Ферапонтов белозерский богородице-рождественский монастырь. Ферапонтов монастырь и уникальные фрески дионисия

Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монастырь - бывший православный монастырь в Кирилловском районе Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия. В зданиях бывшего монастыря действует музей.

Расположение

Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр - Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед - Кирилло-Белозерский монастырь.

Архитектура, живопись

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Собор Рождества Богородицы 1490. Стенопись Дионисия 1502. Святитель Николай Чудотворец

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля - раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV-XVI веков.

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия - в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV-XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря - яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря - единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

История монастыря

Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV-XVII веках.

Собор Рождества Богородицы и шатровая церковь. Вид с востока.

Монастырь был основан в 1397 году святым Ферапонтом.Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже - трапезную :156 . Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, по просьбе братии ставшего игуменом монастыря, Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV-XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются епископы Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV-XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки - каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство :156 . Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение :156 . В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

Сиверский идол

Сиверский идол

В музее Ферапонтового монастыря находится языческий славянский сиверский идол - символ плодородия и поклонения богу Роду или Яриле. Датируется IV-IX веками, высота - около 1 метра. Найден в деревне Сиверово Суховерховского сельсовета Кирилловского района.

Ферапонтов монастырь и Русская православная церковь. Настоящее время

Проекты возобновления «монашеского жительства» на исторической территории монастыря существуют уже много лет. Однако искусствоведы не поддерживают такие начинания, считая, что это отрицательно скажется на сохранности фресок.

В настоящее время службы совершаются в надвратных церквях Ферапонтова монастыря, однако РПЦ рассматривает вопрос о службе в центральном соборе монастыря, расписанном Дионисием.

Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий издал определение с 08 июля 2014 года образовать Православную религиозную организацию Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» с. Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Охранный статус

Монастырь является памятником истории и культуры федерального значения, а также единственным на территории Вологодской области памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей фресок Дионисия является филиалом ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (КБИАХМЗ), на основании Указа Президента в 1997 году включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Известные деятели

  • Ферапонт Белозерский - основатель и 1-й игумен монастыря.
  • Мартиниан Белозерский - строитель, 2-й игумен монастыря.
  • Галактион Белозерский - блаженный, юродивый - местночтимый святой.
  • Дионисий - иконописец, расписавший стены и создавший иконостас собора Рождества Богородицы.
Ферапонтов монастырь

Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом.

Преподобный Ферапонт, в миру Федор, родился в Волоколамске в семье дворян Поскочиных. С юного возраста мечтая о монашеской жизни, он тайно ушел из дома и принял постриг в Симоновом монастыре.

Настоятель часто давал ему разные поручения. Однажды он послал Ферапонта в дальнюю белозерскую сторону. Суровый и задумчивый русский Север пленил молодого монаха. Жажда пустынного уединения в тишине северных лесов охватила его. Вернувшись в Симонов монастырь, он поделился своими мыслями с преподобным Кириллом, будущим Юфиллом Белозерским. «Есть ли на Белом озере место, где бы можно безмолствовать иноку?» - спросил Кирилл. «Там их много», - отвечал Ферапонт. Жребий был брошен: Кирилл и Ферапонт решились уйти в пустынную сторону.

Избрав место на берегу озера Сиверского, {бфилл и Ферапонт водрузили здесь крест и выкопали себе землянки. Прожив некоторое время вместе с Кириллом, Ферапонт отправился на поиски уединения и поселился на берегу Бородавского озера, в месте «пространном и гладком». Вскоре сюда стали приходить и другие монахи, желавшие разделить его пустынножительство. В 1409 году Ферапонт построил деревянный храм в честь Рождества Богоматери. Так возник Ферапонтов монастырь.

