Проблемы фгос: плюсы и минусы. Плюсы и минусы фгос

Каждый родитель рано или поздно задумывается, каким образом ему воспитывать и обучать ребенка. Сложность выбора заключается в том, что существует огромное множество взглядов на то, как и в каком возрасте начинать обучение. Споры вызывают объемы информации и очередность получения знаний малышом.

Давайте посмотрим на самые популярные методики воспитания детей до 7 лет и определим, что является первичной целью в обучении ребенка.

Методики дошкольного обучения

  • Вальдорфская педагогика, направлена на духовное развитие свободной личности, при этом обучение основным знаниям в виде чтения и письма не уделяется внимания;
  • Подход Марии Монтессори, формирование самостоятельной личности с внутренним стремлением к познанию;
  • Педагогический подход Сесиль Лупан, развитие личности по ее потребностям, когда родитель помогает освоить то, к чему ребенок проявил интерес;
  • Игровой подход Борис и Елены Никитиных. Развитие умственных и физических способностей без учета развития творческого потенциала;
  • Глен Доман и его карточки. Развитие энциклопедических знаний;
  • Подход Николая Зайцева, раннее обучение ребенка чтению и счету;
  • Традиционный метод воспитания, принятый на государственном уровне для обучения детей в ДОУ. Может использоваться родителями при домашнем обучении на основе методических рекомендаций для дошкольных педагогов.

Это лишь небольшой список популярных методик, которые поддерживаются миллионами родителей. Разница в подходах к одним и тем же вещам разных методик, позволяет родителям выбирать тот вариантдействий, который кажется им наиболее подходящим.

Кто-то считает, что не стоит учить ребенка читать в 2 года, а нужно обучать его музыке, кто-то решит, что рисование и лепка, важнее физических нагрузок. К сожалению, идеальных подходов не существует, как не существует одинаковых детей. Просто при выборе методики помните о том, что Ваш ребенок уникален и определите, что для вас важнее.

Плюсы и минусы различных методик воспитания детей дошкольного возраста

Для того чтобы правильно выбрать подходящую методику обучения детей, стоит понимать плюсы и минусы, достоинства и недостатки каждой из них.

Вальдорфская педагогика или методика Штайнера

Эта методика, разработанная австрийцем Рудольфом Штайнером в начале двадцатого века, основной упор делает на эмоциональном развитии ребенка, в частности на духовном, биологическом и социальном становлении личности. Направленная на независимость личности от социальных ограничителей, предполагает, что ребенок, обучающийся по данной методике, будет ощущать себя органично в любой точке мира.

Педагоги Вальдорфской школы должны предоставить поддержку при раскрытии внутреннего потенциала, чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок смог достаточно развить те качества, которые станут основой зрелой личности. Ребенок должен как можно дольше находиться в сказочно-образном мире своих фантазий и стремиться познать себя и свои таланты. Обучение сложным видам знания – письму и чтению, сторонники этой теории относят на период, когда ребенок созреет духовно и на его биологических часах произойдет смена периода. Период смены проходит после полной замены молочных зубов на коренные (12 лет).

Основные принципы:

  • Уважение к ребенку и его личности. Психологический комфорт стоит на первом месте;
  • Основа для развития личности лежит в развитии эстетических и трудовых навыков, через которые раскрываются творческие способности;
  • Особое внимание на изучение и проникновение ценностями национальной культуры, что позволяет ребенку ощущать себя частью чего- то большего, чем его семья;
  • Изучение внешней среды происходит через комплексный подход. Ребенок должен находиться ближе к природе. Все предметы вокруг должны быть из натуральных материалов и простых форм;
  • Обучение происходит в виде отдельных блоков, которые равномерно разделены в течение всего дня. Ребенок познает трудовую, творческую и душевно-духовную составляющую жизни человека. Разделяя весь учебный материал на «эпохи», которые длятся приблизительно один месяц проходит осознанное запоминание всех необходимых знаний.

К плюсам данного метода, можно отнести следующие пункты:

  • Если у ребенка выраженный гуманитарный склад ума, то эта школа идеально для него подходит, т.к. только в этой методике уделяется настолько большое количество времени для развития творческого
    потенциала;
  • Отсутствие оценочной системы позволяет ребенку не бояться ошибок, что делает процесс гармоничным;
  • Использование самых различных игровых материалов и форм изготовленных их натуральных материалов.

Минусы:

  • Для детей с выраженными математическими способностями данная система не подходит, т.к. не будет соответствовать их внутренним потребностям;
  • Отсутствие обучения чтению и письму в дошкольный период не способствует подготовке ребенка к школе;
  • Отсутствие всех форм средств массовой информации. Детям запрещен телевизор, радио и кино.

