арцибашев - Кочкарёв;
«Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому. Режиссёр: Сергей Арцибашев - Дмитрий Карамазов;
«Шаткое равновесие» Э. Олби - Тоби;
«Как поссорились» по Н. В. Гоголю - Иван Никифорович;
«Директор театра» по произведениям А.С. Пушкина, В.А. Моцарта, А. Сальери - Моцарт и Сальери;
«Таланты и поклонники» А. Островского - реж. М. Карбаускис - Великатов;
«Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта - реж. М. Карбаускис - Пунтила;
«Кант» - реж. М. Карбаускис - Кант;
«Молва» (Афанасий Салынский)- реж. Ю.В.Иоффе, постановка А.А.Гончарова - Мчиславский, артист;
«Кошка» на раскалённой крыше (Теннеси Уильямс)- Гупер.

В кино дебютировал в 1975 году, сыграв роль господина Фуке в драме Сергея Герасимова «Красное и черное».

В 1980-е - 1990-е сыграл еще в целом ряде фильмов. Среди самых заметных - «Артистка из Грибова» режиссера Леонида Квинихидзе, «Дело Сухово-Кобылина», «Небеса обетованные» , «Альфонс», «Змеиный источник» Николая Лебедева и других.

Наибольшую известность актеру принесли роли в телесериалах середины 1990-х годов - «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского», в котором он исполнил роль таинственного кандидата в президенты Виталия Иринархова и, особенно, «Петербургские тайны», где актер предстал в роли ростовщика Осипа Морденко.

Михаил Филиппов в сериале "Петербургские тайны"

Также запомнился своей работой в сериалах «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант», «Дети Арбата», «Иван Грозный», «Глухарь», «Химик», «Шпион», «Гагарин. Первый в космосе». В последнем сериале он воплотил на экране образ советского конструктора ракет .

Несмотря на значительное количество сыгранных ролей, актер довольно скептически отзывался о своей кинокарьере: "Не могу сказать, что совсем не снимался, но скажу так: кино есть – ролей нет. Я могу назвать от силы три-четыре ролишки, о которых можно говорить более или менее всерьез. И это касается в основном телефильмов, как «Петербургские тайны», например. Хотя мне приходилось сниматься у великих режиссеров: Сергея Герасимова, Эльдара Рязанова, Аллы Суриковой".

Рост Михаила Филиппова: 176 сантиметров.

Личная жизнь Михаила Филиппова:

Первая жена - Ирина Андропова, дочерь Генерального секретаря ЦК КПСС . У пары родился ребенок. После смерти Юрия Андропова они рассталась.

Еще во время брака с Ириной, у актера возник роман с Натальей Гундаревой. Об этом узнал Юрий Андропов, установивший по просьбе дочери слежку за зятем. По слухам, актер испугался влиятельного тестя и принялся восстанавливать отношения с супругой, а ушел шел из семьи сразу после смерти Юрия Владимировича.

Вторая жена - актриса . Вместе они прожили 19 лет.

Спустя два года после ее смерти Михаил Иванович выпустил книгу «Наташа», посвященную актрисе. В ней воспоминания о семейной жизни, рисунки Гундаревой, стихотворения Филиппова, их записки друг другу.

Третья жена - Наталья Васильева (Филиппова), актриса Московского театра имени Маяковского. Они поженились в 2009 году. Она моложе артиста на двадцать лет.

