Темы войны в русской литературе. Тема войны в литературе. Легко ли оставаться человеком

(1 вариант)

Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный уклад жизни. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял головы перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Самая жесточайшая, чудовищная из всех войн в истории человечества – Великая Отечественная – затянулась на пять долгих лет и стала настоящей катастрофой для многих народов и стран, а для России особенно. Фашисты преступили законы человеческие, поэтому сами

Оказались вне всяких законов. Весь русский народ поднялся на защиту Отечества.

Тема войны в русской литературе – это тема подвига русского человека, потому что все войны в истории страны, как правило, носили народно-освободительный характер. Среди книг, написанных на эту тему, мне особенно близки произведения Бориса Васильева. Герои его книг – люди сердечные, отзывчивые, с чистой душой. Одни из них героически ведут себя на поле боя, храбро сражаясь за Родину, другие – герои в душе, их патриотизм никому не бросается в глаза.

Роман Васильева «В списках не значился» посвящен защитникам Брестской крепости.

Главный герой романа – молодой лейтенант Николай Плужников, боец-одиночка, олицетворяющий собой символ отваги и стойкости, символ духа русского человека. В начале романа мы встречаемся с неопытным выпускником военного училища, который не верит страшным слухам о войне с Германией. Неожиданно настигает его война: Николай попадает в самое пекло – в Брестскую крепость, первый рубеж на пути фашистских орд. Защита крепости – жесточайшая схватка с врагом, в которой погибают тысячи людей. В этом кровавом человеческом месиве, среди развалин и трупов, Николай встречает девушку-калеку, и среди страданий, насилия рождается – как огонек надежды на светлое завтра – юношеское чувство любви между младшим лейтенантом Плужниковым и девушкой Миррой. Не будь войны, возможно, они бы и не встретились. Скорее всего, Плужников дослужился бы до высокого звания, а Мирра вела бы скромную жизнь инвалида. Но война свела их, заставила собраться с силами для борьбы с врагом. В этой борьбе каждый из них совершает подвиг. Когда Николай идет в разведку, он хочет показать, что крепость жива, она не покорится врагу, что даже по одному бойцы будут сражаться. Юноша не думает о себе, его беспокоит судьба Мирры и тех бойцов, которые сражаются рядом с ним. Идет жестокая, смертельная схватка с фашистами, но сердце Николая не черствеет, не ожесточается., Он бережно заботится о Мирре, понимая, что без его помощи девушка не выживет. Мирра не хочет быть обузой для смелого солдата, поэтому она решает выйти из укрытия. Девушка знает, что это последние часы в ее жизни, но она вовсе не думает о себе, ею движет только чувство любви.

«Военный ураган невиданной силы» завершает героическую борьбу лейтенанта Смело встречает Николай свою смерть, даже враги уважают мужество этого русского солдата, который «в списках не значился». Война жестока и страшна, она не обошла стороной и русских женщин. Фашисты заставили воевать матерей, будущих и настоящих, в которых самой природой заложена ненависть к убийству. Стойко работали женщины в тылу, обеспечивая фронт одеждой и продовольствием, ухаживали за больными солдатами. Да и в бою женщины не уступали опытным бойцам по силе и отваге.

В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» показана героическая борьба женщин с захватчиками, борьба за свободу страны, за счастье детей. Пять совершенно различных женских характеров, пять разных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, у которого «в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Несмотря на ужасы войны, этот «пенек замшелый» смог сохранить лучшие человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но все равно не может успокоиться. Он сознает свою вину перед ними за то, что «мужики со смертью их оженили». Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в душе старшины, он не может оправдать ее в своих глазах В скорби этого простого человека заключен высокий гуманизм. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, все время старается увести их от грозящей опасности.

Поведение каждой из пяти девушек – подвиг, ведь они совершенно не приспособлены к военным условиям. Героична смерть каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина погибает страшной смертью, стремясь поскорее перейти болото и позвать подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне. Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. И эти две смерти, при всей их кажущейся случайности, связаны с самопожертвованием. Особенное внимание писатель уделяет двум женским образам: Рите Осяниной и Евгении Комельковой. По словам Васильева, Рита «строга, не смеется никогда». Война разбила ее счастливую семейную жизнь, Рита все время беспокоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянина поручает заботу о своем сыне надежному и умному Васкову, она покидает этот мир, осознавая, что никто не может обвинить ее в трусости. Ее подруга умирает с оружием в руках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой, любуется ею: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские – зеленые, круглые, как блюдца». И эта чудесная, красивая, трижды спасавшая от гибели свою группу девушка погибает, совершая подвиг ради жизни других.

Многие, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов. Во многих произведениях русской литературы война показана как противоестественное человеческой природе действие. «…И началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», – писал Л. Н. Толстой в своем романе «Война и мир».

Тема войны еще долго не будет сходить со страниц книг, пока человечество не осознает свою миссию на земле. Ведь человек приходит в этот мир, чтобы сделать его прекраснее.

(2 вариант)

Очень часто, поздравляя своих друзей или родственников, мы желаем им мирного неба над головой. Мы не хотим, чтобы их семьи подверглись тяжелым испытаниям войны. Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть дорогих нашему сердцу людей. На нашей планете войны шли всегда. Всегда сердца людей переполняла боль утраты. Отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши души и сердца. К нашему большому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений.

Немало испытаний войной выпало на долю нашей страны. В начале XIX века Россию потрясла Отечественная война 1812 года. Патриотический дух русского народа показал Л. Н. Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир». Партизанская война, Бородинское сражение – все это и многое другое предстает перед нами воочию. Мы становимся свидетелями страшных будней войны. Толстой повествует о том, что для многих война стала самым обыкновенным делом. Они (например, Тушин) совершают героические подвиги на полях сражений, но сами этого не замечают. Для них война – это работа, которую они должны добросовестно выполнить.

Но война может стать обычным делом не только на полях сражений. Целый город может свыкнуться с мыслью о войне и продолжать жить, смирясь с ней. Таким городом в 1855 году являлся Севастополь. О тяжелых месяцах обороны Севастополя повествует Л. Н. Толстой в своих «Севастопольских рассказах». Здесь особенно достоверно описываются происходящие события, так как Толстой является их очевидцем. И после того, что он видел и слышал в городе, полном крови и боли, он поставил перед собой определенную цель – рассказать своему читателю только правду – и ничего, кроме правды.

Бомбардировка города не прекращалась. Требовались новые и новые укрепления. Матросы, солдаты трудились под снегом, дождем, полуголодные, полураздетые, но они все равно работали. И здесь всех просто поражает мужество их духа, сила воли, огромный патриотизм. Вместе с ними в этом городе жили их жены, матери, дети. Они настолько свыклись с обстановкой в городе, что уже не обращали внимания ни на выстрелы, ни на взрывы. Очень часто они приносили обеды своим мужьям прямо в бастионы, и один снаряд нередко мог уничтожить всю семью. Толстой нам показывает, что самое страшное на войне происходит в госпитале: «Вы увидите там докторов с окровавленными по локти руками… занятых около койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит раненый под влиянием хлороформа». Война для Толстого – это грязь, боль, насилие, какие бы цели она ни преследовала: «…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти…»

Геройская оборона Севастополя в 1854-1855 годах еще раз показывает всем, как сильно русский народ любит свою Родину и как смело становится на ее защиту. Не жалея сил, применяя любые средства, он (русский народ) на дает врагу захватить родную землю.

