Мкртчян кавказская пленница. Фрунзик Мкртчян: грустное солнце. Личная жизнь актера


Народный артист СССР (1984)
Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1975, за фильм «Треугольник»)
Лауреат первого приза на Всесоюзном кинофестивале в Ереване (1978, за фильм «Солдат и слон»)
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за фильм «Мимино»)

Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нем они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец Фррунзика Мушег работал на заводе табельщиком, а мама Санам - посудомойкой в заводской столовой. У них было четверо детей, и одному из сыновей они дали имя Фрунзик в честь героя гражданской войны Фрунзе. Отец очень хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром, и начал ходить в драматический кружок. Он любил организовывать представления у себя дома на лестничной клетке - Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице публикой моноспектакли. Дети сидели на коленях у своих родителей, и не стеснялисьаплодировать маленькому актеру. В том, что Фрунзик чрезвычайно одарен, уже тогда не сомневался никто.

Чтобы прокормить большую семью, Мушег Мкртчян однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате, и был осужден на десять лет, после чего дети и его жена начали голодать, так как Санам получала за свою работу посудомойки всего 30 рублей.

В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод, но через несколько лет поступил в Ереванский театрально-художественный институт, и еще будучи студентом второго курса института получил приглашение в театр имени Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. Но после первого же спектакля учитель уступил роль Фрунзику. В 1956 году Мкртчян окончил театральный институт и был принят в труппу театра имени Сундукяна. Армен Джигарханян рассказывал: «Впервые Фрунзика я увидел не в кино, а на сцене. В середине 1950-х он уже был популярен. Народ ходил в Театр имени Сундукяна специально «на Фрунзика». И действительно, глядя на его сценическое существование, ты понимал, что он - Артист с большой буквы. Есть такие Богом поцелованные натуры, которые сразу рождаются артистами. Тайны мастерства у них в крови».

Во время учебы Мкртчян женился, но его первый брак был недолгим, бытовые и материальные проблемы привели к тому, что супруги вскоре расстались. Со своей второй женой Данарой Фрунзик Мкртчян познакомился в середине 50-х, когда она приехала поступать в Ленинакан в театрально-художественный институт. Сразу после окончания института Мкртчян впервые снялся в кино - он сыграл в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан»в небольшом эпизоде. А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году в фильме Г. Маляна и Г. Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.

Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ей стала в 1965 году роль профессора Берга 1965 году в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката.

Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актера и режиссера Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актер был утвержден на роль, и вскоре Мкртчян вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году. Альберт Мкртчян рассказывал: «Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы — я и наши две сестры — даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик — беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».

В том же 1966 году на экраны СССР вышла искрометная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине так же сыграла и его настоящая супруга актриса Данара Мкртчян.


После выхода этих двух фильмов Фрунзик Мкртчян сразу же стал одним из самых востребованных комедийных актеров страны. Сам Фрунзик признавался в своей любви именно к жанру комедии и, в частности - к Чарли Чаплину: «Чаплин для меня, как Бах в музыке - учитель человечества. Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплиным, и загорается желанием однажды так же, как и он, сыграть в кино. Это было неслучайно. Я стал комиком потому, что мечтал об этом с детства. Я очень уважаю всех первопроходцев киногротеска. Они были тем, кем стал Гагарин в космонавтике. Только я лично никого не могу поставить в один ряд с Чаплиным».


Жизнь Мкртчяна складывалась успешно, вскоре у супругов родились дочь Нунэ и сын Вазген, и его супруга Данара устроилась работать в театр.

Мкртчян был известен тем, что нередко помогал близким ему людям в беде, причем делал он это тихо, без всякой помпы. Альберт Мкртчян рассказывал: «К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами. Никаких материальных благ он не нажил. Но просящим он не мог отказать. Тут его известность помогала добывать и квартиры, и машины, и лекарства. Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать… Он помогал родственникам, друзьям, соседям и совершенно незнакомым людям. Спустя месяц после смерти нашей матери к нам постучалась в дверь изможденная женщина. Узнав, что наша Санам (мать Фрунзика Мкртчяна) скончалась, она забилась в истерике и все время повторяла: «Мои дети теперь умрут…» Оказывается, наша мать пообещала поговорить с Фрунзиком насчет квартиры для несчастной. Женщина жила без мужа, с пятью детьми в съемной комнатке. Я глянул на Фрунзика и понял, что душа его плачет. Он сказал только одно слово: «Хорошо». Он пошел в ЦК, где его все уважали, и через три месяца Фрунзик выбил для женщины и ее детей квартиру. Он никогда помногу не разглагольствовал, большие дела делал тихо, без помпы».



В начале 1970-х годов в семье Мкртчянов случилось несчастье. Данара заболела тяжелым психическим расстройством - шизофренией, и ей пришлось расстаться театром, в то время как Фрунзик стал необыкновенно популярным актером и часто выезжал на съемки. Болезнь Данары привела к тому, что Мкртчяну приходилось часто отказываться от хороших ролей. Но, несмотря на то, что из-за несложившейся семейной жизни Фрунзик мог быть иногда недисциплинированным актером, обычно он очень старательно готовился к работе, долго и мучительно искал образ. В первой половине 1970-х годов вышло не так много фильмов с его участием, тем не менее, в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР - руководство республики решило отметить его роль в фильме «Треугольник», который вышел на экраны в 1967 году.

