Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» п. Таежный»
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц»
подготовила учитель-логопед
Кудрина Наталья Владимировна
Таежный, 2014
Звук и буква Ц.
Цели : познакомить детей со звуком Ц и буквой Ц; Развитие фонематического слуха; научить произносить звук Ц в слогах, словах, предложениях; учить определять место звука в слове; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова ЦЫП; развивать мелкую моторику рук детей и графомоторные навыки.
Оборудование : дед, баба, курица с цыплятами, скорлупки с заданиями, звук Ц, символ звука Ц, песочница, картинки со звуком в начале, середине и конце слова, тучка, прикрепленная к потолку, буквы Ц, схемы для звуко-слогового анализа.
Ход занятия
Организационный момент . Ребята, отгадайте загадку:
Явился в желтой шубке,
Прощайте две скорлупки.
(цыпленок)
А кто мама цыплят?
Дети: курица.
А хотите я расскажу вам сказку?
1. Логопед рассказывает детям сказку:
Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба, плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят».
Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?
Дети: Да.
Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.
1. А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.
Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Логопед дает характеристику звука Ц (согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).
Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
2. Повторение слоговой цепочки за логопедом .
Повторяйте за мной:
ЦА- ЦО – ЦУ – ЦЫ
АЦ – ОЦ – УЦ – ЫЦ
3. Закончить слова слогом ЦА.
А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).
Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.
4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова по картинкам.
Не устали вы в пути?
Хотите водицы испить из колодца?
Дети: Да.
Ой, а водицы-то нет. Что это?
Логопед достает из колодца картинку.
Дети: Кольцо.
А где в этом слове находится звук Ц?
Дети: в середине слова.
Правильно.
Логопед помещает картинку на панно. И т.д. с остальными картинками. Дети достают картинки, называют слово, место звука Ц в слове и помещают на панно.
5. Отгадывание загадок.
Продолжаем наш путь.(на пути дерево). Дерево преграждает нам путь в песочную страну. Нужно отгадать загадки и тогда может быть дерево нас пропустит.
Логопед загадывает детям загадки.
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
На гору бегом,
С горы кувырком.
6. Составление предложений по картинкам-отгадкам.
А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками.
Дети составляют предложения. Дерево убирается. Перед детьми песочная страна.
Ну вот мы и в песочной стране. Давайте позовем цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.
Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем.
7. Составление схемы слова ЦЫП.
Давайте составим схему слова ЦЫП.
Дети делают звуко-слоговой анализ слова.
Звучит музыка ветра, буквы падают с тучки.
8. Знакомство с буквой Ц.
Ой, что это, ребята?
Дети: Буквы.
А какая это буква? Может кто-то из вас уже знает?
Дети: Это буква Ц.
Звуку Ц соответствует буква Ц.Давайте напишем букву Ц на песке.
Дети пишут букву Ц на песке и видят в песке цыпленка. Находят в пескевсех цыплят.
Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.
Дети относят цыплят курице.
9. Итог занятия.
Дети, дедушка и бабушка спрашивают какие задания вы выполняли? Трудные ли были задания? С каким звуком мы сегодня познакомились? Дедушка и бабушка благодарят вас, и пока вас не было, курица снесла еще яйца, но не простые, а волшебные. Они с сюрпризом. Угощайтесь!
Логопед раздает детям шоколадные яйца и прощается с ними.
Использованная литература:Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной логогруппе/О.С. Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2011г.
Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей в 5-6 лет: конспекты занятий / Е.В. Кузнецова, И.А.Тихонова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР/ Н.В. Нищева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Рябова Любовь Юрьевна
Воспитатель
МАДОУ ГЦРР д/с№4 «Ёлочка»
р.п.Голышманово
Цель: - познакомить детей с глухим согласным звуком [Ц] и буквой Ц; продолжать учить детей определять место звука в трёх позициях; учить составлять схему слова.
