Геоглифы Наска в Перу: фото, описание и географические координаты загадочных линий. Необычные места на картах Google Рисунки в перу из космоса

Рисунки Наска. Южная Америка, Перу

Что такое Линии Наска, никто точно не знает. Единственным бесспорным фактом является то, что они находятся в Южной Америке, в Перу, на плато Наска в южной части страны. В 1994 году они были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На этом бесспорные факты кончаются, оставляя ученым множество неразгаданных загадок.

Линии представляют собою разбросанные по плато гигантские геометрические и фигурные геоглифы (узоры). Они нанесены на поверхность в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной. Понять, что это именно цельный рисунок, находясь на земле, невозможно: «большое видится на расстоянии». Именно поэтому Линии Наска были открыты только в 1939 году, когда стали возможны полеты.


Рисунки Наска, паук

И с тех пор не один ученый годами пытается дать ответ на вопросы: «Кто?» и «Зачем?». Большинство исследователей склоняется к версии, что узоры задолго до инков оставила цивилизация наска, населявшая плато до II в. н. э. Но с какой целью? С одинаковым успехом это может быть как крупнейший в мире астрономический календарь (хотя как им пользоваться, ученые так и не открыли), так и сигналы для посадки космических кораблей пришельцев.

Сюжеты у Линий Наска - самые разнообразные: цветы, геометрические фигуры, животные, птицы и даже насекомые. Самое маленькое изображение — 46-метровый паук, самое крупное — 285-метровый пеликан...

В конце 2011 года в Южную Америку уехали двое наших коллег — фотограф Дмитрий Моисеенко и пилот радиоуправляемого вертолета Стас Седов. У них было задание: снять рисунки в пустынях Наска и Пальпа в Перу, древний город цивилизации инков Мачу-Пикчу и каменных истуканов на острове Пасхи. Сейчас мы предлагаем вашему вниманию съемки из Наска.

В погоне за Колибри

В первый съемочный день мы столкнулись с тем, что в пустыню не только не разрешается заезжать на машинах, но и заходить пешком. Разговаривали с полицейскими и служителями у смотровых вышек — проход разрешен по спецпропускам от местного министерства культуры, которое выдает их только археологическим группам. Некоторое время назад вход и въезд в пустыню были свободными, это привело к тому, что большое число фигур практически погибло под колесами внедорожников.


Рисунки Наска, попугай и астронавт

Для туристов местные власти поставили несколько вышек со смотровыми площадками: одна из тех, что мы нашли, находится прямо на Панамериканской трассе недалеко от Наски, другая — километрах в 30 в сторону Пальпы. Видно туристам с этих вышек, прямо скажу, не очень много. Гораздо лучше разглядывать фигуры с небольших самолетов, которые летают над пустыней из местного аэропорта.


Вид с туристической смотровой вышки

Второй день в Наске не задался с самого начала. Утром планировали съездить на дальнюю точку около Пальпы и попробовать подойти к фигурам через пустыню. В предыдущий день на смотровой площадке никого не было: ни туристов, ни сторожа. Логично предположить, что в 6 утра там тоже никого не должно было быть. Наивные...

Выехали на рассвете, и вот мы стоим на смотровой. Но что за невезение! Еще пару минут назад на горизонте было чисто, а теперь на дороге метрах в 400 от нас словно из воздуха появился джип полиции. Все, съемка становится практически невозможной, так как от площадки, где можно находиться туристам, до самих фигур — примерно метров 200-300. Долететь можно, но снять что-то качественно — вряд ли получится.

После пары минут раздумий решили все-таки попробовать долететь. Отсняли пару пробных сфер, приземлились и поняли, что удача сегодня не с нами: все фигуры вышли очень маленькими и очень далекими. Ну что ж, решили попробовать договориться с полицией. Подъезжаем к джипу и видим спящего патрульного. Не стали будить бдительного полицейского, а быстро рванули обратно к смотровой. Затем все происходило, как в фильмах про разведчиков.

Нагрузились оборудованием и практически по-пластунски двинулись к фигурам через пустыню. Где-то на середине пути Дима краем глаза заметил, что полицейский уже не спит, а вышел из машины и наблюдает за нами. Похоже, нас заметили! Что делать? Бежать? Мы поступили нелогично — решили начать съемку прямо на глазах полиции. Взлетели, отсняли несколько сфер, все время поглядывая на полицейского. Никакой реакции не последовало. Может нас все-таки не заметили? Используя лощинки, подобрались к фигурам поближе. Рельеф местности помог спрятаться от полицейского патруля.

Мы начали довольно активно летать, все время ожидая грозных окриков из-за спины. Примерно через полчаса я поднялся из очередного оврага на уровень плато и обнаружил совершенно пустую дорогу — полицейский джип уехал. Наверное, он нас все-таки не заметил — повезло! После этого работали уже практически вплотную к фигурам. Отлетали почти весь запас аккумуляторов для вертолета, оставив пару штук для подъема на смотровой площадке недалеко от Наски.

Усталые, но очень довольные, побрели к своей машине. Дима решил отснять несколько кадров напоследок своим телевиком, и в момент смены объективов оставил ключи внутри салона.

Надо сказать, что криминогенная ситуация в Перу — не очень хорошая, и поэтому сигнализация машины устроена так, что если не запустить двигатель после снятия машины с охраны, двери блокируются через пару минут. Если запустить двигатель — двери блокируются сразу.

Как вы уже догадались, пока Дима делал финальные кадры, машина закрылась с ключами внутри.

Итак, мы в пустыне, в часах ходьбы от ближайшей деревни, и ни души вокруг. Инструменты и вода — внутри машины. У нас в руках только вертолет и фотоаппарат с большим объективом. Попробовали отжать руками стекла — бесполезно. После нескольких попыток я предложил Диме бить стекло задней двери. Драматические терзания Димы вы можете посмотреть на видео: бить или не бить — вот в чем вопрос!

Я быстро представил, как полиция находит наши засохшие трупики рядом с целехонькой машиной, и настойчиво попросил Диму все-таки наконец решить проблему. И Дима ее решил! Немного подумав, он предложил разбить не стекло, а маленькую заднюю форточку и уже через нее попытаться достать ключи. Спустя несколько минут, обыскав окрестности и найдя несколько кусков стальной проволоки (разобрав крышу местного "музея", похожего на обычную автобусную остановку), мы сделали импровизированную удочку, с помощью которой через разбитое стекло Дима с первой попытки выудил наши ключи. Спасены!

По дороге в Наску мы по второму разу отсняли Дерево и Руки, а также попытались снять Ящерицу. У смотрителей узнали координаты местного министерства культуры и решили попробовать получить официальное разрешение на проход по пустыне.

Во время утреннего визита к министру-археологу на месте его не оказалось. Секретарша жестами (на английском там практически никто не говорит) объяснила нам, что надо зайти после обеда.

Что делать? Дима предложил совершить полет над пустыней на маленьком самолете. Он планировал поснимать фигуры, до которых нельзя дойти пешком, а я должен был снять видео процесса и, главное, найти проходы между кордонами полиции к какой-нибудь из известных фигур.


Рисунки Наска, обезьяна

Полет. Нет, не так: это был ПОЛЕТ!!! Я много на чем уже летал, но такого количества адреналина не было даже на моторном дельтаплане. Опущу подробности того, как мы торговались в аэропорту и как нас потом пытались наколоть практически по каждому пункту договоренностей.

Итак, мы стоим на исполнительном старте. После того, как пилот стал насиловать движок, подстраивая топливную смесь, я понял: "развлечение" нам предстоит не слабое. И точно, когда стали выруливать, вместо того, чтобы встать в начале полосы, пилот зарулил на грунтовку, за ее пределами выгадывая себе еще десяток метров для разгона. Дико взревел движок, и наша «Цесна» понеслась по взлетной полосе, очень быстро набирая скорость. Отрыв! Но вместо резкого подъема мы стали набирать высоту буквально по метру в секунду — не самый приятный был момент.