Новый виток популярности для Мкртчяна наступил во второй половине 1970-х годов. Этому поспособствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии «Мимино», в которой Мкртчян вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт.


Много смешных реплик, ставших позже крылатыми: «Я тут так хохотался», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я тебе один умный вещь скажу…» - и другие Фрунзик придумал сам. В частности, сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде была импровизацией актера.


Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик поехал в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?»


После выхода этой картины, наполненной искрометными шутками, режиссеры снова вспомнили о Мкртчяне. Один за другим начали выходить фильмы с его участием. Мкртчян снялся в музыкальной комедии «Багдасар разводится с женой», лирической драме «Солдат и слон», сказке «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», комедии «Суета сует» и других фильмах.


Со своими друзьями и коллегами о своей сложной семейной жизни Фрунзик Мкртчян предпочитал не общаться. На людях он всегда оставался веселым, жизнерадостным человеком, большим выдумщиком и мастером розыгрышей. Он мог запросто забраться ночью по водосточной трубе под окно друга и спеть серенаду с шампуром шашлыка в руке. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «С творческих капустников, которые в театре нередко затягивались до утра, мы выходили на улицу и вытворяли такое. Помню, хорошо выпившие, мы выкатились однажды в 5 утра на центральную площадь, где стоял огромный памятник Ленину и трибуна, и устроили свой парад. Там всегда находился дежурный милиционер, но Фрунзика это не смущало, отказать ему было невозможно. Он залезал на трибуну и начинал распределять всем роли. Один из нас был Генеральным секретарем, другой министром иностранных дел, третий членом Политбюро. Фрунзик чаще всего изображал народ. На наши лозунги с трибуны он из толпы выкрикивал всякие ругательства. Когда милиционер хватал его за шкирку, он возмущенно кричал на всю площадь: «Это кричал не я, кто-то из демонстрантов». Мог Фрунзик с криками и воплями остановить и поздний трамвай. Забравшись на крышу, он изображал Ленина на броневике…»


Мкртчяна любили и зрители, и коллеги по работе. Георгий Данелия, снявший его в трех своих фильмах, как-то заметил: «С ним очень легко работалось. Он все время придумывал интересные ходы, и режиссеру оставалось только отбирать нужное», а Ролан Быков, благодаря Довлатяна за предложенную кандидатуру Мкртчяна на роль разбойника в фильме «Айболит-66», признался: «Ты мне подарил солнце».


Между тем болезнь жены Фрунзика Данары прогрессировала, и в начале 1980-х годов Мкртчяну пришлось поместить ее в психиатрическую лечебницу, оставшись одному с двумя детьми. После этого нелегкого решения ему пришлось разрываться между работой и семьей - Мкртчян продолжал активно работать в театре и в кино. В том числе, и в картинах у своего брата, который рассказывал: «Все роли для актера дороги, потому что в каждой остается часть его души, после съемок актер просто стареет. А самой драматичной его ролью была роль почтальона в моем фильме «Песнь прошедших дней». Это во многом автобиографичный фильм. У нас во дворе во время войны жил инвалид, который вернулся с фронта в Ленинакан и работал почтальоном. Однажды нам, пацанам, дали похоронку. Мы обрадовались и с криками «ура!» принесли конверт пожилой женщине. Мы думали, что это письмо с фронта… Фрунзик на всю жизнь запомнил этот случай. В фильме он должен был играть человека, который приносит матери похоронку на ее последнего, четвертого сына… Он чувствует, что если сделает это, то просто сойдет с ума. И возле церкви почтальон начинает этот бумажный конверт есть… Этот эпизод мы снимали в городе нашего детства, в Ленинакане. Фрунзик три дня не выходил из гостиничного номера, пил. Потом вышел, небритый, с синяками под глазами, и сказал: «Я готов сниматься в этом эпизоде». С ролью он играл, как кошка с мышкой, — три дня он превращался в старика-инвалида».


В середине 80-х Мкртчян решился на третий брак. Его новой женой стала дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна Тамара. Сразу после свадьбы молодожены переехали в новую четырехкомнатную квартиру в центре Еревана, но и этот брак Мкртчяна оказался неудачным, и спустя несколько лет он развелся.


С середины 1980-х годов Мкртчян практически перестал сниматься в кино. Предложения к нему продолжали поступать, но он от них отказывался, шутливо заявляя: «Разве в моем возрасте играют в кино?» А в начале 1990-х годов Мкртчян ушел из театра имени Сундукяна. К уходу его подтолкнуло решение коллектива избрать главным режиссером Хорена Абрамяна. Мкртчян, 35 лет отдавший театру, сам претендовал на эту должность, и решение коллег его обидело. После ухода из театра имени Сундукяна Фрунзик Мкртчян решил создать собственный театр, но руководить им Фрунзику довелось недолго.



Здоровье Мкртчяна было подорвано - врачи диагностировали у актера проблемы с сердцем, печенью и желудком. Его дочь Нунэ к тому времени вышла замуж, и уехала с мужем в Аргентину, и смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. И тут без того слабое здоровье подорвала новая трагедия. Оказалось, что Вазген унаследовал болезнь матери. В 1993 году Мкртчан повез его на лечение во Францию, где выяснилось, что болезнь сына неизлечима - ему по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Данара, они даже не узнали друг друга. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «В семье Фрунзик был очень несчастлив. У него в доме не было домашнего уюта. И пил он так страшно, я думаю, потому, что ему не хватало теплых отношений в семье».


