В состав министерство иностранных дел входят. Министерство иностранных дел: задачи, функции и структура

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 мая 2018 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении министром иностранных дел (МИД) РФ Сергея Лаврова.

После распада СССР и подписания соглашения об образовании Союза Независимых Государств 8 декабря 1991 г., руководство внешней политикой России перешло от союзного министерства иностранных дел к МИД РСФСР (создано в 1944 г., до 1991 г. занималось вопросами выезда за границу жителей республики). С 1990 г. российский МИД возглавляли четыре министра. Дольше всех в должности по состоянию на 18 мая 2018 г. находился Сергей Лавров - 5 тыс. 183 дня. Самый короткий срок на посту министра был у Евгения Примакова - 976 дней.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о руководителях министерства с 1990 г.

Андрей Козырев (1990-1996)

Андрей Козырев (род. 1951), окончил Московский государственный институт международных отношений МИД СССР. Кандидат исторических наук (1977). С 1974 г. работал в центральном аппарате МИД СССР, с 1986 г. - был советником, руководителем отдела, заместителем начальника, начальником управления международных организаций внешнеполитического ведомства. С 11 октября 1990 г. по 5 января 1996 г. - министр иностранных дел РСФСР (с 25 декабря 1991 г. - РФ) в правительствах Ивана Силаева, Бориса Ельцина, Егора Гайдара и Виктора Черномырдина. В декабре 1991 г. вместе с Сергеем Шахраем, Егором Гайдаром и Геннадием Бурбулисом представлял РСФСР в рабочей группе, подготовившей Беловежское соглашение о прекращении существования СССР и об образовании СНГ. Принимал участие в создании предвыборного блока "Выбор России". В 1993-2000 гг. - депутат Госдумы РФ I - III созывов. Входил в президиум Российского еврейского конгресса, был членом совета директоров, вице-президентом американской корпорации IСN Рhаrmасеutiсаls, старшим партнером инвесткомпании Global Strategic Ventures, возглавлял совет директоров Инвестторгбанка. В настоящее время проживает в г. Майями (шт. Флорида, США).

Евгений Примаков (1996-1998)

Евгений Примаков (1929-2015), выпускник арабского отделения Московского института востоковедения. Доктор экономических наук (1969), академик Академии наук СССР (1979). С 1956 г. работал в арабской редакции Госкомитета по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР, с 1965 г. был собственным корреспондентом газеты "Правда" на Ближнем Востоке. С 1970 г. был заместителем директора, в 1985-1989 г. - директором Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. В конце 1980-х гг. Евгений Примаков начал политическую карьеру, стал одним из заметных деятелей горбачевской "перестройки". В 1989 г. был избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, являлся членом комиссии ЦК по международной политике. Одновременно возглавлял одну из палат Верховного Совета СССР, был академиком - секретарем отделения экономики АН СССР. С 1990 по 1991 г. входил в Президентский совет СССР, отвечал за внешнюю политику, вел переговоры с президентом Ирака Саддамом Хусейном по вопросу вывода иракских войск с территории Кувейта. Также был помощником президента СССР Михаила Горбачева в отношениях с "Большой семеркой". С сентября по декабрь 1991 г. возглавлял советскую внешнюю разведку - Первое Главное управление КГБ, затем Центральную службу разведки СССР. После распада СССР в 1991-1996 гг. был директором Службы внешней разведки РФ. 9 января 1996 г. был назначен министром иностранных дел, занимал этот пост в правительствах Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. Евгений Примаков первым выдвинул идею укрепления сотрудничества в формате тройки Россия-Индия-Китай, которая дала старт процессу оформления БРИКС, выступал против ужесточения санкций в отношении Югославии и планов интервенции НАТО в этой стране. 11 сентября 1998 г. покинул МИД и возглавил российское правительство. После отставки с поста премьера в мае 1999 г. стал лидером избирательного блока "Отечество - Вся Россия" (ОВР) вместе с Юрием Лужковым и экс-губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым. В декабре 1999 г. избран депутатом Госдумы III созыва по списку ОВР. Тогда же официально заявил о своем намерении баллотироваться на пост президента России в 2000 г. Однако в феврале 2000 г. отказался от участия в выборах. В декабре 2001 г. стал президентом Торгово-промышленной палаты РФ, досрочно прекратив депутатские полномочия. Занимал этот пост до 2011 г. Скончался 26 июня 2015 г. в Москве.

