Теория поколений XYZ. Поколение Y: характерные особенности современных сотрудников

Впервые термин «поколение Y» появился в западной социологии, где очень популярна теория поколений. Согласно этой гипотезе, разработанной американцами Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом в 1991 году, всю историю человечества можно поделить на несколько регулярно повторяющихся циклов. Они соответствуют периоду длиной около 20 лет.

Истоки термина

Новое поколение Миллениум (в переводе с английского - «тысячелетие»), или Y, - это люди, рожденные в 1981-2000 гг. Данная градация может колебаться в зависимости от того, о какой стране и о каком обществе идет речь. Западные социологи примеряют эту модель в первую очередь на США. Есть свое поколение Миллениум и в России. Его границы определяют приблизительно в рамках 1985-2000 гг.

Подробно о феномене «игреков» Хоув и Штраус написали в своей книге «Восхождение поколения Миллениума: следующее великое поколение». Она была издана в 2000 году. На тот момент старшие представители этого как раз отпраздновали совершеннолетие и оканчивали школу. Авторы предсказали, что в ближайшие годы новая молодежь должна была кардинально поменять понятие молодости.

Дети новой эпохи

Появление поколения Y связывают с несколькими причинами. Основная из них - это в начале 1980-х гг., когда в США резко поднялся уровень рождаемости. Его также называют «эхо-бум», из-за чего представители данного поколения также известны как «эхо-бумеры».

Демографические колебания периодически происходили на протяжении всей истории человечества. Поэтому куда более важной чертой людей Миллениума стало их воспитание во время зарождения и бурного развития современных средств коммуникации. Речь идет об электронной почте, мобильных телефонах, SMS, Интернете, социальных сетях. Все эти атрибуты современной жизни сегодня уже кажутся обыденностью, однако всего двадцать лет назад все они пребывали в зачаточном состоянии и были доступны далеко не всем даже в США.

Поколению Y повезло первым стать обладателем новых технологий, с помощью которых можно свободно общаться с человеком на другом краю света. Все современные институты: государства, нации, города, семьи, церковь, корпорации и т. д. - вынуждены постоянно меняться и приспосабливаться к новым условиям. У молодежи этот навык переиначиваться и привыкать к переменам возведен в абсолют. Поколение Y уже в молодости получило уникальный опыт, которого не было у предыдущих поколений.

Умение обращаться с информацией

Сегодня каждый может без каких-либо преград опубликовать свои работы и выразить свои взгляды. Есть в этой особенности современной эпохи и минус. Поток информации стал настолько большим, что уже стоит немалых усилий фильтровать его. В то же время то, что мы знаем сегодня, уже завтра может стать безнадежно устаревшим. Технологии и проекты, которые еще вчера казались выдумкой фантастов, успели стать реальностью. Этот темп перемен продолжает набирать обороты. В мире, где ничто не постоянно, по-настоящему важной становится только самая быстрая реакция. Чем старше человек, тем сложнее ему принять подобные принципы существования в информационную эпоху. А вот люди нового поколения эти правила уяснили с самого раннего возраста и могут без особых проблем ориентироваться в современном мире.

Почему молодежь без труда живет в подобных условиях? Потому что она и не знала, что может быть иначе. Постоянная изменчивость всегда была средой их существования, а нарастающая глобализация позволяет ощущать себя гражданами мира, тогда как в старшем поколении она вызывает чувство непривычности и кое-где даже неприятия. Рожденные в середине XX века не без усилий пытаются угнаться за ускоряющимся технологическим бумом, в то время как молодежь воспринимает происходящее как должное.

С помощью Интернета молодые люди могут быстро и просто подчеркнуть свою индивидуальность. Они имеют привычку поглощать все растущий поток пищи для своего ума: тексты, картинки, звуки - сегодня нет отбоя от форматов информации. Количество поводов узнать что-то новое также растет. Это могут быть учеба, самообразование, новости, развлечения, здоровье, планирование жизни, быт, поиски духовных основ и т. д. Если их родителям приходилось идти в библиотеку и тратить несколько дней, чтобы найти нужную книгу, то эта молодежь может найти нужный ей источник информации за считаные минуты. Сам собой растет предел знаний, которые может впитать в себя один человек. Это происходит естественным путем. Люди поколения Y могут представлять собой самое неожиданное смешение взглядов, теорий и идей.

Привычка к переменам

В современном мире авторитеты и власть имущие могут меняться буквально на глазах. Но даже такие перемены не пугают поколение Y. Оно привыкло к героям одного дня и считает подобное положение дел нормой. Даже бурный информационный поток не смущает молодежь. Если старшее поколение теряется в нем, то представители поколения Миллениума умеют схватывать налету повестку дня и чувствовать себя экспертами во всех вопросах.

Исследователи отмечают, что новая молодежь выросла в условиях всеобщего внимания, когда детям прививали привычку быть уверенными в себе. Возможно, в этой закономерности кроется причина того спокойствия, с которым поколение Y смотрит в неизвестное будущее. Оно не задавлено обстановкой тотального контроля, в котором росли предыдущие дети X.

Интересы и приоритеты

По оценкам ООН, сегодня поколение Миллениум составляет около четверти всего населения Земли (1,8 миллиарда человек). Сейчас этим людям от 18 до 35 лет. Исследователи отмечают, что не интересуется религией - как минимум треть молодого населения причисляет себя к атеизму. Еще половина «игреков» равнодушна к политике, не поддерживает какую-либо партию и не ходит на выборы. Кроме того, эта молодежь не желает связывать свою жизнь с одной и той же работой.

Согласно социологическим опросам, две трети американских студентов хотят быть миллионерами. Из-за этого и по многим другим причинам поколение «некст» обвиняют в капризности и нарциссизме. Желание заработать у молодежи действительно велико. По той же американской статистике, 47% хотят выйти на пенсию раньше шестидесяти лет за счет своего собственного состояния, а примерно 30% считают, что станут миллионерами еще до сорока. Все эти черты поколения Y справедливы не только по отношению к США. Плоды капитализма заметны и в Европе, и в России, и в других развитых странах - Японии, Корее, Канаде и т. д.

Образование

Молодые и активные представители поколения Y принадлежат к самой расово разнообразной прослойке мирового сообщества. Есть и другие принципиальные особенности. Они заметно отличают поколение «некст» от предыдущих поколений - X (с возрастом 35-49 лет) и беби-бумеров (с возрастом 50-70 лет). Образование для современной молодежи приоритетнее создания семьи. Так, лишь четверть американцев в возрасте 18-32 лет уже успели связать себя узами брака. При этом динамика такова, что доля женатых продолжает последовательно падать.

