С каким культом были связаны палеолитические венеры. «Палеолитические Венеры. Отрывок, характеризующий Палеолитическая Венера

25 апреля 2016, 09:23

Женская красота всегда была предметом споров и обсуждений. Мы сравниваем эталоны прошлых лет или веков с современными идеалами, ругаем или восхищаемся стандартами, ищем недостатки и отмечаем достоинства. Да, женское тело это тема острая, конфликтная, почти как политика или религия. Я обычно в подобные дискуссии не вступаю, потому что, как показывает практика, заканчиваются они не самым лучшим образом или, в хорошем варианте, просто ничем) и данный текст (кстати первый опыт на сплетнике) не исключение.

Это мирный пост о древнейших известных миру изображениях женщин. Очень необычно смотреть на фигурки, созданные несколько десятков (в некоторых случаях и сотен) тысячелетий назад.

На протяжении 19-20 вв в разных регионах мира археологи находили статуэтки, изображающие женское тело. Их окрестили первобытными венерами. Датировки колеблются между 230 - 20 тыс до н.э. Однако основные открытия принадлежат эпохе верхнего палеолита (35-10 тыс днэ).

Напомню, что каменный век (т.е век, когда люди использовали каменные инструменты) условно разделен на три больших периода: палеолит (2млн- 10 тыс.лет до н.э), мезолит (10-6 тыс до н.э), неолит (6-2 тыс до н.э). Палеолит делится на ранний (2,5 млн лет до н.э - 200 т.лет до н.э) средний (200-35 тыс.лет до н.э) и верхний(35-10 тыс.лет до н.э).

Наиболее изученным является верхний палеолит и большинство находок, в том числе и Венер, относят к этому периоду. Именно в верхнем палеолите завершился последний ледниковый период, а homo erectus переквалифицировался в Homo sapiens sapiens.

Тем интересней первые две Венеры, найденные на Голланских высотах (Берехат-Рам) и в Марокко (Тан-Тан). Ученые датируют их примерно 230 тысячелетием до н.э. Это эпоха среднего палеолита, следовательно создателем статуэток является человек прямоходящий (homo erectus), таким образом обе Венеры являются древнейшими образцами первобытного искусства. Однако, до сих пор ученые не пришли к единому выводу - считать ли эти камешки статуэтками. Нет никаких доказательств того, что форма и насечки - дело рук человека. Возможно такой облик всего лишь ирония сил природы. Тем не менее, не доказано и обратное. На камнях сделаны насечки, значит все-таки человек к ним руку приложил. Вот, вы можете судить сами.

Венера из Берехат-Рама (Голланские высоты) Представляет собой антропоморфный камень из горной породы туф , 35 мм в длину.

Венера из Тан-Тана, Марокко (58 мм)

Однако, традиционно палеолитическими Венерами называют барышень эпохи верхнего палеолита, в рукотворном происхождении которых сомнений не возникает, как и не возникает двоякой трактовки изображаемого. Все предельно понятно)

Вот эти красавицы, наслаждайтесь)

Виллендорфская Венера (28 -25 т л до н.э). Австрия, 11 см. Сделана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности, что свидетельствует о передвижениях народов.

Это, наверное, самая знаменитая Венера. Её изображение растиражировано поболе Милосской. На мой взгляд, это самая аппетитная Венера. Вся как пончик. Очень хорошо передана прическа, автор явно долго работал над ней. А вот лицо и руки совершенно не проработаны. Эта черта общая почти у всех Венер. Видимо, статуэтки использовались как амулеты для культовых действий.

Скорее всего, это олицетворение плодородия и фертильности (способность к деторождению). Соответственно, первобытный скульптор, в первую очередь, выделял и акцентировал те места, которые с этими качествами ассоциируются: грудь и вульву. А вот лицо, руки и ноги в этом отношении автора занимали мало. Хотя, как мы увидим внимание к деталям было совершенно не чуждо первобытному искусству. Иногда такие акценты на мелочах проявляются самым неожиданным образом (как я уже сказала- завитки в прическе Виллендорфской Венеры - каждое колечко вырезано).

Венера из Холе-Фельс (Венера Швабская, Венера Шельклингенская), Германия. 35-40 тыс лет назад,. Бивень мамонта, 6 см

Если не считать первых двух Венер "за людей", в чем действительно есть серьезные сомнения, то эта Венера является самым древнейшим из известных произведений искусства и прародительницей всех остальных Венер. Интересно, что на месте головы у нее сделано отверстие, предполагается, что статуэтку использовали как кулон. Так что это еще и древнейшее из известных украшений. Учитывая, что статуэтка вырезалась из бивня мамонта, в эпоху, когда инструменты были каменными, можно себе представить насколько это была долгая и кропотливая работа (интересно и то, что автор решил украсить её резьбой - один из примеров неожиданного внимания к мелочам).

Кстати, у этой Венеры самая красивая грудь (еще у танцующей Венеры хороша форма - увидите ниже) - в отличии от остальных - она задорно торчит вверх!

Венера Гальгенбергская, Австрия, 30 т л днэ, 7 см, серпентит (минерал)

Тут уже попытка изобразить движение. Скорее всего ритуальный танец. Эту Венеру называют танцующей, она обладательница самой изящной фигурки. И здесь автор попытался передать движение. Кстати, несмотря на грубость работы, есть в этой статуэтке трогательное очарование)

Венера из Лосселя, Франция,20000 л до н.э. Барельеф на известняке, раскрашенный красной охрой

Эта Венера интересна тем, что в руке у нее изображен турий рог (который использовался как емкость для питья). То есть бытовой жанр, можно сказать.