В 1941 – 1942 годах оборона Севастополя повторится. Но это будет уже другая Великая Отечественная война – 1941-1945 годов. В этой войне с фашизмом советский народ совершит необыкновенный подвиг, о котором мы будем помнить всегда. М. Шолохов, К. Симонов, В. Васильев и многие другие писатели посвятили свои произведения событиям Великой Отечественной войны. Это тяжелое время характерно также тем, что в рядах Красной Армии наравне с мужчинами сражались женщины. И даже то, что они являются представителями слабого пола, не остановило их. Они боролись со страхом внутри себя и совершали такие героические поступки, какие, казалось, женщинам совсем несвойственны. Именно о таких женщинах мы узнаем со страниц повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Пять девчат и их боевой командир Ф. Васков оказываются на Синюхиной гряде с шестнадцатью фашистами, которые направляются на железную дорогу, абсолютно уверенные в том, что о ходе их операции никто не знает. В трудном положении оказались наши бойцы: отступать нельзя, а остаться, так немцы их как семечки слузгают. Но выхода нет! За спиной Родина! И вот эти девушки совершают бесстрашный подвиг. Ценой своей жизни они останавливают противника и не дают ему осуществить его ужасные планы. А какой беззаботной была жизнь этих девчонок до войны?!

Они учились, работали, радовались жизни. И вдруг! Самолеты, танки, пушки, выстрелы, крики, стоны… Но они не сломались и отдали для победы самое дорогое, что у них было, – жизнь. Они отдали жизнь за Родину.

Но на земле существует гражданская война, на которой человек может отдать жизнь, так и не узнав за что. 1918 год. Россия. Брат убивает брата, отец – сына, сын – отца. Все перемешивается в огне злобы, все обесценивается: любовь, родство, человеческая жизнь. М. Цветаева пишет:

Братья, вот она

Ставка крайняя!

Третий год уже

Авель с Каином

Люди становятся оружием в руках власти. Разбиваясь на два лагеря, друзья становятся врагами, родные – навсегда чужими. Об этом тяжелом времени повествуют И. Бабель, А. Фадеев и многие другие.

И. Бабель служил в рядах Первой Конной армии Буденного. Там он вел свой дневник, который впоследствии превратился в знаменитое сейчас произведение «Конармия». В рассказах «Конармии» говорится о человеке, который оказался в огне Гражданской войны. Главный герой Лютов повествует нам об отдельных эпизодах похода Первой Конной армии Буденного, которая славилась своими победами. Но на страницах рассказов мы не ощущаем победного духа. Мы видим жестокость красноармейцев, их хладнокровность и равнодушие. Они без малейшего колебания могут убить старого еврея, но, что более ужасно, они могут добить своего раненого товарища, ни секунды не раздумывая. Но ради чего все это? Ответ на этот вопрос у И. Бабеля не дан. Он оставляет за своим читателем право размышлять.

Тема войны в русской литературе была и остается актуальной. Писатели пытаются донести до читателей всю правду, какая бы она ни была.

Со страниц их произведений мы узнаем о том, что война не только радость побед и горечь поражений, а война – это суровые будни, наполненные кровью, болью, насилием. Память об этих днях будет жить в нашей памяти вечно. Может быть, настанет тот день, когда на земле утихнут стоны и плач матерей, залпы и выстрелы, когда наша земля встретит день без войны!

(3 вариант)

«О светло светлая и прекрасно украшенная земля русская», – писалось в летописи еще в XIII веке. Прекрасна наша Россия, прекрасны и сыны ее, которые защищали и защищают красоту ее от захватчиков уже много веков.

Одни защищают, другие воспевают защитников. Давным-давно один очень талантливый сын Руси рассказал в «Слове о полку Игореве» о Яр-Туре Всеволоде и всех доблестных сынах «земли Русской». Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают русских воинов.

«Опытные воины под трубами пеленены, под знаменами взлелеяны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли заострены, сами скачут, словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю – славы». Эти славные сыны «земли Русской» воюют с половцами за «землю Русскую». «Слово о полку Игореве» задало тон на века, а другие писатели «земли Русской» подхватили эстафету.

Наша слава – Александр Сергеевич Пушкин – в своей поэме «Полтава» продолжает тему героического прошлого русского народа. «Сыны любимые победы» защищают русскую землю. Пушкин показывает красоту боя, красоту русских солдат, смелых, мужественных, верных долгу и Родине.

Но близок, близок миг победы,

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Вослед Пушкину Лермонтов рассказывает о войне 1812 года и славит сынов русских, которые так отважно, так героически защищали нашу красавицу Москву.

Ведь были ж схватки боевые?

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Защита Москвы, Отечества – великое прошлое, полное славы и великих дел.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

Михаил Юрьевич Лермонтов подтверждает, что за землю русскую, за свою Родину солдаты не жалеют жизни. В войне 1812 года все были героями.

Об Отечественной войне 1812 года, о подвиге народа в этой войне писал и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он нам показал русских солдат, которые всегда были самыми храбрыми. Их легче было расстрелять, чем заставить бежать от врага. Кто гениальней сказал о мужественном, храбром русском народе?! «Дубина народной войны поднялась со всею своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих внуков и правил, с глупою простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

И опять черные крылья над Россией. Война 1941-1945 годов, которая вошла в историю как Великая Отечественная война…

Пламя ударило в небо! –

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала:

Вставайте на помощь,

Сколько талантливых, удивительных произведений об этой войне! Эти годы мы, нынешнее поколение, к счастью, не знаем, но нам

так талантливо рассказали об этом русские писатели, что эти годы, озаренные пламенем великой битвы, никогда не изгладятся из нашей памяти, из памяти нашего народа. Вспомним изречение: «Когда говорят пушки, умолкают музы». Но в годы суровых испытаний, в годы священной войны музы не могли молчать, они вели в бой, они становились оружием, разящим врагов.

Меня потрясло одно из стихотворений Ольги Берггольц:

Мы предчувствовали колыханье этого трагического дня,

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье. Родина! Возьми их у меня!

Я люблю Тебя любовью новой, горькой, всепрощающей, живой,

Родина моя в венце терновом, с темной радугой над головой.

Он настал, наш час, и что он значит – только нам с тобою знать дано.

Я люблю Тебя – я не могу иначе, Я и Ты по-прежнему – одно.

Наш народ продолжает традиции своих предков и в годы Великой Отечественной войны. Страна огромная встала на смертный бой, а поэты воспевали защитников Родины.

Одной из лирических книг о войне на века останется поэма «Василий Теркин» Твардовского.

Грянул год, пришел черед.

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

Поэма была написана в годы войны. Она печаталась по одной главе, бойцы с нетерпением ждали их издания, поэма читалась на привалах, бойцы всегда помнили ее, она вдохновляла на бой, звала на разгром фашистов. Героем поэмы был простой русский солдат Василий Теркин, обычный, такой, как все. Он в бою был первым, ну а после боя готов был без устали плясать и петь под гармонь.

