Юрий богатырев - биография, фото, личная жизнь, ориентация актера. Актер Богатырев Юрий Георгиевич: биография, личная жизнь и интересные факты Юрий богатырев биография личная жизнь

  • Советский актер кино и театра.
  • Юрий Богатырев родился в семье военного, офицера военно-морского флота, в Риге. В 1953 году отца перевели служить в Москву. В детстве Юрий ярко проявлял творческую индивидуальность — придумывал и ставил кукольные спектакли, рисовал.
  • Из интервью Юрия Богатырева: «Мой отец — военный, и наша семья много перемещалась по стране. Родителям я обязан тем, что они приучили меня к трудолюбию. Благодаря этому я считаю себя самостоятельным. Не любил мыть полы — мама заставила. И не считаю зазорным то, что умею гладить. Кстати, все это реализуется в профессии. Говорят, мой Мартен Иден (в одноименной экранизации повести Джека Лондона) в сцене, когда он гладит белье, водит утюгом весьма уверенно».

  • Студенческие годы Юрия Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • После окончания восьми классов, в 1964 году, по совету учителя рисования Юрий Богатырев поступил учиться в Художественно-промышленное училище имени Калинина на специальность художника по коврам. Училище он не закончил — его целиком захватил театр. Но при этом рисование осталось увлечением на всю жизнь. В 1965 году он стал принимать участие в спектаклях детского кукольного театра «Глобус» , актеры не только играли на сцене, но и посещали театры, кино, Дом актера.
  • И уже в 1967 году поступил в Щукинское училище. Его педагогом был Юрий Катин-Ярцев , а сокурсниками — Константин Райкин , Наталья Варлей . Юрий Богатырев был одним из заметных и популярных, несомненно талантливых студентов, на которых равняются.
  • Натальи Варлей вспоминает: «Мы старались говорить как он, шутить как он. При этом над ним и немножко подтрунивали».

  • Театральная карьера Юрия Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • В театр «Современник» он пришел в 1971 году, вместе с Валерием Фокиным и Константином Райкиным .
  • Из интервью Виталия Вульфа: «В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степени его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром. Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез…».

  • В первые году Юрию Богатыреву не давали серьезных ролей, однако затем он стал появляться в крупных ролях, среди них роль герцога Орсино в спектакле «Двенадцатая ночь» по Шекспиру и роль Марка в пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
  • В 1977 году по приглашению Олега Ефремова он перешел в театр МХАТ, хотя некоторое время принимал участие и в постановках «Современника». Одной из его лучших театральных ролей считается роль Клеанта в спектакле «Тартюф», который поставил Анатолий Эфрос .
  • Из интервью Александра Калягина: «Эта роль - самая скучная в пьесе Мольера: моралист, который бесконечно много говорит, всех наставляет. Но Юра играл такого… пустозвона! Звон стоял от его морали, абсолютный дурак, который не понимает, что несет и где несет. А с какой скоростью это говорилось! Его Клеант багровел, синел...»

  • Кинокарьера Юрия Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • Его первым появлением в кино стал дипломный фильм Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны» (1970 год). А всесоюзная слава пришла в 1974 году, после выхода фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» , где он сыграл роль Шилова , которого несправедливо обвинили в предательстве.
  • Никита Михалков стал главным режиссером для Юрия Богатырева — актер снялся в пяти его картинах и высоко ценил Михалкова как режиссера и как организатора.
  • Из интервью Юрия Богатырева (о Никите Михалкове): «Умение сплачивать вокруг себя единомышленников, талантливых людей. Необычайная работоспособность, умение сделать точный отбор, глубокую разработку всех сцен. С актерами он начинает трудиться задолго до съемочного периода, много репетирует. И на площадку мы выходим подготовленными, «размятыми». Отсюда и быстрота, и качество».

  • Никита Михалков ценил в Юрии Богатыреве умение вжиться в любой образ, артистическую многогранность. В ролях, которые Юрий Богатырев сыграл в фильмах Михалкова, он побывал и суперменом, и растяпой, и практичным сухарем. Чтобы похудеть для съемок в «Свой среди чужих...» питался капустными котлетами, выучился ездить на лошади, а для роли Стасика в «Родне» наоборот набирал вес.
  • Картины Юрий Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • На протяжении всей своей актерской карьеры Юрий Богатырев много рисовал. Он делал портреты друзей, наброски, этюды.
  • Из интервью Юрия Богатырева: «Я рисую людей, с которыми учился, работал, встречался, а также композиции на темы любимых литературных и драматических произведений, - признавался Богатырев. - Ни в коей мере я не смею претендовать на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихами к портрету артиста. Вглядываясь в лица людей или размышляя над страницами литературных произведений с помощью бумаги и красок, я как бы «продолжаю» актерскую профессию».
  • 6 февраля 1989 года должна была открыться его персональная выставка в Бахрушинском театральном музее, но присутствовать на открытии он не смог...
  • Личная жизнь Юрия Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • Юрий Богатырев не стремился создать семью. Он часто влюблялся в женщин, но эти влюбленности носили платонический характер, сродни восхищению. Женат он был лишь один раз и это был фиктивный брак с актрисой театра на Таганке Надеждой Серой — ей замужество дало возможность остаться в Москве… Познакомились они в театральном общежитии, где жил Юрий Богатырев. Молодые не стали съезжаться, заводить совместное хозяйство.
  • В 80-х годах начался черный период жизни Юрия Богатырева — он разочаровался в театре, стал употреблять слишком много спиртного и антидепрессантов, сильно располнел, начались проблемы со здоровьем. К тому же он осознал свою гомосексуальную ориентацию, и страдал из-за этого.

    В 1988 году Юрий Богатырев получил звание народного артиста РСФСР.

    Вслед за этим ему, наконец, дали отдельную квартиру. Но прожил он в ней совсем немного. Скончался Юрий Богатырев 2 февраля 1989 года, от остановки сердца. Его могила находится на Ваганьковском кладбище.

