Краткая биография франсуазы саган. Королева эпатажа франсуаза саган

Биография

Родилась в местности Кажар. Девочка превосходила ровесниц по уровню интеллекта, хотя была очень недисциплинированной. После провала в её обучении (в 1953 не сдала вступительный экзамен в Сорбонне), в свои 19 лет стала известной благодаря публикации своей первой новеллы «Здравствуй, грусть» (Bounjour, tristesse) (1954), которая имела блестящий успех в обществе и у критиков. Саган, которую Франсуа Мориак назвал “очаровательным монстром”, получила благодаря этой новелле Премию Критики, среди таких опытных авторов, как Жан Гвиттон (Jean Guitton). Саган шокировaла учителей французского среднего класса своей простой историей об одной несовершеннолетней девочке, чувствительной и аморальной, обманувшей легкомысленного отца вместе с его любовницей, которая ей не нравится, рассказанной во фрагментарном и разочарованном стиле. Эта новелла изображает, прежде всего, внутренний мир самой Саган, который уже не изменится с тех пор: светский внутренний мир, состоящий из праздных и поверхностных людей, находящихся в поиске более убедительной реальности, чем тот мир, в котором они живут. Эта новелла считалась не только отражением несомненной чувствительности эпохи (явно своеобразной своим весёлым различием перед лицом решения литературного арбитража других писателей, например Сартра), но и началом определённого стиля женской литературы.

Известность Саган принесла первая повесть «Здравствуй, грусть » (), опубликованная, когда ей было 19 лет. Повесть была переведена на 30 языков мира, а затем экранизирована. За этим произведением последовали и другие романы, и многочисленные рассказы, пьесы, повести, например «Любите ли вы Брамса?» (), «Немного солнца в холодной воде» (), «Потерянный профиль» (), «Нарисованная леди» (), «Уставшая от войны» ().

Все произведения Франсуазы Саган - о любви, одиночестве, неудовлетворенности жизнью; они отличаются ясностью повествовательной манеры и точностью психологического рисунка.

Франсуаза Саган дважды выходила замуж. В 1958 году за сорокалетнего издателя Гая Шуэллера, а затем в 1962 году - за молодого американца Боба Уэстхоффа, лётчика, сменившего штурвал самолёта на профессию модели. От второго брака остался сын Дэни Уэстхофф .

Создавая романы про хрупкую любовь, сама она то и дело становилась героиней скандальных светских хроник, сама себя называя «прожигательницей жизни». В её жизни было множество скандалов, неуплаченных налогов, странных замужеств, автомобильных аварий, шикарных яхт, пристрастие к наркотикам и алкоголю, условные тюремные сроки, азартные игры - и в конце жизни бедность, несмотря на все полученные ею гонорары. Умерла Франсуаза Саган 24 сентября от легочной эмболии .

Творчество

Новеллы Саган были благоприятно восприняты, несомненно, искушённой публикой, сначала благодаря фольклору латинского квартала, его смутно экзистенциалистскому климату, так же как и форме написания “объективной”, более внушающей определённые мысли, чем убеждающей. Её новеллы, характеризующиеся малым количеством персонажей и краткими описаниями, отличаются открытой выдержанностью интриги, обозначенной схемой любовного треугольника. Считается, что психология персонажей Саган уходит корнями в психологию Фицджеральда (Fitzgerald), но у него они находятся в навязчивых идеях о своём прошлом, в то время как герои Саган, такие как Джиллес (Gilles) в «Немного солнца в холодной воде», понимают, что жили всегда в мошенническом и скучном мире и не возвращаются в своё прошлое. Конечно, они блестящие, этот блеск прежде всего интеллектуальный, но также эгоцентрический. Кроме того, несмотря на то что Саган на протяжении многого времени была объектом скандалов в прессе и обнаружила на протяжении всей своей жизни чёткое волеизъявление освободиться от всех норм, конечно, созданные ею женские персонажи соответствуют мнению и желаниям мужчин. После «Здравствуй, грусть» появились другие успешные новеллы, все они основывались на теме любви, грусти и меланхолии: «Смутная улыбка» (1956); «Через месяц, через год» (1957); «Любите ли Вы Брамса?» (1959) и «Волшебные облака» (1961). Другими её произведениями были «Капитуляция» (1965), «Страж сердца» (1968), «Немного солнца в холодной воде» (1969), «Бархатные глаза» (1975), «Смятая постель» (1977), «Нарисованная леди» (1981), «Бегство» (1991) и «Недовольный пассажир» (1994). Обвиняемая в приверженности беллетристике, искусственной и однотонной, Саган продемонстрировала способности работать в других литературных жанрах. Например, написала театральные пьесы «Скрипачи иногда причиняют вред» (1961) и «Лошадь исчезла» (1966), а также написала биографию Сары Бернар (Sarah Bernhardt), озаглавленную ею «Дорогая Сара Бернар» (1987) и автобиографические произведения, такие как «Удары в душу» (1972) и «С моим лучшим воспоминанием» (1984).

Романы

  • Здравствуй, грусть! / Bonjour tristesse , Éditions Julliard, 1954.
  • Смутная улыбка / Un certain sourire , 1956.
  • Через месяц, через год / Dans un mois, dans un an , 1957.
  • Любите ли Вы Брамса? / Aimez-vous Brahms ? , 1959.
  • Волшебные облака / Les Merveilleux Nuages , 1961.
  • Сигнал к капитуляции / La Chamade , 1965.
  • Ангел-хранитель / Le Garde du cœur , Éditions Julliard, 1968.
  • Немного солнца в холодной воде / Un peu de soleil dans l’eau froide , 1969.
  • Синяки на душе / Des bleus à l"âme , 1972
  • Неясный профиль / Un Profil perdu , 1974.
  • Смятая постель / Le Lit défait , 1977.
  • Приблуда / Le Chien couchant , 1980.
  • Женщина в гриме / La Femme fardée , 1981.
  • Недвижимая гроза (Когда приближается гроза, 2010) / Un Orage immobile , 1983.
  • И переполнилась чаша / De guerre lasse , 1985.
  • Рыбья кровь / Un Sang d’aquarelle , 1987.
  • Поводок / La Laisse , 1989.
  • Окольные пути / Les Faux-Fuyants , 1991.
  • Прощай, печаль / Un Chagrin de passage , 1993.
  • В туманном зеркале / Le Miroir égaré , 1996.