Земли Белозерья входили в удел князя Андрея Дмитриевича Можайского. Услышав о новой обители, он прислал в дар утварь для храма и пожаловал монастырю земли. Вскоре княжеский наместник, приехав из Белоозера в Можайск, рассказал князю о духовных подвигах преподобного Ферапонта. Давно желая построить близ Можайска монастырь, князь Андрей пригласил Ферапонта к себе. Оставив обитель, Ферапонт уехал в Можайск, где основал Лужецкий монастырь, там он и умер в 90-летнем возрасте 27 мая 1426 года.


Преемником преподобного Ферапонта стал игумен Мартиниан, видный церковный деятель XV века. Преподобный Мартиниан Белозерский, в миру Михаил Стомонахов, родился около 1400 года в вологодской деревне Сяма. В юном возрасте он был пострижен в монахи Кириллом Белозерским. Был учеником Ферапонта. Около 1427 года преподобный Мартиниан основал на озере Воже Вожеезерский Спасский монастырь, но вскоре стал игуменом Ферапонтова монастыря. В 1447 году он оказал поддержку сосланному в Вологду Василию Темному, который впоследствии пригласил Мартиниана Ферапонтов управлять Троице-Сергиевым монастырем. В 1455 году преподобный оставил эту обитель и переселился в любимый им Ферапонтов монастырь, где провел остаток жизни.


Трудами преподобного Мартиниана обитель начала разрастаться, став крупным центром просвещения. Преподобный Мартиниан особенно любил книжное дело и сам переписывал книги. При нем было положено начало обширной монастырской библиотеке. Известный церковный писатель Пахомий Логофет, посетивший Ферапонтово в 1461 году, много имуще братии работающих».

На протяжении всего XV века монастырь являлся крупным духовным центром. Из его стен вышла целая плеяда известных просветителей и книжников.

Уединенность и отдаленность монастыря сделали его местопребыванием ссыльных из лиц высокого духовного звания. Первым из них был архиепископ Ростовский Иоасаф. Архиепископ Иоасаф (Оболенский) в молодые годы принимал постриг в Ферапонтовом монастыре. В 1488 году после ссоры с Иоанном III он был сослан в Ферапонтово. Иоасаф прожил в монастыре около двадцати пяти лет, проведя последние годы в совершенном безмолвии. Он умер в 1513 году и погребен рядом с преподобным Мартинианом, которого считал своим наставником.

Спустя некоторое время после появления в Ферапонтове архиепископа Иоасафа, в монастыре случился сильный пожар, во время которого юродивый по имени Галактион спас всю казну архиепископа. На эти чудом уцелевшие средства в 1490 году был построен новый собор в честь Рождества Богородицы. Он стал второй каменной постройкой Белозерья после собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Собор в честь Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря - традиционный для русских северных монастырей строгий одноглавый храм, в котором чувствуются традиции новгородско-псковской школы каменного зодчества XV века. Собор очень скупо декорирован. Над храмом на широком барабане поднимается массивный колоколовидный купол с небольшой главкой в завершении. Собор окружает крытая каменная галерея, к которой с западной стороны примыкает квадратная одноярусная колокольня, крытая невысоким шатром.

Спустя двенадцать лет после строительства собора, в 1502 году, в Ферапонтово приехал известный живописец Дионисий с сыновьями - расписывать собор. «В лето 7010-е (1502) месяца августа в 6 день на Преображение Господа нашего Иисуса Христа, начата бысть подписывать церковь, а кончена на второе лето 9 дня месяца сентября... А писцы - Дионисий-иконник со своими чадами. О, Владыко Христе, всех царь, избави их, Господи, мук вечных», - гласит древняя надпись на северной стене собора в честь Рождества Богородицы.

Соборная церковь Ферапонтова монастыря с фресками Дионисия давно вошла в сокровищницу отечественного и мирового искусства. Фрескам Дионисия посвящены изданные во всем мире многочисленные научные труды, фотоальбомы, сведения о них можно найти в любом издании, посвященном древнерусской живописи.