Игорь Иванов (1998-2004)

Игорь Иванов (род. 1945), окончил переводческий факультет Московского государственного института иностранных языков им. М. Тореза. Доктор исторических наук (2005). С 1969 г. был научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. С 1973 г. работал в центральном аппарате и зарубежных представительствах МИД СССР, в 1980-х гг. был советником в посольстве Советского Союза в Испании, помощником министра иностранных дел Эдуарда Шеварнадзе. После распада СССР руководил российским посольством в Испании, с декабря 1993 г. стал первым заместителем министра иностранных дел РФ. 11 сентября 1998 г. был назначен главой МИД. Сохранял свой пост в составе правительств Евгения Примакова, Сергея Степашина, Владимира Путина, Михаила Касьянова и Михаила Фрадкова. Под руководством Иванова была разработана и принята Концепция внешней политики РФ (2000). В марте 2004 г. ушел с поста главы МИД. В 2004-2007 г. - секретарь Совета безопасности РФ. Затем возглавлял комитет по стратегии и инвестициям нефтегазовой компании "Лукойл". Был директором Российского центра исследований Азиатско- Тихоокеанского экономического сотрудничества при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. В настоящее время - президент Российского совета по международным делам.

Сергей Лавров (2004 - н. в.)

Сергей Лавров (род. 1950), окончил восточное отделение факультета международных отношений МГИМО МИД СССР. С 1972 г. работал в посольстве СССР в Шри-Ланке, затем в управлении международных организаций МИД. С 1981 по 1988 г. - первый секретарь, советник, старший советник в постоянном представительстве Советского Союза при ООН в Нью-Йорке. На момент распада СССР занимал должность начальника управления международных организаций, в апреле 1992 г. был назначен заместителем министра иностранных дел РФ Андрея Козырева. С 1994 г. в течение десяти лет возглавлял постпредство России при ООН в Нью-Йорке. 9 марта 2004 г. сменил в должности министра иностранных дел РФ Игоря Иванова. Сохранял свой пост в правительствах Михаила Фрадкова, Виктора Зубкова, Владимира Путина и Дмитрия Медведева..

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Руководство деятельностью МИДа России осуществляет Президент Российской Федерации.

Основными задачами МИДа России являются:

¾ разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

¾ реализация внешнеполитического курса РФ

¾ обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

¾ обеспечение защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности

¾ защита прав, свобод и интересов граждан РФ за рубежом;

¾ координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти

¾ содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

В систему министерства входят

· центральный аппарат

· загранучреждения

· территориальные органы (представительства МИДа России на территории РФ)

· организации, подведомственные МИД РФ, которые обеспечивают его деятельность на территории России.

Центральный аппарат МИД РФ

Министр иностранных дел РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом по представлению Председателя Правительства.

Заместители Министра, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации.

Генеральный директор Министерства иностранных дел Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Структурными подразделениями центрального аппарата МИДа России являются департаменты по основным направлениям деятельности.

коллегия из 25 человек в составе Министра, его заместителей, генерального директора, руководителя Россотрудничества, послов по особым поручениям, рук-лей департаментов.

Загранучреждения

Посольства, постоянные представительства при международных организациях, консульства

Территориальные органы(36)

Обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения принципа единства внешней политики

Содействие структурным подразделениям МИД России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям

Содействие полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе по вопросам, входящим в компетенцию Представительства;

Содействие органам государственной власти субъекта/субъектов Федерации в развитии международных связей, подготовке и осуществлении мероприятий международного характера;

Ведение информационно-аналитической и справочной работы по вопросам своей компетенции.


Структура МИД РФ.

МИД – руководящее звено территориальных подразделений, которое занимается отношениями с государствами; ведомство, отвечающее за внешнюю политику России и защиту дипломатическими средствами интересов Российской Федерации, её граждан и имущества, находящихся за рубежом.

Основой деятельности МИД, является положение деятельности, которое утверждено указом президента №865. Руководство деятельностью МИД осуществляет президент. В систему МИД входит центральный аппарат, территориальные органы

Руководящий состав МИД:

Министр иностранных дел. Назначается президентом по предложению председателя правительства.

