Соглашение об использовании материалов сайта
Просим использовать работы, опубликованные на , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Понятие религиозной конфессии, ее сущность и особенности, история зарождения и развития, место и роль в общественно-политической жизни Беларуси. Современная модель государственно-конфессионных отношений и правовое регулирование деятельности конфессий.
курсовая работа , добавлен 00.00.0000
Понятие религиозной конфессии, ее сущность и особенности, история зарождения и развития, место и роль в общественно-политической жизни Беларуси. Современная модель государственно-конфессионных отношений, правовое регулирование деятельности конфессий.
курсовая работа , добавлен 21.02.2009
Вероучение, культовая и внекультовая практика Церкви саентологии. Возникновение и распространение саентологии в США, Европе и СНГ. Специфика религиозной идеологии, деятельности и организации. Культовая и внекультовая деятельность. Таинство в Церкви.
дипломная работа , добавлен 15.01.2014
Характерные особенности синтоизма. Уровни буддизма, существующие в современной Японии. Влияние мировоззрения дзэн на японцев. Проблема роли и значения нетрадиционных религий в обществе. Отсутствие безрелигиозного этапа в существовании человеческого рода.
контрольная работа , добавлен 19.01.2012
Гносеогенный подход Фрезера для объяснения формирования представлений о судьбе. Связь образа судьбы с верой в пророчества и оракулы. Ослабление роли магии в жизни древнегреческого общества связанного с процессом развития личностного самосознания.
реферат , добавлен 08.04.2018
Индуизм как основная религия современной Индии, история и предпосылки формирования и развития ее основополагающих догм и идеологии. Описание главных божеств. Значение религии в общественно-политической сфере государства, деятельность Махатмы Ганди.
презентация , добавлен 13.05.2016
Возникновение и направления развития религии. Возрождение украинской культуры и возрождение народной жизни религии как духовного феномена. Роль религии в жизни общества. Религия как предмет изучения. Социальные функции религиозных организаций.
XVII век Европа, пережившая Реформацию, переходит к новому мировоззрению, а Россия по сути еще Древняя Русь Главные ценности – «древнее благочестие» , устои, традиции Но растет интерес к наукам, к другим странам Растет взаимодействие с другими славянскими народами (белорусами, украинцами, поляками), испытывающими влияние западноевропейской культуры. Корина Илона Викторовна
XVII век - переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени, когда, по словам современника «старина и новизна перемешались» . Характерные черты культуры: обмирщение культуры, т. е. усиление её светского характера усиление влияния европейской культуры. Корина Илона Викторовна
«Обмирщение» русской культуры В науке – рост интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни В литературе – появление светских жанров В архитектуре – сближение облика культовых и светских построек В живописи – постепенное разрушение иконографических канонов и формирование реалистических тенденций. Корина Илона Викторовна
ОБРАЗОВАНИЕ Расширялась система начального образования: открывали школы (училища) при монастырях, частные учебные заведения. создано несколько государственных школ. распространение среди знати получило домашнее образование. Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т. д.). В 1687 г. Москве основана первая высшая школа - Славяно-греко- латинская академия. . Корина Илона Викторовна
ОБРАЗОВАНИЕ Образование по-прежнему носило религиозный характер. Обязательным было заучивание наизусть церковных книг (часослов и псалтыри). Среди учебных курсов преобладали богословские дисциплины со второй половины века образование постепенно приближалось к практическим нуждам, более широкое распространение получили светские дисциплины. Корина Илона Викторовна
ПРОСВЕЩЕНИЕ В 1620 вышла первая рукописная газета "Куранты". Название появилось при Алексее Михайловиче. Корина Илона Викторовна
Симео н По лоцкий (1629 -1680) (в миру - Самуил Гаврилович Петровский. Ситнянович) - монах, писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей русского Алексея Михайловича от первого брака: Софьи и Федора. Корина Илона Викторовна
