Кто такая нефертити. Нефертити, царица Египта: биография и интересные истории из жизни

Годы жизни: около 1370-1330 годов до н.э

Государство: Древний Египет

Сфера деятельности: Царица Египта

Величайшее достижение: Одна из самых красивых женщин того времени

Кто знаком с историей Древнего Египта, не даст соврать, что эту страну прославили три женщины-Хатшепсут (первая женщина-фараон, носившая мужскую одежду и накладную бороду), Клеопатра (тут, как говорится, комментарии излишни) и Нефертити. О последней известно не очень много, ведь она была лишь женой фараона и сама не правила, в отличие от первых двух красавиц-цариц. Но, тем не менее, ее биография и судьба интересуют не только историков, но и простых обывателей, которых притягивает загадочная египетская царица, ставшая звездой на небосклоне в темное и сложное время правления ее супруга – фараона-реформатора Аменхотепа IV.

Биография Нефертити

К сожалению, указать точные данные биографии царицы Египта очень трудно, по той простой причине, что этих данных нет. Только лишь те скудные материалы, которые египтологи перевели со стен храмов и папирусных свитков. Но, тем не менее, кое-что (хоть и противоречивое) известно о жизни этой прекрасной женщины.

Будущая царица родилась приблизительно в 1370 году до н.э. многие источники утверждают, что по происхождению она была иностранкой, возможно, из Месопотамии. Есть и другое мнение – она была дочерью фараона Аменхотепа III и наложницы его гарема. Однако версия об иностранном происхождении девушки все же превалирует.

При рождении ей дали имя – Тадучела. В 12 лет она впервые попадает в Египет (отец-царь отправил ее туда, как приз, залог хороших отношений со страной). Именно на египетской земле девочке дают другое имя, под которым ей суждено прославиться в веках – Нефертити, что означает «Прекрасная пришла». Действительно, она отличалась редкой красотой для тех времен.

Эхнатон и Нефертити

Первое ее место жительства был гарем фараона (того самого, которого некоторые ученые считают ее отцом). На одном из государственных приемов в честь царя Митанни (современная территория Сирии) ее увидел сын фараона – Аменхотеп, и был сражен красотой девушки. Девушке исполнилось 15 лет к тому времени. Вскоре молодые люди поженились. Таким образом, красота спасла девушку от неминуемой гибели – после смерти фараона и вступлении на трон нового владыки весь гарем предыдущего подлежал смерти. А Нефертити вознеслась на самую вершину – стала супругой правителя. Фрески показывают нам довольно хорошие отношения между супругами – возможно, там действительно были чувства.

Нефертити за время брака родила мужу шестерых дочерей – и ни одного наследника. Конечно, в те времена дети мужского пола ценились намного выше (впрочем, как и во всех других королевских семьях). Однако это не помешало фараону все также трепетно любить супругу, несмотря на наличие у него наложниц, одна из которых родила ему долгожданного сына, имя которого прочно ассоциируется с археологическими раскопками и проклятием мумии – . Хотя некоторые источники говорят, что отчаявшись родить наследника в законном браке, Аменхотеп изгоняет супругу из дворца и начинает жить со второй женой, которая как раз и стала матерью Тутанхамона. Но вскоре фараон расстается и с ней. Нефертити вновь возвращается во дворец и становится воспитателем будущего фараона.

Однако, в большей степени Нефертити стала известна не только своей красотой, но помощью в реформах своего мужа. Ведь Аменхотеп задумал грандиозную авантюру того времени – монотеизм. Учитывая, что в те времена в Египте были сильны религиозные настроения по поводу пантеона богов, никто (и тем более жрецы) не хотел что-либо менять.

После восхождения на престол Аменхотеп сменил имя – на Эхнатон, перенес столицу Египетского царства из Фив в новое поселение в пустыне, которое получило имя – Ахетатон (город Атона) – сейчас это городок Тэль-эль-Амарна. Суть религиозной и строительной реформа была такова, что отныне Эхнатон провозглашал для всех египтян поклонение лишь одному богу – , божеству солнца. Даже новое имя означало – «Атон доволен». В новом городе были построены королевские дворцы, установлены статуи самого фараона и бога солнца, Нефертити.

Относительно спокойное правление длилось до смерти фараона около 1336 года до н.э. К тому времени население Египта было недовольно реформами и его правлением. После смерти Эхнатона все надписи о нем были уничтожены со стел и стен храмов, статуи разбиты, в страну вновь вернулся политеизм. Новый фараон Тутанхамон снова перенес столицу государства в Фивы. Нефертити старалась как могла, чтобы удержаться у власти. Она даже объявила себя регентом малолетнего фараона и женила его на третьей из своих дочерей – Анхесенпаамон.

Однако длилась эта идиллия недолго — вскоре ее сослали в Ахетатон, город, который она помогала строить своему мужу. Началось изгнание самой красивой женщины Египта. Перед смертью она завещала похоронить ее в одной гробнице с мужем. Скончалась «Прекрасная» около 1330 года в возрасте 40 лет. Ее последнюю волю исполнили, но тайна заключается в том, что гробница так и не была найдена.

Как известно, у супругов было 6 дочерей. Когда фараон отчаялся обрести наследника, царица это поняла, но, боясь потерять власть, сама предложила в новые жены старшую совместную дочь Меритатон. С нашей современной точки зрения этот обычай кажется не просто кровосмесительным, а варварским.

Но в те далекие времена чистота крови ценилась на вес золота, поэтому чтобы ее сохранить, фараоны и цари женились на своих ближайших родственницах, причем независимо от возраста и степени родства – это могли быть сестры, матери, тети, дочери. Та же ситуация произошла и с другой дочерью – Анхесенпаамон, которая стала женой своего сводного брата.

Бюст Нефертити

Самая красивая царица Египта так и осталась бы в забвении, если бы в 1912 году группа немецких археологов на раскопках в бывшей столице Ахетатоне не нашла ее бюст. Удивительно хорошо сохранившийся, он просто поразил видавших виды копателей древностей своей красотой и утонченностью работы. Сам археолог, Людвиг Борхардт, написал в дневнике, что описывать его бесполезно-его нужно увидеть.