В поэме отражены и бой, и отдых, и привалы, показана вся жизнь простого русского солдата на войне, там вся правда, потому-то солдаты полюбили поэму. А в солдатских письмах переписанные миллионы раз главы из «Василия Теркина»…

Тема Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) стала одной из главных в советской литературе. Многие советские писатели принимали непосредственное участие в боевых действиях на передовой, кто-то служил военным корреспондентом, кто-то воевал в партизанском отряде... Такие знаковые авторы XX века, как Шолохов, Симонов, Гроссман, Эренбург, Астафьев и многие другие, оставили нам удивительные свидетельства. У каждого из них была своя война и свое видение произошедшего. Кто-то писал о летчиках, кто-то о партизанах, кто-то о детях-героях, кто-то документальные, а кто-то художественные книги. Они оставили страшные воспоминания о тех роковых для страны событиях.

Особенно важны эти свидетельства для современных подростков и детей, которым обязательно стоит прочесть эти книги. Память невозможно купить, ее можно либо не терять, либо утратить, либо восстановить. И лучше уж не терять. Никогда! И не забывать о победе.

Мы решили составить список из ТОП-25 наиболее примечательных романов и повестей советских писателей.

  • Алесь Адамович: «Каратели»
  • Виктор Астафьев: «Прокляты и убиты »
  • Борис Васильев: « »
  • Борис Васильев: «В списках не значился »
  • Владимир Богомолов: «Момент истины (В августе сорок четвертого) »
  • Юрий Бондарев: «Горячий снег »
  • Юрий Бондарев: «Батальоны просят огня »
  • Константин Воробьев: «Убиты под Москвой»
  • Василь Быков: «Сотников »
  • Василь Быков: «Дожить до рассвета»
  • Олесь Гончар: «Знаменосцы»
  • Даниил Гранин: «Мой лейтенант »
  • Василий Гроссман: «За правое дело»
  • Василий Гроссман: «Жизнь и судьба »
  • Эммануил Казакевич: «Звезда»
  • Эммануил Казакевич: «Весна на Одере»
  • Валентин Катаев: «Сын полка »
  • Виктор Некрасов: «В окопах Сталинграда »
  • Вера Панова: «Спутники»
  • Фёдор Панфёров: «В стране поверженных»
  • Валентин Пикуль: «Реквием каравану PQ-17»
  • Анатолий Рыбаков: «Дети Арбата»
  • Константин Симонов: «Живые и мертвые »
  • Михаил Шолохов: «Они сражались за Родину »
  • Илья Эренбург: «Буря»

Подробнее о Великой Отечественной войне Великая Отечественная война была самым кровопролитным событием мировой истории, которое унесло жизни миллионов людей. Практически в каждой российской семье есть ветераны, фронтовики, блокадники, люди, пережившие оккупацию или эвакуацию в тыл, это накладывает неизгладимый след на всю нацию.

ВОВ была заключительной частью II Мировой войны, прокатившейся тяжелым катком по всей европейской части Советского союза. 22 июня 1941 года стало точкой ее отсчета – в этот день немецкие и союзные войска начали бомбардировку наших территорий, запустив реализацию «Плана Барбаросса». До 18 ноября 1942 года в оккупации оказалась вся Прибалтика, Украина и Белоруссия, Ленинград был блокирован на 872 дня, а войска продолжали рваться вглубь страны для захвата ее столицы. Советские полководцы и военные смогли остановить наступление ценой больших жертв как в армии, так и среди местного населения. С оккупированных территорий немцы массово угоняли население в рабство, распределяли евреев в концентрационные лагеря, где, помимо невыносимых условий жизни и работы, практиковались разного рода исследования над людьми, повлекшие множество смертей.

В 1942-1943 годах эвакуированные глубоко в тыл советские заводы смогли нарастить производство, что позволило армии пойти в контрнаступление и отодвинуть линию фронта к западной границе страны. Ключевым событием в этот период является Сталинградская битва, в которой победа Советского Союза стала переломным моментом, изменившим существующий расклад военных сил.

В 1943–1945 годах советская армия перешла в наступление, отвоевывая оккупированные территории правобережной Украины, Белоруссии и Прибалтики. В этот же период на еще не освобожденных территориях разгорается партизанское движение, в котором принимали участие многие местные жители вплоть до женщин и детей. Конечной целью наступления был Берлин и окончательный разгром вражеских армий, это произошло поздно вечером 8 мая 1945 года, когда был подписан акт о капитуляции.

В числе фронтовиков и защитников Родины были многие ключевые советские писатели – Шолохов, Гроссман, Эренбург, Симонов и другие. Позже они напишут книги и романы, оставив потомкам свое видение той войны в образах героев – детей и взрослых, солдат и партизан. Все это сегодня позволяет нашим современникам помнить страшную цену мирного неба над головой, которая была оплачена нашим народом.

— В книге – не плакатно-глянцевая картинка войны. Фронтовик Астафьев показывает весь ужас войны, все то, что пришлось пройти нашим солдатам, перетерпеть и от немцев и от собственного руководства, которое часто ни во что не ставило человеческую жизнь. Пронзительно трагическое, страшное произведение не принижает, как считают некоторые, а наоборот, еще более возвышает подвиг наших солдат, которые победили в таких нечеловеческих условиях.

В свое время произведение вызвало неоднозначные отклики. Этот роман – попытка сказать всю правду о войне, сказать, что война была настолько бесчеловечной, жесткой (причем с обеих сторон), что писать роман о ней – невозможно. Можно только создать мощные фрагменты, которые приближаются к самой сути войны.

Астафьев в каком-то смысле ответил на вопрос, который очень часто звучит и в критике, и в читательских размышлениях: Почему у нас нет «Войны и мира» о Великой Отечественной? О той войне такого романа и нельзя было написать: слишком тяжела эта правда. Войну невозможно залакировать, покрыть глянцем, невозможно отвлечься от ее кровавой сути. Астафьев – человек, который прошел войну, был против подхода, при котором она становится предметом идеологической борьбы.

У Пастернака есть определение, что книга – кусок дымящийся совести, и больше ничего. Астафьевский роман заслуживает этого определения.

Роман вызывал и вызывает споры. Это говорит о том, что в литературе о войне точка никогда не может быть поставлена, и споры будут продолжаться.

«Ушел отряд». Повесть Леонида Бородина

Бородин был убежденным противником советской власти. Но при этом – патриотом, националистом в хорошем смысле этого слова. Для него интересна позиция тех людей, которые не принимали ни Гитлера, ни Сталина, ни советскую власть, ни фашистскую власть. Отсюда – мучительный вопрос: как этим людям находить во время войны правду? Мне кажется, он очень точно описал в своей повести и советских людей – обаятельных, невероятно симпатичных для читателя, — они коммунисты, верят в Сталина, но в них столько искренности, честности; и тех, кто Сталина не приемлет.

Действие происходит на оккупированной территории, партизанский отряд должен вырваться из окружения, и помочь им может только человек, который стал работать немецким старостой и который раньше был владельцем поместья, где разворачивается действие. И в итоге он помогает советским солдатам, но для него это – не простой выбор…

Три эти произведения – Астафьева, Владимова и Бородина замечательны тем, что показывают очень сложную, не сводимую к единой плоскости картину войны. И во всех трех главным является любовь и знание, что наше дело было правое, но не на уровне примитивных лозунгов, эта правота – выстраданная.

«Жизнь и судьба» Василия Гроссмана.

