Готы: Из истории народа. Какие они, древние готы Откуда взялись готы кто такие

От обычных людей готы отличаются особой жизненной позицией, которая для непосвященных в «готические» тайны, может показаться неприглядной. Самый главный принцип этого направления – «carpediem». Его суть состоит в том, что каждый день нужно проживать так, будто он последний, но при этом готы не умеют получать удовольствие от позитивных эмоций, наоборот, их вдохновляет душевная боль, отчаянье и состояние .

Стиль «готика» в искусстве, неважно, книги, фильмы или музыка, характеризуется атмосферой «мрачной» романтики, то есть любому произведению присуща некая загадка, а также доля мистики и неопознанности. Кстати, точных критериев оценки этой атмосферы нет, поэтому существует много споров насчет того, является ли то или иное произведение готикой. Сегодня МирСовeтов поможет своему читателю разобраться во всех тонкостях этой субкультуры.

История возникновения современной готической культуры

Чтобы глубже вникнуть в готическую культуру, несомненно, нужно ознакомиться с ее историей. Интересно, что возникла она довольно давно, но пристальное внимание на нее начали обращать только сейчас. За все время существования эта субкультура переживала много взлетов и падений, однако ее сторонниками во все времена было молодое поколение интеллигентов, которым было скучно жить «как все».

Известно, что готическая субкультура зародилась в Западной Европе и Северной Америке на рубеже 70-80-хх годов прошлого столетия. Тогда, как и сегодня, этому течению следовала молодежь среднего класса. Именно в это время ее материальное положение стало улучшаться и, почувствовав это в полной мере, молодые люди все чаще стали страдать от внутренней нестабильности и недостатка самоидентификации. Это привело к тому, что они не могли достичь внутреннего баланса и руководствовались исключительно той системой ценностей, которая навязывалась им извне. Кстати, считается, что именно это и стало предпосылкой к образованию собственной культуры, в основу которой легли драматические события и традиции того или иного исторического периода.

Вначале восьмидесятых представители готической культуры разделились на два лагеря:

  1. Appolonian, представители которого занимались различными аспектами в искусстве и философии, свойственными этой субкультуре. Они не были склонны к бунтарству и целиком отдавали себя процессу создания музыкальных и литературных произведений. Некоторые представители appolonian безуспешно пытались узаконить это течение, но общество воспринимало их как безобидных и болезненных мечтателей.
  2. Dionysan были одержимы погоней за наслаждениями и склонны к саморазрушению, именно поэтому это направление было признано неприглядным и опасным.

Со временем оба эти течения исчезли, смешавшись с традиционной культурой, ведь молодежь выросла, а философия готов никак не вязалась со вступлением во взрослую жизнь. Однако вскоре подросло следующее поколение «страдальцев» и готическая культура стала постепенно возрождаться. Вначале 90-хх произошла подмена понятий, и во главе угла оказался дресс-код, то есть люди, называющие себя готами, искренне считали, что достаточно одеться в стиле готов, чтобы называться таковыми. И все-таки это течение и по сей день находится на пике популярности, и новое поколение с успехом начало развивать свой креативный потенциал, который ранее считался идеей основной школы готов.

Образ и имидж современных готов

Гардероб гота достаточно разнообразен, начиная от нарядов эпохи Ренессанса и заканчивая традиционным имиджем «темных» панков 80-х годов. Кстати, одежда практически во всех случаях выполнена в черном цвете, но, иногда, образ может быть «разбавлен» другими оттенками: белым, красным, синим, реже - зеленым. Необычной популярностью пользуются наряды, выполненные в старинном, полном романтики стиле, главными атрибутами которого являются , кружева, корсажи и жабо. Готический гардероб в целом, отличается одновременно броскостью, строгостью и эротизмом, объединяя в себе большое количество стилей и фасонов. Как правило, готы предпочитают одежду, выполненную из шелка, мятого бархата, винила, парчи, латекса и сетки, но нужно признать, что доминирующим материалом является кожа.

Еще одной отличительной чертой, присущей готам являются прическа и макияж. Волосы должны быть длинными и прямыми, а иногда их приподнимают при помощи геля, собирая в пучки. Немного реже можно встретить ирокез. Как правило, волосы окрашивают в черный, белый или фиолетовый цвета, но встречается и двойное окрашивание, например, ярко-фиолетовые пряди на фоне черных волос. Макияж гота может привести простого обывателя в состояние недоумения. Девушки предпочитают краситься в стиле «вамп» - плотный слой белой , призванный придать лицу мертвенной бледности, черная подводка, а помада и лак для ногтей могут быть как черными, так и кроваво-красными. Кстати, юноши используют стиль «ворон» и тоже применяют грим, который мало отличается от женского. А иногда оба пола, используя косметику, имитируют синяки под глазами.

Символы и атрибутика современных готов

Среди готических символов одинаково часто встречаются египетские, кельтские (кресты и орнаменты) и оккультные (пентаграммы, перевернутые кресты и прочие) атрибуты. Хотя нужно признать, что конкретного единого для всех готов знака не существует, все зависит от личных предпочтений представителя этой субкультуры. Как правило, все украшения - кольца, браслеты, броши и цепи выполнены из серебра (золото исключается по причине «банальности»). Основным атрибутом готов принято считать египетский крест анкх, который еще называют символом жизни. Немного реже можно встретить готов, использующих еще один символ, пришедший из Египта – «Глаз Ра». Оба эти символа носят как в виде традиционных украшений, так и в виде нашивок на одежду.

Что же до христианской символики, то нужно признать, что ее используют очень редко. В основном предпочтение отдается распятиям, только они обязательно должны быть стилизованы под «готику». Яркий пример – Крест Святого Якова (крест-нож). Довольно активно используется различные символы смерти – готы склонны украшать себя черепами, гробиками и изображениями летучих мышей (символ вампиров).

Помимо вышеперечисленной атрибутики можно встретить шипованные ошейники, контактные линзы, имитирующие глаза животных или бесцветную радужную оболочку. А также кожаные обтягивающие нарукавники и черного цвета повязки на запястьях.

Еще одно немаловажное дополнение этой субкультуры – готическая литература, фото, музыка и фильмы, так называемая «духовная пища» готов. Если обобщить, то это искусство, которое не только дает толчок к развитию мышления и заставляет содрогнуться от ужаса, но и понять себя и свои пристрастия.

Мировоззрение современных готов

Готы имеют своеобразное мировоззрение, которое можно охарактеризовать двумя понятиями:

  1. Абсолютный индивидуализм – направление мыслей, чувств и желаний, которое ставит жизнь и взгляды одного конкретного человека выше, чем жизнь большого общества.
  2. Необычная (темная) романтика.

Представители этой культуры считают, что нужно всегда пытаться получить от жизни как можно больше, заниматься поисками красоты там, где ее нет, а также всегда смотреть на все события (хорошие и плохие), происходящие в жизни, с широко открытыми глазами. Также они стремятся изменить серые будни, внося в них эмоции, почерпнутые из искусства, имиджа и прочих источников. Готы предпочитают знать правду для того, чтобы относиться к ней с мрачным сарказмом, главный принцип - «умирай улыбаясь». Еще один нюанс – попытка обратить все эмоции, будь то радость, боль, обида и прочие, в жизненную энергию.

Готы черпают вдохновение из таких источников (особые книги, фильмы), которые другим людям кажутся заумными и тяжелыми. Представители этой субкультуры живут и наслаждаются исключительно тем, что затрагивает их эмоции. Музыка в стиле «готика» отличается ярким эмоциональным окрасом, а обычным людям это спектр не только не нужен, но и способен ввести в депрессивное состояние. Гот, наоборот, нуждается в обилии красок и ощущений – боли, абсолютной депрессии, безграничной печали и радости от того, что каждый день приходится преодолевать определенные преграды. Если говорить о грусти и радости, как о двух измерениях, то нужно признать, что готы находятся примерно посередине. Их эмоции холодны, а радость и жизненную силу они черпают в депрессии и мрачной грусти. Готы уверены, что жить нужно здесь и сейчас, любить – до гроба, выглядеть - ярко и сексуально, при этом соблюдая индивидуальность, а если говорить, то исключительно правду.