Венера Вестоницкая. Моравия, Чехия, 29-25 т лет до н.э. Керамика, 11 см

Венера Брассемпуйская,Франция,22 000 лет до н.э. Слоновая кость.

Эту Венеру называют "дама с капюшоном". Она первая из обнаруженных Венер (нашли в 1892). По иронии, это единственная из Венер с лицом, однако, лишенная всего остального. Опять же резьба капюшона, учитывая уровень инструментов, которыми пользовался скульптур, впечатляет.

Венера Леспюгская, Франция (26~24 т лет до н.э.) ,15 см, слоновая кость

Вот еще один пример того, как первобытный автор может акцентировать совсем, казалось бы, второстепенные вещи. Есть предположение, что эта Венера одета в юбку из скрученных нитей.

Венера Савиньянская, Италия,28-20 тыс лет до н.э. Серпентин. 22 см - одна из крупнейших

Венера Мораванская, Словакия,22-23 тыс лет до н.э. Бивень мамонта 7,6 см

Ну и напоследок - наши отечественные Венеры. Десять статуэток было найдено в селе Костенки, Воронежской области. Они создавались по схожему канону - гипертрофированные размеры тела, маленькие руки, ноги и голова. Возможно, это связано с культом древней Богини плодородия и деторождения, который же Именно в верхнем палеолите человек начал переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству и благосклонность богини стала особенно важна)

Всем спасибо, не судите строго!)

Собиралась в понедельник рассказать вот об этой скульптуре, что стоит возле Латвийской Академии художеств, но материала насобиралось столько, что утонула в нем. Похоже, придется делить на части. В живописи нет, например, более культовой картины, растиражированной в репродукциях и украсившей собой самые разные предметы, даже далекие от искусства, как "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. Она уже часть современной субкультуры в своем новом качестве. В скульптуре же таких знаковых объектов несколько. Наиболее известна, конечно, безрукая античная Венера Милосская. Но слава другой Венеры в западном мире не меньше. Итак, знакомьтесь - Венера Виллендорфская. Теперь и в Риге. Что же она такое - буду рассказывать под катом.


Вид сзади:

История этой Венеры из Австрии, ведущей свое начало из эпохи палеолита, требует рассказа для лучшего понимания того, почему она выглядит так, а не иначе.

Сначала небольшой исторический экскурс.
С высоты нашего времени сложно представить то, что уже в каменном веке люди стремились к искусству, к воспроизведению себе подобных. Около 40 тысяч лет тому назад, в период Великой ледниковой эпохи произошло событие, положившее начало новой странице в истории человечества. На свободных ото льда просторах Европы появился человек современного типа (Homo sapiens - человек разумный).

Наступила эпоха верхнего (позднего) палеолита (от греческого "палайлос" - древний и "литос" - камень). Ее верхний рубеж определяется временем глобального потепления (около 10 тысяч лет назад), когда территория доисторической Европы полностью освободилась от ледникового панциря.

Причины культурной революции, произошедшей около 40 000 лет назад у пришедших в Европу кроманьонцев, остаются загадочными. Это был второй резкий рывок в культурном развитии Homo sapiens (первый произошел свыше 70 000 лет назад в Южной Африке). Любопытно, что первая из двух революций, во время которой вошли в обиход ожерелья из ракушек и абстрактные геометрические узоры, примерно совпадает по времени с грандиозным извержением вулкана Тоба на Суматре. Вторая революция произошла сразу после прихода сапиенсов в населенную неандертальцами Европу. В эпоху ориньяк впервые появились не только живопись и скульптура, но, вероятно, и музыка, о чем свидетельствуют найденные на юге Германии костяные флейты. За пределами Европы все это появляется на несколько тысячелетий позже.

Верхнепалеолитическая эпоха - период серьезных изменений в материальной культуре древнего человека: более совершенной становится техника обработки камня и кости, осваиваются приемы обжига глиняного материала, возникает изобразительное искусство. Дошедшие до наших дней рисованные и скульптурные изображения как животных (мамонта, северного оленя, пещерного льва и др.), так и человека удивительны по мастерству своего исполнения и точности.

Среди шедевров палеолитического искусства особое место занимают скульптурные изображения обнаженных (реже в одежде) женщин, найденные на стоянках, абсолютный возраст которых 27-20 тысяч лет назад. Все они исполнены в яркой реалистической манере и передают, как правило, обнаженную женщину с подчеркнутыми признаками пола.

Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит, кальцит или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики.

Такие фигурки, прозванные археологами во всем мире «палеолитическими Венерами», - найдены во Франции, в Бельгии, Италии, Германии, Австрии, Чехии, Словакии, на Украине, но особенно много найдено их на территории России. Ареал находок простирается далеко на восток вплоть до Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал. Большинство находок относится к граветтской культуре, но есть и более ранние, относящиеся к ориньякской культуре, в том числе и «Венера из Холе-Фельс» (обнаружена в 2008 г. и датируется по крайней мере 35 тыс. лет назад); и более поздние, принадлежащие уже мадленской культуре.

Впервые фрагмент такой статуэтки археологи обнаружили в 1894 г. в местечке Брассемпюи во Франции. Позднее подобные фигурки были открыты в 1908 г. в Центральной (Виллендорф, Австрия), а затем и в 1923 г. в Восточной Европе (Костенки 1 (верхний слой) - Россия). К настоящему времени обнаружено более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера - от 4 до 25 см в высоту.

