Сочинение-эссе по сказке-были Платонова «Неизвестный цветок

Тема урока: Урок - открытие. Прекрасное в жизни человека.

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок»

Цели:

  1. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были;
  2. Определение основной мыли сказки;
  3. Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения;
  4. Воспитание читательского вкуса;

Оборудование урока:

1.Мультимедийная презентация;

2. Портрет А. Платонова;

Ход урока.

  1. Организационный момент . (Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей нашего урока. Запись даты, темы, эпиграфа (слайд 1,2 )
  2. Сообщение темы урока.

1.Вступительное слово учителя.

  • Я Вас приглашаю в путешествие! А каждое путешествие открывает нам что-то новое. Сегодня мы окунемся в художественный мир Андрея Платонова.

Зачитывают (Семенов, Стебо)

  • Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, эта маленькое произведение было высоко оценено. (слайд 3)
  • Определите вид этой сказки. (Литературная, авторская) Почему вы так решили?
  • Как обозначил жанр произведения Платонов? (сказка-быль).

А сейчас мы вспомним.

  • Что мы называем сказкой? Какими чертами обладает любая сказка? (вымысел, занимательность, поучительность) (слайд 4 )
  • Что такое быль?
  • Что такое притча?
  • «Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость

детей. Чистое золото поэзии сердца», - скажет о ней критик

Виктор Чалмаев (Слайд 4 )

  • Сейчас мы с вами прослушаем «чистое золото поэзии» в актерском прочтении. Вслушивайтесь в каждое слово. Следите по тексту. (Прослушивание аудиозаписи) (слайды6-9)
  • . Прослушивание сказки.
  • . Работа по тексту.
  • Какое впечатление произвела на вас сказка-быль? Что осталось непонятным?
  • Поясним некоторые слова из текста. (слайд 10 )
  • А сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки и постараемся разобраться, О ЧЕМ И КАК хотел рассказать нам Платонов.
  • Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
  • На какие части вы бы разделили текст? (История цветка до знакомства с Дашей, разговор с девочкой, новая жизнь пустыря год спустя.)
  • Найдите первую часть.
  • Какой была жизнь цветка на пустыре? (слайд 11 )
  • Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.
  • У любого цветка есть стебель, венчик, листья. Любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца и борется за свое существование. Чем цветок из сказки Платонова не похож на все остальные? (Он живой, наделен чувствами, волей, умел говорить, у него рос сын) Как называется такой литературный прием?(олицетв)
  • Автор пишет о цветке: «Венчик у него составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды» Можно ли согласиться с Платоновым? (Цветок на пустыре, словно звезда в безбрежном пространстве неба) (слайд 12 )
  • Для чего людям нужны звезды? Цветы? (Мечтать, поразмышлять, насладиться красотой мироздания)
  • Были ли в жизни цветка радости? Какие? (Подтвердите цитатами из текста)
  • Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
  • Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? (В середине лета… до конца абзаца )
  • Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку.
  • Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию жизни цветка на пустыре? (Чтобы мы сделали открытие. Лучше узнали о жизни цветка )
  • Вдумайтесь в афоризмы. Как вы понимаете смысл этих слов? (слайд 13)
  • В чем убеждает Платонов читателя сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте. (слайд14 )

Найдите вторую часть.

  • Вы не забыли о том, что сегодня мы делаем открытие? Какие условия необходимы, чтобы свершилось открытие? (неизвестное, незнакомое)
  • Разве этого достаточно?
  • Должен быть и тот, кто делает открытие, первооткрыватель. Любой ли человек может быть первооткрывателем? Вернемся к тексту.
  • Почему Даша оказалась около пустыря?
  • В каком она была настроении? Найдите в тексте.
  • Почему Даша завидовала письму? Переживали ли вы нечто подобное в своей жизни?

ГРУСТЬПО МАМЕ -ВНУТРЕННЯЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ-ОТКРЫТОЕ ДОБРЫМ ЧУВСТВАМ СЕРДЦЕ-БЛАГОУХАНИЕ-ВОСПОМИНАНИЕ О РАССКАЗАННОЙ МАМОЙ СКАЗКЕ.

  • Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание маминой сказке? (Благодаря сказке Даша постаралась разыскать источник благоухания)
  • Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? (Хотела отвлечься от грустных мыслей, была любознательной)
  • Как вы думаете, цветок помог чем-нибудь Даше? (Развеял грусть, Даша словно помогала цветку из маминой сказки, заслуживая одобрение очень любимого человека)
  • Сочувствие, сопереживание, сострадание- это важные свойства человеческой души. Даша познакомилась с цветком, постаралась понять его, проявила деятельное сострадание, помнила о нем в разлуке, стала настоящим другом. (слайд 16 )
  • Даша совершила открытие маленькой неизвестной жизни, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела разглядеть то, что никто до нее не замечал.
  • О чем говорится в

третьей части?

  • Дали ли результаты усилия детей? (да, пустырь преобразился)
  • Почему Даше стало грустно? (много цветов, но нет того о ком помнила всю зиму)
  • Где Даша нашла такой же, но только новый цветок? (в прежних, даже еще более тяжелых условиях) (слайд 17)
  • Что унаследовал сын от отца? Что изменилось?
  • Какое чувство вызывает новый цветок у вас?
  • . Итог урока.

Ребята. Всем спасибо. Каждый из вас личность, вы умеете говорить и слушать.

Ребята, прошувыйти всем к доске. Поднимите лепесточки-ладошки выше, сожмите правую ладонь в кулачки. Много сердечек… А если их все объединить-получится огромное сердце, полное доброты, гуманности. В таком мире легче жить?

  1. .Домашнее задание.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

Расспроси своих родных, вспомните сами, были ли в жизни маленькие, но очень важные открытия? На следующем уроке мы обсудим эти открытия.

Рассказ — сказка Платонова Неизвестный цветок — это одна из последних работ автора, которая заставляет задуматься, которая навевает на мысли и показывает, насколько трудной может быть человеческая жизнь и насколько важна помощь неравнодушных. В произведении описывается стремление к жизни, описывается рост, трудности выживания.

Платонов Неизвестный цветок

Расказ Платонова «Неизвестный цветок» ведает нам об обычном цветке, но при этом цветок был не совсем обычным, ведь ему удалось вырасти среди пустыря, где нет живительной влаги, где нет питательной почвы. Просто случайно семечко упало в ямку между глиной и камнем. Но, растение настолько сильно хотело жить, что сумело не только прорасти, но и подняться к солнцу. Оно сумело, используя лишь утреннюю росу и пыль, которую приносил ветер, вырасти и обдать своим ароматом всю округу. Как раз аромат и привернул внимание одной девочки. Звали ее Даша и жила она в пионерском лагере.Она проходила мимо, а в руках было письмо маме. В тот момент девочке также было одиноко. Она скучала за родными и вот, увидела она прелестный цветок, который не смог ответить, как он назывался, потому что его «никто не зовет, он один живет». Не осталась равнодушной девочка, рассказала она о цветке друзьям-пионерам, которые сделали так, чтобы цветку было комфортно, чтобы почва стала плодородной и те семена, что упадут из цветка, проросли и из них выросли, а не погибли, прекрасные дети.

И семена проросли, в этом убедилась девочка на второй год, когда вновь пришла на бывший пустырь. Но, теперь здесь росли травы и цвели цветы, правда, прежнего цветка Даша не нашла, однако на его месте, рос его сын, еще более прекрасный и сильный, ведь рос он «из камня».

Платонов Неизвестный цветок главные герои

В произведении Платонова «Неизвестный цветок» два главных героя: цветок и Даша. Цветок — маленький, но трудолюбивый, в своем стремлении жить, сумел преодолеть трудности и расцвел.

Даша — трудолюбивая девочка, пионерка. Она неравнодушная и любит природу, поэтому не осталась в стороне и помогла со своими друзьями создать хорошие условия для дальнейшего существования бедного маленького, но такого прекрасного, цветка.

Платонов Неизвестный цветок главная мысль

Главной мыслью произведения Платонова есть то, что с помощью упорства. стремления, трудолюбия, мужества, будут преодолены все сложности, что встречаются человеку на пути.

План

1. Как появился неизвестный цветок
2. Сложная жизнь и борьба за выживание цветка
3. Девочка Даша
4. Помощь девочки и ее друзей
5. Преобразившийся пустырь и встреча Даши с потомком неизвестного цветка.

