Протоиерей Игорь Фомин: биография, работа, публикации и интересные факты. «Жизнь Церкви через объектив фотоаппарата». Светлый вечер с о. Игорем Палкиным (06.02.2018)

4 ноября - престольный праздник Казанского собора на Красной площади. Особенность храма - в его местоположении. Сюда заходит много людей, в том числе - иностранных туристов. Причт собора сталкивается и с «обычными» приходскими проблемами, и с нестандартными ситуациями. Священник Игорь Фомин рассказал о том, как возможно существование общины в ситуации предельной открытости и какие задачи стоят перед приходской общиной сегодня.

Священник Игорь Фомин

- Отец Игорь, что такое христианская община в современном мире?

Собрание во Христе Иисусе. В первую очередь - большой семье, в которой воспитываются терпение, смирение и кротость. Главная задача общины - собирание людей вокруг пастыря, который ведет их ко Христу. Сколько духовенства, столько и путей. Это и молитва, которая образуется внутри общины, и социальная деятельность.

- Что касается собирания людей, сейчас можно услышать, что стоит задача привлекать в храмы молодежь...

Что значит «стоит задача»? Можно поставить задачу в духовном плане: ты должен стать святым. А если человек не хочет? Я считаю, что перед священником не задачу нужно ставить, а раскрывать глаза, как это лучше сделать. Великолепный пример - как организует социальную работу владыка Пантелеимон (Шатов). Он не просто говорит, что надо окормлять больницы, а приглашает и рассказывает, как это сделать. Когда говорят конкретно, ты определяешься, готов или не готов.

Так же и с молодежью. Надо собирать духовенство и рассказывать, как это делается. Где молодежь ходит - там нечего ставить задачу. Кто-то может целые стадионы собрать, мы - 10 человек, и этого тоже достаточно.

У нас вокруг одного батюшки собирается молодежь, изучают устав, догматику, ездят по монастырям, общаются в среде, которая приятна их сердцу. Батюшка неординарно к ним подходит: могут пойти в кафе и пообщаться на духовные темы несколько часов. В кафе - потому что у нас нет помещения и даже на лавочке посидеть не выйдешь - лавочек нет. Но общение идет, общение есть. Конечно, для любого храма нужно помещение. Но это далеко не все. Должны быть горящие сердцем пастыри.

- Что еще есть в Вашей общине?

Социальная работа - прихожане ездят в детский дом, организуем праздники для других приходов, выбираемся в поездки. Причем паломничество - это не только поклонение святыне. Конечно, мы готовимся, едем в какой-то монастырь, кто-то из наших составляет экскурсию, рассказывает... И при этом как замечательно выйти на какой-нибудь полянке, сложить весь провиант, который привезли, вместе - кто-то винегрет, кто-то соленья - все это вкусить и обсудить какие-то проблемы. Вот так пообщаться, вместе пожарить сосиски - это тоже очень важно.

- Вне храма Вы общаетесь с прихожанами?

Да. У нас есть взаимопомощь, мы делим радости, помогаем в скорбях, ходим друг к другу в гости, ухаживаем друг за другом в больнице или в болезнях.

Но вообще наш приход своеобразен.

Храм расположен там, где общину в полном смысле создать очень тяжело. У нас очень много «прохожан», которые могут один раз заглянуть ради интереса - и все. И если мы сможем сделать так, что происходящее их «зацепит» - в богослужении, в молитвах, в манерах тех, кто стоит за свечным ящиком - это отразится на жизни других общин, в которые наши случайные «гости» могут потом пойти искать смысл жизни.

А так у нас есть все проявления общинной жизни. Помимо социальной работы есть, например, общество многодетных семей. Может быть, в других храмах больше детей, но общество (кстати, региональное) существует именно при нашем соборе.

Есть молитвенная жизнь среди прихожан - когда группа людей читает Ветхий и Новый Завет по определенному правилу. Это интересный опыт молитвы друг за друга.

Так что общиной мы можем называться, но сосредоточиться полностью на делах прихода невозможно.

- Но это нигде не возможно!