Развивающая среда: разрезная азбука большого и малогоформата, сюжетные картинки, слоговая таблица, игрушка или плоскостное изображение цыпленка; предметные картинки с изображением овец, гусениц, синиц, скворцов, лисицы, куницы, медведицы, волчицы, цапли, мотоцикла, цветов, колодца.
Орг. момент:
Сегодня ребята мы снова отправимся за новыми знаниями в Царство «Азбуки». Но для начала, отгадайте загадку: «Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки». Кто это? (Цыплёнок).
Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып)
(Изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом- правое крыло, затем -левое.)
Анализ звука даёт воспитатель.
Вы наверное уже догадались о каком звуке и букве пойдёт речь (мы будем слушать и произносить звук [Ц]).
Звук [Ц], произносится всегда твёрдо. Преграда образуется передней частью стенки языка. Звук [Ц] сложный, он состоит из звуков Т и С, которые произносятся быстро один за другим. Если поднести руку тыльной стороной ладони ко рту, то при произнесении звука [Ц] ощущается один удар воздушной струи, а не два, как при ТЭС или ТЫС.
3. Определение на слух слова со звуком [Ц] в четверостишии:
А сейчас, послушайте четверостишие и назовите слова со звуком [Ц]:
Любовалась цыплятками курица:
Что не цыплёнок- то умница!
Молодец, удалец,
Очень ценный птенец! (цыплятками, курица, цыплёнок, умница, молодец, удалец, ценный птенец)
Произнесём звук [Ц] в слогах: Посмотрел Цып вокруг и удивился: «Ац-оц-уц, иц-оц-ац!».
Увидел овцу, испугался: «Ца-цо-цу!» (выразить мимикой испуг)
Курица успокоила его: «Ца-цо-ца». (произнести более низким голосом)
- В народе, ребята о цыплятах есть такая пословица. Цыплят по осени считают .
Как вы думаете, что она означает? (говорится тогда, когда преждевременно судят о результатах чего-либо). Давайте произнесём ещё раз и запомним.
5. Физ.минутка «Цапля»
Очень трудно так стоять:
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Ребята, определите место звука [Ц], в трёх позициях:
- в начале слова : цапля, цветок, цель.
- в середине : пуговица, курица, кольцо.
- в конце : заяц, певец, немец.
(Приведите свои примеры: огурец, скворец, мудрец, молодец и т.д.)
6. Характеристика звука. (согласный, глухой, твёрдый)
7. Ребята, а на что похожа буква Ц?
Вот такая буква Ц:
С коготочками на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
8. Место буквы в алфавите: - Ребята назовите соседей буквы Ц. (Х, Ч)
9. Чтение слоговой таблицы и слов.
Задание: из разложенных на полу слогов нужно составить слова и прочитать их.
ПА РЫ ПАРЫ
ЦА РИ ПАРИ
ЦЕ НЫ ЦАРИЦА
ЦЕНЫ
РЫЦАРИ
ПАНЫ
10. Итог: - С каким звуком познакомились? Дайте характеристику.
С какой буквой? На что она похожа?
Показ презентации "Буква Ц"
Список использованной литературы:
1.Бондаренко Т.М. 2006 г. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада».
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002166 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120182
2.Пожиленко Е.А.1999 г. «Волшебный мир звуков и слов» Пособие для логопедов
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Вахренева Надежда Михайловна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт:
Ямало - Ненецкий автономный округ
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук Ц и буква Ц"
Дата публикации:
19.11.2017
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Синеглазка» города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа
Воспитатель: Вахренева Н.М.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ц»
Тема: “ Звук и буква “Ц”,Ц
Цель: Закрепление правильного произношения звука “ц” в слогах, словах, фразах,
связной речи.
Программное содержание:
Формирование фонематического восприятия.
Закрепление навыков звукового анализа слова, определения места звука в слове.
Закрепление понятий: звук, буква, слог, слово.
Закрепление навыка звуко - буквенного анализа слов.
Совершенствование навыков чтения слогов.
Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.
Воспитание
интереса
литературного
произношения,
воспитание языкового чутья.