ЛИТЕРАТУРА публицистика Симеон Полоцкий стихи Вирши Симеона Полоцкого «учительные вирши» Кариона Истомина (1680 -е, 1690 -е гг.). драма Симеон Полоцкий «О Новуходоносоре царе» «Притча о блудном сыне» . Корина Илона Викторовна
ЛИТЕРАТУРА историческая «Сказание» келаря Троицеповесть Сергиева монастыря Авраамия Палицына. Посвящено Смуте «Повесть об Азовском сидении казаков» . Корина Илона Викторовна
ЛИТЕРАТУРА Сатирическая «Сказание о куре и лисице» повесть «Сказание о попе Савве и великой его славе» «Повесть о Шемякине суде» «Калязинская челобитная» «Повесть о Ерше Ершовиче» «Служба кабаку» . Корина Илона Викторовна
ЛИТЕРАТУРА Бытовая повесть Актуальной стала тема взаимоотношений старого и молодого поколений: «Повесть о Горе-Злочастии» , «Повесть о Савве Грудницыне» . . Корина Илона Викторовна
АРХИТЕКТУРА отказ от аскетической строгости и простоты стремление к внешней нарядности, живописности, декоративности. Корина Илона Викторовна
Архитектура «Нарышкинское» «Русское узорочье» (московское) барокко Ярусность Богатый декор Центричность Красочность «Восьмерики» на «четверике» Разнообразие и затейливость форм Колонны Наличники Фигурные фронтоны Белокаменные детали на красном фоне. Корина Илона Викторовна
Ру сское узо рочье (моско вское узо рочье) - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке в России. Характерные черты: Богатый декор Красочность Разнообразие и затейливость форм Декор: Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков» , витые столбики, полуколонки, гирьки, изразцы. . Корина Илона Викторовна
АРХИТЕКТУРА Запрет возводить шатровые храмы В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил возводить шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашён храм Гроба Господня в Иерусалиме. Корина Илона Викторовна
«Нарышкинское» (московское) барокко Ярусность «Восьмерики» на «четверике» Колонны Наличники Фигурные фронтоны Белокаменные детали на красном фоне. Корина Илона Викторовна
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (1667 -1668) г). Архитекторы Семен Петров, Иван Михайлов. Корина Илона Викторовна
Теремной дворец царя Алексея Михайловича. Зодчие Бажен Огурцов и Антип Константинов. Корина Илона Викторовна
Потешный дворец – единственный сохранившийся в Кремле архитектурный памятник боярского жилья. Здание построено в 1652 году для боярина Милославского – тестя царя Алексея Михайловича. Зодчий, неизвестен. Боярин Милославский прожил здесь 16 лет, и после его смерти палаты отошли казне, а с 1679 года их переделали под театр. Здесь устраивались различного рода «потехи» – увеселения для царской семьи. . Корина Илона Викторовна
Гражданское строительство каменные постройки, в которых также заметно увлечение декоративным оформлением фасадов Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова 1656- 1657. Корина Илона Викторовна
Живопись Нарушаются иконографические каноны Европейское влияние Симон Ушаков и Иосиф Владимиров вводят новшество: «живоподобие» с помощью светотени Изображение реальных лиц – уже не икона, но ещё не портрет. Корина Илона Викторовна
Симон Ушаков «Насаждение древа государства Российского» «групповой портрет» тех, кто способствовал объединению русских земель вокруг Москвы Символическое дерево – Успенский собор Его поливают Иван Калита и митрополит Петр Центр – Владимирская Богоматерь. Корина Илона Викторовна
Парсу на Парсу на (искажённое лат. persona - личность, особа) - первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи. Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца) , выполненный иконописными приемами. Парсуной не изображали простых людей, а изображали только каких то очень известных персон, или персон известных в своём округе. . Корина Илона Викторовна
Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760 -е годы. . Корина Илона Викторовна
Художественная культураРоссии XVII в.:
смена духовных ориентиров
.Корина Илона Викторовна
XVII век
Европа, пережившая Реформацию, переходит кновому мировоззрению, а Россия по сути еще Древняя Русь
Главные ценности – «древнее благочестие»,
устои, традиции
Но растет интерес к наукам, к другим странам
Растет взаимодействие с другими славянскими
народами (белорусами, украинцами, поляками),
испытывающими влияние западноевропейской
культуры
.Корина Илона ВикторовнаXVII век - переходный период русской
истории от эпохи Средневековья к Новому
времени, когда, по словам современника
«старина и новизна перемешались».
