Кем был рыбак до войны сотников. Как Рыбак становится предателем? (по повести Быкова «Сотников»). Главные герои и их характеристика

Повесть «Сотников» — одно из главных произведений о войне 1941-1945 года, с которым всем нам предстоит ознакомиться в школьные годы, когда тема верности и предательства особенно актуальна для нас. В этом возрасте очень важно научиться разбираться в людях и их намерениях. Так что разбор данной книги от Многомудрого Литрекона поможет не только любителям истории, но и всем тем, кто хочет сразу узнавать в окружающих хорошие и плохие черты.

Василь Быков написал повесть “Сотников” в 1969 году. Идею для сюжета он взял из своей собственной жизни. Во время войны он встретил сослуживца, который в какой-то момент согласился сотрудничать со сторонниками немецкой армии. Эта встреча натолкнула автора на рассуждения о готовности человека предать принципы ради спасения собственной жизни.

Изначально произведение называлось “Ликвидация”, но позже автор поменял название на фамилию одного из героев. Почему же Быков назвал повесть “Сотников”? Ведь даже большая часть сюжета подается от лица Рыбака. Можно предположить, что таким образом он показывает нам свое отношение к ситуации, сложившейся в произведении. Автор дает понять, что сам он целиком на стороне Сотникова и тоже выбрал бы смерть с чистой совестью, а не служение врагам. Кроме того, именно этот герой является катализатором всех событий. Он согласился идти на задание, не находясь в лучшем самочувствии. Из-за его состояния партизаны потеряли много времени в дороге. Из-за него полицаи нашли их в доме Демчихи. Т. е самопожертвование Сотникова стало причиной всех ужасных событий. Таким образом, именно он и является главным героем произведения.

Жанр и направление

Произведение “Сотников” является реалистической повестью, так как основано на истории, действительно произошедшей в годы войны. Автор правдиво показывает суть партизанских отрядов, их занятия и цели. Быков и сам был участником военных действий, поэтому многие моменты произведения написаны как бы от “первого лица”.

Кроме того, писатель отмечает, что философская основа произведения построена на экзистенциализме, т. е. человеческая жизнь признается иррациональной, непостижимой уму. Два абсолютно разных человека оказываются в одинаковых обстоятельствах и, хотя один умирает, а второй остается живым, итог жизни этих людей один — они обречены.

Суть

Основные события происходят во время вылазки двух бойцов за провизией для партизанского отряда. 26-летний учитель болен простудой, но вызывается пойти в селение вместе с Рыбаком — крепким и здоровым парнем. Мужчины идут на риск, кругом нацисты, но другого выхода нет — нужно помочь отряду.

В дороге напарников заметили оккупанты, завязался бой, и партизаны вынуждены были отступать, чтобы спрятаться в деревне. Там они забрались в дом с ребятишками, и пришедшая хозяйка сдалась на уговоры и оставила бойцов у себя с риском для жизни.

Из-за болезни Сотникова полицаи все же нашли беглецов и повели на допрос. Учитель выдержал все пытки, а Рыбак испугался и согласился сотрудничать с врагами. В финале несговорчивого пленника казнят, но он выбивает у себя из-под ног подпорку, чтобы не дать сделать этого бывшему товарищу.

Рыбаку стыдно за свой выбор, он все еще надеется сбежать от фрицев к своим, но читатель понимает, что ему не удастся это сделать. У предателя больше нет родины.

