«Магнитка», Беломорканал и другие глобальные стройки коммунизма. Великие стройки Советского Союза

Сравнивать прошлое и настоящее необходимо для улучшения будущего, при этом желательно не повторять ошибки предков. СССР — могучая некогда супердержава, внёсшая в своё время немалый вклад в развитие общества. Одной из краеугольных основ жизни советских граждан были пятилетки. По их итогам историки могут судить об индустриализации страны, сравнивать достижения прошлого и настоящего, узнать, как технологически далеко ушло наше поколение и к чему ещё стоит стремиться. Итак, тема данной статьи — пятилетки в СССР. Таблица, представленная ниже, поможет структурировать полученные знания в логическом порядке.

Первая пятилетка (1928-1932)

Итак, началась во имя строительства социализма. Страна после революции нуждалась в индустриализации, дабы не отстать от ведущих европейских держав. К тому же только с помощью форсированного наращивания промышленного потенциала было можно сплотить страну и вывести СССР на новый военный уровень, а также повысить уровень земледелия на всей огромной территории. По мнению правительства, нужен был строгий и безукоризненный план.

Таким образом, основной целью стало наращивание военной мощи максимально быстрыми темпами.

Основные задачи первой пятилетки

На XIV съезде ВКП(б), в конце 1925 года, Сталин высказал идею, что нужно превратить СССР из страны, ввозящей импортное оружие и технику, в страну, которая сама всё это может производить и поставлять иным государствам. Конечно же, нашлись люди, выразившие ярый протест, но мнением большинства он был подавлен. Сам Сталин заинтересовался тем, чтобы в первую же пятилетку вывести страну в лидеры, поставив на первом месте по производству металлургии. Так, процесс индустриализации должен был пройти в 4 этапа:

  1. Возрождение транспортной инфраструктуры.
  2. Расширение отраслей экономики, связанных с добычей материалов и сельским хозяйством.
  3. Перераспределение государственных предприятий по территории.
  4. Изменение работы энергетического комплекса.

Все четыре процесса проходили не поочерёдно, а затейливо переплелись. Так началась 1 пятилетка индустриализации страны.

Все задумки воплотить в жизнь не удалось, однако производство тяжёлой промышленности выросло почти в 3 раза, а машиностроения - в 20 раз. Естественно, столь успешное окончание проекта вызвало вполне закономерную радость правительства. Конечно, тяжело дались людям первые пятилетки в СССР. Таблица с итогами первой из них содержала бы в качестве лозунга или подзаголовка следующие слова: "Главное — начать!"

Именно в это время появляется множество призывных плакатов, отражающих главную цель и самобытность советского народа.

Главными стройками в то время были угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Магнитогорский металлургический комбинат. Благодаря этому удалось достигнуть финансовой независимости СССР. Самое видное сооружение — это ДнепроГЭС. Год 1932-й ознаменовался окончанием не только первой пятилетки, но и главнейшей для тяжёлой промышленности стройки.

Новая держава семимильными шагами укрепляет свой статус в Европе.

Пятилетка номер два (1933-1937)

Вторая пятилетка в высоких кругах носила название «пятилетка коллективизации» или «народного просвещения». Она была утверждена VII съездом ВКП(б). После тяжёлой промышленности страна нуждалась в развитии народного хозяйства. Именно эта сфера и стала главной целью второй пятилетки.

Основные направления второй пятилетки

Основные силы и финансы правительства в начале «пятилетки коллективизации» были направлены на строительство металлургических заводов. Появился Урало-Кузбасс, пустил первый ток ДнепроГЭС. Страна не отставала и в научных достижениях. Так, вторая пятилетка ознаменовалась первой высадкой на Северном полюсе экспедиции Папанина, появилась полярная станция СП-1. Активно строилось метро.

В это время большой упор делался на среди рабочих. Самый известный ударник пятилетки — Алексей Стаханов. В 1935 году он поставил новый рекорд, выполнив за одну смену норму 14 смен.

Третья пятилетка (1938-1942)

Начало третьей пятилетки ознаменовалась лозунгом: "Догнать и перегнать производство продукции на душу населения развитых Главные усилия правительства были направлены на повышение обороноспособности страны, так же как и в первой пятилетке, из-за чего страдало производство предметов народного пользования.

Направления третьей пятилетки

К началу 1941 года почти половина (43 %) капиталовложений страны шла на поднятие уровня тяжёлой промышленности. В преддверии войны в СССР, на Урале и в Сибири быстрыми темпами развивались топливные и энергетические базы. Необходимым для правительства было создание «второго Баку» — нового района нефтедобычи, который должен был появиться между Волгой и Уралом.

Особое внимание уделялось танковым, авиационным и другим заводам подобного рода. Значительно увеличился уровень производства боеприпасов и артиллерийских орудий. Однако вооружение СССР всё ещё отставало от западного, в частности от германского, но с выпуском новых видов оружия не очень-то спешили даже в первые месяцы войны.

Четвёртая пятилетка (1946-1950)

После войны все страны должны были возрождать своё производство и экономику, СССР это удалось почти полностью выполнить в конце 40-х годов, когда начался четвёртый срок. План пятилетки подразумевал не наращивание военной мощи, как раньше, а возрождение утраченного во всех сферах жизни общества в период войны.

Основные достижения четвёртой пятилетки

Всего через два года был достигнут тот же уровень промышленного производства, что и в довоенное время, даже несмотря на то, что планы второй и третьей пятилеток выдвигали суровые рабочие нормы. В 1950 году главные производственные фонды вернулись на уровень 1940 года. Когда заканчивалась 4 пятилетка, промышленность выросла на 41 %, а строительство зданий - на 141 %.

В строй снова вступила новая ДнепроГЭС, восстановили работу все шахты Донбасса. На этой ноте закончилась 4 пятилетка.

Пятая пятилетка (1951-1955)

Во время пятой пятилетки большое распространение получает атомное оружие, появляется в Обнинске, а в начале 1953 года пост главы государства вместо И. В. Сталина занимает Н. С. Хрущёв.

Основные достижения пятой пятилетки

Поскольку капиталовложения в промышленность возросли в два раза, выросли и объёмы выпускаемой продукции (на 71 %), в сельском хозяйстве - на 25 %. Вскоре были построены новые металлургические заводы - Кавказский и Череповецкий. На первую полосу полностью или частично выступили Цимлянская и Горьковская ГЭС. А в конце пятой пятилетки наука услышала об атомных и водородных бомбах.