Кого могли изображать эти фигурки с их гипертрофированными объёмами груди, живота и бедер? Предположений известными археологами было высказано много. Одни считали, что эти фигурки ― символы плодородия и объединения рода (Петр Ефименко), другие видели в них атрибуты охотничьей магии (д-р. и.н. Сергей Замятнин), третьи ― владычиц сил природы и даже «сверхчеловеческих существ женского пола» (академик Алексей Окладников).

Семантика Венер палеолита до сих пор не расшифрована. Одни исследователи видят в них изображения божества, прародительницы, символ плодородия, так как они подчеркнуто выражают идею материнства, плодородия. Другие полагают, что это изображение участниц древних магических обрядов, направленных на удачу при охоте или изображения реальных женщин, разных по своей конституции и эмоциональному настрою.

Еще версия: в своей верхней, часто безликой «головной» части, данный образ символизирует небесную, мужскую природу божества, а в нижней представляет его земную, женскую сущность. Открытие этого материального воплощения философской концепции «единое, но двойственное божество» несколько изменяет наше представление о духовной жизни древних людей, которых мы привычно называем «первобытными».

Хорошо сказано тут:
Еще одним кругом верхнепалеолитических находок, имеющих значение, выходящее за пределы этой обыденной посюсторонней жизни, являются многочисленные фигурки, рельефы и рисунки женщин. Разумеется, и этот сюжет был сначала истолкован вполне материалистично, как проявление эротических наклонностей древнего человека. Но, надо сознаться, эротизма в большинстве этих изображений немного.

Фигурки палеолитических «венер», относящиеся большей частью к Ориньяку и в Мадлене исчезающие, показывают, что интерес к женщине тридцать тысяч лет назад весьма отличался от нынешнего. Лицо, руки и ноги проработаны в этих фигурках очень слабо. Подчас вся голова состоит из одной пышной прически, но вот все что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка – все это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Огромный зад, бедра, беременный живот, отвисшие груди.

Палеолитическая Венера – это не грациозное создание, пленяющее воображение современного мужчины, и не цветущая женственность луврской Афродиты, но многорожавшая мать. Таковы наиболее известные «венеры» из Виллендорфа (Австрия), Ментоны (Итальянская Ривьера), Леспюжю (Франция). Таков и примечательный рельеф из Луссель (Франция), на котором стоящая в фас женщина держит в правой, согнутой в локте руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это – знак присутствия Бога-Зубра.

Женские фигурки из камня и кости, безликие, но с подчеркнутыми признаками женского, рождающего естества, были очень широко распространены в верхнем палеолите всей Северной Евразии. Почти безусловно они отражали возрождающую к печной жизни материнскую утробу земли. Вестоницкие «венеры» особенно интересны тем, что сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые и истории человечества образцы терракоты (25 500 лот назад).

Палеолитические «венеры» Ориньякского времени:
а) из Виллендорфа, Австрия. Высота 11 см. Известняк;
б) из Сапиньяно, Италия. Высота 22,5 см. Серпентин;
в) из Леспюжю, Франция. Высота 14,7 см. Кость мамонта;
г) из Дольних Вестониц, Чехия. Терракота

И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал – головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «Матери Земли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность так изображавшаяся была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь. На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок располагались по стенам землянки мадленцев. Они стояли в специальных нишах. Это безусловно был объект поклонения.

Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она – вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение.

Надежды кроманьонцев не ограничивались землей, они душой стремились к небесному Богу-Зверю, всемощному подателю жизни. Но из опыта повседневности они прекрасно знали, что семя жизни должно найти ту почву, в которой только и может прорасти. Семя жизни давало небо, почву – земля. Поклонение Матери Земле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века.
http://storyo.ru/history_rel/05_06.htm


В общем, сами понимаете...

Как эзотерический символ:

Вот одна из таких теорий про Макошь (см. ниже по ссылке): http://www.litsovet.ru/index.php/gallery.view?gallery_id=14092

Я хочу сказать, что современные стереотипы красоты по примеру Твигги, не позволяют заметить то, что фигура этих Венер не обязательно может быть толстая или беременная. Вот, например, сравните:


В общем, все дело в пропорциях:

Этим Венерам поклоняются и люди искусства, той же Венере из Виллендорфа ставятся разные памятники, в Австрии, США и др. странах:
http://www.donsmaps.com/willendorf.html
http://www.mikebikes.org/07trip/traismauer.htm
Памятник в Австрии: http://www.travel-club.com.ua/index.php?mo=image&id=5699
Tom Chapin "Manna" 2007, DeCordova Sculpture Park, Lincoln, Massachusetts
Reminiscent of Neolithic fertility statuettes like the Venus of Willendorf, Manna makes reference to the duality of base desires and the richness of life sustaining gifts.
From DeCordova Sculpture Park’s homepage. http://www.flickr.com/photos/hanneorla/2761242150/
Из папье-маше http://laurietobyedison.com/discuss/?p=3417
http://artbydelilah.blogspot.com/2010/10/venus-of-willendorf-project.html
Venus of Willendorf - made of old recycled Halogen lamps http://asketchaday.blog.com/

Венера из галогеновых лампочек и Венера на протезах:

Венера с заячьими ушами и с дыркой в боку:

Это тоже художественная интерпретация форм Венеры Виллендорфской:

Некоторые полагают, что у нее были такие руки:

Венера Виллендорфская часто высекается из льда http://foto.mail.ru/mail/sergii_59/21/1428.html
http://www.twinoaks.org/community/leaves/leaves-94/lvs94-p5.html

Но рижский памятник, на мой взгляд, один из самых интересных:

Венера как работа бакалавра
9 Июн, 2010
Такая скульптура появилась вчера возле Академии художеств. Называется эта бакалаврская работа одной из студенток "Венера Виллендорфская"
http://olgai2.livejournal.com/62685.html
http://www.bezhin-lug.net/viewtopic.php?f=17&t=103&start=180#p7113

Первоначально Венера находилась внутри здания Академии художеств:
А это, я считаю, просто непревзойденный шедевр отечественного ваяния! Автор создал копию знаменитой Виллендорфской Венеры - статуэтки, возраст которой составляет около 3000 лет. Сколько грации и изящества!
Правда, оригинал, находящийся в Венском историческом музее (см.фото), имеет размер около 11 см. Но мы привыкли мыслить масштабно! Хорошей Венеры должно быть много!
Моя коллега специально решила попозировать, дабы все смогли оценить масштабы произведения. Кошмар и жуть, если честно! И это еще стояло на площади перед академией довольно длительное время!
Март 2011

http://gaviota15.livejournal.com/25751.html

Была замечена Венера и в торговом центре в Старой Риге:
Shopping Mall with Venus of Willendorf Sculpture - Riga - Latvia http://www.flickriver.com/photos/adam_jones/5833438330/

А вот что пишет сама автор этой скульптуры (перевела с английского, как могла):
Венера Виллендорфская 21-го века - это мой поиск глубины женской идентичности. Представляет собой [скульптуру высотой] 4,5 м из клееных рифленых листов и покрыта частичками зеркального пластика, создана как своеобразная реплика шедевра каменного века. Венера Виллендорфская 21-го века является концептуальной работой, позволяющей женщинам в наше время блистать в ее отражении, в то время как Венера светит для себя. Она удивительна с ее женскими формами. Возможно, она даже шокирующа для некоторых. Эта работа о женщине, но не о феминизме.

» (обнаружена в 2008 г. и датируется по крайней мере 35 тыс. лет назад); и более поздние, принадлежащие уже мадленской культуре .

Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит , кальцит , мергель или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики . В целом, к началу XXI века было известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера - от 4 до 25 см в высоту.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Обнажённая женщина (Венера Виллендорфская)

Субтитры

Людям нравятся определённые ответы. Мы действительно хотим понимать, что именно мы видим. Особенно - историки искусства. Люди создают разные вещи. Нам нравится создавать искусство. Один из древнейших предметов искусства - маленькая женская фигурка. Иногда её называют просто обнажённой женщиной. Весь мир знает её как Венеру Виллендорфскую. И хотя это название не имеет никакого смысла, оно многое говорит о призме, через которую смотрит наша культура. Её нашли в 1908 году в австрийской деревне Виллендорф и дали ей имя Венера. Её высота - примерно 11 сантиметров. Она создана примерно 25 тысяч лет назад. Она по-настоящему древняя. Она хранится в венском Музее естествознания, где мы сейчас и находимся, в тёмном стеклянном шкафчике, освещённом сверху. Внешне хранилище похоже на греческий храм. На нём написано«Венера Виллендорфская». Ещё здесь есть одна кнопочка. В научном музее всегда много детей, любящих нажимать кнопки. Когда они это делают, белый свет, озаряющий фигурку сверху, сменяется красным, и звучит тихая мелодия флейты. Конечно, мы понятия не имеем, что за музыку могли слушать те люди. Это просто попытка заполнить все пробелы. Мы почти ничего не знаем о ней. Не знаем, кто её сделал и зачем. Всё, что у нас есть, - эта фигурка вне всякого контекста. В большей степени это антропологический объект, чем произведение искусства. Назвав её Венерой в честь древнегреческой богини любви - Венеры, мы приписали ей определённое значение. Считаем, что это фигурка богини, которая связана с деторождением и плодородием. Мы не знаем, правда это или нет. Мне кажется, у нас чуть больше сведений, так как это лишь одна из найденных женских фигурок той эпохи. Точнее, конца Ледникового периода. Это одна из самых первых найденных скульптур, изображающих фигуру человека. Любопытно, что почти все найденные фигурки женские. Вернее, все найденные до сих пор фигурки - изображения женщин. Обнажённых. Но они отличаются друг от друга формой. У некоторых более полные груди и ягодицы. Может, когда-нибудь историки искусства и археологи найдут и мужские фигурки. Это всё догадки. А всё, на что мы можем взглянуть, - сама фигурка. Давайте присмотримся к ней. У неё нет ступней и очень тонкие руки, которые она сложила высоко на свои груди. У неё нет черт лица. Это повторяющаяся особенность почти всех найденных фигурок этого периода. Волосы проработаны тщательно. Или, возможно, на её голове шапка. Есть предположение, что это шапка из тростника. О, вот и музыка, и красный свет. Да, маленькая девочка только что нажала на кнопку. Кисти рук едва видны, но можно различить пальцы. Археологи, внимательно изучавшие фигурку, предположили, что увеличенные живот, груди и голова - это выпуклости, которые обусловлены природной формой камня. Скульптура сделана из известняка. Она симметрична. И, определённо, не является чем-то таким, что должно было стоять прямо. Как Вы упомянули, у неё нет стоп. Фигурка легко поместится в ладони. Есть ощущение, что её предполагалось держать в руке. Или носить в кармане, или что-то вроде этого. Да, она легко умещается в руке. Мы знаем, что изначально она была выкрашена охрой - рыжим красителем. Помимо этого, сложно сказать что-то ещё. И поэтому мы продолжим ею любоваться. А историки искусства продолжат поиск ответов. И в некотором роде я уверен, мы всегда будем попадать в ловушку стремления выразить свои интересы и потребности, пытаясь понять это произведение искусства. Не уверен, что мы поймём его до конца или восстановим его изначальные значения. Пожалуй, это так. Subtitles by the Amara.org community