Фильмография Михаила Филиппова:

1976 - Красное и чёрное - Фуке
1979 - Интервью в Буэнос-Айресе (фильм-спектакль) - аптекарь
1980 - Простая девушка (фильм-спектакль) - Егор Гаврилович, кладовщик
1980 - Бенефис Татьяны Дорониной (фильм-спектакль)
1984 - Одесские рассказы Исаака Бабеля (фильм-спектакль)
1984 - Иона, или Художник за работой (короткометражный) - гость художника
1986 - Ваша дочь Александра (фильм-спектакль) - Михаил Эдуардович
1987 - Смотрите, кто пришел! (фильм-спектакль) - Роберт, бармен
1988 - Артистка из Грибова - Груздев
1989 - Процесс
1989 - Один для всех (короткометражный)
1989 - Женщины, которым повезло - Марк Григорьевич, муж Наташи
1989 - А это случилось в Виши (фильм-спектакль) - Актёр
1990 - Супермент - Рудаков
1991 - Чокнутые - компаньон Отрешковой
1991 - Небеса обетованные - Вася
1991 - Дело Сухово-Кобылина - Пётр Яковлевич Чаадаев
1992-1997 - Мелочи жизни - Константин Ильич, телережиссёр
1992 - Грех - капитан милиции
1993 - Русский роман (Russian Romance / Ruský román)
1993 - Лихая парочка - Гаранский
1993 - Итальянский контракт
1993 - Завтрак с видом на Эльбрус - Сергей Маландин ("Бревно"), друг Павла
1993 - Альфонс - Константин Сергеевич, директор театра
1994-1998 - Петербургские тайны - Осип Захарович Морденко, ростовщик
1995 - Московские каникулы - представитель «Аэрофлота»
1995 - Квадрат
1996 - В империи орлов (Kinder des Kapitän Grant, Die) - монах
1997 - Змеиный источник - Матюхин, следователь
1997 - Женитьба (фильм-спектакль) - Кочкарёв
1997 - Брегет (фильм-спектакль)
1998-2002 - Самозванцы (все сезоны) - Гера Парамонов, олигарх
1999 - Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского - Виталий Авдеевич Иринархов
2000 - Русский бунт - граф Панин
2001 - Сверчок за очагом - мистер Тэклтон, фабрикант игрушек
2001 - Саломея (не был завершен) - Василий Игнатьевич Захолустьев
2001 - Наполеон Первый (фильм-спектакль) - Наполеон
2002 - Русские амазонки
2003 - Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант-1 - Олег Писемский
2004 - Дзисай - Дудыпин (Император)
2004 - Дети Арбата - Алфёров
2007 - Нас не догонишь - Марк, отец Уэйна
2007 - Женитьба (фильм-спектакль) - Кочкарев
2008 - Закон и порядок: Преступный умысел -3
2008 - Глухарь - алкаш
2008 - Багровый цвет снегопада - Ростислав Иванович Баторский
2009 - Участковая - эпизод
2009 - Легенды колдовской любви - Арсеньев
2009 - Карамазовы. Симфония страстей (фильм-спектакль) - Дмитрий Федорович
2009 - Иван Грозный - митрополит Макарий
2009 - Чего желать? О чём тужить?.. (документальный)
2010 - Больше, чем любовь. Наталья Гундарева и Михаил Филиппов (документальный)
2010 - Химик - эпизод
2012 - Шпион - Вождь
2012 - Евгений Герасимов. Привычка быть героем (документальный)
2013 - Игорь Костолевский. Расставаясь с иллюзиями (документальный)
2013 - Таланты и поклонники (фильм-спектакль) - Иван Семёныч Великатов, очень богатый помещик
2013 - Мент в законе-8
2013 - Гагарин. Первый в космосе (Gagarin: First in Space) - Сергей Павлович Королев, академик
2014 - Кант (фильм-спектакль) - Иммануил Кант
2015 - Пёс - Громов

Фото: Persona Stars, TASS (Черединцев Валентин)

Будущая звезда родилась в Москве, в семье инженеров-строителей. Однако родители Натальи были ревностными театралами, настоящими фанатами МХАТа. Кроме того, мама девочки с удовольствием принимала участие в общественной жизни института, где работала. В частности, Елена Михайловна Гундарева пела, читала и даже участвовала в любительских театральных постановках.

На репетиции и концерты брала с собой дочку.