Мкртчян вернулся в Ереван, лишенный из-за военных действий с Азербайджаном света и тепла, и здесь его ждал новый удар, - умер его близкий друг народный артист Армении Азат Шеренц. Мкртчян сам попал в больницу, где у него случилась клиническая смерть, но врачи спасли жизнь артиста. Альберт Мкртчян рассказывал: «Когда врачи поставили трагический диагноз любимой жене, а потом и сыну, Фрунзик боролся до конца. Он много работал, чтобы обеспечить им достойное лечение. А еще - страшное землетрясение в Ленинакане в 1988 году. От нашего родного дома не осталось ничего. Погибли многие знакомые, друзья. И в Ереване жизнь в начале девяностых была очень тяжелой. Зимой 1993 года практически не было освещения и отопления. А Фрунзик очень любил «Адажио» Альбинони. Мы с друзьями приспособили к его магнитофону аккумулятор от машины, и он мог слушать свою любимую мелодию».


Последние месяцы Фрунзик Мкртчан жил дома, где за ним ухаживал его младший брат Альберт, который позже рассказывал: «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома. Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику — у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно — телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не смогла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года… Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Главной его трагедией стала душевная болезнь сына, передавшаяся ему от матери. Вазген умер в прошлом году. Дочери не стало через пять лет после смерти Фрунзика. У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Брат, конечно, понимал, какой он актер. Но никогда не показывал этого. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».

На похороны Фрунзика Мкртчана собралось огромное количество ереванцев. Прощание с любимым артистом затянулось, и похороны Фрунзика проходили в сумерках. Стоявшие на обочинах машины фарами освещали темные мостовые, и тысячи людей шли по улицам с зажженными свечами, пока гроб с телом артиста несли по живому многокилометровому освещенному коридору…

Журналист Иосиф Вердиян после смерти Фрунзика Мкртчяна написал: «Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата, известного кинорежиссера Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе».


Фрунзик Мкртчян похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.


На его родине в Гюмри установлен памятник великому Артисту.


Леонид Филатов подготовил о Фрунзике Мкртчяне передачу из цикла «Чтобы помнили».


Использованные материалы:

Материалы сайта www.peoples.ru В поисках адресата (1955)

  • Из-за чести (1956)
  • О чем шумит река (1959)
  • Парни музкоманды (1960)
  • Двадцать шесть бакинских комиссаров (1965)
  • Тридцать три (1965)
  • Айболит-66 (1966)
  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
  • Формула радуги (1966)
  • Из времен голода (1967)
  • Треугольник (1967)
  • Белый рояль (1968)
  • Адам и Хева (1969)
  • Мы и наши горы (1969)
  • Не горюй! (1969)
  • Вчера, сегодня и всегда (1969)
  • Взрыв после полуночи (1970)
  • Хатабала (1972)
  • Мужчины (1972)
  • Айрик (Папа) (1972)
  • Памятник (1972) короткометражный
  • Мимино (1977)
  • Наапет (1977)
  • Солдат и слон (1977)
  • Суета сует (1978)
  • Добрая половина жизни (1979)
  • Приключения Али-бабы и сорока разбойников (1979)
  • Пощечина ("Кусок неба") (1980)
  • Крупный выигрыш (1981)
  • Песнь прошедших дней (1982)
  • Одиноким предоставляется общежитие (1983)
  • Пожар (1983)
  • Легенда о любви (1984)
  • Танго нашего детства (1985)
  • Как дома, как дела? (1987)
  • 4 июля 1930 года - 29 декабря 1993 года

    На протяжении жизни Фрунзик Мкртчян записывал свои мысли на магнитофон – перед смертью он попросил передать запись единственной наследнице.

    Внучка знаменитого советского актера Ирэна Тертерян расшифровала уникальную аудиозапись с посланием любимого деда. Откровения «клоуна с осенью в сердце» будут опубликованы в виде книги.

    Внучка Ирэна Тертерян, единственный потомок Фрунзика Мкртчяна, вернулась на родину в Ереван только через 13 лет, чтобы почтить память своего знаменитого деда.

    Она приехала из далекой Аргентины, куда эмигрировала еще ребенком. Ирэна вернула Родине «завещание» великого актера.

    – О таинственной аудиозаписи мне рассказала мама, дочь Фрунзика Мкртчяна Нунэ, – рассказывает в интервью «Жизни» Ирэна. – Она говорила, что дед хотел написать книгу и потому записывал свои мысли. Мама мечтала опубликовать записи деда, но болезнь подкосила ее…

    Мкртчян обожал сына Вазгена и так страдал из-за его болезни

    После неудачной операции дочь Фрунзика Нунэ умерла. Ирэне тогда исполнилось 13 лет.

    – Спустя годы я осознала важность возложенной на меня миссии, – говорит Ирэна. – Я единственный потомок Фрунзика Мкртчяна, и в моих руках его душа, все, что он хотел передать потомкам. И тогда я решила завершить дело дедушки и моей мамы и опубликовать книгу…

    Сегодня в ереванском издательстве уже работают над обложкой книги. Двести страниц откровений великого актера на армянском языке планируется выпустить к концу июля.

