Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. Грибоедова «Горе от ума. Сочинение: Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

«Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы, пожалуй, картина нравов».

(И.А. Гончаров)

Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-
1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода личности - вот мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый… - прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными.

Стремление Чацкого - служить отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство.

И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал -
«умеренность и аккуратность», их мечта - «забрать все книги бы да сжечь».

Итак, в центре комедии - конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.

Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!

«Так! Отрезвился я сполна!»- восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это - поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких - «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие.

Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях
Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно,
Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к нам потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо, долг и честь - таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу»,- говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, это не дает ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому - это такие естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»,- писал Пушкин в стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор
Чацкого, его остроты - как они привлекательны. Все это и придает такую жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.

И еще… Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ непреходящего значения. «Чацкий - декабрист»,- писал Герцен. И он, конечно, прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев. Да, идея «свободной жизни» поистине обладает непреходящей ценностью.

Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста. Чацкий в комедии «Горе от ума» противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский герой: Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науке он вперит ум, алчущий познаний, Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим «высоким и прекрасным». Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимость личности. Рабской морали Фамусовых и Молчалиных он противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного поклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими, служение делу, а не лицам во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы главного героя комедии.

Он страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова. В этом и заключается смысл духовной драмы Чацкого. Он терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей борьбы за преобразование действительности. Как уже говорилось, Чацкий был подлинным представителем века Просвещения. Причины уродливости жизни он и видел в неразумности общества.

И, несмотря на свое «горе», чацкие наносят страшный удар по миру фамусовых, молчалиных и скалозубов. Спокойное и беспечное существование этого общества кончилось: его философию жизни осудили и против него восстали.

И если чацкие пока слабы в своей борьбе, то фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей. Итак, центральной проблемой и важнейшим идейным спором комедии является противоречивое отношение героев к «уму». Горе от ума – это ситуация, когда человек живет, руководствуясь усвоенной системой стереотипов. Чацкий в этом смысле ничем не отличается от других. Его трагедия в избытке энтузиазма при недостаточном осмыслении своих реальных целей. Автор, таким образом, на примере главного героя утверждает, что «горя от ума» не будет, когда в человеке соединится зрелость, глубина проникновения в суть вещей и разумность во всех отношениях.

Герой верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных гуманных идей. Но жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, разбив не только общественные, но и личные надежды Чацкого. Но ведь горе от своего ума испытывает не только Чацкий, но и весь фамусовский мир. Ведь главный герой чувствовал себя человеком «нынешнего века» и отнюдь не сознавал себя одиноким.

Назовите основные приоритетные направления государственной политики РФ в сфере образования... В контексте стратегических ориентиров развития образования до 2025 года намечены приоритетные направления государственной политики в сфере образования...

А. Н. Островский. Путь греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой... О русском купечестве писали многие писатели конца девятнадцатого века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящен...

1. Вступление. Чацкий – главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Основная часть. Характеристика образа.
1) Чацкий – проповедник новых идей:
взгляд героя на современную ему эпоху;
отношение Чацкого к госслужбе;
осуждение героем культа «чужого мнения» в московском обществе;
2) эволюция образа Чацкого на протяжении комедии – от молодого романтика до разочарованного безумца;
3) взгляды Чацкого – насущная потребность общества (патриотизм, приоритет долга и чести, человеческая порядочность и чувство собственного достоинства и т.д.)
3. Заключение. Чацкий – национальный тип, характерный для переломных эпох в обществе.

Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии «Горе от ума». Как указывает сам Грибоедов, Чацкий находится в «противуречии» с московским обществом». Больше того, это единственный «здравомыслящий человек» на «25 глупцов» в произведении.
В лице Чацкого автор изобразил прогрессивного человека своего времени, чьи интеллектуально-нравственные запросы несоизмеримо выше тех проблем, которыми живет фамусовская Москва. Придя в дом Фамусова исключительно из-за Софьи, которую герой, несмотря на прошествие многих лет, любит, Александр Андреевич не может примириться с образом жизни и мысли московского общества. Чацкий спорит с главными представителями «века минувшего» в комедии, представляя в монологах свою программу.
Здесь герой выступает как горячий проповедник новых идей. Он не принадлежит к числу тех рассудительных молодых людей, которые, являясь в свет, чтобы блистать и делать карьеру, знают, когда, кому и сколько следует высказать, а когда - промолчать. Чацкий - один из тех безрассудных проповедников, которые, будучи первыми провозвестниками новых идей, готовы проповедовать даже тогда, когда их никто не слушает.
Так появляется монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть...», в котором он сравнивает «век нынешний и век минувший». Герой уверен, что
Нет, нынче свет уж не таков…
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Мы узнаем, что Чацкий отказался от государственной службы по причине: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Александра Андреевича возмущает, что служба перестала быть благородной. Она превратилась в прислуживание лицам, а не делу, чинопочитание, бюрократизм, холопскую подчиненность.
В монологе Чацкого «А судьи кто» высмеивается всеобщая увлеченность военным мундиром. Здесь герой с возмущением говорит, что строгие ценители и судьи, дожившие до седин, отрицая и пресекая в молодежи любовь к наукам и искусствам, понимают и поощряют только одну страсть - к мундиру, то есть к муштре, отсутствию собственных мыслей, самостоятельной жизненной позиции.
На мой взгляд, Чацкий в комедии выступает как бунтарь-одиночка, наивно полагающий, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания:
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.
В первых сценах комедии Чацкий выступает как мечтатель, романтик. Он верит в возможность нравственного перевоспитания погрязшего в пороках общества. Потому, как мне кажется, герой вступает в спор с Фамусовым, адресуется со своими обличениями к Скалозубу, раскрывает перед Софьей мир своих чувств и переживаний.

Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени.
Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия “Горе от ума”, написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Первоначальное название комедии было “Горе уму”, затем автор заменил его на “Горе от ума”.
Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению. Так, Фамусов говорит: “И в чтенье прок-от невелик”. Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каждый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: “Ученье - вот чума, ученость - вот причина”. Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню.
Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое
мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: “Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”. В разговоре со Скалозубом московский барин говорит о той опасности, которая исходит от таких умников, как Чацкий. К тому же Чацкий неправильно использует полученные знания. Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить должны так, “как делали отцы”. Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению “сгибаться вперегиб”, когда надо было “подслужиться”. Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом.
Молчалин, секретарь Фамусова, воплощает также практический ум. Это было замечено Чацким:
Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!
По своей натуре Молчалин - мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, “чтоб награжденья брать и весело пожить”. В своей практике он следует заветам отца- “угождать всем людям без изъятья”, но при этом считает, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, так как “в чинах он небольших”. Софью он любит “по должности”, успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.
Чацкий является полной противоположностью Молчалину, несмотря на то, что они оба молоды. Герой обладает пылкой, страстной натурой. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом. Он хочет служить “делу, а не лицам”. Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся “набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает “слепое подражанье” всему иностранному. Свои мысли Чацкий высказывает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого - ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства.
Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она - дочь своего отца.
В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у горничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий”, “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами” и так далее. Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже.
Таким образом, в комедии “Горе от ума” представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.

Вариант 1

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» одной из основных проблем является положение человека в обществе, который по свое­му воспитанию, взглядам, мировоззрению отличается от всех осталь­ных. Уже в самом названии комедии сформулирован основной конф­ликт - непонимание обществом человека, который превосходит сво­им умом других. Горе умного человека заключается в том, что он принужден жить в обществе, где лучшие человеческие качества, та­кие как ум, любовь, стремление человека к творчеству, гибнут. Чац­кий оказывается в таком окружении, где он не может быть понят. А его взгляды не только не ценятся, но отвергаются, и более того, пре­следуются. Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею с фамусовским обществом - неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более оже­сточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - кру­шением его надежд на личное счастье.

На самом ли деле Чацкий - самый умный герой? А. С. Пушкин в своем письме к А. А. Бестужеву в конце января 1825 года замечает, что Чацкий «пылкий, благородный и добрый малый, проведший не­сколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями и остротами...». И. А. Гончаров, на­оборот, утверждает, что «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Каково бы ни было мнение современни­ков Грибоедова о Чацком, для читателя очень важно понять одно - герой комедии попал в общество, где оказался непонятым. Он оди­нок и страдает, на его долю в течение одного дня выпадает «мильон терзаний».

Чацкий соединяет все линии противостояния в пьесе. Более того, можно сказать, что он сам становится причиной развития и движе­ния действия в пьесе. История Чацкого - это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире обмана и лжи.

В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, громкий и неудержимый смех, искренняя не­жность и пылкое негодование неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонима­ние, перерастающее затем в раздражение. Он очень уязвим для осуж­дения, для косых взглядов, не защищен привычной для фамусовско­го общества формулой поведения «как все». Он искренен во всем: и в радости, и в негодовании.