Готы. Ранняя история (до 376 г.)

Так как восточногерманские племена, к которым относятся и готы, вступили в контакт с римлянами довольно поздно, их ранняя история известна нам лишь по сведениям, происходящим из их собственной традиции, иногда неотличимой от германских героических сказаний и саг. Остготский историк Иордан, труды которого основываются на утраченной истории готов Кассиодора, называет прародиной готов "остров Скандза" (Иордан, О происхождении и деяниях гетов, пер. Е. Ч. Скржинской, СПб 1997, 25. Далее - Иордан)). При этом до сих пор продолжаются споры, следует ли идентифицировать этот остров с островом Готланд или Естер- и Вестерготландом (Иордан, 9. Ср. также Wenskus, S. 442ff. Ср. Wagner, Getica, S. 214). Из этой страны в дохристианскую эпоху значительная часть готов переселилась через Балтийское море в область Вислы, хотя какая-то их часть осталась в Скандинавии: (Wenskus, S. 434). еще в начале VI века между остготами в Италии и скандинавскими готами существовало постоянное сообщение (Иордан, 24). Сходные события - переселение части готов и оседание другой части в прежней области поселений - еще не раз повторятся в будущем. По данным погребений, приход готов в область Вислы следует относить к I веку до н. э. Прежнее население было покорено или изгнано со своих земель. Около середины II века н. э. готы обратили свои взоры на юг. Иордан считает основной причиной перенаселение. И на сей раз какое-то число готов осталось на месте: из них, по-видимому, образовалось племя гепидов (Wenskus, S. 469). Новая миграция, вероятно, растянувшаяся на долгие годы, привела готов в Южную Россию, где они закрепились в области между Днепром и Доном, (Иордан, 30 и сл.). хотя относящиеся к этому периоду археологические данные с трудом поддаются однозначной интерпретации (Thompson, S. 2).

По всей видимости, во время миграций и расселения на обширной территории связи между частями когда-то единого готского племени ослабли (Schmidt, S. 197). Ко времени императора Клавдия II (268-270) впервые появляются упоминания об остготах и вестготах как отдельных племенах (Wenskus, S. 472). Иордан считает, что они получили свои названия по географическому признаку. Однако скорее всего первый компонент слова "остготы" происходит от *austra (сияющий), а в имени "вестготы" следует выделять индоевропейское *uesu (хороший), так что в конечном итоге речь может идти о хвалебных самоназваниях. Поэтому корректнее было бы говорить об остроготах и визиготах (Schmidt, S. 203). Однако мы будем следовать общепринятому словоупотреблению. Между остготами и вестготами на протяжении многих столетий сохранялись тесные отношения. Неоднократно засвидетельствованы переходы из одного племени в другое, а также браки между представителями этих двух племен. Поэтому мы имеем полное право говорить о двух разных народностях одного готского племени (Wenskus, S. 475).

Когда в Римской империи в 30-х годах III в. н. э. разразился тяжелый кризис, готы переправились через нижний Дунай и опустошили соседние земли (Schmidt, S. 203). Набеги прекратились лишь тогда, когда римляне согласились выплачивать готам ежегодную дань. После прекращения выплат готы - на сей раз вместе с другими восточногерманскими племенами - вновь обрушились на империю (Иордан, 90 и сл.). На протяжении нескольких десятилетий земли по нижнему Дунаю, а также весь Балканский полуостров оставались ареной ожесточенной борьбы. Особенно большую угрозу для империи представляли готские нападения на Малую Азию, а также пиратские походы, которые вело понтийское племя боранов при существенной готской поддержке и которые наносили значительный урон почти всему восточному побережью Средиземного моря. Положение империи улучшилось только после того, как император Клавдий II в 269 г. нанес готам тяжелое поражение при Нише. При императоре Аврелиане, победившем вестготов в 271 г. во Фракии и Иллирии, на дунайские земли вернулся мир; впрочем, не в последнюю очередь этому способствовал уход римлян из провинции Дакии. После того как гарнизоны, имперские служащие, аристократия и, вероятно, значительная часть прежнего населения были отведены на южный берег Дуная, готы без боя заняли оставленные земли (C. Daicoviciu, La Transsylvanie dans l"antiquit, Bukarest 1945). На рубеже III и IV веков н. э. готы населяли территорию, границами которой были Дунай на юге, Олт (левый приток Дуная) на западе и, скорее всего, Днестр на севере (Thompson, S. 4). При Константине Великом ничто не нарушало стабильности границы по Дунаю. В 322 г. был заключен договор, предоставлявший вестготам статус федератов, согласно которому они обязались за ежегодные выплаты оборонять границы империи и поставлять военные части для службы в императорских войсках (Stein, S. 198). Благодаря этому условию договора возросло римское влияние на германцев, так как готские вспомогательные войска за время своей службы должны были ближе познакомиться с римским образом жизни.

То, что после заключения договора в 322 г. в источниках за три с половиной десятилетия не появляется ни одного упоминания о вестготах, говорит о довольно дружественых отношениях; впрочем, судя по различным косвенным свидетельствам, римская власть в пограничных землях заметно ослабла (Thompson, S. 13).

Исход готов из Скандинавии, по всей видимости, сопровождался значительными изменениями в организации общества (Wenskus, S. 467). Так, следует предполагать, что уже в то время существовал некий социальный правящий класс. Иордан сообщает, что переселение произошло при короле Бериге; таким образом, неоспоримым кажется существование сакрального по своему происхождению института королевской власти. Так как о могуществе и власти готского короля говорит и Тацит, переезд через Балтийское море, должно быть, способствовал дальнейшему возвышению королей у готов (Тацит, Германия, 42).

В Южной России готы попали под влияние сарматских кочевых племен и стали настолько сходны с ними по своему образу жизни, что римские источники не всегда различают германские и сарматские племена Южной России (Wenskus, S. 469). Характерный ландшафт, широкие южнорусские равнины, наверное, также способствовали "окочевливанию" готов. Сарматскому влиянию, возможно, также следует приписывать введение в военную организацию десятичной системы. Эволюция королевской власти в течение южнорусского периода неясна. Иордан сообщает имена нескольких королей, не вошедших в генеалогическое древо Амалов, поздней остготской королевской династии (Иордан, 26). Король Острогота (возможно, легендарный), согласно Иордану правивший остготами, тем не менее появляется в генеалогии Амалов (Иордан, 82; ср. однако 98). Возможно, имела место смена династий, сопровождавшаяся политическим разрывом остготов и вестготов, так как Остроготе не удалось добиться признания от всех готских народностей (Wenskus, S. 472).

Несколько лучше мы информированы о ситуации, сложившейся после захвата Дакии. Если до тех пор племя вступало лишь в мимолетные и всегда враждебные контакты с римским миром, то теперь оно поселилось на земле, на протяжении полутора столетий принадлежавшей империи. Хотя неверно было бы утверждать, что уже в то время начались заимствования из римской культуры, находившейся на более высокой ступени развития, тем не менее именно тогда произошло первое мирное соприкосновение вестготов и провинциальных римлян. Таким образом было положено начало процессу романизации, закончившемуся только в VII веке. Как развивались взаимоотношения пришельцев-готов и оставшихся на своих землях римлян, неизвестно. По всей видимости, вестготы избегали селиться в римских городах. На кладбище Сатана-де-Муреш обнаружена керамика, орнамент которой представляет собой смешение германских и римских мотивов. Другие находки из того же места говорят о культурном влиянии римлян на вестготов (Thompson, S. 34). Этот процесс заметно усилился благодаря интенсивной торговле вестготов с пограничными провинциями империи.