В 1913 году его вывезли из Египта, покрыв гипсом сверху – чтобы египетская таможня не догадалась о ценности находки. После прибытия в Германию бюст стал выставляться в Берлинском музее. Египетское правительство прознало об этом и потребовало от немцев вернуть ценный артефакт, на что получили отказ. В ответ для Германии закрыли возможность проводить раскопки на территории Египта. До сих пор между двумя странами не утихают споры о возвращении бюста прекрасной Нефертити на историческую родину.

Красота Нефертити

Об этом стоит упомянуть отдельно – ведь именно от бюста и пошла слава о царице, как о канонической красавице с правильными чертами лица. Однако существует мнение, что бюст после гипса в Германии подвергся небольшой корректировке, в результате чего мы можем наблюдать пусть и красивую, но немного видоизмененную женщину. Некоторые предполагают, что красота женщины была абсолютно естественной, такой, какой она изображена на бюсте, способствовав появлению таких фантастических теорий, как инопланетное происхождение царицы.

В 2015 году весь мир потрясла новость – найдена могила Нефертити. Но анализ ДНК показал, что это, скорее всего, одна из ее дочерей. Таким образом, тайна самой красивой египетской царицы еще не разгадана.

Василиса Иванова


Время на чтение: 7 минут

А А

Разговаривая о женской красоте, редко кто откажется от соблазна привести в пример египетскую правительницу Нефертити. Она родилась более 3000 лет назад, примерно в 1370 г. до н. э., стала главной супругой Аменхотепа IV (будущего Энатона) — и правила рука об руку с ним с 1351 по 1336 гг. до н. э.

Теории, теории: как Нефертити появилась в жизни фараона?

В те времена не писали картин, по которым можно было бы достоверно определить внешность женщины, поэтому остается опираться только на знаменитое скульптурное изображение. Выдающиеся скулы, волевой подбородок, четко очерченный контур губ - лицо, которое говорит о властности и способности править людьми.

Почему она вошла в историю — и не оказалась забыта, как жены других египетских царей? Было ли дело только в ее легендарной, по меркам древних египтян, красоте?

Видео: Тайна Нефертити

Одна из главных загадок, которую еще не удалось разгадать египтологам, - откуда взялась эта женщина, покорившая Эхнатона своей красотой.

Существует несколько версий, каждая из которых имеет право на жизнь.

Версия 1. Нефертити – беднячка, очаровавшая фараона своей красотой и свежестью

Ранее историки выдвигали версию, что она была простой египтянкой, не имеющей отношения к знатным особам. И, как в лучших романтических историях, внезапно повстречалась Эхнатону на жизненном пути — и он не смог устоять перед ее женскими чарами.

Но сейчас эту теорию считают несостоятельной, склоняясь к тому, что, если Нефертити и была коренной жительницей Египта, то принадлежала к богатому роду, приближенному к царскому трону.

Иначе она просто не имела бы возможности даже познакомиться с будущим супругом, не говоря уже о получении титула «главной жены».

Версия 2. Нефертити - родственница своего мужа

Выстраивая версии о знатном египетском происхождении, ученые предполагали, что она могла быть дочерью египетского фараона Аменхотепа III, который был отцом Эхнатона. Ситуация, по нынешним меркам, катастрофичная - кровосмешение налицо.

Сегодня мы знаем о генетическом вреде подобных браков, но семейство фараонов крайне не желало разбавлять свою священную кровь, и поголовно женилось на своих ближайших родственницах.

Подобная история вполне имела место быть, но в списке детей царя Аменхотепа III имени Нефертити не было, как и упоминания о ее сестре Мутнеджмет.

Поэтому более правдоподобной считается версия о том, что Нефертити была дочерью влиятельного вельможи Эйе. Он, скорее всего, был братом царицы Тии, матери Эхнатона.

Следовательно, Нефертити и будущий муж все-таки могли находиться в довольно близком родстве.

Версия 3. Нефертити — митаннийская принцесса в подарок фараону

Существует и другая теория, согласно которой, девушка прибыла из других краев. Ее имя переводится «Красавица пришла», что намекает на иноземное происхождение Нефертити.

Предполагается, что она была из государства Митанни, расположенного в Северной Месопотамии. Девушку отправили ко двору отца Эхнатона с целью укрепления связей между государствами. Разумеется, Нефертити не была простой крестьянкой из Миттани, отправленной в качестве рабыни фараону. Ее отцом гипотетически был правитель Туштратта, который искренне надеялся на полезный, с политической точки зрения, брак.

Определившись с местом рождения будущей царицы Египта, ученые спорят по поводу ее личности .

У Туштратты было две дочери, которых звали Гилухепа и Тадухепа. Они обе были отправлены в Египет к Аменхотепу III, поэтому сложно определить, кто из них стала Нефертити. Но специалисты склоняются к тому, что Тадухепа, младшая дочь, вышла замуж за Эхнатона, поскольку Гилухепа приехала в Египет раньше, и ее возраст не совпадает с имеющимися данными о свадьбе двух монарших особ.

Став замужней женщиной, Тадухепа сменила имя, как полагалось принцессам из других стран.

Выход на политическую арену - поддержка мужа…?

Ранние браки для Древнего Египта были нормой, поэтому Нефертити вышла за Аменхотепа IV, будущего Эхнатона, в возрасте 12-15 лет. Ее супруг был на несколько лет старше.

Свадьба произошла незадолго до его вступления на престол.

Видео: Эхнатон и Нефертити — Царственные Боги Египта

Эхнатон вошел в историю, как неудержимый реформатор. Он вздумал пойти против самого святого, что могло быть у египтян, - политеистической религии, заменив огромный пантеон богов на единственного верховного божества Атона, символизировавшего солнечный диск.

Эхнатон перенес столицу из Фив в новый город Ахет-Атон, где располагались храмы нового бога и дворцы самого царя.

Императрицы в Древнем Египте находились в тени своих мужей, поэтому напрямую править Нефертити не могла. Но она стала самой преданной поклонницей нововведений Эхнатона, всячески его поддерживала — и искренне поклонялась божеству Атону. Ни одна религиозная церемония не обходилась без Нефертити, она всегда шла под руку с мужем и благословляла подданных.

Она считалась дочерью Солнца, поэтому ей поклонялись с особой преданностью. Об этом говорят многочисленные изображения, оставшиеся с периода процветания царской четы.

… или утоление собственных амбиций?

Не менее интересна теория о том, что именно Нефертити была вдохновительницей религиозных перемен, ей принадлежит идея о создании монотеистической религии в Египте. Нонсенс для патриархального Египта!

