С кем живет тамара синявская. Тамара Синявская. Благородная примадонна. Годы счастливой жизни

ТАМАРА СИНЯВСКАЯ – ОПЕРНАЯ ЦАРИЦА

Когда-то призналась, что всегда любила сложные задачи, и судьба щедро одаривала ее ими на протяжении всей творческой жизни – каждая новая оперная партия как новая вершина, требующая покорения. И таких вершин хватает не на одну горную гряду.

Тамаре Ильиничне удалось сделать головокружительную карьеру оперной певицы, заслужить признание ценителей вокального мастерства во всем мире, навсегда вписать свое имя в историю искусства, став великой солисткой второй половины XX века.

Концерты в подъездах

Коренная москвичка появилась на свет 1943 года. Можно только представить, как сложно было ее матери прокормить ребенка в голодные военные годы. Ни в одном интервью Тамары Ильиничны не удалось отыскать сведений об ее отце, известно только, что росла она без него. Зато она любит рассказывать о маме, которая посвятила дочери всю свою жизнь, одарила вокальным талантом и вовремя привела в Дом пионеров, чтобы дочь там демонстрировала свои способности в Ансамбле песни и пляски под руководством Владимира Локтева.

В детстве Тамара любила заходить в подъезды старых московских домов, где была великолепная акустика, и устраивать настоящие концерты, прислушиваясь к звучанию своего голоса. Особенно ей нравилось подражать знаменитой аргентинской певице Лолите Торрес, слава которой гремела тогда на весь мир.

Руководитель ансамбля по достоинству оценил дарование ученицы Синявской и посоветовал ей после школы поступать в музыкальное училище при Московской консерватории. Параллельно она пела в хоре Малого театра, где постигала азы драматического искусства. Тамара старательно училась, впитывала в себя по крупицам оперное мастерство и не просто заслужила похвалы педагогов, а получила на выпускном экзамене оценку 5+, что случалось в училище крайне редко.

Смущенная дебютантка

После училища судьба привела 20-летнюю девушку в группу стажеров Большого театра. Вокальные данные молодой певицы так поразили приемную комиссию, что ее взяли даже без консерваторского образования. Юная стажерка всем доказала свое право выступать на сцене выдающегося театра и уже через год была зачислена в основной состав. Тогда все именитые певцы, при виде которых у Тамары перехватывало дух, в одночасье стали ее коллегами по сцене – , Ирина Архипова, Зураб Анджапаридзе, Александр Огнивцев.

Первое время ей даже было неловко вместе с ними репетировать, испытывала перед мастерами смущение. Тамара с упоением наблюдала за работой великих артистов, запоминала жесты, движения, мимику, каждый звук и изменение интонации, а дома повторяла и повторяла услышанное, чтобы найти свое звучание. Преодолеть себя и раскрыться ей помог знаменитый оперный режиссер и наставник Борис Покровский.

Однажды, в то время, когда основная труппа театра гастролировала в Милане, в Москве срочно нужно было найти исполнительницу партии Ольги из оперы . Это был настоящий серьезный дебют Тамары, который прошел превосходно. Это принесло ей признание коллег и даже более – ее назвали лучшей исполнительницей этой партии. После одного из выступлений выдающийся Сергей Лемешев сказал, что наконец-то встретил настоящую Ольгу.

Блистательная Тамара Синявская

Достигнув первого успеха не стала спокойно почивать на лаврах. Ежедневно она совершенствовала свое мастерство, расширяла голосовой диапазон и тем самым преумножала репертуарные возможности. За несколько первых лет работы в Большом театре она исполнила не один десяток партий, которые стали лучшими в истории оперного искусства (Кончаковна в «Князе Игоре» и Оберон в опере «Сон в летнюю ночь»). Эти партии принесли ей и зарубежную славу во время гастрольных поездок Большого театра в Канаду, Францию и Японию.

За три следующих года она получила три первых награды престижнейших международных конкурсов и фестивалей – в Софии, Вервье и Москве. Кстати, на IV Международном конкурсе имени в Москве мнения жюри разделились поровну – советские члены жюри отдали свои голоса Елене Образцовой, а иностранные (в том числе и великая ) столь же категорично выступили за Тамару Синявскую , поэтому первую премию пришлось разделить между двумя певицами.

Любовь с восточным акцентом

После такого триумфа восходящую оперную диву заприметил один известный импресарио, который завалил театр телеграммами с просьбой отпустить Синявскую на гастроли в Америку. Как известно, у КГБ на это счет всегда имелось свое мнение, и ответ был тоже стандартным: «Певица занята в репертуарных постановках». А значит, что ни о каких приглашениях ей и слышать не положено.

Кто знает, чем бы могли обернуться для нее зарубежные гастроли, а вот поездка в Баку на Декаду русской культуры стала для певицы знаковой. Там она познакомилась с . Естественно, «всесоюзного Орфея» она знала, но заочно. Между двумя несвободными людьми вспыхнули чувства, но роман прервала поездка Тамары на стажировку в итальянский «Ла Скала». В то время Синявская была замужем. Своего супруга – артиста балета – она очень уважала и была благодарна за то, что помог пережить ей потерю мамы.

Магомаев был настойчив, звонил возлюбленной каждый день, рассказывал о творчестве, обсуждал новую музыку. И, как говорится, надежный брак, не прошел проверку на прочность. После возвращения Тамары Синявской они решили соединить свои судьбы навсегда.

К сожалению, детей у пары не было, но осталось богатейшее творческое наследие – кроме сольных выступлений Муслима и работы в опере Тамары они часто пели совместно, организовывали концерты и творческие вечера.

40 лет жизни в Большом

За многие годы своего служения искусству и 40 лет работы в Большом театре Тамара Ильинична исполнила почти все значимые партии для меццо-сопрано. Ее заслуженно называют выдающейся русской представительницей итальянской вокальной школы с уникальным диапазоном. Ее бархатный тембр и обволакивающее звучание голоса, чувственность и обаяние на сцене сделали дивой не только в странах бывшего Советского Союза, но и во многих зарубежных государствах.

С Зурабом Соткилавой (Хозе) в «Кармен»

Русскую душу и женский характер народная артистка СССР воплощала во множестве оперных постановок родного театра, но самой любимой считает партию Любаши в опере «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова. Эту же ее партию признают наиболее выдающейся и критики, и любители оперы.

Для роли в одноименной опере Синявская полгода занималась хореографией со знаменитой балериной Мариной Семеновой. Зрители оценили созданный на сцене яркий образ и выразительную пластику певицы. Тамара первая в Советском Союзе исполнила партию мадемуазель Бланш в опере «Игрок» . В ее репертуаре – как русская, так и зарубежная классика, а гастрольная география насчитывает не один десяток стран.

