Сравнение персонажей: Раневская, Гаев и Лопахин. Образы Раневской и Гаева в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад

Знаменитая пьеса Чехова «Вишневый сад» и до сих пор не сходит с театральных подмостков, хотя написана она была в 1903 году. Она стала классикой жанра, которая во все времена собирала аншлаги в залах. Кто-то видит в ней комедию, кто-то драму, но она действительно очень интересна и по-своему уникальна, так как в ней описана во всей красе жизнь русских аристократов, которые переживают свои не лучшие времена.

В пьесе много персонажей, по которым можно понять моральные и нравственные устои тогдашнего высшего сословия, о чем оно думало и к чему стремилось в ожидании движущихся на них перемен. Приступая к теме «Гаев Леонид Андреевич: характеристика («Вишневый сад»)», нужно отметить, что этот представитель дворянства стал его современной карикатурой. Все отрицательные стороны его сестры Раневской еще более уродливы именно в нем. Эти и обуславливается весь комизм происходящих событий.

Гаев: «Вишневый сад», характеристика (кратко)

Чтобы понять отношение к высшему сословию самого писателя Чехова, обратимся к характеристике одного из главных героев - Гаева. В пьесе «Вишневый сад» он является братом главной героини Раневской, лицо менее значительное, чем она, однако в равной доле имеющее права на наследство, которое заключено в их обедневшем имении с вишневым садом, заложенном за долги. Кто он такой, и чем он живет?

По-своему уникальна и интересна пьеса «Вишневый сад». Гаев, характеристика которого говорит о том, что это обедневший помещик и слабовольный человек, вместе с сестрой ведет праздный и беззаботный образ жизни. Он никак не может привыкнуть к мысли, что их вишневый сад выставлен на аукцион за долги. Гаеву пошел уже шестой десяток, но у него нет ни жены, ни детей. Он живет в своем старом имении, которое дряхлеет и разрушается прямо у него на глазах. Вот только преданный лакей Фирс все по-прежнему с лаской и заботой опекает своего хозяина.

Долги

Немного удивительно то, что именно комедией, а не драмой представил Чехов «Вишневый сад». Характеристика Гаева здесь чего только стоит, ведь он постоянно одалживает средства, чтобы хоть как-то погасить проценты по долгам и сестры, и своим. В голове своей он постоянно прокручивает варианты погашения этих многочисленных и постоянно растущих долгов, и мечтает о том, чтобы получить какое-нибудь наследство или чтобы племянницу Аню взял в жены какой-нибудь богатый помещик. А еще он подумывает съездить к тетке-графине в Ярославль и у нее попытать счастья и выпросить денег.

Описание и особенности Гаева

В отличие от его сестры Раневской, о Гаеве можно прочесть лишь в небольших ремарках, где через его поведение и раскрывается его характер, в пьесе о нем мало говорят и действующие персонажи. О его прошлом почти ничего не рассказывается. Тем не менее, понятно, что Гаев - человек образованный и может красиво оперировать словами, но в основном они пустые и ничего не значащие. В этом и кроется главная характеристика героя. Гаев вишневый сад очень любит, как и его сестра Раневская, он прикипел к нему всей душой, ведь именно сад наполняет душу теплыми воспоминаниями о прошлых добрых временах.

Жизнь без забот

Всю свою жизнь Гаев прожил в этом имении беззаботно как мотылек и был постоянным посетителем мужских клубов, где любил играть в бильярд. Все светские новости и сплетни он приносил в дом именно оттуда. А однажды даже получил предложение быть служащим в банке с окладом в шесть тысяч годовых. И тут удивительна неодобрительная реакция близких, сестра сомневается в нем, а Лопахин считает, что он слишком неусидчив и ленив. В этом вопросе его поддержала только племянница - добродушная Аня, которая сказала, что верит в своего дядю. Почему ему так не доверяют окружающие, а ведь даже лакей Яша показывает ему свое неуважение?

Вишневый сад

Удивительно, что когда был заложен вишневый сад, Гаев, характеристика которого и так представлена не лучшим образом, ведет себя совершено безрассудно. Когда капиталист нового времени купец Лопахин предлагает ему и его сестре Раневской выход из ситуации: разбить участки и сдавать их в аренду под дачи, то Гаев абсолютно не желает прислушиваться к его рациональному совету, а продолжает жить со своими предрассудках. Гаев считает себя аристократом и привычка поглядывать свысока на таких дельцов из обычного народа у него в крови, и с этим уже ничего не поделаешь.