Главные герои и их характеристика

  1. Сотников — заглавный герой повести, бывший учитель, 26 лет. В начале войны командовал батареей, но попал в плен. После побега присоединился к одному из партизанских отрядов. Сотников является примером человека с железными жизненными ориентирами, которые не могут измениться под действием каких-либо обстоятельств. Обладает слабым здоровьем, которое, по сути, и является причиной многих событий, происходящих в повести. Для Быкова этот герой -моральный ориентир, пример нравственной стойкости, выбравший “чистую” смерть, а не “грязную” жизнь. Все описание Сотникова строится именно на силе его характера, которая противопоставляется физической силе Рыбака.
  2. Рыбак — напарник Сотникова, полная его противоположность. Хороший солдат, сила которого основана на отличном здоровье и выносливости. В начале войны был старшиной отряда, ушел в партизаны после ранения. В первой части произведения именно Рыбак вызывает симпатию. Он отправляется в опасный поход, чтобы помочь своему отряду, при этом практически тащит за собой больного Сотникова. Он представляется человеком ответственным, сильным, надежным. Но в ходе развития действий он превращается в предателя, помогающего убить своего друга. Однако Рыбака нельзя назвать исключительно плохим человеком. Он — лишь жертва обстоятельств, сложившихся во многом не из-за него. Несмотря на это, персонаж, конечно же, сам несет ответственность за нравственный выбор, который он делает. Ничто не может оправдать его в полной мере. Хотя и трудно обвинить человека в желании жить, однако жизнь ли -служение врагам, уничтожающим все, что тебе дорого? Конечно нет. И сам Рыбак это понимает, но в тот момент, когда стало уже слишком поздно, чтобы поменять решение.
  3. Демчиха — простая русская женщина, в дом которой Сотников и Рыбак случайно забрели в поисках укрытия. Хотя сначала она и не очень добро настроена по отношению к партизанам, в итоге помогает им, за что потом сама и погибает. Обстоятельства ставят перед ней тяжелый нравственный выбор: помочь партизанам или выдать их и точно спасти себя и детей. Но душа обычной русской женщины не может сдать своих, она пытается найти самый положительный выход из ситуации и помочь всем.

Тематика и проблематика

В повести «Сотников» Василь Быков затрагивает множество важным тем, которые особенно характерны для произведений с военной тематикой: смелость, героизм, самопожертвование, верность, любовь к родине, предательство, но основой всего произведения является проблема нравственного выбора. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение. Сотников и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем. Демчиха решает: обеспечить безопасность своей семье или попытаться помочь партизанам. Даже старосте Петру приходится выбирать (хотя это действие и происходит еще до начала повествования): отказать полицаям и подпортить и без того плохую жизнь односельчан или принять предложение, помочь окружающим, но повесить на себя ярлык предателя

В этом и заключается одна из главных нравственных проблем войны. Каждый день нужно выбирать: либо придерживаешься своих принципов и живешь плохо, а может и вообще умираешь, либо идешь на сделку с совестью ради лучших условий или сохранения жизни.

Так основные темы описывал сам писатель:

Про задумку “Сотникова” В. Быков писал: “Прежде всего и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: “Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?”

Главная мысль

Конечно, далеко не все могут сделать выбор, который мы бы посчитали правильным, опираясь на наши нравственные ценности, но ведь у каждого они свои. Не нужно осуждать человека за его выбор, лучше смотреть за своими действиями. Именно поэтому авторская позиция Быкова практически не заметна. Он описывает ситуацию, показывает разные пути выхода из нее, и все же окончательное решение остается за каждым из нас. Но для того чтобы потом не жалеть о содеянном, необходимо расставить правильные приоритеты. Писатель на практике показывает, что сила духа гораздо важнее физической силы, поэтому человек должен развивать ее и полагаться именно на нее в сложных обстоятельствах. Выбирать можно лишь тогда, когда оба пути доступны, а малодушным людям самопожертвование не по плечу.

При этом, автор дает нам урок: нужно уметь нести ответственность за свои поступки и решения, в этом и смысл финала книги. Рыбак практически сразу же осознал, что сделал только хуже для себя, теперь ему придется страдать, даже самостоятельно закончить жизнь не представляется возможным. Это мучение теперь и становится его ответственностью за предательство. В этом и заключается основная идея произведения.

Чему учит?

Писатель заложил в книге важную мораль, а именно – превосходство моральных ценностей над земными потребностями. Все мы хотим жить, но для высоконравственных людей в этом вопросе важно не «что», а «как». Можно пресмыкаться и унижаться, вымаливая возможность существовать, но позволительно ли назвать это полноценной жизнью? Едва ли. Поэтому для них гораздо важнее, как жить. Потеряв возможность самостоятельно выбирать, Сотников отказывается и от жизни, ведь то, что предпочитает Рыбак, кажется ему не спасением, а пыткой.

