Твёрдое паспарту. Как выбрать паспарту для картины

Паспарту – это искусственное поле между полотном картины и рамой. Оно предназначено для улучшения восприятия изображения. Как правило, его вырезают из специального картона, который насчитывает большое количество цветов различных оттенков и фактур. Такой картон толщиной до 2мм, изготавливают из высококачественной целлюлозы.

Одно из предназначений паспарту – защита картины от контакта со стеклом. А при неблагоприятных условиях, таких как высокая влажность, воздушный зазор между картиной и стеклом, играет роль буфера, оберегая от конденсации влаги. Применяя специальное музейное паспарту (безкислотное) можно сохранить оригинальные цвета художественных произведений на долгие годы.

Размер. Размер паспарту зависит от задачи, которую ставит оформитель. Старайтесь придерживаться следующим правилам. Верхнее и боковые поля выполняют одного размера, а нижнее — немного больше, дабы избежать визуального эффекта падения картины вниз. И с более широким нижним полем паспарту произведение будет выглядеть гармоничнее. Ширину паспарту выбирайте немного больше либо немного меньше ширины багета. Широкое паспарту придает воздушность картине, узкое создает акцент на раме.

Цвет. Нужно быть аккуратным в выборе цвета паспарту, так как от него зависит восприятие самого изображения. Как правило, цвет паспарту должен быть отличен от цвета рамы, но иногда одинаковые по цвету, багет и паспарту будут весьма эффектны. Используя нейтральные тона, такие как белый или кремовый, Вы формируете светлое поле вокруг самого изображения, не внося акцентов в его цветовую гамму. Поэтому нейтральные тона применяют при оформлении большинства картин. Такие цвета подсвечивают изображение, и рама на их фоне выглядит как отдельный объект внимания. К тому же они не мешают восприятию самой картины. Кремовый цвет, или цвет слоновой кости, самый популярный цвет паспарту, встречающийся в огромном количестве различных оттенков. Зачастую в двухслойном паспарту применяется близкие оттенки кремового цвета. Белый цвет со своими оттенками наиболее хорошо сочетается с черно-белыми фотографиями и монохромной графикой. Двухслойное паспарту в белых тонах придаст им особую глубину и легкость. А яркий, насыщенный цвет паспарту растворится в изображении, и тем самым расширит его границы и свяжет воедино картину с рамой. Насыщенные цвета, обычно, применяют при оформлении современной графики, что позволяет добиться максимального эффекта в декорации. Также яркие паспарту используют для получения контраста между паспарту и картиной.

Многослойные паспарту. При декорировании современной графики и фотографий, как правило, применяют одинарные паспарту. Одинарное паспарту также хорошее решение при оформлении детской комнаты. Используя несколько слоев паспарту, возможно создать специальный цветовой эффект, при этом каждая цветная полоска может играть различные роли: сделать акцент на изображении, связать раму с картиной, придать ему шарм и особую индивидуальность. Зачастую как нижний слой используют золотой цвет, который классно сочетается с рамами золотистых тонов. Как правило, при использовании трехслойного паспарту третий слой повторяет первый.

Паспарту не применяют в оформлении картин, написанных маслом на холсте, так как они не требуют дополнительного декорирования и защиты стеклом. При очень больших размерах картины и недостатке места на стене использовать паспарту также не желательно. Некоторые гравюры или печатные картины уже имеют определенные поля, например, с названием или подписью автора, поэтому их тоже не стоит оформлять с паспарту.

Перефразируя известную мысль, можно сказать, что в изображении все должно быть прекрасно: и работа творца, и паспарту, и багет, и развеска работ в выставочном зале. В этой небольшой статье речь пойдет о том, как не испортить хорошую работу плохим оформлением.

Что такое паспарту и зачем оно нужно?

Паспарту - это цветной плотный картон (или другой аналогичный материал), обрамляющий рисунок, картину, фотографию или другое произведение изобразительного искусства. Иными словами, паспарту - это поля между физической рамой и изображением.

Зачем оно нужно? Во-первых, паспарту облегчает восприятие произведения, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении. Во-вторых, паспарту и вся рама в целом защищают произведение от неблагоприятных факторов окружающей среды. В-третьих, грамотно подобранное паспарту может акцентировать те или иные детали изображения и, тем самым усилить эстетическое воздействие на зрителя. В-четвертых, рамка и паспарту являются элементами согласования изображения как с поверхностью стены, так и с другими близко расположенными объектами. В-пятых, оно само по себе может являться предметом искусства. Наверняка можно добавить к этому списку что-то еще, однако цель этой статьи в основном состоит в том, чтобы осветить базовые практические вопросы. Поэтому на этом мы закончим обсуждение вопросов высокой теории и перейдем к практике.