В этот период уже нельзя говорить о единой королевской власти, которой подчинялись все группы вестготов. В качестве политических вождей выступают царьки, получившие в римских и греческих источниках названия reguli и basiliskoi (Schmidt, S. 243). и, по-видимому, передававшие свою власть по наследству (Об этом говорит тот факт, что Атарид был сыном царька Ротестея (Thompson, S. 54). Королева Гаата передала власть своему сыну Аримеру (Thompson, S. 158) Они правили небольшими родами, а их могущество по большей части основывалось на дружине (Thompson, S. 43, 52).

Все племя могло в особых ситуациях объединяться под руководством одного вождя. Таким вождем после 364 г. стал Атанарих, которого наши источники называют "судьей" (iudex, dikastes) (Thompson, S. 44). Уже ко времени миссионерской деятельности Вульфилы. мы обнаруживаем некоего безымянного "судью", которого вполне можно считать вождем всего племени (Thompson, S. XVIII). Вероятно, в основании словоупотребления источников лежит какой-то неизвестный нам готский термин. Атанарих сам требовал от римлян называть его не королем, а судьей, так как первое предполагает авторитет, а второе мудрость. По всей видимости, вестготы считали, что королю присуща не только власть, которой, несомненно, обладал Атанарих, но и определенная сакральность (Wenskus, S. 322). Функции Атанариха по большей части заключались в военном руководстве, так что его можно было бы назвать герцогом, если понимать это слово в его исконном значении, то есть полководцем (W. Schlesinger, uber germanisches Heerkoenigtum, в: Beitrage zur deutschen Verfassungsgeschichte des Mittelalters, Bd. I, Gottingen, 1963, S. 57f. Ср. также H.-D. Kahl, Europaeische Wortschatzbewegungen im Bereich der Verfassungsgeschichte, ZRG germ. 77, 1960, S. 198). Атанарих командовал дружиной, которая осталась с ним и после того, как в результате поражения от гуннов вестготы покинули его (Schmidt, S. 418). Если Атанарих был единоличным военным предводителем вестготов, то более древние источники позволяют сделать вывод о том, что первоначально вестготы выбирали двух герцогов. Во времена Константина Великого упоминаются два вождя, Ариарих и Аорих, преемником которых был, впрочем, один Геберих (Иордан, 112). "Судьи" назначались на свою должность собранием племени. В "Страстях св. Сабы" упоминается собрание "мегистанов" (знати), которое вынесло решение о преследовании христиан (Passio S. Sabae, ed. H. Delehaye, Analecta Bollandiana 31, 1912, S. 216-221). Это собрание состояло из людей, пользовавшихся наибольшим уважением у соплеменников или отличавшихся знатностью происхождения (Thompson, S. 49). С уверенностью можно говорить о том, что в собраниях участвовали царьки. Неясен вопрос об участии широких народных кругов. Е. А. Томпсон отрицает существование народного собрания и придерживается мнения, что центральным органом всех вестготских родов было только собрание мегистанов; (Thompson, S. 49). Л. Шмидт, напротив, приравнивает собрание мегистанов к народному собранию (Schmidt, S. 244). Когда в 376 г. готы приняли решение просить Римскую империю принять их на римской земле, этому решению предшествовали долгие обсуждения (Аммиан Марцеллин, Римская история, пер. Ю. А. Куликовского, А. И. Сонни, СПб 1994, 31, 3, 8. Далее - Аммиан Марцеллин). Иордан говорит об "общем решении" (communi consilio) вестготов вступить в переговоры с императором Валентом (Иордан, 131). Остается неясным, указывают ли эти сообщения на всенародное собрание. В "Страстях св. Сабы" далее упоминается совет деревни, обладавший, впрочем, очень узкими полномочиями (Thompson, S. 66). Вестготы познакомились с христианством в III веке. В ходе своих грабительских набегов на Римскую империю они захватили множество пленных, среди которых были и христиане. Обращением готов занимались прежде всего христиане из Каппадокии. Какую роль наряду с этим при распространении христианства играло дакороманское население, неизвестно (Schmidt, S. 235). Скорее всего, христианство еще долгое время оставалось религией низших слоев вестготского общества, состоявших из инородцев.

Существование христианских общин подтверждается просьбой христиан готских земель о назначении епископа. В ответ на эту просьбу константинопольский патриарх послал Вульфилу, родители которого, происходившие из Каппадокии, были захвачены в рабство вестготами и который сам родился в вестготском государстве. Он провел несколько лет в Константинополе, где и был посвящен в священники (Thompson, S. XIV). Вульфиле не было суждено проявить себя у вестготов: приблизительно через 7 лет после своего назначения, около 348 г., он был вынужден покинуть страну вместе со своей общиной. Он и его последователи нашли убежище в Римской империи, где по указанию императора Констанция они поселились в области Никополя на Истре (ныне Тырново, Болгария). Потомки переселенцев жили там еще в середине VI века. Их называли малыми готами (Gothi minores), они вели в этой скудной местности очень бедную жизнь и считались неспособными к войне (Иордан, 267). Так как потомков общины Вульфилы называли готами, следует предположить, что значительную часть изгнанных около 348 г. христиан составляли именно готы. Вульфила и после поселения в пределах Римской империи продолжал ревностно стремиться к распространению среди вестготов истинной веры. Он разработал готский алфавит, что позволило ему переводить на готский язык книги. До этого времени готам был известен только рунический алфавит, использовавшийся скорее для религиозной и магической практики, чем для литературных целей (Thompson, S. 31). Писательская деятельность Вульфилы приняла значительные размеры (Thompson, S. 115). Его главным трудом стал перевод Библии на готский язык, от которого до нас дошли только фрагменты в так называемом Серебряном кодексе. Остальные произведения Вульфилы не дошли до нас: так как их автор был еретиком, они были уничтожены. Вульфила жил во время христологических споров, когда церковь волновали вопросы о соотношении божественной и человеческой природы в Христе (M. Werner, Die Entstehung des christlichen Dogmas, 1959). Несмотря на то, что готский епископ занимал в этой дискуссии срединную позицию, позднее он был осужден как арианин (Thompson, S. XXI). Возможно, именно его деятельность привела к тому, что через некоторое время вестготы обратились в арианство.

С изгнанием общины Вульфилы христианство, тем не менее, вовсе не было искоренено. Наряду с арианами среди готов были и ортодоксы, и аудиане. Секта аудиан, основатель которой Аудий особенно подчеркивал антропоморфное явление Бога, даже добилась крупных успехов и основала множество монастырей (Schmidt, S. 236).

В период с 369 по 372 гг. по решению совета мегистанов проходило всеобщее преследование христиан, в основе которого лежали антиримские настроения, чрезвычайно сильные среди вестготов. По-видимому, все христиане, вне зависимости от того, к какому течению в церкви они принадлежали, считались вражескими приспешниками (Thompson, S. 99). В одной церкви мученической смерти было предано 26 христиан. Жертвами преследований стали также готы Саба, Инна, Пина и Рима, так что можно предположить, что христианское вероучение небезуспешно распространялось среди готов.

Готское язычество оставило после себя лишь скудные следы. Культ богов организовывался отдельными родами, у которых были свои идолы и свои жрецы (Schmidt, S. 248; Thompson, S. 60). По всей видимости, никогда не существовало культа, общего для всех вестготов. Богу, которого Иордан называет римским именем Марс, приносились человеческие жертвоприношения (Иордан, 41). Во время преследования христиан 369-372 гг. Атанарих возил по стране деревянного идола, которому принуждал поклоняться христиан. В "Страстях св. Сабы" засвидетельствовано проведение культовых трапез (Thompson, S. 99). Кроме этого нам вряд ли известно что-либо еще об обрядах и содержании готских верований.

Когда у видела в метро девушку, одетую во всё черное, а на ногах у нее были уродливые туфельки "готические":) Подумала, жесть, с народа постебаться можно, одеваются конечно, они, обхохочешься:)

Кто такие готы и от кого они произошли?