Оборудование:
схемы, буквы, наборное полотно, таблица, карандаши, картинки,
Ход занятия:
Вводная часть. Дети стоят в кругу, изображают солнце.
Воспитатель:
Улыбнемся друг другу
Чудесных открытий
Пожелаем всем нам.
Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте, поговорим о звуках и буквах.
Упражнение «Лучики солнца»
Мы каждый день совершаем маленькие открытия. Каждое открытие для нас, как
лучик солнца! Посмотрите на картинку, что вы видите?
Дети: Солнце.
Воспитатель: На лучиках для вас задания.
Дети: Это буквы.
Воспитатель: Почему буквы в разных по цвету кружках?
Дети: Гласные и согласные.
Артикуляция звуков.
Воспитатель: Назовите гласные и согласные звуки?
Дети: Произносят гласные и согласные.
Воспитатель: Какие звуки живут в зеленых кружочках?
Дети: Мягкие звуки.
Воспитатель: Что, кричит нам колокольчик?
Что, шепчет нам телефон?
Дети: Звонкие и глухие звуки.
Основная часть. Упражнение « Прочитай, слог»
КА, ГО, БУ, ПЫ, ВО, ВА, ФИ, ФУ, АШ,АП…, (карточки)
Воспитатель: МОЛОДЦЫ!
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на лучик, что вы видите?
Дети: Яйцо.
Воспитатель: Каждый лучик солнца открытие нового. Сегодня, я вам хочу рассказать
сказку. Но для начала, отгадайте загадку.
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
Дети: Цыпленок.
Воспитатель: В одной скорлупке жил цыпленок, в нем ему стало тесно, скучно и он
захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего, в яйце и покажем,
как он появляется из скорлупки: сначала голову, потом - правое крылышко, затем
Левое. И вот он на свободе. И тихо, …(дети договаривают предложения)
Цып – цып –цып. «Какой прекрасный мир!» - сказал цыпленок.
Ребята, а давайте пригласим цыпленка в страну звуков. Страна, в которой живут звуки
3.Знакомство с новым звуком «Ц»
Воспитатель: Вы, любите загадки?
Воспитатель: Отгадка, вам подскажет с каким звуком, мы познакомимся.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат (Цапля)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десть их, но братья эти
Сосчитают, все на свете. (Цифры)
Воспитатель: Вы, догадались, с каким звуком познакомимся. Какой звук слышится в
начале слов отгадки?
Дети: Звук «ц»
4.Учимся произносить звук «ц»
Что делают губы? (улыбаются)
Произносим звук «ц» (зубы видны)
Что делает кончик языка (упирается в верхние зубы)
Произнесли звук тихо, громче, снова тихо.
Как вы считаете, звук «ц» гласный или согласный и почему?
Какие бывают согласные звуки? (твердые, мягкие)
Звук «ц» всегда бывает только твердый. Какой вы знаете еще звук, который бывает
только твердый?
Определить звук «ц» глухой или звонкий?
Вывод: Звук «ц» - согласный, твердый, глухой, шипящий.
Физминутка «Кузнечики».
5.Звуковой анализ слова «цып». (Раздаточный материал - схемы)
Один ребенок выполняет у доски, остальные в листе.
Сколько звуков?
Сколько согласных?
Сколько гласных? Сколько слогов? Почему так считаете?
Игра «Внимательные ушки»
Хлопни один раз, если услышишь звук «ц»
М К Ц Р Ц А Ц
Хлопни два раза, если услышишь в слогах звук «ц»
АС АЦ УС СУ СТА ЦЛА АСТ ОЦТ ЦТА
Правильно, за мной повтори:
ЦА ЦА ЦА – цапля, курица, пыльца
ЦЕ ЦЕ ЦЕ – пловец, мудрец, молодец
Определи место звука в слове: Цветы, огурец, кольцо
Закончи слово звуком «ц»: Дворе – ц, продаве –ц, плове –ц
Закончи слогом ЦА: води –ца, кури- ца, ули- ца
Игра «Большой – маленький» (словообразование)
Дерево – деревцо, блюдо – блюдце, зеркало – зеркальцо, мыло - мыльце
6. Знакомство с буквой:
Вот какая буква Ц –
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
Чем отличается звук от буквы? Звук «ц» обозначается буквой «це». Сравнить большую
и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ц».