Когда Гаев вернулся с аукциона, на котором было продано имение, он был буквально подавлен этим событием, и на глазах его застыли слезы. Но как только он услышал звуки ударов кия по шарам, то всю грусть у него как рукой сняло. А все потому, что этот герой не способен на глубокие переживания.

Заключение

И вот подходим к заключительному и довольно грустному моменту в пьесе «Вишневый сад». Гаев (характеристика персонажа по мнению Чехову) представил заключительную степень эволюции дворянства. Им он и замкнул цепочку создаваемых им образов дворян на протяжении всей своей литературной жизни. Эти образы аристократов с великолепным образованием оказались не способными защищать свои интересы и идеалы, это были герои своего времени, которые имели слабость позволить таким как Лопахин занять господствующее место.

В анализе темы «Вишневый сад». Гаев: характеристика» надо отметить, что доведя образ Гаева до карикатуры, Чехов показал, как сильно обмельчали дворяне. По этому поводу писателю пришлось выслушать немало критики аристократии, которая обвинила его в незнании их круга. Но Чехова этим не пробрать, он ведь больше хотел создать не комедию, а фарс, что в принципе у него отлично получилось.

Ну и чтобы уже до конца понять смысл этого произведения, отметим, что в пьесе «Вишневый сад» отличительная особенность - это чеховский символизм, где главным и центральным героем является не человеческий персонаж, а образ вишневого сада, как символа дворянской жизни. В конце пьесы вырубается вишневый сад, так распадались дворянские гнезда, изживала себя старая Россия, где жили Раневские и Гаевы.

Чехов как будто бы предвидел все наперед, все последующие события и потрясения, которые придется пережить в скором времени его стране, но которые он, увы, увидеть он не успел. «Вишневый сад» стал одним из последних произведений великого классика Антона Павловича Чехова.

Лет. Захвачена студентом Петром Трофимовым и находится под его влиянием. Под влиянием его рассуждений о том, что нужно искупить прошлое страданием и непрерывным трудом, говорит, что уже не любит вишневого сада, как прежде, и непременно уйдет из дома. Утешая мать после продажи имения, декламирует так же, как и Трофимов: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого...» - и т. Д, В ней есть юная вера в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезда из старого дома, потому что «начинается новая жизнь».
Аня - девушка семнадцати лет, дочь помещицы Раневской, символ искренности и непосредственности в пьесе «Вишневый сад». Аня , как и многие другие члены ее семьи, выросла в вишневом саду, получила дворянское воспитание под руководством таких гувернанток, как Шарлотта Ивановна - в прошлом цирковой акробатки без паспорта и определенного возраста. Вряд ли такая среда могла дать Ани серьезное образование, но по пьесе видно, что она духовно росла, возможно, изучая жизнь по книгам.
Несколько лет она с матерью прожила в Париже.
Любовь Андреевна Раневская - помещица, имеет двух дочерей - родной Аня (17 лет) и приемную - Варю (24 года). Она проста в общении и очень сентиментальна, чувствительна. «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно...», - говорит она о России. А вернувшись в имение, она плачет при виде отечества своего детства.
За 5 лет до момента, описанного в начале комедии, уехала в Париж после смерти мужа и гибели маленького сына. В столице Франции жила роскошно - тратила деньги без счета, принимала гостей.
Варвара Михайловна - одна из главных героинь в пьесе «Вишневый сад» , дочь помещицы Раневской. Ей 24 года и она ведет все хозяйство Раневских, выступая одновременно и приемной дочерью и экономкой.
По натуре Варя очень скромная и благочестивая девушка, добросовестно относится к своим обязанностям. Она часто занята мелочными хозяйственными делами и в отличие от господ умеет рационально экономить. О ее домовитость свидетельствует связи ключей за поясом.
Петя Трофимов - один из персонажей пьесы «Вишневый сад» , бывший учитель семилетнего сына Раневской, разночинец лет 26 или 27. Многие его называют «вечным студентом» и «гимназистом» потому что он все время учится и никак не закончит курса. Петя носит очки и любит философствовать о том, как надо жить. По его мнению, дворянство - это прошлый век. Они были слишком ленивы, а сейчас пришло время трудолюбивой молодежи.
Трофимов много скитается с места на место.
Раневская Любовь Андреевна , помещица.
Аня, ее дочь, 17 лет.