Горькая утрата

В 2002 году Тамара Ильинична закончила выступления на сцене Большого театра и признается, что нисколько об этом не жалеет. Она считает, что лучше уйти со сцены на полгода раньше, чем на пять минут позже. Через 5 лет Муслим Магомаев и закончили и совместную концертную деятельность. В то время Муслима Магометовича стали преследовать серьезные проблемы со здоровьем, он перенес операцию на сосудах, а через год певца не стало. Тамара Ильинична очень тяжело пережила этот период. Она на три года «закрылась» от общества, почти не появлялась на публике и не давала ни одного интервью.

Время не вылечило, но принесло новые идеи – конкурс молодых исполнителей имени Муслима Магомаева. Также Тамара Ильинична нашла себя в преподавательской деятельности и возглавила кафедру вокального искусства РАТИ-ГИТИС. Она всегда считала, что на двух стульях сидеть не приемлемо, поэтому во время выступлений в Большом театре о педагогической работе не думала. Теперь же самое время передать молодым поколениям весь колоссальный опыт, накопленный за годы творчества.

Безутешная Тамара Синявская

Чтобы держать себя в форме перед студентами, она каждое утро дома распевается, радуя соседей шедеврами мирового оперного искусства. Тамаре Ильиничне до сих пор поступают предложения возобновить выступления, но она не чувствует в себе сил так же искренне любить, страдать, жить и творить на сцене, как это было когда-то. Она пела только на высочайшем уровне и не может сейчас себе позволить опуститься хотя бы на ступеньку.

Наверное, с уходом Муслима Магомаева творческая рана Тамары Синявской уже не заживет. Тамара Ильинична почти каждый месяц приезжает на родину мужа в Азербайджан, где он похоронен на Аллее почетного захоронения в Баку. Она с грустью признается, что раньше по будням занималась любимой работой, а выходные посвящала обожаемому мужу, а теперь у нее остались только рабочие будни в институте. Кроме этого, она организовала Фонд культурно-музыкального наследия Магомаева.

ФАКТЫ

Самой первой ролью Тамары в Большом театре был Паж в опере «Риголетто» . Так принято, что пажа исполняет певица, у которой амплуа «травести». Постановщик оперы, услышав Синявскую, решил, что с такой певицей за мужские роли теперь можно не переживать. Сложность этих партий состоит в том, что зритель не должен догадываться о том, кто на самом деле поет. Это был конек Тамары Синявской . «Мужские» роли у нее получались великолепно.

Всегда стремилась повысить свое актерское мастерство. Для этого она поступила в ГИТИС на факультет музыкальной комедии. Там у нее появилась возможность учиться у профессора Доры Белявской, которая единственная из всех преподавателей не захваливала Тамару , а сказала, что ей есть над чем работать. Это как раз и мечтала услышать Синявская .

Обновлено: Апрель 9, 2019 автором: Елена

Всем доброго дня! Я являюсь горячей поклонницей творчества Тамары Синявской и глубоко восхищаюсь ее талантом. Если вы никогда не слышали об этой удивительной женщине, не слышали ее чарующего голоса – вы многое потеряли и эту ошибку нужно срочно исправлять. В своей статье я постараюсь подробно рассказать о том, кто такая Тамара Синявская и о ее уникальном таланте.

О детстве и творческом пути

Будущая дива русской оперной сцены Тамара Синявская родилась в Москве 6 июля 1943 года. Росла Тамара в годы военные и голодные и заботилась о ней только мама. Об отце певицы ничего не известно и она сама о нем не упоминала ни в одном интервью, но зато всегда и охотно, с горячей любовью отзывалась о своей матери. Именно мама в свое время привела Тамарочку в Дом пионеров, где девочка начала учиться вокалу, параллельно выступая в Ансамбле песни и пляски.

Худруки ансамбля обратили внимание на необычный талант девочки и порекомендовали ей поступать после школы в училище при столичной консерватории. Тамара последовала совету. Учась вокалу уже профессионально, Синявская начинает петь в хоре Малого Театра, а заодно усваивать азы актерского и оперного мастерства.

Окончив училище, Тамара приходит стажером в Большой театр. Она поет перед комиссией, и ее члены оказываются настолько поражены певческими данными молодой исполнительницы, что ее берут, закрыв глаза на отсутствие консерваторского образования. За год Тамара добивается поразительных успехов – ее берут в основной состав. Дебютантка оказывается на одной сцене с такими звездами как Галина Вишневская, Александр Огнивцев, Ирина Архипова.


Признание к Тамаре Синявской пришло после исполнения партии Ольги в опере «Евгений Онегин». Роль досталась девушке случайно – основная труппа была на гастролях, и времени на поиски солистки не было. Пригласили Тамару, и она вступила настолько блистательно, что ее признали лучшей исполнительницей роли Ольги всех времен.

Первый успех не стал поводом для звездной болезни у Тамары Синявской. Она ежедневно и неустанно трудилась над совершенствованием своего таланта, расширением репертуарных возможностей. Только в первые несколько лет выступлений в Большом театре Синявская исполнила десяток разных партий, которые признаются лучшими в истории русской и мировой оперы. В Большом Театре Тамара Синявская проработает почти 40 лет и исполнит лучшие оперные партии в самых разных постановках. Фото, на которых Тамара запечатлена в разных амплуа, вы можете увидеть ниже.

Личная жизнь

С любовью всей своей жизни, Муслимом Магомаевым Тамара Синявская познакомилась во время поездки в Баку. И Муслим, и Тамара во время первой встречи были не свободны, поэтому волю вспыхнувшим чувствам не дали. Тамара сразу после возвращения из Баку уехала в Италию и думала, что ее внезапная симпатия угаснет и не разрушит ее брак. Но Муслим был настойчив: он звонил, обсуждал с любимой творческие планы, новую музыку. И крепость пала: вернувшись из Италии, Тамара развелась с супругом и вступила в новый брак с Магомаевым.

Синявская и Магомаев редко расставались, часто организовывали совместные выступления и гастроли. Их брак был крепким и счастливым, но, увы, в 2007 году Магомаева не стало. Тамара Синявская была безутешна, ведь мужа она любила безмерно. Почти три года она жила отшельницей, избегая общества и не желая ни с кем разговаривать. Время не исцелило рану, но все же позволило найти отдушину – Тамара решила заняться преподавательской деятельностью и также учредила конкурс молодых исполнителей имени своего покойного супруга. Вот такая история жизни ярчайшей звезды русской оперной сцены Тамары Синявской.