— В этом романе дается вполне реалистичное описание войны и в то же время не просто «бытовые зарисовки». Это слепок с общества и эпохи.

Повести Василя Быкова

— Фронтовик Быков говорит о войне без лишних эмоций. Еще писатель одним из первых показал захватчиков, немцев не как абстрактных монстров, а как — обычных людей, в мирное время владеющими теми же профессиями, что советские солдаты, и это делает ситуацию еще более трагичной.

Произведения Булата Окуджавы

— Книга фронтовика Окуджавы «Будь здоров, школяр!» привлекает необычным, интеллигентским взглядом на ужасы войны.

Трогательная повесть Булата Окуджавы “Будь здоров, школяр!”. Она написана неподдельным патриотом, который подделал себе паспорт: увеличил возраст, чтобы пойти на фронт, где стал сапером, был ранен… В советское время повесть выделялась своей искренностью, откровенностью и поэтичностью на фоне множества заидеологизированных штампов. Это одно из лучших художественных произведений о войне. И если уж заговорил об Окуджаве, то какие у него проникновенные и берущие за сердце песни о войне. Чего стоит «Ах, война, что ты сделала, подлая…»!

Военная проза и поэзия Булата Окуджавы связана с киносценариями. Тема: маленький человек и война. Человек, идущий вперед, не жалеющий «ни пуль ни гранат» и готовый «не постоять за ценой» – отдать жизнь за победу, хоть и очень хочется вернуться…

Повести: «Будь здоров, школяр!» «Уроки музыки». И, конечно, стихи, которые всем известны. Приведу только четыре, может быть не самых часто исполняемые.

Джазисты

С.Рассадину

Джазисты уходили в ополченье,
цивильного не скинув облаченья.
Тромбонов и чечеток короли
в солдаты необученные шли.

Кларнетов принцы, словно принцы крови,
магистры саксофонов шли,
и, кроме, шли барабанных палок колдуны
скрипучими подмостками войны.

На смену всем оставленным заботам
единственная зрела впереди,
и скрипачи ложились к пулеметам,
и пулеметы бились на груди.

Но что поделать, что поделать, если
атаки были в моде, а не песни?
Кто мог тогда их мужество учесть,
когда им гибнуть выпадала честь?

Едва затихли первые сраженья,
они рядком лежали. Без движенья.
В костюмах предвоенного шитья,
как будто притворяясь и шутя.

Редели их ряды и убывали.
Их убивали, их позабывали.
И все-таки под музыку Земли
их в поминанье светлое внесли,

когда на пятачке земного шара
под майский марш, торжественный такой,
отбила каблуки, танцуя, пара
за упокой их душ. За упокой.

Не верь войне, мальчишка,
не верь: она грустна.
Она грустна, мальчишка,
как сапоги, тесна.

Твои лихие кони
не смогут ничего:
ты весь — как на ладони,
все пули — в одного.
* * *

Ехал всадник на коне.

Артиллерия орала.
Танк стрелял. Душа сгорала.
Виселица на гумне…
Иллюстрация к войне.

Я, конечно, не помру:
ты мне раны перевяжешь,
слово ласковое скажешь.
Все затянется к утру…
Иллюстрация к добру.

Мир замешан на крови.
Это наш последний берег.
Может, кто и не поверит —
ниточку не оборви…
Иллюстрация к любви.

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.
А может, это школьник меня нарисовал:
я ручками размахиваю, я ножками сучу,
и уцелеть рассчитываю, и победить хочу.

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.
А может, просто вечером в кино я побывал?
И не хватал оружия, чужую жизнь круша,
и руки мои чистые, и праведна душа.

Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.
А может быть, подстреленный, давно живу в раю,
и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам…
А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.

Кстати, и день рождения у Булата Шалвовича — 9 мая. Его наследие — мирное весеннее небо: война никогда не должна повториться:

«Опять весна на белом свете -

Бери шинель, пошли домой!»

P.S. Чудесным образом Булат Шалвович был крещен перед самым концом своей земной жизни. В крещении он Иоанн. Царство Небесное!

«Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута

– Если говорить о Великой Отечественной как части Второй мировой войны. Автобиографический роман американского писателя – о бессмысленности, бездушности войны.

«Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941-1942» и «Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943-1945» Артема Драбкина

В истории России было множество различных войн, и всегда они неизбежно приносили беды, разруху, страдания, человеческие трагедии, независимо от того, были они объявлены или начаты подло исподтишка. Две непременные составляющие любой войны – это трагедия и слава.

Одной из наиболее ярких в этом отношении войн была война с Наполеоном 1812 г. Ее наиболее колоритно и широко изобразил в своем романе "Война и мир" Л.Н. Толстой. Думается, в его произведении война была рассмотрена и расценена со всех сторон – ее участники, ее причины и завершение. Толстой создал целую теорию войны и мира, и его талантом не устают восхищаться все новые и новые поколения читателей. Толстой подчеркнул и доказал противоестественность войны, а фигура Наполеона подверглась на страницах романа жестокому развенчанию. Он изображен самодовольным честолюбцем, по прихоти которого совершались самые кровавые походы. Для него война – средство для достижения славы, тысячи бессмысленных смертей не волнуют его эгоистичную душу. Толстой нарочно так подробно описывает Кутузова – полководца, стоявшего во главе армии, победившей самодовольного тирана, – он хотел еще больше принизить значение личности Наполеона. Кутузов показан великодушным, гуманным патриотом, а главное – носителем идеи Толстого о роли массы солдат в ходе войны.

В "Войне и мире" мы видим и мирное население в период военной опасности. Их поведение различно. Кто-то ведет в салонах модные разговоры о великолепии Наполеона, кто-то наживается на чужих трагедиях… Особое внимание Толстой уделяет тем, кто не дрогнул перед опасностью и всеми силами помогал армии. Ростовы ухаживают за пленными, отдельные смельчаки убегают добровольцами. Все это разнообразие натур проявляется особенно остро именно в войну, поскольку она является критическим моментом в жизни каждого, требует незамедлительной реакции без раздумий, и поэтому поступки людей здесь наиболее естественны.

Толстой неоднократно подчеркивал справедливый, освободительный характер войны – это было отражение Россией нападения Франции, Россия была вынуждена проливать кровь, чтобы отстоять свою независимость.

Но нет ничего страшнее гражданской войны, когда брат идет на брата, сын на отца… Эту человеческую трагедию показывали и Булгаков, и Фадеев, и Бабель, и Шолохов. Булгаковские герои "Белой гвардии" теряют жизненные ориентиры, мечутся от одного стана к другому или просто погибают, не понимая смысла своей жертвы. У Бабеля в "Конармии" отец-казак убивает сына, сторонника красных, а позже второй сын убивает своего отца… У Шолохова в "Родинке" отец-атаман убивает сына-комиссара… Жестокость, равнодушие к семейным узам, дружбе, умерщвление всего человеческого – вот неотъемлемые атрибуты гражданской войны.

Белый был – красный стал:
Кровь окропила.

Красный был – белый стал:

Смерть побелила.

Так писала М. Цветаева, утверждая, что смерть одна на всех, независимо от политических убеждений. И проявляться она может не только физически, но и морально: люди, сломавшись, идут на предательство. Так, интеллигент Павел Мечик из "Конармии" не может принять грубости красноармейцев, не уживается с ними и между честью и жизнью выбирает последнее.