Но в других храмах все-таки не столько «случайных» людей. А у нас человек между поездами зашел посмотреть Красную площадь - и заодно заглянул в храм, потому что было открыто. Или кто-то приехал в мавзолей и зашел в храм погреться. Один раз, в начале 90-х, вообще пришли активисты коммунистической партии и попросили пустить их сделать перекличку в храме, потому что шел дождь.

- Пустили?

Бывает, приходят мусульмане и говорят, что почитают Марию и великого пророка Ису. Казалось бы, это должно вызвать негодование. Но мы понимаем, что если один раз проявить внимание и заботу в делах веры, потом это может откликнуться перерождением. Зайдет среди мусульман спор о нас, какие мы нехорошие, а этот человек скажет: «Да я их видел, они не такие». Так что особенность нашего собора - в том, что он миссионерский.

- Это мешает?

Ни в коем случае! Но накладывает определенный отпечаток. Здесь и правила мягче. Приходится «не замечать» многого, за что к глубоко воцерковленным людям надо было бы применить строгость. Нас иногда называют «либералами», но все это только от того, что мы стоим «на первой полосе».

- Часто люди не просто заходят, а пытаются пообщаться?

Бывают разные случаи. Например, перед празднованием в честь Казанской иконы празднуют странный праздник Хэллоуин. Часто после празднования люди заходят к нам, в костюмах, подвыпившие... Особенно если 31 октября, как в этом году, приходится на воскресенье.

Как-то зашли 10 молодых людей, разодетых, с разноцветными волосами. Половина из них встали на исповедь со смешками, трое смогли пообщаться с батюшкой, один ушел со слезами.

Я считаю, это уже достижение: не зря выслушали. Если ушел со слезами, что-то переосмысливая, значит, зернышко в сердечко попало. Главное - чтобы проросло.

- Иностранцы тоже интересуются?

Как правило, они хотят сфотографироваться на фоне богослужения или со священником.

- Вы к этому спокойно относитесь?

Не вижу ничего плохого. Это тоже форма проповеди.

Были, конечно, интересные случаи. Помню одного француза, эмигранта. Он родился во Франции, был крещеным католиком, но в костел не ходил и с детства любил Россию. Изучил историю, язык и в 60 лет устроился в турагентство, чтобы возить сюда туристов. В один из приездов пришел к нам и сказал, что хочет принять православие.

Я дал ему требник на церковнославянском, по которому он должен был прочитать отречение от латинской ереси. На следующий день он пришел с красными глазами: всю ночь не спал, разбирался с церковнославянским. Разобрался, принял крещение. Это было очень трогательно - такое отношение к вере предков.

- А о чем туристы спрашивают чаще всего?

Иностранцы, как правило, редко о чем-то спрашивают. Жизнь у них сытая, размеренная. А так - задашь вопрос, придется что-то пересматривать, менять...

А наши люди, как правило, приходят с кучей проблем. У нас же как? Если плохо - то в храм, если хорошо - то в магазин. А вопросы - такие, на которые современный мир остро реагирует: сердечные дела, измены, семейные раздоры, проблема отцов и детей.

Матери приходят молиться о детях, которые пьют или принимают наркотики. Приходят родители, которые потеряли единственного ребенка.

- Какие проблемы самые важные?

Не буду оригинален - семейные. Потому что взаимоотношения в семье определяют многое и в жизни, и в наших отношениях со Христом.

А как быть, если человек, начав воцерковляться, отделяется от семьи? То есть когда он «родными» начинает считать прихожан храма, а от нецерковных родственников отгораживается?

Когда буквально воспринимает слова Христа из 14-й главы Евангелия от Луки: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником»?

Надо помнить, что община нужна, чтобы человек воспитывался правильно относиться к окружающим, чтобы все Евангелие звучало в его сердце одновременно. Община серьезно помогает. Но надо иметь в виду, что взаимоотношения с ближними, родственниками неотъемлемы на пути ко Христу. Без пьющего родственника до Христа не дойти, без препятствий со стороны близких - тоже.

- А в чем корень такого стремления отделиться? Что поискать в своей душе, если такая ситуация возникает?