Дуняша, горничная.
Фирс, лакей, старый 87 лет.
Яша, молодой лакей.
Имение помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветут вишневые деревья.
Раневская Любовь Андреевна , помещица.
Аня, ее дочь, 17 лет.
Варя, ее названа дочь, 24 лет.
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
Трофимов Петр Сергеевич, студент.
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
Шарлотта Ивановна, гувернантка.
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
Дуняша, горничная.
Фирс, лакей, старый 87 лет.
Яша, молодой лакей.
«Вишневый сад» - лирическая пьеса Антона Павловича Чехова 1903 года. «Вишневый сад» краткий пересказ можно прочитать за 10 минут, но произведение лучше читать полностью, потому что в сокращенном варианте упущено много деталей.
Раневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, ее дочь, 17 лет.
Варя, ее названа дочь, 24 лет.
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
Трофимов Петр Сергеевич, студент.
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
Замысел пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова относят к весне 1901 года. Так, в марте драматург в письме своей жене О.Л. Книппер-Чеховой вспомнил о работе над очень смешной пьесе. А осенью этого же года Чехов поделился отдельными заметками с актерами Московского художественного театра: «Ветка цветущих вишен, влезала из сада прямо в комнату через раскрытое окно» и «Хозяин имения (или хозяйка), постоянно обращались за деньгами к
лакея (или управляющего), который накопил большую сумму ».
Родилось уже и название будущей пьесы.

Прототипами Раневской, по свидетельству автора, были русские барыни, праздно жившие в Монте-Карло, которых Чехов наблюдал за границей в 1900 году и в начале 1901 года: «А какие ничтожные женщины... [о некоей даме. — В. К.] “она живет здесь от нечего делать, только ест да пьет...” Сколько гибнет здесь русских женщин» (из письма О. Л. Книппер).

Вначале образ Раневской кажется нам милым и привлекательным. Но затем он обретает стереоскопичность, сложность: обнаруживается легковесность ее бурных переживаний, преувеличенность в выражении чувств: «Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой...» В свое время литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский даже утверждал, имея в виду поведение Раневской и Гаева: «Термины “легкомыслие” и “пустота” применяются здесь уже не в ходячем и общем, а в более тесном — психопатологическом — смысле, поведение этих персонажей пьесы “несовместимо с понятием нормальной, здоровой психики”». Но в том-то и дело, что все персонажи пьесы Чехова — это нормальные, обычные люди, только их обычная жизнь, быт рассматриваются автором как бы через увеличительное стекло.

Раневская, при том, что брат (Леонид Андреевич Гаев) называет ее «порочной женщиной», как ни странно, вызывает уважение и любовь у всех персонажей пьесы. Даже лакею Яше, на правах свидетеля ее парижских тайн вполне способного на фамильярное обращение, не приходит в голову быть с ней развязным. Культура и интеллигентность придали Раневской очарование гармонии, трезвость ума, тонкость чувств. Она умна, способна сказать горькую правду о себе самой и о других, например, о Пете Трофимове, которому она говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа».

И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей безвольности, сентиментальности ей свойственна широта натуры, способность к бескорыстной доброте. Это привлекает Петю Трофимова. И Лопахин о ней говорит: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев, не случайно в списке действующих лиц он представлен по принадлежности к сестре: «брат Раневской». И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле». В собственных глазах он аристократ самого высокого круга, Лопахина словно и не замечает и старается поставить «этого хама» на место. Но его презрение — презрение аристократа, проевшего свое состояние «на леденцах» — смешно.

Гаев инфантилен, нелеп, например, в следующей сцене:

«Фирс. Леонид Андреевич, бога вы не боитесь! Когда же спать?

Гаев (отмахиваясь от Фирса). Я уж, так и быть, сам разденусь».

Гаев — еще один вариант духовной деградации, пустота и пошлость.

Не раз было отмечено в истории литературы, ненаписанной «истории» читательского восприятия произведений Чехова, что он будто бы испытывал особое предубеждение к высшему свету — к России дворянской, аристократической. Эти персонажи — помещики, князья, генералы — предстают в рассказах и пьесах Чехова не только пустыми, бесцветными, но подчас неумными, дурно воспитанными. (А. А. Ахматова, например, Чехова упрекала: «А как он описывал представителей высших классов... Он этих людей не знал! Не был знаком ни с кем выше помощника начальника станции... Неверно все, неверно!»)