Новеллы

  • Бархатные глаза / Des yeux de soie , 1975
  • Синие фужеры / Les fougères bleues , 1979.
  • Музыка к сценам / Musique de scène , 1981.
  • Дом Ракель Вега / La maison de Raquel Vega , 1985.

Сочинения для театра

  • Le Rendez-vous manqué (1958)
  • Замок в Швеции / Château en Suède (1960)
  • Les violons parfois (1961)
  • Сиреневое платье Валентины / La Robe mauve de Valentine (1963)
  • Bonheur, impair et passe (1964)
  • Лошадь исчезла / Le Cheval évanoui (1966)
  • В терновнике / L"Écharde (1970)
  • Пианино в траве / Un piano dans l’herbe (1970)
  • Il fait beau jour et nuit (1978)
  • Другая крайность / L’Excès contraire (1987)

Биографии

  • Дорогая Сара Бернар /Sarah Bernhardt: Le rire incassable , биография, 1987.

Литература

  • Делассен Софи "Любите ли Вы Саган? Пер. с фр. Т. В. Осиповой. М.: ООО ИЗдательство АСТ, 2003.- 414 с.

Примечания

Ссылки

  • Саган, Франсуаза в библиотеке Максима Мошкова

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 21 июня
  • Родившиеся в 1935 году
  • Родившиеся в Кажаре
  • Умершие 24 сентября
  • Умершие в 2004 году
  • Умершие в Онфлёре
  • Писатели на французском языке
  • Писатели Франции
  • Драматурги Франции
  • Умершие от тромбоэмболии лёгочной артерии

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Волгодонск
  • Монахов, Сергей Юрьевич

Смотреть что такое "Саган, Франсуаза" в других словарях:

    Саган Франсуаза - Франсуаза Саган Дата рождения 21 июня, 1935 Место рождения Карьяк, Франция Дата смерти 24 сентября 2004 Место смерти Нормандия Профессия писательница Жанры … Википедия

    Саган, Франсуаза - Франсуаза Саган. САГАН (Sagan) Франсуаза (родилась в 1935), французская писательница. Многочисленные романы, в том числе Здравствуй, грусть (1954), Любите ли вы Брамса? (1959), Немного солнца в холодной воде (1969), Потерянный профиль (1974),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Саган Франсуаза - (Sagan) (р. 1935), французская писательница. Многочисленные романы, в том числе «Здравствуй, грусть» (1954), «Любите ли вы Брамса?» (1959), «Немного солнца в холодной воде» (1969), «Потерянный профиль» (1974), «Нарисованная леди» (1981),… … Энциклопедический словарь

    Саган Франсуаза - Саган (Sagan) Франсуаза (р. 21.6.1935, Кажарк, департамент Ло), французская писательница. Окончила католический лицей в Париже. Первые романы С. «Здравствуй, грусть» (1954, рус. пер. 1974) и «Подобие улыбки» (1956) выразили умонастроение части… … Большая советская энциклопедия

    САГАН Франсуаза - САГАН (Sagan) Франсуаза (р. 1935), французская писательница. Ром. «Здравствуй, грусть» (1954, п. 1974), «Смутная улыбка» (1956, п. 1981), «Через месяц, через год» (1957), «Любите ли вы Брамса?» (1959, п. 1974), «Чудесные облака» (1961), «Сигнал… … Литературный энциклопедический словарь

    Саган\ Франсуаза - (род. 1935), французская писательница … Биографический словарь Франции

    Франсуаза Саган - Дата рождения 21 июня, 1935 Место рождения Карьяк, Франция Дата смерти 24 сентября 2004 Место смерти Нормандия Профессия писательница Жанры … Википедия

Драматург, в 1985 году удостоена премии князя Монако за вклад в литературу. Взяла свой псевдоним под влиянием фрагмента из Марселя Пруста («В поисках утраченного времени»), где речь идёт о герцогине Доротее Саган.

Родилась в местности Кажар. Девочка превосходила ровесниц по уровню интеллекта, хотя была очень недисциплинированной. После провала в её обучении (в 1953 не сдала вступительный экзамен в Сорбонне), в свои 19 лет стала известной благодаря публикации своего первого романа «Здравствуй, грусть» (Bonjour, tristesse) (1954), который имел блестящий успех в обществе и у критиков. Саган, которую Франсуа Мориак назвал «очаровательным монстром», получила благодаря этому роману Премию Критики, среди таких опытных авторов, как Жан Гиттон. Саган шокировала учителей французского среднего класса своей простой историей об одной несовершеннолетней девочке, чувствительной и аморальной, обманувшей легкомысленного отца вместе с его любовницей, которая ей не нравится, рассказанной во фрагментарном и разочарованном стиле. Этот роман изображает, прежде всего, внутренний мир самой Саган, который уже не изменится с тех пор: светский внутренний мир, состоящий из праздных и поверхностных людей, находящихся в поиске более убедительной реальности, чем тот мир, в котором они живут. Этот роман считался не только отражением несомненной чувствительности эпохи (явно своеобразной своим весёлым безразличием перед лицом решения литературного арбитража других писателей, например, Сартра), но и началом определённого стиля женской литературы.

