Дуэт преодоления. Алла Иошпе и Стахан Рахимов: «Нас потому и не забыли, что мы всю жизнь поем вместе» Tашкентцы Искусство. Алла иошпе бросила мужа Встреча с судьбой

Регулярная исправленная статья
Алла Яковлевна Иошпе (Йошпе)
фото
Поют Алла Иошпе и Стахан Рахимов
Дата рождения
Место рождения
Страны
Профессия
Жанр
Награды
Сайт Аллы Иошпе и Стахана Рахимова

А́лла Я́ковлевна Ио́шпе (Йо́шпе) (род. 13.06.1937 г.) - советская и российская эстрадная певица, народная артистка России (2002).

Выступает в дуэте с мужем С.М. Рахимовым. Исполнительница песен на идише и еврейских песен на русском языке.

Биография

Алла Йошпе родилась в 1937 г. на Украине в еврейской семье. В возрасте 10 лет она тяжело заболела - поранила ногу, начался сепсис. Ампуации удалось избежать, но проблемы с ногой остались на всю жизнь. Она мечтала стать артисткой, но окончила философский факультет МГУ, и даже защитила кандидатскую диссертацию на тему «Скорость произвольных двигательных реакций в норме и при лобных опухолях мозга». Обучение она совмещала с участием в качестве солистки в эстрадно-симфоническом оркестре Университета.

В 1960 г. на конкурсе художественной самодеятельности вузов Москвы произошла судьбоносная встреча. Заключительный концерт проходил в Колонном зале Дома Союзов. За кулисами все безумно нервничали. Не волновался только один человек - симпатичный узбек. Это был Стахан Рахимов . На том конкурсе они разделили первую премию, он проводил её домой. Так начался их роман. На тот момент они оба уже имели свои семьи, но любовь оказалась сильнее. На свадьбу друзья подарили им крошечный самовар со словами: «Разделить, разрубить можно всё, даже подушку. А этот самоварчик при всём желании разделить невозможно. Так будьте навеки вместе!»

Они пели вместе, их популярность росла… Но беда подкатилась как снежный ком. В конце 1970-х гг. стало ухудшаться здоровье Аллы Яковлевны. Сделанные операции не помогали. Обещали помочь в зарубежной клинике, но в Министерстве здравоохранения им отказали. И тогда в 1979 г. Алла Йошпе и Стахан Рахимов решили подать документы на выезд в Израиль . Реакция властей последовала незамедилительно: Аллу и Стахана не только не выпустили из страны, но объявили их врагами Родины и запретили выступать на сцене. Все их записи на радио и телевидении были размагничены. Последующее десятилетие Рахимов и Йошпе провели практически «под домашним арестом». Им угрожали, постоянно вызывали на Лубянку, ичключили из института их дочь. В один из дней Алла и Стахан написали сто писем во все столичные издания:

Часто из телефонов-автоматов им звонили какие-то незнакомые люди, говорили: «Ребята, мы с вами, держитесь!» А знакомые - приходили в гости, приносили еду: торты, конфеты, салаты. Конечно, просили спеть.

Тогда не было не только Интернета, но и свободной прессы, поэтому когда что-то случалось неординарное в советской стране, то в лучшем случае об этом можно было узнать из передач вражеских радиостанций. Поэтому внезапное исчезновение из эфира очень популярного дуэта Аллы Иошпе и Стахана Рахимова породило множество невероятных слухов. С другой стороны, не медалями же награждать артистов, желающих эмигрировать на историческую родину.

Ранние годы

Родилась знаменитая певица 13 июня 1937 года в еврейской семье на Украине. Ей было десять лет, когда она увидела, как по кукурузному полю бегают соседские дети. Алла Иошпе выбежала босиком и, играя, поранила ножку. От занозы в кровеносные сосуды попала инфекция, начался сепсис. Отечественные лекарства не помогали, а импортные достать было невозможно. Родители продали все, что можно, чтобы обеспечить лечение. Ничего не помогало, маленькая Алла буквально горела и умирала от заражения. Врачи хотели ампутировать ногу, но мама не дала согласия. А потом случилось чудо, ребенок пошел на поправку.

В школу первое время ее водила мама, она еще плохо ходила и практически висела на ней. Так они и ковыляли вдвоем. Со страшным диагнозом, при котором многие не встают с постели, она успевала хорошо учиться, петь и играть на гитаре. В школе ей как будто становилось лучше. Она часто вспоминает: худенькая, бледная девочка лежит на диване и мечтает танцевать фокстрот вместе с гостями - подругами сестры. Но боль в ноге ей не давала покоя ни днем, ни ночью.