Однако вряд ли стоит усматривать в этом факте определенную тенденциозность Чехова или его некомпетентность, знания жизни писателю было не занимать. Дело не в этом, не в социальной «прописке» чеховских персонажей. Чехов не идеализировал представителей никакого сословия, никакой социальной группы, он был, как известно, вне политики и идеологии, вне социальных предпочтений. Всем классам «досталось» от писателя, и интеллигенции тоже: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже тогда, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр».

С той высокой культурно-нравственной, этико-эстетической требовательностью, с тем мудрым юмором, с которыми Чехов подходил к человеку вообще и его эпохе в особенности, социальные различия теряли смысл. В этом особенность его «смешного» и «грустного» таланта. В самом же «Вишневом саде» нет не только идеализированных персонажей, но и безусловно положительных героев (это относится и к Лопахину («современной» Чехову России), и к Ане и Пете Трофимову (России будущего).

Пьесу «Вишневый сад» называют лебединой песнью Чехова. Это его последняя пьеса, она написана за год до его ранней смерти.

Написана в 1903 году. Впервые поставлена 17 января 1904 г. в Московском художественном театре. Драматург ушел из жизни 15 июля

1904 г. Ему было 44 года.

Антон Чехов читает «Чайку» группе актеров и режиссеров Московского Художественного театра

Пьеса написана на пороге первой русской революции 1905-07 г.г., в ней есть момент предвиденья Чеховым последующих исторических

событий,
которые ему увидеть уже
не удалось.

Центральный образ в произведении – образ вишневого сада, вокруг него располагаются все персонажи, у каждого из них свое

восприятие сада. И этот
образ символический. За
образом вишневого сада встает
образ России, и основная тема
пьесы – судьба России.

Пьеса проникнута размышлениями автора о прошлом, настоящем и будущем России, символом которой является вишневый сад.

Раневская и Гаев олицетворяют прошлое вишневого сада и вместе с тем прошлое России. В пьесе вырубается сад, а в жизни

распадаются
дворянские гнёзда, изживает
себя старая Россия,
Россия Раневских и Гаевых.

Раневская и Гаев – это образы разорившихся помещиков-дворян. Они - потомки богатых владельцев великолепного поместья с

прекрасным
вишневым садом.
В былые времена их
имение приносило
доход, на который жили
его праздные хозяева.

Привычка
жить
трудами
других, ни о чем не заботясь,
сделала Раневскую и Гаева
людьми неприспособленными
к
какой-либо
серьезной
деятельности, безвольными и
беспомощными.

Раневская, внешне обаятельная, добрая, простая, является в своей основе олицетворением легкомыслия. Она искренне обеспокоена

неустроенностью
своей приемной дочери Вари, жалеет
верного слугу Фирса, запросто целует
после долгой разлуки горничную Дуняшу.
Но ее доброта - результат изобилия,
созданного не своими руками, следствие
привычки тратить деньги не считая.

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев. И он способен иногда говорить умные вещи, быть

иногда
искренним,
самокритичным.
Но
недостатки
сестры
-
легкомыслие,
непрактичность, безволие - становятся у
Гаева карикатурными. Любовь Андреевна
только целует в порыве умиления шкаф, Гаев
же произносит перед ним речь в «высоком
стиле».

Гаев откровенно смешон в своих попытках жить так, будто ничего не переменилось, будто не проел он на леденцах состояние.

Говорит он почти
всегда невпопад, произносит
бессмысленные бильярдные
термины, напоминающие
времена его веселой
молодости.
Гаев жалок со своими пустыми
высокопарными речами,
с помощью которых он
пытается возродить
привычную атмосферу
прежнего благополучия.

У брата и сестры все уже в прошлом. Но Гаев и Раневская все-таки чем-то нам симпатичны. Они способны чувствовать красоту, и сам

вишневый
сад воспринимают главным образом
эстетически, а не утилитарно -
как источник ягод, которые можно
использовать в пищу или продать, либо
как большой участок земли, имеющий
опять-таки коммерческую ценность.

В пьесе есть элегическое настроение,
грусть
расставания
с
отживающим
прошлым, в котором много было плохого,
но было и хорошее. Вместе с тем это
своеобразная
чеховская
лирикосатирическая
комедия,
которая
с
некоторым лукавым добродушием, но все
же достаточно сурово, с чеховской
трезвостью и ясностью, посмеивается над
уходящим
с
исторической
сцены
дворянством.