Подход Марии Монтессори

Достаточно популярной на сегодняшний день считается методика Марии Монтессори основанная на убеждении в том, что ребенка нужно воспитывать и обучать, как свободную личность способную самостоятельно овладевать необходимыми навыками и знаниями. Основательница этой методики заметила, что дети по своей природе хотят учиться и впитывают все особенности своей культуры и цивилизации без усталости. При высвобождении ребенка и награждении его свободой исследования, малыш сам будет стремиться учиться. Через самостоятельную мотивацию и самопознание, заложенное в раннем возрасте, будет происходить процесс обучения на протяжении всей жизни.

Для данной методики был разработан специальный дидактический материал, который на основе сенсорики позволяет обучать детей. Интересно, что создательница этой методики придерживалась мнения, что игрушки стоит называть «материалом», а игры с ребенком «занятиями». Обучение включает в себя некоторые физические упражнения, занятия для развития мелкой моторики и речи. Так же ребенку предлагаются классические виды занятий в виде конструирования и лепки, аппликации и рисования. Включены музыкальные формы и развивающие игры. Мария Монтессори предлагала начинать занятия с детьми по данной методике с 2,5 лет.

На сегодняшний день занятия с применением незначительных изменений начинаются с возраста 8 месяцев. Такой подход часто осуждается приверженцами классической модели, так как в этом возрасте, существует мало возможностей предоставить ребенку самостоятельный выбор занятия без непосредственного участия взрослого.

Основные принципы:

  • Невмешательство взрослого;
  • Помоги мне это сделать самому;
  • Свобода выбора занятия;
  • Заинтересовать, а ребенок сам будет развиваться.

Этот метод направленный на формирование самостоятельности и самодисциплины со стороны ребенка имеет множество сторонников и противников, но при, казалось бы, таком спорном отношении имеет свои неоспоримые достоинства и недостатки

Плюсы:

  • Развитие наблюдательности, дисциплинированности и самостоятельности как важный критерий для развития будущей личности;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Положительное влияние данной методики на развитие логики и аналитики. Самостоятельный поиск, стимулируя работу мозга ребенка, развивает важные для школьного обучения и дальнейшей жизни качества;

Минусы:

  • Система обучает только интеллектуальным и практическим навыкам, не дает развития творческих навыков;
  • Отсутствие ролевых и подвижных игр;
  • Обучение в такой свободной среде может стать проблемой при адаптации к правилам поведения в школе.

Педагогический подход Сесиль Лупан

Методика раннего развития, которая направлена на установление тесной связи между взрослым занимающимся воспитанием и обучением и ребенком. Именно эта связь позволяет родителю вовремя заметить и понять познавательное желание малыша. Исходя из того, что основательница методики считает, что ребенок не сосуд, который нужно наполнять, а огонь, требующий разжигания, методика направлена не на обучение ребенка необходимым, по мнению родителя, навыкам и знаниям, а на помощь в изучении того, что интересует ребенка.

Идея заключается в том, что ребенок сам может показать то, чем он хочет заниматься в данный момент, а обязанность родителя увидеть и понять желание чада. Методика подразумевает под собою, что если ребенок заинтересовался каким-либо предметом, то стоит занять его внимание широким освещением интересующего. Так, например, если он укажет на шарф, то позволить ему развивать сенсорику, дав образцы различных материалов.

Для методики Сесиль Лупан характерно большое количество разнообразных предметов, которым обучают малыша. Такие дисциплины как география, история, музыка и т.д. даются ребенку в соответствии с его желанием не всегда в привычном для этого возраста объеме. Интересной технологией применяемой в данной методике, является обучение ребенка с использованием индивидуальных книг, в которых он сам является героем. Так же в программу занятий по данной методике в обязательном порядке входит обучение плаванью с самого раннего возраста.

Основные принципы данной методики:

  • Разглядеть желание ребенка и предоставить ему для изучения предметы;
  • Родители выступают главными преподавателями своего ребенка;
  • Занятия стоит прекращать до того, как ребенок начнет уставать. Радость от занятия должны испытывать и родители и дети. Ребенком нужно интересоваться, а не опекать;
  • Ребенка не нужно проверять;
  • Поддержание интереса и развитие любознательности через новизну материала и быстроту преподнесения.

Следуя этим принципам, методика предполагает, что каждый родитель, избравший для себя этот подход должен взять из предложенного огромного количества материала только тот, который подходит непосредственно его ребенку. Важным аспектом в данной методике считается проявление любви и тактильного контакта между ребенком и родителем в процессе познания.

Плюсы:

  • Всестороннее обучение ребенка тем навыкам, которые его интересуют в данный момент и в том объеме, который он может усвоить;
  • Отсутствие принуждения к обучению. Через предложение игры или
    занятия, выбор того, которое интересует ребенка в данный момент.
  • Создание теплых и доверительных отношений между ребенком и родителем.

Минусы:

  • Настойчивые рекомендации раннему обучению плаванью;
  • Большой объем предлагаемой информации для обучения ребенка при
    ошибке родителей может привести к перегрузке и отрицанию новых знаний у ребенка;
  • Нет основ социализации ребенка и приучению его к коллективу детей.