Недостаток любви. Когда человек любит, он любит всех одинаково, без лицеприятия и лицемерия. Любящий не говорит, что батюшку с голубыми глазами любит больше, а пьянчужку которая собирает милостыню на паперти - меньше. Потому что по мере приближения ко Христу люди приближаются друг к другу.

Вообще, православная аскетика говорит, что если у человека есть желание убежать в деревню, затворить в келье, уйти в монастырь - это гордость. Если от кого-то хочешь обособиться - это неправильный путь. Такие желания все рано будут возникать, но с этим мы должны бороться.

- А что такое община для Вас?

Вторая жизнь. Первая - во Христе и в семье. Это как две заповеди, которые невозможно разделить - любовь к Богу и любовь к ближнему. Одна без другой не работает.

- Почему люди уходят из общины?

У нас нередка ситуация, когда человек впервые попадает к нам - а потом начинает ходить в другой храм. Потом приходит, берет

благословение: «А я у Вас 10 лет назад первый раз исповедовался, Вы меня крестили!». Я его уже и не помню, но все равно приятно.

Есть те, кто долго ходил в наш приход и потом ушел, потому что у нас все очень мягко, а человеку нужен рост, подвиг, более строгое молитвенное правило. Может, ему действительно нужно - но жалко человека.

Но я не знаю людей, которые бы ушли из Церкви.

Приходят люди и говорят, что хотят «раскреститься». Объясняешь, что чина «раскрещивания» нет. Хочешь противоборствовать - не ходи в храм. Так нет же, им нужно официально... Начинаешь беседовать. Если человек немножечко тебя услышит, то оставит глупую идею. Кто-то просто разворачивается и уходит.

- А если приходят в Церковь, чего ищут?

Спокойствия, решения проблем. Но на самом деле ищут себя. Каждая душа - христианка. Подобное тянется к подобному. Подспудно человек чувствует, что его место здесь, в Церкви. И задача прихода - раскрыть это его чувство, показать, что такое Церковь и как жить ее жизнью.

Фото Юлии Линде.

Ежегодный молодежный слет Калининградской митрополии проходил с 10 по 12 августа в пос. Янтарный, на базе епархиального детского лагеря «Веселый ветер». В слете приняли участие более 50 молодых людей, представляющих приходы Калининградской и Черняховской епархий. Организатором слета выступил Отдел по делам молодежи Калининградской епархии.

В 2018 году молодежный слет был посвящен теме «Православная литургическая жизнь». Помимо традиционных мероприятий, программа слета включала в себя образовательные занятия по Священному Писанию, литургике, христианскому историческому и культурному наследию Калининградской области. Участники слета получили возможность совместно поразмышлять над словами Евангелия, расширить свои знания о литургической жизни, христианской культуре. Важным элементом программы стали лекции кандидата богословия протоиерея Георгия Урбановича «Культурное наследие малой Родины: история, архитектура, духовность» и кандидата педагогических наук Любови Урбанович «Встреча длиной в жизнь: Промысел Божий или свободный выбор?».

Кульминацией программы стала ночная Божественная литургия в храме Казанской иконы Божией Матери пос. Янтарный. Литургию совершили священник Игорь Ильницкий, руководитель Отдела по делам молодежи Калининградской епархии, и протоиерей Владимир Максимов, настоятель храма св. равноап. князя Владимира пос. Чкаловска. Особенностью Литургии на молодежном слете стал народный хор: песнопения исполняли все присутствующие в храме.

Священник Игорь Ильницкий:

«Определяя формат и содержание молодежного слета, мы поставили перед собой цель сделать Божественную литургию смысловым центром всего мероприятия, привлечь молодых христиан к осмысленному участию в литургической жизни. На мой взгляд, Литургия не может быть всего лишь дополнением к основной программе – ведь участие в Евхаристии составляет смысл и наполнение жизни каждого христианина. Все просветительские занятия в программе молодежного слета прямо или косвенно были связаны с Литургией: мы стремились, чтобы участники слета вошли в это пространство уже подготовленными.