Наконец, построен был первый и Омский нефтеперерабатывающий комбинат, значительно выросли темпы добычи угля. И 12.5 млн га новых земель вступили в оборот.

Шестая пятилетка (1956-1960)

Более 2 500 крупнейших предприятий вступило в строй, когда началась шестая пятилетка. В конце её, в 1959 году, начался параллельный семилетний план. Национальный доход страны повысился на 50 %. Капиталовложения в это время удвоились вновь, что повлекло широкое развитие лёгкой промышленности.

Главные достижения шестой пятилетки

Валовая продукция промышленности и сельского хозяйства выросла более чем на 60 %. Были достроены Горьковская, Волжская, Куйбышевская и К концу пятилетнего плана отстроен крупнейший в мире камвольный комбинат в Иваново. В Казахстане началось активное освоение целины. У СССР наконец-то появился ракетно-ядерный щит.

Первый в мире спутник запустили 4 октября 1957 года. Неимоверными усилиями развивалась тяжёлая промышленность. Однако больше было неудач, поэтому правительство организовало семилетний план, включающий в себя седьмую пятилетку и последние два года шестой.

Седьмая пятилетка (1961-1965)

Как известно, в апреле 1961 года первый человек в мире полетел в космос. Этим событием ознаменовалось начало седьмой пятилетки. Национальный доход страны продолжает активно расти и за следующие пять лет увеличивается почти на 60 %. Уровень валовой промышленной продукции вырос на 83 %, сельского хозяйства - на 15 %.

К середине 1965 года СССР занял передовую позицию по добыче угля и железной руды, а также по производству цемента, и это неудивительно. Страна всё ещё активно развивала тяжёлую промышленность и строительную индустрию, города росли на глазах, а для крепких зданий нужен цемент.

Восьмая пятилетка (1966-1970)

План пятилетки подразумевал не производство материалов, а строительство новых зданий и заводов. Города продолжают расширяться. На пост главы государства вступает Л. И. Брежнев. За эти пять лет появляется множество станций метро, Западно-Сибирский и Карагандинский металлургический комбинаты, первый автомобильный завод ВАЗ (выпуск: 600 тыс. авто в год), Красноярская ГЭС — крупнейшая в мире станция на то время.

Активное жилищное строительство решало проблему обездоливания (эхо войны всё ещё отзывалось в больших городах). В конце 1969 года более 5 млн жителей получили новые квартиры. После полёта Ю. А. Гагарина в космос астрономия сделала большой скачок вперёд, был создан первый луноход, привезён грунт с Луны, машины достигли поверхности Венеры.

Девятая пятилетка (1971-1975)

Во время девятой пятилетки построено свыше тысячи промышленных предприятий, валовой объём продукции промышленного характера вырос на 45 %, а сельского - на 15 %. Активно развивается автомобилестроение, ремонтируются авто и железные дороги. Капиталовложения перевалили за 300 млрд рублей в год.

Освоение нефте- и газоносных скважин в Западной Сибири привело к постройке множества предприятий, прокладыванию нефтепроводов. Поскольку с появлением большого количества заводов вырос и уровень занятого населения, был учреждён знак «Ударник девятой пятилетки» (за отличие в труде и на производстве).

Десятая пятилетка (1976-1980)

Активное повышение национального дохода и объёма промышленной продукции начинает идти на спад. Теперь страна не нуждается в огромном росте предприятий, но стабильное развитие всех сфер промышленности необходимо всегда.

Добыча нефти вышла на первый план, поэтому за пять лет было построено множество нефтепроводов, протянувшихся по всей Западной Сибири, где свою работу развернули сотни станций. Значительно повысилось количество рабочей техники: тракторов, комбайнов, грузовых машин.

Одиннадцатая пятилетка (1981-1985)

Для СССР началось крайне неспокойное время. Все в правительстве чувствовали приход кризиса, причин для которого было много: внутренние, внешние, политические и экономические. В своё время можно было изменить структуру власти, не отказываясь от социализма, но ничего этого произведено не было. Из-за кризиса люди, занимающие главенствующие посты государства, сменялись очень быстро. Так, Л. И. Брежнев оставался секретарем ЦК КПСС до 10.11.1982, Ю. В. Андропов занимал эту должность до 13.02.1984, К. У.Черненко - до 10.03.1985.

Продолжает развиваться транспортировка газов из Западной Сибири в Западную Европу. Построен нефтепровод "Уренгой - Помары - Ужгород" длиной 4 500 км, пересекающий Уральский хребет и сотни рек.

Двенадцатая пятилетка (1986-1990)

Последняя пятилетка для СССР. За её время планировалось реализовать долгосрочную экономическую стратегию, но планам не суждено было сбыться. В это время многие получили знак ударника двенадцатой пятилетки: колхозники, рабочие, специалисты предприятий, инженеры... Планировалось (и частично было исполнено) наладить производство лёгкой промышленности.

Пятилетки СССР: обобщающая таблица

Итак, мы вкратце перечислили все пятилетки в СССР. Таблица, представленная вашему вниманию, поможет систематизировать и обобщить вышеизложенный материал. В ней собраны самые важные аспекты по каждому плану.

Задачи плана

Главные постройки пятилеток

Итоги

Любой ценой увеличить военную мощь и повысить уровень производства тяжёлой промышленности.

Магнитогорский металлургический комбинат, ДнепроГЭС, угольные шахты в Донбассе и Кузбассе.

В 3 раза выросло производство тяжёлой промышленности и в 20 раз - машиностроения, ликвидирована безработица.

И. В. Сталин: «Мы должны догнать передовые страны за 5-10 лет, иначе нас сомнут».

Стране требовалось повышение уровня всех типов промышленности, как тяжёлой, так и лёгкой.

Урало-Кузбасс — вторая угольно-металлургическая база страны, судоходный канал "Москва - Волга".

Значительно вырос национальный доход и промышленное производство (в 2 раза), сельское - в 1.5 раза.

Из-за агрессивной политики фашисткой Германии основные силы были брошены на обороноспособность страны и производство машин, а также тяжёлой промышленности.

Упор на образовательные учреждения в начале пятилетки, после усилия переносятся на Урал: самолёты, машины, орудия и миномёты производятся там.