Первые выступления

В их школе учились только девочки, в восьмом классе к ним пригласили мальчиков из соседней школы. Для маленькой Аллы Иошпе это было волнующее событие, она встала пораньше, надела зеленое пальто с меховой опушкой сестры Фаины, в котором считала себя неотразимой. И ушла гулять по городу, домой не возвращалась - отберут пальто. Зашла в парикмахерскую, где в первый раз сделала маникюр, ведь сегодня у нее первое выступление.

Она не зря так готовилась, концерт действительно стал в биографии Аллы Иошпе судьбоносным. Тогда, в пятнадцать лет девочка-подросток познакомилась со своим будущим мужем - Владимиром. Через восемь лет они поженились.

И мама, и бабушка всегда говорили, что на сцене она преображается - буквально на глазах хорошеет. И позже, смеясь, вспоминали: лежит прямо-таки умирает, вся зеленая, замерзшая, практически ничего не ест. А только выйдет выступать, так моментально будто бы выздоравливает. Глаза сияют и светятся, словно прожекторы.

Получение специальности

Как ни мечтала о сцене Алла, учиться пошла на психологический факультет МГУ, позже даже защитила кандидатскую диссертацию. Поступать ей пришлось фактически дважды, она набрала на вступительных экзаменах 19 баллов при проходном 18. Но в списках поступивших ее не оказалось. Алла Иошпе пошла на прием к ректору, который просто сказал, что она не прошла по конкурсу, и предложил сдать экзамены на филологический факультет. Без всякой подготовки молодая девушка опять получила только одну четверку - по русскому устному. Ей предложили забрать документы, но она отказалась, и университету пришлось выделить дополнительное место. Как позже писала ее однокурсница, блестящей Иошпе пришлось туго, подвело и происхождение, и национальность.

В студенческие годы она много выступала с агитбригадами, стала солисткой университетского эстрадно-симфонического ансамбля.

Встреча с судьбой

В 1960 году она прошла в финал студенческого конкурса художественной самодеятельности Москвы, заключительный концерт проходил в Колонном зале Дома Союзов. Она выступала в первом отделении концерта в белом скромном платьице. Его ей сшила мама из занавески, поскольку в доме не нашлось другой подходящей материи.

На этой сцене Аллу Иошпе впервые увидел Стахан Рахимов, как он вспоминает: худенькая, как тростинка, девушка, когда пела, тянулась к небу, вытягиваясь, как струнка, вверх. И он понял, что они чувствуют музыку одинаково. Познакомились они еще до выхода на сцену. Девушка подошла и сделала ему замечание. Стахан был, наверное, единственным, кто не нервничал, он просто сидел и дымил. Алла посчитала, что это вредит голосовым связкам вокалистов.

По воспоминания мужа певицы, она заканчивала первое отделение, а он - второе, как певцы, разделившие первую премию. Стахан почему-то загадал, если Алла дождется его выступления, то у них все будет хорошо. После выступления он увидел девушку, спрятал свое обручальное кольцо в карман, и они пошли вместе домой. Шли долго, пешком от Колонного зала до Малой Бронной и говорили, говорили...

Дебют дуэта

Алла Иошпе пригласила нового друга на юбилейный концерт своего оркестра, в кафе "Молодежное", которое находилось на улице Горького (ныне Тверская). Они взяли такси и поехали сначала пообщаться - пили шампанское, которое Стахан взял в долг, оставив в кафе свои часы в залог.

Потом начался концерт, она спела свои популярные песни: "Царевну-Несмеяну", "Купите фиалки", а потом почему-то решила спеть "Песню о Тбилиси". Молодой узбекский певец только что вернулся с гастролей в этом городе и знал ее, только на грузинском языке. Что-то его дернуло, как он сам вспоминает, ко второму куплету он подошел к ней и стал подпевать вторым голосом. Это стало первым совместным выступлением в биографии Аллы Иошпе и Стахана Рахимова. Зрители притихли и даже перестали танцевать, впечатленные исполнением. Потом артисты спели еще несколько песен по просьбе слушателей. Им не нужны были репетиции, они просто чувствовали друг друга.

Лучшие годы дуэта

Вскоре состоялись первые сольные концерты и гастроли по городам Советского Союза. Дебютной стала поездка по Сибири, где их очень хорошо принимали зрители. После этого они стали популярны, как считает сама певица Алла Иошпе, потому что ниша была не занята, жанр был не очень востребован. А когда их услышали, то полюбили.