Игровой подход Бориса и Елены Никитиных

Методика, разработанная на опыте супругов Никитиных, которые воспитали семерых детей, часто вызывает споры и противоречивые отзывы, но она достаточно популярна благодаря своему новаторскому подходу.

Супружеская пара полагает, что в современном мире все методики разделяются на два лагеря. В одном, методики создающие эффект сильной загрузки и организованности ребенка, в которой у последнего нет времени для самостоятельных занятий. Во втором лагере, находятся методики, которые в своей основе содержат только свободу действий ребенка, не приучая его к занятиям по определенным критериям, что вызывает проблемы при дальнейшем школьном обучении.

Супруги Никитины создали свой подход, который, по их мнению, позволяет сочетать признаки обоих видом обучения.

Методика Никитиных состоит из развивающих и физических задач, которые усложняются по мере освоения. Свобода творчества и времени проведения занятий лежит в основе, при этом взрослые находятся рядом и должны помогать в решении задач, а не мешать или заставлять. В случае если ребенок по каким-либо причинам не может решить некую задачу, то ее стоит отложить до более взрослого периода. Огромное внимание уделяется физическому развитию. Закаливание и зарядка вводится с момента рождения малыша. Важным, для применения этого подхода, является наличие спортивного уголка в доме для восприятия физической активности как обязательной части жизни.

В основе данной методики заложены следующие принципы:

  • Близость к природе и творчеству, труд и естественность. Взросление в спортивной обстановке в свободной удобной одежде, приближенно к природе;
  • Отсутствие принуждения со стороны родителей. Свобода творчества и свобода выбора занятия;
  • Подталкивать в развитии, но не опережать. Родитель должен быть неравнодушен к успехам ребенка даже в самых простых заданиях;
  • Максимально развить творческую сторону жизни ребенка и подготовить его к взрослению;

Плюсы:

  • Возможность освоения любым родителем и легкость применения на практике;
  • Внимание не только развитию умственных, но и физических способностей;
  • Подход позволяет освоить рациональную организацию времени ребенка и взрослых.

Минусы:

  • Все дети занимаются по единой программе, и отсутствует индивидуальный подход;
  • Практически отсутствует материал для развития речи, а творчество исключено из методики в принципе.
  • Жесткий подход к закаливанию.

Глен Доман и его карточки

Методика обучения Глена Домана рассчитана на обучение детей с самого раннего возраста и утверждает, что наибольший эффект можно получить при развитии познавательных способностей малышей с рождения. В основе метода лежат специальные карточки, которые получили название по имени создателя. Карточки Домана это небольшие по своей форме отрезки бумаги с картинкой и крупными буквами написанными словами.

Методика рассчитана на способность малышей усваивать большое количество информации, которая будет подаваться по специальной системе. При разумном подходе методика позволяет развивать пытливость ума, стимулирует раннее развитие речи и создает основу для дальнейшего скорочтения. Гармонично сочетаемые интеллектуальные и физические нагрузки позволяют к 6-7 годам, когда по утверждению автора методики начинается основной процесс обучения, развить познавательные способности до высокого уровня. Так же данная методика включает в себя комплекс физических упражнений, которые должны развивать ребенка с самого рождения, стимулируя когнитивные способности.

Беря за основу предположение о том, что стремление ребенка к познанию обусловлено необходимостью выживания, и отсутствие усталости в детском возрасте при постижении нового.

Методика Домана строится на следующих принципах:

  • Физические нагрузки являются фундаментом для развития интеллекта и тела;
  • Ребенок должен учиться читать в то же время, когда учится говорить;
  • Математика является основой для будущего интеллекта, при этом обучение должно идти от изучения реального числа, а не цифры;
  • Взращивание энциклопедического знания из всевозможных сфер жизни человека с самого раннего возраста.

Плюсы:

  • У детей формируется большая база информации;
  • Тренируется зрительная память и физические способности;
  • Правильное применение методики способствует проведению большого количества времени вместе родителей и детей, что благотворно влияет на развитие ребенка.

Минусы:

  • Обучение чтению по Доману подразумевает запоминание слова целиком, обучение буквам и звукам отсутствует;
  • Методика дает большой массив информации, но не развивает способность ей воспользоваться.

Методика Николая Зайцева

Одна из самых популярных методик на территории постсоветских стран, которую создал педагог-новатор Николай Зайцев. Особенность методики воспитания и обучения, которая строится на обучении чтению и разговору при помощи системы кубиков. В отличие от классических кубиков на сторонах нарисованы не буквы, а слоги. Выбор обучения чтению через использование слогов объясняется создателем этой методики.

Николай Зайцев утверждает, что ребенок учится говорить не отдельными буквами, а слогами. Эта особенность подтверждает факт того, что наименьшей единицей слова для ребенка будет не буква, а слог. Исходя из этого, для легкого запоминания и понимания системы чтения ребенка нужно обучать слогам. Так же кубики различаются размерами, цветом и наполнением. Они позволяют обучать не только чтению, но и основам фонетического слуха.

