Шишкин интересные факты. И. А были ли медведи

Никому, наверное, никогда не удавалось настолько реалистично и достоверно изображать природу, как Ивану Шишкину, знаменитому живописцу. Он настолько тонко чувствовал её, что умел переносить на холст все те мельчайшие детали, которые сложно заметить, но без которых картина не выглядела бы такой живой. В течение жизни Иван Шишкин создал множество великолепных полотен, которые по праву считаются настоящим национальным достоянием.

Факты из биографии Ивана Шишкина

  • Происходил великий художник из купеческого рода.
  • С 12 до 17 лет Иван Шишкин учился в гимназии, и предполагалось, что он пойдёт на государственную службу. Однако, он оставил этот путь, так и не закончив гимназию, и поступил в Московское училище живописи, а после этого продолжил обучаться в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
  • Отец его, человек весьма обеспеченный, благосклонно относился к увлечению своего сына живописью. Он охотно снабжал его книгами о художественном искусстве и поддерживал его финансово.
  • Шишкин настолько жаждал стать художником, что ему не хватало занятий в Академии. Изрядную долю свободного времени он, будучи студентом, проводил, рисуя картины самостоятельно.
  • О таланте Ивана Шишкина говорит и тот факт, что уже в первый же год обучения в Академии художеств он получил целых две серебряных медали за свои успехи. Позднее к ним прибавились ещё две золотые ().
  • Как особо отличившегося студента, Шишкина после окончания учёбы за государственный счёт отправили в поездку за границу. Он побывал сперва в Германии, а затем и в Швейцарии, и в общей сложности провёл в этом путешествии целых 5 лет.
  • На протяжении большей части жизни Иван Шишкин много путешествовал по России, причём с художественными целями - он искал красивые места и рисовал их.
  • В биографии Шишкина отмечается, что ему во время учёбы никак не давались точные науки, в частности, математика и физика.
  • Знаменитая его картина «Утро в сосновом бору», которую можно увидеть в том числе и на обёртках известных конфет, была создана им без медведей на ней. Медвежат на неё позднее дорисовал другой художник, Савицкий. И изначально на этом полотне было две подписи, Шишкина и Савицкого, но так как заказчиком картины выступал меценат Павел Третьяков, по приказу последнего подпись Савицкого была удалена ().
  • Во время пребывания в Германии Иван Шишкин был арестован по обвинению в драке. Услышав, как кто-то из местных жителей оскорбительно отзывается о русских, он не вытерпел и учинил драку, вооружившись подвернувшейся под руку железякой. Позднее живописца всё-таки оправдали и отпустили.
  • Шишкин просто невероятно дотошно относился к мельчайшим деталям. Так, он однажды критично отозвался о картине Репина, на которой был изображён сплав леса по реке, заявив, что на полотне изображены деревья той породы, что по воде сплавлять нельзя, потому что эта древесина набирает воду и портится.
  • Помимо художественного мастерства, Шишкин добился значительных успехов и в гравировке. Он был так называемым аквафортистом - мастером гравировки по металлу с помощью «царской водки».
  • В течение жизни Иван Шишкин создал более 800 картин.
  • В двух столицах, Москве и Минске, есть улицы, названные в честь Ивана Шишкина.
  • Великий художник скоропостижно скончался прямо за мольбертом, работая над очередной картиной.

Непревзойденный мастер пейзажной живописи, выдающийся художник, прославивший русское искусство, Иван Шишкин имел купеческое происхождение. Его родным городом была Елабуга, где он появился на свет в начале 1832 года. Уже в детстве Иван Шишкин был одаренным ребенком и проявлял склонность к рисованию.

В Императорской Академии художеств Петербурга в полной мере проявился его талант. Годы, проведенные в Европе, дали возможность живописцу развить свои творческие способности. Но его всегда вдохновляла родная природа — лес, поле, луг, поэтому он поспешил вернуться в Россию.

Шишкин воспитал немало учеников. За свою творческую жизнь Иван Иванович создал сотни произведений, многие из которых признаны шедеврами и украшают сегодня лучшие музеи России и Европы.