Датой рождения Дионисия считают 1440 год. Продолжатель дела Андрея Рублева много работал в Москве и подмосковных монастырях. В 1467-1476 годах он писал фрески и иконы в Пафнутьевом Боровском монастыре, в 1481 году расписывал Успенский собор Московского Кремля, затем работал в московском Спасо-Чигасовом монастыре и в кремлевском Воскресенском монастыре, после 1485 года писал иконы для церкви Успения Богоматери Иосифо-Волоколамского монастыря, в 1500 году - в Павло-Обнорском монастыре. В 1502 году Дионисий вместе с сыновьями Феодосием, Владимиром и Андреем создал один из самых совершенных ансамблей русского средневекового искусства - фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовой монастыре.


Собор Рождества Богородицы Ферапонтова Лужецкого Можайского монастыря



По счастливому совпадению, эти фрески - главное сохранившееся до наших дней произведение Дионисия.


В отличие от Андрея Рублева, Дионисий не был монахом. В его искусстве практически нет аскетического начала. По работам мастера можно судить, что Дионисий был человеком образованным, сведущим в русской истории, знавшим летописи и житийную литературу. В его искусстве чувствуется и влияние Византии. Живопись Дионисия отличает легкий, одухотворенный рисунок, богатство красок, умелая композиция росписи.

Роспись покрывает все внутреннее пространство храма от пола до потолка. Праздничность, нарядность - вот основное настроение, определяющее то впечатление, которое росписи собора производят на зрителя. Собор Ферапонтова монастыря был расписан, как доказали последние исследования, всего за 34 дня, а не за два года, как это считалось ранее.

Основная тема фресок ферапонтовского храма - единство мира видимого и невидимого, мира людей и мира «небесных сил бесплотных». Они выдержаны строго в духе античного правила: гармония, единство и ничего лишнего. Ферапонтов Белозерский монастырь


Фрески поражают своим цветовым богатством и благородством тонов - нежно-розового, золотисто-желтого, сиреневого, зеленоватого, лилово-коричневого и красновато-коричневого. Несмотря на некоторую приглушенность цвета, они создают впечатление нежности и прозрачности красок. Долгие годы считалось, что в качестве красителей для Ферапонтов Белозерский монастырь фресок были использованы цветные камешки и глины разных цветов и оттенков, которые можно найти на берегах Бородавского и Паского озер и в руслах впадающих в них ручьев. Эти камешки дробились, растирались и замешивались на яичном белке. Целая волна паломников приезжала в Ферапонтово из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Они искали аналогичные камешки и глины и готовили из них краски по старинным рецептам.


С юга к Рождественскому собору примыкает церковь святого Мартиниана Белозерского. Она построена в 1640-1641 годах над гробницей игумена Мартиниана, преемника преподобного Ферапонта. В 1549 году преподобный Мартиниан Белозерский был канонизирован. В храме сохранилась деревянная резная позолоченная рака над гробом преподобного Мартиниана.

Крытыми переходами собор соединен с колокольней и трапезной палатой с церковью Благовещения. Трапезная сооружена в 1530-1534 годах на средства, пожертвованные монастырю великим князем Московским Василием III, когда тот с Еленой Глинской объезжал северные монастыри, вымаливая у Бога себе наследника.

Надвратная церковь Богоявления с приделом преподобного Ферапонта возведена в 1650 году.

В конце XV века в монастыре отбывал ссылку опальный киевский митрополит Спиридон, написавший здесь «Житие святых Зосимы и Савватия Соловецких» и «Изложение о православной истинной нашей веры».

А с 1666 по 1676 год в монастыре жил опальный Патриарх Никон. Не смирившись с утратой своего влияния, он не переставал надеяться на скорое возвращение и требовал от монахов патриарших почестей и привилегий. Монастырские власти, не вполне уверенные в том, что бывший Патриарх не окажется снова в Москве, покорно выполняли все его требования. По указанию Никона для него были выстроены особые хоромы - «кельи многие житей с двадцать пять», а посреди Бородавского озера из камней насыпали остров в виде креста, где Никон водрузил деревянный крест и подолгу проводил там время в молитвах и уединении. На кресте была вырезана надпись: «Животворящий крест Христов поставил смиренный патриарх Никон, Божиею милостию патриарх, будучи в заточении за слово Божие и за Святую Церковь на Белоозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме».