Фильмография Юрия Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • 1970 — Спокойный день в конце войны — немец
  • 1972 — На дне — полицейский пристав
  • 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — Егор Шилов
  • 1974 — Таня — Андрей Тарасович
  • 1975 — Раба любви — Владимир Максаков
  • 1975 — Там, за горизонтом — Дмитрий Жерехов
  • 1976 — Мартин Иден — Мартин Иден
  • 1976 — Два капитана — Михаил Ромашов
  • 1976 — Когда-то в Калифорнии — Твинг
  • 1976 — Вечно живые — Марк
  • 1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино — Сергей Павлович Войницев (Серж)
  • 1977 — Объяснение в любви — Филиппок
  • 1977 — Нос — царь Николай I
  • 1978 — Двенадцатая ночь — герцог Орсино
  • 1977-1979 — Открытая книга — Андрей Львов
  • 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — Андрей Штольц
  • 1979 — Последняя охота — Сергей
  • 1979 — Отпуск в сентябре — Анатолий Саяпин
  • 1980 — Мой папа — идеалист — Борис Петров
  • 1980 — Мятеж — Фурманов
  • 1980 — Глубокие родственники — Юрик
  • 1980 — Странный отпуск
  • 1980 — Восьмой день творения
  • 1981 — Две строчки мелким шрифтом — Тишков
  • 1981 — телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 5 — Вулф
  • 1981 — телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 6 — Никитин
  • 1981 — Родня — Стасик
  • 1981 — Театр по Салтыкову-Щедрину
  • 1981 — Великие имена России. Станиславский — рассказчик-комментатор
  • 1981 — И с вами снова я… — царь Николай I
  • 1982 — Время для размышлений — Андрей
  • 1982 — Старинный детектив — друг Дюпена, Семсон
  • 1982 — Возчик Геншель — Зибенгар
  • 1982 — В. И. Ленин. Страницы жизни — Илья Николаевич Ульянов
  • 1982 — Нежданно-негаданно — Илья Петрович, нотариус
  • 1982 — Полёты во сне и наяву — озвучил роль скульптора
  • 1983 — Карантин — дедушка
  • 1983 — Уникум — Павел Егорович Перебереев
  • 1983 — Кое-что из губернской жизни — Ломов, Шипучин, Ять, любовник Ниночки
  • 1983 — Человек из страны Грин — Урбан Футроз
  • 1984 — Мёртвые души — Манилов
  • 1984 — телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 10 — полковник Ролинг
  • 1984 — Чужая жена и муж под кроватью — Бобыницын
  • 1984 — Злой мальчик
  • 1985 — Повесть о первой любви (в к/ж «Ералаш» № 50) — писатель
  • 1987 — Очи чёрные — предводитель дворянства
  • 1987 — По привычке (в к/ж «Фитиль» № 301)
  • 1987 — Первая встреча, последняя встреча — майор Гей
  • 1987 — Кувырок через голову — Стурис
  • 1987 — телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 12 — прокурор
  • 1987 — Доченька — Ипатов
  • 1988 — Презумпция невиновности — Козинец
  • 1988 — Полёт птицы — Разлогов
  • 1989 — Дон Сезар де Базан — король Карлос II.

Юрий Георгиевич Богатырев – кумир старшего поколения, наших мам и пап, бабушек и дедушек. Это знаменитый и талантливый актер советского кинематографа, прозаик, художник, жизнь которого была невероятно яркой и короткой.

Он сгорел, словно огарок свечи, однако сумел сделать за свою жизнь для советского кинематографа и театра больше, чем иные за восемьдесят лет.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Юрию Богатыреву (актер)

Многочисленная армия поклонниц красивого и яркого Юрия хотели знать буквально все о своем кумире. Особенно их интересовали вопросы: рост, вес, возраст. Сколько лет Юрию Богатыреву.

По восточному гороскопу Юрий – честная, добрая и миролюбивая Свинья.

Рост у знаменитого актера был довольно высоким – метр восемьдесят семь сантиметров.

Данных о его весе нет совсем, однако во многих источниках указывается, что актер имел плотное телосложение и страдал от избыточного веса. Для многих ролей ему приходилось стремительно сбрасывать килограммы, но после того, как съемочный процесс оканчивался, вес возвращался. Причиной этого явления были проблемы с эндокринной системой и сердцем.

Биография Юрия Богатырева (актер)

Мальчик родился в латвийской Риге, однако прожил там недолго. Когда мальчику было шесть, семья перебралась в столицу.

Парнишка в раннем детстве был творческим ребенком. Юрий выступал на сцене от театральной студии, придумывал и ставил кукольные спектакли, самостоятельно изготавливая фигурки героев. В четыре года весело отплясывал на сцене танец моряков «Яблочко», вызывая бурю аплодисментов. В детстве страдал лунатизмом, чем пугал родителей.


В школе учился только на отлично и ужасно переживал, если получал оценку ниже пятерки. В 10 лет поступил в Нахимовское училище, как сын моряка, но был в шоке от царивших там порядков и вернулся из него в обычную школу.

Долго учился в художественной школе, проявляя недюжинный талант. Его учитель порекомендовал развиваться в этом направлении. После окончания школы Юра поступил в Художественно-промышленное училище, но не на изобразительное искусство, а на оформителя ковров.

Одновременно с этой специальностью парень занимался в театральной студии. Сначала Юрий не считал игру на сцене специальность, воспринимая ее, как мимолетное увлечение.

В 1965 начал выступать на сцене кукольного театра для детей «Глобус», гастролируя в составе труппы по театрам, домах культуры СССР. Юрию очень нравилась кочевая жизнь, поэтому он ушел из художественного училища и подал документы в известную «Щуку». На курсе парню дали прозвище «пельмень», которое не обижало его.

Парень не прогадал с учебой в театральном учебном заведении, он был лучшим на своем курсе. После того, как он окончил Щукинское училище, Юрий стал служить в театре «Современник». Он попал в дружескую атмосферу, но на главные роли претендовать не мог.

Биография Юрия Богатырева тесно связалась с кинематографом, в 1970 году он получил эпизодическую роль в картине «Спокойный день в конце войны».