Кроме того, перед нами встал вопрос: как помочь молодому человеку не просто присутствовать на богослужении, но стать активным его участником? Известно, что людям современной эпохи сложно концентрировать внимание на одном предмете в течение долгого времени. «Выстоять» двухчасовую службу, не рассеиваясь и не отвлекаясь – для молодого человека задача порой непосильная. Следствием этого становится угасание интереса молодежи к богослужению. Решением проблемы стала практика народного пения, уже существующая сегодня на некоторых приходах Русской Православной Церкви, но пока еще не получившая широкого распространения. Все песнопения литургии на молодежном слете исполнялись всенародно, поэтому в пространстве храма уже нельзя было остаться пассивным созерцателем. Литургия стала поистине общим делом. Я думаю, что эта практика помогла многим молодым людям получить новый литургический опыт».

Пресс-служба Калининградской епархии

При МГИМО протоиерей Игорь Фомин. Расшифровка некоторых понятий, представленных выше, будет дана в первых главах.

Кто такой протоиерей?

Так в русской православной церкви принято называть старшего священника. Этот сан дается человеку за долгую примерную службу. Протоиереем может быть только лицо, получившее священный сан не менее десяти лет назад. Еще таким званием может быть отмечен тот, кто награжден правом ношения особого нательного креста - одной из церковных наград.

Также известны случаи, когда протоиереем был назначен протодиакон. В дореволюционной России этот сан именовался немного иначе - протопоп. История церкви знает немало личностей, повлиявших на жизнь страны, которые были рукоположены в старших иереев. Наиболее известным из них является протопоп Аввакум. В настоящее время широкой популярностью пользуются проповеди протоиерея из Республики Татарстан, отца Владимира Головина.

Настоятель храма

На территории Московского института международных отношений находится свой православный собор.

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель этой церкви, ведет активную проповедническую деятельность. Он знаком множеству православных людей по участию в радиопрограммах и телевизионных передачах, посвященных вопросам духовной жизни христиан.

По поводу довольно необычного места своей службы батюшка говорит, что никогда не задумывается о том, какое социальное положение занимают люди, приходящие в храм. А порою он даже не знает, является ли человек, исповедующийся ему в грехах, дипломатом или политиком или нет. Для него все верующие люди равны.

Работа и публикации протоиерея Игоря Фомина

Как уже было сказано, батюшка является довольно частым гостем в эфире христианских средств массовой информации. Во время этих передач он отвечает на вопросы слушателей и зрительской аудитории, а также рассуждает вместе с ведущими на наиболее важные темы.

Так, во время программы "Светлый вечер", выходящей на "Радио вера", священник участвовал в беседе о так называемых заповедях блаженства, которые Иисус Христос дал своим ученикам во время Нагорной проповеди. Батюшка сказал, что по согласному мнению православных богословов, данное место из Евангелия является наиболее важной его частью. Эти правила, дарованные людям Спасителем, представляют собой основы христианского вероучения.

Они, в отличие от заповедей, данных пророком Моисеем, требуют от человека более высокого уровня духовного развития. Протоиерей Игорь Фомин напомнил слушателям про эпизод из Евангелия, когда к Христу подошел некий юноша и спросил, как ему обрести царствие небесное. На это Спаситель сказал ему, что тот должен соблюдать заповеди. Молодой человек ответил, что он делает это со своего младенчества. Тогда Сын Божий поведал ему о других правилах - заповедях блаженства.

О семейной жизни

В другой радиопередаче, ведущей которой является Тутта Ларсен, был рассмотрен вопрос о роли мужчины и женщины в семейной жизни. На этот счет протоиерей Игорь Фомин сказал об особом предназначении каждого из супругов. И муж, и жена должны выполнять те традиционные функции, которые им были назначены Господом Богом. Но, безусловно, в качестве главы должен всегда выступать мужчина.

Батюшка говорит, что, когда женщины задают ему вопросы о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации, он прежде всего спрашивает, какое мнение на этот счет высказывает их супруг. Когда муж лежит на диване и не хочет руководить семейными делами, то он, безусловно, совершает грех. Отец Игорь всегда советует сильному полу использовать право последнего слова. Даже если решение вынесено вынужденно, то нужно преподать его, как если бы мужчина пришел к нему самостоятельно. На это его замечание ведущая Тутта Ларсен призналась, что чем дольше она живет с мужем, тем больше ей хочется придерживаться правил, которые установила русская православная церковь.