Критика, откликнувшаяся на постановку пьесы в Художественном театре, расценила ее как окончательный приговор дворянскому

классу. Один из
рецензентов спектакля утверждал, что
в
«Вишневом
саде»
поставлен
«памятник над могилой симпатичных
белоручек, орхидей, отцветших за
чужим
гробом»
,
причем
«вялое
покорство и кроткость их наполняет
сердце ужасом и жалостью» .

На смену таким, как Гаев и Раневская, приходят совершенно иного склада люди: сильные, предприимчивые, ловкие. Одним из таких

людей
является другой персонаж
пьесы Лопахин.

Раневскую и Гаева уже нельзя отнести к длинной череде «лишних людей» в русской литературе. Ведь они, в сущности, ничем не озабочены, не мучаются ни над проблемами бытия, ни вопросом о своем месте в жизни. Андреевна - человек добрый, но беспомощный. Ее брат - тоже беспомощный, но вряд ли добрый, о чем свидетельствует его издевательство над людьми из простонародья. Раневская все время думает о детстве, об умерших родителях. В воспоминаниях она находит прибежище от неприятностей, которые несет настоящее. Гаев жалок со своими пустыми высокопарными речами, с помощью которых он пытается возродить привычную атмосферу прежнего благополучия. Однако сочувствия Леонид Андреевич не вызывает - слишком уж Глуп и бездушен. Раневская же вызывает не только жалость, но и сочувствие. Она искренне хочет делать добро людям, но у нее это плохо получается. И неспособность Любови Андреевны добиться проведения в жизнь каких-то гуманных поступков приводит к трагедии.

Она так и не проверила, отправили ли заболевшего Фирса в больницу. В результате несчастного старика оставили в заколоченном барском доме почти на верную смерть.

Казалось бы, Лопахин, пришедший на смену разорившимся дворянам, может кардинально изменить жизнь к лучшему. Он прямо заявляет: «...Замучился без дела. Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как-то странно, точно чужие». Однако, как только вишневый сад оказался в его руках, в Ермолае Алексеевиче произошли разительные перемены. Раньше он демонстративно выказывал заботу о Раневской. Он заявляет ей: «Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде». Но вот сад он купил и, как думали все, мог бы вернуть его той, чьи «удивительные, трогательные глаза» совсем недавно превозносил.

Однако Лопахин предпочитает реализовать свою затею с дачными участками и уничтожением вишневого сада, хотя не может не понимать, каким ударом это будет и для Раневской, и для ее приемной дочери Ани, которую Ермолай Алексеевич как будто любит. И начинает, даже не дождавшись, пока прежние хозяева уедут из усадьбы, вырубать сад под корень. Что ж, действительно, хам и кулак, сколько ни обижался бы Лопахин на это определение. «Вечный студен?» Петя Трофимов, мечтающий найти путь к новой, лучшей жизни, дает ему совет: «...Не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки - размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так - это тоже значит размахивать... Как-никак, все-таки я тебя люблю.

У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...» В последних словах слышна ирония. Какая уж у Лопахина нежная душа! Тем более что артистизм своей натуры Ермолай Алексеевич тут же иллюстрирует следующей глубокомысленной сентенцией: «Я весной посеял маку тысячу десятин, и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина!» Он сознает свое превосходство над всеми теми людьми в России, которые «существуют неизвестно для чего». Но главное чувство в душе Лопахина - это чувство собственника. Он с гордостью произносит: «Вишневый сад теперь мой!» Всю Россию люди типа Лопахина воспринимают как свою собственность, несмотря на то, что порой произносят высокие слова, на деле являют душевную черствость. «Вишневый сад», последняя пьеса Чехова, была написана в 1903 г. Махать руками Ермолаю Алексеевичу оставалось четырнадцать лет - до революции 1917 года.

Чехов-прозаик начинал с юморесок, с сотрудничества в мелкой прессе. Не таким был дебют Чехова-драматурга. Его первая пьеса "Безотцовщина" при всей наивности и неопытности молодого автора - вполне серьезная попытка создать большое драматургическое полотно. Поэтому можно сказать: если Чехов-прозаик дебютирует как Антоша Чехонте, то Чехов-драматург начинается сразу с попытки "стать Чеховым".

В центре первой пьесы - , в котором угадываются определенные черты Иванова, главного персонажа одноименной драмы, а также некоторых других действующих лиц чеховских пьес последующих лет. Платонов резко выделяется среди окружающих его людей своей незаурядностью. Жизнь он ведет беспорядочную, далеко не безгрешную, но одна черта привлекает к нему читателя: он лишен самодовольства, успокоенности, все время казнится, кается в том, что лишен уважения к себе. Вот эта "самоказнь" героя и сближает его с Ивановым.