    – Помню, как дед учил меня рисовать, – вспоминает Ирэна. – Он говорил, что искусство может быть подвластно человеку: если уголки губ у нарисованного человечка поднять вверх, то он будет улыбаться, вниз – плакать. Каждый человек – тоже рисунок, только он – изображение его судьбы, и пока она машет своей кистью, он живет…

    Судьба

    Доля самого комического актера с отпечатком неизгладимой грусти на лице Фрунзика Мкртчяна незавидна. Неудивительно, что пережив на склоне лет клиническую смерть, Фрунзик не хотел возвращаться. «Зачем вы меня вернули, там так хорошо!» – говорил Фрунзик Мушегович врачам, которые и не предполагали, что актер выживет.

    – Я был рядом в тот момент, – рассказывает «Жизни» родной брат актера, режиссер Альберт Мкртчян. – Фрунзик, очнувшись, сказал мне: «Там все серебряное, так спокойно».

    Личная жизнь актера не сложилась. Болезнь первой жены, нездоровье сына, отдаленные отношения со второй семьей. Родные говорят, что к тому моменту, когда Мкртчяна настигла болезнь, он был глубоко уставшим человеком. Бесконечные съемки. Он жил в самолетах, ел в самолетах – всю его жизнь заполняла работа. Но она и спасала его от тяжелых раздумий о своей не очень счастливой судьбе…

    Супруги Донара и Фрунзик сыграли самих себя в комедии «Кавказская пленница»

    – Фрунзик был моим сердцем, – признается «Жизни» брат актера. – Я готов был сделать все для него. Но я не люблю, когда о нем говорят как о человеке несчастном. Бог даровал ему такой талант, поэтому на судьбу Фрунзик никогда не обижался… Он по-настоящему любил жизнь. Но она не отвечала ему взаимностью. Умер актер в 63 года. Его сердце отказалось работать.

    Семья

    Личная жизнь Фрунзика Мкртчяна была сложной и поэтому особо скрытной. С первой женой Донарой они сошлись благодаря профессии. Красивая девушка тоже была родом из родного Фрунзику города Ленинакана. Прежде чем поступить в театральное училище, Донара обратилась за помощью к знаменитому земляку. А через некоторое время они поженились. Актрису Донару Мкртчян зрители запомнили в роли жены товарища Джабраилова (героя Фрунзика Мкртчяна) в фильме «Кавказская пленница».

    – Они прожили вместе достаточно долго, – говорит «Жизни» Альберт Мкртчян, – у них было двое детей Нунэ и Вазген. Донара очень ревновала мужа. Оттого частыми в доме были скандалы, а позже на нашу семью свалились настоящие несчастья…

    Донара становилась неадекватной – частое отсутствие мужа она трактовала как измену и предательство. Родственники стали замечать, что поведение женщины иногда бывает просто непредсказуемым. Врачи поставили диагноз – шизофрения. Вскоре Донара перестала узнавать даже родных детей. На том несчастья актера не закончились, у сына Вазгена стали проявляться те же симптомы – несчастный Фрунзик был просто потерян…

    – Донара тогда уже находилась на постоянном лечении в клинике, - говорит Альберт. – Последние годы актер и его сын жили вдвоем. А позже Вазгена тоже поместили в больницу.

    Счастье Тамар и Фрунзика было коротким

    После смерти Фрунзика Мкртчяна о существовании Донары просто забыли. В прессе появились публикации о ее смерти. Но как оказалось, первая жена актера до сих пор жива.

    – Моя бабушка живет в пансионате под Ереваном, – рассказывает «Жизни» Ирэна Тертерян. – В прошлом году мы с ней встретились впервые после 13 летней разлуки. Чувствует она себя хорошо, даже узнала меня. Правда, сказала, что я ее дочь – Нунэ… Она до сих пор думает, что ее дети живы. А ведь дядя Вазген умер через несколько лет после смерти дедушки, ему было 33 года. Бабушка Донара по сей день живет воспоминаниями. Когда я зашла к ней попрощаться перед отъездом, нам пришлось вновь знакомиться – в этот раз она меня не узнала…

    Любовь

    – Фрунзика обожали женщины, – улыбается Альберт Мкртчян, – несмотря на огромный нос, в нем было столько обаяния, что не каждая могла устоять. Помню такой случай. Катались мы с Фрунзиком на машине по Еревану. Он тут решил «пятаки» покрутить. Даже милиция на его забавы реагировала спокойно. Тут брат увидел женщину необыкновенной красоты. Мы приблизились. Фрунзик открыл дверь машины, пригласил сесть. Женщина растерялась, но ответила достойно: «Я бы с радостью, уважаемый Фрунзик, но в городе Он». Мы часто вспоминали с братом этот случай и смеялись…

    Актеру удалось покорить сердца только двух женщин –Донары и Тамар.

    Вторая супруга Фрунзика, женщина необыкновенной красоты и талантливая актриса, Тамар Ованесян работала в том же театре им. Г. Сундукяна, что и сам Мкртчян.

    – Вместе они прожили около четырех лет, – вспоминает Альберт. – Ничего хорошего из этого не получилось, к тому же у них была большая разница в возрасте – 15 лет…

    – У них были довольно сложные отношения, – рассказывает знакомая Тамар Жанна. – Два сильных, талантливых человека – они не могли порой найти общего языка. В творчестве они удивительно дополняли друг друга. А в жизни что-то получалось не так. Жили в разных квартирах, но были официально зарегистрированы как супруги. Женились, разводились и снова сходились. Многие обвиняли Тамар в смерти Фрунзика, считая, что она довела актера до инфаркта своим своенравным характером. Тамар очень переживала, что не родила от Фрунзика ребенка…

    Вот уже 13 лет Тамар Ованесян живет в Америке. Сегодня даже родные не знают, как сложилась ее судьба.