Наиболее значимые темы, раскрытые Игорем Фоминым

Из всех пунктов Нагорной проповеди батюшка наиболее детально рассмотрел фразу о блаженстве нищих духом. По словам священника, так в Евангелии называются люди, которые лишены тщеславия и гордыни и поэтому готовы следовать за Иисусом Христом. Протоиерей Игорь Фомин приводит здесь пример из своей биографии. Один из его друзей с детства страдает церебральным параличом.

Несмотря на это, приятель со всей искренностью как-то признался священнику, что благодарен Господу за то, что он счастлив. Когда батюшка спросил у него о причине его радости, тот ответил, что он признателен Всевышнему за свою болезнь, которая не позволяет ему совершать многие грехи. Подобных людей можно назвать нищими духом.

Протоиерей Игорь Фомин о женской нечистоте

Во время одного из интервью священника спросили о том, можно ли женщине исповедоваться и причащаться во время критических дней. Батюшка ответил, что этот вопрос лучше задавать духовникам. Это объясняется тем, что определенных положений на этот счет в православной церкви не существует и для каждого отдельного случая может быть вынесено индивидуальное решение.

Лаконичные ответы на вопросы

На одном из сайтов, посвященных православной вере, протоиерей Игорь Фомин регулярно отвечает на вопросы, интересующие людей. Свои комментарии он представляет в очень краткой, но тем не менее информативной и поучительной форме. Так, например, один из посетителей сайта спросил его, в каких грехах нужно исповедоваться и о каких стоит умолчать. На это батюшка ответил, что говорить нужно абсолютно обо всех нечестивых поступках и мыслях.

Что такое блаженство?

В одной из бесед отец Игорь сказал, что блаженство чем-то напоминает то чувство, которое возникает у школьников в первый день каникул. Еще один пример подобных переживаний можно найти при наслаждении мороженым как одним из вкуснейших лакомств.

Путь к храму

В данной главе будет рассмотрена биография протоиерея Игоря Фомина и личная жизнь батюшки.

Священник родился в начале семидесятых годов. Как и многие советские дети, он поступил в школу в семилетнем возрасте, а достигнув 9 лет, был крещен. Мальчика настолько заинтересовали церковные службы и деятельность священнослужителей, что он стал посещать храмы регулярно. Вскоре ребенок был принят в качестве алтарника в один из соборов в Подмосковье. Когда юноша закончил школу, то наставник благословил его на то, чтобы он стал священнослужителем. Но отец Игорь признается, что это решение было нелегким. Он до самого последнего момента испытывал сомнения: сможет ли исполнить этот нелегкий долг. Фомин даже пытался поступить в медицинскую академию.

Но в конце концов все-таки решился и пошел по тому пути, на который получил благословение. В середине девяностых годов он стал диаконом Казанского собора на Красной площади.

В течение продолжительного времени Игорь Фомин сотрудничал с православным журналом "Форма". Именно он был одним из авторов идеи о создании церкви при Московском институте международных отношений. Когда этот храм был построен, митрополит Московский и всея Руси Алексий Второй назначил молодого священника настоятелем данного собора.

О личной жизни

Батюшка Игорь принадлежит к так называемому белому священничеству. То есть он является женатым человеком. Известно, что после окончания семинарии молодым людям предлагается сделать выбор: вступить в брак либо принять монашество.

Женился священник в возрасте 24 лет. Его супруга всячески содействует занятию своего мужа. На вопросы о личной жизни протоиерей Игорь Фомин отвечает очень сжато. Он считает, что гораздо важнее обсуждать проблемы, связанные с духовной жизнью православных христиан, ведь в этом и состоит одна из сторон его церковной деятельности.

Еще одним поприщем, на котором работает батюшка, являются общеобразовательные школы. Там священник ведет факультативные занятия по истории православия. Занимается он этим уже более двадцати лет. Отец Игорь с радостью отмечает, что в последние годы дети стали относиться к священникам не как к чему-то сверхъестественному, а как к обыкновенным людям.