Вывод из прочитанного текста можно сделать такой: важно правильно расставить приоритеты и жить по своему морально-нравственному кодексу, несмотря на возможные негативные последствия, иначе отступление от него может грозить полным разочарованием в жизни.

Критика

Советская критика положительно оценивала данную книгу, и даже европейские авторы высказывались о ней весьма позитивно.

В «Сотникове», по мнению венгерского критика Антала Вечека, автор не стал с самого начала разграничивать героев на плохих и хороших, как это делали его коллеги. Напротив, он смешал краски, показав подлинного человека с большой буквы больным и слабым, а изменника – ответственным и сильным любимцем коллектива. Так он показал неоднозначность внешних проявлений человеческой натуры.

В книге «Литература дальних дорог» Клод Прево написал, что Сотников упорно «верит в великие принципы и в человеческую нравственную силу» и гибелью своей вдохновляет людей на сопротивление нацизму. Герой даже встречается взглядом с мальчиком и улыбается ему одними глазами, чтобы передать ему свое последнее слово.

По замечанию Кати Яневой из Болгарии, Василь Быков «умеет «слушать» своих непретенциозных героев, улавливая много больше того, что они говорят, глубоко заглядывая в их психику и социальные истоки их поведения».

Но были и другие случаи, когда писатель не был понят рецензентами. К примеру, Шарлотта Шмитц заявила, что между поступками персонажей нет разницы в том смысле, что оба они пришли к поражению. Один отдал жизнь, другой – честь. Оба не были довольны результатом, да и для партизанского отряда польза от их рейда сомнительна.

На это Быков ответил жестко:

Я не знаю, каковы критерии подвига у Ш. Шмитц, но для меня Сотников - герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь к спасению жизни Рыбак.

Почти все произведения Василя Быкова рассказывают о Великой Отечественной войне. Это во многом объясняется тем, что писатель сам прошёл её от начала до конца. События войны он рассматривает прежде всего с нравственно-философской точки зрения. Описывая поведение людей в бесчеловечных условиях, Быков заставляет нас задуматься об истоках внутренней силы, которая присуща лучшим из его героев. В повести «Сотников» писатель убедительно показывает, что эта сила практически не зависит от физических возможностей человека и целиком относится к области духа.

В образах главных героев произведения воплощены, как мне кажется, черты двух противоположных типов личности. Оказавшись в ситуации нравственного выбора, такие люди ведут себя но разному: одни совершают предательство в обмен на свою жалкую жизнь; другие проявляют стойкость и мужество, предпочитая умереть со спокойной совестью. Таким образом в повести Василя Быкова противопоставлены два партизана — Рыбак и Сотников.

Вначале Рыбак представляется нам вполне задушевным человеком: он помогает своему больному товарищу, делится с ним последним зерном, не злится из-за нечаянной обузы. По-своему Рыбак добр. Он так и не смог убить старосту, хотя считал, что это необходимо сделать.

Страх за свою жизнь впервые проявляется у Рыбака во время погони, устроенной полицаями: сначала он хотел бросить Сотникова, оправдывая себя тем, что тому всё равно не выбраться. «Но что он скажет в лесу? » — мне кажется, именно этот вопрос заставил Рыбака вернуться к товарищу. В тот момент для него ещё было важно, что подумают о нём другие.

Когда их обнаружили на чердаке у Дёмчихи, Рыбаку «захотелось, чтобы первым поднялся Сотников». Но у того не было сил, он продолжал лежать. И Рыбак встал первым.

На допросе, испугавшись пыток, Рыбак отвечал правду, то есть выдал отряд. Когда ему предложили служить Германии, «он вдруг ясно ощутил свободу». Рыбак не только согласился вступить в полицию, но и помог повесить Сотникова, чтобы подтвердить врагам свою готовность служить им. Он думал только о свободе, надеялся, что сбежит, но после казни понял, «что с побегом покончено, что этой ликвидацией его скрутили надёжнее, чем ременной цепью. И хотя оставили в живых, но в некотором отношении также ликвидировали».