Но муж посчитал эту мысль стоящей — и принялся за её воплощение, позволив жене фактически соуправлять страной.

Эта теория - всего лишь домысел, подтвердить ее невозможно. Но доказанным остается тот факт, что в новой столице женщина была властительницей, вольной управлять так, как ей вздумается.

Иначе как еще объяснить такое количество изображений Нефертити в храмах и дворцах?

А была ли Нефертити на самом деле красавицей?

О внешности царицы ходили легенды. Люди утверждали, что в Египте еще никогда не было женщины, которая сравнилась бы с ней по красоте. Этим обосновано прозвище «Совершенная».

К сожалению, изображения на стенах храмов не позволяют в полной мере оценить внешность жены фараона. Это связано с особенностями художественной традиции, на которую опирались все художники той эпохи. Поэтому единственная возможность подтвердить легенды - посмотреть на бюсты и скульптуры, которые был изготовлен в те годы, когда царица была молода, свежа и красива.

Самая знаменитая статуэтка была найдена во время раскопок в Амарне, которая была столицей Египта при Эхнатоне — но после смерти фараона пришла в запустение. Египтолог Людвиг Борхардт нашел бюст 6 декабря 1912 года. Его поразила красота изображенной женщины и качество самого бюста. Рядом с зарисовкой скульптуры, сделанной в дневнике, Борхардт написал, что «описывать бесцельно - надо смотреть».

Современная наука позволяет восстанавливать внешность египетских мумий, если они находятся в порядочном состоянии. Но проблема — в том, что гробница Нефертити так и не была найдена. В начале 2000-х годов считалось, что мумия KV35YL из Долины Царей — и есть искомая правительница. При помощи специальных технологий была восстановлена внешность женщины, ее черты были немного схожи с лицом главной жены Эхнатона, поэтому египтологи ликовали, уверенные, что теперь смогут сопоставить бюст и компьютерную модель. Но более поздние исследования опровергли этот факт. В гробнице лежала мать Тутанхамона, а Нефертити родила 6 дочерей и — ни одного сына.

Поиски продолжаются и по сей день, а пока остается верить на слово древнеегипетским легендам — и любоваться прекрасным бюстом.

Пока не найдена мумия и не сделано восстановление лица по черепу — невозможно определить, приукрашены ли внешние данные царицы.

Главная супруга = любимая супруга

О страстной и пылкой любви с мужем свидетельствуют многочисленные изображения, оставшиеся с тех лет. В период правления царственной четы появился особый стиль, названный амарнским. Большую часть художественных произведений составляли изображения повседневной жизни супругов, начиная от игры с детьми, заканчивая более интимными моментами -поцелуями. Обязательный атрибут любого совместного изображения Эхнатона и Нефертити - золотой солнечный диск, символ бога Атона.

Бесконечное доверие мужа доказывают картины, на которых царица изображена, как фактический правитель Египта. До появления амарнского стиля никто и никогда не изображал жену фараона в военном головном уборе.

Тот факт, что ее изображение в храме верховного божества встречается гораздо чаще, чем рисунки с ее мужем, говорит о ее чрезвычайно высоком положении и влиянии на царственного супруга.

Личность, оставляющая след в сердцах

Жена фараона правила более 3000 лет назад, но до сих пор остается признанным символом женской красоты. Ее образом вдохновляются художники, писатели и режиссеры.

С момента появления кинематографа, о великой царице было снято 3 полнометражных художественных фильма — и большое количество научно-популярных программ, в которых рассказывается о разных аспектах жизни королевы.

Кадр из фильма «Нефертити, королева Нила»

Египтологи пишут диссертации и высказывают теории о личности Нефертити, а авторы художественной литературы черпают вдохновение из ее красоты и ума.

Царица имела настолько большое влияние на современников, что фразы о ней встречаются в чужих гробницах. У Эйе, гипотетического отца царицы, написано, что «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса её ликуют».

И по сей день, спустя несколько тысяч лет, следы существования царственной особы и доказательства ее влияния сохранились на территории Египта. Несмотря на крах монотеизма и попытки забыть о существовании Эхнатона и его правлении, Нефертити навечно осталась в истории, как одна из красивейших и умнейших правительниц Египта.

Кто же был могущественнее, красивее и удачливее — Нефертити, или всё-таки ?

При рождении ее назвали Нефертити, что означало «пришедшая красавица». Согласитесь, довольно рискованно называть девочку таким именем, а вдруг она вырастет уродиной? Но египетские жрецы по извечному ходу звезд угадывали судьбу новорожденного и в соответствии с этим давали имя. Отец девочки был жрецом, и с именем он не ошибся. В 15 лет Нефертити стала женой Аменхотепа, сына и наследника фараона.

В 1364 году до нашей эры Аменхотеп взошел на трон. И Нефертити вместе со своим мужем правила Египтом почти 20 лет. Годы эти потрясли весь общественный и религиозный уклад страны.

Аменхотеп IV, как и многие фараоны до него, считал, что каста жрецов, опиравшаяся на культы древних богов во главе с Амоном, богом-покровителем Фив, захватила слишком много власти в стране. Но он был первым, кто решился изменить порядок вещей. Одним ударом, совершив «переворот на небесах», фараон выбил опору у фиванских узурпаторов. Отныне не просто верховным, а единственным богом стал Атон, божество животворящего солнечного диска. Бог, который не где-то в Фивах, а вот здесь, прямо над твоей головой.

Это было первое единобожие в истории человечества. И рядом с фараоном, учредившим его, была она, Нефертити. Впрочем, теперь у нее было и второе имя. Его она взяла в честь единого бога. Если Аменхотеп IV стал Эхнатоном – то есть «угодным Атону», то она – Нефернефруатон, что означает «прекрасны красоты солнечного диска».

Чудо в стране чудес

Эхнатон приказал закрыть храмы старых богов, уничтожить все их изображения и конфисковать храмовое имущество. В Среднем Египте он заложил новую столицу. Это было удивительно даже для этой страны чудес: среди безжизненных скал и песка, подобно прекрасному миражу, словно в одночасье, вырос город с величественными дворцами, садами, голубыми водоемами, в которых качались огромные лотосы. Город назвали Ахетатон - «небосклон Атона». «Великое очарование, приятное красотой для глаз» - так называли его современники. И среди всего этого великолепия высились, поднимаясь к солнечному диску, стены царского дворца, в котором жила она – «госпожа Верхнего и Нижнего Египта», «супруга бога» и «украшение царя».

