Где живут протестанты. Протестантизм. Краткая справка

Одним из основных современных направлений в христианстве является Протестантизм, учение, фактически выступающее против официальной Католической Церкви, и мы намерены сегодня поговорить об этом подробнее, рассмотрев его основные идеи, суть, принципы, и философию протестантизма, как одного из самых массовых на сегодня религиозных учений мира.

Возникнув как самостоятельное течение, Протестантство вместе с католицизмом и православием, стало одним из трех главных направлений в христианстве.

Что такое Реформаторство в христианстве?

Иногда протестантизм называют реформаторами, течением реформации или даже революционерами христианства, за их идеи о том, что сам человек должен отвечать за себя, а не Церковь.

Как считают протестанты-реформаторы что, после раскола христианства на католиков и православие, Христианская Церковь превратилась в чиновников, отошедших от первоначального учения Апостолов, а стала скорее зарабатывать деньги на прихожанах и увеличивать свое влияние в обществе и на политиков .

История появления Протестантизма

Считается, что протестантизм появился в Европе в XVI веке в виде оппозиции Римско-католической церкви . Учение протестантов называют еще иногда Реформацией, так как протестанты решили, что католики отошли от принципов истинного христианства, основанного на учении апостолов.

Возникновение протестантизма связывают с Мартином Лютером , родившемся в Саксонии. И именно его считают инициатором Реформации, выступавшим против продажи индульгенций Римско-католической церковью. Кстати уже сейчас она отменена, возможно именно благодаря ему.

Индульгенция у католиков

В современной католической церкви принято положение, что от грехов можно освободиться, если совершить покаяние во время таинства исповеди. Но во время эпохи Возрождения или Ренессанса, иногда индульгенцию просто на просто раздавали за деньги.

Увидев, до чего дошли католики, Мартин Лютер и стал выступать открыто против этого, а также утверждал, что христианство нужно срочно и существенно реформировать.

Принципы Протестантизма и протестантской веры

Религиозные принципы в протестантизме выражаются в виде богословия или изложении веры Реформации, то есть преобразовании католического христианства. Данные принципы включаю в себя следующее:

  • Слово Бога изложено только в Библии и поэтому именно Библия - это единственный источник и документ для верующего человека;
  • Неважно какие поступки совершает человек - прощение можно заслужить лишь верой, но никак не деньгами ;
  • Спасение в протестантизме вообще рассматривается как Божья благодать и это не заслуга человека, а это дар от Бога ради Иисуса Христа и для людей, живущих на земле. А спасение согласно Библии - это избавление человека от его грехов и соответственно от тяжких последствий, а именно от смерти и ада. И говорится о том, что спасение возможно по причине проявления любви Бога к человеку ;
  • Церковь не может быть даже посредником между Богом и человеком . И единственным посредником является Христос. И потому спасение возможно не через веру в церковь, а через веру в Иисуса и в Бога непосредственно;
  • Поклонятся можно лишь Богу, так как спасение приходит только через него. Потому, как верит человек в искупление грехов через Иисуса, так и вера в Бога также является спасением;
  • Любой верующий может и имеет право излагать и истолковывать слово Божье.

Основные идеи Протестантизма

Все основные идеи протестантизма начались с Мартина Лютера, когда он стал выступать против индульгенции Римской католической церкви, когда отпущение грехов продавалось за деньги и для каждого преступления существовала своя такса или цена.

Сам же Мартин Лютер утверждал, что отпущение грехов совершает не Римский Папа, а Бог . Так же в протестантизме серьезно утверждается идея, что Библия - это единственный источник учения христианства.

В результате Мартин Лютер был отлучен от Католической Церкви, что повлекло раскол Церкви на католиков и протестантов (лютеранцев ) и способствовало возникновению многих войн на религиозной почве.

Сторонников или последователей Мартина Лютера, стали звать протестантами , после того как они выступили в его защиту. Это случилось после того, как Шпейрский рейхстаг (высшая законодательная власть Римской церкви) объявил Мартина Лютера еретиком.

Суть Протестантизма

В своей сути учение протестантизма опирается, как православие и католики на веру в Единого Бога, а также на Библию, как на единственный источник учения христианства.

У протестантов признается непорочное зачатие Иисуса Христа и его смерть за грехи человеческие. Так же у них существует вера в воскресение Иисуса после свое смерти.

И они ждут мессию или возвращение Христа во плоти в будущем. Лютеранцам в 20 веке даже удалось добиться запрета на преподавание теории Чарльза Дарвина в некоторых штатах США , как «антибожественной».

Философия Протестантизма

Философия протестантизма основана на реформации Римского католичества, которое как считается, отошло от истинного учения Библии.

К тому же, католическая церковь на Западе владела до 1/3 обрабатываемой земли, где использовался труд крепостных, то есть практически рабов . А протестантизм делает упор на личную ответственность перед Богом и обществом, а также не одобряет рабство.

В Англии лютеранцы требовали даже уничтожения Папской системы власти. Так известный лютеранец Джон Виклиф утверждал, что Римская церковь после раскола отошла от истинного учения. И он говорил о том, что Иисус Христос, а не папа римский является главой церкви и авторитетом для верующего является Библия, а не Церковь.

Сторонники протестантизма

Лютеранскую Реформацию поддерживали крестьяне, которых практически разоряла церковная десятина, а также ремесленники, обложенные непосильным налогом.

Протестантизм отвергает все постановления Римского Папы и все его декреты, утверждая, что достаточно одного Священого Учения или Библии. В свое время Мартин Лютер даже прилюдно сжег один из папских указов.