Думая обо всём происшедшем, Рыбак «не мог толком понять, как это произошло и кто в этом повинен... Очень не хотелось оказаться виноватым самому». Он оправдывал себя тем, что боролся за жизнь, что «в его несчастье больше других был виноват именно Сотников... тому уже всё безразлично в петле на арке, а каково ему-то, живому!..». Рыбак не замечает, что его лихорадочные попытки обелить себя малодушны и нелогичны. В финале произведения автор скажет о том, что произошедшее с этим героем — «это коварная судьба заплутавшего на войне человека».

Иным предстаёт путь Сотникова. Мы с самого начала угадываем в нём самолюбивого и упрямого человека. На задание он пошёл потому, «что другие отказались». Некстати приключившаяся простуда представлялась Сотникову пустяком, хотя из дальнейшего повествования становится ясно, что он был болен нешуточно. Тем не менее, Сотников отказался от еды и лекарств, предложенных ему женой старосты, потому что «он не желал этой тётке хорошего и... не мог согласиться на её сочувствие и помощь». Помня о том, как однажды такая же простая женщина выдала его полицаям, он с подозрительностью относился к доброжелательности, проявленной к нему в доме старосты.

Чувствуя приближение полицаев, Сотников думал, что, «... пока жив, он их к себе не подпустит». Этот человек не боялся смерти, ему лишь «страшно было стать для других обузой». И ещё он «испугался, что может потерять сознание, и тогда случится то самое худшее, чего он больше всего боялся на этой войне». Сотников решил не сдаваться живым. То, что вернулся Рыбак, он «относил... к обычной солдатской взаимовыручке», но «не имел бы ничего против Рыбаковой помощи, будь она обращена к кому-нибудь третьему». Сам он никогда не хотел никакой поддержки, это было «противно всему его существу».

На допросе Сотников в первую очередь старался спасти Дёмчиху, которая пострадала из-за них с Рыбаком, и уже перед казнью безуспешно попытался взять всю вину на себя. Последние усилия в своей жизни он потратил на то, чтобы встретить смерть «с солдатским достоинством».

Сотников был человеком, который ни при каких условиях не шел на сделку со своей совестью, и он ушёл из жизни с сознанием того, что ничем не запятнал свою душу. До последнего герой старался помочь людям, которые, как он считал, попали в беду из-за него.

Итак, перед нами два абсолютно противоположных характера. Для лучшего их раскрытия автор часто использует внутренние монологи героев, через которые переданы, например, колебания Рыбака в момент преследования, раздумья Сотникова, идущего на казнь.

Характеризуя героев, Быков использует и эпизоды их детства. Мы узнаём, что Сотников ещё ребёнком дал себе клятву никогда не лгать. Я думаю, что в формировании этой личности большую роль сыграл отец. Именно он воспитал в сыне честность, прямодушие и стойкость.

Повесть Василя Быкова рассказывает о событиях, которые происходили более шестидесяти лет назад. Однако нам, читателям XXI века, она интересна не только с исторической точки зрения. Ведь проблемы честности, совести, справедливости и гуманизма встают и перед нашим поколением. Как быть? Какими быть? Как сохранить в себе человеческое? Книга Василя Быкова «Сотников» помогает нам ответить на эти непростые вопросы.

В повести Быкова , персонаж Рыбак - один из двух партизан отправившихся за провизией. Он опытный военный, сильный, смелый и очень расчетливый. Мужчину так же можно назвать патриотом своей страны. Он, несмотря на тяготы военного времени, старается четко соблюдать все приказы руководства. Мужчину часто посылают на тяжелые задания. Этот раз не стал исключением.

Возможно, вернулся бы из деревни с едой, если бы с ним не отправился Сотников, который чувствовал сильнейшее недомогание. Из-за этого мужчины медленнее передвигались, часто останавливались, вступили в перестрелку с полицаями, а потом были вынуждены скрываться в чужой избе.