Характерные черты культуры:
обмирщение культуры, т.е.усиление её
светского характера
усиление влияния европейской культуры
.Корина Илона Викторовна
«Обмирщение» русской культуры
В науке – рост интереса к изучению иобобщению опыта с целью применения его в
жизни
В литературе – появление светских жанров
В архитектуре – сближение облика культовых и
светских построек
В живописи – постепенное разрушение
иконографических канонов и формирование
реалистических тенденций
.Корина Илона ВикторовнаОБРАЗОВАНИЕ
Расширялась система начального
образования: открывали школы
(училища) при монастырях, частные
учебные заведения.
создано несколько государственных
школ.
распространение среди знати
получило домашнее образование.
Специальные школы готовили
служащих для центральных учреждений
(Печатного двора, Аптекарского приказа
и т. д.).
В 1687 г. Москве основана первая
высшая школа - Славяно-греко-
латинская академия.
.Корина Илона ВикторовнаОБРАЗОВАНИЕ
Образование по-прежнему носило религиозный характер.
Обязательным было заучивание наизусть церковных книг
(часослов и псалтыри).
Среди учебных курсов преобладали богословские
дисциплины
со второй половины века образование постепенно
приближалось к практическим нуждам практическим
нуждам, более широкое распространение получили
светские дисциплины
.Корина Илона ВикторовнаПРОСВЕЩЕНИЕ
В 1620 вышла первая
рукописная газета
"Куранты".
Название появилось при
Алексее Михайловиче
.Корина Илона ВикторовнаЛИТЕРАТУРА
Автобиографическое
произведение
«Житие протопопа
Аввакума, им самим
написанное».
.Корина Илона ВикторовнаСимео́н
По́лоцкий
(1629-1680)
(в миру - Самуил
Гаврилович ПетровскийСитнянович) - монах,
писатель, богослов, поэт,
драматург, переводчик.
Был наставником детей
русского Алексея
Михайловича от первого
брака: Софьи и Федора
.Корина Илона ВикторовнаЛИТЕРАТУРА
публицистика Симеон Полоцкий
стихи
Вирши Симеона Полоцкого
«учительные вирши» Кариона
Истомина (1680-е, 1690-е гг.).
драма
Симеон Полоцкий
«О Новуходоносоре царе»
«Притча о блудном сыне»
.Корина Илона ВикторовнаЛИТЕРАТУРА
историческая «Сказание» келаря Троицеповесть
Сергиева монастыря Авраамия
Палицына.
Посвящено Смуте
«Повесть об Азовском сидении
казаков»
.Корина Илона ВикторовнаЛИТЕРАТУРА
Сатирическая «Сказание о куре и лисице»
повесть
«Сказание о попе Савве и великой его
славе»
«Повесть о Шемякине суде»
«Калязинская челобитная»
«Повесть о Ерше Ершовиче»
«Служба кабаку»
.Корина Илона ВикторовнаЛИТЕРАТУРА
Бытовая
повесть
Актуальной стала тема взаимоотношений старого
и молодого поколений:
«Повесть о Горе-Злочастии»,
«Повесть о Савве Грудницыне».
.Корина Илона ВикторовнаАРХИТЕКТУРА
отказ от аскетической строгости и
простоты
стремление к внешней
нарядности, живописности,
декоративности
.Корина Илона Викторовна
Архитектура
«Русское узорочье»Богатый декор
Красочность
Разнообразие и
затейливость форм
«Нарышкинское»
(московское) барокко
Ярусность
Центричность
«Восьмерики» на
«четверике»
Колонны
Наличники
Фигурные фронтоны
Белокаменные детали на
красном фоне
.Корина Илона ВикторовнаХрамовая
АРХИТЕКТУРА
.Корина Илона Викторовна
Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке в России.
Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) -архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке в
России.
Характерные черты:
Богатый декор
Красочность
Разнообразие и затейливость форм
Декор:
Резные наличники окон (в том числе в виде
кокошников), многоярусные кокошники по
сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков»,
витые столбики, полуколонки, гирьки, изразцы.