Данную методику рекомендуется применять уже в раннем возрасте, даже когда ребенок еще не научился говорить. Так же в данной методике заложено обучение счету. Обучать ребенка предлагается числовыми рядами, используя схожую с обучением чтению технологию.

Сам процесс обучения происходит в игровой форме. Для запоминания и практического применения данной методики детям предлагаются самые различные варианты произношения слогов. Хлопать в ладоши, петь, приносить необходимый кубик. При помощи различных двигательных техник происходит не только запоминание и уяснение правил словосложения, но и развиваются физические навыки ребенка, что позволяет сохранять здоровье. Так же активная игра с методическим материалом позволяет дольше сохранять интерес к процессу обучения. Методика подходит и для группового и для индивидуального изучения.

Принципы:

  • Отсутствие давление на ребенка со стороны взрослого, преподнесение материала в игровой форме;
  • Достижение цели с использованием базового материала, который является основой процесса обучения.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяющий дать каждому конкретному обучающемуся возможность полностью усвоить материал.

Методика Зайцева, на сегодняшний день, активно внедряется в детских садах и кружках и возможно в скором времени станет частью традиционной методики обучения.

Плюсы:

  • Раннее обучение чтению и счету, через развитие зрительной памяти и способностей запоминать;
  • Развитие творческого мышления, через понимание процесса словотворчества;
  • Универсальность метода, позволяющая применить ее как при индивидуальном обучении, так и в группах.

Минусы:

  • Вследствие использования крупных методических пособий (кубиков) недостаточно уделяется времени развитию мелкой моторики.
  • Методика направлена на освоение чтения и счета, но не учитывает потребностей в познании других дисциплин.

Традиционная методика педагогического обучения дошкольника

Традиционной методикой называют подход, который используется обычно в ДОУ и соответствует признанной на государственном уровне программе и стандартам, признанным для детей соответствующего возраста. Методика базируется на том, что все занятия проводятся в группах при помощи игры. Запрещается использование любых действий, которые имели бы некое напоминание о том, как проходят занятия в школе. К детям не применяется система оценок и аттестации. При этом все дети, находящиеся в группе, проходя классификацию по основным чертам личности.

При обучении используются три базовых подхода. Так каждое занятие должно быть наглядным, речевым или практическим, или же сочетать все три метода. Так же при использовании этих подходов важную роль играет возможность обучения группы детей с наивысшей степенью вовлечения каждого в процесс обучения.

Согласно установленным стандартам для традиционной методики воспитания и развития ребенка в возрасте до 7 лет ориентиром являются следующие навыки:

  • Развитие в ребенке инициативности, как важного умения для успешного обучения. Обучение самостоятельности;
  • Развитие уверенности в себе;
  • Принятие себя и общее положительное отношение к людям;
  • Развитие фантазии и воображения;
  • Раскрытие творческих способностей;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Раскрытие и укрепление силы воли для достижения поставленных целей;
  • Интерес к познанию нового;

Также можно отметить, что традиционный метод обучения ребенка, который используется в ДОУ, в основе имеет стремление научить и закрепить знания, которые будут необходимы ребенку при дальнейшем школьном обучении. Но при этом в традиционной методике освоения знаний нет некоторых популярных подходов и видов деятельности, которые могут считаться многими родителями обязательными в дошкольном периоде.

К минусам традиционного государственного подхода к обучению детей относят следующее:

  • Практически полное отсутствие индивидуального подхода к воспитанникам; Например, обучение в ДОУ работе с предметами, которые отвечают творческим позывам ребенка, ведется только в присутствии воспитателя в группе. Вне занятия ребенок не имеет возможности индивидуально заниматься интересующим его предметом, так как они находятся вне его досягаемости.
  • Доминирующая роль воспитателя в процессе обучения. Ребенок получает знания в рамках группы и, находясь в роли пассивного ученика, может только следовать по пути, который ему предлагает воспитатель;
  • Развивающие занятия в большинстве случаев идут по пути объяснения, а не по пути творческого поиска.
  • Обучение идет по строгому расписанию и графику, который не сбивается в случае отсутствия одного ребенка.

Как выбрать подходящую методику?

Каждая методика, обладая своими достоинствами, имеет так же и свои недостатки, которые могут стать критичными для многих родителей. Выбор той или иной техники и подхода зависит от индивидуальных взглядов родителей на процесс обучения и воспитания.

Для выбора подходящей методики нужно сделать следующее:

  1. Определиться с тем, на что данная методика должна делать упор в обучении малыша (знания, творчество, духовное развитие)?
  2. Изучить каким образом происходит процесс обучения и подходит ли он для вас и вашего ребенка?
  3. Какие плюсы и минусы есть у выбранной методики?
  4. При выборе более одной методики необходимо оценить насколько они между собой сочетаются

Критерии выбора методики

Для выбора методики обучения ребенка родители должны ответить себе на вопрос о том, что они хотят получить от дошкольного образования:

  • Общий объем знаний;
  • Раскрытие творческого потенциала ребенка;
  • Сформировать свободную личность;
  • Развить физические навыки;
  • Получить энциклопедические знания;
  • Что-то другое.