Они много выступали, по радио постоянно звучали песни дуэта, правда, по телевидению их показывали достаточно редко. Концерты давали только в тех городах, в которые хотели поехать. Они сами планировали программу гастролей. Со своими песнями Стахан Рахимов и Алла Иошпе объездили полмира. Даже совершили гастрольный тур по Австралии, где пели для местных жителей, причем на разных языках: русском, английском, греческом.

Первый звонок

По стране они ездили с программой "Песни народов мира", в которой звучали песни французские, немецкие, итальянские и даже африканские. После проката в Омске состоялся концерт в московских "Лужниках". Перед выступлением Алла Иошпе спросила директора Росконцерта Борю Брунова: «Можно спеть "Хаву нагилу"?» Тот послушал и разрешил. Однако за исполнение этой еврейской песни им отменили все концерты и гастроли за нарушение трудовой дисциплины. Потому что в это время началась Семидневная война.

Вскоре дуэту запретили петь песни Аллы Иошпе, обязав исполнять только произведения членов Союза композиторов. В том числе им не понравилась ее песня "Лошадь", в которой есть слова: "Тише едешь, дальше будешь..." Чиновники посчитали, что эти слова намекают на эмиграцию в Израиль.

Неудавшиеся сионисты

В 70-х годах Аллу опять начала сильно беспокоить поврежденная в детстве нога. Сделанные в Советском Союзе операции практически не помогали. Они стали искать возможность лечения за границей. Оказалось, что в Израиле ей могут помочь. Когда они обратились с просьбой в советские официальные инстанции разрешить выехать на лечение, то везде получили отказ. В 1979 году они подали документы на выезд в Израиль, им отказали, как и многим другим будущим репатриантам. Алла Иошпе говорит, что не знает, почему не выпустили, в органах просто сказали, что они важны для страны.

Запрет на профессию

Власти отреагировали очень жестко: им не только не дали выехать из советской страны, но и подвергли репрессиям. Конечно, были уже не 30-е годы. Но им отменили все гастроли, перестали приглашать на радио и телевидение. Записи песен и выступлений были уничтожены. Стахана постоянно вызывали на собеседование в КГБ, предлагали отказаться от еврейки, как и Аллу от него. Дочь Татьяну исключили из комсомола и университета.

Иногда им звонили незнакомые люди из телефонов-автоматов, говорили слова поддержки. Алла выражала свою боль и горечь в стихах и книге, которую начала писать. Творчество в биографии Аллы Иошпе осталось, хотя следующее десятилетие дуэт на сцену не выпускали. Стахан старался прокормить семью. Они упорно продолжали каждые полгода подавать документы на выезд.

Супруги распродали почти все свое имущество, сначала антиквариат, а потом и мебель. Спали на книжных полках, потому что больше ничего не осталось. Поскольку дуэт внезапно исчез с эфиров, то по стране стали ходить самые дикие слухи, в том числе о том, что они бедствуют в Израиле, а Стахан торгует там домашним пловом.

Домашние концерты

Многие отказались от такого опасного знакомства, но друзья продолжали заходить в гости, приносили еду: салаты, фрукты, конфеты, тортики и другие продукты. И, конечно, импровизированные посиделки заканчивались домашними концертами. Постепенно сформировался семейный театр "Музыка в отказе". Один раз в месяц к ним приходили человек 60-70, хотя супруги и не просили, но все гости приносили что-нибудь. Семейный дуэт пел, а под окнами дежурили милиционеры.

Часто к ним заглядывали на "огонек" известный пианист Владимир Фельцман, альтист Леша Дьячков с женой Фирой, профессор Александр Лернер. Иногда выступал и популярный комедийный актер Савелий Крамаров, которого тоже долго не выпускали из страны.

Супруги начали писать письма в газеты: если не даете уехать, дайте хотя бы возможность заработать на жизнь. Они отправили свои послания в около 100 изданий. И это сработало, им позволили петь в глубинке. Постепенно люди стали узнавать об этом, залы были переполнены. В репертуаре появились песни Аллы Иошпе: "Скрипка", "Дороги артистов", "Осенняя пора", "Танго", "И снова танго", поскольку "врагам народа" никто не давал свои произведения.

Песни земли обетованной

С перестройкой появилось больше возможностей, они не сломались, смогли начать все заново. Им надо было снова завоевывать аудиторию, снова много ездить. По настоянию Стахана появились еврейские песни Аллы Иошпе, постепенно дуэт обновил репертуар. Первые зарубежные гастроли после десятилетия забвения были в Америке. Их тепло приняли эмигранты из Советского Союза, в общей сложности артисты провели в США почти три года.