Эта тема – нравственного выбора между честью и долгом – неоднократно становилась центральной в произведениях о войне, ведь в реальности почти всем приходилось делать этот выбор. Так, оба варианта ответа на этот сложный вопрос представлены в повести Василя Быкова "Сотников", действие которой происходит уже в Великую Отечественную войну. Партизан Рыбак сгибается под жестокостью пыток и постепенно выдает все больше информации, называет имена, таким образом, по капле увеличивая свое предательство. Сотников же в такой же ситуации стойко выносит все страдания, остается верным себе и своему делу и погибает патриотом, успев дать молчаливый наказ мальчику в буденовке.

В "Обелиске" Быков показывает и другой вариант того же выбора. Учитель Мороз добровольно разделил участь расстрелянных учеников; зная, что детей все равно не отпустят, не поддавшись на отговоры, он сделал свой нравственный выбор – последовал своему долгу.

Тема войны – неиссякаемый трагический источник сюжетов для произведений. Пока существуют честолюбивые и негуманные люди, не желающие остановить кровопролитие, земля будет раздираться снарядами, принимать все новые невинные жертвы, орошаться слезами. Цель всех писателей и поэтов, сделавших своей темой войну – заставить одуматься будущие поколения, показав во всей неприглядности и мерзости это бесчеловечное явление жизни.

План:

1. Введение.

2. Подвиг народа в Великой Отечественной войне.

3. Человек и война по произведениям:

· В.Быкова «Сотников»,

· В.Распутина «Живи и помни»,

· Ю.Бондарева «Батальоны просят огня».

· Кондратьева «Сашка».

4. «У войны не женское лицо».

5. Заключение.

« Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

(А.Т.Твардовский)

Введение.

В одном из последних своих интервью В.Г.Распутин, размышляя о традициях народов, их судьбах в современных условиях, убежденно сказал: «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека». Природа мудра. Она так выстроила путь человеческой жизни, чтобы не ослабевала и не рвалась нить, объединяющая и соединяющая поколения. Храня теплую память о прошлом, мы сохраняем чувство ответственности за Родину, укрепляем веру в силу своего народа, ценность и неповторимость его истории. Поэтому велика и ничем не заменима роль художественной литературы в нравственно – патриотическом воспитании новых поколений. Сложно и многогранно ее воздействие на формирование у молодого гражданина исторической памяти.

Каждое литературное произведение несет на себе отпечаток своего времени, вырастает из истории отечественной культуры и воспринимается в контексте ее прошлого и настоящего опыта. И человек вырастает как часть общества, часть его истории. Животрепещущая память о прошлом и является опорой человека в жизни, силой его «самостоянья». «Самостоянье человека – залог его величия», – сказал А.С.Пушкин.

Современная литература углубленно и пристально всматривается в героические эпохи истории нашего народа, в духовные и нравственные корни наших реальных достижений,

показывает высокий нравственный потенциал человека. Современная литература сделала многое для сбережения культурного наследия прошлого, для развития исторической памяти у нового поколения.

Тема морали, нравственных исканий активно разрабатывается нашей литературой. Но особенно, пожалуй, значительны здесь достижения в прозе о войне. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых, наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма русских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

Война... Само слово говорит нам о беде и горе, о несчастье и слезах, о потерях и расставаниях. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны!..

Тема войны до сих пор не устарела в нашей литературе. На войне шла настоящая проверка личности на подлинность. Именно этим объясняется рассвет русской литературы в военное и послевоенное время. Одна из главных тем военной литературы – тема подвига.

На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Подвиг народа в Великой Отечественной войне .

Сердцу каждого гражданина России дорог праздник Победы, победы советского народа в Великой Отечественной войне. Дорог памятью о более двадцати миллионах сыновей и дочерей, отцов и матерей, отдавших свою жизнь за свободу и светлое будущее дорогой их сердцу Родины. Памятью о тех, кто залечивал фронтовые раны, возрождал страну из руин и пепла. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.

Мы, молодежь 90-х, не видели войны, но мы знаем о ней почти всё, знаем, какой ценой было завоевано счастье. Мы обязаны помнить о тех девчатах из повести Б.Васильева «А зори здесь тихие», которые, не задумываясь, уходили на фронт защищать свою Родину. Разве им следовало носить мужские сапоги и гимнастерки, держать автоматы в руках? Конечно, нет. Но они понимали, что в тяжелые годы для Родины членские взносы они обязаны платить не рублями, а собственной кровью, жизнью. И они пошли на встречу фашистским головорезам, чтобы не дать им возможности пройти к Беломоро-Балтийскому каналу, они не испугались, не растерялись, ценою своей жизни выполнить долг перед Родиной. Смерть не властна над такими людьми потому, что ценой своей жизни они отстаивали свободу.

Бессмертен подвиг солдат, которые защищали Сталинград. Об этих героях рассказывает нам Ю. Бондарев в ро­мане «Горячий снег». Где он описывает ж ивых людей тех, с которыми встречался на войне, с которы­ми вме те шагал по дорогам Сталинградских степей, Украины и Польши, толкал плечом орудия, вытаскивал их из осенней грязи, стрелял, стоял на прямой наводке, спал, как говорят солдаты, на од­ном котелке, ел пропахшие гарью и немецким толом помидоры и де­лился последним табаком на закрутку в конце танковой атаки. Которые, в ужасном сражении бились до последней капли крови. Эти люди погибали, прекрасно понимая, что они отдают свои жизни во имя счастья, во имя свободы, во имя чистого неба и ясного солнца, во имя будущих счастливых поколений.

Война... Как много говорит это слово. Война – страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких.

Да, они совершали подвиг. Они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие – подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдает свою жизнь. Наши воины знали, понимали, что необходимо победить это черное зло, эту жестокую, свирепую банду убийц и насильников, иначе они поработят весь мир. Тысячи людей не щадили себя, отдавали свою жизнь за правое дело. Поэтому с огромным волнением читаешь строки из письма Месельбека, героя повести Ч.Айтматова «Материнское поле»: «…Мы не выпросили себе войну и не мы ее затеяли, это огромная беда для всех нас, всех людей. И мы должны проливать свою кровь, отдавать свои жизни, чтобы сокрушить, чтобы уничтожить это чудовище. Если мы это не сделаем, то не достойны, будем имени Человека. Через час я иду выполнять задание Родины. Вряд ли я вернусь живым. Я иду туда, чтобы сохранить в наступлении жизнь многим моим товарищам. Я иду ради народа, ради победы, ради всего прекрасного, что есть в Человеке». Вот такие люди и победили фашизм.

«Люди теплые живые шли на дно, на дно, на дно…»

Человек и война

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый со­ветский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадо­бится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованными и призван­ными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись.

Писатели жили одной жизнью со сражающим­ся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, со­вершали подвиги и...писали.