Роман Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть!» был переведен на 30 языков мира, а затем экранизирован. За ним последовали и другие романы, и многочисленные рассказы, пьесы, повести, например: «Любите ли вы Брамса?» (1959), «Немного солнца в холодной воде» (1969), «Потерянный профиль» (1974), «Нарисованная леди» (1981), «Уставшая от войны» (1985).

Все произведения Франсуазы Саган - о любви, одиночестве, неудовлетворенности жизнью; они отличаются ясностью повествовательной манеры и точностью психологического рисунка.

Франсуаза Саган дважды выходила замуж. В 1958 году за сорокалетнего издателя Ги Шёллера, а затем в 1962 году - за молодого американца Боба Уэстхоффа, лётчика, сменившего штурвал самолёта на профессию модели. От второго брака остался сын Дени Уэстхофф.

Создавая романы про хрупкую любовь, сама она то и дело становилась героиней скандальных светских хроник, сама себя называя «прожигательницей жизни». В её жизни было множество скандалов, неуплаченных налогов, странных замужеств, автомобильных аварий, шикарных яхт, пристрастие к наркотикам и алкоголю, условные тюремные сроки, азартные игры - и в конце жизни бедность, несмотря на все полученные ею гонорары. Умерла Франсуаза Саган 24 сентября 2004 года от лёгочной эмболии в больнице нормандского города Онфлёра.

Творчество

Новеллы Саган были благоприятно восприняты, несомненно, искушённой публикой, сначала благодаря фольклору латинского квартала, его смутно экзистенциалистскому климату, так же как и форме написания «объективной», более внушающей определённые мысли, чем убеждающей. Её новеллы, характеризующиеся малым количеством персонажей и краткими описаниями, отличаются открытой выдержанностью интриги, обозначенной схемой любовного треугольника. Считается, что психология персонажей Саган уходит корнями в психологию Фицджеральда, но у него они находятся в навязчивых идеях о своём прошлом, в то время как герои Саган, такие как Жилль в «Немного солнца в холодной воде», понимают, что жили всегда в мошенническом и скучном мире и не возвращаются в своё прошлое. Конечно, они блестящие, этот блеск прежде всего интеллектуальный, но также эгоцентрический. Кроме того, несмотря на то что Саган на протяжении многого времени была объектом скандалов в прессе и обнаружила на протяжении всей своей жизни чёткое волеизъявление освободиться от всех норм, конечно, созданные ею женские персонажи соответствуют мнению и желаниям мужчин.

После «Здравствуй, грусть» появились другие успешные новеллы, все они основывались на теме любви, грусти и меланхолии: «Смутная улыбка» (1956); «Через месяц, через год» (1957); «Любите ли Вы Брамса?» (1959) и «Волшебные облака» (1961). Другими её произведениями были «Капитуляция» (1965), «Страж сердца» (1968), «Немного солнца в холодной воде» (1969), «Бархатные глаза» (1975), «Смятая постель» (1977), «Нарисованная леди» (1981), «Бегство» (1991) и «Недовольный пассажир» (1994).

Обвиняемая в приверженности беллетристике, искусственной и однотонной, Саган продемонстрировала способности работать в других литературных жанрах. Например, написала театральные пьесы «Скрипачи иногда причиняют вред» (1961) и «Лошадь исчезла» (1966), а также написала биографию Сары Бернар (Sarah Bernhardt), озаглавленную ею «Дорогая Сара Бернар» (1987) и автобиографические произведения, такие как «Удары в душу» (1972) и «С моим лучшим воспоминанием» (1984).

Романы

Здравствуй, грусть! / Bonjour tristesse, Éditions Julliard, 1954.
Смутная улыбка (фр.)русск. / Un certain sourire, 1956.
Через месяц, через год (фр.)русск. / Dans un mois, dans un an, 1957.
Любите ли Вы Брамса? (фр.)русск. / Aimez-vous Brahms ?, 1959.
Волшебные облака / Les Merveilleux Nuages, 1961.
Сигнал к капитуляции / La Chamade, 1965. Экранизация 1968 г. Фильм "Капитуляция"Режиссёр: Ален Кавалье
Ангел-хранитель (фр.)русск. (Хранитель сердца) / Le Garde du cœur, Éditions Julliard, 1968.
Немного солнца в холодной воде / Un peu de soleil dans l’eau froide, 1969.
Синяки на душе (фр.)русск. / Des bleus à l"âme, 1972
Неясный профиль / Un Profil perdu, 1974.
Смятая постель (фр.)русск. / Le Lit défait, 1977.
Приблуда / Le Chien couchant, 1980 (пер. И. Радченко)
Женщина в гриме / La Femme fardée, 1981.
Недвижимая гроза (Когда приближается гроза, 2010) / Un Orage immobile, 1983.
И переполнилась чаша (фр.)русск. / De guerre lasse, 1985. Экранизация 1987 г. Режиссёр Робер Энрико.
Рыбья кровь / Un Sang d’aquarelle, 1987.
Поводок / La Laisse, 1989.
Окольные пути / Les Faux-Fuyants, 1991.
Прощай, печаль / Un Chagrin de passage, 1993.
В туманном зеркале / Le Miroir égaré, 1996.

Новеллы

Бархатные глаза (Шёлковые глаза) / Des yeux de soie, 1975
Синие фужеры / Les fougères bleues, 1979.
Музыка к сценам (Слезинки в красном вине) / Musique de scène, 1981.
Дом Ракель Вега / La maison de Raquel Vega, 1985.