Уход из гимназии

Талантливейший русский пейзажист в подростковом возрасте был неуспевающим гимназистом. Арифметика не давалась совсем, нахватав неудовлетворительных оценок, Иван Шишкин вынужден был покинуть гимназию в Казани после четырех лет обучения. Да и самому Шишкину учиться там не хотелось, он мечтал о живописи.

Получение большой золотой медали

Иван Шишкин получил прекрасное художественное образование. Сначала он обучался в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, а затем блестяще окончил Императорскую Академию художеств в российской столице.

Учился он настолько хорошо, что уже на первом году обучения стал обладателем двух малых серебряных медалей. Его пейзажи, запечатлевшие природу в окрестностях столицы, приносили ему успех. В дальнейшем Шишкин получил сначала большую серебряную медаль, а затем малую золотую. Спустя год, ему вручили большую золотую медаль академии за его пейзажи, написанные на Валааме, а к ней полагался пенсион для поездки в Европу на несколько лет.

Происшествие в Германии

Художник искренне любил русскую природу, об этом красноречиво свидетельствует его творчество. В Европе он тосковал по России, от тоски нередко прикладывался к вину. Однажды в мюнхенской пивной он услышал, как компания подвыпивших немцев оскорбительно отозвалась о русских.

Шишкин тут же разобрался с обидчиками при помощи кулаков и даже подвернувшегося под руку металлического прута. Скандал разразился грандиозный. Художника отдали под суд. Но, к удивлению многих, суд его оправдал. По воспоминаниям очевидцев, после оправдательного приговора из зала судебного заседания друзья вынесли Шишкина на руках.

Написание в соавторстве известной картины

Современники Шишкина говорили о нем, как о хорошем знатоке природы, имеющем о ней научные знания. Именно этим многие объясняли такую скрупулезную точность в изображении во всех его пейзажах.

Однако одну из самых известных своих работ «Утро в сосновом бору» художник создал в 1889 году в соавторстве со своим другом – художником Константином Савицким, который изобразил на полотне Шишкина семейство медведей.

Шишкин, как порядочный человек, подписал работу двумя именами. Но по желанию владельца художественной галереи Павла Третьякова, который приобрел картину, фамилия соавтора была удалена.

Звание академика и профессора

Шишкин быстро получил признание как выдающийся пейзажист. Он еще находился в Европе в пенсионерской поездке, когда Академией художеств в 1865 году ему было присвоено звание академика за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», это полотно раньше него прибыло в столицу России.

Работы Шишкина производили ошеломляющее впечатление. Иван Иванович ежегодно представлял свои работы на выставке передвижников, за одну из таких картин, полотно «Лесная глушь», в 1873 году ему было присвоено звание профессора столичной Академии художеств. С 1892 года художник стал руководить учебной пейзажной мастерской в Академии, кроме того, у него всегда было много учеников.

Общество аквафортистов

Принято считать, что Иван Шишкин был одним из лучших живописцев своего времени. Не все знают, что наравне с пейзажной живописью он увлеченно занимался гравировкой. В 70-м году 19 столетия художник стал активным участником кружка столичных аквафортистов, художников, гравировавших крепкой водкой на металле, это занятие Шишкин не оставлял никогда, чередуя его с пейзажной живописью, и считался одним из лучших граверов в Петербурге.

Смерть за мольбертом

Великолепный художник Иван Шишкин был поглощен творчеством до последних минут своей жизни. Достаточно сказать, что он автор 800 картин , не считая рисунков и гравюр. Он ушел из жизни внезапно в возрасте 66 лет в марте 1898 года, в тот момент, когда работал над картиной «Лесное царство». Рядом с выдающимся мастером в этот момент находился его ученик, который и стал свидетелем смерти наставника буквально за мольбертом. Медики дали заключение, что у художника отказало сердце, очевидно, это был инфаркт.

Перенос могилы Ивана Шишкина

Не все знают, что первоначально Иван Иванович Шишкин был похоронен на православном Смоленском кладбище в Петербурге. Когда в 30-е годы 20 столетия на территории Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры решено было создать некрополь деятелей искусств, сюда с разных петербургских кладбищ были перенесены захоронения выдающихся художников, композиторов и артистов. Перенесли сюда и могилу Шишкина. Это произошло в 1950 году. Однако, памятник с его могилы, стоявший на Смоленском кладбище, был утрачен, взамен был установлен новый. Удивительно, что на этом новом памятнике неверно указали дату рождения живописца, сделав его старше на целых два десятилетия. Почему ошибка не была исправлена – остается загадкой.