Молодого человека заметили, но на новую роль пригласили лишь спустя четыре года. С главной ролью в картине нового формата «Свой среди чужих, чужой среди своих» Богатырев справился отлично. После этого триумфа Юрий долгое время снимался у Михалкова.

В 1970-1980 актер достиг невероятного уровня актерского мастерства. Он мог играть и героев, и злодеев с такой искренностью, что зрители начинали им сочувствовать и относиться с пониманием. Самой запоминающейся ролью того времени является образ Ромашова в ленте «Два капитана».

Довольно интересной ролью можно назвать образ Филлипка в фильме «Объяснение в любви». Этот образ часто связывают с внутренним миром самого Юрия Богатырева.

С 1976 поступил на службу в МХАТ, где попал в клоаку театральной жизни. Актеру очень тяжело было преодолеть отвращение к постоянным интригам, зависти и подлости, царившим за кулисами. Он был очень ведомым человеком, сильно зависел от мнения окружающий. Пить спиртное начал только для того, чтобы не отрываться от коллектива.

Юрия безмерно любили дети, для которых он играл в спектаклях телепрограммы «Будильник». Актер записал 19 спектаклей для радио.

Картины и рисунки Юрия Богатырева

Богатырев прекрасно рисовал картины и рисунки, его персональная выставка должна была состояться в 1989. Она прошла уже после его скоропостижной смерти и была практически полностью разворована.

Могила и похороны Юрия Богатырева

Актер не умел копить деньги, начал безмерно пить, что привело к отсутствию ролей и депрессии. В первый день февраля 1989 года Юрий принял антидепрессант перед сном, что вызвало сердечный приступ. Врачи скорой помощи не разобрались в ситуации и вкололи пациенту клофелин, который был несовместим с лекарствами от депрессии. Эта опасная комбинация привела к трагедии. Причина смерти Юрия Богатырева: шок и остановке сердца.

Юрий Георгиевич родился на свет в марте 1947, а умер в 1989. На момент смерти ему исполнился ровно сорок один. По знаку Зодиака он является мнительными и впечатлительными Рыбами, которые обладают весьма развитым чувством интуиции.


Личная жизнь Юрия Богатырева (актер)

Личная жизнь Юрия Богатырева не была успешной и яркой. Он никак не смог отыскать свою вторую половинку. Всегда общение с женским полом носило только дружеский характер. Хотя актер страстно любил своих партнерш по театральным подмосткам и кинофильмам, и даже утверждал, что хотел на них жениться.

Долгое время Богатырев тесно общался с Ией Саввиной. Коллеги приписывали им роман, однако они были больше, чем друзья. У Юрия и Ии был день рождения в один день, который они всегда праздновали вместе. Это было настоящее родство душ.

В 1977 познакомился, также, с журналисткой Зинаидой Поповой, которая была его родной душой. Он часто дарил ей подарки и звонил по ночам, чтобы поболтать по душам. Но в любовные эти отношения не переросли. Ссоры начались, когда Юрий начал выпивать и мог позвонить в два или три часа ночи, чтобы нести откровенную чушь.

1984 свел его с переводчицей Клариссой Столяровой, которая стала его близкой подругой, но не любовницей. У нее была своя семья и дети.


Ему приписывали романы с Крючковой и Вертинской, Соловей и Яковлевой, однако достоверность этих сведений подтвердить нельзя.

Из-за неполадок с личной жизнью у поклонников возникает закономерный вопрос: правда ли что Юрий Богатырев был нетрадиционной ориентации?

Это правда, поскольку тягу к мужчинам на физическом уровне актер почувствовал в зрелом возрасте. Хотя, когда был ребенком, любил переодеваться в одежду матери и играть с куклами. Он был тихим, скромным и застенчивым малышом, предпочитая дружить только с девочками.

Вступать в половые отношения с мужчинами в советское время было уголовно наказуемым поступком. Сейчас звезды злоупотребляют этими наклонностями, а тогда даже говорить об этом было нельзя. Юрий начал увлекаться алкоголем и устраивать драки. Это очень повлияло на его сердечную деятельность и привело к смерти.

Семья Юрия Богатырева (актер)

Семья Юрия Богатырева была очень небольшой и состояла из родителей.

Его папа – Георгий Андрианович – был родом из глухой удмуртской деревни, которая располагалась на реке Кама, однако всегда стремился быть моряком. Он окончил Военно-морское училище в Петербурге, служил в порту Находка. В 1953 был переведен в Москву, где получил квартиру от МВФ.

Мама – Татьяна Васильевна – родилась в Тверской губернии в многодетной семье. У нее было девять братьев и сестер, поэтому вся семья перебралась в Петроград. Жили в коммунальной квартире на одиннадцать семей, но девочка могла заниматься в танцевальном кружке. Выступала в Доме культуре, где встретила будущего мужа.

Семья Юрия Богатырева была дружной, поэтому мужчина уважал и ценил своих родителей.

Дети Юрия Богатырева (актер)

Дети Юрия Богатырева так и не появились на свет. Он и сам был, как большой ребенок: мог обидеться по пустякам или заплакать на публике от восторга.

Он нуждался в заботе, но не стремился к тому, чтобы заводить детей. По этому поводу Юрию часто завидовали знакомые актеры, потому что были обременены семьей и вынуждены были все заработанные деньги отдавать жене и детям.


Маленькая дочка его фиктивной жены Варвара о том, что дядя Юра ее отчим даже не знала. И Юрий Богатырев ее не считал ни дочкой, ни падчерицей.

Жена Юрия Богатырева (актер) – Надежда Серова

Жена Юрия Богатырева – Надежда Серова не была любовью всей его жизни. Она была не любимой, а фиктивной женой великого актера.

Надежда и Юрий были добрыми приятелями, женщине нравилась ранимая душа актера. Она развелась со своим мужем и осталась на улице с маленькой дочкой Варей на руках.

Богатырев предложил женщине вступить в фиктивный брак, чтобы прописать ее и девочку в своей московской квартире. Пара поженились так тихо, что даже родители Юрия узнали обо всем лишь после смерти актера.