Сочинения для театра

1958 - Le Rendez-vous manqué
1960 - Замок в Швеции (фр.)русск. / Château en Suède
1960 - Жиголо / Le Gigolo
1961 - Иногда скрипки (фр.)русск. / Les Violons parfois
1963 - Сиреневое платье Валентины (фр.)русск. / La Robe mauve de Valentine
1964 - Превратности фортуны (фр.)русск. / Bonheur, impair et passe
1966 - Лошадь в обмороке (фр.)русск. / Le Cheval évanoui
1970 - В терновнике (фр.)русск. / L"Écharde
1970 - Пианино в траве (фр.)русск. / Un piano dans l’herbe
1978 - Днём и ночью хорошая погода / Il fait beau jour et nuit
1987 - Другая крайность (фр.)русск. / L’Excès contraire

Биографии

Дорогая Сара Бернар/Sarah Bernhardt: Le rire incassable, биография, 1987.

Про многих писателей прошлого века можно сказать, что они стали настоящими легендами литературного мира. Однако лишь одна девушка, которая начала свои пробы пера еще в детстве, превзошла многих авторов, ворвавшись в мир письменного искусства нежданно-негаданно.

Именно ей, писательнице Франсуазе Куаре (более известной под псевдонимом Саган), и посвящена эта статья. О том, как жила и творила Франсуаза Саган, расскажет ее подробная биография.

Детство и юность мадемуазель Куаре-Саган

Свой жизненный путь будущая писательница начала во французском городке Онфлёр в не таком далеком 1935 году. Появившись на свет 21 июня, Франсуаза Саган уже через несколько лет внесла серьезный дисбаланс в жизнь своих родителей. Особенно матери, мадам Куаре, которая являлась обладательницей характера совершенно иного склада.

Девочка Франсуаза родилась в семье, финансовое положение которой позволило ей получить достойное образование. Она прошла обучение в частных учебных заведениях Франции и в негосударственных школах Швейцарии.

Родители Франсуазы, представители буржуазного класса, были людьми уважаемыми. В их доме была огромная библиотека, к которой маленькая мадемуазель Куаре получила полный доступ. Научившись читать, с малых лет девочка штудировала произведения отечественных и зарубежных писателей одно за другим. Среди ее предпочтений были книги Сартра. Позже она познакомилась с мемуарами актрисы Сары Бернар, которой впоследствии посвятит биографическую историю под названием «Дорогая Сара Бернар» (1987 г.).

Но самое большое впечатление произвели на нее произведения молодого модерниста, французского писателя Марселя Пруста. Цикл его романов, состоящий из семи томов, повествовал о жизни представителей высшего класса общества – герцогах и князьях, графинях и герцогинях. К слову, фамилию одной из них (герцогини Доротеи Босон де Саган) будущая писательница возьмет в качестве псевдонима.

Проживавшая в окрестностях города Кажар во Франции, Франсуаза отличалась от своих ровесниц. Они уступали ей не только по уровню начитанности, но и в интеллектуальном развитии. В то же время Франсуаза Куаре (Саган) была очень недисциплинированной девочкой. Возможно, это и сыграло свою роль при сдаче вступительных экзаменов на один из факультетов Сорбоннского университета, которые она не прошла.

Но даже этот провал не стал трагедией для юной писательницы. Уже примерно через год после фиаско в университете Франсуаза Саган пишет свой первый роман под названием «Здравствуй, грусть». Стоит заметить, что роман девятнадцатилетней француженки, который был издан в 1954 году, вызвал неоднозначные оценки критиков и при этом имел феноменальный успех среди читателей.

Первая литературная работа мадемуазель Куаре была номинирована на Премию Критики одновременно с произведениями более именитых авторов (к примеру, Жана Гиттона). Более того, эта премия в размере 1,5 млн франков была вручена именно молодой дебютантке, француженке Франсуазе, после недолгих обсуждений критиков.

Тем временем публика, восхищенная невероятно простой историей девушки из романа «Здравствуй, грусть», с нетерпением ждала новых публикаций от ее создателя.

Творческая карьера мадемуазель Куаре

Первый роман Ф. Саган «Здравствуй, грусть» рассказывал о жизни одной простой девчонки, не достигшей совершеннолетия, но уже успевшей попробовать вкус аморальной, порочной жизни. Учитывая, что это произведение было отражением собственного мира автора, оно потрясло многих критиков и педагогов, представлявших средний класс. Поэтому выход в свет этого романа Ф. Саган принято считать точкой отсчета в зарождении определенного стиля «женского письма» в литературе.

Как и многие книги Франсуазы, написанные ею на протяжении жизни, это роман был переведен на несколько языков мира, а также стал основой для экранизаций. После выхода первого произведения мадемуазель Куаре мир познакомился еще со множеством других работ французской писательницы: она издала десятки рассказов, повестей, новелл, а также несколько романов и пьес. При этом все они были посвящены одной теме – любви и страданиям из-за одиночества.

На протяжении всей сюжетной линии также просматривалась неудовлетворенность персонажей своей жизнью. Это, а также точность и достоверность в описании психологических состояний героев сделало творчество Ф. Саган индивидуальным.

Искушенная аудитория благосклонно принимала все произведения французской писательницы. Написанные Франсуазой новеллы притягивали внимание читателей сохраняющейся на протяжении всего повествования интригой, а четко обозначенный любовный треугольник присутствовал почти во всех ее повестях.

Некоторые критики, предвзято относившиеся к трудам француженки, пытались сравнивать психологический рисунок ее персонажей с психологией героев Фицджеральда, творениями которого некогда увлекалась юная мадемуазель Куаре. Однако эти упреки не имели достойных аргументов, ведь персонажей Фицджеральда преследовали их навязчивые идеи о прошлом. А герои рассказов, новелл и романов Саган четко осознавали реалии окружающего мира, скучного и серого, и не стремились вернуться к прошлому.