О вреде симметрии

К сожалению, большинство имеющихся в продаже паспарту симметричны. Это означает, что поля по противоположные стороны от изображения у таких паспарту равны. Это позволяет одно и то же паспарту использовать для оформления изображений как горизонтального, так и вертикального форматов. Такой подход весьма практичен, но с точки зрения эстетики он редко бывает оправдан. Эту мысль часто пытаются оспорить. Так, например, Шарон Хаймс (Sharon Himes) пишет: «Если изображение велико или предназначено для развески выше уровня глаз, то иногда нижнее поле паспарту делают шире, что позволяет зрителю, смотрящему снизу вверх, не замечать уменьшения размеров нижнего поля по сравнению с боковыми полями. Так как подобные ситуации редки, то обычно паспарту делают с одинаковыми полями по всем четырем сторонам». С тем, что верхняя развеска требует дополнительного увеличения нижнего поля паспарту трудно не согласиться. А вот с чем никак нельзя согласиться, так это с тем, что при развеске на уровне глаз всегда можно ограничиться использованием симметричных паспарту.

Рис. 1

Попробуем разобраться, в чем тут дело. Для этого вспомним хорошо известный пример с латинской буквой S. Взгляните на рис. 1. Нижняя и верхняя половинки левой буквы S кажутся нам практически одинаковыми (соразмерными), да и вся буква в целом выглядит вполне гармонично. В то же время этого никак нельзя сказать про правую букву S. Здесь мы отчетливо видим, что верхняя часть буквы чрезмерно велика. Однако самое удивительное заключается в том, что это одна и та же буква! Второй вариант был получен поворотом исходной буквы на 180°.

Зрительное восприятие человека устроено так, что для гармоничного восприятия объекта по вертикали его нижняя часть должна иметь несколько больший зрительный вес. Этот «секрет» уже давно известен всем, кто, так или иначе, связан с печатным процессом. И именно поэтому буква S практически во всех регулярных шрифтах несимметрична: ее нижняя часть несколько превышает по размерам верхнюю.

Рис. 2

Этот «секрет», конечно, знают и все производители рам и багетов. В англоязычной литературе он носит название «bottom weighting effect». Таким образом, единственная причина широкой распространенности симметричных паспарту заключается в коммерческой целесообразности.

Справедливости ради надо заметить, что и симметричные паспарту в отдельных случаях смотрятся неплохо. Это случается главным образом тогда, когда функцию увеличения зрительного веса в нижнем секторе выполняет само изображение. Симметричные паспарту бывают также уместны в тех случаях, когда мы имеем дело не столько с художественными произведениями, сколько с познавательными или научными иллюстрациями. Но чаще всего нижнее поле паспарту все же следует увеличивать.

Взгляните на рис. 2. В его верхней части даны примеры симметричного размещения изображения в раме (вариант A). Вариант B отличается от варианта А увеличенным нижним полем. На мой взгляд, даже на этих, небольших по размерам, иллюстрациях видно, что вариант В смотрится в целом гармоничнее.

Иногда достаточно лишь чуть-чуть увеличить нижнее поле - и восприятие изображения значительно улучшается.

Как правильно поместить изображение в раму

Во всех случаях, когда речь идет о зрительном восприятии человека, жесткие формальные правила сформулировать не удается. Все, что будет изложено ниже, не более чем рекомендации. Иногда они быстро приводят к успеху. Иногда они требуют значительных коррекций. Разумнее всего относится к ним, как к хорошей отправной точке. Следует также помнить, что в данной статье речь идет исключительно об одинарных паспарту, обрамляющих единственное изображение в раме.

Прежде всего, следует ответить на вопрос: какого размера должно быть паспарту? Нулевые поля используют обычно при обрамлении живописных полотен. Если же речь идет о графических работах (в том числе и о фотографиях), то надо отметить, что маленькие поля практически не выполняют никакой функции. Они просто зрительно сливаются с физической рамой. Очень широкие поля во многих случаях также неуместны, так как чрезмерно большое паспарту может отвлекать внимание от самого изображения.

Ширина бокового поля, как правило, находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения. Левое поле должно быть равно правому. Верхнее поле часто выбирают примерно такого же размера, что и боковые поля. Нижнее поле по упомянутой выше причине делают несколько больше.