«Лесной богатырь-художник», «царь леса» - так называли Ивана Шишкина современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.

«Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!»

Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии (на территории современного Татарстана). Отец художника, Иван Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд избирался городским главой, провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.

Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками. В гимназии ему было скучно и, не закончив обучение, он вернулся в родительский дом со словами, что чиновником делаться не хочет. Тогда же начали формироваться его взгляды на искусство и призвание художника, которые он сохранил на протяжении всей жизни.

Мать Шишкина, Дарью Александровну, расстраивала неспособность сына к учебе и домашним делам. Она не одобряла его увлечения рисованием и называла это занятие «пачкотней бумаги». Отец хоть и симпатизировал страсти Ивана к прекрасному, также не разделял его отстраненности от жизненных проблем. Шишкину приходилось прятаться от родных и рисовать при свечах по ночам.

Всерьез о профессии художника Шишкин задумался впервые, когда в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви. Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния - и тогда Иван Иванович твердо решил следовать за своей мечтой. С трудом, но он уговорил отца позволить ему уехать, и тот отправил художника в Москву, надеясь, что из сына однажды вырастет второй Карл Брюллов .

«Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»

В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, - а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный - и действительно единственный в своем роде - талант.

Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Подлинной школой для художника стал Валаам , куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.

Иван Шишкин. Камни в лесу. Валаам. 1858-1860. Государственный Русский музей

Иван Шишкин. Сосна на Валааме. 1858. Пермская государственная художественная галерея

Иван Шишкин. Пейзаж с охотником. Валаам. 1867. Государственный Русский музей

В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу. Он посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот пейзаж, наполненный воздухом и светом, принес Ивану Ивановичу звание академика.

После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее - Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.

В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева - Евгения Александровна. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.

«Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»

В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской . С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».

«Он [Шишкин] все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор... Шишкин - верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек - школа, но живая школа».

Иван Крамской

Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер - и работоспособность - стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах, и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.

Иван Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872. Государственная Третьяковская галерея

Иван Шишкин. Первый снег. 1875. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

Иван Шишкин. Рожь. 1878. Государственная Третьяковская галерея

А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы - и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.

«Что меня теперь больше всего интересует? Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда»

В конце XIX века настал трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период - у художников возникало все больше поколенческих разногласий. Шишкин же внимательно относился к молодым авторам, потому что старался в свое творчество вносить нечто новое и понимал, что прекращение развития означает упадок даже для именитого мастера.

«В художественной деятельности, в изучении натуры, никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно, и что больше учиться не надо; изученное хорошо только до поры до времени, а после впечатления бледнеют, и, не справляясь постоянно с натурой, художник сам не заметит, как уйдет от правды».

Иван Шишкин

В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году его прах перенесли вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

07.02.2017

Имя Ивана Ивановича Шишкина знакомо каждому, причем многие о нем узнали еще в далекие дошкольные годы: все, кто вырос в Советском Союзе, помнят вкусные конфеты «Мишки в лесу» фабрики «Красный Октябрь». На их обертке была размещена репродукция «Утра в сосновом лесу» Шишкина. Какие еще интересные факты из жизни И.И. Шишкина, великого русского художника, мы знаем?