Наталья будет вспоминать в своем интервью, что драматическое искусство было для нее чем-то особенным, магическим. «Я не знала ступать ли мне по полу ногами, или лететь», — расскажет о своих ощущениях от первого похода в театр Наталья Георгиевна.

Однако стать актрисой девочка не мечтала. Унаследовав от родителей пространственное мышление, она с легкостью справлялась с мудреными чертежами, и уже в старших классах перешла в вечернюю школу, чтобы подрабатывать чертежницей. Поступать Наталья собиралась в технический вуз.

Она так и не скажет наверняка, кто или что подтолкнуло ее к мысли, что у нее получится стать актрисой. Но однажды, когда мама уехала в отпуск, Наталья отправилась на вступительные не в технический, а в театральный институт.

Гундарева поступила в «Щуку» с отличными результатами, и училась в вузе блестяще, чем уже на старших курсах завоевала славу среди педагогов и режиссеров. После выпускного несколько театров звали молодую женщину в труппу, а она предпочла театр им. В. Маяковского и всю жизнь проработала именно там.

Хейфец


В «Щуке» Гундарева отдавала всю себя учебе, а вот попав на служение в театр, ее страстная натура взяла верх над разумом.

Первой серьезной любовью для Натальи Гундаревой стал знаменитый режиссер Леонид Хейфец, с которым они вместе работали над видеоспектаклем «Обрыв». За время съемок они так полюбили друг друга, что мужчина, невзирая на уговоры близких, рубанул с плеча: ушел от жены к молодой артистке.

Их брак был счастливым, а сердца — до конца любящими. А вот родственники режиссера Наталью долго не принимали. Мама сетовала, что прежняя невестка была куда более покладистой и даже прилежной, по сравнению с Гундаревой, обладавшей своим уникальным характером и требующей к себе безусловного уважения.

Но именно в тот период актриса оказалась максимально востребованной, поэтому просто не справлялась с бытом. Пошли мелкие скандалы, привыкший к домашнему очагу режиссер, который был на 14 лет старше актрисы и имел определенные представления о семейной жизни, не выдержал неустроенности. Кроме того, забеременевшая на пике карьеры Гундарева была вынуждена сделать аборт…

Не попрощались


к/ф Ищу человека (1973)

В общем любовная лодка получила пробоину, которую нелегко было залатать. Супруги развелись, а немного разобравшись с работой, Гундарева попыталась вернуть Хейфеца. Но увы, им не суждено было быть вместе.

Уже в конце 90-х Хейфец устроится в театр, где Гундарева была примой и станет мечтать о совместном с ней спектакле, но здесь вмешается рок: бывшие супруги одновременно попадут на больничные койки, в одно отделение одной больницы и будут лежать в соседних палатах. Но так и не решатся сказать друг другу нужные слова. После инсульта, с которым сляжет Наталья, на сцену она больше не вернется.

Служебный роман

Но вернемся в молодые годы актрисы. После шестилетнего союза с режиссером, сердце неподражаемой Натальи никогда не было особенно свободным. Скоро она снова влюбилась. На этот раз очаровал красавицу коллега по театру — Виктор Корешков, после совместной работы с которым она призналась, что буквально потеряла чувство реальности. Не понимала, где с Витей они любят друг друга по сценарию, а где — нет.

Наталья цвела, чаще улыбалась, становилась мягкой и заботливой при виде своего нового возлюбленного, он же отвечал взглядом с прохладцей и особенных чувств не показывал. Шел конец 70-х, Гундарева уже была безусловной звездной, и друзья стали советовать обратить внимание на то, что парень, похоже, собирается использовать ее положение. Но она и слушать не хотела.

Сотрудники театра, работавшие на том же спектакле, где полюбили друг друга Гундарева и Корешков, потом рассказывали, что Наталья, как будто слишком близко приняла роль. То, что Виктор не питал к ней особых чувств было очевидно, но и про Наталью говорили — не смотрится она с ним. Не ее это человек.