Народная артистка Советского Союза, которая 34 года была женой великого советского певца Муслима МАГОМАЕВА, Тамара СИНЯВСКАЯ: «Муслим был сюда послан - за его достоинство, деликатность, щедрость, заботу, огромное чувство ответственности и умение дружить можно было, как говорится, и жизнь отдать»

Часть II




«КНИГУ ПЛИСЕЦКОЙ ПРОЧЕСТЬ ДО КОНЦА НЕ СМОГЛА - ПОСЛЕ НЕСКОЛЬКИХ СТРАНИЦ ОТЛОЖИЛА В СТОРОНУ»

Тамара Ильинична, все, кто вас знают, говорили мне, что вы никогда не занимались интригами и подковерной борьбой, тем не менее Большой театр, по слухам, интриговал всегда, и книги Майи Плисецкой и Галины Вишневской, в общем-то, ярко эту сторону жизни Большого отображают. Вам нелегко было удерживаться в стороне?

Очень легко, потому что мне всяческие козни были неинтересны. Я не знала, кто с кем «дружит», у кого с кем, так сказать, роман - это и до сих пор не волнует. У меня была своя жизнь и любимая сцена, и этим было заполнено все, - ну какое мне дело, что, к примеру, в среду кто-то с кем-то повздорил?

- Талантливый человек, иными словами, в интригах может и не участвовать?

Это как Бог даст - вот мне он это дал. Во мне ни зависти нет, ни злости - ну ничего!

- Вы книги Вишневской и Плисецкой читали?

- Там правда или вольная интерпретация событий?

Плисецкую, если честно, прочесть до конца не смогла - после нескольких страниц отложила в сторону. Мне трудно было во все это погружаться...

- По моральным соображениям?

Естественно, а книгу Вишневской проглотила, потому что Галина Павловна подарила мне ее персонально в тот момент, когда они с мужем, будучи отлученными от России и не имея гражданства, жили в Париже. Она даже сомневалась, удастся ли мне перевезти эту книгу через границу, боялась за меня, поскольку за ввоз подобной литературы в Советский Союз по головке, в общем-то, не погладили бы, но я тогда была депутатом Верховного Совета СССР, и меня, слава Богу, не трогали, поэтому книгу благополучно провезла. Она даже побоялась ее надписать, чтобы меня, так сказать...

- ...не скомпрометировать...

Да, мало ли на чьи глаза это попадется! Потом, когда мы здесь, в Москве, встретились, я спросила: «Галина Павловна, а вы помните..?». Она (басовито): «Помню, помню».

- Вишневская хорошей певицей была?

Хорошей. Я бы сказала: профессиональной. У нее комплекс всего был. Да-да, не удивляйтесь: вы думаете, комплекс - недостаток какой-то? Нет, это синтез: и актриса, и певица, и очень целеустремленный человек. Как знаете кто? Как зверь в профессии - я безумно таких людей уважаю.

Евгения Семеновна Мирошниченко сетовала не раз: «Ах, почему у меня не было такого мужа, как у Гали Вишневской?!»...

Ну, чтобы его иметь, надо самой быть Вишневской.

- Наличие всемирно известного мужа имеет значение?

Не знаю.

- Сегодня, когда Галина Вишневская подолгу в России живет, вы встречаетесь?

Очень редко, но видимся - совсем недавно были на открытии Конкурса имени Чайковского здесь, в Москве.

- О чем такие большие певицы, как правило, говорят?

- (Напевает из дуэта Лариной и няни): «Как я любила Ричардсона!». - «Вы были молоды тогда». Понимаете? Начинаются воспоминания, и сразу она оживает. Вишневская до сих пор красавица номер один, до сих пор за собой следит, и я ее очень люблю.

Вы очень быстро перешли от концертов «парадных», как называли свое детские вокальные экзерсисы в подъездах старых московских домов с высокими потолками, мраморными полами и великолепной акустикой, к правительственным, в которых любили исполнять романсы...

И не только...

Ну, я сейчас еще до песен советских композиторов - Блантера, например, дойду. У меня это на пластинках было: «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Полюбила я парнишку», «У крыльца высокого», «Лучше нету того свету»...

Свету не надо (смеется) - цвету.

«ДЛЯ БОЛЬШОГО ТЕАТРА, - СКАЗАЛ МУСЛИМ, - ВЫ СЛИШКОМ СКРОМНАЯ»

Это я просто Войновича вспомнил - историю, описанную в его «Чонкине», как некий бдительный товарищ донос на поэта Исаковского накатал - мол, его слова в песне «Лучше нету того свету...» звучат с пластинок и разносятся с помощью радио на весь Советский Союз, в том числе и известная строчка «Как увижу, как услышу...», но прислушайтесь внимательно и уловите нечто другое: «Каку вижу, каку слышу»... Тамара Ильинична, романсы и песни советских композиторов - это все-таки немножко другое, нежели оперные партии...

Да, безусловно. Романсы относятся больше к классике, и они были предусмотрены в классических концертах, которые я довольно часто и в Большом зале Московской консерватории давала, и в Зале имени Чайковского. Имею в виду городской романс типа тех, что писали Балакирев, Гурилев, Варламов, плюс романсы не старинные. Старинных я никогда на сцене не исполняла - только в компании, а песни мне заказывали на правительственных концертах, потому что кто-то как-то услышал, как я пою ту же «Казачку» или «Катюшу»...

- «Чернобровая казачка подковала мне коня...».

Черноглазая - все почему-то говорят «чернобровая», но она с глазами была, а не с бровями. В общем, как правительственный концерт, так эта песня в программе, и я возмущалась безумно: «Что, кроме «Казачки», я никогда ничего не пела?». Предлагала им песню Варвары из оперы Щедрина «Не только любовь» - они ее не понимали, «Силы потайные» из «Хованщины» - это якобы очень тяжело...

- ...мимо, а вот «Казачка» - то, что нужно, что близко...

Действительно, от нее они удовольствие получали.

- Нужно было для исполнения песен как-то голосовой аппарат перестраивать?

Нет, что вы - я пела их на таком же дыхании. Блантер на полторы-две октавы писал - что там перестраивать-то? Или взять пахмутовскую «Прощай, любимый!» - две октавы.

- Вы мне можете не поверить...

Не поверю!..

- ...но песня «Прощай, любимый!» уже три года у меня в машине находится...

Сегодня три года, как ушел Муслим.

Мы обязательно еще этой песни коснемся, а сейчас я хочу спросить: как, при каких обстоятельствах вы встретились со звездой Советского Союза номер один Муслимом Магомаевым?

По-настоящему, в третий раз, как я говорила, мы познакомились в Баку на Декаде русской литературы и искусства - это было 2 октября 72-го года.