Откладывание создания семьи чаще всего связывают с желанием научиться жить и обеспечивать себя самостоятельно. Вне зависимости от причин можно с уверенностью констатировать, что вступление во взрослую жизнь для современной молодежи гораздо сложнее, чем для их старших родственников. При всем при этом поколение «игрек» столкнулось с серьезной проблемой в трудоустройстве. 25% французской молодежи живут без работы, в Италии этот показатель равен 40%, в Греции и Испании - почти 50%, в России - 23%. Многие зарабатывают неофициально.

Отношение к труду

Что означает поколение Миллениума для работодателей? Этому вопросу посвящено немало исследований. Современная молодежь по большей части хочет всего и сразу, она не желает мириться с неинтересной, рутинной работой и не хочет отрывать ее от собственной творческой самореализации. Все характеристики поколения Y говорят о том, что оно идеалистично и даже по-детски инфантильно. Это означает, что молодые люди не в восторге от того, что сегодня нужно терпеть лишения, чтобы все было хорошо в неизвестном будущем.

«Игреки» мало заботятся о формальной составляющей своей работы (звании и должности). Гораздо больше их интересует физический и душевный комфорт. Согласно их идеалу, работа должна нравиться и вызывать чувство собственного роста и развития. Отсутствие личностного движения сильно беспокоит тех, кого относят к поколению Миллениума. Необходимость в физическом комфорте выражается в потребности тратить деньги, путешествовать и достойно жить. «Игреков» можно назвать идеалистами прошлой эпохи с потребностями щедрого XXI столетия.

Попадая на новое место работы, новая молодежь не ищет способа приспособиться к ней, она, наоборот, приспосабливает работу «под себя». Все чаще юные сотрудники отказываются верить, что корпорация выручит их в сложной ситуации и поэтому не готовы идти на большие жертвы ради очередной вакансии. Современная карьера молодого человека - это совокупность множества мелких сделок с разными работодателями, где все стороны получают друг от друга то, что хотят. Такие профессиональные взаимоотношения строятся исключительно на принципе взаимной выгоды. Поколение Y чаще выражает несогласие с решениями начальства, чем более инертное предыдущее поколение X. Молодежь стремится игнорировать привычную иерархию власти в корпорациях. В то же время она с гораздо большим уважением относится к достойным и комфортным условиям труда.

Позитивное поколение

При всей избалованности и индивидуализме поколения «игрек» его представители могут легко перестраиваться при попадании в совершенно новые, незнакомые условия. Исследователи отмечают, что у современной молодежи много общего с молодежью начала XX столетия, когда Европа переживала свой «великолепный век» и техногенную революцию, при этом не знала ужасов мировых войн.

В то же время у «игреков» есть заметный разрыв со своими родителями, дедушками и бабушками. Особенно эта пропасть заметна в нашей стране. Поколение Миллениум в России не знает и не помнит турбулентности 1980-х и 1990-х, когда Советский Союз, а затем РФ оказались в тяжелой политической, экономической и социальной ситуации. Отсюда и пришедший с опытом цинизм старших, и вера в светлое будущее молодых.

Эгоисты или индивидуалисты?

В России часто осуждают тот эгоцентризм, которым отличается современная молодежь. Миллениум - поколение, ставшее зеркальным ответом предыдущему поколению, выросшему в Советском Союзе и сильно зависившему от того, что о нем думало окружающее общество. Некоторые социологи предлагают считать «игреков» не эгоистами, а скорее самоориентированными. Несколько предыдущих поколений прожило в рамках официальной идеологии, когда реализовать свой собственный проект, осуждаемый социумом, было крайне сложно. Люди, отбивавшиеся от «генеральной линии», становились маргиналами. Сегодня, когда подобных жестких рамок больше не существует, молодежь имеет больший простор для самореализации.

Новая капиталистическая экономика вместе с культурой потребления закономерно воспитывает тягу ко всему индивидуальному. Как следствие - представители поколения Y гораздо чаще думают о себе и слушают себя. Они считают, что коллективные интересы не должны ущемлять их собственные индивидуальные интересы. Такой эгоцентризм не деструктивен - он всего лишь отрицает поголовное уравнивание.

Молодежь и деньги

Из-за повального желания получить образование поколение Y обременено гораздо большими долгами, чем их родители в том же возрасте. Поэтому перед современной молодежью стоят серьезные экономические задачи. Исследования показывают, что около 85% представителей Миллениума уже научились ежемесячно откладывать деньги. В то же время только у трети есть конкретный долгосрочный план по управлению своими средствами. Сегодняшняя молодежь только копит, тогда как их родители и бабушки с дедушками стремились инвестировать. 75% американских студентов считают, что не способны самостоятельно принимать финансовые решения.

В богатых странах первого мира складывается закономерность уменьшать свои расходы на финансирование программ социальной поддержки молодых и их образования (вместо этого увеличиваются вливания средств в пенсионные программы). Поэтому люди поколения Y все чаще должны надеяться на себя и на свои способности или поддержку семьи. Так, в США пожилые граждане получают от государства в 2,5 раза больше денег, чем молодые. Данные закономерности объясняются демократическим устройством развитых стран. Политиков выбирают именно старики, а государственный курс ориентируется в первую очередь на потребности своих избирателей.

Будущее «игреков»

Уже сегодня социологи пытаются понять, каким будет мир, когда ключевое место в нем займет окончательно выросшее поколение «некст». Глобализация и упрощение коммуникации разных частей света должны привести к более терпимому отношению разных культур друг к другу. То же самое касается расы, национальности, сексуальной ориентации, пола. У гораздо меньше предрассудков, чем у их родителей. Они на порядок мобильнее и продуктивнее. В первую очередь этот рывок связан с технической революцией, которая кардинально поменяла характер человеческой жизни всего за последние двадцать лет. Количество инноваций за этот период равно тому прогрессу, который люди прошли за десятилетия и столетия. Привычное к переменам поколение «игрек» и будущие перемены будет принимать гораздо менее болезненно, чем это делали их предшественники из поколения «икс».

Мобильность молодежи сталкивается с множеством проблем. Некоторые из них создают политические власти. Открытости мира мешает прописка - примерно 60% государств ставит преграды перед своего населения. Конфликт «отцов и детей» выражается не только в этом. В то же время вся история человечества показывает, что в противостоянии поколений рано или поздно выигрывает молодежь, которая приходит на смену старикам.