О том, что значит быть настоятелем строящегося храма, как «нейтрализовать» возможных противников такого строительства, почему в МГИМО церковь именно в честь святого князя, об исторической справедливости, жертвенной помощи неравнодушных людей и делах молодого прихода - беседа с протоиереем Игорем Фоминым , настоятелем церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

- Отец Игорь, каково это - быть настоятелем строящегося храма? И легко ли дается строительство?

Строительство храма - дело сакральное и таинственное

Строительство храма - дело сакральное и таинственное. Как я теперь на опыте понимаю, это не только возвести стены, сложить кирпичик к кирпичику, сделать все, чтобы было красиво и удобно. Как любит повторять староста нашего прихода - декан факультета международной журналистики МГИМО: «Храм не в бревнах, а в ребрах». Собственно, из этого исходили и это было главным, когда создавался в МГИМО приход, когда возникла идея строительства храма.

А легко ли дается строительство? Очень много было обхожено кабинетов, очень много было избито порогов, чтобы нам дали землю под храм. И, честно говоря, у нас в общем-то ничего не получалось. У Бога были, видно, другие планы и другие временные сроки, не соответствующие нашим планам и нашим срокам. И все совершилось по Божию благословению - естественным образом реализовавшись через московскую программу «200 храмов». Мы вошли в эту программу в 2011 году, и уже через год нам дали участок земли под строительство церкви - недалеко от МГИМО.

Трудности были, наверное, как и у всех, - финансовые. Мы никак не могли найти средства для строительства основного храма. Временный храм нам помог возвести Сергей Владиленович Габестро - директор Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского. Благодаря его трудолюбию, его затратам храм был построен. Принимали участие в благоукрашении нашего временного храма, конечно, и другие люди, мы молимся за них и премного им благодарны. Временный храм был большой, но он очень быстро наполнился и стал тесным. Народ стоял на улице… Храм вмещал около 300 человек, а в воскресные дни приходило людей больше. Так что нам более просторный храм был необходим как воздух.

Когда началось строительство основного храма, то вновь мы столкнулись с финансовыми трудностями. Но мы не испугались, не остановились, и благодаря жертвенному труду Андрея Валерьевича Гусарова, возглавлявшего строительную компанию «Сатори», продолжили: провели нулевой цикл работ, положили фундамент. Потом стали возводить стены. Андрей Валерьевич долго ждал оплаты наших долгов, но смиренно и с пониманием относился к нашим тяготам, за что ему низкий поклон. Он также передал в дар нашему храму частицу мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского, которая хранилась у него дома, и много благодеяний оказал нам. Это по-настоящему смиренный верующий человек.

Стены нам помог возвести наш прихожанин и выпускник МГИМО Алексей Николаевич Захаров.

Но некоторый долг у нас все равно оставался и очень нас тяготил. Но мы верили, что Господь в свое время всё покроет. В том, что с Божией помощью найдутся необходимые средства, никто не сомневался. Прихожане горячо молились, мы служили молебны, акафисты. Было очень большое единение наших душ и сердец. И помощь приходила. Люди жертвовали свои средства для закрытия долга: кто-то малые, а кто-то и немалые. Так, один прихожанин продал участок земли, выручил серьезные деньги и внес их в оплату нашего долга. Благодаря этой жертве мы на какое-то время утихомирили наши финансовые волнения.

Но дело пошло быстрее, когда на нас обратили внимание компания «Норникель» и ее директор Владимир Олегович Потанин. Он, его заместитель и его помощник оказали нам очень большую помощь.

- Сколько всего времени ушло на строительство?

Много чудесных вещей происходило за это время. И мы поняли самое главное: у Господа Свои планы, и очень важно не помешать Богу строить храм. В этом деле нужно стараться быть подсобными рабочими Господа, Его помощниками.

Первая, временная церковь при МГИМО была посвящена святителю Николаю Чудотворцу, но постоянный храм получил другое посвящение - благоверному князю Александру Невскому. Почему? Этим хотели связать внешнеполитическую деятельность святого князя со специализацией - международные отношения - ведущего вуза страны?