Естественно вскоре после недовольства в сторону крупного церковного бизнеса с оборотом в десятки, если не сотни миллиардов долларов год, начались преследования протестантов, и хотя сам Мартин Лютер не пострадал, все же двое монахов протестантов были сожжены . Философию лютеранцев уже по-своему использовали народные массы в своих рыцарских и крестьянских войнах.

Позднее Мартином Лютером для сторонников протестантизма были написаны две книги: одна для пасторов, где говорится как правильно проповедовать, и другая для обычных верующих, где были изложены Десять Заповедей, Символ Веры и молитва Отче Наш.

Направления в Протестантизме

Одним из известных направлений в лютеранстве является Евангеликализм - сюда входят меннониты и баптисты . Так в России известны евангельские баптисты , пятидесятники и прохановцы .

К основным принципам Евангеликализма можно отнести утверждение Библии как единственного утверждения Бога, а также активную миссионерскую деятельность.

Так же к направлениям в протестантизме можно отнести фундаментализм , Либерализм и Диалектичесую теологию . Все они основываются на Библии - как на единственном учении от Бога.

Особенности учения Протестантизма

У протестантов существуют общие идеи с другими традициями христианства, такие как о Едином Боге, о Триединстве, о Рае и Аде, а также признаются таинства Крещения и Причащения.

Но с другой стороны не существует традиции молитв за умерших и молитв святым, как это происходит у католиков или православных.

В богослужениях протестантов может использоваться любое помещение , и оно основано на проповеди, молитве и пении псалмов.

Численность Протестантов

Протестантизм считается вторым по количеству верующих в христианстве и насчитывает до 800 миллионов человек. Протестантизм распространен в 92 странах мира .

Вывод

Что и говорить, Мартину Лютеру удалось распространить свое учение, о чем он всегда мечтал. И возможно протестанты пошли глубже, в сторону личной свободы каждого человека в отличии от более традиционного церковного и коммерческого христианства.

И все же, Бог все еще выступает в роли чего-то внешнего по отношению к человеку. И почему-то все проходят мимо главного – мимо Бога, а «Бог есть Любовь», как говорил Иисус Христос.

Ведь если Бог - это Любовь, то она невидима, ее можно лишь почувствовать, она просто есть. Я Есмь, то что Я Есмь. Любовь - это само бытие, это любовь к каждому это действительно г , и о чем не стоит забывать даже протестантам со своим желанием реформировать лишь внешнюю часть этого учения, собственно также, как и любовь к природе и ко всему остальному.

Надеюсь на дальнейшие встречи на нашем портале Обучения И Саморазвития, где мы уже писали не только о философии, сути, идеях протестантской церкви и протестантов, но и про другие виды христианства, например, можете или и о .

совокупность ряда самостоятельных и разнообразных христианских церквей и сект, возникших в XVI веке в странах Западной Европы в связи с реформацией - противокатолическим движением. Основные формы протестантизма: лютеранство, анабаптизм, кальвинизм, англиканская церковь (см.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОТЕСТАНТИЗМ

от лат. protestantis - публично доказывающий) - одно из трех основных направлений в христианстве.

Откололся от католицизма входе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты, всего более 200 направлений и сект).

Начало протестантизму положил монах Мартин Лютер, преподававший богословие в университете немецкого города Виттенберг. В 1517 г. к дверям небольшой церкви местного замка он прибил листы, содержащие 95 тезисов, которые впоследствии приобрели всемирную известность. В них Лютер резко выступил против основополагающих догматов римско-католической церкви. Он осуждал практику торговли индульгенциями - письменными свидетельствами об отпущении грехов, отрицал учение о спасении души через заступничество святых, о чистилище и выражал сомнение в особых правах духовенства. Вскоре Лютер и вовсе разорвал свои отношения с Римом, когда в 1520 г. публично сжег папское послание об отлучении его от церкви.

Начатое Лютером движение получило название Реформации. А ответные действия католической Церкви - контрреформации. В ходе религиозных войн, преследований еретиков (сжигание на кострах практиковалось как католиками, так и протестантами), погибла четверть населения Европы. Некоторые страны потеряли более половины населения.

Протестантство, по мнению многих исследователей (М. Вебер, В. Зомбарт и др.), сыграло решающую роль в становлении капитализма, распространившегося в Нидерландах, Англии, части германских государств, Скандинавии и позднее в Северной Америке. Протестантизм возник в эпоху, когда экономические и политические интересы набирающего все большую силу класса буржуазии требовали определенной идеологической санкции, которая в тех условиях не могла быть выражена иначе чем в виде религиозной доктрины.

Протестанты отвергают все обряды, за исключением двух - крещения и причастия. Да и те отправляются исключительно как символическое «воспоминание» о Крещении Спасителя в Иордане и Тайной Вечере и не носят сакрального смысла, как во время Крещения и Евхаристии у православных и католиков. Если последние признают 2 источника Божественного Откровения - Священное Писание, то есть Ветхий и Новый Завет (Библию) и Священное Предание (живая история христианской церкви, выраженная в патристике - трудах святых ее отцов, постановлениях семи Вселенских соборов и житиях святых), то протестанты отрицают последний и апеллируют исключительно к Библии, которая вообще-то была сформирована Церковью, Святыми отцами и проч., т. е. теми, кого протестанты отвергают.

Лютер и его последователи были убеждены, что не только священник, но любой христианин имеет право отпускать себе грехи. Каждый верующий, по их мнению, имеет право читать и самостоятельно истолковывать Библию. Поэтому из-за различных толкований и появилось огромное количество протестантских сект, каждая со своим видением Писания.