Но при всей кажущейся последовательно положительной харак­теристике герой обладает некоторыми «нелепыми» чертами характе­ра. Почти невозможно понять, почему, любя Софью, он покидает. Москву, отправляется в неизвестном направлении, и при этом от него нет никаких известий в течение трех лет. Также плохо поддается объяснению его уверенность в том, что после возвращения он най­дет все оставленное без изменения: расположение к себе Софьи, сим­патии и уважение со стороны Фамусова и т. п. Объяснение находим в специфике психологического рисунка героя, если лишить Чацкого этих «нелепостей», он станет похож на некоторую «положительную модель». Живым и неповторимым его делают такие черты характе­ра, как юношеская увлеченность, легкомыслие, доверчивость, уме­ние увлекаться.

Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву с большой надеждой найти, с одной стороны, то же отношение к себе со стороны Софьи, а с другой стороны, надеется, что в жизни и обществе про­изошли существенные изменения и его новые взгляды будут воспри­няты, по крайней мере, с пониманием. Позиция Чацкого в отношении наиболее острых и значительных проблем определяется не столько желанием разрушить, обличить. Он возвращается в дом, который счи­тает для себя почти родным, он хочет любить и быть любимым таким, какой он есть - веселым острословом, не всегда «удобным».

Расходится Чацкий с представителями фамусовского общества в оценках гражданского долга, службы, армии, крепостничества, об­разования и воспитания, авторитетов прошлого, патриотизма и под­ражания иностранным образцам. Основное разногласие заключает­ся в том, что Чацкий выступает против подмены действительного содержания таких понятий, как Отечество, долг, патриотизм, геро­изм, нравственный идеал, свободная мысль, искусство, любовь.

Служба для героя - это не способ добиться чинов и положения в обществе:

Служить бы рад, прислуживаться тошно

…………………………………………….

Кто служит делу, а не лицам...

Служить - значит приносить ощутимую пользу, что-то изме­нять в вековом укладе: Неслучайно он говорит Молчалину: « Когда в делах, я от веселий прячусь, \\ Когда дурачиться: дурачусь; \\ А смешивать два эти ремесла - \\ Есть тьма искусников, я не из их числа...». История Чацкого иллюстрирует этот тезис. Он порвал связь с министрами в прошлом, сейчас отвергает советы Фамусова и Молчалина.

Особое отношение у героя к крепостничеству. Чацкий уверен, что, если крепостничество лишает людей свободы, оно раскалывает нацию, отрывает дворянство от «умного, бодрого народа». Чацкий выступает и против пустого подражания всему иностранному. Он видит в этом предательство. Русские перестают быть русскими, они не становятся европейцами, скорее становятся шутами:

И танцы, и язык, и старину святую

И величавую одежду на другую

По шутовскому образцу.

Сам Чацкий ратует за верность России, своей истории, языку. Неслучайно многие современники Грибоедова видели в Чацком де­кабриста. Монологи Чацкого отвечали той культурной ситуации, в которой создавалась комедия. Для декабристов, составлявших тог­дашнее петербургское и московское общество, прямое высказыва­ние своих взглядов было почти обязательным, своеобразным выпол­нением просветительского долга перед современниками.

Фигура Чацкого близка автору. Именно его автор наделяет силь­ным словом, делает его убедительным, жизненным. Монологи, в ко­торых он высказывает свои взгляды и убеждения, пылки и даже стра­стны. С гневом и болью говорит он об отсутствии таких понятий, как честь, гордость, патриотизм:

И точно начал свет глупеть,

Сказать вы можете вздохнувши;

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший.

Прямой был век покорности и страха

Все под личиною усердия царю.

В каждом новом монологе или диалоге Чацкого его пыл и него­дование усиливаются. Чувства Чацкого накалены ещё и потому, что он безуспешно пытается разгадать поведение Софьи, которую нежно любит, но не находит в ней прежнего чувства к себе. Может быть, из-за этого настроение Чацкого воспринимается окружающими как не­адекватное: он пугает всех прямотой и резкостью своих суждений. Общество «защищается» от пугающей их правды Чацкого тем, что объявляет его сумасшедшим. (Кстати, источником этих нелепых слу­хов становится Софья). Общество за слух о сумасшествии Чацкого хватается, как за соломинку. Все, что нельзя понять, - ненормально.

Какова же роль Чацкого? Какое место в комедии занимают моно­логи главного героя?

«Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не мо­жет». «Чацкий породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел прелести встреч, живого участия, то брызнул сам на засохшую почву живой водой, увез с собой «мильон терзаний», этот терновый венец Чацких - терзаний от всего: от «ума», а ещё более от «оскорбленного чувства» - пишет о Чацком и его месте в комедии А. И. Гончаров.

Проблематично в пьесе и само понятие «ум». В XVIII веке поня­тие «ум» раскрывалось через образованность, просвещенность, уме­ние видеть жизнь во всех ее противоречиях. Ум противопоставлялся тупости и скотоподобию необразованных невежд. В «Горе от ума» все сложнее. В самом названии пьесы Грибоедов «зашифровывает» несколько смыслов. Горе от ума? Кто пострадавший в этой пьесе? Чацкий, чей ум становится проклятием? А может, горе тем, кто стол­кнулся с этим умом? Но противники Чацкого не все глупцы. Просто в понятие «ум» они вкладывают разное значение, смысл. Так Софья, сравнивая Чацкого и Молчалина, говорит: «Этакий ли ум семейство осчастливит?..» Она как бы - классифицирует эту категорию, разли­чая житейскую хватку, практичность, то есть умение жить. С другой стороны, можно считать умным человека, который умеет приспосаб­ливаться к «общему мнению». Развивая дальше эту тему, можно на­звать умом и ловкость в обхождении. И все это будет не так уж плохо в повседневном общении. Каждый из героев комедии обладает од­ной из перечисленных выше характеристик. Значит ли это, что все они умны?

Все многообразие вопросов, возникающих после прочтения пье­сы, можно свести к одной проблеме: столкновение в сознании людей истины и лжи. Но дать однозначный ответ на это вопрос вряд ли можно.

Вариант 2

"Безумным вы меня прославили всем хором..."

И все-таки сложная штука жизнь. Иногда она бывает легкой, иногда тяжкой; для кого-то счастливой, для кого-то несчастной. Комедия Грибоедова - о человеческих отношениях, без которых этой жизни не было бы. Хотя человеческими отношения между героями "Горя от ума" назвать трудно. А трудно потому, что в ней противопоставляются совершенно разные люди. Люди честные, правдивые, смелые, умные и глупые, эгоистичные, лживые.

Ярким и единственным представителем людей честных в этой комедии является Александр Андреевич Чацкий. Он единственный, кто достоин уважения среди тех, кто его окружает. Тяжело ему пришлось в жизни, много довелось пережить издевательств, "обзывательств", предательств. Но среди ненавидящих его людей были и те, которые понимали и ценили душевную красоту этого прекрасного человека. Именно так отозвалась о поклоннике своей хозяйки Лиза:

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

Но ее хозяйка так совсем не думала и тем нанесла Чацкому самую большую душевную рану. Она не любила его, говорила о нем с огромным презрением, для нее он был "не человек, змея". Знала бы она, как этот "ненавистный" человек любил ее, как спешил, мечтая ее увидеть. Но, мне кажется, в глубине души он понимал, что София холодна к нему, и просто не хотел этому верить. Ведь как тяжело узнать, что твой любимый человек занес тебя в список врагов!

Если уж София, "подруга детства", так относилась к Чацкому, то что уж говорить о других. Например, Фамусов, ее отец. По его словам, Чацкий был и "карбонари", и "опасным человеком", и самым большим глупцом на свете:

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

Может, Чацкий и был "мотом, сорванцом", но вот насчет глупца Фамусов ошибся. По крайней мере, он не боялся высказать всю правду о власти, о лжецах, о подхалимах, о всем обществе Фамусова. А кто, если не умный человек, мог увидеть всю эту правду, весь этот беспорядок, царивший вокруг?

Не везло Чацкому, очень не везло! После всего, что свалилось на его плечи, его еще обвинили в сумасшествии. И вот здесь София показала себя, свою "благодарность" Чацкому за его настоящую любовь. Ведь именно она, та, которую он любил, та, которую боготворил и которой верил, распространила слух о том, что Чацкий сумасшедший. Чацкий был просто потрясен:

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Чацкий решил уехать из Москвы навсегда. И правильно сделал. Разве это жизнь среди глупых, жестоких людей? Нет, ее нельзя назвать жизнью.

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа...

Бывают на свете такие места, где люди живут, подчиняясь строгим законам этой сложной жизни. День за днем жизнь их проходит бессмысленно. Глаза их всегда закрыты на правду, и горе тому, кто попытается их открыть...