История открытия

Первые статуэтки эпохи верхнего палеолита с изображением женщин были обнаружены около 1864 г. маркизом де Вибре (Marquis de Vibraye) в Ложери-Бас (департамент Дордонь) на юго-западе Франции. Вибре назвал свою находку «Венера распутная» (Vénus impudique), противопоставив её, таким образом, «Венере скромной» (Venus Pudica) эллинистического образца, одним из примеров которой является знаменитая «Венера Медицейская ». Статуэтка из Ложери-Бас относится к мадленской культуре . У неё отсутствуют голова, руки и ноги, но сделан четкий надрез, изображающий вагинальное отверстие . Ещё одним обнаруженным и признанным экземпляром подобных фигурок стала «Венера Брассемпуйская », найденная Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette) в 1894 году в пещерном жилище на территории одноимённого городка во Франции. Изначально термин «Венера» в отношении к ней не применялся. Четыре года спустя Саломон Райнах (Salomon Reinach) опубликовал описание целой группы стеатитовых статуэток из пещер Бальци Росси (Balzi Rossi). Знаменитая «Венера Виллендорфская » была найдена во время раскопок в 1908 г. в отложениях лёсса в долине реки Дунай , Австрия. С тех пор сотни подобных статуэток обнаружено на территории от Пиренеев до Сибири. Учёные начала XX века, занимающиеся изучением первобытных обществ, считали их воплощением доисторического идеала красоты и, поэтому, дали им общее название в честь римской богини красоты Венеры .

В сентябре 2008 г. археологи из Тюбингенского университета обнаружили 6-сантиметровую статуэтку женщины, сделанную из бивня мамонта - «Венера из Холе-Фельс », датируемую, по крайней мере, 35 тыс. до н. э. Она на данный момент является самым древним экземпляром скульптур подобного рода и фигуративного искусства вообще (происхождение намного более древней статуэтки Венеры из Тан-Тана является спорной, хотя и оценивается в 300-500 тыс. лет). Высеченная фигурка была найдена в 6 фрагментах в пещере Холе-Фельс, Германия, и представляет собой типичную палеолитическую «Венеру» с подчеркнуто большим животом, широко расставленными бедрами и крупными грудями .

Описание

Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот , бёдра , ягодицы , груди , вульва . Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

В связи с этим возникли споры, касательно правомерности употребления термина стеатопигия , применительно к «палеолитическим Венерам». Этот вопрос был впервые поднят Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette), обнаружившим «Венеру Брассемпуйскую » и некоторые другие экземпляры в Пиренеях. Часть исследователей рассматривают эти характеристики, как реальные физиологические черты, подобные тем, которые наблюдаются у представителей койсанских народов Южной Африки. Другие исследователи оспаривают эту точку зрения и объясняют их как символ плодородия и изобилия. Необходимо отметить, что не все палеолитические Венеры тучные и имеют преувеличенные фемининные черты. Также не все фигурки лишены лицевых черт. Тем не менее появление статуэток, похожих друг на друга по стилю и по определенным пропорциям, позволяет говорить о формировании единого художественного канона: грудь и бедра вписываются в круг, а всё изображение – в ромб .

«Венера Виллендорфская » и «Венера Лоссельская » были, по-видимому, покрыты красной охрой . Значение этого не до конца понятно, но обычно использование охры связывается с религиозным или ритуальным действом - возможно, символизируя кровь при менструации или рождении ребенка.

Все признанные большинством «палеолитические Венеры» относятся к верхнему палеолиту (в основном к граветтской и солютрейской культурам). В это время преобладают статуэтки с тучными фигурами. В мадленской культуре формы становятся грациознее и с большей проработкой деталей.

Примечательные образцы

название возраст (тыс. лет) место находки материал
Венера из Холе-Фельс 35-40 Швабский Альб , Германия бивень мамонта
Человеколев 32 Швабский Альб , Германия бивень мамонта
Вестоницкая Венера 27-31 Моравия керамика
Венера Виллендорфская 24-26 Австрия известняк
Венера из Леспюг 23 Аквитания , Франция слоновая кость
Венера Мальтинская 23 Иркутская область, Россия бивень мамонта
Венера Брассемпуйская 22 Аквитания, Франция слоновая кость
Венера Костёнковская 21-23 Воронежская область, Россия бивень мамонта, известняк, мергель
Венера Лоссельская 20 Дордонь , Франция известняк

Венеры, искусственное происхождение которых не доказано

название возраст (тыс. лет) место находки материал
Венера из Тан-Тана 300-500 Марокко кварцит
Венера из Берехат-Рама 230 Голанские высоты туф

Классификация

Из нескольких попыток создать классификацию статуэток верхнего палеолита, наименее спорной является предложенная Генри Дельпортом (Henri Delporte), основанная на чисто географическом принципе . Он различает:

Интерпретация

Многие попытки понять и интерпретировать значение и использование статуэток основаны на малом количестве фактов. Как и в случае с другими доисторическими артефактами, их культурное значение, возможно, никогда не станет известным. Тем не менее археологи предполагают, что они могли быть талисманами, оберегающими и приносящими удачу, символами плодородия, порнографическими изображениями, или даже напрямую соотносились с Матерью-Богиней или иными местными божествами. Женские статуэтки, представляющие собой примеры портативного искусства позднего палеолита, по-видимому, не имели никакого практического применения для добычи средств к существованию. Большей частью они обнаружены на местах древних поселений, как на открытых стоянках, так и в пещерах. Их использование при захоронениях встречаются гораздо реже.