- Вы даже запомнили день?

Ну, пока еще с памятью у меня тьфу-тьфу!

- Что значит «по-настоящему в третий раз» - а первый, второй?

Дело в том, что ни первый, ни второй он не запомнил (смеется).

- Тогда это не считается...

Для вас, может, и не считается, для него не считалось, а о себе этого сказать не могу.

- При первой встрече Муслим Магометович вам понравился?

Ну что значит «понравился»? - я просто по достоинству его оценила. Сразу все поняла, потому что было это в ВТО 2 января 65-го - я тогда прослужила в Большом всего полгода. Он, по его словам, прилетел в Москву и с самолета сразу на сцену отправился, а я стояла в кулисах, потом тоже выступала. Муслим спросил: «Неужели вы в Большом театре работаете?». - «Да, - я ответила, - а что, не похоже?». - «Нет - для Большого вы слишком скромная».

- Вы уже его слышали?

Конечно, просто не знала, кому он принадлежит.

- Что в его вокале было особенного?

Очень красивый тембр, который вот из этого места (кладет руку на сердце) шел.

- Главное...

Причем он не просто пел. Муслим не звучкодуй, как говорят вокалисты, он не звуковедением занимался, а музыку пел и текст - это я запомнила хорошо.

- Плюс в отличие от многих солистов оперы умел исполнять какие-то вещи тихо, правда?

Ну, это когда уже стал, так сказать, интересоваться эстрадой. В первые годы Муслим пел (у меня же записи есть), как настоящий оперный певец, - с нюансами, но не с такими, которые появились потом. Я спрашивала: «Не трудно было к другой манере исполнения перейти?». Он пояснял: «Это называется субтон», то есть все остается, но исполняется как бы под сурдиночку. Такой вокал требует большого мастерства и для оперного артиста чреват потерей голоса - это называется «снять с дыхания», и вопрос в том, как потом вернуться? Очень сложно, а как Муслим этим управлял, я потом только поняла - просто ему дано было то, чего не было у других.

«МНЕ ПОЧТИ 30 ЛЕТ, А ОН: «ВЫ ОЧЕНЬ ХАРОШАЯ ДЕВАЧКА»

- Вы помните свои ощущения от третьей встречи, когда познакомились по-настоящему?

Конечно - она нас на 34 года связала. С тех пор - все!

- Пропали?

Не то что пропала, но все стало ясно. Там не надо было ничего расшифровывать: ходили-ходили по этой земле, и пришли.

По слухам, после официального знакомства Муслим Магометович написал вам в ресторане игривую записку: «Вы очень хорошая девочка и очень мне нравитесь, я хочу с вами дружить»...

В каких анналах вы это нашли?

- Неважно, но да или нет?

Да, но это было с улыбкой - «дружить». Мне почти 30 лет, а он: «Вы очень харошая девачка» (смеется).

- Девачка?

Да, нарочно так написал на салфетке, которую я до сих пор храню.

- Как Муслим Магометович ухаживал?

Красиво. Русские мужчины так не умеют...

- Вы уверены?

Да, к сожалению. Они это очень шумно делают - понимаете?

- И временно...

Не знаю, но Муслим ухаживал всю жизнь.

- Все, кто его знали, отмечали, что это был удивительно щедрый и благородный человек...

И щедрый, и интеллигентный, и элегантный, поэтому и ухаживал соответственно. Благородство - оно же в крови, ему научиться нельзя.

Ухаживания его воплотились в какие-то сюрпризы, подарки, трогательные слова или серенады, может быть, под балконом?

Нет-нет, последнее для меня чересчур. Если бы я не была певицей и такой человек запел бы мне под балконом, конечно, была бы уже в горизонтальном положении вследствие обморока, а так для меня это пошлость немножко...

- Что из каких-то трогательных моментов запомнилось вам особенно?

То, как он прилетел ко второму действию «Царской невесты» в Казань (к началу не успел) и мне вынесли на сцену 153 гвоздики. Охапка была такая, что я удержать не могла. Сразу же посмотрела в «царскую ложу»: он там стоял в глубине и тихонько хлопал - на авансцену, так сказать, не выходил, но все в зале сразу проследили за моим взглядом, да еще и осветители догадались направить туда луч. На этом представление остановилось.

- Порой, таким образом, он «срывал» вам спектакли?

Да, и в Большом театре тоже, причем неоднократно.

- Он никогда не хотел петь в Большом?

Его приглашали дважды - отказывался.

- Почему?

Потому что умный. Вот мы и пришли (смеется) к тому, с чего начали.

- Хорошо быть умным?

Ну, как сказать... Умным по-любому быть хорошо, но бывают, сами понимаете, ситуации... Нет, Муслим через себя никогда бы не переступил - он не хотел стоять в очереди, а у нас в театре в очередь пели.

«С ПЕРВЫМ МУЖЕМ МЫ НИ РАЗУ ПОСЛЕ РАЗВОДА НЕ ВИДЕЛИСЬ, НО КОГДА МУСЛИМА НЕ СТАЛО, ОН ПРИСЛАЛ SMS И ПРЕДЛОЖИЛ ПОМОЩЬ»

- Как вы считаете, оперой ваш супруг тяготился?

Нет, он ее очень любил - даже когда увлекся эстрадой. Собственно, интересовала его только опера.

- Все-таки... Несмотря на такой оглушительный эстрадный успех...

Да, а тут еще я с утра до вечера (распевается): «А-а-а-а, о-о-о-о».

- Ему нравилось, как вы поете?

Не знаю.

- Неужели никогда об этом даже не говорил?

Ну, иногда. Изредка...

- Я видел записи ваших совместных выступлений - у вас очень красиво сочетались голоса...

Угу. Тембры сливались...

- Почему же никто из режиссеров не предложил снять специально под вас какой-нибудь фильм?

Извините за выражение, дураки.

- Так все-таки хорошо быть умным и плохо - дураком...

Дураки! Они потеряли самые золотые, продуктивные наши годы, когда мы могли если не все, то многое. Сколько сюжетов можно было бы написать... Все недосуг было: мол, ничего, они еще есть.

- В бывшей нашей стране так ко всем относились...

Да-да-да!

- Когда с Муслимом Магометовичем познакомились, вы были замужем...

Когда в третий раз познакомились? Да.

Для вас это была, похоже, трагедия, драма? Вас эта раздвоенность мучила или предыдущий брак был обречен уже изначально?

Ну что значит обречен? Я человек порядочный и не могла бы, чувствуя обреченность, выходить замуж. Мой супруг очень хорошим был, замечательным...