Написание буквы ц в воздухе, на листе.
Игра «Буквы заблудились»
Что можно составить из букв? (слово)
Давайте из этих букв составим слово. У, А, Р, Ц, К, И
7. Чтение слогов:
8. Итог занятия.
С какой буквой познакомились? Что узнали о звуке «ц»?
Рефлексия:
Воспитатель: Вы все сегодня постарались, молодцы, ребята! Вы были внимательными и
активными. Мне было очень приятно с вами работать.
Приложение 1-2.
Цель занятия: изучаем букву Ц, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Ц, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Ц по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Цапля
Цыплёнок
Цветы
Цифры
- Какой звук есть и в слове ЦЫПЛЕНОК, и в слове ЗАЯЦ, и в слове КУРИЦА?
- В начале, в конце или в середине слова звук [ц] в слове ЦЫПЛЕНОК? - ЗАЯЦ? - КУРИЦА? - ОГУРЕЦ? - УЛИЦА?
Когда мы произносим звук [ц], кончик языка - за нижними зубами, спинка языка прижимается к «бугоркам» за верхними зубами, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: Ц! И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ц].
- Гласный или согласный звук [ц]?
- Звонкий или глухой этот звук? Почему?
- Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь?
- А какие ты знаешь звонкие согласные звуки?
Рассмотри букву Ц. Нашили букву Ц в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Продолжи фразу
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? … (Цапля.)
Я не притронусь к сену,
Ему я знаю… (Цену)
Видала я Лису,
Ей рыжий цвет к… (лицу).
Окрась меня,
Мой свет,
В такой же рыжий…(Цвет).
Просит белая…(Овца).
Сказка про букву Ц
Цыпленок Цып
Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.
Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
- Ну, ты посиди,- говорит Цып,- а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
- Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит - гусеница ползет.
- Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!
- А как же надо? - удивилась гусеница.
- Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
Сказал и пошел дальше. Смотрит - цапля лягушек ловит.
- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.
- Чтобы учить,- говорит цапля,- надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..
Загадки для детей на букву Ц
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.
(Цветы)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
(Цифры)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
(Цыпленок)
Пословицы и поговорки на букву Ц
Конец - делу венец.
А против молодца - сам овца.
Веселые стихи про букву Ц для детей
Буква Ц
Букв немало мы узнали.
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц - в начале.
Где - в середине, где в конце.
Цепь, цветок и цифра - тут
Ц в начале все прочтут.
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы.
Цирк откроется в субботу.
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц -
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице.
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
(Л. Дьяконов)
Цапля сторожем в болоте
На одной ноге стоит.
- Цыц, куда вы в грязь идете?
— Всем зверенышам кричит.
(А. Пудваль)
Цветы на картошке
Мы весною в поле были.
Там картошку посадили.
А вчера пришли мы снова
И гуляли целый день.
Все кругом цвело лилово.
Совершенно как сирень!
Все любят есть картошку.
А видела ли ты.
Какие у картошки
Красивые цветы!
(Г. Сатир)
Цветы
Если я сорву цветок.
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты -
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты -
Если мы сорвем цветы…
(Т. Собакин)
Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
Люблю цирк!
(Е. Благинина)
Зачем такой носище Цапле?
Затем, чтоб цапли
Рыбок цапали!
(Б. Заходер)
Цапля бродит по лугу:
Цыц, лягушки!
Ни гу-гу.
(Б. Тимофеев)
Цапля, стоя на крыльце.
Объясняет букву Ц:
- Подойди, цыпленок Цып.
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок.
Подарю тебе цветок.