В основе протестантской доктрины лежит принцип «оправдания верой». Никакие другие дела - ни молитва за умерших, ни поклонение святым и Богоматери, ни благотворительная помощь нуждающимся, ни другие добрые поступки не способны спасти человека и предуготовить его к Царствию Небесному. Главным условием спасения для всех протестантов абсолютно всех толков, церквей и направлений (их в мире насчитывается не менее 200) является признание Господа Иисуса Христа в качестве личного Спасителя. Спасительная же роль Церкви, общины, собора отрицается.

Для протестантизма характерны упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата. Практически во всех протестантских конфессиях широко распространен принцип всеобщего священства, когда теоретически любой прихожанин, член общины может стать пресвитером или проповедником. Фактически это оборачивалось тем, что ими становились, как правило, самые уважаемые, в силу своей состоятельности, граждане, и все дела в данной конгрегации вершились исключительно в пользу богатой верхушки общины. Неудивительно, что новое, реформированное вероучение было привлекательным для буржуа, т. к. идеально обосновывало их претензии на экономическое и политическое господство.

Протестантизм и стал знаменем великих буржуазных революций в Северной Европе - в Нидерландах в XVI в., в Англии XVII в. Он определил и судьбу бывших английских колоний в Северной Америке, которые в XVIII в. провозгласили независимость от Британской империи и образовали Соединенные Штаты.

В Северной Европе и Германии господствует лютеранство. Провозгласив разрыв с католицизмом, оно, тем не менее, сохранило некоторые общие с ним черты. Это проявляется и в теологии, и в богослужебной практике. У лютеран-евангелистов есть епископат, существует посвящение в духовный сан. Хотя в их храмах нет икон, есть распятие, алтарь, священники облачаются в особое одеяние. Используется при богослужении хоровое пение и органная музыка.

Англиканство в Великобритании распространилось по инициативе правящих кругов. Парламент своим актом 1534 г. объявил короля Генриха VIII главой независимой от папского престола церкви. Все монастыри в стране были закрыты, а их имущество конфисковано в пользу казны. В учении англиканской церкви сочетаются лютеранство, кальвинизм и католицизм. Она сохранила церковную иерархию и пышный культ - примасом англикан считается архиепископ Кентерберийский. Англикане имеют свои епархии в Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии. С середины XIX в. собираются Ламбетские конференции - консультативный орган всех англиканских церквей.

В кальвинизме, в отличие от лютеранства, нет формулы Символа веры, хотя богословская система приведена в стройный порядок. Главенствующей в ней является доктрина предопределения, вдохновленная Ветхим Заветом. Согласно ей, Господь одних избрал к вечному блаженству на небесах, других - к погибели в аду. Но тот, кто предопределен к раю, должен своей земной жизнью оправдывать это предназначение и проявлять инициативу. Предназначенность к спасению проявляется в чисто материальных вещах - деловом успехе и богатстве. Ради достижения жизненных целей верующий должен отказываться от расточительности, мирских соблазнов.

В Женеве, куда священник Жан Кальвин (1509–1564) бежал из Франции, где началось преследование реформаторов, ему удалось в максимальной степени воплотить социальный идеал протестантской церкви. Она целиком выводилась изпод юрисдикции городских властей и получала право самоуправления. Руководили ею пресвитеры и проповедники, избираемые, как правило, из числа наиболее зажиточных граждан Женевы.

От своих сторонников Кальвин требовал исключительной умеренности в быту. Он был убежден: зарабатывать деньги человек должен не для того, чтобы их бездумно тратить. Поэтому в Женеве было уменьшено количество выходных дней, отменены увеселения и праздники. Кальвин ввел строжайшую цензуру - именно он стал инициатором казни в 1553 г. на костре испанского ученого-вольнодумца Мигеля Сервета.

Именно кальвинизм сформулировал религиозное обоснование для экспансии английских пуритан в Северную Америку, которая положила начало будущему государству - США.

Пуритане-кальвинисты верили, что их переселение в Новый Свет - воплощение божественной миссии. В сознании эмигрантов переселение в Америку воспринималось как Исход евреев из Египта, санкционированный свыше. Туземцы же, равно как и бедняки, неудачники и прочие не отмеченные «божьей благодатью» вызывают у кальвинистов брезгливое пренебрежение.

Различна судьба жителей колоний католиков-испанцев и протестантовангличан. Испанцы сохранили индейцев, крестили их, смешались с ними. Протестанты считали их животными и просто уничтожали миллионами. Идея превосходства, кальвинистская интерпретация своей миссии и роли орудия Бога выражены в сформулированной в 1845 г Дж. О’Салливаном доктрине «предопределенной судьбы», согласно которой американцы являются богоизбранным народом, который должен стать мировым арбитром в вопросах свободы, демократии и прав человека. Именно она стала идеологической основой атлантического глобализма и «нового мирового порядка».

«Убеждение в том, что мы являемся избранным богом народом и обладаем божественным мандатом распространить наши благородные демократические институты по всему остальному, погруженному во мрак миру, - пишет современный американский историк Т. Бейлин, - поощряло нас нести на себе бремя белого человека. Мы, американцы, продолжаем верить, что являемся могущественной нацией не потому, прежде всего, что нас наделили чудесными природными ресурсами, а потому, что в наших генах было нечто врожденное, которое дало нам возможность стать великими».

Современный кальвинизм представлен пресвитерианскими, реформатскими и конгрегационалистскими и методистскими церквями, чьи прихожане живут в США, Швейцарии, Голландии, Шотландии, ФРГ, Англии. Незначительно количество реформатов есть и на территории Западной Украины.