Зам. Министра. Назначается министром. Всего 8 зам. министров, под руководством каждого 4-5 департаментов

Генеральный директор МИД. Назначается президентом. Финансовые вопросы и вопросы по обеспечению работы МИД.

Помимо руководящих должностей существуют должности оперативного состава. Самая низкая ступень – референты.

Так же имеются консультанты, специалисты: ведущие, 1 и 2 категории.

Каждой должности соответствует дипломатический ранг:

¾ Чрезвычайный и полномочный посол

¾ Чрезвычайный и полномочный посланник 1,2 класса

¾ Советник 1,2 класса

¾ 1,2,3-ий секретарь

Присваиваются указом президента. Дипломатические ранги присваиваются пожизненно. Высшие дипломатические ранги имеют: министр ин.,дел,посол и его заместители, а так же главы дипломатических представительств.

Структура центрального аппарата МИД включает в себя подразделения, которые в своём большинстве именуются департаментами. Департаменты, в свою очередь, делятся на отделы. Департаменты МИД России возглавляются директорами, а их отделы - начальниками.

Делятся на территориальные и функциональные.

Территориальные: отношение России с ин. Государствами (по условным регионам)

Функциональные: закрепленные за ними функции.

Функциональные:

Департамент международных организаций

Департамент общеевропейского сообщества

Департамент внешнеполитического планирования

Департамент гос. Протокола

Департамент по вопросам вызова и угроз

Историко-документальный

Департамент специальных связей

Департамент по гуманитарному сообществу и прав человека

Начиная с марта 96г. На Российской территории в крупных городах созданы представительства МИД, которые обеспечивают взаимодействия с органами исполнительной власти, с субъектами федерации.

Под представительством министра находится коллегия, которая рассматривает наиболее важные вопросы. В коллегии 23 человека.


Похожая информация.


Непосредственной реализацией утвержденного Президентом России внешнеполитического курса занимается Министерство иностранных дел РФ. Согласно Положению о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента России от 14 марта 1995 г. №271, МИД России является «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями».

В Положении было особо подчеркнуто, что Министерство иностранных дел подведомственно напрямую Президенту России по вопросам, закрепленным за ним Конституцией страны. Тем самым была юридически закреплена принадлежность МИД к так называемым «президентским» министерствам (к числу которых относятся также основные силовые ведомства), которые в своей работе подчиняются не правительству, а напрямую главе государства.

Роль МИД в системе органов власти России была качественно усилена в марте 1996 г., когда появился Указ Президента России «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». Согласно этому Указу, МИД получил полномочия по контролю за внешнеполитической деятельностью других федеральных и региональных органов власти РФ, а также по координации этой их деятельности.

Согласно Положению о Министерстве иностранных дел и другим документам основными задачами МИД России являются следующие:

Разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ;

Реализация внешнеполитического курса РФ;

Координация международных связей субъектов РФ;

Обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов РФ на международной арене;

Защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

Обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

Координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

Задачи определяют функции МИД РФ, к числу основных из них относятся:

Разрабатывает проекты международных договоров РФ, подготавливает предложения о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров и в установленном порядке вносит эти предложения на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

Ведет переговоры с иностранными государствами и международными организациями;

Участие в подготовке предложений по приведению законодательства РФ в соответствие с ее международно-правовыми обязательствами;

Участвует в разработке политики и конкретных мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан РФ, ее обороны и безопасности, осуществлению конверсии ее оборонной промышленности;

Реализует дипломатическими средствами усилия РФ по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с учетом ответственности РФ как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов;

Обеспечивает участие РФ в деятельности ООН, СНГ, других международных организаций, конференций, форумов, содействует повышению роли России как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;

Содействует распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике РФ, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны;

Содействует осуществлению межпарламентских и других внешних связей Федерального Собрания;

Организация на территории РФ и за рубежом консульской работы;

Информирование загранпредставительств по вопросам внешней и внутренней политики РФ;

Осуществления кадрового обеспечения центрального аппарата, загранпредставительств, представительств министерства и подведомственных ему организации на территории РФ; подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров дипломатической службы;

Содействие функционированию иностранных дипломатических и консульских представительств на территории РФ и осуществление в пределах своей компетенции контроля за деятельностью обслуживающих их предприятий, учреждений и организаций;

Участие в разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.