В. Быков пришел в литературу, чувствуя себя обязанным рассказать о том, насколько тяжела была минувшая война, какие героические усилия миллионов людей потребовались для того, чтобы добыть ее в огне ожесточенных боев. И само это чувство, которое определяет, внутренний пафос всех военных произведений писателя, и его гуманистическая страстность, нравственный максимализм, бескомпромиссная правдивость в изображении войны имеют глубокую связь с тем, что В.Быков действительно пишет от имени поколения своих ровесников, и вообще фронтовиков, не только тех, которые остались живыми, но и тех, которые отдали свою жизнь ради победы над фашизмом. Он очень органично, всей своей человеческой сутью ощущает кровную слитность, солдатское родство, с теми, кто погиб на полях былых сражений.

Василь Быков - семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести, которыми руководствуется герой одноименной повести «Сотников».

В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных историчес­ких событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: «Альпийская баллада», «Обелиск», «Сотников» и других. В повести Быкова «Сотников» подчеркнуто, заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как го­ворят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных си­туациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третья ракета», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.

В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Сюжет повести

«Сотников» психологически закручен так, что критики сби­лись с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего расте­ряться: главный герой - предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персона­жа.

Но на самом деле сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание - добыть овцу для про­питания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от, в общем-то, пустякового задания, но он чувствует себя не­достаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывает­ся идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается «грязной работы».

Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь «ухит­рялся найти какой-нибудь выход», внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до пос­леднего дыхания остается верным долгу человека и гражда­нина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы без­заботно относиться к её концу».

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести - Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед
лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: «Прости, брат». «Иди ты к черту!» – следует ответ.

Характеры героев проявляются медленно. Рыбак становится нам неприятен, вызывает ненависть, так как он способен на предательство. Сотников же открывается как натура волевая, мужественная. Писатель гордится Сотниковым, последним подвигом которого стала попытка взять всю вину на себя, сняв ее со старосты и Демчихи, попавших к фашистам за помощь партизанским разведчикам. Долг перед Родиной, перед людьми, как главнейшее проявление собственного Я - вот на что обращает внимание автор. Сознание долга, человеческое достоинство, солдатская честь, любовь к людям - такие ценности существуют для Сотникова. Именно о людях, попавших в беду, думает он. Герой жертвует собой, зная о том, что жизнь - единственная реальная ценность. А у Рыбака была просто жажда жизни. И главное для него - выжить любой ценой. Конечно, многое зависит от человека, его принципов, убеждений. У Рыбака много достоинств: ему свойственно чувство товарищества, он сочувствует заболевшему Сотникову, делится с ним остатками пареной ржи, в бою ведет себя достойно. Но как же случилось, что он становится предателем и участвует в казни своего товарища? На мой взгляд, в сознании Рыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Находясь со всеми в строю, он добросовестно несет все тяготы партизанской жизни, глубоко не задумываясь ни о жизни, ни о смерти. Долг, честь - эти категории не тревожат его душу. Столкнувшись же один на один с бесчеловечными обстоятельствами, он оказывается духовно слабым человеком. Если Сотников думал только о том, как умереть достойно, то Рыбак хитрит, обманывает себя и в результате сдается врагам. Он считает, что в минуты опасности каждый думает только о себе.

Сотников, несмотря на неудачи: плен, побег, затем опять плен, побег, а потом партизанский отряд, не ожесточился, не стал равнодушным к людям, а сохранил в себе верность, ответственность, любовь. Автор не обращает внимание на то, как однажды в бою Сотников спасает жизнь Рыбаку, как больной Сотников все же идет на задание. Отказаться Сотников не мог, так как это противоречило его жизненным принципам. В последнюю ночь своей жизни герой вспоминает юность. Ложь отцу в детстве стало для него уроком мук совести. Поэтому герой строго судит себя и держит ответ перед совестью. Он остался человеком в жестоких условиях войны. В этом подвиг Сотникова. Мне кажется, что в трагических ситуациях войны трудно остаться верным себе, своим нравственным принципам. Но именно такие люди долга

и чести борются со злом, делают жизнь прекраснее, а нас они заставляют задуматься: умеем ли мы жить по совести.

В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем преда­тельстве. Писатель оставил своему герою возможность по­каяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить.

Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человечес­ких жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событи­ям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воз­зрений на эту тему писателя Василя Быкова.
Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о
человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплик - дна из самых сильных сторон повести «Сотников».

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит». Это не так - страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Другая причина, по которой приз церкви был вручен автору «Сотникова» кроется в том, что религия всегда проповедует идею понимания и прощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека. Конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от безоговорочного осуждения даже за такие тяжкие преступления.

В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, например образ Андрея Гуськова из повести Валентина Распутина «Живи и помни». Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале, и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Но не тут то было, весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила его, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновенье. И в минуты душевной смуты и отчаянья Андрей принимает роковое для себя решение, которое перевернуло всю его жизнь и душу, сделала его другим человеком.

В любом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название повести “Живи и помни” наталкивает нас на более глубокое понятие и осмысление произведения. Эти слова “Живи и помни” – говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни человека.

Андрей боялся ехать на фронт, но больше этой боязни была обида и злость на все то, что его возвращало на войну, не дав побыть дома. И, в конце концов, он решается на преступление и становится дезертиром. Раньше у него и в мыслях не было такого, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего. И тот самый день, в который ему не дали отпуска, становится роковым и переворачивает жизнь героя и его семьи.

Когда Андрей оказался около родного дома, он осознал всю ни­зость своего поступка, понял, что совершилось страшное и теперь ему всю жизнь предсто­ит прятаться от людей, оглядываться назад, бояться каждого шороха. Эта повесть не толь­ко о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если солдат на войне думает только о победе, он может стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Постоянно думая о встрече с семьей, солдат мысленно стремиться увидеть всех своих родных и близких, поскорей попасть в родной дом. В Андрее эти чувства

были очень сильными, ярко выраженными. И поэтому он – личность, обреченная на гибель с самого начала, так как с той минуты, когда началась война, и до последнего момента он жил воспоминаниями и в ожидании встречи.

Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родив­шегося ребенка. Жена его – Настена - женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек ос­тался жив. Как и ее муж, Настена - жертва всесокру­шающей войны и ее законов. Но если Андрея можно винить, то Настена - жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение со­седей и даже наказание. Все это вызывает у чита­теля бесспорное сочувствие. “Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронет­ся с места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, преж­де победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка - об этом Настена не могла не до­гадываться. Теперь приходилось думать не о счас­тье - о другом. А оно, напугавшись, отодвину­лось куда-то, затмилось, заслонилось - ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды”.

Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор, который на себя брала Настена. Ей постоянно приходилось врать, вывертываться из сложных ситуаций, придумывать, что говорить односельчанам.

Автор вводит в повесть “Живи и помни” много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встречах Андрея с Настеной. Они не только вспоминают самые яркие впечатления из прошлого, но и размышляют о будущем. По моему мнению, здесь очень четко выделяется граница между прошлой и будущей жизнью Настены и Андрея. Из их разговоров понятно, что раньше они жили счастливо: это доказывает множество вспоминавшихся им радостных случаев и моментов. Их они себе очень ясно представляют, как будто это было совсем недавно. А вот будущую жизнь они не могут себе представить. Как это можно жить вдали от всего человеческого народа, не видеть мать с отцом и друзей? Нельзя же всю оставшуюся жизнь прятаться ото всех и всего бояться! Но другого пути у них нет, и герои это понимают. Стоит заметить, что в основном Настена и Андрей говорят о той, счастливой жизни, а не о том, что будет.