  1. Будущий художник родился в январе 1832 года в тихой провинциальной Елабуге и там же провел детские годы. Его отец - небогатый купец - был человеком очень образованным, любил искусство и литературу. Он всячески поощрял интерес сына к творчеству, покупал ему краски, научил вырезать по дереву. Даже когда маленький Ваня разрисовал забор возле дома, ни отец, ни мать не пытались пичкать его нравоучениями.
  2. Отец художника пробовал сочинять книги - его перу принадлежит произведение, посвященное истории родной Елабуги. Он участвовал в исторических изысканиях и привлек к раскопкам юного Ивана. Экспедиция пыталась обнаружить на Волге следы древнего Булгарского царства.
  3. Блестяще окончив Академию Художеств, Иван отправляется в Германию, где совершенствуется в выбранной профессии. Интересно, что уже тогда его узнавали даже за границей: он сообщал родным, что о нем отзываются так: «Видели на улице знаменитого русского художника, который пишет замечательные картины». Но художник так любил Россию, что вернулся в родные края, не дождавшись окончания «пенсионерского» (то есть организованного за счет Академии) отпуска.
  4. Самая знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу», оказывается, принадлежит его перу не полностью: друг Ивана Ивановича, художник Константин Савицкий, оживил лесной пейзаж изображением семейства медведей. Но об этом не все знают, потому что когда картину решил купить коллекционер Третьяков, он потребовал, чтобы подпись второго автора с картины убрали. Третьяков не ладил с Савицким. Так и досталась вся слава Шишкину.
  5. Ивана Шишкина называли «полуденным художником»: у него практически нет закатов и рассветов, везде царит яркий день, сияет солнечный свет. Это - сложный сюжет для живописца, так как отсутствуют тени. Но Шишкин блестяще справлялся с поставленной самому себе задачей: его пейзажи настолько правдивы, что их можно сравнить с фотографиями. Очень точно переданы летняя жара, дуновение ветерка, мороз в зимнем лесу. Любовно выписан каждый стебелек и листочек.
  6. Ходил в былые годы такой анекдот: однажды император Александр, восхищенный искусством Шишкина, пригласил его преподавать живопись наследникам. Художника это тяготило: он пожаловался приятелям, находясь с ними в некоем питейном заведении, на бесталанность детей царя. Тут к нему подошел некто и строго сказал: «Пожалуйте со мной во дворец!» Нисколько не испугавшись, Шишкин вынул из кармана пропуск в Зимний: «Всегда к Вашим услугам, сударь!». Пристыженный сотрудник Третьего отделения ретировался.
  7. В творчестве Шишкину везло, ему все удавалось, его рано стали ценить и буквально «носить на руках». А вот личная жизнь не заладилась: скончалась первая супруга, оставив ему сына. Он женился второй раз - и снова спутница жизни покинула его, умерев молодой, успев подарить художнику двух дочерей.
  8. Умер Шишкин неожиданно для всех, в возрасте 66 лет. Это было обычное утро, художник занимался с учеником, работал над новой картиной «Лесное царство». Вдруг он вздохнул, уронил голову на грудь, прибывший врач констатировал разрыв сердца.

Ивана Ивановича Шишкина всего себя отдал творчеству. Какой силой жизни обладал этот удивительный художник! Найдите свободную минутку среди бесконечной череды дел, вглядитесь в его яркие картины, пронизанные солнечным светом. Возможно, перед такой всепобеждающей любовью к жизни померкнут и станут казаться менее серьезными собственные мелкие каждодневные бытовые неурядицы…

Марат Ахтямов

Иван Иванович Шишкин (1932 — 1898) — ярчайшая звезда в плеяде русских мастеров пейзажа. Большего мастерства в изображении русской природы не проявил никто. Всё его творчество было подчинено идее как можно более достоверно отразить красоту природы.

Из-под кисти, карандаша и гравёрного резца Шишкина вышли сотни произведений. Одних живописных полотен насчитывается несколько сотен. При этом их очень сложно сортировать их по срокам написания или по мастерству. Безусловно, в 60 лет он писал иначе, чем в 20. Но резких различий в темах, технике исполнения или цветовыми гаммами между картинами Шишкина нет.

Такая равномерность вкупе с внешней простотой сыграли с творческим наследием Шишкина злую шутку. Многие причастные к живописи, знаниям о живописи, или крупицам знаний о живописи, считают живопись И. И. Шишкина простой, даже примитивной. Этой кажущейся простотой воспользовались маркетологи, как бы их не называли в России при смене политического режима. В результате одно время Шишкина можно было увидеть повсюду: на репродукциях, ковриках, конфетах и т. п. Сложилось отношение к Шишкину как к производителю чего-то бесконечно скучного и шаблонного.