Структура МИД РФ.

Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

А.Руководящий состав. Возглавляется министром иностранных дел; с 2004 - Сергей Лавров. Министр иностранных дел - глава внешнеполитического ведомства. Министр представляет Россию на двусторонних и многосторонних переговорах и подписывает международные договоры; распределяет обязанности между своими заместителями и генеральным директором; утверждает положения о структурных подразделениях.

Министр иностранных дел РФ в установленном порядке присваивает дипломатические ранги от атташе до советника 1 класса включительно, а также представляет Президенту РФ ходатайства о присвоении дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса.

По состоянию на декабрь 2008 г. 8 заместителей министров (их число может меняться). Все они назначаются Президентом РФ. Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства.

Денисов Андрей Иванович - первый заместитель

Карасин Григорий Борисович - статс-секретарь (курирует вопросы двусторонних отношений с государствами СНГ, работу с соотечественниками за рубежом. Отвечает за взаимодействие с палатами Федерального Собрания и общественными организациями, включая законопроектную деятельность министерства)

В Министерстве иностранных дел образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, генерального директора, а также других руководящих работников системы МИД России. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИД и принимает соответствующие решения. Принимаются они простым большинством голосов в форме постановлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра.

Генеральный секретарь. Занимает высшую государственную должность федеральной государственной службы РФ, курирует деятельность секретариатов министра и его заместителей. Под его руководством работает группа оперативной информации, отдел документации, контроля, инспекции, группа советников министра, а также персонал, занимающийся информацией загранучреждений, письмами и личными обращениями.

Департамент - основное структурное подразделение МИД РФ. Разделено (37) департаменты по основным направлениям деятельности.

Б.Территориальные департаменты, на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациямию

В.Департаменты и управления функционального характера.

Г. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера. (Департамент экономическое сотрудничество, Департамент информации и печати и.д.)

В Министерстве иностранных дел Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников системы Министерства.

Члены коллегии Министерства, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и принимает соответствующие решения.


15) Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции

Департамент - основное структурное подразделение МИД РФ. Разделено (37,39) департаменты по основным направлениям деятельности.

Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов.

К числу департаментов, занимающих отношениями РФ с другими, относятся территориальные департаменты по регионам, которые в свою очередь подразделяются на отделы, занимающихся отношениями с конкретными странами. Государства Европы, например, делятся на четыре региона, и отношениями с входящими в них странами соответственно занимаются четыре европейских департамента (ЕД). Отношениями с государствами Азии также занимаются четыре департамента (ДА) и т.д.

Особую группу составляют департаменты, занимающиеся отношениями со странами ближнего зарубежья. К ним принадлежат четыре департамента. Три из них занимаются отношениями с этими странами по союзвопросами сотрудничества России со странами СНГ в целом. Отделы последнего курируют такие вопросы, как связи с уставными органами СНГ, внешнеполитическое сотрудничество, экономика и право, культура, наука, образование, спорт, охрана границ и правопорядка, таможенный союз, миротворчество и урегулирование конфликтов, информационно-аналитические вопросы.

Следующие работы территориальных департаментов; сбор, анализ официальных документов и информационных материалов, осуществление дипломатической переписке с аккредитованными дипломатическими представительствами стран, находящиеся в ведении департамента и т.д.

Таким же образом формируются и функциональные подразделения министерства. Все они, за исключением некоторых управлений и самостоятельных отделов и групп, также именуются департаменты. Среди них правовой (ДП), государственного протокола (ДГП), экономическое сотрудничество (ДЭС), международных организаций (ДМО) и т.д. Одной из основных мест в системе МИД РФ занимает департамент информации и печати (ДИП). На департамент возложены обязанности по проведению брифингов и пресс-конференции, организации работы пресс-центра. Департамент занимается аналитической деятельностью, им обеспечивается обслуживание всех государственных визитов. Консульская служба (ДКС) важнейшее функциональное подразделение, координирует и направляет деятельность консульских загранучреждений (генконсульств, консульств, вице-консульств), консульских отделов посольств.

Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера. Управление делами (УД), валютно-финансовый департамент (ВФД) и т.д.

Д.Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организации, а также загранпредставительств.

Специальное место занимают Историко-документальный департамент (ИДД), в котором сосредоточен архив МИДа РФ.

Помимо президента РФ и председателя правительства, полномочия по решению вопросов, касающихся внешней политики, принадлежат Министерству иностранных дел (сокращенно МИД) России, которое представляет собой федеральный орган исполнительной власти и действует на основании положения, утвержденного президентом РФ.

Кто устанавливает структуру МИД в России?

Указом президента РФ закрепляется структура данного органа, представленная министром, его заместителями, статс-секретарем, центральным аппаратом, состоящим из департаментов, представительств России за рубежом, представительств в субъекта РФ и подведомственными организациями.

Центральный аппарат

В настоящий момент законодатель закрепляет возможность наличия 41 департамента в структуре МИД РФ по основным направлениям деятельности. Департаменты подразделяются на территориальные, занимающиеся вопросами, касающимися отношений с иностранными государствами, и функциональные, выполняющие определенные функции, закрепленные за ним.

  • Департаменты стран СНГ, которых насчитывается 4 в структуре МИД. Развитие сотрудничества в рамках СНГ является приоритетным направлением для России. Органы отраслевого сотрудничества в СНГ развивают взаимоотношения в отраслях экономики, гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, а также в других сферах жизнедеятельности стран-участников. В 2017 году РФ выступала в качестве председательствующей страны в СНГ. За год правления проведены крупнейшие заседания Совета, на котором поднимались вопросы торгово-экономических связей между странами, принято решение о необходимости проведения работ в области устранения препятствий для передвижения товаров и услуг.

  • Европейские департаменты, которых в структуре МИД также 4.
  • Департамент общеевропейского сотрудничества. В рамках которого обсуждаются вопросы международных европейских организаций.
  • Департамент Северной Америки. Отношения России и США являются основным фактором в контексте обеспечения мировой безопасности и стабильности. В силу различных подходов к урегулированию ряда международных проблем эти отношения периодически претерпевают сложные периоды. В настоящий момент продолжается интенсивный обмен мнениями по актуальным международным проблемам. Отношения стран в области культуры складываются более удачно, так за последние годы на территории США проведены успешные гастроли российских исполнителей классической музыки, театра, балета. Значительные усилия принимаются для сохранения российского культурно-исторического наследия в США, включая музей на месте крепости Форт-Росс в Калифорнии.
  • Латиноамериканский департамент.
  • Департамент Ближнего Востока и Северной Африки.
  • Департамент Африки.
  • Департаменты Азии, которых в структуре МИД насчитывается три. Политика России в данном направлении является взаимовыгодной и нацелена на оказание помощи в социально-экономическом и культурном развитии, обеспечении безопасности, расширении военного сотрудничества, а также оказании содействия странам Центральной Азии в решении других задач. Помощь, оказанная Россией за последние 5 лет, оценивается в 6,7 млрд долл. США.
  • Департамент азиатского и тихоокеанского сотрудничества.

Функциональные департаменты

Таких в структуре МИД России насчитывается больше по сравнению с территориальными департаментами.

Выделяют:

  • Департамент в рамках которого поднимаются вопросы участия России как в целом в ООН, так и отдельно в органах, организациях и учреждениях ее системы.
  • Департамент внешнеполитического планирования.
  • Департамент по вопросам нераспространения и контроля над вооружением.
  • Историко-документальный департамент. Важным направлением историко-архивной деятельности стала реализация масштабной программы мероприятий и проектов, посвященных 100-летию событий 1917 года в России.
  • Департамент по вопросам новых вызовов и угроз, обсуждающий вопросы в области противодействия терроризму, незаконного оборота наркотических средств, пиратству, а также в области науки, связи и технологий и другие

Подведомственные образовательные учреждения

В рамках структуры МИД выделяются различного рода подведомственные организации. Так, министерство является учредителем Дипломатической академии, являющейся ведущим вузом в мире по подготовке специалистов в области международных отношений. Помимо этого, под руководством органа действуют институт международных отношений, колледж МИД, средняя школа-интернат, высшие курсы иностранных языков. Учреждения МИД располагаются и за пределами нашей страны, так в настоящий момент открыто 82 общеобразовательные школы при посольстве России с углубленным изучением иностранных языков, располагающиеся в 79 странах мира.