Сюжетная линия жизни писательницы

Француаза Саган, лучшие книги которой («Здравствуй, грусть», «Любите ли Вы Брамса?», «Волшебные облака» и «Немного солнца в холодной воде») можно найти в Википедии и прочитать в онлайн-библиотеках, была объектом многочисленных скандалов, спровоцированных средствами массовой информации.

Однако, несмотря на то, что пресса пыталась вставить палки в колеса успешно развивающейся писательнице Франсуазе Саган, она продолжала творить и выражать свой протест против общепринятых правил и норм, установленных обществом того времени.

Пресса и критики часто обвиняли Саган в том, что она уж слишком явно выражает свою приверженность беллетристике. Желая опровергнуть подобные упреки, Франсуаза решила раскрыть другие грани своего таланта и продемонстрировала миру свои способности в других литературных жанрах, написав сценарии для театральных постановок с нетипичным для того времени сюжетом.

Кроме того, писательница Ф. Саган написала биографический очерк об одной из своих любимых актрис – Саре Бернар – и две автобиографические работы:

  • Изданное в 1972 году произведение под названием «Удары в душу».
  • Опубликованная в 1984 году работа «С моим лучшим воспоминанием».

Жившая в молодости в роскоши и богатстве, Франсуаза Саган дважды выходила замуж. Первым ее официальным супругом стал мужчина в возрасте 40 лет, Гай Шуэллер. Он был владельцем солидного издательства и при этом слыл дамским угодником. Брак с ним Франсуаза Саган расторгла примерно в 1958 году, а через 4 года вышла вновь замуж за Боба Уэстхоффа. Второй муж Франсуазы – американец, который когда-то был летчиком, но со временем отдал предпочтение профессии модели.

Несмотря на то что большую часть своей жизни французская писательница Франсуаза Куаре (Саган) прожила, не зная материальной нужды, смерть она встретила в бедности. Разоренная и зависимая от наркотиков, величайшая писательница Франции и обладательница многочисленных литературных премий умерла в 2004 году, 24 сентября. Причиной смерти легендарной писательницы стала легочная эмболия. Автор: Елена Суворова

Имя: Франсуаза Саган (Франсуаза Куаре)

Возраст: 69 лет

Деятельность: писательница

Семейное положение: разведена

Франсуаза Саган: биография

Яркая скандальная биография великой французской писательницы полна любовных интриг, вечеринок, прожигания жизни и денег, а еще книг, которые произвели фурор в литературе.

Будущая звезда романтической прозы родилась 21 июня 1935 года в Кажаре, Франция. В один день с любимым , произведениями которого будет зачитываться в подростковом возрасте. Родители Саган – чета Куарэ, такова настоящая фамилия писательницы.

Глава семьи – зажиточный промышленник, мать Франсуазы с удовольствием занималась домашними хлопотами и блистала на устраиваемых ею светских вечерах. Помимо Франсуазы, у супругов было еще двое детей, с которыми будущая звезда пера искренне и нежно дружила.

С самого детства девочка обожала чтение – это стало настоящей страстью. Она всегда превосходила интеллектом сверстников, любознательность и живость ума не знали границ. Но вместе с этим воинственный дух и неповиновение играли злую шутку в чопорном аскетичном порядке обучения, принятом в частных школах, которые посещала юная бунтарка. Родители относились к непослушанию снисходительно, считая поведение проявлением личности.


В 1953 году амбициозная юная леди поступает на филологический факультет Сорбонны, однако, провалив экзамен по английскому языку, незадачливая студентка покинула стены учебного заведения. Впрочем, для Франсуазы всегда интересней было общение с богемной элитой в кафе и ресторанах, чем скучная учеба в душных аудиториях. Как покажет вся ее жизнь, скука стала самым главным врагом и фобией писательницы, от которой она старалась скрыться.

Литература

Юная писательница стремительно ворвалась в чопорный мир французской литературы со скандальным по своей откровенности и нестандартности характеров героев романом «Здравствуй, грусть!». В 1954 году 18-летняя девушка принесла в кабинет опытного и хваткого издателя Рене Жюйара рукопись о хитрой и коварной юной нимфетке, разбивающей любовь собственного отца и мачехи вдребезги. История полнилась подробностями романтических встреч и близости между мужчиной и девушкой.


Писательница Франсуаза Саган

Для литературы того времени такая история стала исключительной, скандальной, но имела бешеный успех на следующий же день после выпуска на прилавки. Тогда по настоятельной просьбе родителей, которые считали свою фамилию слишком известной для обложек сомнительных книг, Франсуаза взяла псевдоним Саган. Обожавшая , юная интеллектуалка назвалась в честь героини «В поисках утраченного времени».

Получив первый колоссальный гонорар, девушка растерялась и обратилась к отцу с вопросом, что же делать с такой баснословной суммой. Глава семейства ответил, что деньги губительны для дочери и их следует немедленно потратить. Собственно, этой философии писательница придерживалась в течение всей жизни.


Стремительно взлетев на вершину успеха, Саган переживала, что в случае отсутствия второй книги, такой же блистательной, как дебютная, ее назовут бабочкой-однодневкой и с презрением забудут. В 1956 году выходит второй роман «Смутная улыбка», который получил не меньший успех.

По признанию Саган, она сама считала свое творчество неидеальным, а себя – лентяйкой. Браться за перо литераторшу вынуждала потребность в деньгах. Она никогда не подводила издателей и сдавала работы четко в срок.

В общей сложности Саган написала около двадцати романов. Все произведения наполнены любовью, грустью и одиночеством. Четкое лаконичное описание действий, точные психологические портреты героев – отличительные черты прозы Саган.


Особой популярности снискали такие романы, как «Любите ли вы Брамса?» (1959г.), «Немного солнца в холодной воде» (1969г.), «Смятая постель» (1977г.).