В Платонове во многом уже определен тип чеховского героя - человека напряженных духовных и нравственных исканий, пытающегося найти ответ на вопросы о смысле жизни, о предназначении человека. Пьесы "Безотцовщина" и "Иванов" построены по принципу "единодержавия" главного героя: именно он ведет действие, выступает в полном смысле как центральный персонаж. В последующих произведениях - в "Лешем", переделанном позднее в "Дядю Ваню", и особенно в "Чайке" - Чехов отказывается от этого принципа "единодержавного" героя. В "Чайке" нет одной сквозной интриги, не так-то легко назвать главного героя. Интересно, что, когда Чехов начал работать над "Чайкой", авторское внимание сосредоточивалось вокруг молодого драматурга Треплева, его бунта против театральной рутины. Но постепенно, в ходе работы над пьесой, все более явственно проступали другие характеры - мать Треплева актриса Аркадина, упоенная собой и своей игрой на сцене; писатель Тригорин, избалованный славой, спокойный и мастеровитый; Нина Заречная, мечтавшая о славе и затем узнавшая, как труден путь к подлинному искусству; Маша, безнадежно влюбленная в Треплева, ее муж учитель Мед-веденко, которого она почти не замечает.

Действие в "Чайке" не катится по одной главной дороге, оно все время как бы переходит от одного персонажа к другому. Сюжет пьесы строится на душевном разладе героев, их мучительных "несовпадениях". Учитель Медведенко любит Машу, но она, даже и выйдя за него замуж, не отвечает ему взаимностью - все ее душевное внимание и силы отданы Треплеву. Он любит Нину, но она увлекается Тригориным, который вскоре бросает ее и возвращается к своей старой привязанности - к Аркади-ной. Даже в таком кратком, неполном пересказе ощущается совершенно непривычная для тогдашних читателей, зрителей, критиков новизна построения пьесы, вся ее трагикомическая противоречивость

"Чайка" говорила о том, что "груба жизнь", но нельзя отчаиваться ("Умей нести свой крест и веруй", - скажет Нина в финале), о том, что современное искусство погрязло в рутине. Идеи пьесы о противостоянии грубой жизни, о поисках нового в искусстве не просто провозглашались, но оказывались итогом резкого столкновения мнений, манер поведения, символических образов.

Первая пьеса после провала "Чайки" на Александрийской сцене и ее триумфа в Московском Художественном театре - "Три сестры". Если "Чайка" строилась на мучительных душевных "несовпадениях" героев, то в этой пьесе сюжет оказывается неким, если можно так выразиться, на-пряженно-несовершающимся действием. Три сестры Прозоровы - Ольга, Маша, Ирина - мечтают уехать из провинциального города в Москву. И - не уезжают. Их брат Андрей грезит о том, как он станет профессором Московского университета. И - не становится. Вместо профессорства ему уготован жалкий удел - быть членом местной управы, где председатель - любовник его жены Наташи. Маша, полюбив подполковника Вершинина, расстается с ним навсегда, она обречена на жизнь с постылым мужем. Ирина, выходя замуж за барона Тузенбаха, надеется, что начнет жить по-новому, трудиться. Однако Тузенбах убит на дуэли.

Казалось бы, все мечты рухнули. Однако в финале три сестры стоят, тесно прижавшись друг к другу, и под звуки прощального марша уходящего полка говорят: "Жизнь наша еще не кончена. Будем жить!"

Бессмысленно подходить к финалу пьесы с точки зрения житейского правдоподобия. Вырываясь за его пределы, Чехов заканчивает пьесу символическим образом трех сестер - они утратили многие иллюзии, но не потеряли надежды.

В "Чайке" сквозь всю пьесу проходил образ подстреленной птицы. В "Трех сестрах" символичность носит более скрытый характер. В последней пьесе Чехова,"Вишневый сад", снова возникает сквозной образ. Это образ сада, прекрасного, цветущего и вырубаемого топорами нового владельца, купца Лопахина.

Много грустного в пьесе, которую Чехов писал, уже предчувствуя надвигающуюся кончину. В то же время можно сказать, что печаль здесь по-пушкински светла. Финал "Вишневого сада" лишен "конечности", он открыт будущему.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Сравнение персонажей: Раневская, Гаев и Лопахин . И в закладках появилось готовое сочинение.