Иногда все же допускается делать боковые поля очень широкими. Такая ситуация может, например, возникнуть, если изображение само по себе не сбалансировано. В качестве другого примера такого рода можно привести гравюры (а также изображения, похожие на гравюры по технике исполнения). Некоторое увеличение полей требуется также для «плотных» изображений (в этом случае изображенные объекты плотно заполняют картину и как бы давят изнутри на ее границы).

Для вертикальных фотографий с соотношением сторон a/b = 2/3 неплохо работают следующие формулы: боковое поле = a/3; верхнее поле = b/5; нижнее поле = b/3. Эти соотношения позволяют определить не только размер паспарту, но и расположение самого изображения.

Если, исходя из тех или иных соображений, размер паспарту вы уже выбрали, а с размещением изображения еще не определились, то в качестве хорошей отправной точки можно использовать рекомендацию из книги В.П. Микулина «25 уроков фотографии». Согласно этой книге, изображение должно находиться в оптическом центре рамы. Найти оптический центр можно с помощью простых геометрических построений (см. рис. 3).


Рис. 3

В целом, построения понятны и без дополнительных объяснений. На левом чертеже синие пунктиры делят правое и нижнее поля пополам. В найденную таким образом точку А следует поместить нижний правый угол изображения.

Несколько слов о цвете паспарту

Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).


Рис. 4

Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее (рис. 4). На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.

У каждого цвета есть и свои недостатки. Так, например, белый цвет паспарту может излишне отвлекать зрителя от самого изображения, а черный способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей. Не идеален и серый цвет. «Серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным», — пишет Дж. Уэйд в книге «Техника пейзажной фотографии». Кроме того, сохраняя нейтральность по отношению к изображению, серый цвет может диссонировать как с близко расположенными объектами, так и с интерьером в целом.

Надо сказать, что от интерьера вообще зависит многое. Вряд ли имеет смысл вешать на одну стенку рядом друг с другом две работы с существенно различающимся рамками.

Развеска и оформление работ требуют творческого подхода. Однозначных решений здесь быть не может. В любом случае, окончательное решение всегда во многом определяется вкусом и взглядами автора, дизайнера или устроителей выставки.

Часто встречается рекомендация выбирать вместо белого такой цвет, который чуть-чуть темнее самых светлых элементов изображения. (Или, соответственно, вместо черного использовать такой цвет, который чуть-чуть светлее самых темных теней.) Совет этот не плох, но на практике воспользоваться им далеко не просто.

Для цветных изображений можно использовать паспарту как в черно-белой гамме (см. рис. 5), так и цветные (см. рис 6).


Рис. 5

При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.


Рис. 6

Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рис. 6 это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении.

В начале статьи говорилось, что рамка и паспарту служат также для защиты произведения от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В этой связи важно понимать, что и рамка в целом и ее отдельные элементы сами по себе должны удовлетворять определенным требованиям. Соблюдение нескольких простых рекомендаций позволит на многие годы обеспечить сохранность произведения.

1. Помимо прочего, накладное паспарту должно препятствовать контакту произведения со стеклом рамы. Особенно это актуально для фотографий, эмульсия которых может намертво к нему прилипнуть. По этой причине при оформлении «под стекло» не следует наклеивать фотографию поверх паспарту. Вместо этого надо использовать накладную рамку. Дешевые рамки со стеклом (без паспарту) следует использовать исключительно для оформления работ, не имеющих высокой ценности.

2. Закреплять работу в раме следует неразрушающим способом. Для этого можно использовать, например, фирменные или самодельные бумажные уголки. Пример такого безопасного крепления можно найти в статье Дейла Коттона.

3. Материалы, из которых изготовлены элементы рамки должны быть химически нейтральны (нейтральный фактор pH). Это особенно важно для тех элементов рамы, которые находятся в прямом контакте с фотографией.

Более подробные сведения об обеспечении сохранности работ можно получить из других публикаций, например, из статьи на сайте Американского института консервации произведений искусства и исторических ценностей (AIC)

Стоимость качественного оформления работы может быть довольно велика. В случае с любительскими фотографиями, затраты на оформление могут даже существенно превзойти расходы на создание самой работы. (Речь, конечно, идет исключительно о тех затратах, которые можно выразить в денежном эквиваленте). Однако никакое шикарное оформление никогда не сможет сгладить несовершенства самой работы. При оформлении эскизов и этюдов не следует пользоваться дорогими стильными рамами и багетами. В этом случае безупречность оформления лишь подчеркнет недостатки самой работы.