Анализ структуры МИД в целом и отдельных департаментов при нем позволяет сделать вывод об эффективной и интенсивной работе данного органа, что создает предпосылки для успешного решения в дальнейшем вопросов внешнеполитического характера.

Министерство иностранных дел

По определению, министерство иностранных дел – это "централизованный аппарат государственного управления, непосредственно и повседневно осуществляющий дипломатическую деятельность данного государства, непосредственно организующий и координирующий внешние сношения государства".

Наиболее распространенное название этого учреждения –министерство или ведомство иностранных дел. Этот термин
впервые был употреблен во Франции в 1589 г. Названия этого
ведомства могут быть различны, например, в США – Государ-
ственный департамент, в Англии – Министерство иностранных дел и по делам содружества и т.д.

Министерство иностранных дел ведет оперативную деятельность по осуществлению внешней политики государства. Оно подготавливает информацию для правительства по вопро-
сам внешней политики, разрабатывает конкретные предложения и реализует принятые в этой области решения. В ряде
стран данное министерство координирует деятельность тех ведомств, которые в своей работе соприкасаются с вопросами внешней политики и сношений с иностранными государствами, оказывает этим ведомствам помощь в реализации задач, возложенных на них правительством.

Министерство иностранных дел повседневно руководит дип­ломатическими представительствами за границей, как постоян­ными, так и временными, готовит визиты делегаций на выс­шем и правительственном уровнях. На это ведомство возложе­на задача проводить политику правительства и государства в отношениях с послами, представителями иностранных госу­дарств, которые либо аккредитуются в данной стране, либо прибывают в страну по тому или иному поводу. МИД осущест­вляет постоянный контакт со средствами массовой информа­ции, руководит изданием официальных документов по вопро­сам внешней политики.

В соответствии с перечисленными выше общими задачами можно более четко сформулировать функции министерства иностранных дел. Функции внешнеполитических ведомств в основном совпадают, так как во всех странах они призваны представлять и защищать интересы государства и его граждан в сфере международных отношений. К числу таких функций относятся:

♦ анализ и обобщение поступающей информации о положе­нии в отдельных странах и в мире в целом;

♦ разработка предложений и решений правительства отно­сительно официальной позиции государства по тем или иным вопросам, а также о возможных внешнеполитических акциях;

♦ подготовка проектов договоров и соглашений;

♦ руководство дипломатическими представительствами и консульствами своего государства за рубежом, представителя­ми и делегациями в международных организациях;



♦ поддержание контактов и ведение переговоров с инос­транными дипломатическими и консульскими представитель­ствами, деле-гациями.

Организация и структура министерства иностранных дел в каждой стране формируются в соответствии с целями и задача­ми внешней политики, объемом деятельности этого ведомства, ролью данной страны в международных отношениях. Как пра­вило, министерство состоит из трех групп отделов: территори­альные (определенного географического района или по груп­пам стран), функциональные и административные.

Территориальные отделы осуществляют текущую опера­тивную работу по изучению политической и экономической си­туации в отдельных странах. Здесь систематизируются и обоб­щаются отчеты и сводки, поступающие из посольств и консуль­ств за границей; от имени руководителя ведомства составляют­ся инструкции и распоряжения для этих представительств; разабатываются предложения для руководства внешнеполитического ведомства по вопросам двусторонних отношений с той или иной страной; поддерживаются постоянные контакты с представителями данной страны при главе государства. Как правило, сотрудниками территориальных отделов являются дипломаты, имеющие опыт работы в данной стране.

Функциональные отделы, как правило, ведают общими и различными группами конкретных вопросов международных отношений, в которых заинтересовано государство: вопросами международных организаций, пропаганды, печати, договорных и консульских отношений и т.д. В большинстве стран к функциональным отделам относятся: консульское управление, протокольный отдел, договорно-правовой отдел, отдел печати, отделы международных организаций и международных экономических организаций, отдел культурных связей с зарубежными странами, управление по планированию внешнеполитических мероприятий, управление по общим международным вопросам. Задачи функциональных отделов в основном сводятся к подготовке и анализу материалов данного государства для международных конференций, к подготовке переговоров по какой-либо специальной области международных отношений, в которой заинтересовано данное государство, и выработке конкретных решений после их завершения.