Нежная и могущественная

Каждое утро с первыми лучами солнца она в сопровождении многочисленных жрецов и жриц выходила в сад и, обратившись лицом на восток, подняв руки к восходящему диску, пела гимны великому Атону, которые слагала сама.

Но в то же время она, слагавшая умилительные стихи о слабой, только еще зарождающейся жизни, считалась земным воплощением грозной львиноголвой богини Тефнут, дочери солнца, карающей преступивших закон. Не только с прекрасными воздетыми к солнцу руками изображали ее, но и сжимающей грозную палицу. Действительно, эта нежная женщина была непреклонна, когда речь шла о делах государственных, сам фараон не прекословил ей.

Любимая и счастливая

Никогда прежде на стелах, стенах, обелисках не изображали частной жизни фараонов. Однако новая религия сбила с искусства оковы тяжелых многовековых канонов. И даже теперь, через три с лишним тысячи лет, мы можем увидеть не только сцены официальных церемоний, но и частную жизнь царей в их семейных покоях. Вот они сидят дома с детьми, царица еще молода, но у нее уже шесть дочек. А вот - неслыханное дело – царица взобралась царю на колени и болтает ногами, придерживая рукой маленькую дочку. А вот барельеф, на котором запечатлен долгий и страстный (это чувствуется!) поцелуй Нефертити и Эхнатона.

И все-таки она не была счастливой. Такое случалось тысячи раз до Нефертити и тысячи раз после нее. Каждое утро она пела Атону, который «оживляет сына в чреве его матери…», и каждую ночь молила его о сыне. Но шестерых дочек родила царица, и ни разу Атон не «оживил» в ее чреве мальчика.

Эхнатону же был нужен наследник, который обеспечил бы преемственность власти и завершил дело его жизни - укрепил единобожие. Годы шли, и фараон, охваченный манией иметь наследника, похоже, потихоньку сходил с ума. Надеясь, что родится сын, он женился на одной своей дочери, потом на другой. И что же? Обе дочери родили собственному отцу еще по дочери.

А вскоре у царицы появилась соперница, звали ее Кэйе. Она-то и стала второй женой фараона, принесла ему двух мальчиков - Сменхкара и Тутанхамона.

Опальная Нефертити жила одиноко в маленьком дворце. Сохранилась ее статуя в полный рост, сделанная в конце жизни. Все те же прекрасные черты лица, но неужели это та, которую называли «владычицей радости»? Усталость, разочарование на лице и в то же время упорство в гордо вскинутой голове, величие во всем облике, столько тихого упорства и достоинства…

Ее можно, без всякого сомнения, назвать одной из самых известных женщин древности. Ее образ, наряду с пирамидами и улыбкой юного Тутанхамона стал одним из бессменных символов древнеегипетской цивилизации. Она, почитавшаяся как живая богиня современниками, проклятая и забытая потомками вновь «царствует» в нашем мире, напоминая о нескончаемой борьбе человека со временем и провозглашая неизменный идеал красоты. Ее звали Нефертити.

Предполагается, что царица была родом из Митаннии и происходила из достаточно знатного рода. Родилась 1370 году до н. э. Ее настоящее имя Тадучела и уже в 12 лет она за существенное количество золота и драгоценностей была отослана своим отцом в гарем Аменхотепа III. Вскоре фараон скончался и по установленным в то время традициям, все жены перешли в наследство его приемнику Аменхотепу IV. Красота Нефертити обратила на себя внимание Аменхотепа IV, впоследствии получившего имя Эхнатона. Тогда же был заключен брак, и заложница гарема стала соправительнецей Древнего Египта.

Царица Нефертити, пожалуй, более известна, чем ее муж, король еретик Эхнатон (Аменхотеп IV). Он сказал, что даже в древнем мире, ее красота была известна, и ее знаменитая статуя, найденная в мастерской скульптора, является не только одним из самых узнаваемых икон древнего Египта, но и темы некоторых современных противоречий. Она была больше, чем красивое лицо однако, она, кажется, что доселе невиданный уровень важности в период Амарны из Египта 18-й династии. В произведение искусства, ее статус очевидно и означает, что у нее было почти такое же влияние, как и ее муж. Например, она изображена почти в два раза чаще в рельефах, как ее муж, по крайней мере в течение первых пяти лет своего правления.

Внешний облик египетской царицы Нефертити можно представить по сохраненным скульптурам и изображениям. Согласно этим данным, женщина имела миниатюрную и стройную фигуру до конца своей жизни, и даже рождение шести детей не отразилось на ее изяществе. Нефертити обладала четким контуром лица и волевым подбородком, который был совсем не типичным для коренных жителей Египта. Ее черным изогнутым бровям, пухлым губам и выразительным глазам могли позавидовать многие женщины, даже в настоящее время.

За весь период брака Нефертити родила шесть дочерей, но, к сожалению, наследника супруги так не дождались. Именно с этим историки связывают повторный брак Эхнатона с молодой простолюдинкой по имени Кийя, которая впоследствии и родила ему сына, известного в истории, как Тутанхамон. Нефертити перешла в ранг изгнанных, и ей передали на воспитание сына ее мужа, но уже через год она была возвращена супругом обратно.

Союз Эхнатона и Нефертити восстановился, но вскоре после этого, фараон был убит и египетская красавица в возрасте 35 лет, стала единовластной правительницей, под именем Сменхкара. Ее царствование продолжалось не более 5 лет, которое закончилось трагической гибелью женщины-фараона от рук изгнанных жрецов. Тело было изуродовано, а ее гробница была разрушена и расхищена вандалами. Возможно, если бы смерть произошла при других обстоятельствах, историкам было бы легче восстановить образ этой женщины.

Что касается психологического портрета Нефертити, то он формируется весьма размыто.По одним источникам красавица отличалась своим непокорным нравом и жестокостью, а по другим, покорная и верная жена, которая во всем поддерживала своего супруга. Возможно, в совмещении абсолютно противоположных характеров и состоит уникальность личности неповторимой древнеегипетской царицы. Современные психологи, анализируя данные о Нефертити, предположили вероятность того, что женщина обладала определенными, считающимися в то время мужскими качествами. Кроме этого, нашли свое подтверждения и предположения о высокой образованности царицы, что было большой редкостью для Древнего Египта и было характерно в основном только для мужчин.