В чем сложность полетов над Наской? Днем жарко, плотность воздуха низкая, при этом дуют сильные ветра. Мы часто замечали в пустыне смерчи различной величины. Один из таких смерчей я снял на видео во время взлета.

Через несколько минут мы уже над пустыней. Набрали высоту 600 метров. Вот и первая фигура — Кит. Если бы второй пилот (девушка) не показала рукой — я бы его не заметил. Ожидая видеть большие фигуры, голова сразу не переключается на истинный размер, и из-за этого их практически не удается разглядеть. Линии и трапецоиды, наоборот, видны очень хорошо.


Рисунки Наска, кит

Подлетая к очередной фигуре, пилоты заложили очень крутой вираж, и мы сделали несколько кругов с какими-то немыслимыми кренами. При этом самолет часто кидало порывами ветра. Ощущение американских горок, только сильнее в несколько раз. Я поражался тому, как Дима совершенно спокойно свешивался из открытого окна со своим телевиком и снимал, снимал, снимал... При этом он еще ухитрялся довольно точно загонять фигуры в кадр.


Рисунки Наска, райская птица

Появилась уверенность, что по одной из проселочных дорог мы сможем подобраться вплотную к фигуре Колибри. Во время полета Дима писал трек с координатами GPS, по которому мы надеялись быстро ее отыскать. 50 минут полетного времени прошли незаметно, за это время мое лицо несколько раз меняло свой цвет: от землисто-серого до зеленого. Мы приземлились в аэропорту и обессиленные вывалились из самолета.

Снова поехали в министерство. Археолог, по-моему, так и не появлялся в офисе, а его секретарша, вздохнув, объявила нам — "маньяна", что означало: заходите завтра. Мы же решили после небольшого отдыха в отеле отправиться на поиски Колибри.

Эта фигура находится немного в стороне от трассы. Заезжать в пустыню решили вечером, когда туристические самолеты уже должны закончить полеты. Кроме пилотов, заметить нас было практически некому — во время полета я не видел никакого движения на проселочных дорогах.

Начало пути в горы было не очень сложным: хорошо укатанная грунтовка. К сожалению, с воздуха я не успел засечь характерных ориентиров на траверзе Колибри, поэтому у нас с Димой состоялся довольно эмоциональный спор о том, в какую сторону идти и где бросать машину. Дима показывал мне свой записанный во время полета трек и указывал пальцем в совершенно противоположную (на мой взгляд) от фигуры сторону. Полагаясь на зрительную память и настаивая на своем варианте выбора направления, чудом (и разными словами) мне удалось переубедить Диму.

По нашим предположениям, оставалось всего минут 15-20 светового времени. Это чертовски мало, особенно учитывая, что мы точно не знали, куда идти.

Полезли в гору, в направлении пустыни. Залезли. От увиденного меня охватило отчаяние: это было не плато, а всего лишь один из отрогов на пути к нему. Нам нужно было спуститься по довольно крутому склону, состоящему из смеси песка и камней, метров на 70 вниз, перейти небольшое ущелье и снова подняться, уже метров на 100. Не успеем! Но взяв себя в руки, мы быстро побежали вниз по склону, срывая за собой кучки камней...

Смутно помню, как мы ползли в гору. Где-то в середине подъема у меня кончились силы. Бегать по горам с 15-килограммовым рюкзаком, аппаратурой на шее и вертолетом в руках — не самая легкая задача. Дима достал камеру и снял небольшое видео.

Еще 5 минут подъема — и мы на плато.

Залезли! А где же фигура? Посмотрели трек: вроде где-то рядом стоим, но на земле ничего не видно. Нашли какие-то линии, похожие на хвост Колибри. Взлетаем, снимаем. После посадки Дима бросается к фотоаппарату — нет, это не Колибри. В кадре какое-то странное "солнышко" и огромная посадочная полоса для инопланетных кораблей.

Идем дальше по пустыне. Солнце довольно быстро начинает падать к горизонту. Остаются считанные минуты светового времени. Натыкаемся на какой-то очередной то ли трапецоид, то ли линию. И Дима говорит: "Местность называется — Линии Наска, раз мы Колибри не нашли, давай снимать линии".

Я взлетаю, довольно высоко. Снимаем сферу. И тут Дима просит меня просто прокрутить аппаратом вокруг оси, без съемки. Я так обычно не делаю — мало полетного времени, но в этот раз почему-то не отказался. Не знаю почему. Ветер на плато был довольно сильный, видимость не очень, но я крутанул вертолет и тут Дима закричал мне прямо в ухо: "КОЛИБРИ!!! Снимай!!!"


Рисунки Наска, колибри

Оказалось, что мы стояли рядом с этой фигурой (точнее — фигуркой: птичка очень маленькая), совсем ее не замечая. Причем, если подойти к ней вплотную — ее очень хорошо видно на земле.

Природа наградила нас совершенно фантастическим закатом. Такого не было в предыдущие дни: облака в розовом свете, луна, дающая свой серебристый оттенок — мы чуть не забыли, зачем пришли...

Опомнившись, сделали несколько вылетов рядом с Колибри, пока солнце уходило за горизонт. Сложно передать словами те странные ощущения, которые мы испытали на плато. Видимо те, кто выбирал место расположения этой "птички", знали что-то недоступное нашему пониманию. А может, нас просто захлестнуло позитивными эмоциями, от ощущения успешно выполненной миссии...

Пока я собирал оборудование, Дима в сильно возбужденном состоянии носился вокруг Колибри, пытаясь в почти полной темноте снять видео и наземные кадры.

Одна мысль меня сверлила по дороге к машине — нужно всегда бороться, даже тогда, когда кажется, что все уже потеряно, что не успели, не нашли...

Удача любит настойчивых!

Пустыню Пампа-Колорада (исп. Desierto de la Pampa Colorado; «Красная Равнина»), расположенную к югу от реки Наска в , чаще называют «Плато Наска» (исп. Nazca). Это безводная и безлюдная пустынная равнина, окруженная низкими отрогами Анд, простирающаяся в 450 км к юго-востоку от перуанской столицы, (исп. Lima).

Обширная, вытянутая по форме территория плато площадью около 500 км² простирается с севера на юг более 50 км, с запада на восток – от 7 до 15 км. Долина долгое время ошибочно считалась безжизненной. Ровная местность с местами волнистым рельефом отделена от других равнинных территорий явно выраженными уступами.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Название «Наска» также относится к древней цивилизации, расцвет которой пришелся на период с 300 года до н.э. по 500 год н.э. Быть может, именно этой культурой созданы загадочные «линии Наска», древнейший церемониальный город Кауачи и разветвленная система «пукиос» – уникальных подземных акведуков.

Важной составляющей региона, помимо знаменитого плато, является одноименный город, основанный испанцами в 1591 г. В конце прошлого века, в 1996 г. город Наска был снесен с лица земли сильнейшим землетрясением. Жертв, к счастью, было немного (погибло 17 человек), так как разгул подземной стихии произошел в полдень, но около 100 тыс. человек осталось без крова. Сегодня город отстроен заново, здесь возведены современные многоэтажные дома, а его центр украшен чудесным сквером.

Климат

Малозаселенная местность отличатся очень сухим климатом.

Зима на обширном плато продолжается с июня до сентября, в течение года температура в пустыне не опускается ниже +16°C. Летом температура воздуха стабильна и держится около +25°C. Несмотря на близкое расположение океана, дожди здесь — необычайная редкость. Ветра здесь тоже практически отсутствуют, в окружении плато нет рек, озер и ручьев. О том, что когда-то эти земли видели водные потоки, рассказывают многочисленные русла давно высохших рек.