.Корина Илона Викторовна.Корина Илона Викторовна
Гирька
.Корина Илона Викторовна.Корина Илона Викторовна.Корина Илона ВикторовнаЦерковь Николая Чудотворца в Берсеневе
.Корина Илона Викторовна.Корина Илона Викторовна.Корина Илона Викторовна«Русское узорочье»
.Корина Илона Викторовнацерковь ИоаннаПредтечи в
Ярославле
.Корина Илона ВикторовнаЦерковь Николая Чудотворца в Хамовниках. 1679-1682гг
.Корина Илона Викторовна
Церковь Спаса Преображения в Кижах
.Корина Илона Викторовна.Корина Илона ВикторовнаЦерковь рождества Богородицы в Путинках
.Корина Илона ВикторовнаАРХИТЕКТУРАЗапрет возводить шатровые храмы
В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить
строгие канонические традиции древнего
зодчества, запретил возводить шатровые храмы.
Образцом культового строительства был
провозглашён храм Гроба Господня в Иерусалиме
.Корина Илона ВикторовнаАРХИТЕКТУРА
.Корина Илона ВикторовнаВоскресенский собор Новоиерусалимского
монастыря.
.Корина Илона Викторовнацерковь Ильи Пророка в Ярославле
.Корина Илона Викторовна
«Нарышкинское барокко»
.Корина Илона Викторовна«Нарышкинское»(московское) барокко
Ярусность
«Восьмерики» на
«четверике»
Колонны
Наличники
Фигурные фронтоны
Белокаменные детали
на красном фоне
.Корина Илона ВикторовнаХрам Покрова
в Филях
.Корина Илона Викторовна.Корина Илона ВикторовнаКолокольня
Новодевичьего
монастыря
.Корина Илона Викторовна.Корина Илона ВикторовнаГражданское строительство
.Корина Илона ВикторовнаДворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
(1667-1668) г).
Архитекторы Семен Петров, Иван Михайлов
.Корина Илона Викторовна
Современники называли его «восьмым чудом света».
.Корина Илона ВикторовнаДВОРЕЦ В КОЛОМЕНСКОМ.Корина Илона Викторовна.Корина Илона ВикторовнаТеремной дворец царя Алексея
Михайловича.
Зодчие Бажен Огурцов и Антип Константинов
.Корина Илона Викторовна.Корина Илона Викторовна.Корина Илона Викторовна.Корина Илона ВикторовнаПотешный дворец
–
единственный сохранившийся в
Кремле архитектурный памятник
боярского жилья.
Здание построено в 1652 году
для боярина Милославского –
тестя
царя
Алексея
Михайловича.
Зодчий,
неизвестен.
Боярин
Милославский прожил здесь 16
лет, и после его смерти палаты
отошли казне, а с 1679 года их
переделали под театр.
Здесь устраивались различного
рода «потехи» – увеселения для
царской семьи.
.Корина Илона Викторовна АРХИТЕКТУРА
Гражданское строительство
Поганкины палаты в Пскове
.Корина Илона Викторовна
Ростовский кремль
.Корина Илона ВикторовнаГражданское строительствокаменные постройки, в
которых также заметно
увлечение декоративным
оформлением фасадов
Палаты думного дьяка
Аверкия Кириллова
1656-1657
.Корина Илона Викторовна
Живопись
Нарушаются иконографические каноныЕвропейское влияние
Симон Ушаков и Иосиф Владимиров вводят
новшество: «живоподобие» с помощью
светотени
Изображение реальных лиц – уже не икона,
но ещё не портрет
.Корина Илона Викторовна
Симон Ушаков
.Корина Илона ВикторовнаСимон Ушаков. Троица Ветхозаветная
.Корина Илона Викторовна портрет вне зависимости от стиля, техникиизображения, места и времени написания.
Произведение переходного периода от иконописи к
светской портретной живописи.
Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина,
митрополита, иногда даже купца) , выполненный
иконописными приемами. Парсуной не изображали
простых людей, а изображали только каких то очень
известных персон, или персон известных в своём
округе.
.Корина Илона Викторовна Наиболее известным автором парсун считается
Симон Ушаков.
По стилю, приёмам и материалам живописи
парсуны первоначально ничем не отличаются от
икон, выполняются на иконных досках
Во второй половине XVII века парсуна часто
пишется на холсте в технике масляной живописи,
хотя манера исполнения продолжает содержать
иконописные традиции.
Временем окончательного превращения
парсунной живописи в западноевропейский
живописный портрет считаются 1760-е годы.