Среди других протестантских конфессий наиболее многочисленными являются методисты (к ним, кстати, принадлежит семья Бушей), отпочковавшиеся от англиканской церкви в 1791 г., меннониты (основатель секты голландский проповедник Менно Симонс) и баптисты. Именно от меннонитов последние заимствовали правило крещения взрослых.

Возникновение баптизма относится к началу XVII в., но лишь к концу XIX в. он распространился по всему миру. В настоящее время является самой массовой протестантской конфессией, последователей которой немало и в России.

Другими протестантскими течениями являются адвентисты, пятидесятники. Особую позицию занимают Свидетели Иеговы и мормоны, которые именуют себя христианами, но чьи воззрения совершенно не совпадают с основами христианской веры.

В XIX–XX вв. представители ряда направлений протестантизма характерно стремились к рационалистическому толкованию Библии, проповедовали «религию без Бога» (т. е. только как нравственное учение).

Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. На сегодняшний день протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.

Общее число приверженцев протестантизма - около 325 млн человек.

Отличное определение

Неполное определение ↓

О чем речь? Протестантизм - одно из трех основных направлений в христианстве, возникшее в XVI в. в ходе Реформации.

Сколько протестантов? Протестантизм занимает второе место среди мировых течений христианства по численности последователей после католиков (свыше 600 млн чел.; по некоторым данным – около 800 млн чел.). В 92 странах протестантизм – крупнейшая христианская конфессия, в 49 из них протестанты составляют большинство населения. В России протестанты – около 1% населения (1,5 млн чел).

Откуда взялся термин? Термин «протестанты» возник в Германии на Шпейерском рейхстаге 1529 г., на котором было предложено отменить решение предыдущего рейхстага о том, что князья и т.н. имперские города имеют право выбирать вероисповедание до созыва общегерманского собора. Сторонники Реформации не согласились с этим и, составив протестный документ, покинули заседание. Подписавшие протест стали называться протестантами. Впоследствии этот термин стал применяться ко всем последователям Реформации.

Во что верят протестанты? В основе протестантизма лежат пять«только»:

человек спасается только верой («только верой», sola fide)

верить следует только в одного Посредника между Богом и человеком – Христа («только Христос», solus Christus);

человек обретает веру в Него только через милость Божию («только благодать», sola gratia);

добрые дела человек делает только по милости Божьей и только для Бога, поэтому вся слава должна принадлежать Ему («только Богу слава», soli Deo gloria);

Кого относят к протестантам? Протестантизм, возникнув как совокупность различных течений, никогда не был единым. К его крупнейшим направлениям относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство, которые принято называть «классическим» протестантизмом или первой волной Реформации. С ними связаны другие самостоятельные деноминации, возникшие в XVII-XIX вв. (вторая волна Реформации), которые отличаются друг от друга догматикой, культом и организацией: баптисты, квакеры, меннониты, методисты, адвентисты и др. Пятидесятничество, которое появилось в ХХ в., относят к третьей волне Реформации.

А кого не относят? Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны), Общество христианской науки, Церковь Христа (Бостонское движение), которые генетически связаны с протестантизмом, но в своём идейном развитии далеко вышли за его рамки (как и христианства в целом), обычно относят к новым религиозным движениям.

Как разобраться с конфессиями, когда кто возник и во что верит? Последовательно рассмотрим историю протестантизма. Выступив в 1517 в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, Лютер положил начало процессу Реформации и новой конфессии - лютеранству. В дальнейшем учение Лютера об оправдании верой, ставшее краеугольным камнем протестантизма в целом, вызвало широкий резонанс в обществе и осуждение со стороны папства; в 1521 г. папской буллой Лютер был отлучён от церкви. Особое отношение Лютера к Писанию (большим вкладом в культуру стал его перевод Библии на немецкий язык), особенно к новозаветным текстам как к главному авторитету послужило причиной именования его последователей евангелическими христианами (впоследствии этот термин стал синонимом слова «лютеране»).

Второй крупный центр Реформации возник в Швейцарии среди последователей цюрихского священника Ульриха Цвингли. Доктрина Цвингли имела общие черты с лютеранством – опора на Писание, резкая критика схоластического богословия, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства» (отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека, священство всех верующих). Главное отличие состояло в более рационалистичной трактовке Евхаристии и более последовательной критике церковных обрядов. С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Жана Кальвина и его деятельностью в Женеве. Последователи Кальвина и Цвингли стали называться кальвинистами. Главные положения учения Кальвина – учение о предопределении ко спасению и неразрывной связи государства и церкви.

Третье крупное направление протестантизма, англиканство, появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII. Парламент в 1529–1536 гг. принял ряд документов, сформировавших независимую от Рима национальную церковь, с 1534 г. подчинённую королю. Главным идеологом английской Реформации был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер. Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований (сочетание положений католической церкви и Кальвина), сохранение церковной иерархии с апостольским преемством рукоположений позволяют считать англиканство самым умеренным протестантским течением. Англиканство в идейном плане делится на т.н. высокую церковь (она выступает за сохранение дореформационного богослужения), низкую церковь (близкую к кальвинистам) и широкую церковь (выступает за христианское единство и дистанцируется от доктринальных споров). Англиканская церковь называется епископальной, как правило, за пределами Великобритании.