После смерти в 1676 году царя Алексея Михайловича положение Никона изменилось в худшую сторону. Патриарх Иоаким, давний противник Никона, предъявил ему целый список новых обвинений, среди которых фигурировали даже сношения бывшего Патриарха с посланцами Степана Разина. Никона перевели в Кирилло-Белозерский монастырь в тюремное заключение. Только в 1681 году бывший Патриарх получил разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но по дороге, в Ярославле, разболевшийся Никон умер.

После вкладов царя Михаила Романова, сделанных в 1640-х годах, никаких других пожалований Ферапонтов монастырь не получал. К концу XVII века он пришел в упадок и в 1798 году был упразднен, а его церкви обращены в приходские. Но слава древнего монастыря не умирала никогда, и в начале XX века, в связи с 500-летием основания, Ферапонтов монастырь был возрожден уже как женский. В 1908-1915 годах в монастыре велись восстановительные работы. Инициатором восстановления Ферапонтова монастыря была игуменья Леушинского монастыря Таисия. Благодаря ее неукротимой энергии дважды проводился всероссийский сбор пожертвований на это благое дело. Она же стала первой игуменьей восстановленного Ферапонтова монастыря. Игуменья Таисия скончалась в январе 1915 года.

Ферапонтов монастырь был закрыт в 1924 году, а его тогдашняя игуменья расстреляна коммунистами. В монастыре размещается музей. Монастырский храм Богоявления с 1990 года используется для богослужений.

Месторасположение: Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово.


Расположено небольшое село Ферапонтово. Здесь на не высоком холме, расположенном между Бородаевским и Паским озёрами, возвышается небольшой по размерам Ферапонтов монастырь – одно из примечательных месть Белозерского края.

Ферапонтов монастырь история

Ферапонтов монастырь основан преподобным Ферапонтом в 1398 году. Историческая весомость монастыря, значительного культурного и духовного центра Белозерья. Определяется его участием в эпохальных моментах эпохи становления Русского централизованного государства. Во второй половине XV – начале XVI века ферапонтовские старцы оказывали серьёзное влияние на политику Москвы.

Ферапонтов монастырь в XVII веке.

В 1614 году Ферапонтов монастырь захватили казацкие отряды, однако его постройки подверглись лишь сравнительно небольшому разорению. В то же время экономический упадок, связанный с литовским нашествием, задержал дальнейшие строительные работы более чем на два десятка лет. К 1640-м годам относится кратковременный период нового подъёма монастыря, вызвавший оживление каменного строительства. Вслед за этим начался постепенный упадок всего монастырского хозяйства.

Ферапонтов монастырь.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднён указом Синода. В 1904 году монастырь был возобновлён ка женский, и вновь закрыт в 1924. С того же года в памятниках Ферапонтова монастыря разместился музей, ставший впоследствии филиалом Кирилло — Белозерского историко — архитектурного и художественного музея — заповедника . В 2000 году ансамбль монастыря с росписями Дионисия 1502 года включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ферапонтов монастырь архитектурный ансамбль.

Архитектурный ансамбль монастыря сложился в период с конца XV по XVII век. Ядром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря является собор Рождества Богородицы, построенный в 1490 году. Это первая каменная постройка монастыря и одна из первых каменных построек Белозерья. Особую значимость для русской и мировой культуры имеет стенопись собора Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери, он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года. Это единственная полностью сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника страны рубежа XV-XVI веков – Дионисия.

Ферапонтов монастырь.