В 2002 году певцам некогда знаменитого дуэта было присвоено звание "Народных артистов России". Каждый год в декабре они организуют концерт в Москве, посвященный еврейскому празднику Ханука. Алла Иошпе написала четыре книги, в которых собраны ее стихи и рассказы.

Два мужа певицы

Первый раз Алла вышла замуж за парня, которого знала еще со школы. Молодая семья жила у родителей мужа, в небольшом многокомнатном доме. В одной из них жил Роберт, старший брат с женой, в другой - Аллан Чумак, будущий знаменитый на всю страну экстрасенс, а в третьей - Алла с Владимиром. Муж поддерживал все ее начинания, был хорошим семьянином. Скоро у супружеской пары родилась дочка Татьяна, которая стала врачом. Ее сын, внук Костя, живет в Лондоне.

Со Стаханом они поселились на Васильевском острове, к моменту знакомства оба были уже не свободны. Дети Стахана Рахимова и Аллы Иошпе жили со вторыми половинками начинающих артистов. Как вспоминала позже певица, там зародилась их любовь и пришло осознание: они должны быть вместе навсегда. Алла поехала домой, но как сказать об этом мужу? Владимир сильно страдал, когда Алла сказала ему, что ее сердце принадлежит другому мужчине. Она уехала, забрав с собой дочку Танечку. Иошпе до сих пор благодарна ему за все.

У Рахимова, который тоже учился в московском вузе, жена Наташа с дочкой Лолой жили у его мамы в Ташкенте. Лола и Татьяна - это единственные дети в биографии Аллы Иошпе.

Эстрадному дуэту Стахана Рахимова и Аллы Иошпе в нынешнем году исполнилось 55. Все эти годы партнеры вместе — и в жизни, и на сцене. Во второй половине 70-х из всеобщих любимцев они перешли в разряд врагов народа. Как дуэту удалось сохранить себя в годы забвения и с триумфом вернуться на большую сцену? В чем кроется секрет семейного долголетия?

Страницы биографии Стахана Рахимова

Уникальность дуэта в том, что оба его участника пришли на сцену из самодеятельности. Стахан и Алла - одногодки, на момент знакомства, которое состоялось на одном из конкурсов в 1961 году, уже имели семьи.

В декабре 2017 года Стахан отпраздновал 80-летие. Уроженец Узбекистана, Стахан Рахимов является сыном блистательной певицы, начинавшей свою карьеру в Андижане, - Шаходат Рахимовой. Она переехала в Ташкент, где получила шикарную квартиру в центре столицы, что позволило появиться слухам о ее романе с Усманом Юсуповым, секретарем ЦК республики. Предположительно, именно он является отцом будущего прославленного исполнителя. Сам Стахан данную информацию не подтверждает, но и не опровергает.

Его детство прошло в различных кружках дворца пионеров, где он занимался танцами, вокалом и даже боксом. Но музыка победила, хотя поступил юноша в МЭИ и четыре года отработал в одном из конструкторских бюро.

Семейный и творческий союз

Стахан Рахимов, биографии которого посвящена статья, женился в Москве на русской девушке по имени Наташа. У пары появилась дочь Лола, но брак продлился недолго. Семью юноша перевез в Ташкент, сам же продолжил обучение в Москве. В 1961 году он встретил Аллу Иошпе.

Это произошло на конкурсе, где оба пели: девушка завершала первое концертное отделение, а Стахан - второе. Алла настолько покорила молодого человека, что тот загадал: если она дождется его выступления - значит быть им вместе. Так и произошло.

Для этого Алле пришлось уйти из семьи. Ее первым мужем был молодой человек, с которым она познакомилась еще в 15-летнем возрасте. Кстати, он был родным братом Аллана Чумака. У пары была общая дочь Татьяна, которую сегодня все считают дочерью Стахана Рахимова, потому что она жила и воспитывалась в их семье. Сложился у влюбленных и творческий союз.

С 1963 года Алла Иошпе и Стахан Рахимов стали выступать вместе. У них оказалось единое восприятие музыки, уникальное слияние голосов и такое взаимопонимание, что даже дыхание они брали одновременно.