Если задуматься серьезно о том, откуда же корни готики, то, наверное, с того момента, когда люди стали интересоваться смертью и всем страшным и необъяснимым. ...только они не догадывались, что это готика... Во все времена были люди, которых темная сторона жизни привлекала больше, чем светлая, люди, желающие не только узнать, что такое жизнь, но и познать Смерть. Вспомнить хотя бы оккультистов, некромантов, шаманов и т.д. А древнеегипетская цивилизация? Вся ее культура построена на преклонении перед смертью и подготовке к загробной жизни... Да таких примеров огромное количество! Наверное, отсюда пошла любовь готов ко всем оккультным "штучкам", египетским анкхам и т.д.

В конце 70-х молодежь находилась под влиянием "темного искусства", как кино, книг, так и музыки. ХХ век ознаменовался образованием новых культур. Хиппи - это мир, радость и цветы, панки - это безразличие ко всему, сочетание железа и грязи. Требовалось другое течение - альтернативное и противоположное этим. Так появились готы - пессимисты, любители "могилок и страшненького".

Официальная версия, от куда же появились готы, такова -, как человек произошел от обезьяны, так готы произошли от панков (интересно, радуются ли сами панки такому родству?). В конце 70-х, когда панки потихоньку стали терять известность, от них отделилась группка, позднее ставшая называться готами. Точнее, часть бывших в те времена панк - групп просто изменила свое звучание на более мрачное и депрессивное (такие группы, как Siouxsie & the Banshees, Bauhaus, Sex Gang Children, Joy Division, Southern Death Cult, Specimen и т.д.). Смысл их песен вертелся вокруг страшного и загадочного, а сами они выработали свой специфический имидж, где в основном преобладали черные цвета. У кого-то от этих песен бежали мурашки по коже, а кто-то приходил в неописуемый восторг. Так появлялись первые готы - поклонники нового стиля в музыке. За тем этот стиль отделился и стал самостоятельной культурой, т.е. субкультурой - все же, как ни как панки приложили здесь свою лапку.

Насчет того, как же термин "гот" обрел то самое определение, которое мы имеем сейчас, вдамся в историю. В средние века - готы - это германское племя варваров, которое и положило начало готической архитектуре, которая, в свою очередь дала повод для названия субкультуре. Почему? Объяснить нетрудно. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. В искусстве готики переплетались лиризм и трагизм психологических переживаний, возвышенная духовность и эмоциональность. Вероятно, в какой-то мере это повлияло на пессимистически настроенную молодежь, которая придала термину "готики" новое значение. Но, возможно, тут виновато и созвучное с "готами" слово "ghost", что с английского переводиться, как "призрак, привидение". Ну и не сложно догадаться, как "готы" стали "призраками".

Готы - люди в черном

Прежде всего, выясним, кто такие готы?

Некоторые ошибочно думают, что готы - это люди, одевающиеся в черное, слушающие готическую музыку (можно быть меломаном, но не являться готом), сатанисты, извращенцы, психи и вообще пропащие души... И это, естественно, все идет от незнания и неосведомленности.

В последнее время готика стала входить в моду и это способствовало появлению так сказать "фальшивых готов", т.е. тех, которые стали готами, потому что это модно или, например, любимая группа играет в готик стиле, или потому чтобы привлечь особь противоположного пола... Чаще всего такие готы даже не знают, в чем состоит философия готики, не знают ее истории, при этом показывая всему миру, что он гот. Но гот не терпит показухи, ведь для чего тогда он отдаляется от общества, надевает черные одежды и ходит на кладбища? Не для того, чтобы показать, что вот какой он особый, а быть в гармонии со своим миром и наслаждаться тем, что ему нравиться.

Философия готики отличается от других своей мрачностью и депрессивностью, которая видимо и служит притягиванию молодежи к оной. Как однажды сказал мой знакомый: "подросток создан только для того, чтобы страдать". Конечно, уже довольно взрослые дяди и тети не брезгуют посещением готик-пати, что тогда говорить? Такой уж извращенный склад ума.

Готы отличаются от оптимистичных и веселых людей своей пессимистичностью и замкнутостью. Они интересуются смертью больше, чем жизнью, их привлекает все мистическое и мрачное. Готам свойственно усугублять и преувеличивать положение вещей, они недовольны этим миром, жизнью в целом...

Чаще всего готы по своей натуре философы и романтики, им свойственно утонченное чувство прекрасного, они очень душевно ранимы. Характерными чертами также являются одиночество, частые депрессии, меланхолии, не восприятие радостных красок жизни и замкнутость в своем особом мирке, в который гот редко кого пускает. Конечно, все вышеперечисленное относится не ко всем готам; как личность, каждый гот индивидуален, здесь названы их более "выдающиеся", отличительные черты характера.

Готов интересует "темное искусство", т.е. искусство, которое для других людей может показаться мрачным, жутким и страшным, но для готов оно кажется прекрасным. Нередко они и сами творят в этой области. Темное искусство распространяется на все виды искусства, и это говорит, что человека всегда притягивало к необычному и загадочному. Например, в кино, это может быть ужасающий триллер или мрачная драма. С книгами все обстоит практически тоже самое. Чем мрачнее книга, тем больше она привлекает готов. Это могут быть книги про вампиров, оборотней или тема любви и смерти.

Некоторые готы, которые хоть как-то относятся к готике (будь то начинающие, матерые готы или просто интересующиеся люди), иногда задают себе вопрос: что же в готике самое главное? Что же важнее, готический имидж, какую музыку ты слушаешь, чем ты интересуешься, или то, как ты смотришь на мир. Как говорится, по одежке встречают... Как ни как, гота прежде всего видят по его имиджу... Хотя это не столь суть важно. Я считаю, главным достоинством гота - это состояние души, особый взгляд на мир. Если ты будешь одеваться как гот, то это не значит, что ты являешься таковым. Главное - то, что внутри, а не снаружи. Довольно простые истины правильны и для готики:-) И вообще - делай то, что считаешь нужным, и не обязательно подстраиваться под общие правила.

Имидж готов

Одежда готов довольно разнообразна: от роскошных платьев эпохи Ренессанса, до имиджа традиционных дарк панков 80-х годов.

Как правило, она полностью чёрная или чёрная с элементами других цветов. В зависимости от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры, стилистика одежды готов может разниться. Среди считающихся стереотипными атрибутов одежды - корсеты, облегающие нарукавники и юбки-макси (для девушек), чёрные повязки на запястьях. Распространены одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда. Высокие шнурованные ботинки, берцы, сапоги или другая «неформальная» обувь (New Rock, Swear).

Характерной прической для обоих полов считаются длинные волосы, выкрашенные в чёрный цвет. Лицу придается «мертвенная» бледность с помощью пудры или грима, глаза подводятся более тёмной тушью.

Среди прочей атрибутики встречаются шипованные ошейники, контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки, серебряные украшения оккультной тематики.

Готов можно иногда выделить из толпы по самой обычной сурово-черной одежде (корпоративный имидж) или же сразу заметить по бросающемуся в глаза эффектному вамп-имиджу на основе черного цвета. Что-то необычное во взгляде, а также, относительно женщин-готов - подчеркнуто-эротический стиль вамп в облике. Готы - это, прежде всего, мировоззрение, которое базируется на определенных жизненных принципах (абсолютный индивидуализм и романтика) и имеет свои ключевые элементы - каждодневный поиск красоты, концентрированная энергия эмоций. Основой жизненной философии, мировоззрения и стиля жизни часто являются тексты многожанровой и разносторонней готической музыки (от "классической" готики - The Sisters of Mercy, Diary of Dreams, Deine Lakaien и мейнстрим-готики HIM, Rammstein и т.д. до непризнанной в свое время готики Виктора Цоя и Кому Вниз)

Готическая музыка, или же "готик-сцена", многожанрова. Готик-сцена - понятие, которое объединяет многие музыкальные направления: gothic rock, gothic metal, различную готик-электронику (dark electro, synth pop, etc.), музыку с элементами готики, и многое другое. Не путайте термины! Только в Германии используют выражение "schwarze szene/чёрная сцена", который является синонимом "готик-сцены". Во всем мире, в Украине и других славянских странах говорят: "готика", "готик-сцена" и "готы". Детальнее>

Уважайте вкусы других готов, ведь каждый гот слушает "свою готику" - будь-то готик-рок, готик-метал, готик-электроника или готик-фолк. Готы слушающие готик-метал часто не воспринимают электронную готику называя её "попсой" и наоборот - те готы, которые слушает электронику негативно относяться к "тяжелым" саб-жанрам готик-сцены. Все музыкальные стили входящие в готик-сцену равносильны и равноправны. Именно благодаря своему разнообразию готик-сцена и сильна.