Страна понесла большие убытки из-за войны, но значительно продвинулась вперёд обороноспособность и производство тяжёлой промышленности.

Четвёртая

Восстановление страны после Великой Отечественной войны. Необходимо достигнуть того же уровня производства, что и в довоенный период.

Вновь в строй вступают ДнепроГЭС, электростанции Донбасса, Северного Кавказа.

К 1948 году был достигнут довоенный уровень, США лишено монополии на атомное оружие, значительно снижены цены на товары первого спроса.

Повышение национального дохода и объёма промышленной продукции.

Волго-Донской судоходный канал (1952 год).

Обнинская АЭС (1954 год).

Построено множество водохранилищ и ГЭС, в два раза вырос уровень промышленного производства. Наука узнаёт об атомных и водородных бомбах.

Повышение капиталовложений не только в тяжёлую, но и в лёгкую промышленность, а также в сельское хозяйство.

Горьковская, Куйбышевская, Иркутская и

Камвольный комбинат (Иваново).

Капиталовложения увеличены почти в два раза, активно осваиваются земли Западной Сибири и Кавказа.

Повышение национального дохода и развитие науки.

Повышение основных производственных фондов на 94 %, национальный доход вырос на 62 %, валовая продукция промышленности на 65 %.

Повышение всех показателей: валовой продукции промышленности, сельского хозяйства, национального дохода.

Строятся Красноярская, Братская, Саратовская ГЭС, Западно-Сибириский металлургический комбинат, Волжский автозавод (ВАЗ).

Создан первый луноход.

Вперёд продвинулась астрономия (привезён грунт с Луны, достигнута поверхность Венеры), нац. доход вырос на 44 %, объём промышленности - на 54 %.

Развивать отечественное хозяйство и машиностроение.

Стройка нефтеперерабатывающих заводов в Западной Сибири, начало строительства нефтепровода.

Значительно развивается химическая промышленность после освоения залежей Западной Сибири. Проложено 33 тыс. км газопроводов, 22.5 тыс. км нефтепроводов.

Открытие новых предприятий, освоение Западной Сибири и Дальнего Востока.

Камский завод, Усть-Илимская ГЭС.

Увеличилось количество газо- и нефтепроводов.

Появились новые промышленные предприятия.

Одиннадцатая

Повысить эффективность использования производственных фондов.

Нефтепровод "Уренгой - Помары - Ужгород" длиной 4 500 км.

Длина газо- и нефтепроводов достигла 110 и 56 тыс. км соответственно.

Повысился национальный доход, увеличены социальные выплаты.

Расширено техническое оснащение заводов.

Двенадцатая

Реализация реформаторской экономической стратегии.

Преимущественно строятся жилые здания.

Частично налажено производство лёгкой промышленности. Повышение электроснабжения предприятий.

Как бы трудны ни были эти планы, итоги пятилеток показывают настойчивость и мужество народа. Да, выполнено было не всё. Шестую пятилетку пришлось "продлевать" за счёт семилетнего плана.

Пусть и были тяжелы пятилетки в СССР (таблица - прямое тому подтверждение), но советский народ стойко справлялся со всеми нормами и даже перевыполнял планы. Главным лозунгом всех пятилеток было: «Пятилетку в четыре года!»

Дворец Советов - это плод любви модернистского ар-деко и сурового советского неоклассицизма. Разработанный в 30-х годах прошлого столетия, проект этого сооружения впечатляет своим экстерьером и по сей день (правда, на картинках). Стоэтажный 420-метровый Дворец Советов должен был стать самым высоким сооружением мире.

Строительство его началось в 1937 году и скоропостижно закончилось в сентябре 1941-го, когда стройматериалы, предназначавшиеся для дворца, пошли на военные нужды. После войны строительство решили не возобновлять, не до того было.

Главный Туркменский канал


1950 год ознаменовался началом великой всесоюзной стройки. Главный Туркменский канал был спроектирован с целью обводнения и мелиорации засушливых земель Туркмении, увеличения посевочных площадей хлопка, а также с целью проложить судоходное сообщение между Волгой и Амударьей. Предполагалось провести 25% стока вышеупомянутой Амударьи по высохшему руслу Узбоя до города Красноводска.

Цель действительно впечатляющая, особенно если учесть, что длина проектируемого канала составляла около 1200 км, ширина - не менее 100 м, глубина - 6-7 м. Помимо основного канала также проектировалась сеть ирригационных каналов общей протяженностью в 10 000 км, около 2000 водоёмов, три ГЭС. При строительстве планировалось задействовать 5000 самосвалов, 2000 бульдозеров, 2000 экскаваторов, 14 земснарядов. В качестве рабочей силы было решено использовать заключенных и местных жителей. На 1953 год на стройке числилось 7268 вольнорабочих и 10 тысяч заключенных.

Конечно, вышеперечисленными средствами правящая верхушка не ограничивалась. На эту стройку работала вся страна, о чем нам красноречиво говорит цифра в 1000 (!) вагонов грузов, которые поставлялись сюда со всех уголков Союза ежемесячно.

Сразу после смерти вождя строительство ГТК было остановлено по инициативе Берии. А затем и вовсе прекращено из соображений нерентабельности. Но к этому времени на строительство объекта было безвозвратно потрачено более 21 млрд советских рублей, или 2,73 трлн современных российских.

Трансполярная магистраль (стройка 501-503)


Человек года (1940, 1943) по версии журнала Times (речь о Сталине, если что) свои амбиции по географическому признаку не ограничивал. По его инициативе в послевоенное время, с 1947-го по 1953-й, крупная строительная организация с незамысловатым названием «ГУЛАГ» работала над грандиозным проектом - Трансполярной магистралью.

Целью данного строительства было соединение западного севера (Мурманск, Архангельск) с восточным севером (Чукотка, побережье Охотского моря).

Ввиду крайне сжатых сроков строительство велось параллельно с проектно-изыскательскими работами, что не могло не сказываться на качестве возводимого железнодорожного полотна. Всего на стройке было задействовано приблизительно 80 тысяч человек, не считая охраны. В 1953 году работы были остановлены, а в 1954-м - посчитана их стоимость: примерно 1,8 млрд советских рублей.

Сахалинский тоннель (стройка 506-507)

Еще одна колоссальная стройка, прервавшая свое существование вместе со смертью Сталина - Сахалинский тоннель.