Территориальные и функциональные отделы являются оперативными дипломатическими отделами.

Административные отделы носят в основном вспомогательный характер, обслуживают аппараты министерства и зарубежных представительств.

Такова примерная схема организации внешнеполитического
ведомства, хотя его структура с превалированием тех или иных отделов может иметь определенные отличия в каждом конкретном государстве в зависимости от решаемых внешне-политических задач.

Непосредственное осуществление дипломатических сношений в Российской Федерации, как и в большинстве других государств мира, возлагается, на внешнеполитическое ведомство - министерство иностранных дел (или какое-либо иное по названию ведомство, что зависит от традиций соответствующего государства).

Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г. было утверждено Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

В соответствии с этим документом Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями.

В систему МИД России входят дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, представительства Министерства на территории РФ, а также подведомственные ему организации на территории РФ.

В число основных задач МИД РФ наряду с другими входят, согласно п. 4 этого Положения,

· разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ;

· реализация внешнеполитического курса РФ;

· координация международных связей субъектов РФ;

· обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов РФ на международной арене;

· защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

· обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

· координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

С учетом этих задач и функций МИД России Президент РФ 12 марта 1996 г. подписал Указ "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации", которым установил, что "в системе федеральных органов исполнительной власти Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов Российской Федерации".

А с учетом развития внешнеэкономических связей субъектов РФ и появлением в России такого института, как представительства МИД РФ в субъектах Федерации, в том же 1996 г. было принято Положение о представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, в 1999 г. - Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", а в 2000 г. - постановление Правительства РФ "О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей", в которых была подчеркнута и закреплена идея централизованной координации внешних связей субъектов РФ через общефедеральные органы, в частности через МИД.

Структура МИД (Глава МИД – 1-ый заместитель МИД – заместители министра (6), которые отвечают за департаменты, являющиеся основным структурным подразделением МИД, депутаты распределены по географическому признаку (4 СНГ, 2 Азия + 1 по общеазиатским проблемам, 1 США+Канада, 1 по Латинской Америке, Ближневосточный и Североафриканский, Африканский, 3 Европейских, 1 по общеевропейского сотрудничества)+ существуют специализированные департаменты - функциональные (напримерр: по Внешнеполитическому планированию, Министерства и Печати)–Депутаты делятся на отделы и группы + существуютДепартаменты и управления функционального характера.

Главные департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственный характера

Другие вспомогательные подразделения Генерального секретаря – высшая государственная должность, курирует деятельность секретариатов, возглавляет группу оперативной информации).

В настоящее время Министром иностранных дел Российской Федерации является Сергей Лавров.

Современная дипломатия США. Госдепартамент США

В Соединенных Штатах Америки первые дипломатические институты создавались непосредственно представительными органами, в течение нескольких лет они прямо подчинялись законодательным, а не исполнительным властным структурам. В январе 1781 г. Конгресс учредил департамент по иностранным делам. Именно эта дата отмечается в США как день рождения центрального дипломатического ведомства. В течение последующих восьми лет департамент, составленный из самих законодателей, руководил внешними сношениями государства. В 1789 г. в соответствии с принятой в 1787 г. Конституцией США департамент был преобразован в Госдепартамент и переподчинен президенту страны.

Госдепартамент разделяет ряд внешнеполитических полномочий с другими учреждениями - с Министерством обороны, Советом Национальной Безопасности, Центральным разведывательным управлением, Конгрессом, аппаратом Белого дома, большим числом отраслевых министерств. Все эти органы власти и управления не только способны эффективно влиять на принятие внешнеполитических решений президентом США, но и определять расстановку кадров в самом Госдепартаменте.

Руководящее звено госдепартамента чрезвычайно разветвлено, включает в себя:

госсекретаря, его первого заместителя по общеминистерским делам (осуществляет общее руководство Госдепартаментом в отсутствие госсекретаря и контроль за административно-кадровыми делами),

пять первых заместителей (курируют важнейшие направления работы, например, глобальные проблемы),

шестнадцать заместителей (ответственных за более частные участки работы и за отношения с отдельными регионами),

и более десяти директорских постов.