- Вы любили его?

Ну, если подвести итоги, то, наверное, нет - просто он окружил меня заботой, теплом и любовью, когда (так уж сложилось) умирала моя мама... Когда умерла... Просто оказался рядом, подставил плечо.

- Вы испытывали к нему благодарность?

Она до сих пор присутствует, между прочим, - мало того, и Муслим знал об этом и признавал, что так и должно быть.

- Ваш первый муж жив?

- А сейчас вы общаетесь?

Нет, ни разу с тех пор не виделись, но когда случилась беда - не стало Муслима, он прислал мне на мобильный sms и потом подруге моей, с которой общается, передал: «Готов прийти, знаю, что смогу Тамаре помочь», потому что у него был опыт. Она ответила: «Ты ее лучше сейчас не трогай» - вот и все.

- Кто он по профессии?

Был артистом балета, а потом, по моему настоянию...

- ...стал певцом?

Нет, ну что вы! - никогда такой глупости бы не сделала. Когда уезжала учиться в Италию, сказала ему: «Ты, пожалуйста, на юридический факультет поступай», и он стал юристом.

Насколько я знаю, хотя все у вас с Муслимом Магометовичем начиналось вроде бы хорошо, вы на два года расстались...

Да нет, как расстались? Познакомились мы в 72-м, а в 73-м я благополучно уехала на год в Италию.

- Но что-то вроде разладилось?

Как? По телефонной линии? Нет, хотя во мне шла большая борьба, потому что к первому супругу я очень хорошо относилась - и Муслим, кстати, тоже. Он вхож был в наш дом, мы дружили втроем, а потом...

Когда еще до свадьбы, на пике отношений, вы с Муслимом Магометовичем решили расстаться, Пахмутова и Добронравов написали две песни, которые, я считаю, стали у них едва ли не лучшими. Это гениальная, на мой взгляд, «Мелодия» («Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей...») и «Прощай, любимый!», которую я слушаю, как уже вам признался, три года...

Мне эта песня была подарена как раз в момент ссоры...

- ...вот об этом и говорю! «Весь мир наполнен песней лебединой»...

И я в нее вложила все, что чувствовала, а потом уже она фактически стала прощальной...

- Сегодня вы иногда эти песни слушаете?

Ни его, ни себя. У меня ассоциативная память, ассоциативный слух, поэтому (горько) пока нет...

«СВАДЬБУ МЫ ОТМЕЧАЛИ В РЕСТОРАНЕ «БАКУ», И ДАМ ПОД ЕГО ОКНАМИ СОБРАЛОСЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НА СВАДЬБЕ ГОСТЕЙ»

- У вас была пышная свадьба?

Ну, по сравнению с теперешними - студенческая (смеется), но по тем временам для Москвы 100 человек - это было много.

- Где торжество проходило?

В ресторане «Баку», который был не на Горького, не на Тверской теперешней (там в это время капитальный ремонт шел), а на Профсоюзной.

- Это правда, что под его стенами в огромном количестве поклонницы Муслима Магометовича собрались?

- (Смеется). Подготовились, вижу, вы, Дима.

- Ну, вы же меня обвинили в том, что нет...

Обвинила...

- ...я шучу...

И поражаюсь: вы еще партию мою не вспомнили?

- Вспоминаю. Мучительно...

Ой, друзья мои, те, кто это интервью читает: вы-то уж, наверное, давно поняли? Была ведь подсказка...

- Ну, до этого мы еще дойдем, а много дам у ресторана «Баку» собралось?

Больше, чем на свадьбе гостей (смеется).

- Это правда, что Муслим Магометович 40 минут пел им из раскрытого настежь окна?

Было дело.

- И что исполнял?

Весь свой репертуар, который, естественно, о любви.

- Как к этому отнеслись гости?

Ну, его так любили, что, даже если бы он, скажем, в папуаса нарядился и пел так в окне, все равно всем бы понравилось, но Муслим все делал с достоинством - понимаете? Это не значит, что он задвинул гостей куда-то на задний план, просто попросил - в декабре! - открыть окна, потому что поклонницы там умирали.

- Неистовствовали...

Ну, наверное, а мороз стоял такой, что он потом три месяца с бронхитом ходил.

Муслима Магометовича обожали миллионы женщин, и я хорошо помню, хотя тогда еще был ребенком, какой женский крик стоял в телевизоре, когда он выступал. Так и на рок-концертах-то не кричали...

Это потому, что сам на сцене он не кричал, а - слово такое красивое есть! - пел, а между пением и криком, согласитесь, все-таки небольшая разница есть.

- Чего многие, увы, не понимают...

И не поймут.

«ИЛИ ОН МЕНЯ РЕВНОВАЛ? А ЧТО, Я ПОВОД ДАВАЛА?»

Певица Ирина Масленникова, супруга патриарха оперной режиссуры Бориса Покровского, предупреждала вас: «Тамарочка, вас ждет тяжелая жизнь - серная кислота в лицо и все такое...». Как в воду глядела?

Трудно сказать... Жизнь у меня прошла, была разнообразная, а тяжелая ли? Я так не думаю, во всяком случае, серной кислоты, слава тебе Господи, не было. Только девушки, которые дежурили, спали под дверью - они до сих пор приходят.

- Вы, значит, все это прошли?

Прошла, но убедилась, что с поклонницами надо в нормальных быть отношениях: не заискивать перед ними, а принимать как должное. Я их не гоняла, и они это, видимо, оценили. Муслим принимать цветы не любил...

- ...не царское это дело!..

Да, на такие случаи у царя была я. Выходила, принимала, извинялась, что он не может это сделать лично. Они говорили: «Вот передайте, пожалуйста». Сначала со стеклянными глазами, потом с более мягкими, и, в конце концов, когда я в очередной раз сказала: «Сейчас передам», услышала: «А это вам». Я их таким образом воспитала.

- Муслим Магометович вас ревновал?

Не знаю.

- Никогда-никогда?

А что, я повод давала?

- Ну, когда жена - такая красивая, яркая женщина, и повода, по-моему, не надо...

Он ко мне по-другому, наверное, относился, во всяком случае, в ярости Отелло из него - из какого-то закоулка души - ни разу не вылез.

- Ну а вас не терзала моментами ревность? Все-таки такая сумасшедшая популярность у женщин...

Муслим тоже повода не давал, а что касается поклонниц, они артисту необходимы.

- Работа такая...

Да, хотя... Когда мне приносили букеты, он меня не ревновал, но... напрягался. Все-таки Муслим - кавказский человек, и я это понимала, поэтому своих поклонников тихо-тихо спроваживала: «Спокойнее, ребята!», то есть около театра - пожалуйста, но чтобы не на его глазах. Я же сама артистка, все понимала и просто щадила нервы Муслима...