Со второй половины XVI в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования различных течений в реформационном движении. В кальвинизме произошло разделение по принципу устройства общин на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин). Общины континентально-европейского происхождения, преимущественно французские, нидерландские и швейцарские, стали называться реформатскими. Реформатские церкви обычно признают централизованное управление, и у некоторых из них, в отличие от пресвитериан и конгрегационалистов, есть епископы. В Англии появились пуритане, выступавшие за очищение англиканской церкви от католического наследия в духе идей Кальвина. Полемизировавший с Кальвином испанский богослов теолог Мигель Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа. Во второй половине XVI в. унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в XVII в. – в Англии, в XIX в. – в США.

Реформация нашла широкую поддержку всех слоёв европейского общества, представители низов получили возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям. В Германии и швейцарском Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты, вероучительными особенностями которых было требование крестить только взрослых и не брать в руки оружие. Подвергшиеся жестоким гонениям и от католиков, и от «классических» протестантов анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию (гуттериты), позднее – в Северную Америку. Часть анабаптистов слилась с последователями т. н. Моравской церкви (последователей Яна Гуса, проповедника, жившего в XV в.) и в XVIII в. образовали общину гернгутеров. Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство (1530), названная по имени её основателя голландского священника Менно Симонса, последователи которого эмигрировали в знак социального протеста. От меннонитов во второй половине XVII в. отделились амиши. Под влиянием идей анабаптистов и меннонитов в середине XVII в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для XVII в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).

Для протестантского богословия XVII–XVIII вв. характерна идея, что церковь должна состоять только из сознательно обращённых людей, переживших личную встречу со Христом и деятельное покаяние. В «классическом» протестантизме выразителями этой идеи стали пиетисты (от слова pietas – «благочестие») в лютеранстве и арминиане (провозгласившие свободу воли) в кальвинизме. В конце XVII в. в Германии из пиетистов в отдельную деноминацию выделилась закрытая община данкеров.

В 1609 г. в Голландии из группы английских пуритан образовалась община последователей Джона Смита – баптисты, заимствовавшие анабаптистское учение о крещении взрослых. Впоследствии баптисты разделились на «общих» и «частных». В 1639 г. баптизм появился в Северной Америке и ныне является самой крупной протестантской деноминацией в США. Последователями баптизма являются известные проповедники и писатели: Чарльз Сперджен (1834–1892), Мартин Лютер Кинг, Билли Грэм (род. в 1918 г.).

Главной особенностью методизма, возникшего из англиканства в Великобритании в нач. XVIII в., является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»). Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей. В 1865 г. в Великобритании на базе методизма появилась Армия Спасения, которая является международной благотворительной организацией. Из методизма также выделились Церковь Назарянина (1895 г.) и Уэслианская церковь (1968 г.), упрекавшие методизм в излишнем доктринальном либерализме.

Реформационные процессы затронули и православную Россию. В XVII–XVIII вв. среди русских появилось т.н. духовное христианство – христоверы (хлысты), духоборы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.).

Деноминация Плимутских братьев (дарбистов), появившаяся в Великобритании в 1820-е гг. из англиканства, придерживается доктрины, согласно которой история человечества делится на отд. периоды, в каждом из которых действует характерный для него закон Бога (диспенсационализм). В 1840-е гг. произошёл раскол на «открытых» и «закрытых» дарбистов.

Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Иисуса Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 г. создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня. Во время 1-й мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма. Адвентисты седьмого дня отличаются отрицанием бессмертия души и вечных мук (грешники будут просто уничтожены во время Страшного Суда), почитанием субботы как «седьмого дня» служения Богу, признанием восстановления дара пророчества и видений через основательницу церкви Элен Уайт, а также рядом пищевых запретов и предписанием здорового образа жизни («санитарная реформа»).

Отличительной особенностью Новоапостольской церкви, возникшей во второй половине XIX в. в Великобритании на основе общин т. н. ирвингиан (общины, отколовшейся от пресвитериан), является культ «апостолов» – руководителей церкви, чьё слово – такой же вероучительный авторитет, как Библия.

В XIX в. наметилась тенденция к объединению протестантских церквей. В англоязычном мире этому способствовал т.н. ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление Учеников Христа (Церкви Христа), т.н. евангеликов (Evangelicals) и объединённых церквей. Ученики Христа (Церковь Христа) появились в начале 1830-х гг. в США из пресвитерианства. В эту деноминацию вошли протестанты, которые провозгласили полный отказ от любых догматов, символов и установлений, не указанных в Новом Завете. Ученики Христа допускают разномыслие даже по таким важным вопросам, как Троица, считая, что этот и многие другие догматы не разъяснены точно в Писании. Евангелики, появившиеся в США в XIX в., проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство. Консервативное крыло евангеликов создало диспенсационализм, либеральное – социальный евангелизм (изменение социальной реальности с целью приближения её к Царству Божьему). На базе евангеликализма возник фундаментализм (название по серии брошюр «Фундаменталии», изданных в 1910–1915 гг.). Фундаменталисты настаивали на абсолютной достоверности общехристианских догматов и буквалистском прочтении Библии. Т.н. неоевангеликализм появился в 1940-х гг., объединив тех, кто критиковал либеральных евангеликов за нравственный релятивизм, а фундаментализм – за закрытость, и выступал за активную проповедь современными средствами. Неоевангеликализм породил в США т.н. мегацеркви – церковные организации, в которых существует «центр» (главная церковь во главе с руководителем, которая вырабатывает стиль богослужения и проповеди, пособия для воскресных школ и социальной работы и т.д.) и «филиалы» (многочисленные церковные общины, находящиеся в прямом и жёстком подчинении «центру»).

В середине XIX–нач. XX вв. появились т.н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось государством. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность Реформации и вероучительная близость. В конце XIX в. появились т. н. свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от государственных протестантских церквей.