    – Там она устроилась работать в армянском театре, – рассказывает брат Тамар. – С годами связь потеряли. О том, как она живет сегодня, мне ничего не известно…

    Ирэна

    Похоронив отца, дочь Фрунзика Нунэ покинула Армению. Внучке Ирэне было тогда всего девять лет.

    – Она мне такая же внучка, как и Фрунзику, – ревниво подчеркивает Альберт Мкртчян. – На некоторое время мы потеряли всякую связь. Она росла в Аргентине, можно сказать, что ее воспитанием занимался отец. Ведь дочь Фрунзика Нунэ ушла из жизни, когда ее Ирэночка была еще подростком. Это случилось через пять лет после смерти Фрунзика…

    Связь с единственной наследницей Фрунзика наладил его брат. Режиссер Альберт Мкртчян как-то приехал в Аргентину на демонстрацию своего фильма.

    – Я знал, что там живет Ирэна, пытался найти ее, – говорит Альберт. – Но встретились мы позже уже в Ереване…

    Лучезарная улыбка Ирэны удивительно похожа на улыбку любимого дедушки

    Ирэна и ее двоюродный дед Альберт Мкртчян виделись всего несколько часов.

    – Мы почти не знаем друг друга, я помню ее совсем маленькой, а теперь она такая красавица стала, есть в ней что-то от ее матери Нунэ…

    Сегодня 23 летняя Ирэна мечтает связать свою жизнь с литературой.

    – С детства она была удивительно одаренной девочкой, – рассказывает бабушка Ирэны со стороны отца Ирина Тертерян. – Она могла бы быть и замечательной актрисой, как ее дед Фрунзик, и найти свое место в музыке, как ее дед Авет Тертерян, известный армянский композитор. Но куда ее выведет судьба, пока неизвестно.

    Марина Русских

    Почти все фильмы, в которых сыграл всенародный любимый актер, стали классикой советского кинематографа. За свой талант он получил звание народного артиста СССР, стал лауреатом Госпремии. Однако личная жизнь Фрунзика Мкртчяна складывалась не так гладко, как его карьера, и, возможно, бытовые неурядицы приблизили его конец - причиной смерти актера стал инфаркт, случившийся накануне нового 1993 года.

    Краткая биография Фрунзика Мкртчана

    Он родился 4 июля 1930 года в Ленинакане в семье, где кроме него было еще трое детей. Родители Фрунзика работали на текстильном комбинате, и, чтобы прокормить семью, отец пошел на преступление - украл пятиметровый кусок ткани. За это Мушега Мкртчяна на десять лет отправили в лагеря, а мать на свою мизерную зарплату старалась прокормить четверых детей.

    В детстве у Фрунзика обнаружился талант к рисованию, и отец хотел, чтобы он выучился на художника, но любовь к рисованию оказалась меньше, чем увлечение театром, зародившееся в душе Мкртчяна, когда в десять лет он стал заниматься в школьном драмкружке.

    Прежде чем поступить в Театрально-художественный институт, Фрунзик Мушегович несколько лет проработал помощником киномеханика в клубе, занимался в студии при драмтеатре в родном Ленинакане.

    С самого начала педагоги рассмотрели в Мкртчяне незаурядный талант, а уже на втором курсе он начал играть на сцене Ереванского театра им. Сундукяна. Он быстро обрел популярность, и зрители шли в театр, чтобы посмотреть на игру Фрунзе Мкртчяна.

    Кинематографическая биография Фрунзика Мкртчяна началась с маленькой роли в фильме «Тайна озера Севан», потом, в 1960 году он снялся в картине «Парни музкоманды».

    После пятилетнего перерыва Мкртчяна пригласили в комедию «Тридцать три», но настоящим прорывом в карьере артиста стала кинокомедия «Кавказская пленница», открывшая талантливого актера для всего Советского Союза.

    Личная жизнь актера

    В первый раз узами брака Фрунзик связал себя еще во время учебы - избранницей Мкртчяна стала его однокурсница Кнара. Однако студенческая семья не выдержала испытания безденежьем и сложностями быта, и вскоре распалась. Вторая жена Фрунзика Мкртчяна Донара Пиносян была моложе его на одиннадцать лет.

    Они познакомились, когда Донара приехала поступать в театральный вуз, а сам Фрунзик уже работал в театре. Они поженились, в семье родилась дочь Нуне, а спустя тринадцать лет - сын Вазген.

    Личная жизнь Фрунзика Мкртчяна в первые годы брака складывалась удачно - они с женой работали в театре, у них подрастали дети, а потом обнаружилось, что Донара серьезно больна - по наследству ей передалось тяжелое психическое заболевание, вылечить которое так и не удалось - даже лучшие специалисты, которым показывал жену актер, оказались бессильны.

    Семейная жизнь для Мкртчяна превратилась в настоящий ад - жена стала патологической ревнивой, не отпускала мужа ни на шаг, устраивала ужасные скандалы. Это повлияло на карьеру актера - долгое время он не выходил на театральную сцену и не снимался.

    Донару поместили в психиатрическую клинику, в которой она провела последние двадцать пять лет своей жизни. Между тем Фрунзик остался один с дочерью и сыном, который, как оказалось позже, был болен той же наследственной болезнью, что и его мать, и это стало еще одним ударом для Мкртчяна.