Существуют и различные догадки о том, что больше притягивало к ней Эхнатона: красота Нефертити, ее пытливый ум и мудрость, или мастерство в искусстве любви. Ведь на протяжении всего брака, даже с появлением новой молодой жены, фараон не отпускал свою бывшую супругу из своей жизни.

Неизвестно, как закончила дни сама Нефертити. Ее мумия не найдена. Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет, что среди местных жителей существует рассказ о том, что в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гроб; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось. По- прежнему неизвестно, действительно ли было найдено погребение великой царицы древности.

Вашему вниманию представлен ещё один пост на эту же тему.

Остаётся только удивляться необычности исторической судьбы царицы Нефертити. Тридцать три века её имя было в забвении, а когда гениальный французский учёный Ф. Шампольон в начале прошлого столетия расшифровал древнеегипетские письмена, то о ней упоминали довольно редко и лишь в специальных академических работах.
XX век, словно демонстрируя причудливость человеческой памяти, вознёс Нефертити на вершину славы. Накануне Первой мировой войны немецкая экспедиция, закончив раскопки в Египте, по обыкновению представила находки для проверки инспекторам «Службы древностей». («Служба древностей» — ведомство, основанное в 1858 году для контроля археологических экспедиций и охраны памятников прошлого.) Среди предметов, выделенных для немецких музеев, находился ничем не примечательный оштукатуренный каменный блок.
Когда его привезли в Берлин, он превратился в голову Нефертити. Рассказывают, будто археологи, не желавшие расстаться с замечательным произведением искусства, обернули бюст серебряной бумагой, а затем покрыли гипсом, правильно рассчитав, что незаметная архитектурная деталь не привлечёт внимания. Когда это обнаружилось, разразился скандал. Его затушила только начавшаяся война, после окончания которой немецких египтологов лишили на некоторое время права проводить раскопки в Египте.
Однако бесценное художественное достоинство бюста стоило даже этих жертв. Звезда Нефертити восходила столь стремительно, будто женщина эта была не древней египетской царицей, а современной кинозвездой. Словно много веков красота её ждала признания, и, наконец, пришли времена, эстетический вкус которых возвёл Нефертити на вершину успеха.

Если посмотреть на Египет с высоты птичьего полета, то почти в самом центре страны, в 300 километрах южнее Каира, можно увидеть маленькую арабскую деревню под названием эль-Амарна. Именно здесь изъеденные временем скалы, вплотную подойдя к реке, начинают затем отступать, образуя почти правильный полукруг. Пески, остатки фундаментов древних сооружений и зелень пальмовых рощ - так выглядит сейчас когда-то роскошный древнеегипетский город Ахетатон, в котором царствовала одна из известнейших женщин мира.
Нефертити, имя которой в переводе означает «Пришедшая красавица» , не была сестрой своего супруга, фараона Аменхотепа IV, хотя эта версия почему-то получила очень широкое распространение. Прекрасная египтянка происходила из семьи родственников царицы Тиу - она была дочерью провинциального жреца. И хотя по тем временам Нефертити получила блестящее образование в специальной школе, такое родство раздражало гордую царицу и мать Нефертити во многих официальных документах именовалась ее кормилицей.
Но редкая красота провинциальной девушки растопила сердце наследника престола, и Нефертити стала его супругой.

К одному из праздников «фараон-солнце» Аменхотеп III подарил жене воистину царский подарок: потрясающую своей красотой и богатством летнюю резиденцию - дворец Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озеро, засаженное лотосами, с ладьей для прогулок царицы.

Обнаженная Нефертити сидела в кресле с львиными лапами у круглого золотого зеркала. Миндалевидные глаза, прямой нос, шея, как стебель лотоса. В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. "Красавица, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами", - так писали о ней поэты. Но не радовалась тридцатилетняя царица своему отражению, как раньше. Усталость и скорбь надломили ее, складка морщин легла от крыльев красивого носа к смелым губам, как печать.

Вошла служанка, темнокожая нубийка, с большим кувшином ароматной воды для омовения.
Нефертити поднялась, словно очнувшись от своих воспоминаний. Но доверившись умелым рукам Тадукиппы, опять ушла в свои мысли.

Как счастливы они были с Аменхотепом в день свадьбы. Ему 16 лет, ей 15. Они принимали власть над самой могущественной и богатой страной мира. Тридцать лет правления предыдущего фараона не были омрачены ни бедствиями, ни войнами. Сирия и Палестина трепещут перед Египтом, Митанни шлет льстивые письма, Из рудников Куша регулярно присылают горы золота и благовония.
Самое главное - они любят друг друга. Сын царя Аменхотепа III и царицы Тиу не очень красив: худой, узкоплечий. Но когда он глядел на нее, одержимый любовью, и с его больших губ срывались написанные для нее стихи, она смеялась от счастья. Будущий фараон бегал за юной царевной под темными сводами фиванского дворца, а она хохотала и пряталась за колонны.

Служанка разложила на богато украшенном туалетном столике необходимые принадлежности: золотые коробочки с умащениями, ложечки для притираний, сурьму для глаз, помаду и прочую косметику, инструменты для маникюра и краску для ногтей. Ловко прихватив бронзовую бритву, принялась аккуратно и почтительно брить голову царицы.

Нефертити безучастно водила пальцем по золотому скарабею на баночке с рисовой пудрой и вспоминала, как однажды, еще до свадьбы Аменхотеп на закате солнца открыл ей свою тайну.
Он гладил ее тонкие пальцы и, глядя сверкающими глазами куда-то вдаль, сказал, что накануне во сне ему явился сам Атон, бог солнечного диска, и говорил с ним, как с братом:
-Понимаешь, Нефертити. Я вижу, я знаю, что в мире все не так, как мы все привыкли видеть. Мир он светлый. Он создан Атоном для счастья и радости. К чему приносить жертвы всем этим многочисленным богам. Зачем поклоняться жукам, бегемотам, птицам, крокодилам, если они и сами, как и мы - дети Солнца. Атон - единственный истинный бог!
Голос Аменхотепа звенел. Он говорил, как прекрасен и чуден мир, созданный Атоном, и сам царевич был прекрасен в эту минуту. Нефертити внимала каждому слову любимого и принимала всем сердцем его веру.