Развитие богословия протестантизма в XX в. характеризуется идеями, что в церковь должны вернуться мистические дары древней церкви и что христианство нужно адаптировать к неевропейским культурам. Так, в начале XX в. из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое характеризуется исключительную ролью в церкви Святого Духа, даром глоссолалии (произнесения специфических звуков, напоминающих неизвестные языки во время молитвы) и т.п. В 1960–70-х гг. пятидесятничество получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнические практики. Под влиянием т.н. пятидесятничества в XX в. возникли самобытные азиатские и африканские церкви, отличающиеся сочетанием христианских и языческих практик.

Среди многочисленных протестантских направлений большее значение имеют лютеранство, кальвинизм и англиканство. В крупные движения развились баптизм, евангельское христианство, пятидесятничество, методизм, адвентизм, пресвитерианство.

Лютеранство

Лютеранство получило название от имени основоположника немецкой Реформации - Мартина Лютера. Сегодня лютеранские церкви охватывают до 70 млн верующих и представлены в 68 странах. Наиболее распространено лютеранство в Германии и Скандинавских странах - Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании. Лютеранство отличается сохранением епископальной организации и принципом государственной церкви, установленным еще во времена Реформации. В скандинавских странах король (королева) и сегодня считается главой церкви.

Крупнейшим деятелем Реформации в Германии явился теолог и общественный деятель Мартин Лютер (1483-1546), отвергший присущее католической церкви выделение сакральной сферы деятельности (посты, добрые дела, совершение таинств, почитание священных мест и реликвий), обеспечивающей достижение спасения, и объявил основной формой христианского служения повседневную жизнь человека, осознавшего свою избранность. Основополагающим становится понятие «земного призвания», заключающегося в служении своим ближним и упорном достижении поставленных целей. Лютер вошел в историю как выдающийся деятель немецкой культуры, своим переводом Библии утвердивший основы общенемецкого языка. В лютеранской традиции были достигнуты выдающиеся успехи в области богословия, философии, литературы, музыкального творчества.

Кальвинизм

Кальвинизм, одно из радикальных и демократических направлений протестантизма, получил свое название по имени одного из самых значительных деятелей Реформации - Жана Кальвина. Кальвин развил учение об абсолютном предопределении, в соответствии с которым все люди по непостижимой божественной воле делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой, ни «добрыми делами» человек не может ничего изменить в ожидающей его после смерти судьбе. Кальвин провозгласил принцип мирского аскетизма, ориентировавший на посвящение всех сил труду и достижению успеха в профессиональной деятельности. Объективным показателем земного успеха считалось богатство, накопление средств, высокий социальный статус. Бездеятельность, непроизводительная трата капитала и времени осуждается кальвинистской этикой. Богатство, трактовавшееся как божий дар, греховно использовать на личные нужды. Профессиональный рост и другие измерения успешности в земных делах, согласно учению Кальвина, косвенно свидетельствуют об избранности Богом. В кальвинизме отрицается иерархическое устройство церкви и верховная власть Папы Римского. Значительно упрощается богослужение, совершаемое на родном языке. Демократические тенденции проявились в организации жизни церкви, существенно возросла роль мирян. В XVI-XVII вв. кальвинизм стал идеологической основой первых буржуазных революций в Европе.

Кальвинизм разделяется на реформатские вероисповедания, получившие распространение во Франции (гугеноты), Нидерландах, в некоторых областях Германии, Венгрии, Чехии, и пресвитерианство и конгрегационализм, распространенные в Англии. Современный кальвинизм, разделяющийся на ряд течений, насчитывает 40-50 млн последователей. Кальвинизм оказал значительное влияние на социокультурную динамику западного общества, воздействовал на становление таких направлений западной мысли, как утилитаризм, прагматизм, позитивизм.

Англиканство

Англиканство возникло в Англии в середине XVI в. в результате реформы церковной организации, проведенной королем Генрихом VIII, объявленным главой церкви. Англиканство сохраняет значительную близость к католической церкви (сохранение иерархии, трех степеней священства). Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой.

Церковь Англии является одной из государственных церквей Великобритании (другая - пресвитерианская Церковь Шотландии). Ее главой является монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Англиканской церкви принадлежат крупные землевладения, недвижимое имущество и капитал. Англиканская церквь осуществляет широкие экуменические контакты с римско-католической церковью и протестантскими направлениями. Число последователей англиканства составляет около 68 млн человек. В Англиканское содружество (Anglican Communion) входят 25 автономных церквей. Высшие иерархи этих независимых церквей периодически встречаются на Ламбетских конференциях.

Баптизм

Баптизм, одно из самых многочисленных протестантских направлений, возник в Англии в начале XVII в. Основателем является Джон Смит (1554-1612). Название конфессии (от греч. baptizo - погружать в воду, крестить) связано с практикой крещения взрослых. Баптисты отличаются последовательностью в осуществлении протестантских принципов. Членами церкви считаются лишь «пережившие духовное рождение» люди, сознательно принявшие водное крещение. Евангелизация, распространение веры рассматривается как обязанность каждого верующего. К основным баптистским обрядам относятся водное крещение, хлебопреломление, бракосочетание и погребение. Решения принимаются на основе демократических процедур.