Стартовавшее в 1950 году строительство по плану должно было финишировать уже в 1955-м. При длине тоннеля в 10 км сроки были более чем сжатые. От социализма к коммунизму пятилетними шагами! А шагала страна конкретно на этой стройке ногами более 27 тысяч человек все тех же заключенных и вольнорабочих. И весной 1953 года стройка закрылась.

Поворот сибирских рек


Оговоримся сразу: собственно реки никто разворачивать не собирался. Планировалось лишь перенести часть стока некоторых сибирских рек, например Оби и Иртыша, в засушливые области СССР - по земледельческим причинам.

Проект стал одним из самых грандиозных проектов ХХ столетия. Более двадцати лет над ним трудились 160 научных и производственных организаций СССР.

Первый этап работ подразумевал строительство канала длиной 2500 км, шириной от 130 до 300 м и глубиной 15 м. Второй этап представлял собой изменение направления течения Иртыша на 180 градусов. То есть воды Иртыша планировалось направить в обратном направлении с помощью насосных станций, гидроузлов и водохранилищ.

Разумеется, этому проекту не было суждено воплотиться в жизнь. Здравый смысл взял верх над имперскими амбициями - советские академики все же уговорили руководство страны оставить сибирские реки в покое.

Башня Никитина - Травуша 4000 (проект)

В 1966 году инженеры Никитин (между прочим, главный конструктор Останкинской телебашни) и Травуш предложили проект самого высокого небоскреба в мире. Причем строить его планировали в Японии. Теоретически небоскреб был великолепен: его высота составляла 4 км! Башня делилась на четыре сетчатые секции в километр длиной и с диаметром у основания 800 м. Башня, будучи по задумке жилым зданием, должна была вмещать до 500 тысяч человек.

В 1969 году проектная работа была остановлена: заказчики вдруг опомнились и потребовали уменьшить высоту здания до 2 км. Потом - до 550 м. А потом и вовсе отказались от царь-башни.


Терра-3

Останки сооружения 41/42В с комплексом лазерного локатора 5Н27 стрельбового комплекса 5Н76 «Терра-3». Фото 2008 г.

«Терра-3» - это не что иное, как проект зональной системы противоракетной и противокосмической обороны с лучевым поражающим элементом. Он же научно-экспериментальный стрельбово-лазерный комплекс. Работы над «Террой» велись с 60-х годов прошлого века. К сожалению, уже в начале 70-х ученые стали понимать, что мощности их лазеров недостаточно для того, чтобы сбивать боеголовки. Хотя спутники она сбивала, этого у нее не отнять. Проект как-то сам сошел на нет.

«Звезда» (лунная база)

Первый подробнейший проект советской базы на Луне. Лелеянная в 60-е и 70-е годы концепция лунного городка представляла собой основной беспилотный модуль и несколько автоматических аппаратов для исследования поверхности спутника Земли. В перспективе к основному модулю должны были пристыковываться жилые отсеки, и весь этот паровозик колесил бы по Луне, черпая энергию из собственного ядерного реактора.

Воплощение подобных космических фантазий в реальность обошлось бы государству в неподъемные 50 млрд рублей. В условиях ведения войны, пусть и холодной, было решено отказаться от подобной межпланетной роскоши.

Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации (ОГАС)

ОГАС был основан на принципах кибернетики и предназначался для автоматизированного управления экономикой всего СССР. То есть система должна была отвечать за тотальное вертикальное и горизонтальное взаимодействие всех сфер государственной экономики для обеспечения планирования, управления и обработки информации. Управление экономикой могло перейти в руки бездушной безжалостной машины, которая была призвана упорядочить, стабилизировать и прокачать жизнь и без того типовых граждан. Переход от командной экономики к рыночной уничтожил светлое будущее ОГАСа.

ДЕМОС


Диалоговая единая мобильная операционная система - ДЕМОС. То, что могло бы быть установлено на твоем ПК вместо привычной Windows, если бы не развал СССР.

По сути, ДЕМОС - это прямой аналог капиталистического UNIX, который локализовали и адаптировали к советским условиям советские системные администраторы в середине 80-х. Проект закрыт в начале 1990-х.

Великие стройки

Партия, страна взялись за трудную работу по выполнению «пятилетки», как сокращенно стали называть план. Целое созвездие строительных площадок возникло как в старых промышленных областях, так и в новых многообещающих районах, где раньше не было или почти не было промышленности. Шла реконструкция старых заводов в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде, в Донбассе: их расширяли и оснащали новым импортным оборудованием. Строились совершенно новые предприятия, они были задуманы масштабно и в расчете на самую современную технику; строительство велось зачастую по проектам, заказанным за границей: в Америке, Германии. План отдавал приоритет отраслям тяжелой индустрии: топливной, металлургической, химической, электроэнергетике, а также машиностроению в целом, то есть тому сектору, который призван будет сделать СССР технически независимым, иначе говоря, способным производить собственные машины. Для этих отраслей и создавались гигантские строительные площадки, возводились предприятия, с которыми навек будет связана память о первой пятилетке, о которых будет говорить вся страна, весь мир: Сталинградский и Челябинский, а потом и Харьковский тракторные заводы, огромные заводы тяжелого машиностроения в Свердловске и Краматорске, автомобильные заводы в Нижнем Новгороде и Москве, первый шарикоподшипниковый завод, химические комбинаты в Бобриках и Березниках.

Самыми знаменитыми среди новостроек были два металлургических комбината: Магнитогорский – на Урале и Кузнецкий – в Западной Сибири. Решение об их сооружении было принято после долгих и острых споров между украинскими и сибирско-уральскими руководителями, начавшихся в 1926 г. и затянувшихся до конца 1929 г. Первые подчеркивали, что расширение уже существующих металлургических предприятий на юге страны потребует меньших расходов; вторые – перспективность индустриального преобразования советского Востока. Наконец, соображения военного порядка склонили чашу весов в пользу вторых. В 1930 г. решение получило развернутый крупномасштабный характер – создание в России наряду с южной «второй промышленной базы», «второго угольно-металлургического центра». Топливом должен был служить уголь Кузбасса, а руда – доставляться с Урала, из недр знаменитой горы Магнитной, давшей название городу Магнитогорску. Расстояние между двумя этими пунктами составляло 2 тыс. км. Длинные железнодорожные составы должны были совершать челночные рейсы от одного к другому, перевозя руду в одном направлении и уголь в обратном. Вопрос о расходах, связанных со всем этим, не принимался во внимание, раз речь шла о создании нового мощного индустриального района, удаленного от границ и, следовательно, защищенного от угрозы нападения извне.