Чаще всего одна методика направлена на развитие одного или нескольких из указанных критериев. На сегодняшний день не существует одного подхода, который бы в полной мере обеспечивал равное развитие всех указанных направлений. Вследствие этого родителям нужно либо принять одну из наиболее подходящих методик или же комбинировать несколько в желаемых пропорциях. Помните, что, возможность комбинировать и брать от методик самое необходимое позволяет родителям успешно решать большинство вопросов связанных с обучением ребенка до 7 лет.

Проект федерального образовательного стандарта (ФГОС) разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования и разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

единство образовательного пространства Российской Федерации;

преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

На данный момент новый федеральный государственный образовательный стандарт имеет статус проекта. Внедрение нового стандарта начнется с 1 сентября 2013 года, а в полной мере он будет задействован предположительно в 2020 году.

1. Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Процесс перехода экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и новой парадигмы образования.

Пожалуй, первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно- ­деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет, а четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

Что касается минусов, то очевиден пока один – требования к условиям реализации стандарта. Совершенно ясно, что государство, заключая "общественный договор", должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, причем этот процесс должен быть связан не только с увеличением оплаты труда учителя, но и с развитием материально­-технической базы российской школы, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.

Таким образом, в новом ФГОС больше плюсов, чем минусов, однако всем работникам сферы общего образования нужно глубоко разобраться в технологии его реализации.

2. Сегодня многие считают, что школа живет по стандартам, на самом деле стандарты были приняты совсем недавно, и на практике педагоги пользуются устаревшим базисным учебным планом. Причем структура этого плана позволяет многочисленным лоббистским группам "раздувать" школьную программу, внедряя в образовательный процесс углубленное изу­чение различных предметов: экономики, физкультуры, основ православной культуры и т. д.

Более того, существующая логика учебных программ предусматривает экстенсивный подход к освоению школьных дисциплин. В результате учебники разбухают от новой информации, а на экзаменах, которые строятся на основе понятийной логики, у обучающихся проверяется знание малозначимых фактов. По этой причине у учителей нет особого желания (да и возможностей) использовать новые педагогические технологии, направленные на развитие критического и творческого мышления учеников.

Таким образом, принятие новых, принципиально новых образовательных стандартов общего образования нужно всем: и учителям, и родителям, и обучающимся.

В новом проекте ФГОС есть серьезная попытка впервые предоставить школьникам выбор. Многие считают, что наши дети не умеют выбирать, что выбор в руках подростка – это попытка упростить ему жизнь. Однако необходимо понимать, что обеспечение правильного выбора обучающегося – это не сфера регулирования стандарта, а сфера методологии подготовки и повышения квалификации педагогов, которые должны стать тьюторами и помогать обучающимся в составлении индивидуальных образовательных траекторий. В идеале новый стандарт должен помочь ученику в его профессиональном самоопределении, позволив сконцентрировать усилия на действительно важных для него аспектах учения.

Кроме того, и это опять же впервые в истории нашей системы образования после гибели педологии в 1930­х годах, в новом стандарте есть попытка сориентировать обучающихся на совместное познание мира, на "нелинейное" рассмотрение проблем и проектный поиск. Есть много критиков, которые говорят, что мы копируем американцев. Но это результат незнания сегодняшних мировых реалий. Во всех странах, которые сегодня считаются передовыми в плане развития общего образования, в том числе в Финляндии и Китае, подходы к обу­чению школьников давно уже не линейно ­классно-­урочные.

Все вышеперечисленное – это плюсы. Но без минусов тоже не обошлось, да и не могло обойтись, уж слишком ФГОС политически коньюнктурный документ, к которому прикладывают руки и политические партии, и общественные объединения, и религиозные конфессии. Иными словами, ФГОС – это продукт компромиссов, нередко идущих во вред.

Серьезным недостатком нового стандарта является слабая продуманность стоимости его введения, то есть расходов на новые учебники, пособия, лабораторное оборудование, разработку программ, а также на повышение квалификации и переподготовку учителей. Разработчики заявляют, что стоимость невысока и давление на бюджеты будет минимальным. Однако это лукавство. Какова реальная стоимость внедрения стандарта никто не говорит, хотя на самом деле общественность должна знать заранее, сколько, в какие сроки и за что будет платить государство, а в конечном счете мы – налогоплательщики.

Кроме того, авторы не очень удачно сформировали в новом стандарте старшей школы набор инвариантных дисциплин. В нем отсутствует русский язык, литература и математика – не удивительно, что он у многих вызывает отторжение.

Все эти минусы серьезно снижают значимость документа и будут и дальше серьезно препятствовать успешному внедрению эффективных подходов в сфере общего образования.