Загадочные геоглифы (Линии Наска)

Однако, этот перуанский регион примечателен в первую очередь не городом, а таинственными геоглифами – необычными линиями, геометрическими фигурами и причудливыми рисунками, украшающими поверхность плато. Для современного научного сообщества эти рисунки уже на протяжении столетий преподносят все новые и новые загадки. Десятки умов многие года бьются в попытках ответить на многочисленные вопросы, касающиеся таинственных изображений.

Карта фигур

Всего на пустынной равнине было обнаружено около 13 тыс. различных линий, более 100 спиралей, свыше 700 геометрических фигур или площадок (треугольников, прямоугольников, трапеций) и 788 изображений людей, птиц и животных. Изображения плато представляют собой различной ширины длинные канавки глубиной от 15 до 30 см, прорытые в верхнем слое почвы — смеси глины с песком. Длина самых длинных линий доходит до 10 км. Поражает также ширина рисунков, в некоторых случаях достигающая 150 — 200 м.

Есть здесь рисунки, напоминающие очертания животных – ламы, обезьяны, касатки, птицы и пр. Единичные рисунки (около 40) изображают акул, рыб, ящериц и пауков.

Фигуры поражают воображение своими гигантскими размерами, но разгадать истинное их предназначение люди до сих пор не сумели. Разгадка, возможно, таится в недрах пустыни. Значит, чтобы узнать, кто и зачем сотворил эти поразительные художества, необходимы археологические раскопки, которые здесь производить запрещено, ведь плато охраняется статусом «Сакральная зона» (имеющая отношение к Божественному, небесному, потустороннему, мистическому). Так, по сей день остается тайной за семью печатями происхождение рисунков Наска.

Геоглифы плато Наска в 1994 г. внесены в списки объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но какой бы «сакральной» не являлась территория, а доминирующую человеческую черту – любопытство, которое стимулирует человечество преодолевать любые трудности, еще никто не отменял.

Первым чрезвычайно любопытным человеком, которого заинтересовали эти запретные земли, оказался Мехия Торибио Хесспе (исп. Toribio Mejía Xesspe), археолог из Перу, который в 1927 г. изучал «линии Наска» с предгорий, окружающих безжизненное плато. в В 1939 г. необычное плато приобрело всемирную известность благодаря именно перуанскому ученому.

В 1930 г. загадочную пустынную местность с таинственными линиями антропологи изучали, облетая плато на самолете. Внимание археологов всего мира было приковано к пустыне в начале 40-х годов XX в. Так, в 1941 г. американский историк, профессор гидрогеологии Пол Косок (англ. Paul Kosok; 1896-1959) на маленьком самолете совершил над пустыней несколько разведывательных полетов. Именно он определил, что исполинские линии и фигуры покрывают обширную территорию, вытянутую на 100 км.

Более плотно изучить уникальное плато ученые получили возможность лишь в 1946 г., хотя это была не целенаправленная государственная программа, финансированная властями, а отдельные экспедиции исследователей-энтузиастов. Выяснилось, что траншеи Наска древние «дизайнеры» создавали путем удаления темного поверхностного почвенного слоя (так наз. «пустынного загара») – глины, насыщенной оксидом железа и окислом марганца. С участка линий был полностью удален гравий, под которым лежал грунт светлого цвета с богатым содержанием извести. На открытом воздухе известковый грунт моментально затвердевает, формируя защитный слой, отлично предотвращающий эрозию, поэтому линии такие броские и сохранили свою первозданную форму на протяжении 1000-летий. При технической простоте исполнения, для такого решения были необходимы отличные знания геодезии. Долговечности рисунков способствовали также обычное здесь безветрие, отсутствие осадков и устойчивая температура воздуха в течение года. Если бы здешние климатические условия были иными, то, несомненно, рисунки давно бы исчезли с лица земли.

Они же продолжают озадачивать не одно поколение исследователей со всего мира.

Мистическая цивилизация

Официальная наука утверждает, что все изображения были созданы во времена расцвета древней империи Наска, имеющей очень развитую культуру. Цивилизация была заложена археологической культурой (исп. Paracas), коренных индейцев южного Перу 2-й половины I тысячелетия до н. э. Многие ученые едины во мнении, что большинство линий и фигур было создано в период продолжительностью 1100 лет, в «Золотой век» цивилизации Наска (100-200 гг. н.э.). Древняя цивилизация канула в небытие в конце VIII в, причиной тому, предположительно, стали наводнения, которые постигли территорию плато к концу первого 1000-летия. Люди были вынуждены покинуть свою землю, которая через несколько столетий была заселена .

Если допустить, что загадочные рисунки создал древний народ, то зачем и, самое главное, каким образом аборигены смогли это сделать – остается тайной. Даже используя современную технику, чрезвычайно сложно провести по поверхности земли идеально прямую линию даже протяженностью в 3-5 км.

Согласно выводам ученых, все это было сделано за короткое время. Плато Наска за пару столетий из безжизненной долины превратилось в самую причудливую на планете, испещренную геоглифами территорию. Неведомыми художниками были пересечены впадины и возвышенности пустыни, но при этом линии оставались идеально правильными, а края канавок — строго параллельными. Каким образом неизвестные мастера создали фигуры различных животных, которые можно рассмотреть исключительно с высоты полета птицы, совершенно неясно.

46-метровый паук

Например, изображение колибри, достигает в длину 50 м, птица кондор — 120 м, а паук, похожий на сородичей, обитающих в амазонских джунглях, имеет длину 46 м. Что интересно, все эти шедевры можно увидеть, только поднявшись в воздух, либо взобравшись на высокую гору, каковых поблизости не наблюдается.

Очевидно, что летательных аппаратов у народа, заселявшего плато в период возникновения художеств, не было. Как же люди могли создать рисунки с ювелирной точностью, не имея возможности увидеть полную картину проделанной работы? Как удавалось мастерам соблюсти точность всех линий? Для этого им бы потребовался целый арсенал современного геодезического оборудования, не говоря о совершеннейших знаниях математических законов, учитывая, что изображения создавались как на ровных участках земли, так на крутых склонах и почти отвесных скалах!

Более того, в районе пустынной долины Наска существуют холмы (исп. Palpa), верхушки некоторых срезаны, словно гигантским ножом на одном уровне. Эти оогромные срезы тоже украшены рисунками, линиями и геометрическими фигурами.

Может, нам вообще сложно понять логику своих далеких предков. Дети не понимают своих родителей, куда уж тут до осознания мотивов людей, живших 1000 – 2000 лет тому назад. Вполне возможно, что изображения плато не имеют никакой практической или религиозной составляющей. Может, древний народ создал их с целью показать потомкам, на что он способен? Но к чему было тратить уйму сил и времени для самоутверждения? В общем, вопросы, вопросы, на которые пока нет ответов.

Инопланетное вмешательство?

Ученых, уверенных, что таинственные рисунки создал человек, не больше тех, кто полагает, что без вмешательства пришельцев тут не обошлось. По мнению последних, изображения на плато являются взлетно-посадочными полосами инопланетян. Такая версия, конечно, имеет право на существование, неясно только, почему у инопланетных летательных аппаратов не имелось системы вертикального взлета и зачем было делать взлетные полосы в форме зигзагов, спиралей и земных животных.

Интересно и другое: многие ученые полагают, что сложные рисунки в форме причудливых животных, птиц и насекомых были нанесены намного раньше, чем более простые геометрические фигуры, круги и линии. Сам собою напрашивается вывод, что сначала неизвестные таинственные мастера выполнили сложные формы, а уж потом земные люди стали упражняться в создании прямых линий.