Выйдя за Корешкова замуж, актриса как будто поняла свою ошибку и даже не устраивала сцен ревности, зная, что супруг изменяет ей с известной певицей. Ходили даже слухи, что и Гундаревой есть с кем провести время, когда муж отсутствует. Спустя два года во время отдыха, Наталья потеряла на пляже обручальное кольцо и примета сбылась: с мужем они развелись.

Главный


к/ф Осень (1974)

Еще долго она будет сторониться коллег-мужчин, понимая, что люди творческой профессии больше других склонны занимать свое сердце нечестными по отношению к любимым страстями. Рядом с Гундаревой появятся люди других профессий, но близкие друзья каждый раз будут отзывать актрису в сторонку: «Наташа, разве ты не видишь, какой он? Он же альфонс!». Всегда все знала, все видела, но до последнего не хотела верить, такая уж влюбчивая натура.

Лишь близким она признавалась, что не верит больше мужчинам. Говорит ей кто-то слова любви, а она видит в этом лишь ложь и желание использовать ее славу, деньги, положение. Однако новое чувство пришло к ней снова в родном театре!

Летом труппа уехала на гастроли. После спектаклей и в выходные актеры часто купались, загорали, пытались отдохнуть. На одной из таких вылазок на природу Гундарева вдруг разговорилась с коллегой Михаилом Филипповым. Конечно, Наталья не поверила тому, что чувства, возникшие между молодыми людьми подлинные. Но Миша не скрывал своего трепетного отношения к Наталье, как к женщине, а не как к звезде. Заботой и безусловной любовью он завоевал сначала доверие, а потом и сердце Гундаревой.

Наказание

Спустя несколько лет друзья заметят, что на Наташе нет лица. Долго и молча она что-то переживала, пока один из одесских приятелей, кинопродюсер Александр Малыгин не спросит в лоб: что случилось? От чего ей так плохо?

Он будет первым и, может быть, единственным, кому она рассказала свою тайну. Именно в браке с самым лучшим, с любимым Филипповым выяснилось, что Гундарева никогда не сможет иметь детей.

Она всю жизнь будет жалеть о том аборте, который сделала, когда забеременела от Хейфеца.Она будет быстро находить общий язык со всеми детьми, которые встретятся ей в жизни, но сама никогда не станет мамой.

Актриса будет считать, что Бог не дал ей возможность иметь своих детей в наказание за то, что слишком уж много «детей» у нее было в профессии. Речь идет о ролях, которые она сыграла — таких разных личностей, с такими разными судьбами и характерами.

Она сыграла бы еще и даже начала учить роль для нового спектакля, начав восстанавливаться после инсульта. «Выкарабкается», — уже думали поклонники и друзья, когда Наталья дала согласие участвовать. Но судьбу не обманешь. Еще в апреле она болтала по телефону и обещала друзьям билетики в партер, а в мае ее не стало.

Женитьба актера Театра им. Маяковского Михаила Филиппова на своей коллеге Наталье Васильевой обсуждалась всеми. Многие были уверены, что, похоронив любимую супругу – актрису Наталью Гундареву, Филиппов никогда больше не свяжет себя узами брака. Но спустя четыре года после смерти Натальи Георгиевны Михаил Иванович сделал предложение другой Наталье – Васильевой. Сам Филиппов категорически отказывается общаться на эту тему с прессой. "Только звезды" удалось пообщаться с его новой супругой.

Наталья Васильева ведет нас по запутанным коридорам Театра имени Маяковского. На ней голубые джинсы и свободная кофта. У актрисы румянец на щеках и большие голубые глаза. На ее столике в гримерке стоит забавная обезьянка с бантом.

– Это мне друзья подарили, – улыбается актриса. – Сделали мне такой неожиданный сюрприз.