С годами Юрий стал влюбляться в свою фиктивную жену, но она попросила оставить все, как есть. Мужчина тяжело переживал эту ситуацию, считая всю свою жизнь фиктивной и пустой, словно мыльный пузырь.

Надежда и Юрий никогда не жили вместе, поэтому после ухода своего мужа, она не стала претендовать на его наследство.

В прессе того времени и актерской среде часто проскальзывала информация о том, что Юрий Богатырев был женат на некой Зинаиде, которая работает архитектором.

Он был замечательным артистом, сыграв сотни ролей в кино. Красноармеец Егор Шилов из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», Серж Войницев из «Неоконченной пьесы для механического пианино» – лучшие из них. Окружающие относились к нему нежно, порой со снисхождением. Человек тонкий, ранимый, Богатырев долго скрывал мучительную тайну в душе: он любил женщин, но только как богинь. Эта непохожесть на других сводила его с ума.

Уже в детстве Юра Богатырев был не такой, как все мальчики, выделяясь грациозностью, изяществом и даже некоторой изнеженностью. Ему не нравились грубые мужские игры и драки. Зато он с удовольствием играл с девочками в куклы, шил их из старых лоскутков, придумывал им имена и наряды. Его мама Татьяна Васильевна рассказывала, что сын любил наряжаться в ее платья, надевал шляпки и вуали, примерял бусы и кольца. Родители не придавали большого значения не мальчишескому поведению ребенка. Списывали странности на тонкость натуры, мягкость характера.

Возмужав, он превратился в очень высокого, статного юношу с выразительной внешностью – большие глаза, чувственные губы. И, как все, влюбился в девушку. С Нелли Якубовой они вместе занимались в кукольном театре-студии «Глобус».

– Благодаря своей одаренности Юра всегда оказывался в центре внимания – импровизировал на фортепиано, великолепно танцевал, хорошо пел, – вспоминает Нелли.

Покорял Богатырев и галантностью: подавал руку, вставал, когда в комнату входила женщина, умел говорить красивые комплименты...

И в Щукинском училище, куда поступил после школы, он активно ухаживал за девушками. Его маме очень нравилась однокурсница Юры – Наталья Гундарева. Она даже говорила, что лучшей невестки не найти. Парень лишь отшучивался. Между тем от материнского внимательного глаза не ускользнуло, что настоящая влюбленность его не посещала никогда. Это ее беспокоило. И она твердила сыну: пора жениться.

– На ком?– уходил от разговора Богатырев. – Все девчонки пьют, курят.

Поступив на службу во МХАТ, он уже снимался в кино. Отношения с коллегами внешне казались дружелюбными. Однако его окружали завистники. Богатырев стал одним из богатых актеров своего времени. Интриги, подлость, лицемерие вызывали в нем приступы отчаяния и бессилия. Душу он раскрывал подругам. Нет, его с ними не связывали интимные отношения, это были просто близкие люди, способные понять и пожалеть. Елена Соловей вспоминала, что он напоминал ей ребенка, беззащитного и ранимого. Теплые отношения его связывали с Ией Саввиной. Героинями его умозрительных романов становились жены его друга и покровителя – режиссера Никиты Михалкова: сначала Анастасия Вертинская, потом и Татьяна.

Лучшие дня

– В Юру были влюблены все, а он переживал лишь платонические увлечения, – говорит Наталья Варлей. – Женщину он воспринимал как божество.

На его холостяцкой квартире собиралось множество приятелей-мхатовцев. Любившие выпить актеры могли приехать к Богатыреву посреди ночи. Юрий расплачивался за такси, покупал водку и пил с ними. Его безотказностью бессовестно пользовались. Но и сам артист не прочь был провести время за бутылкой, пытаясь выйти из депрессивного состояния. Лишь самые близкие знали, что по-настоящему мучает Богатырева.

– Юра это «открытие» в себе сделал очень поздно, врастал в него как-то очень болезненно… – говорит режиссер Александр Адабашьян.

– Он очень страдал по этому поводу, оттого что он не такой, как все… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился… Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины. Нынешние звезды этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами – это модно, практично – они ведь дружны между собой…

Своими душевными страданиями делился он и с Натальей Гундаревой. Та его уговаривала: «Успокойся, да, ты не такой, как все, но это твоя индивидуальная особенность. Ты разве кому-то хуже делаешь? Ты кого-то заставляешь страдать? Кому это мешает? Это твое – и все».

Юрий располнел, все больше и больше выпивал, глотал несовместимые с алкоголем антидепрессанты. В его квартире поселился администратор МХАТа Василий Росляков. Они даже не скрывали от общих знакомых, что их связывают трогательные отношения. Потом появился бармен Саша Ефимов.

Один из друзей Рослякова, сменивший Богатырева в его постели, рассказывал, что Вася еще долго страдал из-за размолвки с артистом. В его комнате висел портрет Юры в рамке. Но об интимных подробностях их взаимоотношений он никому не рассказывал.

Между тем Богатырев все же женился. Его официальной супругой стала соседка по коммуналке – актриса Надежда Серая. Она попала в сложную жизненную передрягу. После развода с мужем-режиссером ей грозило выселение из Москвы, срочно требовался штамп в паспорте о браке. Друзья Богатырева думали, как помочь коллеге, ведь у нее к тому же росла маленькая дочь. Они и подвигли его на женитьбу. Богатырева все знали как человека доброй души. Он не мог оставить в беде женщину с ребенком. Правда, Надежда рассказывала, что их связывали не просто формальные отношения. Он ей тоже изливал свои страдания.

В тот день было все как всегда. Юрий Георгиевич получил большой гонорар за «Очи черные» и устроил вечеринку. Внезапно почувствовал себя плохо. По словам медиков, роковую роль сыграло сочетание шампанского и антидепрессантов.

Юрий Богатырев: биография, личная жизнь, нетрадиционная – обо всем об этом мы поговорим в своей статье. Жизнь этого выдающегося человека была слишком короткой для актера. В его возрасте многие выходят только на пик своей карьеры. Сам артист сделал огромный вклад в советский кинематограф и развитие творчества в СССР.