Прочие гипотезы

Мария Райхе (нем. Maria Reiche; 1903-1998), немецкий математик и археолог, которая с 1946 г. на протяжении более 40 лет (до самой своей смерти в 95-летнем возрасте) методично и скрупулезно исследовала фигуры Наска, считала, что их линии — это гигантский древний календарь. По ее мнению, многие рисунки являются точными изображениями созвездий, а линии соответствуют перемещению солнца или ориентированы на луну, планеты солнечной системы и некоторые из созвездий. Так, например, рисунок в форме паука, по утверждению Райхе, воспроизводит скопление звезд в созвездии Ориона. Основываясь на своих астрономических расчетах, она первой озвучила время создания рисунков - V в. Позже радиоуглеродный анализ деревянного разметочного колышка, найденного в месте одного из геоглифов, подтвердил указанную М. Райхе дату.

Имеется еще одна занимательная теория относительно мистических рисунков. Известный американский археолог Йохан Рейнхард (англ. Johann Reinhard), почетный профессор Католического Университета Санта Марии (UCSM, Рeru), считает, что гигантские линии Наска были сооружены для проведения неких религиозных обрядов. Фигуры животных, птиц и насекомых были, предположительно, связаны с поклонением божествам. С помощью рисунков люди ублажали Богов и просили у них воду для орошения своей земли. Некоторые археологи склоняются к мнению, что линии и причудливые рисунки представляли собой священные тропы, по которым местные жрецы ходили во время ритуальных церемоний. Как в любом языческом вероисповедании (древний народ, очевидно, был послушником этой веры), культ богов занимает центровое место не только в религии, но и в быту людей. Но вновь возникает вопрос: почему древние перуанцы решили обращаться к божествам в этом отдаленном месте, где никогда не было возделываемых земель?

Существует и такая гипотеза, что по гигантским линиям и полосам в древности бегали индейские атлеты, а значит, на Наска проводились спортивные южноамериканские олимпиады. Прямые линии, конечно, могли быть использованы в качестве беговых дорожек, но как можно бегать по спирали и по изображениям птиц или, к примеру, обезьяны?

Имелись публикации и о том, что громадные треугольные и трапецеидальные площадки создавались для каких-то церемоний, в ходе которых приносились жертвы богам и проходили массовые гуляния. Но почему тогда археологи, перерывшие все окрестности плато, не нашли ни единого подтверждающего эту версию артефакта?

Бытует даже такая абсурдная идея, что гигантская по масштабам работа была проделана исключительно в целях своеобразного трудового воспитания. Чтобы бездельничающие древние перуанцы были заняты делом… Другая гипотеза гласит, что все рисунки — это гигантский ткацкий станок древних людей, которые раскладывали нити по линиям. Утверждалось также, что — это колоссальная зашифрованная карта мира, которую до сих пор никто не смог расшифровывать.

В последние годы все чаще стали раздаваться голоса, что невероятные рисунки – всего лишь результат чьей-то фальсификации. Но тогда над изготовлением самой огромной в истории человечества подделки должна была рвать жилы целая армия фальсификаторов на протяжении десятков лет. Да при этом еще необходимо было сохранить все в тайне. Вопрос – для чего?

Сегодня, к сожалению, основное внимание ученых со всего мира сосредоточено не на окутанных тайной рисунках Наска, а на серьезной экологической угрозе, нависшей над загадочным плато. Вырубка лесов, вредные выбросы в атмосферу, загрязнение окружающей среды – все это совсем не в лучшую сторону меняет стабильный климат пустыни. Все чаще идут дожди, приводящие к возникновению оползней и прочих неприятностей, которые разрушающе воздействуют на целостность изображений.

Если ничего не предпринять в ближайшие 5-10 лет для преодоления серьезной угрозы, удивительные рисунки будут утеряны для человечества навсегда. Тогда можно не сомневаться, что ответы на бесчисленные волнующие нас вопросы не будут получены НИ-КОГ-ДА. Мы так и не узнаем, КТО и ЗАЧЕМ создал эти уникальные творения.

Археологические достопримечательности региона

Столицей и главным церемониальным центром цивилизации Наска было древнее поселение Кауачи (Cahuachi). Город представлял собой сосредоточение глинобитных жилых домов и хозяйственных построек. В центре его высилось пирамидальное сооружение — Большой Храм, построенный на холме высотой около 30 м. Вокруг главного Храма располагались площади, дворцы и усыпальницы.

Помимо Кауачи известно еще несколько крупных архитектурных комплексов древней цивилизации. Наиболее необычный из них - «Вosque Мuerto» (с исп. «Мертвый лес») Эстакерия, представляющий собой ряды из 240 столбов высотой до 2 м, укрепленные на низкой платформе. Западнее и южнее платформы установлены столбы меньших размеров, причем, они выстроены не рядами, а цепочками. Возле «мертвого леса» возвышался ступенчатый холм с 2-мя рядами террас.

На территории Эстакерии находится много захоронений, в которых обнаружены сохранившиеся части одеяний. По найденным фрагментам была воссоздана одежда народа Наска: длинные накидки с широкой каймой и традиционные южноамериканские пончо - прямоугольное полотно с прорезью для головы. Примечательно, что цветовая гамма тканей необычайно обширная, насчитывающая до 150 всевозможных оттенков.

Культура древней цивилизации поражает своими уникальными полихромными сосудами великолепного качества, в то время как индейцам не был знаком гончарный круг. Кубки, вазы, фигурные кувшины и миски расписывались красками 6-7 цветов, которые наносились до обжига.

На этом тайны Наска далеко не заканчиваются. Если поверхность долины украшена непостижимыми пока для человеческого разума гигантскими рисунками, то в ее недрах таятся еще более немыслимые пукиос (исп. Puquios; от кеч. источник, родник») - древние системы акведуков у города Наска. Из 36 гигантских пукиос, представляющих собой гранитные трубы подземных водопроводов, большая часть до настоящего времени нормально функционирует. Нынешние перуанские индейцы приписывают создание пукиос божественному творцу (кечуа Wiraqucha, исп. Huiracocha или Viracocha). Кто, когда и зачем создавал под древним плато Наска эти титанические водные сооружения — также из области извечных загадок.

Любопытные факты


Взлетные полосы инопланетян свое уже отслужили. Археологи окончательно разрешили тайну пустыни Наска. Им открылась неизвестная культура древности.

Фигуры публичной риторики

Вот уже четырнадцать веков, как на этой каменистой сцене воцарилось молчание. Пустыня Наска хранит неколебимый покой.

Известность к этой захолустной окраине Перу пришла в 1947 году, когда появилась первая научная публикация, посвященная «линиям пустыни Наска». Когда же в 1968 году Эрих фон Деникен в своей книге «Воспоминания о будущем» объявил загадочные рисунки «взлетно-посадочными полосами инопланетян», эта идея прочно засела в головах многих людей. Так родился миф.

Десятилетиями ученые и дилетанты пытаются объяснить загадку этих геометрических узоров, протянувшихся на километры и занимающих площадь около 500 квадратных километров. В общих чертах история их возникновения понятна. На протяжении нескольких столетий жители Южного Перу украшали пустынные районы близ побережья таинственными знаками, прочерченными на земле. Поверхность пустыни покрыта темными камнями, но стоит убрать их в сторону, как обнажаются светлые осадочные породы, находящиеся под ними. Именно этот резкий цветовой контраст использовали древние индейцы, чтобы создавать свои рисунки - геоглифы. Темный грунт служил фоном для громадных фигур, образов животных, и прежде всего трапеций, спиралей, прямых линий.

Но для чего они здесь?