К сожалению, на этом неудачи партизан не закончились. Когда в дом, где они прятались, вошли полицаи с обыском, Сотникова стал душить сильнейший кашель. Он то и стал для них полным разоблачителем, благодаря чему оба товарища вместе с хозяйкой дома, попали в плен к фашистам.

Та ночь в подвале для мужчин была самой тяжелой. Каждый думал, оставят ли их в живых и до последнего надеялись на спасение. Когда все же последняя надежда на спасение растворилась, каждый из мужчин придумал свой план дальнейших действий. И если для Сотникова совершенно очевидным стало то, что лучше взять вину на себя, чтобы других освободили, то Рыбак явно не собирался умирать.

На допросе, полицаи увидели его «потенциал» и постарались переманить на их сторону. Однако, Рыбак на отрез отказался от предательства. Теперь же, когда смерть была не жуткой догадкой в головах пленников, а становилась очевидным фактом, ему просто необходимо было сделать все, чтобы выжить.

Мужчина, как и в детстве, чувствовал страх. Но тогда по его вине пострадала девочка, лошадь и повозка, теперь же мог пострадать он сам. От его дальнейших действий завесила его единственная жизнь.

Поэтому, Рыбак, не медля, принимает решение перейти на сторону фашистов, утром, до того, как огласят приговор. Только бы успеть поговорить с начальником, только бы выжить! Потом он обязательно сбежит к своим, и будет все как прежде!

Рыбак делает свой последний «стратегический ход» и его помиловали. Только он не ожидал того, что будет сам вести Сотникова к месту «ликвидации». Сам будет придерживать бревно, чтоб тот вскарабкался и не упал раньше времени. Рыбак, не считал еще себя предателем. Он не делал ничего противозаконного, он не убивал и не вешал. сам выбил у себя пенек из-под ног…

На самом деле, у мужчины уже пошел процесс разрушения личности. Находясь практически на свободе, он даже не постарался пойти в «ва-банк» и устроить диверсию. Так или иначе, никто живым отсюда не уйдет. Пострадают все поголовно. Но тогда Рыбак еще был уверен, что после казни сбежит от полицаев.

Казнь состоялась. Рыбак почувствовал, что в нутрии его что-то надломилось. Возможно, это было угрызение совести, а может просто жалость к остальным бывшим сокамерникам. И тогда он вдруг ощутил безысходность положения. Он понял, что бессмысленно остался жить, и то, что теперь его навсегда будут терзать совесть.

Рыбак решает осуществить побег, но ничего не получается. Тогда мужчину одолевает горестное раскаяние за свою сохраненную такой ценою жизнь. Последний шанс расквитаться со своим существованием терпит фиаско, ремень, на котором мужчина решает повеситься, не оказывается при нем.

И только тогда «партизан» перестает спорить с судьбою и становится настоящим «предателем», соглашаясь с безысходностью.

Нравственный выбор героев. (По повести «Сотников»)

В каждой новой повести Быков ставит своих героев в еще более сложные ситуации, чтобы глубже проникнуть во внутренний мир человека и определить их человеческие ценности. В повести «Сотников» партизан Рыбак и Сотников, выполнявшие задание отряда, оказались в руках полицаев. В произведении есть впечатляющая сцена допроса. Монотонно-одинаковые вопросы следователя: «Жить хочешь?» И ответы… Простые, ясные, исполненные достоинства - Сотникова, знающего, что никакая хитрость не поможет, если только не перепутать ее с подлостью. И подобострастные, виляющие, беспомощно путающие следы - Рыбака. И следователь-предатель, видно, почувствовал, что этот человек хочет жить во что бы то ни стало, и поэтому с ним можно договориться. И Рыбак уступает ему пусть медленно, явно выгадывая что-то, еще пытаясь сохранить верность чему-то прежнему, но шаги уже сделаны, и надо только помочь ему. Когда Рыбак услышал: «сохраним жизнь», он ясно ощутил свободу. То, что он должен вступить в полицию, служить великой Германии, воспринималось как второстепенное, это потом, а сейчас - свобода, жизнь. Чуть позже он крикнет, что готов служить в полиции. Этот крик - как заявление о приеме, а окончательное оформление - выбить чурбан из-под ног Сотникова. Выбор же им был сделан раньше, в кабинете Портного.