    В начале восьмидесятых Фрунзик познакомился с Тамарой Оганесян, дочерью председателя Союза писателей Армении, которая была на двадцать пять лет моложе него. Ради Мкртчяна она бросила мужа, но брак с Фрунзиком оказался недолгим - через несколько лет они разошлись, и актер снова остался один.

    В последние годы актер отказывался от приглашений сняться в том или ином фильме, и все силы отдавал созданию собственного театра, но так и не успел в полной мере насладиться плодами своего труда.

    Советский и армянский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Бесконечно талантливый, универсальный актер. Совсем простой человек. лишенный “звездности”, скромный, стеснительный.

    Он прожил 63 года – слишком мало для великого актера. Был очень уважаемым человеком, которого узнавали на улицах, не спрашивали документов, даже денег в магазинах и ресторанах часто не брали.

    Имя Фрунзик не вполне армянское и уж точно для Армении не традиционное. Не известно, в честь кого Фрунзик получил свое имя – возможно, в честь Михаила Фрунзе. Младшего брата Фрунзика назвали Альбертом – тоже явно не армянское имя.

    Мкртчян не любил своего имени. И это знали его друзья.

    Однажды во время зарубежных гастролей группа Ереванского театра имени Сундукяна попала в Бейрут. Представителям армянской диаспоры игра Мкртчян так полюбилось, что Фрунзика стали называть Мгер – “Солнечный”, или “Светлый”. Это имя ему очень нравилось.

    У семьи Мкртчянов нет родословной. Родителей Фрунзика, тогда еще совсем детей, нашли на дороге. Они стали жертвами турецкой резни, в ходе которой погибло около миллиона армян. Детей подобрали и определили в детский дом в Гюмри. Здесь они и познакомились – Мушег и Санам.

    В 1924 году они стали мужем и женой.Жили они бедно и не очень счастливо.

    В 1930 году, 4 июля, на свет их первенец. Для Санам маленький Фрунзик был настоящим счастьем. Привязанность к первенцу она сохранила на всю жизнь. В семье было четверо детей. В детстве Фрунзик был слабеньким и ранимым.

    В детстве он хорошо рисовал, и отец больше всего хотел, чтобы старший сын стал художником.

    Того города, в котором родился Фрунзик, уже не существует. Ужасная катастрофа -землетрясение 1988 года – уничтожила старые кварталы и убил тысячи жителей Ленинакана.

    Район, в котором жили Мкртчяны, считался в Ленинакане бандитским. Кругом царила бедность.

    Не известно, как учился он в школе. В зрелом возрасте Мкртчян очень хорошо знал мировую литературу и классическую музыку.

    Лет в десять Фрунзик, уже неоднократно побывавший в местном театре и загоревшийся идеей стать артистом, затеял свою детскую игру “в театр”. На площадке второго этажа, прямо перед дверью квартиры с помощью матушки Фрунзик соорудил самодельный занавес. Перед ним установил ряд стульев, попросил их у соседей. И начал “представление”. Игра заканчивалась с приходом отца.

    Классе в пятом Фрунзик попробовал вступить в театральный кружок при Доме культуры текстильного комбината. Талант мальчика был настолько очевидным, что его тут же взяли. Интересно тот факт, что его взяли во взрослую группу, где играли ребята гораздо старше, а он был самым младшим.

    однажды на его спектакль решил прийти отец. Спектакль закончился. Фрунзик отправился домой, ожидая скандала. Но отец задержался. Утром Папаша был немногословен. Лишь завтраком буркнул: “Молодец, хорошо играл…”.

    Однажды в 1945 году, когда Фрунзику исполнилось 15 лет. отец вернулся с работы чем-то обозленным. Спросил, почему сын не рисует. Фрунзик огрызнулся. Отец достал железную линейку и ударил Фрунзика по рукам… А спустя несколько минут в дверь квартиры постучали. Отец открыл. В квартиру ввалились люди в форме.

    В этот вечер Мушега Мкртчяна арестовали. Он, как и и много раз раньше, вынес с комбината пять метров бязи. Выносили все – обматывая бязью ноги вместо портянок. Эту бязь собирали, потом продавали в рынке. И на эти деньги покупали одежду и пропитание для детей.

    Воровали все. Иногда попадались. На суде Мушега признали виновным и присудили десять лет лагерей. Отца четырех детей отправили в Нижний Тагил валить лес. После десяти лет Мушег вернулся домой уничтоженным здоровьем и тут же умер.

    Можно лишь представить, чего стоило матушке Санам поднять сыновей и дочек одной, без мужа. Возможно, именно эти трудные времена и воспитали во Фрунзике пренебрежение к роскоши и к собственной одежде. К предметам роскоши, ко всяком побрякушкам и украшениям Фрунзик относился презрением.

    В 15 лет, еще школьником, Фрунзик стал зарабатывать на жизнь. И это было не его желание, а суровая необходимость.

    Друг отца, киномеханик Дома культуры текстильного комбината, взял мальчика себе в помощники.

    Он проработал помощником киномеханика два года – до окончания средней школы. И за это время смог увидеть многие шедевры советского кино.

    Мкртчян окончил Ереванский театрально – художественный институт, но при этом был актером – самоучкой.

    В кинематограф Мкртчян вошел спонтанно, внезапно и как высочайший профессионал.