3. Новый стандарт основного общего образования логически связан с новым стандартом начального общего образования, который уже вводится во всех регионах с 1 сентября 2011 года. Хорошо, что оба документа приняты уже сейчас, поскольку школам перед началом учебного года необходимо подготовить основную образовательную программу. Если ее выстраивать только на материале ФГОС начальной школы, то она будет неполной и в дальнейшем потребует корректировки.

В идеале, конечно, нужен сразу стандарт и для старшей школы. Дело в том, что цели и содержание основной образовательной программы конкретного общеобразовательного учреждения определяет заданный образ выпускника. На основе образа выпускника и стандарта школы формулируют требования к образу обучающегося каждой ступени обучения, каждой возрастной параллели. Поскольку стандарт среднего (полного) образования пока дорабатывается, получается, что педагогические коллективы должны писать основные образовательные программы, отталкиваясь от промежуточных "образов".

Хорошо также, что ФГОС основного общего образования содержит разъяснение возможных подходов к организации внеурочной деятельности. Это минимизирует риски возникновения конфликтов между семьей и школой, которые наблюдались при апробировании ФГОС начального общего образования.

Если говорить о минусах обсуждаемого проекта, то в первую очередь тревожит неготовность профессионального сообщества к принятию стандарта. Практика курсовой подготовки по вопросам введения ФГОС показывает, что сложнее всего педагогами воспринимается изменение подходов к формированию содержательно ­критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, а также к самому требованию создания социальной ситуации развития, связанной с самоидентификацией ребенка через личностно значимую деятельность.

С трудом педагогические работники принимают также требование учитывать при составлении основной образовательной программы запросы всех участников образовательного процесса.

На наш взгляд, есть опасность формального подхода в отдельных школах к созданию основной образовательной программы, как в свое время произошло с программами развития, которые часто писались "для предъявления по требованию".

Думается, что пройдет некоторое время прежде чем учителя основной школы смогут постоянно использовать в своей деятельности образовательные технологии, направленные на формирование метапредметных результатов.


4. ФГОС основного общего образования является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, при разработке которого соблюдался принцип преемственности.

В то же время ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса по сравнению со ступенью начального общего образования. Впервые он позиционируется как стандарт подростковой школы, что предполагает максимальный учет особенностей детей подросткового возраста, ориентацию на обеспечение успешности и своевременности формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности данной возрастной группы, в том числе посредством адекватного построения образовательного процесса, выбора условий и методик обучения.

Наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой, обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных проб и оптимальные ус­ловия для развития творческих способностей.

От формирования универсальных учебных действий в начальной школе на данной ступени общего образования будет осуществляться переход к их развитию, то есть к формированию общеучебных умений и навыков, которые в старшей школе станут основой для формирования широкого спектра компетенций.

Положительные и отрицательные моменты введения ФГОС в систему начального образования.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации был разработан стандарт общего образования, который называется «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)».

Как утверждают авторы стандарта, он направлен на модернизацию российского образования. Однако в процессе введения и реализации ФГОС у практикующих учителей и администрации образовательной организации возникла масса нерешенных вопросов, проблем и идей по их решению.

Прежде чем перейти к раскрытию проблем введения ФГОС, представлю основные характеристики Федерального государственного образовательного стандарта.

Если сравнить стандарты первого поколения и стандарты второго поколения, то можно увидеть переход от школы формирования ЗУНов к школе формирования мышления и универсальных учебных действий, принципиальную разницу в предметном и личностном развитии ученика, в постановке целей и задач урока.

Идея, же положенная в основу Стандарт нового поколения, заключается в следующем: «От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда».

Данная идея весьма актуальна в нашем развивающемся обществе, так как традиционное образование во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам, однако не всегда умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться.

Целесообразность введения стандартов нового поколения кроется еще и в том, что у многих выпускников просматривается парадокс отличника. Практика показывает, что многие отличники не способны адаптироваться к реальному миру. Они знают и (теоретически) умеют больше своих сверстников, но производят впечатление менее развитого, менее самостоятельного, значительно более зависимого человека. В то время как неуспевающие ученики, наоборот, чаще добиваются в жизни большего только за счет развитых коммуникативных способностей, умений взаимодействовать в группе, идти на риски и т.д.

Делаем вывод, что, за последние десятилетия в обществе произошли значительные изменения в постановке целей образования и путях их реализации. Федеральный государственный образовательный стандарт не исключает формирование знаний, умений, навыков у обучающихся, но упор делается на развитие личностных и метапредметных знаний, в то время как предметным знаниям уделяется меньшее значение. И в этом самый главный минус современной системы образования. Хотелось бы уточнить основные принципы ФГОС,то есть рассказать подробнее о личностных и метапредметных результатах образования.

Под личностными результатами образовательной деятельности в Стандарте понимается система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированных в образовательном процессе .

К личностным результатом принято относить такие характеристики как:
. самоопределение;
. мотивацию к учебной деятельности;
. любовь к семье;
. нравственно-эстетическое оценивание;
. патриотизм и т.д.