Рыбак думал перехитрить врага, спасти свою жизнь ценою мелких уступок мелких признаний, а затем продолжить борьбу с врагом. С потрясающей силой писатель показывает, как происходит падение Рыбака. Сдавая позиции, раз за разом уступая врагу, он, спасая свою шкуру, встает на путь предательства и из партизана превращается в пособника врага.

Почему же он встал на путь предательства? Ведь у Рыбака много достоинств: ему свойственно чувство товарищества, он сочувствует заболевшему Сотникову, в бою ведет себя достойно. Но, мне кажется, что в сознании Рыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Находясь со всеми в строю, он добросовестно несет все тяготы партизанской жизни, глубоко не задумываясь ни о жизни, ни о смерти. Долг, честь - эти категории не тревожат его душу. Столкнувшись один на один с бесчеловечными обстоятельствами, он оказывается духовно слабым человеком.

Ему сохранили жизнь, но после предательства она потеряла для него всякую ценность. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что нашел еще одного предателя. Вряд ли он видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который остался кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил возможность другого пути: продолжение борьбы с врагом, возможность признания в своем падении товарищам, в конечном итоге, искупление вины.

Сотников открывается как натура волевая, мужественная. Писатель гордится им, последним подвигом которого стала попытка взять всю вину на себя, сняв ее со старосты и Демчихи, попавших к фашистам за помощь партизанам. Долг перед родиной, перед людьми, как главнейшее проявление нравственности - вот на что обращает внимание автор. Сознание долга, человеческого достоинства, солдатской чести, любовь к людям - такие ценности существуют для Сотникова. Именно о людях, попавших в беду, думает он. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: «Я партизан, остальные тут ни при чем». Герой жертвует собой, зная о том, что жизнь - реальная единственная ценность.

Но надежда спасти кого-то призрачна, и ему ничего не осталось, как уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством. «Иначе, зачем тогда жизнь? - думал Сотников. - Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».

Уже перед самым концом, едва держась на ногах, Сотников бредет к месту казни, и его мучает мысль о том, что множество человеческих жизней «со смерти Иисуса Христа было принесено на жертвенный алтарь человечества». Да многому ли они научили человечество? В его душе проснулось милосердие к оступившемуся. Он неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, что он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который, как гражданин и человек чего-то не добрал.

Сотников, этот праведник и заступник, этот великомученик войны, несет свой крест до конца. В самые последние мгновения жизни он не был рабом обстоятельств, рабом неизбежности: сам оттолкнул чурбан, не дал себя вздернуть и даже нашел в себе мужество улыбнуться мальцу в буденовке и всему оставшемуся миру. Наверно, «жалкая», «вымученная» улыбка, думает он сам. Но улыбка все же, а не слезы, которые он себе не позволил.

Сотников проявляет такую силу духа, такую стойкость, преданность делу, что даже смерть в общей структуре произведения становится проявлением героизма.

Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит». Это не так - страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг всегда вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Другая причина, по которой был вручен приз автору, кроется в том, что религия всегда проповедует идею понимания и всепрощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека. Конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от безоговорочного осуждения даже за самые тяжкие преступления.

Василь Быков – военный писатель. В его книгах описываются повседневные военные события, жизнь и быт солдат, показывает все неприглядные стороны жестокой войны, ломающей судьбы людей.

В книге «Сотников» - два главных героя, Сотников и Рыбак. В них много общего, они оба – храбрые и смелые войны, оба на фронте с первых дней войны. И Сотников, и Рыбак люто ненавидят фашистов и их прихвостней. Они надежные товарищи, готовые прийти на помощь, презирая опасность. На их счету убитые фрицы, подвиги, ранения. В этих двух героях имеются и различия, как внешние, так и внутренние.