Алла Иошпе и Стахан Рахимов: все песни

Перечислить все песни дуэта просто невозможно, их более тысячи. Алла, будучи солисткой, начинала с бардовских композиций, Стахан - с успехом пел "Арабское танго". Но лишь вместе они обрели популярность, войдя в пятерку лучших артистов Советского Союза. Им стали писать песни самые уважаемые композиторы страны.

Первым среди них стал Э. Колмановский. Его композицию "Товарищ мой придет" Стахан Рахимов до сих пор не может слушать без слез. А на "Алеше", как сказал когда-то Д. Медведев, выросла вся страна. Среди лучших песен можно также назвать "Журавленок", "Прости меня", "Бабушкино танго".

А. Эшпай всегда жалел, что не стал первооткрывателем замечательного дуэта, но он написал для них "Родное сердце", "100 дождей пройдет, 100 снегов" и другие.

Длительное сотрудничество получилось у дуэта с М. Фрадкиным. Они даже хотели выпустить отдельную пластинку с любимыми композициями - "Придет и к вам любовь", "Ласковая песня". Но не успели.

Особое место в их творчестве занимал О. Фельцман. "Седые юбилеи", "Тумбочка", "Осенние колокола" - трогательные композиции, написанные на стихи. Ю. Гарина.

Последнее время дуэт активно сотрудничал с А. Морозовым, записав 14 песен. Среди лучших - "Молитва", "Неприметная красота".

Сами артисты считают песней, которая привела их к успеху, " Ночку луговую". Ее написал Г. Дехтярев. Дуэт популяризирует узбекскую и еврейскую культуру, так как Стахан - узбек, а Алла - еврейка. Автором многих композиций является сама А. Иошпе: "Лехаим, господа!", "Ро-ша-шана" и других.

Пора забвения

Почему в конце 70-х канул в небытие дуэт Аллы Иошпе и Стахана Рахимова? Биография знаменитостей, опубликованная в СМИ, дает ответ на этот вопрос. С детства певица страдала болезнью ног. В ее жизни даже был период, когда вставала речь об ампутации. В 1979 году случился кризис. Проведенные до этого в стране операции не помогали, поэтому супруги попросили разрешение на выезд в Израиль.

Им не просто отказали - началась настоящая травля. Стахан Рахимов вынужден был положить на стол партбилет. Дуэт не только не выпускали на телевидение и запретили выступать, но и размагнитили имеющиеся записи. Почти десять лет любимцы отечественной эстрады чувствовали себя почти под домашним арестом. Регулярно их вызывали на Лубянку.

Стахан делал все возможное, чтобы содержать семью. Самым страшным казалось отчисление дочери из университета, но случилась настоящая беда. Не выдержала давления мама певца и от переживаний скончалась.

Новое восхождение

Артисты не могут не выступать, поэтому супруги стали ежемесячно приглашать гостей в свою квартиру, собирая по 60-70 человек. Они назвали эти мероприятия театром "Музыка в отказе". Зрители несли подарки, а такие же, как они, отказники, с удовольствием принимали участие в концертах. Среди них были В. Фельцман, Н. Щаранский, С. Крамаров.

В конце 80-х дуэт обратился в ряд газет, рассказав правду о своей судьбе и желании работать на сцене, ибо милиция слишком интересовалась встречами по месту жительства. После этого артистам разрешили гастроли в глубинке и наконец-то выпустили в США. Сегодня многих интересует, почему те не покинули страну, когда такая возможность появилась. Тем более что гастроли за океаном прошли успешно. Ответ лежит на поверхности - Стахан Рахимов и его супруга никогда не помышляли об эмиграции.

В заключение

В 2000-е началась новая полоса в истории дуэта. Пятидесятилетие их творческой деятельности отмечалось в Театре эстрады, где не было ни одного свободного места. В 2002-м обоих удостоили звания Народных артистов России. Ежегодно дуэт приглашает своих коллег на Хануку, предлагая творческую программу под названием "Иошпе и Рахимов приглашают". Они по-прежнему собирают залы, оба отметив в прошлом году свое 80-летие. И, что не менее ценно, показали стране пример, как можно достойно прожить одну жизнь на двоих, если людей объединяет любовь.

Советская и российская эстрадная певица.

Заслуженная артистка Росси (1995)
Народная артистка России (2002)

Алла Йошпе родилась в 1937 году на Украине в еврейской семье. В возрасте 10 лет она тяжело заболела - поранила ногу, начался сепсис. Ампутации удалось избежать, но проблемы с ногой остались на всю жизнь. Она мечтала стать артисткой, но окончила философский факультет МГУ, и даже защитила кандидатскую диссертацию на тему «Скорость произвольных двигательных реакций в норме и при лобных опухолях мозга». Обучение она совмещала с участием в качестве солистки в эстрадно-симфоническом оркестре Университета.