Поколение Y или поколение Миллениума (millennials), а также поколение next, сетевое поколение, миллениалы - поколение родившихся после 1981-1983гг., встретивших новое тысячелетие в молодом возрасте и характеризующееся прежде всего глубокой вовлечённостью в цифровые технологии. В момент появления термина поколение Y противопоставлялось поколению X, которое соответствует предыдущему демографическому поколению. Часто встречается употребление термина Yllo (Young Liberty Love).

Прежде чем начать разговор об особенностях того или иного поколения, необходимо внести историко-хронологическое пояснение.

Родоначальниками теории поколений как таковой являются американцы Нейли Хоув и Уильям Штраус. В России применение этой теории имеет свою специфику, поскольку события, под влиянием которых у нас формировались поколенческие ценности, несколько разнятся с американскими.

Итак, по мнению американских ученых, с начала ХХ века можно насчитать уже пять поколений:

Родившиеся в 1900 – 1923 годах были причислены к GI – «поколению победителей». Их ценности складывались до 1933 года. В России это происходило под влиянием революционных событий 1905 и 1917 годов, коллективизации, электрификации. Трудолюбие и ответственность, а также приверженность идеологии были отличительными чертами человека этого поколения как работника.

Следом за ними с 1923 по 1943 год на свет появилось «молчаливое поколение», формировавшееся до 1953 года и отличавшееся, по наблюдению американских основателей теории, терпеливостью и законопослушанием. У нас решающее влияние на этих людей кроме Великой Отечественной войны оказали сталинские репрессии и восстановление разрушенной страны. Среди главных ценностей этого поколения – преданность, соблюдение правил и законов, уважение к должности и статусу, честь и терпение.

Поколение беби-бумеров, связанное с всплеском рождаемости, пришло в этот мир в 1943 – 1963 годах и росло вплоть до 1973 года. В СССР – его рост происходил под влиянием советской «оттепели», покорения космоса, совершенствования мировой супердержавы и наличия холодной войны. Как работники — эти люди оптимистичны, заинтересованы в личностном росте и вознаграждении, в то же время их отличает коллективизм и отработанный командный дух.

1963 – 1983 годы (воспитание, соответственно, шло до 1993-го) – появление «поколения Х», или «неизвестного поколения». Продолжение холодной войны, перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане – все это, по мнению специалистов, сформировало готовность этих людей к изменениям. Их характеризуют глобальная информированность и техническая грамотность, а также индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, прагматизм, надежда только на себя. Но и это сильное и многочисленное поколение чувствует, что молодежь наступает ему на пятки.

А молодежь – это как раз и есть «поколение Y», на котором мы попытаемся поподробнее остановиться. Годы рождения «игреков» – 1983 – 2003. Их жизненные ценности продолжают формироваться и сейчас.

Согласно опросу на тему «Что для вас главное в жизни?», проведенному организаторами одноименного круглого стола в социальной сети Вконтакте, большинство молодых людей ставит на первое место познание чего-то нового и самосовершенствование. На втором месте по количеству голосов находится стремление создать крепкую и любящую семью.

Данные результаты сильно отличаются от приоритетов поколения Х. И конечно, их жизненные ценности разнятся, но ведь именно в этом и заключается секрет движения вперед.

Как уже говорилось выше, сильнейшее влияние на поколение Y оказало развитие технологий сетевой коммуникации, таких как электронная почта, служба коротких сообщений, средства мгновенных онлайн сообщений и других новых медиа-ресурсов наподобие видеохостинга YouTube и социальных сетей (Livejournal, MySpace, Facebook, Twitter и т.д.).

Одна из важнейших отличительных особенностей психологии современной молодежи - это многозадачность в использовании средств коммуникации: они могут одновременно чатиться с несколькими людьми, читать текст сайта на отдаленную тему и следить за обновлениями в Твиттере и блогах. Среди них в десятки раз снижено потребление таких медиа, как телевидение и радио.

Дети российского миллениума

«Дети российского Миллениума - это, пожалуй, первое поколение, у которого нет героев, но есть кумиры. Предполагаем, что они сами станут героями и образцами для других поколений, несмотря на то, что не всегда хотят быть таковыми.» - Координатор проекта «Теория поколений в России-Rugenerations» Евгения Шамис

Прав был тот человек, который когда-то сказал, что молодежь в любые времена будет восприниматься негативно. Старшее поколение всегда будет поглядывать на молодое немного искоса, а порой даже с опаской. И на лицо не столько конфликт поколений и не разница взглядов отцов и детей, а естественная предосторожность ко всему новому и пока мало известному.

Чтобы как следует понять характер современной российской молодежи, нужно обратиться к тому времени, когда произошло ее взросление.

Современные «молодые» – это люди до 30 лет – т.е, как уже обозначалось, поколение конца 80-х и начала 90-х годов. В литературе же существует такое понятие, как «потерянная молодежь» того времени. Потерялась она в лабиринтах изменений, которые происходили в то время в нашей стране. Потерянной она стала и для государства и для старшего поколения.

Колоссальная переоценка ценностей и безвозвратная смена всех идеалов дала о себе знать.

Таким образом, детство современных «молодых» проходило не в самых простых условиях. Кого-то эти условия со временем сломали, вывели на неправильный путь, кого-то научили с цинизмом относиться ко всему и всем, а кого-то сделали сильнее и целеустремленнее. И последних абсолютное большинство. Иначе не звучали бы известия о все новых и новых выигранных российскими студентами олимпиадах, и не радовались бы мы спортивным достижениям наших молодых соотечественников.

Безусловно, проблемы существуют: это и наркотики, и алкоголизм, и подростковая развязанность. Но здесь, как и в любом правиле, есть свои исключения. И, конечно, нельзя всю молодежь подводить под одну мерку. Люди с аморальным поведением существовали и скорее всего будут существовать всегда.

Кстати, сейчас все меньше слышится критики в адрес молодежи. Старшее поколение, те люди, которым есть, с чем сравнивать, понимает, что жизнь меняется, мир не статичен, и человек, как лакмусовая бумажка, реагирует на малейшие изменения. И если где и можно услышать пресловутое: «Мы в вашем возрасте были другими», то, как правило, с добавлением: «Правда и время было другое…».