В это время звонит телефон. Это муж Михаил Филиппов решил узнать, когда Наталья пойдет покупать себе теплый свитер на зиму.

– Привет! – начинает щебетать в трубку Васильева. – Ты уже их видел? Ну как? Примерял? Хорошо, дома обсудим. Да, я ущучила, ущучила.

– «Ущучила» – это значит «поняла», – объясняет Наталья. – Это наше семейное слово. Недавно купила мужу теплые перчатки, но с ними вышла морока. В первый раз я ошиблась с размером и их пришлось вернуть. Сегодня приду домой, он померит новую пару. Если и эти не подойдут, придется возвращать в магазин. Сам Михаил Иванович этим заниматься не будет, он не любит ходить по магазинам. Впрочем, как и я…

– У Михаила Ивановича много работы в театре. Удается ли вам находить время, чтобы побыть вдвоем?

– Конечно! Сейчас муж ездит по миру с гастролями с оркестром Владимира Федосеева, он читает отрывки из «Войны и мира». Я бы тоже хотела выступать вместе с ним. Но муж – человек щепетильный, он не желает, чтобы говорили: мол, я попала в этот проект только потому, что мы женаты. Мне приходится мириться с нравом супруга, чтобы в наших отношениях не было никакого недопонимания.

– Вы работаете с Михаилом Ивановичем в одном театре, но никогда не выходили на сцену вместе….

– Мы бы очень хотели сыграть вместе с одном спектакле. Поверьте, было много попыток, но они не дали пока никакого результата. Так, мы должны были играть в постановках «Свадьба Кречинского» и «Король Лир»… Но не случилось. И я не тороплю события. Знаю, если что-то не происходит, значит, пока рано и надо подождать.

– Недавно вы отметили 42-й день рождения. Где праздновали?

– Обычно я отмечаю в театре, но в этот раз я решила пойти в храм. Я родилась в день Покрова. В соборе у меня есть свой духовник, который мне очень помог в жизни. К вере я пришла уже взрослым человеком. Родители воспитывали меня в духе атеизма, у нас в семье не было принято ходить в церковь, молиться, соблюдать посты. Все это я начала делать уже в более зрелом возрасте. Когда у меня заболела мама, начались проблемы на работе, я поняла, что нигде не могу найти помощи, и пошла в храм. Вы знаете, мне там как-то сразу стало легче.

– Михаил Иванович посещает храм вместе с вами?

– Да, хотя он это делает не так часто. Муж обязательно причащается, исповедуется. Михаил Иванович – человек умный, мыслящий. Для меня он – настоящий идеал мужчины. Мне очень повезло, что я его встретила! Михаил Иванович – грандиозный мастер, и любой актер посчитал бы за счастье работать с ним. Он никогда и ничего не советует, не критикует. Муж очень тактичный человек, но в то же время достаточно скрытный. Наверное, есть актеры, которые репетируют дома, на кухне. Михаил Иванович не из таких. Я никогда не видела, как он готовится к роли. Дома у нас правило – мы не говорим о работе. Муж считает, что профессию и личную жизнь надо разделять.

– Ваша свадьба с Филипповым вызвала много пересудов, обложки пестрели яркими заголовками. Наверное, тяжело было пережить такую волну популярности?

– Мне абсолютно все равно, я старалась не обращать на это внимания и не читать, что пишут о нас. Я не скромничаю – мне правда это безразлично. Писали, что якобы муж запретил мне говорить на эту тему. Ничего подобного! Просто я сама так для себя решила.

– О вашей истории знакомства с Михаилом Ивановичем ходит много слухов. Расскажите, где вы встретились?

– Ну как «где»? В театре, конечно. Я вас, наверное, разочарую, но никакой романтической истории знакомства у нас не было. Мы общались в театре, работали над спектаклем. Спустя какое-то время поняли, что нужны друг другу. И мы решили обвенчаться. Это было обязательным условием. По-другому и быть не могло. Не представляю брака, не скрепленного церковными узами. Наверное, к истории нашей пары подходит строка из песни: «Просто встретились два одиночества, развели у дороги костер».