Эти знаки так велики, что, считается, понять, что они изображают, можно, лишь поднявшись в небо на самолете. Загадочные линии пустыни Наска, включенные в 1994 году в список памятников Всемирного культурного наследия, давно привлекают внимание любителей эзотерики. Для кого предназначалась эта таинственная галерея? Для богов, привыкших, пребывая на небеси, читать в душах людей и взирать на творения рук их? А может быть, это разметка допотопного космодрома, сооруженного инопланетянами в этой далекой стране? Или доисторический календарь, и лучи солнца, падая на землю в полуденный час в день какого-нибудь равноденствия, непременно освещали одну из линий на радость жрецам и их соплеменникам? Или это был настоящий учебник астрономии, где крыло какой-нибудь птицы олицетворяло ход планеты Венера? А может, это «фамильные знаки», с помощью которых тот или иной клан отмечал занятые им земли? Или, вычерчивая линии на грунте, дикарииндейцы думали не о небесном и даже не о поднебесном, а о подземном, и эти прямые, уходящие в даль пустыни, на самом деле отмечали ток подземных ручьев, секретную карту источников воды, явленную с такой дерзкой открытостью, что научные умы и теперь не могут догадаться о смысле начертанного.

Гипотез было множество, но к ним не торопились подбирать факты. Едва ли не вся история научного исследования загадочных рисунков сводилась к работе немецкого математика Марии Райхе, которая начиная с 1946 года практически в одиночку изучала их, фиксировала их размеры и координаты. Она же и защитила этот древний памятник, когда в 1955 году плато Наска было решено превратить в хлопковую плантацию, проложив систему искусственного орошения. Это погубило бы удивительную галерею под открытым небом (впрочем, часть рисунков и так была уничтожена при прокладке автомобильных дорог).

Со временем - благодаря всевозможным искателям следов «космических пришельцев» - к этой пустыне пришла мировая известность. Однако, как ни странно, комплексный научный анализ самих рисунков и истории их возникновения не проводился. Не исследовалось и как менялся климат пустыни за последние тысячелетия. Удивительно, но почти все догадки о происхождении тайных знаков, разукрасивших далекое плато, строились умозрительно. Мало кто спешил приехать в эту несусветную даль, чтобы спуститься на почву фактов. А ведь это могло бы, наверное, многое прояснить в истории так называемой культуры Наска (200 г. до н. э. -600 г. н. э.) - по признанию специалистов, «одной из самых интересных и во многом загадочных культур доколумбовой Америки».

Непонятно даже, что таит больше загадок - люди или громадные рисунки, оставленные ими. В распоряжении антропологов, изучающих древних индейцев, населявших эту область Перу, имеются лишь мумии, остатки поселений, образцы керамики и тканей. Кроме того, неподалеку от галереи под открытым небом, в местечке Кауачи, лежат руины крупного поселения с пирамидами и платформами, возведенными из кирпича-сырца (см. «З-С», 10/90). Как полагают исследователи, именно здесь находилась столица культуры Наска. Оставленные ею образцы керамики отличаются особым изяществом. Для них характерна разнообразная цветовая гамма: сосуды окрашены в красные, черные, коричневые и белые цвета. Эти расписные сосуды считались самыми красивыми во всем Древнем Перу. Их блестящие стенки покрыты изображениями отрубленных человеческих голов, демонических существ, диких кошек, хищных рыб, многоножек и птиц. Очевидно, эти росписи отражают мифические представления древних жителей страны, но историкам остается об этом только гадать. Ведь никаких письменных свидетельств не сохранилось.

Тысячи лет Наска

Тем больше поводов говорить о кропотливом исследовании, проведенном в этой пустыне в 1997 - 2006 годах специалистами самых разных научных дисциплин. Собранные факты развенчивают популярные объяснения эзотериков. Никаких космических тайн! Геоглифы Наска - это земное, слишком земное.

В 1997 году экспедиция, организованная Германским археологическим институтом при поддержке швейцарско-лихтенштейнского фонда зарубежных археологических исследований, приступила к изучению геоглифов и поселений культуры Наска в районе местечка Пальпа, в сорока километрах к северу от городка Наска. Место было выбрано не случайно, ведь здесь знаки, начертанные древними индейцами, находились в непосредственной близости от их поселений. Руководитель группы, немецкий историк Маркус Райндель, был убежден: «Если мы хотим понять геоглифы, нужно всмотреться в людей, создававших их».

Близ Пальпы археологи нашли многочисленные остатки поселений, относящиеся к различным эпохам, в том числе руины каменных домов и ухоженные гробницы, впрочем, давно разграбленные. Все это свидетельствовало о сложной иерархии, установившейся в обществе, которое принадлежало к культуре Наска. Изящная керамика и золотые цепочки с фигурками рыб и китов, найденные в захоронениях, опровергали привычное представление о крестьянском характере этой культуры. Здесь уже сложилась своя элита, аристократия. Без ее участия не были бы сооружены геоглифы.

Во время раскопок Райндель и его перуанский коллега Джони Исла постоянно встречали памятники так называемой культуры Паракас. Она датируется 800 - 200 годами до новой эры. Эта культура стала известна в 1927 году, когда перуанский археолог Хулио Тельо обнаружил на пустынном, лишенном растительности полуострове Паракас 423 мумии, прекрасно сохранившиеся в здешнем климате.

Считалось, что на территории Наска была представлена лишь поздняя фаза данной культуры. Однако это оказалось заблуждением. Во время раскопок обнаружились поселения и могильники, относящиеся ко всем фазам культуры Паракас. Более того, сходство керамики и текстильных тканей, традиции захоронений и строительства жилищ однозначно доказывают, что культура Наска является ее прямой наследницей. Таким образом, цивилизация на юге Перу возникла на много столетий раньше, чем принято было считать. Возможно, одним из ее центров и был оазис Пальпа.

Поблизости, в местечке Пернил-Альто, на берегу реки Рио-Гранде, немецкий археолог нашел памятники «раннего Паракаса» и наряду с этим керамику, «которую мы пока еще не могли отнести к какойто эпохе». По-видимому, эта керамическая традиция предшествовала культуре Паракас. Она датирована очень приблизительно - 1800 - 800 годами до новой эры (по данным радиоуглеродного анализа, 1400 - 860 годы до новой эры).

Это - самые ранние образцы обожженной керамики, обнаруженные во всем Андском регионе. Они оставлены неизвестной цивилизацией, которая существовала на юге Перу во II тысячелетии до новой эры. Именно к ней восходит искусство создания геоглифов.

«Среда заела»

В рамках этого проекта была впервые исследована история здешнего ландшафта. Это внесло ясность в происхождение «знаков пустыни Наска». Здесь, в отличие от других прибрежных районов Перу, между западным хребтом Анд и береговой линией пролегает еще одна горная цепь - Береговая Кордильера. Котловина шириной40 километров, разделяющая эту горную цепь и Анды, в эпоху плейстоцена была заполнена галечником и осадочными породами. Образовался ровный степной участок - идеальный «холст» для нанесения различных рисунков.

Несколько тысячелетий назад у подножия Анд, на плато Наска, росла трава, паслись ламы. В этом климате люди жили, как «в райском саду» (М. Райндель). Археолог обнаружил даже следы потопа поблизости. Там, где сегодня простирается пустыня, когда-то, после сильных ливней, обрушивались грязевые лавины.

Однако около 1800 года до новой эры климат стал заметно суше. Начавшаяся засуха выжгла травяную степь, и люди были вынуждены расселиться в естественных оазисах - долинах рек. Кстати, почти в одно время с этим в пустыне Наска появляются первые образцы керамики.

В дальнейшем пустыня продолжила свое наступление, подобравшись вплотную к горным хребтам. Ее восточный край сдвинулся на20 километров в сторону Анд. Людям пришлось переселиться в горные долины, лежавшие на высоте от 400 до800 метров над уровнем моря.