Многие предприятия, начиная с двух колоссов металлургии, сооружались в голой степи или, во всяком случае, в местах, где отсутствовала инфраструктура, за пределами или вообще вдали от населенных пунктов. Апатитовые рудники в Хибинах, призванные дать сырье для производства суперфосфата, размещались вообще в тундре на Кольском полуострове, за Полярным кругом.

История великих строек необычна и драматична. Они вошли в историю как одно из самых потрясающих свершений XX в. России не хватало опыта, специалистов, техники для осуществления работ такого размаха. Десятки тысяч людей принимались строить, практически рассчитывая лишь на собственные руки. Лопатами они копали землю, нагружали ее на деревянные повозки – знаменитые грабарки, которые бесконечной вереницей тянулись взад и вперед с утра до ночи. Очевидец рассказывает: «Издали строительная площадка казалась муравейником… В тучах пыли работали тысячи людей, лошадей и даже… верблюды». Сначала строители ютились в палатках, потом – в деревянных бараках: по 80 человек в каждом, меньше 2 кв. м на душу.

На сооружении Сталинградского тракторного завода впервые было решено продолжать стройку и зимой. Нужно было торопиться. Поэтому работали и при 20, 30, 40 градусах мороза. На глазах у иностранных консультантов, порой восхищенных, но чаще скептически относящихся к этой картине, которую они воспринимали прежде всего как зрелище грандиозного хаоса, устанавливалось дорогостоящее и самое современное оборудование, купленное за границей.

Один из руководящих участников так вспоминает рождение первого Сталинградского тракторного завода: «Даже тем, кто видел это время своими глазами, нелегко бывает вспомнить сейчас, как все это выглядело. Людям помоложе и вовсе невозможно представить все то, что встает со страниц старой книги. Одна из глав ее называется так: «Да, мы ломали станки». Эту главу написал Л. Макарьянц – комсомолец, рабочий, приехавший в Сталинград с московского завода. Даже для него были дивом американские станки без ременных трансмиссий, с индивидуальным мотором. Он не умел с ними обращаться. А что говорить о крестьянах, пришедших из деревни? Были неграмотные – читать и писать было для них проблемой. Все было тогда проблемой. Не было ложек в столовой… Были проблемой клопы в бараке…». А вот что писал первый директор Сталинградского тракторного завода в книге, вышедшей в начале 30-х гг.: «В механосборочном цехе я подошел к парню, который стоял на шлифовке гильз. Я предложил ему: “Померь”. Он стал мерить пальцами… Инструмента, мерительного инструмента у нас не было». Одним словом, это был скорее массовый штурм, нежели планомерная работа. В этих условиях многочисленными были акты самоотверженности, личного мужества, бесстрашия, тем более героические, так как в большинстве своем им суждено было остаться безвестными. Были люди, которые ныряли в ледяную воду, чтобы заделать пробоину; которые даже с температурой, без сна и отдыха, по несколько суток не уходили с рабочего поста; которые не спускались с лесов, даже чтобы перекусить, лишь бы поскорее пустить в ход домну…

Среди советских авторов, доверяющих сегодня бумаге свои размышления о том периоде и оценивающих его в соответствии с собственными идейными предпочтениями, одни склоняются к тому, чтобы приписать заслугу этого порыва необыкновенной стойкости русского народа в самых тяжелых испытаниях, другие, напротив, скрытой энергии, таившейся в народных массах и высвобожденной революцией. Как бы то ни было, из многих воспоминаний явствует, что мощным стимулом для множества людей служила мысль о том, что за короткий срок ценой изнурительно тяжелых усилий можно создать лучшее, то есть социалистическое, будущее. Об этом говорилось на митингах. На собраниях вспоминали о подвигах отцов в 1917–1920 гг. и призывали молодежь «преодолеть все трудности» ради закладки фундамента «светлого здания социализма». В то время когда во всем остальном мире свирепствовал кризис, «молодежь и рабочие в России, – как заметил один английский банкир, – жили надеждой, которой, к сожалению, так недостает сегодня в капиталистических странах». Подобные коллективные чувства не рождаются путем стихийного размножения. Несомненно, суметь вызвать и поддержать подобную волну энтузиазма и доверия само по себе немалая заслуга; и эта заслуга принадлежала партии и сталинскому течению, которое отныне полностью руководило ею. Нельзя отказать в обоснованности рассуждению Сталина, когда он в июне 1930 г. на XVI съезде ВКП(б) заявил, по сути дела выдавая свою сокровенную мысль, что, не будь идеи «социализма в одной стране», не был бы возможен и этот порыв. «Отнимите у него (рабочего класса. – Прим. ред.) уверенность в возможности построения социализма, и вы уничтожите всякую почву для соревнования, для трудового подъема, для ударничества».

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги История Франции глазами Сан-Антонио, или Берюрье сквозь века автора Дар Фредерик

Из книги Холодный мир. Сталин и завершение сталинской диктатуры автора Хлевнюк Олег Витальевич

Бюджетный перегрев. Гонка вооружений и «стройки коммунизма» Характерной чертой сталинской модели было преимущественное развитие тяжелой промышленности и форсированное наращивание капитальных вложений, периодически выходящее за пределы экономической

Из книги История России. XX век автора Боханов Александр Николаевич

§ 7. Снижение цен и «великие стройки коммунизма» Психологическое воздействие репрессий на общество, преследующее цель парализации коллективной способности к сопротивлению, основано тем не менее на принципе избирательности террора, каким бы масштабным тот ни был.