    Дарование Фрунзика было настолько ярким, что в 1951 году руководство Ленинаканского театра желая своему воспитаннику, направил Мкртчяна в Ереван – в Театрально-художественный институт.

    На втором курсе института Фрунзик отправился Ереванский театр – главный театр Армении. Ему устроили просмотр и тут же взяли.

    Институт он закончил уже будучи известным в стране театральном актером. Ереван, в котором Фрунзик попал впервые в жизни, полюбился ему сразу.

    Он учился на последнем курсе Ереванского театрального-художественного института. 18-летний брат Алберт учился здесь же – на втором курсе. Однажды братья поспорили. Фрунзик решил сняться в кино. На следующий день Фрунзик отправился на киностудию. Принес свою фотографию, отрекомендовался актером театра Сундукяна. Его внесли в актерскую базу. А потом он об этом визите забыл.

    И вдруг его пригласили пройти кинопробы на роль в новом фильме “В поисках адресата”.

    В 1956 году он снова получил приглашение и снялся в фильме “Из-за чести”. В 1959 году – “О чем шумит река”, а в 1960-м -“Парни музкоманды”.

    После этого фильма наступила пятилетняя пауза, он играл только в театре и на все приглашения отвечал отказом.

    Фрунзик в юности переживал за свое внешность, за большой нос. В юности – ведь в это время пора самоутверждения и поисков первого любви. Но его всегда спасало чувство юмора.

    Он очень много пил.

    Однажды, уже в восьмидесятые годы, Фрунзик попал в Нью-Йорк. Он не знал английского языка. Как на грех, в зале собралась публика, которая не знала ни армянского, ни русского. Американский зритель, который пришел на легенду советского кино. Катастрофа. Фрунзик моментально нашел выход. Он вышел на сцену. Поклонился. И … пять минут стоял молча, не произнося ни слова.Он просто смотрел в зал и “играл лицом”. И зал сползал от хохот под кресла. Спустя пять минут Фрунзик снова поклонился и удалился со сцены. Ему устроили грандиозную овацию. А этот концерт вошел в легенды.

    Он никогда не был ангелом. Любил выпить, любил покутить друзьями. Любил женщин… И женщины любили его.

    Фрунзик был удивительно несчастлив в семейной жизни. Трижды женился – и все неудачно.

    Его первой любовью была девушка по имени Джульетта. Отношения не сложились – родители девушки были против ее брака с некрасивым парнем, да еще и со студентом.

    На втором курсе познакомился с девушкой, не имевшей никакого отношения к миру искусства и ни разу не побывавшей в театре. Очень простая девушка по имени Кнара.

    А потом была скромная студенческая свадьба – спустя несколько недель после знакомства.

    Но потом они поняли, что не подходят друг-другу. У них к быстрому охлаждению добавились еще и нешуточные бытовые трудности. Им негде и не на что было жить. Их брак продержался несколько месяцев.

    Вскоре в Ереван из Ленинакана приехала потрясающей красоты женщина, попросившая Фрунзика, как земляка, помочь ей поступить в театр имени Сундукяна. Мкртчян помог. И… снова влюбился.

    Это была Донара. Была свадьба, шумная, щедрая. Донара не оставила театр и продолжала играть до тех пор, пока не родился их первый ребенок. Она сыграла с мужем в “Кавказской пленнице” – жену героя Фрунзика водителя Саахова “товарища Джабриала”. Потом она родила второго ребенка. И после этого Донара начала ревновать мужа. Скандалы Донары день за днем становились все безумней. Мкртчян обратился за помощью к докторам-психиатрам…

    После роли в фильме “Кавказская пленница” Фрунзик получил всесоюзную славу. Роль была не большая, но все ровно его полюбили и не представляли другого артиста когда речь шла о роли кавказца.

    Мкртчян стал самым смешным армянином советского кинематографа.

    1969 году ему исполнилось 39. Он никогда не был богат, но в эти годы стал зарабатывать достаточно, чтобы купить автомобиль (в те годы “Волга” была признаком благосостояния) и полностью обеспечить семью.

    Мкртчян любил застолье. Старался достать деликатесов, чтобы гости могли полакомиться икрой или экзотическими фруктами. Он же любил самые простые блюда. Обычно делал себе маленький бутерброд.

    К своей популярности Фрунзик относился с юмором и самоиронией.

    Однажды Мкртчяну пришло в голову идея – слетать в Сочи и хорошо там погулять. Взял с собой друга, Фрунзик отправился в аэропорт. В кармане у него лежала пачка купюр – тысяча рублей. Три дня друзья колесили по Сочи. Отдыхали в гостинице, обедали в дорогих ресторанах. Потом вернулись в Ереван – опять же самолетом. В кармане Фрунзика лежала все та же тысяча рублей…

    В фильме “Мимино”, вышедшем на советские экраны в 1977 году, Данелия собрал любимых актеров – Вахтанга Кикабидзе, Евгения Леонова и Фрунзика Мкртчяна. Как рассказывал сам Данелия, они не могли решит с кем снимать. Тогда Данелия бросил монету. Выпадает орел – будут снимать Леонова. Решка -Мкртчяна. Выпала решка и директор картины отправился в Ереван договариваться с руководством театра, чтобы освободить Фрунзика от спектаклей.