Когда же около 600 года новой эры климат вновь изменился и стал еще засушливее, культура Наска вообще исчезла. От нее остались лишь таинственные знаки, начертанные на земле, - знаки, которые уже некому было уничтожить. В чрезвычайно сухом климате они сохранялись тысячелетиями.

История освоения пустыни Наска лишний раз свидетельствует о том, какую грозную силу представляет собой пустыня в своем вековечном противоборстве с человеком. Достаточно некоторого изменения климата, небольшого сокращения нормы осадков, которое останется незамеченным для жителей умеренных зон, и тогда в пустыне, как подчеркивает участник экспедиции, географ Бернхард Айтель, «произойдут разительные изменения экосистемы, которые окажут огромное влияние на жизнь населяющих ее людей».

Культура Наска погибла не в результате мгновенной катастрофы, например войны, а была - подобно культуре майя (см. «З-С», 1/07) - постепенно «задушена» ввиду изменившихся экологических условий. Ее убила длительная засуха.

Счастье - это когда возвращается спондилус

Теперь же, изучив саму среду, в которой жили творцы загадочных геоглифов, исследователи могли приступить к их истолкованию.

Самые ранние линии и рисунки появились около 3800 лет назад, когда в окрестности Пальпы возникли первые поселения. Эту галерею на открытом воздухе жители Южного Перу создали среди скал. На коричнево-красных камнях они процарапывали и высекали различные геометрические узоры, изображения людей и животных, химер и мифологических существ. Археологи отыскали в этом районе тысячи наскальных рисунков размером от нескольких сантиметров до нескольких метров. Эту грандиозную выставку петроглифов начали исследовать лишь в последние десять лет. Предположительно все они созданы во II тысячелетии до новой эры, «но с достоверной точностью утверждать этого нельзя» (М. Райндель).

Не позднее 700 года до новой эры совершается важное событие. На смену петроглифам приходят рисунки, нанесенные уже не на скалах, а на земле. Счищая верхний слой галечника, неизвестные художники культуры Паракас создают на склонах речных долин «граффити» размером от 10 до30 метров - главным образом, изображения людей и животных, иногда звезд. Для того времени эти картины были грандиозны. Но это только начало. Пройдет еще немало веков, прежде чем появятся знаменитые «взлетные полосы инопланетян».

Предположительно около 200 года до новой эры в пустыне Наска происходит настоящая «революция в искусстве». Художники, прежде покрывавшие картинами лишь скалы и склоны, берутся разукрашивать самое большое «полотно», дарованное им природой, - простертое перед ними плато. «Некий творец вычерчивал контуры будущей фигуры, а его помощники удаляли камни с поверхности» - так представляет себе ход работ Маркус Райндель.

Для мастеров монументальной графики, имевших за плечами тысячелетнюю традицию, тут было где развернуться. Правда, теперь вместо фигуративных композиций они отдают предпочтение работам а-ля Мондриан: геометрическим фигурам и линиям. Те достигают гигантских размеров, но, в сущности, в них нет ничего экстравагантного, «космического». Пара прямых линий, как ни продлевай их, останется лишь парой прямых линий, и для того чтобы понять это, не нужно садиться в кабину спортивного самолета. Конечно, в пустыне Наска встречаются и громадные изображения животных (обезьяна, паук, кит), любоваться которыми лучше откуда-то с возвышения, но эти рисунки редки.

«Всюду, в том числе в археологической литературе, непременно говорится о том, что рассмотреть геоглифы можно в лучшем случае с высоты птичьего полета, - говорит участница экспедиции археолог Карстен Ламберс. - Это не так! Достаточно побывать в данной местности, чтобы убедиться, что эти знаки хорошо видны и с земли».

Примерно две трети геоглифов отчетливо различимы из любой точки окружающей местности. «Вообще же они создавались не для того, чтобы их рассматривать», - подчеркивает Райндель. Скорее, они были частью «святилища» под открытым небом. Их можно назвать «церемониальными фигурами». Археологические исследования показали, что эти линии имеют сугубо практическое (точнее уж, мистическое) назначение.

По углам и оконечностям рисунков высились сооружения из камня, глины и кирпича-сырца (всего исследователи насчитали около сотни подобных руин). В них обнаружены остатки текстильных тканей, растений, раков, морских свинок и раковин спондилуса - предположительно жертвенные дары. Археологи интерпретировали эти находки как алтари или миниатюрные храмы, которые использовались в определенных ритуалах. Каких?

Особое внимание привлекли раковины спондилуса. Во всем Андском регионе эти красивые раковины считались символами воды и плодородия. Однако данный моллюск обитает в тропических водах - почти в2000 километрах к северу от пустыни Наска - и проникает к ее берегам, лишь когда приходит Эль-Ниньо. Тогда теплое морское течение отклоняется далеко на юг, и на побережье Перу выпадают обильные осадки. Очевидно, с древнейших времен люди связывали появление спондилуса с приближающимися ливнями. Необычная раковина приносила воду на поля и счастье в семьи. Жертвуя ее на алтарь, жители пустыни надеялись вымолить у неба дождь.

Рядом с рисунками исследователи нашли множество сосудов, зарытых в землю, очевидно, при выполнении каких-то обрядов. Замечены были и отверстия, в которые - судя по их диаметру и глубине - водружали мачты высотой до десяти метров; на них, должно быть, развевались полотнища (на керамических сосудах уже встречали изображения подобных мачт, украшенных флажками).

По данным геофизических исследований, почва вдоль линий (их глубина достигает почти30 сантиметров) очень сильно уплотнена. Особенно вытоптано 70 рисунков, изображающих животных и неких существ (они составляют примерно десятую часть всех наземных «граффити»). Похоже, здесь веками шествовали толпы людей! Вся эта территория была местом проведения различных празднеств, связанных с культами воды и плодородия. «Здесь устраивались какие-то процессии, возможно, с музыкой и танцами, как свидетельствуют рисунки, оставленные на керамических сосудах», - полагает Райндель. Эти изображения напоминают о том, как проводились те празднества (или «разговоры с богами»?). Мы видим на них людей, которые пьют маисовое пиво или играют на дудочке, маршируют или танцуют, приносят жертвы и молят богов о том, чтобы те даровали им дождь. Такие процессии и теперь еще можно увидеть в Андах.

Подобные церемонии имели важное символическое значение. Когда какой-нибудь клан создавал или изменял геоглифы, он открыто демонстрировал соседям: здесь живем мы! Это действо было поистине религиозным актом. «Вот почему мы не находим в поселениях индейцев никаких святилищ - даже в Кауачи. Для них вся природа была храмом», - полагает Райндель.

Создание громадных рисунков, как и, например, строительство пирамид в других частях Америки, требовало совместных усилий большого числа людей. Опять же недавние исследования показали, что эти рисунки не возникли раз и навсегда в том виде, в каком их обнаружили ученые и энтузиасты «космических посланий». Геоглифы неоднократно переделывались, расширялись, трансформировались.

Засушливый климат превратил жителей пустыни Наска в великолепных художников и инженеров. Еще Мария Райхе, описывая рисунки, найденные в пустыне, отмечала: «Длина и направление каждого отрезка были тщательно промерены и зафиксированы. Приблизительных промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие совершенные очертания, которые мы видим благодаря аэрофотосъемке; отклонение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка».

Уже в первом тысячелетии до новой эры древние перуанцы научились по трубам, проложенным под землей, перекачивать в цистерны грунтовые воды, создавая запасы живительной влаги. Сооруженная ими хитроумная система каналов, в том числе подземных, используется местными жителями и сегодня.

Когда-то с помощью этой сети каналов древние индейцы орошали поля, на которых выращивали бобы и картофель, тыкву и маниок, авокадо и арахис. Основными материалами, которые использовались ими в хозяйстве, были хлопок и тростник. Рыбу они ловили сетями, охотились и на тюленей. Изготавливали тонкостенную керамику, которую расписывали яркими, красочными сценками.