Многое из того, о чем когда-то люди могли только мечтать, для современной молодежи стало досягаемым и повседневным, более того, это стало в порядке вещей. Интернет, видеосвязь, спутниковый телефон и прочие достижения техники делают человека абсолютно мобильным и независимым. И все это наложило определенный отпечаток на характер и манеру поведения молодежи.

Вероятно, в отличии от старших поколений, это поколение не готово умереть ради всеобщей идеи, но оно с неменьшим успехом может привнести что-то новое, выйти за установленные границы и расширить горизонт своих деяний. Все это возможно, благодаря внутренней свободе и умению ориентироваться во многих аспектах современной жизни.

Предыдущие поколения сначала обзаводились семьями, потом начинали карьеру - а чаще делали это одновременно и незамедлительно. Сегодня молодые люди видят и понимают, что имея такой подход к жизни, их родители давно уже развелись и по сей день имеют нелюбимую работу. Большинство представителей поколения Y тоже хочет семью, но они хотят с первого раза сделать правильный выбор, и то же самое происходит с работой. Но, повторюсь, любое правило имеет свои исключения.

«Поколение трофеев»

Ещё одно название поколения Y - «поколение трофеев».
Этот термин отражает тенденцию проявления современного характера в состязательных видах деятельности, а также и в других сферах жизни, где нет победителя и проигравшего, так как из раза в раз «побеждает дружба», и каждый получает «благодарность за участие в соревновании».

Опрос среди работодателей подтвердил, что точно так же молодое поколение проявляет себя и в корпоративной культуре. Некоторые наниматели отмечают, что у молодёжи слишком завышенные ожидания от своего трудоустройства, они предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, а не наоборот. Однако они трудоспособны, хотят отдачи от своей работы и большего участия в принятии решений, часто предпочитают использовать гибкое рабочее время.

Эксперт компании PricewaterhouseCoopers Светлана Кульганек представила интересную презентацию на тему отношения работодателей к людям поколения Y. По ее словам, работа с поколением Y - одна из важнейших задач.

Молодые люди, представляющие современный рынок труда, в ближайшие десять лет будут активно работать. Основные особенности данного поколения таковы: ребята сфокусированы на обучении больше, чем на работе, стремятся уехать в крупные мегаполисы и другие страны, имеют четкие требования к работодателям, сформированное мировоззрение. Они не хотят работать по принципу «так надо», им необходима заинтересованность в том, что они делают.

Наличие карьерных приоритетов и обязательный интерес - вот, пожалуй, главная особенность поколения Y.

Игреки, как правило, не имеют такого глубинного фундаментального образования, как Иксы, и многие из них предпочитают развиваться одновременно в нескольких областях. Они отличаются высокой обучаемостью, разносторонностью и быстрой адаптацией. Поэтому у многих к 23 годам имеется уже не один диплом об образовании, зачастую в абсолютно разных сферах, что отражается и на их поведении на рынке труда. В их среде очень востребованы краткосрочные курсы переподготовки и повышения квалификации, помогающие сэкономить время, высоко ценимое ими.

И хотя представители поколения Y – это в большей степени люди с высшим образованием, они не всегда становятся «белыми воротничками» и нередко находят себя в самых разных сферах бизнеса, будь то производство и добывающая промышленность или, скажем, государственная служба. Учитывая способности и любовь молодежи к новым технологиям, многие из них в отличие от поколения Х легко осваивают профессии, связанные с коммуникациями и IT. Также Игреки с удовольствием покоряют и совсем новые сферы, где еще нет большой конкуренции.

Молодежь о молодежи

Погружаясь в аспекты современных тенденций развития личности, мне все же стало интересно, а как сама молодежь себя характеризует? И довольна ли она поведением своих сверстников? Вот, что мне удалось узнать:

Елена, 19 лет

Современный молодой человек яркий, динамичный, самостоятельный, независимый, постоянно находящийся в движении, поиске. Современные студенты обладают желанием учиться, чтобы в будущем устроиться на достойную и интересную работу, чтобы не зависеть от родителей, бабушек и дедушек. Многие обвиняют молодежь в пассивности и бездействии. Это не так. Уже во время учебы современные студенты пытаются подработать, чтобы помочь родителям. Во всяком случае, я стараюсь и мои друзья тоже.

Кирилл, 30 лет

Современные молодые люди, особенно подростки, всегда находятся в окружении соблазнов: яркая цветная реклама манит выпить пиво; известный актер призывает закурить, обещая мгновенное решение всех проблем; игровой автомат вызывает жажду легкой наживы. Не устоявшаяся детская психика очень чувствительна к подобным вещам. Нужно постоянно себя контролировать, не поддаться соблазнам, не попасть в плохую компанию… Я, в свою очередь, не смог этого избежать, как результат – не могу бросить курить вот уже 10.

Сергей, 25 лет

Современная молодежь, по-моему, легкомысленна и хочет всего и сразу. Мне кажется, что наше поколение пока до конца не осмыслило своего предназначения и не имеет четких планов на будущее. Возможно, это связано с общей нестабильностью и с тем, что это самое будущее пока никому и не известно.

Кира, 18 лет

Каким бы не было сегодняшнее поколение, важно помнить одно: для того, чтобы сохранилась связь поколений и времен, мы должны передавать своим детям самое ценное, чему научили нас наши родители. Ведь в мире есть две вечные вещи: небо над нашими головами и молодость наших душ. И то, и другое одинаково важно для всех. И горе тому, кто видит на небе только серые тучи, а возраст своей души измеряет лишь прожитыми годами.

Анна, 29 лет

Согласна, качественный «конфликт» между поколениями существовал всегда. Можно сказать, это вполне нормально, ведь на лицо явное различие интересов, ценностных систем и т.д. Но здесь надо отметить, что самое главное в обществе - это мораль, духовные ценности и нравственность. Нынешняя молодежь не коем образом не виновата в происходящем, ведь алкоголь, наркотики, сексуальная индустрия, предметы роскоши производятся под патронажем старшего поколения (капитал-то в их руках). Также определенная часть вины лежит на правительстве, т.к. в стране напрочь отсутствует государственная, гражданская и нравственная идеология. Человек в целом, а тем более молодое поколение нуждается в идеологическом направлении и зримом очертании жизненно важных принципов.

Безусловно, молодое поколение всегда можно в чем-то упрекнуть. Ведь у них есть энергия, но пока еще мало опыта. В тоже время, примерно также можно сказать и о предыдущем поколении: ведь у них есть опыт (пусть и не всегда положительный), но уже нет энергии.