    В ходе съемок картины “Мимино” случилось неприятность – Мкртчян вдруг запил. Истинную причину срывов знали только близкие друзья. В ту пору положение супруги Мкртчяна было хуже некуда. Но Данелия поставил вопрос – либо пьянка, либо съемка. Мкртчян клятвенно пообещал бросить пить. И действительно некоторое время он не пил.

    И все же он был человеком по-житейски беспечным и наивным. В Москву не съемки Мимино приехал без документов. Без документов улетел домой. А когда после шумного успеха картины “Мимино” в 1978 году Мкртчян стал лауреатом Государственной премии СССР за роль Рубена Хачикяна. он приехал в Москву опять без документов.

    Он был очень наивным. Например, никак не мог понять принципа работы телевизора. Искренне удивлялся – как изображение доходит из Москвы до Еревана.

    Первое звание народного артиста Армянской ССР Мкртчян получил в 1971 году, когда актеру исполнилось 41 год.

    В 1975 году Фрунзику была присуждена государственная премия Армянской ССР за участие в фильме “Треугольник”.

    Фильм “Мимино” принес ему Государственную премию СССР, врученную в 1978 году.

    Высшее звание в профессии – народного артиста СССР – Мкртчян получил в 1984 году.

    Фрунзик очень ценил дружбу со старшим коллегой Азатом Шеренцом, которого называл крестным отцом в своей профессии.

    Когда Донара лечилась ва Франции, в те же времена психическими болезнями Фрунзик отнес и сына Вазгена. Вазген тоже страдал шизофренией. Однажды в коридоре больницы мать и сын встретились. И… не узнали друг друга. Фрунзик терял себя, начал еще больше пить.

    Мкртчяна уничтожила не только семейная трагедия. Его уничтожило одиночество. Но никто, кроме брата и самых близких друзей, не видел его рыдающим.

    Он продолжал играть главные роли в лучших спектаклях Академического театра имени Сундукян, но все чаще задумывался о создании собственного театра – театра Мгера Мкртчяна. Этот театр по имени Мгера Мкртчяна открыл его брат Алберт Мкртчян.

    Последным всплеском интереса к жизни, надежды на возрождение стала последняя любовь. Он не мог пройти мимо красивой женщины. А дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна – Тамара Оганесян – была невероятно красивой женщиной.

    Фрунзик влюбился, ожил, прекратил свои запои, приоделся. Он добился свадьбы. Свидетелем на свадьбе был его близкий друг Георгий Тер-Ованесян.

    Перед регистрацией брака Тер-Ованесян спросил: “Не слишком ли часто мы ходим в загс?” На что Фрунзик ответил: “Чаплин был женат не то пять, не то семь раз. Чем я хуже?”

    Третий брак оказался для него несчастливым. Супруги переехали в четырехкомнатную квартиру, но прожили там недолго. Когда Тамара поняла, что стала женой алкоголика с разрушенным здоровьем, то стала закатывать Фрунзику ужасающие скандалы. Мкртчян уехал во Францию с больным сыном. А когда вернулся (за три недели до своей смерти), то из аэропорта отправился в свою старую однокомнатную квартиру. С женой он больше не виделся.

    Самой дорогой вещью в его доме был кассетный магнитофон, работающий от батареек. Фрунзик любил классическую музыку и заслушивался Альбинони. Под музыку Альбинони он и умер…

    25 декабря 1993 года Фрунзика поразило страшное известие – умер его друг Азат Шеренц. Шеренц прожил 80 лет. Фрунзил запил, жестоко, до полного беспамятства.

    Источник – книга “Неформальные биографии” – Николай Надеждин

    Фрунзик Мкртчян – биография, факты – бесконечно талантливый армянский актер обновлено: Январь 13, 2018 автором: сайт

    Frunzik Mkrtchyan

    Мгер Мкртчян

    Մհեր Մկրտչյան

    Родился в Ленинакане (Гюмри), в многодетной семье беженцев от турецкой резни - простых рабочих текстильного комбината.
    Настоящее имя - Мгер Мкртчян. Хотя по паспорту писался Фрунзе Мкртчян. Его отец очень сильно уважал полководца Михаила Фрунзе. Вот и назвал своего сына честь него - Фрунзе.

    Народный артист Армянской ССР (1971).
    Заслуженный артист Дагестанской ССР (1972).
    Народный артист СССР (18.01.1984).

    C 1945 года - помощник киномеханика в клубе текстильной фабрики города Ленинакана, в свободное время посещает репетиции самодеятельного театра. С 1947 года работал в Ленинаканском театре имени Мравяна.

    Окончил Ереванский театрально-художественный институт (1956).
    С 1956 года - актёр Академического театра имени Сундукяна в Ереване.

    Его отец - Мушег Мкртчян (1910-1961) был табельщиком, мать - Санам Мкртчян (1911-1970) была посудомойкой в заводской столовой.
    Младший брат - Альберт Мкртчян (1937) - кинорежиссёр, сценарист.
    Сёстры - Клара Мкртчян (1934-2003), Рузанна Мкртчян (1943).

    Похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване, Армения.

    Жизни и творчеству актера посвящена глава 33 цикла "Чтобы помнили" Леонида Филатова.

    призы и награды

    Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1975, за участие в фильме «Треугольник»).
    Лауреат Государственной премии СССР (1978, за участие в фильме «Мимино»).
    Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз за лучшую актёрскую работу" за 1978 год.
    Орден Святого Месропа Маштоца (2001) (посмертно).