На стоянке эпохи позднего палеолита у с. Гагарино в Липецкой области, в овальной полуземлянке диаметром около 5 метров, было обнаружено 7 фигурок обнажённых женщин, которые, как считается, выполняли роль амулетов-оберегов. На стоянке у с. Мальта в Прибайкалье, все фигурки были найдены на левой части жилищ. Скорее всего эти статуэтки не прятались, а, наоборот, ставились на видное место, где их мог видеть каждый (это один из факторов, которым можно объяснить их широкое географическое распространение)

Заметная тучность фигурок может быть связана с культом фертильности . Во времена, предшествующие появлению сельского хозяйства и скотоводства, и в ситуации отсутствия доступа к изобильным запасам продовольствия, излишний вес мог символизировать стремление к изобилию, плодородию и безопасности. Тем не менее, эти теории не являются научно неоспоримым фактом и лишь результат умозрительных заключений учёных.

Ещё одним кругом верхнепалеолитических находок, имеющих значение, выходящее за пределы этой обыденной посюсторонней жизни, являются многочисленные фигурки, рельефы и рисунки женщин. Разумеется, и этот сюжет был сначала истолкован вполне материалистично, как проявление эротических наклонностей древнего человека. Но, надо сознаться, эротизма в большинстве этих изображений немного.

Фигурки палеолитических «венер», относящиеся большей частью к Ориньяку и в Мадлене исчезающие, показывают, что интерес к женщине тридцать тысяч лет назад весьма отличался от нынешнего. Лицо, руки и ноги проработаны в этих фигурках очень слабо. Подчас вся голова состоит из одной пышной причёски, но вот всё что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка — всё это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Огромный зад, бёдра, беременный живот, отвисшие груди.

Палеолитическая Венера — это не грациозное создание, пленяющее воображение современного мужчины, и не цветущая женственность луврской Афродиты, но многорожавшая мать. Таковы наиболее известные «венеры» из Виллендорфа (Австрия), Ментоны (Итальянская Ривьера), Леспюжю (Франция). Таков и примечательный рельеф из Луссель (Франция), на котором стоящая в фас женщина держит в правой, согнутой в локте руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это — знак присутствия Бога-Зубра.

И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал — головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Находки, сделанные на Украине К. Поликарповичем, проясняют смысл странных статуэток. В святилище на Десне кроме черепов и бивней мамонта, кроме ревунов им была найдена и женская фигурка из слоновой кости типа «венер». Она раньше была прикреплена к чему-то и являлась частью заупокойного святилища .

Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «Матери-Земли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни . Может быть, сущность, так изображавшаяся, была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь.

На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок располагались по стенам землянки мадленцев. Они стояли в специальных нишах. Это безусловно был объект поклонения . Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она — вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение .

Надежды кроманьонцев не ограничивались землёй, они душой стремились к небесному Богу-Зверю, всемощному подателю жизни. Но из опыта повседневности они прекрасно знали, что семя жизни должно найти ту почву, в которой только и может прорасти. Семя жизни давало небо, почву — земля. Поклонение Матери-Земле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века .

Весьма ошибается Мирча Элиаде, когда во введении к «Священному и мирскому» утверждает: «Ведь очевидно, что символика и культы Матери-Земли, плодовитости человека,... священности Женщины и т. п. смогли развиться и составить широко разветвлённую религиозную систему лишь благодаря открытию земледелия. Столь же очевидно, что доаграрное общество бродяг-номадов было не способно также глубоко и с той же силой прочувствовать священность Матери-Земли.

Различие опыта — это результат экономических, социальных и культурных различий, одним словом — Истории».

«Очевидное» — ещё не истинное, это лучше других должен был знать религиовед. Культы Матери-Земли охотников верхнего палеолита заставляют нас предположить, что религиозное не есть всегда продукт социального и экономического, но, подчас является их причиной и предпосылкой.

Для лучшего понимания всей неоднозначности причин и следствий в человеческой культуре особенно интересны фигурки «венер» из Дольни Вестонице.

Вестоницкие «венеры» сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые в истории человечества образцы терракоты (25 500 лет назад). Древний мистик, должно быть, старался в самом материале запечатлеть великую идею земли, соединяющейся с небесным огнём для принятия в себя небесного семени. Может быть удар молнии, оплавившей почву, навёл его на эти образы. От бытовой керамики, появляющейся в раннем неолите, эти специально обожжённые на огне глиняные статуэтки Матери-Земли отделяют не менее двенадцати тысячелетий.

Очень характерна и обнаруженная в конце 1950-х годов под навесом скального укрытия Англе сюр л"Англи (Angles-sur-l"Anglin, Вьенна, Франция) сцена мадленского времени. Три женщины, с ясно подчёркнутыми знаками своего пола, стоят близ друг друга. Одна — с узкими девичьими ещё бедрами, другая — беременная, третья — старая, обрюзгшая. Первая стоит на спине зубра, поднятый хвост и наклонённая голова которого показывают, что он изображён в возбуждении гона.