Временный храм был освящен во имя святителя Николая, чудотворца Мирликийского, вот по какой причине: тут до 1979 года находилась именно Никольская церковь. Конечно, не прямо вот на том месте, где стоит наш храм, а немного дальше, в глубине парка. Мы определили это место, но нам, к сожалению, не дали восстановить историческую справедливость и именно там построить храм. Поэтому - чтобы помнить о бывшей здесь некогда церкви - мы и просили Патриарха Кирилла освятить временный храм в честь святителя Николая. Чтить этого святого мы будем и впредь: Никольским будет крестильный храм. Святейший Патриарх проявил мудрость и дал нам антиминс для служения Литургии в крестильном храме при МГИМО.

А с посвящением храма благоверному князю Александру Невскому связана вот какая история. Еще в 2005 году к приснопамятному патриарху Алексию II пришла делегация МГИМО во главе с ректором Анатолием Васильевичем Торкуновым, чтобы испросить благословение на создание православной общины и строительство храма при МГИМО. Но они просили благословить общину в честь праздника Покрова Божией Матери. Дело в том, что МГИМО был основан именно в этот праздник в 1944 году: министр иностранных дел СССР В.М. Молотов, курировавший в то время образовательную сферу, подписал указ о создании Института международных отношений 14 октября. Так что логично было бы храм назвать в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Но Патриарх с первосвятительской мудростью решил иначе. Он сказал: «Покров - важный праздник, но храм ваш должен быть освящен в честь Александра Невского - великого дипломата, великого воина, великого семьянина. Это так важно для нашей страны». А мы все помним, в каком состоянии - можно сказать, маленькой катастрофы - были в то время эти главнейшие составляющие жизни государства. Но Промыслом Божиим, молитвами святых и трудами людей сейчас все это поменялось к лучшему.

Нередко при строительстве нового храма происходят столкновения с местными жителями, «храмоборцами», защитниками парковой зоны. Ваш храм тоже находится в парке. Были ли у вас столкновения?

Наш храм построен полностью на пожертвования - ни одной копейки из госбюджета на него не пошло

Нет, у нас, к счастью, не было «храмоборцев». У нас даже не было возмущений каких-то. Трижды проходили общественные слушания, посвященные строительству нашего храма, на них собирался полный зал, мы отвечали на вопросы местных жителей… Какого-то такого ярого противления не было. Был диалог, понимание тоже было. В значительной мере этому пониманию способствовали наши объяснения, что храмы строятся не за счет государства, не потому, что какой-то чиновник выделяет бюджетные деньги, что они возводятся на пожертвования. Вот наш храм построен полностью на пожертвования - ни одной копейки из госбюджета на него не пошло.

- Но все-таки с какими-то трудностями пришлось столкнуться в ходе строительства храма?

Трудности возникают, когда человек или на себе зацикливается, или хочет какого-то спокойствия. А когда человек трудится, у него и получается всё то, что должно получиться… А если что и не выходит, то, в общем-то, нам и не стоит расстраиваться.

Трудности всегда и были, и есть. Но так как наша душа - христианка, мы о них и не вспоминаем.

Ну, а если покопаться в памяти, то, наверное, можешь припомнить, как переживал, когда подходило время очередного платежа, но он затягивался на энное количество дней, и тебе неудобно было перед человеком, которому ты должен был перевести средства… Были переживания и за свою семью, что дети и супруга меня видят очень редко - в основном или рано утром, когда в школу, институт их отвозишь, или поздно вечером, когда все уже в постели. Но это, наверное, проблема всего духовенства и, конечно, не есть хорошо. А для человека, который строит храм, тем более. Но милостью Господней семья моя меня поддерживает, понимает и всегда со мной. А всё остальное человек, Богу споспешествующий, думаю, может преодолеть.

- Расскажите, пожалуйста, о вашей приходской жизни, о социальной деятельности прихода.