Кроме романов, писала великая француженка пьесы и новеллы. В 1987 году свет увидела написанная Саган биография , которую писательница обожала. А в 1980 году опубликовано открытое письмо Саган Сартру, где она с восторгом называет кумира самым честным и умным писателем поколения.

Книги Франсуазы Саган экранизированы в кинематографе, переведены на сотни языков мира и до сих пор переиздаются миллионами экземпляров.

Личная жизнь

Кроме ошеломительного успеха в творчестве, биография Саган удивляла насыщенностью, безрассудностью и яркостью. Гонорары писательницы позволяли вести разгульную жизнь на широкую ногу, что извечная бунтарка и делала. Она устраивала грандиозные вечеринки, на которых алкоголь лился рекой, вывозила толпу приятелей за границу, оплачивала всеобщие гулянки в ресторанах.


Страстью Саган всю жизнь оставались азартные игры и скорость. В казино беззаботная транжира просаживала целые состояния. А страсть к автомобилям почти привела Франсуазу к смерти. В 22 года на огромной скорости перевернулся автомобиль под управлением прожигательницы жизни. Врачи чудом спасли ее, буквально собирая по кусочкам любительницу гонок. После тяжелейшей реабилитации, когда для избавления от боли писательнице приходилось принимать морфин, Саган пристрастилась к наркотикам.

Очнувшись в больнице, девушка увидела возле постели своего давнего приятеля, издателя Ги Шеллера, который был старше ее на 20 лет. Мужчина предложил писательнице стать его женой, чтобы, как он уточнил, спасти ее. А взбалмошная Саган неожиданно согласилась. Впрочем, браку не суждено было продлиться долго. После года совместной жизни женщина поняла, что размеренный брак не для нее, испугавшись быта, она, ни слова не объясняя, собрала сумку и ушла от мужа.


Вторая попытка создать семью сделана писательницей в 1962 году, когда Саган вышла замуж за Боба Уэстхоффа, бывшего летчика ВВС. Оставив службу в армии, мужчина перебрался на Монмартр, пытался строить карьеру манекенщика, называл себя скульптором. Как рассказывал в интервью сын пары Дэни Уэстхофф, появившийся на свет в том же 1962 году, отец не умел делать ничего, кроме как прожигать жизнь вместе с супругой. Скульптором он себя называл только потому, что в его съемной квартире имелась печь для обжига глины.

Вскоре и этот брак распался, хотя после развода бывшие супруги мирно жили под одной крышей еще семь лет. Сын великой писательницы делится, что, конечно, Саган не была матерью, которая штопает деткам носки, но она всегда тепло и заботливо относилась к сыну.


Франсуазе приписывали множество романов, причем не только с мужчинами, но и с женщинами. Сын писательницы подтверждает бисексуальность матери и вспоминает, что длительное время одна из ее любимых женщин - Пегги Рош - жила в одном доме с Франсуазой. Она даже похоронена в одной могиле с писательницей, правда, без упоминания имени на памятнике.

А вот подтверждений романа с президентом Франции Франсуа Миттераном никто не дает. Сама Саган, как и ее сын, говорила, что это была искренняя теплая дружба. Влиятельный друг не раз вытаскивал беззаботную Саган из передряг. А их было немало – обвинения в хранении и употреблении наркотиков, некая загадочная афера, в которой писательница передала письмо бизнесмена Андре Гельфи с предложением о добыче нефти в Узбекистане президенту.


Когда президентом избрали , в дом звездной женщины нагрянула налоговая проверка, в результате которой вскрылась неуплата налогов. На писательницу наложили неподъемный штраф. В итоге звезда романтической прозы полностью разорилась.

Смерть

Образ жизни, который вела Франсуаза Саган, не мог не отразится на ее здоровье. Организм утомился постоянными дозами алкоголя и наркотиков. 24 сентября 2004 года в клинике городка Онфлер великая писательница скончалась от легочной эмболии.


Творчество и судьба писательницы до сих пор интересны поклонникам и обывателям. В 2012 году вышла книга «Одиночество и любовь», собравшая интервью, архивные фото, переписки великой Саган.

Библиография

  • 1954 – «Здравствуй, грусть!»
  • 1956 – «Смутная улыбка»
  • 1959 – «Любите ли Вы Брамса?»
  • 1965 – «Сигнал к капитуляции»
  • 1969 – «Немного солнца в холодной воде»
  • 1972 – «Синяки на душе»
  • 1977 – «Смятая постель»
  • 1980 – «Приблуда»
  • 1981 – «Женщина в гриме»
  • 1985 – «И переполнилась чаша»
  • 1991 – «Окольные пути»
  • 1996 – «В туманном зеркале»

Введение

Яркая личность Ф. Саган, с юных лет ставшей литературной звездой, всегда привлекала к себе интерес публики и внимание критиков. Восприятие писательницы как некоей популярной фигуры, отразившей в своем творчестве некоторые характерные особенности своего времени, определило и соответствующий подход к исследованию ее творчества, при котором Саган обычно рассматривается как своеобразный социологический феномен, заслоняющий собой творческий облик писательницы. Во французском литературоведении критическая литература, посвященная творчеству Саган, представлена монографиями Ж. Мурга, Ж. Урдена и Ж. Лами, а также многочисленными статьями, содержащими рецензии на ее произведения, посвященными анализу тех или иных аспектов ее творчества и причин ее популярности (П. де Буадеффр, Ж. Ган, М. Надо, Ф. Сенар, П. Вандром, А.Вийлор).

Совершенно с другой точки зрения подходит к изучению творчества Саган ряд англо-американских исследовательниц, представляющих феминистическую литературную критику и рассматривающих романы писательницы с точки зрения воплощения в них женской проблематики (Дж. Г. Миллер, В. А. Липтон, М. В.Сент-Онж).