.Корина Илона Викторовна
Парсуна князя М. Скопина-Шуйского
Парсуна князяМ. СкопинаШуйского
.Корина Илона Викторовна
Царь Алексей Михайлович
Царь Фёдор ИоанновичЦарь Алексей
Михайлович
.Корина Илона Викторовна
Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.
Автор отобрал из произведений зарубежного искусства и культурных фактов то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало ее, взаимодействовало с ней, то, что является актуальным художественным наследием современности.
В учебник для 10 класса вошли темы истории культур Древнего и средневекового Востока, становления европейской культурной традиции, основ русской национальной культуры.
Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров.
Современники нарекли XVII в. «бунташным временем». И это не случайно: сложный, противоречивый период истории отмечен многочисленными большими и малыми бунтами, дворцовыми переворотами, лихими годами Смуты, сменой правящей царской династии, борьбой с внешними врагами, и, наконец, церковным расколом, который один из ученых назвал «первой русской гражданской войной». Искусство, конечно, не могло остаться в стороне от общественных борений и отразило всю разноголосицу российской жизни. Но все же не в этом заключается главная суть тех перемен, что явственно сказались во всех видах художественного творчества. Прежде всего произошла смена духовных ориентиров общества, что ярко запечатлели литература, живопись, архитектура, музыка. Приоритеты и ценности старого, средневекового храмового искусства постепенно оттеснялись новыми светскими идеалами. И в этом процессе были свои борения, не менее страстные, нежели в политике. Результат известен: XVII в. стал завершающим этапом в развитии древнерусской художественной культуры.
В искусстве XVII в. сплелись разные, порой взаимоисключающие тенденции. «Старина и новизна перемешалися», - так говорили люди, характеризуя культурную ситуацию своей эпохи, когда средневековый художественный канон еще был достаточно устойчив, но новое светское уже вторглось в творчество иконописцев, распевщиков, писателей и зодчих. А еще следует подчеркнуть: именно в XVII в. начинается процесс сближения русской и европейской культур, что в итоге привело к коренным преобразованиям «Святой Руси», осуществленным позднее Петром Великим. Но первые результаты зарождающегося диалога «русского» и «европейского» уже хороню видны в произведениях искусства «бунташного времени».
Оглавление
Введение 5
Тема 1. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности 11
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции 31
Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений 47
Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой 67
Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты 79
Тема б. Античность: колыбель европейской художественной культуры 95
Тема 7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия 121
Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности 135
Тема 9. Худо ж ест венная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма 163
Тема 10. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке 195
Тема 11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей 217
Тема 12. Художественная культур а европейского Просвещения: утверждение культа разума 257
Тема 13. Художественная культур а Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства 287
Тема 14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты 299
Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждении общерусского художественного стиля
Тема 16. Худо ж ест венная культур а XVII в.: смена духовных ориентиров 333
Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов 349
Литература 375.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Мировая художественная культура, 10 класс, Часть 1, Рапацкая, 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
В 2009 году в США вышло пособие «Белое пятно: почему журналисты не пишут о религии». Книга написана под редакцией авторов религиозных колонок знаменитых американских изданий. Основной посыл этого труда – «мы не можем не писать о религиозных проблемах после событий 11 сентября 2001 года, поскольку религиозные контексты определяют другие ориентиры: политические, социальные, культурные». Когда мы наблюдаем за болезненной для нас ситуацией на Востоке Украины, то понимаем, что проблема имеет значительно более глубокие корни. И здесь дело не только в геополитических и властных амбициях, а в духовном кризисе, на который мы, как общество, часто закрывали глаза. Об этом – в размышлениях на основе недавних событий.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
В начале недели украинцы праздновали 1026-летие Крещения Руси. Конечно, нынешнее празднование не было таким скандальным, как в прошлом году. Украинцы вышли на крестный ход по улицам Киева с просьбой мира и прекращения войны. Зато в Москве, в то же время собралось около сотни тысяч мусульман для празднования завершения Рамадана. В СМИ даже раздавались разнообразные комментарии по поводу сравнения этих событий. Для меня лично нет ничего плохого в том, что мусульмане имеют свое законное право, как и христиане для проведения религиозных обрядов. Однако это событие разрушило миф об истоках христианства, который лелеяла Москва, присваивая себе чужую историю. Мы наглядно убедились в том, кто является ментально ближе к христианскому мировоззрению, и кто прямой потомок Владимирского крещения.