На самом деле, конечно, творчество Ивана Шишкина разнообразно и многогранно. Нужно просто уметь увидеть это разнообразие. Но для этого нужно знать язык живописи, ключевые события из биографии художника и уметь прилагать интеллектуальные усилия к их осмыслению

1. Иван Иванович Шишкин родился в Елабуге (сейчас Татарстан). Его отец Иван Васильевич Шишкин был человеком одарённым, но совершенно неудачливым в делах. Получив по наследству звание купца второй гильдии, он торговал настолько неудачно, что сначала переписался в третью гильдию, а затем и вовсе выписался из купцов в мещане. Зато в Елабуге он имел большой авторитет как учёный человек. Он построил в городе водопровод, что тогда было редкостью и в городах покрупнее. Иван Васильевич разбирался в мельницах и даже написал руководство по их строительству. Кроме того Шишкин-старший увлекался историей и археологией. Он открыл неподалёку Елабуги древний Ананьинский могильник, за что был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. Несколько лет Иван Васильевич был городским головой.

Иван Васильевич Шишкин

2. Рисование давалось Ивану легко и занимало почти всё его свободное время. Отучившись четыре года в Первой казанской гимназии, одной из лучших в стране, он отказался продолжать обучение. Не захотел он и становиться купцом или чиновником. Долгие четыре года в семье шло сражение за будущее младшего сына, желавшего учиться живописи («стать маляром» по версии матери). Лишь в 20 лет родители согласились отпустить его в Московское училище живописи и ваяния.

Автопортрет в юности

3. Несмотря на общие неблагоприятные отзывы о политической и культурной обстановке в России середины XIX века, в Московском училище живописи и ваяния нравы царили вполне свободные Это училище было приблизительным аналогом советских педагогических училищ — лучшие выпускники шли учиться дальше в Академию художеств, остальные могли работать учителями рисования. От учащихся, в сущности, требовали одного — побольше работать. Молодому Шишкину того и надо было. Один из друзей в письме мягко пенял ему — мол, уже все Сокольники перерисовал. Да, в те года Сокольники и Свиблово были мечтами, куда пейзажисты выезжали на этюды.

Здание Московского училища живописи и ваяния

4. В училище Шишкин создал свои первые офорты. Он и дальше не забрасывал графику и гравюры. На базе небольшой мастерской Артели художников в 1871 году было создано Общество русских аквафортистов. Шишкин одним из первых в России начал относится к живописной гравюре как к отдельному жанру живописи. Ранние опыты гравировщиков больше исследовали возможность тиражирования уже готовых произведений живописи. Шишкин же стремился создавать оригинальные гравюры. Он издал пять альбомов офортов и приобрёл славу лучшего гравёра в России.

Гравюра «Облака над Рощей»

5. Иван Иванович с юности очень болезненно откосился к внешним оценкам своих произведений. Впрочем, немудрено — семья, ввиду собственной стеснённости, помогала ему мало, поэтому благосостояние художника уже с момента отъезда в Москву почти всецело зависело от его успешности. Уже гораздо позже, в зрелом возрасте, он искренне расстроится, когда Академия, высоко оценив одну из его работ, наградила его орденом, а не присвоила звание профессора. Орден был почётен, но ничего не давал в материальном плане. В царской России даже боевые офицеры наградные знаки покупали самостоятельно. А звание профессора давало стабильный постоянный заработок.

6. Поступив в Академию художеств, Шишкин несколько летних академических сезонов — так в Академии называлось то, что после окрестят производственной практикой — провёл на Валааме. Природа острова, расположенного на севере Ладожского озера, очаровала художника. Каждый раз, покидая Валаам, он начинал думать о возвращении. На Валааме он научился делать крупные рисунки пером, которые даже профессионалы иногда принимали за гравюры. За валаамские работы Шишкин был удостоен нескольких наград Академии, в том числе Большой золотой медалью с надписью «Достойному».