В отечественном литературоведении последнее время отмечено появлением ряда статей, в которых наблюдается стремление пересмотреть негативные оценки творчества Саган, вынесенные литературной критикой 50-60-х годов и дающие о нем достаточно искаженное представление. Однако в основном литература, посвященная творчеству Саган, представлена предисловиями и послесловиями, носящими ознакомительный характер, а также упоминаниями в статьях и очерках преимущественно учебного или обзорного характера (Л. Зонинз, Ю. Уваров, Л. Андреев, Н. Ржевская, И. Шкунаева), причем исследователями рассматриваются в основном отдельно взятые ранние произведения писательницы, а более поздняя проза Саган остается без внимания.

Цель настоящего исследования - представить Ф.Саган и ее творчество не только как социологический феномен, но и, приподняв завесу окружающей ее легенды, увидеть в ней писателя, личность, женщину, определить художественное значение ее творчества, его связь с литературной традицией и место в современной французской литературе.

саган писательница женский

Обзор биографии Ф. Саган

В двенадцатом часу утра 21 июня 1935 года во французском департаменте Ло, в городке Кажарк, в роду потомственных фабрикантов и мелкопоместных дворян родилась девочка, которую позднее собратья по перу назовут «маленький очаровательный монстр», - Франсуаза Мари Анна Куарэ. Ее псевдонимом станет имя «Франсуаза Саган», которое, едва удостоившись появления на свет, превратилось в синоним ошеломительно раннего взлета и всемирного признания.

Отец ее, Пьер Куарэ, преуспевающий инженер, окончивший Индустриальный институт Севера, вел свое происхождение от испанских завоевателей, а пращуры матери, Мари Куарэ (в девичестве Лобард) ходили за Гробом Господнем, и герб их рода красуется в Версальском зале Крестовых походов. Но сама Франсуаза - или Кики, как ее называли близкие- любила заверять, что ее бабушка по лини отца русская, да и по линии матери она потомок петербуржцев. С детства мучило будущую писательницу обостренное чувство собственности по отношению к близким, страх потерять их - и, как следствие, невероятная ревность, которая и саму Франсуазу ужасала. И все эти переживания она переносила на страницы своих романов.

Кажарк, родной город Франсуазы, был центром епархии и оплотом католической церкви, но по сути представлял собой большую деревню с населением едва превышающем тысячу человек, многие из которых на зиму покидали городок. Но Франсуаза, имевшая замашки сорванца-мальчишки, не была склонна к унынию. В компании со старшими ребятами она играла в воров и полицейских, взбиралась на деревья и карабкалась по скалам - при этом всегда оказываясь впереди, ничего не боясь и неизменно ввязываясь в новые авантюры. Другой стороной ее натуры оказалась тяга к природе. Созерцание окрестностей питало романтические фантазии Франсетты и с ранних лет стало для нее необходимостью. Однако помимо всего этого душой маленькой Франсуазы все больше и больше завладевал мир, который открывало перед ней чтение. Она втайне пробиралась на чердак, где стоял шкаф, набитый книгами, и пропадала там целыми днями, зачарованная неизведанными тайнами и чувствами.

С началом Второй мировой войны Пьер Куарэ будучи лейтенантом запаса инженерных войск отправляется на линию Мажино, где исправно служит десять месяцев. После его демобилизации в 1940-м году семейство Куарэ переезжает в Лион, а Кики идет в первый класс. Девочку определили в школу «Ле Кур де ла Тур Питра». Одновременно она брала уроки музыки. У бедной вдовы, обучавшей Франсуазу, не было фортепьяно. Женщина использовала клавиатуру, нарисованную на картоне, и Франсетте приходилось разучивать на этом более чем странном приспособлении гаммы в полной тишине. Вот так она приобщилась к Моцарту и Баху, Бетховену и Брамсу. Как ни парадоксально, но Кики влюбилась в классическую музыку и впоследствии достойно послужила ей: после выхода в свет четвертого романа Саган «Любите ли вы Брамса?» продажи записей ее любимых композиторов увеличились впятеро.

В период оккупации Франции семья Куарэ прятала у себя евреев. Как-то немецкий солдат перепутал этажи и постучался к Куарэ. Мать Франсуазы Мари очень вежливо ответила ему, а, закрыв дверь, едва не лишилась чувств.

В 1946 году семья Куарэ переезжает в Париж, и начинаются скитания Кики по привилегированным католическим школам не только столицы Франции, но и швейцарских курортов. Однако «маленький очаровательный монстр» не вписывался в чопорные рамки пансионов, где основы воспитания составляли хорошие манеры и Библия, к учению которой Франсуаза, увлекшись в четырнадцатилетнем возрасте идеями Сартра, навсегда охладела.

С 14 лет Франсуаза стала пробовать свои силы в прозе и отправлять первые произведения по издательствам, но везде получала отказ. Домашние не придавали значения попыткам дочери что-то писать. Мари Куарэ впоследствии рассказывала, что Кики читала ей свои работы, перед тем как послать их в журналы, но мать лишь отметила для себя богатое воображение дочери. Выпускной экзамен Франсуаза так и не сдала, да и не стремилась. Выйдя из пансиона в 1953 году, Кики с одобрения родителей поступила на филологический факультет Сорбонны - Парижского университета. Однако чувство свободы и предчувствие новых острых ощущений побуждали ее проводить большую часть своей жизни не в аудиториях и библиотеках, а за столиками литературных кафе. Богема, точно водоворот, захватила ее целиком. Лишь среди писателей и художников, поэтов и музыкантов, в разговорах до полуночи она чувствовала себя в своей тарелке. Компания свободных, неординарных людей -- это был ее мир! Как знать, не там ли она и услышала сюжет романа, сделавшего ее знаменитостью?