В 1530-ч годах ростовские мастера, формируя парадный двор монастыря, построили церковь Благовещения с трапезной палатой. Она является уникальным памятником архитектуры первой трети XVI века. Церковь построена на вклад великого князя Василия III в ознаменование рождения вымоленного в Кирилловском и Ферапонтовом монастырях наследника, будущего царя Ивана Грозного. В ярусе звонницы находились тайник и книгохранилище, где хранились рукописные монастырские книги.

Ферапонтов монастырь. Казённая палата.

В 1530-е годы построена Казённая палата монастыря. Она является одним из самых древних каменных памятников гражданской архитектуры XVI века из сохранившихся на Севере России и предназначалось для хранения монастырских документов. Архитектура проста и монументальна – массивные стены, небольшие оконные проёмы лишены обрамлений.

Ферапонтов монастырь церковь Мартиниана.

В 1641 году построили церковь Мартиниана. Паперть к ней пристроена в середине XIX века. Надвратные церкви Богоявления и Ферапонта над Святыми воротами построены в 1650 году. Церкви сооружены над двухпролетным главным входом в монастырь. Вместе с примыкающей с юга Казённой палатой они образуют главный фасад Ферапонтова монастыря.

Ферапонтов монастырь

От соборного храма к трапезной палате идут крытые двухъярусные переходы с встроенной в центре колокольней. Колокольня построена в 1680-е годы. Трёхъярусная, шатровая очень редко встречающегося типа с квадратным планом звона и четырёхгранным шатром. На ярусе звоня 17 колоколов. В шатре сохранился уникальный механизм боевых часов 1638 года. В XIX веке, в приходской период, монастырь обнесли каменной оградой.

Согласно церковному преданию, эта древняя обитель была основана после чудесного явления Богородицы иноку Симонова монастыря Кириллу. Тот поделился откровением с постриженником Ферапонтом, происходившим из боярского рода Поскочиных. Вместе они решили отправиться на берега Белого озера. Здесь иноки нашли холм, с трех сторон окруженный озерами. Кирилл узнал явленное ему в видении место и сказал: «Се покой мой в век века, здесь поселюсь, как изволила Пречистая».

Путникам в то время уже исполнилось по 60 лет. Ферапонт недолго прожил на Белом озере, продолжив поиски молитвенного уединения. В 1398 году в живописном месте, на холме, меж двух озер, выкопал он себе первую землянку. Скоро вокруг нее собралась небольшая община. Старец-игумен не только духовно наставлял братию, но и выполнял самые тяжелые послушания: колол дрова, носил воду. Упокоиться в основанной им обители преподобному Ферапонту не пришлось. По просьбе князя Андрея Михайловича он отправился в окрестности Можайска, чтобы основать Лужецкий монастырь. Там же с 1426 года покоятся его мощи.

Долго ученики Ферапонта ждали нового духовного наставника. Им стал Мартиниан, ученик Кирилла Белозерского. Глубоко образованный, талантливый переписчик Мартиниан собрал в монастыре, который он возглавлял четверть века, обширную для того времени библиотеку. Известен он и тем, что поддержал свергнутого с престола и ослепленного князя Василия Темного. Вернув себе Московское княжество, тот в благодарность предложил Мартиниану игуменство в Троице-Сергиевой лавре.

При Мартиниане же перестроили деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенную в 1409 году. А каменной она стала уже при его ученике Иоасафе, архиепископе Ростовском. По преданию, молодой князь Оболенский услышал на своем свадебном пиру от юродивого, протянувшего ему цветочный венок: «Вот тебе, Иванушка, архиерейская шапка». Вскоре молодая княгиня умерла при родах, а ее опечаленный супруг принял монашеский постриг в Ферапонтово под именем Иоасафа. Немалые средства он пожертвовал на главный храм монастыря - каменный Рождественский собор, строительство которого было завершено в 1490 году. А 12 лет спустя московский иконописец Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием расписали храм. Дионисий - крупнейший после Андрея Рублева художник Древней Руси. Его кисти принадлежали фрески в Пафнутиевом Боровском, Иосифо-Волоколамском, Павлово-Обнорском монастырях, но сегодня в неизменном виде они сохранились лишь в Ферапонтово.