Паспарту, от французского passe’-partout – это искусственно созданное поле между картиной и рамой.

Назначение паспарту – улучшить восприятие изображения.

Обычно паспарту вырезается из специального картона, имеющего огромное количество оттенков и фактур. Картон толщиной 1,4 – 2,0 мм, производится из высококачественной целлюлозы.

Срез выполняется под углом около 45 градусов на специальном оборудовании.

Кроме того, и это очень важно, паспарту защищает картину от соприкосновения со стеклом. В случае неблагоприятных условий, например, высокой влажности, воздушный зазор между изображением и стеклом, является буфером и предотвращает конденсацию влаги. Это позволяет избежать пожелтения бумаги картины и потери цвета.

Применение специального без кислотного музейного паспарту, также позволяет сохранить оригинальные цвета изображения на долгие годы.

Размер паспарту

Размер паспарту может быть различным, в зависимости от поставленной задачи.

Существуют несколько простых правил, которые впрочем, могут быть иногда нарушены.

Верхнее и боковые поля паспарту делаются одинакового размера, а нижнее поле немного больше – во избежание визуального эффекта падения работы вниз.

С нижним более широким полем паспарту картина выглядит гармоничнее.

Ширина паспарту почти всегда выбирается чуть больше либо меньше ширины рамы.

Широкое паспарту добавляет воздуха картине, узкое акцентирует внимание на раме.

Цвет паспарту

Цвет паспарту способен в корне преобразить изображение, поэтому следует быть очень аккуратными при его выборе. В большинстве случаев он должен отличаться от цвета рамы, хотя иногда, сходные по цвету, рама и паспарту могут быть весьма эффектны.

Нейтральные цвета

Применение нейтральных тонов, таких как белый или кремовый, формируют светлое поле вокруг изображения, и не вносят каких либо акцентов в его цветовую гамму. Именно поэтому они могут быть рекомендованы для оформления большинства картин, особенно музейной графики. Нейтральные цвета не привлекают к себе внимания и обладают свойством подсвечивать изображение. Рама же на их фоне выступает как самостоятельный объект нашего внимания.

Нейтральные тона не мешают восприятию изображения.

Кремовый цвет, или слоновая кость, наиболее популярный и многоплановый из всех цветов паспарту, имеющий огромное количество всевозможных оттенков. Очень часто в двухслойном паспарту используют близкие по тону кремовые цвета. Эту комбинацию мы настоятельно рекомендуем вам попробовать при моделировании.

Белый цвет и его оттенки наиболее часто применяются при оформлении черно-белых фотографий и монохромной графики. Двухслойное паспарту белого цвета придает им неповторимую глубину и легкость.

Обычный белый цвет паспарту великолепно подходит для черно-белой фотографии.

Насыщенные цвета

Яркие, насыщенные цвета паспарту растворяются в изображении, тем самым расширяют его границы. Они связывают воедино раму и изображение, при этом паспарту и рама выглядят как единое целое.

Насыщенные цвета, как правило, применяются при оформлении современной графики и постеров, позволяя достичь желаемого декоративного эффекта. Яркие паспарту могут быть рекомендованы для достижения контраста между изображением и паспарту. Однако будьте осторожны, поскольку можно легко подавить цвета изображения так, что оно будет казаться «зажатым».

Яркие цвета расширяют границы изображения, связывая его с рамой.

Многослойные паспарту

Одинарные паспарту часто применяются для оформления современной графики, постеров и фотографий. При этом паспарту придает изображениям глубину и законченность.

Одинарное паспарту – хороший выбор для оформления детской комнаты.

Применяя более чем один слой паспарту, вы можете создавать специальные цветовые эффекты. При этом тонкая цветная полоса может выполнять различные функции: акцентировать внимание на изображении, связывать раму с изображением, придавать ему шарм и неповторимую индивидуальность.

Классическое оформление однослойным паспарту темного цвета. Присутствует некоторый эффект зажатости изображения.

Темное верхнее паспарту облегчено нижним светлого тона.

Традиционный музейный тип оформления.

Трехслойное паспарту придает изображению еще больше гармонии и авершенности

Классическая и музейная графика, на наш взгляд, выглядит лучше в двойном паспарту светлых оттенков. Нижнее паспарту, как правило, подбирается немного темнее, или светлее верхнего. Очень часто в качестве нижнего слоя используется золотой цвет, который великолепно сочетается с рамами из золота. Можно использовать и третий слой паспарту. Обычно он повторяет по цвету первый.