В 1960 году на конкурсе художественной самодеятельности вузов Москвы произошла судьбоносная встреча. Заключительный концерт проходил в Колонном зале Дома Союзов. За кулисами все безумно нервничали. Не волновался только один человек - симпатичный узбек. Это был Стахан Рахимов. На том конкурсе они разделили первую премию, он проводил её домой. Так начался их роман. На тот момент они оба уже имели свои семьи, но любовь оказалась сильнее. На свадьбу друзья подарили им крошечный самовар со словами: «Разделить, разрубить можно всё, даже подушку. А этот самоварчик при всём желании разделить невозможно. Так будьте навеки вместе!»

Они пели вместе, их популярность росла… Но беда подкатилась как снежный ком. В конце 1970-х годов стало ухудшаться здоровье Аллы Яковлевны. Сделанные операции не помогали. Обещали помочь в зарубежной клинике, но в Министерстве здравоохранения им отказали. И тогда в 1979 году Алла Йошпе и Стахан Рахимов решили подать документы на выезд в Израиль. Реакция властей последовала незамедилительно: Аллу и Стахана не только не выпустили из страны, но объявили их врагами Родины и запретили выступать на сцене. Все их записи на радио и телевидении были размагничены. Последующее десятилетие Рахимов и Йошпе провели практически «под домашним арестом». Им угрожали, постоянно вызывали на Лубянку, исключили из института их дочь. В один из дней Алла и Стахан написали сто писем во все столичные издания:

Мы не уехали, мы живы, мы здесь. Нам не дают работать...

Часто из телефонов-автоматов им звонили какие-то незнакомые люди, говорили: «Ребята, мы с вами, держитесь!» А знакомые - приходили в гости, приносили еду: торты, конфеты, салаты. Конечно, просили спеть.

И вскоре по Москве распространились слухи: Йошпе и Рахимов устраивают домашние концерты. Действительно, каждую субботу в их доме стали собираться люди. Свой «домашний театр» они назвали «Музыка в отказе». Его эмблемой стала картина одного запрещенного художника: две птицы, на клювы которых навешен амбарный замок.

И только в конце 1980-х годов занавес молчания стал приоткрываться. Им разрешили петь в маленьких райцентрах, а потом и на главных эстрадах страны.

Сейчас Аллу Йошпе и Стахана Рахимова можно увидеть на телевидении и радио, на концертных площадках России и зарубежья.

(3 года назад) | Добавить в закладки |

Просмотры: 244

|

Российское искусство знает много великих творческих пар - Плисецкая/Щедрин, Вишневская/Ростропович, Пахмутова/Добронравов… - и в каждой биографии драма, стойкость, преодоление, сумасшедшая проверка временем. В этом же ряду легенд - Алла Иошпе и Стахан Рахимов, посмотрите, сколько выпало на их долю. А посему искренность, нежность к миру - не деланные, не «артистические»; они хлебнули всякого, умудрившись лишь приумножить любовь друг к другу и к песне. И в песне - абсолютно ни на кого не похожи. 50 лет уже вместе. Чему и посвящен, полный сюрпризов, концерт 1 ноября в Театре эстрады.

Итак, концерт посвящен 50-летию вашего дуэта, - начинаю беседу с Аллой Яковлевной и Стаханом Мамаджановичем…
- Так мы и познакомились на песне, - сразу отзывается Алла. - Нет, прежде я Стахана слышала по телевидению, но не знала ни имени, ничего… а пел он необыкновенную «Восточную молитву». А потом вдруг вижу его в Колонном зале на конкурсе, где и я должна выступать! Что вы думаете? Первую премию делят между нами пополам, домой мы шли уже вместе.

- Он взялся проводить?
- Конечно. Говорили друг другу искренние восторги от души… Он учился в МЭИ, я - в МГУ. У каждого из нас были свои семьи, да кто бы мог представить, что все это может рухнуть из-за одной встречи в Колонном зале! Однако после конкурса мы надолго не расставались - встречались, говорили о музыке, Стахан стал петь с моим оркестром, я - с его ансамблем. Так и получилось, что музыка построила нашу семью, наше будущее, благодаря ей объединились…

- Да, но… родители и ваши, и Стахана были против?
- Абсолютно точно. Моя мама сказала: «Он же узбек, они - многоженцы», на что я ответила: «Мама, не волнуйся, мне придется заменить ему гарем». И в жизни мне приходится так делать.