Роспись Рождественского собора посвящена как земной жизни Матери Божией, так и богословскому толкованию Ее образа. Например, в верхнем ярусе храма размещены аллегорические сцены из Акафиста Богоматери. Среди изображений вселенских святых появляются и образы Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, канонизированных незадолго до написания фресок.

Цвета фресок нежные, в колорите преобладают бледно-зеленые, светло-желтые и белые тона, вместо красного мастера использовали розовый цвет. Мягкая, спокойная композиция должна настраивать паству на молитвенный лад.

Подобно другим северным монастырям, Ферапонтово служило и темницей для непокорных. Десять лет провел здесь в ссылке реформатор Никон, лишенный патриаршего сана. Бывший «Великий Государь всея Руси» сам построил себе келью. Когда опальному патриарху режим немного смягчили, он, желая оставить потомкам память о его обидах, своими руками насыпал на дно озера крупных камней. На получившемся небольшом острове установил крест с надписью: «Сей Животворящий Крест Христов поставил смиренный Никон, Божиею милостию патриарх, будучи в заточении за Слово Божие и за Святую Церковь на Белоозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме».

Злопыхатели обвиняли опального иерарха, любившего проводить время на острове, в общении с диаволом. Якобы тот являлся к патриарху в образе змия и сообщал все, что говорилось про Никона в народе. Власти также противились лечению местных жителей, которые, прослышав о его даре целителя, толпами устремились в монастырь. По евангельской традиции Никон читал над ними молитвы и помазывал освященным маслом. Отвечая на обвинения, он свидетельствовал, что «от этого его лекарства милость Божия и исцеление многим людям бывало, а про то он не слыхал, чтоб от его лекарства кто умер». Однако следственным властям, посланным Собором 1676 года, велено было «все Никоновы лекарства, коренья, травы, водки, мази сжечь на огне и бросить в реку, чтоб от него ничего не осталось».

В следующем, XVIII столетии монастырь постепенно приходил в упадок, а в конце и вовсе был закрыт по решению Синода, однако в декабре 1903 года было принято решение о возобновлении монашеской жизни в обители. На этот раз здесь открылся женский монастырь. Туда по благословению игуменьи Леушинского монастыря Таисии перебрались несколько сестер. Не успели инокини восстановить обитель, как наступили смутные революционные времена. В 1918 году настоятельницу Ферапонтова, игуменью Серафиму, расстреляли, но монастырь окончательно закрыли лишь в 1924 году.

Музей фресок

Современный музей фресок Дионисия появился на территории монастыря в 1975 году, формально он является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Сегодня здесь ведется научно-исследовательская и просветительская работа. В то же время с лета 1990 года возобновились службы в небольшой надвратной церкви Богоявления, которую некогда отвели для молитв патриарху Никону.

Каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1490) прежде всего знаменит росписями Дионисия.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1534) строился на пожертвования царя Василия III в честь рождения наследника - будущего царя Ивана Грозного. Под этим храмом находится обширное помещение, в нем некогда размещались монастырские кухня и трапезная.

Церковь Мартиниана (1640) возведена над гробницей бывшего игумена и освящена в его честь.

Церкви над Святыми вратами - одна в честь Богоявления Господня (1649), другая - во имя преподобного Ферапонта - последние крупные каменные постройки в обители.

Казенная палата (ХVI век) - массивное двухэтажное здание под двускатной кровлей, расположенное справа от Святых врат.

Шатровая колокольня Ферапонтова монастыря не имеет точной даты постройки, но по архитектурным формам она, скорее, может быть отнесена к ХVII столетию.