Получив титул фараона, Аменхотеп IV первым делом изменил свое имя. «Аменхотеп» значит «Амон доволен». Он стал называть себя «Эхнатон», т. е. «Угодный Атону».
Как счастливы они были! Люди не могут быть так счастливы. Почти сразу Эхнатон принял решение строить новую столицу - Ахетатон, что означает «горизонт Атона». Это должен был быть лучший город на земле. Там все будет по-другому. Новая счастливая жизнь. Не такая, как в мрачных Фивах. И люди там будут все счастливы, потому что будут жить в правде и красоте.

Юность супруги наследника прошла в Фивах - блестящей столице Египта эпохи Нового царства (ХVI-ХI вв. до н.э.) Грандиозные храмы богов соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикоморов и финиковых пальм проглядывали аллеи сфинксов выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками и соединяющие храмы.
Египет был в апогее своего расцвета Покоренные народы везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами лазурит и всякие редкие диковины. Из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом бесчисленным золотом, которым так славился Египет в древности. В обиходе были тончайшие ткани из гофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые украшения и дорогие умащения...

У всех египетских фараонов было несколько жен и бесчисленное число наложниц - Восток и тогда был Востоком. Но «гарема» в нашем понимании в Египте никогда не существовало: младшие царицы жили в отдельных резиденциях рядом с дворцом, удобствами наложниц никто особо не занимался. Те же, кого тексты именуют «Владычица Верхнего и Нижнего Египта», «великая супруга царская», «супруга Бога», «украшение царя», прежде всего были верховными жрицами, которые вместе с царем участвовали в храмовых службах и ритуалах и своими действиями поддерживали Маат - мировую гармонию.
Для древних египтян каждое новое утро - это повторение изначального момента сотворения вселенной Богом. Задача царицы, участвующей в богослужении, - умиротворить и умилостивить божество красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звучанием систра - священного музыкального инструмента Недосягаемый для большинства смертных женщин статус «великой супруги царской», обладавшей большой политической властью, основывался именно на религиозных устоях. Рождение же детей было делом второстепенным, с ним прекрасно справлялись младшие царицы и наложницы.
Тейя стала исключением - она была так близка своему мужу, что делила с ним ложе долгие годы и родила ему нескольких детей. До зрелых лет, правда, дожил только старший сын, но и в этом жрецы усмотрели промысел Неба. О том, насколько неправильно истолковали они этот промысел, им стало известно значительно позже.
Аменхотеп IV взошел на трон в 1424 году до нашей эры. И… затеял религиозную реформу - смену богов, вещь в Египте неслыханную.

Всеми почитаемый бог Амон, поклонение которому все больше укрепляло власть жрецов, был волею фараона заменен на другого бога, бога солнца - Атона. Атон - «видимый солнечный диск», изображался в виде солнечного диска с лучами-ладонями, дарующими благо людям. Реформы фараону удались, по крайней мере на период его царствования. Была основана новая столица, возведено много новых храмов и дворцов. Вместе со старинными религиозными устоями исчезли и канонические правила древнеегипетского искусства. Пройдя через годы утрированного реализма, искусство времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены археологами тысячелетия спустя…

Зимой 1912 года германский археолог Людвиг Борхардт приступил к раскопкам остатков очередного дома разрушенного городища. Вскоре археологам стало ясно, что они обнаружили скульптурную мастерскую. Незавершенные статуи, гипсовые маски и скопления камней различных пород - все это ясно определяло профессию владельца обширной усадьбы. И среди находок был выполненный из известняка и раскрашенный бюст женщины в натуральную величину.
Телесный цвет затылка, красные ленты, спускающиеся вдоль шеи, синий головной убор. Нежный овал лица, красиво очерченный небольшой рот, прямой нос, прекрасные миндалевидные глаза, слегка прикрытые широкими тяжелыми веками. В правом глазу сохранилась вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Высокий синий парик обвит золотой повязкой, украшенной самоцветами…
Просвещенный мир ахнул - миру явилась красавица, три тысячи лет проведшая во мраке забвения. Красота Нефертити оказалась бессмертной. Миллионы женщин завидовали ей, миллионы мужчин о ней грезили. Увы, они не знали, что за бессмертие расплачиваются еще при жизни, причем порой платят непомерную цену.
Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около 20 лет. Те самые два десятилетия, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны.
Нефертити играла важную роль в событиях своего времени Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь В больших храмах бога Атона в Фивах - ей возносили молитвы, ни одно из храмовых действ не могло происходить без нее - залога плодородия и процветания всей страны «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - говорится о ней в надписях гробниц вельмож современников - При звуке голоса ее все ликуют».

Запретив культы традиционных богов и прежде всего вселенского Амона - владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое имя на Эхнатон («Действенный дух Атона»), и Нефертити основывают свою новую столицу - Ахетатон. Объем работ был огромен Одновременно возводились храмы, дворцы, здания официальных учреждений, склады, дома знати жилища и мастерские Выбитые в скальном грунте ямы наполняли почвой, а затем в них сажали специально привезенные деревья - ждать, пока они вырастут здесь, было некогда Словно по волшебству среди скал и песка вырастали сады, плескалась вода в прудах и озерах, поднимались ввысь стены царского дворца подчиняясь царскому приказу. Здесь жила Нефертити.
Обе части грандиозного дворца были обнесены кирпичной стеной и соединялись монументальным крытым мостом, перекинутым через дорогу. К жилым зданиям царской семьи примыкал большой сад с озером и павильонами. Стены были украшены росписями гроздья лотосов и папирусов, вылетающие из водоемов болотные птицы, сцены жизни Эхнатона, Нефертити и их шести дочерей. Роспись полов имитировала водоемы с плавающими рыбками и порхающими вокруг птицами. Широко применялась позолота, инкрустация плитками фаянса и полудрагоценными камнями.
Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов Нефертити с супругом сидят с детьми, Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени, и придерживает рукой маленькую дочь. На каждой сцене обязательно присутствует Атон - солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни
Наряду с интимными сценами в дворцовых садах, в гробницах вельмож Ахетатона сохранились и другие эпизоды семейной жизни царя и царицы - уникальные изображения царских обедов и ужинов На стульях с львиными лапами сидят Эхнатон и Нефертити, рядом - приехавшая с визитом вдовствующая царица-мать Тейе Около пирующих стоят украшенные цветами лотосов столики с яствами, сосуды с вином Пирующих развлекает женский хор и музыканты, суетятся слуги. Три старшие дочери - Меритатон, Макетатон и Анхесенпа-атон - присутствуют на торжестве.