Повесть заканчивается трагической смертью Настены и ее, не родившегося ребенка. Она устала жить такой жизнью – жизнью вдали от всего живого. Настена уже ничему не верила, ей казалось, что она это все придумала сама. “Голова действительно разламывалась. Настена готова была содрать с себя кожу. Она старалась меньше думать и шевелиться – не о чем ей думать, некуда шевелиться. Хватит.… Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть!”. Она прыгнула за борт лодки и … Автор даже не написал этого слова – утонула. Он описал все это образными словами. “Далеко-далеко изнутри шло мерцание, как из жуткой красивой сказки”. Заметна игра слов – “жуткой” и “красивой” сказки. Наверное, так оно и есть – жуткая, потому что это все же смерть, а красивая, потому что именно она избавила Настену от всех ее мучений и страданий.

Отдаленное влияние войны на жизнь конкретных людей. Отголоски совершенных во время войны поступков сказываются не только на жизни героя, но и на жизни близких ему людей. Выбор, который когда-то был сделан, предопределяет все дальнейшие его поступки и приводит к вполне закономерному итогу.

Война – явление сложное, обстановка может измениться чрезвычайно быстро, и необходимо делать выбор. Особенно тяжело решать судьбы других людей, принимать на себя ответственность, во многом определять, кто останется жить. Именно такая ситуация нашла отражение в одной из ранних повестей Юрия Бондарева «Батальоны просят огня». Автор пишет о штурме Киева, очевидцем которого был. Критики отнюдь не случайно назвали это произведение «трагедией в прозе», так как речь идет о простой и одновременно жесткой реальности. Батальонам была поставлена задача захватить плацдарм для наступления, что, и было выполнено. И здесь, среди крови и смерти, человек просто, незаметно делает обычное и святое дело - защищает Родину. Отражая яростные контратаки противника, сражаясь за каждый метр земли, солдаты и офицеры ждут поддержки артиллерии, надеются на скорый подход главных сил. Но, пока шла переправа через Днепр, пока длился жестокий бой, изменилась обстановка на этом участке фронта. Дивизия должна направить все силы, всю огневую мощь на другой плацдарм, наступление с которого признано более перспективным. Такова жестокая логика войны. Командирам батальона передан новый приказ: держаться до последнего, отвлечь на себя силы противника, помешать их переброске.

Ю.Бондарев создает реалистические образы командиров и солдат, которые обладают конкретными никому несвойственными чертами. Все они готовы отдать жизнь за Отчизну, сделать все для победы, но всем им хочется дожить до этой победы, хочется обычного человеческого счастья, мирной жизни. Если солдат на фронте отвечает только за себя, за свой «маневр», то командиру намного труднее. Так, майор Бульбанюк, понимая, в какое тяжелое положение попал его батальон, получив смертельное ранение, жалеет лишь о том, что «людей не уберег, первый раз за всю войну не уберег».

Капитан Борис Ермаков, командир другого батальона, казалось бы, совсем иной человек. Ермаков сжился с войной и, кажется, не особенно задумывался о ней. Он азартен, любит риск, весел, даже бесстрашен. Но в то же время он благороден, справедлив, в бою не жалеет себя, его, на мой взгляд, можно назвать человеком чести и долга. Именно этот герой остается жив. В решительном и откровенном разговоре Ермаков бросает командиру Шевцову в лицо жестокое обвинение о гибели людей, безвинных солдат. Он требует объяснить, почему и зачем послали на бессмысленную гибель батальоны. Но на такие вопросы нет однозначного ответа. Думаю, что именно об этом стихи, написанные А.Твардовским:

«Я знаю, никакой моей вины,

В том, что другие не пришли с войны.

Что все они, кто старше, кто моложе,

Остались там.

И не о том же речь, что я их мог,

Но не сумел сберечь.

Речь не о том, но все же, все же, все же…»

Вероятно, эти чувства в той или иной мере свойственны всем, кто прошел войну и выжил и вернулся. Книги о Великой Отечественной войне необходимы не только потому, что, в них отражена история нашей страны, но и потому, что, читая их, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Ведя бой на плацдарме, в тылу противника и уже понимая, что поддержки не будет и что батальон обречен на гибель, Ермаков и перед лицом смерти не изменяет чувству долга, не падает духом. Он вершит свой незаметный подвиг... Сначала и не понимаешь, что это и есть подвиг. В бондаревских «Батальонах...» погибают почти все. Из нескольких сотен людей, в самых жестоких и безнадежных обстоятельствах до конца выполнивших свой солдатский долг, в живых остаются только пятеро. В такие дни и в такие минуты особо суровой мерой измеряется мужество и совесть человеческая. Кажется, ведь об этом никто не узнает, стоит чуть-чуть поберечь себя - и ты спасен. Но спасен ценою жизни других: кому-то нужно пройти эти страшные метры, а значит, погибнуть, потому что еще ни один рубеж в мире не был взят без жертв. Капитан Ермаков, вернувшийся после боя к своим и повзрослевший за сутки чуть ли не на несколько лет, нарушая все уставы и субординацию, бросит гневно и бескомпромиссно в лицо командиру дивизии, карьеристу Иверзеву: «Я не могу считать вас человеком и офицером». А сколько было таких Ермаковых, таких безнадёжных битв за плацдарм, наконец, таких батальонов, практически полностью уничтоженных во Второй Мировой! Десятки? Сотни? Тысячи? Правда, в этой войне – это подвиг и смерть тысяч за жизнь, свободу и славу миллионов.

Еще один из тех выдающихся людей пишущих о войне это В.Кондратьев. То, что Кондратьев начал писать о войне, было не только литературной задачей, а смыслом и оправданием его нынешней жизни, выполнением долга перед погибшими на Ржевской земле однополчан.

Повесть «Сашка» сразу обратила на себя внимание и критика, и читателей и поставила автора в первый ряд военных писателей.

К.Симонов писал в предисловии к «Сашке» В.Кондратьева: «Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдат».

Автору удалось создать обаятельный образ человека, воплотившего лучшие человеческие качества. Ум, смекалка, нравственная определенность героя проявляются так непосредственно, открыто, что сразу вызывают к нему доверие, сочувствие и понимание читателя. Сашка умен, сообразителен, ловок. Об этом свидетельствует эпизод пленения немца. Он постоянно в действии, в движении, многое видит вокруг себя, думает, размышляет.

Один из главных эпизодов повести – отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ – не стал расстреливать пленного, разве он не понимал, чем это ему грозило, он отвечает просто: «Люди же мы, а не фашисты…» В этом он непоколебим. Простые его слова исполнены глубочайшего смысла: они говорят о неодолимости человечности.

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виновен. Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании». И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончит ся? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляд, чувствуя свою правоту. «И отвернул глаза капитан», отменил свое приказание. Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит, будто впервые и «церкву разрушенную», и «синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо” и думает: «коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…»

Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – все это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки - это история человека, показавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек», - писал К.Симонов.

«У войны не женское лицо».

О Великой Отечественной войне написано множество произведений, но тема эта поистине неисчерпаема. Литература всегда стремилась к постижению духовного облика героя, нравственных истоков подвига. М.Шолохов писал: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне…» Пожалуй, под этими словами могли бы подписаться многие писатели и поэты.