Секрет мастера

У специалистов вызывает большой интерес удивительная сохранность цвета фресок Дионисия. Согласно одной из легенд, мастер собирал для их изготовления разноцветные камешки на берегу монастырского озера.

Этой легенде нашлось продолжение: якобы, когда в 1946 году началась реставрация Успенского собора Московского Кремля, Управление коменданта Кремля отправило экспедицию по сбору красящих камней «для лучшего восстановления палитры художника Дионисия». Секретная экспедиция собрала в Ферапонтово более тонны камней и глины и доставила в Москву тоже в условиях повышенной секретности.

Святыни Ферапонтово

Мощи преподобного Мартиниана Белозерского. Почивают под спудом в одноименной церкви.
- Мощи преподобного Галактиона Белозерского. Почивают под спудом под колокольней справа от входа.
- Мощи архиепископа Иоасафа. Почивают в ногах преподобного Мартиниана. Надгробие находится слева на солее в Мартиниановской церкви.
- Чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница». Написана на Афоне в начале прошлого века для возобновленного монастыря.
- Подризник преподобного Мартиниана.
- Фелонь, в которой служил святой праведник Иоанн Кронштадский в Ферапонтовом монастыре.

Идет паломник неспешно, вдумчиво. В святые места путь держит. Чтоб в намоленном месте и ему помолиться, святым мощам поклониться. И путь этот сам по себе труд, подвиг. Пока идет, на постой просится, люди ему копеечку на свечку подают и о них попросить в Божьей обители наказывают. Глядишь, как дойдет - другим станет. Чище, к Богу ближе…

Таковые пути в наши дни сложны. Не скажу, невозможны - не приняты. Бежим, торопимся. Но это не значит, что в намоленные места стремиться нужно с меньшим тщанием. Поездки те и поныне отраду духовную и радость Божию приносят.

Ферапонтово надолго, точнее, навсегда запало в душу. Ощущение такое, что войди я в этот собор без Бога за душой, поверила бы и обратилась вмиг, столь велико впечатление от кисти Дионисия. Уверена, что были и такие люди. Как у Николая Рубцова:

В потемневших лучах горизонта

Я смотрел на окрестности те,

Где узрела душа Ферапонта

Что-то Божье в земной красоте.

И однажды явившись из грезы,

Из молящейся этой души,

Как трава, как вода, как березы,

Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,

Из соседних явившись земель,

Это дивное диво возвысил

До черты небывалой досель…

Неподвижно стояли деревья,

И ромашки белели во мгле,

И казалась мне эта деревня

Чем-то самым святым на земле…

Ученые полагают, что вид монастыря (как и окружающего ландшафта) с XVII века практически не изменился. По сравнению с соседним Кирилло-Белозерским монастырем (эта обитель в 20 километрах) Ферапонтов кажется маленьким, просто игрушечным. Находится он между двух озер, Бородаевским и Паским, на небольшой возвышенности. К монастырю ведет песчаная проселочная дорога, сразу настраивающая посетителя на домашний, камерный лад.

Окрестности удивительно живописны. Озеро с редкими рыбаками на деревянных лодках… пасущиеся невдалеке лошади…

Слава Богу, в СССР до монастыря «не доходили руки». Долгое время, с 1924 до 1975 года, Ферапонтов монастырь был закрыт. Потом на его территории сделали музей со штатом из одного сотрудника - сторожа.

В наши дни монастырь так и не открыли, действует только надвратная церковь с приделами Богоявления и прп. Ферапонта. Святых мощей, чудотворных крестов, здравствующих старцев-молитвенников здесь нет. И все же поход стал сродни паломничеству, место это святое. Намоленное.