Под метапредметными результатами понимают способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Другими словами, метапредметные результаты - универсальные учебные действия (УУД), сформированность которых позволит обучающимся самостоятельно освоить любой учебный предмет, социализироваться в обществе, непрерывно самообучаться и т.д., то есть «делать», а не «знать».

Исходя из этого можно выделить положительные стороны введения стандарта.

Первый плюс - это переход от простой передачи знаний школьнику, к проектирующей творческие способности личности. Поэтому во главе реализации ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает широкое внедрение в обучение проектной и исследовательской деятельности.

Второй плюс ФГОС - воспитательная функция. Создание условий для формирования творческой, самостоятельной, гуманной личности, способной ценить себя и уважать других в условиях личностно-ориентированного образования.

Третий плюс - преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы:

Начальная школа дает первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

Основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;

Старшая школа закрепляет навыки и способности к самостоятельному целеполаганию, выбору инструментария и средств достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне (6)

Четвертый плюс - материально - техническая база кабинетов начальных классов соответствует требованиям ФГОС.

Одним из главных плюсов ФГОС можно смело отнести большое внимание к внеурочной деятельности, под которой понимается:

спортивно-оздоровительная деятельность;

духовно-нравственное направление, формирование у детей ощущения полноценного гражданина;

общеинтеллектуальное развитие посредством решения специальных задач;

социальное направление;

общекультурное развитие.

При этом содержание занятий составляется исходя из опыта ведущих специалистов, пожеланий родителей обучающихся и самих детей. В занятия внеурочной деятельностью входят индивидуальные занятия с логопедом (для постановки устной, письменной речи, почерка), педагогом-психологом и пр. Встреча с такого рода специалистами никогда не проходит даром, дети получают особые знания, необходимую психологическую поддержку, которую может обеспечить только настоящий профессионал. Групповые и индивидуальные консультации для школьников различного возраста проводятся экскурсии, круглые столы, секции, диспуты, конференции, олимпиады, соревнования, научные исследования. Все это позволяет оторваться от занудных учебников и максимально заинтересовать ребенка.

А теперь представим минусы внедрения ФГОС, с которыми сталкивается учитель во время работы.

В процессе введения ФГОС обозначились следующие проблемы:

1. Недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно - звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно - практического и учебно - лабораторного оборудования, натуральных объектов.

2. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из комплексных заданий.

3. Проблемой для школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

Целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

Самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само - рефлексии конкретной деятельности),

Результаты учебных проектов,

Результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

4. Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? Если до введения документа применение системно - деятельностного подхода было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД. Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Ориентир на самооценку учащегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

5. По новым стандартам главное - не просто создать условия для получения новых знаний и умений, наша задача научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время. А это самая основная проблема. Ведь есть ученики, которые действительно способны к такому обучению, а есть такие которые просто не могут быть самостоятельными и активными. Так же здесь возникает проблема в том, что не у всех детей есть возможность выхода в интернет в домашних условиях.

Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Но у многих детей нет возможности даже усвоить элементарный предметные знания, когда учитель является, как и в традиционной системе, источником передачи знаний.

Нельзя упускать тот факт, что учащиеся в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Следовательно, учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»

Кроме этого, следуя требованиям нового стандарта, учителю необходимо освоить современные образовательные технологии, выбрать УМК, использовать возможности материально - технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы.

Наиболее значимым минусом внедрения ФГОС в образовательный процесс является сложность полноценного внедрения системы. Для этого государство должно коренным образом поменять финансирование системы образования, особенно это касается повышения оплаты труда учителей и качественное улучшение материально-технической базы всех школ. Новый стандарт должен реализовываться в новой среде. Также, отношение к делу должны изменить и сами педагоги, иначе это станет серьезным препятствием.

В целом, если государство сможет выполнить свою часть обязанностей для удачного внедрения ФГОС эта система сможет стать настоящим прорывом. Преимуществ у данного стандарта много, главное правильно организовать учебный процесс. В таком случае эта задача полностью ложится на плечи ведущих педагогов, которых, к большому счастью, в нашей стране достаточно. Они смогут поэтапно внедрить ФГОС, вычленить из него плюсы и избавится от недостатков.

Решение представленных выше проблем учителя видят в реализации следующих идей:
. разработки учебников в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;
. разработки к каждому учебнику методических рекомендаций для учителей;
. сокращении количества учеников в классе;
. сокращении учебной нагрузки учителей;
. введении доплат к заработной плате учителей за курирование проектной деятельности школьников;
. усовершенствовании образовательной среды.

В заключении хотелось бы сказать, что высказанные в статье мысли - это всего лишь предположения. На данной стадии внедрения ФГОС наверняка ответить на вопрос: «Положительные или отрицательные результаты достигнуты введением ФГОС основного общего образования?» нельзя, до тех пор, пока Стандарт второго поколения не начнет работать в полную силу, пока не будут соблюдены все требования и нормы ФГОС.

Список используемой литературы:

3. Евплова Е. В. ФГОС основного общего образования: проблемы и их решение / Е.В. Евплова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 3. - С. 62-64

4. Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230 .