Утрировано можно сказать, что отличительным для готов является черный цвет одежды и готик-имидж: как уже упоминалось, у женщин - "тяжелая" косметика и общий стиль вамп, у мужчин - стиль "ворон", часто - строгая "корпоративная" черная одежда). Имидж является тем признаком, по которому готы отличаются от остальных и, по которому определяют своих среди других.

Важными дополнениями субкультуры являются также связанная с готикой литература, кино, арт, фото и другая "духовная пища готов". Обобщенно можно сказать, что это: литература на стыке первичных ужасов, экзистенциализма, декаденса и "последней романтики", которая дает силу к мышлению и возможность понять себя и свои влечения (от Лотрэамонта, Стокера и Бодлера до Ремарка и Орруэла, Камю, Сартра, etc.). Кино, которое заставляет содрогнуться и осознать странное (от немых монстров эпохи Носферату и Метрополиса до непонятости Линча, Тарковского, Кубрика, Мурнау, Кронэнберга, etc.: "Ворон", "Голод", "Соляриус", "Одиссея 2001", "Потерянное шоссе". А также - арт, фото и остальные art-жанры, которые не дают быть просто потребителем.

Ключевым для развития готики и одновременно спорным элементом уже более 20-ти лет является свое понимание готики каждым готом. Закономерными результатами субкультуры на основе романтики и индивидуализма стали аксиомы: у каждого гота свои определения гота и готики и каждый является готом по-своему. Именно подобный подход помог готик-сцене найти своих преданных сторонников и укрепиться в кругах людей постоянного духовного поиска, повышенной креативности или обостренной чувсвенности. Людей, которые сознательно называют себя готами. Нам не обязательно быть вместе, чтобы быть готами. Но, когда мы собираемся вместе, мы создаем себе отдельный мир.

"Готика" (gothic) - обобщающее понятие, которым сегодня обозначают стиль жизни, мироощущение и жизненную философию, целый комплекс направлений искусства (музыка, арт, литература, кино, фото, архитектура, etc.) составляющих - вместе, разумеется, со своими носителями, готами, так называемую - "готическую субкультуру".

Готы - люди, а) относящие себя к готической субкультуре и б) исповедующие в какой-то степени готический стиль жизни - в) специфическое "черное", ироническо-философское отношение к окружающему миру и жизни, г) любовь к готической музыке и/или литературе, арту, etc, д) ношение тотально черной одежды + серебра и создание специфического "готик" и "вамп" имиджа как у женщин, так иногда и у мужчин.

Готы - Те, кто испытал эмоциональную боль и понял, что боль может давать силу.

Мировоззрение
Готы имеют так называемое готическое мировоззрение или, в других словах, - "жизненную философию" сочетающие два основных элемента: абсолютный индивидуализм и необычная романтика (neo/dark romantics). Всегда стремиться к большему (в жизни, музыке, арте, етс), искать красоту даже в том мире, в котором ее нет, всегда смотреть на все (негативные и позитивные) стороны жизни, не закрывая на них глаза. Пытаться изменить каждый серый, банальный день - внести в него эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и других источников. Знать правду и мрачно иронизировать над ней (принцип таков - "Die laughing!" (умирай улыбаясь). Переплавлять все свои эмоции, как позитивные, так и негативные - боль, отчаяние и подобные, в жизненную энергию. Чувствовать себя нормально с своими "отклонениями": мрачным настроением, иронией, странными взглядами на жизнь - и брать из всего этого силу.
Готы берут энергию и жизненное вдохновение из той музыки, литературы, арта и философии, которые других просто "грузят", депрессируют, кажутся слишком мрачными, "заумными" или слишком сложными. Готы живут тем (музыка, книги, etc.), что заставляет все время испытывать эмоции. Обычно готическая музыка очень эмоциональна и многим людям весь этот спектр эмоций не нужен (им хватает одной из сторон, к примеру - только позитивных и радостных). Им хватает 4 цветов. Остальные - боль, грусть, эмоциональная агрессия от жизни и другие для них тяжелы. Готу же нужны все оттенки и краски эмоций - полет абсолютной боли и радость каждодневного преодоления границ серой реальности, безграничная грусть и несущая понимание чувств, печаль. Радость и грусть - два измерения. Готы - посередине. Готы сохраняют холод своих эмоций. Готы не слабеют от грусти, мрачности, депрессии, а находят в этом свою радость, энергию и силу. В радостной музыке нет силы для готов, так как радость - проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков. Для сохранения своих эмоций нужен постоянный поиск чего-то настоящего - в жизни, музыке, арте... Готы постоянно ищут то, что стимулирует чувства и позволяет погружаться в свой мир.

Если человек прошел через сложный (тяжелый) период жизни - он слушает ту музыку, которая дает силу, энергию. В этот период познается то, что настоящее в жизни, а что нет, так как восприятие человека обострено и способно тонко чувствовать разницу между искренней, вкусовой музыкой и "конвеерной". Поэтому к готике часто приходят через "черную" полосу жизни, которая заставляет отделить фальш от истинных эмоций, а искусственно созданную, исходно "коммерческую"или же однобокую тотально-радостную музыку от той, которая несет эмоции...

Также, как уже, готы обычно исповедуют достаточно серьезные жизненные принципы, которые сочетают две несочетаемые грани: carpe diem, сегодняшний день последний, а потому его нужно соответственно прожить и обще-зажеванных-тривиальных: настоящая вера в себя, в настоящую дружбу и любовь. "She always said simple, trivial things - I used to say it was kinda trivial - Believe me nothing is trivial!" (The Crow). Таким образом, в большинстве своем, готы переплавляют два этих подхода в один: жить каждый день как последний и при этом придерживаться своей философии (жить в своем мире) и выглядеть так, как это соответсвует состоянию души (обычно - с преобладанием черного цвета).

Если мировоззрение готов можно более или менее четко описать (жизнь по принципам абсолютного индивидуализма и мрачной романтики), то с конкретными примерами или источниками дело обстоит сложнее, так как у каждого они свои. Можно сказать, образно и в общем, что гот живет по принципам Виктора Цоя (максимально выраженых в фильме "Игла" и альбоме "Звезда по имени солнце"), духовных идеалах романов Ремарка ("Триумфальная Арка", "Черний обелиск", "Три товарища") и верит в истины основоположные для фильма "Ворон" ("The Crow"). Жить сейчас и здесь и, чтобы это стоило того. Попытка сделать так, чтобы все было красиво или не было. Любить - так до конца, выглядеть - так сексульно и индивидуально, говорить - так правду. Как ни парадоксально, но то же время в реальной жизни и работе некоторые корпоративные готы живут по принципу ордена иезуитов - "цель оправдывает средства". Итак: сочетать банальное и высокое. Загонять примитивные инстинкты в сложные туннели глубоких эмоций.

Символика готов
Готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, используя как египетскую, так и христианскуюи кельтскуюсимволику.

Основным готическим символом является египетский «Анх»(Анкх), символ вечной жизни. Вошел в субкультуру после выхода на экраны «вампирского» фильма «Голод»(с Дэвидом Боуи). Также часто употребляются и другие египетские символы - такие как «Глаз Ра».

Христианская символика также используется, по большей части в виде стилизованных распятий. Кельтская символика встречается в виде кельтских крестови различных кельтских орнаментов.