Один из эскизов с Валаама

7. Иван Иванович любил Родину не только как натуру для пейзажей. С Большой золотой медалью он одновременно получил право на длительную оплачиваемую заграничную творческую командировку. С учётом доходов живописца это мог быть первый и последний шанс в жизни. Но Шишкин попросил руководство Академии заменить ему заграничный вояж поездкой по Каме и Волге к Каспийскому морю. Шокировано было не только начальство. Даже близкие друзья хором убеждали художника приобщиться к плодам европейского просвещения. В конце концов, Шишкин сдался. Из поездки, по большому счёту, ничего толкового не вышло. Европейские мастера его не удивили. Художник пробовал писать животных и городские пейзажи, но вольно или невольно подбирал натуру, хоть чем-то похожую на любимый им Валаам. Радовали лишь восторги европейских коллег да написанная под взятый в Петербурге аванс картина, изображавшая стадо коров в лесу. Париж Шишкин окрестил «совершенным Вавилоном», а в Италию и ехать не стал: «больно уж сладкая». Из-за границы Шишкин удрал пораньше, использовав последние оплачиваемые месяцы для того, чтобы погостить и поработать в Елабуге.

Пресловутое стадо коров

8. Возвращение в Петербург стало триумфом художника. Пока он отсиживался в Елабуге, его европейские работы произвели фурор. 12 сентября 1865 года он стал академиком. Его картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» попросили на время у владельца Николая Быкова, чтобы экспонировать на Всемирной выставке в Париже. Там полотно Шишкина соседствовало с картинами Айвазовского и Боголюбова.

Вид в окрестностях Дюссельдорфа

9. Упомянутый Николай Быков не только частично оплатил поездку Шишкина в Европу. По сути, его влияние на членов Академии стало решающим в вопросе причисления художника к званию академика. Едва получив «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» по почте, он помчался к маститым художникам демонстрировать картину. А слово Быкова обладало немалым весом в художественных кругах. Он сам окончил Академию, но практически ничего не писал. Известны его автопортрет да копия портрета Жуковского кисти Карла Брюллова (именно эту копию разыграли в лотерее, чтобы выкупить из крепостных Тараса Шевченко). Зато Быков обладал даром предвидения в отношении молодых художников. Он покупал картины у молодых Левицкого, Боровиковского, Кипренского и, разумеется, Шишкина, собрав в итоге обширную коллекцию.

Николай Быков

10. Летом 1868 года Шишкин, опекавший тогда молодого художника Фёдора Васильева, познакомился с его сестрой Евгенией Александровной. Уже осенью сыграли свадьбу. Супруги любили друг друга, но брак не принёс им счастья. Чёрная полоса началась в 1872 году — умер отец Ивана Ивановича. Годом позже от тифа умер двухлетний сынишка (сам художник тоже тяжело болел). За ним из жизни ушёл Фёдор Васильев. В марте 1874 года Шишкин потерял супругу, а через год умер ещё один маленький сын.

Евгения Александровна, первая супруга художника

11. Не будь И. И. Шишкин выдающимся художником, он вполне мог бы стать учёным-ботаником. Стремление реалистично передавать живую природу заставляло его дотошно изучать растения. Этим он занимался и во время первой поездки в Европу, и во время пенсионерского (т. е. предпринимаемого за счёт Академии) вояжа в Чехию. Под рукой у него всегда были определители растений и микроскоп что было редкостью для художников-пейзажистов. Зато натурализм некоторых произведений художника выглядит очень документальным.

12. Первым произведением Шишкина, купленным известным меценатом Павлом Третьяковым, стала картина «Полдень. В окрестностях Москвы». Художник был польщён вниманием знаменитого коллекционера, да ещё и выручил за полотно 300 рублей. Позднее Третьяков купил много картин Шишкина, причём цены на них неизменно росли. К примеру, за картину «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» Третьяков заплатил уже 1 500 рублей.

Полдень. В окрестностях Москвы

13. Шишкин принимал активное участие в создании и работе Товарищества передвижных художественных выставок. Фактически вся его творческая жизнь с 1871 года была связана с передвижниками. Тот же «Сосновый бор…» публика впервые увидела именно на первой передвижной выставке. В компании передвижников Шишкин познакомился с Иваном Крамским, высоко ценившим живопись Ивана Ивановича. Художники подружились и проводили с семьями много времени на выездных этюдах. Крамской считал Шишкина художником европейского уровня. В одном из писем из Парижа он писал Ивану Ивановичу что если бы любое из его полотен привезли в Салон, публика села бы на задние ноги.