Многих читателей интересует нетрадиционная личная жизнь Юрия Богатырева, которая была тесно связана с его биографией, это все оказало большое влияние на него. Сам актер был скрытным и стеснялся своей ориентации.

Нетрадиционная личная жизнь сегодня никому не мешает, но для биографии Юрия Богатырева это был совершенно серьезный удар. Он не понимал, что ему делать со своими чувствами.

Сам артист жил с мужчинами и знакомыми по творческой деятельности не скрывая этого. Был женат, но брак не носил официального характера, а только должен был принести выгоду.

В настоящее время Юрий Богатырев является частью истории советского кинематографа, который приложил огромное количество усилий для достижения своей цели. Его природный талант был по достоинству оценен многими критиками. Съемки и работа с известными актерами того времени открыли для него самые хорошие перспективы и даже его нетрадиционная ориентация не мешала работать в Советском Союзе. Конечно же, смерть от алкоголизма не является самым приятным исходом, но все же Богатырев оставил необычайно большой вклад.

Юрий Богатырев – известный актер

Современники вспоминают актера с огромной любовью. Они знали, насколько он любил свою работу, может быть если бы не отсутствие на то время ролей, он бы не начал пить. Большая часть его биографии полна интересными историями, которые стали для него важными факторами в становлении личности.

Биография

В 1947 году в городе Рига появился на свет Юрий Богатырев. Отец артиста был военнослужащим, они постоянно переезжали. Уже через несколько лет они переезжают в столицу Советского Союза, Москву. Отсюда и начинается его становление в карьере. Начиная со школьных годов, он занимается творческой деятельностью, выступает на различных мероприятиях и принимает активное участие во всех постановках в школе.

Все это давало ему некоторое удовлетворение. Уже с детства было понятно, что у него имеются некоторые отличительные черты, то есть не как у всех мальчиков. Он был слишком мягким, женственным, но в тоже время общительным. Конечно же, это создавало некоторые сложности.

На протяжении 8 классов его талант в отрасли изобразительного искусства был замечен его учителям. После того как мальчик повзрослел, ему предложили стать художником. Именно это направление было ему по душе. В 1964 году поступил в художественное училище. Его специальность – художник по ковровым изделиям. Это давало ему определённые преимущества перед другими талантами.

Он не переставал заниматься актерской деятельностью. На протяжении всего обучения он посещал творческие кружки, участвовал в театральных постановках. Так небольшое хобби переросло в карьеру и настоящую профессию. Нетрадиционная ориентация Юрия Богатырева, не мешала ему работать в театре, и ни в коем случае никто не упрекал за его личную жизнь. Для режиссёров было самое главное сыграть роль, все остальное второстепенное. Столь короткий период времени для жизни был дан Юрию и он смог доказать, что можно сделать все для кино, и при этом остаться ни на кого не похожим.

В 1965 году актер начинает активно заниматься развитием театра «Глобус». Вместе со своей труппой он ставит кукольные постановки. Постоянные поездки по различным местам, открывали для него совершенно новые ниши этого искусства.

Он знакомился с новыми людьми. В результате Юрий решается бросить учебу в художественном училище и поступает в театральный институт. Данное решение ему далось очень легко, так как он решил посвятить свою жизнь именно этому. Театральная труппа ездила по многим городам и поселениям. Постановки собирали необычайно большое количество зрителей.

Талантливый молодой человек понимал, какую радость он приносит зрителям и хотел продолжать развиваться в этом плане. В будущем он думал, что его фильмы будут смотреть миллионы человек по всему миру и именно так и случилось.

Поступление в Щукинское училище стало для него хорошим этапом, он обучался с самыми знаменитыми актерами. На курсе он считался самым лучшим, поэтому всегда его ставили в пример. Столь важное значение он уделял учебе, что иногда его было очень сложно переубедить. К нему постоянно приходили предложения о том, чтобы сняться в театральных постановках или творческих мероприятиях, от которых он ни в коем случае не отказывался. Его сокурсниками были Варлей и Райкин, что уже говорит о его подготовке.

Обучение прошло с успехом. Он всегда был тем человеком, на которого все ровнялись. Участие в театральных постановках во время обучения проходили с невероятным аншлагом. Можно сказать, что именно его природный талант, некоторая часть характера открывали перед зрителем совершенно другого человека. Уже тогда многие преподаватели пророчили ему большое будущее. Закончив театральное училище, он занялся активной творческой деятельностью.

Первые роли были эпизодическими, то есть не первого плана, но все-таки Юрий Богатырев пытался и добивался своей цели. Человек такого профиля с огромным талантом смог найти дорогу и проложить карьеру. Сегодня о нем вспоминают только добрым словом. Райкин всегда считал Богатырева талантом, который просто невозможно превзойти. Таки люди рождаются очень редко и они действительно достойны, чтобы выступать на сцене.

Карьера

Выступление в театре «Современник» стало для него некоторым этапом в жизни, который нужно было переждать. Первое время он не мог получить достойной роли, так как все места были заняты, поэтому участвовал только в эпизодах. Но в последствие карьера стала развиваться.

Ему начали предлагать более важные роли. Такие спектакли и постановки как «Двенадцатая ночь» открыли для зрителей совершенно новые возможности о его таланте. Он продолжал далее участвовать в жизни театра «Современник» но всему этому пришел конец, когда в 1977 переходит в МХАТ, куда его долгое время приглашали. Основным человеком, который повлиял на него, стал .

Богатырев участвовал в спектакле «Двенадцатая ночь»

Роль Егора Шилова стала для него самым важным этапом в его кинематографической карьере. Он уделял особенное внимание постановке и сделал такой рывок в своем актерском таланте, что многие стали называть его одним из самых выдающихся актеров Советского Союза. На самом деле в кино он начал сниматься задолго до этого, и его фильмами были «Чайка», «На дне» и так далее. Талант был настолько сильным, что его приглашали практически все режиссеры, работающие по всему Союзу.

Актер снимался в фильме «Чайка»

Карьера на телевидение развилась таким быстрым образом, что ему иногда приходилось отвергать предложения от известных киностудий. Работа на то время с самыми известными личностями приносила ему необычайно большое удовольствие.