- ...потому что его любили...

А что, были сомнения?

- То, что Муслим Магометович - уроженец Кавказа, в быту как-то проявлялось?

- Он был вспыльчивым?

Очень вспыльчивым, но безумно отходчивым - вот улыбнется детской улыбкой, и все. Я в такие моменты себе говорила: «Ты-то чего закипела? Чайник, что ли?».

- Вообще, удивительно, что вы так ладили: обычно два актера в одной семье не уживаются...

Трудно, трудно...

А когда две суперзвезды, два равновеликих таланта... Как же вы прожили столько лет вместе? Нужен особый дар, наверное, чтобы так притереться друг к другу?

Это второе - все-таки первое и главное слово...

- ...любовь. И точка...

Все правильно.

Иосиф Кобзон не раз говорил мне, что никогда в истории Советского Союза артиста популярнее Муслима Магомаева не было...

И не будет!

- Той же Алле Пугачевой, утверждал он, до Муслима Магометовича далеко, как до неба...

Не надо сравнивать: она женщина, у нее другой, что называется, электорат.

Дима, он был сюда послан. На Землю...

Как хорошо вы сказали, а вот Муслим Магометович это, по-вашему, ощущал - свое предназначение, свою, если хотите, миссию?

Я не думаю, чтобы он до конца это осознавал...

- ...поскольку был удивительно скромным...

Вот за это, собственно, можно было, как говорится, и жизнь отдать. Не за скромность, а за достоинство, деликатность, щедрость, заботу, огромное чувство ответственности, умение дружить. К людям он относился с открытым сердцем, но, как показала жизнь, в одностороннем порядке.

- Не все это поняли?

Нет, они прекрасно все понимают и отлично себя чувствуют... (С горечью). В одностороннем порядке!

«САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПОДАРОК, КОТОРЫЙ МУСЛИМ МНЕ СДЕЛАЛ, - ТО, ЧТО ОН ПОЯВИЛСЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ»

- Муслим Магометович был удивительно щедрым...

Это правда...

Дарил бесконечные подарки, накрывал столы на сумасшедшее количество персон. В его номерах люкс распахивались обычно двери, вокруг всегда толпились друзья. Не сомневаюсь: супруг впечатляющие подарки делал вам - какие?

Вы знаете, самый большой подарок - то, что он появился в моей жизни.

Интересно, а какие на вашей памяти были самые яркие по отношению к Муслиму Магометовичу проявления народной любви?

Ну, диаграмму всплесков я не выстраивала, но всегда, даже в последнее время, вниманием он обделен не был.

- Ну хорошо: конная милиция на его концертах дежурила...

Это само собой...

- ...машину с ним поклонники как-то подняли и несли - он сам мне рассказывал, на руках...

- (Смеется). Я при этом присутствовала, но Муслим очень забавно, с юмором к этому относился.

- А иначе-то как?

Не скажите. Сейчас некоторые прихвастнуть любят: у меня, дескать, то-то и то-то, - а на самом деле об этом даже смешно говорить. Ну так вот его любили!

- Приходилось убегать через черный ход, прыгать из окон?

Да-да-да, где бы ни появлялся, даже когда на сцену уже в серьезном возрасте выходил... В последнее время Муслим не мог уже даже гулять, но однажды я все-таки вывела его за ворота - пройтись вокруг нашего дома. Люди его увидели (восторженно): «Это вы? Ах, как мы рады! Дай Бог вам здоровья!». Он удивился: «Что, меня еще помнят?». - «Котенька, - я воскликнула, - а как тебя можно забыть?!».

Насколько я знаю, особую роль в том, что вы таки стали парой, сыграл первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Гейдар Алиевич Алиев, который Магомаева очень любил. Он действительно образумил его немножко, действительно сказал свое веское слово, когда у Муслима Магометовича были какие-то метания, сомнения, переживания?

Если так было, спасибо Гейдару Алиевичу (царствие ему небесное!), но конкретно такого разговора не помню. Просто Муслим как-то привык жить свободно, а его возраст уже к 30 годам подходил, и Гейдар Алиевич сказал: «Тебе жениться пора». Ну а уж когда я появилась, сразу отреагировал...

- Есть и кандидатура!

Нет, он меня не как кандидатуру принял, а, по его словам, как сестру. Я, правда, обиделась, потому что Муслим для него был, как сын. «Значит, - спросила, - я старше его?» (смеется).

- Алиев добрым словом, мудрым советом помогал вам?

Только своим присутствием в нашей жизни - мы никогда к нему особенно не обращались. Из-за этого он ценил, очень любил Муслима, который хлопотал перед ним только...

- ...за других...

Всегда! «Гейдар Алиевич, мне нужно с вами поговорить!»... Тот сначала не понимал, в чем, собственно, дело, думал, когда эта фраза звучала, что у его названного сына проблемы, а потом оказывалось, что кому-то звание нужно пробить, кому-то квартиру, кому-то помочь с больницей. Вот по этим вопросам Муслим его, можно сказать, напрягал, а для себя никогда ни у кого не просил: «А ну, давайте!». Он просто делал так головой (опускает ее) - и все.

«БРЕЖНЕВ ВСЕГДА ОБО МНЕ СПРАШИВАЛ: «ЭТО КТО?», НО КОГДА ЕМУ ДЕМИЧЕВ ПОЯСНИЛ: «СУПРУГА МАГОМАЕВА», ЗАПОМНИЛ НАВСЕГДА»

Муслим Магометович рассказывал мне, что песню итальянских партизан «Белла, чао!» особенно любил Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев, который в такт ей притопывал и прихлопывал, а вам приходилось когда-нибудь лично с Леонидом Ильичом общаться?

Нет, но он всегда обо мне спрашивал: «Это кто?».

- Серьезно?

На всех концертах! Муслима любил, он для него был «Белла, чао!», а кто я такая, не помнил. Это мне Демичев, в то время министр культуры СССР, рассказывал (царствие ему небесное!), что Брежнев всегда один и тот же вопрос задавал: «Это кто?». Тот: «Молодая певица Большого». - «А сколько ей лет?». Потом уже Петру Ниловичу надоело каждый год, каждый концерт отвечать одно и то же, и он пояснил: «Это супруга Магомаева». Все, запомнил навсегда!

- Муслим Магометович пел перед ним, в том числе и на последнем, насколько я знаю, дне рождения, а вы?

Да-да, и я была приглашена, и мы пели - и дуэтом, и сольно.

- Не жалеете, что с Леонидом Ильичом даже словом не перекинулись?