Для современной графики,постеров и вышивок мы предлагаем использовать многослойные паспарту более смело. Не бойтесь экспериментировать.

Контрастный цвет паспарту нижнего слоя создает впечатляющий декоративный эффект.

Цвет нижнего паспарту может подбираться как дополняющий цвета изображения, так и сочетающийся с рамой или декором вашего помещения.

Когда паспарту не нужно…
Паспарту не используется для картин, написанных маслом на холсте. Мы считаем, что такие картины не нуждаются в дополнительном декорировании и защите стеклом.

Когда нужно достичь эффекта имитации живописи, графический лист можно оформить без паспарту.

Иногда при очень больших размерах изображения и нехватке места на стене паспарту также не используется.

Многие гравюры или печатные постеры, часто уже содержат некие поля паспарту, например с названием, подписью автора и т.д., их мы рекомендуем оформлять без паспарту.

This entry was posted on Sunday, September 14th, 2008 at 10:31 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

Правильное оформление картины предполагает использование паспарту. Это кусок плотной бумаги, обрамляющий основное изображение, и служащий связующим звеном между ним и рамой. Паспарту помогает обыграть картину, сделав ее более выразительной и подчеркнув желаемые детали. Кроме того – таким образом можно «адаптировать» произведение искусства к существующей интерьерной композиции. Вполне понятный вопрос, которым задаются начинающие художники, – как выбрать паспарту правильно? Существуют строгие правила или допустим полет фантазии?

Как подобрать паспарту к картине по цвету

Общие тона картины должны определять оттенок паспарту. Ни в коем случае нельзя использовать цвет, явно перекликающийся с обстановкой комнаты – картина должна гармонично вписываться в интерьер, но не становится его простой частью. В таком случае произведение искусства потеряет свою самобытность, «заблудившись» среди мебели.

При определении наиболее подходящего цвета следует помнить:

  1. Черно-белые картины отлично сочетаются с серыми или черно-белыми паспарту.
  2. Цветные изображения могут дополняться как черно-белыми, так и цветными паспарту.
  3. В музеях и галереях обычно предпочитают нейтральные белые, кремовые и другие светлые оттенки – это классический вариант.
  4. Паспарту может совпадать по оттенку с неосновным либо быть на 0,5 тона темнее/светлее основного цвета. Традиционно определяют самый светлый оттенок произведения и выбирают паспарту немного темнее его.
  5. В большинстве случаев картина выигрывает, если рама и паспарту выполнены в разных цветах. Естественно, из этого правила есть эффектные исключения, но нужно быть уверенным в своем вкусе, чтобы нарушать общепринятую традицию.
  6. Использование матового антибликового стекла визуально утемняет паспарту на половину тона.

В принципе, цвет паспарту может быть любым и выбирается исключительно на усмотрение заказчика. Но нужно помнить – неудачный эксперимент способен погубить всю концепцию выставки, заглушив у зрителей впечатление от картины.

В преобладающем количестве ситуаций уместным будет светлое поле, окружающее изображение. Благодаря такому оформлению основные цветовые акценты останутся нетронутыми, а картина будто подсветится изнутри. Дополнительно обеспечится выделение рамы, которая будет восприниматься как отдельный элемент.

Темные паспарту, наоборот, заставляют изображение «уйти» внутрь, слегка отодвинув его на задний план. Насыщенные оттенки расширяют цветовые границы и связывают картину с рамой. Яркие варианты хорошо смотрятся с современной графикой, обеспечивая стильный контраст между рисунком и его обрамлением.

Паспарту к картине: какой выбрать размер

Как и в случае с цветом, размер паспарту не регламентирован. Нужно оценивать свои предпочтения и представлять, насколько адекватно они согласуются с общей концепцией выставки и конкретной картиной.