Картины тех счастливых лет Нефертити трепетно хранила в своем сердце.

Они строили город. Лучшие мастера и художники Египта собирались в Ахетатоне. Царь проповедовал среди них свои идеи нового искусства. Отныне оно должно было отражать истинную красоту мира, а не копировать древние застывшие формы. Портреты должны иметь черты реальных людей, а композиции должны быть жизненные.
Одна за другой появлялись на свет их дочери. Эхнатон обожал их всех. Подолгу возился с девочками на глазах счастливой Нефертити. Он баловал их и превозносил.
А вечерами они катались на колеснице по пальмовым аллеям города. Он правил лошадьми, а она обнимала его и весело подшучивала над тем, что у него появился солидный живот. Или катались в ладье по глади Нила, среди зарослей тросника и папируса.
Их семейные обеды были полны беззаботного веселья, когда бывало Эхнатон с куском отбивной в зубах изображал рассерженного Собека, бога-крокодила, а девочки и Нефертити покатывались от смеха.
Они проводили службы в храме Атона. Божество изображали в святилище в виде золотого диска, простирающего к людям тысячи рук. Фараон был сам верховным жрецом. А Нефертити - верховной жрицей. Ее голос и божественная красота преклоняли народ перед сияющим ликом истинного Бога.

Пока служанка умащивала тело царицы драгоценным маслом, распространявшим запах мирры, можжевельника и корицы, Нефертити вспоминала, какой был праздник в городе, когда Тиу, мать Эхнатона, приехала погостить к детям и внучкам в Ахетатон. Девочки скакали вокруг нее и наперебой веселили своими играми и танцами. Она улыбалась и не знала, кого из них слушать.

Эхнатон с гордостью показывал матери свою новую столицу: были заложены дворцы для знати, дома ремесленников, склады, мастерские и главная гордость - храм Атона, который размером, пышностью и великолепием должен был превзойти все существующие в мире.
- Алтарей в нем будет не один, а несколько. А крыши не будет совсем, чтоб священные лучи Атона наполняли его своей благодатью,- воодушевленно рассказывал он матери. Молча слушала она своего единственного сына. Умные, проницательные глаза Тиу смотрели печально. Как она могла объяснить, что его старания сделать всех счастливыми никому не нужны. Что его не любят и не уважают, как государя, и отовсюду несутся только проклятья. Прекрасный город солнца за несколько лет опустошил царскую сокровищницу. Да, город красив и восхитителен, но он съедает все доходы. А Эхнатон и слышать не хотел об экономии.
А вечерами Тиу по долгу беседовала с невесткой, надеясь хоть через нее повлиять на сына.
Ах, почему, почему, тогда она не прислушалась к словам мудрой Тиу!

Но личное счастье супругов продолжалось недолго...
Все начало рушиться в год, когда умерла их восьмилетняя дочь, веселая и милая Мекетатон. Она так внезапно ушла к Озирису, что казалось, солнце перестало светить.
При воспоминании о том, как они с мужем отдавали распоряжения могильщикам и бальзаматорам, сдерживаемые долгое время рыдания потоком слез вырвались наружу. Служанка с баночкой краски для бровей в растерянности остановилась. Великая царица через минуту справилась с собой и, проглотив рыдания, выдохнула и распрямилась: «Продолжайте».

Со смертью Мекетатон закончилось счастье в их дворце. Бедствия и горе пошли нескончаемой чередой, словно проклятия свергнутых богов обрушились на их головы. Вскоре за маленькой принцессой ушла в царство мертвых Тиу, единственный человек при дворе, который поддерживал Эхнатона. С ее смертью в Фивах не осталось никого, кроме врагов. Вдова могущественного Аменхотепа III одна сдерживала своим авторитетом ярость оскорбленных жрецов Амона. При ней они не решались на открытые выпады в сторону Эхнатона и Нефертити.

Нефертити сжала пальцами виски и покачала головой. Если бы тогда они с мужем были осторожнее, политичнее, хитрее. Если бы тогда Эхнатон не изгонял жрецов из старых храмов и не запрещал людям молиться своим богам…Если бы…Но тогда это был бы не Эхнатон. Не в его характере компромиссы. Все или нечего. Он рушил все старое одержимо и нещадно. Он был уверен в своей правоте и победе. Он не сомневался, что за ним пойдут…А никто не пошел. Кучка философов, художники и мастеровые - вот и вся его компания.
Она пыталась, неоднократно пыталась поговорить с ним, открыть глаза на реальную суть вещей. Он только злился и замыкался в себе, все больше времени проводя с архитекторами и скульпторами.
В очередной раз, когда она подошла к нему с разговором о судьбе династии, он закричал на нее: «Чем лезть в мои дела, лучше бы родила мне сына!»
Шесть дочерей родила Нефертити Эхнатону за двенадцать лет. Всегда она была рядом с ним. Его дела и проблемы были всегда ее делами и проблемами. На всех службах в храмах Атона она всегда стояла рядом с ним в короне, звеня священными систрами. И такого оскорбления она не ожидала. Она была пронзена в самое сердце. Молча вышла Нефертити и, шелестя плиссированной юбкой, удалилась в свои покои…

Неслышными шагами в комнату вошла кошка Баст. На шее изящного животного красовалось золотое ожерелье. Подойдя к хозяйке, Баст запрыгнула на колени и принялась тереться о ее руки. Нефертити грустно улыбнулась. Теплый, уютный зверек. Она порывисто прижала ее к себе. Баст каким-то чутьем всегда угадывала, когда хозяйке плохо и приходила утешать. Неферити водила ладонью по мягкой светло-серой шерсти. Янтарные глаза с вертикальными зрачками смотрели на человека мудро и снисходительно. «Все пройдет», -казалось, говорила она.
-Ты и в правду богиня, Баст, - улыбалась успокоенная Нефертити. А кошка, величественно подняв хвост, удалялась из комнаты, показывая своим видом, что у нее есть дела поважнее.