Фрески Дионисия

Безусловная святыня Ферапонтова, да и всей вологодской земли, если не сказать больше - это фрески собора Рождества Богородицы. С 19 августа по 21 сентября 1502 года по новому стилю - с Преображения Господня до Рождества Богородицы - за 34 дня собор был расписан артелью великого иконописца Дионисия с сыновьями Владимиром и Феодосием, левкасчиком Еремеем, пособниками и писцами. Исследователи установили, что рисунок всех композиций и основная прокладка цветом, выполненная водяными красками по сырой штукатурке, была сделана всего за пять дней. При этом искусствоведам не удалось выделить руку каждого из писавших - вероятно, все три мастера работали сообща над каждой композицией. Кроме стенописи артелью был написан и иконостас собора (сохранившиеся иконы ныне хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и Кирилловском музее-заповеднике).

Ко времени прибытия в Ферапонтово Дионисий был уже очень известен - его артелью были написаны иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Фрески Дионисия и его сподвижников, а им более 500 лет, поражают и удивляют. Как это ни помпезно звучит, степень их воздействия на современного зрителя невозможно передать словами. Это праздник, радость и свет, запечатленный на стенах собора. Возможно, фрески части древнерусских храмов XVI века были столь же прекрасны - но, увы, все они не дошли до нас в своей первоначальной красоте. Причина тому - поновления или разрушения. Так, в Великую Отечественную войну были разрушены практически все новгородские храмы. И собор Рождества Богородицы - не только единственный, дошедший практически в целости монументальный памятник работы Дионисия, но и единственный непоновленный памятник древнерусской фресковой росписи.

Устроитель монастырей

В 2000 году Ферапонтов монастырь включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (всего в России на сегодняшний день 15 культурных памятников, находящихся под опекой ЮНЕСКО). Музейная коллекция Ферапонтова очень интересна и по-своему уникальна. Собрание рукописных и старопечатных книг, экспозиция точно воспроизведенных соборных фресок (художник-реставратор Н.В. Гусев), прекрасно продуманные регулярно обновляющиеся экспозиции, ежегодные Ферапонтовские чтения… Будет ли комплекс передан Церкви - Бог весть. С Божией помощью и это устроится. Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году преподобным Ферапонтом (вначале святой подвизался в Московском Симоновом монастыре, затем отправился с преподобным том по обоюдному согласию заложил свой монастырь). Отшельничество, безмолвие, набеги разбойников. Позже к преподобному стали стекаться иноки. Пустынь, где жили единичные отшельники, становится общежительным монастырем. Преподобный Ферапонт по смирению не принимает настоятельства. Но известность о подвигах угодника распространяется далеко за пределы Белозерья. Спустя десятилетие князь Андрей Дмитриевич вызывает преподобного Ферапонта для устроения в Можайске монастыря (там возник Лужецкий Богородице-Рождественский монастырь).

Расцвет и закат

Второй настоятель монастыря, преподобный Мартиниан, был избран монастырской братией. Ребенком он жил при Кирилло-Белозерском монастыре и обучался грамоте у самого преподобного Кирилла. И одним из послушаний всех монахов Ферапонтова монастыря стало чтение, переписывание и переплет книг. Вскоре небольшой Рождество-Богородицкий монастырь стал еще и крупным общественно-культурным центром. Когда новгородскому архиепископу Геннадию потребовались для борьбы с еретиками редкие книги, он послал за ними в Ферапонтов монастырь.

В течение десяти лет Ферапонтово было
местом ссылки патриарха Никона

Расцветом Ферапонтова монастыря справедливо считается XVII век. К этому времени на территории монастыря были возведены три каменных здания. Первым среди них был храм Рождества Богородицы, построенный в 1490 году (Дионисием с сыновьями он был расписан позднее, через 12 лет). В конце XVII века Ферапонтово в течение десяти лет было местом ссылки патриарха Никона.

В XVIII веке Ферапонтово постигли набеги, пожары, разоренья. Окончательно подкосило изъятие монастырских земель. В 1798 году монастырь упразднили, его храмы стали приходскими. В 1904 году он был открыт вновь, но уже как женский. После прихода новой власти в 1924 году монастырь был закрыт окончательно.