Однако только через десятилетия после окончания войны стало возможным появление совершенно особых книг об этом периоде истории.

Крайне интересным, мне кажется, произведения, созданные в особом жанре, который не получил еще окончательного определения в литературе. Его называют по-разному: эпически-хоровая проза, соборный роман, магнитофонная литература и так далее. Пожалуй, ближе всего он к документально-художественной прозе. Впервые в русской литературе к нему обратился А.Адамович, создав книгу «Я из огневой деревни», в которой приводятся свидетельства чудом выживших людей из Хатыни.

Продолжением этих традиций является, на мой взгляд, книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и «Последние свидетели». Эти произведения достигают такой силы воздействия, такого эмоционального накала. Это происходит, вероятно, потому, что нельзя заменить даже гениальными творениями живую правду факта, свидетельство очевидца, ведь у каждого, прошедшего через ужасы войны, собственное восприятие событий, которое нисколько не исключает представления о глобальности происходящего.

«У войны не женское лицо» - повествование о судьбах женщин на войне: фронтовичек, партизанок, подпольщиц, тружениц тыла. Искренние и эмоциональные рассказы героинь произведения чередуются с точными и бережными авторскими комментариями. Трудно взять хоть одну из сотен героинь, которые являются и персонажами и одновременно своеобразными творцами этой книги.

СветланеАлексиевич удалось сохранить и отразить в книге особенности ”женского восприятия войны, ведь „женская память охватывает тот материк человеческих чувств на войне, которыйобычно ускользает от мужского внимания” Эта книга обращена не только к рассудку читателя, но к его эмоциям. Одна из героинь, Мария Ивановна Морозова, так говорит об этом: « Я помню только то, что со мной было . Что гвоздем в душе сидит ... »

«Последние свидетели» - книга, в которой собраны воспоминания тех, чье детство пришлось на годы войны. Детская память сохраняет на всю жизнь мельчайшие подробности, ощущение цвета, запаха. У детей военных лет воспоминания столь же яркие, но «они старше своей памяти на сорок лет». Детская память выхватывает из потока жизни «наиболее яркие «трагические» моменты».

В этом произведении Светланы Алексиевич авторский комментарий сведен к минимуму, основное внимание уделяется «отбору и монтажу» материала. На мой взгляд, позиция автора могла бы быть выражена более четко, но, вероятно, Светлана Алексиевич хотела сохранить в неприкосновенности восприятие страшной действительности войны «последними свидетелями» - детьми.

Этой же теме посвящена одна из повестей В.Козько «Скудный день». Теме об оборванном войной детстве, душевная незаживающая рана. Место действия – небольшой белорусский городок; время действий – десять лет спустя после войны. Основное, что характеризует произведение, - это напряженный тон повествования, который зависит не сколько от сюжетного развития событий, а сколько от внутреннего пафоса, психологического накала. Этот высокий трагедийный пафос определяет весь стиль повести.

Колька Летичка (это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит), маленьким ребенком попал в концлагерь, где содержались дети-доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом.

И вот через десять лет случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей, мальчик вспоминает все, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает – и убивает Кольку Летичку. Но смерть его предопределена теми событиями, которым уже больше десяти лет. Он обречен: никакие силы не способны восстановить того, что у него было отнято в детстве. Крик Кольки, прозвучавший в зале суда,- это эхо зова о помощи всех детей, насильно отторгнутых от матерей: «Мама, спаси меня!» - закричал он на весь зал, как кричал на всю землю в том далеком 1943, как кричали тысячи и тысячи его сверстников.

Возможно, кто-то скажет, что необходимо оберегать молодое поколение от таких потрясений, что ненужно знать обо всех ужасах войны, но подобное знание насущно необходимо не только потому, что это – история нашей страны, но и потому, что иначе не будет возможно взаимопонимание между представителями разных поколений.

Заключение.

Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания, которые сейчас выпадают на долю стариков. Друзья-однопол­чане теперь чаще перезваниваются, чем видятся. Но ведь де­вятого мая они обязательно придут, и пройдут победным маршем по улицам спасенной ими Родины. Соберутся все вместе, с медалями и орденами на стареньких, но тщательно отутюженных пиджаках или парадных кителях. Будут, об­нявшись, стоять и петь любимые, не позабытые песни военных лет.

Годы Отечественной войны не забудутся никогда. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. И ничто иное, как книги, не смо­жет нам передать это великое и трагическое событие – Вели­кую Отечественную войну.

Россию считали страной - освободительницей. Она не только изгнала фашистскую армию из своих пределов, а освободила другие страны, находящиеся под гнетом фашизма. Немногие дошли до Берлина, но слава погибших, их имена живут в наших сердцах. В Великую Отечественную Войну люди показали, на что способен российский народ и какая великая и могущественная наша страна.

Я родилась в счастливое, мирное время, но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих родных и близких.

Война... Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Жестоко фашисты относились к русским людям, солдатам. Жутко становится на душе. Какое горе испытывали люди, когда в дом приходило несчастье. И все же такие семьи надеялись на то, что мужья и дети вернутся домой. Страшно при мысли, что война может начаться. Ведь она не может длиться вечно. Нельзя воевать беспрерывно. Надо думать и о детях, и о матерях, и обо всех людях прежде, чем начать войну. Уже десятилетия отделяют нас от суровых дней войны. Уходит по­коление, вынесшее тяжелый груз войны. Но народная память сохра­нит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и непреклон­ную веру людей.

десятилетия минуло со дня окончания Великой Отечественной войны. Но сколько бы ни прошло лет, не потускнеет, не сотрется в памяти благодарного человечества совершенный нашим народом подвиг.

Нелегкой была схватка с фашизмом. Но даже в самые тяжелые дни войны, в самые критические её минуты не покидало советского человека уверенность в победе.

И сегодняшний день, и наше будущее во многом обусловлены маем 1945 года. Салют Великой победы вселил в миллионы людей веру в возможность мира на земле.

Не пережив того же, что переживали бойцы, переживал сражающийся народ, - нельзя было правдиво и горячо рассказать об этом …

Тема Великой Отечественной воины не уходила с годами из русской советской литературы. Новое осмысление военной темы приходится на период «оттепели». Связано это с литературным поколением, чья юность пришлась на военные годы. И с каждой сотней мальчиков, родившихся в 23-24–х. годах в живых осталось только трое. Но те, кому посчастливилось вернуться с войны, имели колоссальный душевный опыт, они словно жили за целое поколение, говорили от имени поколения. Через 20 лет после войны Юрий Бондарев писал: «За долгие четыре года войны, каждый час чувствуя возле своего плеча железное дыхание смерти молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на 20 лет и, мнилось прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям». Этот душевный опыт, творческая энергия фронтового поколения очень существенно повлиял на послевоенную отечественную культуру. Писатели-фронтовики снова и снова возвращались к теме войны, главному событию своей жизни и жизни страны, по-новому, с высоты прожитых лет и своего жизненного опыта освещали события военных лет.

Проблема войны актуальна и сегодня. Нельзя с уверенностью сказать, что война 1941-1945 годов была последней. Такое может повториться где угодно, когда угодно и с кем угодно. Я надеюсь, что все те великие произведения, написанные о войне, предостерегут людей от таких ошибок, и больше не повторится такой масштабной и беспощадной войны.