Из книги 50 знаменитых загадок истории XX века автора Рудычева Ирина Анатольевна

«Алгемба» и другие кровавые стройки века Строительство грандиозных сооружений всегда связано с огромными материальными затратами и человеческими потерями. Но многие великие стройки Советского Союза были кровавыми в полном смысле этого слова. И если о строительстве

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Стройки Артаксеркса Артаксеркс приближался к концу своего долгого и, несмотря на многочисленные восстания, довольно успешного правления. Большая часть его богатств пошла на строительство. В начале своего правления он восстановил дворец Дария I в Сузах, уничтоженный

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ВЕЛИКИЕ МОГОЛЫ Династия правителей государства, возникшего на территории северной Индии и Афганистана в XVI веке после завоевания правителем Кабула Делийского султаната. В XVIII веке империя Великих Моголов распалась на ряд государств, большинство из которых в конце XVIII -

Из книги Ливонский поход Ивана Грозного. 1570–1582 автора Новодворский Витольд Вячеславович

V. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ Между тем король думал не о мирных переговорах, а о продолжении войны. Если он приостановил военные действия в конце 1579 года, то сделал это по необходимости и главным образом вследствие недостатка в финансовых средствах. Расходы на первую кампанию были

Из книги Древние города и Библейская археология. Монография автора Опарин Алексей Анатольевич

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Великие походы в IV в. К концу Ханьской династии южные хунны, оттесненные сяньби, пришли в большую излучину Хуанхэ, в Ордоские степи и в соседний Алашань, где и расселились. Южные хунны выполняли для Китайской империи функции федератов – примерно такие же, что осуществляли

Из книги Прибалтийские дивизии Сталина автора Петренко Андрей Иванович

6. Великие Луки 6.1.Корпусу предстояло принять участие в Великолукской наступательной операции Калининского фронта, проведенной с 24 ноября 1942 года по 20 января 1943 года силами 3-й ударной армии и 3-й воздушной армии. Фронту была поставлена задача - окружить и уничтожить

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

III Великие камни Алмаз «Великий Могол» Великие Моголы обожали бриллианты, которые большей частью попадали к ним из Голконды - исторической области в центре Индостана. Марко Поло в 1298 г. писал об этой местности: «В этом царстве находят алмазы, и скажу вам, много тут гор,

Из книги Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии] автора Овчинников Всеволод Владимирович

Пять целей стройки века Полвека назад я, тогдашний корреспондент «Правды» в Китае, отправился из Пекина в захолустный городок Ичан. Там трудились мои земляки – специалисты из Ленинградского института «Гидропроект». В их распоряжении был катер. На нем мы проплыли по

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги История упадка. Почему у Прибалтики не получилось автора Носович Александр Александрович

7. Великие стройки независимости: геополитика вместо экономики Для победы над «Великой депрессией» Рузвельт в США строил автомобильные дороги, трудоустраивая таким образом безработных и создавая своей стране транспортную инфраструктуру. Большие инфраструктурные

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Стройки Аполлона Когда король и двор прибывают в Версаль 6 мая 1682 года, прекрасный замок еще «заполнен каменщиками»{97}. Когда они сюда возвращаются 16 ноября, после пребывания сначала в Шамборе, а потом в Фонтенбло, то поселяются среди стройки. Несмотря на невозмутимо

Великие стройки коммунизма – именно так назывались все глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища.

О степени их «величия» можно спорить, но о том, что это были грандиозные проекты своего времени, сомневаться не приходится.

«Магнитка»

Крупнейший в России Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован в конце весны 1925 года советским институтом УралГипромез. По другой версии – проектирование велось американской компанией из Клинвуда, а прототипом «Магнитки» стал комбинат «US Steel» в Гэри штата Индиана. Все три «богатыря», которые стояли у «руля» строительства комбината, - управляющий Гугель, строитель Марьясин и начальник треста Валериус, - были расстреляны в 30-е годы. 31 января 1932 года - запущена первая доменная печь. Строительство комбината проходило в тяжелейших условиях, при этом большинство работ осуществлялось вручную. Несмотря на это тысячи людей со всего Союза спешили на «Магнитку». Активно привлекались и зарубежные специалисты, в первую очередь американцы.

Беломорканал

Беломорско-Балтийский канал должен был соединить Белое море и Онежское озеро и обеспечить выход к Балтийскому морю и Волго-Балтийскому водному пути. Канал был построен силами заключенных ГУЛАГа в рекордно короткие сроки – менее чем за два года (1931-1933 годы). Протяженность канала составляет 227 километров. Это было первое в Советском Союзе строительство, реализованное исключительно заключенными, может, именно поэтому Беломорканал не всегда причисляют к «великим стройкам коммунизма». Каждый строитель Беломорканала именовался «заключенный каналоармеец» или сокращенно «зэ-ка», откуда и пошло жаргонное слово «зэк». Агитационные плакаты того времени гласили: «От жаркой работы растает твой срок!» Действительно, многим из тех, кто дошел живым до конца стройки, сроки были сокращены. В среднем же смертность доходила до 700 человек в день. «Жаркая работа» влияла и на питание: чем большую норму вырабатывал «зэ-ка», тем внушительнее получал «пайку». Стандарт - 500 гр. хлеба и баланда из водорослей.

Байкало-Амурская магистраль

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире строилась с огромными перерывами, начиная с 1938 года и заканчивая 1984. Сложнейший участок - Северо-Муский тоннель - был введен в постоянную эксплуатацию и вовсе только в 2003 году. Инициатором строительства выступил Сталин. О БАМе слагались песни, печатались хвалебные статьи в газетах, снимались фильмы. Стройка позиционировалась как подвиг молодежи и, естественно, никто не знал, что на стройку в 1934 году были отправлены заключенные, которые выжили после строительства Беломорканала. В 1950-х годах на БАМе трудилось порядка 50 тысяч заключенных. Каждый метр БАМа стоит одной человеческой жизни.

Волго-Донской канал

Попытка соединить Дон и Волгу была предпринята еще Петром Великим в 1696 году. В 30-е годы прошлого века был создан проект строительства, но война помешала его реализации. Работы возобновились в 1943 году сразу после окончания Сталинградской битвы. Однако датой начала строительства все же следует считать 1948 год, когда начались первые земляные работы. Кроме добровольцев и военных строителей в возведении трассы канала и его сооружений принимали участие 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных. В публицистике можно найти описания ужаснейших условий, в которых жили заключенные. Грязные и вшивые от отсутствия возможности регулярно мыться (была одна баня на всех), полуголодные и больные – так выглядели на самом деле, лишенные гражданских прав, «строители коммунизма». Канал построили за 4,5 года – и это является уникальным сроком в мировой истории строительства гидросооружений.