Поколение Y – это ребята, которые хотят всего и сразу. Они не готовы мириться с рутинной и неинтересной работой, не хотят отделять работу от самореализации. Они не будут делать что-то сейчас ради будущего, откладывать хорошее на потом, а сегодня терпеть лишения. Им хочется оставить свой след, не быть шестеренкой в механизме. Не кирпичи класть, а храм строить — вот что им хочется. И, чтобы жить было интересно, хочется быть частью чего-то большого, достигать чего-то, расти и развиваться, менять мир вокруг себя, а не просто зарабатывать деньги. Они готовы много работать – но при условии, что видят, ради чего это делают.

Всем здравствуйте! Существует интересная теория о похожих ценностях и особенностях поведения поколений, то есть групп людей, которые рождаются в определенный период времени и воспитываются под влиянием каких-либо масштабных событий. Эти группы людей называют поколение x y и z, и сегодня я хочу рассказать о каждом из них поподробнее.

Возникновение теории

В 1991 году Уильям Штраус и Нейл Хоув выдвинули эту идею о схожестях определенных групп людей, которые попали под влияние экономических и политических событий, или по причине активно развивающихся технологий. Её изначально стали применять для повышения уровня продаж, чтобы, учитывая особенности определенного возраста человека, иметь представление, каким образом ему предложить товар, чтобы он был им куплен.

В общем, и по сей день она находит применение в бизнесе, среди тимбилдеров, пиарщиков и менеджеров. А также очень помогает в отношениях, когда возникает непонимание между разными возрастными группами. Когда понимаешь про условия жизни и развития, к примеру, бабушки, то более приемлемо относишься к её стилю поведения, привычках, ценностях и даже ультиматумах. Ведь она росла совсем в другой обстановке, и это не её личная особенность поведения, а целого её поколения.

Генераций всего 4, и они сменяют друг друга примерно каждые 80 лет. Учёные успели отследить связь времён только за последние 500 лет, но если продолжить исследования, то вполне вероятно, что будет присутствовать схожесть особенностей характера и с людьми, жившими тысячелетие назад. Итак, существует генерация бэби-бумеров, x, y и z.

Я расскажу об условиях формирования ценностной системы и характера людей в России. Потому что в каждой стране свои исторически события, политическая и экономическая обстановка, которые оставили свой отпечаток на жизни населения. Нам ближе, понятнее и более знакомы условия, в которых жили наши родственники и живём мы.

Бэби-бумеры


Сильное поколение людей, которые родились в промежутке 1943 — 1963 годов. На этот период пришлась победа в Великой Отечественной войне, достижения в покорении космоса, и проживание Хрущёвской «оттепели». Названы так из-за того, что в это время было зафиксирован огромный всплеск рождаемости вследствие восстановления баланса после войны. Они отличаются своим патриотизмом, ведь им пришлось восстанавливать свою страну, в которую они верили и считали супердержавой.

Ценность представляют награды, грамоты, медали и всякие сертификаты. Они активны, и даже сейчас, кто ещё из них жив, стараются поддерживать своё здоровье с помощью минимальных хотя бы, но физических нагрузок. Они отлично работают в команде, общность для них очень важна. Активны, не останавливаются в своём развитии, так как имеют огромный интерес к познанию чего-то нового. Вся их жизнь посвящалась работе, к которой приступали в раннем возрасте, стремясь к самостоятельности.

Иксы


Это как раз то поколение, которое заряжало воду через телевизор, когда в 90-х годах стал популярен Чумак, или кодировалось от алкоголизма благодаря выступлениям Кашпировского. Период рождения пришёлся на 1964 – 1984 года. В это время начало увеличиваться число разводов и количество одиноких матерей, которые работали на заводах, чтобы самостоятельно воспитывать детей, вследствие чего упала рождаемость. Появились наркотики и СПИД. Война в Афганистане также повлияла на качество жизни и ценностную систему.

Иксы отличаются гиперответственностью, поэтому на первое место ставят заботу о других, иногда даже жертвуя собственными интересами. Из-за того, что их родители жили в сложное время, многие из которых были детьми войны, то не научились заботиться и дарить любовь. Поэтому иксы, недополучив ласку и внимание в детстве, ищут их уже в партнере. Любви и семьи хотелось настолько, что многие женщины готовы были терпеть избиение мужа, или его пристрастие к алкоголю.

Разница с их предшественниками в том, что они не готовы были работать на общественное благо, предпочитая заниматься самообразованием и познанием себя. Считается, что именно эта генерация больше подвержена возникновению депрессии. Так как большей частью в жизни испытывали тревогу, беспокойство и ощущение внутреннего конфликта, эмоциональной неустойчивости. Видимо из-за того, что игнорировали собственные желания и потребности, предпочитая удовлетворять чужие.

Игреки


Называют генерацией нулевых или миллениум (1984 – 2003). На формирование их ценностей повлиял распад СССР, появление новых технологий, теракты и военные конфликты. Газетам и книгам предпочитают интернет, где могут получить любые знания и узнать о новостях в мире. Эти люди отличаются своей наивностью, в силу того, что информация доступная, у них нет необходимости искать запрещённую цензурой литературу, в то время как у иксов гласности не было совсем, и им приходилось с подозрительностью изучать какие-либо материалы.

Игреки ценят свою свободу, они оптимистичные и веселые. Поколение бэби-бумов, достигшее цели, поднявшее целую страну, совсем не понимает игреков, готовых подчиняться и подстраиваться, а особенно за их непринятие недостатков других людей. Миллениумы отличаются от остальных тем, что для семейной жизни стремятся выбрать равноправного партнера, который будет вдохновлять на достижение каких-либо целей, который умеет поддерживать.

Уделяют внимание уровню качества своей жизни, желая получать удовольствие и удовлетворение. Поэтому для них важнее карьера, чем создание семьи. Не спешат с рождением детей, и не стремятся планировать своё будущее. Потому что экономический кризис, «сломавший» многих людей, показал нулевым, что стоит заботиться о настоящем и жить здесь и сейчас, в силу того, что будущее изменчиво и ненадежно. Они гибкие и умеют приспосабливаться к новым условия.

Не ценят знания, считая, что успеха можно добиться благодаря своим ресурсам, знакомствам и умению «крутиться». Такое обесценивание произошло из-за того, что они наблюдали, как родители, имевшие высшее образование, учёные и доктора наук, вынуждены были идти торговать на рынок из-за перестройки в стране, чтобы выжить.