Баптизм в США является крупнейшей протестантской организацией, владеющей значительным капиталом, имеющей свои университеты, журналы, газеты, издательства. Баптизм представляет собой существенный компонент американизма. Американский баптизм играет ведущую роль во Всемирном союзе баптистов. В середине XIX в. баптизм начал распространяться среди населения Украины, в Поволжье и на Кавказе. В 1884 г. создается Союз русских баптистов. В конце XIX в. среди петербургской знати получают распространение идеи евангельского христианства - направления, близкого по вероучению баптистам. В 1944 г. в СССР в результате объединения баптистов и евангельских христиан был образован Союз евангельских христиан-баптистов. В 1945 г. к нему примкнула часть христиан веры евангельской (пятидесятников). В 1961 г. от СЕХБ откололась группа баптистов, не принявшая политику руководства Союза ЕХБ и образовавшая направление под названием Совет церквей ЕХБ.

Пятидесятничество

Одним из крупнейших протестантских направлений в современном мире является пятидесятничество. Название этого направления связано с новозаветным сюжетом о нисхождении Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы и получении ими способности пророчествовать на незнакомых языках (глоссолалия). Центральным в вероучении пятидесятников является догмат о «крещении Святым Духом». Современное пятидесятническое движение возникло в начале XX в. Первоначально харизматики выступали в роли духовной элиты различных церквей, затем организовывали свои движения. Пятидесятники представлены множеством движений и сект, руководители которых собираются на Всемирные пятидесятнические конференции. Пятидесятничество представляет собой динамичную разновидность протестантизма, насчитывающую более 50 млн последователей, в большинстве стран мира. В бывшем Совет ском Союзе общины пятидесятников до конца 1980-х годов находились на нелегальном положении. Наиболее крупными деноминациями пятидесятников на постсоветском пространстве являются христиане веры евангельской (ХВЕ), христиане евангельской веры (ХЕВ), евангельские христиане в духе апостолов.

Адвентизм

Адвентизм (от лат. - пришествие) возник в США в середине XIX в. В основе вероучения адвентистов лежит эсхатологическое учение о скором пришествии Христа, которым завершится извечная борьба Бога и сатаны. Все праведники будут воскрешены к вечной жизни. Основателем является проповедник Вильям Миллер, заявивший, что он определил дату второго пришествия Иисуса Христа. Во второй половине XIX в. лидером адвентистского движения становится Е. Уайт, утверждавшая идею близости пришествия, дату которого невозможно знать. Из направлений адвентизма наибольшее распространение получили адвентисты седьмого дня (АСД), празднующие субботу как священный день. Численность всех адвентистских союзов приближается к 7-8 млн. Национальные адвентистские организации объединены во Всемирный союз адвентистов.

Введение

3. Основные направления протестантизма

4. Современные протестантские церкви в России

5. Религиозное содержание протестантизма

Заключение

Список использованной литературы

Введение

ПРОТЕСТАНТИЗМ, религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции. Слово "протестант" впервые было использовано на рейхстаге в Шпейере (1529) для обозначения участников, подписавших Protestatio, документ, в котором открыто высказывалось несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформ внутри церкви. Позднее "протестантами" стали называть всех, кто вышел из повиновения папе в ходе переворота 16 в., вошедшего в историю под именем Реформации. С тех пор протестантизм раздробился на многочисленные семейства церквей и не связанных друг с другом сект, и слово превратилось в собирательное понятие, за которым не стояло какое-либо конкретное вероисповедание.

1. Возникновение протестантизма. Реформация

Протестантизм как течение христианства принадлежит не только истории христианства. Он и сегодня является влиятельной духовно-интеллектуальной силой. Дело не только в сотнях миллионов его последователей, но и в духовном наследии таких властителей дум современности, философов Запада как Карл Барт (1886-1968 гг.), Карл Ясперс (1883-1969 гг.), Мартин Лютер Кинг (1929-1968 гг.), Альберт Швейцер (1875-1965 гг.), Билли Грэм (р. 1926 г) и другие.

История протестантизма связана с именами величайших представителей человечества, его культуры. Чтобы понять это, обратимся к фактам. Начало XVI века в Европе - великая эпоха радикального перелома в европейской культуре, когда закладывается основа ее развития на столетия вперед. Это время благородных порывов и сожжения "еретиков", увлечения античной культурой и охоты на ведьм, благочестивых диспутов и изощренных пыток. Все это вливается в единый поток социального развития, формирует мироощущение, возвещающее наступление буржуазной эры.

Яростной защитницей средневековых порядков выступает католическая церковь. Она еще пользуется огромной властью. Однако к этому времени антицерковные движения достигают высшей точки. В Англии это направление было представлено в проповедях профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320-1384 гг.), который требовал подчинения английской церкви в гражданских делах королю. Он также выступал против поборов римских пап с Англии, усомнился в праве церкви на индульгенции, настаивал на приоритете Священного Писания над церковным преданием.

Его идеи оказали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гуса (1369-1415 гг.), проповедовавшего отказ церкви от богатства и от продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июня 1415 года по приговору Констанцкого собора вызвало возмущение в Чехии.

Эти идеи дали начало движению, получившему название "Реформация". Его социальная база была крайне пестра. Для объединения этих разрозненных сил необходима какая-то общая программа. И она появилась: 31 октября 1517 года в Виттенберге местный священник Мартин Лютер прибил к воротам собора тезисы. Эти тезисы, как отметил Ф. Энгельс, "оказали воспламеняющее воздействие, подобно удару молнии в бочку пороха". Первоначально Лютер не помышлял о какой-либо радикальной реформе церкви. Главная идея его тезисов была в том, что для спасения требуется внутреннее покаяние грешников, которое нельзя заменить внешней денежной жертвой.

Рим ответил Лютеру угрозой отлучения и физической расправы. Но, как говорится, коса нашла на камень, и виттенбергский священник Мартин Лютер отказался подчиниться силе. Но и папа не мог уступить - конфликт к этому времени получил широкую огласку. Началась эскалация взаимных нападок и обвинений и 10 декабря 1520 года Лютер сжег публично папскую Буллу (указ), отлучающую его от церкви.