Съемки в самых важных картинах того времени приносили немалый доход, но в последствии начало сокращаться количество предложений.

Большое количество новых актеров, создали некоторое воздействие на самого Юрия Богатырева. По его словам некоторые начали его даже притеснять из-за ориентации. В общем, предложений сняться в фильмах, было мало, и он начал выпивать.

На сегодняшний день никого не удивишь нетрадиционной личной жизнью Юрия Богатырева и его биографией, но на то время это было чуждо советскому народу. Его воспринимали хорошо только в коллективе, так как многое понимали, что это только природное влечение. Многие фанаты и зрители презирали его за это. В последнее время открывается большое количество фактором из его жизни, о которых до этого никто не знал.

Личная жизнь

На сегодняшний день артист Юрий Богатырев оставил большой вклад в искусство, но нетрадиционная личная жизнь и короткая биография также не остаются без внимания. Многие фанаты его упрекали в этом, но нужно понимать, что человек не мог совладать со своими природными увлечениями. Может быть, именно притеснение его личности стало причиной пьянок и смерти в столь молодом возрасте.

В его жизни все-таки был один брак и штамп в паспорте. Для того чтобы помешать выселению из страны, он помог своей соседке, с которой расписался, но никаких сексуальных и личных связей у них не было. В общем, он всегда любил только представителей мужского пола. Рассматривая нетрадиционную ориентацию Юрия Богатырева, можно сказать, что его биография и личная жизнь не интересовали никого среди артистов. Многие его знакомые вообще об этом даже и не думали. Он запомнился всем добрым, отзывчивым человеком.

Личная жизнь и нетрадиционная ориентация Юрия Богатырева оставила неизгладимый отпечаток в его биографии. Снимаясь в фильмах о его личных и сексуальных увлечениях, знали практически все коллеги по цеху. Некоторые его презирали, другие, наоборот, поддерживали. Его связи были практически на виду, он никогда не скрывал всего этого. Но конец своей жизни провёл очень печально. После того как начался спад в карьере, его поглотил алкоголь. Несмотря на свой молодой возраст – 40 лет, он уже мог целыми сутками пить не работая. В результате это и привело к трагическим последствиям.

После очередной съемки он получил гонорар и созвал всех своих знакомых. Была вечеринка, после которой ему стало плохо и он уснул, после проснувшись, выпил антидепрессанты, которые несовместимы с алкоголем, начались сердечные боли. По приезду врачей, он уже находился в тяжелом состоянии. Они не знали, что Юрий принимал какие-то таблетки, и ввели ему дополнительный препарат, который и привел к летальному исходу. Вот таким печальным образом закончилась жизнь таланта, которому аплодировали миллионы.

…В тот день он позвонил одной из главных женщин своей жизни, Ие Саввииной, и стал говорить, какая она замечательная. «Юра, ты ставишь меня в неловкое положение», - смутилась она. А в ответ услышала: «Роднуся, считай, что я с тобой прощаюсь».

Текст: Яна Шварц

Что это было? Предчувствие? Просто неосторожное слово сорвалось с губ?.. После этого звонка Богатырёв ещё несколько раз крутил телефонный диск - приглашал друзей вечером отметить гонорар, полученный за «Очи чёрные». Долларовый (фильм-то был наполовину «импортный»)! Впрочем, каких друзей? Собутыльников, которым только дай повод для застолья. Друзья у актёра были другие - Ия, Кларисса, Зинаида. Сплошь Прекрасные Дамы, водку если и пьющие, то умеренно. Но никого из них он в гости не позвал. На то были свои причины. И одна из них - желание напиться. Женщины, дорогие сердцу Юрия Богатырёва, в нетрезвом состоянии его терпеть не могли...

Неудавшийся нахимовец

Богатырёва ещё в детстве дразнили «девчоночником». Потому что ровесники маленького Юру не привлекали - только ровесницы. С ними он играл в «дочки-матери», в кукольный театр. Его мама, Татьяна Васильевна, вспоминала, что сын иногда ночью вставал, надевал её шёлковый халат (чёрные страусы по голубому полю), шляпку с пером и вуалькой и прохаживался по квартире. Проделывал это, не просыпаясь. Потом всё снимал, вешал халат на место. «И ведь как аккуратно! - удивлялась мать. - Кочерга стояла рядом и не падала! Мы в таких случаях никогда его не будили...» Утром мальчик ничего не помнил. «Лунатил» только в раннем детстве - со временем это прошло. А вот тяга ко всему «женскому» - к женскому миру, к женской душе - осталась навсегда. И как так вышло, что этот чудо-ребёнок родился в семье флагманского штурмана бригады подводных лодок ВМФ СССР, человека сурового, крестьянина по происхождению? Юра у родителей был поздним ребёнком, поэтому купался в их любви. Лет с четырёх уже слышал в свой адрес: «Ну, артист!» Татьяна Васильевна рассказывала, как лихо он отплясывал в морском клубе «Яблочко». Но отец, Георгий Андрианович, хотя умилялся сыновними талантами и его какой-то уж очень тонкой душевной организацией, в расчет их не принял, когда решил отправить 10-летнего Юру в Нахимовское училище. Штурман надеялся на продолжение офицерской династии.

Мальчишки в училище, видимо, сразу почуяли в нем чужака - слишком мягкого, слишком доброго, слишком ранимого, чтобы быть членом пацаньего коллектива. И со всей подростковой жестокостью начали рохлю Богатырёва, как теперь говорят, прессовать. Подробностей никто не знает: ябедничать Юра не пошёл. К счастью, родители опомнились и забрали сына домой - с надломленной психикой и без зимней одежды, которую у него украли. Наверное, именно тогда гармония мира для Юры начала рушиться. Раньше он всех любил, и его все любили. Жизнь была полна красок - только ярких, только сияющих. И вдруг - жирные чёрные мазки. Кстати, пример с красками не случаен. Мальчик настолько был увлечён рисованием, что после школы поступил в Художественно-промышленное училище имени Калинина. Да и потом, когда уже стал актёром, с кистью не расставался. Мельпомена взяла верх через два года после начала Юриного студенчества. Дело было летом. Он подрабатывал художником на археологических раскопках, проходивших в живописном уголке Подмосковья. Там же неподалеку отдыхали ребята из кукольного театра-студии «Глобус». К ним, как к родным, его и потянуло. Закончилось тем, что с перспективой стать художником на ниве ковроткачества (на таком отделении учился) Богатырев расстался и подал заявление в знаменитую Щуку.