Достаточно широко представлена оккультная символика - используются пентаграммы(как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти - украшения с гробиками, черепами, и т. д. К чисто готическим символам можно отнести различные изображения летучих мышей.

Готическая музыка
См. подробнее: Готик-рок, Готик-метал, Список групп готик-метала

Основной музыкой, входящей во вкус готов, является готик-рок. Это жанр, возникший в конце 1970-х в произведениях пост-панк групп, таких как The Sisters of Mercy, Bauhaus, Siouxsie & the Banshees. Группы отличались как мрачными текстами о судьбе, любви и смерти, так и мрачным имиджем.

Толчком к развитию готической музыки послужил проект Эндрю Элдритча (Andrew Eldritch) The Sisters of Mercy, отличавшимся на то время низким мощным вокалом, «варварским» внешним видом участников группы, а также своеобразной холодной сдержанной эстетикой и напряженным эмоциональным музыкальным строем, столь характерным для готического искусства средневековья. Сперва музыканты характеризовали свой жанр как «Death Rock», но со временем прижился изобретенный прессой термин Gothic Rock.

В более поздний период возникло течение готик-метал. Это жанр, сочетающий элементы готик-рока и дум-метала, также популярного среди готов. Музыка готик-метал отличается медленным, вязким звучанием с активным использованием клавишных. Часто вокалистками выступают женщины, либо используется дуэт «красавица и чудовище» - высокий, «оперный» женский вокал и низкий мужской. На эту стилистику заметное влияние оказал мюзикл Эндрю Ллойд Уэббера «Призрак Оперы».

Объединение готики и метала принято датировать 1994 годом, когда вышли два первых готик-метал сингла «Schackal» (Lacrimosa) и «Theatre of tragedy» (Theatre of tragedy). В 1995 году вышли первые готик-металические альбомы этих групп «Inferno» (Lacrimosa) и «Theatre of tragedy» (Theatre of tragedy). В скором времени у обоих групп появилось множество подражателей, копировавших мрачный образ музыкантов, смесь мистики и лиричности, мертвенного спокойствия и истеричного надрыва, ангельского женского голоса и грубого мужского. На последний пункт особенное влияние оказала группа Theatre of tragedy, чей прием - спевка с разным параллельным текстом - в дальнейшем стала широко использоваться у множества doom и gothic групп. Среди последователей группы Lacrimosa(самые характерные - Sanguis et Cinis) распространено использование классических инструментов (как настоящих оркестров, так и синтезатора), обращение к античным и средневековым темам.

Готику с неоклассикой связывает очень многое. Практически вся симфоническая готическая музыка уходит корнями в нео-классику, являя собой просто более темный ее вид, несущий кроме того характерные для готики мировоззрение и философию. Первой готической группой, играющей нео-классику, были немцы Stoa. Такие группы как Endraum, Ophelia`s dreamили Dargaardпродолжили их линию, а такие готик-металисты как Lacrimosa, Samsas Traum, Untotenсоединили готическую нео-классику с металом.

Начиная с XXI века в готике стало появляться все больше элементов электроники. Характерным тому примером будет появление на темной сцене множества проектов берлинца Криса Поля (Chris Pohl) - Terminal choice, Seelenkrank, Tumor, BlutEngel, у которых сразу появилось много поклонников и подражателей. До этого электронная готика по большей части была родом из студии Danse Macabre, расположенной в средневековом замке. Ее владелец, Бруно Крамм (Bruno Kramm) - композитор из Das Ich- стал одним из самых известных продюссеров на немецкой готической сцене.

На данный момент готическая музыка является одним из союзных поджанров дарк сцены(«Schwarze Szene»), явившейся следствием гармоничного развития музыкальной дарк-культуры таких стран как Германия, Англия, и в итоге объединяющей собой профессиональные течения мрачной и меланхоличной музыки: дарквейв, дарк электро, некоторые поджанры дума(см. фьюнерал дум), блэк метала(см. депрессивный блэк метал), неоклассики.

Популярность среди фанатов субкультуры зачастую имеют исполнители «посторонних» жанров, эксплуатирующие внешнюю стилистику готов - HIM, Marilyn Manson, Cradle of Filth.

Готические фильмы
Голод(Hunger, реж. Тони Скотт)
Эдвард - руки-ножницы(Edward Scissorhands, реж. Тим Бёртон)
Кошмар перед Рождеством (мультфильм)(Nightmare Before Christmas, реж. Тим Бёртон)
Труп невесты (мультфильм)(Tim Burton`s Corpse Bride, реж. Тим Бёртон)
Ворон(The Crow)
Интервью с вампиром
Королева проклятых(Queen Of The Damned)
См. также: Готика (жанр)и Фильм ужасов

Готическая литература
«Мейфейрские ведьмы»(«Lives of the Mayfair Withes», автор Энн Райс)
«Вампирские хроники»(«The Vampire Chronicles», автор Энн Райс)
«Интервью с Вампиром»(автор Энн Райс)
«Граф Дракула»(автор Брэм Стокер)
«Кармилла»(автор Шеридан Ла Феню)