Начав свою книгу, Франсуаза, по ее собственным словам, испытывала чувство глубокой тоски. Утром она не осмеливалась перечитать написанное накануне - от страха почувствовать себя униженной, окажись это плохо. Наброски романа она записывала в тетрадку. Из опасения, что в общежитии тетрадь кто-нибудь найдет, Франсуаза отдала рукопись на хранение своей подруге, которая закрыла драгоценность в сейф. Но вскоре несчастная внезапно заболела и умерла, и труд начинающего автора бесследно исчез.

Из-за неудачи на экзамене по английскому Франсуазе пришлось забыть о Сорбонне. Теперь лишь литературные успехи могли успокоить уязвленную гордость, оправдать себя перед родными и друзьями. С огромным азартом Кики принялась восстанавливать утраченный текст и закончила роман за два с небольшим месяца. 6 января 1954 года Франсуаза отнесла его сразу в два издательства: «Жюйар» и «Плон». Пьер Жаве, литературный директор издательства «Жюйар», был крайне удивлен возрастом и видом Франсуазы Куарэ -- ее вес был 49 килограммов, рост чуть больше полутора метров, она совершенно утопала в огромном плаще. Бросив беглый взгляд на первые листки, Жаве тут же обнаружил совершенно новые, необычные нотки в манере повествования этой девушки, такой еще юной. Пьер Жаве ознакомил с находкой редактора Франсуа Ле Гри, и поутру на столе Рене Жюйара, главы издательского дома, появился отчет, что в этом романе «жизнь струится, точно ручей», а автор отважился отразить без ложной стыдливости психологию своих персонажей настолько живо, что вряд ли читатель сможет когда-нибудь их забыть.

В ходе длительной беседы Рене Жюйар поинтересовался и размером желаемого аванса. Франсуаза, бывшая полным дилетантом в издательской системе расчетов, рискнула назвать сумму в двадцать пять тысяч франков, но тут же смутившись, предположила, что это, вероятно, слишком много. Жюйар предложил ей двойную сумму, но с условием, что первый тираж составит не три тысячи экземпляров, как это принято для первой публикации, а пять.

Пьер и Мари Куарэ согласились на публикацию романа дочери без особого энтузиазма и с непременным условием, что книга будет издана под псевдонимом. Они считали свою фамилию слишком известной, чтобы трепать ее «по пустякам».

Роман «Здравствуй, грусть!» появился без предварительной рекламной компании, но ни у кого в издательстве не было и тени сомнения, что продажа будет вполне успешной. Действительность превзошла все ожидания: уже первые несколько дней после начала продаж показали, что необходимо готовить переиздание. Дополнительный тираж определили в три тысячи экземпляров. Но вскоре потребовалось третье переиздание -- уже в двадцати пяти тысячах экземпляров, вдогонку которым последовали еще пятьдесят. В течение года бестселлер вышел небывалым тиражом для Франции тех времен- триста пятьдесят тысяч экземпляров! А во всем мире общий объем выпуска книги, переведенной на тридцать языков, превысил миллион экземпляров.

Девятнадцатилетняя Франсуаза получила в качестве гонорара фантастические деньги - сто тысяч долларов. Даже Пьер Куарэ, считавшийся человеком с весьма солидными доходами, лишь за несколько лет смог бы заработать подобное состояние.

После такого успеха все ожидали от Саган следующего романа. Одни надеялись, что он будет лучше предыдущего. Другие были готовы побиться о заклад, что он будет провальным. Франсуаза понимала, что успех необходимо закрепить новым произведением, иначе ее славу признают случайной, и это навсегда закроет ей дальнейший путь в литературе. Но работа не шла. К тому же в тот период у нее вспыхнул бурный роман с фотографом Филиппом Шарпентье. Откровенно, почти напоказ выставляемые писательницей чувства шокировали публику. Для Филиппа же это была обыкновенная интрижка, и в скором времени он оставил Франсуазу. Саган погрузилась в депрессию, которую пыталась лечить алкоголем, но это отчаяние привело ее к новому роману - «Смутная улыбка» (1956 г.), который был встречен новыми восторгами.

В апреле 1957 г. Франсуаза лишь чудом не погибла. Она мчалась в машине на огромной скорости в нетрезвом состоянии. Жандармы потом скрупулезно подсчитают, что ее «астон мартин» проехал по канаве двадцать с лишним метров, затем подпрыгнул и приземлился еще почти через четыре метра. Врачи сами удивлялись, как им удалось ее спасти. Франсуаза долго пребывала в коме, а около нее в больнице все время находился мужчина, который был на двадцать лет старше писательницы, - Ги Шеллер, директор по спецпроектам издательства «Ашетт». 16 марта 1958 г. они поженились, но брак оказался недолгим. Франсуаза сама подала на развод: она не могла свыкнуться с тихими семейными буднями. К тому же за время, проведенное на больничной койке, Кики пристрастилась к наркотикам. Зависимость она вскоре преодолела, но личная жизнь с тех пор так и не складывалась. Забеременев, она вышла замуж второй раз - за скульптора Боба Уэстхоффа. В 1962 году у супругов родился сын Дени, но вскоре и этот брак был расторгнут.

Франсуаза Саган опубликовала около пятидесяти книг, многие из которых, такие как «Любите ли вы Брамса?» и «Немного солнца в холодной воде», стали мировыми бестселлерами. Написала она и несколько пьес, которые пользовались успехом и до сих пор идут на мировых подмостках, в том числе и в России. Но, несмотря на огромные гонорары и славу Королевы французской литературы, последние годы писательница прожила в нищете и забвении. Умерла она 24 сентября 2004 года в больнице нормандского города Онфлер - в возрасте шестидесяти девяти лет, от легочной эмболии.