План преобразования природы

План был принят по инициативе Сталина в 1948 году после засухи и свирепствовавшего голода 46-47 годов. План включал создание лесных полос, которые должны были преградить дорогу жарким юго-восточным ветрам – суховеям, что позволило бы изменить климат. Лесополосы планировалось разместить на площади в 120 миллионов гектаров – именно столько занимают Англия, Италия, Франция, Нидерланды и Бельгия вместе взятые. План также включал строительство системы орошения, в ходе реализации которой появилось 4 тысячи водохранилищ. Завершить проект планировалось до 1965 года. Было высажено более 4 млн. гектаров леса, а общая протяженность лесополос составила 5300 км. Государство решило продовольственную проблему страны, при этом часть хлеба стала экспортироваться. После смерти Сталина в 1953 году программа была свернута, а в 1962 году СССР вновь потряс продовольственный кризис – с прилавков исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом.

Волжская ГЭС

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции в Европе началось летом 1953 года. Рядом со стройкой в традиции того времени был развернут ГУЛАГ – Ахтубинский ИТЛ, на котором трудилось более 25 тысяч заключенных. Они занимались прокладкой дорог, проведением линий электропередач и общими подготовительными работами. К непосредственной работе по возведению ГЭС они, понятно, допущены не были. На объекте работали также саперы, которые занимались разминированием площадки для будущего строительства и дна Волги – близость к Сталинграду давала о себе знать. На стройке трудилось порядка 40 тысяч человек и 19 тысяч различных механизмов и машин. В 1961 году, превратившись из «Сталинградской ГЭС» в «Волжскую ГЭС имени 21 съезда КПСС», станция была введена в эксплуатацию. Ее торжественно открывал сам Хрущев. ГЭС являла собой подарок к 21 съезду, на котором Никита Сергеевич, кстати, объявил о намерении построить коммунизм к 1980 году.

Братская ГЭС

Строительство ГЭС развернулось в 1954 году на реке Ангаре. Маленький поселок Братск в скором времени разросся до крупного города. Строительство ГЭС позиционировалось как ударная комсомольская стройка. На освоение Сибири съезжались сотни тысяч комсомольцев со всего Союза. До 1971 года Братская ГЭС была крупнейшей в мире, а Братское водохранилище стало крупнейшим в мире искусственным водоемом. При его заполнении было затоплено порядка 100 деревень. Трагедии «Ангарской Атлантиды» в частности посвящено пронзительное произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

Стройки в Советском Союзе были масштабными, как и амбиции этого государства. Тем не менее, масштабно о человеческой судьбе в СССР никто и никогда не думал.

Алгемба: Погибло около 35 000 человек!

Самым жестоким правителем Советского Союза традиционно считается Сталин, нарушивший заветы Ильича. Именно ему приписывают создание сети лагерей (ГУЛАГ), именно он был инициатором строительства Беломорканала силами заключенных. О том, что одна из первых строек происходила под непосредственным руководством Ленина, как-то забывают. И неудивительно: все материалы, имевшие отношение к Алгембе — первой попытке молодой Советской власти обзавестись собственным нефтепроводом, - долгое время были засекречены.

В декабре 1919 года армия Фрунзе с боем захватила Эмбенские нефтепромыслы в Северном Казахстане. К тому моменту там скопилось более 14 млн. пудов нефти. Эта нефть могла бы стать спасением для советской республики. 24 декабря 1919 года Совет Рабоче-крестьянской обороны принял решение о начале строительства железной дороги, по которой можно было бы вывозить нефть из Казахстана в центр, и приказал: «Признать постройку ширококолейной линии Александров Гай-Эмба оперативной задачею». Город Александров Гай, находившийся в 300 км от Саратова, был последним железнодорожным пунктом. Расстояние от него до нефтяных промыслов составляло около 500 верст. Большая часть пути пролегала по безводным солончаковым степям. Магистраль решили строить одновременно с двух концов и встретиться на реке Урал у села Гребенщиково.

Первой на строительство железной дороги была брошена армия Фрунзе (несмотря на его протесты). Не было ни транспорта, ни топлива, ни достаточного количества пищи. В условиях безводной степи негде было даже разместить солдат. Начались повальные болезни, переросшие в эпидемию. К строительству в принудительном порядке подключили местное население: около сорока пяти тысяч жителей Саратова и Самары. Люди практически вручную создавали насыпь, по которой должны были позже проложить рельсы.

В марте 1920 года задача еще больше усложнилась: было принято решение параллельно с железной дорогой тянуть трубопровод. Именно тогда впервые прозвучало слово «Алгемба» (из первых букв Александров Гай и названия месторождения -Эмба). Труб, как и всего остального, не было. Единственный завод, который когда-то занимался их выпуском, давно стоял. По складам собрали остатки, их хватало в лучшем случае на 15 верст (а необходимо было проложить 500!).

Ленин принялся искать альтернативное решение. Сначала было предложено выпускать деревянные трубы. Специалисты только развели руками: во-первых, в них невозможно поддерживать необходимое давление, во-вторых, в Казахстане нет собственных лесов, древесину брать негде. Тогда было решено разбирать участки действующих трубопроводов. Трубы сильно различались по длине и диаметру, но это не смущало большевиков. Смущало другое: собранных «запчастей» все равно не хватало даже на половину трубопровода! Однако работы продолжались.

К концу 1920 года стройка начала задыхаться. Тиф уносил по нескольку сот человек в день. Вдоль трассы выставили охрану, потому что местные жители стали растаскивать шпалы. Рабочие вообще отказывались выходить на работу. Продовольственные пайки были крайне низкими (особенно на казахстанском участке).

Ленин потребовал разобраться в причинах саботажа. Но никакого вредительства не было и в помине. Голод, холод и болезни собирали страшную дань среди строителей. В 1921 году на стройку пришла холера. Несмотря на мужество врачей, добровольно прибывших на Алгембу, смертность была ужасающей. Но самое страшное было другое: через четыре месяца после начала строительства Алгембы, уже в апреле 1920-го, освободили Баку и Грозный. Эмбенская нефть была уже не нужна. Тысячи жизней, принесенные в жертву стройке, оказались напрасными.