Смерть Макетатон, по-видимому, стала переломным моментом в жизни Нефертити. У той, кого современники называли «красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений преисполненной красотами» , появилась соперница. И не просто временная прихоть владыки, а женщина, действительно вытеснившая супругу из его сердца - Кийа.
Все внимание Эхнатона было сосредоточено на ней. Еще при жизни его отца в Египет в качестве залога политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская принцесса Тадухеппа. Именно для нее, принявшей по традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен роскошный загородный дворцовый комплекс Мару-Атон. Но главное - она родила фараону двух сыновей, которые впоследствии женились на своих старших сводных сестрах.
Однако и триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Она исчезла на 16-м году правления супруга. Придя к власти, старшая дочь Нефертити, Меритатон, уничтожила не только изображения, но и практически все упоминания о ненавистной сопернице своей матери, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской традиции, подобный акт был самым страшным проклятием, какое можно было осуществить: не только имя умершего стиралось из памяти потомков, но и его душа лишалась благополучия в жизни загробной.

Нефертити уже заканчивала свое облачение. Девушка служанка одела ее в белое платье из тончайшего прозрачного белого льна, застегнула широкое нагрудное украшение усыпанное самоцветами. На голову надела пышный парик, завитый мелкими волнами. В своем любимом синем головном уборе с красными лентами и золотым уреем она давно уже не выходила.
Вошел Эйе, старый сановник, бывший писец при дворе Аменхотепа III. Он был «носителем опахала по правую руку царя, главным из друзей царя» и «отцом бога», как величали его в письмах. Эхнатон и Нефертити росли во дворце на его глазах. Он учил Эхнатона грамоте. Его жена в свое время была кормилицей принцессы. И Нефертити была ему как родная дочь.
При виде Нефертити морщинистое лицо Эйе расплылось в нежной улыбке:
- Здравствуй, девочка моя! Как ты?
- Не спрашивай, Эйе. Хорошего мало. Ты слышал, Эхнатон подарил этой выскочке Кийе, наложнице из Митанни, дворец Мару-Атон. Всюду появляется с ней. Эта тварь уже осмеливается надевать корону.
Эйе нахмурился и вздохнул. Девушка из гарема родила царю двух сыновей. Все только и шептались о наследных принцах Сменхкаре и Тутанхатоне, не стесняясь Нефертити.
Принцы были еще маленькими детьми, но их судьба уже была решена: они станут мужьями старших дочерей Эхнатона. Царский род должен продолжаться. Кровь фараонов XVIII династии от самого великого Яхмеса текла в их жилах.
-Ну, а что нового в Фивах? Что пишут из провинций? - царица мужественно приготовилась слушать тяжелые вести.
- Ничего хорошего, царица. Фивы гудят, как пчелиный рой. Жрецы добились того, что имя Эхнатона проклинают на каждом углу. Тут еще эта засуха. Все к одному. Царь Митанни Душратта требует опять золота. Из северных провинций просят прислать войско для защиты от кочевников. А царь велел всем отказать.- Эйе пожал плечами.- Обидно смотреть. С таким трудом мы добивались влияния в этих землях, а теперь так легко их теряем. Всюду недовольство. Я говорил об этом Эхнатону, но он и слышать ничего не хочет о войне. Он досадует только на то, что срываются сроки поставки мрамора и черного дерева. И еще, царица, опасайтесь Хоремхеба. Уж очень он быстро находит общий язык с вашими влиятельными врагами, знает с кем дружить.

После ухода Эйе, царица долго сидела одна. Солнце склонилось к закату. Нифертити вышла на балкон дворца. Огромный безоблачный купол неба на горизонте пылал белым пламенем, окружавшим огненный диск. Теплые лучи окрашивали охряные вершины гор на горизонте в мягко-оранжевые цвета и отражались в водах Нила. В пышной зелени тамарисков, сикомор и финиковых пальм, которыми был обсажен дворец, пели вечерние птицы. Из пустыни тянуло вечерней прохладой и тревогой.

Долго ли прожила Нефертити после этого заката не известно. Дата ее смерти историками не открыта и могила царицы не найдена. В сущности это не важно. Ее любовь и счастье- вся ее жизнь, ушла в небытие вместе с надеждами и мечтами о Новом Мире.
Принц Смехкара прожил совсем не долго и умер еще при Эхнатоне. После смерти фараона-реформатора власть принял десятилетний Тутанхатон. Под давлением жрецов Амона мальчик-фараон покинул город Солнца и поменял имя. Тутанхатон («Живое подобие Атона») стал отныне именоваться Тутанхамоном («Живое подобие Амона»), но прожил не долго. Продолжателей дела Эхнатона, его духовной и культурной революции, не осталось. Столица вернулась в Фивы.
Новый царь Хоремхеб сделал все, чтоб стереть даже память об Эхнатоне и Нефертити. Город их мечты был разрушен до основания. Их имена тщательно стирались во всех записях, в гробницах, на всех колоннах и стенах. И отныне везде значилось, что после Аменхотепа III власть перешла к Хоремхебу. Лишь кое-где случайно остались напоминания о «преступнике из Ахетатона». Через сто лет все забыли о царе и его жене, которые за 1369 лет до рождения Иисуса Христа проповедовали веру в единого Бога.

Три тысячи четыреста лет носился песок над местом, где некогда был прекрасный город, пока однажды жители соседней деревни не стали находить красивые черепки и осколки. Любители древности показали их специалистам, а те прочитали на них имена неизвестных в истории Египта царя и царицы. Некоторое время спустя был обнаружен тайник с прогнившими сундуками, которые были наполнены глиняными письмами. История трагедии, обрушившейся на Ахетатон постепенно прояснялась. Фигуры фараона и его прекрасной жены выступали из тьмы. В Амарну (так теперь называлось это место) потянулись экспедиции археологов.

6 декабря 1912 года в развалинах мастерской древнего скульптора Тутмеса дрожащие руки профессора Людвига Борхарда извлекли на свет почти неповрежденный бюст Нефертити. Он был столь прекрасен и совершенен, что казалось сама измученная страданиями Ка (душа) царицы вернулась в мир чтобы поведать о себе.
Долго-долго смотрел пожилой профессор, руководитель немецкой экспедиции, на эту красоту, которой было так нереально много сотен и тысяч лет, и много думал, но единственное, что смог записать в своем дневнике:«Описывать бесцельно,- смотреть!».