Храм молодой, поэтому, может быть, чего-то и нет пока у нас, но что-то есть в очень хорошем, скажем так, развитии, в перспективе. Мы ведем очень большую работу с общеобразовательными школами нашего района. Тесно общаемся и сотрудничаем с учителями, ведущими и «Основы православной культуры», и курсы по мировым религиям и светской этике, и при этом не разделяем и не противопоставляем этих учителей, ведь мы являемся союзниками в деле воспитания детей. Проводим в школах интересные тематические вечера. Школьники приходят и в храм в рамках уроков по ОПК, и мы проводим занятия о внутреннем устройстве храма, богослужениях и многом другом.

Проходят также «Покровские старты» - игра для школьников. Так как наш храм стоит в парке, то мы задействуем его для этой игры: детям надо не только ответить на вопросы по курсу ОПК, но и сориентироваться на местности, дабы прийти к определенному пункту.

У нас также налажены контакты с Дмитровским детским домом, в котором живут и учатся ребята с врожденными физическими недостатками. Имеем связь с двумя благотворительными организациями; одна из них - «Ной» - оказывает помощь нищим. Планируем выпускать газету… Это то, о чем вспомнилось сразу.

В нашем храме есть молодежное служение, есть два библейских кружка - для молодежи и для всех желающих. Есть катехизические беседы «Мужского клуба» - мы специально пошли на такое неправославное, может быть, нехристианское ограничение, но именно для мужчин мы собираем эти беседы, они проходят вот уже два года.

- С перспективой на будущее - для поступления в семинарию?

В основном на эти занятия собираются уже состоявшиеся люди. Все-таки в семинарию надо поступать молодым.

В воскресный день у нас поет весь храм

Также у нас есть народный хор, который поет и на всенощных, и на других службах. И самое главное: на воскресных Литургиях у нас народное пение - поет весь храм. Выходит регент с книжечкой, народ разбирает книжки с богослужебными текстами и антифонно с правым хором поет богослужебные песнопения.

- А кого и как вы берете в хор? Если есть, например, у человека желание, но нет слуха - возьмете?

У нас отличный регент, так что поют абсолютно все. Я не знаю людей, кому было бы отказано. Народный хор и есть именно народный.

- А много ли прихожан из преподавателей и студентов МГИМО?

Да, среди наших прихожан - и студенты МГИМО, и члены профессорско-преподавательской корпорации. Причем они приходят в храм не только помолиться, но это люди, активно участвующие и в жизни прихода вообще, и в социальном служении нашего храма. Мы регулярно устраиваем встречи в самом МГИМО. Меня зовут на доверительные беседы с факультетами и курсами, особенно с первокурсниками и с иностранными студентами.

К нам в храм приезжал посол Болгарии, бывают представители других иностранных государств, мы вместе проводим мероприятия.

- А иностранные студенты заходят в храм? И были ли крещения иностранных студентов?

Да, было крещение - студентки из Кореи. Она христианка, приходила в наш храм и через какое-то время перешла в Православие из протестантизма.

- У вас есть прекрасная традиция: молодожены после венчания сажают деревья возле храма. Как она возникла?

Эта традиция родилась и прижилась по инициативе самих венчающихся. Помню, это было одно из первых у нас венчаний. И молодые привезли с собой деревце, попросили разрешения его посадить. Всем эта идея понравилась, так появилась традиция.

Правда, сейчас возникли и некоторые проблемы. Дело в том, что под нашим участком проходит много коммуникаций, и эти места мы не имеем права засаживать деревьями, а в другие уже и сажать некуда. В парке тоже нельзя вот так взять и посадить дерево: такое своеволие запрещено. Но Бог даст, найдутся иные места, где можно будет продолжить эту традицию.

Задача прихода всегда одна и та же: соединить человека со Христом

- Батюшка, каковы планы на будущее молодого прихода?

Храм создается для того, чтобы приводить людей к Царствию Небесному. Чтобы человек смог не только почувствовать Христа, но и подружиться с Христом, чтобы Христос наполнил Собой всего человека. Это важнейшее для нас и наиглавнейшее. Поэтому - и сегодня, и через сто лет - задача будет одна и не изменится: соединить человека со Христом.