Зэты


Сейчас ещё это дети, наше недалекое будущее, которое родилось или родится в период 2003 – 2023 годов. Они не знают, что такое голодомор, ощущают на себе заботу и любовь родителей, которые стремятся обеспечить им качественную жизнь. Можно предположить, что благоприятные условия их «взращивания» поспособствуют развитию здоровой ценностной системы, умению строить отношения, которые не разрушают личность, а помогают ей раскрыть свои возможности.

Зэты, в отличие от иксов, будут понимать, что, прежде всего, им необходимо обучение и получение знаний. И что они смогут опираться на них. И уже отличаются даже от нулевых тем, что схватывают новую информацию очень быстро. А освоение технологий совсем не представляет для них никакого труда. Ребёнок, рождённый в этот период, научается обращаться с телефоном или планшетом очень рано, порой, ещё не умея говорить.

Порой удивляет их возраст и стиль, потому что с развитием индустрии моды, в свободном доступе огромное количество красивой одежды, и малыши уже с ранних лет придают значение тому, как выглядят, желая быть модными и красивыми. Они очень свободолюбивы и с малых лет пытаются отстаивать своё мнение, требуя его принимать во внимание. Огромное количество возможностей вокруг помимо того, что развивает, но и сказывается на стиле поведения.

Зэты склонны к истерикам и капризам, они просто требуют то, что им захотелось. Эксперты считают, что эта генерация не будет способна находить компромиссы, и тем более прикладывать усилия для достижения своих целей. К тому же, столкнувшись с неудачей, эти дети в будущем будут сдаваться, вместо того, чтобы искать варианты решения. А это будет способствовать развитию неуверенности в себе, они не будут рисковать, чтобы добиться успеха.

Заключение

На этом всё, уважаемый читатель! Независимо от того, сколько лет вам или вашим близким, и к какому типу они относятся, следует помнить, что эта характеристика общая, которая не исключает индивидуальности в проявлениях, восприятии и свойствах характера. Просто условия, в которых жилы мы и наши родные, очень разные, и если это понимать, то вы сможете принимать другого таким, какой он есть, не пытаясь навязать свое видение.

Поколение Y постоянно пополняет ряды сотрудников организаций. Как управлять свободолюбивыми людьми, которые практически всегда измеряют мир через призму высоких ожиданий, читайте в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Какую работу выбирает поколение Y

Представители Y сильно отличаются от сотрудников X и беби-бумеров. Для управления игреками нужно понять, осознать, как привлечь их, удержать и мотивировать. Требуется определить, какие ценности стоят на первом месте. Важно учитывать, что теория Нейла Хоува, Вильяма Штрауса до сих пор не сдает позиций. Управленцы обязаны учитывать особенности всех специалистов.

Скачайте документы по теме:

Скачайте документы по теме:

Компания Hays проводила исследования портрет игреков с учетом их мнения о мотивации поколения Y, стремлениях, планах на будущее и карьере. Результаты широкомасштабного опроса тысячи респондентов поколения Y, годы рождения которого приходятся на 1983-1995, проживающих в России, помогли ответить на интересующие вопросы.

Поколение Y на сегодняшний день составляет порядка 21% человечества.

По прогнозам, представленным ведущими специалистами, к 2025 году игреков будет до 75% от всей рабочей силы в мире. В России на данный момент работающих на полную ставку в возрасте от 18 до 30 лет половина. Это большой показатель, если сравнивать с другими странами, где в штате организаций официально трудоустроено не больше 40-41% молодых специалистов. Поэтому можно сделать вывод, что практически все представители Y в России выбирают полную, а не частичную занятость.

Около 11% представителей поколения Y признались, что трудятся не на полную ставку, а выбирают лишь частичную занятость . Стаж работы 44% участников больше трех лет. Как правило, они трудятся в сфере продаж, банковском секторе, консалтинге, на производстве. В режиме неполной занятости работает относительно небольшой процент опрошенных лиц.

Что учитывает поколение Y при выборе работы

Сотрудники поколения Y избирательны - они стремятся к развитию, движению вперед. Именно по этой причине стараются выбирать должности, соответствующие их представлениям об идеальной работе. Можно в целом выделить основные принципы, которым они следуют.

Ценности поколения Y

Игреки хотят путешествовать, принимать участие в крупных международных проектах. Молодые сотрудники отдают предпочтение работе, включающей международную подоплеку. При этом 93% игреков, трудоустраивающихся в РФ, проявляют интерес к транснациональным проектам. В то время по миру данный показатель достигает лишь 78%.

Международный статус работы проявляется в разных плоскостях:

  1. 37% людей мечтают жить и трудиться в России, совершая только кратковременные деловые поездки за границу;
  2. 7% предпочитают работать исключительно внутри своей страны.

Аналогично мыслят игреки в Китае. Молодые специалисты стремятся расширять кругозор, совершать деловые поездки с целью путешествовать, знакомиться с историей, традициями иных стран. Лишь малый процент молодых людей выбирают работу, которая никак не связана с командировками.

Новое поколение Y - сотрудники, способные получать удовлетворение от работы, но при условии, что у них достойный оклад и интересный функционал. 65% респондентов отмечают, что главным условием считают финансовый фактор. Но они отметили, что вознаграждение не может быть в ущерб интересной трудовой деятельности.

Работа обязана быть не только интересной и увлекательной, но и разнообразной. Можно смело сказать, что однообразие игреки не воспринимают. Молодые специалисты желают творчески подходить к заданиям, осознавать, что их ценят, а заслуги признают.

Характерные черты представителей поколения Y

Характерные черты представителей поколения Y года заключаются:

в стремлении найти интересную работу, при этом более 72% специалистов на первое место ставят функционал;

в желании получить должность с гибким рабочим графиком, приятной обстановкой;

в возможности идти по служебной лестнице, а не задерживаться на одной позиции;

в необходимости трудиться под предводительством справедливого управленца.

Характерные черты поколения Y подразумевают и учет личностных качеств руководства. Оно рассматривает, что это будет опытный и справедливый менеджер, который правильно ставит задачи, умеет распределять обязанности и ответственность между сотрудниками. 51% игреков хотят работать под руководством явного лидера, способного давать четкие инструкции. Данное стремление противоречит игрекам из иных стран, видящих руководителя в другом свете, выбирая менеджеров-менторов.