В любом случае следует ознакомиться с такими рекомендациями:

  1. Размер паспарту должен пропорционально соотноситься с длиной и шириной картины.
  2. Стандартная ширина поля – 5-6 см, но встречаются исключения. Например, для маленького изображения с тщательно прорисованными деталями можно использовать очень широкое паспарту, на фоне которого картина будет смотреться эффектно.
  3. Самое широкое поле – нижнее, остальные стороны обычно составляют половину или треть наиболее узкой части картины. Таким образом нивелируется влияние оптического искажения, и человеческий глаз может гармонично воспринимать изображение. Но есть тонкости:
  • вертикальные изображения обрамляются паспарту с более широким верхним краем, чем боковые стороны;
  • горизонтальная картина требует обратного – широких сторон и узкого верха;
  • квадратное изображение лучше всего смотрится с одинаковыми по размеру верхом и боковыми сторонами.
  • Картина, на которой запечатлены динамичные сцены, требует использования широкого паспарту. То же самое касается и изображений с выходящей за границы рамы перспективой.
  • Узкое паспарту следует использовать, чтобы обратить внимание зрителя на раму. Широкое обрамление, наоборот, подходит для придания картине эффекта «воздушности».
  • Не стоит заказывать паспарту, идентичное по размеру с багетом: оно должно быть либо немного больше, либо чуть меньше.
  • Хороший специалист с наметанным глазом за пять минут определит лучший способ оформления конкретной картины. Если приемщик старается разговорить клиента, попутно нахваливая картину и рассказывая, что этому шедевру нужно особое обрамление, то, скорее всего, происходит попытка навязать более дорогие услуги. Тогда как зачастую достаточно минимального ценника.

    Любая картина требует к себе внимательного отношения. Не стоит отказываться от паспарту – для изображения это как выходной костюм для человека, позволяющий ему выглядеть более нарядно и эффектно. Главное, отнестись к задаче разумно и выбрать не самое кричащее и яркое обрамление, а наиболее подходящее к конкретному случаю.

    Однотонные паспарту производятся в широкой цветовой гамме (от снежного белого до глубокого черного ).

    Изготавливается паспарту , из листа картона в форме листа покрытого с двух сторон слоями бумаги (лицевая сторона покрывается цветным слоем ). Палитра цветов паспарту достаточно разнообразна: от ярких и основных цветов до мягких полутонов.

    Имея богатую палитру цветов и оттенков , паспарту служит инструментом для достижения цветового баланса между рамой и картиной . Паспарту дает небходимый картине «воздух» и помогает решать декоративные задачи во время художественного оформления .

    Очень важно следить при подборе именно за цветовым сочетанием . Для черно-белых работ используется такое же паспарту и рама : белое-белое , черное-черное , белое-черное и наоборот, может быть какие-то градации серого. Белый цвет и его оттенки наиболее часто применяются при оформлении черно-белых фотографий и монохромной графики. При оформлении цветных работ очень важно следить за тончайшими нюансировками цвета и света на изображении, и тем, где и как паспарту будет размещено, в каком стиле выдержан интерьер. Темные паспарту усиливают интенсивность красок на картине , в зависимости от их оттенка, выделяют теплые или, наоборот, холодные тона в ее гамме. Старинные гравюры и офорты очень часто требуют для своего оформления паспарту спокойных пастельных оттенков , которые не отвлекают внимание от самой работы.

    При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Насыщенные цвета , как правило, применяются при оформлении современной графики и постеров. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач. Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. В большинстве случаев цвет паспарту отличается от цвета рамы , хотя иногда, встречается удачное сочетание близких по цвету рамы и паспарту . С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении. Кремовый , или цвет взбитых сливок , - это нейтральный белый с легким желтоватым оттенком без малейшей примеси серого или розового . Это давно уже неотъемлемый элемент "новой" цветовой гаммы , гармонично сочетающийся со светлым сланцевым серым, цветом камня , замши и шоколадным коричневым. В двухслойном паспарту очень часто используются оттенки кремового цвета . Цвет слоновой кости - это мягкий белый , он милее глазу, чем белоснежный. Наверное, более всего наш глаз помнит об этом цвете по пианино, с его привычными эбеновыми и цвета слоновой кости клавишами. В искусстве интерьера сочетание черного и слоновой кости позволяет добиваться самых драматических звучаний: так, паркет в черную и белую шахматную клетку, запечатленный на полотнах голландских мастеров, сохраняет свою притягательность на протяжении веков. Цвет слоновой кости не только способен отражать свет, но и создает ощущение тепла. Его хорошо сочетать с приглушенными темными красками . Цвет слоновой кости очень популярен, и поэтому существует огромное количество всевозможных оттенков паспарту этого цвета .

    Если речь идет о черно-белых изображениях , то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного ).

    Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее. На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окном, сквозь которое зритель смотрит на то, что находится за плоскостью картины .

    У каждого цвета есть свои недостатки. Белый цвет паспарту может излишне отвлекать от самого изображения, а черный иногда негативно влияет на правильное восприятие тональностей.