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г., № 1897.

6. Каблашова О. В. Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО// Социальная сеть работников образования. - nsportal.ru .

Выступление по теме «Сравнительный анализ ГОС и ФГОС второго поколения».

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимывысокообразованные, целеустремленные,эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Современные дети сильно изменились. Резко возросла информированность детей, поляризация учащихся на уровне умственного и интеллектуального развития. Умения, относящиеся к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках по предметам и во внеурочной деятельности. Образуются новые запросы семьи, общества, государства.

Так, что же произошло с введением ФГОС, что изменилось, стало новым и непривычным?

Во – первых, представлен новый психологический портрет выпускника, где девизом выступает: учебная самостоятельность = умению учиться. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях.

Учитель проводит традиционные уроки по общепринятой структуре:

1. Организация начала урока;

2 Проверка домашнего задания;

3. Постановка цели урока;

4. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений;

5. Изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

6. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

7. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

8. Подведение итогов и результатов урока;

9. Задание на дом.

учитель проводит инновационные уроки, которые имеют нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем. С внедрением ФГОС уроки должны строиться по совершенно иной схеме.

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный фронтальный опрос

упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников

приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.

Типы уроков:

комбинированные уроки;

уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом;

уроки закрепления знаний;

уроки проверки и контроля знаний.

Изменились типы уроков:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

Оценивалась работа ученика только на конкретном уроке

на каждом уроке отслеживаются достижения конкретного ученика, сравнивается данный результат с предыдущим, учитель поощряет малейшее продвижение ученика вперед, анализирует его ошибки

особое место в новой системе оценивания уделено портфолио, портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.

Итоговые контрольные работы по предметам

комплексная итоговая работа на каждой ступени, входной контроль в 1 классе

Изменилось и содержание образования.

Проектная деятельность учащихся – это «плюс» ФГОСа. Она обеспечивает развитие познавательных навыков и умений. В учебнике подробно (в помощь ребенку и родителям) расписано, как выполнить проект. Сначала на уроке мы обсуждаем тему проекта, что можно сделать для достижения цели, и выбираем способ реализации.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Существует много способов оценивания учащимися своих достижений. На каждом уроке есть оценочная деятельность. Дети ознакомлены с алгоритмом оценивания своих достижений.

Обучение по ФГОСу 2 поколения основано на деятельностном подходе, который предполагает организацию учебной деятельности по самостоятельному освоению новых знаний, и реализацию развития и саморазвития личности. Обучение организуется от общего к частному. Учитель на уроке не дает готовый материал, а задает логически выстроенные вопросы, в ходе которых должен направить учащихся на процесс освоения знаний. Дидактическое правило по новым стандартам: учить на уроке учиться!

Одним из нововведений ФГОСа является внеурочная деятельность. Итак, « плюсы» ФГОСа:

Проектная деятельность по каждому предмету начиная с 1 класса;

Применение деятельностного подхода в обучении;

Внеурочная деятельность;

Использование ИКТ.

« Минусы»:

Недостаточная оснащенность кабинетов;

Нет преемственности между детским садом и школой;

Некоторым педагогам тяжело перестроиться от авторитарного метода обучения к деятельностному подходу.

В разделе на вопрос В чем плюсы и минусы введения ФГОС в ДО? заданный автором чистосортный лучший ответ это Давно не работаю в садике, но что делается -- осведомлена. Лично моё мнение -- дети не вполне готовы к школе (не умеют сидеть за партой) и бедные ОПЫТНЫЕ учителя бьются чтобы ученики высиживали урок. Учителя говорят что новое поколение имеет плюс -- личность. Это хорошо. А про диагностику молчу, т. к. по ней получается всё нормально, в то же время дети не умеют... не знают... Про планирование ---в нашем саду тематические недели были более 10 лет назад, ещё когда я работала.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чем плюсы и минусы введения ФГОС в ДО?

Ответ от Ўлия Борзых [гуру]
А Вы еще до сих пор сомневаетесь в ФГОС-е, мы уже два года работаем и забыли про старое. Не понимаю в чем проблема. Считаем что только плюсы:
- раньше было одностороннее влияние «педагог-ребёнок», а сейчас «ребёнок-взрослые-сверстники» ;
- исчезли строгие "занятия", мы получили более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка;
- диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы;
- планирование стало наиболее интересней и легче (для меня) : берешь одну тему месяца и развиваешь её во всех образовательных областях;
- раньше диагностика была направлена вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, а сейчас заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка. Вот так вот как-то. Успехов Вам и желаем побыстрее разобраться и внедрить это у себя, а то детки то не ждут- растут.


Ответ от Двутавровый [гуру]
проблема одна -- переучиваться не желают (не умеют)


Ответ от росистый [гуру]
писанина у вас одна с этими ФГОСами, а детей увидеть не успеваете. Не играют воспитатели с детьми, только всё будь то развивают и диагностируют.