Сотников – интеллигент до мозга костей, до войны работал в школе учителем. У него слабое здоровье, с детства проблемы с легкими. Быть отличным воином и боевым товарищем ему помогает твердая сила духа, решительность и упорство. Его идейных соображений не сломить, он твердо уверен, что фашизм – это зло, которое необходимо уничтожить.

В начале войны Сотников был командиром батареи, которая в первом же бою была полностью уничтожена. Сотников попал в плен, но ему повезло сбежать. Он присоединился к партизанскому отряду, и снова начал воевать.

Рыбак – это здоровый деревенский парень, с детства он знает все «прелести» крестьянского труда. Быть хорошим бойцом ему помогает большая физическая сила и выносливость, а также отменное здоровье. Рыбак – предусмотрительный, хозяйственный мужик. Он был старшиной роты, потом получил ранение. После того, как он поправился, Рыбак ушел в партизанский отряд.

Командир отряда дал задание бойцам раздобыть каких–нибудь продуктов для отряда, и выбор пал на Сотникова и Рыбака.

Было предложено идти другим бойцам, но они отказались, и вызвался Сотников. Хотя он плохо себя чувствовал, но его высокие идейные принципы не позволили ему, как другие, отказаться, и Сотников пошел. Ему очень тяжело, постоянно бьет тяжелый кашель, да и одет он не по погоде. Рыбак всю дорогу заботится о товарище, он помогает ему идти. У старосты он дает возможность Сотникову согреться. Он выполняет всю работу, Сотников является для него просто обузой, особенно после ранения. Рыбак не упрекает его, даже сочувствует больному и раненому другу. Высокоморальный Сотников глубоко чувствует свою вину, так как понимает, что не в силах выполнить свой долг перед страной, перед людьми. Он мучительно страдает, что подвел Рыбака, ни в чем не повинную женщину Демчиху, винит себя в том, что к старосте отнеслись слишком мягко.

Попав в плен к полицаям, эти чувства обостряются еще больше, и он в последний момент хочет все изменить. Сотников берет все на себя, выгораживая своих друзей по несчастью, но это не приносит никакого результата. Полицаи уже вынесли решение, и невинных людей ждет петля. Сотников, улыбнувшись мальчишке из толпы, спокойно принимает смерть.

Рыбак же пытается до последнего найти какую-нибудь лазейку, в его душе происходит борьба. Рыбак ненавидит фашистов, но ему хочется спасти свою жизнь. Он думает, что если оказаться среди врагов, можно изнутри бороться с фашистской машиной, давящей сознание и жизни людей. Желание выжить любой ценой толкает его на предательство, и Рыбак в последний момент переходит на сторону врага. И все – таки Рыбак осознал, какую он совершил ошибку, что теперь у него нет выхода. Он остался жить физически, но умер духовно, и нет возврата.

Несколько интересных сочинений

  • Главные герои сказки Городок в табакерке Одоевского (характеристика)

    Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» необычна своим повествованием, героями. Автор сумел соединить в единую связь реальность и фантастику происходящего. Мальчик, уснувший рядом с музыкальной табакеркой

  • Колобок - анализ русской народной сказки

    Сказка рассказывает о колобке герое, который не дал бабке с дедкой съесть его, сделанного из некачественных ингредиентов, а точнее из скребеной муки и метённой по сусеку.

  • Характеристика Тришки и его образ в комедии Недоросль Фонвизина

    Крепостной Тришка, принадлежащий семье Простаковых выведен для демонстрации невежества дворян. Целью писателя было восславить разум и заклеймить невежество

  • Юность – самая лучшая пора. В это время ты полон сил и энергии. Твоё сердце полно радужных надежд и тебе кажется, что впереди только хорошее. Для молодых очень важно, чтобы их признавали в обществе

    Каждая страна имеет свое культурное и историческое наследие. Такая традиция существует и в России. В нашей стране также храниться много различных экспонатов и реликвий