Суть же конфликта состояла в том, что католическую церковь, как социальный институт феодализма, нельзя было победить, не разрушив догматический фундамент, на котором она основывала свое господство в обществе. В догматическом плане такую роль играло богословское учение о том, что спасение людей невозможно без помощи церкви, без благодати, содержавшейся только в ней.

Чтобы в рамках христианства отвергнуть это богословское построение, необходимо было противопоставить земной ограниченности церкви всемогущество самого Бога. Иными словами, свободу людей от притязаний католицизма можно было обосновать, подчеркивая полную, абсолютную зависимость человека от создателя, неспособность грешника своим поведением (святыми делами и подвигами благочестия) повлиять на высшую божественную волю. Поэтому реформаторы решительно отвергали Священное Предание, утверждавшее церковь как особый божественный социальный институт, и единственным источником веры объявляли Библию.

Вместе с тем, особенности религиозного сознания, а также реальные усложняющиеся социальные условия приводили на практике даже в начале Реформации к возникновению различных, нередко враждующих течений. Реформация выдвинула несколько ярких выдающихся фигур: Мартин Лютер (1483-1546 гг.), Томас Мюнцер (1490-1625 гг.), Жан Кальвин (1509-1564 гг.), Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.). Но главное, конечно, не в личности самих реформаторов, хотя и это очень важно, а, прежде всего, в различии социально-политической подоплеки их взглядов, общественной практики, которую они способны осветить. Лютер выступал против Рима, побуждаемый, прежде всего, опытом богопознания. Он прокладывал дорогу новому богословию и заранее не мог видеть весь путь. Кальвин моложе Лютера, и протестантские идеи он застает уже сложившимися. В свои 26 лет он издает "Наставление в христианской вере" (1536 г), в котором изложил протестантскую доктрину в систематической, безжалостно последовательной форме, вскоре ставшей энциклопедией протестантской мысли.

Появление протестантизма стало переломным моментом во всей европейской культуре. Духовную революцию совершили титаны по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености: Леонардо да Винчи, Макиавелли, Эразм Роттердамский. К ним, несомненно, относятся Лютер и Кальвин. Они были людьми верующими и новая духовность пролегала для них через религиозное чувство, через возрождение "апостольской веры". Для средневекового человека представление о Боге - не абстрактный, отвлеченный догмат. Для них Бог - высшая истина, вокруг которой группировались все их идеи и представления.

Группа немецких князей провела в своих владениях евангелические реформы. В 1529 году они заявили "протест" против отмены Шпейерским рейхстагом права решать вопрос о религии подданных, которого они добились в 1526 году. С этим событием связано происхождение термина "протестантизм", который стали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданий христианства, генетически связанных с Реформацией.

2. Особенности протестантского вероучения, организации и культа

В соответствии с общим учением христианства протестантизм всех разновидностей стоит на той позиции, что знание религиозной истины дается человеку божественным откровением. Возникает, однако, существенный вопрос о критерии того, что из человеческих знаний относится к богооткровенной истине и что не соответствует ей или даже противоречит, где гарантия богооткровенности того или иного богословского тезиса.

В христианстве не вызывает сомнения положение о том, что основным источником откровения является Библия. Но в ней имеется много противоречий, а также непонятных мест, которые требуют истолкования и разъяснения. Для католицизма право такого толкования принадлежало только церкви, причем настолько непреложно, что мирянам даже запрещалось без руководства со стороны духовенства читать Библию.

Протестантизм лишал папство и церковь монопольного права толкования Библии. Для этого протестанты провозгласили право каждого верующего не только самостоятельно читать, но и толковать Библию. Что же касается Священного Предания, то протестантизм отказал ему быть источником откровения. "Только Библия" - это стало основным девизом всех протестантских церквей.

Реформаторы настаивали на личном отношении человека и Бога. Известно, что в ортодоксальном католицизме Бог мыслится как единство трех личностей: Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа. Многовековая история церкви свидетельствует о том, что именно формулирование и истолкование догмата Троицы составляет своеобразный эпицентр богословских баталий. Официальное начало им было положено александрийским теологом Арием (IVвек), который подвергал сомнению второе лицо троицы - богоподобность Иисуса Христа.

Именно акцента личностном общении с Богом определил типологическую особенность протестантизма. На место церковного единообразия пришел религиозный и богословский плюрализм. Поэтому в разных странах и даже внутри одной страны возникали разные вероучения. Все они разделяли ключевые идеи и представления, определявшие их общий протестантский характер, (концепцию "личной веры", "крещения в духе", избранность и т.д.), но в зависимости от специфики политической борьбы и социальной позиции привычные символы и понятия приобретали особый характер. Так возникли его различные течения: англиканство, лютеранство, кальвинизм.

Прежде всего, атаке Мартина Лютера подверглась претензия католической церкви на небесное покровительство и представительство. Между человеком и Богом, как считал М. Лютер, не должно быть никаких посредников; Бог дает спасение по своей свободной воле, а вовсе не понуждаемый домогательствами грешника. Судьба человека определяется не церковью, но всецело милостью божьей, и верующий своими силами спасения добиться не может и не способен. Он обретает его лишь тогда, когда осознает себя безнадежно греховным существом, обретает личную веру в Бога и в искупительную жертву Иисуса Христа. Учение о "личной вере" как единственном и достаточном условии спасения, образует фундамент протестантской догматики и предполагает переосмысление всего традиционного учения.