Идеалом красоты у местных жителей, кстати, считалась продолговатая голова, а потому младенцам привязывали ко лбу доски, чтобы деформировать череп, пока тот растет. Практиковали они и трепанацию черепа, причем некоторые из оперированных прожили после этой процедуры достаточно долго.

Но срок, отведенный культуре Наска, уже истекал.

Чем суше становилось на плато, тем чаще жрецам приходилось совершать магические церемонии, чтобы призвать дождь. Девять из десяти линий и трапеций обращены в сторону гор, откуда приходили спасительные дожди. Долгое время волшебство помогало, и тучи, приносившие влагу, возвращались, пока около 600 года новой эры боги окончательно не разгневались на людей, поселившихся в этом краю.

Самые большие рисунки, появившиеся в пустыне Наска, относятся к тому времени, когда дожди здесь практически прекратились. В воображении так и рисуется следующая картина. Люди буквально умоляют сурового бога дождя внять их страданиям. Они надеются, что хоть эти сигналы, поданные ему, он заметит. Так, полярники, затерянные во льдах, выкрашивают палатку в красный цвет, чтобы кто-то, летящий по небу, увидел знак их беды. Но индейский бог оставался, как свидетельствуют современные географы, слеп и к этим мольбам, впечатанным в плоть земли. Дожди не шли. Вера была бессильна.

В конце концов индейцы покинули свой родной, но суровый край и отправились на поиски цветущей страны. Когда же через несколько столетий климат стал более мягким и на плато Наска вновь поселились люди, они ничего не знали о тех, кто когда-то жил здесь. Лишь линии на земле, уходившие вдаль или пересекавшиеся, напоминали о том, что либо боги спускались здесь на землю, либо люди пытались говорить с богами. Но смысл рисунков был уже забыт. Лишь теперь ученые начинают понимать, почему появились эти письмена - эти громадные «иероглифы», кажется, готовые пережить вечность.

Впрочем, называть единственными зрителями этих рисунков каких-то богов, погруженных то ли в нирвану, то ли во вселенскую лень, было бы неверно. Эти линии скорее «сцена, а не картина», полагает Райндель. Правда, сам он не берется судить, почему линии расположены так, а не иначе, почему они образуют тот или иной рисунок.

Очевидно, это имело религиозную подоплеку, но ввиду недостатка собранных фактов ученые продолжают спорить о религии, которую исповедовали люди, населявшие пустыню Наска на протяжении двух тысячелетий, спорить о характере их общества и его политическом устройстве. Эта пустыня хранит еще немало загадок. Но решать их придется без участия эзотериков. Уж слишком много земного, повседневного, суетного в этих «тайнах пустыни Наска».

В мире художников не жилось без рудокопов

В 2007 году американские и перуанские археологи обнаружили в районе пустыни Наска рудник, в котором почти две тысячи лет назад, задолго до прихода испанских завоевателей, добывали руду железа - гематит. Потом этот минерал растирали в порошок, приготавливая ярко-красную охру, полагает американский
исследователь Кевин Воэн.

«Археологи знают, что народы Нового и Старого Света еще тысячи лет назад добывали железную руду, - поясняет Воэн. - В Старом Свете, а именно в Африке, этим начали заниматься около 40 тысяч лет назад. Известно, что народы, населявшие в древности Мексику, Центральную и Северную Америку, также добывали минералы, содержавшие железо». Однако археологам долго не удавалось найти ни одного древнего рудника, пока несколько лет назад их внимание
не привлекла пещера на юге Перу. Ее площадь составляла около 500 квадратных метров.

При раскопках здесь отыскали каменные орудия, осколки посуды, ткани из хлопка и шерсти, раковины, сосуды, выдолбленные из тыкв, и маисовые початки. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст органических материалов составляет от 500 до 1960 лет. Как подсчитали археологи, за это время из горы было извлечено порядка 700 кубических метров породы общей массой около 3700 тонн - и все для того, чтобы добыть желанную охру, в которой нуждались жители окрестных районов. Ее использовали для раскрашивания керамических сосудов и тканей; индейцы разрисовывали ею свои тела и глиняные стены домов. Железный же век в этом краю художников так и не начался.

«В Старом Свете металлы использовали для изготовления различных орудий или оружия, - отмечает Воэн. - В Америке же они были лишь предметом престижа, украшением знати».

Кто наказал пирамиду?

Осенью 2008 года благодаря фотоснимкам, полученным из космоса, итальянские исследователи обнаружили в пустыне Наска пирамиду, засыпанную много столетий назад. Площадь ее основания составляла почти 10 тысяч квадратных метров. Пирамида была возведена в полутора километрах от Кауачи людьми, принадлежавшими к культуре Наска. Предположительно она состояла из четырех расположенных друг над другом террас. «На фотографиях, сделанных со спутника, особенно хорошо заметна структура местности, поскольку высушенные на солнце глиняные кирпичи весьма отличаются по своей плотности от соседних участков грунта», - поясняет руководитель исследований Никола Мазини.

Жители Кауачи погребли эти пирамиду, как и многие другие постройки, под толщей песка после того, как в окрестности одна за другой разразились две катастрофы: наводнение, а затем и сильное землетрясение. Очевидно, полагают археологи, после этих бедствий местные жрецы утратили веру в магическую силу пирамиды и… похоронили ее. Так поступили и с остальными сооружениями. Впрочем, эта догадка довольно спекулятивна. Никто не знает, что случилось тогда на самом деле.

Что такое рисунки Наска?

Изображения-исполины на равнине Наска в Перу (Южная Америка) – мистические достопримечательности планеты Земля. Они смотрятся, как линии на земной поверхности площадью примерно 500 кв. м, которые выполнены в виде углублений. Вязь имеет приблизительные параметры 140Х50 см, ее цвет становится белым на темной скальной поверхности.

На близком расстоянии заметно: такой оттенок «царапины» получили при помощи вычищения тонн вулканической породы. В итоге оголился пустынный базис – песчано-глиняное основание с желтоватым отливом. Удивительно, но рисунки Наска имеют контуры ровные и сплошные вне зависимости от того, по какому ландшафту они проходят – холмистому или равнинному.

При этом линиями нарисовано множество геоглифов, свыше 10 тыс. из которых — полосы, более 700 – геометрическая фактура в виде трапеций, треугольников и спиралей, до 30-ти – фронтисписы из птиц и зверей, насекомых и .

История возникновения рисунков

Первое упоминание геоглифов появилось в 1553 г. в книге Педро де Сьеса де Леона (испанский историк). Первым увидел часть рисунков в пустыне Наска археолог из Перу Мехия Ксессле, стоявший в один из дней 1927 г. на склоне горы.

Обнаружить все таинственные узоры и установить координаты рисунков Наска удалось лишь в 1939 г. американскому археологу Полу Косоку, пролетавшему над плато. Поскольку в пустыне они выглядят обычными углублениями, находясь на земле, их рассмотреть нельзя, а с высоты хорошо видны очертания всех фигур.

История возникновения рисунков кажется очевидной. Они сделаны в Южном Перу местными жителями, которые в продолжение нескольких веков орнаментировали пустынные районы вдоль прибрежья. Древние перуанцы наносили на землю таинственные знаки тем же самым методом, что и древние индейцы, используя в качестве «холста» темный оттенок почвы.

Но на вопрос: «Зачем?» ответа пока не нашлось. Учеными также пока не установлен точный возраст изображений. Местные же жители утверждают, что рисунки сделаны полубогами – Виракочами. Дескать, это они запечатлели свое присутствие в горном хребте Анды много тысячелетий тому назад.