Нет, но мне, в общем-то, и не надо было, я не по этой части. Жила как-то без этого - спасибо, Боженька подарил голос...

Среди власть предержащих есть, безусловно, и приятные люди, поэтому почему бы и не пообщаться, но только если они инициативу проявят - сама не подойду никогда.

О вас с Муслимом Магометовичем регулярно сочиняли разные байки - однажды даже слух пустили, будто вы в автокатастрофе разбились...

Было такое.

- И что, из приемной Косыгина звонили, чтобы узнать, когда похороны?

Нет, уточняли, правда ли это и на каком кладбище все состоится.

Что касается баек, я никогда ими не интересовалась. Мы вели очень закрытый образ жизни - это сейчас, если кто-то поцарапал руку, сразу бегут в газеты, а там уже пишут, что у имярек не царапина, а паралич (потом, правда, оказывается, что это шутка, - не знаю, как такие вещи теперь называются). Мы же поступали наоборот и свои проблемы на люди старались не выносить: кому, мол, наши подробности интересны?

Муслим Магометович был всесторонне талантлив: и рисовал прекрасно, и музыку писал, и интернетом так здорово овладел. О таких говорят: Господь поцеловал в темечко...

Я вам уже сказала: его прислали, прислали таким, почти идеальным. Утверждать, что он был совершенством, не стану, но Муслим понимал, в чем оно состоит, чувствовал его и к нему стремился.

- Он знал себе цену?

Знал, поэтому с большим достоинством вел себя абсолютно везде. Он тоже креслам не очень-то кланялся.

До сих пор для меня - и не только! - остается загадкой: почему он все-таки перестал выходить в сборных концертах - я уж не говорю о сольниках?

Устал. Муслим пел с 14 лет, причем по-настоящему, и к этому возрасту уже напелся.

Звучал отлично - последнюю песню «Прощай, Баку!» он написал уже совсем больным и записывал себя сам.

- Своя же студия была, правильно?

Ну а куда без нее? Я ему: «Котенька, а голос-то у тебя звучит». Просто уже сил не было петь, а голос, тембр прежними оставались.

- Я вам задам вопрос очень ранящий, и если не захотите отвечать, не надо: как Муслим Магометович умер?

Нет, только не это!

- У вас был домашний любимец - прекрасный пудель Чарлик...

Его тоже нет - они ушли один за другим (смахивает слезы)...

- Другую собаку взять не хотите?

У меня уже сил нет, и потом, с ней некому оставаться.

- Чарлик же был фактически членом вашей семьи...

Ну вы же помните: с рук не сходил. Даже на гастроли с нами ездил, а если Муслим был занят, я его в театр брала, и он сидел там с гримершами.

- Я помню ваши постоянные заботы: Чарлик покушал? Чарлик пописал?

Смотря еще что покушал. (Оживляется). У него были чувствительные, нежные лапки, и Муслим всегда переживал: «Ты его пускаешь, не посмотрев, что на земле, а может, там, во дворе, стекла» (смеется).

- Он же с вами и спал, правда?

Ну а где же еще? Конечно! Сказка такая маленькая...

- Я, с вашего позволения, от грустных вопросов уйду...

Да, Дима, не надо...

Киев - Москва - Киев

Талантливая певица покорила сердца миллионов слушателей. Великий талант и всенародная любовь сделали из Тамары Синявской кумира, а ученые назвали в честь нее одну из малых планет Солнечной системы. Часто на просторах интернета можно найти такие запросы, как «Биография и дети Тамары Синявской», но мало кто находил именно нужную информацию.

Будущая певица родилась в Москве в русской семье. Мать обладала певческим талантом, но не смогла раскрыть его на сцене. Эта миссию взяла на себя дочь Тамара. В три года девочка поняла, что пение является любимым для нее занятием. Особенно привлекательно было петь в парадных подъездах, которые обладают хорошей акустикой.

Во дворе она проходила все парадные и пела в каждой из них, не обращая внимания на недоуменные глаза жильцов домов. Однажды матери маленькой певицы предложили отдать девочку в Дом пионеров, где бы она смогла профессионально заниматься пением. Мать так и поступила. Теперь Тамара пела и во дворах, и на улице, и в Доме пионеров. Уже в этом возрасте она набирала небольшую публику, приходящей в восторг от ее пения. Позже Тамара стала участницей детского коллектива Лосева, где юная артистка не только пела, но и занималась танцами.

Через некоторое время Тамара Синявская была переведена в хор, где получила огромный опыт в певческой деятельности и манере держаться на сцене. Этот коллектив был очень знаменитым. Он принимал участие во многих правительственных мероприятиях, а Тамара уже тогда считала сцену своим домом. Слава ансамбль распространялась на другие страны, и скоро он стал гастролировать по Чехословакии.

Уже в детстве девочка была очень разносторонней. Детской мечтой была профессия врача. Этому во многом способствовала клиника, находящаяся вблизи от дома. Запах оттуда привлекал юную артистку, а игры часто носили название «доктор Синявская».

Зимний период больше всего привлекал маленькую Тамару, так как она любила кататься на лыжах и коньках. Вместе с подружками она часто посещала кино и напевала песни и кинофильмов. А после того, как увидела на большом экране актрису из Аргентины Лолиту Торрес, заветной мечтой стала профессия артистки.

В старших классах школы Тамара, наконец, определилась с профессиональным выбором. Она отдала предпочтение театру и поступила в музыкальное училище, которое ей посоветовал руководитель коллектива Локтев. Здесь ее талант довели до уровня мастерства отличные преподаватели.

Коренная москвичка смогла совместить учебу с работой, и начала подрабатывать в хоре Малого академического театра, где выступала на одной сцене с кумирами всей страны. Их энергетика стала мощным толчком для последующей карьеры будущей оперной певицы.

Музыка

После дебютного выступления с цыганским хором, опытные мастера сразу же заметили выдающееся дарование и дали сольные партии в последующих партиях в «Александре Невском» и «Москве». После получения диплома с отличием, Тамаре рекомендовали пойти стажироваться в Большой театр, где набиралась группа практикантов.

Исключительный талант Тамары дал возможность пройти успешно прослушивание, несмотря на то, что у певицы был очень юный возраст, и не было образования, которое получается только в консерватории. На сцене Большого театра певица познакомилась с выдающимися деятелями искусства и культуры.

Через некоторое время Тамара смогла войти в основной состав коллектива. На этом москвичка не остановилась и решила параллельно продолжить обучение в ГИТИСе, где знаменитые преподаватели превратили ее голос в настоящую редкость.