Любимый «пельмень»

Учиться ему предстояло на «золотом» курсе - вместе с Натальей Гундаревой, Константином Райкиным, Натальей Варлей. Последняя вспоминала о встрече с Богатырёвым: «Он стоял в окружении абитуриентов, и все, конечно, были суетливы, волновались, а Юрочка был такой красивый, спокойный. Мы все в него сразу влюбились. А затем он стал центром, осью земной и на занятиях, и на переменах. Он был замечательный рассказчик. Очень остроумный, со своеобразным мягким юмором. К тому же с прекрасным голосом и слухом, замечательно играл на фортепьяно». Как когда-то Богатырёв не обижался на дворовое прозвище «девчоночник», так и сокурсникам прощал «пельменя» и «бело-розового» (имелся в виду зефир). Такой большой, плечистый, с огромными руками, он выглядел совершенно безобидным. Большим ребёнком. По-детски относился к деньгам: в долг мог отдать даже последний рубль. Единственное, чего побаивались друзья и приятели, - его неожиданных розыгрышей. Вот тут богатырёвская «детскость» и непосредственность переставала умилять - раздражала. Он мог поставить окружающих в неловкое положение. Например, однажды, придя в гости к сокурснику Косте Райкину, позволил себе выходку очень дерзкую. Наверное, она бы не была таковой, если бы за столом кроме Аркадия Райкина и членов его семьи не сидели ещё и какие-то иностранные гости. Юрий таскал тогда в кармане привезённую знакомыми из-за границы штучку для розыгрышей - искусственную соплю. И начал свою импровизацию с того, что влез в разговор Аркадия Исааковича с гостями, перебил, принялся горячо рассказывать о своей якобы поездке в Париж (никогда там не был), чихнул, незаметно пристроил соплю и продолжал разглагольствовать. А потом долго будто бы не понимал жестикуляцию Райкина-старшего и всех участников застолья. Каждый пытался незаметно дать понять не умолкавшему юноше, что у него «непорядок под носом». Когда же все раскрылось, никто не рассмеялся.

У Юры Богатырева не получалось взрослеть. Но это в реальной жизни. На сцене же и на экране он мог быть каким угодно, в том числе мудрым и мужественным. Настоящее чудо перевоплощения - его Егор Шилов в легендарной картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Богатырёв создал один из самых сильных мужских образов в нашем кинематографе. И ни крупицы фальши. Шилов - настоящий герой, сильный, умный, смелый. А ещё настоящий друг и товарищ. Кажется, невозможно ТАК сыграть, не имея самому всех этих качеств. А если возможно, то это очень высокий класс мастерства. Для роли требовалось похудеть - и Богатырёв долго жил на капустных котлетах. Требовалось ездить верхом - и он за два дня освоил эту науку так, что сомнений не было: Егор Шилов родился в седле. Богатырёв всё делал без каскадера, даже прыгал в реку с 19-метровой высоты. Причём до дна оказалось всего полтора метра, а рассчитывали на пять, и только чудо спасло актёра. Самым трудным было научить его драться. Богатырёв никогда этого не делал, даже кулак складывал «по-женски» - подгибая большой палец внутрь. Но и с этим справился. В фильме Шилов бьёт убедительно. Эта картина, в которой Богатырёв снялся в 1974-м, через три года после окончания Щуки, сделала его знаменитым. Потом пришли другие звездные роли - Серж в «Неоконченной пьесе для механического пианино», Филлиппок в «Объяснении в любви», Штольц в «Нескольких днях из жизни И.И. Обломова», Стасик в «Родне». Галерея потрясающих образов.

Фиктивный брак

Жил он тогда в общежитии «Современника». В этот театр Богатырёва пригласили сразу после училища. Галину Борисовну Волчек, главного режиссёра, новичок так боготворил, что по утрам мыл её машину. Кое-кто считал это подхалимажем. А его детскую душу подобное проявление любви и уважения ничуть не коробило. Он и не на такое был способен! Например, жениться из чувства сострадания и желания помочь. А дело было так. Однажды актриса Надежда Серая шла по коридору актёрского общежития и увидела Богатырёва, рыдающего у стены. Она решила: человек, видимо, только что узнал какую-то страшную новость. Подошла, стала расспрашивать. Выяснилось: Юрий провожал племянника, а вернувшись, подумал, какая же у родственника тяжёлая жизнь. Ну и расплакался от таких мыслей. Женщина была потрясена: столь чувствительных мужчин ей ещё не приходилось встречать. А Богатырёв растрогался: подошла, пыталась утешить!.. С этого дня они стали добрыми приятелями. Надежда тогда только что развелась с мужем-режиссёром. Осталась с маленькой дочкой на руках. А поскольку московской прописки у неё не было, возникла угроза выселения. Тогда-то Юрий и предложил пожениться. Ради прописки. И они сделали это по-тихому, без огласки. Правда, фиктивные супруги так симпатизировали друг другу, что всерьёз подумывали: а не забыть ли о фиктивности? Может, и не только дружескими были их отношения? Но факт остаётся фактом: вместе Юрий и Надежда никогда не жили, близким о браке не сообщили. Татьяна Васильевна, мать Богатырёва, после смерти сына была страшно удивлена, обнаружив, что тот женат. Но Надежда сказала, что настоящими супругами они с Юрием не были, и на наследство претендовать не стала. Многие считают, что обзавелся Богатырёв этим штампом в паспорте ещё для того, чтобы его не донимали вопросами и «живым интересом». Татьяна Догилева рассказывала: «Помню, на съёмках, когда кто-то из женщин «делал стойку» на Юру, тот заявлял, что у него есть жена Зинаида, архитектор».