ПОСЛЕДСТВИЯ ДУХОВНОГО КРИЗИСА
Хотя украинцы – это по-настоящему христианская нация, о чем свидетельствует история на всех этапах развития государства, однако есть также и скрытые духовные проблемы, которые для многих кажутся неважными, однако в действительности они имеют большое значение. После ужасной катастрофы малазийского «Боинга 777» на территории Донецкой области буквально всё внимание мировых медиа сконцентрировано на этом событии. После трагедии все передовые европейские и американские печатные издания изобиловали карикатурами-шаржами-коллажами на Владимира Путина, но на более действенные шаги, имея в виду очередной круг жёстких экономических санкций, Европа не отважилась. Однако в истории этой катастрофы, по-видимому, многих взволновало не только это. В социальных сетях, а позже - в мировых и украинских медиа, всё больше распространяли видео о мародёрствах террористов по отношению к телам погибших. Именно эти кадры выглядели самыми страшными, поскольку засвидетельствовали духовный кризис наивысшей степени. Собственно в этом контексте, по-моему, и стоит говорить об отсутствии ценностно-моральных ориентиров, ведь любая религия мира отрицает, во-первых, такое обращение с человеческой жизнью (вспомним расшифровки диалога террористов перед сбиванием самолёта, обращение с членами экспертной комиссии – Авт.), во-вторых, учит с уважением относиться к человеческим останкам. Поэтому через сюжеты СМИ об издевательстве над телами, по-моему, должны сделать для себя соответствующие выводы как украинцы, так и мировое сообщество. Для нашего общества должно быть очевидным то, что на Востоке да и не только, хотя сегодня именно в этой части страны больше всего заметно, медленно развивался духовный кризис. Это явление не только включает в себя постсоветский атеистический синдром, но также популяризацию жизни без ценностных ориентиров: собственной гражданской позиции, крепкой семьи, вкуса жизни. Пророссийская пропаганда именно в этом регионе в течение десятка лет готовила свое ополчение. Моя бывшая однокурсница, которая была наблюдателем на президентских выборах 2010 года в Енакиевом, родном городе Виктора Януковича, рассказывала, насколько бедно живут местные жители: мужчины – в шахтах, женщины борются за кусок хлеба для собственных семей, продавая выращенное на огороде. Эти люди были доведены не только до материального, но морального обнищания, из них изо дня в день формировали рабов. Безусловно, сегодня мы гордимся нашими военными, которые героически защищают Украину, воюют на передовых без надлежащего продовольствия и обмундирования. Однако мы забываем, что среди нас есть и часть тех, кто до сих пор поддерживает ДНР и ЛНР, коммунистическую партию, даже несмотря на её запрещение; тех, которые готовы заниматься мародерством прямо (среди террористов есть часть людей с украинским гражданством) и опосредствовано (через коррупцию и продажность). Во-вторых, кадры с действиями террористов по отношению к человеческим останкам возмутили мир. Однако, не направляется ли мировое сообщество к духовному кризису? В предыдущих колонках мы писали о секулярном отношении к человеческой жизни – легализация абортов, опытов над эмбрионами, эвтаназии («Культура жизни vs культура смерти» от 30.09.13 и «Смерть «не страдает» от 07.10.13). Конечно, эти действия не сравняются с видимыми действиями террористов, но шаг за шагом приближают к руине.
Сегодня Украина имеет шанс наглядно доказать миру и исправить исторические пропагандистские стереотипы России, в частности, что касается мифа о «русском мире» и христианском первенстве. К реализации этой возможности может и должно приобщиться медиа-сообщество. Кроме этого, пережитые трагические события засвидетельствовали, что для развития нового украинского гражданского общества нужно обратить внимание на проблему духовной руины, пытаясь ликвидировать её всеми возможными путями вместе с институтами Церкви, медиа, власти. Одних лишь инициатив общественности – недостаточно, должен быть выработан единый механизм формирования здорового мышления в государстве. Во-вторых, находясь в сообществе европейских государств, Украина должна быть государством-личностью с собственным характером и без комплекса второсортности. Нужно понять, что как нация мы владеем чрезвычайным духовным потенциалом, потому нужно «продвигать» эти смыслы и не бояться развивать их, ведь государство без «сердца» - обречено на гибель!