В театре режиссер Борис Покровский решил помочь актрисе в борьбе с робостью и дал ей роль пажа в опере. После этой роли все поняли, что она отлично играет роли и женские, и мужские.

Настоящим триумфом стала поездка в Милан. Там в составе основного коллектива Тамара Синявская исполнила главную роль Ольги в спектакле «Евгений Онегин». Высокую оценку она получила из уст знаменитого мэтра Сергея Лемешева, которому на тот момент было 70 лет.

За большую сценическую работу в течение сорока лет Тамара Синявская исполнила множество первых ролей и стала настоящей примадонной. Ее наградили званием лучшей русской вокалистки итальянской школы, что позволило приобрести фанатов, как в России, так и за рубежом. Бархатный меццо-сопрано стали слушать во многих странах и определять по ней знаменитую приму театра.

Тамара Синявская могла исполнить партии на французском и итальянском языке, но русскую душу всегда отмечали даже зарубежные критики. Особенно это почувствовали в опере «Царская невеста», эту роль ценители назвали лучшей ролью певицы.

1970 год стал знаковым в судьбе оперной певицы и принес ей мировую славу. Это поспособствовала высшая награда на конкурсном фестивале, посвященном русскому композитору Чайковскому. После этой яркой победы зарубежные представители предложили многочисленные роли на иностранных площадках, но Тамара не представляла жизни без Большого театра.

Оперную карьеру певица закончила в 2003 году, когда был ее певческий взлет. Позже она дала комментарий по поводу своего ухода. Она решила, что не стоит дожидаться слов о том, что у нее карьерное долгожительство.

Личная жизнь

Несмотря на яркую карьерную жизнь, поклонников интересует именно биография Тамары Синявской. Замужем певица была два раза. И первый, и второй муж были творческими людьми. Первым мужем был артист балета Сергей. Семья не заводила детей.

Вторым мужем был знаменитый на всю страну певец с очаровательным голосом и восточным колоритом, покорившим оперную певицу, Муслим Магомаев. Новости об этом браке разлетелись в миг. Вместе они прожили больше 30 лет. Фанаты часто интересуются темой биографии Тамары Синявской, но детей в браке с Муслимом не было. После его смерти певица долгое время не выходила на публику.

Тамара Синявская сегодня

Сейчас часто слышатся новости по поводу многочисленных скрытых частей биографии Татьяны Синявской. Сегодня Тамара является преподавателем в том самом ГИТИСе, куда сама когда-то поступала. Детьми для москвички стали студенты, которым она посвятили всё свое время. Так, уйдя со сцены осталась в дружеских отношениях с искусством и занимается им по сей день.

Дискография

Дискография певицы поистине великая, несомненно, она бы пополнялась еще, если бы не уход сцены. Первая роль была исполнена в 1970 году, когда Тамара раскрыла свой талант в «Евгении Онегине». Поистине, русский характер певица показала всему миру в постановке 1973 года «Царская невеста». Также в репертуар певицы вошли такие оперы как «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Борис Годунов». Лирическую нотку в дискографию внесло исполнение стихотворений из цикла песен знаменитой Марины Цветаевой.

Её именем 4981 Sinyavskaya названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 VS.


Если бы прекрасные голоса продавались в супермаркетах, у них бы нашлось немало покупателей. Жаль, что до этого еще не додумались", - сказала однажды Марлен Дитрих. Но если бы даже до этого додумались, то такой восхитительный голос, как у Народной артистки СССР Тамары Синявской, купить было бы невозможно ни за какие деньги. Коренная москвичка, она с детства была наделена особой грацией и рано почувствовала призвание к сцене. Ее творческий путь начался в шестилетнем возрасте, когда девочку приняли в танцевальную (!) группу Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров, которым руководил Владимир Локтев. Позже Тамара Синявская перешла в хор этого ансамбля, окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, а затем ГИТИС по классу пения. Еще будучи студенткой,- нечастый случай, -она обратила на себя внимание и была приглашена в Большой театр, стала солисткой. Громкая известность пришла к певице после впечатляющих побед на международных конкурсах вокалистов в Болгарии, Бельгии и на IV Международном конкурсе им. Чайковского (весомость этой золотой медали намного увеличивается, если вспомнить, что в жюри тогда входили Мария Каллас и Тито Гобби). Для постижения тайн бельканто много дала молодой артистке стажировка в миланском театре «Ла Скала». Редкий по красоте голос- меццо-сопрано с возможностями контральто- позволил Тамаре Синявской блистать во многих партиях русского и зарубежного оперного репертуара: Ратмир и Ваня, Ольга и Марина Мнишек, Любаша и Марфа, Лаура и Кончаковна, Кармен и Азучена…. Большую популярность принесла певице также широкая концертная деятельность, в рамках которой она исполняет не только оперные арии и классические романсы, но и русские народные песни, нередко выступает вместе со своим знаменитым мужем Муслимом Магомаевым.

Гастроли

В 1972 г. принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. Покровского "Не только любовь" Р. Щедрина (партия Варвары Васильевны) . 1973-74 - проходила стажировку в миланском театре Ла Скала. Много выступает за рубежом. Участница музыкального фестиваля "Варненское лето" (Болгария). Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее. Некоторые партии из ее обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в "Снегурочке" Н. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена ("Трубадур") и Ульрика ("Бал-маскарад") в операх Дж. Верди, а также Кармен - в Турции. В Германии и во Франции с большим успехом пела произведения Р. Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы "Война и мир" С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Ведет обширную концертную деятельность, с сольными концертами выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в БЗК, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Концертгебау (Амстердам). В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения С. Прокофьева, П. Чайковского, "Испанский цикл" М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа. Интересно выступает в жанре вокального дуэта (с мужем Муслимом Магомаевым). Плодотворно сотрудничала с Евгением Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижерами, среди которых Риккардо Шайи и Валерий Гергиев.

Награды

В 1968 г. стала обладательницей I премии IX Международного фестиваля молодежи и студентов в Софии.

В 1969 г. на XII Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия) получила Гран при и специальную премию за лучшее исполнение романса.

В 1970 г. получила I премию IV Международного конкурса имени П. И.Чайковского и стала лауреатом премии Московского комсомола.

В 1971 г. была награждена орденом Трудового Красного знамени.

В 1973 г. была удостоена звания "Заслуженная артистка РСФСР".

В 1976 г. - звания "Народная артистка РСФСР".

В 1980 г. получила орден "Знак Почета".

В 1982 г. была удостоена звания "Народная артистка СССР".

В 2001 г. была награждена орденом Почета.

В 2004 г. стала лауреатом премии Фонда Ирины Архиповой и была награждена орденом Ломоносова I степени.