Комплекс вины

Он часто влюблялся в своих партнёрш по фильмам - в Елену Соловей, в Анастасию Вертинскую, в Светлану Крючкову. Влюблялся пылко, но платонически. Предложить своим Прекрасным дамам нечто большее, нежели верное рыцарское обожание, Богатырёв не мог. Эту истину о себе актёр понял уже взрослым человеком и был раздавлен этим пониманием. Неизбежность двойной жизни для него, абсолютно не умеющего лгать, оказалась катастрофой. «Юра очень страдал из-за того, что он не такой, как все, - вспоминал Александр Адабашьян. - Пил, совершая в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых очень стыдился. Это добавляло ему ещё как бы дополнительный комплекс вины». Наверное, осознание своей «чужести» и стало последней каплей, которая разрушила гармонию его мира. Последней, но самой увесистой. Людская недоброжелательность и подлость, его собственное неумение прилаживаться к реальности были, в общем-то, мелочью. С точки зрения простого человека. Однако беззащитного, ранимого и противоречивого Богатырёва подобные жизненные обыденности всерьёз подтачивали изнутри. В те годы рядом с ним, большим гениальным ребёнком, не было человека, который окутал бы его такой же любовью, какую дарили родители. Человека всепонимающего, всепрощающего, способного утереть слёзы, текущие вроде бы без причины, могущего искренне сказать, что он, Юра, самый лучший, самый талантливый. Если бы такой был! Но рядом хороводили иные. Которые могли лишь нагло пользоваться щедростью, интеллигентностью и мягкостью Богатырёва. Его всё чаще и чаще посещали мысли, что он никому не нужен. От сосущей тоски хотелось избавиться. Придя в 1976-м в труппу МХАТа (осуществилась мечта!), Богатырёв очень хотел влиться в коллектив. Получилось - буквально. Коллектив оказался пьющим и подозрительно относился к тем, кто отказывался. Богатырёв, до того почти трезвенник, начал «вливаться». Дело это, начавшись за кулисами, перетекло в его наконец-то полученную однокомнатную квартиру. В её стенах и происходила трагедия: псевдодрузья потихоньку спаивали актёра. В пьяном угаре, пусть ненадолго, но действительно становилось легче. Но потом душа болела ещё нестерпимее - и тогда спасали антидепрессанты. Было ещё одно спасение - подруги. 1977 год подарил Богатыреву Ию Саввину, с которой он подружился на съёмках фильма «Открытая книга», и журналистку Зинаиду Попову. С ней судьба свела на одном из вечеров во МХАТе. Обе эти женщины оказались Юрию Богатырёву очень «созвучны». Может, потому, что первая родилась с ним в один день, только на 10 лет позже, а со второй они были так похожи, что их часто принимали за брата и сестру. К обеим он ходил в гости, делал им подарки, изливал душу. Вот только в последние годы, когда пристрастился к выпивке и в таком виде мог позвонить и в два, и в три ночи, стали возникать ссоры. Если завтра на работу, а тебе кричат заплетающимся языком в трубку: «Поговори со мной!» - кому понравится?..

Роковой укол

А в 1984-м Юрий Богатырев познакомился с переводчицей Клариссой Столяровой. Тоже во МХАТе. Она ассистировала немецкому режиссёру, приехавшему ставить спектакль, главная роль в котором предназначалась Юрию. После одной из репетиций Богатырёв их обоих пригласил к себе в гости - вкусно кормил, фонтанировал шутками и прибаутками, показывал свои восхитительные рисунки. В общем, очаровывал. Чары предназначались даме, и они подружились. Даже последний в жизни Богатырёва Новый год - 1989-й - встретили вместе. Уже после смерти актёра Кларисса признавалась: «Мне удалось четырежды побывать замужем. Но у меня не было ближе и родней человека, чем Юра». Всё так. Но у каждой из богатырёвских подруг была своя жизнь, дети, работа. Ни одна не готова была целиком посвятить себя заботе о нём и его душевном равновесии. Юрий это понимал.

По роковому стечению обстоятельств в свой последний вечер он не решился навязываться им со звонком. За три дня до трагедии позвонил Зинаиде. «Мы полночи разговаривали по телефону, - вспоминала она. - Говорили о том, как тяжело жить. И зачем вообще человеку даётся жизнь - на счастье или на страдание?» Она чувствовала, что другу плохо, понимала, что надо бы поехать к нему, но лежала с тяжёлым гриппом. И Кларисса в те дни была плотно занята на фестивале немецких театров и тоже не могла находиться рядом с Юрием. Потому он и позвал в утешители собутыльников. Когда после обильного возлияния у Богатырёва случился сердечный приступ (а сердце у него всегда было слабое), приятели вызвали бригаду врачей. «Он умолял, что не надо «скорую», что надо позвонить мне, - рассказывала Кларисса Столярова. - Но поскольку эти люди меня не знали, они поступили по-своему. Мне сообщили, когда «скорая» уже сделала своё дело. Я приехала - Юра уже под простынкой лежал». Его убил укол. Введенное врачами лекарство оказалось несовместимым с антидепрессантами, которые Богатырёв принял накануне. Плюс алкоголь. Если бы дружки сделали так, как просил Юрий, возможно, несчастья бы не случилось. Кларисса знала, какие он принимал таблетки, могла тут же проконсультироваться с лечащим врачом Богатырёва, выяснить, что ему можно, что нельзя. Но судьба выбрала трагический сценарий.

«Помню отпевание в церкви, - продолжает Кларисса, - помню, ему укутали ноги шёлковым халатом Обломова. Он очень хотел сыграть эту роль. Моя дочь сшила этот халат буквально за пару часов. А сын написал стихи и положил ему в гроб. Так мы Юру проводили». В день похорон в филиале музея Ермоловой состоялось открытие первой персональной выставки Юрия Богатырёва. Он очень ждал этого дня. Как художник, верил в свой успех. И триумф был - но, увы, уже без него.

А тот гонорар за «Очи чёрные», что «обмывался» в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года, - несколько тысяч долларов - говорят, исчез из квартиры актёра. Вместе с редкими книгами из домашней библиотеки Богатырёва и его картинами.