Готы

народ германского происхождения, входящий в состав восточно-германской (готской, вандальской) группы и игравший видную роль как в доисторической жизни России, так и в истории великого переселения народов. Древнейшая родина их была область на В. от нижней Вислы до Прегеля, но влияние их - политическое и культурное - простиралось далеко за пределы этой реки и охватывало, вероятно, весь прибалтийский край. Южные границы их господства или влияния определить невозможно. По преданию, жившему среди остготов еще в VI веке (Иордан, гл. 4), Г. переселились в низовья Вислы в незапамятные времена, из Скандинавии; но это предание не подтверждается никакими данными. Г. материка ничего общего с гаутами Южной Скандинавии не имеют. Более вероятна связь Г. с одноименным населением острова Готланда (гуты, готы), хотя доказать ее пока не удалось; на нее указывают, кроме общего названия, еще народные предания, сохранившиеся в Гутасаге. - Сведений о первом периоде исторической жизни Г. мы почти никаких не имеем. Тацит ("Germania", гл. 43) свидетельствует о том, что они управлялись королями и что королевская власть была у них сильнее, чем у других германских народностей. Эта политическая организация должна была дать Г. значительный перевес над разрозненными, не имевшими ни культурного, ни политического центра славяно-балтийскими народностями, ближайшими соседями их на В. и Ю.В. Такие факты, как заимствование славянами и финнами из готского яз. слов для обозначения князя и т. д., равно как и некоторые географические названия вне древнеготской области, указывают на то, что преобладание Г. сказывалось в политической жизни соседних племен. - Во второй половине II века по Р. Х. начинается движение Г. на юг, вызванное, вероятно, возрастанием населения. В связи с их движением стоит, вероятно, маркоманская война (см.). Часть готского населения осталась, впрочем, в старых местах и слилась здесь, на островах, образуемых устьями Вислы, с наступавшими с востока балтийцами. Главная масса под предводительством короля Филимера, сына Гудариха, прошла через болотистую область Припяти и, разбив народ спалов (славян?), преграждавших им путь, достигла прибрежья Черного моря. С римлянами Г. столкнулись впервые около 215 года, при Каракалле, уже на Дунае. Около этого времени они заняли всю нынешнюю Украйну и Румынию, так что владения их простирались от нижнего Дуная до Дона (?). В новых своих жилищах они распались на несколько отдельных народностей. Восточную область, от придонских степей приблизительно до Днестра, заняли остготы (Ostrogothi), иначе называвшиеся грейтунгами (Greutungi - "степные жители"); на З., в нынешней Бессарабии и Молдавии до Карпатских гор и Нижнего Дуная, к ним примыкали вестготы (Wisigothi), или тервинги (Tervingi - "лесные жители"); между нижним Дунаем и Трансильванскими Альпами обитали тайфалы (Thaifali, Taiphali), которые почти всегда являются в обществе вестготов и самостоятельного значения не приобрели. Северные границы готских владений в Южной России точно определить нельзя. Очень вероятна гипотеза, что упоминаемый в скандинавских сагах "град Днепра, в речной области, столица славных Г." есть не что иное, как наш Киев. Известий о готском владычестве в Южной России ("готском периоде" русской истории) довольно много, но они так неполны и сбивчивы, что ясной картины о нем мы себе составить не можем. Вероятнее всего, что каждая готская народность со времени переселения на Ю. имела своего короля и только на время остготские короли, наиболее могущественные, несколько раз получали гегемонию над остальными. В первый раз это случилось, по-видимому, около середины III в., при короле Остроготе, кот. владел, если верить Иордану, огромным государством, подчинив себе гепидов, вандалов и друг. Он был первым королем династии Амалов, из кот. в V в. вышел и Теодорих Великий. При Остроготе готские полководцы Аргайт и Гунтарик, перешедши Дунай, опустошили всю Мезию. Его преемник Книва, принадлежавший к другой династии, также совершил нашествие на Балканский полуостров и в 251 г. разбил императора Деция при Абрите во Фракии; сам Деций погиб в сражении. С этого времени начинается длинный ряд набегов Г. на римские владения, то Черным морем - на Малую Азию, то сухим путем - на Мезию и Фракию. Бессистемность и бессвязность набегов доказывает, что политического единства у Г. в эту эпоху не было. Для самих Г. эти нашествия имели, между прочим, то значение, что многочисленные военнопленные христиане, выведенные ими из римских провинций, занесли в их страну христианство, которое здесь распространилось, по-видимому, очень быстро. Сам Вульфила (см.), переводчик Св. Писания на готский яз., происходил от рабов-христиан, вывезенных из Мал. Азии. Чтобы освободить империю от варварских набегов, имп. Аврелиан (в 274 г.) уступил Г. и их соседям всю Дакию; границей империи стало теперь, как до Траяна, течение Дуная. Лишь при Константине, в 321 г., возобновляются нашествия; мир был, однако, заключен уже в 336 г., королем Ариарихом. Его преемник Геберих увеличил свои владения тем, что совершенно вытеснил из Дакии вандалов. Власть его унаследовал (около 350 г.?) могучий Эрманарих (Германрих, см.), слава которого воспевалась всеми германскими народами, сравнивавшими его с Александром Македонским. Иордан дает перечень народностей, покоренных этим могущественнейшим из готских королей. Рядом с герулами мы находим в перечне всех славян (Venethi, Antes и Sclaueni), финнов, черемисов (?), мордву, мерю, пермь (?), весь, чудь на Ладожском озере и несколько других народностей, имена которых не поддаются объяснению. По этому преданию, значит, в состав государства Эрманариха входила почти вся Европейская Россия. О его могуществе свидетельствует и современник, Аммиан Марцеллин, так что сомневаться в нем нельзя. Тем не менее традиция, сохраненная Иорданом, едва ли во всех своих подробностях передает исторический факт; она является, по-видимому, скорее результатом позднейшей идеализации этого славнейшего предка Теодориха Великого, при чем могли сказаться воспоминания о первом периоде истории Г., сохранявшиеся в народных песнях. Несомненно, однако, что в это время весь славянский мир, сосредоточенный еще в Центральной России, подвергся сильному влиянию готской жизни и культуры. - Эрманарих был последним представителем готского могущества на Ю. России. Еще при его жизни отпали вестготы (см.). С тех пор начинается обособленная жизнь вестготов и остготов. Остготы продержались еще некоторое время в своих южно-русск. владениях, под верховенством гуннов, и окончательно покинули их лишь в V веке (см. Остготы). Остатки их слились с надвинувшимися с севера славянами, не оставив по себе ясных следов. Сделанная в последнее время попытка связать с именем Г. происхождение Руси не выдерживает критики (см. Русь, имя).

Г. крымские. Вероятно, уже в третьей четверти III в. по Р. Х. Г. заняли Крым. Овладев первоначально всем полуостровом, они, теснимые гунно-болгарскими народностями, должны были впоследствии сосредоточиться на южной горной части Крыма, между Судаком и Балаклавой. Эта-то горная область в течение средних веков и почти до нашего времени носила название Готии (готские климаты); в ней уцелела горсть Г., которых не коснулась гуннская буря; она сохраняла здесь свою национальность еще в течение целого тысячелетия, до конца XVI в. Их не следует смешивать с Г. тетракситами, которые жили на Таманском полуострове и погибли гораздо раньше. По Прокопию (VI в.), крымские Г. были отличными воинами и жили в дружбе и в союзе с Византией; их число простиралось до 3000. Они находились в зависимости от Восточно-Римской империи, и это отношение в принципе не было нарушено до самого падения последней в 1453 г., хотя на деле зависимость их от импер. часто превращалась в фикцию. Их связь с Византией поддерживалась без перерыва Церковью: епископы (впоследствии архиепископы и митрополиты) Г. находились в прямой зависимости от константинопольского патриарха даже и тогда, когда Царьград был уже в руках турок. В VII и VIII вв. мы находим крымских Г. в зависимости от хазар, владевших тогда Тавридой. К этому времени, именно к 787 г., относится восстание Г., описанное в житии св. Иоанна, епископа Готского. Зависимость от хазар выражалась, вероятно, только данью; Г. продолжали управляться своим князем. Не изменилось положение Г. и в IX-X вв., когда хазар заменили печенеги. Неясны их сношения с Древней Русью. Важный для решения этого вопроса памятник, известный под названием "Записки готского топарха", толкуется исследователями различно. От XI до начала XIII века Г., продолжая находиться в номинальной зависимости от Византии, зависели отчасти и от половцев. Когда в 1204 г. Константинополь был взят крестоносцами, то традиционная власть над Готией перешла к трапезундским императорам. Татары, явившиеся в Крым впервые в 1223 г., сделали своими данниками и Г. В это время готские правители (топархи), первоначально лишь византийские чиновники, достигли почти полной независимости. Теснимые с одной стороны татарами, с другой - генуэзцами, владевшими богатыми колониями на южном побережье Крыма, готские князья должны были довольствоваться, впрочем, одной только юго-западной частью полуострова; их резиденцией был гор. Феодоро (нын. Манкуп). Последним князем готским (манкупским) был Исайко. В 1475 г. турки овладели как генуэзскими владениями, так и готским княжеством. Князь Исайко был захвачен в плен, убит или отведен в Константинополь. Один из членов династии, к кот. принадлежал Исайко, выселился в конце XIV в. в Россию и стал здесь родоначальником рода Головиных. Готская народность пережила падение своего княжества, сохраняя готский язык. Барон Бусбек, посол германского императора при Великой Порте в 1557-64 гг., собрал кое-какие сведения о нем и записал около 90 готских слов, которые неопровержимо доказывают существование готской речи на полуострове еще в это позднее время и дают возможность определить некоторые факты фонетического развития этого языка. Но уже в XVII в. исчезают все следы его; последние остатки Г. отатарились, сохраняя, однако, православие. В 1778 году они, гонимые турками, обратились за помощью к России. Под предводительством последнего готского митрополита, Игнатия, они поголовно выселились на берега Азовского моря, где им были отведены русским правительством обширные земли. Они основали здесь город Мариуполь и 24 деревни. Потомки их ("Мариупольские греки") говорят по-татарски и по-гречески. Воспоминания о прежней независимости в Крыму и о готской национальности совершенно исчезли из их памяти.

Г. мезийские (Moesogothi, Gothi minores) - название тех Г.-христиан, которые около 350 г., во время преследования христиан со стороны Атанариха, выселились в Мезию, где им были отведены земли под Никополем. Во главе движения стоял Вульфила (см.). О дальнейшей судьбе основанной ими патриархальной общины ничего не известно достоверного. Следы их существования имеются до IX в. (Валафрид Страбон).