Не отображает ли этот рельеф ритм жизни и не подчёркивает ли он, что для кроманьонца жизнь эта была не случайностью, но божественным даром, семенем Божиим, которой надо правильно распорядиться, дабы обрести вечность? А может быть это первое из долгого ряда изображений Великой Богини в трёх её образах — невинной девушки, матери и старухи-смерти, изображений — столь характерных для позднейшего человечества? Смерть, уведение от жизни в этом случае оказывается не полным исчезновением, но только этапом бытия, за которым следует новое зачатие божественным семенем, новое рождение.

С чего начиналась культура Человека? Когда и в какой форме он перестал быть животным и стал разумным существом? Очевидно это случилось, когда он стал отражать окружающий его мир в духовных образах. А также пытаться воспроизводить их. Ведь ни одному животному такого пока что не удалось! Но с чего он начал? С изображений на стенах пещер или к ним добавлялось еще что-то? И, да, действительно – ему захотелось отразить увиденное и прочувствованное и он это сделал. Вот только почему-то в скульптурах тучных «Венер палеолита» - названия, ставшего обобщающим для множества найденных доисторических статуэток женщин, имеющих между собой много общих признаков и датируемых эпохой верхнего палеолита. Статуэтки эти главным образом находят в Европе, но встречаются они и далеко на востоке, например, на стоянке Мальта в Иркутской области, так что можно без преувеличения сказать, что их территория – это вся Евразия: от побережья Атлантики и до района сибирской тайги.

Доисторическая эпоха Богемии, Моравии и Словакии (Национальный музей, Прага)

Как известно, культура верхнего палеолита включала в себя несколько сменявших друг друга культур: Ориньякскую (существовавшую во Франции и Испании 30-25 тыс. лет до н. э.), Граветтскую (35-19 тыс. лет до н. э.), Солютрейскую - 19-16 тыс. лет до н. э. и Мадленскую культуру. Были свои культуры, разумеется, находившиеся на других территориях, просто большинство находок принадлежит к граветтской культуре, хотя были обнаружены ранние статуэтки, что принадлежат Ориньякской культуре. Это и знаменитая «Венера из Холе-Фельс» (изготовленная примерно 35 тыс. лет назад); и те фигурки, что специалисты относят к мадленской культуре.


«Венера из Петраковицы» и «Венера из Вестоницы» - национальные сокровища Чехии. Подлинники хранятся в сейфе и перевозятся в бронированном автомобиле под охраной. (Национальный музей, Прага)

Материал, из которого они вырезаны – это кости, (например, бивни мамонтов) и мягкие породы камня (мергель, известняк и им подобные). Есть статуэтки, слепленные из глины и обожженные на огне, то есть керамические, древнейшие в своем роде, поскольку керамика появилась только в эпоху неолита, и даже не в самом его начале. Ну, а всего к нашему XXI веку таких «венер» нашли более ста, причем все они невелики по размерам и имеют высоту от 4 и до 25 см.


Фигурки из музея в Брно. Тоже копии…

Первую «венеру» эпохи верхнего палеолита обнаружил маркиз Де Вибре в местечке Ложери-Бас в департаменте Дордонь на юго-западе Франции еще в 1864 г. Название своей находке он дал несколько неприличное - «Венера распутная», таким образом противопоставив ее известной к этому времени знаменитой «Венере Медицейской». Со временем выяснилось, что она принадлежит к мадленской культуре, то есть творение это исключительно древнее. У фигурки не было ни головы, ни рук, ни ног, однако имелся четко сделанный надрез, указывающий на ее гендерную принадлежность. Следующим признанным образцом «венер» довелось стать «Венере Брассемпуйской», которую Эдуард Пьетт нашел в 1894 году на территории городка Брассемпуй во Франции. Сначала термин «Венера» к ней, как и к другим таким же фигуркам, не применяли, но затем спустя четыре года Саломон Райнах описал целую группу статуэток этого типа из пещер в Бальци Росси, сделанных из стеатита, и стало очевидно, что их необходимо как-то типологизировать. Ну, а потом специалисты начала XX века, изучавшие первобытное общество, посчитали, что в этих фигурках, вполне возможно, воплощены доисторические идеалы женской красоты и назвали их «венерами» по имени римской богини любви и красоты, добавив только слово «палеолитические» в целях точного указания на время их создания.


«Венера из Галденберга». (Австрийский музей естественной , Вена)

Сентябрь 2008 г. принес научному сообществу новое открытие: археологами из Тюбингенского университета была найдена статуэтка женщины из бивня мамонта высотой шесть сантиметров, получившая название «Венеры из Холе-Фельс». Возраст ее определили в 35 тыс. до н. э. В настоящий момент - это самый древний образец скульптуры вообще. Правда, существует еще статуэтка «Венеры из Тан-Тана», и ее оценивают в 300-500 тыс. лет, однако ее датировка является спорной и точного вердикта по ней не вынесено. Фигурка из пещеры Холе-Фельс в Германии это самая типичная «Венера» с подчеркнутым большим животом, массивным бюстом и широкими бедрами.