Анализ сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

1) Особенности жанра произведения. Произведение А.П. Пла­тонова «Неизвестный цветок» относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть ав­торского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль - литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Нача­ло произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок» напоми­нает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

2) Особенности сюжета . Сюжет - последовательность собы­тий в художественном произведении.

Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мёртвая глина)

Как заканчивается произведение А.П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней) 3) Характеристика героев произведения.

Образ цветка.

Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко»)

Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томи­лось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, вы­пустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в ка­мень и в глину и стало расти».)

Какие природные явления помогали маленькому цвегку вы­жить? (ветер и роса)

Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)

Как А.П. Платонов описывает венчик, который однажды рас­пустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепест­ков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь».)

Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвёл)

Образ девочки Даши. Даша - пионерка, трудолюбивая девоч­ка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет це­нить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, до­брая душа.

Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, что­бы оно скорее дошло»)

Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)

Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», - подумала Даша».)

Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)

О чём думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неиз­вестном по имени цветке»)

4) Художественные особенности сказки-были.

Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цвегок? («голый каменный пус­тырь», «мёртвую глину», «голый камень», «сухую глину»)

Какие художественно-выразительные средства использованы для создания неизвестного цветка? (эпитеты: «листья его не могли... стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнём»; сравне­ние: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олице­творения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудил­ся день и ночь», «он... превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок... не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

Жанр произведения сказка-быль. Главных героев два – сам диковинный цветок и девочка Даша.

Завязка – появление неизвестного цветка на пустыре. Развитие действия – описание роста, выживания и формирования растения. Кульминация – встреча с девочкой Дашей и ее работа по облагораживанию пустыря. Развязка – на пустыре растет потомок неизвестного цветка, ставший еще красивее, чем его отец.

В иносказательной манере в сказке повествуется о необходимости преодоления жизненных трудностей. Если почва, на которой взрастает то или иное существо, становится благородной, это вовсе не означает, что улучшится жизнь этого существа.

Даша, придя через год на удобренный пустырь, не обнаружила цветка – он погиб. Но его потомок растет в тех же трудных условиях, на камнях. Отец передал ему жизненную силу и умение преодолевать трудности. Следствием этого стало внешнее совершенствование нового цветка.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Стихотворение была написано в 1811 году, несомненно, факты биографии оказывают влияние на содержание стихотворения. «Цветок» – не исключение. Каждый, кто...
  2. Одним из лучших стихотворений Андрея Андреевича Вознесенского я считаю «Неизвестный – реквием в двух шагах, с эпилогом». Это стихотворение посвящено...
  3. Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и...
  4. Мальчик приходит к своей корове в сарай, разговаривает с любимицей, хочет обнять ее, но та равнодушна к ласке. Она сосредоточенно...
  5. «В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В...
  6. Прослужив всю войну, гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов убывает из армии по демобилизации. На станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится...
  7. В 1927 году был написан рассказ А. Платонова «Песчаная учительница». Прототипом главной героини стала невеста самого писателя М. Кашинцева, которая,...

1) Особенности жанра произведения. Произведение А.П. Пла­тонова «Неизвестный цветок» относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть ав­торского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль - литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях).

Нача­ло произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок» напоми­нает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

2) Особенности сюжета. Сюжет - последовательность собы­тий в художественном произведении.

Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мёртвая глина)

Как заканчивается произведение А.П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)

3) Характеристика героев произведения.

Образ цветка.

Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко»)

Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томи­лось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, вы­пустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в ка­мень и в глину и стало расти».)

Какие природные явления помогали маленькому цвегку вы­жить? (ветер и роса)

Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)

Как А.П. Платонов описывает венчик, который однажды рас­пустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепест­ков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь».)

Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвёл)

Образ девочки Даши. Даша - пионерка, трудолюбивая девоч­ка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет це­нить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, до­брая .

Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, что­бы оно скорее дошло»)

Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)

Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», - подумала Даша».)

Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)

О чём думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неиз­вестном по имени цветке»)

4) Художественные особенности сказки-были.

Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цвегок? («голый каменный пус­тырь», «мёртвую глину», «голый камень», «сухую глину»)

Какие художественно-выразительные средства использованы для создания неизвестного цветка? (эпитеты: «листья его не могли... стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнём»; сравне­ние: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олице­творения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудил­ся день и ночь», «он... превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок... не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

Какой поэтический приём использует А.П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)