Но ученые уже доказали, что все рисунки на плато Наска делались в разные временные промежутки. Самые древние появились в VI в. до н.э., самыми молодыми считаются те, что нарисованы в I в. н.э.

Место расположения и размеры рисунков

Геоглифы разбросаны по скальной пустыне Наска между городами Наска и Пальпа. Значительное их количество расположено над суходолом реки Инхенио. На эти рисунки древности показывает еще один мистический рисунок в виде исполина-трезубца, который выбит в утесе у городка Паракас.

Среди гигантских изображений нет фигур хомо сапиенс или чего-либо с ним связанного. Самыми большими у неизвестных художников получились: паук длиной в 46 м, колибри, протянувшаяся на 50 м, обезьяна, распростершаяся на 55 м, кондор, разметавший свои крылья на 120 м, ящерица, длина которой 188 м, и пеликан, чья длина – 285 м.

Почти все изображения имеют громадные параметры и выполнены сплошным окаймлением. Тянущиеся до горизонта линии перекрещиваются и наслаиваются друг на друга, образуя своим объединением таинственные чертежи. Из-за этого пустыня Наска приобрела черты громадной чертежной доски.

Предположения ученых о рисунках Наска

Загадочность появления изображений пока не поддается изучению. У ученых возникло множество версий и гипотез, касающихся, в том числе, ответа на то, кто и когда выполнил рисунки Наска. Одни исследователи считают, что рисунки появились в 750-100 г. до н.э. в период расцвета Культуры Паракас.

Другие стоят на том, что изображения были исполнены между II в. до н.э. и VI в. н.э., когда в этой местности правила Цивилизация Наска. Третья группа экспертов склоняется к мнению, что геоглифы нанесены на плато в XI – XVI вв. в период Империи Инков. У четвертой – своя точка зрения: рисунки «живописали» внеземные существа в период 12960 – 10450 лет до н.э.

В итоге возникли различные предположения по поводу возникновения геоглифов.

— Эти рисунки относились к ритуальным , поэтому использовались в древности в оккультных церемониях.

— Геоглифы – исполинский астрономический календарь: отображенные на карте рисунки Наска очень напоминают месяцеслов.

— Они помогали древним жителям Наски контактировать с божеством Виракоча.

— Очертания — это взлетно-посадочные полосы аэродромов.

— Плато Наска служило космодромом для взлета и посадки межпланетных ракет.

— Изображения – костры на исходных платформа для воздушных шаров.

— Геоглифы появились вследствие энергетического влияния НЛО.

Фото рисунков Наска показывает, что они — размещенная на земной поверхности карта астрального неба, а фигура паука – система координат исполинского звездного сосредоточения в созвездии Орион.

— В изображении под названием заключена информация о звезде HD42807 созвездия Орион.

— Фигуры, относящиеся к флоре и фауне, нарисованы, как напоминание о Всемирном потопе.

— Абрисы и изображения – это древнейший Зодиак.

— Очертания говорят о поклонении божеству Горы. Для ритуала индейцы брали растения, вызывающие галлюцинации, и проводили «знахарские полеты» над долиной.

— Рисунки – непременный атрибут торжественных танцев в честь культа Воды, а прямые линии обозначали водопроводную и канализационную системы.

— Геометрия Наска – это теория чисел и измерений, шифр с закодированным числом «пи».

– Геоглифы обозначают родовые знаки, которыми разные семейства помечали захваченные ими территории.

– Фигуры и образы на плато – исполин-карта колодезной системы, которая размещается по очертаниям таинственных рисунков.

Есть в среде ученых и те, кто полагает: отгадка расположенных в Перу рисунков Наска кроется в гигантском геоглифе «Трезубец Эль-Канделабро» (его параметры 128Х74 м), известном под псевдонимом «Канделябр». Он размещен на скале в бухте Писко на мысе Паракас на 150-метровой высоте, и увидеть его можно только со стороны моря.

Стоит провести воображаемую линию от срединного зубца «Канделябра» и удостовериться, что он показывает на плато Наска. Эксперты считают, что «Канделябр Паракаса» символизирует собой Атлантиду и содержит важную информацию о матушке Земле.

На основании многочисленных экспедиций в Перу у некоторых ученых сложилось впечатление, что плато Наска создалось окаменевшим селевым потоком в виде «языков», ниспускающихся с вершин.

Причем застыли «языки» между утесами уже на возвратном пути случившегося тогда цунами в Тихий океан. Об этом же говорят найденные в высокогорном озере Титикака (4 км над морской линией) флора и фауна, которые обитают в соленой воде моря, а не в пресноводном водоеме.

Эти гигантские рисунки различимы только с большой высоты: лишь пролетая на самолете над плато Наска – тем, что раскинулось в южной части Перу, можно увидеть на земле эту «картинную галерею», состоящую из изображений птиц и животных, цветов и насекомых. Правильные контуры ящерицы, колибри, обезьяны, кондора и паука пересекают многочисленные прямые линии, спирали, треугольники, трапеции и другие геометрические фигуры.

Откуда взялось это наследие, какой целью руководствовались древние художники, выводящие пустынные шедевры и, наконец, какие технологии позволили им соблюсти идеальные пропорции рисунков, размер самого маленького из которых составляет 46 метров, а самого большого – пеликана – достигает 285 метров? Эти вопросы занимают головы ученых с того самого момента, когда были обнаружены геоглифы Наски – с 1939 года, когда над пустыней пролетел самолет с американским археологом на борту.

Техника выполнения всех рисунков – одна и та же: контур изображения представляет собой единую неразрывную линию, которая тянется на десятки и сотни метров и нередко пересекает холмы, впадины и высохшие речные русла. Скажите на милость – как без помощи специальных приборов и контроля с высоты можно было провести все эти прямые, кривые и ломаные, ни разу при этом не отклонившись от заданного направления ни на полградуса?

Да что сотни метров – линии некоторых геометрических фигур тянутся на 8 километров! Не имея возможности подняться высоко над «холстом», получить представление о характере рисунка и, тем более, о правильности взятого направления более чем затруднительно. И это еще не все. Тщательные исследования рисунков и фигур показали, что все геоглифы подчинены жестким математическим законам.

Как же создавались эти «полотна»? Как и многие другие геоглифы, с помощью рытья траншей: двигаясь по заданному контуру, древние творцы бороздили пустынную землю, выкапывая грунт на протяженности всего рисунка на 120-140 см в ширину и 25-35 см в глубину. Благодаря особенностям полупустынного климата, рисунки плата Наска сохранились до наших дней.

Еще одна загадка, не дающая покоя исследователям: как случилось, что роющие многочисленные траншеи рабочие (вспомним, что некоторые линии имеют протяженность несколько километров) не оставили никаких следов своего пребывания – хотя бы вытоптанных троп? По большому счету, у ученых мужей нет точных ответов ни на один из актуальных вопросов – только гипотезы.

Разве что время создания рисунков и линий удалось определить относительно точно – геоглифы были сформированы до 12 столетия, когда долину заселили инки. А значит, авторство дивных узоров приписывается предшественникам инков – цивилизации наска. О целях создания «галереи» в пустыне можно только догадываться. Исходя из того, что громадные картины различимы только с большой высоты, логично предположить, что населявшие пустыню древние люди таким образом пытались общаться с божествами.

По другим версиям, представители цивилизации наска пытались воспроизвести с помощью узоров и рисунков небесную карту созвездий или передавали кому-то зашифрованное послание. Одно из досужих предположений и вовсе лишено здравого смысла: якобы начертанные на лике земли знаки служили посадочной полосой для инопланетных кораблей. Ясно одно: вопросов в деле геоглифов плато Наска все еще значительно больше, чем ответов – громадные рисунки посреди пустыни и по сей день остаются неразгаданной тайной.