(Г. Сатир)
Цыпленок
Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья!
- Где ж они?
- Под старой липой!
- Как зовут их?
- Цыпа-цыпа!
(Г. Виеру)
Цы-цып-цыплятки,
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки,
Не боятся кадки!
Возле кадки блюдце.
Все они напьются.
Цветет у птичника цветок
- Цветет на паре тонких ног.
Цветок пушист и звонок…
- Цветок, ты кто?
- Цыпленок!
(В. Лунин)
У буквы Ц купив билет.
Мы побывали в цирке.
Медведь ведет мотоциклет,
А цапли - пассажирки.
А вот наездник цирковой
Гарцует на осле.
Ногами вверх, вниз головой,
Стоит он на седле.
Вот двое братьев-медвежат
Цепочку натянули.
И обезьяна-акробат
Качается на стуле…
(С. Маршак)
Лошадка
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка - серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь - прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка - серый бок!
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
1. Заштриховать букву «Ц», не выходя за контур, соблюдая расстояние между штрихами.
2. Обвести по контуру (Цветок).
3. Написать печатную букву «Ц» в прописи.
4. Помочь цыпленку пройти к маме-курице, следуя только по буквам «Ц».
5. Раскрасить части рисунка только с буквой «Ц» желтым цветом.
6. Повторить фразы, четко произнося букву «Ц».
7. Задание: » Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Ц»».
Огурец, морковь, заяц, цапля, тарелка, цыпленок, цветок, яйцо, рыба, курица, пуговица, рак, солнце, овца, мотоцикл, стул, палец, книга, больница, морковь.
8. Задание: «Найди на картинке предметы со звуком «Ц»».
9. Прочитать слова и определить где стоит звук «ц» в слове (в начале, в середине, в конце).
Цыпленок, яйцо, палец, танцор, птенец, цирк, кольцо, певец, цифра, Греция, больница, дворец, царь, оценка, храбрец, полиция, молодец, мыльница, песочница, конец.
10. Прослушать и сказать, где стоит в слове звук «Ц» (в начале, в середине, в конце).
Блюдце, певец, птица, ножницы, циркуль, страница, скворец, танец, Франция, боец, ученица, пицца, сахарница, дворец, леденец, лестница, цуккини, игольница, цокот, продавец.
11. Провести линию от буквы, с которой начинается слово (или от «слова», задание ставьте в зависимости от возраста и знаний детей) к предмету, которое оно обозначает.
12. Отгадать загадки и определить есть ли звук «Ц» в слове-отгадке.
13. Составить схемы слов (задание дается, если с этим материалом ребенок уже знаком).
Цвет, цапля, цветник, цыплёнок, лицо, овца, пятница, мельница, певец, танец, кузнец, леденец, колодец, молодец, наконец, мизинец, боец, цемент, пловец, отец.
14. Задание: «Найти в тексте и обвести все «Ц»»
15. «Один — много». Задание: скажи правильно (одна) курица – (много) курицы.
Перец, цветок, овца, птица, дворец, певец, скворец, заяц
16. Большой – маленький». Например, мыло – мыльце
Тело, одеяло, дело, зеркало, сало, болото, шило, дерево
17. Вписать в слова потерявшуюся букву.
18. Изменить слово, чтобы в нем появилась буква «Ц».
Слово (пример, словцо), письмо, вода, девочка, метель, окно, платье, учитель, художник, воспитатель, читатель, молодой, хитрый, умелый, глупый,
19. Собрать слова из рассыпавшихся слогов.
Рец-пе, яц-за, ац-ов, рец-дво, рец-скво, ца-пти, ты-цве, вец-пе
20. Задание: «Закончи фразы»
21. Соедини слоги ЦА, ЦО, ЦЫ с соответствующими рисунками.
22. Как зовут гостей, приехавших к нам из других стран
Гость из Японии -…
Гость из Китая -…
Гость из Италии - ….
Гость из Америки - …
Гость из Украины -…
Видео презентация «Буква Ц»