Оперативная работа ведется в управлениях, каждое из которых возглавляется заместителем или директором. Именно эти должности замещаются по преимуществу профессиональными дипломатическими кадрами, хотя и здесь не редки «люди со стороны». Штатное расписание Госдепартамента - около 14 тысяч сотрудников, из них карьерных дипломатов - около трети. В загранпредставительствах их еще меньше (15-25%). США содержит 260 дипломатических и консульских учреждений в 160 государствах (по данным 1998 г.). Другая особенность - общая многочисленность персонала посольств (100-150 рангированных сотрудников в целом ряде стран, у других крупных государств - втрое меньше). На рубеже столетий протекционизм исполнительной власти и лично президента при назначении на высшие посольские посты не ушел в прошлое. Дело доходит до того, что некоторые опытные послы-профессионалы, возвращаясь в страну (например, посол в РФ Томас Пикеринг в 1996 г.) апеллируют к общественному мнению, дабы убедить президента в том, что политический протекционизм, а также набор кадров в посольства не по деловым соображениям, а в стремлении представить за рубежом «имидж» Америки, фактически приводит к падению качества и эффективности работы.

Неоправданно большое число сотрудников, назначенные посольства для поддержания «имиджа» Америки, кадровая инфляция, трудности управления и координации, неуверенность кадровых дипломатов в своем будущем (их карьерный рост блокируется политическими «назначенцами»), напряженность в отношениях между представителями различных ведомств в посольствах, рост международного терроризма, направленного против посольств США и их сотрудников - все эти факторы отрицательно сказываются на эффективности работы посольств, едва справляющихся с постоянно растущим объемом текущих дел (к примеру, в 1997 консульские учреждения США должны были рассмотрены более 8 миллионов визовых заявлений иностранных граждан).

Из-за непрекращающейся напряженности в отношение между президентом и конгрессом последний неуклонно урезает ассигнования на деятельность дипломатических учреждений, чья численность и объем деятельности возрастают (в период с 1986 г. было открыто 40 новых посольств и консульств). В то же самое время, по информации госсекретаря У.Кристофера (ушел в отставку в начале 1997 г.), финансирование Конгрессом внешнеполитических учреждений уменьшилось в реальных ценах на 50%.

В США набор кадров профессиональной дипломатической службы проводится через открытый конкурс со сдачей вступительных экзаменов. Набор, по определению Закона о Заграничной службе США 1980 г., осуществляется на принципах равных возможностей, «независимо от политической ориентации, расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, национального происхождения, семейного положения». Американское законодательство требует, чтобы в рядах службы были представлены все основные общественные слои и этнические группы населения страны, а также все ее географические регионы.

С начала 80-х годов был ужесточен порядок продвижения на дипломатической службе. Три высших внутренних ранга Заграничной службы (карьерного посла, карьерного посланника и карьерного советника) выделены в особую категорию - звено руководящего состава службы (Senior Foreign Service). Переход дипломатов в эту категорию обставлен новыми условиями, в частности, требованием, чтобы в течение предыдущей карьеры им были бы освоены, по крайней мере, 2–3 региональных и 1–2 функциональных участков работы. Сложнее стало и прохождение карьеры на низшем и среднем уровнях – от VIII до I ранга (примерно соответствуют должностям от стажера (атташе) до 1-го секретаря). По Закону 1980 г. был установлен максимальный срок, в течение которого дипломат может работать без повышения в классе. Если он, по мнению соответствующей комиссии, не заслуживает повышения, то, как правило, он должен досрочно уйти в отставку. Зачисление вновь поступивших на службу дипломатов в постоянные штаты производится теперь только по истечении испытательного срока (3-4 года).

У Заграничной службы США есть своя определенная и важная ниша деятельности – традиционная дипломатическая работа по повседневному поддержанию политических контактов с другими государствами, сбор, обобщение и анализ политической и экономической информации, консульская работа и ряд других направлений. При всем этом целом доля кадровых дипломатов в дипломатических учреждениях США не превышает 20–25%, а всей внешнеполитической структуре - всего несколько процентов от всех сотрудников.

В настоящее время Государственным секретарем США является Джон Керри.