- Настолько сильное чувство, что даже наличие семей не сдержало?
- Знаете, это мало того что любовь, так еще и музыка, сцена, абсолютное музыкальное понимание друг друга: когда мы спели первый раз дуэтом, было полное ощущение, что до этого всю жизнь репетировали. Да нам и репетировать не надо - мы чувствовали все одинаково.

- Хотя музыкальное образование на уровне музшколы?
- Ни у меня, ни у Стахана и музыкальной школы не было. При этом я умела играть на фортепиано. Определяет среда. У Стахана мать вообще потрясающая певица - народная артистка Узбекистана Шаходат Рахимова. У меня папа в детстве пел в хедере, начальной еврейской школе. Так что нам с генами повезло. Но папа, конечно, тоже был против - как так, у обоих семьи, дети - маленькие крошки… для многих это стало трагедией, и нам было тяжело разводиться. Но иначе не могли.

Фото из Интернета.

- Как-то вы рассказывали про самоварчик, который вам друзья подарили на свадьбу, - он сохранился?
- Конечно, на даче живет у нас. 50 лет чаек попиваем.

- А дети с кем остались после разводов?
- Моя доченька со мной, а его жена жила в Крыму с ребенком… для нее все это было страшно. Но самое интересное, я не знала, что он женат. Он скрыл от меня. Снял обручальное кольцо, когда впервые ко мне подошел.

- А если бы знали?
- Если бы я знала, что он женат, то дуэта бы не вышло, я вам серьезно говорю. Меня так воспитали. Ну что вы, конечно, мы бы не сошлись - там тоже был детеныш, а я сама мама, болею за детей душой…

- Вот он - Стрелец, вы - Близнецы, огонь и вода, темпераменты у всех горячие… не ссорились?
- Ну как же! Но нас мирила музыка. Допустим, о чем-нибудь поспорим, не понимая друг друга… но вот начинается концерт - и уже теплее взгляды, потому что песня - это, в нашем понимании, искренняя исповедь. И уже забыли, о чем спорили секунду назад. Уходили со сцены счастливые.

- И такой необычный дуэт прижился на нашей эстраде… Неформатный, я бы сказал.
- Так ведь я серьезно занималась пением в Доме культуры МГУ, до этого в школе… а я всю жизнь болела серьезно, сидела дома, так мама брала педагогов, и я училась игре на фортепиано. Стахан вообще вырос в оперном театре вместе с мамой… Нет, что вы, это все - серьезная школа.

- Ключевой эпизод вашей жизни, когда вы захотели уехать на Запад…
- Это верно, что ключевой, так и поделилась наша жизнь - до желания отъезда и после. Я не хотела. Стахан настаивал, потому что я болела, а здесь операция не получилась, не дала результата. А он задумал, чтобы меня вылечили там… Мы ходили в ОВИР, и ровно раз в полгода нам отказывали. Под этим гнетом мы жили 10 лет, пока не началась перестройка.

- И когда узнали, что вы подали документы на отъезд из Союза, дочь выгнали из МГУ?
- Всучили бумажку с надписью - «не соответствует высокому званию советского студента», а она была отличницей. Конечно, это страшная травма для нее в ту пору…

- И на что вы жили в конце 70-х, когда вас везде запретили?
- Продавали что было. Машину, мебель продали. Спали на книжных полках. Очень тяжело. Мы сами всех наших близких друзей оградили от себя. Для их же пользы. Особенно официальных должностных лиц. Тех же педагогов из МГУ… это все были люди, преданно любившие нас, а мы лишили себя их общества. И оказалось все зря. Потому что за границу нас так и не выпустили. А мы поломали массу добрых связей.

- А нельзя было сначала уехать, а уж там попросить убежища?
- Нет. Мы же перед этим как раз гастролировали в Австралии, Новой Зеландии… но даже не мыслили, допустим, остаться, что вы: здесь мама, дочки, люди, которые нам верят. Мы пошли официальным путем. Не думали, что нас не выпустят. Ведь были письма, дескать, мне рекомендована операция во Франции или в Израиле. И вот - ничего. Так проблема со здоровьем и осталась на всю жизнь.