– Пока этот костер не потух?

– Мы работаем над этим. Мне кажется, это даже лучше, когда люди приходят к совместной жизни не в юном возрасте, а в зрелом, со своим жизненным опытом, принципами. Наш союз с Михаилом Ивановичем основывается на взаимопонимании, доверии. Любовь, конечно, тоже присутствует, но между нами нет такой безумной страсти. Она ведь, как известно, быстро проходит.

– Год назад газеты писали, что вы ждете ребенка…

– Как видите, это не так. К сожалению. У нас нет детей.

– У вас с Михаилом Ивановичем разница в возрасте 12 лет. Она вас не смущает?

– Разница сказывается лишь в том, что Михаил Иванович больше меня знает и гораздо более начитан, чем я. Иногда, если я волнуюсь по какому-то поводу, нервничаю, мужу достаточно сказать одно слово, и я понимаю, что тревожиться незачем. Я эту разницу в возрасте не чувствую совсем. У нас с Михаилом Ивановичем очень много общего – мы одинаково смотрим на вещи, оцениваем спектакли, фильмы. Это дорогого стоит.

– Многие называют вас соперницей Натальи Гундаревой. Не обидно ли слышать такое?

– Я – не соперница Гундаревой. Мне странно это слышать. Мы редко работали с Натальей Георгиевной на одной сцене. В основном я играла в массовке спектаклей, где блистала Гундарева. Она, конечно, была глыба, актриса, которая на сцене могла сыграть все. Сейчас у нас таких актеров нет. Гундарева и Андрей Александрович Гончаров (бывший худрук Театра имени Маяковского) были двумя столпами в театре. Наталье Георгиевне был интересен любой человек, даже самого низкого ранга, который приходил в театр. Она очень ревностно относилась к профессии, и если замечала, что кто-то халтурит, то могла отругать и приструнить.

– Поклонники актрисы говорили, что коллеги по театру забыли Наталью Георгиевну, когда та попала в больницу…

– Она была очень замкнутым человеком. Не думаю, что во время болезни Наталья Георгиевна хотела видеть у себя в палате толпы людей, поклонников, коллег. Она жила в своем закрытом мире. И даже сейчас я о ней ничего не знаю. Мы с Михаилом Ивановичем никогда не говорим о Гундаревой. Это закрытая тема. Для мужа это сокровенная часть его жизни, о которой он не очень любит распространяться. Я это понимаю и уважаю.

– Вы читали книгу «Наташа», которую Михаил Иванович посвятил Гундаревой?

– Очень мне нравится. Я бы сказала, что книга получилась личная, интимная. Она не может не понравиться. Каждый человек найдет в ней что-то для себя.

– Не секрет, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Какими блюдами вы обычно балуете Михаила Ивановича?

– Я очень люблю готовить. Мне кажется, еда – это одна из радостей жизни, без которой было бы тяжело. Мой муж любит всевозможные булочки, пироги, несмотря на то, что ему нельзя есть много сдобы из-за проблем со здоровьем. Но мне так хочется его побаловать, что я иногда готовлю ему выпечку, хотя в этом я не очень сильна. Но я очень стараюсь!

– В одном интервью Михаил Иванович сказал, что хотел бы завести кошку. Есть ли у вас сейчас домашнее животное?