Годы рождения игреков приходились на начало перестройки, когда был распад СССР, тогда и появилась теория поколений Y. Представители Миллениум, эхо-бумеров и некст характеризуются вовлеченностью в цифровые технологии. Игрек является поколением, у которого отсутствуют герои, но есть кумиры. Самовыражение важно для него. Молодые люди проявляют себя в корпоративной культуре организации, слаженно трудятся в коллективе. Но во главу ставят свою жизнь, поэтому предпочитают искать работу, условия которой нравятся им, не нарушают привычного образа жизни.

Игреки являются ярыми борцами за справедливость. Качество ярко проявляется в отношении молодых людей к начальству. Более 50% опрошенных лиц назвали справедливость основным фактором руководителя. Представители Y в России не знают, на протяжении какого срока желают остаться на первом рабочем месте. А вот третья часть респондентов заявляет, что с первым работодателем хотят работать порядка двух лет. Около 6% опрошенных уверяют, что для получения опыта достаточно проработать всего шесть месяцев. Более 50% не могут назвать сроки, но считают, что за рабочую карьеру сменят не меньше шести работодателей.

Игреки жаждут открытия своего бизнеса, чтобы трудиться на себя. Основная фокусировка нацелена на предпринимательство. Порядка 11% специалистов сумели открыть собственные фирмы. В качестве успешного развития карьеры они видят расширение небольшого дела.

Y - это активные пользователи социальных сетей. Молодые специалисты считают, что простой и доступный способ организовать общение внутри организации - воспользоваться системой мгновенных сообщений. В качестве средства связи называют мобильный телефон.

Как привлекать, удерживать и мотивировать специалистов поколения Y

По мнению экспертов Hays, чтобы специалисты на протяжении длительного времени оставались в организации, их нужно заинтересовать.

Все условия труда и личные возможности рассказывают при приеме на вакансию. Система мотивации, удержания достаточно простая. Материалистическая картина, возможность развиваться и обучаться, видеть цели и пути их решения - основные потребности Y.

Поколение Y: как с ним работать

Если рассматривать, как работать с поколением Y, можно отметить, что удержать игреков лишь высокими окладами невозможно. О сотрудниках игрек, характерных чертах и о том, как работать с ними рассказала Ольга Емельянова, экс-ведущий специалист ГК «Гросснаб» (г. Екатеринбург)

Наша организация вышла на международный уровень . Поэтому потребовалось осваивать рынки и регионы. Чтобы работники выполнили данную задачу, требуется повысить их вовлеченность и мотивацию, а также побудить давать высокие результаты, нежели было раньше. Мы проанализировали кадровый состав и увидели, что в основном сотрудники - представители Y. Диапазон их возраста - от 25 до 33 лет. Следовательно, нужно подобрать методы, которые подействуют на них. Для этого обязательно учитываются особенности поколения Y, мировосприятия специалистов, мышления, отношения к работе. Мы применяем игровой формат, цели на небольшие сроки, системы оценки, понятное вознаграждение. Мы решили, что составим игру, которая увлечет работников и поведет к лучшим результатам.

Суть игры: команде требуется взобраться на вершину высокой горы, преодолев уровни

За основу взяли популярную игру - «Марио». Так звали главного героя. Его задача - быстро найти, где спрятались грибы, поймать их и собрать. Как только герой все собирает, переходит на новый уровень. В игре тот же принцип. Только герой - сотрудники компании. Их главная задача - получить не меньше шести грибов. Тогда организация перейдет на высокий уровень. Всего четыре уровня. Следовательно, нужно пройти все, чтобы собрать 24 гриба. Только в этом случае команда окажется на вершине горы.

Цель работников - всеми путями покорить вершину. С уровня на уровень переходит не сама команда, а туда ее доставляет воздушный шар. Мы представляем, что сотрудники компании расположились в корзине. Все люди в команде в одной корзине, а не в разных, иначе бы они соревновались друг с другом.

При этом каждое подразделение принимает участие в решении определенной задачи, которую нужно выполнить, чтобы забрать гриб. Например, требуется выиграть тендер. Сотрудникам отдела помогают и снабженцы. Они обрабатывают заявки, выполняют предварительные закупки. Задействованы и юристы, которые проверяют договор, а также бухгалтеры. Специалисты отделов действуют как команда и все видят результат.

Разработав игру , не оставляйте лишь виртуальные вознаграждения за достижения в работе. Обязательно включите и реальные бенефиты, чтобы у сотрудников, которые принадлежат поколению Y, не пропал интерес к игре. Старайтесь подводить итоги через небольшие промежутки времени, например, через квартал. Всякий раз поощряйте сотрудников за выполнение задач.

Люди, имеющие то или иное отношение к подбору кадров, всё чаще сегодня могут слышать о неких поколениях X, Y и Z. Но что это значит? Что это за люди и почему их нужно привлекать к сотрудничеству? Согласно мнению HR-специалистов, молодая теория поколений открывает широкие границы для привлечения персонала и управления им.

Вопрос даты рождения

Впервые об особенностях возрастных различий заговорили в 1991 году два человека – исследователи из США Нейл Хоув и Уильям Штраус. Они создали теорию, которая основывалась на различиях в ценностях людей разных поколений. Эти различия были изучены, как и обуславливающие их причины, например, ситуация в экономике и политике, технологическое развитие общества и т.д. Некоторое время спустя теория стала применяться на практике, т.к. она оказалась очень эффективной в сфере бизнеса. Сегодня эту теорию применяют всё чаще.

Возрастная теория включает в себя три основных составляющих (поколения X, Y и Z) и одну дополнительную (бэби-бумеры). Рассмотрим их подробнее.

Бэби-бумеры

К категории бэби-бумеров относятся люди, родившиеся в период с 1943 по 1963 годы. Как правило, они , коллективном труде и командной игре. Саморазвитие понимается ими как возрастающая способность к достижению коллективных целей.

В настоящее время большинство бэби-бумеров находятся на пенсии, хотя есть и те, кто ещё работает. Отличительной особенностью этой категории людей в России является и завидная выносливость.

Поколение X

Поколение X – это люди, родившиеся с 1963 по 1983 годы. Их отличительными особенностями являются такие черты как умение рассчитывать только на себя, альтернативное мышление, информированность о том, что происходит в мире, готовность выбирать и меняться. По большому счёту, люди этой возрастной категории являются одиночками, которые нацелены на упорный труд и достижение индивидуального успеха. Они двигаются по карьере на протяжении долгих лет, придерживаясь одного направления

Поколение Y

Люди поколения Y – это люди, которые родились с 1983 по 2003 годы. Их понимание целеустремлённости и успешности отличается: в большинстве случаев им не нравится начинать профессиональный рост с низших ступеней, рассчитывая на то, что через несколько лет их повысят. Основной их ориентир – это немедленный рост. Это же считается и их недостатком.