Можно было уже тогда прекратить бессмысленную деятельность по прокладыванию Алгембы. Но Ленин упорно настаивал на продолжении строительства, обходившегося государству баснословно дорого. За 1920 год правительство выделило на это строительство миллиард рублей наличными. Полного отчета никто и никогда не получил, но существует предположение, что средства осели на заграничных счетах. Ни железную дорогу, ни трубопровод не построили: 6 октября 1921 года директивой Ленина строительство было прекращено. Полтора года Алгембы стоили тридцати пяти тысяч человеческих жизней.

Беломорканал: по 700 смертей в день!

Инициатором строительства Беломорканала был Иосиф Сталин . Стране были нужны трудовые победы, глобальные свершения. И желательно - без лишних затрат, поскольку Советский Союз переживал экономический кризис. Беломорканал должен был соединить Белое море с Балтийским и открыть проход для кораблей, которым раньше приходилось огибать весь Скандинавский полуостров. Идея создания искусственного прохода между морями была известна еще во времена Петра Великого (а системой волоков по всей протяженности будущего Беломорканала русичи пользовались издавна). Но способ реализации проекта (а начальником строительства канала был назначен Нафталий Френкель) оказался настолько жестоким, что заставил историков и публицистов искать параллели в рабовладельческих государствах.


Общая протяженность канала составляет 227 километров. На этой водной артерии находится 19 шлюзов (13 из которых — двухкамерные), 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Масштаб строительства поражает воображение, особенно если учесть, что все это было построено в невероятно короткий срок: 20 месяцев и 10 дней. Для сравнения: 80-километровый Панамский канал строился 28 лет, а 160-километровый Суэцкий - десять.

Беломорканал от начала и до конца строился силами заключенных. Осужденные проектировщики создавали чертежи, находили неординарные технические решения (продиктованные отсутствием машин и материалов). Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали и без того скудный рацион. Таким была одна дорога: в бетон (умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала).

Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов. Заключенные, не выдержав невыносимых условий содержания и непосильной работы, умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день. А в это время газеты печатали передовицы, посвященные «перековке трудом» матерых рецидивистов и политических преступников. Безусловно, не обошлось без приписок и очковтирательства. Русло канала сделали мельче, чем было рассчитано в проекте, а начало стройки задним числом перенесли на 1932 год (на самом деле работы начались на год раньше).

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло. Оставшимся в живых (каждому шестому) сократили сроки отсидки, а некоторым даже вручили «Орден Балтийско-Беломорского канала». Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами. Сталин, посетивший открывшийся канал в конце июля 1933 года, остался доволен. Система показала свою эффективность. Загвоздка была только в одном: сокращение сроков зарабатывали самые физически крепкие и работоспособные зэки.

В 1938 году Сталин на заседании Президиума Верховного Совета СССР поднял вопрос: «Правильно ли вы предложили список на освобождение этих заключенных? Они уходят с работы… Мы плохо делаем, что нарушаем работу лагерей. Освобождение этих людей, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо… Будут освобождаться лучшие люди, а оставаться худшие. Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти остались на работе - награды давать, ордена, может быть?..» Но, к счастью для заключенных, такое решение не было принято: уж слишком странно выглядел бы зэк с правительственной наградой на робе…

БАМ: 1 метр – 1 человеческая жизнь!

В 1948 году, с началом возведения последующих «великих строек коммунизма» (Волго-Донского канала, Волго-Балтийского водного пути, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС и других объектов), власти воспользовались уже проверенным способом: построили крупные исправительно-трудовые лагеря, обслуживавшие стройки. А найти тех, кто заполнит вакансии рабов, было просто. Только по указу Президиума Верховного Совета от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» в зону попали сотни тысяч людей. Труд зэков использовался в самых трудоемких и «вредных» производствах.


В 1951 году министр внутренних дел СССР С.Н. Круглов докладывал на совещании: «Я должен сказать, что по ряду отраслей народного хозяйства МВД занимает монопольное положение, например золотодобывающая промышленность - она вся у нас сосредоточена; производство алмазов, серебра, платины - все это целиком сосредоточено в МВД; добыча асбеста и апатитов - целиком в МВД. На 100% мы участвуем в производстве олова, 80% удельного веса занимает МВД по цветным металлам…» Министр не упомянул только об одном: 100% радия в стране также производили заключенные.

Величайшая в мире комсомольская стройка - БАМ, о которой слагались песни, снимались кинофильмы, писались восторженные статьи - началась вовсе не с призыва к молодежи. На строительство железной дороги, которая должна была соединить Тайшет на Транссибе с Комсомольском-на-Амуре, были в 1934 году направлены заключенные, построившие Беломорканал. Согласно «Справочнику по ГУЛАГу» Жака Росси (а это - наиболее объективная на данный момент книга о системе лагерей) на БАМе в 1950-е годы работало около 50 тысяч заключенных.

Специально для нужд стройки создали новый лагерь для заключенных - БАМлаг, зона которого простиралась от Читы до Хабаровска. Суточный рацион был традиционно скудным: булка хлеба и похлебка из мороженой рыбы. Бараков на всех не хватало. Люди погибали от холода и цинги (чтобы хоть ненадолго оттянуть приближение этой страшной болезни, жевали сосновую хвою). За несколько лет было построено более 2,5 тысяч километров железной дороги. Историки подсчитали: каждый метр БАМа оплачен одной человеческой жизнью.

Официальная история строительства Байкало-Амурской магистрали началась в 1974 году, в брежневские времена. На БАМ потянулись эшелоны с молодежью. Заключенные продолжали работать, но их участие в «стройке века» замалчивалось. И через десять лет, в 1984 году, был вбит «золотой костыль», символизирующий окончание еще одной исполинской стройки, которая до сих пор ассоциируется с улыбчивыми молодыми романтиками, не боящимися трудностей.

У названных строек очень много общего: и то, что проекты были трудноосуществимы (в частности, БАМ и Беломорканал задумывались еще в царской России, но за недостатком бюджетных средств легли «под сукно»), и то, что работы осуществлялись при минимальном техническом обеспечении, и то, что вместо рабочих использовались рабы (иначе положение строителей назвать трудно). Но, пожалуй, самая страшная общая черта - то, что все эти дороги (и сухопутные, и водные) представляют собой многокилометровые братские могилы. Когда читаешь сухие статистические выкладки, вспоминается некрасовское: «А по бокам-то все косточки русские. Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?»

(Материал взят: “100 знаменитых загадок истории” М.А. Панкова, И.Ю. Романенко и др.).