- Как в Австралию-то попали?
- Случайно. Нас не очень жаловал Москонцерт, но импресарио-иностранец отсматривал разных наших артистов для поездки и про всех сказал: «у нас такие есть», а вот нас взял безоговорочно. Причем мне подсказывали: «ты, хромая, при нем не ходи, а то он заметит проблему с ногой». Я как-то продержалась…

- А на сцене?
- На сцене вообще не хромала в те годы, ведь там нам со Стаханом сам черт не брат. Стахан спел «Арабское танго», я - греческую песню, потом «Калитку», «Дорогу длинную», переделанную нами. Мы все переделываем, что написано не для нас, чтобы это стало по духу нашим, креативным. Кстати, мы долгое время жили на то, что продавали какие-то вещи, привезенные лично для себя из Австралии.

- В пору запретов вы основали на квартире театр «Музыка в отказе»… Туда что - билеты продавались?
- Да какие билеты, что вы. Это ж был лишний повод нас посадить, изолировать от общества. За нами следили, потому что мы стали костью в горле. Ведь писали письма во все редакции, писали в Польшу, в «Солидарность», за нас просил тогдашний президент Франции, передал властям список из десятерых деятелей культуры (среди которых и мы были), чтоб только выпустили за границу… Что вы, мы были везде запрещены, про нас писали американские газеты вроде «Вашингтон пост» - «две поющие птицы сидят в клетке». Но мы не могли не петь. И раз в месяц приглашали к себе таких же, как мы, отверженных. Окна выходили прямо на американское посольство, и сотрудники КГБ дежурили внизу. Ну и что? Мы открывали окна - «слушайте на здоровье». Так и жили под колпаком. Это сейчас преданные зрители говорят: «мы про вас знаем, мы за вами следим», и у меня снова немножко дрожь по телу…

- А в перестройку?
- Только благодаря ей стали выезжать и в Америку, и в Европу. В Штатах мы вообще стали выступать раньше, чем тут. Выезжали на 2–3 месяца.

- А потом началась «эпоха колготок из Биробиджана»…
- В начале 90-х я вся была в заботах - как жить дальше, на что? Мы почти не работали, только редкие концерты… И вот директор филармонии в Биробиджане спрашивает: «А что ты такая грустная?» - Отвечаю: «Ну вы же знаете наше положение - ни то ни се». - «Надо бизнесом заниматься». - «Мы не умеем». - «Было бы желание, и у вас все получится». И вот они стали присылать нам колготки. Так постепенно эта жилка к бизнесу во мне и проявилась… все взяла на себя. Нам еще соки на продажу давали, развозили их по Москве. Мы не то что на нуле - на минусе были. Но сунули в бизнес и наших музыкантов, оставшихся без работы. Не бросали своих… выжили.

- Так и получилось, что вся ваша жизнь - сплошное преодоление, - обращаюсь к Стахану Рахимову.
- Ну да, была и есть любовь к близкому человеку, к песне, к жизни, но за это надо было пройти сквозь все тернии… эта любовь и эта боль живут теперь в песнях. Так вот в первом отделении концерта запустят маленький фильм про нас - какими мы были, история в песнях. Еще нас поздравят друзья-артисты - Иосиф Кобзон, надеюсь, споет дуэтом с Нелечкой. Тамара Гвердцители споет, может быть, с Ренатом Ибрагимовым. Дети что-то посвятят (ансамбль «Домисольки»). Саша Журбин саккомпанирует… А во втором отделении - поем уже мы.

- Алла Яковлевна, последний вопрос. Говорят, в детстве вы почти не плакали, и мама подумала, что дочка немая…
- Да, она испугалась, пошла к врачу, а тот ей сказал: не волнуйтесь, она вам еще споет! Я и дальше в жизни почти не плакала. Хотя хотелось. А теперь вроде все хорошо: недавно книга вышла, меня вот приняли в Союз писателей. Креативная молодежь выкапывает какие-то интересные наши песни, издавая их. Притом что мы сами подчас забываем об их существовании - была, скажем, песня «Старый осел молодого везет». «Неужели это мы?» - удивлялись мы со Стаханом. Стараемся, чтоб нас не забыли. Хотя Алла Пугачева в одном интервью сказала: «Если бы я так долго жила с мужьями, как Алла и Стахан, меня бы давно забыли». Нет, дорогая Аллочка, не забыли б тебя никогда - вот нас именно потому и не забыли, что мы преданно поем вместе. Друг друга бережем. Я нервничаю за своего супруга, он курящий человек, сейчас уже бросать опасно, но я ворчу, а внутри - тревога за него. Но я добьюсь, что мы еще вместе попоем!

Ян Смирницкий
Опубликован в газете «Московский комсомолец » №26071 от 19 октября 2012