Однако этот недостаток можно частично оправдать стремлением к максимальной информированности и профессионализму в нескольких областях сразу, т.к. для этих людей непозволительно быть специалистами в чём-либо одном. Поколение Y является надеждой современного бизнеса, т.к. ему свойственны высочайшая техническая грамотность, желание работать внеурочно и тяга к знаниям.

Здесь же можно дополнить, что, по словам некоторых специалистов, например, исполнительного директора Некоммерческого партнёрства «Эксперты рынка труда» Михаила Семкина и специалиста по работе с персоналом ОАО «МДМ Банк» Ольги Павловой, уже в ближайшее десятилетие поколение Y станет главной рабочей силой.

Поколение Z

Те же, кто родился после 2003 года, относятся к поколению Z. Этих людей пока что рано оценивать с точки зрения профессионализма, учитывая их возраст. И сказать о том, какие ценности будут превалировать в их сознании, не представляется возможным в данное время.

Но для чего нужна вся эта информация?

«Кадровая охота»

Если подходить к вопросу «охоты» на сотрудников правильно, то он предполагает ответ на то, зачем о поколениях XYZ требуется знать специалистам по человеческим ресурсам, ведь HR дословно звучит как «Human Resources», что означает «Человеческие Ресурсы», а это значит, что человек занимает здесь главенствующую роль.

Внимание современных HR-специалистов всё больше акцентируется на человеческих возможностях. И именно потенциал сотрудников, а не материальная база компаний и корпораций становится их главным богатством.

Помимо этого, на рынке кадров наблюдается всё более ожесточающаяся борьба за соискателей, и для того чтобы выйти из неё победителем, необходимо предоставлять талантливым представителям каждого из поколений только самые лучшие условия. Плюс к этому, оценивать этих людей по одинаковой шкале крайне недопустимо, ведь у них могут быть диаметрально противоположные представления о «работе своей жизни». И сотрудников может быть понята наилучшим образом только с позиции теории о поколениях XYZ.

Какие условия приемлемы для каждого из поколений?

Работая с персоналом, необходимо понимать, что у людей разных поколений будут разные потребности.

Бэби-бумеры, как поколение со стабильными запросами, является ориентированным, главным образом, на устойчивость. Именно стабильные условия имеют здесь решающее значение, и замотивировать этих людей на можно, даже не прибегая к использованию материальных выгод.

Основной мотивацией для поколения X служит , желание быть уверенным в будущем и чёткое знание всех деталей своей работы. В дополнение к этому, в качестве мотивации рекомендуется использовать предоставление возможности постоянно находиться в процессе обучения и личностного роста. Если же говорить о финансовой стороне вопроса, то для людей, которые относятся к поколению X, наиболее интересен фиксированный оклад, а система коммерческого стимулирования вызывает у них не очень положительные эмоции.

Учитывая то, что поколение Y нередко именуют «сетевым поколением», заниматься их привлечением очень успешно можно и посредством Интернета, в частности, посредством социальных сетей. Для поколения Y базовой мотивацией служит денежное вознаграждение, отсутствие бюрократических «заморочек» и технологическая составляющая, к примеру, наличие на рабочем месте высокотехнологичного оборудования. В том же случае, если в организации не внедряются новые технологии и процесс работы не оптимизируется, то это может отрицательно сказаться на интересе соискателей к данной компании и деятельности в ней.

Помимо прочего, поколение Y предпочитает те организации, в которых наименьшее количество запретов и ограничений. Здесь важна непринуждённая атмосфера, свободный стиль в общении с коллегами, возможность одеваться в привычной манере и т.п. А ещё лучше будет, если рабочая обыденность будет чем-то напоминать игру, ведь это поколение взращено на компьютерных играх.

Что ещё важно учитывать?

Каждый волен придерживаться своего мнения, и многие могут счесть теорию поколений XYZ обычной «сказкой», не достойной внимания. Однако любая компания, которая не ориентируется на современные тренды (как и любая компания, которая слепо берёт всё на веру) затормаживает своё развитие. Согласно мнению упомянутой выше Ольги Павловой, HR-специалисты непременно должны учитывать интересы и особенности поколений бэби-бумеров, X, Y и Z. Если в какой-то компании необходим человек из поколения Y, то X или бэби-бумер его никогда не заменит. Идеальной считается ситуация, в которой человек-X руководит человеком-Y, обращая при этом внимание на его точку зрения и .

Если же не уделить теории различия поколений должного внимания, будет велика вероятность отрицательных последствий для компании, т.к. практика показывает, что очень часто на вакантную должность принимается совершенно неподходящий человек. Стремясь к быстрому результату, сотрудники кадровой службы могут «подгонять» соискателя под шаблон, что впоследствии служит причиной разочарований и компании, и работника, и человека, одобрившего его кандидатуру, и придётся искать нового человека.

Бесспорно, руководствуясь принципами теории поколения XYZ, компания может потратить значительно больше времени на его оценку, составление и анализ личностных и профессиональных характеристик и т.д., но результат стоит того, ведь компания получает не только возможность реализации стратегических планов, но и довольного и благодарного сотрудника.

Теорию возрастных различий можно использовать ещё и в целях консультирования уже работающего персонала, а также соискателей. Если специалист по подбору персонала сможет правильно донести до соискателя информацию, в случае отказа соискатель будет понимать, что причиной тому могут быть не его личные показатели, а совокупность особенностей рынка труда и специфики компании. К тому же, знания о теории поколений помогут и самому человеку, находящемуся в поиске работы, скорректировать свои действия и начать двигаться в новом русле, если в прежнем не получалось.

А что касается корпоративной культуры, то теория поколения XYZ помогает выстроить её должным образом, ведь ориентируясь на особенности различия поколений, можно сделать уклон на те ценности, которые важны для представителей преобладающего в компании поколения. Но и интересы остальных, конечно же, всегда должны учитываться.

В своей работе кадровики должны ориентироваться и на традиционные методы подбора персонала, и на новые веяния и тренды в этой области, ведь успех компании зависит от применения самых эффективных стратегий, а таковые можно найти в любом периоде времени – и в прошлом, и в настоящем.