– Я обожаю кошек, готова их целовать, гладить без перерыва. А у мужа никогда не было животных. Я просила несколько раз у него разрешения завести кошку, но Михаилу Ивановичу кажется, что это очень большая ответственность. Пока он к этому не готов. Что же, придется потерпеть. У моего отца дома живет старенький кот Мурзик – гроза всех окрестных кошек. За свою любвеобильность ему приходится платить – у него разорвано одно ухо, есть раны на животе. Несмотря на это, он все равно каждую весну идет на поиски приключений. Однажды с ним произошло настоящее чудо. Спустя два месяца после того, как я его нашла, Мурзик потерялся. Мы его искали всей семьей, но он исчез без следа. Мы с мамой очень переживали за котика, плакали круглые сутки. Наверное, от безысходности я через пару дней побежала в церковь и просила у Бога, чтобы Мурзик нашелся. Так и случилось! Когда я пришла из церкви домой и снова его позвала, он откликнулся и вылез из своего укрытия.

Любимые жены Михаила Филиппова

Первой женой известного актера стала Ирина Андропова, дочь будущего генсека ЦК КПСС, с которой он познакомился в гостях у общего знакомого. Ирина сразу влюбилась в высокого брюнета с загадочной улыбкой. Однако Михаил долго не отвечал на ее чувства…

– Это и неудивительно, – говорят друзья пары. – У Ирины уже в молодости были проблемы с психикой. Мы часто замечали, как у нее трясутся руки, с собой в сумочке она всегда таскала горсть таблеток. Несмотря на это, Миша сделал ей предложение через пару месяцев. Дочь Андропова была на седьмом небе от счастья. Вскоре у них родился сын Дмитрий.

После медового месяца начались суровые будни, к которым, как оказалось, Ирина готова не была.

– Своего мужа Михаила Филиппова она ревновала страшно, – рассказывают его коллеги по театру. – Дошло до того, что Ира даже попросила отца, который на тот момент уже стал генсеком, установить слежку за неверным мужем. Подозрения подтвердились – Филиппов действительно изменял жене. Но Андропов решил не рассказывать об этом дочери, поскольку боялся очередного срыва. Когда Ирина спросила, что показала слежка, генсек сказал: «Ничего, он чист».

Но Ирина не поверила отцу и все равно подала на развод. Филиппов оказался в тяжелой ситуации: с одной стороны – неуравновешенная жена, с другой – влиятельный тесть. Поэтому он решил наладить отношения с бывшей супругой: засыпал ее подарками, цветами, встречал после работы. После такого напора женщина оттаяла и приняла его снова.

Однако семейная жизнь супругов продлилась недолго. Как только стало известно о смерти Юрия Андропова, Филиппов собрал вещи и ушел из семьи.

На своей второй супруге, всенародно любимой актрисе Наталье Гундаревой, Филиппов женился в 1986 году. Вот как сам Михаил Иванович описывает их первую встречу в книге «Наташа», посвященной Наталье Георгиевне: «Это было летом, на гастролях в Челябинске и Перми. Любовь не пришла, не подкралась, а поразила нас обоих. «Очень вовремя мы встретились», – сказал я, хотя иногда печалился: как поздно!»
Наталья Георгиевна всегда восхищалась манерами, начитанностью и чувством юмора Филиппова. «Мой муж – человек удивительного юмора, – говорила Гундарева в одном из интервью. – Он знает толк в хорошей шутке».
У супругов не было своих детей, но страстную поклонницу творчества Натальи Георгиевны Ирину Дёгтеву Гундарева и Филиппов ласково называли «наша дочка». Ирина ездила с Гундаревой и Филипповым на гастроли и в отпуск, обустраивала их квартиру. Супруги ей полностью доверяли. Когда же Наталья Георгиевна тяжело заболела, Дёгтева стала ее сиделкой: готовила еду, ухаживала за любимой актрисой, вместе они выходили на прогулку. После смерти Гундаревой Ирина вернулась в родной город Подольск.

Наталья Гундарева и Михаил Филиппов прожили вместе 19 лет. В мае 2005 года после продолжительной болезни актриса скончалась. Филиппов тяжело переживал ее уход: часто болел, ни с кем не разговаривал.
Лишь спустя четыре года он сумел вернуться к жизни и сделать предложение своей коллеге по театру Наталье Васильевой.