Готский язык и литература. - Древнейшие памятники готского языка - рунические надписи на наконечнике копья, найденного в Ковельском у. Волынской губ. (вероятно, III в. по Р. Х.) и на золотом обруче, найденном в Пиетроассе в Румынии (конца IV в.). Первое по значению место занимает перевод Свящ. Писания Вульфилы, отрывки кот. дошли до нас в рукописях, писанных в начале или середине VI в. в Южной Италии, но сохраняющих довольно верно особенности готского языка второй половины IV в. Остготский язык VI в. сохранился в так называемых грамотах из Неаполя и Ареццо. О дальнейших судьбах как ост-, так и вестготского языков см. Остготы и Вестготы. Дифференциация на почве языка началась, вероятно, очень рано. Когда говорится о готском языке, имеется в виду обыкновенно язык вестготов времени Вульфилы. Он во многих отношениях стоит ближе к прагерманскому типу, чем все другие германские наречия. Сильно упростилась только система гласных, тогда как согласные не подверглись почти никаким изменениям. Отличительными чертами готского языка являются в области фонетики: ê из прагерманского открытого è, переходы е в i, о в u во всех случаях и обратный переход в е resp. о перед r и h; сохранение многих черт прагерманского спряжения и склонения. В редких только случаях другие германские наречия превосходят готское Вульфилы по древности звуков и форм; всего чаще - язык древнейших скандинавских надписей и формы, восстановляемые для готского же языка из слов, заимствованных в доисторическое время финнами и славянами у Г. Этим объясняется важное значение, которое имеет готский язык в общегерманской филологии. Перевод Вульфилы вызвал оживленную научно-литературную деятельность среди Г. (см. Вульфила). Единственный памятник ее, дошедший до нас, так называемый Skeireins (чит. Skîrîns) - отрывки толкования Евангелия от Иоанна, вероятно IV в. О богатом развитии народной поэзии среди Г. свидетельствуют римские и византийские историки. Общие труды по истории Г. см. в статьях Вестготы, Вандалы, Гепиды. Кроме того: V. Thomsen, "Ueber den Einfluss der german. Sprachen auf die finnisch-lappischen" (Галле, 1870, перевод с датского); Васильевский ("Ж. M. H. Пр.", т. 105). О крымских Г. - Брун ("Зап. Акад. наук", т. XXIV, 1874); Куник (там же); Васильевский ("Ж. М. Н. Пр.", т. 185, 1876); W. Tomaschek, "Die Goten in Taurien" (Вена, 1881); F. Braun, "Die letzten Schicksale der Krimgoten" (СПб., 1890); Ф. Браун, "Мариупольские греки" (в "Живой старине", 1890). О языке и литературе - Sievers (в "Grundriss" Пауля, т. I, стр. 407 и сл. и II, 65 и сл.).

Ф. Браун.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Готы" в других словарях:

    Группа германских племен. В 3 в. жили в Сев. Причерноморье. Делились на вестготов (западные готы) и остготов (восточные готы) … Большой Энциклопедический словарь

    ГОТЫ, племена восточных германцев. Делились на вестготов (западных готов) и остготов (восточных готов) … Современная энциклопедия

    ГОТЫ, готов, ед. гот, гота, муж. (ист.). Древнегерманское племя. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ГОТЫ, ов, ед. гот, а, муж. Группа древнегерманских племён. | прил. готский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (нем. Gothen). Германский народ, игравший видную роль в доисторической России, политическое и культурное влияние которого простиралось на весь Прибалтийский край. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Мы привыкли встречать людей по одежке, ведь одежда в некоторой степени отражает внутренний мир человека. Если внимательно присмотреться к людям, предпочитающим черную гамму в одежде , у которых волосы окрашены в черный цвет и макияж нарочито густо наложен черной краской, то легко предположить, что прячется за этим цветом.

Как правило, эти люди не помышляют о светлом, их мысли лежат в другой плоскости. И если раньше среди готов преобладали подростки, то сейчас, к сожалению, все больше взрослых не могут выйти из этого молодежного течения со временем.

Попробуем понять, как образовалась культура готов, чем они живут, эти люди, которые пытаются выделиться из толпы столь необычным способом.

История готов

Готы (от англ. goths - готы, варвары) - это носители субкультуры, которых вдохновляет эстетика смерти и готическое искусство (музыка, романистика). Для них характерен специфический внешний вид, в котором превалирует черный цвет и необычное поведение.

Субкультура появилась в конце семидесятых годов двадцатого века в Великобритании и первыми её последователями стали представители панк-движения, игравшие так называемый готический рок. Позднее они заимствовали некоторые черты вампирской эстетики и стали отдалятся от света.

Готы сегодня

Можно сказать, что готы первой волны были другими, ведь даже одежда их была пусть необычной, но стильной. Сегодня готы менее придирчиво относятся к своей внешности, порой выглядят весьма неряшливо.

Неизменными осталось наличие пирсинга и татуажа, использование черного, фиолетового, бордового в одежде, металлической фурнитуры, наличие аксессуаров в виде черепов и летучих мышей. Из тканей они предпочитают кожу, бархат, порой латекс и винил.

Женщины активно используют корсеты, шнуровки. Впрочем, мужчина-гот также может появиться на публике в юбке . Обязательный атрибут в наряде гота – армейские ботинки.

Для культуры готов характерно применение символов совершенно разных народов и культур. Например, египетские древние символы могут соседствовать с атрибутикой викторианского периода. Крайне редко готы ради эпатажа используют светлые цвета в нарядах.

О взгляде готов на мир

Для неформальных культур свойственно иметь собственную точку зрения на общество и окружающий мир. День у готов начинается с фразы вроде «какой ужасный день» . Это один из примеров темного романтизма субкультуры, для которой индивидуальность стоит во главе угла.

Во всем должна быть тайна, мрачность, какие-то философские подтексты, даже смерть для них по-своему романтична. Готы пытаются найти особую только им понятную красоту во всем, донести свое эмоциональное состояние миру посредством музыки, своего облика.

Главный девиз данной неформальной субкультуры – «умирай улыбаясь», ведь состояние страданий и отчаяния готам дарит особое наслаждение, они способны получить энергию из негативного, из того, что обычного человека раздражает и угнетает.

Неформалы стараются все время получать эмоциональную подпитку в своем ограниченном мире, но при этом они холодны и не умеют по-настоящему радоваться. Потому они постоянно находятся в состоянии поиска. Каждый день они живут так, будто он последний. Можно сказать, что современный гот пытается придерживаться принципов, изложенных в картине Виктора Цоя «Игла» и свято верят в мир фильма «Ворон».

Кто становится готом?

Психологи уверены, что черный цвет в одежде характерен для подростков, страдающих от психологических травм. Одеваясь в шипованную одежду, они словно создают щит от мира, защищаются. А значит, за странным имиджем, шокирующим внешним видом прячутся ранимые люди, пытающиеся найти свой путь и ответы на вопросы в чем их смысл жизни и как найти свою дорогу.

Эти подростки остро нуждаются в понимании и поддержке, их ни в коем случае нельзя унижать, смеяться над их принципами, ведь таким поведением их только отвратишь от общества. Некоторым нужны годы, порой десятилетия, чтобы обрести себя и влиться в социум. Только любовь и доверие могут помочь в данном случае.

Несут ли опасность готы?

Несмотря на то, что они называют себя «детьми ночи», одеваются в цвета тьмы и пытаются прикоснуться ко всему оккультному, субкультура готов порождает совершенно разных людей. Некоторые действительно могут быть социально опасными, совершать действия вандализма, попадать в секты, быть склонными к суициду.

Но по большей части они не стремятся к правонарушениям. Просто при помощи атрибутики, походов на кладбища они ищут способ самовыражения, создают иллюзорность своей значимости.

Стоит помнить, что к суициду подростков приводит конфликт со средой и недостаток общения с близкими людьми. Главное, стабилизировать атмосферу в семье, наладить контакт с ребенком, разобраться в его чувствах и проблемах, уделять ему больше внимания.

Ведь готы — в глубине души очень одинокие люди, которым остро не хватает внимания и ласки, в частности, со стороны родителей, вот они и вынуждены искать то, что создаст им состояние внутреннего комфорта.