Передвижники. Когда говорил Шишкин, его бас перебивал всех

14. В начале 1873 года Шишкин стал профессором пейзажной живописи. Это звание Академия присваивала по итогам конкурса, на который представляли свои работы все желающие. Шишкин стал профессором за картину «Лесная глушь». Звание профессора, разрешавшее официально набирать учеников, он заслужил уже давно. Крамской писал, что Шишкин может набрать на этюды 5 — 6 человек, и всех толковых научит, тогда как из Академии выходит в 10 лет один, да и тот искалеченный. На одной из своих учениц, Ольге Пагоде, Шишкин женился в 1880 году. Этот брак, к сожалению, был ещё короче первого — Ольга Александровна умерла, едва успев родить дочь, в 1881 году. В 1887 году художник издал альбом рисунков покойной жены. Столь же короткой была и официальная педагогическая деятельность Шишкина. Не имея возможности выбирать учеников, он подал в отставку через год после назначения.

15. Художник шёл в ногу со временем. Когда процесс фотографирования и изготовления снимков стал более или менее доступен для широкой публики, он приобрёл фотоаппарат и необходимые аксессуары и стал активно использовать фотографию в работе. Признавая несовершенство тогдашней фотографии, Шишкин ценил то, что она даёт возможность работать зимой, когда нет возможности писать пейзажи с натуры.

16. В отличие от большинства представителей творческих профессий, И. И. Шишкин относился к работе, как к службе. Он искренне не понимал людей, ждущих прихода вдохновения. Работай — и вдохновение придёт. А коллеги, в свою очередь, удивлялись работоспособности Шишкина. В письмах и воспоминаниях об этом упоминают все. Крамской, например, был поражён ворохом рисунков, привезённым Шишкиным из короткой поездки в Крым. Даже друг Ивана Ивановича предполагал, что непохожие на то, что писал его друг, пейзажи потребуют какое-то время на привыкание. А Шишкин выходил на природу и писал крымские горы. Эта работоспособность помогала ему избавляться от алкогольной зависимости в тяжёлые периоды жизни (был такой грех).

17. Знаменитая картина «Утро в сосновом лесу» написана И. И. Шишкиным в соавторстве с Константином Савицким. Савицкий показал коллеге жанровый набросок с двумя медвежатами. Шишкин мысленно окружил фигурки медвежат пейзажем и предложил Савицкому написать картину совместно. Условились, что Савицкий получит четверть продажной цены, а Шишкин всё остальное. В ходе работы число медвежат увеличилось до четырёх. Их фигурки писал Савицкий. Картина была написана в 1889 году и имела большой успех. Павел Третьяков купил её за 4 000 рублей, 1 000 из которых получил соавтор Шишкина. Позже Третьяков по непонятной причине стёр подпись Савицкого с холста.

Эту картину видели все

18. В 1890-х годах Шишкин поддерживал тесную дружбу с коллегой Архипом Куинджи. По словам племянницы Шишкина, жившей у него в доме, Куинджи приходил к Шишкину почти ежедневно. Оба художника рассорились с некоторыми передвижниками по вопросу участия в реформе Академии художеств: Шишки и Куинджи были за участие, и даже работали над проектом нового устава, а некоторые передвижники были категорически против. А Куинджи можно считать соавтором картины Шишкина «На севере диком» — Комарова вспоминает, что Архип Иванович поставил на уже готовом полотне маленькую точку, изображающую далёкий огонёк.

«На севере диком…» Огонёк Куинджи не виден, но он есть

19. 26 ноября 1891 года в зале Академии открылась большая выставка произведений Ивана Шишкина. Впервые в истории российской живописи на персональной выставке демонстрировались не только готовые произведения, но и подготовительные фрагменты: эскизы, наброски, рисунки, и т. п. Художник задумал показать, как рождается картина, проиллюстрировать процесс её появления на свет. Несмотря на критические отзывы коллег, он сделал такие выставки традиционными.

20. Иван Иванович Шишкин умер в своей мастерской 8 марта 1898 года. Он работал вместе со своим учеником Григорием Гуркиным. Гуркин сидел в дальнем углу мастерской и услышал хрип. Он успел подбежать, подхватить заваливающегося на бок учителя и перетащить его на кушетку. На ней Иван Иванович и скончался через несколько минут. Похоронили его на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. В 1950 году захоронение И. И. Шишкина перенесли в Александро-Невскую лавру.