«Венера Брассемпуйская». (Национальный музей археологии, Сен-Жермен эн Лэ, Франция)

И вот все эти особенности как раз и являются общими типологизирующими признаками «палеолитических Венер». Наиболее распространенными являются фигурки ромбовидных очертаний, сужающиеся вверху и к низу (соответственно голова и ноги), и максимально широкие в своей средней части (живот и бедра). Живот, ягодицы, груди и половые органы воспроизведены очень тщательно, тогда как лица, например, часто вообще нет (видимо по принципу «с лица воду не пить» или «по ночам все равно темно»), но кроме него также отсутствуют руки и ноги, хотя и не всегда. Головы у «Венер» есть, но они относительно невелики по размеру и лишены каких-то бросающихся в глаза деталей. Хотя иногда на голове изображена прическа или головной убор типа купальной шапочки.

А вот это часть тела, найденная там же, где нашли и «брассемпуйскую Венеру. Кость мамонта. (Национальный музей археологии, Сен-Жермен эн Лэ, Франция)

Нужно отметить, однако, что далеко не все из «палеолитических Венер» такие уж и тучные и имеют явно подчеркнутые фемининные черты. Также и не все из фигурок не имеют лица. Но поскольку имеется большинство статуэток, очень похожих друг на друга как по стилю, так и по их основным пропорциям, можно доказательно утверждать, что в далеком прошлом уже выработалось общее для огромных территорий понятие единого художественного стиля или канона, в соответствии с которым грудь и бедра вписываются в круг, тогда как сама фигурка – в ромб.


А это их совместное фото. Может быть они когда-то были как-то связаны друг с другом? Кто знает? (Национальный музей археологии, Сен-Жермен эн Лэ, Франция)

Некоторые из статуэток, например, «Венера Виллендорфская» и «Венера Лоссельская» были покрашены красной охрой. Зачем это было сделано объяснить сегодня невозможно в принципе, но идущее из древности понятие о красном цвете, как являющегося символом жизни, как «цвет крови», может указывать явно на какой-то обряд. То есть красными их сделали не просто так, а с определенной и, скорее всего, магической целью.


Ну, а это все аналогичные находки на станции Брассемпуй.

Интересно, что основная масса находок «палеолитических Венер» датируются верхним палеолитом (в основном они принадлежат к таким его культурам, как граветтская и солютрейская). В то время преобладающими были фигурки тучных форм. В более позднее время мадленской культуры их формы более грациозны, и к тому же их отличает значительно более тщательная проработка деталей. Различают же их обычно чисто географически, в соответствии с классификациями Генри Дельпорта, просто назвавшего все те регионы, где нашли ту или иную «Венеру». И получилось, что есть «венеры» пиринейско-аквитанские (франко-испанские), есть «венера» с острова Мальта, есть рейнско-дунайского региона, среднерусского (погребения Костенки, Зарайск и Гагарино) и «венеры» сибирские. То есть ареал их распространения был исключительно широк, но это же и означает, что и люди того времени имели между собой определенные культурные связи.


Впрочем, изображали тогда не только женщин, но и вот таких лошадей… (Национальный музей археологии, Сен-Жермен эн Лэ, Франция)

Для чего точно они были нужны нашим предкам этого мы никогда не узнаем. Но можно предположить, что они могли быть талисманами, символами плодородия, или служили изображениями Богини-Матери. Очевидно и то, что никакого практического применения они иметь не могли и, следовательно, могли относиться только лишь к объектам духовной культуры. Находят их, однако не столько в погребениях, сколько в пещерах и остатках жилищ, так что с культом умерших, скорее всего, они связаны не были.

Так, у села Гагарино в Липецкой области, в овальной полуземлянке диаметром около 5 метров нашли сразу семь таких фигурок, которые вполне могли выполнять роль оберегов. На стоянке у села Мальта в Прибайкалье их также нашли внутри жилища. И, видимо, в «домах» того времени их не только не прятали, а напротив, они находились у всех на виду. Так что, когда в жилище попадал человек из чужого племени, он их видел, а увидев – уносил ее образ с собой. Очевидно только так и можно объяснить столь широкое географическое распространение этих фигурок.


Регион Альб-Донау, возраст 35000 – 40000 лет. (Национальный археологический музей Бад-Вюрстенберга, Германия)

Что касается тучности фигурок, то в условиях полуголодного существования именно тучность символизировала достаток, плодородие и представлялась красивой. Недаром даже в ХХ веке в русских деревнях (и мордовских, соседских!) красота женщины определялась так: «Кака красива девка, полна!» Однако такого рода сравнения и сопоставления есть не более, чем результат умозрительных заключений, но никак не научно доказанный факт.


Женская фигурка из Акролити, 2800 – 2700 до н.э. (Доисторический музей Тиры, остров Санторин)

Недавно было найдено еще два очень древних каменных артефакта (датировка 500000 - 200000 лет назад), которые, как считают некоторые специалисты, являются также изображениями женщин. Это «Венера из Берехат-Рама», найденная на Голанских высотах, и «Венера из Тан-Тана», которую нашли в Марокко. Но вот вопрос: обработал ли их человек, или же свою форму они приняли благодаря воздействию природных факторов? Пока что на 100% не доказаны оба эти предположения.


Фигурка из Берехат-Рама. Теперь понятно, почему о ее происхождении ведутся столь горячие споры?

Ряд ученых, изучавших «палеолитических Венер», считают, что между ними и изображениями женщин более поздней эпохи неолита, и затем меднокаменного и бронзового века, есть прямая связь. Однако, эта точка зрения на сегодня не согласуются с тем удивительным фактом, что такие изображения почему-то отсутствуют в эпоху мезолита. Что такого тогда случилось, что эти фигурки перестали делать, и случилось ли вообще? Может быть просто сменили материал, перешли, скажем, на дерево и поэтому все они не сохранились? Кто знает… истина всегда где-то там…